» » Кризис современного дошкольного образования проблемы способы решения. Современные проблемы дошкольного и начального школьного образования и пути их решения

Кризис современного дошкольного образования проблемы способы решения. Современные проблемы дошкольного и начального школьного образования и пути их решения

Майра Кужабаева
Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Актуальность проблемы :

В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна . Хочется отметить,что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. В настоящее время есть и проблемы современного образования . Если не оказывать должного внимания особенностям развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагоприятно сказаться на его дальнейшей жизни.

Одной из основных проблем является общение- умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.

Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что педагог проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Необходимо поговорить и о семье. На сегодняшний день встречается большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают различные сложные ситуации, когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы : информационно-аналитические, досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы.

Если встать на место родителей, то мы увидим так же много проблем волнующих их . Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы , в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу .

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить , на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Есть и другие проблемы в современном образовании ,можно перечислить их очень много : проблемы развития произвольной памяти, речевого развития детей, проблемы обучения НОД . И все упирается в новые методики. Необходимо внедрение современных технологий и методик,отвечающих новому времени.

Перечисляя проблемы образования , хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование . Педагоги и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка» , ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет раньше или позже. Могут возникнуть два варианта. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Возникают отрицательные эффекты, такие как например потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственностью в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить, что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Это же подтверждают и исследования многих педагогов : «В системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие - к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов».

Обратим внимание и на то , что образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования . Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности, необходимо ориентироваться на интересы каждого ребенка. Педагог должен ставить перед собой цель - обеспечение развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Заключение :

Итак, можно сказать, что проблемы в образовании ,а в частности в современном образовании есть , и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом , чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста , помогали ему. Конечно более эффективное обучение это то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от педагога, от его целей. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет

Публикации по теме:

Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях Я, Анкудинова Юлия Сергеевна, осуществляю свою педагогическую деятельность в МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое».

Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество.

Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Статья посвящена актуальной на сегодняшний.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность . В современных научных исследованиях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Данный феномен объясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь - накопления опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.

Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд культурной информации, умений и навыков, развивая интегративные качества; в процессе общения с людьми разного возраста; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения. Именно поэтому, как отмечает Н.Ф. Голованова, овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, а овладеть способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям:

1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Именно этот аспект и является определяющим в выявлении степени актуальности изучаемой темы -- тема "живая" и активно развивается.

Соответствующая этим условиям деятельность и должна стать системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в ДОУ.

Цель работы : роль интегративных качеств в развитии дошкольника и как на их формирование оказывают влияние дидактические игры.

Задачами работы являются:

· рассмотреть в целом систему дошкольного образования;

· изучить проблемы дошкольного образования на современном этапе;

· рассмотреть новые требования к процессу дошкольного образования;

· выявить роль дидактической игры в процессе развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.

Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Проблемы дошкольного образования на современном этапе

Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15-20 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Можно констатировать, что все это пока не привело к структурированию системы дошкольного воспитания, к разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образования.

Изменение статуса дошкольного образования - мировая тенденция. Россия здесь обладает тем преимуществом, что дошкольные учреждения, за исключением учреждений для детей от 2 месяцев до 3 лет, уже несколько десятилетий находятся в ведении органов управления образованием, а не органов социальной защиты или здравоохранения.

Сегодня делается попытка преобразовать некогда единую систему "общественного дошкольного воспитания", превратившуюся в рыхлую совокупность ДОУ с множеством не менее рыхлых форм образовательной деятельности, в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе и опеке, но и в воспитании, и обучении, и развитии.

Для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Главная задача и, соответственно, основной предмет обсуждения на современном этапе развития российского дошкольного образования - опыт в области управления дошкольными образовательными учреждениями с позиций качества и общедоступности.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Проблем в современном дошкольном образовательном учреждении множество.

Огромный образовательный ресурс, который несет в себе раннее и дошкольное детство, на сегодня задействован лишь в незначительной части, однако любые попытки взять этот редут "с наскока" не приносят ничего, кроме вреда и разочарования.

Легкомысленное отношение к дошкольным возрастам оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем - деформацией логики всего последующего жизненного пути. Последний вариант, в частности, неизбежно имеет место в случаях переноса школьных методов обучения в дошкольные учреждения. К сожалению, в нашей действительности деформации развития столь часты, что обыденным сознанием уже воспринимаются как индивидуальные вариации нормы.

Дошкольный возраст - период для становления в процессе игровых форм деятельности таких способностей, как воображение, общение, самоорганизация, которые так необходимы для дальнейшего образования в школе.

В психологии и педагогике хорошо известно, что дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом. В этом периоде закладываются основы человеческого в человеке - такие универсальные способности и свойства, как творческое воображение, образное мышление, ориентация на позицию другого человека, умение управлять своим поведением, "социальные" эмоции и многие другие. Развитие способностей протекает в рамках специфически "дошкольных" видов деятельности - игры, активного восприятия сказок, различных форм художественного творчества, конструирования и др. подмена "дошкольных" видов деятельности "школьными" может обернуться недоразвитием этих способностей и свойств, место которых займут навыки чтения, письма и счета.

Дошкольник может усваивать достаточно сложные знания, умения и навыки. Но зачастую это происходит вне и помимо учебной деятельности и потому никак не характеризует ее особенности. Школьная жизнь не исчерпывается усвоением учебного содержания. Она предполагает вхождение ребенка в новую систему взаимоотношений с другими людьми - учителями и сверстниками, которые строятся на особых законах. Школьная готовность должна пониматься не только как достижение ребенком определенного уровня интеллектуального развития, но и как обретение широкой и осмысленной ориентации в новой социальной ситуации развития, складывающейся внутри учебной деятельности. Для этого должны быть созданы необходимые предпосылки, которые и возникают в "дошкольных" видах деятельности.

В реформировании отечественного образования важно иметь адекватное представление о его предыстории и современном состоянии. Иначе легко повторить, как это у нас случается, старые ошибки, приняв их за новые откровения. Попробуем наметить его абрис.

После октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью государственной системы народного образования. В 20-е годы прошлого века в СССР существовало три типа дошкольных учреждений - детские дома для детей-сирот, детские очаги, обслуживавшие детей фабрично-заводских рабочих, и детские сады. В дошкольные учреждения принимались дети от 3 до 8 лет. Целью дошкольных учреждений провозглашалась подготовка ребенка к освоению материалистического мировоззрения, а также выработка коллективистских навыков. Большое внимание уделялось свободной детской игре при направляющей роли воспитателя.

В 1927-28 годах впервые был поставлен вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. Задачами дошкольного воспитания становятся формирование эмоций и поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали, привитие трудовых навыков, укрепление здоровья детей, а также усвоение ими некоторых элементарных знаний. Эти требования были отражены в первой программе 1932 г.

В 1936 году после резкой критики со стороны партии работы дошкольных учреждений, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия, обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в "программе воспитания в детском саду" (1962 г.), получила основное развитие в "Программе воспитания и обучения в детском саду", в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже и педагога. Стержнем процесса стала программа обучения, а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста. Положение отчасти смягчали психологи, под влиянием которых идеология развития и охраны психического здоровья постепенно овладевала сознанием воспитателей.

В 1990-е годы охват детей учреждениями общественного дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было не удовлетворено около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в дошкольные учреждения. Кроме того, была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.

В 1989 году была создана "Концепция дошкольного воспитания", которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы. В 1996 году было принято "временное положение о дошкольных учреждениях", определявшее в качестве основных функций дошкольного учреждения охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 году закон РФ "Об образовании" определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.

На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования связан с идеей его гуманизации. Аналогичный процесс, развернутый в 90-е годы в нашей стране, сегодня грозит захлебнуться. И это при том, что в зарубежной научно-методической литературе по данному вопросу трудно найти серьезное издание, в котором в числе основных посылок не упоминались бы труды родоначальника отечественной психолого-педагогической школы Л.С. Выготского, опубликованные в 20-30-х годах прошлого века.

Сегодня дошкольная психология и педагогика развития вплотную подошли к рубежу, за которым открываются существенные возможности дальнейшего продвижения. Для отечественной науки они связаны, прежде всего, с исследованиями личности, общения и предметного действия, которые проводятся в контексте более глубокого осмысления возрастной ритмики развития. Результаты проводимых исследований уже сегодня позволяют рассчитывать на ощутимое повышение эффективности дошкольного образовательного процесса при одновременном снижении тех негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей, которые наблюдаются в последнее время.

Ирина Морозова
Дошкольное образование в сфере социальных проблем России

С 1 сентября 2013 года дошкольное образование становится отдельным уровнем системы обучения, и, соответственно, от качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому оно рассматривается как важнейший социоформирующий фактор .

На современном этапе развития системы дошкольного образования происходят значительные перемены : дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции (приоритетной становится, исходя из экономической и социальной ситуации , ставится функция охраны жизни и здоровья детей, т. к. растёт число общей заболеваемости детей, увеличивается количество детей, рождённых с патологиями, увеличились показания о несчастных случаях с дошкольниками . Традиционная функция дошкольного учреждения - подготовка детей к школе - отодвигается на второй план). Меняется структура системы дошкольного образования : создаются разные типы, виды дошкольных учреждений ; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения ; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.

Как правило, любые перемены в любом вопросе не проходят гладко, не сталкиваясь с определёнными преградами и трудностями, современное развитие дошкольного образования - не исключение .

Не смотря на то, что в каждом субъекте РФ формируется своя политика дошкольного образования , обусловленная рядом местных социальных , культурных, экономических и природных факторов, поговорим о тех проблемах , касающихся практически всех дошкольных образовательных учреждений России .

В 90-е годы повально закрывались детские сады и их здания сдавались в аренду коммерческим структурам и организациям. 1 января 2007 года в РФ вступает в силу закон о новой форме государственной поддержки семей с детьми - материнском или семейном капитале. Совокупность этих факторов приводит к проблеме № 1 : недостаточное количество детских садов и их перегруженность.

Российские власти с воодушевлением говорят о повышении рождаемости в стране. Но при этом государство не слишком задумывается о предстоящих проблемах молодых родителей , с которыми им предстоит столкнуться уже через несколько лет. Недостаток детских садов настолько велик, что грустная шутка – записывать ребенка в детсад сразу после рождения, уже поздно, реальна. Данные Минздравсоцразвития показывают, что больше чем у одного миллиона семей нет возможности устроить своих детей в государственные детские дошкольные учреждения , так как мест не хватает. Родителям остается только вести обсуждение частных детских садов, но ведь большинству семей не хватает средств, чтобы оплатить место для своего ребенка в частном дошкольном образовательном учреждении .

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

Проблема №2 .

Недостаточное финансирование.

Сюда относится :

Недостаточное оснащение детских садов;

Устаревание материально-технической базы;

Невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы;

Отсутствие компьютеров и подключения к интернету в некоторых ДОУ.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить , на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Проблема № 3 .

Отсутствие групп раннего развития.

Далеко не во всех детских садах предусмотрены группы для детей от 2-х месяцев. В то время, как растёт число разводов, количество матерей-одиночек, когда они вынуждены выходить на работу как можно раньше. Ранний выход матерей на работу обусловлен не только материальной необходимостью, а зачастую и условиями трудового договора.

Проблема № 4 .

Кризис семьи.

Многие исследователи сегодня констатируют кризис семьи, отмечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей . Острота проблем семейного воспитания

связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей,

испытывающих финансовые трудности, относимых к группе социального риска . У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка , негармоничный стиль воспитания, перенос собственных личностных и психологических проблем на детей .

Почти треть маленьких россиян - более 400 тысяч - ежегодно рождаются вне брака, каждый седьмой малыш

воспитывается в неполной семье. Россия стала страной работающих бабушек, поэтому они тоже не могут в должной

мере заниматься воспитанием внуков.

В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников :

Забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей;

Обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др.

На фоне прогрессирующей дисфункции семьи возрастает роль образовательного учреждения , личности педагога.

Проблема № 5 .

Недостаток педагогических кадров, низкая заработная плата и отсутствие должного образования у педагогов .

Непростая работа наряду с невысоким окладом делает профессию абсолютно непрестижной и непривлекательной.

Нехватка кадров приводит к найму неквалифицированных специалистов, у которых нет ни диплома, ни элементарных навыков общения с малышами. Это крайне негативно влияет на развитие детей, ведь фундамент психики закладывается в возрасте от 2 до 5 лет.

Проблема № 6 .

Недоступность дошкольного образования детям с ОВЗ .

Отсутствие полной объективной информации о потребности в образовательных услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья;

Недостаточность сети дошкольных учреждений (специализированных учреждений и групп на базе существующих детских садов, способных оказывать услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями ;

Несформированность у всех работников дошкольных образовательных учреждений особого отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие специальной подготовки, квалификации у педагогов по работе с такой категорией детей;

Нежелание родителей вести ребенка в специальное коррекционное учреждение (группу) ;

Отсутствие специалистов (медицинских работников, дефектологов и др.) необходимого профиля и квалификации;

Отсутствие отлаженных нормативно-правовых и финансовых механизмов по обеспечению работы специализированных групп;

Отсутствие партнерских отношений с органами здравоохранения и социальной защиты .

Наиболее приоритетным и закономерным направлением решения проблемы доступности дошкольного образования , обусловленной здоровьем детей, выступает интегрированное (инклюзивное) образование . Это процесс совместного образования здоровых детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одной группе (детском саду) . Но такое решение проблемы не всегда может реализоваться в виду наличия непрофессиональных и неподготовленных педагогов, отсутствия должного финансирования и оснащения детских садов.

Таким образом , сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семьи).

Список литературы :

1. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации » (2008-2009 годы) .

2. Деркунская В. А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 4 / под ред. Л. Л. Тимофеевой. - М.: Педагогическое общество России , 2013.

3. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования : кризис системы или системный кризис // Управление качеством дошкольного образования : теория и практика / под ред. Н. В. Микляевой. Коллективная монография. - М.: МГПУ, 2013.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования ».

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы современного

Дошкольного воспитания

Место работы: ГБДОУ № 31

Кировского района

г. Санкт-Петербург

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Н. Шелгунов

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, в самостоятельных сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Магазин» и просто в общении детей между собой, а так же с родителями, можно часто услышать такие фразы:

Мама, дай мне много денег, я куплю себе планшет и не буду тебе мешать;

Мама, пойдем, погуляем? – Вот, пойдешь в детсад, там нагуляешься утром и вечером;

Мама, забери меня пораньше домой, ты же дома? – Играй лучше в саду до вечера, а то дома опять будешь сам с ума сходить и других сводить;

Мам, я хочу к папе? – На выходных пойдешь в семью отца, пусть он с тобой занимается;

Папа, научи меня вырезать ножницами? – В детском саду и в школе тебя всему научат.

Отсюда можно выявить три основных проблемы современного общества, которые, так или иначе, отражаются на детях, в их игровой деятельности, общении между собой и с родителями. Сегодня, происходящие в мире социально-экономические изменения актуализировали стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом. «Техносфера» – это термин, который чаще всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества. Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, игровые приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблему номер один можно определить как: сокращение времени для общения родителей с детьми .

Опорой и поддержкой воспитателям, в введение в мир детей, должны быть родители. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребенка. Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени – вот основные причины упадка семейных ценностей. Родители слишком рано желают видеть своего ребенка самостоятельными, отсюда ребенок часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходить погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из детского сада, так как родители пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе. Тогда выручают платные няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое обидное, и самому ребенку и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Причины и цели этого могут быть разные:

Выкроить для себя немного времени;

Для развития ребенка через специальные развивающие и обучающие детские игры и программы;

Во время ожидания в очередях;

Пресечения истерик и капризов детей.

Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В компьютерных играх преобладают ненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное продвижение вперед с обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей не требуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.

Отсюда проблему номер два можно обозначить, как утрату социально-нравственных ориентиров. Это вызвано, прежде всего, тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения. А ведь социально-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Замечательные краткие и емкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова. Все чаще невольно приходиться слышать из уст детей и подростков крайне неуважительные и обидные слова в адрес родителей, учителей, пенсионеров и просто прохожих. Мне кажется, что современная молодежь несколько больше озлоблена, равнодушна к окружающим людям, их чувствам. Чтобы не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание на совсем маленьких детей – дошкольников, постараться не упустить благодатное время воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.

Немаловажной проблемой сегодня является проблема политической направленности. Государство, призванное выполнять важную функцию в просвещении и воспитании людей, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет властвовать суррогатам и продуктам западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую. А с экранов телевизоров мы смотрим американские блокбастеры и китайские мультфильмы с непроизносимыми именами героев, и непропорциональными формами тела, а на витринах магазинов мы в огромном количестве видим и покупаем детям, по их просьбе, роботов-трансформеров и Барби-зомби. Навязывание таких игрушек на прилавках магазинов, вызывает у многих людей, думающих о настоящем и будущем своих детей, настороженность и опасение.

Актуальность вышеобозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему - проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

В утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. N 1155 федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования включен ряд обязательных требований к дошкольному образованию, которые основаны на основных принципах:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание того, что происходит с ребенком сейчас, этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Предложенные варианты решения существующих проблем тесно вплетаются в образовательную программу дошкольного образования согласно ФГОС.

Пути решения обозначенных выше проблем я вижу в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании дошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. И какими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов.

I. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию, акцентирующих самостоятельность детей для того, чтобы:

Помочь обрести уверенность,

Подкрепить положительное начало в личности,

Удержать от того, что мешает развитию.

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально-коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие технологии личностно-ориентированного обучения как:

  • Разноуровневое обучение,
  • Модульное обучение,
  • Развивающее обучение,
  • Обучение в сотрудничестве,
  • Метод проектов,
  • Коллективное взаимообучение.

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимы для развития личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребенка свое предназначение. Так вариативно используя все компоненты - помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребенку на протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности).

II. Предлагаю в условиях ДОУ в совместной деятельности воспитателя с детьми, независимо от проведения непосредственной организованной деятельности уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой приоритетов социальных, нравственных, семейных ценностей.

Включить в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.

Проектная тематика может быть разнообразной:

  • «Традиционная русская игрушка»,
  • «Здоровье нации в наших руках»,
  • «Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку»

С целью осознания возможностей своей страны, гордости родиться и жить в России, современное патриотическое воспитание

  • «Наша дружная семья»

Для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном обучении и воспитании старших дошкольников.

Семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.

Работу с родителями, как для проектной, так и других видах деятельности, можно использовать в нетрадиционной форме общения. Порой, из-за нехватки свободного времени, у родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие вопросы и проблемы дошкольника. Поэтому приходится искать другие пути общения с родителями.

  • Для этого создаются специальные сайты групп детского сада, куда в любое удобное родителям время они могут зайти и ознакомиться с обновленной на сайте информацией – объявлениями, домашними заданиями, рекомендациями, прочитать консультации педагогов, посмотреть фотографии игровой и образовательной деятельности своих детей.
  • Целесообразно завести ячейки «почтового ящика» для миниконсультаций, вопросов и ответов педагогов и родителей о промежуточных итогах обучения и воспитания детей.

III. Можно использовать в практике ДОО Концепцию и программу социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», разработанную пермским доктором педагогических наук Коломийченко Людмилой Владимировной.

В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей. Цель социального воспитания детей дошкольного возраста – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.).

Программа Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая). Программа достаточно доступная для восприятия и усвоения детьми, является компилятивной – объединяет различные разделы воспитательно-образовательного процесса, парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой – допускающей вариативность в ее применении. Реализация программы «Дорогою добра» осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено в четырех разделах: «Человек среди людей», «Человек в истории», « Человек в культуре», «Человек в своем крае». Технология реализации программы представлена блочно-тематическими планами и конспектами, предусматривающими использование различных средств, методов и форм социального воспитания, оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности, включение элементов развивающей среды. В конце каждого раздела программы в зависимости от возрастного периода даны показатели социально-коммуникативного развития, позволяющие определить его общий уровень.

Большинство тем из предложенных блоков мы используем в своей работе с детьми при организации непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию. Так в прошлом учебном году с детьми подготовительной группы мною и вторым воспитателем группы были проведены открытые занятия по темам:

«Традиционная русская кухня», «Богатыри земли Русской», «Изобретения и достижения человечества», «Правила безопасного поведения. Полезные и вредные привычки», «Этикет и его история». В ходе подготовки и проведения занятий мы незначительно изменили предложенные игры, адаптировали их под особенности и интересы детей, а так же вариативно использовали с учетом нашего родного города. В целом, предложенные автором конспекты программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», могут помочь в решении обозначенных проблем воспитания детей.

В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг. Важно знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на яркой обложке, которая привлекает внимание детей. Родители, сами читающие книги, показывают пример и тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям.

В беседах и обсуждениях с родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе развивающих игр, не только для детского сада, но и в домашних условиях мы говорим на родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный выбор развивающих игр, нужно только время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с возрастом и интересами детей.

Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация – вот основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор.

Ведь мы, взрослые призваны воспитывать и выпускать в жизнь самостоятельного, трудолюбивого, разносторонне развитого, смелого, волевого, коммуникативного, доброго, внимательного человека.

Следует просто любить своих детей, прислушиваться к их желаниям, проблемам, высказываниям. Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о своих переживаниях и трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут смотреть друг другу в глаза, а не в телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с себя и маленьких детей.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.
  3. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Так же хочется рассмотреть тему - семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение - то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.