» » Египетский бог сет. Бог сет Кто такой сет бог чего

Египетский бог сет. Бог сет Кто такой сет бог чего

Трудно найти человека, которого бы не интересовала мифология. Красивая сказка, которая отражает предрассудки людей, живших еще до нашей эры. Туристы, посещая земли Египта, стараются не только обращать внимания на достопримечательности, архитектурные изыски и красоты этой земли, но и познать мифологию Египта.

Так как древний народ был достаточно набожен, то сразу появляется интерес к богам, которым они поклонялись, перед которыми трепетали.

Раскроем некоторую тайну о боге Сет.

Бог Сет, по египетской мифологии, представлен божеством пустыни, повелителем песчаных бурь. Кроме того, он является олицетворением зла, покровительствовал беспорядку и хаосу. По своему происхождению Сет относится к верховным богам. Его родителями были богиня Неба Нут и Геб. По мифу, жена Сета была богиня Нефтида, которая была четвертым ребенком этой божественной пары. Большим желанием Сета, согласно легендам и мифам древнего Египта, было отвоевать престол у Осириса, который был его братом.

Коварство Сета.

Для разрешения своих замыслов, Сет пошел на некоторые уловки. По его приказу был изготовлен саркофаг из золота (по некоторым преданиям это был сундук), который соответствовал габаритам Осириса. Пригласив гостей и Осириса к себе в дом, он предлагает этот золотой саркофаг тому, кто сможет в нем поместиться. Как только Осирис прилег в этот саркофаг, приспешники Сета закрыли его крышкой и сбросили в воды Нила. Некоторое время спустя, саркофаг пристал к Финикийским берегам. Здесь и смогла отыскать его жена Исида. Осириса тут же возвратили в дельту Нила. Но и теперь не оставил Осириса в покое коварный Сет. Улучив момент, он разрубает Осириса на многие кусочки. И, завоевав таким коварным способом трон, Сет становится полноправным хозяином Египта.

Месть за отца.

Бог Гор, сын Осириса, пытаясь отомстить Сету за смерть своего отца, вступает с ним в схватку. Он одерживает победу над Сетом при помощи бога Ра. Однако, бог Сет выживает и его противники обращаются в божественный суд, на котором решается вопрос царствования.

На протяжении восьмидесяти лет пытались найти правильное решение. Но только оживший Осирис дал возможность принять нужное и правильное решение. Сета лишили трона Египта, а бог Амон Ра, для воздействия на всех устрашающими мерами, забрал с собой Сета на небо.

Культ Сета.

Культ этого бога процветал в таких районах Египта как в Ком-Омбосе, в Омбосе, Гипселе, также в оазисах Харга и Дахла. Особенно его культ процветал на северо-востоке Дельты Нила. Оракул Сета существовал в оазисе Дахла до ХХII династии. Уже с 26 династии Сет стал самым ярым «злом».

Для всего, что было враждебно для долины Нила, Сет становился повелителем. Его почитали наряду с ассиро-финикийскими богинями Ашторет или Астартой и Анат, как покровителя чужеземцев и далеких стран. Уже во времена Нового царства этих богинь считали женами Сета.

Рождение Сета.

По сведениям Гелиопольской космогонии рождение Сета произошло в третий предновогодний день из бока своей матери богини Нут. Этот день для Египта считался несчастливым. Но даже тогда, египтяне не воспринимали Сета как нечто враждебное и злое, нежели змей Апоп или крокодил Мага. Хотя Сета считают повелителем хаоса и беспорядков = это в любом случае необходимое дополнение к порядку. Совершенные Сетом преступления и проигранный спор, не повлияли на то, что он единственный повелитель южной области в Египте. Он остался и повелителем только ему подвластной силы песчаных бурь и плохой погоды. Особенное почитание в качестве владыки воинской доблести и смелости Сет получал от Рамсессидов.

Изображения Сета.

Изображения Сета всегда были в образе животного. Интересно то, что в плане зоологического смысла очень сложно определить какое именно животное воплощал Сет. Эти толкования брали свое начало от трубкозуба через семейство собачьих и окапи, заканчивались эти толкования образом антилопы. Но чаще всего его образ походил на осла.

Даже образ этого животного для кочевников Верхнего Египта был олицетворением власти, а для земледельцев Нижнего Египта – это был главный символ беды. Это дало возможность Сету, наравне со своим партнером и племенником Гора править в другой части Египта.

Мифология Египта.

Не только в мифологии Египта, но и в любой другой, присутствует доброе начало и злое. В мифологии Египта богу Сету отводится злое начало. Правда, есть персонаж, который наделен еще большим началом зла – это змей Апоп. Но его отождествляют с различными стихиями, а Сет был наделен человеческими пороками – это зависть, жестокость, коварство. Его образ в мифологии предстает в образе богочеловека.

Надо отметить и нечто положительное в Сете. Примером этого может служить приписанные ему сила и доблесть. Эта легенда о том, как он спас бога Амона Ра от змея Апопа. В ней рассказывается как, расположившись в ладье бога Ра, Сет копьем поражает змея.

Со временем, Сет набирается злых качеств. Это позволило стать ему богом для стран враждебных Египту. Кроме того, его олицетворяют с вредоносным богом и властителем пустыни.

Скорей всего, что боги первоначально имели большую схожесть с людьми. То есть они как и люди были противоречивы. Все что для людей считается нормой, не уместно для божественных символов. По истечении некоторого времени, божественные и человеческие черты стали отделяться. И, таким образом, сознание египтян, в боге Сете, выражало процесс непрекращающегося опустынивания земли. Этот процесс, связан с активной деятельностью человека и тянется на протяжении нескольких тысячелетий.

Сопоставление Сета с другими богами Египта и божествами других народов.

Египетский народ отождествлял Сета с Бебаном. У ливийского народа – это был бог Аш. На полуострове Синай – Немти. Для хурритов – это был Тушеб.

Сета отождествляли с Ваалом при гиксосах, и город Аварис стал местом для его культа. Как предполагает Е.П. Блаватская Сета также отождествляют с богом Яхве. У сета были жены по именам Анат, Ашера или Астарта. Они отождествляют имена жен Яхве и Бала.

В мифологии Древней Греции – это Тифон. Эту же теорию поддерживали и теософы ХХ века, которые предполагают, что Сет – это Сиф, является сыном Адама, и это второе имя Тифона.

Немти, или в прежнем прочтении Анти – это самый почитаемый и известный бог Древнего Египта. Его изображение найдено в виде сокола, стоящий на полумесяце, который символизирует ладью. Он, считался символом для 18 верхнеегипетского нома (город Хут Несу). С большим почтением к нему относились в 10 и 12 верхнеегипетских номах. Для этих мест он был божественным перевозчиком.

Вот некоторая легенда о тяжбе между Сетом и Гора. В этой легенде Сет выступает как простой лодочник, который был соблазнен золотом Исиды. За это его признали виновным, и получил наказание от богов Девятки. Наказание заключалось в битье палками по пяткам. В папирусе Жумиляк освещено наказание с Немти - с него сняли весь кожный покров с костей. Пройдя, таким образом, некоторое «очищение» перед нами предстает Немти в новом качестве: это скелет из серебра, который стоит над своей плотью из золота. Согласно этим мифам Немти, после такого жестокого наказания, наложил проклятие на золото и в последствии в местах, в которых почитали Немти, на золото было наложено жесткое табу. Немти – считается одной из ипостасей Сета.

Египетский гороскоп.

Согласно данным этого гороскопа, люди, рожденные с 28 мая по 18 июня и с 28 сентября по 2 октября, обладают сверхъестественными возможностями, такими как возможность, читать знаки судьбы и, растолковав их сделать правильное логическое умозаключение. У них дар к гаданию, причем для этого они могут использовать различные средства: кофейная гуща, карты. Это люди, которым можно доверить даже собственную жизнь. Основными чертами этих людей заключается в том, что они сами создают себе препятствия, а потом, героически преодолев их стать несколько сильнее, они, находясь в вечной борьбе, стремятся к завоеваниям. Преодолевая созданные препятствия, они получают от этого громадное удовольствие. Они ждут лучшее завтра, нежели вспоминать вчерашнее. Они не готовы учиться на чужих ошибках, да и свои ошибки не учат этих людей. Поэтому они всегда все начинают с нуля или с «чистого листа». Свое внутреннее равновесие они добиваются за счет собственных противоречий. В каждом деле они могут положиться исключительно на себя. Не терпят никаких ущемлений, то есть неограниченное желание свободы в любви, в профессиональной деятельности.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

На первый взгляд древнеегипетский бог Сет – классический образ «плохого парня». Но внимательное изучение египетской мифологии показывает, что образ этого божества более чем противоречив. Что выделяет его среди других богов египетского пантеона?

Сет или Сети – это бог пустыни, хаоса, ярости, войны, разрушения и смерти. Он олицетворял зло во всех его проявлениях. Знаменитая «Книга мертвых» приписывает Сету беды, причиняемые стихийными бедствиями. Знак «зверя Сета» использовался для написания таких слов, как «болезнь», «жестокость», «деспотия» и «буря».

Именно Сет был главным соперником Гора, считавшегося богом неба и солнца. Согласно египетской мифологии Сет и Гор могли сливаться в единое божество Херуифи. Это показывает, что в представлении египтян эти два персонажа были неразделимы. Согласно одной популярной трактовке, они представляли собой 2 стороны царской власти. Гор воплощал порядок, созидание и милосердие, тогда как Сет символизировал суровые, разрушительные и карающие черты правителя.

И хотя Сет неизменно строил козни против людей и богов, в представлении египтян о нём есть и некоторые светлые моменты. Было время, когда он почитался как «защитник солнца» и покровитель царской власти. Его часто награждали эпитетом «могучий». А также он покровительствовал чужеземцам. Неудивительно, что после завоевание Египта гиксосами именно он стал главным богом. Кроме того, его знали как бога металлов. Например, железо египтяне называли «костью Сета».

Барельеф, хранящийся в египетском музее Берлина

В период правления Рамсессидов (13-11 вв. до н. э.) он почитался как бог, дарующий смелость и воинскую доблесть. Именно он сражался со змеем, защищая ладью бога Ра. Но с тех пор как Сет стал ассоциироваться с враждебными Египту гиксосами, его негативные черты стали проступать гораздо сильнее. В ненавистного злодея и источник зла он окончательно превратился в эпоху Птолемеев (4-1 вв. до н. э.).

Как изображали Сета?

Сета чаще всего изображали в человеческом теле, с красной гривой, длинными ушами и красными глазами. Стоит отметить, что красный считался в Древнем Египте символом смерти. Иногда этот бог выглядел как крокодил, гиппопотам или свинья. Если его изображали рядом с Гором, то он непременно стоял сзади. Небесным образом Сета была планета Меркурий.

Особого внимания заслуживает голова Сета. По логике она должна была олицетворять , связанное с божеством. Одни ученые считают данный образ плодом воображения художников, другие пробуют угадать в нем реального представителя африканской фауны. Самой вероятной гипотезой пока является ассоциация Сета с трубкозубом.

Гор и Сет по сторонам от Рамзеса III, музей Каира

Как почитали Сета?

До того как стать сугубо отрицательным персонажем он был покровителем Верхнего Египта. Его культ процветал в Омбосе, Ком-Омбосе и Гипселе. В оазисе Дахла долгое время существовал оракул Сета.

Преимущественно бога боялись и старались по возможности умилостивить. Так, прежде чем начать войну, фараоны старались получить поддержку именно этого бога Египта. С этой целью организовывались специальные жертвоприношения.

Чтобы уберечь себя от враждебных сил, египтяне делали амулеты с его изображением. Его рисовали с двойной короной – символом верховной власти над страной. Таким образом, владельцы амулетов желали добиться расположения божества. В то же время день рождения Сета египтяне считали несчастливым. В этот день старались избегать важных дел.

Мифы о Сете

Начать стоит с мифологической родословной Сета. Он был младшим сыном бога земли Геба и . Сет также приходился братом . Имел несколько жен, среди которых была и его родная сестра Нефтида. При этом ничего не известно о его детях.

Одна из самых известных легенд о Сете повествует о том, как он убил Осириса, чтобы занять его трон. Но как следствие он обрел главного противника – Гора, сына Осириса, желающего отомстить за отца и вернуть трон. Во время одного из противостояний Сет вырвал у Гора глаз, ставший потом амулетом уджат. Согласно другому мифу Сет плюнул в глаза Гору, приняв облик черной свиньи. Поэтому египтяне считали свиней нечистыми.

Египетская мифология связывает с этим богом и некоторые вполне материальные события. К примеру, одна из легенд рассказывает о том, как победив Сета, Гор основал город Эдфу. Именно здесь располагался храм, стены которого обильно украшены рельефами, представляющими борьбу двух божеств.

Ряд историков отмечают, что в мифах о Сете и Горе отобразились социальные и политические события истории Египта. В частности, объединение страны, произошедшее на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Тогда велась жестокая борьба за власть между правителями Верхнего и Нижнего Египта.

Сет

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца- », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Негада 1 (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титалатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии стал явным олицетворением зла.

Сет был младшим сыном богини неба и бога земли . Являлся братом , и , для последней он так же был мужем. Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.

Изображение

Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).

Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.

Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).

Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.

Сет и Гор

По легенде Сет, позавидовав своему брату , убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций («Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.

Он изображается человеком с головой загадочного животного. Этот «зверь Сета» имеет суженную морду, стоящие, но укороченные, как бы «обрезанные» уши. Некоторые учёные считают данный образ плодом фантастического воображения египтян. Другие стараются угадать в нём одного из действительных представителей африканской фауны. «Зверя Сета» в разное время связывали с африканской лисицей фенеком, окапи, тапиром или (самая вероятная гипотеза) – с трубкозубом.

В мифах Сет олицетворяет собой хаос, беспорядок и потрясения. Эти его качества подчёркивались и древнеегипетской иероглификой, где знак «зверя Сета» входил в написание слов «буря», «болезнь», «жестокость», «ярость», «деспотия» и т. п.

Трубкозуб – «животное Сета»?

Сет более всего известен как герой мифа об Осирисе . Согласно этой легенде, Осирис и Сет были богами-братьями, сыновьями богини неба Нут и бога земли Геба . Осирис стал царствовать в Египте. Он прославил своё правление многими благодеяниями, распространением знаний и цивилизации. Завидовавший брату Сет коварным образом склонил его лечь в роскошный ящик и погубил, бросив в Нил. Однако жена Осириса, Исида , разыскала тело мужа и посредством магических заклинаний сумела зачать от мертвеца сына, Хора (Гора). Родив младенца, Исида должна была скрываться с ним в папирусе нильских болот, ибо Сет хотел убить и наследника своей жертвы. Хор счастливо избежал страшных опасностей, а когда вырос – вступил с Сетом в долгую и жестокую битву. В этом бою Сет вырвал у Хора глаз, превратившийся в магический амулет уаджет , а Хор кастрировал Сета и наконец одержал победу над ним. Он низверг Сета с египетского престола, который тот захватил после убийства Осириса, и заставил его удалиться с плодородных земель вокруг Нила в окружающую пустыню. Сет остался властвовать над этими чуждыми, враждебными Египту территориями. Его кастрация Хором объясняла бесплодие этих земель, лишённых живой растительности.

Исида и младенец Хор прячутся от Сета в болотном папирусе

Существует целый ряд объяснений мифа о схватке Хора и Сета. По некоторым предположениями в этом сказании отразились события политического объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. В эту эпоху друг с другом боролись две части страны – южная (Верхний Египет) и северная (Нижний Египет, вокруг нильской Дельты). Результатом, однако, стало завоевание Югом Севера – и это противоречит смыслу мифа, где Хор, напротив, олицетворял собой Север, а Сет – Юг.

Согласно другому толкованию, миф был связан с ещё более древними историческими происшествиями – объединением одного только Юга Египта, ранее раздробленного на ряд княжеств (номов). Хронологически оно предшествовало завоеванию Югом Севера. По этой гипотезе, бог Хор почитался в верхнеегипетском городе Нехен, а Сет – в находившейся ниже по Нилу Нагаде. В борьбе за гегемонию над Югом Египта Нехен покорил Нагаду, что и было выражено в легендарном сказании.

Исследователи отмечают, что в представлении древних египтян Хор и Сет выступали вечными соперниками – но и неразделимыми до взаимообусловенности. Их невозможно было мыслить друг без друга, они как бы представляли собой две стороны одной сущности – царской власти. В образе Хора воплощались её созидательные, упорядочивающие, милостивые стороны, а в Сете – разрушительные, суровые, карающие. Противоположность этих двух богов воскрешает в памяти рассуждения Ф. Ницще об аполлонийском и дионисийском началах как двух первоосновах жизни.

Образ Сета был демонизирован лишь в конце истории Древнего Египта, тогда как в начале её этот культ этого бога нёс в себе немало положительного. Сохранились сказания о том, как благодаря своей отчаянной храбрости Сет защищал небесную барку солнечного бога Ра от нападений злого змея Апопа . Египтяне, видимо, полагали, что без разрушения и насилия невозможно и само созидание, невозможна ни государственность, ни миропорядок вообще.

Вероятно, в древнейшей египетской мифологии Сет и Хор представлялись противоположными, но равно необходимыми началами, чей постоянный конфликт и создаёт вселенское равновесие. Если считать Сета чисто отрицательным божеством, то невозможно объяснить, почему его культ сохранялся в Египте много веков и пользовался большим почитанием. Есть туманные сведения о том, что в первое время после создания единой египетской монархии (начало III тысячелетия до Р. Х.) Сет продолжал оспаривать у Хора ранг главного государственного бога. При I-й династии фараонов поклонение Хору преобладало, однако один из представителей II-й династии, Перибсен, в своей царской титулатуре поставил Сета на первое место. Эта религиозная борьба окончилась при фараоне Хасехемуи, который включил в свой титул Хора и Сета одновременно – видимо, в качестве какого-то вероисповедного компромисса.