» » Возрастные особенности пищеварительной системы человека. Строение и функции пищеварительной системы

Возрастные особенности пищеварительной системы человека. Строение и функции пищеварительной системы

Пищеварительная система - система органов, в которой происходит переваривание пищи, всасывание переработанных и выделение не переваренных веществ.

Она включает пищеварительный тракт и пищеварительные железы.

Пищеварительный тракт - это трубчатая часть пищеварительной системы, в нем различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. В свою очередь желудок, тонкий и толстый кишечник составляют желудочно-кишечный тракт.

Пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа, печень) располагаются по ходу пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки.

Расщепление питательных веществ пищи происходит под влиянием трех видов ферментов:

· протеолитические - расщепляют белки до полипептидов и аминокислот;

· амилолитические - углеводы до дисахаридов и моносахаридов;

· липолитические - жиры до жирных кислот и глицерина.

Пищеварение и всасывание - главные компоненты функциональной пищеварительной системы, которые поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме.

Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышен­ные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т. е. поступле­ние азота в организм превышает его выведение.

Использование питательных продуктов идет в двух направлениях:

Для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция)

Для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция).

Основная функция пищеварительной системы - поддержание такого уровня питательных веществ в организме, который обеспечивает нормальное течение обменных процессов. Уменьшение содержания питательных веществ в организме через возбуждение хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей нервным и гуморальным путем возбуждает части пищевого центра, расположенного в гипоталамической области. Это возбуждение вызывает:

· выход резервных питательных веществ;

· перераспределение резервных питательных веществ к более важным органам;

· снижение уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях организма.

Всасывание - физиологический процесс переноса веществ из полости пищеварительного тракта в кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего пищеварительного тракта.



Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание.

В нем различают следующие отделы:

а) ротовая полость;

б) глотка;

в) пищевод;

г) желудок;

д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;

е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.

У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально. К 1 году он становится продолговатым и приобретает вертикальное положение. Форма, характерная для взрослых, формируется к 7 - 11 годам. Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых, содержит меньше желез, а в каждой из них число гланулоцитов меньше, чем у взрослых. С возрастом увеличивается общее число желез и число их на 1 мм 2 слизистой оболочки. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соля­ной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным заболеваниям детей.

Железы тонкой кишки, так же как и желе­зы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислот­ности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее актив­ный сок. Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием мест­ного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребен­ка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его дви­гательной активности приводят к усилению перистальтики. В связи с тем что у детей относительно большая длина кишечни­ка и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возни­кает возможность возникновения заворотов кишок. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как у взрослых, к 3-4 годам.



В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции под­желудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищева­рительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи.

Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможностью всасывания в же­лудке, которая сохраняется у детей до 10-летнего возраста.

Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процес­сов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года - 1 л, в 7-10 лет 1,4 л, в 11-14 лет- 1,5 л.

В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др.

Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно (почти в 2 раза) превышает уровень обме­на у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее замет­но - на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года - 2000 ккал, в 7 лет - 2400 ккал, в 11 лет - 2800 ккал.

Ротовая полость

Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.

В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.

Пищевод

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

Желудок

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.

Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.

Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.

Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.

Пищеварение в кишечнике

У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.

Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения.

Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев ее масса удваивается. Особенно интенсивно печень растет в 14–15 лет, достигая массы 1300–1400 г. Желчеотделение отмечается уже у трехмесячного плода. С возрастом желчеотделение усиливается.

Пищеварительная система новорожденного существенно отличается от таковой у взрослых.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке . В двенадцатиперстной кишке пищевая кашица подвергается дальнейшему расщеплению под воздействием панкреатического сока. Панкреатический сок, или сок поджелудочной железы, содержит ряд ферментов и муцин. Муцин защищает слизистую оболочку, а ферменты расщепляют белки, липиды и углеводы. В панкреатическом соке содержатся следующие ферменты:

1. трипсин и химотрипсин, расщепляющие белки до пептонов и альбумозов;

2. энтерокиназа, которая активизирует трипсин и химотрипсин;

3. липаза, расщепляющая жиры;

4. амилаза, расщепляющая углеводы до мальтозы;

5. мальтаза, расщепляющая мальтозу;

6. лактаза, расщепляющая молочный сахар лактозу.

Кроме ферментов и муцина в двенадцатиперстную кишку поступает желчь из желчного пузыря. Желчь эмульгирует жиры до мельчайших капель и способствует их всасыванию, активирует ферменты, замедляет гнилостные процессы, усиливает перистальтику тонкой кишки.

Пищеварение в нижних отделах тонкого кишечника . Из двенадцатиперстной кишки пищевая кашица продвигается в тощую, а затем в подвздошную кишку. Выделяемый кишечными железами кишечный сок продолжает расщеплять белки, жиры и углеводы с помощью своих ферментов до следующего состояния:

1. белки расщепляются пептидазами до аминокислот, которые затем всасываются в кровь;

2. жиры расщепляются липазой до глицерина и жирных кислот, причем, глицерин всасывается в кровь, а жирные кислоты в лимфу;

3. углеводы расщепляются амилазой, мальтазой, лактазой и инвертазой до глюкозы, фруктозы и галактозы и всасываются в кровь.

Пищеварение в толстом кишечнике . Непереваренные остатки пищи поступают из тонкого кишечника в толстую кишку, где заканчивается расщепление пищевых продуктов. В просвете толстого кишечника происходят следующие процессы:

1. всасывание воды и солей;

2. формирование каловых масс;

3. расщепление растительного белка ферментами микрофлоры кишечника путем гниения;

4. расщепление растительной клетчатки ферментами микрофлоры путем брожения.

При смешанном питании до 10% принимаемой пищи организмом не усваивается и выводится рефлекторно.

Печень является самой крупной пищеварительной железой. Она участвует в обмене белков, жиров, углеводов и витаминов. Кроме этого важной функцией печени является синтез желчи. Печень пропускает через себя всю кровь, которая оттекает от кишечника, тем самым, очищая ее от таких вредных продуктов метаболизма, как скатол, индол и метан. В печени задерживается часть глюкозы, которая откладывается в ней в виде гликогена. Гликоген – это запас глюкозы на случай экстремального большого потребления ее при физической нагрузке.

Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы . Пищеварительная система у человека начинает закладываться на третьей неделе пренатального онтогенеза. Начиная со второго месяца внутриутробной жизни наблюдается интенсивный рост органов пищеварения, появляется расширение первичной кишки – будущий желудок, начинает формироваться печень и поджелудочная железа.

После рождения ребенка органы пищеварения продолжают расти и дифференцироваться, при этом наблюдаются их возрастные изменения.

Глотка у новорожденного короткая, ее длина около 3 см. Нижний край глотки находится на уровне между телами III и IV шейных позвонков. К 11-12 годам – на уровне V – VI шейных позвонков, а в подростковом возрасте – на уровне VI – VIII шейных позвонков.

Пищевод у новорожденного имеет длину 10-12 см. К 11-12 годам длина пищевода удваивается.

Желудок у новорожденного имеет веретенообразную форму. К концу первого года жизни желудок удлиняется, а в период от 7 до 11 лет приобретает форму взрослого человека. Объем желудка с возрастом также изменяется.

Тонкая кишка у новорожденного имеет длину 1,2-2,8 м. К 10 годам длина кишки достигает ее величины у взрослого человека (5-6 м).

Толстая кишка у новорожденного короткая, ее длина около 65 см. К концу грудного возраста она удлиняется до 83 см, а к 10 годам достигает 118 см.

Печень у новорожденного больших размеров, занимает более половины объема брюшной полости. Нижний край печени выступает из-под реберной дуги, в отличие от такового взрослого человека. После семи лет нижний край печени из-под реберной дуги уже не выходит. У детей печень и поджелудочная железа очень подвижны, и их положение легко изменяется при изменении положения тела.

Во время внутриутробного развития питание плода осуществляется за счет пищевых веществ, поступающих от матери. Сразу после рождения ребенок переходит на новые условия питания. Органы новорожденного недостаточно зрелы и приспособлены переваривать только материнское молоко.

Полость рта. У ребенка грудного возраста сосание является основным механизмом, обеспечивающим поступление в организм питательных веществ: материнского молока или питательных смесей через соску. Оно является, безусловно- рефлекторным, актом, который появляется у плода на 4-м месяце и полностью формируется на 5 - 6-м месяце внутриутробного развития. Новорожденный может сосать и глотать тотчас же после рождения. Сосательный рефлекс возникает у него даже при механическом раздражении кожи губ и лица. У новорожденных детей сосание, глотание и дыхание могут происходить одновременно, и молоко не попадает в гортань из-за более высокого расположения входа в нее, чем у взрослых. У ребенка во время кормления дыхание сменяется со смешанного типа на грудное, а при выключенном брюшном дыхании и опущенной диафрагме молоко легче проходит по пищеводу в желудок.

Слюнные железы новорожденных выделяют очень мало слюны. С возрастом количество ее медленно увеличивается. Значение слюны при питании ребенка состоит в герметизации губ с материнской грудью. С 4 - 6-месячного возраста слюноотделение у детей значительно усиливается, что связано с прикормом (густая и твердая пища, раздражая слизистую оболочку рта, усиливает слюноотделение) и появлением молочных зубов. Неумение глотать слюну приводит к слюнотечению, которое прекращается к 1 - 1,5 годам. Слюноотделение у детей, как и у взрослых, осуществляется тремя парами крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная, подъязычная) и рядом мелких, расположенных в слизистой оболочке полости рта, у корня языка, на твердом и мягком небе. С возрастом масса желез увеличивается, ветвится и расширяется система выводных протоков. К двум годам слюнные железы детей по гистологическому строению сходны с таковыми у взрослых.

Смешанная слюна ребенка имеет колеблющиеся в широких пределах значения рН 6-7,8, содержит неорганические и органические вещества. Среди последних муцин (слизь) важный компонент для формирования и ослизнения пищевого комка, образования защитного слоя на слизистой оболочке полости рта и глотки. В слюне содержится амилаза, но переваривающая сила ее мала. Ниже, чем у взрослых, активность в слюне детей лизоцима (муромидаза), оказывающего бактерицидное действие.

С переходом на прием плотной пищи особое значение приобретают ее размельчение, смачивание и формирование пищевою комка, что достигается с помощью жевания, которое становится эффективным сравнительно поздно к 1,5 - 2годам.

Зубы закладываются и развиваются в толще челюсти. Еще во внутриутробном периоде развития закладываются зачатки постоянных зубов, сменяющих в определенном возрасте молочные.

На 6-8-м месяце жизни у ребенка начинают прорезываться временные, или молочные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития, качества питания. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезывается обычно 8 зубов. В течение второго года жизни, а иногда и начала третьего года заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.

В 6-7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянных зубов заканчивается к 14 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25- 30 лет; в 15% случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. В связи с тем, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей школьного и дошкольного возраста.

Глотание пищевого комка является рефлекторным актом. Глотательный рефлекс начинает формироваться раньше, чем рефлекс сосания. У плода 6 -7 месяцев он уже сформирован, а у новорожденного ребенка хорошо координирован.

Глотка новорожденного имеет форму воронки с высокой и широкой верхней частью и суженой нижней. Её длина 3 см к двум годам увеличивается в 2 раза. Нижний край при рождении находится на уровне 3-4 шейных позвонков, к 12 годам 5-6 шейного позвонка, к 14 годам на уровне 6-7 шейного позвонка. Из глотки пища попадает в пищевод.

Пищевод у новорожденного представляет собой трубку 10-12см длиной, тогда как у взрослого она достигает 25 см. К 11-12 годам его длина удваивается. У новорожденного шейная часть пищевода располагается несколько выше, чем у взрослого. Однако с возрастом она опускается, особенно интенсивно до 10-12 лет. Слизистые железы пищевода у новорожденного развиты слабо, его слизистая оболочка нежна и легкоранима. Мышечная оболочка пищевода у новорожденных развита слабо, она растёт до 11-12 лет. Нижний конец пищевода расширен и его мышцы на границе с желуд­ком слабы, в связи с этим, шевеление ребенка после кормления может вызвать срыгивание. Это может случиться и при перекармливании ребенка.

У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму и приобретает вертикальное положение, а с 6-7 лет его форма ничем не отличается от желудка взрослых.

Емкость желудка при рождении составляет 5 - 10 мл, в первые недели увеличивается до 30 -35мл, к 1 году до 300 - 400 мл, в возрасте 10 лет достигает примерно 750 -800 мл, а у взрослого равна 1500 - 2000 мл.

Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых. Вход в желудок относительно широк, кардинальный сфинктер развит недостаточно, а пилорический сформирован хорошо, что предрасполагает грудных детей к срыгиванию и рвоте.

Желудочные железы в первые годы жизни ребенка еще недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. До 4 - 5 месячного возраста кислотность сока обеспечивается молочной кислотой, a лишь затем соляной. Низкая концентрация соляной кислоты обусловливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6-7 лет, что способствует более легкой восприимчивости детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям. До 10-летнего возраста кислотность желудочного сока повышается у детей мужского и женского пола параллельно, затем бывает высокой у мальчиков, причем это различие не меняется вплоть до 40-летнего возраста, когда вновь выравнивается.

В процессе развития детей и подростков существенно меняется активность содержащихся в желудочном соке ферментов. Особенно значительно меняется в первый год жизни активность фермента – химозина, створаживающего белки молока. Его активность резко возрастает к концу 1-го года, у взрослых этот фермент полностью теряет свое значение в пищеварении. В связи с низкой кислотной способностью желудочного сока фермент пепсин у новорожденных детей способен расщеплять лишь белки, входящие в состав молока. С возрастом нарастает также активность других ферментов желудочного сока и в старшем школьном возрасте она достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет в желудке активно идут процессы всасывания, в то время как у взрослых эти процессы осуществляются в основном только в тонком кишечнике.

Порция грудного молока задерживается в желудке после кормления 2 – 3 часа, питательная смесь с коровьим молоком - 3 - 4 часа. Увеличение в пище количества белков и жиров замедляет ее эвакуацию до 4,5 - 6,5 часа.

Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 6-8 лет. Масса железы 2 - 4 г, к концу 1-го года достигает 10 - 12 г, к 4 мес. масса удваивается, к 8 годам утраивается, у взрослых 60 - 115 г. По своим морфофункциональным параметрам она достигает уровня взрослого организма к окончанию подросткового возраста (в 11-13 лет завершается ее морфологическое развитие, а в 15-16 лет – функциональное).

Печень новорожденного относительно велика, около 4-5,5% массы тела (у взpoслых 2 - 3 %). При рождении равна в среднем 135 г, к концу первого - началу второго года жизни она удваивается, к 3 годам утраивается, в возрасте 14-15 лет, в период полового созревания, наблюдается особенно сильный рост печени, ее масса увеличивается до 1300 г. У детей морфологически еще не вполне созрели клетки печени, в связи с чем функция ее несовершенна. При заболеваниях ее клетки легко погибают, что приводит к нарушению обменных процессов, барьерной функции печени. Это в значительной мере осложняет течение кишечных заболеваний у детей.

Желчный пузырь вначале имеет веретенообразною форму, в возрасте 13 лет становится круглым, а у взрослых приобретает грушеобразную форму. У новорожденного его длина равна 3 см, у взрослого 10 см. Емкость желчного пузыря увеличивается с 3 мл примерно до 35 мл в зрелом возрасте. У новорожденного желчный пузырь мал; емкость его у ребенка 3-х мес. около 3 мл, к концу года 8 - 9 мл (у взрослых 50 - 65 мл). Желчеобразование у новорожденных происходит весьма интенсивно: на 1 кг массы тела желчи выделяется в 4 раза больше, чем у взрослых. В желчи детей концентрация желчных кислот, солей, холестерина ниже, а муцина и пигментов - выше, чем в желчи у взрослых. Нередко это служит причиной недостаточного усвоения жиров и появления их в кале при раннем прикорме. Регуляция желчеобразования осуществляется в основном гуморальным путем, выделение желчи в двенадцатиперстную кишку регулируется нервными и гуморальными механизмами, как у взрослых.

Тонкая кишка новорожденного имеет длину 1,2 – 2,8 м; в 2-3 года -2,8м. К середине периода второго детства её длина равна длине кишки взрослого человека 5-6м. Отношение длины тонкого кишечника к длине тела у детей больше, чем у взрослых: у новорожденных - в 6,3, в возрасте 12 лет в 6,6, у взрослых – в 5,4 раза. Наиболее интенсивный рост тонкой кишки наблюдается в возрасте от 1 года до 3 лет и от 10 до 15 лет. В связи с тем, что у детей относительно большая длина кишечни­ка и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возни­кает возможность возникновения заворотов кишок.

Двенадцатипёрстная кишка у новорожденных имеет кольцевидную форму, у взрослых -V-образную, складчатую или неправильную форму.

Слизистая оболочка тонкая, ворсинок в тонкой кишке детей меньше, чем у взрослых. Железы тонкой кишки, так же как и железы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислотности его сока.

Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребенка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его двигательной активности приводят к усилению перистальтики. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как и у взрослых, к 3-4 годам.

В тонкой кишке осуществляется полостное, мембранное и внут­риклеточное пищеварение. Соотношение между ними в раннем постнатальном онтогенезе претерпевает характерные изменения. Слизистая оболочка тонкой кишки новорожденных обладает высокой ферментативной активностью и обеспечивает высокую интенсивность мембранного пищеваре­ния. Существенное значение имеет и внутриклеточное пищеваре­ние. Эти виды пищеварения у детей обеспечивают гидролиз в ус­ловиях еще несформировавшегося полостного пищеварения. У дeтeй раннего возраста кишечное пищеварение осуществляется на боль­шей части тонкой кишки. С возрастом в связи с развитием полост­ного пищеварения основной пищеварительный процесс заверша­ется в начальной трети тонкой кишки.

Весь путь по тонким кишкам пищевая кашица у ребенка проходит за 12-30 ч, а при искусственном вскармливании – за более длительное время.

Толстая кишка у новорожденных детей и взрослого равна приблизительно длине тела. Просвет кишки увеличивается вплоть до 21 года. Слепая кишка опускается в малый таз обычно только в пубертатном периоде. В возрасте 12 - 14 лет топографическое расположение органов пищеварения такое же, как у взрослых. Жировая ткань откладывается в сальнике только после окончания пубертатного периода.

В толстой кишке происходит формирование кала еще во время внутриутробного развития. Первородный кал, или меконий , образуется вследствие выделения какого-то количества пищеварительных соков и слущивания эпителия. Меконий выделяется в первые часы после рождения, он темного цвета и не имеет запаха. В течение последующих 2-3 дней меконий исчезает и появляется кал, состоящий из непереваренных остатков пищи. В первые месяцы жизни дефекация происходит непроизвольно в связи с каждым кормлением 5 - 7 раз в сутки. Затем становится реже, в возрасте 1 года 1 - 2 раза в сутки. К этому времени дефекация становится произвольным актом. При смешанном и искусственном вскармливании акты дефекации более редкие.

Ребенок рождается со стерильным желудочно-кишечным трактом, который затем заселяется микроорганизмами, их вид и количество стабилизируются в каждом отделе пищеварительного тракта. Количественная и качественная стабилизация микрофлоры кишечника завершается к школьному возрасту, когда по ocнoвным показателям она становится близкой к микрофлоре взрослого человека.

Развитие органов пищеварения идет параллельно с общим физическим развитием детей и подростков. Наиболее интенсивный рост и функциональное развитие органов пищеварения наблюдается в 1-й год постнатальной жизни, в дошкольном возрасте и в подростковом периоде, когда органы пищеварения по своим морфофункциональным свойствам приближаются к уровню взрослого организма. Кроме того, в процессе жизни у детей и подростков легко вырабатываются условные пищевые рефлексы, в частности рефлексы на время приема пищи. В связи с этим важно приучить детей к строгому соблюдению режима питания.

Пищеварительная система - это система органов, в которых осуществляется механическая и химическая обработка пищи, всасывание переработанных веществ и выведение непереваренных и неусвоенных составных частей пищи. Она подразделяется на пищеварительный тракт и пищеварительные железы.

Пищеварительный тракт состоит из следующих отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, заканчивающийся прямойкишкой и анальным отверстием. К пищеварительным железам относятся печень и часть поджелудочной железы, секретирующей пищеварительные ферменты.

В ротовой полости находятся зубы, язык, выходные отверстия протоков трех пар крупных и нескольких мелких слюнных желез.

§ Зубы закреплены в альвеолах челюстей и состоят из зубной коронки, шейки и одного или нескольких корней. Зубная полость заполнена пульпой - соединительной тканью пронизанной кровеносными сосудами и нервами.

Основу зуба составляет дентин - разновидность костной ткани. Коронка зуба покрыта эмалью, а в области корней - цементом.

Всего у взрослого человека 32 зуба - 8 резцов, 4 клыка, 8 малых коренных и 12 больших коренных зубов. У детей к 7-9 годам молочные зубы меняются на постоянные.

§ Язык - мышечный орган, обеспечивающий распознавание вкуса и температуры пищи, участвующий в ее смачивании, перемешивании и проталкивании в глотку. Язык также является органом речи.

§ Слюна - секрет слюнных желез. Крупные слюнные железы - подъязычные, околоушные, подчелюстные. Секреция слюны происходит рефлекторно и координируется центрами продолговатого мозга.

Основные ферменты слюны - амилаза и мальтаза. Амилаза расщепляет крахмал до мальтозы, а мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы. Слюна также содержит бактерицидное вещество лизоцим и муцин - вещество, скрепляющее пищевой комок.

§ Глотка делится на носоглотку, ротоглотку и гортанную часть. Глотка сообщается с полостью рта и гортанью. При глотании, являющемся рефлекторным актом, подъязычная кость и гортань поднимаются. Надгортанник закрывает вход в гортань, и пищевой комок попадает в глотку, а затем проталкивается в пищевод. Пищевод, верхняя треть которого образована поперечно-полосатой мышечной тканью, проходит через отверстие диафрагмы в брюшную полость и переходит в желудок. Пища передвигается по пищеводу благодаря его перистальтике - сокращениям мышц стенки.

§ Желудок - расширенная часть пищеварительной трубки, в которой накапливается и переваривается пища. В желудке начинают перевариваться белки и жиры. Слизистая оболочка желудка включает несколько видов клеток.

Железистые клетки желудка выделяют 2-2,5 л желудочного сока в сутки. Его состав зависит от характера пищи. Обкладочные клетки выделяют соляную кислоту, необходимую для активации пищеварительных ферментов желудка. Главные клетки образуют пищеварительные ферменты. Добавочные клетки выделяют слизистый секрет.


Желудочный сок имеет кислую реакцию. Соляная кислота активирует фермент желудочного сока - пепсин, вызывает набухание и переваривание белков и способствует последующему их расщеплению до аминокислот. Слизь защищает оболочку желудка от механических и химических раздражений. Кроме пепсина, желудочный сок содержит ферменты - желатиназу, гидролизующую желатин, липазу, расщепляющую эмульгированные жиры молока на глицерин и жирные кислоты, химозин, створаживающий молоко.

§ Печень расположена в правой части брюшной полости, под диафрагмой. Состоит из долек, которые образованы печеночными клетками. Печень обильно снабжается кровью и желчными капиллярами. Желчь поступает из печени по желчному протоку в двенадцатиперстную кишку. Туда же открывается проток поджелудочной железы. Желчь отделяется постоянно и имеет щелочную реакцию. Состоит желчь из воды, желчных кислот и желчных пигментов. Пищеварительных ферментов в желчи нет, но она активирует действие пищеварительных ферментов, эмульгирует жиры, создает щелочную среду в тонкой кишке, усиливает сокоотделение поджелудочной железы. Печень выполняет также барьерную функцию, обезвреживая токсины, аммиак и другие продукты, образовавшиеся в процессе обмена веществ.

§ Поджелудочная железа расположена на задней брюшной стенке, несколько сзади желудка, в петле двенадцатиперстной кишки. Это железа смешанной секреции, выделяющая в своей экзокринной части панкреатический сок, а в эндокринной - гормоны глюкагон и инсулин.

Сок поджелудочной железы (2-2,5 л в сутки) имеет щелочную реакцию и содержит следующие ферменты:

§ Пищеварение в тонкой кишке. Всасывание. Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Ее общая длина составляет примерно 5-6 м. Слизистая оболочка тонкой кишки выделяет кишечный сок, ферменты которого обеспечивают окончательное расщепление питательных веществ.

§ Пищеварение происходит как в полости кишки (полостное), так и на клеточных мембранах (пристеночное), образующих огромное количество ворсинок, выстилающих тонкий кишечник. На мембранах ворсинок действуют пищеварительные ферменты. В центре каждой ворсинки проходит лимфатический капилляр и кровеносные капилляры. В лимфу поступают продукты переработки жиров, а в кровь - аминокислоты и простые углеводы. Перистальтика тонкого кишечника обеспечивает продвижение пищи к толстой кишке. Очень важна эндокринная функция тонкой кишки. Кишечные клетки вырабатывают секретин, серотонин, гастрин и другие биологически активные вещества.

§ Толстый кишечник образован слепой, ободочной и прямой кишками. Его длина 1,5-2 м. Слепая кишка имеет отросток - аппендикс. Железы толстой кишки вырабатывают сок, не содержащий ферментов, но содержащий слизь, необходимую для формирования кала. Бактерии толстого кишечника выполняют ряд функций - брожение клетчатки, синтез витаминов К и В, гниение белков. В толстом кишечнике всасываются вода, продукты гидролиза клетчатки. Продукты распада белков обезвреживаются в печени. Пищевые остатки скапливаются в прямой кишке и удаляются через анальное отверстие.

§ Регуляция пищеварения. Центр пищеварения находится в продолговатом мозге. Центр дефекации расположен в пояснично-крестцовом отделе спинного мозга. Симпатический отдел нервной системы ослабляет, а парасимпатический усиливает перистальтику и сокоотделение. Гуморальная регуляция осуществляется как собственными гормонами желудочно-кишечного тракта (гастрин, секретин), так и гормонами эндокринной системы (адреналин).

Есть надо свежую, доброкачественную пищу. Полноценное питание предусматривает соответствие энергетических затрат их восполнению.

Средняя суточная потребность в белках примерно составляет 100-150 г, в углеводах 400-500 г и в жирах около 80 г.

Функции пищеварительной системы:

1. механическая обработка пищи, смачивание, обеззараживание, расщепление углеводов, определение вкуса и качества пищи (ротовая полость)
2. переваривание белков, всасывание воды и некоторых др. веществ (толст. кишечник)
3. удаление из органов вредных или не переваренных веществ (12-типёрстная кишка)

2.2 Возрастные особенности пищеварительной системы

ЖКТ детей раннего возраста отличается от ЖКТ детей старшего возраста и взрослых размером всех органов и полостей. У новорожденных полностью отсутствуют зубы в полости рта, что определяет их характер питания путем сосания. Слюна вырабатывается в малом количестве, что обусловлено употребляемой ими пищей (молоко, либо заменяющие его смеси).

Зубы закладываются еще во внутриутробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6-8 месяце жизни начинают прорезываться молочные зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются 8 молочных зубов. В течение второго года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.

В 6-7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14-15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25-30 лет; в 15% случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

Измельченная механически пища в полости рта смешивается со слюной. В ротовую полость открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные. Кроме того, почти по всей слизистой оболочке ротовой полости и языка расположены мелкие слюнные железы. Интенсивное слюноотделение начинается с появлением молочных зубов.

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.

Пища, измельченная в ротовой полости и пропитанная слюной, сформованная в пищевые комки, через зев поступает в глотку, а из нее - в пищевод. Пищевод - мышечная трубка длиной у взрослого человека около 25 см. Внутренняя оболочка пищевода - слизистая, покрыта многослойным плоским эпителием с признаками ороговения в верхних слоях. Эпителий защищает пищевод при движении по нему грубого пищевого комка. Слизистая оболочка образует глубокие продольные складки, что позволяет пищеводу сильно расширяться при прохождении пищевого комка.

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных - около 10 см, в возрасте 5 лет - 16 см, в 15 лет - 19 см.

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2-3 лет - грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30-35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10-12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.

Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.

Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.

Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4-6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям. У грудного ребенка желудок освобождается от пищи при грудном вскармливании через 2,5-3 ч, при питании коровьим молоком - через 3-4 ч, пища, содержащая значительные количества белков и жиров, задерживается в желудке 4,5-6,5 ч.

У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4-5 раз, у грудного ребенка - в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.

Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения.

Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев ее масса удваивается. Особенно интенсивно печень растет в 14-15 лет, достигая массы 1300-1400г. Желчеотделение отмечается уже у трехмесячного плода. С возрастом желчеотделение усиливается.

У людей пожилого возраста физиология пищеварения сходна с таковой, у детей, так как начинаются инволютивные процессы во всех отделах ЖКТ. Зубы по большей части отсутствуют, чем и обусловлен рацион питания. Слюнные железы уже не функционируют в полном объеме. Процессы пищеварения замедляются во всех отделах. Ферментов вырабатывается недостаточно, с чем связаны процессы нарушения пищеварения. Соляная кислота в желудке вырабатывается в меньшем количестве, с чем связана склонность к заболеваниям. В двенадцатиперстной кишке процесс переваривания нарушаются за счет уменьшения выработки желчи и сока поджелудочной железы. В тонком кишечнике происходит замедление перистальтики и, соответственно, недостаточное переваривание пищевого комка, что связано с недостатком секреции ферментов. В толстом кишечнике также происходит замедление перистальтики и процессов пищеварения за счет дисбиоза.

Таким образом, процессы пищеварения у различных возрастных группы отличаются: у детей система еще не зрелая, с взрослением становится оптимально функционирующей, после чего постепенно инволютирует.

Вариация мышц и их эволюция в процессе антропогенеза

Скелетные мышцы развиваются из среднего зародышевого листка - мезодермы, из той его части, которая расположена на задней стороне зародыша по бокам от спинной струны и мозговой трубки...

Генетическая сущность мейоза. Строение пищеварительной системы

Пищеварительная система представляет собой комплекс органов, осуществляющих процесс механической и химической обработки пищи, всасывание переработанных веществ и выведение наружу непереваренных и неусвоенных составных частей пищи...

Желудочно-кишечный тракт

К пищеварительной системе относятся органы, осуществляющие механическую и химическую обработку пищевых продуктов, всасывание питательных вещесв и воды в кровь или лимфу, формирование и удаление непереваренных остатков пищи...

Изменение показателей кровообращения при мышечной работе

Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления...

Класс млекопитающие, или звери (mammalia, или theria)

Пищеварительная система млекопитающих представляет собой желудочно-кишечный тракт. К пищеварительной системе относятся: ротовая полость, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие. (рис.6) Рис...

Кровь и ее значение

По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются и ее реакции у детей и подростков на физическую нагрузку. Возрастные особенности этих реакций отчетливо проявляются как при постановке специальных функциональных проб...

Органы пищеварения человека

Пищеварение представляет собой физиологический процесс, благодаря которому, пища подвергается физическим и химическим превращениям, после чего питательные вещества всасываются из пищеварительного тракта и поступают в кровь и лимфу...

Органы пищеварения человека

У зародыша человека после 20-го дня (на 3-й неделе) кишечная энтодерма образует первичную кишку, которая начинается и заканчивается слепо. На 4-й неделе внутриутробной жизни первичная кишка располагается впереди хорды...

Органы пищеварения человека

Пищеварение в кишечнике

Трудноперевариваемая пища долго пребывает в кишечнике. Чем длиннее путь, тем дольше задерживается в нем пища. Таким образом создаются благоприятные условия для ее обработки...

Пищеварительная система. Характеристика бактерий и природных ресурсов.

Строение органов пищеварения. Пищеварительный канал открывается ротовой полостью и включает глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. К органам пищеварения относятся слюнные железы, печень, поджелудочная железа и зубы. Рис...

Скелетно-мышечная система организма и ее функции

Период полового созревания. Изменения костно-мышечной системы в подростковом возрасте касаются размеров и пропорций тела, а также мышечной силы...

Строение и функции опорно-двигательного аппарата человека

Позвоночник новорожденного имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди. Изгибы начинают формироваться только начиная с 3--4 месяцев жизни ребенка, когда он начинает держать голову. Вначале возникает шейный лордоз...

Эволюция пищеварительной системы хордовых. Характер питания и строение пищеварительной системы

Эпителий пищеварительного тракта является у позвоночных почти на всем своем протяжении энтодермальным. Очень незначительное ротовое впячивание приводит к образованию переднего эктодермального отдела (stomodaeum)...

Экстерьер и конституция лошади

Пищеварительная система выполняет функции механической и химической обработки пищи, всасывания продуктов расщепления в кровь и лимфу и выделения из организма непереваренных веществ.

Пищеварительная система представляет собой пищеварительную трубку, которая делится на ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, кишечник, и ряд расположенных возле нее крупных пищеварительных желез, таких как, слюнные железы, поджелудочная железа, печень и желчный пузырь.

Пищеварение в ротовой полости . Расщепление продуктов питания начинается в ротовой полости, куда открываются протоками три пары слюнных желез (нижнечелюстных, околоушных и подъязычных). Эти железы выделяют в ротовую полость слюну, которая содержит воду, муцин, лизоцим, амилазу и мальтазу. Вода смачивает пищу, лизоцим ее обезвреживает, а муцин смягчает. Фермент амилаза расщепляет углеводы до мальтозы, а фермент мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы.

Пища в ротовой полости находится 15-18 секунд, поэтому ферменты не успевают расщепить весь крахмал (углевод). Однако их действие продолжается в желудке до тех пор, пока желудочный сок не пропитает пищевой комок полностью.

Механизм выделения слюны . Слюна у человека выделяется рефлекторно. Когда пища попадает в полость рта, она воздействует на механические, химические и температурные рецепторы. В результате этого воздействия в рецепторах возникают нервные импульсы, которые по нервным волокнам язычного нерва поступают в продолговатый мозг в центр слюноотделения. Из мозга к слюнным железам направляются ответные сигналы по симпатическим и парасимпатическим волокнам языкоглоточного и лицевого нервов. Эти сигналы активизируют процесс выработки слюны. Такая реакция выделения слюны называется безусловно-рефлекторной . Но слюна выделяется не только при непосредственном воздействии пищи на рецепторы, но и в ответ на обонятельные, зрительные, слуховые и другие воздействия. Такая реакция выделения слюны носит название условно-рефлекторной .

Глотание пережеванной и смоченной слюной пищи – сложный рефлекторный акт. Пищевой комок попадает на корень языка и вызывает раздражение нервных окончаний. Эти сигналы поступают по чувствительным нервным волокнам в продолговатый мозг в центр глотания. Здесь информация обрабатывается, в результате формируется ответный сигнал, который по двигательным волокнам поступает на мышцы мягкого неба и глотки. Мягкое небо закрывает вход в носовую полость, а надгортанник – вход в гортань. При этом вход в глотку открывается и пищевой комок движением корня языка проталкивается в ротовую часть глотки. Затем путем сокращения круговых мышц глотки он проталкивается в пищевод, откуда круговые мышцы пищевода проталкивают комок в желудок.

Пищеварение в желудке . Пища, поступившая из пищевода в желудок, находится в нем до 4-6 часов. Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, которая имеет в своем составе многочисленные железы трубчатого строения. Эти железы образованы тремя типами клеток:


  1. главные клетки располагаются, в основном, в кардиальном и фундальном отделах желудка и вырабатывают ферменты протеазы, к которым относят пепсин и гастриксин. Эти ферменты синтезируются главными клетками в неактивной форме: в виде пепсиногена и гастриксиногена. Функцией пепсина и гастриксина является расщепление белков до пептонов и альбумозов. Кроме этого, главные клетки вырабатывают: фермент желатиназу, которая расщепляет белок соединительной ткани – желатину, фермент липазу, расщепляющий липиды, и у детей - фермент химозин, который створаживает белок молока;

  2. обкладочные клетки располагаются в основном в фундальном отделе желудка и вырабатывают соляную кислоту, которая превращает неактивные пепсиноген и гастрисиноген в активную форму – пепсин и гастриксин;

  3. добавочные клетки разбросаны по всей толще слизистой желудка и вырабатывают муцин, который предохраняет ее от самопереваривания, и «внутренний фактор Касла», необходимый для всасывания витамина В12.
В совокупности все ферменты, муцин и соляная кислота составляют желудочный сок , который имеет в разных отделах желудка разный состав: так, в состав сока дна желудка входит большое количество соляной кислоты, поэтому он имеет кислую реакцию; сок, который вырабатывается железами пилорического отдела желудка, имеет слабо щелочную реакцию, так как в нем практически нет соляной кислоты.

Отделение желудочного сока – акт рефлекторный. Безусловный рефлекс сокоотделения возникает при раздражении рецепторов полости рта и желудка. Сигналы от этих рецепторов идут по чувствительным нервным волокнам в продолговатый мозг, где информация обрабатывается и формируется ответ, который по двигательным волокнам поступает к железам желудка. Условно-рефлекторная реакция сокоотделения возникает при ощущении запаха пищи, ее виде, и даже при разговоре о еде. При этом кроме продолговатого мозга, в реакции участвует кора больших полушарий.

Для переваривания пищи важную роль играет моторика желудка. Выделяют два вида мышечных сокращений стенок желудка: перистолу и перистальтику. Перистолой называют способность желудка плотно охватывать находящиеся в нем пищевые массы. Этому способствует тоническое сокращение мускулатуры в стенках желудка. При перистоле слизистая оболочка желудка плотно соприкасается с пищей и, выделяемый желудочный сок сразу же ее смачивает. Перистальтикой называют ритмичные, чередующиеся волнообразные сокращения мускулатуры желудка. Перистальтические сокращения возникают в кардиальном отделе желудка и распространяются в сторону привратника. Благодаря перистальтике пища перемешивается и продвигается к выходу из желудка в двенадцатиперстную кишку.

Переход пищевой кашицы в двенадцатиперстную кишку происходит отдельными порциями тогда, когда кислая кашица поступает в привратниковую часть желудка и раздражает рецепторы слизистой оболочки. Возбуждение, возникшее в результате химического раздражения рецепторов, идет в центральную нервную систему, там обрабатывается и формируется ответ. Этот ответ по центробежному нерву поступает к пилорическому сфинктеру, он открывается и пропускает порцию пищевой кашицы в двенадцатиперстную кишку. Переход пищи в кишечник длится до тех пор, пока реакция в двенадцатиперстной кишке не сменится со щелочной на кислую. В результате смены реакции в кишке сфинктер рефлекторно закрывается. Таким образом, переход пищи из желудка в кишечник является сложным рефлекторным актом, который носит название пилорического запирательного рефлекса .

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке . В двенадцатиперстной кишке пищевая кашица подвергается дальнейшему расщеплению под воздействием панкреатического сока. Панкреатический сок, или сок поджелудочной железы, содержит ряд ферментов и муцин. Муцин защищает слизистую оболочку, а ферменты расщепляют белки, липиды и углеводы. В панкреатическом соке содержатся следующие ферменты:


  1. трипсин и химотрипсин, расщепляющие белки до пептонов и альбумозов;

  2. энтерокиназа, которая активизирует трипсин и химотрипсин;

  3. липаза, расщепляющая жиры;

  4. амилаза, расщепляющая углеводы до мальтозы;

  5. мальтаза, расщепляющая мальтозу;

  6. лактаза, расщепляющая молочный сахар лактозу.
Кроме ферментов и муцина в двенадцатиперстную кишку поступает желчь из желчного пузыря. Желчь эмульгирует жиры до мельчайших капель и способствует их всасыванию, активирует ферменты, замедляет гнилостные процессы, усиливает перистальтику тонкой кишки.

Пищеварение в нижних отделах тонкого кишечника . Из двенадцатиперстной кишки пищевая кашица продвигается в тощую, а затем в подвздошную кишку. Выделяемый кишечными железами кишечный сок продолжает расщеплять белки, жиры и углеводы с помощью своих ферментов до следующего состояния:


  1. белки расщепляются пептидазами до аминокислот, которые затем всасываются в кровь;

  2. жиры расщепляются липазой до глицерина и жирных кислот, причем, глицерин всасывается в кровь, а жирные кислоты в лимфу;

  3. углеводы расщепляются амилазой, мальтазой, лактазой и инвертазой до глюкозы, фруктозы и галактозы и всасываются в кровь.
Пищеварение в тонком кишечнике происходит как в просвете тонкой кишки, так и на поверхности микроворсинок кишечного эпителия. Расщепление, которое осуществляется в просвете кишки, называется полостным пищеварением . Пищеварение, осуществляемое на поверхности микроворсинок, называется пристеночным , или мембранным пищеварением).

Перемешивание и продвижение пищевой кашицы по кишечнику осуществляется за счет сокращения мышц стенки кишечной трубки. Стенка кишечника состоит из двух слоев гладких мышц: наружного продольного слоя и внутреннего кольцевого. Их сокращения вызывают два вида движения кишечных петель:


  1. маятникообразные , когда сокращаются и продольные, и кольцевые мышцы;

  2. и червеобразные , или перистальтические , когда сокращаются попеременно кольцевые мышцы соседних участков.
Маятникообразные движения совершают перемешивание химуса, а перистальтические – продвижение его по просвету кишечника.

Пищеварение в толстом кишечнике . Непереваренные остатки пищи поступают из тонкого кишечника в толстую кишку, где заканчивается расщепление пищевых продуктов. В просвете толстого кишечника происходят следующие процессы:


  1. всасывание воды и солей;

  2. формирование каловых масс;

  3. расщепление растительного белка ферментами микрофлоры кишечника путем гниения;

  4. расщепление растительной клетчатки ферментами микрофлоры путем брожения.
При смешанном питании до 10% принимаемой пищи организмом не усваивается и выводится рефлекторно.

Печень является самой крупной пищеварительной железой. Она участвует в обмене белков, жиров, углеводов и витаминов. Кроме этого важной функцией печени является синтез желчи. Печень пропускает через себя всю кровь, которая оттекает от кишечника, тем самым, очищая ее от таких вредных продуктов метаболизма, как скатол, индол и метан. В печени задерживается часть глюкозы, которая откладывается в ней в виде гликогена. Гликоген – это запас глюкозы на случай экстремального большого потребления ее при физической нагрузке.

Зубы . В процессе онтогенеза у человека имеется две модификации зубов – молочные (временные) и постоянные. Молочные зубы появляются в раннем детском возрасте. Им на смену приходят постоянные зубы. И молочные, и постоянные зубы располагаются в зубных альвеолах. По форме коронки и количеству корней различают следующие формы зубов: резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Число зубов принято обозначать зубной формулой, которая представляет собой дробь. В числителе первая цифра обозначает количество резцов, вторая – количество клыков, третья – малых коренных, четвертая – больших коренных зубов на одной стороне верхней челюсти. В знаменателе такими же числами обозначают количество зубов на одной половине нижней челюсти. У взрослого человека имеется 32 зуба, и зубная формула выглядит следующим образом: 2-1-2-3 / 2-1-2-3 (2 резца, 1 клык, 2 малых коренных, 3 больших коренных).

Ребенок рождается без зубов. Первые молочные зубы прорезываются в возрасте 6-8 месяцев. Первыми появляются нижние медиальные резцы. К концу года их насчитывается восемь, ко второй половине третьего года – 20. Молочных зубов у ребенка 20. Зубная формула имеет такой вид: 2-1-0-2 / 2-1-0-2 (2 резца, 1 клык, 2 больших коренных).


Сроки прорезывания зубов

Язык – это мышечный орган. Он образован поперечнополосатой мышечной тканью, покрытой слизистой оболочкой. Язык участвует в процессе перемешивания пищи, глотания, артикуляции речи. Язык является также органом вкуса. У ребенка язык играет большую роль при сосании молока матери. Слизистая оболочка языка, покрытая многослойным неороговевающим эпителием, образует многочисленные различной формы сосочки. Выделяют нитевидные, конусовидные, листовидные, грибовидные и желобовидные сосочки. Грибовидные сосочки различают вкус сладкого, листовидные распознают соленое, желобовидные – горькое. Нитевидные и конусовидные сосочки распознают прикосновение, холодное или горячее, а также консистенцию пищи.

Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы . Пищеварительная система у человека начинает закладываться на третьей неделе пренатального онтогенеза. Начиная со второго месяца внутриутробной жизни наблюдается интенсивный рост органов пищеварения, появляется расширение первичной кишки – будущий желудок, начинает формироваться печень и поджелудочная железа.

После рождения ребенка органы пищеварения продолжают расти и дифференцироваться, при этом наблюдаются их возрастные изменения.

Глотка у новорожденного короткая, ее длина около 3 см. Нижний край глотки находится на уровне между телами III и IV шейных позвонков. К 11-12 годам – на уровне V – VI шейных позвонков, а в подростковом возрасте – на уровне VI – VIII шейных позвонков.

Пищевод у новорожденного имеет длину 10-12 см. К 11-12 годам длина пищевода удваивается.

Желудок у новорожденного имеет веретенообразную форму. К концу первого года жизни желудок удлиняется, а в период от 7 до 11 лет приобретает форму взрослого человека. Объем желудка с возрастом также изменяется.

Тонкая кишка у новорожденного имеет длину 1,2-2,8 м. К 10 годам длина кишки достигает ее величины у взрослого человека (5-6 м).

Толстая кишка у новорожденного короткая, ее длина около 65 см. К концу грудного возраста она удлиняется до 83 см, а к 10 годам достигает 118 см.

Печень у новорожденного больших размеров, занимает более половины объема брюшной полости. Нижний край печени выступает из-под реберной дуги, в отличие от такового взрослого человека. После семи лет нижний край печени из-под реберной дуги уже не выходит. У детей печень и поджелудочная железа очень подвижны, и их положение легко изменяется при изменении положения тела.