» » Контрольная по русскому языку. Придаточные предложения места Мини-сборник «10 проблемных текстов с заданиями»

Контрольная по русскому языку. Придаточные предложения места Мини-сборник «10 проблемных текстов с заданиями»

Вариант № 3402632

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В результате безответственной хозяйственной деятельности человека, которая привела к разрушению природы, возникла опасность гибели всего человечества, и поэтому для сохранения жизни нужна система мер по её сохранению.

2) Природные катастрофы; засухи, наводнения, пыльные бури и лесные пожары, оползни и снежные лавины в горах — зачастую являются результатом деятельности человека, нарушающей законы природы.

3) Ни одна продуманная и хорошо организованная система мер не поможет сохранить природу, если человечество допустит, чтобы произошла техногенная или природная катастрофа.

4) Результатом интенсивной хозяйственной деятельности человека стало разрушение многих природных ландшафтов, обмеление и загрязнение рек и озёр, сокращение площадей лесов, уничтожение сотен видов животных и растений.

5) Последствия разрушения природы в результате бездумной хозяйственной деятельности человека гибельны для человечества, поэтому сегодня необходима система мер по сохранению природы.


Ответ:

Какое из при-ведённых ниже слов или со-че-та-ний слов долж-но быть на месте про-пус-ка в тре-тьем пред-ло-же-нии тек-ста? Вы-пи-ши-те это слово.

Не-смот-ря на это

По-это-му

По-то-му что


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗАКО́Н , -а, муж.

1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.

2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.

3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).

4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ненАдолго

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Охотском море завершилась СПАСИТЕЛЬНАЯ операция МЧС по выводу судов из ледового плена.

Роза Львовна поднялась с кресел и ЦАРСТВЕННОЙ походкой направилась к двери.

Леша ОДЕЛ младшую сестрёнку, и они отправились встречать папу с работы.

Усадьба была окружена высокой КАМЕННОЙ оградой.

В течение года план развития производства ПРЕТЕРПЕЛ значительные изменения.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

дерево ЗАСОХНУЛО

пять КАСТРЮЛЬ

НАПОИВ чаем

банка КОНСЕРВОВ

чистых ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между грам-ма-ти-че-ски-ми ошиб-ка-ми и пред-ло-же-ни-я-ми, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны: к каж-дой по-зи-ции пер-во-го столб-ца под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

ГРАМ-МА-ТИ-ЧЕ-СКИЕ ОШИБ-КИ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИЯ

А) на-ру-ше-ние в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с при-част-ным обо-ро-том

Б) не-пра-виль-ное упо-треб-ле-ние па-деж-ной формы су-ще-стви-тель-но-го с пред-ло-гом

В) не-пра-виль-ное по-стро-е-ние пред-ло-же-ния с кос-вен-ной речью

Г) ошиб-ка в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с од-но-род-ны-ми чле-на-ми

Д) на-ру-ше-ние связи между под-ле-жа-щим и ска-зу-е-мым

1) По окон-ча-нию Лицея Пуш-кин стал жить в Пе-тер-бур-ге.

2) Те, кто до-би-ва-ет-ся в спор-те наи-боль-ших успе-хов,ста-но-вит-ся при-ме-ром для под-ра-жа-ния.

3) До-ро-га, ко-то-рую ука-зал Пугачёв, ока-за-лась спа-си-тель-ной для Пет-ру-ши и ги-бель-ной для дру-гих.

4) Пре-по-да-ва-тель ото-брал и по-со-ве-то-вал уча-ще-му-ся вос-поль-зо-вать-ся до-пол-ни-тель-ной ли-те-ра-ту-рой.

5) Глав-ный герой ро-ма-на До-сто-ев-ско-го «Идиот» князь Мыш-кин од-но-вре-мен-но сме-шон и тра-ги-чен, по-доб-но Дон Ки-хо-ту, с ко-то-рым он ас-со-ци-и-ру-ет-ся.

6) Вы-пуск-ни-ки выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний долж-ны быть зна-ю-щи-ми про-фес-си-о-на-ла-ми ос-но-вы наук.

7) В ответ на прось-бу мы услы-ша-ли, что "Я не при-вык-ла усту-пать".

8) К 1856 году твор-че-ские ин-те-ре-сы Шиш-ки-на, ко-то-рый вы-де-лял-ся среди то-ва-ри-щей не-со-мнен-ным та-лан-том, опре-де-ли-лись окон-ча-тель-но.

9) В опере «Ру-са-лоч-ка» ис-поль-зу-ют-ся эле-мен-ты на-род-ной му-зы-ки.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

А Б В Г Д

Ответ:

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

с..на-то-рий

св..ркать

умн..жать

т..рри-то-рия

прот..реть

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

д..бела, непр..будный;

пр..вращение, пр..глушить;

раз..грать, фин..нспектор;

и..гнать, не..гораемый;

п..полнять, перен..править.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

передёрг..вая

забол..вающий

доходч..вость

вздраг..вающий

сбивч..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

пол..щая (огород)

вид..щий (насквозь)

(гуси) щипл..т (траву)

раду..щийся (гостю)

кол..щий (предмет)

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Воды прилива шумели (не)умолкая.

Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

Левинсон слушал, (не)вмешиваясь.

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром оба вы-де-лен-ных слова пи-шут-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те эти два слова.

Срав-не-ние «До-рож-ных жалоб» и эле-гии «Брожу ли я...» Пуш-ки-на по-ка-зы-ва-ет, (НА) СКОЛЬ-КО (ПО) РАЗ-НО-МУ поэт может ин-тер-пре-ти-ро-вать одну и ту же тему.

(В) ТЕ-ЧЕ-НИЕ тех двух часов, что дру-зья шли по го-ро-ду, им (НА) ВСТРЕ-ЧУ не по-пал-ся ни один из его жи-те-лей.

Ми-но-но-сец «Буй-ный», стре-ляя по не-при-я-те-лю, дал пол-ный ход (В) ПЕРЁД, (В) ДО-ГОН-КУ за вра-же-ской эс-кад-рой.

Он рас-пла-тил-ся (СО) МНОЙ фран-ка-ми, ко-то-рые (В) ПО-СЛЕД-СТВИИ я сдал в кассу.

(НЕ)СМОТ-РЯ на не-по-го-ду, мы ВСЕ(ТАКИ) ре-ши-ли идти в поход.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Сквозь по-осеннему яркий лес восточного холма виднелись средневековый замок и соединявший когда-то две высотные башни дугообразный мост.

2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

3) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

4) В воздухе парило и день обещал быть нестерпимо жарким.

5) Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека к истине.

Ответ:

Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэзия пленяет и незаметным образом, но с непреодолимой силой возвышает человека и приближает его к тому состоянию, когда он (1) на самом деле (2) становится украшением земли, или (3) как простодушно, но искренне говорили наши предки (4) «венцом творения».

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В нашей стране (1) существует система заказников и заповедников (2) на территории (3) которых (4) ограничены сбор и заготовка растений.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пока Маруся искала заветную грибную полянку (1) на небе сгустились тучи (2) и (3) хотя девочка не боялась попасть под ливень (4) но она не захотела лишний раз беспокоить свою бабушку и потому повернула в сторону дома.

Ответ:

Какие из вы-ска-зы-ва-ний со-от-вет-ству-ют со-дер-жа-нию тек-ста? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

1) Рас-сказ-чик не сумел найти для мамы неж-ных слов, по-то-му что ему ме-ша-ла млад-шая сест-ра.

2) Герои рас-ска-за не ви-де-лись не-сколь-ко лет.

3) Юноше уда-лось разыс-кать маму уже в ва-го-не по-ез-да и из-ви-нить-ся за своё глу-пое по-ве-де-ние.

4) Этот эпи-зод никак не удаётся за-быть.

5) По-ни-мать серд-цем можно на-учить-ся толь-ко с воз-рас-том.


(3)Он глубоко вздохнул.

-(7)Понимаю, - сказал я.

(16)Он помолчал.

(24)Он опять замолчал.

(По А. Геласимову*)

*Андрей Валерьевич Геласимов

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 4-6 представлено рассуждение.

2) В предложениях 18-22 представлено повествование.

3) В предложениях 41-44 представлены происходящие друг за другом события.

4) 37 предложение подтверждает суждение, высказанное в 11 предложении текста.

5) В предложениях 30-31 содержится повествование.


(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

(По А. Геласимову*)

*Андрей Валерьевич Геласимов (род. в 1966 г.) - филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе.

Ответ:

Из предложения 38 выпишите фразеологизм.


(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

(По А. Геласимову*)

*Андрей Валерьевич Геласимов (род. в 1966 г.) - филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе.

(3)Он глубоко вздохнул.


Ответ:

Среди предложений 38-47 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

Список терминов:

1) сравнение

2) диалектизм

3) контекстные антонимы

4) разговорные слова

5) синонимы

6) восклицательное предложение

8) ряд однородных членов

9) синтаксический параллелизм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

(По А. Геласимову*)

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

(По А. Геласимову*)

Подготовка к ЕГЭ. Диагностическая работа по русскому языку.

7 декабря 2017 года
Вариант РЯ10701













Желаем успеха!



оз..рничать
усм..рить
зан..мать (деньги)
п..лисадник
неж..лательный


корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прим..чательный
приг..родный (вокзал)
обн..мать
сб..регать
анал..гичный
Ответ: ___________________________.

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
изм..рение
см..ковать (пищу)
пок..сившийся (забор)
упр..щение
выч..тание
Ответ: ___________________________.


о..делка, (немного) по..красить (забор)
и..пытал, не..дешний
пр..крыл, пр..строил
пр..образ, р..ссыпал
от..скать, спорт..гра
Ответ: ___________________________.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и..пробует, во..главь (учреждение)
пр..возмог, пр..берёг
супер..гра, об..ск
пр..дед, пр..поведую
(вижу) в..явь, раз..ярён
Ответ: ___________________________.
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Русский язык. 10−11 класс. Вариант 10701

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
под..ячий, из..ять
(не) ..дюжил, бе..платно
от..греть, поз..вчера
пр..высил, пр..лежно
бе..вкусно, ра..крыл
Ответ: ___________________________.

выращ..вать
заносч..вый
масл..це
человеч..к
обесточ..ть (линию)
Ответ: ___________________________.

застр..вать
обессил..ть (от усталости)
эмал..вый
милост..вый
ружь..цо
Ответ: ___________________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
заносч..вый
щавел..вый
забол..вать
мешоч..к
коч..вали
Ответ: ___________________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
неприемл..мый
расчерч..нный
(туман) стел..тся
высп..шься
колебл..мый (ветром)
Ответ: ___________________________.
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Русский язык. 10−11 класс. Вариант 10701

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
раска..вшийся
замет..шь
независ..мый
обид..вший
обла..нный (дворнягой)
Ответ: ___________________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
мел..щий (зерно)
внемл..щий
(они) меч..тся (от страха)
(спортсмены) бор..тся
зате..нный (разговор)
Ответ: ___________________________.


Тот долгий, нисколько (НЕ)ПОНЯТНЫЙ чужим ушам разговор сблизил
Олега и Настю.
(НЕ)СОМНЕВАЯСЬ в своём решении ни минуты, Аркаша вышел из дома.
Василию (НЕ)ДОСТАВАЛО смелости признаться себе самому, что уже пора
отступить, сдаться.
(НЕ)ЗАРОСШИЙ камышом берег привлёк нас, и мы решили переночевать
здесь.
Меня оскорбило (НЕ)ВЕЖЛИВОЕ замечание приятеля, а то, каким ледяным
тоном оно было сделано.
Ответ: ___________________________.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Стоял уже далеко (НЕ)ЖАРКИЙ, но солнечный сентябрьский день, мы
с егерем отправились на болота понаблюдать за птицами.
В (НЕ)ЗАШТОРЕННЫЕ даже тюлем окна лился холодный лунный свет.
Когда Елизавета, муза писателя, уехала от него, черпать вдохновение ему
стало (НЕ)ОТКУДА.
Ценя в людях искренность и (НЕ)ПРИЕМЛЯ более всего фальшь, этот
дворянин предпочитал дружить с крестьянами, а не с людьми своего
сословия.
Ольга, узнав о приезде Саши, выбежала с (НЕ)ПОКРЫТОЙ ничем головой
на заснеженный двор.
Ответ: ___________________________.
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Русский язык. 10−11 класс. Вариант 10701

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Дверь на веранду была (НЕ)ЗАКРЫТА.
Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробностях (НЕ)ИЗВЕСТНУЮ.
Халат имел в глазах Обломова тьму (НЕ)ОЦЕНЁННЫХ достоинств.
Воздух здесь был (НЕ)НАШ, чужой, и у меня защемило сердце.
Ящик оказался (НЕ)ЧЕМ иным, как хранилищем патронов.
Ответ: ___________________________.



(НА)КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши
оппоненты пошли (НА)ПОПЯТНУЮ.
(В)ТЕЧЕНИЕ года выпуск продукции на предприятии увеличился (В)ДВОЕ.
Если ты и (В)ПРАВДУ живёшь мечтой, важно продолжать верить в неё,
ЧТО(БЫ) ни говорили тебе окружающие.
(ПО)ЭТОМУ мосту, представлявшему собой два натянутых каната с бамбуковыми перекладинами, идти (В)ДВОЁМ было опасно.
(В)НАЧАЛЕ Гоша ТО(ЖЕ) побаивался сурового егеря, но вскоре был
совершенно пленён его умением обращаться с лошадьми и собаками.
Ответ: ___________________________.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Организм становится невосприимчив к инфекции (В)СЛЕДСТВИЕ иммунизации, ТАК(ЖЕ) известной как вакцинация.
Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на Раскольникова
влияние, (КАК)БУДТО действительно было тут КАКОЕ(ТО) предопределение, указание.
(ПО)ТОМУ, что и как говорил мой спутник, я (С)РАЗУ понял: человек он
бывалый, крепкий.
Ночью полил такой сильный дождь, что мы все промокли (НА)СКВОЗЬ, но
пробраться в деревню (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было никакой возможности.
Сашка подумал, что передвигаться лучше (ПО)ОДИНОЧКЕ, Борька
предложил ТО(ЖЕ) самое.
Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Русский язык. 10−11 класс. Вариант 10701

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ морского путешествия мы (НЕ)РАЗ попадали в бури.
Завлечь Чехова в политическую партию было не ТАК(ТО) просто: свой
протест против несправедливости и жестокости он выражал (ПО)СВОЕМУ.
(В)ОТЛИЧИЕ от других, Зеленский был готов выступить, хотя отлично
понимал, что имел (В)ВИДУ Рыбин, когда назначал встречу.
«(ОТ)ЧЕГО Вы так грустны?» – с волнением в голосе, склонив голову
(НА)БОК, спросила Мария.
ЧТО(БЫ) ни рассказывал гость, он умел (ПО)ИСТИНЕ зажечь, воодушевить
собеседника.
Ответ: ___________________________.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
В середине сентября было ветре(1)о; жёлтые и багря(2)ые листья,
обречё(3)о подчиняясь порывам ветра, отчая(4)ыми хороводами кружили по улицам и скверам и, смешиваясь с серебря(5)ыми паутинками,
улетали куда-то вдаль.
Ответ: ___________________________.


На пепелищах старых имений рождаются такие милые женщины, всегда
неопределё(1)ого возраста и необыкнове(2)ой доброты; никогда они не
выходят замуж, берут на себя всевозможные тяготы, воспитывая ю(3)ых
племянников, и, воспитав, перебираются, всё в том же вяза(4)ом чёрном
платье и с картонным футляром для очков, на новое пепелище, мечтая
о прочита(5)ых книгах и всемирном добре.
Ответ: ___________________________.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Я терпеливо обследовал песча(1)ую отмель и свежий намыв гальки
в поисках интересных камешков; дул лёгкий ветерок, волны были
кротки и смире(2)ы. Мне чудилось, что я брожу в таинстве(3)ом,
оставле(4)ом всеми мире.
Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Подготовка к ЕГЭ. Диагностическая работа по русскому языку.
«Орфография (позиции 8-14 ЕГЭ)». 10-11 класс
7 декабря 2017 года
Вариант РЯ10702
Выполнена: ФИО_________________________________ класс ______
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся
45 минут. Работа включает в себя 21 задание.
Записывайте ответы на каждое задание в отведённом для этого месте.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником,
рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими
словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу,
и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас
останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!

© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
соч..тание
м..рковный
рец..нзент
изл..жение
выск..чивший
Ответ: ___________________________.
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
попл..вок
отн..мать
прид..рался
фест..валь
неприм..римый
Ответ: ___________________________.
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
д..рижёр
г..рчица
оп..лчение
ст..лизованный
оз..рённый
Ответ: ___________________________.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
по..бородок, о..цепил
пр..язык, п..дорожник
вз..грал, меж..гровой
пр..строит, пр..подал (урок)
пр..дел (терпения), пр..милый
Ответ: ___________________________.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..молчал, р..зослал
пр..обрёл, пр..вратит
и..пуг, не..гибаемый
по..пустил (ближе), о..гадать
пр..высил, пр..общил
Ответ: ___________________________.
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Русский язык. 10−11 класс. Вариант 10702

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..мета, пр..мудрый
под..скал, с..грал
о..дирал, по..стелил
бе..вкусен, ..жать (в ладони)
пр..ступил (к делу), пр..рвать (молчание)
Ответ: ___________________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
кресл..це
напор..стый
запечатл..вать
тиш..на
движ..мый
Ответ: ___________________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
коч..вать
пальт..цо
замш..вый
затм..вать
вдумч..вый
Ответ: ___________________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
замоч..к
накапл..вать
вкрадч..вый
обустра..вать
горош..нка
Ответ: ___________________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
понаде..вшись (на друга)
вылин..вший (свитер)
поссор..шься
(снег) та..т
выключ..нный
Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Русский язык. 10−11 класс. Вариант 10702

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
неприемл..мый
расчерч..нный
(туман) стел..тся
пыта..шься
недвиж..мое (имущество)
Ответ: ___________________________.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
медл..щий (с решением)
(они) раскле..т (афиши)
кол..щийся (кустарник)
завис..щий (от родителей)
(они) завер..т (подпись)
Ответ: ___________________________.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мы жили бедно, постоянно (НЕ)ДОЕДАЛИ, меняли на продукты те вещи,
которые привезли с собой.
Натренированный взгляд мой определил, что местность пока (НЕ)ОБЖИТА,
но я всё же решил поискать хоть какие-то признаки человеческого
присутствия.
Ещё далеко (НЕ)ЯСНО, ко всем ли и в одинаковой ли мере применим такой
критерий оценивания.
Зоопарк принимает (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ на Новый год фрукты, которыми
будут лакомиться слоны, кенгуру, медведи и парнокопытные.
Она – потрясающая русская актриса, он – никому (НЕ)ИЗВЕСТНЫЙ
гениальный педагог, и оба – истинные служители театра.
Ответ: ___________________________.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Этот никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек вёл себя так, будто он всех
присутствующих хорошо знает.
Денег нашему герою постоянно (НЕ)ХВАТАЛО, потому что тратились они
быстро и бестолково.
Сегодняшний спектакль оказался ничуть (НЕ)ИНТЕРЕСНЕЕ вчерашнего.
(НЕ)УМЕЮЩИЙ выступать на публике, Демидов очень волновался перед
собранием.
Я не знал, как начать разговор в столь (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.
Ответ: ___________________________.
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Русский язык. 10−11 класс. Вариант 10702

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
В годы Великой Отечественной войны появилось (НЕ)МАЛО поэм, но
наиболее значимым произведением стал «Василий Тёркин» Твардовского.
Основой сюжета становится далеко (НЕ)НОВОЕ в литературе столкновение
сильной личности и толпы.
«Порой важнее (НЕ)ЧТО сказано, а как сказано!» – этой фразой Игорь завершил наш спор.
Дверь оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА, и я осторожно вошёл в дом.
(НЕ)БРИВШИЙСЯ почти неделю, со взъерошенными волосами,
осунувшийся, мой брат представлял собой жалкое зрелище.

Ответ: ___________________________.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Электрик громко крикнул мне (В)ДОГОНКУ, ЧТО(БЫ) я попросил
бригадира направить ему в помощь ещё двух людей.
(В)ТЕЧЕНИЕ недели Павел ежедневно пробегал по 8 километров и
(В)СКОРЕ вернул себе свою обычную форму.
Иван знал о случившемся ровно ТО(ЖЕ), что и остальные моряки,
(ПО)ЭТОМУ не мог добавить ничего важного.
(В)ВИДУ прекращения государственного финансирования ремонт зданий
будет производиться (ЗА)СЧЁТ предприятия.
ЧТО(БЫ) хотелось мне сказать вам на прощание, дорогие друзья мои,
которых нынче покидаю, быть может, (НА)ВСЕГДА?
Ответ: ___________________________.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ТОМУ спокойствию, что царило (ПО)ВСЮДУ, нам казалось, что дождя
больше не будет.
Парус обыкновенно подворачивали внизу и приспускали только (ВО)ВРЕМЯ
сильной бури, ЧТО(БЫ) уменьшить площадь парусности.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня мы (В)ВОЛЮ налюбовались утками и возвращались домой в бодром расположении духа.
Сложив сумку (В)ДВОЕ, Арсений быстро запрыгнул в лодку, она от его веса
наклонилась (В)БОК, но скоро выправилась.
(ПО)НАЧАЛУ Егорке было очень страшно, но он сумел собрать волю
в кулак, ТАК(ЧТО) никто не заметил его короткого смятения.
Ответ: ___________________________.
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без
письменного согласия СтатГрад запрещена

Русский язык. 10−11 класс. Вариант 10702

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1 в.

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)

1) 1,3,6 2) 1,2,3,6 3) 1,4,6 4) 1,2,3,4,6

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости. (В.Беляев)

1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н.Давыдова)

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Директор небрежным вопросом давал понять (1) что его подчиненные ездят в командировки в дальние страны (2) и (3) хотя сейчас здесь будут обсуждаться незначительные внутренние хозяйственные вопросы (4) для них открыт и большой мир. (Н.Давыдова)

1) 1,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Говорил Шишаков степенно (1) и (2) хотя Володин еще не оборачивался и не видел его (3) по шелесту отрываемой газеты и по тому недружелюбному тону (4) каким произнес сержант

слова (5) понял (6) что у старика сегодня плохое настроение. (А.Ананьев)

1) 1,2,4,5 2) 1,4,5,6 3) 1,3,5,6 4) 1,2,3,4,5,6

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выступление Рюмин назначил на два часа ночи (1) и (2) с какого бы направления он ни подводил роту к невидимому селению (3) и (4) сколько бы там ни было немцев (5) они все до одного обрекались на смерть (6) потому что предоставить им плен в этих условиях курсанты не могли. (К.Воробьёв)

1) 1,3,4,5,6 2) 2,4,5 3) 3,4,5,6 4) 1,2,5,6

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве. (А.Рыбаков)

1) 1,3 2) 1,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дорожки нашего сада густо покрыты падающими с деревьев легкими белыми лепестками (1) а (2) когда подымается ветер (3) то кажется (4) будто снег крупными хлопьями медленно опускается с деревьев на землю. (А.Куприн)

1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 2,3,4 4) 1,4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пулемета мы тоже не нашли (1) и (2) если бы моя бабка узнала об этом (3)она бы сказала (4) что бог нас хранил. (А.Кузнецов)

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,2,4

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.11 класс.

2 в.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1) 1,3,4 2) 1,4 3) 2,3 4) 1,2,3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

1) 1 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

1) 1,3 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

1) 1,4,5 2) 2,3,5 3) 3,4,5 4) 1,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

1) 1,4 2) 1,2,3,4 3) 3 4) 2,3,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.

1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 3,4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1) 1,3 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1) 1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1) 1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4

Ответы к заданию.

1 в.

1. 3 6. 4

2. 2 7. 4

3. 3 8. 2

4. 3 9. 2

5. 3 10. 1

2 в.

1. 4 6. 3

2. 3 7. 2

3. 4 8. 4

4. 3 9. 4

Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.

В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово - слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин - перевести его на нормы русского литературного языка - это попросту испортить былины».

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной - своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума...

(Д.С. Лихачев)

Сочинение

Основная проблема, поставленная Д.С. Лихачевым в данном тексте, - это проблема отношения человека к языку. Какую роль играет речь в создании имиджа человека? Что стоит за грубостью, руганью, циничными выражениями? Именно этими вопросами задается автор.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни. Небрежное отношение к слову свойственно молодому поколению, усвоившему язык смс-текстов и Интернет-пользователей. Этот примитивный язык обедняет духовный мир молодых людей. Именно поэтому Д. С. Лихачев хочет привлечь внимание читателей к этой проблеме.

Ученый считает, что наш язык - важнейшая составляющая нашего общения. И речь человека зачастую формирует его образ в глазах окружающих. При этом автор не осуждает диалектную речь, понимает, что этот язык «не требует исправления». Но грубость, нарушение литературных норм, циничные выражения, необоснованная ирония - все эти явления вызывают искреннее негодование ученого. Он отмечает, что за всем этим стоит не только недостаток образования, неинтеллигентность, но и внутренняя слабость людей, их страх, незащищенность перед жизненными явлениями. В финале он призывает нас «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи».

Текст Д.С. Лихачева очень яркий, образный, выразительный. Раскрывая свою точку зрения, он использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнение («это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка»), эпитет («бесшабашно иронических выражений»), ряды однородных членов («Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения»).

Нарушение культуры речи исследует и К. Чуковский в своей книге «Живой как жизнь. Рассказы о русском языке». Этот писатель очень озабочен бурным развитием в нашей стране канцелярита, примитивностью молодежного жаргона. Он также считает, что такой язык упрощает наше мышление.

Таким образом, по мысли С. Львова, язык тесно связан с нашим мышлением, психологией, образом жизни. Язык формирует имидж человека, раскрывает его внутренний мир. И здесь я невольно вспоминаю слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Содержание

Задание №1 2
Задание №2 12
Задание №3 12
Задание №4 16
Задание №5 18
Задание №6 19
Задание №7 20
Задание №8 21
Задание №9 22
Список литературы 24

Вариант №13
Задание №1
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их написание и постановку.
Текст 34. Ветлуга.
Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я. Надо мной, как гигантский шатер, расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. Закинув несколько голову, я мог видеть в вышине темную деревянную церковку, наивно глядевшую на меня с высокой, как скала, кручи, из-за зеленых деревьев. Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый мне шалаш, а у самых моих ног, прозрачная, как стекло, плескалась река — красивая Ветлуга. Берега ее, неясные и таинственные, стояли, как будто прислушиваясь к немолчному шороху реки.
Когда на рассвете, часа три назад, я укладывался здесь в ожидании ветлужского парохода, вода была еще далеко, за старою лодкой, лежащей на берегу. Теперь уже взмывала и покачивала приливом и река приплескивала почти к самым моим ногам.
Ветлуга, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкаясь, кружась, свертываясь воронками и развиваясь опять.
Не на шутку разыгравшаяся Ветлуга сильно обеспокоила всех ожидавших переправы, даже и самого перевозчика. Но, несмотря ни на что, перевоз совершался как обычно, и голоса гремели и раскатывались над рекой.
Вскоре на плес плавно выбежал долгожданный пароход, мигая бледнеющими на рассвете огнями. Солнце давно золотило верхушки приветлужских лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался все новыми уголками, которые щедро открывала красавица река, еще окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой.
(По В.Г.Короленко)

Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я.
1) Одиночное деепричастие обособляется, если оно сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого и указывая на время действия, его причину, условие и т.д.; придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения.
2) Не мог - Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно.
Надо мной, как гигантский шатер, расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако.
1) Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзом как, если они обозначают уподобление, без других оттенков значения (как имеет значение «подобно»); придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения.
2) Надо мной - надо - предлог, пишется раздельно с местоимениями.
3) Гигантский - Конечные согласные основы д и т перед суффиксом -ск- сохраняются; для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р (гиганты).