» » «Если жизнь тебя обманет. Анализ стихотворения Пушкина «Если жизнь тебя обманет… Если жизнь тебя обманет литературное направление

«Если жизнь тебя обманет. Анализ стихотворения Пушкина «Если жизнь тебя обманет… Если жизнь тебя обманет литературное направление

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Стихотворение «Если жизнь тебя обманет» написано в форме обращения. Оно обращено к женщине, которая долгие годы была близким другом поэта. Это Зизи, или Евпраксия Николаевна Вульф (в замужестве – баронесса Вревская), дочь владелицы имения Тригорское, Прасковьи Александровны Вульф. Некоторые литературные критики считают, что Зизи, так называли Евпраксию в домашнем кругу, стала прообразом из «Евгения Онегина».

Стихотворение написано в жанре философской лирики. По своему настроению оно жизнеутверждающее, призывает героиню смотреть в будущее с оптимизмом и верой в лучшее.

В день уныния смирись.

Уныние является одним из христианских грехов. К сожалению, мы не знаем, какие события предшествовали написанию этого небольшого альбомного стиха, созданного в 1825 году, когда Зизи было 15 лет. Это тот возраст, когда все невзгоды, неприятности, мелкие размолвки воспринимаются с особой трагичностью. Можно предположить, что какие-то события в жизни девушки заставили ее печалиться, она поделилась случившимся со своим близким другом, который был на 10 лет старше ее, соответственно опытнее, и поэт, желая ее ободрить, написал это произведение.

Стихотворение состоит из двух четырехстрочных строф, написанных хореем. Рифма кольцевая и перекрестная. По композиции стихотворение представляет собой одно целое. Хотя охватывает широкие временные рамки: прошлое, которое пройдет и будет мило, унылое настоящее, и будущее, в котором настанет день веселья. Только в это надо верить.

Настоящее уныло.

Почему? Может быть, поэт хотел подчеркнуть этим, что мы не умеем ценить минуты настоящего бытия? Мы постоянно оглядываемся назад, занимаясь самокопанием, или хуже того – обвиняя в своих бедах других, или пытаемся заглянуть вперед, предугадать, что нас ждет.

Сам поэт в это время вынужденно жил в . Он находился в ссылке за вольнодумство, и в глубине души страдал от того, что не может видеться с друзьями, не может участвовать в событиях, о назревании которых он мог только догадываться. Именно здесь, в родовом имении, он оценил по достоинству свободу, которую воспевал на протяжении всей жизни. Но он не позволял себе впадать в уныние. Он радовался коротким встречам с семейством Осиповых, дружбой с которыми безмерно дорожил, по-своему любил всех дочерей помещицы, и в этой любви к девочкам находил свою отраду.

В этом произведении нет эпитетов. Глаголы в повелительном наклонении: Не печалься, не сердись, смирись, верь. Изъявительные глаголы утверждающие: обманет, настанет, живет, пройдет.

Стихотворение «Если жизнь тебя обманет», актуально и для наших современников, оно может служить лозунгом, или девизом для тех, кто живет по установкам позитивного мышления.

Ранняя и поздняя поэзия А. С. Пушкина наполнена философскими размышлениями. В 24 года поэт раздумывал о превратностях судьбы. Он с молодым оптимизмом смотрел на мир и писал в альбом юной 15-летней девушке с тихотворение «Если жизнь тебя обманет…» (Пушкин). Анализ короткого произведения мы сейчас сделаем. Поэт ещё верил, что все печали преходящи.

История создания

В 1824 году полиция, просматривая почту А. Пушкина, выяснила, что поэт увлечён атеизмом. Это стало причиной его отставки от службы и ссылки на два года в Михайловское. По соседству находилось имение Тригорское, которое поэт часто посещал. Он подружился с соседями, в частности, с хозяйкой имения Прасковьей Осиповной и со всеми членами её немалой семьи.

Для очаровательной наивной девочки-подростка Зизи (Евпраксии Николаевны Вревской), которая видела все лишь в двух цветах - черном или белом, поэт пишет в 1825 году миниатюру, наполненную глубоким смыслом. Она начинается со слов: « Если жизнь тебя обманет…».

Анализ стихотворения Пушкина будет дан ниже, но в его середине поэт уверяет заневестившуюся девушку, что непременно настанет день веселья. Между прочим, дружбу с Евпраксией Николаевной поэт сохранит до конца своих дней.

Тема стихотворения

Мы начинаем анализ стихотворения Пушкина «Если жизнь тебя обманет…». За первой строкой четверостишия следуют обнадёживающие слова, предлагающие не печалиться и не сердиться, потому что в сердце и душе любого человека заложена огромная сила. Она поможет получить желаемое. Надо только немного подождать.

Если пришло уныние, то следует смириться и переждать его. В жизни бывает много скверных моментов: разочарование в дружбе, боль и слёзы. Но следует, споткнувшись, встать и идти дальше. Жизнь, как монета, с двумя сторонами.

На одной её стороне - растерянность и беспокойство. На другой - счастье, иногда мимолётное. Не узнав боли и отчаяния, мы не сможем познать радостей. Неожиданных подарков от жизни ждать не стоит, надо учиться делать их другим и себе самой. Тогда и придёт день веселья. А когда у тебя хорошее настроение, то можно многое сделать хорошего, что откликнется в любом сердце и тебе самой принесёт радость.

Продолжая анализ стихотворения Пушкина «Если жизнь тебя обманет…», следует отметить слова поэта, гласящие, что сердце живёт в будущем. Пусть настоящее уныло и не приносит ни новых ярких впечатлений, ни любви, о которой мечтает каждая девушка, но всё равно не стоит опускать руки. Мир устроен очень интересно, если ты улыбнёшься и скажешь кому-то «спасибо», то улыбнутся и тебе и поблагодарят. Всё начинается только с тебя самой.

Мгновенно пойдёт печаль, высохнут слёзы, и вдруг все начнёт складываться в прекрасную мозаику, всё встанет, наконец, на свои места. И чем труднее это тебе досталось, тем больше будешь ценить самую малую радость.

Весь мир предстанет перед тобой во всём своём многообразии. Найдя красоту в мелочах, ты научишь сердце биться в ритме добра и покоя. Даже прошлые печали в воспоминаниях предстанут милыми.

Глубоко прочувствованные строки учат каждого с терпением и смирением принимать всё, что даёт нам жизнь. Она приносит свои дары каждому по его заслугам. В наших силах сделать чёрное белым или, более того, волшебно разноцветным.

Композиция и жанр

Миниатюра состоит из двух четверостиший и восьми строф. Анализ стихотворения Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» показывает, что в первом четверостишии автор уделил больше внимания надежде, что радость вернётся, как бы ни было печально и безотрадно настоящее. Вторая часть посвящена будущему: вере в то, что «всё пройдет», и даже горести будут милы сердцу. Этот подход к жизни позволяет отнести произведение к философскому жанру.

Ритм, рифма, образные средства

Стихотворение написано хореем. В первой строфе рифма используется кольцевая, во второй - перекрёстная. Пушкин не использовал ни одного эпитета, зато девять глаголов. Они не обозначают движения. Каждый из них разворачивает жизнь в настоящем, лишь два последних ставятся им в будущем времени. Это подчеркивает, что циклы жизни неизменно повторяются, и к ним следует относиться спокойно, принимая и переживая их.

На этом можно закончить анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет…». Только хочется добавить, что эти прекрасные строки положены на музыку нашими тремя композиторами: А. А. Алябьевым, Ц. А. Кюи и Р. М. Глиэром. Вдохновившись, они создали чудесные романсы, которые исполняются камерными певцами и в наши дни.

Малкина Виктория Яковлевна 2007

СТИХОВЕДЕНИЕ

В.Я. Малкина

«ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ...»: ОПЫТ АНАЛИЗА (к вопросу о семантике четырехстопного хорея у А. С. Пушкина)

В науке неоднократно отмечалось, что стихи Пушкина конца 1820х - начала 1830-х, написанные четырехстопным хореем, близки к циклизации. Так, Ю.М. Лотман в «Анализе поэтического текста» писал, что среди пушкинских стихов второй половины 1820-х - 1830-х гг., написанных четырехстопным хореем, можно выделить «заметную группу лирических стихотворений, которые, бесспорно, циклизировались в сознании Пушкина в некое единство. <...> Описание всех этих стихотворений как единого текста на фоне ямбической традиции позволило бы более точно выявить семантику хорея в лирике Пушкина между 1826 и 1830 гг.»1. Он называет следующие тексты: «Зимняя дорога», «Ек. Н. Ушаковой» («В отдалении от вас...»), «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие» («Снова тучи надо мною...»), «Рифма, звучная подруга...», «Город пышный, город бедный...», «Стрекотунья-белобока...». А.Ф. Белоусов, замечая, что в лирике Пушкина «во второй половине 20-х - начале 30-х гг. складывается нечто вроде цикла произведений, объединенных друг с другом поисками смысла и цели в жизни, ощущением своей зависимости от рока и стремлением найти для себя опору в окружающем мире»2, добавляет еще несколько стихотворений: «Талисман», «Дорожные жалобы», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Зимний вечер», «Подъезжая под Ижоры...».

Названные исследователями тексты сходны субъектной структурой, пространственно-временной организацией, синтаксическими и лексическими конструкциями3. Но, как видно из приведенных выше цитат, из этого циклического образования исключается 1825 г. и стихотворение «Если жизнь тебя обманет.». С нашей точки зрения, оно прямо связано с последующими текстами, более того, как раз и явилось началом пушкинской циклизации, связанной с четырехстопным хореем. Для доказательства этого попробуем провести целостный анализ этого стихотворения.

Метрико-ритмическая схема стихотворения:

1. Если жизнь тебя обманет, - и - и - и - и А

2. Не печалься, не сердись! и и - и и и - Ь

3. В день уныния смирись: - и - и и и - Ь

4. День веселья, верь, настанет. - и - и - и - и А

5. Сердце в будущем живет; - и - и и и - с

6. Настоящее уныло: и и - и и и - и D

7. Всё мгновенно, всё пройдет; - и - и - и - с

8. Что пройдет, то будет мило4. - и - и - и - и D

Стихотворение написано четырехстопным хореем, с чередованием мужских и женских рифм. Оно состоит из двух четверостиший, в первом -кольцевая рифмовка (ж-м-м-ж), во втором - перекрестная (м-ж-м-ж). Размер полностью реализован в половине строк (две в первой строфе и две во второй):

1 Если жизнь тебя обманет,

4 День веселья, верь, настанет.

7 Все мгновенно, все пройдет;

8 Что пройдет, то будет мило.

В первой строфе это первая и последняя строки (с женской рифмой), во второй - две последние строки. Рифмы глагольные во всех строках, кроме 6 и 8.

Словарь текста:

Существительные: жизнь, день (2раза), уныния, веселья, сердце (6) Субстантивированные прилагательные: будущем, настоящее (2)

Глаголы: обманет, печалься, сердись, смирись, верь, настанет, живет, пройдет (2 раза), будет (10)

Наречия: уныло, мгновенно, мило (3)

Личные местоимения: тебя (1)

Служебные слова: если, не (2 раза), в (2 раза), всё (2 раза), что, то (9)

В тексте полностью отсутствует предметный мир, нет ни одного слова с предметным значением. Существительные можно разделить на две основные категории:

1) обозначающие промежутки времени - короткий (день) и длинный (жизнь);

2) обозначающие состояние, вернее, два противоположных состояния (уныния, веселья)

Особняком стоит слово сердце - но поскольку понятно, что оно употребляется не в конкретно-физиологическом, а в отвлеченном, метонимическом значении, с нашей точки зрения, его можно отнести ко второй группе.

Над существительными (6 + два субстантивированных прилагательных) преобладают глаголы (10 + два наречия в функции сказуемых). 10 глаголов для 8 строк - это достаточно много5. Стихотворение наполнено действием, каждый стих содержит как минимум один глагол, а заключительные строки обоих строф (4, 8) - по два глагола. Напомним, что в этих строках также полностью реализован размер. По значению глаголы также можно разделить на те же две основные группы (время и состояние души).

Это же относится и к наречиям. А прилагательные (за исключением двух субстантивированных, настоящее и будущее), отсутствуют вовсе.

Таким образом, значимые слова стихотворения подразделяются на

два примерно равных тематических поля:

(1) Время (2) Состояние

жизнь уныния

день (2 раза) веселья

будущем обманет

настоящее печалься

мгновенно сердись

настанет смирись

живет верь

пройдет (2 раза) сердце

будет уныло

В первом тематическом поле - два повтора (день и пройдет). Все глаголы из второго тематического поля сосредоточены в первой строфе. Но заканчивается она глаголом из первого тематического поля - настанет, - и во второй строфе глаголы уже только из тематического поля «время».

Поскольку в лирике тема сливается с мотивом6, мы можем говорить о том, что основные мотивы данного стихотворения - это время (жизнь) и состояние сердца (души, человека). Время течет, меняется, и с ним изменяется человеческая душа.

Присмотримся внимательнее к временной организации стихотворения. Из глаголов четыре стоят в форме императива, пять - в форме будущего времени, и только один - настоящего, но при этом в строке «сердце в будущем живет». Таким образом, на грамматическом уровне присутствует в основном будущее время. Но настоящее и будущее присутствуют в сти-

хотворении и на лексическом уровне. С настоящим связано уныние, с будущим - с одной стороны, веселье, с другой - обман и, опять-таки, уныние.

Однако здесь важно, с какой точки зрения настоящее и будущее рассматривается. Ведь то, что сейчас представляется настоящим и будущим, когда-нибудь станет прошлым, и тогда изменится и восприятие: «Что пройдет, то будет мило». Таким образом, восприятие времени и состояния зависит от точки зрения. С точки зрения настоящего (условно обозначим ее как «первая точка зрения») мы видим будущее. Со второй точки зрения (в будущем) - нынешнее настоящее станет прошлым.

О чьей же точке зрения здесь идет речь? В стихотворении сразу обращает на себя внимание практически полное отсутствие личных местоимений. Собственно, оно только одно, причем в пассивной конструкции: тебя. Я как грамматическое лицо и как субъект отсутствует. Пользуясь классификацией субъектов в лирике, разработанной Б.О. Корманом и дополненной С.Н. Бройтманом, можно сказать, что это стихотворение с вне-субъектными (внеличными) формами выражения авторского сознания. В таких текстах, пишет С.Н. Бройтман, «высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выявлен. <...> Именно в стихотворениях, в которых лицо говорящего прямо не выявлено, в которых он является лишь голосом <...>, создается наиболее полная иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в творении» . Активными, действующими в стихотворении оказываются жизнь, день и сердце, а не лирический субъект и даже не «ты», к которому он обращается - к нему обращен только призыв не печалиться, не сердиться и пр. (напомним, из 10 глаголов 4 стоят в форме императива).

Еще одна примечательная особенность данного стихотворения заключается в том, что в нем полностью отсутствует пространство. Нет ни

одного упоминания пространственных ориентиров, ни одного указания на какое-либо место. Из многочисленных глаголов ни один не имеет значения движения.

Таким образом, лирический сюжет стихотворения развивается только во времени: от унылого настоящего, которое когда-нибудь станет милым прошлым, - к будущему, которое сейчас представляется веселым, но станет унылым настоящим, а потом опять милым прошлым и т.д., согласно цикличности времени. Использование внеличных форм выражения авторского сознания подчеркивает универсальность ситуации. С другой стороны, исходная лирическая ситуация оптативна: стихотворение начинается со слова «если», таким образом, сразу же вводится определенное условие, при котором возможно развитие этой ситуации в событие - смену точек зрения на жизнь сердца с первой (из настоящего) на вторую (из будущего).

Использование условного наклонения, повторов, темы жизни и времени характерны для большинства стихотворений Пушкина, написанных четырехстопным хореем, начиная с середины 1820-х гг. Нам кажется, что и данный текст должен быть вписан в этот контекст и может рассматриваться как начало циклизации в творчестве Пушкина, связанной с четырехстопным хореем.

1 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С.-Петербург, 1996. С. 163. Курсив Ю.М. Лотмана.

2 Белоусов А.Ф. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» // Русская классическая литература: Анализ художественного текста. Таллин, 1988. С. 20.

3 См. подробнее в нашей статье: О семантике четырехстопного хорея в лирике А.С. Пушкина 1825-1830 гг. // В свете исторической поэтики... : Книга памяти Самсона Наумовича Бройтмана: Статьи и воспоминания (в печати).

4 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. Т. 2. М., 1994. С. 365. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера тома и страницы.

5 Для сравнения: в «Дорожных жалобах» - 15 глаголов на 32 строки, в «Зимнем вечере» - 20 на 32 строки, в «Зимней дороге» - 11+3 деепричастия на 28 строк, в «Стихах, очиненных ночью во время бессонницы» - 9 на 15 строк).

6 См. исследование И.В. Силантьева: «Всякий мотив в лирике исключительно темати-чен, и любому мотиву здесь можно поставить в соответствие определенную тему. И наоборот, лирическая тема как таковая исключительна мотивна по своей природе, и

мотивы как предикаты темы развертывают ее через действие - конечно, применительно к лирическому субъекту. <...> В целом же лирическая тема принципиально и предельно рематична, и в этом отношении она функционально сливается с лирическим мотивом» (Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004. С. 87-88.).

7 Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 314. Курсив С.Н. Бройтмана. Б.О. Корман для обозначения данного типа субъекта пользуется термином «автор-повествователь» (см., например: Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982).

Анализ стихотворения Пушкин А. С. «Если жизнь тебя обманет…»

1-38stihi/pushkin/1Стихотворение "Если жизнь тебя обманет...»

Анализ стихотворения - Если жизнь тебя обманет...

Мне нравится поэзия А. С. Пушкина. Когда читаешь его стихи, понимаешь, что это не просто отражение внутреннего мира поэта, но и способ общения с читателями. Поэт не только рассказывает нам о своих переживаниях, мыслях, но и делится опытом, дает мудрые советы. Так, когда я читаю стихотворение "Если жизнь тебя обманет…», возникает ощущение, что с тобой беседует добрый и чуткий человек, многое повидавший и переживший.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет

Верно говорят: слезами горю не поможешь. Автор стихотворения тоже считает, что печаль и уныние-плохие помощники в беде, а терпение и надежда на лучшее способны поддержать в человеке силы и веру в себя.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Конечно же,» настоящее уныло» не всегда, но иногда бывает так, Что все валится из рук, проблемы возникают одна за другой и кажется, что черная полоса жизни никогда не кончится. Но многие беды, спустя время, могут вспоминаться с улыбкой и начинаешь понимать: все было не так страшно, как ты думалось раньше. Думаю, что именно это и имел в виду А. С.Пушкин, утверждая, что наше сердце живет в будущем. Поэт настраивает читателя на оптимистичное восприятие реальности и говорит: унывать не стоит в любой ситуации и, возможно, со временем решатся даже самые сложные вопросы.

Стихотворение “Если жизнь тебя обманет” было написано в сложный для Пушкина период, однако невозможно не заметить, что поэт все же настроен оптимистично. Краткий анализ “Если жизнь тебя обманет” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, объясняет причины такого настроя автора и его философские мотивы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1825 году, приблизительно с января по август. Оно писалось для альбома Евпраксии Вульф и в том же году было напечатано в “Московской телеграфе”.

Тема стихотворения – Александр Сергеевич говорит о сложности жизни, в которой, постаравшись, можно всегда найти что-то хорошее.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из двух строф.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – ямб с кольцевой рифмовкой.

Метафоры – “сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья” .

История создания

Александр Сергеевич написал это небольшое стихотворение в 1825 году, когда находился в ссылке в своем имении в Михайловском. Соседнее имение, Тригорское, соседствовало с имением Вульфов. Для альбома их дочери Евпраксии и предназначалось это произведение. Философское рассуждение – странная тема для альбома юной девушки, и все же по какой-то причине Пушкин выбрал именно его.

Тема

Автор рассуждает о сложности жизни, говоря, что с человеком в один день может произойти что-то плохое, другой будет предназначен для веселья. В любом случае нужно быть готовым принять все, что подарит судьба. Лирический герой произведения настроен оптимистически и передает это настроение читателю.

Композиция

В этом простом двухстрофном произведении Пушкин использует одночастную композицию, развивая одну мысль.

В первой строфе он рассуждает о том, что жизнь может обмануть человека, но это не повод сердиться и печалиться. Нужно просто переждать день уныния, потому что за ним непременно последует день веселья.

Вторая строфа – это продолжение философских рассуждений о жизни, но уже в другом ключе. Пушкин говорит о том, что настоящее всегда уныло. Человек увидит то, что было в нем хорошего, только когда оно станет прошлым. И он предчувствует это хорошее, пока оно ждет его где-то в будущем.

Такова человеческая природа – верить в лучшее. Верит в него и сам поэт, размышляя о своей жизни. Он говорит о том, что все испытаний надо воспринимать философски, ведь и они когда-то станут прошлым.

Жанр

Это философская лирика – автор рассуждает о вопросах, которые считаются вечными: смысле жизни (в том числе своей), о том, как человек относится к настоящему и будущему. Он говорит о том, что жизнь очень сложна, но эта сложность состоит не только из дней уныния, но и из дней веселья. Философский стих настраивает читателя на оптимистический лад.

Он написан одним из любимых стихотворных размеров зрелого Пушкина – ямбом. Также поэт использует кольцевую рифмовку, показывая, что каждая строфа содержит в себе законченную мысль.

Средства выразительности

Из привычных тропов поэт использует только метафоры – “ сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья” . Но это далеко не все художественные средства, которые помогают ему выразить главную мысль произведения.

Так, в первой строфе поэт использует множество глаголов, показывая, что к жизни души следует относиться деятельно. Вторая строфа наполнена словами, говорящими о времени – прошлое, настоящее, будущее. Таким образом автор показывает, что человек как бы живет в трех временах сразу: настоящее кажется ему унылым, так что он все время стремится заглянуть в будущее, одновременно постоянно оглядываясь в прошлое.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 11.