» » Джидду кришнамурти биография, полная биография и учение кришнамурти. Своеобразие философского учения джидду кришнамурти Последние годы жизни

Джидду кришнамурти биография, полная биография и учение кришнамурти. Своеобразие философского учения джидду кришнамурти Последние годы жизни
+

Человек велик в своем потенциале, но так мало его использует. Увлекшись разумом, мы почти отказались от глубин и вершин собственного Духа.

Мы захлебываемся, бродя по колено в море информации, и отчаянно боимся упасть, если только поднимаем глаза к небу. Но тот же разум требует расширить взаимодействие с миром, смотреть и видеть, прикасаться и чувствовать, ощущать и переживать его во всей полноте.

ЭЗО-terra – территория тех, кто уже вдохнул воздух свободы и попытался рассказать об этом остальным. Это мир глазами видящих, зов в слове услышавших, воплощение Духа в сосудах человеческой смелости, безрассудства и мудрости.

ЭЗО-terra – взгляд на нашу жизнь со следующей ступени бытия, набор инструментов для будущего, оставленный нам Мастерами.

Пришло время действия со знанием!

Джидду Кришнамурти – рожденный Звездой Востока, облаченный именем Майтерйи, воплощения Будды, перешагнувший границу, отделяющую бога от человека и оставшийся свободным навсегда. Кто он? Что он? О чем он говорит?

Его судьба похожа на танец огня. То вспыхивая и освещая, то разбрасывая жгучие искры, он горел своей верой, своим сознанием свидетельствуя потенциал человеческого духа. Вплотную подойдя к истине, не пал ослепленной жертвой, а остался жить, неся в себе радость и боль собственного прозрения. Его слова – это речь свидетеля, который своей верой в человека открывал путь свободной истины каждому, никого не исключая и никому не закрывая путь.

Кто он, оставивший божественные доспехи на алтаре своей...

Джидду Кришнамурти - поистине уникальная личность. Он был философом и оратором, писателем и высокодуховным человеком. Кришнамурти добровольно отказался быть мировым Учителем, понимая, что каждый должен познать истину самостоятельно и никакие учителя и наставники в этом не помогут. Он считал, что никакие истины, даже если они правильные, не должны навязываться человеку другими людьми, так как это приводит к внутренним конфликтам и переживаниям.

Биография Джидду

Как и у многих великих людей, детские годы Джидду Кришнамурти проходили далеко не в лучших условиях, и его биография достаточно непростая. Его часто били и обижали, однако, возможно, благодаря этому он и стал тем, кем его знают и помнят сегодня.

Детство

Джидду родился в маленьком горном городке на юге Индии, недалеко от долины Риши, которая считается священной. Его семья была по индийским меркам с неплохим достатком, поскольку отец работал в Британской администрации. Все они придерживались вегетарианства. Отец Джидду Нарианья принадлежал к теософам, а мать Саньевамма была почитательницей Шри Кришны. Именно в его честь и был назван будущий философ, который стал восьмым ребёнком в семье.

Знаете ли вы? Шри Кришна тоже был восьмым ребёнком, и именно благодаря этому совпадению Джидду и получил его имя.

Вопреки всем законам индийских учений, мать настояла на родах в комнате для молитв, поскольку астролог предсказал ей, что это дитя будет особенным. Хотя на первых порах казалось, что предсказанию сбыться не суждено. Мальчик рос хилым и часто болел. В школе он учился плохо, ему там было не интересно. Джидду начали считать отстающим в развитии, часто дразнили и били. Любимым занятием Кришнамурти было наблюдение за окружающим миром - деревьями, травой, цветами, насекомыми.

Он мог часами разглядывать облака на небе, разных жучков и паучков. А ещё ребёнок рос чрезвычайно щедрым. Он делился сладостями с братьями и сёстрами, а свои вещи мог просто так отдать более бедным детям. После смерти сестры, а затем и матери, к нему стали приходить видения. Он отчётливо видел покойных, а также удивлялся, что другие не видят в цветах крошечных фей.

После выхода на пенсию отца денег в семье не хватало, и семья переехала в Адьяр, где он получил работу в штаб-квартире Теософского общества. Вскоре мальчика заметил Ч. Ледбитер, который был высокопоставленным теософом. Он увидел в ребёнке нечто особенное и утверждал, что в мальчике полностью отсутствует . Ледбитер был намерен сделать из мальчика великого оратора и учителя. Благодаря опеке теософов и индивидуальным занятиям Джидду научился писать и читать по-английски. Как позже он сам говорил, если бы не Ледбитер, то он бы умер.

Знаете ли вы? Правительство Индии в 1975 году выпустило памятную марку, посвященную 100-летнему юбилею создания Теософского общества. На марке нарисована печать общества, а также его девиз: «Нет религии выше истины».

Юность и молодость

Посвящение произошло в январе 1910 года. Накануне двое суток Кришна и его наставник находились в состоянии глубокой , покинув свои астральные тела. В 1911 году Кришнамурти становится главой Международного Ордена Звезды Востока. Орден быстрыми темпами наращивал количество поклонников и имел несколько тысяч приверженцев во всём мире. Сам Джидду с братом на 10 лет уезжает в Англию для дальнейшего обучения. Там он активно общается с писателями и музыкантами, местной интеллигенцией, художниками. Ему не слишком нравилось, когда задавали вопросы «Каково быть инкарнацией Бога на Земле?», и он по этому поводу в основном отшучивался. Ненадолго вернувшись в Индию в 1921 году, Джидду уезжает в Австралию на собрание Теософического общества, после чего едет в Калифорнию. Здесь он оседает в имении Оджаи, что рядом с Санта-Барбарой, где и происходит духовное пробуждение и изменение сознания Кришнамурти.

Зрелые годы

Джидду в зрелые годы особенно слился со своей ролью Мессии и Мирового Учителя. Он даёт советы своим почитателям и излучает сочувствие и радость. Философ уверен в том, что способен подарить всем . Особенно чётко это стало проявляться после посещения Италии в 1924 году. Однако уже тогда начало вырисовываться его личное видение и философия, которые шли вразрез с учениями теософов.

Важно! Философ твёрдо уверен в том, что каждый способен постичь истину сам, и для этого не нужны наставники. Это убеждение он пронёс через всю свою жизнь.

В 1929 году он в присутствии трёх тысяч своих почитателей заявляет о прекращении существования Ордена. Кришна поясняет своё решение тем, что вера внутри каждого, и истину нужно искать в себе, а не на коллективных собраниях. Только заглянув внутрь себя, человек может обрести счастье и покой, а любые авторитеты и учителя только вредят. После ликвидации Ордена философ живёт до 1947 года в Калифорнии обыкновенной жизнью, хотя многие знаменитые личности, как прежде, ищут встречи с ним. Среди них были Б. Рассел, Чарли Чаплин, К. Ишервуд. За 10 следующих лет он несколько раз посетил Индию и выступал там перед довольно большим количеством людей, однако на родине его тогда принять оказались не готовы. И только после окончания Второй мировой обновлённая Индия приняла его учения, и он выступает перед большими аудиториями до самой кончины, излучая энергию любви, давая людям сострадание и неся истину. Следующие сорок лет он выступает, кроме Индии, в других странах - Америке, Швейцарии, Европе. Он не отказывал в общении ни богатым, ни бедным, не взирал на статусы и сословия. В его присутствии люди ощущали глубокие перемены внутри себя - в своих душах и умах. Джидду Кришнамурти покинул этот мир в 1986 году.

Основные идеи и учения Кришнамурти

Учения Кришнамурти сложно отнести к восточному или западному направлению - корни восточные, но представлено учение таким образом, что понятно всем.

  • Главный принцип всех учений философа - человек должен быть свободен от любых авторитетов, не создавать себе идола. Никто не может указать путь, по которому идти, и давать наставления, как поступать. Именно поэтому он отказался стать учителем. Он был уверен, что каждый способен найти истину сам, без внешнего вмешательства.

Важно! Он также считал, что единственный способ измениться - это перестройка ума, и никакие молитвы и религии в этом не помогут. Человек должен сам захотеть осуществить внутреннюю трансформацию, и тогда вслед за переменами внутренними станут заметны и внешние изменения.

  • Человек есть источник психологических и социальных проблем общества, и от него зависит окружающий мир. Пытаясь понять, кто он, человек ассоциирует себя со своими эмоциями и чувствами, а нужно научиться смотреть внутрь себя.
  • У Кришнамурти своеобразное восприятие времени. Оно неразрывно связано с человеческим сознанием и заполнено разным содержимым. Философ утверждал, что есть два критерия времени - хронологический, т. е. то, что измеряется часами, и психологический, т. е. то, что есть в нашей памяти. Мы должны воспринимать каждый новый день как новую жизнь и не переносить с собой в него ношу прошлых проблем.

Самые известные книги учителя

Наряду с большим количеством изданных собраний рассуждений и бесед Джиду Кришнамурти есть ещё несколько книг, написанных им: «Записные книжки», «Единственная революция», «Немедленно измениться», «Книга жизни», «Первая и последняя свобода», «Вне насилия», «Свобода от известного».

Джидду Кришнамурти - поистине личность уникальная, и его учения заслуживают отдельного внимания. Многим людям они помогли найти себя, разобраться в своих проблемах и докопаться до их сути, стать добрее и терпимее к окружающим, избавиться от эгоизма. Философия Джидду при её глубоком изучении способна принести покой и мир в душу, а также кардинально изменить мышление.

Джидду Кришнамурти был известным оратором на философские и духовные темы. В их число входили: психологическая революция, природа сознания, медитация, отношения между людьми, достижение позитивных изменений в обществе. Он неоднократно подчеркивал необходимость революции сознания каждого отдельно взятого человека и особо акцентировал на том, что подобные изменения не могут быть достигнуты с помощью внешних сил - будь то религия, политика или общество.

Джидду Кришнамурти родился в ортодоксальной брахманской семье. Его отец, Джидду Нарианья (англ. Jiddu Narainiah), был служащим британской колониальной администрации. Мать Кришнамурти, Сандживамма (англ. Sanjeevamma) умерла, когда тому было 10 лет. Родители его приходились друг другу троюродными братом и сестрой, у них было 11 детей, 5 из которых умерли до достижения совершеннолетия. Они были вегетарианцами, не употребляли в пищу даже яиц и избегали любой европейской еды.

Кришнамурти родился 12 мая 1895 года в небольшом городке Манадапалле (округ Читтур штата Андхра-Прадеш). Будучи восьмым ребенком в семье, по индийской традиции, он получил имя в честь бога Кришны. В 1903 году семья Кришнамурти обосновалась в городке Кадаппа (англ. Cudappah), где маленький Джидду уже однажды подхватил малярию, заболевание, припадки которого будут преследовать Кришнамурти в течение многих лет. Он был впечатлительным и больным ребенком. «Рассеяный и задумчивый», отчего часто его воспринимали за умственно отсталого и регулярно били как в школе, так и дома. Спустя десятилетия Кришнамурти так описывал состояние своего детского сознания: «С самого детства мальчик был вот таким - ни одной мысли не посещало его разума. Он лишь наблюдал и слушал, и ничего более. Мысль с ее ассоциациями не возникала. Образов не появлялось. …он часто пробовал мыслить, но ни одной мысли не приходило». В восемнадцатилетнем возрасте Кришнамурти начинает писать, но не заканчивает, мемуары о детстве и раннем юношестве; он описывает «видения», в которых ему являлись к тому времени уже покойные мать и сестра.

Нарианья, отец Кришнамурти, вышел на пенсию в конце 1907 года, в возрасте 52х лет, и, будучи ограниченным в средствах, написал Анни Безант (англ. Annie Besant), в то время президенту Теософского общества, в поисках работы в штаб-квартире Общества в Адьяре. Он, наряду с тем, что был верным ортодоксальным брамином, состоял в Теософском обществе начиная с 1882 года. Его кандидатура была одобрена, и семья переехала в Адьяр в январе 1909 года. Сначала Нарианью и его сыновей разместили в маленький коттедж без должных санитарных условий, в непосредственной близости от территории Общества. Дети недоедали и заразились вшами.

«Открытие» Кришнамурти теософами и его последствия

Раздел:

Навигация по записям

Ему была уготована участь основателя новой мировой религии: Кришнамурти усиленно готовили к этой роли, но он выбрал нечто большее: остаться человеком и заложить основы не культа, а общего духовного пробуждения. Понимание миссии Джидду Кришнамурти возможно лишь в будущем, когда человечество, эволюционируя, достигнет определенного уровня просветленного сознания. Он был странным и неоднозначным, какой и положено быть Истине, не укладывающейся в те или иные канонические шаблоны: легко уверовать, понять мучительно трудно.

Джидду появился на свет 12 мая 1896 г. а в Маданапалле, небольшом горном городке между Мадрасом и Бангалоре. В большой брахманской семье он был восьмым по счету ребенком. Мать его, поклонявшаяся Кришне, назвала сына в честь этого бога. Астролог предсказал, что мальчика ждет великое будущее… Однако в течение десяти лет это казалось невозможным: двухлетний Кришна едва не умер от малярии, а затем, начав посещать школу, показал себя неспособным к учебе, за что неоднократно был бит палками. Но тогда же проявились его иные качества: мечтательность, исключительная наблюдательность, сострадание к нищим и, как ни странно, любовь к технике.

В Индии традиционно высокая детская смертность: Кришна потерял сначала старшую сестру, затем четверых братьев и сестер. Настоящая трагедия наступила, когда умерла мать, Саньевамма. Без необходимого ухода дети буквально запаршивели, и отец только гадал, кто из его чад вскоре покинет этот мир: самый младший, слабоумный Садананд или хилый Джидду. Помог случай. Отец выхлопотал место секретаря в Теософском обществе и перевез туда своих детей. Кришна случайно попался на глаза одному из главных теософов, Чарльзу Ледбитеру, и тот был поражен его мощной и прекрасной аурой. Как и некогда астролог, Ледбитер пророчил мальчику великое будущее, а потому взялся за его физическое, общее и духовное образование. Вскоре телеграфировал руководителю Общества Анни Безант о своей находке, а так же о том, что по астральной связи Лорд Майтрейя велел отправить душу мальчика в Шамбалу, для знакомства. Миссис Безант откликнулась тут же: «Пользуйтесь для медитации моей комнатой. Наделяю вас всеми полномочиями от своего имени».

С понедельника 10 января до утра 12 января 1910 г. Ледбитер провел взаперти вместе с мальчиком. О том, что астральная аудиенция состоялась, свидетельствуют воспоминания Джидцу. Особое впечатление на него произвело, что Господин Мира, Будда Будущего оказался «подростком, чуть старше меня, но необыкновенной красоты, весь сияющий и восхитительный, с улыбкой, подобной солнечному свету. Он сильный, словно море, ничто не устоит перед Ним, и, тем не менее, Он - воплощение Любви, поэтому я совсем не боялся его».

Когда Джидду Кришнамурти вышел из комнаты Безант, все ожидавшие снаружи пали перед ним ниц. И уже в начале 1911 г. энергичная миссис Безант основала Международный Орден «Звезда Востока». Главой Ордена она провозгласила новоявленного мессию - Кришнамурти, себя и Ледбитера - его покровителями. В феврале этого же года она с Джидду и его братом Нитьей поехала в Бирму, затем - в Англию: мадам хотела, чтобы ребята получили Оксфордское образование.

В это время спохватился отец Джидду. Вначале так искавший помощи у теософского общества, он понял наконец, что его пытаются навсегда разлучить с сыновьями, и подал в суд требование вернуть ему Джидду и Нитью. Когда юноши узнали об этом, то написали Безант письмо из Англии.

От природы деликатный восьмой сын, который вошел в пору совершеннолетия, сообщал: «Я знаю, что единственное, чего вы хотите, - это чтобы я помог другим, как помогали мне вы, и я всегда буду об этом помнить, теперь, когда я достиг совершеннолетия и свободен следовать своей воле без наставника».

Когда братья приехали в Индию, то первым делом отправились в Мадрас, чтобы повидаться с отцом. Они упали перед ним, касаясь лбом его ног, и были полностью прощены.

Тогда же Джидду решил восстановить связь с Лордом Майтрейей. Своей английской знакомой, леди Эмили, он писал: «Я собираюсь восстановить свою связь с Учителями, в конце концов, это единственное, что в жизни имеет смысл».

Если бы он только мог предположить, какая мучительная агония будет сотрясать его тело при попытках изменения сознания! Бывший рядом с ним брат Нитья писал:

«Нам, присутствующим при этом, казалось, будто мы на какое-то время перенеслись во времена, когда Боги ходили среди людей. Думаю, не будет преувеличением сказать, что происшедшее глубоко изменило нас».

И тем более оно изменило сознание самого Джидду: события 17-20 августа 1922 г. полностью перевернули его жизнь. Он несколько раз умирал, затем, оживая, впадал в несвойственную ему ярость, громко разговаривал со своей умершей матерью. Нитья сообщал: «Вечером в четверг семнадцатого, Кришна чувствовал себя немного уставшим, и мы заметили сзади посередине шеи болезненную шишку, напоминавшую сморщенный орех». Затем его перенесли и усадили под молодое перцевое дерево, росшее посреди двора. Почти сразу же над деревом вспыхнула ярчайшая звезда. Зазвучала музыка космических ангелов-гандхарвасов, которую, узнав, нельзя ни забыть, ни спутать ни с чем иным.

Сам же Кришнамурти испытывал чудовищные боли, о которых позже говорил, что это было необходимо для подготовки тела к приему Лорда Майтрейи и потому нельзя было даже пытаться остановить или смягчить «процесс». Когда «они», поднимаясь все выше по позвоночному столбу, дошли до головного мозга и вскрыли там нечто, Джидду, не выдержав мучений, вскричал: «Пожалуйста, закройте! Пожалуйста, закройте!»

Чтобы успокоить присутствующих «они» передали Нитье, что работа, совершаемая сейчас, исключительной важности и тонкости. Подобный эксперимент в мире проводится впервые. Домашние же должны содействовать этой работе, не принимая во внимание чьи-либо неудобства, даже самого Кришны. И процесс продолжался, из месяца в месяц!

Биограф Кришнамурти Мери Латьенс в книге «Жизнь и смерть Кришнамурти»

попыталась понять происходившее с ним, но так и не смогла: «Так что же это был за «процесс»? Объяснение, данное Нитьей в то время и принятое остальными, состояло в том, что пробуждалась кундалини Кришны, иногда называемая змеиным огнем и располагавшаяся у основания позвоночника; разбуженная упражнениями истиной йоги, она высвобождала огромную энергию и силу ясновидения… Во всяком случае, «процесс» слишком затянулся, чтобы принять объяснения о кундалини. Время от времени врачи, психиатры… делали предположения относительно природы этого явления, останавливаясь на мигрени, истерии, эпилепсии, шизофрении. Ни одно из них не подходит… Несомненно, что случившееся с телом Кришны позволило ему стать проводником какой-то высшей силы или энергии, которая являлась источником его учения».

Вся кажущаяся необычной, а подчас и непостижимой, философия Джидду становится понятной, если принять версию о том, что тело его было занято Лордом Майтрейей - Буддой Грядущего.

Кришнамурти много писал, читал лекции и последнюю из них закончил словами: «Творчество - это нечто наиболее святое. Самая священная вещь в жизни; и если в вашей жизни царит беспорядок, измените ее. Измените сегодня, а не завтра… Это моя последняя беседа. Не хотите ли посидеть тихонько все вместе некоторое время? Хорошо, господа, посидим тихонько чуть-чуть».

Перед смертью он признался: «Оно не хочет обитать в больном теле, не способном функционировать».

Он умер во сне 17 февраля 1986 г., прожив среди нас ровно девяносто лет и дав нам учение, обаяние которого мы можем ощутить, но не понять.

Джидду Кришнамурти родился в колониальной Индии в строго вегетарианской брахманской семье, говорившей на наречии телугу. В ранней юности, когда его семья жила в городе Мадрасе по соседству со штаб-квартирой Теософского общества, он был замечен известным оккультистом и высокопоставленным теософом Чарльзом Уэбстером Ледбитером. Ледбитер и Анни Безант, лидеры Теософского общества на то время, взяли мальчика под опеку и долгие годы растили, веря в то, что Кришнамурти - тот самый ожидаемый ими «проводник» для Мирового Учителя. Впоследствии Кришнамурти потерял веру в теософию и ликвидировал организацию, созданную для его поддержки «Орден Звезды Востока».


Джидду Кришнамурти родился в ортодоксальной брахманской семье. Его отец, Джидду Нарианья (англ. Jiddu Narainiah), был служащим британской колониальной администрации. Мать Кришнамурти, Сандживамма (англ. Sanjeevamma) умерла, когда тому было 10 лет. Родители его приходились друг другу троюродными братом и сестрой, у них было 11 детей, 5 из которых умерли до достижения совершеннолетия. Они были вегетарианцами, не употребляли в пищу даже яиц и избегали любой европейской еды.

Кришнамурти родился 12 мая 1895 года в небольшом городке Манадапалле (округ Читтур штата Андхра-Прадеш). Будучи восьмым ребенком в семье, по индийской традиции, он получил имя в честь бога Кришны. В 1903 году семья Кришнамурти обосновалась в городке Кадаппа (англ. Cudappah), где маленький Джидду уже однажды подхватил малярию, заболевание, припадки которого будут преследовать Кришнамурти в течение многих лет. Он был впечатлительным и больным ребенком. «Рассеяный и задумчивый», отчего часто его воспринимали за умственно отсталого и регулярно били как в школе, так и дома. Спустя десятилетия Кришнамурти так описывал состояние своего детского сознания: «С самого детства мальчик был вот таким - ни одной мысли не посещало его разума. Он лишь наблюдал и слушал, и ничего более. Мысль с ее ассоциациями не возникала. Образов не появлялось. …он часто пробовал мыслить, но ни одной мысли не приходило». В восемнадцатилетнем возрасте Кришнамурти начинает писать, но не заканчивает, мемуары о детстве и раннем юношестве; он описывает «видения», в которых ему являлись к тому времени уже покойные мать и сестра.

Нарианья, отец Кришнамурти, вышел на пенсию в конце 1907 года, в возрасте 52х лет, и, будучи ограниченным в средствах, написал Анни Безант (англ. Annie Besant), в то время президенту Теософского общества, в поисках работы в штаб-квартире Общества в Адьяре. Он, наряду с тем, что был верным ортодоксальным брамином, состоял в Теософском обществе начиная с 1882 года. Его кандидатура была одобрена, и семья переехала в Адьяр в январе 1909 года. Сначала Нарианью и его сыновей разместили в маленький коттедж без должных санитарных условий, в непосредственной близости от территории Общества. Дети недоедали и заразились вшами.

«Открытие» Кришнамурти теософами и его последствия

Спустя несколько месяцев после переезда семьи Джидду в Адьяр, приблизительно в конце апреля или начале мая 1909 года, маленького Кришнамурти случайно во время прогулки заметил высокопоставленный теософ, обладавший, по его собственным заявлениям, даром ясновидения, Чарльз Уэбстером Ледбитер. Мальчик же, по словам очевидцев, был заурядным, невыразительным и неопрятным, но Ледбитер был поражен «самой замечательной из виденных им аурой, аурой без малейшей частицы эгоизма» и остался «непоколебим» в своей вере, что Кришна станет «духовным учителем и великим оратором». Тем не менее, за несколько лет до этих событий тем же Ледбитером уже был выбран другой юноша на роль «проводника» Мирового Учителя, но Кришнамурти, как только его «открыли», стал единственным кандидатом.

Теософы взяли Кришнамурти под опеку: первое время он продолжал жить вместе с братом у отца, уже не посещая школу, но занимаясь в частном порядке с приставленными к нему теософами, а уже через год было оформлено официальное опекунство Анни Безант над Кришнамурти и его братом Нитиянандой (Нитьей) (англ. Nityananda (Nitya)). Вопреки опасениям насчет физического состояния и его способностей к обучению, четырнадцатилетний Кришнамурти за какие-то полгода научился достаточно сносно изъясняться и писать по-английски. Позднее Кришнамурти относился к факту «открытия» его Лидбитером как к событию, которое спасло его жизнь: «Кришну (Кришнамурти) часто спрашивали о том, как он думает, что случилось бы с ним, не „открой“ его Ледбитер. Без колебания он отвечал: „Я бы умер“».

В первые месяцы после «открытия», Ледбитер совершал с Джидду «астральные путешествия на … инструктаж к Учителю», по возвращении из которых Кришнамрути записывал запомнившееся ему, что легло в основу впоследствии изданной небольшой книги «У ног Учителя» (англ. At the Feet of the Master)(1910 год). Сам Кришнамурти, спустя годы, совершенно ничего об этих «встречах» с «Учителями» и даже с самим Лордом Майтрея вспомнить не мог.

Далее следует первое большое путешествие Кришнамурти и его брата Нитьи в компании Анни Безант по Индии и Бирме, которое заканчивается их отъездом в Англию. С миссис Безант у Кришнамрути в то время зародились близкие, практические родственные отношения, продлившиеся долгие годы.

В 1911 году правление Теософского общества Адьяра учредило новую организацию - «Орден Звезды Востока» (англ. Order of the Star in the East), целью которой была подготовка общества к «приходу» Мирового Учителя. Кришнамурти был назван главой Ордена, другие верховные теософы заняли остальные руководящие посты. Членство объявлялось открытым любому, кто принимает доктрину Прихода Мирового Учителя. Большое число первых членов Ордена составляли члены Теософского общества.

Молодость Кришнамурти

Согласно биографии Кришнамурти, написанной писательницей Мери Латьенс, в первое время сам Джидду полностью верил в то, что он, по истечении должного духовного и мирского руководства и обучения, станет Мировым Учителем. Другие биографы описывают ежедневные расписания (программы), по которым Ледбитер и его помощники обучали Кришнамурти. В их число входили: строгие спортивные тренировки, обучение п

о различным школьным предметам, религиозные и теософские занятия, йога и медитация, правила британского общества, основы гигиены. К спортивным занятиям Кришнамурти всегда показывал природную склонность, в то время как школьная программа вызывала у него много проблем. После нескольких неудачных попыток поступления, Кришнамурти отказался от университетского образования. Довольно легко ему давались языки, и со временем, он бегло говорил на нескольких, в том числе французском и итальянском. Кришнамурти увлекался чтением Ветхого Завета, его впечатлили некоторые шедевры западной классики, в особенности Шелли, Достоевский и Ницше. Также, с самого детства Кришнамурти имел навыки в механике, он мог разбирать и правильно собирать сложные механизмы.

Впервые Кришнамурти и его брат Нитья оказались в Англии в апреле 1911 года. Тогда Кришнамурти произнес свою первую публичную речь, обращенную к молодым членам Ордена Звезды Востока.

В 1912 году отец Кришнамурти в попытке вернуть сыновей обращается в суд. Долгую судебную тяжбы он в итоге проиграл, и Анни Безант получила официальный статус опекуна Кришнамурти и его брата Нитьи.

В последующие за тем годы вплоть до начала Первой мировой войны 1914 года Кришнамурти вместе с братом посетили несколько других стран Европы, всегда в сопровождении представителей Теософского общества. После войны Кришнамурти (снова в компании своего брата) отправился в путешествие по миру, выступая с лекциями, тем самым исполняя обязанности главы Ордена Звезды Востока. Содержание его выступлений касалось работы Ордена и его членов по подготовке «прихода Учителя», в своих речах Кришнамурти оперировал теософской терминологией. По началу, это был запинающийся, нерешительный и повторяющийся оратор. Но существовал устойчивый прогресс в его манере произношения (в том числе и благодаря посещению уроков по риторике в парижском университете Сорбона), и со временем он научился овладевать инициативой на собраниях.

«Процесс» и смерть брата Нитьи

В 1921 году у брата Кришнамурти, Нитьи, обнаруживают затемнение в легком. Несмотря на это, они все-таки едут в Индию, где встречаются со своим отцом, которого не видели уже несколько лет. Оттуда они вскоре отправились в Сидней, на встречу после почти десятилетней разлуки с Ледбитером, для участия в теософском конгрессе. В Австралии новое обследование Нитьи показало, что болезнью задето и второе легкое. Не имея возможности путешествовать в Европу через жаркую в то время года Индию, было решено ехать через США, с остановкой в благоприятном для туберкулёзных больных местечке Охай, где в их распоряжение одним из американских теософов предоставлялся уютный коттедж. В Охай братья познакомились с Розалиндой Виллиамс (англ. Rosalind Williams), сестрой местного теософа. Впоследствии она станет играть важную роль в жизни Кришнамурти, а тогда она ухаживала за болеющим Нитьей. Впервые братья оказались без неусыпного надзора со стороны Теософского общества. Они проводили время в прогулках, на пикниках с друзьями, в созерцании и в планировании своего будущего в рамках проекта Мирового Учителя. Кришнамурти и Нитья нашли местечко крайне приветливым, и, со временем, траст, образованный их сторонниками, приобрел имение и окружающую территорию, которые впоследствии стали официальным прибежищем Кришнамурти.

В Охай Кришнамурти прошел через сильное, «изменившее всю его жизнь» испытание. Это было одновременно и духовным пробуждением, и трансформацией сознания, и физическим изменением. Началось всё с трехдневного духовного опыта, который, вероятно, по истечении двух недель, привел к более продолжительному состоянию, которое Кришнамурти и окружавшие его назвали «процесс». Это состояние будет посещать Джидду на протяжении всей его дальнейшей жизни, с разными временными промежутками и с различной степенью интенсивности. Согласно свидетельствам, началось все 17 августа 1922 года. Кришнамурти стал жаловаться на невероятную боль в задней части шеи, ему было крайне затруднительно глотать. В течение следующих пары дней эти симптомы ухудшились. Боль нарастала, появилось сильное чувство дискомфорта, повысилась чувствительность, Кришнамурти потерял аппетит, временами его речь становилась бессвязной и путаной, его мучил жар. Кульминация настала, когда практически бессознательное тело Кришнамурти положили под небольшое молодое перцевое дерево, где он провел всю ночь, и где будет продолжать медитировать каждый день в дальнейшем.

Зрелые годы

С 1930 по 1944 годы Кришнамурти был занят выступлениями и издательством под покровительством «Star Publishing Trust» (SPT), чей штаб располагался в Охай, в доме известном, как Аръя Вихара («Благородный Монастырь») (англ. Arya Vihara). Деловыми и организационными аспектами деятельности SPT занимался друг и соратник Кришнамурти по Ордену Звезды Востока Д. Раджагопал (англ. D. Rajagopal). Кришнамурти же проводил время, встречаясь с людьми и медитируя, «… довольный тем, что все утомительные практические вопросы, в особенности финансовые, остаются в бесспорно умелых руках Раджагопала». Брак Раджагопала не был счастливым: после рождения дочери Радхи в 1931 году, пара физически отдалилась друг от друга. В Аръя Вихара близкая дружба жены Раджагопала, Розалинды Виллиамс, и Кришнамурти переросла в любовную связь, которая длилась многие годы, и факт которой стал известен широкой общественности лишь в 1991 году.

В этот период времени была открыта первая из школ, основанных на

деях Кришнамурти касательно образовательного процесса - Школа Риши Вэллей (англ. Rishi Valley School) в Индии. Специфика образовательного процесса таких школ заключается в том, чтобы воспитать «разумных», «целостных» индивидуумов, свободных от «конфликтов». Эта и другие школы продолжают работать и по сей день под патронажем Фондов Кришнамурти. Тем не менее, сам Кришнамурти оставался недоволен результатами. По истечении почти 50 лет работы этих учебных заведений по всему миру он сказал, что «ни одного нового ума» не было создано. После роспуска Ордена Звезды Востока и разрыва с теософией не было снижения количества людей, посещавших выступления Кришнамурти, ибо всегда был поток новых заинтересованных. Его приглашали во многие новые страны. По словам Мери Латьенс «… его публика все больше и больше стала состоять из людей другого калибра, которые были заинтересованы в том, что скажет он, а не в том, что говорили о нем». В течение 1930-х Кришнамурти с успехом выступал в Европе, Латинской Америке, Индии, Австралии и США; тем не менее, несколько раз ему пришлось столкнуться с враждебностью и неприятием. В эти предвоенные времена публика явно была не способна воспринять послание Кришнамурти. Он, как публично, так и в частных беседах, высказывал свое раздражение по этому поводу. В попытках сделать учение более точным и более легким в восприятии терминология Кришнамурти менялась.

Последние годы жизни

Кришнамурти продолжал встречаться по всему миру как с большими аудиториями, так и с отдельными людьми. Снова возвращалось состояние «процесса» (1961 год - сначала в Великобритании, затем в Швейцарии). В начале 1960х он знакомится с физиком Дэвидом Бомом, чьи философские и научные взгляды по многим вопросам находили параллели в философии Кришнамурти. Скоро Кришнамурти и Бом стали близкими друзьями и в течение почти двух десятилетий проводили публичные выступления в форме диалога друг с другом. Это также привело и к тому, что идеи Кришнамурти получили распространение и в научной среде, ранее там мало известные. Результатом общения Кришнамурти с Бомом и научным сообществом в целом стала бо́льшая точность в его терминологии и более осторожное использование понятий, такого, например, как «сознание».

В начале 1960х соратники Кришнамурти снова стали замечать происходящие в нем глубокие изменения. Джаякар писала, что «…он уже никогда не станет тем, что раньше. Тот Кришнаджи, что смеялся с нами, гулял с нами … этот Кришнаджи исчезнет. Новый Кришнаджи появится - безжалостный, нетерпеливый, с кучей вопросов. …Он будет не лишен сострадания, но это будет также учитель, требующий ответов на фундаментальные вопросы. Веселье и игры закончились». Менялась и публика: культурные изменения 1960х, в числе которых был усиливающийся поиск альтернативных образов жизни и опытов повлекли за собой приток молодых людей на выступления Кришнамурти. Тем не менее новые регулярные собрания, такие как например в Саанене (Швейцария) со временем стали привлекать «…серьезных… людей обеспокоенных громадными проблемами, вставшими перед человечеством».

Менялись люди, менялись взгляды; вместе с тем развивались и темы, с которыми выступал Кришнамурти. Они стали включать в себя новые идеи: необходимость в «радикальной» перемене, мысль о том, что индивидуальность - это иллюзия, представление о том, что истинные любовь, красота, мир и доброта не имеют себе противоположностей, что такая двойственность понятий - лишь продукт мысли. В начале 1970х Кришнамурти отметил, что новый подход являет собою «… развитие… учения в прежнем направлении», но «оно более общее, нежели, чем изучение деталей». Он был убежден, что в основном учение осталось неизменным.

Кришнамурти был озабочен свои наследием: тем, чтобы не превратиться в очередную важную персону, чье учение перейдет в руки отдельных людей, но не ко всему миру в целом. Он не желал, чтоб кто-либо толковал его учение. Несколько раз он предупреждал своих соратников, дабы те не позиционировали себя ни в качестве представителей Кришнамурти, ни в качестве наследников дела после его смерти.

За несколько дней до смерти, в финальном заявлении, он настойчиво объявил, что «никто» - как среди его соратников, так и среди остальных людей - не понял, что же произошло с Кришнамурти (в контексте его учения), а также не понял и самого Учения. Он добавил, также подразумевая невозможность наследия, что та «безмерная энергия», что управляла им на протяжении всей его жизни, со смертью Кришнамурти исчезнет. Тем не менее, он оставил надежду людям, сказав, что у каждого есть шанс достичь этой энергии и постигнуть часть знаний, в том случае, «если они будут учением жить». Как-то Кришнамурти сравнивал себя с Томасом Эдисоном, подразумевая тем самым, что он проделал всю трудную работу, и теперь от остальных требуется всего-то - щелкнуть выключателем. В другом случае он говорил о Колумбе, отправляющемся в тяжёлое плавание, чтобы открыть Новый Свет, тогда как в наши дни туда легко долететь на самолёте. Возможно, Кришнамурти имел в виду, что даже пусть он был в некотором роде «необычным», то другим людям совершенно необязательно обладать такими уникальными свойствами, дабы достичь его уровня понимания.

Джидду Кришнамурти скончался 17 февраля 1986 года в возрасте 90 лет от рака поджелудочной железы. Его останки были кремированы, а прах развеян его друзьями и соратниками в трёх странах, где он провел большую часть своей жизни: в Индии, Англии и США