» » Государство основной институт политической системы презентация. Государство- основной институт политической системы общества

Государство основной институт политической системы презентация. Государство- основной институт политической системы общества
Цель урока:
Дать общую характеристику государства как основного института политической системы:
-выяснить кому принадлежит и как формируется верховная власть в государстве, какова структура и объем властных полномочий.
-установить как организована территория государства, на какие части она делится.
-уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления власти,
а также степень участия в ней народа и положение личности.

План урока:
1.Понятие политического института.
3. Функции государства.

1. Политический институт- это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. (Прежде всего- это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д.)
Главная функция всех институтов- регулирование общественно-политических процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними.
2. Государство как политический институт. Его признаки.
Государство –основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Признаки государства:

Территория
- население
- власть
- суверенитет
- монополия на легальное применение силы
- исключительное право на издание законов
- всеобщность
- право на взимание налогов и сборов с населения

Аппарат государства- это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций.
Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата.
3. Функции государства.
Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач.
Обычно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции обеспечивают удовлетворение разнообразных интересов населения страны. К ним относятся экономическая, социальная, культурная, экологическая функции, а также функции охраны правопорядка.
Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

4. Формы государственного устройства в современном мире.
Форма государства –совокупность внешних признаков государства, включающая три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.
Форма государственного устройства- административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Выделяют две формы государственного устройства: федерацию и унитарное государство.
Федерация -форма государственного устройства, при которой входящие в ее состав административно-территориальные образования (субъекты) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью.
К федеративным государствам относятся: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, и др.
Унитарное государство- форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности.
К унитарным государствам относятся: Великобритания, Япония, Испания, Италия, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и т.д.
Конфедерация - более или менее постоянный союз государств, полностью сохраняющих свой государственный суверенитет, для реализации каких - либо совместных целей.
Члены конфедерации передают в компетенцию союзных органов решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.
Форма правления характеризуется порядком формирования высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также распределением между ними полномочий и функций.
Современным государствам присущи две формы правления: монархия и республика.
Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую республики и республику смешанного типа.
Парламентская республика характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Классическая модель парламентской республики существует в Италии и ФРГ.
Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.

Монархия- форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования.
В современном мире сохраняются два типа монархии- абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха. Он осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную- при помощи законосовещательных органов (назначаемых или выборных). В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.
Конституционная монархия- власть монарха ограничена конституцией или законами, а также действующими законодательными и исполнительными органами государства.
Конституционная монархия
дуалистическая парламентская
Власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. Монарх чисто номинально выполняет свои функции.



Теории возникновения государства

Государство -это властно – политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определенной территории.


Аристотель- естественное происхождение государства

Государство

Селения

Семьи


Роберт Фильмер – патриархальная теория

Государство – расширенная форма патриархальной власти во имя всеобщего блага, возникло в результате объединения родов в племена, племен – в большие общности и т.д.


Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо – договорная концепция

Государство возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения порядка и соблюдения прав граждан.


Дюринг, Гумплович, Каутский- теория насилия и завоевания

Государство возникло как продукт стремления одних племен удержать свою власть над другими.


Платон, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин – социально-экономическая концепция

На первый план выдвигали разделение труда в обществе .


Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс – этатистская концепция

Признание пользы государства, его активной положительной роли для общества.


М. Бакунин, П. Кропоткин - антиэтатистская концепция

Государство в любом его виде есть орудие насилия над личностью, олицетворение тирании и эксплуатации.


Функции государства

ВНУТРЕННИЕ

ВНЕШНИЕ

  • Защита прав и свобод человека, охрана правопорядка
  • Управление экономической системой
  • Взимание налогов
  • Осуществление социальных программ
  • Защита окружающей среды
  • Поддержка культуры, забота об историческом наследии
  • Оборона страны от внешней угрозы
  • Сотрудничество с другими государствами
  • Участие в деятельности международных организаций

  • Территория
  • Население
  • Политическая власть


Типология государств

РЕСПУБЛИКА

государство, органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов

ведущую роль в политической жизни общества играет президент

тон в политической жизни страны задает парламент

президент (как и парламент) избирается народом

выборный парламент формирует и контролирует правительство

президент является главой и государства, и исполнительной власти власть в стране более устойчива: законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать

президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства

власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на конфликтующие партийные группы

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ

Основные формы республики



Президентская республика

В условиях президентской формы правления правительство страны непосредственно подчиняется президенту.


Высшие органы власти Республики Казахстан

Избиратели Республики

Президент

Местные Маслихаты

Парламент

Мажилис

Сенат

Парламента

Правительство


Типология государств

МОНАРХИЯ

форма правления, при которой верховная власть в обществе или полностью или частично принадлежит единоличному наследственному правителю - монарху

власть монарха не имеет серьезных ограничений и носит самодержавный характер

власть монарха ограничена конституцией и/или действующим в государстве парламентом

АБСОЛЮТНАЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ

Основные формы монархии


Основные типы государств по национальному устройству

Тип государства

Краткая характеристика

Унитарное государство

  • единое государство
  • единые конституция и гражданство
  • единая система права, органов власти и управления
  • делится на административно-территориальные единицы

Федеративное государство

Объединяет относительно самостоятельные государственные образования, которые наряду с наличием общих федеративных органов и структур могут иметь:

Конфедерация

  • собственную конституцию
  • свои правовую и судебную системы
  • свои органы власти

объединение независимых государств для совместного решения общих задач;

неустойчиво:

обычно либо распадается , либо развивается в федерацию


Функции правового государства

  • Экономическая

2. Правоохранительная

3. Социальная

4. Политическая


Правовое государство и гражданское общество

Функции гражданского общества

1. Защита частных сфер жизни человека и гражданина

2. Общественное самоуправление

3. Защита граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти

4. Обеспечение гарантий прав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах

5.Социальный контроль по отношению к своим членам

6.Коммуникационная функция

7. Стабилизирующая функция


  • право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
  • право на защиту чести и достоинства
  • право на справедливый, независимый и публичный суд
  • право избирать и быть избранным в органы власти
  • свобода мысли, убеждения, слова, совести
  • свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний
  • право на частную собственность
  • право на предпринимательскую деятельность
  • право на свободное распоряжение своей рабочей силой
  • право на труд и социальное обеспечение
  • право на жилище и благоприятную окружающую среду
  • право на охрану здоровья
  • право на образование и доступ к культурным ценностям
  • свобода художественного и технического творчества

Гражданские

Политические

Экономические

Социальные

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВО

ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ГОСУДАРСТВО» ГОСУДАРСТВО – основной институт политической системы, организующий направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, классов. ГОСУДАРСТВО – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру правления.

Только государство легитимирует (узаконивает) политическую власть в обществе. Только органы государственной власти имеют монополию на выработку и применение норм права. Только механизм государства регулирует функционирование других институтов политики в рамках действующих законов. ГОСУДАРСТВО – ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Признаки государства 1.Наличием собственной территории и населения 2. Наличие публичной власти(т.е обладает государственным аппаратом, состоящим из органов власти и должностных лиц) 3.Монопольное правотворчество. 4.Монопольный сбор налогов. 5.Монопольное право выпуска денежных знаков 6 .Внутренний и внешний суверенитет.

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА ВНУТРЕННИЙ СУВЕРЕНИТЕТ: ВНЕШНИЙ СУВЕРЕНИТЕТ: 1. Никем не ограниченное право определения собственной формы правления и формы государственного устройства. 1.Право обмениваться с другими государствами официальными представителями: послами и консулами. 2. Абсолютное право создания и использования органов государственной власти. 2. Право иметь представительство в межгосударственных, международных и региональных организациях. 3. Монопольное право издания и применения законов. 3. Право заключать договоры с другими суверенными государствами по всем направлениям совместной деятельности. 4. Экономические прерогативы (исключительные права): составление и исполнение госбюджета, сбор налогов, использование национальной валюты и валюты других стран.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Функции государства Внутренние функции Внешние функции Организационная Правотворческая Экономическая Социальная(куьтурная) Защитная Обеспечение госбезопасности Представительская Воспитательная Развитие сотрудничества

Отрасли внутренней политики. Денежно-кредитная Демографическая Молодежная Законодательная Судебная Защита населения Политика в образовании, в кино, музейного дела.

Как работает государство? 1 этап-выявление проблем и их причин. 2 этап-определяют цели и задачи по устранению проблем. 3 этап-принятие программ и их реализация. 4 этап анализ результатов деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА ФОРМА ГОСУДАРСТВА – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. ФОРМА ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношения государства в целом и его частей.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) УСТРОЙСТВА Унитарное государство (унитария) – характеризуется простотой формой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и суда, действующих на всей территории страны. Федеративное государство (федерация) – сложная форма территориального устройства государства, в которой входящие в состав государства территориальные единицы (субъекты федерации) обладают политической, правовой, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – способ организации высших органов государственной власти. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

МОНАРХИЯ Глава государства – монарх, в руках которого концентрируется вся полнота государственной власти либо реально (абсолютная (неограниченная) монархия), либо формально (конституционная (ограниченная) монархия). Как правило монархическая власть предается по наследству и бессрочно, то есть пожизненно. Юридическая безответственность монарха, то есть нераспространение на него как на физическое лицо действия законов данного государства. Право монарха представлять свое государство по собственной воле. МОНАРХИЯ – (от греч. monos – один и arhe – власть) форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека и передается им по наследству.

ВИДЫ МОНАРХИЙ И ИХ ПРИЗНАКИ Критерии Абсолютная Дуалистическая Парламентская Принадлежность законодательной власти Монарху Разделение между монархом и парламентом Парламенту Осуществление исполнительной власти Монархом Формально – монарх, практически - правительство Назначение главы правительства Монархом Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом Право роспуска парламента Парламент отсутствует У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства) Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется Предусмотрено, но не используется Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное – указ может иметь силу закона Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется

РЕСПУБЛИКА Как правило ограничение власти главы государства и различных государственных органов определенным конкретным сроком, по истечении которого они слагают свои полномочия (принцип сменяемости). Преобладание принципа выборности главы государства и других верховных органов государственной власти. Коллективное правление, построенное на реальном или формальном разделении власти по её ветвям (в зависимости от политического режима). Ответственность главы государства и других должностных лиц за свои действия в случаях, определенных законом. РЕСПУБЛИКА – (от лат. respublica – общественное дело) форма государственного правления, которая должна отличаться выборным характером формирования высших органов государственной власти.

ВИДЫ РЕСПУБЛИК И ИХ ПРИЗНАКИ

В последнее время определённо наметилась политическая тенденция движения России к президентской форме правления, построенной на укреплении вертикали власти. Выборы губернаторов, президентов республик представительными органами власти субъектов РФ по представлению Президента РФ. (назначаемость губернаторов) Появление института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Право Президента РФ роспуска региональных парламентов. В современной России трудно определить форму республиканского правления, так как у нас сочетаются признаки смешанной, так и президентской республики

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ – это приемы и методы осуществления государственной власти.

ДЕМОКРАТИЯ ДЕМОКРАТИЯ – власть народа (от греческого «демос» - народ, «кратос» – власть). СОЛОН КЛИСФЕН ПЕРИКЛ

Признаки демократического режима Народовластие Правительство, основанное на согласии управляемых Правило большинства Строгое соблюдение прав и свобод Свободные и честные выборы Равенство граждан перед законом Независимое судопроизводство Терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

Проблемы демократии Отбор кандидатов в законодательные органы производят партии. Дороговизна выборов, наличие различных цензов. На деле нет равенства между гражданами (миллионер имеет больше шансов быть избранным, чем обычный гражданин) В области международных отношений(более развитые экономические страны берут на себя миссию «мирового правительства»), чем ущемляют права других государств.

Признаки авторитарного режима 1. Власть соблюдает гражданские свободы, но ведёт себя жёстко по отношению к обществу. 2.Власть в руках одного или группы лиц 3.Правление – на силовой основе 4.Выборы проводятся нерегулярно. 5.Выборы часто фальсифицируются. 6.СМИ не отражают все мнения населения.

ТОТАЛИТАРИЗМ

Признаки тоталитарного режима Тираническая, диктаторская власть Тотальный контроль за людьми Бессудные репрессии Милитаризация общественной жизни Монопартийность Моноидеология

Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 9. Государство как политический институт Теория политики План лекций 1.Государство как универсальный политический институт. 2.Государство и гражданское общество: соотношение понятий. 3.Типы государственного устройства. 4.Формы правления. 2 Требования к знаниям, умениям и навыкам Студент должен: Знать понятие политического института Уметь пользоваться институциональным подходом Понимать принципы отношений институтов в ходе политического процесса Уметь охарактеризовать основные политические институты 3 Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленной политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения Концепции происхождения государства: Патриархальная; Теократическая; Теория насилия; Теория «общественного договора»; Социально-экономическая; Органическая; Психологическая. Основные атрибуты государства: Территория; Суверенитет; Население; Публичная власть. Суверенитет – это Независимость государства во внешних и внутренних делах. Согласно классической теории суверенитета, критерий самостоятельного и хорошо организованного государства – наличие в нем субъекта или политического института, чья власть абсолютна, всецела, неделима, беспредельно и окончательна. Форма государственного устройства – это Национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Форма правления – это Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений его органов, степень участия населения в их формировании. Типология государств Государство Форма правления Монархия Форма государственного устройства Унитарное государство Абсолютная Федерация Ограниченная Конфедерация Дуалистическая Конституционная Республика Парламентская Президентская Полупрезидентская Функции государства: Внутренние: – Экономическая; – Социальная; – Защита конституционного строя; – Обеспечение порядка и законности; – Консолидация общества; – Экологическая; – Культурнообразовательная. Внешние: – Участие в решении глобальных проблем; – Обеспечение национальной безопасности; – Развитие взаимовыгодного сотрудничества; – Отстаивание государственных интересов. Правовое государство Обеспечивает: – Верховенство права и закона; – Максимальную гарантию прав и свобод человека; – Равенство всех перед законом; – Взаимную ответственность гражданина и государства; – Судебную защиту личности. Основывается: – На разделении и балансе властей; – Установлении пределов и меры власти; – Политическом плюрализме; – Подзаконности власти и управления; – Конституционном надзоре; – Широком местном самоуправлении. Социальное государство: Обеспечивает: – Движение к утверждению в обществе социальной справедливости; – Ослабление социального неравенства; – Предоставление каждому человеку работы; – Сохранения мира и согласия в обществе; – Формирование благоприятной для человека жизненной среды. Основывается: – На достаточно высоком уровне экономического развития; – Демократизме политической системы; – Компромиссе основных политических сил; – Развитии системы социального партнерства; – Повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Гоббс Т. Левиафан. // Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. М., 1991. Ильин И.А. О государственной форме// Антология мировой политической мысли. Т. 4 / Отв. ред. Б.И. Бессонов. М., 1997. Кинг П. Классифицирование федераций. // Полис. 2000, № 5. Крозье М. Современное государство – скромное государство. Другая стратегия изменения. // Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. Макиавелли Н. Государь. // Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм. // Полис. 1995, № 5. Севортьян Р. Государство как универсальный феномен и аналитическая конструкция // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 11. Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов. 15




Политический институт – комплекс принципов и норм, формальных и неформальных правил, регулирующих процессы в сфере политики. Политические институты выступают в форме политических организаций и учреждений. Политические институты По форме Государственные: парламент, правительство, суд Негосударственные: партии, общественные движения, организации По принципам деятельности Традиционные: основаны на жестких ритуалах, правилах и традициях Модернизированные: основаны на гибких нормах и правилах, слабо зависимых от моральных предписаний По характеру организации Формальные: регламентированы юридическими нормами Неформальные: регламентированы личными отношениями и моральными нормами личные связи, клиентелизм, коррупция, кланы и мафии, гражданское общество


Государство – это универсальная территориальная форма организации политической власти в социально неоднородном обществе с национальной или многонациональной структурой, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, обладающей законным правом применения принуждения. Государство как общественный договор граждан для защиты и гарантии прав и свобод человека Договорно - правовое государство Национальное государство Классовое государство Государство – орудие реализации интересов экономически господствующего класса Государство как универсальный механизм реализации «коллективного духа нации», реализации национальной идеи Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения социальных интересов.


Государство строится на основе территориальной, этнической и политической общности Признаки государства Наличие публичной власти Система налогов, податей и займов Территория Суверенитет Система права Монополия на легальное применение силы Структура государства по разделению власти Система законодательных представительных учреждений Исполнительно- распорядительные органы Судебные органы Внутренние Внешние Структура государства по выполняемым функциям


Функции государства – главные направления деятельности по осуществлению стоящих перед государством задач развития гражданского общества и взаимоотношений с мировым сообществом Внешние Участие в решении глобальных проблем современности Обеспечение национальной безопасности Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами Защита государственных интересов в международных отношениях Внутренние Экономическая Социальная Правовая Культурно- воспитательная Политическая Экологическая Организаторская Консолидация общества Социальный арбитраж


Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий наряду с политическим режимом форму правления и форму государственного устройства Особенности Форма государства определяет: кто и как правит в обществе, как устроены в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории и связано с государством, с помощью каких методов и приемов осуществляется государственная власть От формы государства зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов Элементы формы государства Форма правления – порядок образования и организации органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением Форма государственного устройства – территориальная структура государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами Политический (государственный) режим – система методов, способов и средств осуществления государственной власти


Форма государственного правления – элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением Формы государственного правления, различаемые в зависимости от положения главы государства Монархия – власть полностью или частично находится в руках единоличного главы государства Признаки Разновидности Власть передается по наследству Осуществляется бессрочно Не зависит от воли населения Абсолютная – единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Катар, Оман) Парламентская – носителем суверенитета наряду с монархом Выступают государственные органы, ограничивающие его власть. Монарх является главой государства и имеет право участвовать в деятельности законодательных органов власти (Великобритания, Швеция, Норвегия. Испания, Япония) Дуалистическая – монарх наделен преимущественно исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко)


Форма государственного правления Формы государственного правления, различаемые в зависимости от положения главы государства Признаки Республика – глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа Выборность власти Срочность Зависимость от воли избирателей Президентские Парламентские Смешанные Разновидности


Разновидности республик в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно Президентские (США, Аргентина, Венесуэла) Парламентские (Италия, ФРГ, Израиль) Смешанные (Австрия, Финляндия, Франция) Президент избирается коллегией выборщиков или всенародным голосованием и является главой государства и правительства Президент назначает правительство и руководит его деятельностью Президент наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа государственной власти Правительство формируется парламентом и отвечает перед ним Парламент имеет право выражения вотума недоверия деятельности правительства, министрам, главе правительства Главой государства с представительными функциями является президент, который избирается парламентом. Реальной главой государства является глава правительства Двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом Президент и парламент избираются непосредственно народом Главой государства является президент, который назначает главу правительства Парламент контролирует правительство путем утверждения бюджета страны, а также через право вотума недоверия правительству


Форма государственного устройства – это административно- территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти Унитарное государствоФедерацияКонфедерация Единые для всего государства верховные органы законодательной, исполнительной и судебной власти Действует одна конституция и единая система законодательства Составные части государства (области, районы) не обладают государственным суверенитетом Единые вооруженные силы Внешнюю политику осуществляют центральные органы власти Территория состоит из отдельных субъектов (штатов, республик, кантонов) Верховная власть в государстве принадлежит федеральным государственным органам Субъекты имеют право создания собственной системы законодательства и государственных органов власти Единое союзное гражданство Внешнюю политику осуществляют центральные органы власти Не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета Сохраняет гражданство государств, которые находятся в союзе Решает проблемы экономического и оборонного характера Участники союза могут договориться о единой денежной, таможенной системах, единой межгосударственной кредитной политике


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА ЭТАТИСТСКАЯ СОЗДАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ МЕЖДУ РЕГИОНАМИ УСЛОЖНЕНИЕ ПРОЦЕДУР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЕЭТАТИСТКАЯ АКТИВИЗВЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЕГО КОНТРОЛЬ НАД ГОСУДАРСТВОМ РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРТИЙ И ГРУПП ИНТЕРЕСОВ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ УСИЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАЧАЛ Слайд 11к