» » Дважды герой советского союза в 25 лет. Звание герой советского союза

Дважды герой советского союза в 25 лет. Звание герой советского союза
Гульнара АБДУЛАЕВА

ГЕРОЙ ИЗ АЛУПКИ

В упорстве и дерзости с Аметханом мало кто мог сравниться.
Его имя гремело над Ярославлем, Сталинградом, Северной
Пруссией и, конечно же, над родным Крымом.

К рымские татары выдвинули из своей среды плеяду замечательных героев, многие из которых, в годы Отечественной войны, не колеблясь, отдали свою жизнь в борьбе с фашизмом. 50 тысяч крымских татар во время войны были удостоены государственных наград, из них 7 Героев Советского Союза, 35 кавалеров ордена Славы. Бесспорно, почетное место среди них занимает военный летчик, гвардии полковник Аметхан Султан. Уже в 25 лет этот человек стал дважды Героем Советского Союза. Во время войны он совершил 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 33 и в группе 19 самолётов противника. Про Аметхана Султана рассказывали, что он просто творил чудеса. В бою он был похож на горного орла. Отличался зоркостью, стремительностью, отвагой. В упорстве и дерзости с Аметханом мало кто мог сравниться. Его имя гремело над Ярославлем, Сталинградом, Северной Пруссией и, конечно же, над родным Крымом.

Аметхан родился в крымском городке Алупка раскинувшемся у подножия Ай-Петри, на берегу ласкового Черного моря 20 октября 1920 года.
Окончив в 1937 году местную семилетнюю школу, Аметхан едет в Симферополь продолжать образование. Отец настоятельно советовал поступать в железнодорожное училище, но у него, как и многих подростков того времени, была мечта – стать летчиком. Недолго думая он записывается в симферопольский аэроклуб, который успешно заканчивает, и по рекомендации своего первого инструктора Петра Большакова поступает в Качинскую военно-авиационную школу. Оттуда в звании младшего лейтенанта, он был призван в армию в 4-й летно-истребительный полк Южного военного округа (г. Кишинев). Здесь и застала его война.
Уже 22 июня 1941 года Аметхан Султан выполняет несколько боевых вылетов, за что награждается первым орденом Красной Звезды.
С первых дней войны он хорошо понимает реалии новой обстановки. Здесь, на войне, не приходилось покорять высоту и парить орлом в поднебесье, необходимо было под вражеским огнем осваивать тактику воздушной разведки, учиться летать на малых высотах, пользоваться особенностями рельефа - прикрываться при полетах лесами, пролетать над самой землей, стараясь не задеть верхушки деревьев, телеграфные столбы. И при этом - быстро и точно ориентироваться.
Впервые Аметхан отличился в марте 1942 под Ярославлем. Израсходовав в атаках боезапас, он начал таранить вражеский бомбардировщик «Ю-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Аметхана застрял в загоревшемся «Ю». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. В августе 1942 года во время знаменитой Сталинградской битвы он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП – своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. Теперь он сражался бок о бок с будущими Героями Советского Союза В. Лавриненковым, А. Рязановым, И. Степаненко, И. Борисовым и Б. Ерёминым.
В августе 1943 года, за мужество и отвагу, командир эскадрильи Аметхан Султан был удостоен золотой звезды и звания Героя Советского Союза.
1944 год, стал переломным в истории Отечественной войны. Советские войска заняли наступательные позиции и одерживали одну победу за другой. Весной предстояло освободить крымский полуостров. Аметхан с большим нетерпением ждал этого дня, ведь он даже не знал, живы ли его родители.
Наконец 8 апреля войска 4-го Украинского фронта начали штурм вражеских укреплений в Крыму со стороны Сиваша и Перекопа. Командование фронта поставило перед летчиками задачу уничтожить немецкие самолеты на взлетных полосах аэродрома и не дать подняться в воздух. Эту задачу возложили на Султана. Его эскадрилья должна была вылететь первой и принять на себя основной огонь немецких зениток. Во время налета надо было предпринять что-то такое, что свело бы к минимуму потери в эскадрилье. Помог случай и знакомство за день до операции со знаменитым снайпером-штурмовиком уроженцем Башкортостана Мусой Гареевым, который вместе с другими летчиками-штурмовиками прилетел для участия в операции.
Заочно Аметхан хорошо знал Мусу Гареева и попросил подробнее рассказать о тактических приемах, которые они использовали для подавления противовоздушной обороны на вражеских аэродромах. Гареев, так же наслышанный о подвигах Амета охотно поделился своим опытом. Так случайное знакомство Мусы Гареева и Аметхана Султана перед совместной боевой операцией стало началом их долгой братской дружбы. В Крыму их полки часто базировались на одном и том же аэродроме, и каждая встреча на земле или в небе доставляла им радость.
Много лет спустя дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Муса Гареев напишет: «Аметхан вошел в мою жизнь смелым соколом, у которого я учился летать, щедрым другом, на которого я всегда мог положиться, как на самого себя, властелина огромного неба, которое всегда было ему послушным»...
Вскоре был освобожден Симферополь, город юности Аметхана, откуда он начал свой путь в небо. А затем Севастополь.
После Сталинграда он не помнил таких ожесточенных воздушных боев, какие развернулись над Севастополем. Свою последнюю опору в Крыму гитлеровцы защищали, не считаясь ни с какими потерями. Здесь молодой командир эскадрильи выдержал еще один труднейший экзамен на мастерство летчика-истребителя, сбив немецкий истребитель «Фокке-Вульф-190».
Теперь Аметхан имел полное право пролететь над Алупкой. Еще несколько минут назад спокойный в бою, он с трудом сдержал волнение, когда увидел знакомые улицы, скалистые вершины Ай-Петри. Аметхан уменьшил скорость, развернулся над склоном горы, где белел заветный домик.
В мае 1944 года, наступил, долгожданный для Аметхана день. Командование разрешило капитану навестить родителей. Волнуясь, готовились к встрече с сыном Султан и Насибе. Когда Амет с друзьями-однополчанами приехал, в доме собрались все родственники и соседи, но не было среди них младшего брата Имрана. Он еще с утра отправился в военкомат и до сих пор не вернулся, это насторожило летчика, однако счастливая встреча с родителями заглушила тревожное предчувствие. После застолья Аметхан повел друзей к морю, а после в Воронцовский дворец и парк, куда любил бегать с детских лет. Командир полка разрешил Аметхану погостить у родителей еще три дня. Вместе с ним в Алупке остался и близкий друг Павел Головачев.
Недобрые предчувствия не подвели Амета. На рассвете 18 мая он стал свидетелем чудовищного насилия - Приказом Верховного Главнокомандующего весь крымскотатарский народ за один день должен был быть выслан. Солдаты уже задержали его младшего брата Имрана, обвинив юношу в пособничестве немцам. Участь своего народа должна была разделить и мать Героя Советского Союза Насибе. Отца, как уроженца Дагестана, не стали трогать. А всех остальных родственников и близких, уже сажали в грузовики и куда-то увозили. Аметхан поспешил в штаб к полковнику, руководившему этой операцией, выяснить на каком основании выселяется весь народ. Но в грубой форме получил ответ: «Вы человек военный, капитан. Знаете, что на войне приказы не обсуждаются. Мы выполняем полученный нами приказ. Все что смог предложить полковник, «отстоять мать героя Советского Союза». Он связался с Москвой и вскоре пришел ответ, разрешивший не выселять мать Султана, но родителям героя до конца войны предлагалось на время переехать. Но это ему не принесло облегчения. Он не мог согласиться с несправедливым обвинением в адрес целого народа. Гнетущая атмосфера, воцарившаяся в тот день в Алупке, сказывалась на настроении каждого. Насибе продолжала горько плакать - судьба Имрана и других близких беспокоила ее не меньше, чем собственная…
В полк Аметхан вернулся замкнутым, молчаливым. Однако летом, когда он был направлен в Москву, осваивать новый советский истребитель Ла-7, в его личной жизни произошли неожиданные перемены. Летчик влюбился, и как свойственно пылкому южанину, поспешил сделать предложение руки и сердца Фаине Данильченко. Вскоре он оставил молодую жену, и возвратился на фронт. Предстояла наступательная операция в Восточную Пруссию. Главная задача была держать небо чистым над советскими войсками, прокладывать им дорогу уничтожив мощные оборонительные линии гитлеровцев, которые тянулись до самого Кенигсберга. Там, где появлялись летчики «асовского полка», гитлеровская авиация терпела сокрушительные поражения. Так было, например, в районе Гульбинен - Мальвишки, когда шестерка Аметхана во время патрульного полета встретилась с более чем втрое превосходящей группой вражеских самолетов и сбила более десяти фашистских машин. Подвиг майора Султана был отмечен высокими наградами. К прежним орденам добавились три новых - Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красного Знамени, а 26 июля 1945 года Аметхана представили ко второй Золотой Звезде.
Сразу же после войны по приказу Верховнoгo Главнокомандующего все летчики-асы направлялись на учебу в военные академии. Аметхан попал по распределению в военно-воздушную академию в Монино. В Москве его ждала жена и недавно родившейся сын. Вроде бы все должно наладиться, но учеба не давалась военному летчику. Программа занятий была рассчитана на слушателей, имеющих соответствующую подготовку. Во всяком случае, требовались знания по основным школьным предметам в объеме десятилетки. За плечами у Амета была только довоенная семилетка, и поэтому, после долгих раздумий в январе 1946 года Султан подал рапорт начальнику академии об отчислении. Уход из военно-воздушной академии автоматически означал демобилизацию из армии. Что делать дальше, Аметхан не знал. Побыв некоторое время с семьей в Алупке, где к тому времени уже жили родители, он возвращается в Москву с твердым намерением работать в авиационном испытательном центре. Работа летчика-испытателя - вот где он видел реализацию своих способностей, знаний и опыта. Султан подал заявление в подмосковный Летно-испытательный институт - ЛИИ. Но его анкета, где в графе национальность было указано «татарин», смущало руководство института. Не отказывая заслуженному летчику, в институте тянули время, надеясь, что Аметхан сам откажется от этой идеи. Проходили месяцы, Аметхан терпеливо ждал. Он не хотел обращаться к друзьям, к тому времени занимавшим высокие посты, и только по счастливой случайности, встретив в парке соратника Владимира Лавриненкова, его положение улучшилось. Друзья не забыли своего боевого товарища, и вскоре благодаря ходатайству полковника Хрюкина, Аметхан был зачислен в ЛИИ, который находился в подмосковном городе Жуковском. Решился вопрос и с жильем. Аметхан получил просторную комнату на Арбате.
В ЛИИ он вошел в число тех, кому конструкторы новых самолетов вверяли свои первые детища, и уже 1947 году Аметхан получил звание летчика-испытателя первого класса. С появлением первых боевых реактивных машин Аметхан участвовал в совершенствовании летно-технических данных прославленных истребителей МИГов. Вместе с известным летчиком-испытателем Игорем Шелестом отрабатывал и первую отечественную автоматическую систему дозаправки горючим в воздухе на самолетах Ту-2, Ту-4, Як-15.
В 1952 году за участие в сложнейших испытаниях самолетов-снарядов, за проявленную при этом исключительную выдержку и находчивость Султан был удостоен звания лауреата Сталинской премии.
Аметхан был первым в стране испытателем катапультное сиденье для спасения летчика при аварийных ситуациях в воздухе. Было разработано специальное кресло, которое «выстреливало» летчика из кабины в экстремальных ситуациях. Первое испытание, с парашютистом-испытателем Валерием Головиным едва не закончились трагично. В ответственный момент преждевременно взорвался пороховой патрон стреляющего механизма катапультного устройства и пробил бак. В кабину хлестнула струя керосина, заливая Аметхана с головы до ног. Горючее заливало приборную доску, растекалось по всей кабине. Достаточно было искры, чтобы взорваться. Надо было срочно покидать самолет и выбрасываться с парашютом, но кресло Головина, заклинив, зажало своего пассажира, и Аметхан принял решение сажать самолет. Конечно, это был большой риск, горючее продолжало заливать кабину пилота. Почти вслепую Султан посадил самолет, и пока подоспела медицинская помощь, помог выбраться своему товарищу.
23 сентября 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Аметхану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.
По справедливости, летчик должен был получить и третью Золотую Звезду Героя, но не получил. Больше того, когда боевые друзья из эскадрильи «Нормандия-Неман» пригласили в гости во Францию, его не пустили. Да и бюст, который по существовавшему положению устанавливался на родине дважды Героев Советского Союза, был установлен в Алупке лишь после смерти Сталина. А в 1970 году идеолог КПСС Суслов категорически выступил против представления Султана к званию Героя Социалистического Труда.
В октябре 1970 года, в ЛИИ собрался цвет советской авиации: прославленные летчики-испытатели, известные всему миру конструкторы авиационной техники, первые космонавты, чествовали дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного летчика-испытателя СССР Аметхана Султана. Ему исполнилось 50 лет, 32 года из них были отданы авиации. А через месяц Аметхану выпала возможность лететь в Узбекистан с группой конструкторов, где еще жили его земляки, которые организовали в Самарканде встречу с летчиком. Герою и сопровождающим его членам комиссии показали исторические места города, а на другой день мирная беседа в узком кругу проходила дома у друга детства Аметхана - Эскендера Сулейманова. Сам Аметхан был малоразговорчив, но свою боль за судьбу родного народа, которую он нес в течении всей жизни, не мог не высказать: «Пора крымскотатарскому народу перемещаться на историческую Родину…»
Спустя два месяца, после этой поездки, случился роковой вылет. 1 февраля 1971 года Аметхан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Причины случившейся трагедии остались невыясненными до сих пор.
Его похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. Сегодня в Алупке открыт музей Дважды Героя Советского Союза, директор которого Мустафа Мустафаев, может часами рассказывать о легендарной личности летчика-испытателя. В городе Саки его именем назван микрорайон, в Симферополе – одна из площадей города и знаменитый аэроклуб, где он начинал свою карьеру летчика. В городах Волгограде, Махачкале, Алупке и Жуковском есть улицы имени дважды Героя Советского Союза Аметхана Султана. Он навсегда остался почетным гражданином города Ярославля. Его именем назван горный пик в Дагестане.
Это был человек удивительной скромности. До конца своих дней он не был многословным. Услышать от него самого что-нибудь из его богатой военной биографии или испытательной работы было почти безнадежным делом. А если и случалось что-то узнать о нем от тех, кто воевал вместе с ним, он смущенно отворачивался.

Понятие «дважды, трижды, четырежды Герой» сегодня кажется несколько странным, наверное, правильнее было бы говорить о награждении несколькими медалями «Золотая Звезда». Но это факт нашей истории, и обойти его нельзя.
Впервые дважды Героями за боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол в 1939 году, стали трое летчиков: майор Сергей Иванович Грицевец и полковник Григорий Пантелеевич Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Яков Владимирович Смушкевич (Указ от 17 ноября). Судьба всех троих сложилась трагически.

Маршал монгольской Народно-революционной армии Х. Чойбалсан поздравляет дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца с высокой правительственной наградой
Грицевец сбил в небе Халхин-Гола 11 вражеских самолетов. Он погиб в авиакатастрофе менее чем через месяц после награждения. Кравченко, командовавший на Халхин-Голе истребительным авиаполком и сбивший за период конфликта 7 японских самолетов, в 1940 году стал самым молодым генерал-лейтенантом Красной Армии. В Великую Отечественную войну он успешно командовал авиадивизией, но 23 февраля 1943 года погиб, выпрыгнув из сбитого самолета и не сумев воспользоваться парашютом (его вытяжной трос был перебит осколком). Смушкевич летом 1941 года был арестован и осенью этого же года расстрелян.
Кравченко и Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза
В 1940 году количество дважды Героев увеличилось на два человека: начальник спасательной экспедиции по выведению изо льдов ледокола «Георгий Седов», Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин стал дважды Героем (Указ от 3 февраля), вторую «Золотую Звезду» за бои в Финляндии получил летчик комдив Сергей Прокофьевич Денисов (Указ от 21 марта).

И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП-1
В годы Великой Отечественной войны дважды Героями стал 101 человек, семеро из них посмертно. Летчик Герой Советского Союза подполковник Степан Павлович Супрун Указом от 22 июля 1941 года первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 14 июня 1942 года появился первый дважды Герой, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это тоже был летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов.
Среди дважды Героев были три Маршала Советского Союза - Александр Михайлович Василевский, Иван Степанович Конев и Константин Константинович Рокоссовский, один Главный маршал авиации - Александр Александрович Новиков, 21 генерал и 76 офицеров. Солдат и сержантов среди дважды Героев не было.
В годы ВОВ дважды Героями стал 101 человек, 7 из них посмертно
Следует отметить, что в 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Николая Дмитриевича Гулаева (за годы войны он произвел 250 боевых вылетов, в 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника) третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения. Указы были аннулированы.


Николай Дмитриевич Гулаев
После войны количество дважды Героев продолжало увеличиваться. В 1948 году подполковник, будущий Главный маршал авиации СССР, Александр Иванович Колдунов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». За годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 46 вражеских самолетов.
В сентябре 1957 года известному летчику Владимиру Константиновичу Коккинаки за испытания авиационной техники было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, первое он получил еще в 1938 году.
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека
Маршалы Советского Союза Семен Константинович Тимошенко, Родион Яковлевич Малиновский, Иван Христофорович Баграмян, Кирилл Семенович Москаленко и Матвей Васильевич Захаров получили вторую «Золотую Звезду» после войны в связи с различными юбилеями, а Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, Маршалы Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и Андрей Антонович Гречко вообще стали дважды Героями только в мирное время.

Г. Т. Береговой на марке Почты СССР
В ноябре 1968 года летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую награду он получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В 1969 году появились первые космонавты - дважды Герои, получившие обе «Звезды» за космические полеты: полковник Владимир Александрович Шаталов и кандидат технических наук Алексей Станиславович Елисеев (Указ от 22 октября). В 1971 году они оба первыми в мире совершили космический полет в третий раз, но третьих «Золотые Звезд» им не дали: возможно, потому что этот полет явился неудачным и был прерван на второй день. В дальнейшем космонавты, совершившие третий и даже четвертый полет в космос, дополнительных «Звезд» не получали, а награждались орденом Ленина. Всего 35 человек получили звание дважды Героя за освоение космоса.
Последним дважды Героем стал командир танковой бригады генерал-майор Ази Агадович Асланов, награжденный вторым званием посмертно (Указ от 21 июня 1991 года).
А. И. Покрышкин - первый трижды Герой Советского Союза
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них - 71 человек - летчики, 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. Единственная среди дважды Героев женщина - летчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого.

Светлана Евгеньевна Савицкая
19 августа 1944 года первым трижды Героем Советского Союза стал полковник Александр Иванович Покрышкин, который за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов противника. В 1945 году трижды Героями стали Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, получивший к 60-летию со дня рождения четвертую «Звезду» (Указ от 1 декабря 1956 года), и гвардии майор Иван Никитович Кожедуб.
После войны в связи с различными юбилеями трижды Героем стал Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный и четырежды Героем Леонид Ильич Брежнев.

В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов - грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 10 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.

4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение - это был Александр Иванович Покрышкин. Но на двух этих наиболее известных асах советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.


Иван Никитович Кожедуб

В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.

В официальной советской историографии фигурировало 62 сбитых самолета противника, но проведенные архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета (по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы - 11 апреля 1944 года - PZL P.24 и 8 июня 1944 года - Me 109). Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей (21 Fw-190, 17 Me-109 и 1 PZL P.24), 17 пикирующих бомбардировщиков (Ju-87), 4 бомбардировщика (2 Ju-88 и 2 Не-111), 3 штурмовика (Hs-129) и один реактивный истребитель Ме-262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немецкий самолет.

По всей вероятности, начни Иван Кожедуб (1920-1991) войну в 1941 году, его счет сбитых самолетов мог быть бы еще больше. Однако его дебют пришелся лишь на 1943 год, а первый свой самолет будущий ас сбил в сражении на Курской дуге. 6 июля во время боевого вылета он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. Таким образом, результативность летчика действительно поражает, всего за два военных года ему удалось довести счет своих побед до рекордного в советских ВВС.

При этом Кожедуба ни разу за всю войну не сбивали, хотя он несколько раз возвращался на аэродром на сильно поврежденном истребителе. Но последним мог бы стать уже его первый воздушный бой, который состоялся 26 марта 1943 года. Его Ла-5 был поврежден очередью немецкого истребителя, бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. А по возвращении домой его самолет обстреляла собственная ПВО, машина получила два попадания. Несмотря на это, Кожедуб сумел посадить самолет, который уже не подлежал полному восстановлению.

Первые шаги в авиации будущий лучший советский ас сделал, обучаясь в Шоткинском аэроклубе. В начале 1940 года он был призван в Красную Армию и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил службу в данной школе в качестве инструктора. С началом войны школа была эвакуирована в Казахстан. Сама война для него началась с ноября 1942 года, когда Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось только в марте 1943 года, после чего она вылетела на фронт. Как уже говорилось выше, первую свою победу он одержал только 6 июля 1943 года, однако начало было положено.

Уже 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза, на тот момент он успел совершить 146 боевых вылетов и сбить в воздушных боях 20 самолетов противника. Вторую свою звезду он получил в том же году. Он был представлен к награде 19 августа 1944 года уже за 256 совершенных боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На тот момент он в должности капитана занимал должность заместителя командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка.

В воздушных боях Ивана Никитовича Кожедуба отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, которое у него было доведено до совершенства. Возможно, то, что перед отправкой на фронт он провел несколько лет в должности инструктора, сыграло очень большую роль в его будущих успехах в небе. Кожедуб мог легко вести прицельный огонь по противнику при любом положении самолета в воздухе, а также легко выполнял сложные фигуры пилотажа. Будучи отличным снайпером, он предпочитал вести воздушный бой на дистанции в 200-300 метров.

Свою последнюю победу в Великой Отечественной войне Иван Никитович Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, в этом бою он сбил два немецких истребителя FW-190. Трижды Героем Советского Союза будущий маршал авиации (звание присвоено 6 мая 1985 года) майор Кожедуб стал 18 августа 1945 года. После войны он продолжил службу в ВВС страны и прошел очень серьезный путь по карьерной лестнице, принеся еще немало пользы стране. Легендарный летчик скончался 8 августа 1991 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. За это время он совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности асом стран антигитлеровской коалиции после Ивана Кожедуба. В годы войны летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 «Аэрокобра».

Цифра сбитых самолетов является весьма условной. Довольно часто Александр Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где ему также удавалось одерживать победы. Однако засчитывались лишь те из них, которые можно было подтвердить наземными службами, то есть по возможности над своей территорией. Таких неучтенных побед только в 1941 году у него могло быть 8. При этом они копились всю войну. Также Александр Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счет своим подчиненным (в основном ведомым), стимулируя их таким образом. В те годы это было довольно распространенным явлением.

Уже во время первых недель войны Покрышкин смог понять, что тактика советских ВВС устарела. Тогда же он начал заносить свои записи на этот счет в записную книжку. Он вел аккуратную запись воздушных боев, в которых принимал участие он сам и его друзья, после чего делал детальный анализ написанного. При этом в то время ему приходилось сражаться в очень тяжелых условиях постоянного отступления советских войск. Позднее он говорил: «Те, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знают настоящей войны».

После развала Советского Союза и массированной критики всего, что было связано с тем периодом, некоторые авторы принялись «урезать» количество побед Покрышкина. Связано это было и с тем, что в конце 1944 года официальная советская пропаганда окончательно сделала из летчика «светлый образ героя, главного истребителя войны». Для того чтобы не потерять героя в случайном бою, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича Покрышкина, который к тому моменту уже командовал полком. 19 августа 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официально одержанных побед он стал трижды Героем Советского Союза, первым в истории.

Волна «разоблачений», которая нахлынула после 1990-х годов, прошлась по нему еще и потому, что после войны он сумел занять пост Главнокомандующего войсками ПВО страны, то есть стал «крупным советским чиновником». Если же говорить о низком соотношении побед к совершенным вылетам, то можно отметить, что длительное время в начале войны Покрышкин на своем МиГ-3, а затем и Як-1 вылетал на штурмовку наземных войск противника или выполнение разведывательных полетов. Для примера к середине ноября 1941 года летчик выполнил уже 190 боевых вылетов, но подавляющее их большинство - 144 было на штурмовку наземных войск врага.

Александр Иванович Покрышкин был не только хладнокровным, отважным и виртуозным советским летчиком, но и думающим пилотом. Он не боялся выступать с критикой существующей тактики применения истребительной авиации и выступал за ее замену. Дискуссии по этому поводу с командиром полка в 1942 году привели к тому, что летчика-аса даже исключили из партии и направили дело в трибунал. Спасло пилота заступничество комиссара полка и вышестоящего командования. Дело против него прекратили и восстановили в партии. После войны Покрышкин долгое время конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно сказывалось на его карьере. Все изменилось лишь в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. В последующем он сумел дослужиться до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1972 году. Скончался прославленный летчик-ас 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет в Москве.

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. В годы войны выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. По другим данным количество его личных воздушных побед могло перевалить за 60. В годы войне летал на самолетах И-153 «Чайка», И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра».

Наверно, ни у одного другого советского летчика-истребителя не было на счету такого разнообразия сбитых машин противника, как у Григория Речкалова. Среди его трофеев были истребители Me-110, Me-109, Fw-190, бомбардировщики Ju-88, He-111, пикирующий бомбардировщик Ju-87, штурмовик Hs-129, самолеты-разведчики Fw-189 и Hs-126, а также такая редкая машина как итальянская «Савойя» и польский истребитель PZL-24, который использовали ВВС Румынии.

Удивительно, но за день до начала Великой Отечественной войны Речкалов был отстранен от полетов по решению врачебно-летной комиссии, у него был выявлен дальтонизм. Но по возвращении в свою часть с этим диагнозом, он все равно был допущен к полетам. Начало войны заставило начальство просто закрыть глаза на этот диагноз, просто проигнорировав его. При этом в 55-м истребительном авиаполку он служил с 1939 года вместе с Покрышкиным.

Этот блистательный военный летчик отличался очень противоречивым и неровным характером. Являя образец решимости, мужества и дисциплины в рамках одного вылета, в другом он мог отвлечься от выполнения основной задачи и так же решительно начать преследование случайного противника, стремясь увеличить счет своих побед. Его боевая судьба на войне тесно переплелась с судьбой Александра Покрышкина. Он летал с ним в одной группе, сменял его на должности командира эскадрильи и командира полка. Сам Покрышкин лучшими качествами Григория Речкалова считал откровенность и прямоту.

Речкалов, как и Покрышкин, воевал с 22 июня 1941 года, но с вынужденным перерывом практически на два года. В первый же месяц боев он на своем устаревшем истребителе-биплане И-153 сумел сбить три самолета противника. Успел полетать он и на истребителе И-16. 26 июля 1941 года во время боевого вылета под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу огнем с земли, но сумел привести свой самолет на аэродром. После этого ранения он провел в госпитале 9 месяцев, за это время пилоту сделали три операции. И в очередной раз медицинская комиссия попыталась поставить на пути будущего прославленного аса непреодолимое препятствие. Григория Речкалова отправили служить в запасной полк, который был укомплектован самолетами У-2. Будущий дважды Герой Советского Союза воспринял такое направление, как личное оскорбление. В штабе ВВС округа он сумел добиться того, чтобы его вернули в свой полк, который на тот момент времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиационным полком. Но совсем скоро полк был отозван с фронта для перевооружения на новые американские истребители «Аэрокобра», которые шли в СССР в рамках программы Ленд-лиза. По этим причинам вновь бить врага Речкалов начал лишь в апреле 1943 года.

Григорий Речкалов, будучи одной из отечественных звезд истребительной авиации, прекрасно мог взаимодействовать с другими летчиками, угадывая их намерения и работая вместе группой. Еще в годы войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, но он никогда не стремился выплеснуть по этому поводу какой-то негатив или обвинить своего оппонента. Напротив, в мемуарах он хорошо отзывался о Покрышкине, отмечая, что им удалось разгадать тактику немецких летчиков, после чего они начали применять новые приемы: начали летать парами, а не звеньями, лучше использовать для наведения и связи радио, эшелонировать свои машины так называемой «этажеркой».

Григорий Речкалов одержал на «Аэрокобре» 44 победы, больше чем у других советских летчиков. Уже после завершения войны кто-то спросил прославленного летчика, что он больше всего ценил в истребителе «Аэрокобра», на котором было одержано столько побед: мощь огневого залпа, скорость, обзор, надежность мотора? На этот вопрос летчик-ас ответил, что все перечисленное, конечно, имело значение, это были явные достоинства самолета. Но главное по его словам было в радио. На «Аэрокобре» была отличная, редкая в те годы радиосвязь. Благодаря этой связи летчики в бою могли общаться между собой, словно по телефону. Кто-то что-то увидел - сразу все члены группы в курсе. Поэтому в боевых вылетах у нас не случалось никаких неожиданностей.

После завершения войны Григорий Речкалов продолжал свою службу в ВВС. Правда, не так долго как другие советские асы. Уже в 1959 году он ушел в запас в звании генерал-майора. После чего жил и работал в Москве. Скончался в Москве 20 декабря 1990 года в возрасте 70 лет.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».

Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.

Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.

Николая Гулаева называли ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Зачастую летчик отваживался на совершение «нерациональных действий», которые шокировали немецких летчиков, но помогали ему одерживать победы. Даже среди других далеко неординарных советских летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделялась своей колоритностью. Только такой человек, обладающий беспримерной отвагой, сумел бы провести 10 сверхрезультативных воздушных боев, записав две своих победы на успешный таран самолетов противника. Скромность Гулаева на людях и в своей самооценке диссонировала с его исключительно агрессивной и настойчивой манерой ведения воздушного боя, а открытость и честность он с мальчишеской непосредственностью сумел пронести через всю свою жизнь, сохранив до конца жизни и некоторые юношеские предрассудки, что не помешало ему дослужиться до звания генерал-полковника авиации. Прославленный летчик скончался 27 сентября 1985 года в Москве.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев дважды Герой Советского Союза. Как и Кожедуб начал свой боевой путь сравнительно поздно, только в 1943 году. За годы войны совершил 296 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбив 53 самолета противника и 3 в группе. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.

Почти двухлетнее «запоздание» с появлением на фронте было связано тем, что летчик-истребитель страдал язвенной болезнью желудка, а с этим заболеванием на фронт не допускали. С начала Великой Отечественной войны он работал инструктором в летной школе, а после этого перегонял ленд-лизовские «Аэрокобры». Работа инструктором дала ему очень много, как и другому советскому асу Кожедубу. При этом Евстигнеев не переставал писать рапорты командованию с просьбой отправить его на фронт, в результате они все-таки были удовлетворены. Свое боевое крещение Кирилл Евстигнеев получил в марте 1943 года. Как и Кожедуб он воевал в составе 240-го истребительного авиационного полка, летал на истребителе Ла-5. В первый же свой боевой вылет 28 марта 1943 года одержал две победы.

За все время войны неприятелю так и не удалось сбить Кирилла Евстигнеева. Но вот от своих ему досталось дважды. Первый раз увлекшийся воздушным боем пилот Як-1 врезался в его самолет сверху. Летчик Як-1 тут же выпрыгнул из самолета, лишившегося одного крыла, с парашютом. А вот Ла-5 Евстигнеева пострадал меньше, и ему удалось дотянуть самолет до позиций своих войск, посадив истребитель рядом с окопами. Второй случай более загадочный и драматичный произошел над своей территорией в отсутствии в воздухе самолетов противника. Фюзеляж его самолета прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги, машина загорелась и вошла в пике, а летчику пришлось прыгать из самолета с парашютом. В госпитале врачи склонялись к тому, чтобы ампутировать пилоту стопу, но он нагнал на них такого страху, что те отказались от своей затеи. А уже через 9 дней летчик сбежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения своей родной части 35 километров.

Кирилл Евстигнеев постоянно наращивал количество своих воздушных побед. До 1945 года летчик опережал Кожедуба. При этом врач части периодически отсылал его в госпиталь подлечивать язву и раненную ногу, чему летчик-ас страшно противился. Кирилл Алексеевич был тяжело болен еще с предвоенных времен, в своей жизни он перенес 13 хирургических операций. Очень часто прославленный советский летчик летал, превозмогая физическую боль. Евстигнеев, что называется, был одержим полетами. В свободное время он старался натаскивать молодых летчиков-истребителей. Был инициатором проведения учебных воздушных боев. По большей части его противником в них оказывался Кожедуб. При этом Евстигнеев был начисто лишен чувства страха, даже в самом конце войны хладнокровно шел в лобовую атаку на шестипушечные «Фоккеры», одерживая над ними победы. Кожедуб так отзывался о своем боевом товарище: «Летчик-кремень».

Войну гвардии капитан Кирилл Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиаполка. Последний свой бой летчик провел в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своем уже пятом за войну истребителе Ла-5. После войны продолжил службу в ВВС СССР, в 1972 году ушел в отставку в звании генерал-майора, жил в Москве. Скончался 29 августа 1996 года в возрасте 79 лет, похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Источники информации:
http://svpressa.ru
http://airaces.narod.ru
http://www.warheroes.ru

9 Маявспомним тех, кто приближал Победу, отдал за нее жизнь. Легендарное имя - ВладимирНиколаевич Терлецкий. В память о подвиге молодого бойца при прорыве «Голубой линии» его именем названа площадь города Темрюка. Сегодня здесь сложился деловой и торговый центр.Имя Героя стало именем нарицательным. К сожалению, с легкостью рынок назвали Терлецким. Волну возмущения у жителей города вызвало название торговой точки «Терлик» на площади Терлецкого,что заставило предпринимателя сменить вывеску. Хорошо, что мемориальная доска находится на здании школы. Это напоминание детям о войне, о ее Героях. Вспомним, как 25-летний парень изВинницкой областиУкраины стал Героем в годы Великой Отечественной войны.

Не знал молодой водитель «катюши» Владимир Терлецкий, что28 мая 1943 года станет для него последним боем. Молодой боец, гвардии старший сержант 273-го гвардейского минометного дивизиона в тот день получил приказ вывести машину на огневую позицию инанести удар по пехоте и танкам фашистов. Бои проходили в районе станицы Крымской. Сегодня это место именуется Сопкой Героев.По воспоминаниям командирабатареи 50-го Гвардейскогоминометного Темрюкского полка, гвардии капитана запасаН. Я. Корнейчука,операция проходила рано утром.Сигналом к
артнаступлению должен был стать выстрел «катюш».Но внезапно начался обстрелнаших огневых позиций. В тот момент Володя Терлецкий получил серьезное ранение в живот. Капитан Корнейчук подал команду: «По машинам!». Но никто не решался пересечь открытый участок между лесом и «катюшами».И только Володя Терлецкий,превозмогая боль и истекая кровью, из последних сил зажал рукой рану и побежал кмашине на огневую позицию. «Произвел залп и пошли с воем снаряды с его «катюши». Немцы сразу прекратили огонь. Немедленно этим воспользовались командиры остальных орудий. Залп был произведен вовремя. В это время около сотни немецких самолетовповернули в нашу сторону. Последовала команда: «Машины в укрытие!». Володяразвернул машину и увел ее в укрытие», - из воспоминаний Н. Я. Корнейчука.

Из машины раненого бойцавытащили без сознания. Когда очнулся, спросил: «Машина цела?»

Володю сразу отправили в госпиталь, но было поздно. Его похоронили у стоянки госпиталя.25 октября 1943 годаему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Ценой жизни Терлецкий помог выполнить важную боевую задачу. Позднее выяснилось, что если бы залп был дан позже на несколько минут, то им бы накрыли свои же танки, выходившие в атаку. Не дожил Володя до мирной жизни. Но он отдал за мир самое дорогое - свою молодую жизнь. Ему было всего 25 лет. И, конечно,он хотел жить. Однополчане часто приезжали в Темрюк. Навещала могилу сестра Владимира. Пионерская дружина школы №2 носила имя Терлецкого. Площадь, на которой похоронили Владимира, была названа его именем», - писал в своих воспоминаниях Н. Я. Корнейчук.

После освобождения Темрюкаосенью1943 года 50-муГвардейскому минометному полку присвоили звание «Темрюкский». Потому было принято решение перезахоронить Владимира Терлецкогона площади в Темрюке. Был установлен памятник. При строительстве нового здания школы № 2 могила солдата была перенесена на военский мемориал города на ул. Бувина. Имя Владимира Терлецкого носит улица в его родном поселке Погребище в Винницкой области.Его именем названа площадь в Темрюке. На фасаде здания школы №2 г. Темрюка установлена мемориальная доска. Не сохранилось ни одной фотографии Героя, но память о его подвиге жива.

В школе №2накануне
9 Мая прошла встреча с ветеранами. Вспомнили тех, кто сражался за Победу. Почтили минутой молчания память погибших, Героя Советского СоюзаВладимира Николаевича Терлецкого.

Переплетены судьбы братских народов. Сын Винницы Герой Советского Союза Владимир Терлецкий похоронен в Темрюке. А темрючанин Герой Советского Союза Иван Бевз похоронен в Виннице, где в годы войны руководил советским подпольем, был схвачен и расстрелян фашистами. О его судьбе наша газета рассказывала.

Они сражались за Родину.

Благодарим сотрудников Темрюкского историко-археологического музея за предоставленные материалы о В. Н. Терлецком.


Ученики 9»а» класса школы №2у мемориальной доски. Фото Нелли Тютюник, «ТАМАНЬ»


Памятник В.Н. Терлецкому (справа) на площади в Темрюке. Фото из архива Темрюкского историко-археологического музея.

Памятник Герою на Мемориале Воинской Славы в Темрюке. Фото «ТАМАНЬ»