» » Характеристика остапа из повести тарас бульба 7. Характеристика Остапа (Н

Характеристика остапа из повести тарас бульба 7. Характеристика Остапа (Н
  • Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь, трудное знанье вершить ратные дела
  • Гоголь характеризует героя, подскажет народно-поэтические истоки образности (сравнения, эпитеты), лексический состав отрывков («Рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качества льва»; «Как плавающий ястреб…»; «батька за пояс заткнет»; «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно…»; «хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине»; Авторский комментарий, подбор изобразительно-выразительных средств, ведущая роль героя в кульминационных моментах повествования), раскроет обобщенный характер образа, его типичные черты.
    Тарас - это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий - воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап - воплощение молодой запорожской силы, зреющей в народе. Тарас убивает Андрия как предателя своей родины, несмотря на то, что он его сын. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса

    Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. В свои двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. В Остапе заметны черты будущего вожака. Автор сравнивает Остапа с великаном, потому что великаны, богатыри всегда были защитниками родной земли. Величие души Остапа - в верности запорожским идеалам: погибнуть за родную отчизну. Андрий по своему душевному складу индивидуалист и эгоист. Он отличался изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.

    Трагический пафос последних глав повести «Тарас Бульба» требует определенных пауз: необходимо дать возможность внутренне перечувствовать, пережить самые скорбные страницы гоголевского повествования. И первые вопросы к ним – это вопросы о прочувствованном, о том впечатлении, которое оставляет в душе финал повести, трагическая судьба героев. Герои не погибают – они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Смерть, изображенная в повести Гоголя, «…освящена ореолом доблести, она духовна, хотя Гоголь не скупится на описание рек крови и вида отрубленных голов». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа – подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

    «Тарас Бульба» легло реальное историческое событие - казацкое восстание 1638 года, которое подавил гетман Потоцкий. Драматические судьбы персонажей повести вдохновлены конкретными историческими примерами. Прототипом Тараса Бульбы стал Охрим Макуха, атаман запорожского войска, соратник .

    У этого Охрима было трое сыновей, один из которых переметнулся на сторону поляков и предал казаков из-за того, что влюбился в польскую панночку, как это случилось в повести с . Другой сын Охрима – Хома – стал прототипом гоголевского Остапа. Этот Хома пытался доставить брата-перебежчика к отцу, но погиб по ходу дела.

    Эту историю Гоголь узнал от человека, с которым вместе учился - потомка третьего, выжившего сына Охрима Макухи, в семье которого этот рассказ передавался как фамильное предание. Писатель также пристально изучил исторические источники - труды ученых-историков, украинские летописи и народные песни.


    Повесть «Тарас Бульба» впервые издана в составе сборника «Миргород» в 1835 году. В 1842 году вышел второй том «Сочинений» Николая Гоголя, куда вошла отредактированная версия повести, которая коренным образом отличается от первой.

    «Тарас Бульба»

    Остап - молодой запорожский казак, сын пана Тараса Бульбы. В начале повести герою 22 года, это крепкий и рослый юноша, который еще не бреет бороды. После приезда в Запорожскую Сечь герой мужает, а черты его лица становятся «грозными».

    У героя есть младший брат Андрий. Остап вместе с братом получил образование в киевской бурсе (академии), куда юношей отправили еще двенадцатилетними. Каждый год на время каникул юноши отправлялись домой и весь путь проделывали пешком, потому что по обычаю считались слишком юными, чтобы ездить верхом. Тарас Бульба одарил сыновей конями, только когда те уже выпускались из бурсы.


    В бурсе Остап не проявлял рвения в учебе и в первый год даже попытался сбежать. Однако героя вернули назад, высекли в назидание и вынудили засесть за книги. Остап четырежды закапывал учебники в землю, за что всякий раз получал плетей. Зато герой считался в бурсе надежным товарищем и никогда не выдавал других даже под угрозой наказания.

    Несмотря на то, что Остап и Андрий выросли вместе и одинаково воспитывались, в характерах братьев много несхожего. Андрий с юных лет был веселым человеком с легким характером, хорошо учился в бурсе, охотно ввязывался в потасовки и выходил сухим из воды.

    Остап сторонился общества и был замкнут. Возмужав, Остап стал человеком с твердым характером и четкими представлениями о долге. Андрий остался более легкомысленным и предал «своих» из-за романтических чувств к полячке.


    Остап - гордый и видный молодой мужчина, настоящий казак, который никому не дает спуску. Славно бьется, метко стреляет и может выстоять в бою с шестерыми противниками одновременно. Остап и Андрий способны переплыть Днепр против течения. Отец гордится героем и считает, что со временем из Остапа получится «добрый» полковник.

    Остап действительно демонстрирует задатки хорошего лидера. Это собранный и хладнокровный молодой человек, который не теряется в сложной ситуации, способен быстро оценить текущее положение дел и придумать, как одолеть надвигающуюся угрозу. Война и пирушки - главная забота героя, остальное Остапа волнует мало. При всей нелюбви к учению, Остап считался среди казаков разумным человеком, чьи способности позволили ему стать куренным атаманом в молодом возрасте.


    Биография героя заканчивается трагически. Оказавшись в руках врагов, Остап ведет себя мужественно, идет на казнь «с тихой горделивостью» и стойко переносит пытки, которым героя подвергают на городской площади при стечении народа. Тарас Бульба, мстя за смерть сына, с громадной армией казаков идет против поляков и проявляет к врагу чрезмерную жестокость.

    Экранизации

    Первая экранизация «Тараса Бульбы» вышла на заре кинематографа, в 1909 году. Это короткометражный немой фильм, снятый режиссером Александром Дранковым. Первый фильм был снят примитивно и состоял из нескольких эффектных эпизодов, мало связанных сюжетно или по смыслу.

    В 1936 году вышла французская историческая драма «Tarass Boulba». Фильм снял русский режиссер Алексис Грановский на студии «GG Films». В роли Остапа Бульбы выступил актер Роже Дюшен.


    Иллюстрация к книге "Тарас Бульба"

    Два года спустя в Великобритании вышел ремейк фильма Грановского под названием «The Rebel Son» («Мятежный сын»). На этот раз Остап в сценарии отсутствует, внимание сосредоточено на взаимоотношениях Тараса Бульбы со вторым сыном – Андрием. Снял фильм режиссер Александер Корда.

    В 1962 году вышла американская экранизация «Тараса Бульбы» с в главной роли. Остапа сыграл актер Perry Lopez (Перри Лопез).

    В фильм много расхождений с текстом повести и забавных стереотипных (с точки зрения русскоговорящего зрителя) моментов. Юл Бриннер чересчур молод и атлетически сложен для роли Тараса Бульбы, который был грузным немолодым казаком с седыми усами. В фильме есть цыгане, сцена боя на шпагах в стиле «Трех мушкетеров», есть эпизод, где Юл Бриннер поет на английском песенку на мотив «калинки-малинки». В еще одном эпизоде изображена «типичная» игра удалых казаков: в яме сидит злой медведь, а герой проходит по перекинутому бревну над ямой, прихлебывая на ходу водку из бутылки. В финале Тарас Бульба остается в живых, а казаки берут Дубно.


    Кадр из индийского фильма "Тарас Бульба"

    В 1963 году вышел итальянский фильм «Taras Bulba, il cosacco» режиссера Ferdinando Baldi (Фердинандо Бальди). Роль Остапа там исполнил George Reich (Джордж Рейх).

    В 2010 году Тарас Бульба «дошел» до Индии. Режиссер Анил Шарма снял по мотивам гоголевской повести фильм «Вир - герой народа». Сюжет повести «пересажен» на индийскую почву. Андрий и Остап здесь превращены в двух братьев - Вира и Пунью, Тарас Бульба - в отца главных героев, главаря банды Притхви Сингха, а поляки - в англичан, колонизаторов Индии.

    Время действия - вторая половина XIX века. Войска английских колонизаторов, объединившись с индийским королем Гьянендрой, уничтожают банду Сингха. Вир вместе с младшим братом отправляется учиться в Лондон, столицу колонизаторов, которым герой мечтает отомстить за отца. В Лондоне Вир встречает соотечественницу и влюбляется, но та оказывается дочерью короля Гьянендры, врага Вира, который по-прежнему выступает на стороне англичан и хочет расправиться с героем.


    В 2009 году вышла российская историческая драма «Тарас Бульба» режиссера . Фильм снимался в Петербурге на киностудии «Ленфильм», часть эпизодов снимали в польском городе Вроцлаве, часть - на территории Украины: в Каменце-Подольском, на острове Хортица, в Киеве и Хотине. Роль Остапа сыграл актер .

    В фильме есть ряд несоответствий с текстом повести. У Гоголя меньший акцент сделан на польской панночке, в которую влюблен Андрий. Неизвестно имя этого персонажа, а после решающего сражения у Дубно панночка больше не упоминается в тексте. В фильме Бортко панночка получает имя - Эльжбета Мазовецкая, дочь воеводы, и судьба персонажа разработана лучше. Героиня рожает от Андрия сына и умирает при родах.


    Кадр из фильма "Тарас Бульба" Владимира Бортко

    В повести Гоголя много антисемитских высказываний, которые убраны из сценария фильма. Кроме того, у Бортко поляки нападают на хутор Бульбы и убивают жену героя, о чем в повести нет ни слова. В фильме есть также сцены пыток колесованием, подвешением на крюк за ребро и прочих, в повести же пытки, которым был подвергнут плененный Остап и другие казаки, подробно не описаны.

    Цитаты

    «Есть еще порох в пороховницах?!»
    «Терпи, казак, - атаман будешь!»
    «Я тебя породил, я тебя и убью!»
    «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
    «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты».

    Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - произведение неоднозначное. С одной стороны, она вроде бы воспевает немыслимую силу русского духа, с другой - пугает современного читателя описаниями старинных зверств. Остается только благодарить судьбу за то, что нам не пришлось жить в то суровое время.

    Все ценности казаков, их средства достижения цели и образ жизни выглядят сегодня дикостью несусветной.

    Встреча семейства Бульбы

    Сюжет, наверное, помнят все еще со школьной скамьи: старый полковник Тарас Бульба, дождавшись из Киевской академии двух своих сыновей, - старшего Остапа и младшего Андрия, отправляется вместе с ними в Запорожскую Сечь, ибо отношение его ко всем этим «букварям и философиям» скептическое. Истинною наукой считает старый казак жаркий бой да мужское товарищество.

    Сыновья его - оба здоровые, красивые юноши возрастом «лет за двадцать». Нрава они разного: характеристика Остапа начинает проясняться с первой же страницы. Едва вернувшись домой, он вступает в драку с родным отцом, не позволив тому над собой потешаться (старому Бульбе показались смешными сыновние «свитки»). Надо отдать должное, что полковник на старшего сына не рассердился, а совсем наоборот: пришел в восторг и пожелал драться с младшим. Но этот слеплен из другого теста, и отец сразу же припечатывает: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!».

    Личность юного Остапа

    Личности своих героев Гоголь обрисовывает немногими, но выразительными фразами, причем характеристика Остапа несколько скупее других. Человек это прямодушный, верный товарищ, никогда не выдающий своих подельников по бурсацким затеям.

    К ученью старший сын Тараса равнодушен - только угроза на двадцать лет оказаться в монастырских служках, озвученная отцом, принуждает его взяться за науку. И тут обнаруживается, что способности у него не хуже, чем у других, но все равно Остап почти никогда ни о чем не думает, кроме «войны и разгульной пирушки».

    Вместе с тем, и доброта не чужда его сердцу (правда, с оговорками на «суровый и сильный» нрав и такую же эпоху). Слез несчастной матери старшему сыну жаль, и он уезжает из дома, невесело опустив голову.

    Cherchez la femme

    Второй сын Бульбы отличается от первенца: Остапа и Андрия тотчас предлагается вниманию читателя. Младший брат не столь угрюмого нрава - он больше расположен и к науке, и к разного рода чувствам. Мечтая о ратных подвигах, он, тем не менее, помышляет и о многом другом. Интересно, что в Академии проявил Андрий, часто бывая заводилой разнообразных проказ, причем изворотливость и живость ума порой спасали его от наказания. В этом смысле характеристика Остапа противоположна: к предводительству не стремился, оправдываться не считал нужным. Принимал заслуженное наказание молча и безропотно, что говорит и об отсутствии хитрости, и о наличии гордости.

    Главное же отличие, о котором говорит внимательному читателю характеристика Андрия и Остапа, - место женщины в душе каждого из них. Если старший брат об этом и не мыслит, то младший рано узнал потребность в любви, едва ему минуло восемнадцать.

    Отношение Тараса Бульбы к слабой половине человечества более чем презрительное. «Казак не на то, чтобы возиться с бабами», - такова безапелляционная характеристика Тараса. Остапа, видимо, отцу удалось воспитать в «правильном» духе. С младшим не вышло: еще во время учебы он встречает в Киеве «прекрасную полячку», дочку приезжего воеводы, и влюбляется в нее смертельно. и приведет его к гибели.

    Ученье в бою

    Прибыв в Сечь, старший Бульба тут же принимается подбивать кошевого атамана совершить боевой поход (чтобы сыновья нюхнули пороху). Получив отказ, старый полковник разражается гневной тирадой, смысл которой в том, что жизнь без войны - бессмысленна.

    В конце концов Тарасу, наконец, «везет». В Кош является козак с недоброй вестью о том, что по всей Украине поляки притесняют православный люд, и даже церкви теперь принадлежат евреям - чтобы отслужить службу, надо платить «жидам». Поубивав немного сынов Израилевых в окрестностях Сечи, казаки выступают в доблестный поход и приходят к укрепленному городу Дубно, жители которого готовы сражаться до последнего, но не сдаться на милость запорожскому войску. Нельзя сказать, что такая позиция неверна: описание ратных подвигов казачества вовсе не наводит на мысли о проявленном милосердии, где там: всюду, где проходили бравые воины, они жгли, убивали, грабили и мучили - таковы, повторяет Гоголь, были обычаи того жестокого времени.

    Разум и страсть

    Итак, Дубно не сдается, но его обитатели в тяжелом положении: продовольствия в городе нет, окрестные деревни разграблены, а казаки расположились перед стенами, намереваясь держать осаду, пока голод не сделает того, чего не смогло оружие.

    В ходе боев становится окончательно ясно, каков старший сын Тараса - Остап Бульба: характеристика, данная ему отцом, самая лестная: «Будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!». Старший из братьев, несмотря на довольно юный возраст (ему двадцать два), проявляет себя как человек, созданный «вершить ратные дела». Он храбр, хладнокровен, расчетлив в бою, способен здраво оценить свое положение и силы противника. Мысль его занята победой - и он находит способ достичь желаемого, даже временно отступив.

    Тут же окончательно определяется разница между братьями: характеристика Андрия и Остапа не противоречит тому, что о них уже известно, наоборот - дополняется новыми фактами.

    Младший сын Тараса видит в битве «бешеную негу и упоенье». Он не склонен к предварительным оценкам или раздумьям: это натура, скорее, страстная и чувственная, нежели спокойная и рассудительная. Порой одним натиском отчаянной храбрости ему удается совершить невозможное, и тогда отец одобряет сына, все же отдавая предпочтение старшему: «И это добрый… вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка!».

    Предательство Андрия

    Под осажденным городом казаки маются от скуки, пьют, куролесят. Описанная Гоголем запорожская дисциплина ужаснула бы военного специалиста: весь лагерь спит, и только Андрий бродит по степи со стесненным сердцем - не иначе, предчувствует свою участь. И действительно: вот крадется чья-то призрачная фигура. Изумленный, он узнает служанку своей киевской знакомой: татарка, выбравшись подземным ходом из осажденного города, пришла просить у Андрия хлеба для своей панночки.

    Поведение героев в ходе последующих событий согласовывается с личностью каждого из них. Можно сказать, что Остапа, Андрия завершена - остается лишь понять, как душевные качества способны определить судьбу.

    Младший представитель семейства, чувственный и стремящийся к наслаждениям, теряет голову. Отправившись к прекрасной полячке с хлебом, Андрий забывает свой долг и свою Родину. «Отчизна моя - ты!», - говорит он возлюбленной, и остается в осажденном городе, перейдя на сторону врага.

    Весть о предательстве сына, принесенная евреем Янкелем, больно ранит Тараса. Напрасны попытки утешить его: вспомнил старый полковник, что «велика власть слабой женщины… что податлива с этой стороны природа Андрия».

    Смерть сыновей

    Тем не менее, осознание сыновней слабости не побуждает Бульбу к прощению - он упрям, жесток и безжалостен в своих принципах: заманив младшего отпрыска в лес во время битвы, отец убивает сына со словами, давно ставшими крылатыми: «Я тебя породил, я тебя и убью!».

    Потеряв одного сына, отец всю свою любовь и гордость отдает другому. Жестоко изрубленный в бою, выживший чудом, он отправляется в саму Варшаву, чтобы попытаться вызволить Остапа из плена - но этого, к сожалению, сделать не удается. Не довелось отцу и повидаться с сыном (не в последнюю очередь из-за вспыльчивости самого Тараса, не сумевшего вытерпеть оскорблений стражника, которого пытался подкупить льстивыми речами и знакомый нам Янкель).

    Оставив надежду, старый Бульба присутствует на площади, где казнят пленных, и характеристика Остапа, данная ранее, снова подтверждается. Под пытками не издает он ни звука, чтобы не доставить «еретикам»-полякам удовольствия слышать козачьи стоны. Душа его дрогнула лишь однажды, при самой жестокой муке, и тогда, поддавшись слабости (наверное, единственный раз в своей недолгой жизни) Остап крикнул в душевной муке: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?!» И стоящий среди зевак Бульба ответил любимому своему сыну: «Слышу!».

    Остап: характеристика, описание, мое впечатление

    В повести «Тарас Бульба» много замечательных героев, которые представляют собой галерею подлинно национальных характеров. Эти образы отражают моральный облик народа, его традиции и нравы. Героизм, самоотверженность, патриотизм – все это было присуще доблестным воинам, защищавшим нашу страну. С другой стороны, Тарас, Андрей и Остап изображены очень реалистично, у них есть вполне обыкновенные, человеческие чувства, которые есть у каждого из нас независимо от того, в каких исторических эпохах мы живем. Но из всех персонажей повести «Тарас Бульба» больше всего мне запомнился мой любимый герой Остап. На мой взгляд, он самый смелый и мужественный из всех тех, кого описал Гоголь. Именно поэтому я выбрал тему: Образ Остапа в произведении «Тарас Бульба».

    Остап – это старший сын Тараса Бульбы. Характером он пошел в отца: такой же бравый воин, доблестный и бесстрашный. Когда они с Андрием вернулись домой, он первым долгом сразился с Тарасом, так как тот хотел проверить, чему его дети научились. Остап, упрямец и гордец, не простил обиды и постоял за свою честь, хоть и задетую в шутку. После этого братья по приказу отца должны были отправиться на военные сборы. Герой скучал по матери, хотел отдохнуть, но, тем не менее, без колебаний поехал. Значит, он свято чтит авторитет старших. Горячность нрава не мешает ему следовать советам и подчиняться приказам.

    В войне с поляками Остап проявил себя, как настоящий мужчина. Он храбро сражался и не жалел себя. В бою он был ловок и силен. Хотя войско поляков превосходило войско Тараса, соплеменники Бульбы вели себя героически и жертвовали собой, в отличие от врагов. Эти люди дрались не на жизнь, а на смерть за счет того, что они защищали свою землю и мстили за набеги, унесшие жизни их матерей и сестер. То есть, Остап не был жесток и кровожаден по природе своей. Он стал таким, чтобы постоять за свою родину, чтобы отомстить за гибель матери.

    Когда герой узнал, что стало с Андрием, он воспринял эту весть хладнокровно. Он не стал защищать брата, хотя любил его. Остап понимал, что тот сделал свой выбор, не нужно ему мешать. С этих пор они уже не братья, а враги, и каждый должен делать, то, что должен, и будь, что будет. Такое отношение к предательству брата характеризует Остапа, как человека, верного своим принципам. Он не поступился ими даже ради члена семьи. То есть, перед нами исключительно сильный герой, для которого долг перед родиной превыше всего, даже родственных чувств.

    Самая жуткая и великая сцена в повести – смерть Остапа. Именно во время казни он показал всю мощь своего характера, всю силу своей воли. Он не позволил «ляхам» насладиться смертью героя, увидеть его боль. Герой не проронил ни звука, и уж тем более не просил пощады. Это и есть самый главный подвиг Остапа. Единственный крик, обращенный им в никуда, это последнее слово отцу, своему единственному родному человеку. И тот его услышал. Такая отрада значила для Остапа больше, чем стенания матери или слезы невесты. Он услышал, как отец, тот, на кого он ровнялся, одобряет, любит и поддерживает его в последнюю минуту. Кроме того, отклик означал, что Тарас еще жив, и дело их не умерло. Родина не останется без отмщения, пока хоть один из этих бравых молодцов остался в живых.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Характеристика героя

    Остап-старший сын Тараса Бульбы. Он вместе с младшим братом окончил Киевскую академию. Остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии.

    Вскоре Остап стал одним из лучших в академии. Всегда считался хорошим товарищем и его за это единодружно любили. С равными был прямодушен. Имел в сердце доброту и был тронут слезами бедной матери. После окончания учёбы Остап с братом приехали домой. Оба молоды и красивы, отправились с отцом в Запорожскую Сечь. Остап всё время думал о сражениях, мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступать своему прославленному в битвах отцу.

    В свои 22 года он был поразительно хлоднокровен, всегда трезво мог оценить опасность. Остап ни разу не растерялся, не смутился в бою. Крепостью дышало тело молодого казака, а рыцарские качества приобрели силу льва. Казаки быстро оценили силу, смелость, ловкость, отвагу в бою. Даже Тарас Бульба поговаривал, что со временем из Остапа будет добрый полковник.

    Остап остался до конца жизни верен своей отчизне, своему дому. Даже в плену, когда его подвергали страшным мукам, он не сказал ни слово, ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди.

    Он умер, как верный сын своей Родины.