» » Значение «отцы церкви. Отцы и учители церкви, церковные писатели Отцы православной церкви

Значение «отцы церкви. Отцы и учители церкви, церковные писатели Отцы православной церкви
389 Просмотров

(греч. Ἐκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы ) - основоположники церковного учения и богословы прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона - списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Слово «отец» в данном случае употреблено в образном смысле, обозначая наставника или учителя истины.

В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Невозможно перечислить всех Отцов Церкви. Назовем лишь тех «признанных отцов», кого торжественно объявили на 3-м, 4-м и 5-м Вселенских соборах в качестве церковных авторитетов: Петр, Афанасий, Феофила Александрийские, Аттик Константинопольский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Киприана Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский и Августин.

С древнейших времён существования христианства они пользовались высоким уважением и представлялись орудиями Святого Духа. Однако их учение, в большинстве случаев, не ставится Церковью в один ряд с писаниями пророков и апостолов и рассматриваются как человеческие произведения, а суждения отдельных Отцов Церкви рассматриваются как частные мнения высокоавторитетных богословов.

Считается, что Отцов Церкви от обычных богословов отличает: абсолютная приверженность учению Церкви (истинность учения), святость жизни, признание Церкви и древность . Все эти критерии заимствованы из традиционной католической патристики. Однако в Православной Церкви древность не является обязательным условием деятельности Отцов Церви. Для православного христианина Отцом Церкви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во II веке, так и , живший в XIX веке. «Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, – указывает прот. Иоанн Мейендорф. – Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание». Говорить, что Святых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь.

При этом допускается, что Отцы Церкви могут в чем-либо заблуждаться (а это неизбежно при отсутствии единого мнения по многим вопросам), но тем не менее их следует почитать как Отцов и изучать их труды, т.к. мнение, выраженное Отцом Церкви и не осужденное соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для православных верующих. Что касается правильности учения, то здесь необходимы уточнения. Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их учение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческих писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых теологуменов ). Философско-богословское учение Отцов Церкви, а также раздел богословской науки, изучающий это учение именуется патристикой или патрологией .

Теологу́мен - богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. Теологумен не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у Отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения. Если же теологумен был осуждён на церковном соборе, то он превращается в ересь.

Относительно святости следует сказать, что личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность суждений того или иного автора. Сам факт канонизации того или иного святого не означает непременного возведения всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия .

Критерий истинности учения Отцов Церкви сформулировал Афанасий Великий: «Вот подлинное учение и вот признак истинных учителей, как передали отцы: согласно между собой исповедовать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами… ». При этом согласие Отцов, чтобы быть обязательным для христиан должно касаться пунктов учения, которые имеют по признанию самих Отцов характер Откровения. По прочим вопросам, даже относящимся к богословским наукам, их суждения не считаются обязательными.

Также, авторитет Отцов Церкви не всегда распространяется на все их сочинения . Во всём объёме принимаются лишь те их произведения, которые целиком торжественно были приняты на вселенских соборах. Не имеют догматического авторитета сочинения, написанные в состоянии оглашения (как панегирик Григория Чудотворца Оригену) или в споре с защитниками православия (например, Феодорит Кирский против Кирилла Александрийского). В этом отношении особым преимуществом пользуются только Учителя Церкви.

По отношению к тем выдающимся церковным писателям, которые не удостоены Церковью звания Отцов Церкви, но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви употребляется особенно почётный титул Учитель Церкви («великий вселенский учитель»).

Греческая Церковь знает только трёх великих Вселенских Учителей – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Общее число Учителей Церкви, почитаемых в Католической Церкви, составляет 35 человек, в том числе - четыре женщины. Наиглавнейшим из них («князем философов») считается Фома Аквинский , которому принадлежит попытка создания системы рациональных доказательств бытия Бога.

В Православной Церкви наименование «Учителя Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно прилагается, как особенно почетный титул («великий вселенский учитель»), к знаменитейшим из Отцов Церкви (Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту); большею же частью употребляется в отношении к наиболее выдающимся из церковных писателей, которые не удостоены Церковью почетного звания «Отцов Церкви», но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви, хотя и не в числе святых (например, Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин, Феодорит Кирский), и по своему значению близки к Отцам, стоя в тесной связи с ними.

Следует отметить, что у протестантов Отцы Церкви не имеют особенного авторитета, и рассматриваются как исторические свидетели древнецерковной веры, ценные своей эрудицией и древностью. Возражения против их догматического авторитета основываются на их потенциальной возможности согрешить и редкой достижимости согласия (лат. consensus patrum).

Принцип «согласия отцов» (consensus patrum)

Классическое определение принципа «согласия отцов» (Consensus patrum) дал в Vв. преп. Викентий Лиринский:

«Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Именно такое «согласие отцов» и делает их авторитетными выразителями Священного Предания. А «Предание – это Дух Христов, оживляющий Церковь и составляющий ее внутреннюю сущность. Подобно человеческому телу, оживляемому душой, и Тело Христово оживляется живущим в Нем Духом Христовым.»

Естественно, что святоотеческие творения не объемлют всю полноту церковного Предания, а представляют собой только часть его, наряду с постановлениями Вселенских Соборов, богослужением, церковными обычаями и т.д. Кроме того, творения святых отцов – это памятники церковной письменности.

Современные богословы

Святитель Григорий Богослов говорил: «Философствовать о Боге можно не всякому… Способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, душу и тело».

Произведения Отцов Церкви, особенно греческая патристика, по мысли почти всех богословов, являются образцовым богословием. У современных богословов могут быть свои, частные мнения, отличающиеся от мнений других богословов, они могут говорить от себя, но их личный голос никогда не должен звучать изолированно или обособленно. Современное православное богословие должно быть дальнейшим развитием Предания Отцов Церкви.

Выдающийся православный богослов протоиерей Георгий Флоровский считал, что понятийный аппарат богословия необходимо развивать в русле современности, оставаясь, при этом, в системе понятий греческой патристики. Он выступал против любых попыток переформулировать догматы в угоду современным веяниям и подчеркивал важность святоотеческих трудов для современного богословия. Так, например, современный богослов, профессор МДА А.И.Осипов являет собой пример в доступном для понимания изложении христианских догматов и основ православной веры. Благодаря его лекциям, людям открывается, что такое Христианство, Православие, Бог.

Один из самых известных современных православных богословов епископ Диоклийский Каллист (Уэр) в одном из своих интервью сказал: «В наши дни богослову непременно требуется академическое . Однако этого недостаточно. Богослов должен быть членом Церкви, говорящим изнутри Церкви. Богослов должен уметь пользоваться всеми инструментами, которые предлагают ему академические исследования, но он также должен быть укорененным в жизни Церкви. В моем восприятии богослов - это тот, кто часто приобщается Святым Тайнам. В IV веке Евагрий Понтийский утверждал, что «богослов – это тот, кто молится». Возможно, его восприятие богослова относительно отличалось от нашего современного понимания, однако его слова по-прежнему актуальны, так как существует связь между богословием и молитвой. Это то, что богослов должен выражать в своей жизни.»

Заключение

Упомянутый выше, епископ Диоклийский Каллист (Уэр) говорит:

«Православный христианин должен не просто знать Отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести „святоотеческий ум“. Он должен рассматривать Отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников».

Митрополит Иларион (Алфеев) необходимым атрибутом всякого Отца Церкви считает актуальность святоотеческого богословия в любую эпоху.

«Отцы Церкви были выразителями христианской веры для своих современников: они писали на языке своей эпохи, использовали понятийный аппарат, доступный их окружению, но при этом они выражали те истины, которые никогда не устаревают, делились опытом, который всегда актуален. Многих, кто сегодня соприкасается с творениями Отцов прежних веков, поражает, насколько они современны. Архаичным может быть язык того или иного Отца Церкви, устаревшими могут быть те или иные научные взгляды, на которые он опирался, но основной message святоотеческого богословия, его духовный строй, его догматическая и нравственная сердцевина - все это остается равно актуальным для нашего современника и для человека древности.»

Святые Отцы более всякого греха боялись впадения в ересь. Было немало богословов, которые балансировали на грани ереси или переступали через эту грань, но за порогом Церкви оставались, как правило, лишь те, кто сознательно противопоставлял свое мнение соборному разуму Церкви. Если же богослов, повинуясь церковному голосу, признавал свои ошибки, Церковь возвращала ему всю полноту своего доверия. Поэтому, боясь ереси, Отцы Церкви не боялись ошибок, зная, что безошибочность не свойственна никому, кроме самой Церкви во всей ее полноте, и что сама Церковь исправит всякую их ошибку и восполнит всякую неполноту. Как известно, только один Бог без греха. Поэтому нельзя забывать того, что Отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки и т.д., но своим подвигом покаяния, молитвы и доброделания они искупили их пред Господом и Церковь единодушно признает их святыми.

Отцы Церкви – христианские писатели первых веков христианства, которые защищали и объясняли православную веру. Их учение называют святоотеческим, а сочинения – апологиями. Среди Отцов Церкви выделяют:

– апологетов, защищавших христианское учение от противников веры;

– учителей, разъяснявших основы веры и развивавших ее;

– наставников в духовной жизни, которые учили верующих смыслу и способам общения с Богом в молитве и христианской жизни. Среди них были аскеты, которые сосредоточивались на духовном подвиге и мистики-тайновидцы, которые сосредоточивались на пути духовного общения с Богом.

Из святых Отцов Церкви особо выделяются вселенские Учители, которые сформулировали и разъяснили различные догматы веры. В Православной Церкви это Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский и некоторые другие.

Все святые Отцы, будь то богословы, пастыри, аскеты или мистики, в своих учениях исходили из собственного жизненного опыта. Они сочетали блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их святыми Отцами Церкви.

Богословская наука, занимающаяся изучением творений Отцов Церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения, называется патристикой (от лат. раtег – отец). Этим термином обозначают также совокупность теологических и философских доктрин христианских писателей первых веков христианства. Богословская дисциплина, освещающая жизнь и деятельность Отцов Церкви, изучающая и комментирующая их учение, называется патрологией .

Определения критериев авторитета и отбора Отцов Церкви неотделимо от церковного Предания. У христиан один Учитель – Христос, но Его учение не было закреплено в письменной форме Им лично во время Его земного служения, поэтому содержание веры запечатлено не только в Писании, но и в Предании.

Согласно традиции, в Католической Церкви Отцы Церкви должны отвечать трем условиям – древности, святости и правильности учения. При этом обязательно соблюдаются хронологические границы: святые Отцы жили и творили только до VIII в. включительно; последним из них был Иоанн Дамаскин. Все выдающиеся богословы после Дамаскина у католиков называются Учителями Церкви, а не Отцами.

В свете православного понимания Священного Предания такой подход неприемлем, оно не ограничено никакими хронологическими рамками, поэтому Отцами Церкви могут быть и те святые, которые жили позже VIII в. В Православной Церкви, святым Отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников, ясно видит проблемы своего времени и проповедует христианство таким образом, чтобы разрешить эти проблемы.



Отцы Церкви писали по-гречески, по-латыни, а также на сирийском языке. Много святоотеческих писаний сохранилось в переводах на грузинский, коптский, армянский, эфиопский и другие языки. В раннехристианскую эпоху и в средние века святоотеческие тексты распространялись в рукописной форме. Массовое печатание святоотеческой литературы началось в XVI в, на Западе. Большинство рукописей было издано мавринианами – членами ученого общества бенедиктинских монахов во Франции, живших в пригороде Парижа в монастыре св. Мавра, одного из учеников св. Бенедикта. Для этого издания они получили крупную субсидию от французского короля Людовика XIV. На Востоке печатание святоотеческой литературы началось значительно позже – только в XVII – XVIII вв. Большое значение здесь сыграли греки, жившие в Яссах (Румыния) и Венеции. В течение всего XIX в. святоотеческая литература переводилась на русский язык и изучалась специалистами по патрологии.

В Русской Православной Церкви много праздников, посвященных памяти Отцов и Учителей Церкви. Так, день памяти святителя Григория Нисского (335 – 395), брата свт. Василия Великого, богослова и философа празднуют 10/23 января; свт. Афанасия Великого (296 – 373), Патриарха Александрии, противника арианства – 18/31 января; прп. Максима Исповедника (580 – 662), византийского подвижника, борца против монофелитов – 21 января/3 февраля; св. Милетия Антиохийского (умер в 381 году), противника арианства – 12/25 февраля; свмч. Поликарпа Смирнского (умер в 155 году), ученика апостолов, малоазийского епископа – 23 февраля/8 марта; прп. Федора Студита (759 – 826), византийского подвижника, богослова, борца против иконоборчества – 11/24 ноября и т. д. Особо празднуется Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля) . Этот праздник был установлен в Византии в 1084 году и перешел оттуда в русскую Православную Церковь.

Василия Великого, Григория Нисского и Григория Назианзина (Богослова) называют великими каппадокийцами, положившими начало новому периоду в истории христианской Церкви. Они родились в IV в. в Каппадокии (ныне – центральная Турция) и долгое время жили там. Христианство распространялось на востоке Римской империи среди населения, выросшего в традициях эллинистической культуры, и ключом к его пониманию являлась греческая философия, поэтому необходимо было истолковать новое учение и веру в греческих понятиях и категориях, что предполагало творческое усилие ума, души и сердца. Это синтез удалось осуществить «великим каппадокийцам», которые были также непримиримыми противниками современного им арианства. Введенная ими терминология создала возможность церковного мира. Еще одной заслугой каппадокийских Отцов было включение монашеского идеала и основное русло церковной жизни путем разработки правил и устава монастырей. Результатом усилий «великих каппадокийцев» явилась тысячелетняя православная культура, определившая судьбы многих народоввплоть до ее разложения в новое время под влиянием западных секулярных идеалов.

Василий Великий – будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской и его брат Григорий Нисский родились в 20-х годах IV в. в знатной и высококультурной христианской семье. Друг Василия Григорий Назианзин также родился и вырос в семье, где чтились и неуклонно соблюдались христианские традиции. Все они получили прекрасное образование в самом знаменитом научном центре того времени – высшей школе в Афинах, затем Василий долгое время жил отшельником в Египте, а в 370 году был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской. Василию предстояла долгая и трудная борьба с арианами за достижение единства в Церкви на основе Православия. Он много заботился о бедных и больных основывал церковные больницы и приюты, помощь в которых получали не только верующие, но и все нуждающиеся. Большое внимание Василий уделял укреплению церковной дисциплины. Из его посланий епископам впоследствии были составлены «Правила», используемые в церковной жизни по сей день. Его имя известно православным христианам также в связи с Литургией, чин которой он разработал. Она совершается в храмах в воскресные дни Великого поста, а также накануне Рождества и Крещения, в четверг и субботу Страстной недели и в день памяти святого 1/14 января . Святителем были введены многие молитвы, песнопения и обряды, исполняемые в Православной Церкви. Он оставил знаменитые «Беседы на Шестоднев», содержащие объяснения сюжетов Книги Бытия о сотворении мира, толкование Псалмов и Книги пророка Исайи, полемические сочинения против ариан, церковные поучения, послания к разным лицам и монашеские правила. Православная Церковь чтит Василия как одного из своих вселенских Отцов и называет Великим.

Григорий Назианзин возглавлял епископскую кафедру в каппадокийском городке Сасиме и продолжал помогать своему отцу в управлинии епархией в Назианзе. Затем по рекомендации Василия Великого был приглашен в Константинополь, где к этому времени почти не осталось ни одной неарианской церкви. Здесь в небольшом домашнем храме он произнес знаменитые «Пять слов о богословии», в которых с особой глубиной раскрыл учение о Святой Троице. Эти «Слова...» принесли ему новое имя – Богослов, с которым он вошел в историю Церкви. Вскоре Григорий стал архиепископом Константинополя и одним из организаторов и участников Второго Вселенского собора в 381 году. В том числе благодаря его последовательной и непреклонной позиции в дополнение к Никейскому символу была принята вторая часть Символа веры, раскрывающая православное учение о Святом Духе. Его литературное наследие насчитывает 45 поучительных слов, 240 писем и большое количество стихотворений, которые в качестве песнопений исполняются православной Церкви во время различных праздников. Григорий Богослов почитается православными верующими как один из вселенских Отцов Церкви.

Жизнь святителя Иоанна Златоуста (ок. 347 – 407) была жизнью христианского подвижника и мученика. Он родился в Антиохии в образованной греческой семье. Этим объясняются его высокая личная культура и аристократическое благородство облика. Он получил блестящее и широкое образование. После смерти матери в 374 году Иоанн удалился в монастырь, в 381 году был рукоположен в диаконы, а в 386 году – в пресвитеры. Тогда же он написал знаменитую книгу «О священстве» и прочитал проповеди «О статуях», которые являются историческим источником об обычаях и отношениях того времени. Златоуст написал множество других проповедей, которые были застенографированы современниками, впоследствии отредактированы и изданы. Он был блестящим оратором и пользовался такой популярностью, что люди специально приходили в церковь слушать его проповеди. В 397 году Иоанн Златоуст был переведен в Константинополь и избран епископом. Антиохийцы не хотели отпускать своего любимого пастыря, которого пришлось увести обманом. Златоуст начал изобличать беспорядки в Константинопольской Церкви, утверждая там дух благочестия, что вызвало недовольство стороны некоторых клириков. У Иоанна появились недоброжелатели среди придворного духовенства, но он продолжал искоренять недостатки и пороки, появившиеся в Церкви, и критиковать легкомысленный образ жизни придворных и пышность двора. Это был евангельский суд над современностью и мнимым воцерковлением жизни. Все это привело к его осуждению на соборе 403 года. Все обвинения или были откровенной клеветой, или извращали действительное положение дел. Решение о высылке Иоанна Златоуста из Константинополя в Вифинию вызвало народные волнения, во время которых произошло землетрясение. Это было расценено императорским двором как небесное знамение, и Иоанна немедленно возвратили из ссылки. Он продолжал в своих проповедях обличать пороки общества, роскошь двора и распущенность нравов, что привело к новому конфликту. На Рождество 403 года императорский двор не пришел на богослужение, а на Пасху 17 апреля 404 года император запретил Иоанну служить в храме св. Софии Изгнанный из своей церкви, епископ служил пасхальную службу в поле под открытым небом собрав вокруг себя толпы народа.

9 июня 404 года Иоанн Златоуст был арестован и насильно отправлен в ссылку. Его вторичное смещение с кафедры вновь вызвало волнение народа и уличные беспорядки, в ходе которых был сожжен весь центр Константинополя и собор св. Софии. Сначала Златоуста сослали в город Кукуз (Армения), где он провел два года. Оттуда его отправили в Пициус (ныне Пицунда), но туда он не доехал, так как его здоровье оказалось подорванным тяжелыми условиями существования. Иоанн Златоуст скончался Команах (Абхазия) 14 сентября 407 года. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь и положены в храме Двенадцати апостолов. Литературное наследие Златоуста огромно. Его главными трудами амногочисленные проповеди, беседы, наставления для чтения, сочинения на аскетические темы, письма из ссылки. Ему принадлежит несколько измененный литургический канон Василия Великого, который известен православной Церкви как Литургия Иоанна Златоуста.


термин, употребляемый для обозначения ранних христианских писателей, развивавших вероучение на основе Св. Писания и Св. Предания. Благодаря этим авторам церковь восприняла философию и культуру греко-римского мира, усваивая ее здравые элементы, и отвергая ее заблуждения. Последним из западных отцов церкви обычно называют Беду Досточтимого (ум. 735), однако дух патристики - библейский, благочестивый и в общем смысле платоновский - продолжал жить вплоть до возникновения схоластики в 12 в. На Востоке подобной резкой границы не наблюдалось, по крайней мере до момента падения Византийской империи. Обширное издание патристических текстов в 383 томах аббатом Ж. П. Минем, Patrologiae cursus completus, включает сочинения греческих церковных писателей до падения Константинополя (1453) и латинских - до конца понтификата папы Иннокентия III (1216). Эпоха патристики охватывает период с начала 2 в. н.э. до начала 7 в. На смену т. н. апостольским мужам пришли Юстин Мученик и другие апологеты, формулировавшие христианское вероучение на языке наиболее значительных философских систем той эпохи. Между 180 и 260 фундамент греческого спекулятивного богословия был заложен александрийскими христианскими платониками - Климентом и Оригеном. Для развития латинской христианской мысли столь же важное значение имели этические и догматические сочинения двух великих карфагенцев - Тертуллиана и Киприана. После Никейского собора (325) выдвинулась целая плеяда выдающихся христианских писателей. На Востоке дело Афанасия Александрийского было продолжено т.н. каппадокийцами - Василием Кесарийским, его братом Григорием Нисским и Григорием Назианзином, а также Иоанном Златоустом, прославившемся своими проповедями. Различные подходы к христологическому учению развивались в Антиохийской школе (Феодор Мопсуестийский) и в Александрийской школе (Кирилл Александрийский); к этим двум богословам восходят две противоположные ереси - несторианство и монофизитство, между тем как последующие отцы церкви предпочли средний путь, закрепив его в постановлениях Халкидонского собора (451). Крупными богословами были Леонтий Византийский (6 в.), Максим Исповедник (7 в.), Иоанн Дамаскин (8 в.). На Западе родоначальниками классической латинской богословской традиции стали Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский и Иероним, автор латинского перевода Библии - Вульгаты. Последующее развитие эта традиция получила в многочисленных сочинениях Августина (ум. 430), учившего о спасении через благодать в лоне церкви. Традиционный список древних латинских учителей церкви замыкают два папы - Лев Великий (ум. 461) и Григорий Великий (ум. 604).
ЛИТЕРАТУРА
Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994

  • - Роман И.С. Тургенева. Написан в 1859– 1861 гг., впервые появился в печати в 1862 г., то есть через год после отмены в России крепостного права...

    Россия. Лингвострановедческий словарь

  • - традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших её догматику и организацию...

    Исторический словарь

  • - возникшее в 17 в. обозначение ряда христианских сочинений 1 - 2 вв., не вошедших в состав Нового завета, авторов которых причисляли к ученикам апостолов. Э. Б. Котелье объединил под этим назв. книги...

    Словарь античности

  • - видные деятели раннего христианства, к которым церковь причисляла тех, чье учение было ортодоксальным, а жизнь - безупречной, святой. Ссылка на мнение «О. ц.» служила основным аргументом в теологич...

    Словарь античности

  • - группы древнейших греческих христианских писателей, а также анонимных писаний рубежа I и II вв. н.э. К этим сочинениям мы причисляем: Учение двенадцати апостолов, Послание к коринфянам Климента Римского,...

    Энциклопедия античных писателей

  • - богословы IV в., жизнь и деятельность которых была во многом связана с визант. провинцией Каппадокия в вост. части Малой Азии. Термин «К.О.» применяется в науке с сер. XIX в. прежде всего по отношению к...

    Католическая энциклопедия

  • - см. Патристика...

    Философская энциклопедия

  • - группа основных акционеров-менеджеров, как правило, во главе с известным олигархом...

    Словарь бизнес-сленга

  • - термин, употребляемый для обозначения ранних христианских писателей, развивавших вероучение на основе Св. Писания и Св. Предания...

    Энциклопедия Кольера

  • - традиционное название виднейших деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших её догматику и организацию...

    Большая Советская энциклопедия

  • - традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Отц"ы, -"ов: Отц"ы Ц"еркви, Свят"ые Отц"...

    Русский орфографический словарь

  • - ́ мн. Святые...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 старше...

    Словарь синонимов

  • - прадеды, отчичи и дедичи, деды, предки, предшествующие...

    Словарь синонимов

  • - городские старшины, городские власти, муниципалитет,...

    Словарь синонимов

"ОТЦЫ ЦЕРКВИ" в книгах

КАППАДОКИЙСКИЕ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ»

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

КАППАДОКИЙСКИЕ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ» Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систематизировать христианство. Для ее выполнения было необходимо использовать наследие античного мышления в его идеалистической форме. Систематизация

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОТЦЫ ЦЕРКВИ

6.4. Апологеты христианства. Отцы церкви

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

6.4. Апологеты христианства. Отцы церкви Уже во второй половине II в. начался процесс не только административного, но и теоретического оформления новой религии: появляются богословы, которые резко высказываются против иудаизма и язычества, защищая и обосновывая претензии

29. Святые отцы церкви

Из книги История и теория религий автора Панкин С Ф

29. Святые отцы церкви Согласно христианской библеистике, Новый Завет написали четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и апостолы Иаков, Иоанн, Иуда и Павел, т. е. восемь человек. В иерархии христианских авторитетов авторы Нового Завета занимают вершинное место, при

Отцы церкви. Богословы

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Отцы церкви. Богословы

Отцы церкви

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ

2. К. С. Льюис и греческие Отцы Церкви

Из книги Можно ли считать К. С. Льюиса «анонимным православным»? автора Епископ Диоклийский Каллист

2. К. С. Льюис и греческие Отцы Церкви Вот и все, насколько я знаю, - больше о личных встречах Льюиса с Православием сказать нечего. Признаем честно, что их немного, и обратимся от его жизни к его трудам. Может быть, тут есть свидетельства какого-то влияния? Читая его, мы почти

Избранные отцы Церкви

Из книги Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие автора Епифанович Сергей Леонтьевич

Избранные отцы Церкви Внешним выражением такого разрешения вопроса об авторитетах явилось установление Пятым Вселенским Собором определенного круга»избранных отцов»(???????? ???????). Преимущество этого названия дано было»Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову,

Ранние отцы Церкви

Из книги Иисус и апостолы исполняли Тору автора Фридман Дэвид Ноэл

Ранние отцы Церкви Некоторые из ранних отцов Церкви высказывали свое мнение относительно соблюдения Торы мессианскими иудеями. Их отношение к этому было главным образом отрицательным. Они не находили оснований для соблюдения Торы. В то же время их замечания говорят нам

Отцы церкви

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Отцы церкви Синоним к выражению «патриотические

Отцы Церкви

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Отцы Церкви Св. Амвросий (ок. 339–397) в 374 г., еще не крещеный, был избран епископом Милана (Медиолана). Вместе с Августином и Иеронимом он помог победе над арианами на Западе. Непримиримый борец с язычеством, св. Амвросий добился от императора Грациана удаления Алтаря Победы

I. Греческие отцы церкви

автора Шафф Филип

I. Греческие отцы церкви

II. Латинские отцы церкви

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§161. Апостольские отцы церкви

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

«Отцы церкви» о Христе

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

«Отцы церкви» о Христе Христианская церковь вначале не признавала никаких обрядов, считая, что они свойственны только «язычеству». Однако постепенно она стала вырабатывать свою обрядность, использовав именно «языческие» обряды, но связала их со своими сказками о

(6 голосов : 5.0 из 5 )

В раннехристианском словоупотреблении понятие «отец» обычно ассоциировалось с термином «учитель.» Уже святой Апостол Павел намекает на это, говоря: «хотя у вас тысяча наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (). Святой также говорит: «Ибо если кто научен кем-либо, то он называется сыном учителя, а этот отцом его». Наконец, и изрекает: «Слова суть порождения души. Поэтому мы называем тех, кто наставляет нас, отцами».

Подобная неразрывная связь двух понятий, доходящая почти до отождествления, прослеживается затем и в раннем монашестве, где слово «авва» подразумевало одновременно значения «духовного отца» и «учителя». Такое словоупотребление отчасти сохранилось и у нас, ибо мы говорим не просто об «отцах Церкви,» но об «отцах и учителях Церкви.» В то же время, указанные понятия обрели в современном православном словоупотреблении некоторые оттенки различия, на которых хотелось бы остановиться.

Среди всех церковных писателей отцы Церкви, занимают особое место. Об этом ясно говорит, например, преосвященный : « Христова есть царство истины и святости, основанное Христом Господом и силою Св. Духа, действующего чрез избранных своих, всегда живое в членах своих…; а высокая честь быть избранными орудиями Духа Божия предоставлена отцам Церкви.» Они являются продолжателями дела свв. Апостолов: «это те преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение.»

Естественно возникает следующий вопрос: кого из христианских писателей следует относить к собственно «отцам Церкви»? Католические ученые и богословы выдвигают четыре основных критерия для определения понятия «отцы Церкви»: 1) ортодоксальность учения, 2) святость жизни, 3) признание Церкви и 4) древность. Данные критерии, за исключением последнего, признаются и православными патрологами. При этом, правда, следует оговориться, что ни один из названных критериев нельзя рассматривать с узко-формальной точки зрения. Например, если брать первый критерий, то необходимо учитывать, что, хотя Богооткровенные истины христианства неизменны и даны нам в своей незыблемой полноте, восприятие и раскрытие их со стороны человека происходило во времени и постепенно. Человеческий ум в ходе истории как бы постепенно продвигался (и продвигается) к все большей полноте познания и понятийного выражения этих истин. Как пишет архимандрит Сильвестр: «Бог постепенно приучал людей к постижению Откровения, как приучают живущих во тьме к свету.» А поэтому в ходе земной истории своей «извлекает известные истины из Откровения и поставляет их пред глазами верующих, возводя их на степень догмата, т.е. истины уже непререкаемой.» Вследствие этого деятельность Церкви «представляет собою, можно сказать, своего рода внутреннюю, непрерывную диалектическую работу, клонящуюся, при желании оградить истины веры от всякого рода заблуждений, к более и более точному разъяснению и определению их для более прочного утверждения в сознании верующих.» Данный процесс условно можно назвать процессом «догматизирования.» Постепенность такой диалектической работы соборного разума Церкви заставляет пас быть осторожным в оценке взглядов того или иного отца и учителя Церкви, предостерегая против «анахронизма суждений.» Например, если рассматривать триадологию доникейских отцов с точки зрения четко сформулированного учения о Святой Троице (нашедшего классическое выражение в известном «никео-цареградском символе»), то можно констатировать, что многие из этих отцов явно тяготели к субординационизму. Аналогичным образом в христологии св. встречаются некоторые неточные формулировки, которые можно трактовать, так сказать, в «монофизитском» ключе. Кроме того, критерий «ортодоксальности» нельзя применять узко формально и в том плане, что все сказанное тем или иным отцом является истиной в последней инстанции. Ибо «писания отцов – человеческие произведения и существенно отличаются от Священного Писания Ветхого и Нового Завета, которое богодухновенно, составлено под специальным воздействием Св. Духа и потому должно рассматриваться и почитаться, как Священное и Божественное Писание. За весьма редкими исключениями, никто не смешивал произведений отцов Церкви с боговдохновенными писаниями пророков и Апостолов, и такого смешения нельзя допускать без опасности запутаться в безвыходных противоречиях. Отсюда, при неизменном подчинении всегда живому, всегда непогрешимому авторитету Церкви, которая есть верная хранительница божественных обетовании и всеобщего и непрерывного Предания, вытекает для нас известная свобода в изучении отеческих творений и заключающегося в них учения; отсюда же, не умаляя значения отцов, мы получаем возможность и право внести необходимые различия в оценку их учения.» Поэтому, согласно мнению одного из первых русских патрологов, следует проводить различие между «погрешностями» и «заблуждениями,» ибо они «не одно и то же. Иное дело погрешать в таких истинах, которые, не будучи определены Церковью, могли быть изъясняемы так или иначе – и совсем другое дело упорствовать против ясного определения всей Церкви. Первого рода ошибки нередко можно встретить у св. отцов, но отнюдь не погрешности второго рода. Погрешностей св. мужей не должно одобрять и упорно держаться их, точно также, как и упрекать их за оные, помня ту истину, что и святой человек, как человек, мог иногда ошибаться.»

Что касается второго критерия – святости жизни, то здесь следует остерегаться отождествления понятий «святость» и «безгрешность,» ибо, как известно, только один Бог без греха. Поэтому нельзя забывать того, что отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки и т.д., но своим подвигом покаяния, молитвы и доброделания они искупили их пред Господом и Церковь единодушно признает их святыми. С другой стороны, некоторые еретики, например, Несторий, по внешней стороне своей личной жизни приближались к идеалу святости, однако это не позволяет причислять их к лику святых, ибо формальное применение только одного критерия не допускается соборным разумом Церкви. Вследствие чего «святость должна быть запечатлена блаженной кончиной в общении с Церковью или даже мученичеством за Христа. Святость жизни св. отцов служит:

a) ручательством духовной опытности их, как руководителей в святой христианской жизни,

b) основой их глубокого проникновения в истины христианского вероучения, по принципу ,

c) залогом их беспредельной преданности к истине и Церкви, как церковных учителей и защитников интересов Церкви.»

Поэтому третий критерий – признание Церкви – является главным и решающим фактором в определении границ понятия «отцы Церкви.» Впрочем, и здесь признание Церкви нельзя полностью отождествлять с канонизацией. Сонм святых на небесах – бесчисленен и не все святые горней Церкви, бывшие «тайными делателями Царства Божьего,» известны нам, поскольку знаем мы лишь отчасти и проникнуть в сокровенную суть великой тайны Церкви нам, пребывающим в «юдоли печали,» не дано. Канонизация святых лишь только намечает контуры этой великой тайны. Ибо «в отношении к некоторым лицам Церкви еще не довольно прошло времени, чтобы узнать волю Божию о них, прославляющую святых своих по своему усмотрению. Потому, если высокие качества известных лиц, их высокая образованность и подвижническая жизнь, не подлежат сомнению и они пользуются уважением Церкви, хотя и не в числе святых: то, не дозволяя себе без воли Духа Божия называть их св. отцами, должны мы признавать их знаменитейшими учителями Церкви, иначе, следуя примеру Церкви, должны называть их блаженными учителями, блаженными отцами и ставить вслед за св. отцами. Таковы, например, патриарх Фотий, .»

Четвертый же критерий (древность), выдвигаемый католическими богословами, не признается, как отмечалось выше, православными патрологами. Исходя из него, католические ученые завершают собственно патрологию на греческом Востоке св. (начало VIII в.), а на латинском Западе – (VII в.). Православную же точку зрения на сей счет ясно выразил покойный отец : «Наша Церковь учит, что божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками. Дух святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание.» Вследствие этого наука патрология, собственно говоря, не имеет конечного хронологического предела, или, если говорить более точно, данный предел устанавливается грядущим концом бытия этого тварного мира и человечества.

Таким образом, святые отцы Церкви суть «надежнейшие руководители в деле религиозного знания; в их писаниях заключено апостольское Предание, посему все споры о вере, о правилах благочестия и благочиния церковного необходимо должны быть решаемы при свете святоотеческих писаний; но несомненным доказательством истины служит только единодушное и согласное их учение, только сие учение всякому должно принимать за несомненное правило, а не всякую частную их мысль и не всякое их предположение и исследование. Церковь во все времена имела и имеет нужду указывать для своих чад такие сочинения, которые могут служить предохранением от неверия, заблуждения и нравственных падений; и она во все времена тщательно отличала тех пастырей, которых Бог особенно ущедрил дарами Своей благодати, приуготовлял к борьбе с еретиками и одарил дарами премудрости и ведения; она принимала их писания с особенным уважением и предлагала их в руководство на будущие времена.»

Отмеченный в этом высказывании архимандрита Порфирия принцип «согласия отцов» (consensuspatrum) имеет важнейшее значение для патрологии. Еще в V в. его достаточно четко сформулировал прп. : «Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека.»

Именно такое «согласие отцов» и делает их авторитетными выразителями Священного Предания. А «Предание – это Дух Христов, оживляющий Церковь и составляющий ее внутреннюю сущность. Подобно человеческому телу, оживляемому душой, и Тело Христово оживляется живущим в Нем Духом Христовым.» Естественно, что святоотеческие творения не объемлют всю полноту церковного Предания, а представляют собой только часть его, наряду с постановлениями вселенских соборов, богослужением, церковными обычаями и т.д. Кроме того, творения святых отцов суть памятники церковной письменности, а в Церкви письменное Предание всегда вторично, но отношению к устному Преданию. Ведь «Христово Предание, живущее и проповедуемое в Церкви пастырями и учителями, только мало помалу записывается, чему в Библии положено как бы идеально-совершенное начало, первообраз. Православно-вселенская Церковь, как благодатная таинница истины Христовой, вдохновляемая и руководимая Духом Святым, всегда создает особую письменность, целый и целостный ряд словесных памятников непогрешимого Предания, коренящегося в ее религиозно-православном самосознании. Таким образом, в Церкви и Церковью всегда записывается только некоторая часть из того, что составляет религиозную сущность ее бытия и жизни всех истинно верующих христиан. Очевидно, что не все богооткровенное учение, не вся религиозная жизнь, не весь, так сказать, догматико-канонический «материал веры,» находящийся и живущий в Церкви, вполне и всецело выражается и запечатлевается в письменных творениях и словесных памятниках церковных.» Разумеется, это отнюдь не умаляет значения данных творений, поскольку письменное Предание является существенной и неотъемлимой частью всего Священного Предания.

Сложнее и запутаннее дело обстоит с обозначением «учители Церкви.» На католическом Западе в 1298 г. декретом папы Бонифация из числа прочих отцов были выделены четыре – Амвросий, Иероним, Августин и папа ; они получили почетное наименование «высокочтимых учителей Церкви» (egregii doctores ecclesiae), «учителей Церкви по преимуществу» (doctores ecclesiae pereminentiam) или «великих отцов Церкви.» Затем к числу этих «преимущественных учителей Церкви» были причислены еще восточных четыре отца: , и . Позднее титул просто «учителей Церкви» (doctores ecclesiae) усвоили целому ряду как восточных ( , ), так и западных церковных писателей ( , Фоме Аквинату, Бернару Клервосскому, Петру Дамиану и пр.). А «в православной Церкви и у православных патрологов наименование «учителя Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно прилагается, как особенно почетный титул («великий вселенский учитель»), к знаменитейшим из отцов Церкви ( , и ); большею же частью употребляется в отношении к наиболее выдающимся из церковных писателей, которые не удостоены Церковью почетного звания «отцов Церкви,» но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви, хотя и не в числе святых (например, Иероним, Августин, ), и по своему значению близки к отцам, стоя в тесной связи с ними. Впрочем, каких-нибудь определенных указании в этом отношении не выработано, почему у нас отцам Церкви противополагаются просто церковные писатели, т.е. такие писатели, которые не имеют некоторых святоотеческих свойств, – не отпечатлели в своей жизни и сочинениях в совершенной чистоте и целости преданной веры Церкви, но до конца жизни пребывали в духовном общении с Церковью и т.п., каковы, например, названные Климент Александрийский, Ориген, С.Л. Епифанович , в отличие от , на сей счет высказывается так:

«Надо заметить, что у нас неправильно называют «учителями» церковных писателей, которые погрешали в истории и не удостоены имени св. отцов, между тем, как наименование «учитель Церкви» более почтенно, чем «отец Церкви» и усвоено немногим из них, которые были корифеями и вождями в борьбе против ересей. Гораздо правильнее поэтому всех, не причисленных к лику отцов, называть «писателями церковными» (ecclesiasticiscriptores). К ним неприложимы признаки отцов Церкви, глазным образом по отсутствию православия в их воззрениях по некоторым пунктам учения и, следовательно, по отсутствию общения с Церковью. Авторитет за ними Церковью не признается, причем это непризнание их выражается или в форме оставления их без внимания при перечне свидетелей Священного Предания и непринятия в святцы, или в форме открытого отвержения.» Однако, на наш взгляд, подобная точка зрения представляет определённую крайность, особенно в отношении древнейшего периода церковной письменности. Дело в том, что некоторые из названных христианских писателей (Климент Александрийский, Ориген) исполняли особое церковное, служение в качестве «дидаскалов» и воспринимались Церковью именно как «учители.» Учитывая такую специфику древнейшего периода церковной литературы (которая, следует заметить, проявлялась достаточно часто и в позднейшие эпохи вплоть до наших дней), мы считаем возможным применять название «учитель Церкви» – к тем христианским писателям, которые подвизались на великом поприще церковного учительств.

Вообще необходимо подчеркнуть, что «и церковные писатели, не имеющие церковного авторитета, равному святоотеческому, также должны быть предметом тщательного и обстоятельного изучения в патрологической науке. И необходимость этого основывается прежде всего, на том, что деление на отцов Церкви и просто церковных писателей возможно только в отвлечении, когда церковный писатель оценивается как личность, выделенная из общего хода церковной жизни и особо рассматриваемая в отношении к ее личным достоинствам, твердости в вере и непоколебимой преданности учению Церкви; но такого деления нельзя произвести, если живо представить себе широкое, часто бурное, течение жизни древней Церкви; здесь непрестанно сменяются отцы Церкви писателями церковными, одни влияют на других, все принимают деятельное участие в жизни Церкви, в её борьбе с внешними и внутренними врагами веры, в раскрытии и обоснования христианской истины, н нет возможности точно расчислить, что должно отнести на счет литературной деятельности признанных отцов Церкви, с одной стороны, и церковных писателей, с другой. Достаточно вспомнить о том влиянии, какое имел церковный писатель на отца Церкви Киприана, Ориген – на выдающихся отцов Церкви IV в., блж. Августин – на богословов западной Церкви. Далее, церковные писатели – богословы и образованнейшие мужи христианской древности – оказали сильное и весьма важное влияние на раскрытие внутреннего содержания христианства, углубление и формирование церковного учения; в подтверждение этого можно указать на Климента Александрийского, Оригена, Августина, Феодорита Кирского. Наконец, и как исторические свидетели о вере и жизни Церкви своего времени церковные писатели имеют весьма важное значение. Что касается, так сказать, юридического права на привлечение к изучению и произведений церковных писателей, не провозглашенных Церковью в качестве «отцов,» то оно в достаточной степени обосновывается на том историческом факте, что православная Церковь ни разу не ставила своею нарочитою задачей определить церковное значение всех церковных писателей и степень точности выражения ими церковного учения.» Поэтому «патрологическая наука не должна наперед устанавливать определенного выбора между произведениями древнецерковной письменности, и одни исследовать, а другие отвергать; все сохранившиеся памятники древнецерковной письменности, весь литературно-исторический материал, оставленный членами древней Церкви, необходимо изучить с той подробностью и обстоятельностью, каких требует значение его в целом и отдельных частях.»

«Вероятно, первый официальный список «отцов церкви» содержится в так называемом Decretum Gelasii de libris recipiendis et non recipiendis (Декрет папы Геласия о книгах избираемых и отвергаемых).

В качестве безусловно ортодоксальных авторов здесь названы Афанасий Александрийский, Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский, Киприан Карфагенский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Иероним Стридонский , Проспер Аквитанский (который не был епископом, как и Иероним) и папа Лев Великий .

После этого сказано: «Итак, труды и сочинения всех правоверных отцов, которые не удалились от святой Римской церкви в какую-нибудь секту и не отдалились от её веры и поучения... Римская церковь назначает к чтению». Между тем, из сочинений Оригена признаются лишь те, которые одобрял Иероним . «Церковная история» Евсевия признаётся выборочно, за исключением мест, где прославляются еретики.

Вероятно, с учётом всех перечисленных формулировок, включая постановления Вселенских соборов, высказывания пап и патриархов, впоследствии были сформулированы четыре непременные условия, которым должен удовлетворять истинный «отец»: древность, святость жизни, ортодоксальность и одобрение церкви.

Источником «одобрения», то есть, конечной санкции церкви, считались прежде всего постановления Вселенских и местных соборов, декреты пап и т. д., но в отдельных случаях можно было, по-видимому, опираться на авторитет группы признанных «отцов».

Очевидно, что с точки зрения принятых критериев далеко не все значительные и даже выдающиеся авторы могли быть признаны «отцами» - каковы, например, Тертуллиан или Ориген , учения которых не отвечали требованиям ортодоксальности, или Ипполит и Новатиан, не имевшие достаточной святости.

Нужно отметить, что для вынесения окончательного приговора тому или иному автору подчас требовалась не одна сотня лет (сочинения Оригена, например, окончательно были признаны неортодоксальными лишь в середине VI века).

В более поздние времена, после разделения церкви на Западную и Восточную, ситуация осложнилась ещё и тем, что западные авторитеты не всегда признавались восточной традицией (например, Августин )».

Столяров А.А., Патрология и патристика, М., «Канон+», 2001 г., с.11-12.