» » Кришнаиты - секта или нет? Праздники, общины, отзывы. Известные кришнаиты

Кришнаиты - секта или нет? Праздники, общины, отзывы. Известные кришнаиты

Чтобы понять адептов нового для Европы (и России, в частности) религиозного движения, необходимо узнать, кто такой Кришна. Это Бог, пророк или один из многочисленных идолов индуистского пантеона? Давайте в этом разбираться. Являются ли кришнаиты приверженцами монотеизма или они исповедуют многобожие? Говорят, культ родом из Индии. Но сами кришнаиты заявляют, что веруют в единого Бога. Мало того, они уверяют, что между их религией и христианством нет принципиальной разницы. Ведь даже имена у Мессии были одинаковые. Кришна и Христос, по мнению некоторых сторонников культа, это две ипостаси одного и того же Бога. Какого? Узнаем из этой статьи.

Фото, напечатанные в религиозной литературе, часто представляют нашему взору фигуру человека со странным цветом кожи. В переводе с санскрита «кришна» означает тёмно-синий. А в религиозных текстах цвет кожи этого Бога описывается как «сходный с голубыми облаками». Таким его и изображают на страницах «Бхагавад-Гиты», книги, которую, без сомнения, можно назвать «Библией кришнаизма».

Но Бог также является персонажем других религиозных текстов. Это «Бхагавата-пурана», «Вишну-пурана», «Махабхарата» и «Харивамша». И тут для европейца возникает путаница. В одних текстах Кришна — это очаровательный малыш, шаловливо крадущий у своей матери масло, в других — пастушок коров и идеальный возлюбленный или мужественный воин, дающий наставления своему другу Арджуне. Но прежде всего, он является восьмой аватарой Вишну. А этот последний — один из ключевых богов индуистского пантеона.

История Кришны

Согласно священным текстам, в четвёртом тысячелетии до нашей эры в материальный мир из духовного сошёл Вишну, родившись в образе человека в городе Матхуре, как восьмой ребёнок Васудевы и его жены, принцессы Деваки. Он пришёл, чтобы явить людям свои религиозные принципы и показать божественные деяния. В эпизоде рождения Кришны действительно прослеживается немало сходных черт с жизнеописанием Иисуса Христа. Так, брату его матери было предсказано, что тот умрёт от руки восьмого племянника. И этот царь делал всё, чтобы убить ребёнка своей сестры. Немного другим образом, чем Христос, спасся от смерти Кришна. Это было мистическое перенесение младенца к приёмным родителям — пастуху Нанде и его жене Яшоде. В этот период жизни Кришну изображают как идеального юношу, играющего с девушками-пастушками и своей возлюбленной Радхой. Когда он возмужал, вернулся в Матхуру, убил своего дядю и вернул трон деду. После этого Кришна подружился с принцем Арджуной и давал ему моральные наставления перед битвой при Курукшетре. Но охотник с красноречивым именем «Старость» (Джара) ранил его своей стрелой.

Атрибуты и имена Кришны

Различные ветви и учения внутри индуизма дают этому божеству другие названия. Аватару Вишну часто именуют Гопалой или Говиндой. Эти имена прямо указывают на пастушка и идеального любовника. А для жителей Ориссы Кришна — это Джаганнатха. У Вишну более тысячи имён, многие из них присущи и его аватару. Но у кришнаитов есть своё толкование названия божества. Если делать ударение на букву «а», то имя переводится как «тёмно-синий». А если на «и», то Кришна означает «привлекающий». От такого толкования зависят и атрибуты божества. Говинда изображается как прекрасный смуглый юноша, часто с флейтой. Он стоит в расслабленной позе, скрестив ноги. Часто его рисуют в обществе возлюбленной Радхи. Но иногда у Кришны проявляются божественные атрибуты Вишну — множество рук, голов или чакра.

От многобожия к монотеизму

Наиболее ранние свидетельства существования культа этого персонажа индуистского Олимпа относятся к пятому столетию до нашей эры. Но постепенно качества Кришны стали выделять его среди других богов. В девятом веке нашей эры его культ стал чрезвычайно популярным в Южной Индии. А ещё через триста лет сформировались и выкристаллизовались такие религиозные школы, как Шринатхджи (Раджастан), Витхоба (Махараштра) и Джаганнатха (Орисса). Кришну наделяли такими качествами, как «вечная юность», «излучающий сияние», «правда». И, наконец, в последнем изводе — гаудии-вайшнавизме — ему приписывается атрибут единого Бога — так называемая Абсолютная истина.

Западные кришнаиты: кто они?

В шестьдесят шестом году прошлого века проповедник Бхактиведанта Свами Прабхупада основал религиозную организацию «Международное Общество Сознания Кришны». Он исполнил волю своего наставника Бхактисиддханты Сарасвати и перевёл основы наудия-вайшнавизма на английский язык. В то время римское христианство переживало кризис. Новые веяния захватили жаждущих сакрума своей экзотикой. Основатели «Международного Общества Сознания Кришны» сначала зарегистрировались в США, потом подобные организации начали появляться и в Западной Европе. С падением так называемого железного занавеса религиозные общины стали появляться и на территории бывшего Советского Союза. Но эти люди в белых и шафрановых одеяниях, выбривающие себе голову — не единственные, кто верит в Кришну. «Общество Сознания» — лишь одна из многочисленных религиозных направлений внутри вишнуизма. Они называют Кришну верховным божеством, Абсолютом.

Культ

Как и во всех индуистских религиях, адепты этого учения собираются в ашрамах. Это не храм в христианском смысле слова. Ашрамом может быть обычная квартира или дом. Это место, где собирается община, чтобы под руководством гуру заниматься духовными практиками. Само слово «ашрам» означает «защита». То есть, туда приходят под опеку, которую даёт привлекающий Кришна. Фото, на которых изображены ашрамы, показывают, что там есть скульптурное изображение божества, часто не одно, а с подружкой Радхой. Она, кстати, ассоциируется с женской ипостасью Кришны. Божеству верующие преподносят прасад — ритуальную еду, которую готовят из любви к Богу и его детям.

КРИШНАИТЫ

Когда ведется разговор о Кришнаитах, часто он осложняется тем, что люди говорят: "Вот я знаю Кришнаитов, они все время такие милые, чистые ребята, хотят добра, они такие искренние и мухи не обидят и как же их называть тоталитарной сектой. Где же тут тоталитаризм?" Во-первых, при наших разговорах о сектах важно все время помнить, (я все время сам с этим сталкиваюсь) что каждый из сектантов жертва. Большинство из этих юношей и девушек, которых мы встречаем на улице, честные люди, которые искренне запутались, они сами жертвы. Они, действительно, хотят добра и всего хорошего искренне верят в свою миссию. Вопрос не в их личных качествах, но вопрос в самом учении, жертвами которого они стали; и вопрос в тех людях, которые находятся у руководства этого учения. Они, конечно, тоже жертвы, но жертвы по-другому, они уже настолько погружены в это зло, что тут нужен особый разговор.

Итак, опять наш коронный вопрос, - на улицах видели Кришнаитов? Да. Первая претензия даже к самым нашим чистым искренним ребятам Кришнаитам. Они подходят со своими книжками на улицах и говорят: "Мы хотим вам сделать подарок, возьмите, пожалуйста, книжку, мы вам дарим, мы хотим вам сделать приятное, мы вам дарим от всего сердца." И ничего не подозревая, человек берет в руки такую книжку (цветную, красивую, очевидно дорогое издание). Человеку так приятно, он польщен, ему сделали подарок, и вроде незнакомый человек, искренне так расположенный. (Как правило, в последнее время мы не увидим Кришнаитов, в оранжевом саре с бритой головой и с косичкой, за которую их Кришна в конце концов на небо поднимет. Нет, либо с париком, либо с прической, нормально по-европейски одеты). Так что просто не подозреваешь, что сектант. После такого подарка, правда, просят пожертвовать вас деньги, потому что книжки они не дарят, а продают. Но психологический механизм срабатывает, т.к. когда уже книжку вроде вам подарили, то отказать неудобно, и люди да- ют большие деньги на пожертвования, которые иначе никогда не отдали бы. Т.е. тут самый обыкновенный обман. С этого все начинается. Тоже самое можно говорить о бесплатной раздаче пищи. Чуть позже мы будем говорить о Кришнаитской пищи, что значит ее вкушение, как они это понимают. Тог- да станет ясно, что это далеко не просто бесплатная раздача пищи. Давайте начнем сначала. Сам Кришнаизм. Движение Хари Кришна началось в 1965 году. Кришниаты говорят, что это древнеиндийская традиция, но тот Кришнаизм и та организация, которую мы сегодня знаем как "Международное общество сознания Кришны". началась с прибытия в Нью-Йорк в 1965 году индуского старца, (но не в нашем смысле, просто ему было много лет - 68.) Звали его Обхай Чарам Депхативеданта Свами Бропхупада. Можно сокращенно, Свами Бропхупада. Ему его учитель завещал проповедовать учение Кришны на Западе. Свами Бропхупада был бизнесменом, менеджером крупного химического завода и всю жизнь там в основном и проработал, откладывая исполнение повеления своего гуру (учителя) на более поздний срок, Единственно, он только издавал по-английски журнал о Кришнаизме, который назывался "Возвращение к божеству". Каково же со- держание этого учения? Бропхупада происходит от одной из индуистских сект, которая поклоняется единому богу, т.е. отчасти это монотеистическое движение, но только от части. Я объясню, почему все-таки это скорее язычество, языческая область индуизма. Они поклоняются богу Кришне. Вообще же эта секта началась в 16 веке, когда человек по имени Чайтанья объявил, что лучше всего избежать эффектов физического мира можно, получив благословение Кришны. Его последователи ходили по улицам индийских городов, били в бубны, приплясывали, впадали в экстаз и всех призывали поклоняться богу Кришне. Бропхупада заявляет, что он как раз происходит из той линии учителей, которые по прямой восходят к этому мистику 16 века.

Многие гуру потом приспосабливались, носили западную одежду, даже некоторые мясо начинали есть, но Бропхупада нет, он человек был строгий, никакой западной одежды, никакого мяса, нужно полностью соблюдать все классические индуистские предписания. Вообще Бропхупада был женатым человеком, но в какой-то момент, уже в старости он свою жену и детей оставил и полностью стал саньясоном, т.е. полностью посвятил себя богу, объявил себя монахом. Кстати, в одной из историй Кришна рассказывает, что жена его продала одну из священных его индуистских книг чтобы купить сладости к чаю. Тогда Кришна так обиделся, что бросил ее и остался один. Начало деятельности Бропхупада в Нью-Йорке было скромным, он снял маленький магазинчик, сел там в витрине в желто-оранжевых одеждах и сидел. Рядом была афиша, что он предлагает слушать его лекции. Мало помалу у него начали появляться ученики, тем более, что это было время начала движения хиппи. Все экзотическое нравилось молодежи. К тому же предлагается такой строгий нравственный устав, о ко- тором мы тоже поговорим, воздержание, с другой стороны, такие интересные одежды, интересная внешность, все это с танцами, с плясками, с бубнами, и движение пошло. В 1968 году Бропхупада открыл свою собственную типографию. К нему вначале присоединились битники. Например, был та- кой был поэт Ален Гинзбург и другие, которые протестовали против войны во Вьетнаме. Потом, очень известная группа, БИТЛЗ. Джордж Харрисон особенно увлекся учением Бропхупады, даже песню та- кую выпустил с Кришнаитской мелодией, которая называется... А потом даже выпустил уже после распада БИТЛЗ целую пластинку, которая называется "Жизнь в материальном мире", которая вся как бы построена на Кришнаитских мелодиях и с Кришнаитской символикой, тогда уже пошла серьезная большая популярность, тем более, что Харрисон очень сильно поддерживал их финансово. Кришнаитам он даже купил замок в Англии, который до сих пор является их штаб-квартирой в этой стране, это куплено на деньги Харрисона. Итак, постепенно движение все росло и крепилось, запахло большими деньгами.

Бропхупада проявлял лихорадочную, бешенную деятельность - ездил, проповедовал, побывал даже в России, где он основал движение Кришны. Кстати это очень интересно, в 7 -е годы во время Брежнева он был на книжной выставке со своими книгами. При всем диктате КГБ, ему позволили при- быть, завести учеников и начать движение. Поэтому, когда мы говорим с разными миссионерами, у Кришнаитов есть очень серьезный козырь. Ведь мы говорим: "Ребята где же вы были, когда тут были гонения, тут вообще церковь гнали, тут люди страдали в лагерях, вы сидели все спокойненько у себя на западе, а тут, когда гонения кончились, тогда вы приехали." На что Кришнаиты гордо отвечают, что они тоже были здесь и успели посидеть и в дурдомах полечиться. Я не знаю, какие планы были у КГБ, почему их пустили. Итак, у Кришнаитов начались большие деньги. Бропхупада понял, что он основал не столько даже секту, сколько богатую транснациональную корпорацию. Как деньги получаются? За счет уличной торговли, которая входит в процесс посвящения себя Кришне; за счет пожертвований и за счет бизнеса. Когда появляются деньги, то, естественно, хочется еще больше денег, и пошло - поехало. На послужном счету у наших бедных Кришнаитов, которые мухи не обидят и мясо ни за что не будут есть, и торговля наркотиками, и торговля оружием и ряд очень серьезных убийств. Один из основателей, Бропхупада, скончался в 1975 году. Но еще в 1972 году он сделал распоряжение о том, что будет после его смерти и назначил международный правящий комитет с 29-ю членами, который должен был управлять движением Кришны. 11 членов этого комитета решили выгнать остальных и объявили, что якобы перед самой смерти Бропхупада поручил именно им управлять движением. В последствии трое их них признались, что такого заявления не было. Сейчас, после многих "сокращений" во главе движения стоит один человек. Это был любимец основателя секты; отколовшись, он основал свое собственное Кришнаитское движение, которое ничем не отличается от прежнего, только своим руководителем. В штате Западная Вирджиния он построил громадный Кришнаитский дворец-храм из мрамора и золота, который производит сильное впечатление. Там-то и происходит торговля наркотиками и т.п., там-то в конце концов один из недругов пробил ему голову железной сваей, после чего, правда, он остался жив. Откололся еще один из одиннадцати, когда выяснилось, что он "путешествует" с помощью ЛСД. Потом он завел свой собственный гарем, а еще позже один из его учеников отрубил ему голову (его так и нашли через сутки с головой своего учителя на коленях). Если в разговоре Кришнаит узнает, что вы православный, то первым делом станет упрекать нас в несоблюдении собственных заповедей.

Сказано - не убий, а мы убиваем животных. Можно начинать объяснять, что заповедь эта не относится к животным, и что есть два разных слова в еврейском язы- ке, но вряд ли это будет услышано. Кстати, по учению Кришны убивать животных, действительно, нельзя, зато можно убивать человека. Итак, Кришнаиты веруют в единого личного бога, которого называют всевышний (верховный) абсолютный истинный, от которого все произошло. Учение это основано на части древнеиндийского эпоса под названием "Бхагават Гита". Там написано, что Кришна был воплощен и жил на земле 5 тысяч лет назад, с тех пор произошло 29 его новых воплощений. Но лишь первое было самым полным, тогда как остальные были частичными, с каждым разом все меньшее. Бропхупада называет первое воплощение верховной личностью самого божества. Но помимо этого бога есть множество других богов, которым тоже можно поклоняться, они тоже могут помочь, но Кришна - бог богов, он создатель всех других. В своих воплощениях Кришна был и богом буддистов, и богом христиан и богом ислама. Т.е. Господь наш Иисус Христос, как они считают, был воплощением Кришны, но неполным. По" Бхагават Гите" Кришна любит веселье, шутки, развлечения, у него есть 161 8 жен, у каждой из которых есть свой дворец и по 1 детей, и соответственно громадное количество внуков. Одним словом, не бог, а игривый супермен. Но и более того, Кришна есть тоже самое, что его слово, т.е. каждое слово "Бхагават Гиты" есть Кришна, пусть не весь, а насколько могут вместить слова. Иначе говоря, эта книга то- же бог, ей нужно поклоняться как богу. Т.к. все боги есть проявления Кришны, то и поклоняться можно всем богам, хотя лучше напрямую, конечно. Они даже проводят целый лингвистический анализ, где доказывают, что Христос и Кришна одно и тоже. Хотя все мы знаем, что Христос - это греческий перевод еврейского слова Машиях (Мессия, Помазанник), а Кришна в переводе с санскрита значит темный. Еще Бропхупада говорит, что так называемая индуистская троица - Брахма, Вишну и Шива - это тоже воплощение Кришны и тоже частичное. Каждый из них играл свою роль в сотворении мира, но Кришна - верховный, нерожденный и отличается от всего остального мира своей трансендентностью, он "по ту сторону". Кришна проявляет себя в трех модусах, первый из которых - локализованная су- пердуша, второй - сияющий неличностный блеск (внутренний двигатель всей Вселенной), третий - верховная личность. Таким образом, как локализованная супердуша Кришна живет в душе каждого человека.

Как сотворивший все, Кришна присутствует во всем, в том числе и в истуканах, к которым нужно относиться как к самому Кришне. Именно поэтому в Кришнаитских храмах есть утренняя церемония ухода за идолами, их умывают, кормят, одевают и т.п. Как верховное божество это поклонение принимает сам Кришна, будь вы христианин или кто иной (хотя довольно глупо чтить других богов, когда можно обратиться напрямую к Кришне, что и делают самые умные - Кришнаиты). Бропхупада называет Кришну светом мира, причиной мира, источником, духом и знергией мира. Он также серьезно относится ко всем индийским легендам о творении мира, по которым вначале был воплощен Вишну (почти стопроцентное воплощение Кришны), который творил мир взглядом, дыханием и потением. По этим трем признакам и различается все сотворенное. Брахма - это первое божество в уже сотворенном мире (75 процентов от Кришны), которое приняло женскую форму. Кришна оплодотворил Брахму и он тоже начинает рождать, в т.ч. и людей. Т.е. у нас 75 процентов свойств от Кришны, но гордиться особо нечем, т.к. они у нас в очень малом количестве и необходимо возрастать в Кришне. Чем является человек по их учению? Это прежде всего душа, а тела значения не имеют (как и во всяком восточной религии). Духовные наши тела - от Кришны и соотносятся с ним как отец с сыном. Естественно для Кришнаитов учение о реинкорнации - переселении душ; в зависимости от нашего по- ведения здесь мы можем переселиться либо в человека, либо в животное, либо стать минералом и так бесконечно. Смыслом жизни является обретение сознания Кришны, то открытие сделал Бропхупада. Это значит, научиться понимать Кришну, восстановить утерянные отношения с ним, для чего необходимо фокусировать все свое внимание на Кришне, любить его больше всего на свете, всем сердцем. Если мы этого делать не будем, то в следующий раз можем воплотиться в любой из 8 миллионов 4 тысяч видов жизни (стать насекомым, растением и т.п.) Если мы две жизни подряд найдем "истинный смысл" в сознании Кришны, то мы выходим из колеса сансары, развоплощаемся и уходим (т.е. две жизни подряд надо продержаться). Сейчас обретая сознание Кришны, мы обеспечиваем себе воплощение в человеческом образе. Идеал - стать духовной душой и полностью слиться с Кришной. От тела нужно всячески избавляться. Это громадная иллюзия людей, учит Бропхупада, что тело есть человек, это невежество, с которым нужно бороться. Отношения с Кришной - это не отношения отца и сына (они унизительны, т.к. сын только просит у отца), но это чувственные дружелюбные от- ношения, нужно любить Кришну гораздо больше, чем можем любить своего отца или детей. По этому случаю интересна история из "Бхагават Гиты", в которой рассказывается как Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и занимался любовью со 1 женщинами, причем мужья их этого не за- метили. Там подробно описывается, какой Кришна красивый и неотразимый, ни одна женщина не мо- жет перед ним устоять. Мы должны развить свои отношения с ним до такого "высокого" чувственно- сексуального уровня. Признать, что мы не только тело но и душа нужно начать с отказа верить нашим земным чувствам и желаниям.

От всего этого нужно отказаться. Конечно все мы в своей прошлой жизни вели себя достаточно хорошо и поэтому стали людьми в этой жизни, так что можем гордиться, что мы не насекомые какие-то, а люди. Но с другой стороны гордиться особо нечем, т.к. если бы мы совсем хорошо себя вели,то были бы уже бесплотными духами. Насекомое тоже должно себя хорошо вести, потому что у насекомых есть скелет. Бропхупада говорит, что все люди глупцы, все страдания человечества от невежества. То общество, которое разовьёт в себе сознание Кришны, было бы замечательным и процветающим. Бог являлся во многих формах и покланяться ему можно поразному, но тем не менее поклонники Кришны на самом верху пирамиды и у них больший шанс на спасение. Как сделаться подлинным поклонником Кришны? Нужно сначала найти правильного гуру, который полностью будет вас вести. И во-вторых, Бропхупада говорит,что он и есть завершающий правильный гуру, который идёт по длинной линии(один гуру за другим), Потом нужно отказаться от мыс- ли, что вы подчиняетесь материальному миру. Значит нужно найти правильного гуру, последовательного поклонника Кришны и полностью подчинить себя ему. А служить этому гуру нужно так, как будто он и есть сам Кришна. Вы служите ему и учитесь у него. Второе, нужно повторять мантру (Кришнаитская мантра это "хари Кришна, хари Кришна, Кришна, Кришна, хари, хари, хари Рама, хари Рама, Рама, Рама, хари, хари". Неважно, что слов вы этих не понимаете, потому что главное начать и слова уже будут делать очистительную работу сами за вас. И таким образом они будут развивать в вас сознание Кришны. Повторяя эти слова без конца, вы вступаете в личное общение с Кришной, который содержится в своём имени, и когда вы произносите это имя, то вступаете в отношения с Кришной. Вы питаетесь духовной пищей, вы его вкушаете, только когда повторяете эту мантру. В-третьих, нужно служить Кришне, но служить - значит отказаться от всего, значит стать монахом, жить в храме, отказаться от вкушения всякой запретной пищи (в запретные продукты входят: мясо, рыба, лук, чеснок, чай, кофе и т.д., там большой список), отказаться от половых отношений (они разрешаются только между мужем и женой раз в месяц, когда наиболее вероятно для женщины забеременеть, то есть исключительно для продолжения рода). Перед физическими отношениями нужно прочитать большой круг мантр (в чётках 1 8 бусин и их нужно прочитать 5 раз). Но если вы хотите вести совершенную жизнь, то нужно отказаться от всякой жены, переселиться в храм и жить там что- бы полностью отдавать себя Кришне. Нужно есть пищу, которая посвящена Кришне. На этот счет есть строгие правила.

Вся пища делится на четыре сорта: 1- запрещенная (уже перечисляли), 2 - страстная (если очень сытная или с пряностями),3 - добрая (молоко и овощи), 4 - чистая (есть её можно в течении 3 часов после приготовления, но прежде её отнесут Кришне и она сама станет Кришной. Опять же вы вкушаете Кришну). Таким образом, когда Кришнаиты раздают свой "просатт" на улице (они любят хвастаться, что мы в Абхазии кормим бездомных), на самом деле они вовсе не бездомных кормят, они заставляют их есть Кришну и становиться одними с Кришной. Для христиан это однозначно идоложертвенная пища, которую мы ни в коем случае не должны вкушать. Кстати, напомню, что Кришнаиты никакую нашу пищу тоже есть не будут. Дальше нужно научиться выходить из собственного тела, впадать в экстаз при произнесении мантры (для этого Кришнаиты практикуют и танцы, и бубны, и совместное многократное пение) после чего вы перестаёте ощущать собственное тело, выходите в астрал и сливаетесь в экстазе с Кришной. В мантре, как вы знаете, всего три слова: Кришна и Рама - это название божества, а хари - это энергия божества. Вы призываете на себя энергию Кришны. Достигнув всего этого, человек делается реализованной душой. Бропхупада описывает, что происходит с человеком, когда он впадает в экстатическое состояние. А происходит восемь вещей: 1 - ощущение прекращения собственного бытия, немеет тело, 2 - начинаете потеть, 3 - волосы на теле становятся дыбом, 4 - пропадает голос, 5 - начинаете трястись, 6 - ваше тело растворяется, 7 - вы начинаете плакать и биться в экстазе, 8 - и потом вы впадаете в транс. И понятно, конечно, как всё это действует на ум человека, что происходит. Бропхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых, конечно, быть верным гуру. Помните мы говорили, что компонент тотолитарных сект - гуру. И вот тут роль гуру, которому вы подчиняетесь, постоянно подчёркивается. Итак, когда люди поселяются в Кришнаитский храм, то начинают следовать строгому индуистскому коду поведения. Необходимо от всего отказаться - от всей своей собственности, от ощущений тела (жарко значит вы думаете о собственном теле, значит вы ещё не достойные),.Думы о теле противоречат развитию в себе сознания Кришны. Естественно, всё что вы имеете нужно не выкидывать и не раздавать бедным, а отдать в общество "Сознания Кришны "- это само собой. Но что здесь интересно, Бропхупада при всём своём аскетизме и индуизме (ведь сам он начал с обличения гуру, носивших западную одежду), когда понял, что в маскарадном костюме много не заработаешь, благословлял своих последователей носить парики и одевать любую одежду - только собирайте деньги. Бропхупада оставил предписания на все случаи жизни. Например, как ухаживать за своим телом, как его умывать, как его чистить; как одеваться, как спать, как думать - никакой свободы у человека не остается, но полное рабство.

Жизнь в храме очень строгая, расписание не оставляет ни минуты свободного времени. В ритуале выделяется девять основных занятий - слушание о Кришне, повторение мантры, воспоминание, служение, богослужение, молитва, послушание, поддержание дружбы с Кришной и отдача всего, что у вас есть. Слишком много сна - это очень плохо, поэтому подъем в пол- четвертого, после чего сразу начинаются церемонии. Надо обойти всех идолов, разбудить их, умыть, одеть, накормить. Потом следует чтение мантры по четкам (очень долго). Затем целый час изучают материалы, подготовленные под руководством Бропхупады, и слушают проповедь. Поработав еще немного, в 9 часов завтракают (пища к тому времени уже приготовлена и принесена Кришне). После завтрака начинается уличная работа по сбору денег и т.п. Отношение к женщинам у Кришнаитов довольно плохое, существа они явно менее достойные, т.к. если бы в прошлой жизни вели себя хорошо, то теперь воплотились бы в мужчину. Поэтому они проповедуют полное повиновение женщины мужчине. Кришнаиты любят отождествлять себя с индуистами (нас индуистов много миллионов и т.п.). На самом деле они проповедуют индуизм, сильно приспособленный под западные вкусы. Бропхупада любит возводить себя в завершающее звено длинной цепи индийских мистиков с началом где-то в 16 веке, но основано это только на словах самого основателя движения. Для примера сравним их с лютеранами, которые действительно изучают труды Лютера и его последователей, и поэтому вполне легитимно могут себя к Лютеру возводить. Кришнаиты же изучают Бропхупаду и только Бропхупаду. Вследствие этого они, конечно, имеют какое-то отношение к индуизму, но оно наподобие отношения иеговистов к христианству (какая-то отдаленная связь есть, но иеговисты совсем не христиане). Социальное учение Кришнаитов. То, о чем мы говорили до сих пор, многим было знакомо, об этой же стороне их учения знают очень не многие. Основываясь я на книге нынешнего главы кришнаитов, одного из одиннадцати гуру - учеников Бропхупады, который властвует сейчас единолично – Харикезы (Харикеши) Вишнупада. Полное же имя "Его божественной милости" таково - Хом Вишнамупада Парахамасамса-Парирайкарайя-Остоптарасата-Шри Шрима Харикеша Свами Махарая Вишнупа - или просто – Харикеши Свами (свами - значит святой). Итак, он выпустил книгу под названием "Манифест социального разума", в которой описывается идеальный мировой порядок без войн, несправедливостей, социального неравенства и т.п. Для существования такого Кришнаитского рая необходимо, ни больше ни меньше, установить кастовую систему.

В мире есть четыре основные касты: 1 - каста жрецов, мудрецов, руководителей мира - брахманы, 2 – воины и политики - кшатрии, 3 - каста купцов и банкиров, 4 – рабочие и крестьяне. Эта система отличается от индийской, по которой - в какой касте родился, в такой и живешь. Харикеша Свами говорит: Нет, нужно отбирать детей до 1 летнего возраста. Брахманы должны ходить по школам и выявлять способности детей, чтобы затем воспитывать их соответственно своему предназначению. Приведу цитату, поясняющую нам, почему в мире сейчас такой непорядок: "Поскольку у человеческого общества отсутствует голова безумные люди, которые не являются брахманами, ведут мир к мучитель- ному саморазрушению, просто желая материальной выгоды. Они насилием тащат мир в преисподню. До тех пор пока во главе человеческого рода не станут брахманы, до тех пор не будет мира, счастья, удовольствия" - отсюда вывод, что мир нужно изменить, и опять цитата: "Современная общественная система, к которой люди чувствуют себя привязанной, может быть безболезненна изменена, если будут приняты правильные социальные цели, которыми обладают настоящие вайшнавы (поклоники кришны)". Прежде всего для этого необходимо установить контроль за информацией (это при всех своих публичных призывах к демократии, к свободе совести и вероисповедания). Таким образом, демократия и свобода в обществе для них есть только ступенька для прихода к власти. - "Перестройка быстрее всех произойдет в тех обществах, в которых изрядная доля информации может распространяться беспрепятственно. В настоящее время информационные каналы злоупотребляют тем, что пленяют разум человека материальными целями. Интеллигентная прослойка вайшнавов может одухотворить эти каналы, причем использовать они их будут для того, чтобы вызвать духовные перемены в обществе". - Одним словом, нужно пустить по всем телеканалам вайшнавов, чтобы они нас учили. - "В обществе Варнасрамы (т.е. построенном по "Манифесту социального разума") информационный поток будет находиться под контролем брахманов. Вся распространяемая информация должна будет соответствовать духовному стандарту". - Для нас звучит очень знакомо, не правда ли? - "В обществе Варнасрамы газеты и журналы могут служить общественным форумом для разъяснения принципов системы. Общество Варнасрамы зависит от интеллектуального руководства страны брахманами, поэтому оно не может передать средства массовой информации под контроль других влиятельных сил. Таким образом, все ключевые позиции в средствах массовой информации будут заняты брахманами. Интересная цитата: "Перед брахманами стоит задача обучать народ с помощью информационной сети." Актеры и комментаторы останутся шудрами, которые должны работать за деньги, т.е. будут относиться к низшей касте рабочих и крестьян. Все же, кто решают какое знание и информацию следует распространять, т.е. редакторы, журналисты, сценаристы или постановщики, должны быть брахманами, обученными тому, как управлять обществом. "Под руководством брахманов средства массовой информации будут служить той же цели, что и под сегодняшним материалистическим руководством, а именно поддерживать общественную стабильность. Однако это будет не зашедшее в тупик материалистическое, а прогрессивное духовное общество. "Дальше еще интереснее. Как воспитывать народ? Ведь народ такой, что не очень хочет воспитываться, поэтому "исправительные мероприятия, введенные могущественным главой Варнасрамы не ограничатся только различными военными вмешательствами. Граждане, отравленные атеизмом, получат инструкцию брахманов для того, чтобы понять необходимость системы Варнасрамы".

Что же дальше? - Можно легко отделить полезные элементы общества от бесполезных, вызвав каждого на совместные мантры хари Кришна. С помощью этих распеваний мантр многие люди, которые сейчас возможно остаются преступниками могут очиститься и выполнять важную для общества работу. Если некоторые люди в дальнейшем останутся негодяями, несмотря на то, что путь очищения был доступен каждому из них, необходимо, чтобы полиция кшатрия крепко занялась каждым неисправимым, - т.о. будет идеальное общество. Ни у какого человека больше не будет оправдания для того, чтобы быть преступником умственным или физическим. Следовательно, не принять эту систему нельзя. А раз оправдания нет, значит, по существу, неугодного надо устранять. Как крайнее средство брахманы будут вызывать полицию кшатри, которая дисциплинирует подобных агитаторов социального беспорядка. Дальше мы к этому вернемся. Поговорим сейчас о школе в системе Варнасрамы (как раз о том, как их будут отбирать). Школьники, достаточно способные, чтобы обучаться на брахманов, получат достаточные знания по всем философским и интеллектуальным предметам. Для других общественных групп это не требуется и не уместно. Наряду с будущими брахманами высший курс обучения проходят только кшатрии, т.е. воины-политики, которые позднее займут высокие руководящие посты. Остальные члены общества получат соответствующее их касте образование, по окончанию которого они будут пригодны к профессиональному выполнению своего социального долга. Если школьник обладает способностью шудры, т.е. рабочего, то его научат выполнять определенную работу, он будет посещать школу до тех пор, пока не получит достаточных знаний для ее выполнения, не дольше. Затем он покинет школу, чтобы заняться общественно-полезной работой. Школьник, продемонстрировавший способности вайшьи (торговца) получит более продвинутое школьное образование, специализируясь в области вайшьистских профессий, как то торговец, банкир или землевладелец. Эта профессия не требует очень обширного образования. В школе не будет места религиозному плюрализму. Что же касается приводящих к ошибкам и бессмысленных принципов атеистов, то не следует информировать детей о них, разве что для того, чтобы знать, во что верят другие. Государственные организации. Тут очень интересно. Цитирую: "Правительство Варнасрамы, следует это понять, не фашистский, но несмотря на это жесткий режим. "Это типичное сравнение тоталитарных государств. Когда их сравнивают обычно с организмом (что как раз фашисты и делали), который имеет голову, т.е. правящую элиту; руки - это полиция и воины; и ноги - рабочая часть населения. Принцип вождизма: "Во главе общества должна стоять, действительно умная голова, которая принимает решения, соответствующие абсолютным принципам. Эти руководящие лица есть вайшнавы, которые руководят обществом, выборы, естественно, больше не нужны, потому что, если простой народ увидит как они действуют, он пленится и последует за ними. В этом мире живут три рода людей: богоизбранные, демоны и невиновные. Богоизбранные заняли свое место в служении у всевышнего. Демоны активно работают над тем, чтобы истребить любое знание о Боге. Невиновные образуют стадо, которое идет за тем, кто стоит во главе общества.

А вот как "демократические" друзья Кришнаиты описывают шудр - рабочих: "Профессиональным склонностям шудр соответствует физический труд или услужение. Фабричный рабочий - это шудра, т.к. он служит у владельца фабрики, получает доход, который соответствует его службе. Каждый человек, который работает на переноске грузов, строительстве, на земляных работах или выполняет похожую физическую работу - это шудра. Шудра находится на услужении трех других общественных классов. Его до- ход зависит от степени удовлетворения, которую он приносит своим заказчикам. Люди со способностями шудры предназначены для того, чтобы жить под контролем трех других высших общественных групп". А вот описание внутреннего мира шудры: "Его основной интерес заключается в удовлетворении собственной чувственности, он чувствует влечение к запрещенным и гнусным вещам, как-то: мясо, рыба, яйца и особенно, к перебродившей гнилой пище. Шудра одержим вином, виски, пивом, сигаретами и сигарами, часто он наркоман, он может потратить все свои деньги, проматать их ради удовлетворения своей чувственности. Шудра не в состоянии перенести ограничение чувственных наслаждений, ни на одно мгновение, и при первой возможности он с чувством большого облегчения предается поиску наслаждения. Его любимое занятие - это сексуальная жизнь, безудержно гонимый своими гениталиями он работает денно и нощно, чтобы создать соответствующую похотливого желания обстановку... Шудра не будет работать сознательно и не возьмет на себя ответственности, все работы выполнялись бы им небрежно и безучастно, но если предложить шудре высокую оплату, он будет работать ответственнее, особенно, если его перед этим предупредить, что каждая небрежность будет стоить его места. Например, можно наблюдать, как бригадир становится ленив и небрежен, если профсоюз и правительство гарантируют ему место. Шудра всегда находится под контролем кого-то другого, это соответствует его наклонностям. Лучшее для них - подчиниться контролю вайшнавов, системе Варнасрамы. Тогда, наконец, они будут довольны. Последнее, аппарат насилия и угнетения в этой Кришнаитской красивой системе. Там предусмотрены некоторые кшатрии атома. Кшатрии - это воины, воины атома." Глава правительства общества божественного сознания должен получить возможность вести как оборонительную, так и наступательную войну, и привести свои войска к победе." - это насчет не убий, - он должен будет напасть на врагов общества, поработить их, нейтрализовать их злое поведение, а затем построить в стране общество божественного сознания" - т.е. революция во всем мире." Кшатрия атома необходимо, чтобы духовно, или с помощью электронных средств попытаться оружием и приборами стереть врага с лица земли". Еще раз цитирую: "Если одно из обществ сможет измениться и принять духовные ценности, очень важно, чтобы руководитель закрепил интересы этого духовного общества по всему миру. Военная оппозиция будет исходить только от демонических личностей, которые всем сердцем прилепились к атеизму и материализму. Именно этих людей будет необходимо выслать. Тогда мир освободится от их происков". Дальше предусматривается весь спектр наказаний, включая и смертную казнь. Опять цитирую: "Так как людей в обществе Варнасрамы с рождения будут обучать высоким образцам человеческого поведения, у них не будет извинения за преступность, поэтому полиция Варнасрамы будет довольна строга к нарушителям закона. Их будут подвергать суровому наказанию. Применение смертной казни не подлежит обсуждению. В современном обществе на смертную казнь смотрят как на бессмысленную жестокость, почти везде она отменена. Но отмена казни доказывает только несознательность руководителей общества, но никак их милосердие к убийцам.

Если согласно религиозному закону убийца будет казнен, то согласно закону кармы он будет освобожден от посмертного наказания. Наказание послужит очень сильным устрашением. Было бы лучше, если сентиментальные сторонники индивидуальной свободы возмущались тем, что безоговорочной поддержкой этой свободы не принимают в расчет социальной основы преступности". После попытки наставить на путь истинный начинающих преступников, полиция кшатрия должна будет изгнать или устранить закоренелых преступников. Опять же я подчеркиваю, что имеются ввиду и умственные преступники, а не только преступники физические. Я думаю картина достаточно ясна, какое общество для нас планируют Кришнаиты. Книгу эту они не публикуют для внешних и не очень любят о ней говорить, тем не менее это действительно их книга. И если прижать к стенке, они сознаются, что действительно это их книга и это та система, к которой они стремятся. Правда, они будут приводить разные оговорки, что дескать это было создано для конкретных условий, не предназначенных для внешних, что внешние не поймут. Обращайте внимание на сектантов на улице. Когда увидите, что сектант пытается или деньги с кого-то слупить или распространить какую-то свою литературу, даже если совсем нет времени - на секунду остановите человека, с которым он сейчас говорит, предупредите, что с вами говорит сектант, не берите у него ничего и не давайте ему ничего. Если у вас есть немножко времени попытайтесь с ним поговорить, но хотя бы вот так предупреждайте. Часто люди искренне не знают и таким образом попадают в секты. Часто мне люди говорят: "Ой, спасибо большое, я просто не знал, как от него отвязаться". Спросите, вы считаете себя православным? - Если православный, не ешьте их пищу и т.п.

Ответы на вопросы: - Чем отличается мантра от молитвы православной? - Тем, что наша молитва осмысленна. Они говорят, что мантра действует и без того, чтобы понимать. Во-вторых, при внешнем сходстве это другой подход, потому что цель мантры - это впасть в экстаз. Цель молитвы - это никакое не впадение в экстаз. - Как удается Кришнаитам сочетать свое отношения к женщинам с воплощением брахмы в женском обличии? - Но брахма не полностью Кришна, только на 75 процентов. - Как сочетается в одном божестве созидающая функция Вишны с разрушительной функцией Шивы? – Постольку - поскольку мир состоит из единства созидания и раз- рушения, то все это содержится в Кришне. Если вы читали Бхагават Гиту, когда Арджуна просит Кришну показать свое подлинное лицо, лицо, разрушающее и пожирающее время. Вся Бхагават Гита - это диалог воина Арджуны с Кришной. Арджуна - глава армии, который вот-вот начнет междоусобную войну. Вот выступят две армии и Арджуна глава одной из этих армий. Он стоит и думает, как же сейчас такие прекрасные слоны, люди в доспехах золотых, кони - а я сейчас начну и чем все это кончится. Такое будет море распада, смерти и разрушения, тут Кришна и вступает с ним в диалог, в течение которого длинную Бхагават Гиту он объясняет разные вещи и в конце которой он говорит, что иди убивай как положено. Потому что нужно и убивай (опять же о заповеди "не убий"). Так как в Кришне все содержится, то в нем содержатся обе функции - и созидающая и разрушительная. - Относится ли Сахатжейоги Шри Шриматажеимандеви к тоталитарным сектам? - Да, относится, конечно. - А как же индуисты говорят, что Кришна одно из воплощений Вишну? - Это говорят другие индуисты, а Кришнаиты говорят, что наоборот. - Положение с Кришнаитами в России. Они имеют отделения во всех крупных городах России, В Москве их центр на Беговой, они очень активны, изо всех сил пытаются выдать себя за легитимную религию, древнюю религию. Говорят, что они индуисты, всюду приводят каких-нибудь индусов, которые говорят: "Да, да эти Кришнаиты - они настоящие индуисты, они тоже самое, что и мы" (но индуса всегда легко найти). Вместе с тем они поддерживают тесные отношения с мунитами и с сайентологами и всегда выступают с ними единым фронтом. Численность их я не знаю, думаю порядка 15 тысяч человек полных монахов, что достаточно много, Они зарегистрированы, по радио есть передача "Кришналог", которая крутится постоянно; по телевизору у них есть передача "Вкусно", где они учат, как готовить вегетарианскую пищу, они продают секреты ведической кухни в "Поваренной книге". Они торгуют благовониями и разными другими индийскими вещами. Кстати, смотрите, что покупаете. Недавно я купил печенье, оказалось, что оно выпущено обществом трансцендентальной медитации. В Подмосковье видели печенье "махариша". Это жертвенное, и хотя нам (по апостолу Павлу) ничего не страшно, если не в соблазн кому другому, но я не хотел их поддерживать своими деньгами и вернул печенье.

«Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница,
как между порошком «Зуко» и соком живого плода».

Начиная с 1971 г. в России активно действует неоязыческая секта «Международное общество сознания Кришны» (МОСК). МОСК было основано в 1966 г. в Нью-Йорке выходцем из Индии незадачливым коммивояжером Абхаем Чараном Де (более известным под почетным наименованием «его божественная милость Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада»). Он начал пропаганду своих теорий среди хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, которые и составили первоначальное ядро, а затем и в значительной степени руководящий состав основанной им организации.

МОСК является типичной неорелигиозной псевдовосточной группировкой, по многим параметрам примыкающей к неоязыческому движению New Age («Новая Эра»). Все заявления МОСК о его принадлежности к традиционному индуизму, мягко говоря, преувеличены, так как традиционные индуистские группировки его не признают: членам МОСК даже не позволяется заходить во многие индуистские храмы (в том числе и в тот, где, по легенде, родился Кришна).

Несмотря на все заявления кришнаитов о своем «монотеизме», их движение бесспорно является языческим. Поклоняются они богу, которого они называют Кришной (На санскрите – «черный», «темный» или «темно-синий» – говорящее имя. В мифологии джайнов и буддистов Кришна – фигура отрицательная. У буддистов он – глава черных демонов, врагов Будды.), по их мнению, творцу и первопричине этого мира. «Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, комментарий к тексту 36). «Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все это не оказывает на Него никакого влияния» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 10, текст 24). Некоторые другие боги являются его частичными и неполными аватарами – воплощениями. В частности, они утверждают, что Христос – Бог христиан, – позднейшее и частичное воплощение Кришны. Поэтому, по словам Прабхупады, люди, поклоняющиеся другим богам и игнорирующие сам первоисточник – Кришну, в лучшем случае глупцы, ослы и свиньи, а то и просто демоны.

Движение поклонения Кришне как единому богу начал в Индии в XVI в. проповедник и радикальный реформатор индуизма Чайтанья. Он объявил: освободиться от зла физического мира можно через общение с Кришной. Сам Чайтанья рассматривается кришнаитами как совместное воплощение их бога Кришны и его любимой любовницы Радхи. Кришна решил воплотиться в Радху, чтобы постичь всю силу ее преданности себе, и этим воплощением явился Чайтанья.

Основная цель преданных Кришне, как учит Чайтанья, – любить его, как любили Кришну его бесчисленные любовницы-пастушки. Исторически Кришна – это пастушеский бог, культ которого сложился в скотоводческих районах Индии в первые века христианской эры. По чертам своего характера он более всего напоминал греческого бога Гермеса – проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного». КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве» («Бхагавад-Гита», глава 10, текст 36, комментарий). «О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые... способны ввести в заблуждение кого угодно» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 8, текст 29).

Часто Кришну изображают в виде синекожего, пухлого, женоподобного юноши (правда, кришнаитам внушают, что красивее его никого нет: «Случайно увидев отражение своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу, Кришна воскликнул: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее!» – «Нектар Преданности»), у него было бесчисленное множество пастушек, с которыми он предавался любовным утехам. И задача преданных – полюбить его точно так же. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны на планетах Ваикунитхи и будут предаваться с ним вечным любовным утехам в небесных лесах. Как написано в книге «Нектар преданности»: «Развивая в себе супружескую любовь к Кришне, преданный может попасть в Двараку, где станет одной из жен Господа».

Согласно «Бхагавад-Гите», Кришна любит веселье, шутки, шалости и развлечения. У него 16 108 жен, у каждой из которых есть дворец и по 10 детей и, соответственно, бесчисленное количество внуков. Не чужд Кришна и любовным похождениям с чужими женами. В «Бхагавад-Гите» рассказывается, как однажды Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и развлекался все это время с сотней женщин, причем их мужья ничего не заметили.

Впрочем, у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские тела и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. «...Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, текст 18).

Но и это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в «Бхагавад-Гите» говорится о его подлинном лице: «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела... Я вижу как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими» («Бхагавад-Гита как она есть», глава II, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30).

А вот слова Кришны о самом себе: «Я – Яма, Бог смерти... Я – всепожирающая смерть... Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» («Бхагавад-Гита как она есть», глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32). И наконец главная характеристика: «...смерть – это Сама Верховная Личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 13, комментарий к тексту 19). Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала.

По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегетарианство и отказ от ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выхождению из тела», практикуются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого – заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние.

Все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Понятно, как эти «явления» действуют на человеческий разум.

Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых – это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычайную высоту.

Вот что пишет по этому поводу один из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами (Российские кришнаиты пишут о нем так: «Мы хотим прославить нашего дорогого духовного учителя, необычайно великодушного посланника Господа Кришны, за его возвышенные качества и удивительные деяния» (Прабхупада-сумедхасам, выпуск первый, стр. 1)). «Наставления гуру в точности, на все сто процентов, соответствуют наставлениям Кришны... Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же... Духовный учитель является воплощением энергии Кришны... Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными... Духовный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика... Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной» («Прабхупада-сумедхасам», выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). «Прославлять преданных Господа – это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее... Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя», – вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15).

Само существование гуруизма – то есть, по существу, божественной непререкаемой власти, исходящей от обыкновенного грешного человека, развращает душу как «учителя», так и его подчиненных и приводит их к страшным падениям. В случае с МОСК мы имеем дело именно с этим феноменом, когда вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами тысяч людей.

История МОСК показала, что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией с тотальной системой подчинения, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. На Западе секта снискала себе скандальную известность незаконной уголовной деятельностью, начиная от вымогательства и подлога – и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. Некоторые лидеры МОСК были убиты, в том числе и в ходе внутрисектантских «разборок», другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения. И конечно, по большому счету, за все эти преступления несет моральную ответственность основавший секту патологический гордец и честолюбец, возвысивший и сделавший неограниченными властителями абсолютно непригодных для этого людей.

Притчей во языцех в западных странах стали широко практикуемые кришнаитами «400 сравнительно честных способов отнятия денег у населения».

В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов (Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и т.д. Уж не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?). Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции «Общества сознания Кришны» (ОСК) сводятся в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи. Более того, по показаниям ряда свидетелей, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты. Вспомним, что именно этим занимался император Юлиан-Отступник, чтобы заставить христиан вкусить по неведению идоложертвенного и таким образом оскверниться.

Кришнаиты любят бахвалиться тем, что они успели «пострадать за веру» при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скандально известный иностранный религиозный деятель, как Свами Прабхупада смог не только получить визу в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотическую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить нескольких человек – и все это вне контроля спецслужб? Каким образом через несколько лет после этого группа иностранных кришнаитов сумела получить приглашение на Московскую книжную ярмарку и целый стенд для выставки продукции своего издательства «Бхактиведанта Бук Траст»? И это в годы, когда провоз даже одной Библии через границу был чреват очень серьезными проблемами!

К сожалению, ответы на эти вопросы надолго закрыты в архивах КГБ.

Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраординарные усилия (24-часовое радиовещание, громко рекламируемые «гуманитарные» миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способствовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране («Нас в России не менее 30 тысяч, – пишет президент «Центра обществ сознания Кришны в России» Вайдьянанда (Вадим Тунеев). – В одной Москве у нас тысячи приверженцев благодаря нашей активной проповеднической деятельности на радио» (Hare Krishna World. Vol. 6, № 3).) и, в конечном итоге, установлению в ней «идеального ведического» режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных. ОСК активно сотрудничает с такими «правозащитными» организациями, как контролируемая адвентистами «Международная ассоциация религиозной свободы» (РПЦ вышла из нее два года назад), якунинский «Комитет защиты свободы совести», и занимается политическим лоббированием.

В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образ своей секты, пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь, дескать, они уже исправились: теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения.

При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными деструктивными сектами, такими, как «Церковь объединения» Муна, «Сайентологическая церковь» Хаббарда, секта «Семья» и др., а также с неоязыческим движением в России. Например, российское ОСК является одним из учредителей так наз. «Всемирного русского собора», лидеры которого занимают откровенно антихристианские, антиправославные и антисемитские позиции, заявляя о том, что принятие Православия (в их терминологии – «жидо-масоно-христианства») извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к «многотысячелетней ведической традиции» – то есть к откровенному язычеству.

Вместе с тем ОСК отдает себе отчет в том, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к «официальному признанию» в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной в том числе и для России. Но для подлинного укоренения в России (и ОСК прекрасно отдает себе в этом отчет) секте необходимо заручиться признанием Русской Православной Церкви. Именно поэтому в последнее время российское ОСК предпринимает чрезвычайные усилия для того, чтобы заставить РПЦ признать его в качестве равноправного партнера для межрелигиозного диалога и вступить с ним в официальные отношения. Необходимым условием для этого ОСК видит изменение определения Архиерейского Собора РПЦ (декабрь, 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором говорится, что люди, принадлежащие к подобным организациям (к которым отнесено и ОСК), сами отлучили себя от Церкви Христовой.

В своих многочисленных письмах в различные церковные структуры ОСК требует отменить определения Архиерейского Собора РПЦ и признать кришнаизм в качестве древней религии, с которой РПЦ вступила бы в официальный диалог. ОСК использует все средства, чтобы завязать переговоры с различными церковными структурами, в том числе и синодальными учреждениями, надеясь таким образом завоевать себе сторонников, которые представляли бы его интересы в РПЦ и стали бы его «агентами влияния». Нужно сказать, что все эти попытки были совершенно бесплодными. ОСК не было принято ни в одной из официальных структур РПЦ, ни один из ее официальных представителей не вступал с ним в диалог. Думается, нет нужды говорить, что диалог с «Обществом сознания Кришны» сыграл бы на руку не только ОСК, но и всем антиправославным, антихристианским и деструктивным движениям в нашей стране.

Чтобы понять адептов нового для Европы (и России, в частности) религиозного движения, необходимо узнать, кто такой Кришна. Это Бог, пророк или один из многочисленных идолов индуистского пантеона? Давайте в этом разбираться. Являются ли кришнаиты приверженцами монотеизма или они исповедуют многобожие? Говорят, культ родом из Индии. Но сами кришнаиты заявляют, что веруют в единого Бога. Мало того, они уверяют, что между их религией и христианством нет принципиальной разницы. Ведь даже имена у Мессии были одинаковые. Кришна и Христос, по мнению некоторых сторонников две ипостаси одного и того же Бога. Какого? Узнаем из этой статьи.

Кто такой Кришна?

Фото, напечатанные в религиозной литературе, часто представляют нашему взору фигуру человека со странным цветом кожи. В переводе с санскрита «кришна» означает тёмно-синий. А в религиозных текстах цвет кожи этого Бога описывается как «сходный с голубыми облаками». Таким его и изображают на страницах «Бхагавад-Гиты», книги, которую, без сомнения, можно назвать «Библией кришнаизма».

Но Бог также является персонажем других религиозных текстов. Это «Бхагавата-пурана», «Вишну-пурана», «Махабхарата» и «Харивамша». И тут для европейца возникает путаница. В одних текстах Кришна - это очаровательный малыш, шаловливо крадущий у своей матери масло, в других - пастушок коров и идеальный возлюбленный или мужественный воин, дающий наставления своему другу Арджуне. Но прежде всего, он является восьмой аватарой Вишну. А этот последний - один из ключевых богов индуистского пантеона.

История Кришны

Согласно священным текстам, в четвёртом тысячелетии до нашей эры в материальный мир из духовного сошёл Вишну, родившись в образе человека в городе Матхуре, как восьмой ребёнок Васудевы и его жены, принцессы Деваки. Он пришёл, чтобы явить людям свои религиозные принципы и показать божественные деяния. В эпизоде рождения Кришны действительно прослеживается немало сходных черт с жизнеописанием Иисуса Христа. Так, брату его матери было предсказано, что тот умрёт от руки восьмого племянника. И этот царь делал всё, чтобы убить ребёнка своей сестры. Немного другим образом, чем Христос, спасся от смерти Кришна. Это было мистическое перенесение младенца к приёмным родителям - пастуху Нанде и его жене Яшоде. В этот период жизни Кришну изображают как идеального юношу, играющего с девушками-пастушками и своей возлюбленной Радхой. Когда он возмужал, вернулся в Матхуру, убил своего дядю и вернул трон деду. После этого Кришна подружился с принцем Арджуной и давал ему моральные наставления перед битвой при Курукшетре. Но охотник с красноречивым именем «Старость» (Джара) ранил его своей стрелой.

Атрибуты и имена Кришны

Различные ветви и учения внутри индуизма дают этому божеству другие названия. Аватару Вишну часто именуют Гопалой или Говиндой. Эти имена прямо указывают на пастушка и идеального любовника. А для жителей Ориссы Кришна - это Джаганнатха. У Вишну более тысячи имён, многие из них присущи и его аватару. Но у кришнаитов есть своё толкование названия божества. Если делать ударение на букву «а», то имя переводится как «тёмно-синий». А если на «и», то Кришна означает «привлекающий». От такого толкования зависят и атрибуты божества. Говинда изображается как прекрасный смуглый юноша, часто с флейтой. Он стоит в расслабленной позе, скрестив ноги. Часто его рисуют в обществе возлюбленной Радхи. Но иногда у Кришны проявляются божественные атрибуты Вишну - множество рук, голов или чакра.

От многобожия к монотеизму

Наиболее ранние свидетельства существования культа этого персонажа индуистского Олимпа относятся к пятому столетию до нашей эры. Но постепенно качества Кришны стали выделять его среди других богов. В девятом веке нашей эры его культ стал чрезвычайно популярным в Южной Индии. А ещё через триста лет сформировались и выкристаллизовались такие религиозные школы, как Шринатхджи (Раджастан), Витхоба (Махараштра) и Джаганнатха (Орисса). Кришну наделяли такими качествами, как «вечная юность», «излучающий сияние», «правда». И, наконец, в последнем изводе - гаудии-вайшнавизме - ему приписывается атрибут единого Бога - так называемая Абсолютная истина.

Западные кришнаиты: кто они?

В шестьдесят шестом году прошлого века проповедник Бхактиведанта Свами Прабхупада основал религиозную организацию «Международное Общество Сознания Кришны». Он исполнил волю своего наставника Бхактисиддханты Сарасвати и перевёл основы наудия-вайшнавизма на английский язык. В то время римское христианство переживало кризис. Новые веяния захватили жаждущих сакрума своей экзотикой. Основатели «Международного Общества Сознания Кришны» сначала зарегистрировались в США, потом подобные организации начали появляться и в Западной Европе. С падением так называемого железного занавеса религиозные общины стали появляться и на территории бывшего Советского Союза. Но эти люди в белых и шафрановых одеяниях, выбривающие себе голову - не единственные, кто верит в Кришну. «Общество Сознания» - лишь одна из многочисленных религиозных направлений внутри вишнуизма. Они называют Кришну верховным божеством, Абсолютом.

Культ

Как и во всех индуистских религиях, адепты этого учения собираются в ашрамах. Это не храм в христианском смысле слова. Ашрамом может быть обычная квартира или дом. Это место, где собирается община, чтобы под руководством гуру заниматься духовными практиками. Само слово «ашрам» означает «защита». То есть, туда приходят под опеку, которую даёт привлекающий Кришна. Фото, на которых изображены ашрамы, показывают, что там есть скульптурное изображение божества, часто не одно, а с подружкой Радхой. Она, кстати, ассоциируется с женской ипостасью Кришны. Божеству верующие преподносят прасад - ритуальную еду, которую готовят из любви к Богу и его детям.

Отношение к религии в нашем обществе непростое. Мы можем быть искренними христианами, но при этом ненавидеть другие учение, причисляя их к сектам. Одним из таких религиозных учений, неоднозначно воспринимаемых обществом, является кришнаизм. Само название - западное, ведь у себя на родине, в Индии, течение зовется гаудия-вайшнавизмом.

Согласно учению, Вайшнав является преданным всевышнего Вишну. Его аватаром стал Кришна. Он явился в наш мир пять тысяч лет назад, ему теперь и поклоняются верующие. Учение гаудия-вайшнавизма базируется на ведических источниках, как и множество других в Индии. На Западе кришнаизм появился в 1965 году, благодаря Шриле Прабхупаде, духовному учителю.

А в 1971 году он даже посетил и СССР, где обрел учеников. Так кришнаизм появился и у нас. Верующие резко выделялись из общей толпы своими одеждами, песнями и танцами. Неслучайно их преследовали власти, гнали сами обыватели, считая сектантами.

Сегодня Международное Общество Сознания Кришны (ИСККОН) является чуть ли не самой влиятельной индуисткой организацией на Западе. Ее отделения есть и в каждом крупном российском городе. Так кем же являются кришнаиты и их учение - сектой или светлым учением, позволяющим добиться гармонии? И насколько оно истинное и близко к индуизму? Стоит развенчать основные мифы об этой религии, чтобы узнать ее лучше.

ИСККОН является индуизмом. Учение является относительно молодым, появившимся в момент упадка традиционных индийской философии и ведизма, в момент господства там мусульман. Кришнаизм сформировался в Бенгалии, в исламской среде. И хотя учение зародилась в культах селян Индии, на него глубокое влияние оказал именно ислам, а позже и христианство. Сам Прабхупада, переводя и комментируя Бхагавадгиту, привнес туда немало собственных идей, пришедших из бенгальского вишнуизма. Общество Сознания Кришны базируется на малораспространенной философии гаудия-вайшнавизма. Прабхупада видел, что в 60-е люди погрузились в духовные искания. Ответом стал культ, который мало чем по своей сути отличался от иудаизма, ислама и христианства. В индуизме шестидесятники искали полное психическое освобождение, кришнаизм схож лишь внешне. Сам Прабхупада в своих беседах раскрыл отношение к индуизму. Он объяснил, что его учение не пропагандирует устаревший и бесполезный индуизм, ветвь ведической религии. В самой Индии мало кто вообще детально знаком с этой философией. Интересно, что в ИСККОНЕ присутствует философия двайта, которая подразумевает дуализм, вечный разрыв человека с богом. Это направление появилось с исламским вторжением в Индию в XII веке. Но основатель такого учения, Мадхва, открыто конфликтует со многими высказываниями Упанишад и Вед.

Кришнаиты первыми принесли на Запад индуизм. То, что кришнаизм не является индуизмом, ясно из предыдущего мифа. Тут присутствуют свойственные монотеизму патриархат, нетерпимость к другим религиям. Да и индуизм появился на Западе вовсе не благодаря фармацевту Абхаю Чарану (Прабхупаде). Цивилизованный мир намного раньше познакомился с йогой, благодаря таким гуру, как Шивананда, Сатьянанда и Вивекананда. Последний выступал еще в 1893 году на Всемирном конгрессе религий в Чикаго, сорвав аплодисменты своим обращением к братьям и сестрам Америки. Интерес к индуизму в Америке возбудил именно Вивекананда, который основал несколько ведических центров, читал лекции и всячески инициировал интерес к свой культуре. В середине XX века тантрические и йогические техники открыл Западу Сатьянанда Сарсвати. Он прославился во всем мире, будучи авторитетным представителем индуизма. Пока Прабхупада занимался пропагандистской работой, Сарсвати проводил вполне научные исследования влияния йоги на физиологию человеку. Да Запад и самостоятельно открывал для себя Восток и Индию. О ней писали Киплинг, Гесе, Рерихи. В этой среде Прабхупада выглядит не как гуру, а как харизматичный лидер и бизнесмен, сумевший объединить приемы сект и НЛП.

Кришнаизм является древней ведической традицией. На самом деле последователи этого учения Упанишады и Веды не признают. Появился гаудия-вайшнавизим в исламской Бенгалии в XVI веке. В основу учения легли авторитетные писания, созданные уже позже. Само слово «ведизм» часто употребляется в целях спекуляции. Даже книги по бенгальской кулинарии издаются, под названием «Ведическая кулинария». А ведь тут ничего нет общего с тем периодом и его культурой, когда можно было употреблять в пищу мясо животных и даже коров.

Кришнаизм - открытая миролюбивая религия. Сложно признать гаудия-вайшнавизм миролюбивой религией. Сами верующие называют ее единственно правильной, другие же школы индуизма зовутся буквально «ненастоящим учением». Сам Прабхупада в своей лекции открыто заявлял, что считает йогов, карми, джнани просто негодяями, с которыми нельзя общаться и вместе есть. Людей же следует как можно быстрее высвобождать из таких философских систем, как буддизм, джайванизм и майявада. Иные философии считаются враждебными, а их последователи - оскорбительными.

ИСККОН - настоящий кришнаизм. Сами представители ИСККОНа считают себя настоящими кришнаитами, которые веруют в главное божество, иштадевату, Кришну. На самом деле это всего лишь одно из направлений кришнаизма, к тому же не самое благополучное. На философском уровне есть различия с другими культами божества. В Индии даже традиционный кришнаизм не признает представителей ИСККОНа, не допуская их в храмы.

ИСККОН и гауда-сампрадайа являются вайшнавизмом, а кришнаиты - вайшнавы. Гаудия-вайшнавы чистыми вайшнавами не являются. Ведь исконно вайшнавские тексты, такие, как Вишну-пурана, Йога-Васиштха не считаются тут авторитетными. Не признает ИСККОН традиционный уклад религии вайшнавов, не считая Вишну верховным божеством. Его место занял пастух Кришна, пришедший из культа пастухов абхиров. У вайшнавов есть четыре линии: Рудра, Брахма, Лакшми и Кумара. А вот направление Гаудия сюда не относится. Кришнаиты пытаются добавить себе авторитета, выдавая себя за последователей Брахмы. Вот только учение у них сильно отличается.

ИСККОН и Гаудия-Матх являются единственными последователями Чайтаньи Махапрабху и Гаудия-Сампрадайи. Крупные течения Гаудия-вайшнавизма не признают Прабхупаду и его учеников, как авторитетных представителей своего семейства. Еще в конце XIX века Бхактивинод Тхакур вместе с сыном Бхактисиддхантой Сарасвати взяли и объявили остальные учения Гаудия неавторитетными, погрязшими во лжи. Имея на руках связи с британской колониальной властью, мыслители смогли продвинуть свой культ.

Книги ИСККОН являются индийскими Ведами. О том, что эти философские записи являются Ведами, упоминается только в них самих. Но это не дает им общего авторитета. Творениям гаудиев чужд истинный дух упанишад и вед, к тому же основа их философии (тождественность бога и души) вовсю критикуется.

ИССКОН, как и гаудия-вайшнавизм, популярны в Индии. Это учение известно там максимум одному проценту людей. Там даже на родине традиции, в Бенгалии, довольно мало последователей, в отличие от куда более традиционных направлений индуизма.

В ИСККОН и гаудия-вайшнавизме проповедуют профессиональные гуру. Бхактивинод Тхакур был юристом в колониальном британском правительстве. Абхай Чаран, перед тем, как стать Прабхупадой, являлся фармацевтом, закончившим христианский колледж. Так что гуру ИСККОНа не являются профессиональными или потомственными мыслителями-брахманами. Преемственность от авторитетных традиций не предусматривалась. В результате этого духовность общины сформировалась так, что это выразилось в череде сексуальных скандалов с детьми в 1970-х и в криминальном шлейфе, сопровождавшем движение на Западе. Кришнаитов стали ассоциировать с вымоганием и наркотиками, а не с духовностью.

В кришнаизме Шива и другие божества являются полубогами. Индуизм почитает Шиву, Брахму и других богов, как полноценных высших существ. Но в традиции гаудия-вайшнавизма индийское слово «deva» переводится не как «бог», а как «полубог». Это делается специально, чтобы принизить значимость других божеств относительно Кришны. В первой из Вед говорится о богах, что все они одинаково великие. В индуизме вообще Шива считается не то, что не полубогом, а наоборот, Великим богом. Его культ очень древний и почитаем народом. А вот к Кришне в Индии отношение не столь однозначное.

Кришнаиты воспринимают Бога только в виде личности. После XVI века мыслители гаудия-вайшнавизма выдвинули мысль, что безличностным абсолютом, Брахманом, является свечение бога Говинды. Такая примитивная и натуралистическая философия и сегодня доминирует в ИСККОНе. А вот традиционный индуизм полагает, что абсолют может принимать и форму личности (Бог, Иштадевата, Бхагаван), и безличностный вид (Брахман, Садашива).

Распространение кришнаитами книг - их духовная деятельность. На самом деле распространение гаудия-вайшнавской литературы является обычным бизнесом, построенным книжной корпорацией Bhaktivedanta Book Trust. Всемогущему и абсолютному Богу для распространения истины не нужна такая помощь, особенно, если она ведет к обогащению книгоиздателя.

Благодаря практикам, кришнаитам можно высвободиться из сансары. Гаудии предлагают пройти практику го-лока, но ее цель вовсе не освобождение из сансары. Это такой же мир, где действует карма, как и другие. А настоящим освобождением индуизм считает достижение Нирваны и состояния Брахмана. Практикующие йоги считают высшие и низшие миры помехами, ведь там действует сансара. Она для них - символ вечного мучения.

Харе-Кришна является ведической мантрой. Такой мантры в Ведах нет. Появилась она в уже современном тексте «Калисантарана-упанишада». И в канон священных текстов индуизма мантра эта не входит.

Кришнаиты уважают женщин, считая их равными. Гаудия-вайшнавизм появился на основе исламских взглядов. Неудивительно, что тут ярко выражены сексизм и патриархальность. В ИСККОНе мужчины держатся отдельно от женщин, те не могут занимать высшие посты, есть разделения и в одежде. Один из лидеров кришнаитской общины, Киртанананда Свами вообще говорил, что барабан, собака и жена становятся лучше от побоев. В Бхагавад-пуране Прабхупада умышленно примитивно отзывается о матке, называя ее смрадной утробой, рассадником глистов и червей, месивом из крови, мочи и испражнений. А вот в индуистской и буддистской философии пребывание в утробе матери, наоборот, сравнивается с божественным сознанием и беспечностью. Есть даже практики, призванные вернуть душу в то состояние.

Сексуальность у кришнаитов не является греховной. И снова стоит вспомнить о том, что учение создано на основе ислама, в котором на сексуальность наложен запрет. Секс признается только как средство для размножения. А вот в индуизме в целом существует ярко выраженный культ сексуальности. Тут часто встречаются почитаемые символы мужских и женских гениталий, изображения совокупляющихся богов. В индуизме секс не является низким и греховным, в некоторых учениях это вообще инструмент духовного развития.