» » Жизненный и творческий путь уильяма шекспира. Что представлял собой театр во времена Шекспира? Условия кредита устанавливались королевскими указами

Жизненный и творческий путь уильяма шекспира. Что представлял собой театр во времена Шекспира? Условия кредита устанавливались королевскими указами

Вместе с развитием в Англии драматической поэзии улучшалась и сценическая постановка пьес. Великое значение драм Шекспира вызывает интерес к устройству театра в его время. Знание сценической обстановки необходимо для понимания драм Шекспира, как драмы Софокла и Еврипида становятся понятны только при знании устройства греческого театра. Английская драма подобно греческой произошла из религиозных спектаклей. Католическая церковь допускала в мистериях и моралях комический элемент; реформация не терпела его. Англия приняла кальвинизм в смягченной форме, данной ему правительством. Король и аристократия, по понятиям которых были установлены учреждения англиканской церкви , не имели ничего против театра, даже покровительствовали ему; благодаря их готовности расходовать деньги на спектакли прежние труппы любителей заменились трупами профессиональных артистов. Певчие королевской капеллы давали спектакли при дворе Елизаветы . Под покровительством вельмож сформировались другие труппы актеров, дававших спектакли в больших городах и в сельских дворцах аристократов; некоторые труппы получали право называться королевскими; они давали спектакли в гостиницах, утверждая, что это разрешается им по привилегии их титула. Около актеров собирались в гостиницах люди беспорядочной жизни; они составляли значительную часть публики, особенно в лондонских театрах. Лондон уже и тогда превосходил все города Европы многолюдством и богатством; в нем были тысячи холостых людей, не имевших недостатка ни в досуге, ни в деньгах на развлечения. Ремесленники, работники верфей и фабрик наполняли двор, на котором стояла сцена английского театра той эпохи. Публика еще более бедного класса занимала галерею; это были матросы, слуги, уличные женщины.

Театр был местом собрания всех классов английского общества. Для простого народа было в Лондоне много плохих театров. Но кроме них было несколько других для высших классов, там, в первом ряду партера, впереди актеров, свободных от игры в тот вечер, поэтов и критиков сидели знатные покровители драматического искусства, большею частью молодые неженатые вельможи, приезжавшие смотреть на сцене то, что занимало их в жизни: военные подвиги, любовные приключения, придворные интриги. Эти молодые вельможи не интересовались пьесами из истории реформации, которые любило среднее сословие. Они дружили с актерами, не забывая в их кругу своего превосходства над ними по общественному положению. Были такие покровители и у Шекспира. Они держали себя дерзко не только с актерами, которых удостаивали своего приятельства, но и с театральной публикой. Для многих из них ставились кресла на самой сцене и между кулисами; некоторые не сидели там на креслах, а лежали на разостланных для них коврах. Публика курила, пила пиво, ела яблоки, грызла орехи, а в антрактах играла в карты, развлекалась и волокитством. На нижней из двух галерей театра Глобус сидели те женщины лёгкого поведения, которые были на содержании у богатых и знатных людей; эти дамы держали себя очень бесцеремонно. Позади них садились и некоторые жены фабрикантов, купцов, но закрыв лица масками. Вообще посещать театр считалось неприличным для честных женщин. Актрис не было, женские роли играли юноши-подростки. Необходимо знать это, чтобы понимать, почему у Шекспира даже героини драм часто употребляют неприличные выражения; да и многие черты содержания его драм объясняются отсутствием скромных женщин. Для знатной публики он выводит на сцену государей, государынь, знатных господ и дам, говорящих изящным языком; а для массы публики вставлены в его драмы грубые комические сцены. Люди среднего сословия – бургомистры, учители, ученые, священники, врачи – выводятся у Шекспира обыкновенно только в комических сценах, служат предметами шуток для знатных действующих лиц.

Уильям Шекспир

Среднее сословие тогда чуждалось театра, было даже неприязненно ему, эти солидные, зажиточные горожане, преданные реформации, расположенные к суровому пуританскому взгляду на жизнь, отцы героев Долгого Парламента и республиканцев , не посещали театра и оставлены без внимания Шекспиром. А между тем этот класс общества был самый важный в политической жизни Англии и самый почтенный; его энергия подготовляла великую будущность английской нации. Он состоял из торговцев и промышленников, священников, людей занимавших второстепенные административные и судебные должности, из землевладельцев, не принадлежавших к аристократии, из богатых фермеров; он уже начинал приобретать преобладание в общественных делах. В 1580-х годах люди пуританского направления уже составляли большинство в палате общин; управление городскими делами уже принадлежало им. В числе действующих лиц тогдашних драм почти вовсе нет этих людей и вообще мало людей безупречной нравственности.

Они были неприязненны театру, требовали стеснения его свободы, даже совершенного запрета спектаклей. В правление первых Стюартов , любивших театр едва ли даже не больше, чем Тюдоры , он был постоянным предметом спора между королями и средним сословием; ссоры из-за него создавали как будто подготовку к политической борьбе. Во времена Елизаветы неприязнь массы солидных людей среднего сословия к театру была так велика, что, несмотря на покровительство королевы, Лестера, Саутгемптона, Пемброка, Ротленда, сословие английских актеров находилось в пренебрежении: честное общество отделяло его от себя непреодолимой преградой. Это подтверждается многими местами сонетов Шекспира . Законы того времени ставят актеров на одну линию с фокусниками, канатными плясунами, бродягами. Те права, какие хотело давать им правительство, оно покупало для них тяжелой борьбой с господствующими, предубеждением. Елизавета в начале своего царствования запретила публичные спектакли; позднее, когда она полюбила аллегорические представления, а, по мнению некоторых, и драмы Шекспира, она все-таки вынуждена была подвергать театр стеснительным мерам в угождение ропоту против него. Епископы были уступчивы к пристрастию королевы, но сельские священники постоянно проповедовали против нечестивой любви к театру. Еще упорнее их восставали против театра лорд-мэр и ольдермэны лондонского Сити, действовавшие не по личному желанно, а по требованию граждан, подававших им просьбы и адресы. Они закрыли театры, возникавшие в Сити; труппы актеров вынуждены были перенести свои спектакли в предместья. Им запрещено было и там играть по воскресеньям, велено начинать спектакли в три часа пополудни. Таким образом, театр могли посещать только люди, не имевшие занятий, а трудящаяся часть населения была лишена возможности предаваться суетному развлечению, и воскресный день был избавлен от осквернения греховным удовольствием. Эти стеснительные меры были проявлением пуританского воззрения на жизнь, постоянно распространявшегося в среднем сословии и при Карле I достигшего такой силы, что спектакли были совершенно воспрещены.

Городской совет лондонского Сити восставал не только против того, что было дурно в тогдашних драмах и комедиях, но против самого театра, называл спектакли служением дьяволу. Когда в Лондоне стали строиться постоянные театры, городской совет подверг тех актеров, которые не находились на службе пэров, наказаниям, назначенным для бродяг. В 1572 г. он отказал графу Суссексу в разрешении построить театр, а в 1573 г. заставил труппу графа Лестера удалиться из Сити. Она стала давать спектакли за пределами Сити, устроила театр в бывшем монастыре доминиканцев или, как они назывались в Англии, Черных Монахов, Black Friars (он после уничтожения монашества во время Реформации служил складом машин). В этом театре играл Ричард Бёрбедж; в нем играл сначала и Шекспир. Дела Блэкфрайерского театра шли блистательно наперекор вражде пуритан. В 1589 г. труппа, игравшая в нем, получила разрешение называться королевской; в 1594 г. она построила другой театр Глобус (на юге от Лондонского моста). Кроме этой труппы, находившейся под покровительством Лестера, была труппа лорда-адмирала; спектаклями её управляли Филипп Генсло (Henslowe) и Эдуард Эллен (Alleyn). Их спектакли в театрах, открытых для публики, считались репетициями для спектаклей во дворце королевы, и под этим предлогом были изъяты от запрещения. Из-за беспорядков, произведенных в 1579 г. труппой лорда-адмирала, тайный совет велел сломать театры; но это распоряжение было сделано только для формы и осталось без исполнения; тайный совет защищал театры от вражды городского совета.

Об устройстве лондонских театров того времени мы уже говорили. Наше описание относилось в частности к театру Глобус, одному из лучших. До начала 1570-х годов постоянных театров не было в Лондоне; для спектаклей наскоро устраивалась сцена под открытым небом или в зале гостиницы; по окончании ряда представлений эту постройку, сколоченную из досок, ломали. Дворы больших гостиниц лондонского Сити были первыми театрами. Фасы гостиницы, обращенные во двор, имели галереи, служившие помещением для публики, как теперь ярусы лож. Когда начали строить постоянные театры, этим зданиям давалось название «занавес»; называли их и театрами. У каждого театра было, разумеется, и свое особое имя: «Лебедь», «Роза», «Фортуна»… При Елизавете число театров дошло до одиннадцати, при Якове I до семнадцати. Денежные дела их шли хорошо; довольно многие антрепренеры и актеры наживали себе хорошее состояние, даже богатство, как например, Эдуард Эллен (ум. 1626 г.), Ричард Бёрбедж (ум. в том же году) и сам Шекспир. Это было возможно тогда только в таком городе, как Лондон, который превосходил многолюдством и богатством все другие столицы Европы, имел тысячи богатых людей, любивших развлечения. Круг влияния спектаклей в Англии ограничивался Лондоном и собственно только некоторыми классами населения в самом Лондоне.

Шекспировский театр «Глобус». В 1642 был закрыт пуританскими революционерами. В 1997 воссоздан в первозданном виде

Время начала спектакля обозначалось, как теперь в ярмарочных театрах тем, что вывешивалось знамя и музыканты трубили. Когда публика сходилась, музыканты, сидевшие на верхнем балконе, снова играли, объявляя этим, что начинается представление; после третьего ритурнеля выступал актер в черном бархатном платье и произносил пролог; в антрактах и по окончании пьесы шуты играли маленькие фарсы и пели. Но собственно конец спектакля составляла молитва актеров за королеву, служившая доказательством их благочестия и верноподданнического чувства. Костюмы были довольно роскошны; актеры тщеславились их богатством; но сценическая обстановка была очень скудна. Доска с надписью обозначала, в каком месте происходит действие. Воображению публики предоставлялось рисовать себе этот пейзаж или эту площадь, этот зал; когда действие переносилось в другое место, выставлялась доска с другою надписью. Таким образом, без всякой перемены вида сцены театральное действие переносилось из одной страны в другую. Этим и объясняется частое перемещение действий в драмах Шекспира: оно не требовало никаких хлопот. Выступ в середине задней стены сцены означал, смотря по надобности, или окно, или башню, балкон, крепостной вал, корабль. Светло-голубые ковры, подвешенные к потолку сцены означали, что действие происходит днем, а для обозначения ночи спускались темные ковры. Только на придворной сцене обстановка была менее скудна; при Якове I на ней уже были подвижные декорации.

Такова была сценическая постановка пьес предшественников и современников Шекспира. Бен Джонсон, порицавший неправильность формы английских драм, хотел ввести в английскую драматическую поэзию классическое единство времени и места действия. Придворная труппа, состоявшая из певчих королевской капеллы, разыгрывала его драмы, написанные по классической теории. Но жизненность имел только репертуар, соответствовавший национальному вкусу; в Блэкфрейерском театре, Глобусе, Фортуне и других частных театрах продолжали появляться новые пьесы национальной формы; их было очень много. Правда, – почти все они были произведения фабричной работы. Автор или часто два сотрудника вместе, даже три, четыре торопливо писали драму, главную привлекательность которой составляло изображение какого-нибудь современного события, интересовавшего публику. Прежние драмы при новой постановке переделывались без внимания к правам автора; впрочем, авторы обыкновенно и не имели никакого права спорить, потому что продавали свои манускрипты в собственность антрепренерам или труппам; так делал и Шекспир. Пьесы вообще писались по заказу, исключительно для той труппы, которая ставила их на сцену. Печатных драм, которые можно было давать на всех театрах, было очень мало. Репертуар состоял почти весь в каждом театре из рукописей, принадлежащих собственно ему; он не печатал их, чтобы не могли воспользоваться ими другие театры. Таким образом, при каждом большом английской театре той эпохи находилось маленькое общество писателей, работавших только для него; главная их задача состояла в том, чтобы у труппы не было недостатка в новых пьесах. Один из сатирических писателей того времени Томас Нэш говорит: «Сочинители таких пьес исполняют свое дело легко: крадут отовсюду, где находят украсть, переводят, переделывают, отдают на сцену небо, землю, словом сказать – все, что попадается им под руки – вчерашние происшествия, старые хроники, сказки, романы». Конкуренция между театрами и драматургами не стеснялась ничем: один хотел перещеголять другого. Молодые вельможи, составлявшие самую внимательную и образованную часть публики, хвалили хорошее, постоянно требовали нового, которое было бы еще лучше. Понятно, что эта конкуренция при всех своих вредных сторонах имела и хорошую; драматическая поэзия, благодаря ей, быстро достигла такого развития, что получил полный простор для своей деятельности гений Шекспира. Понятно, что не могла держаться она на той высоте, на какую он поднял ее, потому что гении, равные ему, рождаются очень редко. Её упадок после него был ускорен переменой хода общественной жизни.

Одним из величайших мировых драматургов по праву считают Уильяма Шекспира. Его произведения, которые стали знаменитыми еще при жизни автора, отличаются популярностью и в наши дни. Актуальность проблематики произведений сделала их бессмертными. Шедеврами драматического наследия Шекспира являются трагедии «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Гамлет, принц датский», ставшие классикой мировой литературы и сценических постановок.

Будущий драматург и лирик Уильям Шекспир родился в 1568 году в небольшом городке Стратфорде, расположенном в самом сердце Англии. Уильям был старшим сыном из восьми детей в семье мелкого торговца Джона Шекспира. Дело отца стало развиваться, а позже был членом городского совета. А в 1568 году даже избран на должность городского старшины. Временная материальная стабильность в семье позволила маленькому Уильяму посещать грамматическую школу, где он изучал родной язык, а также древнегреческий и латынь. Однако большинство знаний, которыми овладел будущий писатель, стало заслугой терпеливого и тщательного самообучения. Шекспир много читал, что во многом сформировало его мировоззрение.

В 1582 году и без того большая семья Джона Шекспира пополнилась, ведь его старший сын Уильям женился на дочери фермера Энн Хэттуэй. Молодая семья также стала увеличиваться, у пары родилась дочь Сьюзен. Материальное состояние Джона становится тяжелым, и возможности содержать такую большую семью практически не было. Ему пришлось заложить дом, землю и продать свое имущество. В 1585 году у Энн и Уильяма родилась двойня – Джудит и Гамлет, а дела семьи становились хуже с каждым днем. Необходимо было искать какой-либо выход.

Многие великие творцы оказываются перед жизненным выбором, отрекаясь от семьи, любимых, достатка во имя искусства. Шекспир перед подобным выбором оказывался неоднократно. Он мог бы стать торговцем или учительствовать, чтобы прокормить семью, но Уильям решил посвятить себя театру. Он оставил семью и с одной из странствующих трупп отправился в Лондон.

Тернистый путь к звездам

Конечно же, театральная карьера начиналась не так блистательно, как хотелось бы молодому Шекспиру. Его первая работа в Лондоне заключалась в том, чтобы следить за лошадьми и экипажами посетителей театра. Со временем его взяли суфлером, позже актером, наконец, он стал драматургом.

Через несколько лет Шекспир стал соучредителем театральной труппы «Слуги лорда-камергера», с которой связал всю свою оставшуюся жизнь. Во времена Шекспира театр имел несколько иное значение и форму, нежели сейчас. Шуточные представления, которые демонстрировали странствующие труппы, имели развлекательный характер, иногда отличаясь даже грубоватыми оттенками.

Первое помещение театра было открыто в Лондоне в 1576. Оно находилось на окраине города за Темзой. Театр находился в окружении трактиров, таверн, кабаков и мест простонародных развлечений. Здание было воздвигнуто Джеймсом Бербеджем, который руководил труппой «слуг лорда-камергера», где более 20 лет проработал и Шекспир. Зрителями первого театра были жители бедных кварталов – простые лондонские работяги.

После смерти Бербеджа в 1599 году его сыновья возвели новое здание за южной границей города, которое стало знаменитым театром «Глобус». Фасад здания украшал плакат, на котором был изображен великан, держащий на руках Земной шар, а над входом была размещена табличка с фразой «Весь мир лицедействует». На сцене театра «Глобус», где Шекспир был главным драматургом, были поставлены все его пьесы, написанные после 1694 года.

Знатные вельможи утраивали свои домашние театры, но представления в них были доступны лишь избранному числу зрителей. Существовал и придворный театр. Во время правления короля Якова І в его резиденции только за театральный сезон 1611–1612 годов было поставлено 38 спектаклей, 28 из которых были сыграны шекспировской труппой.

Театр, который подарил Шекспиру надежды и разочарования, предательства и верную дружбу, измену и любовь, был для него смыслом всей жизни. Свое понимание назначение театра Шекспир метафорически выразил фразой: «Держать зеркало перед природой», которую вложил в уста одного из своих бессмертных персонажей – Гамлета.

Талант Шекспира отразился в двух литературных родах: лирике и драме. Его перу принадлежат 154 сонета. По мнению исследователей творчества Шекспира, его сонеты – одни из ярчайших творений мировой лирики, которые могли бы прославить автора как выдающегося поэта. Но тяготение к театру подарило миру в лице Шекспира, прежде всего, величайшего драматурга. Авторству Шекспира принадлежит 37 драматических произведений, среди которых знаменитые комедии и величайшие трагедии, прославившие автора на весь мир.

Творчество Шекспира исследователи условно делят на три периода. К первому периоду, названному оптимистическим, или гуманистическим, относят произведения, созданные в 1590–1600 годах. Это ранние сонеты, драмы-хроники, комедии, в которых преобладает жизнелюбие, вера в человека и моральные ценности. Украшает период раннего творчества трагедия «Ромео и Джульетта», которая принадлежит перу уже зрелого драматурга.

Горестное прозрение гуманистов в своих идеалах отразилось во втором – трагическом периоде творчества Шекспира. Среди произведений, созданных в 1601-1608 годах, преобладают трагедии. На первый план пьес выходят самые низкие пороки человеческой души, такие как вражда, месть, злоба, предательство, зависть. Даже картины природы в пьесах претерпевают изменений: мрак, хаос, разрушения – вот картина мира, предстающая в драматических произведениях трагического периода. Шедеврами, созданными драматургом в момент крушения надежд и утраты гармонии, являются трагедии «Гамлет, принц датский», «Макбет», «Отелло», «Король Лир».

Последний период творчества, называемый романтическим, объединяет произведения, созданные Шекспиром в 1609-1613 годы. Среди них последняя историческая хроника «Генрих VIII», а также четыре пьесы, в которых отразилась правдивая действительность английского Возрождения. Исследователи последних пьес Шекспира спорят над характеристикой жанра, называя их романтическими драмами или трагикомедиями. Большинство литературоведов придерживаются второй версии.

Среди последних пьес Шекспира, особенно выдающейся является трагикомедия «Буря», в которой наиболее явственно ощущается вера в возможность гармонии и мира в сфере человеческих отношений. В постановках пьес этого периода при минимуме декораций на сцене создавалась целая Вселенная, где зритель мог увидеть и прошлое и настоящее. Последние произведения по праву можно назвать драмами идей, которые оставил для размышления своим потомкам великий английский творец.

Значение фигуры Шекспира в истории мировой драматургии

Пожалуй, определяющим признаком всего творчества Шекспира является решение противоречий, споров, проблемных вопросов, которые побуждают читателей и зрителей к размышлениям и самостоятельным выводам.

Одним из лучших произведений Шекспира является , где встречаются и интрига и противоборство чувств, которое и приводит к печальным последствиям в жизни героев.

В произведении читатель имеет возможность лицезреть безжалостную борьбу за трон, которая порождает страдание, несправедливость и горе для всех участников событий.

Воспринимая свое неоднозначную, сложную и переменчивую эпоху как Вселенскую трагедию, Уильям Шекспир ушел из жизни 23 апреля 1616 года. Но не ушел из жизни театра, литературы, мировой культуры, ведь созданные им более четырех веков назад произведения удивляют своей популярностью и актуальностью. А его бессмертные герои до сих пор провозглашают шекспировские истины со сцен театров всего мира.

К концу 1570-х семья разорилась и около 1580 года Уильяму пришлось бросить школу и начать работать.

В ноябре 1582 года он женился на Энн Хэтеуэй. В мае 1583 года родился их первый ребенок — дочь Сьюзен, в феврале 1585 года — близнецы сын Гамнет и дочь Джудит.

Популярным стало мнение о том, что Шекспир присоединился к одной из театральных трупп Лондона, которые выступали с гастролями в Стратфорде.

До 1593 года Шекспир ничего не издавал, в 1593 году он выпустил в свет поэму "Венера и Адонис", посвятив ее герцогу Саутгемптону — покровителю литературы. Поэма имела большой успех и еще при жизни автора была издана восемь раз. В том же году Шекспир вступил в труппу Ричарда Бербеджа "Слуги лорда-камергера", где работал как актер, режиссер и драматург.

Театральная деятельность под покровительством Саутгемптона быстро принесла ему богатство. Его отец, Джон Шекспир, после нескольких лет финансовых затруднений, получил в Геральдической палате право на герб. Пожалованный титул давал Шекспиру право подписываться "Уильям Шекспир, джентльмен".

В 1592-1594 годах лондонские театры были закрыты из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создал несколько пьес — хронику "Ричард III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой". В 1594 году, после открытия театров, Шекспир присоединился к новому составу труппы лорда-камергера.

В 1595-1596 годах им написаны трагедия "Ромео и Джульетта", романтические комедии "Сон в летнюю ночь" и "Венецианский купец".

Дела у драматурга шли успешно — в 1597 году он приобрел большой дом с садом в Стратфорде, куда перевез жену и дочерей (сын умер в 1596 году) и сам поселился после того, как покинул лондонскую сцену.

В 1598-1600 годах были созданы вершины творчества Шекспира-комедиографа — "Много шума из ничего", "Как вам это понравится" и "Двенадцатая ночь". В это же время им была написана трагедия "Юлий Цезарь" (1599).

Стал одним из владельцев, драматургом и актером открывшегося театра "Глобус". В 1603 году король Яков взял труппу Шекспира под прямое покровительство — она стала называться "Слуги его величества короля", и актеры считалась такими же придворными, как камердинеры. В 1608 году Шекспир стал пайщиком прибыльного лондонского театра "Блэкфрайерз".

С появлением знаменитого "Гамлета" (1600-1601) начался период великих трагедий драматурга. В 1601-1606 годах были созданы "Отелло" (1604), "Король Лир" (1605), "Макбет" (1606). Трагическое мировосприятие Шекспира наложило свою печать и на те произведения этого периода, которые не принадлежат непосредственно к жанру трагедии, — так называемые "горькие комедии" "Троил и Крессида" (1601-1602), "Все хорошо, что хорошо кончается" (1603-1603), "Мера за меру" (1604).

В 1606-1613 годах Шекспиром были созданы трагедии на античные сюжеты "Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский", а также романтические трагикомедии, в числе которых "Зимняя сказка" и "Буря", и поздняя хроника "Генрих VIII".

Об актерской деятельности Шекспира известно лишь то, что он играл роли Призрака в "Гамлете" и "Адама" в пьесе "Как вам это понравится". Исполнял роль в пьесе Бена Джонсона "Всяк в своем нраве". Последнее засвидетельствованное выступление Шекспира на сцене состоялось в его же пьесе "Сеян". В 1613 году он покинул сцену и поселился в своем доме в Стратфорде.

Драматург был похоронен в церкви Святой Троицы (Holy Trinity Church), где ранее был крещен.

Более двух столетий после смерти в авторстве Шекспира никто не сомневался. С 1850 года в авторстве драматурга возникли сомнения, которые и сегодня разделяются многими. Источником для биографов Шекспира послужило его завещание, в котором говорится о домах и имуществе, но ни слова — о книгах и рукописях. Находится немало сторонников отрицательного утверждения — Шекспир из Стратфорда не мог быть автором таких произведений, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонниками традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в "Шекспиры", среди наиболее популярных претендентов — философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства Кристофер Марло, также назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд.

Уильям Шекспир считается величайшим английским драматургом, одним из лучших драматургов мира. Его пьесы переведены на все основные языки и по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них были многократно экранизированы.

В России творчество Шекспира известно с XVIII века, фактом русской культуры (осмысление, переводы) оно стало с первой половины XIX века.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Английский поэт и драматург Уильям Шекспир считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Дошедшие до нас работы состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. По его произведениям написаны оперы, балеты, ставятся спектакли и снимаются фильмы. Но жизнь этого человека так и остается окутанной загадками…

До сих пор точно неизвестно, когда родился Шекспир. Однако все же принято считать, что он родился 23 апреля 1564 года.

Данное предположение основывается на том, что крещение будущего поэта состоялось 26 апреля того же года, под именем Уилла Шакспера (в то время данный обряд проводился через три дня после рождения ребенка), как раз за три дня до того как в церковных книгах была зарегистрирована вспышка чумы.

Дом Шекспира в Статфорде

Отец Шекспира Джон был перчаточником, но со временем смог достичь нешуточный по тем временам пост старшего бейлифа (высшую выборную должность в Статфорде). Но в 1570 году он сам попался на нелегальной торговле шерстью и ростовщичестве. После чего публичная жизнь для отца Шекспира была закрыта.

В семье Джона Шекспира и его жены, Мари Арден, дочери местного богатого землевладельца, было восемь детей. Уильям был третьим ребенком, но самым старшим мальчиком. Неизвестно точно, но возможно, что юный Шекспир получил образование в Королевской Школе Эдварда VI для мальчиков.

Свою взрослую жизнь Уильям начинал как ученик мясника, а затем, покинув родной Стратфорд, преуспел в коммерции и стал пайщиком театра. Одним словом, был обывателем, совершенно не похожим на гения мировой литературы, оставившего богатейшее наследие.

Классик обладал поистине энциклопедическими знаниями для своего времени: он превосходно знал не только английскую историю, но и важнейшие процессы в европейских странах, имел осведомленность в античной философии, юриспруденции, разбирался в навигации, тонкостях международной дипломатии, медицины, владел несколькими иностранными языками, среди которых латынь, греческий, французский, итальянский, испанский.

Единственное известное достоверное изображение Шекспира — гравюра из посмертного «Первого Фолио» ( 1623 ) работы Мартина Друшаута

Драматург хорошо разбирался в политике, музыке и ботанике (исследователи насчитали 63 названия растений в его произведениях), имел навыки военно-морского дела, знал толк в развлечениях вельмож того времени, например в соколиной охоте и медвежьей травле.

Возможно, он много путешествовал, однако ни один источник не подтверждает, что стратфордский Шакспер когда-либо уезжал далее Лондона.

В 18 лет, в 1582 году, Уильям женился на уже беременной Анне Хатауэй, которой на тот момент было 26 лет. У них было три отпрыска: старшая дочь Сюзанна и двое близнецов Хэмнет (сын) и Джудит (дочь). Сюзанну крестили в мае 1583 года, а близнецов Джудит и Хэмнета в феврале 1585-го.

На могильном камне Энн высечено, что она умерла в возрасте 67 лет в 1623 году, то есть она была старше супруга на целых восемь лет. О предрасположенности к женщинам постарше свидетельствуют и некоторые сонеты Шекспира, обращенные к замужней леди.

Род Шекспира прервется в XVII веке. Сын Шекспира Хэмнит умер в детском возрасте, у Джудит родилось трое детей, но они все умерли бездетными, у Сюзанны детей не было никогда. В 1670 году, когда Сюзанна умерла, закончился и шекспировский род.

Несмотря на женитьбу Шекспира и наличие детей, исследователи творчества выдвигают разные мнения насчет его сексуальной ориентации, высказывая предположения о его влечении к мужчинам, ссылаясь при этом на некоторые его пьесы, а также на тот факт, что Шекспир долго время проживал в Лондоне, в то время как жена с детьми была в Стратфорде.

Лучшим столичным другом драматурга был Генри Ризли, третий граф Саутгемптон, имевший обыкновение носить женскую одежду и пользоваться повседневным макияжем.

Генри Ризли

Тайной остается и вероисповедание Уильяма. Одни исследователи полагают, что он и все члены его семьи были католиками, но во времена Шекспира эта религия была запрещена.

Свидетельств того, что делал Шекспир в начале своего писательского творчества с 1582 по 1592 год, не сохранилось. Таким образом, можно только строить предположения, каким путем он пришел к своей славе.

На театральном поприще Шекспир трудился вначале как сторож, затем был актером, театральным продюсером, заработавшем целое состояние на своей деятельности, позже став ростовщиком, пивоваром и домовладельцем.

В Шекспировские времена не было занавесов, и использовался минимум декораций. Обстановка, окружающая актеров, описывалась непосредственно в тексте спектакля.

Театралы времен Елизаветы могли покупать во время шоу яблоки и другие фрукты, и если спектакль не отвечал их ожиданиям, в актеров запускались различные огрызки.

В феврале 1599 года Гутберг и Ричард Бербедж и пять других членов труппы, включая Шекспира, арендовали землю для театра Глобус на 31 год. Доля участия Шекспира в предприятии в разные годы составляла от одной четырнадцатой до одной десятой.
Театр сгорел дотла в 1613 году от пожара, вызванного выстрелом пушки во время представления шекспировского спектакля «Генрих VIII».

В 1603 году Шекспировская компания стала официальным постановщиком спектаклей для короля Джеймса I и поменяла название «Люди лорда Чемберлена» на «Люди короля».

В 1608 году «Люди короля» открыли театр «Блэкфайр», по образцу которого стали строиться более поздние здания крытых театров.

Уильям Шекспир оставил потомкам 38 пьес, 4 поэмы, 154 сонета, 3 эпитафии. Всего его произведения переведены на множество языков и оказали значительное влияние на развитие мировой литературы. А язык способствовал формированию современного английского, обогатив его сочными фразеологизмами.

Пьесы Шекспира принято делить на 3 группы: комедии, исторические пьесы и трагедии. Многие из них основаны на легендах и мифах прошлого, что в те времена было вполне обычной практикой.

Практически ничего не известно о том, когда, как и где были написаны 154 гениальных сонета, кому они были посвящены и о хронологическом порядке их написания.

Сонеты считаются сугубо любовными произведениями, но шекспировские шедевры часто были «самоуничижающими», горькими и даже гомоэротичными.

Многие сонеты – это любовные письма, обращенные к «прекрасному» мужчине, что навело историков на предположение о бисексуальности Шекспира. Эти намеки прослеживались и в текстах некоторых пьес.

В шекспировских произведениях содержится 2035! слов, которые никогда ранее не появлялись в печати, «critical» -«критический», «frugal» - «бережливый», «excellent» - «великолепный», «countless» - «бесконечный» и многие другие.

Бесчисленное количество изумительных по изяществу и глубине фраз принадлежит перу Шекспира.

Согласно словарю цитат, изданному в Оксфорде, Шекспир написал десятую часть наиболее повторяемых цитат, как в устном, так и в письменном английском.

Свои работы Шекспир создавал во время царствования Елизаветы I (1558 - 1603) и Джеймса I, который правил страной после смерти королевы. В то время в Англии процветали театр и поэзия. Особую известность Шекспиру принесли две поэмы, Venus and Adonis (1593) и Lucrece (1594), и Сонеты (1609). Сонеты стали популярными благодаря изучению всех аспектов любви.

В свое время Шекспир был известен еще и как «быстрый» писатель. По словам его редакторов Хемингеса (Хемминг или Хемингс) и Конделла, «мысль и рука Шекспира действовали синхронно», а свои мысли он выражал с такой легкостью, что они редко видели исправления на полученных от него материалах.

Однако, несмотря на все похвалы, мнение некоторых писателей было не столь позитивное. Так Самуэль Пипс назвал «Сон в летнюю ночь» «самой безвкусной и нелепой пьесой», которую он когда-либо видел.

Шекспир обладал даром понимания человеческой сущности, что ярко выражалось в его творчестве. В его пьесах можно увидеть реальных людей, элементы личностей которых можно встретить в повседневной жизни. Необычно то, что Уильям был одним из немногих, кто получил славу еще среди современников.

13 раз в его пьесах совершается самоубийство. Дважды в «Ромео и Джульетте», трижды в «Юлии Цезаре», по одному самоубийству в пьесах «Отелло», «Гамлет» «Макбет» и, наконец, 5 суицидов можно наблюдать в «Антонии и Клеопатре». Интересно, что «Ромео и Джульетта» была основана на реальных событиях, произошедших с двумя влюбленными в Италии, Вероне. Свои жизни друг за друга они отдали в 1303 году.

Памятник, воздвигнутый в Стратфорде в 1623-м, содержит надпись на латыни: «В суждениях Пилоссец, в гениальности Сократ, в искусстве Марон. Земля покрывает его, народ плачет о нём, Олимп имеет его».

Около 1611 года Уильям Шекспир вышел в отставку в Стратфорд, где когда-то и была создана его семья. Датой смерти писателя принято считать 23 апреля. Шекспир был похоронен в стратфордской церкви св.Троицы. На надгробии есть надпись, в которой он проклинает всякого, кто посмеет нарушить его «покой».

Примечательно, что завещание Шекспира, скрупулезно перечисляющее все предметы быта, вплоть до ложек и вилок, не содержит сведений, кому он дарует свое литературное наследие. Кроме этого документа, не сохранилось ни одной рукописи, принадлежащей автору.

Современные графологи, изучив подпись под «последней волей», сделали вывод, что он не привык держать перо в руке. Другие исследователи утверждают, что дрожащий почерк указывает на болезнь Шекспира.

Все эти факты породили ряд гипотез, что под именем Шекспира скрывается совершенно иное историческое лицо. Некоторые исследователи категорически утверждают, что Шекспир вовсе и не писал своих пьес. Более 50 кандидатов причислялось к авторам шекспировских произведений.

Псевдоним «Шекспир» был выбран неслучайно. На фамильном гербе де Веров изображен рыцарь с копьем в руке, а буквальный перевод Shake-speares – «потрясающий копьем».

Почти все пьесы Шекспира – яркая пародия на нравы двора, поэтому, прикрывшись псевдонимом, граф мог творить и дальше. Кроме того, Эдуард де Вер не мог публично объявить себя драматургом: в те времена сочинительство для народа было не к лицу для аристократов.

Он умер в 1604 году, неизвестно, где его могила, исследователи утверждают, что его произведения продолжали издаваться семьей под псевдонимом до 1616-го (как раз в этот год и умер Шекспир).

В 1975 году Британская энциклопедия подтвердила эту гипотезу, заявив: «Эдуард де Вер является самым вероятным претендентом на авторство пьес Шекспира».

К другим «авторам» лучших произведений Уильяма причисляли и Фрэнсиса Бэкона. Но он, будучи сам блестящим писателем, оставил литературное наследие, в котором прослеживался стиль, совершенно отличающийся от манеры шекспировского письма.

Компиляция материала – Fox

Во времена Шекспира только ленивый драматург не описывал своими словами известную на всю Европу душещипательную историю веронских влюбленных, но лишь Шекспир сумел сделать, сделал эту трагедию великой на века. То есть конечно важно - что, какой сюжет ты пишешь, но гораздо важнее – как, какими словами ты его пишешь. Наши жизни, наши судьбы, включая и судьбы людей исключительных, в подавляющем большинстве своем - сюжеты банальные. Даже биографии ЖЗЛ, когда если освободить их от, чаще рассчитанного лишь на тираж продаж, напускного пафоса, есть очень простые истории простых людей, которые, однако, оставили по себе след неизгладимый, заполнив обыкновенную простоту замечательного стиля содержанием. Что же до наших жизней и судеб…

М-да… Когда живешь, пишешь свою историю своей уникальной, как тебе пока видится, жизни, тебе некогда следить за размером, слогом и стилем, настолько насыщенными, предметными и значимыми кажутся тебе все события вокруг тебя. Всякая минута мнится исключительной, всякое решение – поворотным. Лишь на середине сюжета ты останавливаешься перевести дух, осматриваешься и вдруг обнаруживаешь себя…, «трясясь в прокуренном вагоне», в составе поезда, летящего под уклон на неостановимой скорости и по неисправимой, давно уже до тебя проложенной колее усталых рельсов и гниющих шпал. Тут вроде (коль не поменять уже сценографии), перестав удивляться, как ты здесь оказался, пора задуматься хотя бы о выправлении слога, однако мелькание телеграфных столбов за мутным окном, заунывный стук колес под полом, да и просто обыкновенная привычка жить как жил усыпляют непрошенное твое беспокойство, и ты мчишься дальше, в уже вполне различимое, но еще зачем-то розовеющее свое будущее, с несмелой, но и неотвязной надеждою на случайную пересадку.

Но вот является старость, старость души – и тут не так уж и важно, в каком возрасте она вдруг настигает тебя (Лермонтова, к примеру, уже и в пятнадцать). Мелькание и стук замедляются, «состав на скользком склоне» таки не «изогнулся страшным креном», медленно плывут облака, медленное солнце опускается за осязаемый уже горизонт, теперь есть время отложить перо и перечитать. Перечитывать надо искренне, помня о том, что ты - единственный этой книги читатель. Все биографы всегда лгут ради, как уже говорилось, тиража (ну и еще авторского тщеславия); все автобиографы всегда лгут из стыда за серость сюжета и стиля; когда же читаешь для себя – нужно найти в себе силы быть честным – никто чужой, кроме Бога, которому и так все известно, равно как и безразлично, не заглянет через плечо.

Чтиво скучное, безликое, удручающее… Даже самые яркие картины, даже необыкновенная любовь, радость рождения, успехов детей, взлет карьеры – все пожухло в бескрайней обыденной повседневности банального выживания, без великих помыслов, без высоких целей. Серое небо, унылый пейзаж, бездарная, пожелтевшая, а когда-то такая живая акварель-рукопись. Но вдруг, где-то на полях, между строк, смутно начинают возникать образы людей, чьи судьбы лишь раз, хоть раз коснулись судьбы твоей и растворились в придорожной пыли, чьи жизни, возможно, ты переехал, переступил, даже не заметив. Как они? Что с ними? У каждого врача есть свое кладбище. Так говорят сами врачи. Это при том, что врачи априори всю жизнь свою заняты богоугодным и человеколюбивым делом. Однако через любого из них кто-то да положен-таки в землю по невниманию, по оплошности, по невынужденной его ошибке. Чего уж говорить о человеке обыкновенном. Отбросив за скобки все свои незаслуги перед близкими, отчизной или богом - какой обширности кладбище за тобой?

Тот тщедушный паренек, над которым ты издевался в школе ради простой забавы… – не через твои ли надменные издевательства он так и прожил жизнь свою забитым, презирающим, ненавидящим рождение свое существом? Эта девочка, которая была так влюблена в тебя, а ты овладел ею ради только очередной зарубки на прикладе похотливого ружья своего тщеславия… - не разрушил ли ты чистую веру ее в любовь, не лишил ли навсегда этой святой радости, обрекши подчиниться наугад кому? А тот юноша, пускай и не семи пядей, но смог бы сделать карьеру, кабы не снес ты его с дороги, даже не моргнув? Там ты просившему помощи не помог - и где он теперь?; здесь просящему денег ты не дал - и вот он уже, может быть, спился или помер в нищете; нуждающемуся в совете ты не посоветовал - и тот, возможно, совершил роковую на всю жизнь ошибку; даже старушку через дорогу ты не перевел – тебе было некогда и в другую сторону, а ее (как знать?), может, сбила машина… Тебе было всего лишь в другую сторону… Может быть, наверное, возможно, кто знает… Как же много зла мы творим только потому, что нам зачем-то в другую сторону! Творим и не замечаем, как множится за спиною нашей наше личное незримое кладбище.

Во времена Шекспира… М-да… Все трагедии Шекспира переполнены изменами, предательствами и смертями, но это лишь метафора, метафора твоей жизни, жизни слона в посудной лавке, непонятно вообще зачем туда забредшего и все к чертям перебившего без видимой цели. Но даже если жизнь твоя и прошла никого всерьез не затронув, вышла серой, банальной и скучной, как и у миллионов тебе подобных, то все-таки надо бы было позаботиться о стиле. Не судьба отличает человека от человека, но стиль. Стиль и есть сам человек. Аминь.