» » Дуб оказывается хлебное растение. Исследовательская работа по окружающему миру на тему « король среди деревьев

Дуб оказывается хлебное растение. Исследовательская работа по окружающему миру на тему « король среди деревьев

Башмакова Анна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Башкирская гимназия»

ДОКЛАД К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НА ТЕМУ « КОРОЛЬ СРЕДИ ДЕРЕВЬЕВ»

Выполнила:

Башмакова Анна,

Обучающаяся 1 Б класса

Руководитель:

Гариева Р.С.,

Учитель начальных классов

г.Нефтекамск

2015г

Дуб-дерево легенда. Как эта легенда рождается, растет и развивается? Для того чтобы это узнать, я решила исследовать процесс выращивания дерева – дуба черешчатого (обыкновенного),

Однажды осенью, в сентябре месяце, я с мамой и папой поехала в лес за грибами. В этот день мы собрали целую корзину грибов, но самое интересное было то, что под опавшими листьями мы нашли несколько желудей, и два из них были с маленькими ростками. Это были проросшие плоды дуба - желуди.

Мне стало интересно: вырастут ли дубы из тех желудей, что я нашла? А смогу ли я потом вырастить эти два дуба на нашем участке в селе Саклово? Поэтому я решила: не попробую посадить - не узнаю!

Для того чтобы начать эксперемент по выращиванию дуба мне сначала пришлось многое узнать о нем.

Дуб – красавец, великан, король среди деревьев. Кто хоть раз в своей жизни видел дуб, тот не забудет это дерево никогда.

Дуб - род деревьев и кустарников семейства Буковые .

Царство: Растения

Отдел: Покрытосеменные

Класс: Двудольные

Порядок: Букоцветные

Многие виды этого рода принадлежат к числу так называемых вечнозелёных , у других листья опадают ежегодно или, высыхая, остаются на дереве и разрушаются постепенно. Дуб хорошо узнаваем благодаря его плодам, жёлудям , являющимся, по сути, орехами .

Дуб растёт медленно, сначала (до 80 лет) - сильнее в высоту, позднее - в толщину. Плодоносить начинает с 15-60 лет. В России Наиболее часто встречается Дуб черешчатый, или дуб летний, или дуб обыкновенный. Латинское его название "кверкус робур", что в буквальном переводе означает: красивое, крепкое дерево. Дерево до 40-50 м высотой и диаметром ствола 1-1,5 м с шатровидной раскидистой плотной кроной. Дерево долговечное, доживает до 400-1000 лет.

В мире также очень распространены следующие виды дубов: Дуб красный, или дуб северный, Дуб болотный , Дуб каменный, Дуб скальный, Дуб пробковый, Дуб белый .

А сколько я узнала интересных историй, легенд, поговорок и исторических фактов!

Например: На Руси бытовало поверье, что в дупле огромного дуба обитает Никола Дуплинский. И если ему усердно помолиться, то он выполнит любое желание. Народная пословица гласит: «Что ни дуб, то тулуп, что ни сосёнка, то избёнка».

Между прочим, увидеть во сне дуб, усыпанный желудями, - к благополучию и карьерному росту.

Существует множество отдельных деревьев из рода дуб, получивших широкую известность либо из-за своего возраста, или размера, или по иным уникальным причинам. Многие из них считаются достопримечательностями и находятся под охраной. Среди них можно отметить: Мамврийский дуб , Стелмужский дуб , Панский дуб , Царь-дуб , Дуб кайзера , Дуб-часовня .

Во Франции растёт дуб, в дупле которого устроена небольшая комната шириной около трёх с половиной метров, а в самой толстой стенке дупла вырезана небольшая скамейка. По самым скромным подсчётам гигантскому дубу более двух тысяч лет.

Михаил Юрьевич Лермонтов называл дубы «часовыми века».

В 2009г. в Северной Америке ученые обнаружили самое старое дерево на земле. Им оказался дуб Палмера, возраст которого оценили в 13 000 лет .

Недалеко от самого старого города Палестины - Хеврона находится священное дерево христиан - Мамврийский. Этому дубу, как полагают, около 5000 лет ! С огласно православному преданию, пока жив Палестинский дуб, не будет конца света.

Как ни странно, но есть научные данные, утверждающие, что и появлением хлеба в умеренных широтах люди обязаны дубу.

Ученые-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что действительно первым "хлебным растением" надо считать не современные злаки - рожь или пшеницу, а все тот же дуб. Советскими археологами при раскопках трипольских поселений найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.

А вот кора пробкового дуба применяется для производства паркета, подошв обуви, качественной бутылочной пробки. Лидером по производству пробок является Португалия. Пробка имеет свойства легко противостоять воздействию как жидких, так и различных газообразных веществ. Пробка устойчива к огню и не меняет своих свойств в воде. Так же в Португалии вы сможете найти Сумки из пробки, обувь, кошельки и много другого...Из пробки так же делают одежду, в 2010 одна девушка пошила себе на заказ платье из пробки в котором вышла замуж.

Древесина дуба отличается прочностью, крепостью, плотностью, твёрдостью и тяжестью, а также красивой текстурой (рисунком на разрезе). Дубовая древесина - превосходный строительный и поделочный материал, особенно ценится морёный дуб, долго пролежавший в воде до сотни лет и имеющий тёмную, почти чёрную древесину.

В крае, где я живу, в Башкирии, дуб занимает 11,1% от площади, покрытой лесом.

Всем известно, что для посадки нужно использовать местные растения и с учетом этого я использовала для посадки сеянца местную породу дерева – дуба черешчатого или обыкновенного, и при этом посадочный материал местного происхождения.

Итак, эксперимент по выращиванию саженцев дуба в домашних условиях начался!

Для посадки я взяла 2 высоких пластиковых стакана. Из литературы мы узнали, что первое время у дуба формируется в основном корневая система, а верхняя часть растет намного медленнее, и поэтому я выбрала высокие стаканы.

Мы купили в магазине универсальный питательный грунт для всех видов растений и шарики керамзита для дренажа.

Затем 01 октября 2014 заполнили стаканы сначала слоем дренажа, потом сверху слоем грунта и на глубину 2 см закопали в них желуди. И вот на 14 день, я, наконец, обнаружила в одном из стаканов маленький проклюнувшийся зеленый росток, длинной всего 1мм. На следующий день проклюнулся росток и во втором стакане, но он был чуть поменьше и слегка красноватого цвета.

Дальше ростки росли как на дрожжах! Каждый день происходили какие-то изменения. Первые два листочка так и остались маленькими, а вот последующие выросли намного больше и уже были похожи на настоящие дубовые листья. Один росток по-прежнему оставался чуть меньше и был слегка красноватого цвета. Мои наблюдения я записывала в своем дневнике наблюдений и фиксировала на фотографиях

С 29.11.2014г. рост растений прекратился. За 43 дня мои дубки выросли один до 9,5см., а другой до 7,5см. . Основная причина остановки роста - окончание первого периода роста дуба. Согласно полученной мною в ходе теоретических исследований информации, рост саженцев начнется весной. Учитывая то обстоятельства, что дубки растут в домашних условиях, это произойдет во 2-ой декаде марта, а до этого их необходимо будет пересадить в другие горшки, которые будут больше в размерах, чтобы было достаточно места для корней.

Таким образом, в ходе эксперимента можно сделать следующие выводы.

Саженцы дуба действительно можно вырастить посевом желудей в домашних условиях.

Посев желудями лучше всего проводить осенью ввиду того, что они плохо хранятся в искусственных условиях.

Перед посевом необходимо оценить качество желудей.

Желуди прорастают долго. Сначала у них развивается мощный корень, достигающий в длину нескольких сантиметров, и лишь после этого начинает расти стебель.

Пересадку сеянцев следует производить весной, желательно как можно раньше, чтобы поврежденная при пересадке корневая система успела частично восстановиться еще до распускания листьев.

По форме листьев ростков дуба можно определить его вид. В моем эксперименте это дуб местных пород – дуб черешчатый – самый распространенный вид в умеренных широтах.

Думаю моего терпения и огромного желания завершить начатое дело до конца будет достаточно для выращивания саженцев в течение предстоящих 2-3 лет в домашних условиях и высадки их на территории нашего дачного участка, чтобы через несколько десятков лет отдыхать в тени лесных великанов.

Эксперимент продолжается!

В сравнении с великаном дубом, растущим в селе Верхняя Хортица, что близ Запорожья, обычные деревья выглядят карликами. Кажется, очень тесно пятнадцати его стволам (каждый из них - большое дерево), расположившимся по кругу на толстом приземистом штамбе. Словно ручка огромного зонтика, поддерживает он этими стволами-деревьями густую, величавую крону.

Сколько исторических событий отшумело, сколько сменилось человеческих поколений на веку этого редкостного долгожителя. Свирепые татаро-монгольские орды захлестнули Русь и через долгие годы схлынули в пустыни Востока, отгремела казацкая слава Запорожской Сечи, зажглись огни днепровских социалистических строек,- а он все растет, никак не насытится жизнью. Возраст этого дуба - более 800 лет.

Наука утверждает, что в давние времена Приднепровье было сплошь покрыто вековыми дубравами. Но хортицкий ветеран, выстоявший в многолетней жестокой борьбе со стихией, высится и сейчас среди степных просторов Украины.

С волнением, которое всегда вызывают величественные памятники, читаем на мемориальной доске у дерева: «Запорожский дуб - памятник природы XIII века. Высота дерева 36 метров. Диаметр кроны 43 метра. Длина окружности ствола 632 сантиметра».

Предание гласит, что этот великан пользовался особым уважением у запорожских казаков. Не одно поколение их отдыхало в тени его громадной кроны, вынашивая планы своих походов. Легенда утверждает, будто именно здесь собирал Богдан Хмельницкий войско для борьбы с польской шляхтой и здесь же, выступая в поход, принимал присягу своих «лыцарей ». Напутствуя отважных побратимов, он призывал их быть в бою такими же непоколебимыми, как этот дуб.

Упорно держится в окрестных селах легенда, будто именно под этим дубом запорожцы, оглашая всю округу богатырским хохотом, сочиняли свое знаменитое письмо турецкому султану.

Подобных запорожскому дубу ветеранов можно встретить в Беловежской пуще, под Ленинградом, в Воронежской области и в других районах нашей страны.

Наиболее старым деревом Европы считают почти 2000-летний дуб-старик, растущий в Литве, в местечке Стельмуже. А в городе Ладушкине Калининградской области до сих пор стоит 800-летний грюнвальдский дуб - свидетель разгрома тевтонских рыцарей польскими и русско-литовскими войсками (1410 год). Широко известны в Польше три 900-летних дуба-великана, названных деревьями дружбы. Растут они вблизи Познани, и каждый имеет свое имя: лях, чех, рус.

А вот дубы, которые были свидетелями более близких по времени исторических событий.


В годы Великой Отечественной войны не раз выручали наших партизан растущие на Кировоградщине, в Хировском лесничестве, трехсотлетние деревья дуба. Здесь прятались местные подпольщики во время облав фашистов, отсюда вели наблюдения за врагом партизаны. Сейчас эти деревья называют партизанскими дубами.

Неподалеку от шахтерской здравницы Святогорска (Донецкая область) на опушке широкой государственной защитной лесной полосы Белгород - Дон одиноко возвышается другой великан, на котором укреплены мемориальная доска и портрет совсем еще молодого советского офицера. На доске надпись: «На этом месте в августе 1943 года геройски погиб офицер артиллерии Владимир Максимович Камышов ». При форсировании Северского Донца Камышов под ураганным огнем фашистов устроил в кроне господствующего над местностью дуба наблюдательный пункт и отсюда корректировал огонь. Вражеский снаряд смертельно ранил храброго офицера. Сильно повреждены были ветви и ствол дуба. Упорно боролся он со смертью, и только на двадцатый год силы его иссякли. Но и сухим дуб стоит словно величественный монумент на могиле героя.

В последние годы вновь обрела у нас права гражданства давняя хорошая традиция — отмечать знаменательные даты посадкой деревьев. А дубу, как наиболее чтимому лесному жителю, при этом отдается предпочтение. В сердце Москвы - Кремле растет молодой дубок-космос, посаженный 14 апреля 1961 года в память о первых шагах человека в космосе. А в Ленинграде на центральной аллее парка Лесотехнической


академии заботливо растят целых три «космических » дерева: два дуба посажены в честь сына и отца Циолковских, а третий - дуб Гагарина. К. Э. Циолковскому и Ю. А. Гагарину, может, и не привелось здесь бывать, зато молодой лесничий, блестяще окончивший Лесной институт (ныне Ленинградская лесотехническая академия), Э. И. Циолковский - отец великого провозвестника космической эры - участвовал в создании этой аллеи парка.

«Среди стихий, которым предки поклонялись за силу, добро или красу, были и растительные великаны, подобные тем дубам, что еще недавно высились на Хортице »,- говорит в своей пламенной речи-гимне зеленому другу профессор Вихров из романа «Русский лес » Леонида Леонова.

Немногие деревья пользуются такой любовью и почетом у всех народов, как дуб. Славяне, древние греки, римляне еще на заре своей истории поклонялись этому дереву, нередко достигавшему 1000-1500-летнего возраста, приписывали ему чудодейственные свойства, сочиняли про него мифы, легенды, песни и былины. В Греции дубовая ветка была эмблемой силы, могущества и знатности. Дубовыми венками награждали воинов, совершавших выдающиеся подвиги.

Обожествляя дуб, древние греки посвящали его Аполлону- богу света, покровителю искусств. Могучие вековые деревья часто провозглашались святыми. Под ними совершались жертвоприношения, вещали оракулы, жрецы на свой лад истолковывали шум ветвей и шелест дубовых листьев, составляя пророчества многочисленным паломникам.

В Древнем Риме дуб посвящался верховному богу - Юпитеру, а желуди назывались божественными плодами. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший писал, что дубы, «не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».

Относили дуб к числу святых деревьев и славяне. Они посвящали его могущественному богу грома и молнии - Перуну. В старинных летописях можно встретить упоминания о Перуновом дереве. Под сенью дубов славяне приносили жертвы богам, созывали военные советы, принимали важные государственные решения.

Не удивительно, что наши предки так чтили это дерево. Ведь с лесом всегда была тесно связана история древних славянских племен. А там, где они обитали, леса были, как правило, дубовые. Дубравы служили источником питания, защитой от разбушевавшейся стихии и даже своеобразными крепостями в войнах с многочисленными врагами.


Существует даже научная гипотеза о том, что и появлением хлеба в умеренных широтах люди обязаны дубу. Ученые-археологи разных стран мира предполагают, что первым хлебным растением могли быть не современные злаки - рожь или пшеница, а все тот же дуб. Ряд данных свидетельствует, что обильные урожаи желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в очень древние времена. Советскими археологами при раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.

Проходят века, тысячелетия, а интерес людей к лесному великану не уменьшается.

Немало могут поведать об этом дереве лесоводы и ботаники. Однако под словом «дуб » они подразумевают целый род, объединяющий около 600 видов. Столь многочисленная семья занимает и соответствующую жилплощадь. Ею освоены обширные территории не только на Европейско-Азиатском континенте, но и в Северной Америке и даже в Африке.


Названия всех видов дуба трудно и перечислить: болотный и черный, красный и горный, каменный и пушистый, пробковый и черешчатый, грузинский и виргинский… В наших лесах специалисты насчитывают около 20 видов дуба. Сравнительно большая их коллекция (около 25 видов и форм) собрана на Лесостепной опытной станции (Липецкая область), в Никитском ботаническом саду, в Сочинском дендрарии.

Дубы, которые мы встречаем в лесах Средней России, Белоруссии, на Украине, в парках и на окраинах Москвы, Орла, Воронежа, Киева и других городов, относятся, как и великан запорожский дуб, к наиболее ценному у нас виду - дубу черешчатому. Латинское его название Quercus robur, что в буквальном переводе означает: красивое, крепкое дерево.

Долголетием и величавой красотой завоевал дуб любовь и признательность миллионов людей. Велика польза, приносимая этим исполином человечеству. Широко, например, применяется его кора в кожевенной промышленности. Дубовые листья - хороший корм для одного из поставщиков натурального шелка, дубового шелкопряда. Не пропадают даром и желуди: из желудей теперь приготовляют суррогат кофе, их же скармливают свиньям.

Но все это лишь побочные блага, приносимые дубом людям. Главное его богатство - древесина. Вряд ли стоит подробно говорить о высоком качестве и исключительной ценности дубовой древесины, о том, как долго и надежно служат людям различные необходимые в быту изделия. Лишний раз ее необычайную стойкость подтвердила недавняя находка у села Щучье на берегу Дона. Под шестиметровым слоем речных наносов отыскали дубовый челн, пролежавший в земле около 4000 лет. Изготовленный из цельного ствола дуба в конце каменного или в начале бронзового века, челн этот весьма внушительных размеров (шириной более метра и длиной 8 метров) отлично сохранился до наших дней. Хорошо сохранились даже отверстия для восьми уключин. Уникальный экспонат является гордостью Исторического музея в Москве.

Оцененная нашими предками красота дуба совершенствуется людьми из поколения в поколение. Не удивляйтесь, если встретите великана с колонновидной, словно у стройного кипариса, кроной или с шаровидной и даже плакучей, как у ивы. У иных дубов пурпурная, золотистая или серебристая окраска листвы. Все это формы, отобранные в течение тысячелетий кропотливым трудом многих поколений безвестных селекционеров.

Очень интересуются дубом и советские ученые. Особенно много труда вложил в освоение в СССР ценнейших форм пробковых дубов профессор Л. Ф. Правдин. Немало создал новых форм дуба член-корреспондент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина профессор С. С. Пятницкий. Теперь они растут и на Украине, и в Москве у павильона «Лесное хозяйство» на Выставке достижений народного хозяйства и отличаются быстротой роста, устойчивостью к неблагоприятным условиям, оригинальностью ботанических признаков. Новые формы дуба названы С. С. Пятницким дубами Тимирязева, Мичурина, Комарова, Высоцкого.

Каждое дерево имеет свои характерные особенности. Лесоводы давно узнали, что в первые годы дуб растет очень медленно, как бы чего-то опасаясь. В это время, оказывается, дуб готовится к многовековой жизни, строит надежный фундамент, пускает глубоко в землю мощные свои корни. Только с 8-10-летнего возраста начинается у дуба интенсивное формирование надземной части - ствола и ветвей. С этих пор он ежегодно прирастает в высоту до полуметра, иногда больше, по диаметру же ствол дуба утолщается лишь на несколько миллиметров. В отличие от многих других деревьев дуб может дважды в год давать прирост (трогаться в рост), образуя так называемые Ивановы побеги. При благоприятных условиях у дуба бывает и три прироста.


Дуб лучше растет при боковом затенении и плохо выносит затенение сверху. Зато ему не страшны ни суровые морозы средней полосы, ни продолжительные засухи юга.

Чтобы вырастить дуб, не всегда достаточно и двух человеческих поколений. Только отдельные деревья на 25-30-м году жизни дают первые немногочисленные желуди. Чтобы дождаться обильных, постоянных урожаев, нужны многие и многие годы. Далеко не всегда выпадает счастье на долю тех, кто посадил желуди, дождаться урожая выросших из них деревьев. Такие люди трудятся для будущего.

  • С. И. Ивченко – Книга о деревьях

Желуди служили человеку пищей "еще до того, как покровительница земледелия Церера обучила людей хлебопашеству" – так полагали древние римляне. Ученые-археологи не без основания полагают, что первым «хлебным растением» надо считать не злаки – рожь или пшеницу, а дуб. Например, при раскопке древних трипольских поселений на территории современной Украины были найдены высушенные и растертые в муку желуди. Из этой муки наши предки пекли хлеб более 5000 лет назад. Желуди очень питательны, но дубильные вещества придают им горьковатый вкус. Если удалить эти вещества, то из желудей можно приготовить некоторые оригинальные блюда. Дубильные вещества легко удаляются вымачиванием. Желающие могут попробовать испечь желудевый «хлеб». Рецепт позаимствован из книги известного популяризатора ботаники Н.М. Верзилина. Собирать желуди лучше после первых заморозков. Их очищают от кожуры, разрезают на четыре части, заливают водой и вымачивают двое суток, ежедневно меняя воду не менее трех раз. После этого желуди нагревают в воде до кипения (2 части воды на 1 часть желудей) и пропускают через мясорубку. Полученную массу высушивают – сначала тонким слоем на воздухе, затем в печке или духовке до тех пор, пока она не станет похрустывать, как сухари. Высушенные желуди толкут или размалывают любым способом. При крупном помоле получается крупа, из которой можно варить кашу, из муки – печь лепешки. Правда, желудевое тесто не обладает клейкостью и вязкостью, поэтому лепешки при переворачивании ломаются. Чтобы избежать этого, советуют сковороду с лепешкой накрывать второй такой же сковородой и переворачивать их обе – лепешка просто падает с одной сковороды на другую, на которой и дожаривается. Если лепешки смазать вареньем, повидлом или кремом и выложить стопкой друг на друга, получится вкусный торт. Вымоченные и слегка поджаренные кусочки желудей вполне могут заменить ореховую посыпку для торта.

Питательная ценность желудей известна давно, они очень богаты легко перевариваемыми и быстроусвояемыми углеводами, главным образом крахмалом (40%), дубильными веществами (5-8%), жирным маслом (до 5%), сахаром, эфирным маслом и другими полезными веществами.

Кроме того желуди содержат дубильные вещества, придающие им вяжущий и горьковатый вкус. Основная действующая часть дубильных веществ - танин, оказывает вяжущее, закрепляющее, противовоспалительное и противогнилостное действие, ускоряет свёртывание крови, улучшает работу желудка, заживляет раны. Созревают желуди в конце сентября - начале октября.

Чтобы избавится от неприятного, горьковатого вкуса, который придают желудям дубильные вещества, их очищают от кожуры, разрезают на четыре части, заливают водой и вымачивают двое-трое суток, ежедневно меняя воду не менее трех раз.

Чтобы облегчить процесс очистки желудей от скорлупы, необходимо разрезать их вначале поперек, а затем надрезав ножом скорлупу на каждой половинке вдоль, снимать ее "пластами".

После вымачивания желуди следует варить до тех пор, пока они не станут мягкими, иначе потом вам их просто не растолочь в муку. Кроме того варка убирает еще оставшуюся после вымачивания горечь.

После того, как желуди станут мягкими, сливаем воду и приступаем к пожалуй самому трудному процессу в приготовлении - размельчению. Растолочь желуди можно любым подручным средством - заранее приготовленной деревянной толкушкой, тыльником ножа, камнем и т.д.

Степень измельчения желудей зависит от дальнейшей цели - если вы решили сразу приготовить из всей массы хлеб, то можно особенно не измельчать, а если планируется дальнейшая сушка и заготовка муки впрок - то чем мельче, тем лучше, потом это поможет избежать проблем при сушке.

Добавляем немного воды к получившейся массе и формируем небольшие лепешки, диаметром 6-7 см и высотой до 1 см. Желудевое тесто, тем более замешанное на простой воде, не обладает особой клейкостью и вязкостью, поэтому и такие размеры - будет проще переворачивать.

Однако размеры лепешек можно увеличит, если у вас есть в наличии две "сковороды", первую с лепешкой накрывают второй и переворачивают. Лепешка просто падает с одной сковороды на другую, на которой и дожаривается.

Степень готовности хлеба определяется визуально. Выглядит он конечно страшновато, приготовленный на оливковом масле был бы и красивее и вкуснее, да только где его взять, это масло, в ситуации, которая вынудит вас печь хлеб из желудей? Приготовленный таким образом, только из муки и воды, желудевый хлеб вполне съедобен, хотя и обладает несколько своеобразным вкусом.

1. Вымоченные и сваренные желуди не обязательно толочь, можно их порезать помельче и просто поджарить
2. Вместо хлеба из растолченных желудей можно сварить кашу
3. Хорошо прожаренные желуди можно заваривать вместо кофе. Столовую ложку добавить в 0.2-0.25 литра воды и проварить на слабом огне 3-5 минут
4. Заготавливая желудевую муку впрок, надо истолочь ее как можно мельче, хорошо высушить и хранить в герметичной посуде или пакетах.

Друиды отвели дубу почётное место в своём календаре: 21-22 марта. Время весеннего равноденствия
Сначала пороемся в интернете, а потом я добавлю пару изюминок от себя.
**************************************** **************************************** **************************************
Немногие деревья издавна пользуются такой любовью и почетом у всех народов, как дуб. Славяне, древние греки, римляне еще на заре своей истории поклонялись этому дереву, нередко переваливавшему за 1000-1500 лет, приписывали ему чудодейственные свойства, сочиняли про него мифы, легенды, песни и былины. В Греции дубовая ветка была эмблемой силы, могущества и знатности рода. Дубовыми венками награждали воинов, совершавших выдающиеся подвиги.

Обожествляя дуб, древние греки посвящали его Аполлону - богу света, покровителю искусств. Могучие вековые деревья часто провозглашались святыми. Под ними совершались жертвоприношения, проводились оракульские "прорицания", якобы исходившие от божества: жрецы на свой лад истолковывали шум ветвей и шелест дубовых листьев, составляя пророчества для многочисленных посетителей.

В древнем Риме дуб посвящался верховному богу - Юпитеру, а желуди назывались юпитеровыми плодами. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший в своих сочинениях о растениях того времени писал, что дубы "...не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают, своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира".Подобно грекам и римлянам, и славяне относили дуб к числу святых деревьев. Они посвящали его могущественному богу грома и молнии - Перуну. В старинных летописях можно встретить упоминания о "Перуновом дереве". Здесь, как и в Греции, приносились жертвы богам, созывались военные советы, принимались важные государственные решения.

Не удивительно, что предки так чтили это дерево. Ведь с лесом всегда была очень тесно связана история древних славянских племен. А там, где они обитали, леса были, как правило, дубовые. Дубравы служили нашим далеким предкам источником питания, защитой от разбушевавшихся стихий и даже своеобразными крепостями во время войн с многочисленными врагами. Как ни странно, но есть научные данные, утверждающие, что и появлением хлеба в умеренных широтах люди обязаны дубу.

Ученые-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что действительно первым "хлебным растением" надо считать не современные злаки - рожь или пшеницу, а все тот же дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в очень древние времена. Советскими археологами при раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.
Отсюда: http://www.reznoe.ru/articles10_16.php
*

Вот это корни! Этот дуб, что растёт на Караул-Обе, я называю ЛАОКООН со змеями

*
Мифы и Легенды:
- В Шотландии было суеверие о том, что судьба членов семейства Хэй из Эррола, поместья в графстве Перт, неотделима от омелы, которая растет на огромном дубе. Вот что писал об этом древнем поверье сам представитель рода Хэй: «У равнинных фамилий гербы пришли ныне в совершенное забвение. Но из древней рукописи, а также из воспоминаний немногих оставшихся в живых старожилов графства Перт известно, что на гербе рода Хэй была изображена омела» Но, собственно я речь поведу не об участии омелы, в этом предании, а об участии дуба. Когда-то по соседству с Эрролом, неподалеку от Соколиного камня, рос огромных размеров древний дуб, на котором были целые заросли омелы. Считалось, что если у этого дуба сгниют корни, то «трава прорастет в очаге Эррола и ворон поселится в гнезде соколином», как гласит местная пословица. Для представителя рода Хэй опаснее всего были две вещи: убить белого сокола и срезать ветвь с эррольского дуба. Неизвестно, погибло ли это дерево... но поместье перешло во владение друга семьи, и местные жители, конечно же, утверждают, что незадолго до этого роковой дуб был срублен. Это древнее суеверие нашло отражение в стихах, автором которых принято считать Томаса Рифмоплета:

Пока в Эрроле на дубовых ветвях
Омела и крепок тот дуб,
Роду Хэев цвести. Крыльев сокола взмах
Грозовые ветра не сметут.
Но коль подгниют корни у дуба того
И омела зачахнет на нем,
Овладеет эррольским трава очагом,
Ворон - соколиным гнездом.

В Шропшире существует поверье, говорящее нам о том, что дуб цветёт, оказывается, в канун дня святого Иоанна. И цветёт он так мало, что до рассвета его цветы успевают опасть. Это же поверье говорит, что девушке, которая сгорает от желания узнать, кто будет её мужем, надо прийти к этому дубу ночью и положить под ним кусок ткани. А утром она увидит на ней лишь пыль - то, что осталось от цветения дуба. Щепотку такой пыли она должна положить себе под подушку, после чего ее будущий муж обязательно должен был явиться ей во сне.

Считается, что если во время сна около больного ребёнка положить к ногам дубовое бревно, то он может или выздороветь, или значительно поправится (в смысле, здоровьем). Т.к. через ноги к нему придёт сила бревна.

В Херефордшире, на перекрёстке двух дорог, стоит несколько «крестовых дубов». Если человек болел лихорадкой, то ему стоило прийти к этому дубу, и приколоть к нему прядь волос (не оторванную от головы), потом резко головой мотнуть - так, чтобы прядь осталась на дереве. Если это удавалось, то, считалось, что человек должен скоро выздороветь, так как таким образом он отдал лихорадку дереву.


- Существует поверье о том, что дубовая досточка, обработанная в четверг на восходе Солнца, на которой вырезан девиз: «Да храни тебя Господь!», прибитая к домашнему алтарю, может защитить семью от многих неприятностей.

Так же многие народы считают, что изначально вся земля состояла из огня, и дубы впитали корнями его... поэтому, якобы, и можно добыть огонь трением друг о друга двух веточек дуба. А вообще, тоже многие народы, сходятся во мнении, что некоторым дубам столько же лет, сколько и нашему миру.

Пословицы и поговорки.
- Когда свинья в желтых тапочках на дуб заберется (польская пословица, аналог нашей поговорки «когда рак на горе свистнет»).
- В августе дуб желудями богат - к урожаю.
- Был дуб, а стал сруб; время прибудет, и того не будет.
- В лесу дуб - рубль, в столице - по рублю спица.
Отсюда: http://herbalogya.ru/library/quercus.php
По мнению друидов:

Полон жизни, силы и красоты, не имеющий в себе ничего хрупкого. Движения величественны и полны достоинств, будят в людях уважение своим солидным видом. Абсолютно здоров, что в его случае очень важно, так как не переносит слабости и болезней, а вид крови может привести его к обмороку.

Очень отважен, но его смелость происходит не столько от его духовных качеств, сколько от чрезмерной гордости. Не хочет, чтобы его считали трусом и, предупреждая острые обстоятельства, реагирует резче, чем требуется. Выдержанный и волевой, не имеет привычки отходить от ранее принятого решения и, как правило, всегда добивается поставленной цели. Но его неуступчивость имеет также плохие стороны: ДУБ не умеет быть гибким и его непримиримость доставляет ему хлопоты. Добился бы многого, если бы смог хоть немного быть дипломатом.

Деревья дуба упоминаются в мифах, фигурируют в бытовых обрядах. Сведений об этом так много и они так интересны, что впору писать отдельную книгу. Общеизвестно, что у многих народов в прошлом дуб — дерево священное, которое боги дали людям как великий подарок. Без разрешения жрецов, друидов, волхвов и прочих служителей культа люди не могли срубить дуб, обломать ветку или нанести ему какое-либо увечье, а в случае неповиновения платили за это жизнью. У некоторых народов дубы имели покровителей — святых.

Крестьяне Грузии, например, чтобы убедить в несокрушимой крепости своих слов и обещаний, клялись этими святыми в спорах; нарушить такую клятву было уже невозможно.

Под священными дубами у славян проходили собрания, свадебные обряды, судилища. Тут же приносили жертвы богам и тут же, после суда, вешали виновных на ветвях дуба или рубили им головы на дубовых плахах. В священных рощах выделяли наиболее старые тысяче летние деревья и обносили их оградой, за которую разрешалось заходить жрецам, тем, кто шел с жертвенными дарами или кому угрожала какая-либо опасность. Возле такого дуба человек был неприкосновенен даже для смертельного врага. Вокруг священных дубов расс тавляли фигуры языческих богов (Перуна, Сварога и др.), вырезанных также из дуба. Ни одно мало-мальски важное событие, будь то сев, уборка урожая, битва с врагом или торговый поход, не обходилось без молитв и жертвоприношений, причем объектами последних могли быть мед, брага, пиво, квас, дикие звери и ястребы, которых живыми бросали в священный огонь из «дубового древня». Взамен люди просили здоровья, победы в битвах и набегах, хорошего урожая, удачи в торговых операциях: «Сохрани, пращур, наши злаки от бурь, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш — детей своих». У женщин свои просьбы и свои подношения: венки, цветочные гирлянды, куски пряжи, бусы из желудей, нанизанные на тонкие корни: «Дай нам, великий, силы рожать так легк о и обильно, как ты рожаешь своих детей».

Во время упадка язычества сторонники христианства уничтожали деревянные, резанные из дуба изваяния русских богов. Так, киевский князь Владимир, приняв христианство, повелел сбросить резанного из дуба Перуна в Днепр, а упорствующие в язычестве киевляне бежали по берегу, горько плакали и кричали: «Выдыбай, Перуне, выдыбай...» В Крыму христианская церковь, ополчившись на язычество, на первых порах вынуждена была поступать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Поэтому богослужения проводились под св ященными дубами или рядом со «святыми» источниками и возле них же, впоследствии, возводили алтари, строили часовни и храмы.

В VI в. у приднепровских славян погребальные костры для сожжения погибших в бою воинов были только из дубового «древня», так как «дуб — дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». Дуб считался олицетворением мужского начала, символизировал постоянст во и могущество. Сваты, зайдя в избу невесты, с низким поклоном говорили родителям: «У вас есть береза, у нас дуб, давайте вместе гнуть». На Украине в праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали венками из дубовых листьев. У древних римлян «Лесной царь» — это человек-двойник священного дуба. Желуди римляне называли божественными плодами, а сам дуб — деревом Юпитера. Перед жатвой древние римляне чтили Цереру пляской и песнями, «поначалу листвой виски увенчавши дубовой». В Греции, чтобы прогнать засуху, жр ец Зевса Ликейского бросал на воду дубовую ветвь, ожидая, что это вызовет образование облаков и пойдет дождь.
http://www.onixtour.com.ua/books/91c22689/oak .htm
**************************************** **************************************** ******************
Как известно, дуб - мощный донор.
Однажды один человек заблудился (автор этих строк). Пришлось заночевать в горном лесу.И было это как раз в ночь с 21 на 22 марта, время Дуба. Ничего этого я тогда не знала; всю гамму чувств описывать не берусь.
Верно лишь то, что запах палой дубовой листвы источает целебные вещества, и благотворные последствия этого пребывания в дубраве я потом долго ощущала.


Самым старым крымским дубом считается Дуб-богатырь в Детском парке Симферополя. А это я возле него:

Дубу якобы около 700 лет.
А самым романтичным считался Почтовый дуб в Большом каньоне.
Теперь его уж нет - сожгли:


А когда-то он служил почтовым ящиком для туристов, оставлявших в нём свои записочки.
Вредители деревьев, впрочем, встречаются не только двуногие:


А был в Крыму народ - караимы - которые почитали дубы как священные деревья, вплоть до того, что не разрешали никому их рубить.
Священная роща называлась Балта-Тиймез, что в переводе означало "Топор не коснётся".
***
И, наконец, диво дивное - апрельский феномен:

А дело-то в том, что листва у дуба жёсткая, держится аж пока не появляются молодые розовые листочки, свёрнутые в трубочку, как бутоны роз.
Когда видишь такое, так и хочется спеть на лихой мотив: "Эх, да на дубе...розы расцвели!"
Бесконечно можно говорить об этом прекрасном дереве.
Поэтому закругляюсь...продолжу в комментариях

(дуб черешчатый) - Quercus robur L. (Q. peduculata Ehrh.) Сем. Буковые - Fagaceae

Родовое латинское название произошло от двух кельтских слов: quer - красный и суеr - дерево, т. е. красное, красивое дерево.

Видовое название robur означает твердое дерево, a pedunculata - черешчатый - дано из-за желудей, сидящих в чашечке-плюске, снабженной ножкой.

Вздохну счастливый и здоровый,
Как дуб-атлет, дубравный бог,
Сломить которого не смог
Ветров напор многовековый.
(А. Граши)

Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали ему чудесные свойства, сочиняли про него былины, легенды, песни; своих героев и защитников сравнивали с этим могучим деревом. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку, нанести ему какой-либо вред. Нарушители запрета жестоко наказывались. У некоторых народов дубы имели покровителей - святых. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших выдающиеся подвиги. Греки считали, что дуб появился на земле раньше других деревьев, и посвящали его богу света, наук и искусства - Аполлону. Чтобы прогнать засуху, жрец Зевса Ликейского бросал в воду дубовую ветвь, вызывая таким образом дождь.

В Древнем Риме дуб посвящался верховному богу - Юпитеру, а желуди назывались божественными плодами.

Перед жатвой римляне чтили Цереру, богиню плодородия, пляской и песнями, «поначалу виски листвой увенчавши дубовой». Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события - собрания, свадебные обряды, суды. В священных рощах выделяли наиболее старые деревья, обносили их оградой, за которую разрешалось заходить только жрецам. Здесь жрецы совершали жертвоприношения, делали «оракульские предсказания», якобы, исходившие от божества, живущего в ветвях дерева. Предсказания составлялись в зависимости от шума ветвей и шелеста листьев. Возле такого священного дерева человек был неприкосновенным даже для смертельного врага. Рядом с такими деревьями расставляли скульптуры языческих богов - Перуна, Сварога, Велеса и других, тоже вырезанных из дуба. В жертву приносились мед, брага, пиво, квас, дикие звери, которых живыми бросали в священный огонь из дубовых веток. Взамен люди просили здоровья, удачи в торговле, победы, хорошего урожая: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш - детей своих». Женщины развешивали на ветвях венки, цветочные гирлянды, куски пряжи, бусы из желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей».

Но все-таки дуб считался олицетворением мужского начала, поэтому погибших в бою воинов сжигали на погребальных кострах из дубового «древия», так как «дуб - дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». В связи с этим существовал обычай: на праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали дубовыми венками. С дубом связывали сельскохозяйственный календарь:

Дуб одевается - скотина наедается.
Когда дуб развернулся в заячье ухо, сей овес.
Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Когда на дубу почки распускаются - пора сеять на легких землях.

Пытались предсказывать будущий урожай:

Дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.
Коли с дуба и березы лист опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
Много желудей на дубу - к теплой зиме и плодородному лету.

Сочинялись пословицы и поговорки:

В лесу дуб рубль, а в столице по рублю спица.
Держись за дубок: дубок в землю глубок.
Стар дуб, да корень свеж.
Что ни дуб - то тулуп, что ни сосёнка, то избенка.

Ученые-археологи утверждают, что первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5000 лет назад. У римского поэта Вергилия по этому поводу читаем:

Землю железом пахать научила впервые Церера
В пору, когда по священным лесам оказалась нехватка
В ягодах и желудях, и Дидона питать перестала.

Гален пишет, что желуди питательнее всех семян, так что даже могут сравниться с хлебными злаками. Сырые желуди для человека опасны, так как содержат ядовитое вещество кверцетин, совсем безвредное для животных. Однако при вымачивании либо обжаривании кверцетин разрушается либо вымывается, и желуди становятся съедобными для человека. Желудевая мука и в настоящее время применяется для выпечки кондитерских изделий.

Особенно поражала людей долговечность этого дерева: возраст некоторых из дубов достигал 1000-1500 лет. Плиний Старший писал, что нетронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира. И сейчас дубы в возрасте 300-500 лет не являются редкостью. Старейшему в Европе Стельмукскому дубу (в Литве) 2000 лет. В Латвии в местечке Эдоле жив дуб - ровесник Риги. В Запорожье у селения Верхняя Хортица живет 800-летний дуб. Диаметр его кроны 43 м. Существует предание, что именно под этим дубом писали запорожцы знаменитое письмо турецкому султану, а в 1648 г. в тени этого дуба отдыхал Богдан Хмельницкий.

В 1974 г. в Армении близ Иждевана рухнул от старости дуб, которому к этому времени исполнилось 1523 года. Он был посажен в 449 г. полководцем Варданом Машиконяном в честь победы над персами.

Всем известны бессмертные строчки А. С. Пушкина:

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Применение дуба в медицине имеет давнюю традицию. Ариценна сообщает: «Они (желуди) обладают вяжущим свойством… листья дуба сильнее вяжут и меньше сушат».

В русской заболевшему рекомендовалось хорошо пропотеть, после чего растереться дубовым четвертным платом. Дубовый плат - свежевыдубленный в отваре коры грубый холст. В бане же охотно парились не только березовыми, но и дубовыми вениками, особенно рекомендовали их заболевшим. Старые русские лечебники советовали лечить раны «дубовым листвием» и мелко толченой дубовой корой.

Кроме того, отвар коры дуба употребляли внутрь при поносах, внутренних и наружных кровотечениях, цинге, рахите, как противоядие при отравлении грибами и солями тяжелых металлов.

В России дубовую кору в больших количествах употребляли при выделке кож. Шкуры загружали в большие чаны, пересыпая их послойно кусками дубовой коры, и выдерживали до тех пор, пока Щкуры не окрашивались в коричнево-красный цвет.

В современной медицине дубовую кору, собранную с молодых веток, применяют для полосканий при заболеваниях полости рта, а также для лечения ожогов. Для приготовления отвара две столовые ложки коры заливают одним стаканом горячей воды, кипятят на водяной бане 30 мин, настаивают 10 мин и процеживают в горячем виде.

На земном шаре насчитывается до 600 видов дуба, у нас в стране - 20 видов. Дуб - крупное дерево. В хороших условиях развивает мощную корневую систему, высокий (до 20 м) ствол и раскидистую пирамидальную или шатровидную крону. Листья кожистые, перистолопастные. Зацветают дубы одновременно с распусканием листьев с 30-60-летнего возраста, но обильно плодоносят лишь один раз в 4-8 лет. Цветки мелкие, зеленоватые, с малозаметным околоцветником. Плоды - желуди разной величины и формы, заключены в разросшуюся деревянистую плюску - чашечку. Цветет в мае, плоды созревают в августе - сентябре. Растет чаще в зоне широколиственных лесов, образуя иногда чистые леса - дубравы.

Основные биологически активные компоненты коры дуба - дубильные вещества. Термин «дубильные вещества» был впервые применен в 1796 г. французским ученым Сегеном для обозначения веществ, способных дубить кожу.

Большую ценность представляет древесина дуба. За свою твердость и красивый рисунок она широко используется в мебельном производстве. Особенно ценен мореный дуб, длительно выдерживающийся в воде, содержащий соединения железа и приобретающий красивую черную окраску. Дубовая древесина - один из важных компонентов при изготовлении коньяка.

Велико и эстетическое наслаждение, которое получает человек от этого прекрасного растения.