» » Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Индийский жрец высшей касты – брахман Индусы брахманы

Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Индийский жрец высшей касты – брахман Индусы брахманы

) в современном и древнем индуизме. Уже несколько веков представители этой касты занимаются государственным управлением, судейством, наставничеством и прочими благородными профессиями, недоступными другим кастам.

История

Исторически каста брахманов появилась вследствие желания обеспеченных и образованных слоёв общества оградить себя от всех тех, кто такими качествами не обладал. Постепенно это выросло в свод строжайших правил, нарушение которых жестоко каралось и осуждалось в обществе.

Изначально на брахманов накладывалась жреческая обязанность - необходимо было совершать жертвоприношения и прочие ритуалы общения с богами, следуя древним традициям. Представителей этой варны звали богами на земле и ставили почти, что в один ряд с богами высшими. В индуизме верили, что только единодушие богов на небе и на земле приведёт подвластные им земли к процветанию.

Однако вскоре список обязанностей жрецов-брахманов расширился вместе с потребностями окружающего их общества. Они становились наставниками, чиновниками, писарями, в один из периодов даже судьями.

Как бы то ни было, с самого рождения брахманы в Индии были окружены почётом и уважением. В древней Индии имущество брахмана было непозволительно отнять даже самым знатным вельможам, а убийство мудреца приравнивалось к страшнейшему греху.

Обязанности

Издалека может показаться, что брахман - праздный бездельник, живущий без забот только по праву рождения, но это не так. Как и представители других каст, брахман не мог выбирать себе род деятельности и жить свободно, несмотря на всё окружающее его почтение.

Его прямыми обязанностями были благочестивость и мудрость, которой он должен делиться с окружающими. Члены этой касты постоянно находились в центре внимания слоёв более низших, обязаны были просвещать или поучать, в зависимости от своей профессии. Разумеется, не всеми эти правила выполнялись безукоризненно.

Что было запрещено:

    заниматься любым ручным трудом в любом виде и под любым предлогом. Женщинам заниматься делами по дому было разрешено;

    употреблять мясо (в некоторых регионах);

    вступать в брак с представителями других каст;

    жить на одной территории с представителями других каст;

    есть еду, приготовленную человеком из другой, низшей касты - иудаизм предполагал в таком случае смерть от голода как более благополучный исход.

Брачные процессы

Особое место в жизни брахмана составлял брак - благодаря грамотным союзам каста росла и процветала на протяжении многих веков. Даже сейчас, в современной Индии, где касты уже не так значительны, интеллигенция и управление состоит по большей части именно из брахманов.

Как говорилось ранее, браки с другими кастами были строго запрещены. Этот запрет не был уникальным для брахманов, а распространялся на все социальные слои у индусов. Невозможность выйти из своей касты путём брака или каким-либо другим путём, уничтожала любую, даже малейшую возможность появления "социального лифта".

В индуизме брахман был вершиной стремлений и конечной жизненной целью любого верующего - путём благочестивой жизни и праведных поступков можно было однажды переродиться в высшей касте, а затем и вовсе прервать порочный круг земной жизни, оказавшись на небесах.

Таким образом, на протяжении многих веков стать брахманом можно было, только родившись им. Чтобы не смешаться с остальным населением, практиковались браки исключительно между членами касты. В разное время брахманы составляли от 3% до 5% населения, так что найти подходящую партию было делом несложным. Способствовал этому и исключительно договорной характер браков, который практикуется до сих пор.

Несмотря на то, что индусы предпочитали жениться в пределах одной общины (города или посёлка), брахманы нередко вступали в брак с ровней себе из соседних поселений. Такие меры предпринимались против кровосмешения.

Современность

Несмотря на то, что индуизме положено всячески почитать брахманов как посредников между людьми и богами, а также мудрых наставников, отношение к ним среди неверующего населения (разумеется, в древней Индии таких было крайне мало, в отличие от более близких к нам веков) было двояким.

Брахманы были чиновниками и судьями, а значит, напрямую влияли на большинство сфер жизни среднестатистического индуса. Большинство из них получало должность по факту рождения и, хоть представители касты получали первоклассное образование, нередко не подходили для своей работы. К тому же, несмотря на догмы религиозных текстов, брахманы оставались людьми со своими недостатками, а не небожителями.

В прошлом веке отношение к высшей касте ожидаемо ухудшилось - процент верующего населения понизился, в дело вступили законы и социальные нормы цивилизованного мира. Такое откровенное неравенство по происхождению начало вызывать волнения и на официальном уровне касты пришлось отменить.

Несмотря на это, варны всё ещё являются неотъемлемой часть социальной жизни в Индии. Запреты сняты, но люди, тысячелетиями живущие по таким правилам, продолжают жениться в пределах своих каст и учитывать происхождение в повседневных делах вроде трудоустройства, предпочитая его профессиональному уровню и таланту.

В наше время многие брахманы по происхождению давно не занимаются делами своих предков. Среди них встречаются люди средних и даже низких доходов, нетипичных профессий. Всё это только указывает на неизбежность социального прогресса рядом с ещё существующим почтением к представителям высшей касты в Индии.

Брахманы в Древней Индии

Каста брахманов – это самая высшая и, как следствие, самая влиятельная каста. Изначально ее составляли жрецы, которых в Древней Индии называли

  • «Пурохита»;
  • «Домашние жрецы» царя.

Затем эти названия были заменены единым – брахманы. Люди считали, что именно их молитвы или ритуалы, а также совершаемые жрецами, жертвоприношения имеют сакральную силу. Поэтому к этой категории населений индусы относились с особым уважением и почитанием. Иногда жрецы могли быть настолько влиятельными, что их авторитет был гораздо выше, чем авторитет правителей.

Выгода всего племени требовала, чтобы их священные песнопения, способы для совершения обрядов и ритуалов, учения сохранялись и передавались из поколения в поколение. Самым верным средством для осуществления этого было то, чтобы наиболее уважаемые и влиятельные жрецы племени постепенно передавали свой опыт и знания сыновьям, а также ученикам. К слову, у жрецов всегда были ученики, которые изучали Законы и Веды. Эти ученики восхищались ораторским искусством преподавателей, стремились походить на них. Но особенность брахманов была в том, что каждый имел свой стиль изложения, а некоторые могли также писать что-то от себя. Так возникали целые брахманские племена и роды. Составляя школы, корпорации и иерархии, брахманы сохраняли молитвы и гимны, священные знания. Сохранение преимущественно происходило благодаря устному преданию, песням.

Изначально предполагалось, что у каждого арийского племени были свой брахманский род. Например, у Кошалов был род Васиштхи, а у Ангов – род Гаутамы. Но постепенно племена, отношения между которыми были мирными, приняли решение объединиться в одно государство. Их жреческие фамилии также вступали во взаимодействие, в товарищество между собой. Они заимствовали друг у друга песни и молитвы, гимны. Произошла полная ассимиляции родов и племен, они обменивались опытом и знаниями, и эти процессы были вполне естественными. Вероучения и священные песни различных брахманских школ стали не индивидуальным, а общим достоянием всего товарищества. Товарищество включало в себя сразу несколько различных родов, которые были объединены одной идеей.

Все песни и учения, которые изначально существовали исключительно в устном виде, затем были переведены на материальные носители, их записывали, а брахманы собирали свитки, чтобы передать следующим поколениям учеников. Таким образом и появились индийские Веды. Они стали «знаниями», сборником всех священных песен и призываний божеств, именуемым Ригведой. Затем вышли еще два сборника священных песен, жертвенных формул и молитв, правила ритуалов и жертвоприношений. Им дали названия «Самаведа» и «Яджурведа».

Характеристика касты брахманов

Брахманы – это высшая каста. Она обладает некоторыми уникальными особенностями. Например, если человек имеет по соседству представителя касты брахманов, то он может подарить ему бесчисленное множество подарков, но в ответ такой даритель не получит даже маленькой безделушки. Это заведено в правилах: брахманы никогда не дарят подарков, они могут брать что-то, определенные блага, но при этом в ответ не дают абсолютно ничего.

Среди иностранцев ходит мнение о том, что все индийские программисты принадлежат к касте брахманов. Такая шутка вышла из мнения, что индийские программисты – это очень богатые и, к тому же, образованные люди. Это роднит их с брахманами. Хотя на деле в современном мире брахманы остаются такими же жрецами и священнослужителями. Основная сфера их деятельности – преподавание, передача знаний о религиозных особенностях, а также служение в храме, слежение за порядком в нем.

Замечание 1

По правилам, человек из другой касты не может стать брахманом: брахманом можно только родиться исключительно в семье таких же брахманов.

Брахманы придерживаются строгой эндогамии, вступают в браки только в рамках собственной социальной группы. Они не имеют права на совершение ручной работы, и в целом им запрещено заниматься следующей деятельностью:

  1. Выделка шкур животных;
  2. Хождение с плугом.

Иная грязная работа также запрещена брахманам: считается, что это удел касты шудров или неприкасаемых. С ними брахману строго запрещено общаться, поскольку, если контакт произойдет, это будет считаться грехом. По правилам, брахман будет обязан в течение следующего месяца посещать храм и молить богов о благословении и снисхождении за такой проступок. Также брахманы сталкиваются с некоторыми иными запретами. Во-первых, им нельзя употреблять ту пищу, которая была приготовлена представителями других каст, так как этим они могут осквернить свое тело и утратить тот священный дух, который заложен в них по праву рождения.

Замечание 2

Убийство высшего жреца считается одним из самых тяжких грехов для правоверного индуса. Хуже убийства брахмана только убийство коровы, так как всем известно, что в Индии это – священные животные.

Практически три четверти современных брахманов продолжают заниматься в той или иной степени исполнением своих духовных обязанностей. Традиционный наряд, который отличает брахманов от всех остальных членов других каст – широкополая одежда, которая носит название «дхоти». Как правило, это одежда белого цвета, которая символизирует чистоту души и тела брахмана. Лоб брахмана украшает тилак. Это специальный ритуальный знак, которые означает принадлежностью к брахманской варне. Одновременно тилак сообщает о религиозном течении, к которому принадлежит брахман как священнослужитель. Самыми крупными религиозными течениями сегодня являются вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм. Они не просто самые влиятельные, но еще и самые распространенные. Между ними нет никакого соперничества, все брахманы стремятся к тому, чтобы обмениваться опытом и знаниями, но будут ли они в дальнейшем использовать эти знания в своих учениях зависит лишь от них самих.


Индия - страна контрастов и тысячи богов. Она притягивает людей со всех уголков света, очаровывая их своих радушием и ореолом древней и великой мудрости. Тысячи храмов, мечетей, священных городов покоряют туристов своими красками, монументальностью и атмосферой некой духовной возвышенности. Почему же эта страна, словно магнит, манит множество людей в поисках Бога и сакральных знаний? Кто те древние люди, снискавшие славу великих мудрецов и по сей день вселяющие в сердца людей благоговейное восхищение своим интеллектом и посвященностью в некие таинства бытия?

Многие, кто увлекается Индией, знают, что в этой стране существует кастовая система, делящая население на тысячи неравных в своих правах и обязанностях групп. Однако они входят в более широкое разделение на четыре варны, класса общества, определяющие судьбу своих членов. Только лишь по праву рождения человек может называться учёным, воином, торговцем или же крестьянином - брахманом, кшатрием, вайшьей и шудрой.


Существует также очень большое количество людей, не входящих ни в одну варну и объединённых общим названием «неприкасаемые» (в современной Индии их называют далитами). В этой статье хотелось бы рассмотреть самую высшую группу общества, а именно - брахманов, секреты и тайны которых до сих пор хранятся в умах этих людей и в запечатанных сокровищницах древних храмов.

Брахманы - интеллект нации

Будучи самыми высшими по своему статусу, они составляли немногочисленную интеллектуальную прослойку населения, аккумулируя тысячелетиями знания в астрономии, геометрии и других науках. Именно они передавали из уст в уста тысячи гимнов вед, не записывая их на каком-либо природном материале. Но кто же способен запоминать такой огромный объём текстов на слух и разбираться в самых удивительных метафорах мифологического сознания древних?

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такие люди были обладателями звукового вектора, нацеленными на постижение Бога и ищущими смысл сотворения Вселенной. Вектором называется совокупность врожденных желаний, свойств человека, определяющая его интересы, тип мышления и систему ценностей. В человеке могут присутствовать один или несколько векторов.

Именно звуковики, обладатели феноменального слуха, были способны часами слушать напевы гимнов из уст своих учителей, заучивая их наизусть, чтобы в дальнейшем проводить множество необходимых для повседневной жизни ритуалов или же пытаться приоткрыть завесу неизвестности, столь сильно притягивающую каждого из них. Безусловно, не все брахманы были обладателями звукового вектора. Кто-то из них предпочитал более чувственное познание окружающего их мира и был счастливым обладателем зрительного вектора, также дающего человеку большой интеллект.


Однако эти звуковые и зрительные люди, занимавшиеся ритуалами и изучавшие различные науки, в большинстве своём обладали также анальным вектором, дававшим им феноменальную память и огромную усидчивость. Именно такие люди способны передавать знания будущим поколениям и проводить множество часов, дней и лет, кропотливо изучая сложнейшие вопросы, требующие внимательности и точности.

Внутри варны брахманов также существует своя иерархия, и каждый член выполняет отведённые ему функции. Так, тысячи лет назад, на заре формирования индуизма, жрецы отправляли сложные ритуалы, требовавшие десятки дней и огромных средств. Правители древних государств тратили горы золота и иных богатств - лишь бы умилостивить богов.

Десятки брахманов чётко выполняли каждый свои обязанности: один жрец имел право петь гимны Ригведы, другой Яджурведы и так далее. За отправлением обряда следил брахман, который должен был обладать самыми обширными знаниями, чтобы уловить даже самую маленькую ошибку и вовремя её устранить. Ведь для древних индийцев слово было важнее действий. Именно слово несло в себе глубокий смысл, некие сакральные формулы, и жрецы-звуковики не позволяли себе интонационных и иных оплошностей, ведь в их понимании они могли привести к великим бедам, разрушив гармонию бытия.

Брахманы - хранители знаний

Звуковики-брахманы оставили своим потомкам наследие древних знаний. Только от учителя к ученику осуществлялась передача гимнов, а затем и иных священных текстов, которые в начале нашей эры были записаны во множестве томов на ведийском языке и санскрите. Большинство же населения Индии не знало о том, какие метафизические задачи пытались решить их жрецы, да и не особенно интересовалось этим, ведь лишь одни звуковые люди пытаются докопаться до истины, ища её в религии, в астрономии, языках, а анальные способны эти знания сохранять и систематизировать.


Однако западному миру, да и большей части Индии, об этих знаниях стало известно лишь в 19 веке, когда пытливые европейские учёные - обладатели анального и звукового векторов - начали изучать санскрит и ведические языки и переводить древние тексты. Это произвело целый фурор в сознании тех людей. Были совершены открытия в лингвистике, филологии, истории. Перед учёными предстала картина древнего великого народа, основой которого являлись арии, пришедшие из далёких северных территорий и привнёсшие культуру и верования на эти земли.

Учёные-звуковики Запада систематизировали эти знания, изучили особенности различных групп населения, их языки, культуры и, по сути, создали само понятие индуизм и индийский народ. Та Индия, которую мы знаем сегодня, есть труд звуковиков Запада и Востока, создавших и заново открывших великую культуру и знания людей, живущих на полуострове Индостан тысячи лет.

Истина рядом с нами

И по сей день в поисках потусторонних знаний и истины в Индию стекается множество звуковых людей, которые стремятся наконец-то увидеть смысл своей жизни, ответить на тот вопрос, ради которого они живут. Но, к сожалению, сколько бы звуковые люди ни искали в Индии ответы на свои вопросы, они спрятаны не там. Всё одновременно гораздо проще и сложнее. Только понимая людей, живущих рядом, только осознавая те силы, что движут нашими поступками и желаниями, мы можем понять «зачем» и «почему» мы живем.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана даёт ответы на эти вопросы. Она раскрывает нам законы психического, скрытое бессознательное. Она не преподносит нам всё как аксиому, а даёт инструмент, при помощи которого мы можем начать менять свою жизнь и открывать те её грани, которые раньше казались недоступными, но столь желанными. Для этого совсем не обязательно ехать в Индию, чтобы прикоснуться к древней мудрости брахманов. Не верите? Приходите на вводные бесплатные онлайн-тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов

Брахманы в Древней Индии

Каста брахманов – это самая высшая и, как следствие, самая влиятельная каста. Изначально ее составляли жрецы, которых в Древней Индии называли

  • «Пурохита»;
  • «Домашние жрецы» царя.

Затем эти названия были заменены единым – брахманы. Люди считали, что именно их молитвы или ритуалы, а также совершаемые жрецами, жертвоприношения имеют сакральную силу. Поэтому к этой категории населений индусы относились с особым уважением и почитанием. Иногда жрецы могли быть настолько влиятельными, что их авторитет был гораздо выше, чем авторитет правителей.

Выгода всего племени требовала, чтобы их священные песнопения, способы для совершения обрядов и ритуалов, учения сохранялись и передавались из поколения в поколение. Самым верным средством для осуществления этого было то, чтобы наиболее уважаемые и влиятельные жрецы племени постепенно передавали свой опыт и знания сыновьям, а также ученикам. К слову, у жрецов всегда были ученики, которые изучали Законы и Веды. Эти ученики восхищались ораторским искусством преподавателей, стремились походить на них. Но особенность брахманов была в том, что каждый имел свой стиль изложения, а некоторые могли также писать что-то от себя. Так возникали целые брахманские племена и роды. Составляя школы, корпорации и иерархии, брахманы сохраняли молитвы и гимны, священные знания. Сохранение преимущественно происходило благодаря устному преданию, песням.

Изначально предполагалось, что у каждого арийского племени были свой брахманский род. Например, у Кошалов был род Васиштхи, а у Ангов – род Гаутамы. Но постепенно племена, отношения между которыми были мирными, приняли решение объединиться в одно государство. Их жреческие фамилии также вступали во взаимодействие, в товарищество между собой. Они заимствовали друг у друга песни и молитвы, гимны. Произошла полная ассимиляции родов и племен, они обменивались опытом и знаниями, и эти процессы были вполне естественными. Вероучения и священные песни различных брахманских школ стали не индивидуальным, а общим достоянием всего товарищества. Товарищество включало в себя сразу несколько различных родов, которые были объединены одной идеей.

Все песни и учения, которые изначально существовали исключительно в устном виде, затем были переведены на материальные носители, их записывали, а брахманы собирали свитки, чтобы передать следующим поколениям учеников. Таким образом и появились индийские Веды. Они стали «знаниями», сборником всех священных песен и призываний божеств, именуемым Ригведой. Затем вышли еще два сборника священных песен, жертвенных формул и молитв, правила ритуалов и жертвоприношений. Им дали названия «Самаведа» и «Яджурведа».

Характеристика касты брахманов

Брахманы – это высшая каста. Она обладает некоторыми уникальными особенностями. Например, если человек имеет по соседству представителя касты брахманов, то он может подарить ему бесчисленное множество подарков, но в ответ такой даритель не получит даже маленькой безделушки. Это заведено в правилах: брахманы никогда не дарят подарков, они могут брать что-то, определенные блага, но при этом в ответ не дают абсолютно ничего.

Среди иностранцев ходит мнение о том, что все индийские программисты принадлежат к касте брахманов. Такая шутка вышла из мнения, что индийские программисты – это очень богатые и, к тому же, образованные люди. Это роднит их с брахманами. Хотя на деле в современном мире брахманы остаются такими же жрецами и священнослужителями. Основная сфера их деятельности – преподавание, передача знаний о религиозных особенностях, а также служение в храме, слежение за порядком в нем.

Замечание 1

По правилам, человек из другой касты не может стать брахманом: брахманом можно только родиться исключительно в семье таких же брахманов.

Брахманы придерживаются строгой эндогамии, вступают в браки только в рамках собственной социальной группы. Они не имеют права на совершение ручной работы, и в целом им запрещено заниматься следующей деятельностью:

  1. Выделка шкур животных;
  2. Хождение с плугом.

Иная грязная работа также запрещена брахманам: считается, что это удел касты шудров или неприкасаемых. С ними брахману строго запрещено общаться, поскольку, если контакт произойдет, это будет считаться грехом. По правилам, брахман будет обязан в течение следующего месяца посещать храм и молить богов о благословении и снисхождении за такой проступок. Также брахманы сталкиваются с некоторыми иными запретами. Во-первых, им нельзя употреблять ту пищу, которая была приготовлена представителями других каст, так как этим они могут осквернить свое тело и утратить тот священный дух, который заложен в них по праву рождения.

Замечание 2

Убийство высшего жреца считается одним из самых тяжких грехов для правоверного индуса. Хуже убийства брахмана только убийство коровы, так как всем известно, что в Индии это – священные животные.

Практически три четверти современных брахманов продолжают заниматься в той или иной степени исполнением своих духовных обязанностей. Традиционный наряд, который отличает брахманов от всех остальных членов других каст – широкополая одежда, которая носит название «дхоти». Как правило, это одежда белого цвета, которая символизирует чистоту души и тела брахмана. Лоб брахмана украшает тилак. Это специальный ритуальный знак, которые означает принадлежностью к брахманской варне. Одновременно тилак сообщает о религиозном течении, к которому принадлежит брахман как священнослужитель. Самыми крупными религиозными течениями сегодня являются вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм. Они не просто самые влиятельные, но еще и самые распространенные. Между ними нет никакого соперничества, все брахманы стремятся к тому, чтобы обмениваться опытом и знаниями, но будут ли они в дальнейшем использовать эти знания в своих учениях зависит лишь от них самих.

Обновлено 24.04.2019

Хочется рассказать про индийского жреца самой высшей касты – про брахмана (брамина) и о том, кто он такой. Легендами овеяно это понятие. Многие представляют брахманов как суровых аскетов, ревностных жрецов индуизма, но правда зачастую отличается от слухов. Буквально слово: «брахман» в переводе с древнего санскрита означает «Бог на Земле».

Старинное семейное фото представителя высшей касты жрецов

Испокон веков на индийском субконтиненте брахманами называли представителей высшего социального слоя (варны) индийского общества.

Весьма интересно древнее сказание, которое описывает появление касты брахманов и разделения людей на варны.

Первые люди появились из тела первочеловека Пуруши. Уста Пуруши стали браминами, несущими слова богов. Из рук Пуруши сформировались кшатрии – варна воинов. Из бедер Пуруши взошли вайшьи – варна земледельцев и ремесленников. Из ступней Пуруши выросли шудры – варна слуг.

Первые три варны во главе с брахманами считаются высшими – дваждырожденными, так как они проходили обряд инициации второго духовного рождения.

Только высшим варнам было позволено читать священные для всех индусов книги – Веды . Ученые считают, что варны: брахманы, кшатрии и вайшьи, представляют из себя выходцев из древних индоарийских племен, перекочевавших в Индии около 1500 года до нашей эры и завоевавших северную часть Индостана.

Что можно брахманам

Они традиционно выполняли функции жрецов, учителей, ученых, лекарей и астрологов в древнеиндийском обществе. Самый низший из брахманов считался более высоким, чем наиболее привилегированный член более низшей касты.

В современной Индии много брахманов работает государственными чиновниками, сохраняя при этом свои традиционные обязанности. Варна брахманов до сих пор придерживается самых строгих запретов «табу) в обществе.

Стать брамином постороннему человеку невозможно, им можно только родиться . Они придерживаются строгой эндогамии, заключая браки только в среде своей социальной группы. Рядом занятий брахманам заниматься запрещено, например: разделкой шкур, хождением с плугом и прочей грязной физической работой, которой занимаются .

Что запрещается делать брахману

Этим жрецам высшей касты строго запрещено употреблять в пищу блюда, приготовленные другими кастами, чтобы не оскверниться.

Исключение составляет лишь молоко, ибо это продукт деятельности самого священного по меркам индусам животного – коровы.

А вот пищу приготовленную брахманом, можно вкушать всем кастам.

Убийство высшего жреца брахмана считается одним из самых тяжких грехов для правоверного индуса, хуже которого только убийство коровы.

Индийский жрец высшей касты в наше время

Три-четверти представителей этой варны в наше время продолжают в той или иной мере выполнять свои духовные обязанности. Традиционным нарядом для касты жрецов считается широкополая одежда – дхоти, как правило, белого цвета.

Лоб брахманы украшают тилаком – специальным ритуальным знаком, означающим принадлежность к брахманской варне, и одновременно, религиозное течение, к которому принадлежит священнослужитель. Самые крупные религиозные течения в индуизме – вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм.

Самым известным представителем варны брахманов нового периода времени считается первый премьер-министр независимой Индии – Джавахарлал Неру.