Морфология (из греч. morfê - “форма” и logos - “учение”) - раздел грамматики, изучающий формы слов. Таким образом, морфология - это грамматическое учение о слове.
Объект “Морфологии” - отдельное слово, его грамматические формы, а также совокупность слов (классы, части речи) с одинаковыми грамматическими формами.
Основные понятия морфологии:
грамматическое значение, грамматическая форма, парадигма, грамматическая категория.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Лексическое значение |
Грамматическое значение |
Соотносит языковые единицы с внеязыковой действительностью, содержит информацию о совокупности свойств и характеристик предметов и явлений. |
Не связано с внеязыковой действительностью, содержит информацию о языковых значениях, присущих большим группам (классам) слов, а также о связях между единицами языка. |
Менее обобщенно. |
Более обобщенно. |
Неограниченное количество. |
Ограниченное количество. |
Формальный показатель - корень и словообразовательные аффиксы. |
Формальный показатель - словоизменительные аффиксы: флексия, формообразующие приставки и суффиксы; словесное ударение, интонация, порядок слов; служебные и вспомогательные слова. |
Грамматическое значение (ГЗ) - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.
Грамматический способ - это материальное выражение грамматических значений.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Синтетические (изменения внутри слова) |
Аналитические (изменения вне слова) |
Аффиксальные: флексии (мир - миры ), префиксы (делал - сделал ), суффиксы (подписал - подписывал ) |
Вспомогательные слова: буду учиться, менее распространенный, самый большой |
Чередование + аффиксация: гласных (день - дня ), согласных (могу - можешь ) |
Частицы: пусть поют, написал бы |
Замена суффиксов + флексия: котенок - котята |
Предлоги: берег - на берег |
Изменение ударения: рУки - рукИ, пересЫпать - пересыпАть |
Знаменательные слова: новые кафе, в уютном купе |
Редупликация (повтор, удвоение): долго-долго |
Интонация: Хлеб купил. - Хлеб купил? |
Супплетивный (используется другая лексема): человек - люди, я - меня, ехать - поезжай |
Порядок слов: Хороший день. (Значение номинативности). - День хороший. (Значение предикативности). |
Грамматическая форма - языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение (ЛЭС, 1990, с.116).
Грамматическая форма слова (ГФ) - вариант лексемы, в котором изменено только грамматическое значение (например: домами - грамматическая форма множественного числа, творительного падежа лексемы дом ; пишешь - грамматическая форма 2 лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения лексемы писать ).
Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (свежее, прочитаю ) или сочетанием двух словоформ (буду читать, прочитал бы, более свежий ).
ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ
Типы грамматических форм |
|
Синтетическая (сильный - сильнее, сильного, идти - иди, идите ) |
Аналитическая (буду решать, пусть позвонят ) |
Словоформа - слово (лексема) в некоторой грамматической форме (в частном случае - в единственно имеющейся у слова форме) (ЛЭС, 1990, с. 470). Иными словами, это морфологическая единица, представляющая собой одну из возможных форм слова. Словоформа является конкретным «представителем» слова в речи.
Парадигма - системная совокупность грамматических форм слова. В парадигму объединяются слова, сходные по своему основному лексическому значению, но противопоставленные по одному или нескольким грамматическим значениям. Так, парадигму существительного обычно составляют 12 компонентов (6 падежных форм в единственном числе и 6 падежных форм множественного числа).
ТИПЫ ПАРАДИГМ
Типы парадигм по количеству возможных форм |
||
Полная |
Неполная (недостаточная) |
Избыточная |
Есть все возможные для данной части речи грамматические формы. Например: существительное дом имеет парадигму из 12 компонентов. |
Отсутствуют некоторые грамматические формы. Например: именительный падеж местоимения себя ; формы 1 лица у глагола победить и т.п. |
Возможны несколько вариантов одной и той же грамматической формы. Например: тропой, тропою. |
Исходная форма парадигмы - представительная (представляющая слово) форма, обладающая называющей функцией. Например, в парадигмах существительного и прилагательного - это форма именительного падежа единственного числа, в парадигме глагола - инфинитив.
Грамматическая категория (ГК) - грамматические значения обобщенного характера, присущие сочетаниям слов и словоформам и вместе с тем отвлеченные от конкретных значений самих слов. Это система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными значениями. Например, ГК рода = ГЗ мужского рода + ГЗ женского рода + ГЗ среднего рода, то есть грамматическая категория рода - это лексико-грамматическая классифицирующая номинативная категория, выражающая отношение части речи к одному из трех родов.
ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
Типы грамматических категорий по количеству членов |
|
Небинарные - ГК, представленные более чем двумя противопоставленными ГЗ. Например, ГК падежа, лица. |
Типы грамматических категорий по способу выражения значений |
|
Морфологические - ГК, связанные со словом. Например, ГК рода, числа, падежа. |
Синтаксические - категории, связанные с предложением. Например, ГК коммуникативной направленности в побудительных, повествовательных и вопросительных предложениях. |
Классификационные (несловоизменительные ) грамматические категории не могут быть выражены формой одного и того же слова и потому относятся к постоянным признакам этого слова. Например, категория рода существительных и категория вида глагола.
Словоизменительные грамматические категории (слово меняет форму, но не меняет лексическое значение). К словоизменительным относятся категории падежа и числа существительного; категории рода, числа, падежа и степени сравнения прилагательного.
Термин «грамматическая категория » используется и в другом, более широком значении - в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками (например, категория существительного, категория числительного). Однако при этом добавляется уточняющее слово лексический , то есть речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.
Грамматические классы слов (части речи) - совокупность слов (лексем), объединенных: 1) общекатегориальным значением; 2) морфологическими признаками (типом парадигм); 3) общей типичной (морфологизированной) синтаксической функцией в предложении, общими синтаксическими свойствами (способность сочетаться с другими словами); 4) общими словообразовательными признаками.
Классификация грамматических классов слов:
1. Значимые части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, предикативное наречие (категория состояния).
2. Особые классы слов: местоимение, модальные слова.
3. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
4. Особые слова - междометия, звукоподражания, называемые еще квазислова, поскольку не имеют главных признаков слова - лексического и грамматического значения.
Другие типы классификаций и точки зрения о принципах классификации частей речи подробно изложены в пособии в Приложении 1 и Приложении 3.
В пособии рассматриваются не только именные части речи, но и местоимения на основании общности грамматических категорий этих классов слов.
Морфология как раздел грамматики. Учение о частях речи
План
Предмет и задачи морфологии
Основные единицы морфологического строя языка:
А) словоформа и морфологическая парадигма
Б) грамматическое значение и способы его выражения
Части речи в современном русском языке
Грамматика русского языка традиционно состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса.
В системе грамматики между морфологией и синтаксисом много общего. Объясняется это тем, что объектом изучения каждого из этих разделов является слово. Но морфология изучает слово с точки зрения его изменяемости-неизменяемости, а синтаксис изучает отдельные сочетания слов, входящих в состав предложения. Морфология изучает слово как часть речи, а синтаксис исследует слово как член предложения.
Морфология (греч. – «морф» - форма, «логос» - учение) - раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.
Морфология – грамматическое учение о слове (В.В.Виноградов)
Морфология исследует части речи как грамматические классы слов и принадлежащие этим классам морфологические категории и формы.
Например: слова «стол, дом, топор» - с позиции лексикологии разные слова, т.к. имеют совершенно разный смысл, а для морфологии эти слова представляют собой одно и то же, так как обладают одинаковыми формальными признаками: м.р., ед.ч., им.-вин. падеж, 2-е склонение, нарицательные, неодушевленные и т.д
ЗАДАЧИ МОРФОЛОГИИ:
Определение основных понятий морфологии,
Распределение слов по частям речи, а внутри по лексико-грамматическим разрядам.
Описание морфологических категорий и формообразования частей речи.
Рассмотрение вопросов функционирования частей речи, в том числе перехода слов из одного класса в другой.
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ МОРФОЛОГИИ
СЛОВОФОРМА – конкретное употребление слова.
Выделяют словоформы
Аналитические (составные): более красивый, буду читать
Синтетические (простые): руку, читаешь, красивее
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА – упорядоченная совокупность всех словоформ слова.
Различают парадигмы:
Именные – п. склонения, п. полных и кратких форм
Глагольные - п. лица, п. времени, п. наклонения.
По количеству членов внутри парадигмы:
Полная – содержит полный набор форм словоизменения, свойственный данной части речи по той или иной категории (лес, прогулка – ф. ед.ч и мн.ч .)
Неполная – содержит неполный набор форм словоизменения конкретного слова по той или иной категории (молоко – нет ф. мн.ч )
Избыточная – содержит большее количество форм, чем в полной (каплет и капает – избыточна по категории лица и числа )
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – характерно для целого класса слов, это самое общее (обобщенно-отвлеченное) значение однотипных словоформ с регулярным морфологическим выражением.
Грамматическое значение бывает:
Частеречное
Способы выражения грамматического значения
1. Синтетический: - формообразующие морфемы, доп.: ударение, супплетивизм основ
2. Аналитический – вспомогательное слово: глагол буду , частицы пусть, бы, более .
3. Смешанный – флексия и предлог, флексия и ударение, флексия и суффикс, местоимение и окончание
род, число, падеж (у именных парадигм), вид, залог, наклонение, время, лицо (у глаголов)
Бондарко добавляет: одушевленность-неодушевленность, полнота-краткость, степени сравнения.
В Российской грамматике (1755 г.) М.В.Ломоносовым выделено 8 частей речи. С того времени было много споров, которые касались следующих моментов:
1. Количество частей речи:
Ф.И.Буслаев – 9 частей речи (выделил имя прилагательное);
А.М.Пешковский – 4 части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие);
А.А.Шахматов – 14 частей речи
2. Состав служебных и знаменательных частей речи:
Ф.И.Буслаев относил числительные и местоимения к служебным словам;
А.М.Пешковский – «счетные слова» (вместо «числительные»)
3. В 20в. новые части речи:
модальные слова – В.В.Виноградов
Классификация частей речи
Точка зрения на части речи |
Сущность частей речи |
Представители |
Лексико-семантическая |
Лексические группы слов, выделяемые на основе их семантики |
М.В.Ломоносов А.А.Потебня |
Формально-грамматическая |
Формально-грамматические разряды слов, выделяемые с учетом их грамматической структуры и формы слов |
Ф.Ф.Фортунатов, Д.Н.Ушаков |
Лексико-грамматическая |
Лексико-грамматические разряды слов, выделяемые на основе совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков |
А.А.Шахматов Л.В.Щерба В.В.Виноградов |
Части речи по В.В.Виноградову («Русский язык»)
1.Части речи :
Местоимения,
2. Частицы речи :
Частицы в собственном смысле,
Частицы – связки,
Предлоги,
3. Модальные слова
4. Междометия
Характеристика знаменательных частей речи
Отражают различные явления объективной действительности, т.е. обладают номинативной функцией (кроме местоимения)
Способны к самостоятельному употреблению для называния тех или иных явлений действительности
Являются членом предложения. В некоторых случаях могут формировать предложение.
Характеристика служебных частей речи
Не имеют номинативной функции
Их употребление несамостоятельно
Не являются самостоятельным членом предложения (могут входить в состав словосочетания)
Не могут иметь форму слова
Характеристика модальных слов
Выражают отношение высказывания к действительности с точки зрения говорящего
Не изменяются
Не являются членом предложения
Грамматически независимы
Характеристика междометий
Выражают, но не называют эмоций
Не имеют познавательной ценности
Не образуют сочетания с другими словами
Морфологически не членимы
Обладают интонационным своеобразием
МОРФОЛОГИЯ (от греч. "учение о форме"), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы . В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию ее задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику , в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику , изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (т.е. морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).
Если грамматическая семантика является относительно молодой областью лингвистики (цельные концепции грамматического значения начинают появляться только в 50–60 годы 20 в.), то формальная морфология является одной из наиболее традиционных областей науки о языке. Различные концепции формальной морфологии (часто с включением и незначительных элементов грамматической семантики) были выработаны и в древнеиндийской, и в античной, и в арабской грамматических традициях. (Характерно, конечно, что все эти традиции опирались на языки с богатым морфологическим репертуаром.) Так, к античной традиции восходят такие понятия, как «часть речи», «парадигма», «склонение», «спряжение», «категория»; к арабской традиции – понятие корня, к древнеиндийской традиции – многие элементы теории звуковых чередований и морфологического варьирования. Однако сами термины «морфология» и «морфема» (как основная единица морфологического уровня) возникают только во второй половине 19 в.: термин «морфология», первоначально изобретенный великим немецким поэтом и философом Гёте для описания «форм» живой и неживой природы (и с тех пор успешно используемый во многих естественных науках), был заимствован лингвистами в период господства так называемого «натуралистического» направления в языкознании, сторонники которого (Август Шлейхер и др.) считали, что язык следует описывать по аналогии с живыми организмами. До этого соответствующие разделы описательных грамматик обычно носили название «этимология». Термин же «морфема» (в значении, близком к современному) был предложен на несколько десятилетий позже известным русским и польским лингвистом И.А.Бодуэном де Куртенэ.
Наряду с обозначением некоторой области лингвистики термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) – а именно ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики , в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, т.е. совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.
Тесная связь понятий морфология и слово (в этом же значении часто употребляется более точный термин «словоформа») ставит само существование морфологии в зависимость от существования слов в конкретном языке. Между тем это понятие является одним из самых противоречивых в лингвистике и, скорее всего, не универсальным. Иначе говоря, слово – это такой объект, который существует, по-видимому, не во всех языках, а значит, не во всех языках существует и морфология как самостоятельный раздел грамматики. В языках, не имеющих (или почти не имеющих) слов, морфология не может быть разделена с синтаксисом: у нее не остается ни самостоятельного объекта, ни самостоятельной проблематики.
Не давая в данном случае точного определения слова, можно указать на то важнейшее свойство, которое составляет его природу. Слово – это синтаксически самостоятельный комплекс морфем, образующих жестко связанную структуру. Слово отличается от сочетания слов тем, что по крайней мере некоторые его элементы не могут употребляться в синтаксически изолированной позиции (например, фигурировать в качестве ответа на вопрос). Кроме того, элементы внутри слова связаны друг с другом гораздо более жесткими и прочными связями, чем элементы предложения (т.е. слова). Чем больше в языке степень контраста между жесткостью внутрисловных и межсловных связей, тем более отчетливой и хорошо выделимой единицей является слово в данном языке. К таким «словесным» языкам относятся, например, классические индоевропейские языки (латинский, древнегреческий, литовский, русский). В этих языках морфемы внутри слова не обладают синтаксической самостоятельностью, т.е. части слова не могут в синтаксическом отношении вести себя так же, как слова. Ср. несколько примеров различного поведения слов и частей слова в русском языке.
(1) Синтаксическая самостоятельность имеется у слов: – Это чай или кофе? – Кофе .
Отсутствует у частей слова: – Это чай или чайник? – *Ник . Он приехал или уехал? – *При.
(2) Возможность опущения однородных элементов имеется у слов: красные шары и белые шары = красные и белые шары; в январе или в феврале = в январе или в феврале .
Отсутствует у частей слова: чайник и кофейник № чай и кофейник.
(3) Возможность перестановки имеется у слов: шар упал ~ упал шар.
Отсутствует у частей слова: заехать (в лес ) № ехать за
(4) Возможность замены на местоимения имеется у слов: возьми чайник и поставь его [= чайник ] на плиту.
Отсутствует у частей слова: *возьми чайник и налей его [= чай ] в чашку.
Данные примеры не исчерпывают, разумеется, всех свойств, противопоставляющих слова и части слов в русском языке, но дают наглядное представление о том, что выше было названо различием по степени жесткости связей. В языках типа русского слово действительно представляет собой «синтаксический монолит»: никакие синтаксические правила (опущения, перестановки, замены и т.п.) не могут действовать внутри слова. Этот факт наглядно свидетельствует в пользу того, что морфологические и синтаксические правила должны составлять два разных «грамматических модуля», а следовательно, в описании языка морфология должна существовать на правах самостоятельного раздела. Описание слова не может и не должно производиться в тех же терминах, что описание предложения.
Не все языки, однако, обладают столь же «монолитными» словами, как русский и подобные ему. Существуют разнообразные типы отклонений от «словесного эталона». Прежде всего, во многих языках части слова проявляют тенденцию к большей самостоятельности, что делает границу между словом и морфемой менее четкой. Так, морфемы могут опускаться подобно существительным и предлогам в примере (2) – это явление называется «групповой флексией»; в ряде случаев позиция морфем в слове также оказывается несколько более подвижной, чем в языках с жесткими правилами. Повышенная самостоятельность морфем характерна для так называемых слабоагглютинативных языков (к каковым относятся тюркские, японский, бирманский, дравидийские и др.); в языках такого типа комплексы морфем (слова) и комплексы слов (предложения) часто могут быть описаны в сходных или близких терминах. Это языки, где морфология в собственном смысле уступает место «морфосинтаксису». С другой стороны, морфосинтаксис вместо морфологии предпочтителен и для таких языков, в которых, наоборот, не морфемы ведут себя, как слова, а предложения ведут себя, как слова. Иными словами, в этих языках также плохо различаются внутрисловные и межсловные связи, но не за счет слабой скрепленности морфем друг с другом, а за счет более сильной скрепленности слов друг с другом. Фактически, межсловные связи в подобных языках столь сильны, что это приводит к образованию слов-предложений значительной длины. Языки такого типа часто называются «полисинтетическими»; к признакам полисинтетизма относится склонность к образованию сложных слов (особенно глагольных комплексов, включающих подлежащее и дополнения, – так называемая инкорпорация ), а также склонность к чередованиям на межсловной границе, затрудняющим отделение одного слова от другого. Словосложение и особенно инкорпорация свойственны многим языкам циркумполярной зоны – эскимосским и чукотско-камчатским, а также многим языкам американских индейцев (распространенным как на Севере, так и в Центральной Америке и в бассейне Амазонки). Чередования на межсловных границах свойственны также многим языкам американских индейцев; они являются отличительной чертой санскрита.
Второй тип отклонений от словесного эталона связан не со слабостью межморфемных границ (как в агглютинативных языках), а скорее с отсутствием морфемных комплексов как таковых. Это – наиболее яркая черта так называемых изолирующих, или аморфных языков, в которых нет или практически нет противопоставления между корнями и аффиксами: всякая морфема является корнем и способна к самостоятельному употреблению; показателей же грамматических значений в таких языках практически нет. Таким образом, единственные морфемные комплексы, которые в таких языках могут возникать, – это сложные слова, которые часто бывает трудно отличить от сочетаний слов. Можно сказать, что в изолирующих языках слово просто равно морфеме, а предложения строятся не из слов, а сразу из морфем. Таким образом, и в этих языках слово как самостоятельное образование отсутствует, и грамматика фактически сводится к тому же морфосинтаксису (т.е. синтаксису морфем). К изолирующим языкам относится довольно значительное количество языков мира: это вьетнамский, тайский и другие языки Юго-Восточной Азии, а также ряд языков Западной Африки: йоруба, эве, акан, манинка и др.
Сказанное об изолирующих языках может быть применено и к так называемым аналитическим языкам, т.е. к таким языкам, где, в отличие от изолирующих, имеются грамматические показатели, но эти показатели являются самостоятельными словами, а не морфемами (аффиксами). Грамматические значения в аналитических языках выражаются синтаксически (с помощью разного рода конструкций), а в морфологически неэлементарных словах необходимости не возникает. Аналитическая грамматика характерна для многих языков Океании (особенно полинезийских), для ряда крупных языков Западной Африки (хауса, сонгай); сильные элементы аналитизма имеются в новых индоевропейских языках (французский, английский, скандинавские, современный персидский).
Таким образом, можно сказать, что морфология далеко не универсальна – по крайней мере, далеко не для всех языков морфологический (или «словесный») компонент описания одинаково важен. Все зависит от того, насколько четко в данном языке выделяются словоформы.
Следует также отметить, что в разных лингвистических традициях объем и характер задач морфологического компонента описания может различаться. Так, иногда в морфологию вовсе не включают грамматическую семантику, оставляя за ней лишь описание звуковой оболочки морфем, правил чередования и правил линейного расположения морфем в словоформе (эта область часто называется морфонологией , что подчеркивает ее особенно тесную связь с описанием звуковой стороны языка). Если учесть, что некоторые грамматические теории включают морфонологию в фонологию, то не покажется парадоксальным существование таких описаний языка, где синтаксис начинается, так сказать, сразу за фонологией. При этом речь не обязательно идет лишь об изолирующих языках – подобная структура грамматического описания может быть вызвана и особенностями теоретических взглядов автора. Далее, грамматическая семантика в разные теории морфологии также включается в разном объеме. Наиболее принято рассмотрение в рамках морфологии словоизменительных грамматических значений; такое понимание морфологии, при котором она фактически сводится к формальному и содержательному описанию парадигм склонения и спряжения, было свойственно еще античной грамматической традиции и унаследовано большинством европейских лингвистических школ. При этом следует учесть, что вплоть до начала 20 в., а нередко и позже раздел «морфология» традиционной описательной грамматики содержал только сведения о правилах образования соответствующих грамматических форм, а сведения об их значении следовало искать в разделе «употребление падежных (resp. временных) форм», который входил в синтаксическую часть описания. В современных грамматиках информацию о значении морфологических грамматических категорий уже практически безоговорочно принято помещать в морфологическую часть.
Более сложным оставалось положение словообразовательных значений, которые в классических индоевропейских языках (служивших базой для европейской лингвистической традиции) не образуют парадигм и отличаются меньшей системностью и регулярностью, чем словоизменительные значения. На этом основании описание словообразования долгое время не считалось задачей морфологии, а либо включалось в лексикологию (т.е. считалось чисто словарной задачей, требующей индивидуального описания каждого слова), либо выделялось в отдельную область, промежуточную между морфологией и лексикой. Именно так трактуется словообразование и во всех существующих Академических грамматиках русского языка: согласно концепции авторов этих грамматик, морфология включает только описание словоизменения – как в формальном, так и в содержательном аспекте.
Такой взгляд на словообразование может быть в какой-то степени мотивирован особенностями словообразования отдельных языков, но он не может претендовать на универсальность. Существуют языки, в которых словоизменение и словообразование противопоставлены весьма слабо (таково большинство агглютинативных языков); кроме того, существуют языки, в которых словоизменительная морфология отсутствует (соответствующие значения могут выражаться, например, аналитическими средствами), а словообразовательная морфология развита. Для всех таких языков исключение словообразования из морфологического компонента нецелесообразно, а часто и практически невыполнимо. Поэтому в современных теориях языка все-таки наиболее распространена концепция, согласно которой в морфологию включается описание всех значений, для выражения которых применяются внутрисловные механизмы (аффиксация, чередования, и т.п.), независимо от их грамматического статуса.
Морфология - это наука, изучающая слова, их значимые части и морфологические признаки. Что означает слово морфология? Оно состоит из двух частей мофо - в переводе с греческого "форма" и логос - "учение". Это слово впервые употребил великий немецкий поэт Гете.
Он много лет изучал науки о строении и формах растений и животных. А при чем тут морфология? Дело в том, что морфология как наука относится не только к языку, но и к другим областям знаний. Ведь у слова тоже есть форма и строение.
Что изучает морфология:
- определения слова, как языкового объекта
- описание внутренне структуры слова
Морфология изучает части речи, их формы и структуру, способы образования, грамматическое значение, составные части.
Морфология
Части речи
Грамматическая сказка. Как морфология порядок навела.
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак - все плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. - Призовемка мы на помощь Морфологию!» Кто из вас обозначает предмет?
Спросила Морфология у слов.
Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
А какие формы у вас есть?
Род, число, падеж.
А что вы умеете делать?
Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
Становитесь под знамя «Имя существительное»! - приказала Морфология.
А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
Становитесь под знамя «Глагол»! -- ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций объединились под своими знаменами.
Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику. Грамматика это наука, которая изучает грамматический строй языка. В первом классе можно познакомить детей с веселой грамматикой.
Морфология - командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит она в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс.
Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от нее, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие
Веселые стихи
Серьезный разговор
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рожденья не
поздравишь!
Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы -
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
(О. Высотская)
Веселая грамматика
Существительное - школа,
Просыпается - глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться.
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
Понятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.
Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии - это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.
Вконтакте
Что такое морфология и что она изучает в русском языке
Основные понятия морфологии
В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:
- самостоятельные
- служебные
Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:
Имя существительное: определение - это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.
- Разряд: собственные (пишущиеся с большой буквы), нарицательные (с маленькой буквы).
- Одушевлённые (предмет видит), неодушевлённые (не видит).
- Род: мужской (он), женский (она), средний (оно), общий (оконч. -а, -я; соня, плакса, ябеда).
- Склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
- Число (единственное, множественное).
- Падеж (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.).
Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).
- Начальная форма - м. р., И. п., ед. ч.
- Разряды по значению: качественный, относительные, притяжательные.
- Форма: полная и краткая.
- Степени сравнения: сравнительные и превосходные.
- Род (мужской, женский, средний).
- Число (ед. и мн.).
- Падеж.
Имя числительное - это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.
Н. ф. - И. п.
Местоимение - это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных - отвечают на вопросы существительных, прилагательных - отвечают на вопросы прилагательных, числительных - отвечают на вопросы числительных.
- Разряд: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное.
Глагол - это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).
Н. ф. - неопред. форма (что делать? сделать?).
Постоянные признаки:
- Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?).
- Возвратность/невозвратность.
- Переходность/непереходность.
- Спряжение (I спр., II спр.).
Непостоянные признаки:
Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).
- Разряды по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
- Степени сравнения: сравнительная (простая и составная формы), составная форма превосходной степени.
- Знаменательные и местоименные.
В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:
предлог - это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).
Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).
Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.
союз - это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.
- По происхождению: производные/непроизводные.
- По составу: простые, составные.
- По расположению: одиночные, повторяющиеся.
- По значению: сочинительные, подчинительные.
Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.
- Разряды по значению: отрицательные, утвердительные, вопросительные, указательные, усилительные, выделительно-ограничительные, сравнительные, восклицательные, выражающие сомнение, уточняющие.
Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!
Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.
Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!
А также частью речи считается междометие - часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.
- Производные/непроизводные.
Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!
Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).
Морфологические нормы
Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.
Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:
- Фонетика - раздел науки о языке и речи, который выражает звуки языка, ударение, интонацию, слог, слогораздел.
Звук - это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные
В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.
- Лексика - изучает комплекс абсолютно всех слов русского языка, то есть словарную структуру языка.
Лексикология - это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.
Лексическое значение слова - это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.
- Словообразование - раздел науки о языке, изучающий морфемный состав и структуру слов, а также методы их образования. Морфемы помогают словам.
Морфема - минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).
- Орфография - это основа раздела науки о языке, система общепринятых в языке правил написания слов и их значимых частей.
Орфограмма - написание, которое отвечает установленному правилу.
- Синтаксис - это раздел науки о языке, исследующий словосочетание и предложение: их строение, значение, роль в речи.
- Словосочетание - единица синтаксиса , состоящая из двух или более самостоятельных слов, объединённых подчинительной связью: солнечный день, строить дом, идти лесом.
- Пунктуация - это:
- основа раздела науки о языке, изучающая знаки препинания и правильное употребление их на письме,
- система знаков препинания.