» » Борис пастернак быть знаменитым некрасиво. Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Борис пастернак быть знаменитым некрасиво. Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

«Быть знаменитым некрасиво» Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Творческий путь Бориса Пастернака был весьма непростым и неординарным. Сегодня его по праву считают одним из ярчайших русских поэтов 20 века. Однако свои самые знаменитые произведения, включая роман «Доктор Живаго», который принес автору Нобелевскую премию, пастернак написал в эпоху становления и развития СССР. Естественно, для того, чтобы стать известным литератором в стране с тоталитарным режимом, необходимо было обладать не только ярким и самобытным талантом, но и уметь скрывать свои истинные чувства как на публике, так и в произведениях. Этому пастернак так и не сумел научиться, поэтому периодически подвергался опале со стороны правящей элиты. Тем не менее, он был популярен, а его стихи, романы и пьесы, периодически исчезавшие из продажи и браковавшиеся цензурой, печатались за рубежом и переписывались от руки. Автор был действительно знаменит, но стеснялся того, что его узнают на улице и всячески пытался принизить собственный вклад в литературу. Впрочем, так себя вели далеко не все советские литераторы. Многие из них, не имея и сотой доли таланта Пастернака, считали себя настоящими гениями и всячески это подчеркивали. Тем более, что в те времена ценился не столько литературный дар, сколько лояльное отношение к политике партии.

Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами. Те, кто был обласкан властью, могли позволить себе жить в роскоши, хотя со страниц газет призывали народ к равенству и братству. Поэтому в 1956 году пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху . После публикации этого произведения, которое вошло в сборник «Когда разгуляется», многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что свое рифмованное послание он адресовал лично им. На самом же деле автор создал своеобразный кодекс чести литератора, рассказав о том, каким он видит настоящего поэта или же писателя. По его мнению, современным литераторам не следует заботиться о своем творческом наследии, создавать архивы и «над рукописями трястись». Пройдут годы, и если эти люди были по-настоящему талантливы, то будущие поколения читателей это оценят. Если же нет, то тщательно собранные и рассортированные бумаги будут вечно пылиться в музейных и библиотечных запасниках, так никем и невостребованные. Поэт убежден, что «цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех» . Он призывает своих коллег «жить без самозванства», т. е. не присваивать себе чужие заслуги и не пытаться выглядеть лучше в глазах окружающих. По мнению пастернака, жизнь все равно все расставит по своим местам, и для потомков будет гораздо важнее знать, что человек, произведениями которого они восхищаются, не был подлецом. Поэтому автор убежден, что жить надо так, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Кроме этого, поэт призывает собратьев по перу «окунаться в неизвестность и прятать в ней свои шаги», а не упиваться властью, деньгами и благосостоянием, которые предопределяют судьбу и лишают человека той искры в творчестве, которая именуется талантом.

Пастернак знает о том, что история создается людьми и трактуется ими в угоду собственных интересов. Поэтому он убежден, что в этом мире все относительно, и не стоит упиваться своими достижениями, которые могут спустя много лет восприниматься совсем по-иному. Автор считает, что настоящий поэт не должен отличать «пораженья от побед», потому что время все равно всех рассудит по-своему. И единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т. е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.

Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.

«Быть знаменитым некрасиво!» - посчитали западные теоретики и стали публиковать периодическую таблицу Менделеева без упоминания имени Дмитрия Ивановича Менделеева в ее названии.

Интерпол объявил премию в десять миллионов долларов, если кто-либо найдёт человека, который «стал притчей во языцах, ничего не знача» - но пока ещё никто не указал ему на такого человека.

«Цель творчества - самоотдача»… Творчески, самозабвенно и с полной самоотдачей и за повышенные зарплаты трудится конструкторское бюро по созданию вечного двигателя. Когда сотрудников спрашивают, почему нет результатов, они отвечают: «Результат – неважен, главное - самоотдача». При этом ссылаются на излюбленную всеми очковтирателями строку выдающегося поэта.

При входе в Академию Генеральног штаба решили высечь в мраморе:
«Но пораженье от победы
Ты сам не должен отличать»…

Этот же девиз взял себе на вооружение Спорткомитет, а секция бокса уже поместила ее на майках своей сборной.

«Не надо заводить архива» - справедливость этой мысли поняли все ОПГ и фирмы-однодневки по перекачке денег, и все-таки заводят – компромат нужен.

Что Вы делаете в этой лаборатории? «Мы слушаем зов будущего». – А зачем?! – «Чтобы привлечь любовь пространства»! А зачем это нужно? – Не знаем, так написано в наставлении, которое нам дал Великий Поэт.

«Окунаться в неизвестность
И прятать в ней свои шаги» - девиз всех тайных спецслужб мира.

Почему у вас случился такой недобор урожая – спросили у министра сельского хозяйства. «Я места и целые главы жизни отчеркнул на полях» - ответил министр. Все удовлетворились таким ответом.

Марья Ивановна, а что значит подтекст? – спросил Вовочка учительницу. - А это когда слова значат одно, а понимать надо совсем другое, а лучше совсем ничего не понимать, а только восклицать: Гениально! - А пример? – спросил Вовочка.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

Вдохновенно процитировала Марья Ивановна!
- Гениально! – выдохнул сообразительный Вовочка! - Это Вы сами сочинили?
- Нет, Вовочка, такое простому человеку не сочинить, такое может сочинить только гений. Потому что если такое сочинит не гений, а простой человек, это уже будет - белиберда.

Привожу в литературоведческих целях это стихотворение, из которого взяты вышеприведенные цитаты

Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Думаю, что стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» выдающийся поэт написал, руководствуясь теми же мыслями, что и Ганс Христиан Андерсен, когда написал сказку о голом короле.
Борис Пастернак, наблюдая лицемерие и подлость части советской элиты и интеллигенции, всегда готовой одобрять любые лозунги советской власти, которая часто занималась политическим очковтирательством – решил пошутить над теми, кто бездумно или лицемерно потакал властям. Он в шутку, с тайной, но предельно жестокой иронией, сочинил этот и еще несколько подобных стихотворных текстов. Поэт сочинил такие стихи, чтобы при всей их трескучей нелепости, они очень понравились той части советского, а теперь уже и российского общества, которая всегда готова прогнуться перед любым авторитетом, какую бы нелепость он ни утверждал.
Злая шутка Пастернаку удалась - на полном серьезе, взахлеб, на протяжении многих десятилетий, эти издевательские стихи гения, высмеивающие начетчиков всех видов, цитируются самими начетчиками как образец мудрости и философской глубины. Мне кажется, Поэт предвидел, что к этому стихотворению хитрые литературоведы напишут бездну комментариев, чтобы хоть как-то обосновать те нелепости, которые мастерски, чтобы посмеяться над ними, скомпоновал выдающийся мастер.

В этих строках своего знаменитого стихотворения "Быть знаменитым некрасиво" Борис Пастернак поднимает проблему потери истинного, высокого смысла творчества для человека, проблему духовного искушения славой, являющуюся одновременно главной идеей произведения и злободневной проблемой всего человеческого общества.

Автор обращает наше внимание на фразу "ничего не знача" - нет ничего привлекательного в том, чтобы прославиться, не совершив никаких значимых, достойных поступков; напротив, это стыдно. Позорно, чувствовать себя знаменитостью и осознавать, что ни одно благое деяние этому не предшествовало.

Да, я полностью разделяю позицию писателя. Ведь понятие "деятельность" и "творчество" предполагают определенное поведение, поступки человека, направленные на преобразование окружающей среды и создание чего-то нового соответственно. Однако незаслуженная, пустая слава не подразумевает под собой никакого преобразования окружающей среды, никакого создания культурных или материальных ценностей. У людей, прославившихся не за какое-то благородное действие, как правило, нет совести; таким людям стыд и позор.

Возьмем современный шоу-бизнес. Звезды российской эстрады зачастую прославляются не за счет своего таланта, а за счет внешности, каких-то экстравагантных поступков на сцене, в конце концов, связи решают многое, если не все. А настоящих талантливых людей очень мало.

Истории плохих людей - еще один рок данной проблемы. Ведь, как показывает история, прославиться можно как хорошими поступками, так и плохими. Истории Наполеона, Гитлера, Чикатило, Бони и Клайда тому примеры.

Таким образом, прославляться лучше хорошими поступками, добродетелями. Плохие поступки и слава любыми способами - это аморально. Данная проблема все еще актуально, так как прославиться в интернете мечтают многие, а для этого есть много способов, в том числе и позорных.


Известный русский поэт и писатель Борис Пастернак, в своем высказывании поднимает проблему главной задачи творчества. Данная проблема является актуальной в условиях современного общества.

Автор полагал, "Цель творчества- самоотдача", таким образом он хотел сказать, что главное в творчестве это не какая-то коммерческая выгода, а самореализация, получение удовольствия от самого процесса творчества. Я согласна с мнением автора, ведь многие из нас после трудного рабочего дня ходят в музыкальные, художественные школы, не для выгоды, а для удовольствия.

Творчество- это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Оно направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Выделяют три основных вида творчества: научное, техническое и художественное. Так же существуют различные механизмы творчества, такие как комбинирование, фантазия, интуиция и воображение.

Творчество является неотъемлемой частью многих людей.

Что же заставляет людей творить? Зачем уставший после работы человек садится и, например, рисует картины или пишет стихи? Дело в том, что, погружаясь в творческий процесс, человек остается наедине с собой, со своими мыслями, он отдыхает душой. В конечном итоге не все получают новый предмет, который станет предметом мирового искусства, но зато каждый из нас получит душевное спокойствие и равновесие, так как мы создали то, чего ранее в природе не существовало. Существует не мало примеров, которые подтверждают, целью творчества является самоотдача, а не деньги или слава. В произведении Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова очень любила петь, и делала она это не для других, а для себя. Пение успокаивала ее душу, и в него она вкладывала все свои силы. От пения Наташи людям вокруг становилось спокойнее и это дарило им, а Андрея Болконского наталкивало на размышления о жизни.

Рассмотрим такую известную личность как Эмили Дикинсон. Оно была застенчивой затворницей, которая едва ли опубликовала некоторые из её стихов в течение жизни. И только после смерти Эмили, её сестра Лавина обнаружила почти 1800 стихов и опубликовала их. Огромное количество стихов было написано, но почти не были опубликованы лично ей. Значит она писала свои стихи только для себя, для своего душевного спокойствия, а не ради денег.

Таким образом можно сделать вывод, что главное в творчестве- это самоотдача. С помощью творчества человек может решить свои душевные проблемы. Те люди, которые занимаются творчеством только ради славы, никогда не понимали какое душевное спокойствие обретают те люди, которые занимаются этим для себя. Не каждый из нас обладает какими-то огромными талантами, но все же мы рисуем или пишем стихи, которые помогают обрести гармонию с самим собой.

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме