» » 50 что такое проблема гипотеза теория. Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория)

50 что такое проблема гипотеза теория. Формы научного познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория)

Первый этап исследований производственной проблемы – научная постановка задачи – содержит выявление и описание фактов, формулировку проблемы, цели и гипотезы исследований.
Постановка задачи является одним из наиболее ответственных этапов принятия решений. «Самым распространённым источником ошибок в управлении предприятием является чрезмерное внимание, которое уделяется поиску правильного ответа, вместо того, чтобы искать правильный вопрос» . Точное решение, полученное при неправильной постановке задачи приводит только к появлению новых проблем. Очевидная, на первый взгляд, причина возникновения проблемы, может на самом деле быть только следствием более сложных и менее заметных процессов. По существу, постановка задачи сводится к изучению сложившейся ситуации, выявлению того, что именно и почему не устраивает менеджера и описанию ситуации, которую необходимо достигнуть. Изучение ситуации с точки зрения цели организации, выявление факторов, обусловивших ее появление и существование, соизмерение разного рода затрат и результатов дают основание менеджеру отделить более важное от менее важного и сформулировать условия, определяющие допустимость решения и его качество. Эффективность формулировки проблемы зависит от объекта исследований. В естественных и технических науках вследствие материального характера исследуемого объекта реальность фактов не вызывает трудностей с их объективным выявлением, а точность описания зависит от используемых приборов. Проблема как объект исследования операций носит идеальный характер и является противоречием между существующим и целью исследования – желаемым состоянием. При описании существующей ситуации в качестве фактов выступают внешние проявления проблемы, однако их соответствие ей далеко не так однозначно, как в случае описания фактов в естественных и технических науках. Это приводит, в частности, к тому, что затраты отождествляются с результатами, а точность применяемого математического метода – с адекватностью получаемых с его помощью решений исследуемой проблемы. Ещё более сложным оказывается вопрос объективного описания второй составляющей проблемы – желательной ситуации и, соответственно, следующих из неё определений цели и гипотезы исследований. Все это зависит от объективности описания существующей ситуации и лица, принимающего решение выявить цели систем, в которые входит исследуемый объект. Здесь методические ошибки могут привести к тому, что попытка решения одной проблемы приведет к появлению новых. Многие новые проблемы – уплотнение почвы тяжёлой техникой, инерционность управленческого аппарата, вследствие увеличения численности сотрудников и связей, утилизация стоков животноводческих комплексов и др. – возникали в результате деятельности человека, направленной на решение других проблем.
Анализ первого этапа научной постановки управленческого решения показывает, что если в естественных и технических науках основным источником субъективных искажений и, соответственно, снижения эффективности этого этапа является полнота описания реального факта, достигаемая в основном только за счет используемых приборов, то в случае исследования производственных проблем добавляются вопросы адекватного восприятия объекта учеными или/и менеджерами, зависящие от применяемой ими методологии. На первом этапе исследования проблем высока вероятность формулировки ложных проблем – «проблемоидов» и псевдозадач, решение которых не будет представлять какой-либо практической ценности, а внедрение может привести к нежелательным последствиям. В этом случае эффективность управленческого решения будет нулевой или даже отрицательной.



Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. ``Научная гипотеза - это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы"" . По-существу гипотеза - это главная идея решения.

Для избежания возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так: ``Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников"". Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т.п. Оказалось, что спортсмены, имеющие одинаково высокие проявления тех или иных физических качеств, тем не менее показывают не одинаково спортивные результаты. Так, спортивные результаты стайеров не всегда зависят от уровня их выносливости, результаты штангистов от силы и т.п. Для того, чтобы оправдать исходную теоретическую посылку, была выдвинута защитная гипотеза о взаимосвязи физических качеств. Именно следствием этого шага оказалось введение в научный оборот понятий ``скоростно-силовые качества"", ``скоростная и силовая выносливость"", ``взрывная сила"" и т.д.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна 5 . Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т.о., предположение о том, что ``педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте"", может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. Однако этого не будет достаточно для определения рабочей гипотезы, так как не всегда существует необходимость в ее выделении вообще. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: ``Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет"" - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики.

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез :

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если...

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Таким образом, наличие гипотезы - это важное условие научного исследования. Гипотеза - это связь между настоящими и будущими знаниями, это брусчатка мостовой науки.

В заключение второй главы приводим те положения , которые, по нашему убеждению, должен знать каждый студент для избегания ошибок в установлении цели, задач и в конечном итоге рабочей гипотезы:

1. Целью исследований может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, воспитания физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочных и воспитательных процессов; но никак не разработка основ и принципов физического воспитания и тренировки.

2. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

3. Гипотеза должна быть: сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них. Кроме того, гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями; сформулирована.

Основными подходами в научном руководстве курсовыми и выпускными квалификационными при установлении цели, задач и гипотезы работ студентов по специальности ``Физическая культура"", по нашему мнению, могут стать:

1) сравнение проблемы с вопросом, цели с кратким ответом на вопрос-проблему, задач с описанием характеристик цели, гипотезу с главной идеей решения проблемы;

2) целесообразное использование, во-первых, шаблонов формулировок цели и гипотез, во-вторых, набора глаголов для установления задач;

3) при формулировании задач исследования не подменять их формулировками этапов и методов исследования;

4) практическое упражнение студентов в формулировании цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

Болдырев А.С.

Логика: Фондовая лекция/ Проблема, гипотеза, теория.

СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. 12 с.

Краткая аннотация: Фондовая лекция раскрывает этапы формирования научной теории, свойства, которыми должна обладать теория. Также рассматриваются правила построения и верификации гипотезы. Особое внимание уделяется применению форм научного мышления в юридической практике.

Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 2 от 21.10.08 г. Рекомендована для организации учебных занятий.

Рецензенты:

С.Г.Чукин, доктор философских наук, профессор

(Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России);

А.Г.Никулин , кандидат философских наук, доцент,

начальник кафедры социологии и политологии

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры философии

подполковник милиции

В.В.Балахонский

Тема:

Проблема, гипотеза, теория.

План лекции:

1. Понятие о формах развития научного знания. Гипотеза и теория.

2. Способ выдвижения (построения) гипотез и методы их верификации.

3. Проблема и вопрос.

(1а) Понятие о формах развития научного знания.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели так называемые формы обыденного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В этих формах познаётся окружающая действительность всеми людьми. Наряду с ними существуют формы научного познания. Это гипотеза, теория, проблема . Чем же отличается обыденное познание мира от научного? Обыденное познание ориентировано на выявление причинных связей в каких-то конкретных узких областях явлений. Научное же познание претендует на выявление универсальных, всеобщих причинных связей.

(1б) Гипотеза.

Как же происходит развитие научного знания? В процессе освоения окружающего мира люди накапливают большое количество фактического материала, то есть знания о большом количестве конкретных событий. Хранение высказываний о каждом конкретном факте в определённой области становится неоптимальным. Тогда делается попытка из всех высказываний выделить несколько, которые принимаются за очевидные, не требующие доказательства. Такие высказывания называются аксиомами . Все же остальные истинные относительно данной области высказывания должны выводиться из аксиом по определённым правилам, то есть должны быть теоремами . Данное предположение относительно исследуемой области называется гипотезой.

Гипотеза - это система суждений, выступающих в качестве предположительного объяснения какой либо области явлений.

Некоторые предположения опровергаются практикой, а некоторые подтверждаются. Таким образом гипотеза, которая подтверждается, становится достоверным знанием, или теорией.

(1в) Теория.

Теория - это система положений, достоверно объясняющих причинную связь в какой либо области явлений.

Как было сказано выше, теория включает в себя: (1) аксиомы , то есть суждения, истинность которых не требует доказательства, и (2) теоремы , то есть суждения выводимые из аксиом. Таким образом, теория представляет собой процедуру выделения истинных высказываний о какой-либо области явлений из всех высказываний об этой области.

Теория должна обладать следующими свойствами:

(1) Полнота , то есть теория должна объяснять все явления исследуемой области.

(2) Непротиворечивость , то есть из аксиом теории не должны быть выводимыми два противоречивых суждения, так как мы знаем, что из противоречия выводимо любое суждение. В этом смысле любая противоречивая теория полна.

(3) Независимость , то есть никакие аксиомы не должны быть выводимыми из других аксиом.

(4) Верифицируемость , то есть теория должна подтверждаться практикой.

Теория имеет следующие функции:

(1) Описательная (теория адекватно отражает некоторую область явлений);

(2) Объяснительная (теория указывает причины какого-либо явления её области);

(3) Предсказательная (теория указывает следствия какого-либо явления её области).

Теория как метод исследования определяет класс задач, разрешимых в ее пределах. Весь класс задач в некоторой теории можно разделить на регулярные (для которых можно задать общие структуры решения и правила построения поля возможных решений) и нерегулярные (для которых это не возможно).

Теории (и гипотезы) бывают общими и частными. Общая теория (гипотеза) объясняет какую-либо широкую область явлений, а частная - область нескольких конкретных явлений (событий). Частная гипотеза называется версией и применяется в следственной практике, как предположение относительно, например, обстоятельств преступления.

(2) Построение и верификация гипотезы.

При выдвижении гипотезы необходимо придерживаться следующих правил:

(1) Гипотеза не должна противоречить ранее установленным фактам, законам.

(2) Гипотеза не должна содержать противоречий.

(3) Гипотеза должна быть как можно более простой, то есть содержать минимальное количество положений.

(4) Гипотеза должна объяснять все факты той области, относительно которой она выдвигается.

Верификация гипотезы включает в себя следующие основные моменты:

(1) Выведение из гипотезы всех следствий.

(2) Каждое следствие проверяется на истинность.

(3) Если все следствия истинны (ни одно следствие не противоречит фактическому или теоретическому знанию), то гипотеза становится теорией (принцип верификации). Если хотя бы одно из следствий ложно (противоречит фактическому или теоретическому знанию), то гипотеза отвергается (принцип фальсификации).

(3а) Структура вопроса.

Изучением понятий вопроса, ответа и вопросно-ответного отношения занимается эротетическая (интеррогативная) логика. Рассмотрим основные понятия логической теории вопросов (эротетической логики).

Вопрос - требование устранения недостатка информации о каком-либо объекте.

Пример: “Назовите два числа, сумма которых равна 28” [У меня имеется информация, что сумма чисел a и b равна 28, но отсутствует информация о том, что это за числа. Назовите их.].

Существует множество взглядов на понимание сущности вопроса и вопросно-ответного отношения. Представляет большой интерес сопоставление вопросов с нормами. Тесная связь между вопросительными и нормативными высказываниями была отмечена многими авторами, исследовавшими логические характеристики вопросов. Например, вопрос “Кто стоит в дверях?” можно рассматривать как нормативное суждение “Назовите имя человека, который стоит в дверях”. Легко показать, что такое преобразование допускает любое вопросительное высказывание, ибо каждый вопрос может быть трансформирован в требование ответа. Вопросы, рассматриваемые как требования, оказываются частным случаем норм именно потому, что наличие адресата является необходимым условием вопросно-ответной ситуации.

Вопрос включает в себя следующие элементы:

(1) Предпосылка (тема) вопроса - информация, содержащаяся в вопросе (“Существуют два числа, сумма которых равна 28” в приведённом выше примере).

(2) Рема вопроса - запрашиваемая информация (“Каковы числа a и b ?”).

(3б) Корректность вопроса.

Корректный вопрос - вопрос, все предпосылки которого являются истинными суждениями.

Некорректный вопрос - вопрос, имеющий хотя бы одну ложную предпосылку. Выделяют следующие виды некорректности вопросов:

(а) тривиально-некорректные вопросы, т. е. вопросы, содержащие неясные термины;

(б) нетривиально-некорректные вопросы (провокационные), т. е. вопросы, содержащие хотя бы одну ложную предпосылку (на такой вопрос нельзя ответить корректно) (“Как часто вы моете свой автомобиль?” Предпосылками данного вопроса являются следующие суждения “Отвечающий имеет автомобиль” и “Отвечающий иногда его моет”. Если такой вопрос задан человеку, у которого нет автомобиля, то вопрос считается некорректным);

(в) прагматически некорректные вопросы, т. е. вопросы, на которые в принципе ответить корректно возможно, но спрашивающий заранее знает, что у отвечающего нет достаточных средств для поиска ответа (“Верно ли, что существуют внеземные цивилизации?”).

Существуют так называемые сложные вопросы, то есть вопросы, состоящие из нескольких подвопросов. Для ответа на вопросы такого типа необходимо ответить на все подвопросы, содержащиеся в них (“Вы подготовились к семинарам по логике, философии и информатике?” Для ответа на этот вопрос необходимо ответить на следующие три “Вы подготовились к семинару по логике?”, “Вы подготовились к семинару по философии?”, “Вы подготовились к семинару по информатике?”).

(3в) Ответ на вопрос.

Ответ - предоставление запрашиваемой информации.

Ответ может пониматься как (а) поиск информации и её предоставление (ответ как процесс) и (б) сама предоставляемая информация (ответ как объект).

Корректный ответ - ответ, содержащий истинное суждение, полностью устраняющее недостаток информации, выраженный в данном вопросе (“Перечислите виды совместимости двух понятий.” - “Подчинение, пересечение, равнозначность.”).

Некорректный ответ - (а) ответ, содержащий ложное суждение; либо (б) ответ, не устраняющий полностью недостаток информации, выраженный в данном вопросе: (б1) неполный ответ (“Перечислите все возможные отношения между двумя простыми категорическими суждениями.” - “Противоречие, подчинение.”) или (б2) нерелевантный ответ (“Перечислите виды простых категорических суждений.” - “Понятие - это форма мышления, отражающая существенные признаки предмета, свойства или отношения.”).

(3г) Виды вопросов.

Знание, как известно, бывает двух видов: фактическое и концептуальное. В познании фактическому знанию соответствует описательная функция, а концептуальному - объяснительная и предсказательная.

Описательная функция представляет собой языковую обработку эмпирических данных, позволяющих закрепить в языке отдельные факты, сформулировать базовые определения используемых в дальнейшем научных терминов.

Объяснительная функция - это раскрытие существенных связей между изучаемыми явлениями, она состоит в выявлении причин, условий, допущений, объективных оснований, предпосылок, обуславливающих конкретные факты или теоретические положения.

Предсказательная функция сводится к логическому выведению следствий или предположений относительно будущих состояний изучаемого объекта на основе установленных данных (на основе обобщения эмпирических данных, на основе знаний объективных причин, законов, принципов, условий, допущений и т. п.), обуславливающих эти будущие состояния.

Рассмотрим, как реализуются три функции познания - (1) описательная, (2) объяснительная и (3) предсказательная - в вопросе.

Фактическому знанию (описательной функции познания) в логике соответствует простое категорическое суждение. Его структура - S есть P (Деление - это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей.). По отношению к суждению такого вида возможны следующие виды вопросов:

(а) ? есть Р (Назовите логическую операцию, раскрывающую объём понятия путём перечисления его составных частей);

(б) S есть? (Что такое деление? (Дайте определение понятию “деление”.).);

(в) S ? Р (Верно ли, что деление - это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей?).

Концептуальному знанию (объяснительной и предсказательной функциям познания) в логике соответствует структура А ® В, где А и В - любые сложные суждения, а “®“ - логическое релевантное следование (Из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение, следует, что вывод - также отрицательное суждение). По отношению к высказыванию такого вида возможны следующие виды вопросов:

(а) ? ® В (Почему во второй фигуре простого категорического силлогизма вывод - всегда отрицательное суждение? (вопрос на объяснение));

(б) А ® ? (Что следует из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение? (вопрос на предсказание));

(в) А? В (Верно ли, что из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение, следует, что вывод - также отрицательное суждение?).

Кроме того, вопросы могут задаваться в одном из трёх следующих режимов:

(а) открытый режим: (Назовите науку, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

(б) ограниченный режим: (Из перечисленных ниже наук выберите ту, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

(в) закрытый режим: (Верно ли, что логика - это наука, изучающая законы и формы правильного мышления?)

Вопрос относится к таким видам информации, которые требуют прямой отнесённости к адресату. Адресатами вопросов могут быть как отдельные индивиды, так и группы людей. Существуют вопросы, которые ставит перед собой всё человечество. К адресатам иногда относят и саму природу, считая, например, эксперимент вопросом, заданным природе.

Каждому вопросу предшествует, таким образом, не просто желание получить некоторую информацию, а стремление получить её от вполне определённого адресата. Поэтому, нельзя согласиться с тем, что в отличие от машины человек может отвечать на вопросы, которые никто не задавал. Ответы на никем не ставившиеся вопросы - это опять-таки ответы на вопросы, заданные человеком самому себе. Это тот особый случай, когда отправитель и адресат - одно и то же лицо (ситуация, называемая в психологии “внутренней коммуникацией”).

(3д) Проблема.

Проблема - это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа.

Познание объективной истины, таким образом, можно характеризовать через вопросно-ответные процедуры. Вопрос в этом случае выступает как программа исследования. Можно выделить следующие типы проблемных ситуаций:

1. Проблемы объяснения новых фактов, несовместимых с положениями принятой теории.

Решение - выдвижение гипотезы с последующим принятием ее в качестве новой теории.

2. Наличие двух несовместимых гипотез (теорий), объясняющих явления, исходя из противоположных принципов.

Решение - выдвижение гипотезы (теории), объясняющей отдельные решения вопросов, изучаемых в каждой из прежних теорий.

3. Появление в теории парадоксов.

Решение - пересмотр принципов данной теории.

Проблему можно определить как требование выбрать действительные ответы из множества возможных ответов на корректно поставленный вопрос. Можно выделить оценочные проблемы, или задачи на доказательство (закрытый режим вопроса на объяснение или предсказание) и развивающие проблемы, или задачи на нахождение (открытый режим вопроса на объяснение или предсказание).

Существуют так называемые массовые проблемы, в которых множество разрозненных задач объединяется в единый класс вопросов, разрешаемых по некоторой общей схеме предписаний. Любая наука стремится перейти от единичных проблем к массовым.

Научное познание в следственной практике.

Процесс научного познания можно изобразить в виде следующей схемы:

То есть мы имеем какую-либо теорию, выражающую причинную связь в какой-либо области явлений. Затем в результате развития эмпирического знания выясняется, что факты противоречат данной теории. После этого выдвигается несколько гипотез, объясняющих данную область с учётом этих фактов. В результате проверки на непротиворечивость выясняется несостоятельность отдельных гипотез. Гипотеза же, которая верифицируется, подтверждается практикой, становится теорией. Эта теория работает в течении какого-то времени. Затем вновь появляются факты, противоречащие ей. Выдвигаются новые гипотезы и т. д.

Литература:

Основная

1. Логика: Учебник для юридических вузов / Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

3. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. – М., 2001.

4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2002.

6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.

Дополнительная

1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.

4. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. – М., 1993.

5. Иванов Е.А. Логика: Учебник. – М., 1996.

6. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.

7. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. – М., 2003.

8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.

Санкт-Петербургский университет

МВД России

Кафедра философии

ЛОГИКА

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

«Проблема, гипотеза, теория»

Санкт-Петербург

Болдырев А.С.

Логика: Фондовая лекция/ Проблема, гипотеза, теория.

СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. 12 с.

Краткая аннотация: Фондовая лекция раскрывает этапы формирования научной теории, свойства, которыми должна обладать теория. Также рассматриваются правила построения и верификации гипотезы. Особое внимание уделяется применению форм научного мышления в юридической практике.

Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 1 от 07.09.10 г. Рекомендована для организации учебных занятий.

Рецензенты:

В.И.Стрельченко ,доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой философии

(Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена);

А.Г.Никулин , кандидат философских наук, доцент,

начальник кафедры социологии и политологии

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры философии

подполковник милиции

В.В.Балахонский

« » _______________ 2010 г.

Тема:

Проблема, гипотеза, теория.

План лекции:

1. Понятие о формах развития научного знания. Теория. Свойства теории.

2. Гипотеза. Правила выдвижения (построения) гипотез и методы их верификации.

3. Проблема и вопрос.

(1а) Понятие о формах развития научного знания.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели так называемые формы обыденного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В этих формах познаётся окружающая действительность всеми людьми. Наряду с ними существуют формы научного познания. Это гипотеза, теория, проблема . Чем же отличается обыденное познание мира от научного? Обыденное познание ориентировано на выявление причинных связей в каких-то конкретных узких областях явлений. Научное же познание претендует на выявление универсальных, всеобщих закономерностей в обширных областях явлений.

(1б) Теория и её структура.

Теория - это система положений, достоверно объясняющих закономерности в какой-либо области явлений.

Как было сказано выше, теория включает в себя:

(1) аксиомы , то есть суждения, истинность которых не требует доказательства;

(2) правила вывода , то есть правила, по которым из аксиом можно выводить новые истинные положения (обычно в как правила вывода используются дедуктивные умозаключения)

(3) теоремы , то есть суждения, выводимые из аксиом по правилам вывода.

Таким образом, теория представляет собой способ отбора истинных высказываний из всех высказываний о какой-либо области явлений.

(1в) Свойства теории

Теория должна обладать следующими свойствами:

(1) Полнота , то есть теория должна объяснять все явления исследуемой области.

Принцип полноты нормативного кодекса:

" д (Р (д) º З (д))

(2) Непротиворечивость , то есть из аксиом теории не должно быть выводимо противоречие.

Принцип непротиворечивости нормативного кодекса:

" д Ø (О (д) & З (д))

(3) Независимость , то есть никакие аксиомы не должны быть выводимыми из других аксиом.

(4) Верифицируемость , то есть теория должна подтверждаться практикой.

(1г) Функции теории

Теория имеет следующие функции:

(1) Описательная (теория адекватно отражает некоторую область явлений);

(2) Объяснительная (теория позволяет указать причины какого-либо явления исследуемой области);

(3) Предсказательная (теория позволяет предсказать последствия какого-либо явления исследуемой области).

Теория как метод исследования определяет класс задач, разрешимых в ее пределах. Весь класс задач в некоторой теории можно разделить на регулярные (для которых можно задать общие структуры решения и правила построения поля возможных решений) и нерегулярные (для которых это не возможно).

Теории бывают общими и частными. Общая теория объясняет какую-либо широкую область явлений, а частная - область нескольких конкретных явлений (событий).

(2а) Гипотеза.

Как же происходит развитие научного знания? В процессе освоения окружающего мира люди накапливают большое количество фактического материала, то есть знания о большом количестве конкретных событий. Хранение высказываний о каждом конкретном факте в определённой области становится неоптимальным. Тогда делается попытка из всех высказываний выделить несколько, которые принимаются за очевидные, не требующие доказательства. Такие высказывания называются аксиомами . Все же остальные истинные относительно данной области высказывания должны выводиться из аксиом по определённым правилам, то есть должны быть теоремами . Данное предположение относительно исследуемой области называется гипотезой.

Гипотеза - это система суждений, выступающих в качестве предположительного объяснения какой-либо области явлений.

Некоторые предположения опровергаются практикой, а некоторые подтверждаются. Таким образом, гипотеза, которая подтверждается, становится достоверным знанием, или теорией.

(2б) Правила построения гипотез.

При выдвижении гипотезы необходимо придерживаться следующих правил:

(1) Гипотеза не должна противоречить ранее установленным фактам, законам.

(2) Гипотеза должна быть внутренне непротиворечивой.

(3) Гипотеза должна быть как можно более простой, то есть содержать минимальное количество положений.

(4) Гипотеза должна объяснять все факты той области, относительно которой она выдвигается.

(2в) Методы верификации гипотезы

Верификация гипотезы включает в себя следующие этапы:

(1) Из положений гипотезы выводятся все возможные следствия.

(2) Каждое следствие проверяется на истинность.

(3) Только если все следствия гипотезы являются истинными, то гипотеза становится теорией (принцип верификации ).

Гипотеза → С1 , С2 , … , С n

С1 , С2 , … , С n – истинные

Гипотеза → Теория

Если хотя бы одно из следствий ложно (противоречит фактическому или теоретическому знанию), то гипотеза отвергается (принцип фальсификации ).

Гипотеза → С1 , С2 , … , С n

С m (1 m n ) – ложно

Гипотеза – ложная

(2г) Криминалистическая версия и её особенности.

Криминалистическая версия – это частная гипотеза, объясняющая систему явлений, относящихся к какому-либо конкретному преступлению.

Криминалистическая версия имеет следующие особенности:

1. Выдвигается и проверяется лицами, специально уполномоченными законом.

2. Проверяется средствами, разрешёнными законом.

3. Проверяется в ограниченный законом срок.

4. Проверяется в условиях, когда возможно активное противодействие такой проверке со стороны лиц, заинтересованных в сокрытии истины.

(3а) Вопрос и его структура.

Рассмотрим основные понятия логической теории вопросов.

Вопрос - требование устранения недостатка информации о каком-либо объекте .

Пример: “Назовите два числа, сумма которых равна 28” [У меня имеется информация, что сумма чисел a и b равна 28, но отсутствует информация о том, что это за числа. Назовите их.].

Существует множество взглядов на понимание сущности вопроса и вопросно-ответного отношения. Представляет большой интерес сопоставление вопросов с нормами. Тесная связь между вопросительными и нормативными высказываниями была отмечена многими авторами, исследовавшими логические характеристики вопросов. Например, вопрос “Кто стоит в дверях?” можно рассматривать как нормативное суждение “Назовите имя человека, который стоит в дверях”. Легко показать, что такое преобразование допускает любое вопросительное высказывание, ибо каждый вопрос может быть трансформирован в требование ответа. Вопросы, рассматриваемые как требования, оказываются частным случаем норм именно потому, что наличие адресата является необходимым условием вопросно-ответной ситуации.

Вопрос включает в себя следующие элементы:

(1) Предпосылка (тема) вопроса - информация, содержащаяся в вопросе (“Существуют два числа, сумма которых равна 28” в приведённом выше примере).

(2) Рема вопроса - запрашиваемая информация (“Каковы числа a и b ?”).

(3б) Корректность вопроса.

Корректный вопрос - вопрос, все предпосылки которого являются истинными суждениями.

Некорректный вопрос - вопрос, имеющий хотя бы одну ложную предпосылку. Выделяют следующие виды некорректности вопросов:

(а) тривиально-некорректные вопросы, т. е. вопросы, содержащие неясные термины;

(б) нетривиально-некорректные вопросы (провокационные), т. е. вопросы, содержащие хотя бы одну ложную предпосылку (на такой вопрос нельзя ответить корректно) (“Как часто вы моете свой автомобиль?” Предпосылками данного вопроса являются следующие суждения “Отвечающий имеет автомобиль” и “Отвечающий иногда его моет”. Если такой вопрос задан человеку, у которого нет автомобиля, то вопрос считается некорректным);

(в) прагматически некорректные вопросы, т. е. вопросы, на которые в принципе ответить корректно возможно, но спрашивающий заранее знает, что у отвечающего нет достаточных средств для поиска ответа (“Верно ли, что существуют внеземные цивилизации?”).

Существуют так называемые сложные вопросы, то есть вопросы, состоящие из нескольких подвопросов. Для ответа на вопросы такого типа необходимо ответить на все подвопросы, содержащиеся в них (“Вы подготовились к семинарам по логике, философии и информатике?” Для ответа на этот вопрос необходимо ответить на следующие три “Вы подготовились к семинару по логике?”, “Вы подготовились к семинару по философии?”, “Вы подготовились к семинару по информатике?”).

(3в) Ответ на вопрос.

Ответ - предоставление запрашиваемой информации.

Ответ может пониматься как (а) поиск информации и её предоставление (ответ как процесс) и (б) сама предоставляемая информация (ответ как объект).

Корректный ответ - ответ, содержащий только истинные суждения и полностью устраняющий недостаток информации, выраженный в вопросе (“Перечислите виды соучастников преступления.” - “Исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.”).

Некорректный ответ - (а) ответ, содержащий ложное суждение; либо (б) ответ, не устраняющий полностью недостаток информации, выраженный в данном вопросе: (б1) неполный ответ (“Перечислите все степени тяжести преступления.” - “Преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести.”) или (б2) нерелевантный ответ (“Перечислите все степени тяжести преступления.” - “Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным Кодексом под угрозой наказания.”).

(3г) Виды вопросов.

Знание, как известно, бывает двух видов: фактическое и концептуальное. В познании фактическому знанию соответствует описательная функция, а концептуальному - объяснительная и предсказательная.

Описательная функция представляет собой языковую обработку эмпирических данных, позволяющих закрепить в языке отдельные факты, сформулировать базовые определения используемых в дальнейшем научных терминов.

Объяснительная функция - это раскрытие существенных связей между изучаемыми явлениями, она состоит в выявлении причин, условий, допущений, объективных оснований, предпосылок, обуславливающих конкретные факты или теоретические положения.

Предсказательная функция сводится к логическому выведению следствий или предположений относительно будущих состояний изучаемого объекта на основе установленных данных (на основе обобщения эмпирических данных, на основе знаний объективных причин, законов, принципов, условий, допущений и т. п.), обуславливающих эти будущие состояния.

Рассмотрим, как реализуются три функции познания - (1) описательная, (2) объяснительная и (3) предсказательная - в вопросе.

Фактическому знанию (описательной функции познания) в логике соответствует простое категорическое суждение. Его структура - S есть P (Деление - это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей.). По отношению к суждению такого вида возможны следующие виды вопросов:

(а) ? есть Р (Назовите логическую операцию, раскрывающую объём понятия путём перечисления его составных частей);

(б) S есть? (Что такое деление? (Дайте определение понятию “деление”.).);

(в) S ? Р (Верно ли, что деление - это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей?).

Концептуальному знанию (объяснительной и предсказательной функциям познания) в логике соответствует структура А ® В, где А и В - любые сложные суждения, а “®“ - логическое релевантное следование (Из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение, следует, что вывод - также отрицательное суждение). По отношению к высказыванию такого вида возможны следующие виды вопросов:

(а) ? ® В (Почему во второй фигуре простого категорического силлогизма вывод - всегда отрицательное суждение? (вопрос на объяснение));

(б) А ® ? (Что следует из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение? (вопрос на предсказание));

(в) А? В (Верно ли, что из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение, следует, что вывод - также отрицательное суждение?).

Кроме того, вопросы могут задаваться в одном из трёх следующих режимов:

(а) открытый режим: (Назовите науку, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

(б) ограниченный режим: (Из перечисленных ниже наук выберите ту, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

(в) закрытый режим: (Верно ли, что логика - это наука, изучающая законы и формы правильного мышления?)

Вопрос относится к таким видам информации, которые требуют прямой отнесённости к адресату. Адресатами вопросов могут быть как отдельные индивиды, так и группы людей. Существуют вопросы, которые ставит перед собой всё человечество. К адресатам иногда относят и саму природу, считая, например, эксперимент вопросом, заданным природе.

Каждому вопросу предшествует, таким образом, не просто желание получить некоторую информацию, а стремление получить её от вполне определённого адресата. Поэтому, нельзя согласиться с тем, что в отличие от машины человек может отвечать на вопросы, которые никто не задавал. Ответы на никем не ставившиеся вопросы - это опять-таки ответы на вопросы, заданные человеком самому себе. Это тот особый случай, когда отправитель и адресат - одно и то же лицо (ситуация, называемая в психологии “внутренней коммуникацией”).

(3д) Проблема.

Проблема - это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа.

Познание объективной истины, таким образом, можно характеризовать через вопросно-ответные процедуры. Вопрос в этом случае выступает как программа исследования. Можно выделить следующие типы проблемных ситуаций:

1. Проблемы объяснения новых фактов, не совместимых с положениями принятой теории.

Решение - выдвижение гипотезы с последующим принятием ее в качестве новой теории.

2. Наличие двух несовместимых гипотез (теорий), объясняющих явления, исходя из противоположных принципов.

Решение - выдвижение гипотезы (теории), объясняющей отдельные решения вопросов, изучаемых в каждой из прежних теорий.

3. Появление в теории парадоксов.

Решение - пересмотр принципов данной теории.

Проблему можно определить как требование выбрать действительные ответы из множества возможных ответов на корректно поставленный вопрос. Можно выделить оценочные проблемы, или задачи на доказательство (закрытый режим вопроса на объяснение или предсказание) и развивающие проблемы, или задачи на нахождение (открытый режим вопроса на объяснение или предсказание).

Существуют так называемые массовые проблемы, в которых множество разрозненных задач объединяется в единый класс вопросов, разрешаемых по некоторой общей схеме предписаний. Любая наука стремится перейти от единичных проблем к массовым.

Научное познание в следственной практике.

Процесс научного познания можно изобразить в виде следующей схемы:

. . . Т П Г Т П Г. . .

То есть мы имеем какую-либо теорию, выражающую причинную связь в какой-либо области явлений. Затем в результате развития эмпирического знания выясняется, что факты противоречат данной теории. После этого выдвигается несколько гипотез, объясняющих данную область с учётом этих фактов. В результате проверки на непротиворечивость выясняется несостоятельность отдельных гипотез. Гипотеза же, которая верифицируется, подтверждается практикой, становится теорией. Эта теория работает в течении какого-то времени. Затем вновь появляются факты, противоречащие ей. Выдвигаются новые гипотезы и т. д.

Литература:

Основная

1. Логика: Учебник для юридических вузов / Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

3. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. – М., 2001.

4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2002.

6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.

Дополнительная

1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.

4. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. – М., 1993.

5. Иванов Е.А. Логика: Учебник. – М., 1996.

6. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.

7. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. – М., 2003.

8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.

Философия

Проблема, гипотеза и теория как формы развития научного знания

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают:

  1. неразвитые – это задачи, которые характеризуются след чертами:
    • это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм,
    • задача, которая возникла как закономерный результат познания,
    • задача – решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения,
    • задача, путей решения которой не видно.
  2. Задача которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Т о развитая проблема – это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания.
    Формулировка проблемы включает три части:
  • систему утверждений (дано);
  • вопрос или побуждение (найти);
  • систему указаний на возможные пути решения.
В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует.

Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней:

  • формирование неразвитой проблемы;
  • развитие проблемы – формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения;
  • решение (или установление неразрешимости) проблемы.
Гипотеза (греч – предположение). Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). В последнем процессе выделяют две ступени:
  1. Развитие предположения. 1 этап – выдвижение предположения, на основе аналогии, неполной индукции и т.д. (например, по аналогии с солн системой была создана планетарная модель атома), но это не гипотеза, а скорее догадка, поскольку оно не обосновано. 2 этап – объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т д. – тех фактов которые еще не принимались в учет, или были открыты после выдвижения гипотезы. Кроме этих этапов для того чтобы предположение приобрело статус гипотезы, необходимо обеспечить удовлетворяемость следующим требованиям: (1) предположение не должно быть самопротиворечивым и не должно противоречить фундаментальным положениям науки. В последнем случае полезно подвергнуть сомнению фундаментальное положение. (2) предположение должно быть принципиально проверяемым. (3) предп-е не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено. (4) предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений, путем выбора наиболее простой гипотезы (проста та, в которой отсутствую факторы, которые гипотеза должна объяснить, но не объясняет). Это требование не абсолютно. После этого предположение можно считать обоснованным (не полностью), т.е. гипотезой.
  2. Доказательство и опровержение гипотез. Простые гипотезы о существовании явлений и предметов доказываются или опровергаются путем обнаружения их или установления их отсутствия. Наиболее распространенным способом опровержения сложных гипотез, особенно гипотез, объясняющих связи м/у явлениями, является опровержение посредством приведения к абсурду, дополненное проверкой следствий опытным или практическим путем (например, образование озоновых дыр). При этом опровержении из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Гипотезы могут опровергаться путем доказательств утверждения, являющегося отрицанием гипотезы. Одним из способов доказательства гипотез является опровержение всех возможных предположений кроме одного.
Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Не все философы считают что достоверность это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и относя к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все же считают, что задача науки – создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.

Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

В понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

В достоверном обобщении фактов;

В том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс активного отражения социальным субъектом действительности, а не её механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми, опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы. Результаты Н. п., в отличие от познания обыденного, универсальны, они раскрывают сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, Н. п. имеет общезначимый характер, лишено догматизма). Научное познание осуществляется по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно.

На эмпирическом уровне объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Полученный эмпирический материал обобщается и систематизируется. И хотя и формировании эмпирического объекта существенную роль играет чувственное познание, опираясь на которое исследователь - непосредственно и опосредованно, с помощью приборов - получает эмпирический материал, существенная роль принадлежит рациональной, мыслительной деятельности, без которой обработка и систематизация эмпирических данных была бы невозможной.

Теоретический объект представляет собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта. Это абстракция, логическая модель реального объекта, выраженная, как правило, на специальном языке науки: научными терминами, знаками искусственного языка. Теоретическими объектами могут быть предполагаемые свойства и связи, которые еще не обнаружены, но существование которых с определенной степенью вероятности выводится из имеющейся теории. Такие объекты называются ненаблюдаемыми.

Различия по видам знания заключаются в следующем.

На эмпирическом уровне содержанием знания являются научные факты и сформулированные на их основе эмпирические законы. Содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки. Развитое научное знание выражается в форме научной теории.

Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам, которые делятся на эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент), с помощью которых осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая и индуктивная обработка, и теоретические (аналогия и моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический, гипотетический и др. методы); с их помощью формируются законы науки, теории.

Отношение эмпирического и теоретического уровней познания не совпадает с отношением «чувственное - рациональное». Это разные отношения, разные подходы к познанию. Эмпирическое познание включает в себя не только деятельность органов чувств, использование приборов, описание результатов познания на специальном языке науки, активную деятельность мышления. Теоретическое познание - это не всякая рациональная деятельность, а научно-теоретическая деятельность, подчиненная выдвижению и решению научных проблем, познанию законов, формированию теорий. Это деятельность, опирающаяся на сознательное использование научных методов познания.

Формы научного познания:

1. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, но процесс, включающий два основных момента – постановку проблемы и ее решение. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска. Уже формулировка всякой действительной проблемы содержит в себе «подсказку», указывающую, где нужно искать недостающие средства. Они не находятся в сфере абсолютно неизвестного и уже обозначены в проблеме, наделены некоторыми признаками. Чем больше не хватает средств для нахождения исчерпывающего ответа, тем шире пространство возможностей решения проблемы, тем шире сама проблема и неопределённей конечная цель. Многие из таких проблем не по силе отдельным исследователям и определяют границы целых наук.

2. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Как правило, гипотеза является предварительным, условным знанием о закономерности в исследуемой предметной области или о существовании некоторого объекта. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, - ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения. Всякая гипотеза имеет тенденцию превращения в достоверное знание, что сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы (этот этап называется проверкой гипотезы).

3. Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что характеристики, имеющие наиболее общую природу, составляют основу модели, другие же подчиняются основным положениям или выводятся из них по логическим законам. Например, классическая механика может быть представлена как система, в фундаменте которой находится закон сохранения импульса («вектор импульса изолированной системы тел с течением времени не изменяется»), тогда как другие законы, в том числе известные каждому студенту законы динамики Ньютона, являются конкретизациями и дополнением основного принципа.

4. Идея – это форма постижения в мысли явлений объективной реальности. В научном познании идеи выполняет различную роль. Они не только подытоживают опыт предыдущего развития знания в той или иной области, но и служат основой поиска новых путей решения проблем.

5. Концепция - Систематизация гуманитарного знания, полученного в процессе социокультурной, правовой, политической, интеллектуальной практики.

Методы научного понятия (эмпирический метод) :

1. Экспериме́нт (от лат. experimentum - проба, опыт) в научном методе - набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат. Одно из главных требований к эксперименту - его воспроизводимость.

Эксперимент делится на следующие этапы:

1. Сбор информации ;

2. Наблюдение явления ;

3. Анализ ;

4. Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление ;

5. Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане .

2. Наблюдение - это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.

3. непосредственное наблюдение , которое осуществляется без применения технических средств;

4. опосредованное наблюдение - с использованием технических устройств.

3. Измерение - это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

Методы научного понятия (теоретический метод) :

1. Индукция (лат. inductio - наведение) - процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.

Объективным основанием индуктивного умозаключения является всеобщая связь явлений в природе.

Различают полную индукцию - метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию - наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве. Также для доказательств используется метод математической индукции.

2. Дедукция (лат. deductio - выведение) - метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция - основное средство доказательства. Противоположно индукции.

3. Анализ (др.-греч. ἀνάλυσις - разложение, расчленение) - в философии в противоположность синтезу анализом называют логический приём определения понятия, когда данное понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание его ясным в полном его объёме.

Аналитическим понятием называется такое, которое получается посредством анализа другого понятия, заключающего в себе первое. Точно так же и пояснение какого-либо понятия путём разложения его на составные части называется аналитическим толкованием, заключением. Подобным же образом можно расчленять также суждения или умозаключения. Аналитическое суждение предполагает известное качество присущим самому понятию предмета, другими словами, сказуемое заключается в самом понятии подлежащего, тогда как при синтетическом суждении предмету приписывается качество, которое в самом понятии предмета может и не заключаться, иначе говоря, не связано неизбежно с понятием предмета.

4. Синтез - процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа - способа разобрать целое на функциональные части. Возможен синтез решений. В кибернетике процесс синтеза тесно связан с процессом предшествующего анализа. Синтез - инжиниринговое построение сложных систем из предварительно подготовленных блоков или модулей разных типов. Низкоуровневое, глубокое структурное объединение компонентов разных типов.

С точки зрения теории познания, синтез представляет собой необходимый этап проявления познавательной деятельности сознания. В совокупности с анализом, метод синтеза позволяет получить представления о связях между составляющими предмета изучения.

5. Аналогия в философии - умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. К примеру понятие «аналогично» - употребляется при умозаключении по аналогии, знания, полученные при рассмотрении предмета (объекта, модели), переносятся на другой, менее доступный для исследования (созерцания, диалога).

6. Аксиоматический метод - результат строгой формализации теории, предполагающей полную абстракцию от смысла слов используемого языка, причем все условия, регулирующие употребление этих слов в теории, явно высказаны посредством аксиом и правил, позволяющих вывести одну фразу из других.

Формальная система - это совокупность абстрактных объектов, не связанных с внешним миром, в которой представлены правила оперирования множеством символов в строго синтаксической трактовке без учёта смыслового содержания, то есть семантики.

7. Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

8. Модели́рование - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

9. Идеализа́ция в обыденном смысле - это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле. В науке этот термин используется в несколько отличном смысле: как один из методов познания, а именно - как далеко зашедшее абстрагирование. Идеализация в творческой деятельностичеловека способствует выходу за рамки обыденного мышления и более глубокому постижению реальности.