» » Компьютер и личная безопасность план конспект. Компьютер и личная безопасность

Компьютер и личная безопасность план конспект. Компьютер и личная безопасность

Данная презентация иллюстрирует тридцать первый урок ОБЖ в 6 классе «Компьютер и его влияние на здоровье» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т Смирнова, Б.О Хренникова, М.В.Маслова; М., «Просвещение», 2007 год.

Презентация состоит из трех частей:

1.Проверка домашнего задания представляет собой тесты по вопросам предыдущего урока (слайды 3 – 31)

2.Изучение нового материала иллюстрирует следующие учебные вопросы:

Вредные излучения при работе за компьютером (слайд 33)

Компьютер и зрение (слайд 34)

Заболевания мышц и суставов (слайд 35)

Упражнения для разминки (слайд 36)

Организация рабочего места (слайд 38)

3. Раздел «проверь свои знания» предполагает ответы на вопросы по изученному на уроке материала:

К каким негативным последствиям для здоровья человека может привести постоянная работа за персональным компьютером: (слайды 40 – 42)

Почему перед тем, как начать работать на компьютере, необходимо познакомиться с мерами его безопасного использования? (слайд 43)

Какой режим работы на компьютере необходимо соблюдать? (слайд 43)

Упражнения для профилактики переутомления при работе с компьютером (3 примера на выбор) - (слайд 43)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

6 класс Урок 31 Компьютер и его влияние на здоровье

Д/З: 7.2 1. Почему перед тем, как начать работать на компьютере, необходимо познакомиться с мерами его безопасного использования? 2. Какой режим работы на компьютере необходимо соблюдать? 3. Упражнения для профилактики переутомления при работе с компьютером (3 примера на выбор)

Проверка домашнего задания

Д/З: 7.1 К каким последствиям может привести неполноценный отдых после работы? Какие признаки вашего состояния свидетельствуют о появления у вас утомления

Полноценное, разнообразное и сбалансированное питание достигается, если пищевые продукты животного и растительного происхождения, входящие в рацион питания человека, находятся в соотношении: 1) 30% и 70%; 2) 50% и 50%; 3) 40% и 60%.

Какие основные функции выполняет питание в жизни человека: 1) поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой; 2) снижает психологические и физические нагрузки; 3) осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем.

10. Какие основные функции выполняет питание в жизни человека: 1) поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой; 2) снижает психологические и физические нагрузки; 3) осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем.

Избыточная энергия, поступающая в организм с пищей, опасна для здоровья человека, так как приводит: 1) к физическому утомлению; 2) к увеличению массы тела (веса) человека; 3) к гиподинамии.

Последний прием пищи (ужин) должен быть не менее чем: 1) за 3-4 часа до сна; 2) за 1-2 часа до сна; 3) за 2-3 часа до сна.

(Многие из многих)

(Многие из многих)

(многие из многих)

(многие из многих)

(многие из многих)

(многие из многих)

(Многие из многих)

(Многие из многих)

(многие из многих)

(многие из многих)

Изучение нового материала

Вредные излучения при работе за компьютером Компьютер – источник нескольких видов излучений и полей: ЭЛТ монитора создает ионизирующее (рентгеновское)излучение. Электромагнитное излучение. Электростатическое поле. Оно возникает в результате облучения экрана монитора потоком заряженных частиц. Электростатическое поле способствует оседанию пыли и аэрозольных частиц на лице, шее, руках, что может вызвать у людей негативные кожные реакции – сухость, аллергию. Оно также влияет на ионный состав воздуха. На поверхности кинескопа монитора возникает положительный заряд, который нейтрализует отрицательно заряженные полезные ионы воздуха, что ухудшает среду в помещении с компьютером.

КОМПЬЮТЕР И ЗРЕНИЕ Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название “ компьютерный зрительный синдром ”(С VS-computer vision syndrome). Признаки CVS: Снижение остроты зрения Замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние Двоение предметов Быстрая утомляемость при чтении Чувство жжения в глазах Ощущение “ песка ” под веками Покраснение глаз Боли в области глазниц и лба при движении глаз

Заболевания мышц и суставов Врачи различают несколько синдромов: Синдром длительной статической нагрузки(боли в руках, шее, пояснице) . Синдром канала запястья(дрожь, зуд, покалывание в пальцах, как правило, они появляются через несколько часов после работы на компьютере).

Упражнения для разминки Положите руку на край стола ладонью вниз. Взявшись за пальцы другой рукой, отведите кисть назад и удерживайте в таком положении в течение 5 с. Повторите упражнение для другой руки. Слегка упритесь рукой в стол, на 5 с напрягите пальцы и запястье. То же проделайте другой рукой. Сильно сожмите пальцы в кулаки, затем распрямите их. Сядьте на стул прямо, ноги твердо поставьте на пол. Наклонитесь как можно ниже, чтобы достать головой колени. Оставайтесь в таком положении 10 с, затем распрямитесь, напрягая при этом мышцы ног. Повторите упражнение 3 раза. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо- эспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.

Как сохранить здоровье Наибольший вред здоровью пользователя наносят устройства ввода-вывода: монитор, клавиатура, мышь. Появляется множество различных стандартов на экологическую безопасность оборудования ПК. Современный монитор должен соответствовать общепринятым нормам безопасности и эргономике. Монитор должен иметь возможность регулировки параметров изображения (яркость, контраст и т. д.) . Рекомендуется, чтобы при работе с компьютером частота вертикальной развертки монитора была не ниже 85 Гц. При этом пользователь перестает замечать мерцание изображения, которое вызывает быстрое зрительное переутомление. Монитор должен поддерживать три энергосберегающих режима: ожидание(standby), приостановку(suspend) и “ сон ”(off). Для устройств ввода(клавиатура и мышь) до сих пор не существует общепринятых и широко распространенных стандартов.

Организация рабочего места В комнате должно быть как естественное, так и искусственное освещение. Офисы необходимо оборудовать не только отопительными приборами, но и системами кондиционирования воздуха или эффективной вентиляцией. Стены и потолки следует окрашивать матовой краской. Желательно, чтобы площадь рабочего места составляла не менее 6 м², а объем – 20 м³ . Стол следует поставить сбоку от окна так, чтобы свет падал слева. Искусственное же освещение должно быть общим и равномерным, однако использование одних только настольных ламп недопустимо. Чтобы работа за компьютером не вредила здоровью, в процессе ее необходимо постоянно следить за положением тела. Голову следует держать ровно по отношению к плечам. Сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия и мышцы плеча.

Проверь свои знания

К каким негативным последствиям для здоровья человека может привести постоянная работа за персональным компьютером: а) снижение иммунитета, ухудшение зрения; б) заболевания сосудов и сердца, глаз; в) ухудшение слуха, аппетита, сна;

К каким негативным последствиям для здоровья человека может привести постоянная работа за персональным компьютером: а) снижение иммунитета, ухудшение зрения;

1. Почему перед тем, как начать работать на компьютере, необходимо познакомиться с мерами его безопасного использования? 2. Какой режим работы на компьютере необходимо соблюдать? 3. Упражнения для профилактики переутомления при работе с компьютером (3 примера на выбор)


Компьютеры уверенно вошли в нашу жизнь и занимают прочное место в наших квартирах наряду с телевизорами, активно используются для обучения. Персональный компьютер и Интернет помогут освоить необходимые обучающие программы, найти тексты книг, поработать со словарями. Можно рисовать и проектировать, создавать фильмы и редактировать фото. Компьютерные игры интересны и увлекательны! Часами можно бродить по туннелям, бороться с монстрами, создавать новые цивилизации, участвовать в космических сражениях.

Однако не забывай о том, что компьютер (и телевизор) оказывают отрицательное воздействие на наше здоровье. Чтобы компьютер (или телевизор) из твоего помощника не превратился во врага, нужно знать, что именно может навредить при общении с ним:

  • длительное (более часа) пребывание перед монитором опасно. Экран монитора излучает вредные частицы - ионы, при этом происходит концентрация находящейся в воздухе пыли. Она, попадая на кожу человека, может вызвать образование сыпи и другие кожные заболевания, а у вдыхающего её человека - заболевания лёгких. Ионы также меняют реакцию зрачка глаза человека на свет;
  • чрезмерное напряжение глазных мышц приводит к ухудшению зрения. Для людей, у кого сильно нарушено зрение, режим работы за компьютером определяет врач;
  • длительная и систематическая работа с компьютерной мышью и клавиатурой приводит к воспалению суставов рук;
  • длительное неподвижное положение тела при работе с компьютером приводит к ухудшению осанки;
  • неправильное, неудобное обустройство рабочего места (для компьютера) приводит к быстрому утомлению. Экран монитора должен находиться от глаз на расстоянии не менее 1 метра, середина экрана - на уровне глаз или немного ниже.
    Кресло должно быть такой высоты, чтобы не чувствовалось давления на копчик (слишком низко) или на бедра (слишком высоко). Желательно, чтобы оно было с подлокотниками, а спинка повторяла форму спины.
    Клавиатуру установи так, чтобы к ней не надо было тянуться и было удобно работать, не напрягая мышцы рук;
  • эмоциональная перегрузка в результате длительного просмотра телевизионных программ и слишком продол-жительных компьютерных игр приводит к нервозности, нарушению сна, апатии. Не остаётся сил для спорта и полезных дел.

Эти же меры предосторожности необходимо соблюдать и по отношению к играм с помощью различных видеоприставок.

Вопросы

  1. Какие ты знаешь правила работы с компьютером?
  2. В чём заключается отрицательное воздействие компьюте-ра (или телевизора) на человека?
  3. Расскажи, как компьютер помогает тебе в учёбе?
  4. Какое место в твоей жизни будет занимать компьютер?

Задание

  1. Посмотри на рисунок. Всё ли здесь правильно с точки зрения безопасной работы с компьютером? Сделай в тетради схему рабочего места персонального компьютера и укажи необходимые расстояния.

Цель: Ознакомить с правилами работы на компьютере и его влиянии на здоровье человека

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный урок (урок-презентация)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, ноутбук.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Профилактика утомлений

III. Изучение новой темы.

В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Всё более широко компьютеры внедряются в учебный процесс общеобразовательного учреждения. Это неизбежно и необходимо, так как компьютер помогает человеку более быстро и точно находить решение различных задач, позволяет хранить и получать необходимую информацию. Владение компьютером для каждого человека, в том числе учащегося, становится насущной потребностью. Вместе с тем необходимо понимать, что, работая на компьютере, следует соблюдать определённые меры предосторожности, чтобы не причинить вреда своему здоровью.

Установлено, что длительное пребывание у экрана компьютера небезвредно для здоровья человека. Опасность представляет электромагнитное излучение от различных деталей компьютера, в первую очередь от монитора (экрана). Из-за мерцания экрана и разницы в интенсивности свечения экрана и освещения помещения возникает сильная нагрузка на глаза. Кроме того, устают руки, появляется дополнительная нагрузка на позвоночник из-за неподвижности позы работающего за компьютером и неправильной подготовки рабочего места.

Существует ряд правил, соблюдение которых уменьшает отрицательное воздействие компьютера на здоровье. Повторим некоторые из них.

Для профилактики переутомления время работы на компьютере регламентируется с учётом возраста человека. Установлена общая безопасная продолжительность нахождения перед экраном учащихся подросткового возраста - не более 1 ч в день. При этом школьники 5-6 классов должны делать перерывы в работе с компьютером через каждые 25 мин работы.

Необходимо придерживаться ещё одного правила: после занятий на компьютере следует воздерживаться от просмотра телепередач в течение 2-3 ч.

Освещение в комнате должно быть таким, чтобы по сравнению с ним свечение экрана не было ни слишком ярким, ни слишком слабым.

При работе с компьютером положение монитора должно соответствовать направлению взгляда, а середина экрана монитора располагаться на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 см ниже. Экран монитора должен быть установлен на таком уровне, при котором взгляд по горизонтали направлен на центр экрана, находящегося на расстоянии не менее 50-60 см от глаз.

Хорошей профилактикой переутомления при работе с компьютером может служить выполнение специальных упражнений для глаз и тела.

Приведём ряд упражнений из книги врача-ортопеда И. Степановой «Гимнастика за компьютером».

1. И. п. (исходное положение) - сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом, - вдох, положите руку снова на колено - выдох. Затем повторите движение левой рукой. Упражнение активизирует дыхание и включает группы мышц грудного и шейного отдела, которые больше всего напряжены.

2. И. п. - то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пятки над полом, сделайте перекат с пяток на носки. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

3. И. п. - кисти к плечам. Делайте круговые движения локтями назад и вперёд. Упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и благотворно влияет на сердце.

4. И. п. - руки в замок, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

5. И. п. - сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Согните ногу, обхватив колено руками, подтяните колено к животу, затем выпрямите ногу вперёд и опустите на пол. Упражнение улучшает кровообращение в органах малого таза, препятствует застою крови - так же, как и следующее.

6. И. п. - то же. Согнутую в колене ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, затем вернитесь в и. п.

7. И. п. - руки согнуты, кулаки крепко сжать, положить на грудь. Выпрямите руки вперёд, в стороны и вверх. Упражнение разминает мышцы рук, грудной клетки и спины.

8. И. п. - прямые руки вытянуты перед собой. Делайте руками плавательные движения, имитирующие брасс, при этом старайтесь потянуться вперёд и в стороны. Упражнение обеспечивает лёгкий массаж сердца, улучшая его работу.

Каждое упражнение следует повторить 5-6 раз.

IV. Итог урока

1. Закрепление темы урока

— Почему перед тем, как начать работать на компьютере, необходимо познакомиться с мерами его безопасного использования?
— Какие существуют правила для снижения отрицательного воздействия на здоровье человека при работе на компьютере?
— Соблюдаете ли вы режим работы на компьютере, который рекомендуется соблюдать в вашем возрасте?
— Почему рекомендуется знать и выполнять ряд специальных упражнений для глаз и мышц тела при работе на компьютере?

2. Домашнее задание

Выполните специальные упражнения для глаз и тела, приведённые в параграфе. Постарайтесь всегда их выполнять в те дни, когда вы работаете на компьютере.

План – конспект урока ОБЖ

на тему: «Безопасный компьютер».

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

    Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.]; под ред. Ю.Л.Воробьева. - М.: АСТ: 2014.

    Рабочая тетрадь по ОБЖ: к учебнику «Основы безопасности. 5-й класс» под редакцией Ю.Л.Воробьева: 5-й класс / Р.Г.Драновская. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.

Дополнительные средства обучения:

    Видеофильм «Инфоурок ОБЖ 32 Компьютер и его влияние на здоровье человека».

    Раздаточный материал к уроку (Приложения 1, 2, 3, 4, 5).

    Проектор, ноутбук.

Название раздела, темы: Личная безопасность в повседневной жизни.

Урок: №27.

Тема урока: Безопасный компьютер

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к безопасному взаимодействию с компьютером, связанному с построением системы понятий о домашнем компьютере, как бытовом приборе с особой сферой применения, влиянии его на здоровье человека, правилах работы на компьютере.

Образовательная цель: расширение понятийной базы «Личная безопасность в повседневной жизни» за счет включения в нее элементов компьютерной грамотности, выявление теоретических основ понятия «безопасный компьютер», ознакомление с основными вредными факторами при работе на компьютере.

Формирование УУД.

Личностные действия:

    формирование учебной мотивации

    оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

    формирование адекватной реакции учащегося на трудности

    установление учащимися связи между продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется

Познавательные действия:

    умение формулировать тему и проблему урока

    умение вести поиск и структурировать необходимую информацию в нужной форме

    умение учащихся ориентироваться в своей системе знаний

    умение делать выводы в результате совместной работы в классе

    умение строить логическую цепь рассуждений

    сформированность умений анализа и синтеза

Коммуникативные действия:

    умение учащегося осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками

    инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    разрешение конфликтов

    умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    умение соблюдать правила речевого поведения

Регулятивные действия:

    умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

    планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

    умение проговаривать последовательность действий на уроке

    умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

    умение оценивать других и давать оценку своим действиям

Основные понятия: опасности в быту, компьютер, электромагнитное излучение, суставы, осанка, аллергия, психика, компьютерная зависимость,

Структура и ход урока.

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный

момент (1-2 минуты)

Цель: создание пра-вильного психологичес-кого настроя обучаю-щихся на урок

Психологический настрой обучающихся на урок.

    фиксирующая пауза

    приветствие

    организационные действия (посещае-мость, готовность личная и класса к проведению урока)

    сообщение о целях урока

    настраиваются на работу

    оценивают готовность к уроку личную (учебные принадлежности)

    оценивают готовность к уроку класса (доска, мел, общее состояние помещения)

    уточняют тематические рамки урока

Коммуникативные: умение настро-иться на совместную работу и общение с одноклассникам и учителем.

Личностные: положительное отно-шение к учению, к познавательной деятельности.

2. Актуализация

знаний (4-5 минут)

Цель: воспроизведение и коррекция опорных зна-ний учащихся, необхо-димых и достаточных для восприятия нового материала.

Базовые вопросы:

    Назвать тему прошлого урока

    Какие выводы вы сделали, изучив эту тему?

    Как назвать тип опасности при употреблении некачественных продуктов?

    Какие опасности в быту вы знаете?

    Какие бытовые приборы представляют опасность?

    Как можно избежать опасности при работе с бытовыми приборами?

Называют тему прошлого урока

Отвечают на вопросы по теме: «Продукты под контролем» из Рабочей тетради (№№ 1-3)

Формирование понятий «Опасности в быту», «Правила использования бытовых приборов»

Личностные: формирование конст-руктивного отношения к ошибкам.

Регулятивные: обучение приемам самопроверки и самоанализа.

Познавательные: умение ориенти-роваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: обучение раз-ным способам выражения своих мыслей.

3.Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Цель: активизация субъ-ектного опыта учащихся, мотивация учебной деятельности, вовлече-ние в совместную учеб-ную деятельность

Организует постановку проблемы урока учащимися, формулировку темы урока.

Базовые вопросы:

    Для чего нужен домашний компьютер?

Постановка проблемы урока

Ученики делают вывод о том, что домашний компьютер – это бытовой прибор с особой сферой применения.

С помощью учителя формулируют проблему урока: «Компьютер – друг или враг?»

Личностные: создание учителем проблемной ситуации, мотивиру-ющей учащихся на открытие ново-го знания.

Регулятивные: развитие умения формулировать проблему и искать пути ее решения.

Познавательные: формулирование познавательной цели; умение стро-ить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: уметь оформ-лять свои мысли в устной и письменной форме.

Организует обсуждение проблемы и пути ее решения.

Базовые вопросы:

    Какие опасности вы можете назвать при работе с компьютером?

    Что нужно сделать, чтобы избежать этих опасностей?

Предлагают и анализируют опасности при работе с компьютером и пути их преодоления.

С помощью учителя формулируют вывод: при работе с компьютером надо соблюдать особые правила безопасности.

С помощью учителя формулируют тему урока: « Безопасный компьютер »

Организует работу класса по записыванию в тетрадь темы урока и определения.

Делают записи в тетради (подчеркнуто):

    тема урока

    определение домашнего компьютера

4. «Открытие нового

знания» (12-14 минут)

Длительность видеома-териала – 6 минут.

Цель: осмысление и ре-шение учебной задачи путём исследования ви-деоматериала.

Организация мотивированного просмот-ра видеоматериала «Компьютер и его влияние на здоровье человека»

Базовые вопросы:

    Какие факторы опасного влияния компьютера на здоровье человека вы узнали?

    Посмотрите фильм и обратите внимание на то, какие опасные факторы влияния компьютера на здоровье человека мы не назвали.

Демонстрация видеоматериала.

Обобщают знания и понятия предыдуще-го этапа урока.

Просмотр видеоматериала «Компьютер и его влияние на здоровье человека»

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного резуль-тата.

Познавательные: умение осуществ-лять поиск и выделение информа-ции в видеоматериале; умение уста-навливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь с доста-точной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни-кации

Организация анализа учащимися видео-материала и формулирование правил по обеспечению безопасной работы на компьютере.

Базовые вопросы:

    О каких опасных факторах влияния компьютера на здоровье человека вы узнали из фильма?

    О каких факторах не упоминается в фильме?

Ученики с помощью учителя формируют перечень факторов опасного воздействия компьютера:

    долгое сидячее положение

    перегрузка суставов кистей рук

    электромагнитное излучение

    свечение экрана

    электрический прибор (в фильме нет)

    пожароопасный прибор (в фильме нет)

    На какие отделы организма человека компьютер оказывает наибольшее опасное воздействие?

Ученики с помощью учителя делают вывод. Влияние компьютера организм на человека:

    на скелет, осанку

    на зрение

    на кожу (аллергия)

    на психику

Организует работу класса по записыванию поэтапно в тетрадь сформулированных выводов.

Делают записи в тетради (подчеркнуто).

Организует обсуждение учащимися вопроса:

    Что нужно сделать для уменьшения опасного воздействия компьютера на человека?

Формулируют обоснованный вывод о необходимости знания и выполнения правил безопасного пользования компьютером.

5. Первичное закрепле-ние. (3-4 минуты)

Цель: самооценка степе-ни усвоения содержания; развитие навыков про-цессуального самоконт-роля.

Организует работу в парах по выполнению Задания 1. в Рабочей тетради (с.57) с использованием раздаточного материала (Приложение 1):

    раздать материал на каждого

    поставить задачу

    информировать, что раздаточный материал является частью домашнего задания 2 в рабочей тетради

    информировать, что задания в Рабочей тетради будут проверены на следующем уроке

Используя раздаточный материал, в процессе обсуждения в паре заполняют схему Задания 1. в Рабочей тетради.

Выполнив работу, вкладывают разда-точный материал в Рабочую тетрадь и закрывают ее.

Личностные: понимание личной от-ветственности за будущий резуль-тат совместной деятельности в паре.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение осуществ-лять поиск и выделение информа-ции в схемах; умение структури-ровать информацию в нужной форме.

Коммуникативные: умение состав-лять план действий по конструк-тивному сотрудничеству в паре; умение вступать в диалог; умение договариваться несиловыми мето-дами.

6. Самостоятельная рабо-та с проверкой по этало-ну. (4-5 минут)

Цель: применение полу-ченных знаний с после-дующими самоконтро-лем и самооценкой

Организует индивидуальную работу учащихся по применению полученных знаний, используя раздаточный материал (Приложение 2) и Бланк (Приложение 3):

    раздать материал на каждого

    поставить задачу – составить Памятку при работе на компьютере (задание 1 Бланка)

Выполняют задания Бланка самостоятельно.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: умение осуществ-лять самоконтроль в форме сличения с заданным эталоном; коррекция; формирование содержа-тельной самооценки.

Познавательные: умение осущест-влять поиск и выделение информа-ции в схемах и рисунках; умение анализировать с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для сравнения; умение работать с табличными данными.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

Организация самоанализа и самоконт-роля учащихся:

    после выполнения задания 1 Бланка раздать эталон для самопроверки (Приложение 4)

    предложить выполнить задание 2 Бланка

Выставляют свою оценку в соответ-ствующей строке Бланка.

    после выполнения всех заданий Бланка собрать раздаточный материал (Приложение 2) и работы для выставления оценок в журнал

Передают раздаточный материал (Приложение 2) и работы учителю

7.Включение нового зна-ния в систему знаний и повторение. (8-10 минут)

Цель: осознание и оце-нивание результатов осу-ществленной собствен-ной деятельности.

Организация коллективного обсуждения вопроса об особом воздействии компью-тера на здоровье человека.

Базовые вопросы:

    Какие вы знаете опасности в повседневной жизни человека?

    В чем главная особенность опасного воздействия компьютера на человека?

Информация о компьютерной зависи-мости от игр и Интернета.

Формулируют с помощью учителя вывод.

Главные особенности опасного воздей-ствия компьютера на человека:

    угрозу нельзя увидеть и почувствовать сразу

    компьютерная зависимость

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личнос-ти.

Регулятивные: умение осознать уровень и качество усвоения содержания.

Познавательные: умение ориенти-роваться в своей системе знаний; развитие способности к синтезу как составлению целого из частей; умение работать с табличными данными.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение взаимодей-ствовать в группе.

Организует работу класса по записыванию поэтапно в тетрадь сформулированных выводов.

Делают записи в тетради (подчеркнуто).

Организует анкетирование учащихся на тему: «Степень моей зависимости от Интернета» (во время самостоятельной работы учащихся переносит оценки с Бланков в журнал):

    раздать Анкеты (Приложение 5)

    проинструктировать учащихся

N . B .! Тему Анкеты не называть для большей объективности ответов; можно обозначить тему: «Моя работа с компьютером»

    после заполнения Анкеты информи-ровать: подсчитайте количество поло-жительных ответов; если их пять и более, то Вы – Интернет-зависимы.

Заполняют Анкеты (индивидуальная работа).

Проводят обработку результатов.

Делают индивидуальные выводы (без их афиширования).

После окончания анкетирования раздает Бланки учащимся.

Акцентирует внимание учащихся на результатах Анкет и Бланков.

Предлагает учащимся в Бланках отметить, какие правила работы на компьютере они выполняют (задание 3).

Делает обобщающий вывод:

    опасные факторы при работе с компьютером человек не замечает

    каждый из вас может увидеть в Бланках и Анкетах, какие болезни ему угрожают при несоблюдении правил работы на компьютере

    компьютерная зависимость – болезнь, которая ведет к разрушению личности человека

Анализируют индивидуально результаты своих Анкет и Бланков и с помощью учителя делают вывод.

Чтобы избежать потери здоровья при работе с компьютером, необходимо соблюдать особые правила безопасности.

Организует работу класса по записыванию в тетрадь сформулированного вывода.

Бланки и Анкеты (Приложения 3, 5) остаются у учащихся, Эталон ответов (Приложение 4) учитель собирает.

Делают записи в тетради (подчеркнуто).

Передают Эталон ответов учителю, Бланки и Анкеты убирают в Рабочую тетрадь.

8. Рефлексия.

(1-2 минуты)

Цель: помочь ученику осознать пройденный путь, систематизировать полученный опыт, оце-нить свое состояние, эмоции, результаты сво-ей деятельности

Организует коллективную эмоциональ-ную рефлексию.

На вопросы ученики «отвечают» поднятой рукой.

Базовые вопросы:

    Кто узнал новое?

    Кому было интересно на уроке?

    Кто удивился?

    Кто задумался после изучения темы?

    Кто понял, что компьютер может быть врагом?

    Кто теперь знает, как сделать компью-тер другом?

    Кто сегодня считает себя самым активным на уроке?

Ученики совместно с учителем оценивают эмоциональное восприятие материала и свою активность на уроке.

Личностные: оценивание усвоен-ного содержания, исходя из социальных и личностных ценнос-тей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные: формирование поло-жительной самооценки

Коммуникативные: умение выра-жать свои мысли и эмоции разными способами; умение интегрироваться в среду сверстников.

9. Итог урока информа-ционный (1минута)

Цель: подведение итогов

урока

Краткая информация о Домашнем задании (в электронном дневнике)

    § 29, ответить устно на вопросы и задание (с.155)

    Рабочая тетрадь, с. 57-58, №№ 2 (вклеить раздаточный материал), 3.

Оценка деятельности и результатов учащихся

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: оценка результатов учебной деятельности

Приложение 1.

Раздаточный материал (разрезной, 6 шт.)

Приложение 2.

Раздаточный материал (разрезной, 4 шт.)

Приложение 3.

Бланк «Правила при работе на компьютере». Класс 5.

Дата_____________ Ф.И.___________________________

Задание 1. Подпишите Бланк, поставьте дату.

Против каждого параметра (графа 2) выберите и подчеркните один правильный ответ в графе 3 («Ответы»).

Ухудшение зрения;

компьютерная зависимость

а) ниже уровня локтя; б) на уровне локтя;

в) выше уровня локтя

Болезни суставов кистей рук

Поверхность стола

а) не должно быть еды, лишних предметов, пыли;

б) все учебники и тетради; в) не важно

Аллергия;

Под столом

а) системный блок; б) подставка для дисков, бумаг;

в) пустое пространство

Сколиоз

(искривление позвоночника)

Сиденье кресла

а) под наклоном; б) без наклона; в) не важно

Болезни поясничного отдела

Спинка кресла

а) прямая; б) не важно;

в) анатомическая (изогнутая)

Неправильная осанка

а) не касаются пола;

б) полностью стоят на полу (подставке); в) не важно

Боли в пояснице

Расстояние до монитора

а) более 50 см; б) менее 50 см; в) не важно

Ухудшение зрения

Центр экрана монитора

а) выше уровня глаз; б) на уровне глаз;

в) ниже уровня глаз

Болезни шейного отдела

Поза человека

а) расслабленная; б) не имеет значения;

в) прямая спина

Сколиоз;

неправильная осанка

Задание 2. Проверьте свою работу: 1) получите «Эталон ответов»;

2) поменяйте цвет ручки и обведите буквы правильных ответов в Бланке;

3) в графе 4 поставьте «+» против правильных ответов и подсчитайте их количество;

4) число правильных ответов = ___________.

Вычислите процент выполнения: число правильных ответов умножить но 10. Мой процент выполнения: _______________.

По табличке в «Эталоне ответов» определите оценку по проценту выполнения. Оценка: ________.

Приложение 4.

Раздаточный материал к Бланку «Эталон ответов» (разрезной, 2 штуки)

Эталон ответов

Эталон ответов

Параметры

Ответы

Параметры

Ответы

а) 1,5-2 часа

Время нахождения за компьютером

а) 1,5-2 часа

Положение поверхности стола и клавиатуры

б) на уровне локтя

Положение поверхности стола и клавиатуры

б) на уровне локтя

Поверхность стола

Поверхность стола

а) не должно быть еды, лишних предметов, пыли

Под столом

в) пустое пространство

Под столом

в) пустое пространство

Сиденье кресла

б) без наклона

Сиденье кресла

б) без наклона

Спинка кресла

в) анатомическая (изогнутая)

Спинка кресла

в) анатомическая (изогнутая)

Высота стола и кресла такая, что ступни ног

Высота стола и кресла такая, что ступни ног

б) полностью стоят на полу (подставке)

Расстояние до монитора

а) более 50 см

Расстояние до монитора

а) более 50 см

Центр экрана монитора

в) ниже уровня глаз

Центр экрана монитора

в) ниже уровня глаз

Поза человека

в) прямая спина

Поза человека

в) прямая спина

Шкала перевода баллов в отметку

Проценты выполнения

Проценты выполнения

Если согласны, ставьте в строке «+» («да»)

Предположения

Предположения

Провожу за компьютером более 2 часов в день

Часто ем, пью чай, готовлю уроки за компьютером

Прихожу домой и сразу сажусь за компьютер

«Заигравшись» на компьютере забываю поесть

Могу не выучить уроки из-за компьютера

У меня есть постоянное желание играть

У меня портится настроение, если компьютер сломался

Конфликтую на запрет сидеть за компьютером

Если согласны, ставьте в строке «+» («да»)

Если согласны, ставьте в строке «+» («да»)

Предположения

Предположения

Провожу за компьютером более 2 часов в день

Провожу за компьютером более 2 часов в день

Часто ем, пью чай, готовлю уроки за компьютером

Часто ем, пью чай, готовлю уроки за компьютером

Прихожу домой и сразу сажусь за компьютер

Прихожу домой и сразу сажусь за компьютер

«Заигравшись» на компьютере забываю поесть

«Заигравшись» на компьютере забываю поесть

Могу не выучить уроки из-за компьютера

Могу не выучить уроки из-за компьютера

У меня есть постоянное желание играть

У меня есть постоянное желание играть

У меня портится настроение, если компьютер сломался

У меня портится настроение, если компьютер сломался

Конфликтую на запрет сидеть за компьютером

Конфликтую на запрет сидеть за компьютером

Приложение 5.

Анкета «Степень моей зависимости от Интернета» (разрезная, 4 штуки)