» » Доклад на тему: «Ракообразные. Конспект урока "многообразие ракообразных и их значение" Многообразие ракообразных таблица

Доклад на тему: «Ракообразные. Конспект урока "многообразие ракообразных и их значение" Многообразие ракообразных таблица

Разнообразие ракообразных

В общем ракообразные насчитывают более 50000 видов различных по строению и способами питания водяных, иногда - наземных животных (в Украине - около 800).

Ряд Десятиноги ракообразные насчитывает около 10 000 видов, большинство которых живет в морях, некоторые - в пресноводных водоемах и на суше. Кроме речных раков к этой группе относятся раки-отшельники, крабы, креветки, омары, лангусты.

Годы-отшельники - группа морских десятиногих раков, характерными признаками которых являются мягкое брюшко и асимметрия клешней. Объединяет около 450 видов, которые поселяются в раковинах моллюсков. Хорошо известны их симбиотические отношения с актиниями.

Крабы - группа десятиногих ракообразных, у подавляющего большинства которых задняя часть тела очень укорочена. Обычно крабы имеют очень толстый наружный скелет, пару клешней и небольшой и конечно пидигнуте под головогрудь брюшко. Распространены во всех океанах, также существует много пресноводных и сухопутных крабов, особенно в тропиках. Размеры крабов изменяются в больших пределах: так, краб-горох достигает лишь нескольких миллиметров в ширину, тогда как размах конечностей японского краба-паука может составлять четыре метра. К этой группе относятся камчатский краб, травяной краб, краб пальмовый вор, каменный краб. До крабов относится и крупнейший представитель ракообразных - японский паук-краб. Размах его конечностей достигает 2,5 м, однако панцирь этого животного сравнительно небольшой, редко превышает ЗО см.

Омары - большие десятиногие ракообразные с большими клешнями, которые извне подобные речных раков. Питаются беспозвоночными, на которых охотятся ночью. Самыми известными видами являются омар европейский и омар норвежский.

Лангусты - десятиногие ракообразные с длинным брюшком. Всего насчитывают около 100 видов, которые распространены в теплых морях. Длина тела достигает 60 см, в отличие от омаров лишены клешней, все тело и толстые антенны покрытые шипами. Основным врагом лангустов есть осьминоги. В умеренных водах Европы проживает лишь лангуст обычный.

Ряд равноногих объединяет водных и наземных ракообразных, которые имеют одинаковые брюшные и грудные конечности. Существует почти 4500 видов, из них в Украине - более 40 Наиболее известным видом равноногих раков является мокрица обычная, что встречается во влажной почве на огородах и в лесной подстилке, в подвалах и сырых подвалах. Тело мокриц сплющенное сверху вниз. На члениках груди и брюшка имеется по одной паре ног. На брюшных ножках содержатся глубокие выпячивание кожи - воздушные камеры (органы воздушного дыхания). Мокрицы активны ночью. Питаются в основном различными растительными остатками. В пресных водоемах распространены похожи на мокриц, небольшие (до 1 см) водяные ослики, которые питаются остатками растений и является любимой пищей многих рыб.

Ряд ветвистоусых сочетает таких представителей, как дафнии, босмины, хидорусы, имеющих ветвистую пару усиков. Самой известной животным этого ряда является дафния, которую в народе называют "водяным блохой". Плавают дафнии с помощью удлиненных и разветвленных усиков второй пары. Декабре ноги у дафний развиты слабо и в передвижении не участвуют, а только создают струю воды, который омывает жабры. Ориентируются дафнии с помощью пары сложных глаз и одного простого глазка. Питаются бактериями, одноклеточными водорослями и взвешенными в воде органическими остатками. В течение лета дафнии размножаются партеногенетически, а осенью, после откладки оплодотворенных (зимующих) яиц, погибают.

Значение ракообразных в природе и жизни человека

Ракообразные является важным звеном в цепях питания. В частности, мелкие ракообразные (водяные ослики, дафнии, циклопы) составляют наибольшую долю планктона и является основным кормом для рыб и многих других видов животных. Многие ракообразных являются естественными фильтраторами воды (например, каланус, морские желуди). Речные раки выполняют роль санитаров водоемов, так как перерабатывают органические остатки.

Многие ракообразных (речной рак, камчатский краб, креветки, омары, лангусты) являются объектами промысла и используются человеком в пищу. Отдельные виды (дафнии, Моин) разводят в специальных бассейнах для того, чтобы впоследствии кормить молодь осетровых и лососевых рыб.

В Красную книгу Украины занесено 26 видов ракообразных: мизиды аномальная, мизиды зубчатая, Гмелина маленькая, ифигенела колючконога, широкополую рак, морской крот, травяной краб, волосатый краб, каменный краб, мраморный краб, пресноводный краб и др.

Паукообразные были первыми животными, которые осуществили выход на сушу.

Сообщение про ракообразных, кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам о водных животных этого вида.

Доклад на тему: «Ракообразные»

Класс ракообразных представлен водными животными, которые населяют пресные водоемы и моря. Их отличительная черта – разделение тела на брюшко и головогрудь, фасеточные глаза и две пары усиков. Они дышат жабрами.

Краткая характеристика ракообразных

В первую очередь следует упомянуть о том, на какие отделы разделено тело ракообразных. Оно состоит из брюшка и головогруди. На голове животных имеются антенны и антенулы. Видоизмененные шесть пар конечностей образовали ротовой аппарат грызущего типа: верхнюю челюсть образует первая пара, нижнюю челюсть — вторая и третья пары, ногощелепы – последующие три пары. Ими ракообразные подносят пищу ко рту, измельчают и фильтруют ее.

У этих животных 5 пар так званых ходильных ног и клешни, которыми они защищаются от врагов и нападают на свою добычу. У высших раков также есть еще и брюшные конечности, выполняющие дыхательную функцию.

Пищеварительная система ракообразных представлена тремя отделами. Кишка снабжена важным веществом – хитином. Он способствует перетиранию пищи. В желудке размещена пищеварительная железа. У большинства представителей этого класса отсутствуют органы дыхания, и они дышат тонкими покровами тела. Другие виды дышат при помощи кожных жабр. Кровеносная система незамкнутая и кровь, циркулирующая по организму, изливается в ротовую полость. Ракообразные раздельнополые животные. Они заботятся о своем потомстве.

К ракообразным относятся более 40 000 видов, которые разделены на классы:

  • Отряд десятиногие

Сюда относятся речной рак, планктонные креветки, лангусты, омары, разнообразные крабы. Они считаются ценным пищевым объектом. Из них получаются деликатесные блюда.

  • Отряд равноногие

Сюда относятся наземные и водные ракообразные серого и беловатого цвета. Они обитают в листовой подстилке, пустынях и во влажных местах. Представители этого отряда маленького размера – до 15 мм.

  • Отряд ветвистоусые

Представителем этого отряда является дафния. Она перемещается прыжками и за этой в народе ее прозвали водяной блохой.

  • Отряд веслоногие

Этот отряд представлен циклопом, планктонным рачком, которым питаются пресноводные и морские промысловые рыбы и усатый кит.

Надеемся, что доклад про ракообразных помог Вам узнать много полезной информации об этих животных. А дополнить сообщение про ракообразных Вы можете через форму комментариев ниже.

Тема: Разнообразие Ракообразных, их роль в природе и жизни человека .

Цель: рассмотреть разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.
Задание:
Познакомиться с различными видами ракообразных, их особенностями строения, средой обитания.
Рассмотреть классификацию ракообразных..
Определить значение ракообразных в природе и жизни человека.
Творчески и интересно провести время

Основные понятия: отряды Десятиногие, Равноногие, Ветвистоусые, Веслоногие, Листоногие, Карпоеды.
Оборудование и материалы: плакаты с изображением ракообразных, раздаточный материал для работы учащихся, учебник биологии для 8 класса, схемы, рисунки, таблицы, мультимедийная доска, видеосюжеты, презентация
Форма организации учебной деятельности : классный урок.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока

I .Организационный момент . Приветствие участников. Объявление темы и цели урока. Доброго всем дня! Я рада видеть всех на нашем уроке
II Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

1) Метод «Мозговой штурм»
1. Какие отделы имеет тело рака? (головогрудь и брюшко).
2. Сколько пар ходильных ног у рака? (пять)
3. Какой формы сердце рака? (Формы пятиконечного мешочка)
4. В какой части тела рака размещены протоки выделительных
желез? (На голове)
5. Каким способом размножаются раки? (Метание икры)
6. Где зимуют речные раки? (В норе)
7. Сколько живут речные раки? (20-30 лет)
8. Сколько раз в год линяет речной рак? (1-2 раза)
9. Органы дыхания рака. (Жабры)
10. Органы обоняния рака. (Длинные усики)
11. Кровеносная система рака. (Незамкнутую)
12. Пищеварительная система рака. (Пища переваривается в желудке, который состоит из двух отделов)

2) Составьте логическую цепочку «Пищеварительная система речного рака»

Ротовое отверстие→ глотка пищевод желудок → кишечник анальное отверстие

III . Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

... Такое количество ног, такие средства передвижения - и все это для того, чтобы двигаться назад! Ф.Кривин

В народе говорят, пятится как рак. Как это можно объяснить? Своеобразный вид нашего нового знакомого рака, привел к общеизвестному недоразумению, где у него глаза и почему двигаясь, он ползет не вперед, а пятится назад. Это непонимание способствовало появлению оригинальной легенды о том, почему у рака глаза оказались не на том где нужно, месте.

Рак все время просил у Бога, чтобы Господь дал ему такие огромные глаза, как у вола. Господь дал ему маленькие глазки. - Их можно прицепить разве что сзади, - сказал обиженный рак. Господь оставил раку маленькие глаза, но заставил двигаться вперед хвостом, и получилось так, будто глаза у рака позади.

Проблемные вопросы: Как вы думаете, имеет ли рак родственников? Похожи они на известного нам речного рака? Где их можно встретить? Какие они и кто они, сегодня мы узнаем на уроке. Итак, тема нашего урока...
Слайд 1
Тема: Разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.
Цель: рассмотреть разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.

Слайд 2,3,4
Задание: Познакомиться с различными видами ракообразных, их особенностями строения, средой обитания. Рассмотреть классификацию ракообразных. Определить значение ракообразных в природе и жизни человека. Творчески и интересно провести время.

IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.
Слайд № 5,6,7

В мире насчитывают более 50 тыс. Ракообразных, которых можно встретить там, где даже не ждешь. Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие в мир ракообразных. Класс заранее был разделен на четыре группы. В каждой группе были выбраны консультанты. Каждая группа получила задание. Подготовить презентацию. Определить особенности строения и жизнедеятельности представителей определенного отряда. Их значение в экосистемах. 4 группы: 1) отряд Десятиногие; 2) отряд Ветвистоусые; 3)отряды Листоногие, Веслоногие; 4)отряды Равноногие, Карпоеды
Сегодня мы с вами - группа исследователей, решили выяснить все о представителях класса Ракообразные: сколько их, где они живут и что собой представляют. Для этого мы совершим небольшое путешествие, во время которого и изучим представителей ракообразных.

Слайды №8-12 Отряд Десятиногие .
Наиболее известный отряд Десятиногие. Тело (дл. 0,3-80см) различной формы, делится на головогрудь и брюшко, на голове 2 пары усиков и глаза, имеют 5 пар ходильных ног. В Черном море обитают несколько видов раков-отшельников. Молодые рачки, которые только вылупились из яиц, находят брюхоногих моллюсков с ракушками соответствующих размеров, убивают и съедают хозяина, а свое брюшко прячут в опустевшую раковину.
А теперь посмотрите на этот удивительный экземпляр - краб-невидимка. Невидимка - потому, что увидеть его среди водорослей практически невозможно. Этот худощавый, длинноногий краб - мастер маскировки. Он аккуратно рассаживает на своем панцире мелкие кустики водорослей. Так и бродит незамеченным в своем «маскхалате».Креветки распространенные во всех морях и океанах, встречаются в некоторых пресных водоемах. Наибольшее видовое разнообразие - в тропических морях. Встречаются в Черном и Азовском морях.
Палеонтологи обнаружили окаменелые останки креветки, которая жила на планете около 360 млн. лет назад. Таким образом, эта находка стала древнейшей среди ископаемых видов десятиногих.

Слайди№13-14 Отряд Ветвистоусых
Группа древних и примитивных ракообразных, насчитывает около 1500 видов. Тело (дл. 0,1-10мм) делится на голову и туловище, частично или полностью, покрытое двустворчатым хитиновым щитком. Антенулы небольшие, антенны (усики) хорошо развиты, двуветвистые с щетинками, служат для плавания. Распространены преимущественно в пресных водоемах.Представителями ряда являются дафнии. Их размеры очень невелики: тело (1-3мм) дафнии заключено в полупрозрачную двустворчатую ракушку. Дафнии плавают с помощью второй пары усиков, скачкообразно (за это их называют еще "водяными блохами»). На их голове расположены два сложных и один простой глаз. Питание фильтрационное. Дафнии играют важную роль в биоценозах пресных водоемов, потому, что является основной кормовой базой многих
водных организмов, это корм для рыб аквариума, это объект изучения.

Слайд№15 Отряд Листоногие Тело этих больших раков (длиной до 5 см) покрыто большим щитом.
Щитни обычно живут в небольших временных водоемах, практически все время плавая брюшной стороной вниз. Однако,недостаток кислорода может заставить их плавать на спине вблизи поверхности воды, поскольку щитни дышат с помощью жабр на ногах. Они всеядны. Потребляют не только планктон, и большую добычу, в том числе червей, личинок мошек, и даже слабых головастиков.
Щитни живут во временных водоемах. Когда водоемы высыхают в течение определенного времени года, при отсутствии дождей, взрослые особи умирают во время этой засухи, а яйца остаются в состоянии покоя (до 9 лет), пока дожди не заполнят водоемов снова, позволяя им вылупиться. Высушенные яйца щитней легко разносятся ветром, это обеспечивает распространение вида.

Слайд №19-21
Значение в экосистемах ракообразных
Существование почти всех рыб, как морских, так и пресноводных, в значительной степени зависит от ракообразных. Для гигантов моря - беззубых китов ракообразные служат основной пищей.
Ракообразные играют очень важную роль в экономике природы. Органические вещества в водоемах создаются главным образом за счет жизнедеятельности микроскопических водорослей. Ракообразные поедают эти водоросли и сами, в свою очередь, поедаются рыбами. . С другой стороны, они используют в пищу огромные массы погибших водных животных, обеспечивая таким образом очистки водоема.
Многие ракообразные непосредственно используются человеком в качестве ценных пищевых продуктов. Во многих странах развит промысел креветок, крабов, омаров, лангустов и других съедобных видов. В последнее время проводятся успешные опыты использования морских планктонных ракообразных для добывания витаминов, жиров и других важных веществ. На рыболовецких заводах разводят некоторые виды ракообразных, необходимых для кормления молодых рыб.

Слайд №24-28.

Это интересно!
Крупнейшим из всех ракообразных (но не самым тяжелым по весу) считается "гигантский морской паук", которого называют "крабом на ходулях". Он встречается в глубоководных местах на юго-восточном побережье Японии. Взрослые представители этого вида обычно имеют размеры 254мм на 305мм, а размер их клешней колеблется от 2,43 до 2,74м.

Достаточно интересное событие произошло в Австралии: у берегов этого материка был пойман самый большой в мире краб весом 6,8 кг. Ширина этого единственного, на данный момент, экземпляра достигает 38 см.
Необычный по виду, но в то же время, красивый ракообразный монстр из-за своего огромного размера получил название Тасманский королевский краб. И сразу же нашлись общества, которые захотели получить этот экземпляр краба - Британский аквариум Sea Life в городе Уэймут выкупил его за 5000 долларов, и теперь самый большой краб в мире является ценным экспонатом в аквариуме.
Крупнейшим среди омаров и тяжелейшим среди ракообразных считается американский омар (Homarus amerikanus). 11февраля 1977тода в районе Новая Скотня, Канада, был пойман омар весом 20,14кг и длиной 1,06м. Позже омар был продан владельцу ресторана в Нью-Йорке.
Британская экспедиция обнаружила в водах Тихого океана, у берегов Новой Зеландии наибольшую креветку в мире.
Длина этого крупнейшего представителя ракообразных в своем виде составила целых 28 сантиметров, в то время, как обычные креветки не достигают в длину более 2-3-х сантиметров.

Мельчайшей среди ракообразных считается водяная блоха (из рода Alonella) размером менее 0,25 мм в длину. Она живет в водах Великобритании.
мельчайшим среди известных омаров есть Homarus capensis, живущий на юге Африки. Его общая длина только 10-12см.
мельчайшими крабами в мире - так называемые "гороховые". Отдельные виды этих крабов имеют размер панциря, равный 6,3 мм.
Долгожители среди ракообразных - американский омар (Homarus amerukanus). Крупнейшие представители этого вида живут до 50 лет.

Слайды №29-31
Народная мудрость

Кого горе красит?
Не кузнец, а с клещами.
Чтобы не попасть в беду, держит ножницы в воде.
У кого усы длиннее ног?
Не яйцо, а в скорлупе, не кот, а усатый.
На мели сидит, усами шевелит,

А гулять пойдет – задом наперед.

Ползет наоборот, задом наперед,

Все под водой хватает клешней
Пословицы и поговорки

Назад только раки пятятся.
Одного рака горе красит.
Тем рак страшный, что сзади глаза.
Чудо, а не раки: сами в сумку лезут.
Тогда это будет, как рак в пруду свистнет.
На безрыбье и рак рыба.
Пошел на дно раков ловить.
Неважно раку, в каком горшке его варят.
Бог помиловал рака и дал ему сзади глаза.
Сжалился рак над лягушкой и глаза выдрал.

Пока члены одной команды докладывают об определенном отряде ракообразных, другие записывают в таблицу все виды, о которых они услышат или увидят.

Почему представителей класса Ракообразные объединяют в один класс?
2. Игра "Поле чудес"
Свое имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана.
Как он называется?

(Циклоп)
На доске:
3.Найти "лишнего " животного среди названных:
речной рак, краб, дафния, омар, креветки, лангусты.
4.Расшифруйте, какие ракообразные прячутся за перепутанными буквами:
цыкримо; ветреки; тигуслан
(Мокрицы) (креветки) (лангуст)

5. "Узнай название" ,взять набор букв и в группе составить анаграмму, другие отгадывают

ПОИДРОКО
МОРА
ТЫГУСЛАН
НИИДАФ
КБАР
КРИМОЦЫ
ВЕТКРЕКИ
ТИЩИН

7. Основа покровов членистоногих - органическое вещество
а) хитин; б) муреин; в) крахмал; г) целлюлоза.

8. Полость тела членистоногих:
а) смешанная; б) паренхима; в) вторичная; г) первичная.

9. Нервная система членистоногих:
а) узловая; б) диффузная; в) стволовая; г) имеет вид трубки.

10. Органы выделения ракообразных:
а) почки б) метанефридии; в) зеленые железы; г) мальпильгиевые сосуды.

11. Органы дыхания ракообразных:
а) жабры; б) трахеи; в) легочные мешки; г) жабры и легочные мешки.

12. Отметьте число пар конечностей, расположенных на голове речного рака:
а) трех; б) пять; в) семь; г) девять.

VII. Итог урока.
- Какие впечатления от урока?
- Что больше всего понравилось?
- Что интересного узнали?
- Какие методы хотели бы использовать на следующем уроке?
VIII. Оценивание учеников.
В начале урока ученикам выдаются жетоны на каждую группу; командир при правильных ответах выдает жетоны определенному ученику.
В конце урока по количеству жетонов, которые получили ученики, выставляются оценки.

IX. Домашнее задание .
Проработать параграф 20
Написать сочинение-миниатюру на тему «Судьба ракообразных в будущем»