» » Хорошо ли быть гордым. Гордыня в психотерапии: почему это плохо? Учебное пособие по социологии: современные проблемы свободы и гражданского обществаДля студентов и аспирантовАндрей Мясников

Хорошо ли быть гордым. Гордыня в психотерапии: почему это плохо? Учебное пособие по социологии: современные проблемы свободы и гражданского обществаДля студентов и аспирантовАндрей Мясников

Что же такое гордость? Возможно это слабость? Или сила? Нужна ли человеку эта черта или все же она мешает ему? Очень важно получить для себя ответ на эти вопросы, так она имеет большое влияние на жизнь человека в целом и на его окружение.

Нет никого, кто бы любил высокомерных людей. Тем более, вряд ли у кого-то есть желание смотреть на надменное, напыщенное или уж слишком гордое и снисходительное лицо!

Люди с огромным эго или же те, которые пытаются показать свое превосходство, обижая других, никогда не приходились по душе.

Всегда проще и ближе, да и гораздо приятней общаться с вежливыми, скромными собеседниками, которые проявляют уважение к своему оппоненту.

И казалось бы, все это понимают и могут сделать выводы, но увы, гордыня часто дает о себе знать у многих людей.

Хорошая и плохая гордость

Гордость бывает уместная и неуместная. Уместной гордостью можно назвать то чувство, когда гордишься чем-то светлым и добрым.

Вот к примеру своим хорошим поступком, допустим есть возможность что-то украсть, но жизненный принцип не позволяет - этим можно гордиться.

Или же гордость за правильное воспитание своих детей, за их успехи и признание среди сверстников.

Это добрая гордость, которая стимулирует к совершению хороших и правильных действий.

Неуместная же гордость чаще всего необоснованная и имеющая свои личные причины.

Как пример: кто-то устроился на престижную высокооплачиваемую работу не за свои знания, таланты и способности, а по знакомству или за деньги. В этой ситуации гордость будет необоснована и совсем неуместна.

Именно гордость не позволяет признать свою неправоту и ошибки.

Люди с высоким эго обычно очень надменны и высокомерны, с ними трудно общаться и тем более иметь дружеские или родственные отношения.

Горделивые люди практически всегда еще и тщеславны, эти личности всем своим нутром стремятся к величию, восхищению в их адрес, они часто грубы и с презрением относятся к окружающим, считая их недостойными даже находиться рядом возле своей персоны.

К чему приводит гордость

Этот порок известен очень давно, с самого появления на свет человечества пришла и гордыня.

Мало кто понимает и может признаться себе в том, что он чрезмерно горд и самовлюблен, что нужно учиться смирению, а не ставить себя выше над другими. Именно смирение может помочь в подавлении своей гордости.

В семье нужно всячески избегать этого чувства. Для хороших и гармоничных отношений лучше всего уступать, принимать решения совместно и всегда уважать друг друга, тогда и дети будут учиться правильному поведению от родителей, в противном случае они, подрастая, будут вести себя небрежно и эгоистично по отношению к своим родным.

В тех семьях, в которых неизвестен этот порок, царит счастье и взаимопонимание, такие семьи очень хорошо заметны со стороны.

В обществе гордость довольно часто выступает причиной конфликта и стычек. У таких людей очень мало друзей, с ними тяжело общаться и неприятно.

На работе они с трудом находят общий язык с коллегами, и с начальством могут быть разногласия, так как гордые люди не могут спокойно воспринимать приказы.

Такое непризнание среди людей и постоянные негативные моменты приводят к раздражению и агрессии, что не влечет за собой ничего хорошего для самочувствия, а даже наоборот - расшатывает нервную систему, что в свою очередь ведет к ухудшению физического здоровья.

Стрессы, переживания и негативные эмоции могут ввести в глубокую депрессию.

Как преодолевать гордость

С гордостью нужно бороться, ее спутником несомненно является эгоизм и в паре эти два чувства не приведут ни к чему хорошему.

Их нужно искоренять, спрятать далеко в глубине души, забыв о них навсегда.

Гордые и эгоистичные люди не умеют прислушиваться к другим, не уважают чужое мнение и не видят никого кроме себя самого, но в то же время они требуют, что бы уважали и почитали их.

Поэтому самым оптимальным методом борьбы с гордостью является уважение к другим, уважение к их выбору и к точке зрения.

Но конечно нужно понимать, что бывают такие люди или компании, которые своими действиями преступают черту закона или пытаются подбить на что-то плохое, в таком случае наоборот - не стоит уступать или идти у них на поводу, нужно показать свою уместную гордость и отказать им.

Церковь постоянно говорит о греховности человеческой гордыни и гордости. Но разве есть что-то плохое в гордости за свой народ, свою родину, русскую культуру и науку? Чем же плоха такая гордость?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определить, какой смысл мы вкладываем в слова гордость и гордыня .

Православная духовная традиция ставит знак равенства между гордостью и гордыней . Это отразилось в русском языке и отечественной литературе. Так, например, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева слово гордость выступает как синоним тщеславия и надменности, т. е. соответствует понятию гордыни. Однако в западной духовной традиции принято различать гордость и гордыню , причем первую понимают в нейтральном или положительном смысле как чувство собственного достоинства, достоинства своего народа и страны и даже как сознание высоты своей христианской веры и усыновленности Богом.

Как объясняют гордость современные словари? Гордость определяют как чувство собственного достоинства, удовлетворения от каких-либо совершенных дел, самоуважение. Но кроме того, это и завышенная самооценка, высокомерие. С одной стороны, это нормальное чувство по отношению к себе и другим людям, а с другой – негативное чувство, которое человек может испытывать как по отношению лично к себе, возвышая себя, так и к окружающим людям, принижая их.

В некоторых случаях такая гордость может иметь положительный оттенок, когда имеется в виду человеческий талант или трудовые достижения. В других случаях, когда человек гордится своими материальными ценностями, нарядами или внешностью, это чувство никак нельзя назвать хорошим и светлым. Таким образом, в разные эпохи и в разных ситуациях слово гордость может иметь разный смысл – положительный или отрицательный. И даже такое, казалось бы, хорошее чувство, как национальная гордость , может иметь совершенно разную оценку.

Любовь и привязанность к Родине, осознание ее культурных, экономических, научных и иных достижений, готовность, не жалея себя, защищать свой народ и страну – все это очень хорошо. Однако, к сожалению, история, как более давняя, так и современная, может показать немало трагичных примеров национальной гордости . Это мы можем явно увидеть в идеологии фашизма, которая утверждает абсолютное превосходство своей нации и своего языка над иными народами и другой культурой. Такая национальная гордость никому ничего хорошего не приносит.

В настоящее время слово гордыня употребляется достаточно редко – обычно его заменяют другие слова, имеющие отношение к этому понятию: тщеславие, эгоизм, заносчивость, высокомерие. В отличие от слова гордость гордыня имеет исключительно отрицательное значение. К понятию гордыни относятся и такие качества, как лицемерие, упрямство, капризность, мнительность, неуправляемость, придирчивость, дерзость, жестокость, язвительность, неприятие общепринятых норм морали и поведения.

Таким образом, в современном употреблении слова гордость и гордыня могут иметь в одних случаях противоположные значения, а в других – одинаковые.

Теперь обратимся к традиционному для православной культуры и духовности пониманию гордости .

В Евангелии от Марка приводятся слова Иисуса Христа: Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 19–23).

Господь однозначно оценивает гордость (в смысле гордыни) как зло для самого человека, которое уродует его душу.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов оценивает гордость как следствие грехопадения: Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (т.е. от Бога. – Прим. авт.), но от мира сего (1 Ин. 2, 16). Выражение мир сей в словоупотреблении апостолов однозначно говорит о греховной поврежденности грехопадением прародителей того мира, в котором мы живем. Поэтому в данном случае слова мир сей говорят о грехе, которым заражен наш мир. В том же смысле употребляет слово гордость и святой апостол Павел (см. 2 Кор. 12, 20; 1 Тим. 6, 4).

Причиной грехопадения дьявола, бывшего изначально одним из высших ангелов, и превращения его в духа злобы святой апостол Павел называет гордость (см. 1 Тим. 3, 6).

Откуда же появляется гордость в человеке? По мысли святого Афанасия Великого, люди стали желать того, что им казалось приятным, основываясь исключительно на собственном мнении, а не на Божией воле. Человек, для которого Бог был центром и предметом стремлений и желаний, отвернулся от Него, поставил себя и свою волю в центр своей жизни и полюбил себя больше Бога (см. Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников). Человек самого себя ставит на место Бога – хорошо и правильно именно то, что хочется и нравится самому человеку независимо от духовной и моральной оценки этого. Сосредоточенность на себе уводит человека от Бога и от окружающих людей. Он, по мысли священника Александра Ельчанинова, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

По словам преподобного Иоанна Лествичника, «гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой» (Лествица). По мысли преподобного, «гордость есть крайнее убожество души»; гордость и тщеславие – «начальницы и родительницы всех страстей» (т.е. грехов); гордость, как на коне, едет на тщеславии. По сути, гордость является началом всех грехов и пороков в человеческой жизни.

Гордый человек терпит поражение на всех фронтах. Что его ожидает? Психологически – тоска, мрак, духовное бесплодие. Морально – одиночество, иссякание любви, злоба. Физиологически и патологически – нервные и душевные болезни. С богословской точки зрения – смерть души, идущая впереди телесной смерти, ад в душе еще при жизни.

Поэтому задачей христианина является активная борьба с гордостью в своей душе, чтобы вместо нее поселилась в сердце искренняя любовь к Богу и людям, а вместе с этим пришло настоящее счастье вечной жизни, для которой и создан человек.

Спрашивающему, кто такие "нищие духом"
(Мф. 5, 3), - сказал Господь наш Иисус Христос. Тебя это смущает. Смущение происходит оттого, что ты смешиваешь скудоумие слабо развитых людей с нищетой, которую восхваляет Христос


Не бояться быть самим собой

Каждому из нас приходится общаться на работе, дома, со знакомыми. В каких случаях это становится вредным для души?
Бывает, что человек начинает бороться с грехом празднословия, воздерживается от лишних разговоров, а окружающие люди обижаются, обвиняют его в нежелании общаться и т. д. Как быть в такой ситуации?



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Что такое ГОРДЫНЯ? Быть гордым - это хорошо или плохо? и получил лучший ответ

Ответ от Demonika[гуру]
Гордыня и гордость разные вещи

Ответ от Лиза щелина [гуру]
гордыня -плохо гордость это хорошо когда она не сильнее чего то более важно (дружба любовь) в библии много чего написано но люди меняются и до этого нету дела


Ответ от Анна аккерманка [новичек]
Гордыня - это плохо, это себя ставишь выше других, считаешь себя чрезвычайным и заботишься только о своём "Я", призираешь других. вобщем, это плохо и это мешает людям обрести счастье и вообще жить.


Ответ от Skeptic [гуру]
Гордый от слова гордость.
Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие - желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.
Го́рдость (лат. superbia) - сильное чувство (или желание) самоуважения, удовольствия от собственных успехов, с которой человек идентифицирует себя.


Ответ от ARBAT 7007 [гуру]
А давайте не мудрствовать лукаво и обратимся к справке:
"Гордыня (лат. superbia) или Высокомерие - желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.
Если бы нас не одолевала гордыня, мы не жаловались бы на гордыню других.
Франсуа Ларошфуко
По словам еврейских мудрецов, есть качества, в которых нельзя человеку вести себя средне, но должен отдалиться в сторону одной из крайностей - например, гордыня, когда недостаточно человеку быть просто скромным, но должен быть смиренным, очень скромным. Поэтому не сказано о Моисее просто «скромный» , а «кротчайший из всех людей на земле» . И по той же причине указали мудрецы: «Будь очень, очень смиренным» . И ещё сказали, что каждый, кто возвышает сердце своё, отрицает основы веры, как сказано: «смотри, чтобы не надмилось сердце твоё и не забыл ты Господа, Бога твоего» . В христианстве гордыня является самым тяжким из семи смертных грехов и считается, что именно он привёл к падению Люцифера, ставшего Сатаной. Гордыня отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордынится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. "
Итак - гордыня это грех. А следовать ли этому или нет - как сказали бы американцы - "It"s up to you" - как захочешь или сможешь.


Ответ от Алла Шемякина [гуру]
Общепринятое понятие гордости - это ни что иное как самоуважение. Уважать себя надо (не в ущерб уважению к другим, конечно) . Все мы созданы по образу и подобию, а поэтому не уважение к себе и к другим - это неуважение к Богу. Гордыня - это превозношение себя выше других, т. е. на самом деле, неуважение ко всем остальным. Имеете ли право человек быть судьей всем остальным, тем самым равняя себя с творцом? Смиренные люди незаметны. Они не кричат, не матерятся, не считают себя лучше других и в праве кого-либо осуждать. Кстати, обортов они тоже не делают, т. к. покоряются судьбе и если Господь посылает им дитя - они его внашивают и растят, как бы трудно и тяжело не приходилось. Поэтому перефразируя ваш вопрос отвечу так: уважать себя и других - хорошо, а опускаться самому в пьянство, алкоголизм, разврат, или осуждать кого-то, даже если на ваш взгляд это совершенно не достойный человек - плохо....


Ответ от Avgur [гуру]
А не плохо для ученика то.)
Гордыня - это грех.
И если люди дают оценку этому, хорошо или плохо. мне жаль.

«Действительно, гордость, которая проявляется в тщеславии и высокомерии, в упоении собственными возможностями, свидетельствует о раздутом эго и может оказаться разрушительной. Но если речь идет об удовлетворении и радости, которые мы испытываем, видя успешный результат своей напряженной работы, то это важная и полезная эмоция, которая помогает нам становиться более упорными и выносливыми. А для людей творческих профессий уязвленная гордость в какой-то кризисный момент может быть важным признаком того, что принято неверное решение. В отдельных случаях это может означать, что пора изменить стратегию или даже выбрать совсем другое направление.

Приведу в пример ультрамарафонца Дина Карназеса, который однажды преодолел дистанцию в 563 километра за один забег, а в другой раз пробежал 50 марафонов за 50 дней. У этого человека, судя по всему, очень серьезная мотивация. Но откуда она взялась? Импульсом послужил день его 30-летия, когда Карназес размышлял о своей жизни и карьере в весьма перспективной сфере продаж, которая, однако, не вызывала у него никакого чувства гордости. Как объясняет психолог Джессика Трейси из Университета Британской Колумбии (Канада), именно эта нехватка самоуважения подтолкнула Карназеса к тому, чтобы стать одним из самых успешных в мире бегунов на длинные дистанции 1 . «Карназес начал бегать не потому, что он знал, что это изменит его жизнь, а потому что хотел почувствовать что-то», – пишет Джессика Трейси.

Задетая гордость оказывается своего рода «барометром достижений», который побуждает нас развиваться

Если вы недавно испытали разочарование: скажем, ваш тщательно продуманный проект был отвергнут или сорвался заказ на вашу творческую работу – ваша самооценка рухнула и вы занялись самокритикой, постарайтесь не погружать себя в это депрессивное состояние. Наоборот, используйте ущемленное чувство гордости, чтобы мотивировать себя сделать что-то и изменить ситуацию. Если же вы вполне успешны, но ваши достижения не вызывают у вас истинного удовлетворения и гордости, возможно, пришло время пересмотреть свои приоритеты в работе.

В общем, мы все могли бы выиграть, прислушиваясь к этому чувству. «Мы часто живем по инерции, когда кажется, что у нас вроде бы все в порядке, но все-таки нам не хватает этого ощущения победы, взятой высоты, – поясняет психолог. – Осознание в себе чувства собственного достоинства нередко и подталкивает нас к тому, чтобы заняться чем-то другим и жить как-то иначе».

Вместе со своими коллегами из Университета Британской Колумбии и Университета Рочестера Джессика Трейси провела серию исследований на эту тему. Например, они измеряли у студентов чувство гордости за свои достижения на экзамене и заметили: те, кто сообщил, что ощутил укол по самолюбию (не испытал удовлетворения, чувства выполненного долга) за свой низкий результат, как правило, говорили, что планируют готовиться к экзаменам по-другому. И на следующем экзамене через несколько недель они показали более высокие результаты. Те же студенты, которые за первый экзамен получили плохие оценки и не почувствовали, что их гордость задета, таких улучшений не продемонстрировали.

Также в рамках исследования психологи опросили членов бегового клуба после забега. Итог тот же: те, кто пробежал плохо и был уязвлен этим, как правило, говорили о том, что планируют изменить режим тренировок, и в следующем забеге улучшили свои показатели. Эти результаты показывают, что задетая гордость оказывается своего рода «барометром достижений», который побуждает нас развиваться. Самое главное, разумеется, не просто заметить, но потратить время и усилия, чтобы поразмышлять об этом чувстве (или его отсутствии), чтобы действительно повысить свою мотивацию.

Видите ли вы причину неприятностей в том, что реально исправить, или в своих личностных качествах?

Но одно предостережение: если вы пережили целую череду разочарований и не просто задеты, а подавлены и совсем потеряли уверенность в себе, то вы рискуете дойти до самоуничижения. Стыд – это чувство, что «я ничего не могу сделать, я не силен в этом, а значит, не буду больше и пытаться, потому что все равно это закончится неудачей». Такое заявление отнюдь не мотивирует. «Ощущение задетой гордости, напротив, означает, что вам не хватает подтверждения вашей компетенции и достижений, и вы пытаетесь удостовериться в своих способностях снова», – объясняет Джессика Трейси.

Есть прекрасный способ определить, что именно вы чувствуете – уязвленную гордость или стыд. Подумайте, видите ли вы причину неприятностей в том, что реально исправить, – например, в недостатке усилий или неправильно выбранной стратегии или в чем-то, что указывает на то, какой вы человек. Например, если ваш последний проект получил мало положительных отзывов и вы объясняете это тем, что вы плохой дизайнер и у вас нет таланта, это, разумеется, деморализует. Но если вы чувствуете страстное желание гордиться собой и знаете, что нужно делать, чтобы добиться успеха в следующий раз, это может стать мощной мотивирующей силой.

Так что отнеситесь к своему чувству самоуважения с… уважением. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть еще больше гордиться собой за свою увлеченность, самоотдачу и целеустремленность.

Подробнее см. на сайте 99U.

Об авторе

Кристиан Джарретт (Christian Jarrett) – психолог, научный журналист, удостоенный множества премий, редактор и ведущий официального блога Британского психологического общества ResearchDigest. Автор и соавтор нескольких книг, в том числе «Примерный путеводитель в мир психологии» («The Rough Guide to Psychology», Rough Guides, 2011).

1 Подробнее см. в книге Дж. Трейси «Возгордиться: почему самый страшный из грехов владеет секретом нашего успеха» («Take Pride, Why The Deadliest Sin Holds The Secret To Human Success», Houghton Mifflin Harcourt, 2016).

Гордость! Разве это плохо? Гордый человек! Разве это постыдно? Гордый взгляд… Гордая осанка… Гордый поступок! Все эти и подобные им словосочетания раньше, когда я был далек от Церкви и веры, вызывали скорее уважение и даже восхищение, чем осуждение. Да и, уверен, не только у меня.

Если мы начнем спрашивать каждого, с кем встретимся, «гордость – это плохо или хорошо», не думаю, что большинство ответят: «Плохо». Хотя многие, наверное, оговорятся: «Смотря какая гордость», «Смотря чем гордиться». Все понимают, что это не всегда хорошо.

Но одно дело – не всегда, а другое – никогда. Мы же, православные, склонны говорить, что никогда не содержит в себе гордость ничего хорошего, всегда несет оно зло.

У нас, христиан, гордость – мать всех зол и пороков. Это не преувеличение. Нам ведь известно, как вообще появилось во вселенной зло. Самое первое преступление произошло, когда возгордился Денница и противопоставил себя Творцу. Все остальное зло, совершавшееся и совершающееся на свете, – следствие.

Одного этого достаточно, чтобы раз и навсегда вычеркнуть гордость из списка добродетелей и внести в список пороков. Более того – ею и открыть этот список.

Есть и другое основание: знаменитое библейское изречение:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). То есть величайшие ценности – мир с Богом и благодать Божия – недоступны гордому и подаются смиренному.

Поэтому неправильно, говоря о гордости, не говорить о смирении. Гордость и смирение – два полюса. Поэтому одно гораздо лучше понимается в сравнении с другим.

Гордость несет в себе превозношение, надменность, почитание себя лучше других, когда, по словам Пушкина «мы почитаем всех нулями, а единицами себя». А значит, смирение, напротив, – самоуничижение, взгляд на себя, как на худшего из худших.

Если использовать слово «самооценка», то у гордого она сильно завышена, а у смиренного..? Неужели, чем она ниже, тем человек смиреннее? Неужели, чем хуже я о себе думаю, тем лучше? Не предлагает ли в таком случае христианство человеку путь очень безрадостный и унылый?

Один мой знакомый, который пытался воцерковляться, стал читать утренние и вечерние молитвы и через некоторое время сказал мне, что многое его смущает.

«Почему я должен все время говорить о себе, что я «такой-сякой, окаянный», что я такая дрянь, и нет у меня ничего хорошего? Если я действительно такой, то должен презирать себя. Как же это тоскливо – жить и презирать себя. А мне хочется уважать себя. И не думаю, что это плохо». «Уважать себя! – могут возмутиться некоторые. – Так ведь это уже гордость!»

Признаюсь, и я не думаю, что уважать себя плохо.

Возможно, мои слова вызовут шквал протестов, но, по-моему, есть две формы смирения. Первая: «я хуже всех». Вторая: «все лучше меня». Мне гораздо больше по сердцу вторая.

На первый взгляд, разве это не одно и то же? Разве это не та «перемена мест слагаемых, от которой сумма не меняется?» Нет, не совсем. В первом случае можно продолжить: все дрянь, а я еще дряннее. Во втором: и я хорош, но другие – лучше.

Но хорош ли? В некотором смысле, да. Постараюсь объяснить, в каком смысле.

Рядом с гордостью часто упоминают самолюбие. Обычно в мирском лексиконе слово это несет в себе положительную характеристику. В отличие от себялюбия. Себялюбие – эгоизм.

А самолюбие? Чувство собственного достоинства. Но разве не является для христианина нормой наоборот: чувство собственного недостоинства?

Так вот здоровое самолюбие, на мой взгляд, как раз-то и противостоит гордости. Да, не удивляйтесь, чтобы не быть гордым, надо любить себя. Но только любить правильной любовью.

Вообще, о том, что значит любить человека, сказано и написано много. Но мне особенно нравится такое высказывание: «Любить человека – это видеть его таким, каким он может быть и делать все, чтобы он таким стал».

Прекрасные слова! Вот такою же самою любовью надо любить и того человека, которым являюсь я сам.

Видеть себя таким, каким ты можешь и должен стать и все для этого делать. При этом ты, конечно, должен видеть себя и таким, какой теперь есть. И видеть разницу между тем, что есть и тем, что может и должно из тебя получиться.

И если ты эту разницу видишь – ни о какой гордыне и речи не будет. Чего гордиться, когда вон как далеко до цели! Но и унынию места не будет. Ведь ты же веришь, что сможешь-таки с Божией помощью стать тем, кем должен. А вера в это – составная часть веры в Бога. Кто верит в Бога, тот верит в Его любовь и в то, что Он поможет тебе в любом добром деле. А разве стремление к совершенству не доброе дело!

Крайняя степень гордости: «Я хороший, а все плохие». Смиренный же думает: «Может быть, я и хороший, но все остальные – лучше». Конечно, сказать о себе «хороший» – не всегда язык повернется. По сравнению с тем, каким должен стать, – очень даже не хороший.

Но если я все же хочу стать хорошим, если верю, что с Божией помощью стану лучше, значит, есть уже, что уважать в себе, значит, нет места унынию и презрению к себе. И поэтому подлинное смирение не уныло, а радостно. Гордость же радостной не бывает.

Прекрасный пример приводит Плутарх, рассказывая о нравах спартанцев: «Когда его не зачислили в дружину «трехсот», что считалось в спартанском войске самым почетным, Педарет ушел, весело улыбаясь. Эфоры позвали его назад и спросили, чего он смеется. «Радуюсь, – ответил он, – что в государстве есть триста граждан, лучших, чем я».

Что это, гордость или смирение? Конечно, смирение, но какое радостное, светлое, поистине, благородное смирение!

Где гордость – там нет ни любви, ни радости, ни мира. Там, напротив, озлобленность, уныние и враждебность к окружающим.

Как бороться с гордостью? Как развивать в себе смирение? У того, у кого такой вопрос, такое желание появилось, работа уже началась. Увидеть в себе проблему – уже если и не полдела, то все же достаточно много.

Любая борьба состоит из цепи поражений и побед. Главное – не оправдывать себя, быть честным перед собою, то есть уметь дать честную оценку того, что происходит в сердце.

И еще очень важно уметь увидеть в каждом человеке что-то такое доброе, чего у меня нет, то, чему можно поучиться. Не то доброе, что само бросается в глаза и чего нельзя не увидеть. Надо всматриваться, надо искать.

Конфуций говорил, что, когда он путешествует и попадается ему попутчик, он всегда находит в нем что-то, чему можно у него поучиться. Все мы – путешественники и попутчики меняются один за одним. Много чему можно научиться, если смотреть на них не свысока. И еще – не забывать благодарить и Бога, и людей. Гордость и благодарность вместе не уживаются.

В этой связи скажу еще об одной, как мне думается, ошибке. Человек сделал что-то доброе и радуется этому. И принимает эту радость за гордость и корит себя за это и кается в этом на исповеди. «Вот, батюшка, как сделаю что-то хорошее, тут же радостно становится! Вот она, гордыня!»

А мне кажется, что почему бы и не порадоваться! Чему тогда и радоваться, как не тому, что удалось сделать что-то хорошо. Просто должна такая радость обязательно соединяться с благодарностью Тому, без Кого «не можем сотворити ничесо же».

Только не так благодарить, как фарисей из известной притчи, превозносясь и осуждая окружающих. Благодарить, помня, что любое осуждение перечеркивает все доброе. Благодарить и радоваться, что и меня, среди других, Господь иногда делает орудием любви Своей.

Подготовила Оксана Головко