» » Когда монада является действующей. Типы монад в классификации лейбница

Когда монада является действующей. Типы монад в классификации лейбница

Используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Академии. В философии Нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса и макрокосмоса. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии исп. схоласта Ф. Суареса, англ. платоника Г. Мора, нем. натурфилософа Ф.М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Г.В. Лейбнииа, создавшего специальное учение о М. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой X. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов И.Ф. Гербарта, Р.Г. Лотце и др., в 20 в. - в философии Э. Гуссерля и А.Н. Уайтхеда. Монадологический подход лег в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, Дж.Э. Мак-Таггарт и др.).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МОНАДА

(от греч. , род. падеж - единица, единое) , понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Древней Академии (о понятии М. в античности см. в ст. Диада) . В философию нового времени понятие М. вошло в панте-истич. интерпретации Николая Кузанского и Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса и макрокосмоса. В 17 в. понятие М. играет существ. роль в философии исп. схоласта Суареса, англ. платоника Генри Мора, нем. натурфилософа?. ?. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Лейбница, создавшего спец. учение о М. (см. «Монадология») . После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов Гербарта, Лотце и др. , в 20 в.- в философии Гуссерля и Уайтхеда. Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ренувье , Мак-Таггарт и др. ) .

Gramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg. , 1954 ; Heimsoeth H., Atom, Seele, M9nade..., Mainz, 1960 ; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. -Munch., 1965 ; Paci E., H problema della mona-dologia da Leibniz a Husserl..., Mil. , 1978.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МОНАДА

(от греч. monas – единица)

у Джордано Бруно и одновременно элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц. Понятие монады в смысле одушевленной жизненной индивидуальности использовал также Гёте.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МОНА́ДА

(от греч. μονάς – единица) – , употребляемый в философии для обозначения простейшего элемента, неделимой части бытия. В идеалистич. учениях М. наделяется духовной природой и является антиподом материального атома. Сам термин "М." первоначально употреблялся не только в философии (напр., у Пифагора, противопоставлявшего единичность как вещей их двойственности – диаде), но и в математике (напр., Эвклидом, согласно к-рому всякое состоит из единиц – М.). В антич. философии понятие М. в различных значениях встречается также у Экфанта, Аристотеля, Платона и др. мыслителей. Как филос. термин понятие о М. в эпоху Возрождения было введено Николаем Кузанским ("Об ученом незнании", в кн.: Избр. филос. соч., 1937, с. 5–157) и Бруно, в философии к-рого М., наряду с физич. атомами и математич. точками, выступает в качестве минимума ("наименьшего"), являющегося субстанцией всех сложных вещей, и обозначает собой физич. и одновременно психич. элемент действительности ("О причине, начале и едином" – "De la , principio et uno", 1584, рус. пер. – в кн.: Диалоги, 1949; "О тройном наименьшем и об измерении" – "De triplici minimo et mensura", 1591, рус. пер. – в кн.: Диалоги, 1949; "О монаде, числе и фигуре" – "De monade, numero et figura", 1591). Позднее термин M. употреблялся в Ф. ван Гельмонтом, Г. Мором и др. В цельную филос. систему учение о М. (монадология) было развито Лейбницем, одно из осн. произведений к-рого имеет одноименное "Монадология" (см. Избр. филос. соч., М., 1908, с. 339–64). Учение о М. продолжали последователи Лейбница – X. Вольф, Баумгартен и др. Упоминания о М. содержатся в соч. докритич. Канта, а также у Гёте, использовавшего в своей натурфилософии понятие о M. в смысле одушевленной жизненной индивидуальности. В дальнейшем учение о М. было воспринято и разрабатывалось на идеалистич. основе представителями различных направлений бурж. философии, в частности Гербартом, Лотце, Мартино, Тардом и особенно Ш. Ренувье (Ch. Renouvier, La nouvelle monadologie, 1899). В наст. учение о М., опровергнутое естествознанием как попытка найти последние неделимые частицы мироздания, не имеет сколько-нибудь видных последователей и анализируется лишь в историко-филос. исследованиях.

Лит.: Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 311–23; Сramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954.

Б. Раббот. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МОНАДА

МОНАДА (от греч. μονάς, родит, падеж μονάδος - единица, единое; лат. monas) - неделимое несоставное , мера и прообраз числа. Монада - начало бытия, материей которому служит другое, “неопределенная двоица”, (Диог. Л. VIII 25); но материю можно считать также ее аспектом. С монадой связана проблематика неделимой несоставной точки (там же, III 107; Аристотель. “Метафизика”, Χ l, 1953a 27; XIV 2,1089b 25; Марциан Капелла К). Трактат Аристотеля “О монаде” не сохранился. Неоплатонизм развернул теологию монады в благочестивом мифологизирующем ключе: четнонечетная, она есть самопорождающее семя всех логосов, начало и предел, божественная противоположностей, ум , истина (Ямвлих. Теологумены арифметики 1). Монада “не знает начала и конца” {Макробий. Сон Сципиона 6), молниеносно проблескивает прежде всех вещей (ante cuncta vibrantem, Марциан Капелла VII). У Николая Кузанского монада - простой , совпадающий с абстрактным максимумом (“Наука незнания”), сродни точке (“Простец об уме” 4,74-75). Его развертывает Дж. Бруно (“Книга о монаде, числе и фигуре”). Возрождение теории монады в монадологии Г. В. Лейбница непосредственно и через Хр. Вольфа имело огромный в философии (И. Ф. Гербарт, Р. Г. Лотце, ΙΠ. Ренувье, Э. Гуссерль) и различных науках от психологии и генетики до математики (Н. В. Бугаев).

Лит.: Pai E. Il problema délia monadologia da Leibniz a Husserl. Mil., 1978.

В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МОНАДА" в других словарях:

    - (греч. monas единица). По системе Лейбница: простое существо, неделимое, неизменяемое, из которого состоят все другие существа; простейшее из одушевленных существ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    монада - ы, ж. monade f. <гр. monas (monados единица, неделимое. 1. Отдельная частица, единица чего л. БАС 1. Вот основание системы о монадах, .. хотя она ныне уже не в такой славе, в какой прежде была. Эйлер. // Веселитский 26. Прочтя ученых бредней… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Монада - Монада ♦ Monada Духовная единица (monas). Термин «монада» сегодня употребляется исключительно в контексте философии Лейбница. Монада есть «простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей»… … Философский словарь Спонвиля

    Современная энциклопедия

    - (от греч. monas род. п. monados единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная… … Большой Энциклопедический словарь

    История Философии: Энциклопедия

    - (греч. monas единица, единое) понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. и… … Новейший философский словарь

    Единица как начало исхода счета, силы; неделимая единица или существо (Даль) См … Словарь синонимов

    Монада - (от греческого monas, родительный падеж monados единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МОНАДА
МОНАДА
(греч. monas - единица, единое) - понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. и диады (греч. dias - двоица), являющейся математическим эквивалентом типичной для античной философии оппозиции определенности формы и текучей множественности возможностей аморфного начала (ср. айдион и апейрон у Анаксимандра, предел и беспредельное в раннем пифагореизме и т.п.). Так, у Спевсиппа (преемник Платона по руководству Академией и сын его сестры Потоны) М. идентифицируется с мужским началом, персонифицированным Зевсом, и, соответственно, с духовным началом мира (умом-нусом), в то время как диада является олицетворением начала женского (материнского) и идентифицируется с мировой душой и материей. Семантика М., таким образом, представляет принцип оформленности, стабильности и единства, в связи с чем в неопифагореизме указанная оппозиция структурируется как аксиологически асимметричная: в концепции Нумерия, например, М. выступает как высший принцип бытия по отношению к подчиненной ей диаде. В эпоху поздней схоластики и Возрождения понятие М. вновь было актуализировано в учениях таких мыслителей, как Николай Кузанский и Бруно, и обрело семантику исходного и исключительного элемента мироздания, утратив свою сопряженность с диадой. В фокус значимости выдвигаются элементарность М. (служащая отправной точкой для создания Николаем Кузанским структурной модели бытия, прокладывающей дорогу разработке концепции бесконечно малых и дифференциального исчисления) и феномен сопряженности М. с ментальным началом (у Бруно М. выступает не только физическим, но и психическим элементом бытия, задавая гилозоистический импульс натурфилософским построением Ренессанса). Суарес использует его для обозначения единичной вещи как фундаментального акта бытия (‘бытийственности’), первичного по отношению и к материи, и к форме как таковым. Понятие М. играет значительную роль в философии Нового времени. Идея сопряженности М. с духовным началом развивается Кембриджской школой платонизма, и в частности, Г. Мором (1614-1687), создавшим учение о бесконечно малых элементах бытия (фигурах), основным свойством которых является не форма и оформленность, а одухотворенность. В натурфилософии Ф.М. ван Гельмонта (1618-1699) понятие М. становится основополагающим. (Натурфилософия ван Гельмонта является развитием взглядов его отца, ученика Парацельса, Я.В.Гельмонта (1577-1644), создавшего натурфилософскую картину мира, основанную на восходящей к алхимии идее о возможности превращения исходных элементов мироздания - воздуха и воды - в многообразии сущего: через промежуточные состояния газа и пара оформляются соль, сера и т.д.; Я.В.Гельмонтом введено в научный оборот понятие газа как агрегатного состояния). Согласно теории ван Гельмонта, исходной единицей бытия является М., и если физический мир состоит из предельных материальных частиц, то духовный мир - из предельных М.-мыслей. Это, однако, не означает дуальности бытия, ибо различие между М.-частицами и М.-мыслями не принципиально и является не качественным, но лишь количественным, связанным с мерой проявленности в каждой конкретной М. духовного начала. Бог как гарант мирового единства и гармонии интерпретируется ван Гельмонтом как особая ‘центральная М.’, неизменная в своей единственности - в отличие от других существ, представляющих собой сложные системы соподчиненных М. Натурфилософия ван Гельмонта оказала влияние на формирование взглядов Лейбница, факт общения которого с ван Гельмонтом является исторически установленным; имеется предположение, что именно от него Лейбницем был воспринят термин ‘М.’. Однако по своему содержанию концепция M. y Лейбница является глубоко оригинальным, концептуально фундированным учением - монадологией. М. занимает в концепции Лейбница статус элемента бытия, однако она не имеет ничего общего с механической единицей. М. неделима, но не в механическом смысле натурфилософски артикулированного греческого атома (atom), а в смысле лексически абсолютно эквивалентного, но семантически более богатого и социально артикулированного латинского индивидуума (Individuum). M. понимается Лейбницем по аналогии с ‘Я’: все они ‘вылеплены из одного теста’, образуя мировое единство, но каждая индивидуальна и неповторима (‘две индивидуальные вещи не могут быть совершенно тождественными’), конституируясь как единство существования и перцепции. С оценочной точки зрения (в зависимости от степени совершенства М. и их перцептивной проявленности), может быть усмотрено ‘бесконечное число ступеней между Богом и ничто’. В рамках этой онтологической ‘макробесконечности’ Лейбниц дифференцирует М. на: 1) низшие или ‘голые’ (nues), которые представляют собой бесконечно малые перцепции, т.е. ‘спят без сновидений’ (в тезисе Лейбница ‘вся природа полна жизни’, включая и абиотический ее уровень, в форме специфического гносеологического гилозоизма предвосхищены естественно-научные сценарии эволюции сознания); 2) развитые М.-души (ames), являющие собой смутные перцепции (типа ‘шороха падающей песчинки’), наделенные памятью, но еще лишенные самосознания (страдательные ames животных); 3) М.-духи (espirits) как отчетливые и прозрачные перцепции, характеризующиеся апперцепцией и рефлексией (человеческий дух); 4) высшие, более совершенные по сравнению с людьми М. (post humanum), которые в принципе возможны, но не даны нам в достоверном знании, ибо ‘высшие М. непостижимы для низших’; в этом контексте Лейбницем эксплицитно высказана идея о возможности существования во всей вселенной внеземных разумных существ, превосходящих своим физическим и духовным развитием человечество (ср. с идеей ‘достойнейших классов разумных существ’, могущих населять иные планеты, в произведениях Канта докритического периода); 5) Бог как ‘верховная М.-’граница’ или ‘предел’ разворачивания вектора совершенства, который, выступая функционально ‘основанием бытия’ всех М., тем не менее, не теряет характерного для христианского теизма личностного статуса, ибо каждая М. есть, прежде всего, индивидуальность ‘Я’ и в этой связи ‘как бы малое божество’. Вместе с тем, данная линейная схема (вектор разворачивания перцептуальных потенций М.) дополняется у Лейбница принципиально нелинейной моделью организации бытия. М. является бесконечно малой, но с точки зрения своей содержательности - неисчерпаемой (ср. с ‘подобочастными’ Анаксагора), ибо каждая из М. есть не что иное, как ‘сжатая вселенная’, трансформированная в ‘физическую точку’ (ср. с предложенной в физике 20 в. гипотетической моделью фридмонного пространства: каждый фридмон при восприятии его извне функционирует как элементарная частица, при восприятии изнутри - как галактика). Кроме того, каждая М. находится на определенной стадии своего развития, и потому, с одной стороны, детерминирована своим прошлым, а с другой - ‘беременеет’ будущим. Она есть своего рода поток трансформаций, ибо наделена стремлением к самореализации (appetitio) и внутренним импульсом к совершенствованию и абсолютизации своего существования (conatus), которые, однако, возможны лишь посредством ее развития в связи со всеми другими М. (как совершенствование личности невозможно вне связи с другими личностями и со всем обществом как целым), что задает в концепции Лейбница презумпцию всеобщей и универсальной связи бытия (liaison universellen). Природа этой связи принципиально немеханична. М., по Лейбницу, образует самодостаточное и завершенное, а потому замкнутое единство (‘М. вовсе не имеют окон’). Однако дискретность механического контактного взаимодействия между М., нуждающегося в ‘окне’, заменяется у Лейбница универсальностью мирового единства - в мире не обнаруживается дискретности, ибо он организован как тотальная дискретность: духовная сущность каждой М. проявляет себя в телесном обнаружении и каждая М. проявляет себя уникальным образом по отношению к каждой другой М., которая, таким образом, оказывается неразрывно связанной с ней. Любая М. есть ‘живое зеркало Вселенной’, и в силу этого ‘Вселенная, какова бы она ни была, в своей совокупности есть как бы океан, малейшее движение в нем распространяет свое действие на самое отдаленное расстояние’. В силу этого наличное состояние бытия не является единственно возможным: пульсация ‘свертывания’ (сжатия в ‘физическую точку’) и разворачивания содержания М. (ср. с астрофизической концепцией пульсирующей Вселенной) обеспечивает не только бесконечность жизни, но и качественную бесконечность ее проявлений. Однако действительный мир - не просто один из логически допустимых и даже не просто наилучший из возможных, - действительность мира организована как актуальная бесконечность, содержащая в себе всю полноту возможностей, ибо глядя на Вселенную, М. смотрится в зеркало, и видя в нем себя, созерцает всю бесконечность Вселенной. Мир образует замкнутое единство микро- и макрокосма, фундированное у Лейбница идеей предустановленной гармонии. Монадология Лейбница, таким образом, представляет собой одну из первых в европейской культуре концептуальную модель сложной развивающейся системы, что позволило Лейбницу во многом разработать и обогатить категориальный аппарат для выражения сложных комплексных отношений между подсистемами, находящимися в отношении когерентной и взаимостимулирующей трансформации с друг другом и с целым, а также сформулировать ряд идей, могущих быть отнесенными к ряду блестящих экземплификаций проявления философией своего прогностического потенциала. Таким образом, монадология Лейбница значительно дистанцируется (как семантически, так и по своей значимости) от означенной выше традиции разработки категории М., которая, однако, развивается вплоть до конца 19 в. Так, Вольф приписывает М. свойство phaenomena substantiata (‘простых субстанций’). А.Г.Баумгартеном именно применительно к бытию М. впервые были введены в философский оборот понятия ‘в себе’ и ‘для себя’, легшие позднее в основу концепции Канта. Гербарт вводит понятие ‘реал’, содержание которого синтезирует содержание понятий ‘M.’ y Лейбница и ‘вещи-в-себе’ у Канта. В связи с открытиями начала 20 в. в области строения вещества и развитием квантовой механики данная (натурфилософская) версия монадологии теряет базу для своих онтологических аппликаций. Что же касается того направления философской мысли, которое прорабатывает психологическую нагруженность понятия М., то в его рамках были сформулированы многие идеи, воспринятые современной неклассической философией. Так, Лотце понимает под М. индивидуальную духовную сущность ‘Я’, связанную с Абсолютом в качестве его органичной части и посредством него со всеми другими М.-’Я’. В этом контексте критерием гносеологической истинности Лотце полагает значимость того или иного содержания знания для индивидуального ‘Я’. Введенное им в философский оборот понятие ‘значимости’ (Gelten) получает свою дальнейшую разработку в Баденской школе неокантианства (‘ценности не существуют’, но ‘значат’ (gelten) у Виндельбанда) и в феноменологии Гуссерля. А генетически восходящая еще к Бруно трактовка М. в духе микрокосма (Бог как ‘монада монад’) и лейбницевский ‘индивидуализм’ М. содержательно детерминировали монадологический подход к личности в рамках такого направления философии, как персонализм (Ш.Ренувье, Дж.Э.Мак-Таггарт и др.). Новое звучание понятие М. обретает в современной философии постмодернизма, в частности, в концепции событийности Делеза (см. Событийность). Для иллюстрации собственных идей Делез обращается к монадологии Лейбница, в частности - к интерпретации им М. в качестве ‘зеркала Вселенной’: единичная М. приводится Делезом в соответствие с сингулярным событием (см. Событие), и в этой системе отсчета каждая М. в трактовке Делеза ‘улавливает и ясно выражает только определенное число сингулярностей, а именно те сингулярности, в окрестности которых она задана’, связывая их в семантически значимую серию - ‘Эон’ (см. ЭОН ). Понятие ‘М.’ используется и Ф.Джеймисоном при анализе соотношения феноменов индивидуальности и одиночества в условиях ‘конца буржуазного эго’. В ряде исследований по синергетике понятие М. метафорически употребляется для обозначения ‘молекул-гипнонов’ (И.Пригожин) как не кооперированных в единое целое.

История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко . 2002 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МОНАДА" в других словарях:

    - (от греч. monas, род. п. monados единица, единое) понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей… … Философская энциклопедия

    - (греч. monas единица). По системе Лейбница: простое существо, неделимое, неизменяемое, из которого состоят все другие существа; простейшее из одушевленных существ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    монада - ы, ж. monade f. <гр. monas (monados единица, неделимое. 1. Отдельная частица, единица чего л. БАС 1. Вот основание системы о монадах, .. хотя она ныне уже не в такой славе, в какой прежде была. Эйлер. // Веселитский 26. Прочтя ученых бредней… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Монада - Монада ♦ Monada Духовная единица (monas). Термин «монада» сегодня употребляется исключительно в контексте философии Лейбница. Монада есть «простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей»… … Философский словарь Спонвиля

    - (от греческого monas, родительный падеж monados единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно;… … Современная энциклопедия

    - (от греч. monas род. п. monados единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. monas единица, единое) понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. и… … Новейший философский словарь

Философия включает в себя много течений и направлений. Каждый ученый как-то по-своему объяснял актуальные категории для своего времени. Теория монад Лейбница является частью диалектики - учения о постоянном развитии, движении и изменчивости мира. представитель немецкой школы, считал, что в основе мира стоят Бог и разум, который он создал. Именно разум Бога дает содержание для материи и становится источником ее развития.

Что такое монада?

По мнению Лейбница, весь мир можно разделить до самых мелких элементов - монад. Монада - это особая субстанция, отличающаяся простотой, которая является частичкой более сложного элемента. Этот компонент мира не обладает протяжением, он не возникает и не погибает природным способом, он просто существует. Лейбниц утверждал, что монада в философии - это субстанция, наделенная принципом активности и силы. Этот принцип можно объяснить с точки зрения телеологии (всеобщей подчиненности конечным целям) и теологии. В связи с этим существует мысль, что Вселенная, порожденная Богом, еще и постоянно им направляется к самосовершенствованию и развитию богатых форм.

Монаду изучают философы в качестве частицы, которая связана единством с бесконечным космосом. Лейбниц, как представитель диалектики, выдвинул идею о том, что природа являет собой совокупность связей всего со всем, поскольку всю Вселенную представляет монада. Философское направление демонстрирует связи отдельных индивидуальных субстанций с большим окружающим миром.

Характеристики субстанции

Все предметы можно разделить на монады. Их существование подтверждают сложные вещи, которые нас окружают и которые мы можем познать практическим путем, получив некий опыт. Философский принцип гласит, что любая сложная вещь должна состоять из простых. Для Лейбница монада - это духовный атом, который не имеет частей и отличается нематериальностью. То, что эти элементы простые, означает, что они не подвержены распаду и прекращению существования, как все другие смертные субстанции.

Шлюзы монад закрытые, и в связи с такой изоляцией они не влияют на других, а те, в свою очередь, не воздействуют на них. Они циркулируют в пространстве независимо друг от друга. Этот принцип не характерен для высшей монады - Бога, который наделяет жизнью все остальные элементы и гармонизирует их внутреннее состояние. Предустановленная гармония между простыми субстанциями является живым универсума. Несмотря на свою простоту, монада в философии - это феномен, имеющий свою внутреннюю структуру и множественность состояния. Такое состояние, или перцепция, не может существовать само по себе, в отличие от частиц сложных элементов, и это подтверждает простоту субстанций. Перцепции имеют сознательный и бессознательный характер. Второе состояние возможно из-за небольшого размера монад.

Монада и душа

Лейбниц имел свои антропологические взгляды по этому поводу. Ученый считал, что поступки людей могут подвергаться бессознательному влиянию. Также он утверждал, что монады и их состояния постоянно изменяются. Причина этому - внутренняя активность такого элемента.

Для Лейбница человеческая душа - самая главная монада. В философии это направление называется монадология - размышление над первопричиной физического взаимодействия между вещами. - это всего лишь один из уровней субстанции.

Базовые положения монадологии

Всю Вселенную можно разделить на большое количество элементов, которые обладают не дуалистической природой, как писали Декарт и Спиноза, а непрерывно единой.

Монада - это единое, если посмотреть на перевод с греческого языка. Она отличается простотой, неделимостью и не имеет материально-предметной основы.

Монаду характеризуют четыре качества: стремление, влечение, восприятие и представление.

Суть этого элемента заключается в деятельности, активности. Он единый и постоянно меняющий свою перцепцию.

Непрерывность существования дает возможность монаде осознавать себя.

Эта субстанция совершенно замкнутая и зависимая от других таких же, как она.

Виды монад по Лейбницу

Лейбниц, обобщив все свои размышления, разделяет монады на 4 класса:

  1. Голая монада - это та, которая является основой жизни неорганических существ (камни, земля, минералы).
  2. Монада животных - из названия понятно, для кого она свойственна. У нее есть ощущения, но самосознание совсем неразвито.
  3. Человеческая монада или душа - разумная субстанция. Имеет сознание, память и уникальную способность - мышление. Человек может познавать мир, окружающие вещи, моральные законы, ценности и вечные истины.
  4. Высший уровень монады - Бог.

Лейбниц утверждал, что все монады, кроме четвертого класса, имеют связь с телом. Жизнь существ связана с двумя процессами - развертыванием при рождении и свертыванием при смерти, которая в принципе тело, как совокупность монад, разрушить не может. Под телом он понимал страну монад, которой правит идеальный руководитель - душа. Поскольку философ был идеалистом он вообще отрицал существование материи, а в связи с этим и телесной оболочки.

Заключение по монадологии

Класс монады указывает на степень ее разумности и свободы - чем он выше, тем выше и эти характеристики. Теорию Лейбница можно распространить на весь мир, на самые отдаленные его уголки, на все окружающие предметы. Каждая монада индивидуальная, неповторимая, обладающая собственными свойствами, имеющая свой характер развития.

1. Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый-математик, юрист, философ - считается последним видным представителем

философии нового времени и предшественником немецкой клас­сической философии.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

Субстанции;

Познания.

2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую - Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи - прояв­ления субстанции) на два класса - протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или омножественности субстанций). Основ­ные положения данной теории(монадологии) следующие:

Весь мир состоит из огромного количества субстанций,

имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

Спинозы), а единую природу;

Данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого - "единое", "единица");

Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является

материально-вещественным образованием;

Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

По своей сути монада - это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние;

В силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;

Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

"голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

Монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

Монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

Высшая монада - Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

Все знания разделил на два вида - "истины разума" и "исти­ны факта";

"истины разума" выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

"истины факта" - знания, полученные эмпирическим (опыт­ным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

Несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам ра­зума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществ­ляться не только путем получения только одного вида знаний - либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них - рациональное (полученное на основе разума) - будет носить достоверный характер, а другое - эмпирическое (основанное на опыте) - лишь вероятностный.

И современности, в психологии и эзотерике .

История возникновения термина

Лейбниц

Согласно Лейбницу, основаниями существующих явлений, или феноменов , служат простые субстанции , или монады (от греч. monados - единица) . Все монады просты и не содержат частей. Их бесконечно много. Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой, двух абсолютно тождественных монад не существует . Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов . Идею, согласно которой в мире не существует абсолютно схожих монад или двух совершенно одинаковых вещей, Лейбниц сформулировал как принцип «всеобщего различия» и в то же время как тождество «неразличимых», выдвинув тем самым глубоко диалектическую идею . Согласно Лейбницу, монады, саморазвёртывающие всё своё содержание благодаря самосознанию, являются самостоятельными и самодеятельными силами, которые приводят все материальные вещи в состояние движения . По Лейбницу, монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос) .

Для простых субстанций, имеющих только восприятие и стремление, достаточно общего имени монады или энтелехии . Монады, имеющие более отчётливые восприятия, сопровождающиеся памятью, Лейбниц называет душами . При этом, согласно Лейбницу, не существует совершенно неодушевлённой природы. Поскольку никакая субстанция не может погибнуть, то она не может окончательно лишиться какой-либо внутренней жизни. Лейбниц говорит о том, что монады, которые основывают явления «неодушевлённой» природы, на самом деле находятся в состоянии глубокого сна . Минералы и растения - это как бы спящие монады с бессознательными представлениями .

Разумные души, составляя особое Царство Духа, находятся на особом положении. Бесконечный прогресс всей совокупности монад как бы представлен в двух аспектах. Первый - это развитие царства природы, где главенствует механическая необходимость . Второй - это развитие царства духа, где основным законом является свобода . Под последней Лейбниц понимает, в духе новоевропейского рационализма, познание вечных истин . Души в системе Лейбница представляют, по его собственному выражению, «живые зеркала Вселенной» . Однако разумные души представляют собой вместе с тем отображения самого Божества , или самого Творца природы .

В каждой монаде в потенциале свёрнута целая Вселенная . Лейбниц причудливо комбинирует атомизм Демокрита с различием актуального и потенциального у Аристотеля. Жизнь появляется тогда, когда атомы пробуждаются . Эти же монады могут достигать уровня самосознания (апперцепции). Разум человека - это тоже монада, а привычные атомы - это спящие монады. Монада обладает двумя характеристиками - стремлением и восприятием .

Бог представляет собой творческую монаду, обладающую свойством актуального абсолютного мышления . Бог есть первомонада, все другие монады - её излучения .

Другие

Термином «монада» пользуется также Эдмунд Гуссерль . Гуссерль вводит понятие ego как монады (заимствуя термин у Лейбница). Я как монада - это «ego, взятое в полной конкретности», «в текущем многообразии своей интенциональной жизни» - не как полюс и субстрат переживаний, а как совокупность этих переживаний. Это «фактическое ego», которое «охватывает всю действительную и потенциальную жизнь сознания», эмпирическое Я. .

Последователем Лейбница в России был философ и математик Николай Бугаев . Бугаев под монадой понимает «самостоятельный и самодеятельный индивидуум… живой элемент…» - живой, поскольку обладает психическим содержанием, суть которого - бытие монады для себя самой. Монада для Бугаева - тот единичный элемент, который является базовым для изучения, поскольку монада есть «целое, неделимое, единое, неизменное и себе равное начало при всех возможных отношениях к другим монадам и к себе самой», то есть «то, что в целом ряде изменений остаётся неизменным». Бугаев в своих работах исследует свойства монад, предлагает некоторые методики анализа монад, указывает на некоторые законы, свойственные монадам.