» » Что такое морфология в русском языке? Основные понятия раздела. Л.Морфология как раздел грамматики Термины морфологии в русском языке

Что такое морфология в русском языке? Основные понятия раздела. Л.Морфология как раздел грамматики Термины морфологии в русском языке

Морфология (из греч. morfê - “форма” и logos - “учение”) - раздел грамматики, изучающий формы слов. Таким образом, морфология - это грамматическое учение о слове.

Объект “Морфологии” - отдельное слово, его грамматические формы, а также совокупность слов (классы, части речи) с одинаковыми грамматическими формами.

Основные понятия морфологии:

грамматическое значение, грамматическая форма, парадигма, грамматическая категория.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Лексическое значение

Грамматическое значение

Соотносит языковые единицы с внеязыковой действительностью, содержит информацию о совокупности свойств и характеристик предметов и явлений.

Не связано с внеязыковой действительностью, содержит информацию о языковых значениях, присущих большим группам (классам) слов, а также о связях между единицами языка.

Менее обобщенно.

Более обобщенно.

Неограниченное количество.

Ограниченное количество.

Формальный показатель - корень и словообразовательные аффиксы.

Формальный показатель - словоизменительные аффиксы: флексия, формообразующие приставки и суффиксы; словесное ударение, интонация, порядок слов; служебные и вспомогательные слова.

Грамматическое значение (ГЗ) - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.

Грамматический способ - это материальное выражение грамматических значений.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Синтетические (изменения внутри слова)

Аналитические (изменения вне слова)

Аффиксальные: флексии (мир - миры ), префиксы (делал - сделал ), суффиксы (подписал - подписывал )

Вспомогательные слова: буду учиться, менее распространенный, самый большой

Чередование + аффиксация: гласных (день - дня ), согласных (могу - можешь )

Частицы: пусть поют, написал бы

Замена суффиксов + флексия: котенок - котята

Предлоги: берег - на берег

Изменение ударения: рУки - рукИ, пересЫпать - пересыпАть

Знаменательные слова: новые кафе, в уютном купе

Редупликация (повтор, удвоение): долго-долго

Интонация: Хлеб купил. - Хлеб купил?

Супплетивный (используется другая лексема): человек - люди, я - меня, ехать - поезжай

Порядок слов: Хороший день. (Значение номинативности). - День хороший. (Значение предикативности).

Грамматическая форма - языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение (ЛЭС, 1990, с.116).

Грамматическая форма слова (ГФ) - вариант лексемы, в котором изменено только грамматическое значение (например: домами - грамматическая форма множественного числа, творительного падежа лексемы дом ; пишешь - грамматическая форма 2 лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения лексемы писать ).

Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (свежее, прочитаю ) или сочетанием двух словоформ (буду читать, прочитал бы, более свежий ).

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ

Типы грамматических форм

Синтетическая (сильный - сильнее, сильного, идти - иди, идите )

Аналитическая (буду решать, пусть позвонят )

Словоформа - слово (лексема) в некоторой грамматической форме (в частном случае - в единственно имеющейся у слова форме) (ЛЭС, 1990, с. 470). Иными словами, это морфологическая единица, представляющая собой одну из возможных форм слова. Словоформа является конкретным «представителем» слова в речи.

Парадигма - системная совокупность грамматических форм слова. В парадигму объединяются слова, сходные по своему основному лексическому значению, но противопоставленные по одному или нескольким грамматическим значениям. Так, парадигму существительного обычно составляют 12 компонентов (6 падежных форм в единственном числе и 6 падежных форм множественного числа).

ТИПЫ ПАРАДИГМ

Типы парадигм по количеству возможных форм

Полная

Неполная (недостаточная)

Избыточная

Есть все возможные для данной части речи грамматические формы. Например: существительное дом имеет парадигму из 12 компонентов.

Отсутствуют некоторые грамматические формы. Например: именительный падеж местоимения себя ; формы 1 лица у глагола победить и т.п.

Возможны несколько вариантов одной и той же грамматической формы. Например: тропой, тропою.

Исходная форма парадигмы - представительная (представляющая слово) форма, обладающая называющей функцией. Например, в парадигмах существительного и прилагательного - это форма именительного падежа единственного числа, в парадигме глагола - инфинитив.

Грамматическая категория (ГК) - грамматические значения обобщенного характера, присущие сочетаниям слов и словоформам и вместе с тем отвлеченные от конкретных значений самих слов. Это система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными значениями. Например, ГК рода = ГЗ мужского рода + ГЗ женского рода + ГЗ среднего рода, то есть грамматическая категория рода - это лексико-грамматическая классифицирующая номинативная категория, выражающая отношение части речи к одному из трех родов.

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Типы грамматических категорий по количеству членов

Небинарные - ГК, представленные более чем двумя противопоставленными ГЗ. Например, ГК падежа, лица.

Типы грамматических категорий по способу выражения значений

Морфологические - ГК, связанные со словом. Например, ГК рода, числа, падежа.

Синтаксические - категории, связанные с предложением. Например, ГК коммуникативной направленности в побудительных, повествовательных и вопросительных предложениях.

Классификационные (несловоизменительные ) грамматические категории не могут быть выражены формой одного и того же слова и потому относятся к постоянным признакам этого слова. Например, категория рода существительных и категория вида глагола.

Словоизменительные грамматические категории (слово меняет форму, но не меняет лексическое значение). К словоизменительным относятся категории падежа и числа существительного; категории рода, числа, падежа и степени сравнения прилагательного.

Термин «грамматическая категория » используется и в другом, более широком значении - в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками (например, категория существительного, категория числительного). Однако при этом добавляется уточняющее слово лексический , то есть речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Грамматические классы слов (части речи) - совокупность слов (лексем), объединенных: 1) общекатегориальным значением; 2) морфологическими признаками (типом парадигм); 3) общей типичной (морфологизированной) синтаксической функцией в предложении, общими синтаксическими свойствами (способность сочетаться с другими словами); 4) общими словообразовательными признаками.

Классификация грамматических классов слов:

1. Значимые части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, предикативное наречие (категория состояния).

2. Особые классы слов: местоимение, модальные слова.

3. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

4. Особые слова - междометия, звукоподражания, называемые еще квазислова, поскольку не имеют главных признаков слова - лексического и грамматического значения.

Другие типы классификаций и точки зрения о принципах классификации частей речи подробно изложены в пособии в Приложении 1 и Приложении 3.

В пособии рассматриваются не только именные части речи, но и местоимения на основании общности грамматических категорий этих классов слов.

Морфология как раздел грамматики. Учение о частях речи

План

    Предмет и задачи морфологии

    Основные единицы морфологического строя языка:

А) словоформа и морфологическая парадигма

Б) грамматическое значение и способы его выражения

    Части речи в современном русском языке

Грамматика русского языка традиционно состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса.

В системе грамматики между морфологией и синтаксисом много общего. Объясняется это тем, что объектом изучения каждого из этих разделов является слово. Но морфология изучает слово с точки зрения его изменяемости-неизменяемости, а синтаксис изучает отдельные сочетания слов, входящих в состав предложения. Морфология изучает слово как часть речи, а синтаксис исследует слово как член предложения.

Морфология (греч. – «морф» - форма, «логос» - учение) - раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

Морфология – грамматическое учение о слове (В.В.Виноградов)

Морфология исследует части речи как грамматические классы слов и принадлежащие этим классам морфологические категории и формы.

Например: слова «стол, дом, топор» - с позиции лексикологии разные слова, т.к. имеют совершенно разный смысл, а для морфологии эти слова представляют собой одно и то же, так как обладают одинаковыми формальными признаками: м.р., ед.ч., им.-вин. падеж, 2-е склонение, нарицательные, неодушевленные и т.д

ЗАДАЧИ МОРФОЛОГИИ:

    Определение основных понятий морфологии,

    Распределение слов по частям речи, а внутри по лексико-грамматическим разрядам.

    Описание морфологических категорий и формообразования частей речи.

    Рассмотрение вопросов функционирования частей речи, в том числе перехода слов из одного класса в другой.

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ МОРФОЛОГИИ

СЛОВОФОРМА – конкретное употребление слова.

Выделяют словоформы

    Аналитические (составные): более красивый, буду читать

    Синтетические (простые): руку, читаешь, красивее

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА – упорядоченная совокупность всех словоформ слова.

Различают парадигмы:

    Именные – п. склонения, п. полных и кратких форм

    Глагольные - п. лица, п. времени, п. наклонения.

По количеству членов внутри парадигмы:

Полная – содержит полный набор форм словоизменения, свойственный данной части речи по той или иной категории (лес, прогулка – ф. ед.ч и мн.ч .)

Неполная – содержит неполный набор форм словоизменения конкретного слова по той или иной категории (молоко – нет ф. мн.ч )

Избыточная – содержит большее количество форм, чем в полной (каплет и капает – избыточна по категории лица и числа )

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – характерно для целого класса слов, это самое общее (обобщенно-отвлеченное) значение однотипных словоформ с регулярным морфологическим выражением.

Грамматическое значение бывает:

    Частеречное

Способы выражения грамматического значения

1. Синтетический: - формообразующие морфемы, доп.: ударение, супплетивизм основ

2. Аналитический – вспомогательное слово: глагол буду , частицы пусть, бы, более .

3. Смешанный – флексия и предлог, флексия и ударение, флексия и суффикс, местоимение и окончание

род, число, падеж (у именных парадигм), вид, залог, наклонение, время, лицо (у глаголов)

Бондарко добавляет: одушевленность-неодушевленность, полнота-краткость, степени сравнения.

В Российской грамматике (1755 г.) М.В.Ломоносовым выделено 8 частей речи. С того времени было много споров, которые касались следующих моментов:

    1. Количество частей речи:

Ф.И.Буслаев – 9 частей речи (выделил имя прилагательное);

А.М.Пешковский – 4 части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие);

А.А.Шахматов – 14 частей речи

    2. Состав служебных и знаменательных частей речи:

Ф.И.Буслаев относил числительные и местоимения к служебным словам;

А.М.Пешковский – «счетные слова» (вместо «числительные»)

    3. В 20в. новые части речи:

модальные слова – В.В.Виноградов

Классификация частей речи

Точка зрения на части речи

Сущность частей речи

Представители

Лексико-семантическая

Лексические группы слов, выделяемые на основе их семантики

М.В.Ломоносов

А.А.Потебня

Формально-грамматическая

Формально-грамматические разряды слов, выделяемые с учетом их грамматической структуры и формы слов

Ф.Ф.Фортунатов, Д.Н.Ушаков

Лексико-грамматическая

Лексико-грамматические разряды слов, выделяемые на основе совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков

А.А.Шахматов

Л.В.Щерба

В.В.Виноградов

Части речи по В.В.Виноградову («Русский язык»)

1.Части речи :

Местоимения,

2. Частицы речи :

Частицы в собственном смысле,

Частицы – связки,

Предлоги,

3. Модальные слова

4. Междометия

Характеристика знаменательных частей речи

    Отражают различные явления объективной действительности, т.е. обладают номинативной функцией (кроме местоимения)

    Способны к самостоятельному употреблению для называния тех или иных явлений действительности

    Являются членом предложения. В некоторых случаях могут формировать предложение.

Характеристика служебных частей речи

    Не имеют номинативной функции

    Их употребление несамостоятельно

    Не являются самостоятельным членом предложения (могут входить в состав словосочетания)

    Не могут иметь форму слова

Характеристика модальных слов

    Выражают отношение высказывания к действительности с точки зрения говорящего

    Не изменяются

    Не являются членом предложения

    Грамматически независимы

Характеристика междометий

    Выражают, но не называют эмоций

    Не имеют познавательной ценности

    Не образуют сочетания с другими словами

    Морфологически не членимы

    Обладают интонационным своеобразием

МОРФОЛОГИЯ (от греч. "учение о форме"), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы . В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию ее задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику , в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику , изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (т.е. морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Если грамматическая семантика является относительно молодой областью лингвистики (цельные концепции грамматического значения начинают появляться только в 50–60 годы 20 в.), то формальная морфология является одной из наиболее традиционных областей науки о языке. Различные концепции формальной морфологии (часто с включением и незначительных элементов грамматической семантики) были выработаны и в древнеиндийской, и в античной, и в арабской грамматических традициях. (Характерно, конечно, что все эти традиции опирались на языки с богатым морфологическим репертуаром.) Так, к античной традиции восходят такие понятия, как «часть речи», «парадигма», «склонение», «спряжение», «категория»; к арабской традиции – понятие корня, к древнеиндийской традиции – многие элементы теории звуковых чередований и морфологического варьирования. Однако сами термины «морфология» и «морфема» (как основная единица морфологического уровня) возникают только во второй половине 19 в.: термин «морфология», первоначально изобретенный великим немецким поэтом и философом Гёте для описания «форм» живой и неживой природы (и с тех пор успешно используемый во многих естественных науках), был заимствован лингвистами в период господства так называемого «натуралистического» направления в языкознании, сторонники которого (Август Шлейхер и др.) считали, что язык следует описывать по аналогии с живыми организмами. До этого соответствующие разделы описательных грамматик обычно носили название «этимология». Термин же «морфема» (в значении, близком к современному) был предложен на несколько десятилетий позже известным русским и польским лингвистом И.А.Бодуэном де Куртенэ.

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) – а именно ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики , в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, т.е. совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.

Тесная связь понятий морфология и слово (в этом же значении часто употребляется более точный термин «словоформа») ставит само существование морфологии в зависимость от существования слов в конкретном языке. Между тем это понятие является одним из самых противоречивых в лингвистике и, скорее всего, не универсальным. Иначе говоря, слово – это такой объект, который существует, по-видимому, не во всех языках, а значит, не во всех языках существует и морфология как самостоятельный раздел грамматики. В языках, не имеющих (или почти не имеющих) слов, морфология не может быть разделена с синтаксисом: у нее не остается ни самостоятельного объекта, ни самостоятельной проблематики.

Не давая в данном случае точного определения слова, можно указать на то важнейшее свойство, которое составляет его природу. Слово – это синтаксически самостоятельный комплекс морфем, образующих жестко связанную структуру. Слово отличается от сочетания слов тем, что по крайней мере некоторые его элементы не могут употребляться в синтаксически изолированной позиции (например, фигурировать в качестве ответа на вопрос). Кроме того, элементы внутри слова связаны друг с другом гораздо более жесткими и прочными связями, чем элементы предложения (т.е. слова). Чем больше в языке степень контраста между жесткостью внутрисловных и межсловных связей, тем более отчетливой и хорошо выделимой единицей является слово в данном языке. К таким «словесным» языкам относятся, например, классические индоевропейские языки (латинский, древнегреческий, литовский, русский). В этих языках морфемы внутри слова не обладают синтаксической самостоятельностью, т.е. части слова не могут в синтаксическом отношении вести себя так же, как слова. Ср. несколько примеров различного поведения слов и частей слова в русском языке.

(1) Синтаксическая самостоятельность имеется у слов: – Это чай или кофе? – Кофе .

Отсутствует у частей слова: – Это чай или чайник? – *Ник . Он приехал или уехал? – *При.

(2) Возможность опущения однородных элементов имеется у слов: красные шары и белые шары = красные и белые шары; в январе или в феврале = в январе или в феврале .

Отсутствует у частей слова: чайник и кофейник чай и кофейник.

(3) Возможность перестановки имеется у слов: шар упал ~ упал шар.

Отсутствует у частей слова: заехать (в лес ) ехать за

(4) Возможность замены на местоимения имеется у слов: возьми чайник и поставь его [= чайник ] на плиту.

Отсутствует у частей слова: *возьми чайник и налей его [= чай ] в чашку.

Данные примеры не исчерпывают, разумеется, всех свойств, противопоставляющих слова и части слов в русском языке, но дают наглядное представление о том, что выше было названо различием по степени жесткости связей. В языках типа русского слово действительно представляет собой «синтаксический монолит»: никакие синтаксические правила (опущения, перестановки, замены и т.п.) не могут действовать внутри слова. Этот факт наглядно свидетельствует в пользу того, что морфологические и синтаксические правила должны составлять два разных «грамматических модуля», а следовательно, в описании языка морфология должна существовать на правах самостоятельного раздела. Описание слова не может и не должно производиться в тех же терминах, что описание предложения.

Не все языки, однако, обладают столь же «монолитными» словами, как русский и подобные ему. Существуют разнообразные типы отклонений от «словесного эталона». Прежде всего, во многих языках части слова проявляют тенденцию к большей самостоятельности, что делает границу между словом и морфемой менее четкой. Так, морфемы могут опускаться подобно существительным и предлогам в примере (2) – это явление называется «групповой флексией»; в ряде случаев позиция морфем в слове также оказывается несколько более подвижной, чем в языках с жесткими правилами. Повышенная самостоятельность морфем характерна для так называемых слабоагглютинативных языков (к каковым относятся тюркские, японский, бирманский, дравидийские и др.); в языках такого типа комплексы морфем (слова) и комплексы слов (предложения) часто могут быть описаны в сходных или близких терминах. Это языки, где морфология в собственном смысле уступает место «морфосинтаксису». С другой стороны, морфосинтаксис вместо морфологии предпочтителен и для таких языков, в которых, наоборот, не морфемы ведут себя, как слова, а предложения ведут себя, как слова. Иными словами, в этих языках также плохо различаются внутрисловные и межсловные связи, но не за счет слабой скрепленности морфем друг с другом, а за счет более сильной скрепленности слов друг с другом. Фактически, межсловные связи в подобных языках столь сильны, что это приводит к образованию слов-предложений значительной длины. Языки такого типа часто называются «полисинтетическими»; к признакам полисинтетизма относится склонность к образованию сложных слов (особенно глагольных комплексов, включающих подлежащее и дополнения, – так называемая инкорпорация ), а также склонность к чередованиям на межсловной границе, затрудняющим отделение одного слова от другого. Словосложение и особенно инкорпорация свойственны многим языкам циркумполярной зоны – эскимосским и чукотско-камчатским, а также многим языкам американских индейцев (распространенным как на Севере, так и в Центральной Америке и в бассейне Амазонки). Чередования на межсловных границах свойственны также многим языкам американских индейцев; они являются отличительной чертой санскрита.

Второй тип отклонений от словесного эталона связан не со слабостью межморфемных границ (как в агглютинативных языках), а скорее с отсутствием морфемных комплексов как таковых. Это – наиболее яркая черта так называемых изолирующих, или аморфных языков, в которых нет или практически нет противопоставления между корнями и аффиксами: всякая морфема является корнем и способна к самостоятельному употреблению; показателей же грамматических значений в таких языках практически нет. Таким образом, единственные морфемные комплексы, которые в таких языках могут возникать, – это сложные слова, которые часто бывает трудно отличить от сочетаний слов. Можно сказать, что в изолирующих языках слово просто равно морфеме, а предложения строятся не из слов, а сразу из морфем. Таким образом, и в этих языках слово как самостоятельное образование отсутствует, и грамматика фактически сводится к тому же морфосинтаксису (т.е. синтаксису морфем). К изолирующим языкам относится довольно значительное количество языков мира: это вьетнамский, тайский и другие языки Юго-Восточной Азии, а также ряд языков Западной Африки: йоруба, эве, акан, манинка и др.

Сказанное об изолирующих языках может быть применено и к так называемым аналитическим языкам, т.е. к таким языкам, где, в отличие от изолирующих, имеются грамматические показатели, но эти показатели являются самостоятельными словами, а не морфемами (аффиксами). Грамматические значения в аналитических языках выражаются синтаксически (с помощью разного рода конструкций), а в морфологически неэлементарных словах необходимости не возникает. Аналитическая грамматика характерна для многих языков Океании (особенно полинезийских), для ряда крупных языков Западной Африки (хауса, сонгай); сильные элементы аналитизма имеются в новых индоевропейских языках (французский, английский, скандинавские, современный персидский).

Таким образом, можно сказать, что морфология далеко не универсальна – по крайней мере, далеко не для всех языков морфологический (или «словесный») компонент описания одинаково важен. Все зависит от того, насколько четко в данном языке выделяются словоформы.

Следует также отметить, что в разных лингвистических традициях объем и характер задач морфологического компонента описания может различаться. Так, иногда в морфологию вовсе не включают грамматическую семантику, оставляя за ней лишь описание звуковой оболочки морфем, правил чередования и правил линейного расположения морфем в словоформе (эта область часто называется морфонологией , что подчеркивает ее особенно тесную связь с описанием звуковой стороны языка). Если учесть, что некоторые грамматические теории включают морфонологию в фонологию, то не покажется парадоксальным существование таких описаний языка, где синтаксис начинается, так сказать, сразу за фонологией. При этом речь не обязательно идет лишь об изолирующих языках – подобная структура грамматического описания может быть вызвана и особенностями теоретических взглядов автора. Далее, грамматическая семантика в разные теории морфологии также включается в разном объеме. Наиболее принято рассмотрение в рамках морфологии словоизменительных грамматических значений; такое понимание морфологии, при котором она фактически сводится к формальному и содержательному описанию парадигм склонения и спряжения, было свойственно еще античной грамматической традиции и унаследовано большинством европейских лингвистических школ. При этом следует учесть, что вплоть до начала 20 в., а нередко и позже раздел «морфология» традиционной описательной грамматики содержал только сведения о правилах образования соответствующих грамматических форм, а сведения об их значении следовало искать в разделе «употребление падежных (resp. временных) форм», который входил в синтаксическую часть описания. В современных грамматиках информацию о значении морфологических грамматических категорий уже практически безоговорочно принято помещать в морфологическую часть.

Более сложным оставалось положение словообразовательных значений, которые в классических индоевропейских языках (служивших базой для европейской лингвистической традиции) не образуют парадигм и отличаются меньшей системностью и регулярностью, чем словоизменительные значения. На этом основании описание словообразования долгое время не считалось задачей морфологии, а либо включалось в лексикологию (т.е. считалось чисто словарной задачей, требующей индивидуального описания каждого слова), либо выделялось в отдельную область, промежуточную между морфологией и лексикой. Именно так трактуется словообразование и во всех существующих Академических грамматиках русского языка: согласно концепции авторов этих грамматик, морфология включает только описание словоизменения – как в формальном, так и в содержательном аспекте.

Такой взгляд на словообразование может быть в какой-то степени мотивирован особенностями словообразования отдельных языков, но он не может претендовать на универсальность. Существуют языки, в которых словоизменение и словообразование противопоставлены весьма слабо (таково большинство агглютинативных языков); кроме того, существуют языки, в которых словоизменительная морфология отсутствует (соответствующие значения могут выражаться, например, аналитическими средствами), а словообразовательная морфология развита. Для всех таких языков исключение словообразования из морфологического компонента нецелесообразно, а часто и практически невыполнимо. Поэтому в современных теориях языка все-таки наиболее распространена концепция, согласно которой в морфологию включается описание всех значений, для выражения которых применяются внутрисловные механизмы (аффиксация, чередования, и т.п.), независимо от их грамматического статуса.

Морфология - это наука, изучающая слова, их значимые части и морфологические признаки. Что означает слово морфология? Оно состоит из двух частей мофо - в переводе с греческого "форма" и логос - "учение". Это слово впервые употребил великий немецкий поэт Гете.

Он много лет изучал науки о строении и формах растений и животных. А при чем тут морфология? Дело в том, что морфология как наука относится не только к языку, но и к другим областям знаний. Ведь у слова тоже есть форма и строение.

Что изучает морфология:

  • определения слова, как языкового объекта
  • описание внутренне структуры слова

Морфология изучает части речи, их формы и структуру, способы образования, грамматическое значение, составные части.

Морфология

Части речи

Грамматическая сказка. Как морфология порядок навела.

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак - все плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. - Призовемка мы на помощь Морфологию!» Кто из вас обозначает предмет?

Спросила Морфология у слов.

Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

Быть всеми членами предложения, но в первую оче­редь подлежащим и дополнением.

Становитесь под знамя «Имя существительное»! - приказала Морфология.

А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, накло­нение, вид, залог, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя «Глагол»! -- ответила Морфо­логия.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций объединились под своими знаменами.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику. Грамматика это наука, которая изучает грамматический строй языка. В первом классе можно познакомить детей с веселой грамматикой.

Морфология - командир над всеми частями речи, вме­сте с Синтаксисом входит она в королевство Грамматики (со­ставляя его). Королем в этом королевстве является могуще­ственный Язык, а королевой - мудрая Грамматика. Ей при­служивает целая свита принцев и принцесс.

Среди них выде­ляется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от нее, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Ча­стица, Междометие

Веселые стихи

Серьезный разговор

Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рожденья не
поздравишь!

Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы -
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

(О. Высотская)

Веселая грамматика

Существительное - школа,
Просыпается - глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем

Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться.
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!

Понятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.

Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии - это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.

Вконтакте

Что такое морфология и что она изучает в русском языке

Основные понятия морфологии

В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:

  • самостоятельные
  • служебные

Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:

Имя существительное: определение - это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.

  1. Разряд: собственные (пишущиеся с большой буквы), нарицательные (с маленькой буквы).
  2. Одушевлённые (предмет видит), неодушевлённые (не видит).
  3. Род: мужской (он), женский (она), средний (оно), общий (оконч. -а, -я; соня, плакса, ябеда).
  4. Склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
  5. Число (единственное, множественное).
  6. Падеж (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.).

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).

  1. Начальная форма - м. р., И. п., ед. ч.
  2. Разряды по значению: качественный, относительные, притяжательные.
  3. Форма: полная и краткая.
  4. Степени сравнения: сравнительные и превосходные.
  5. Род (мужской, женский, средний).
  6. Число (ед. и мн.).
  7. Падеж.

Имя числительное - это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.

Н. ф. - И. п.

Местоимение - это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных - отвечают на вопросы существительных, прилагательных - отвечают на вопросы прилагательных, числительных - отвечают на вопросы числительных.

  1. Разряд: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).

Н. ф. - неопред. форма (что делать? сделать?).

Постоянные признаки:

  1. Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?).
  2. Возвратность/невозвратность.
  3. Переходность/непереходность.
  4. Спряжение (I спр., II спр.).

Непостоянные признаки:

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).

  1. Разряды по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
  2. Степени сравнения: сравнительная (простая и составная формы), составная форма превосходной степени.
  3. Знаменательные и местоименные.

В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:

предлог - это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).

Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).

Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.

союз - это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.

  1. По происхождению: производные/непроизводные.
  2. По составу: простые, составные.
  3. По расположению: одиночные, повторяющиеся.
  4. По значению: сочинительные, подчинительные.

Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.

  1. Разряды по значению: отрицательные, утвердительные, вопросительные, указательные, усилительные, выделительно-ограничительные, сравнительные, восклицательные, выражающие сомнение, уточняющие.

Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!

Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.

Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!

А также частью речи считается междометие - часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.

  1. Производные/непроизводные.

Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!

Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).

Морфологические нормы

Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.

Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:

  • Фонетика - раздел науки о языке и речи, который выражает звуки языка, ударение, интонацию, слог, слогораздел.

Звук - это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные

В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.

  • Лексика - изучает комплекс абсолютно всех слов русского языка, то есть словарную структуру языка.

Лексикология - это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.

Лексическое значение слова - это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.

  • Словообразование - раздел науки о языке, изучающий морфемный состав и структуру слов, а также методы их образования. Морфемы помогают словам.

Морфема - минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).

  • Орфография - это основа раздела науки о языке, система общепринятых в языке правил написания слов и их значимых частей.

Орфограмма - написание, которое отвечает установленному правилу.

  • Синтаксис - это раздел науки о языке, исследующий словосочетание и предложение: их строение, значение, роль в речи.
  • Словосочетание - единица синтаксиса , состоящая из двух или более самостоятельных слов, объединённых подчинительной связью: солнечный день, строить дом, идти лесом.
  • Пунктуация - это:
  1. основа раздела науки о языке, изучающая знаки препинания и правильное употребление их на письме,
  2. система знаков препинания.