» » Никитин николай васильевич архитектор. Литература о жизни и творчестве

Никитин николай васильевич архитектор. Литература о жизни и творчестве

Далеко не каждый провинциальный город может похвастаться большим количеством выдающихся земляков, оставивший свой след в истории России и мира. Тобольск стоит особняком. Достаточно назвать фамилии людей родившихся в Тобольске - Менделеев, Алябьев, Перов, Абдулов, Никитин. Или людей, так или иначе связавших свою жизнь с сибирским городом - Николай Второй, Ершов, Кюхельбекер, Фонвизин, Радищев. И это далеко не полный список известных людей Тобольска. Каждую пятницу я рассказываю небольшие истории о знаменитых Тоболяках. Все прошлые материалы можно найти по тегу - «Люди нашего города».

Сегодня поговорим о советском архитекторе, создателем Останкинской башни - Николае Никитине.

Детство
Николай Васильевич Никитин родился 15 декабря 1907 года в Тобольске. Его отец, коренной тоболяк Василий Никитин незадолго до рождения первенца жил в Чите, где попал под влияние революционных событий 1905 года и как неблагонадежный был выслан на свою малую родину, где работал в должности судейского писаря. Когда Коле исполнилось 6 лет, семья в поисках работы переехала в Ишим, а позже перебралась в Новосибирск, где Николай окончил школу и получил направление на учебу в Томский технологический институт.

В 1930 году Никитин с отличием окончил архитектурное отделение строительного факультета Томского технологического института. Во время учебы возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината. Этот факт в дальнейшем отложил серьезный отпечаток на всю его карьеру. Никитин хоть и прослыл специалистом по высоткам, всегда интересовался железобетоном.

- Меня всю жизнь интересовал по-настоящему только железобетон . Его поведение в разных условиях строительства , - рассказывал в интервью Никитин. - А во всех этих высотных сооружениях железобетон использовался. Так что меня приглашали принять участие в проектах как специалиста по этому материалу.

Начало карьеры
По окончании института Никитин был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Его первым проектом стало четырехэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте. Для его строительства Никитину пришлось организовать собственное производство железобетонных опор, балок и ферм.

В 1932 году Никитин спроектировал большие пролётные железобетонные арочные перекрытия железнодорожного вокзала Новосибирска. Он сумел внести в проект московских архитекторов существенные поправки, Здание наполнилось светом, воздухом и обошлось дешевле при строительстве.

В 1932 году совместно с инженером Юрием Кондратюком Никитин разработал проект ветроэлектростанции в Крыму, на вершине горы Ай-Петри. Электростанция напоминала могучий двухмоторный самолет, парящий над землей, как бы повернутый из горизонтальной в вертикальную плоскость.

Вращением своих двух мощных винтов, установленных на разных уровнях, электростанция создавала большое количество электроэнергии, так необходимой для освещения городов и лазурного побережья Крыма. Однако, по ряду причин проект реализовать не удалось, но разработки были позже применены Никитиным при строительстве Останкинской телебашни.

Николай Никитин много и упорно работал в период Отечественной войны, участвуя в разработке проектов восстановления перемещенных на восток фабрик и заводов, продукция которых была так необходима для фронта. И послевоенные годы также были не из легких. Необходимо было восстанавливать города, заводы и промышленные объекты, в короткий срок построить миллионы квадратных метров жилых и производственных площадей. Никитин принимает активное участие в этом весьма важном деле и за разработку проекта монолитных «шедовых» конструкций для промышленных зданий получил высокую государственную премию - звание Лауреата Сталинской .

Значимые проекты
В 1949-1952 годах Николай Никитин участвует в проектировании зданий МГУ на Ленинских горах. Вместе с группой конструкторов Никитин предложил принципиально новые технические решения, которые позволили построить в сложных грунтовых условиях высотное здание переменной высоты без температурных и осадочных швов. Здание Московского университета, Дворец культуры и науки в Варшаве, Центральный стадион имени В. И. Ленина в Москве - «Лужники», мемориал в Ульяновске, монумент «Родина-мать» в Волгограде — далеко не полный перечень работ Николая Никитина, получивших признание и за пределами Советского союза.


Но главным образом, имя Николая Никитина связано с созданием Останкинской телевизионной башни, получившей высокую оценку и всемирное признание. Впервые в СССР, была построена башня, которая по своей высоте почти в два раза превысила всемирно известный аналог Эйфеля в Париже.

- Незадолго перед тем, как я попал на обсуждение проектов строительства вышки, я был в командировке в германском Штутгарте и видел местную телевышку. Построена она была из железобетона, чем, собственно, и привлекла мое внимание , - вспоминал Никитин в интервью. - В ней все было понятно: как работает каждый элемент, как распределены нагрузки и прочее. Я прикинул прямо там же, в кафе, что подобную можно было построить и большей высоты. Не как штутгартская - всего 210 метров, а метров на 500 и даже больше. Так что, когда шло обсуждение и предлагались самые фантастические варианты вплоть до того, что вышку замышляли построить наклонной из стали, я высказался за железобетонный вертикальный вариант .

Проект Никитина был утвержден. Возведение телебашни началось 27 сентября 1960 года. Через 10 лет «Останкино» выдало в эфир первый телевизионный сигнал. Останкинская башня - это высотное здание с десятками кольцевых площадок в 44 этажа, с тремя ресторанами и множеством подсобных помещений, чего нет ни на одной телебашне планеты.

Будучи талантливым конструктором, Никитин щедро делился своими знаниями со специалистами, работающими в области строительства высотных сооружений. К нему приезжали за консультациями группы из Японии, которые намеревались построить город-башню высотой 4 км. У Никитина были специалисты из Канады, которые разрабатывали проект телебашни высотой 350 м, а фактически, после встречи с Никитиным, увеличили ее высоту до 553 м.

Память о Никитине
Инженер-конструктор Никитин намного обогнал свое время не только в задуманном, но и осуществленном. Однако, имя конструктора сегодня незаслуженно забыто. В Москве, где он работал большую часть своей жизни, его именем не названа ни одна улица, нет памятных мест, связанных с его именем. Нет даже мемориальной доски на доме, в котором он жил. В разные годы соратниками поднимался вопрос о присвоении Останкинской башне имени ее автора, но и это предложение осталось неосуществленным.

В Тобольске, кстати, также нет никаких памятных знаков, рассказывающих о земляке. Лишь одна из улиц в микрорайоне «Строитель» получила его Никитина. Хотя, копия проекта «Останкинской башни», к примеру, смотрелась бы вполне уместно, на улицах Тобольска.

Родился 1 января 1950 года в селе Орудьево Дмитровского района Московской области в семье военнослужащего.

В 1973 году окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер-механик по самолетостроению», после чего был направлен на работу в ОКБ им П.О. Сухого.

С 1973 по 1992 гг. – работа в ОКБ им. П.О. Сухого. Организаторский талант, глубокие инженерные знания и преданность любимому делу позволили Николаю Федоровичу за этот период пройти путь от инженера до главного конструктора ОКБ. При его непосредственном участии был создан самый знаменитый в XX веке и самый коммерчески успешный из самолетов «Су» – многоцелевой истребитель Су-27, на котором последние 25 лет держится российская боевая авиация. Это тот проект, которому Николай Никитин отдал большую часть жизни, стартовав в нем в должности помощника ведущего инженера по летным испытаниям первого летного образца Су-27 и, в конечном итоге, став главным конструктором Су-27М, а также разработанных на его базе истребителей Су-35 и Су-37МР.

С 1992 по 1997 гг. – заместитель генерального конструктора АНПК «ОКБ Сухого», ОАО «ОКБ Сухого».

С 1997 по 1999 гг. - первый заместитель генерального директора АВПК «Сухой» и член совета директоров «ОКБ Сухого», входящего в состав АВПК «Сухой».

С февраля 1999 г. постановлением правительства РФ назначен генеральным директором – генеральным конструктором ВПК «МАПО», которое в декабре 1999 г. после структурной реорганизации переименовано в РСК «МиГ».

Почти за 5 лет работы (до ноября 2003 г.) Николаю Никитину удалось из разрозненных юридических лиц – серийного завода и КБ – создать вертикально интегрированную корпорацию, способную производить весь цикл работ, от разработки боевой авиационной техники до ее производства, поставок и послепродажного обслуживания. Возобновились поставки истребителей на экспорт, и уже в 2002 году РСК «МиГ» стала вторым после «Рособоронэкспорта» субъектом ВТС по объемам поставок вооружений за рубеж.

В период работы Никитина РСК «МиГ» первой из военных корпораций начала реализовывать стратегию диверсификации производства, вложив деньги от экспорта боевых МиГов в гражданский проект Ту-334.

В 2004 году – генеральный директор компании «Автотор-Холдинг». Основной актив компании – калининградские автосборочные заводы, выпускающие автомобили BMW, Kia и другие.

С 2005 по 2007 гг. – главный консультант ООО «НКБ «Финтехпроект» (г. Москва).

В 2007 г. – управляющий директор Департамента нефинансовых активов ОАО «Банк ВТБ».

С 2007 по 2008 гг. – первый заместитель генерального директора ЗАО «УК «ПМК» (Пермский моторостроительный комплекс).

С октября 2008 года – исполнительный директор ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова».

С февраля 2009 года исполнительный директор всех трех предприятия самарского куста ОАО «УК «ОДК»: ОАО «Моторостроитель» (с апреля 2010 года - ОАО «Кузнецов»), ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» и ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения». Член советов директоров ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» и ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения».

Никитин Н.Ф. является лауреатом Государственной премии СССР в области науки и техники за создание авиационного комплекса Су-27, лауреатом премии «Золотая идея» в номинации «За личный вклад, инициативу и усердие в решении задач военно-технического сотрудничества».

Заслуженный конструктор Российской Федерации, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой в Московском авиационном институте.

Никитин Пётр Романович

Пётр Романович Никитин (1726—1784) — архитектор, градостроитель. Стоял у начала русского градостроения эпохи классицизма. Сын живописца петровского времени Романа Никитина , племянник знаменитого художника Ивана Никитина , от которых получил начальное художественное образование, будучи с ними в 1732-42 в Тобольске «за караулом». В 1742 поступил в команду полицмейстерской канцелярии в Москве, в 1748 графом Франческо Растрелли аттестован в гезели архитектуры. В 1749—63 работал в Москве, занимался главным образом урегулированием улиц, реконструкцией и починкой старых построек, поэтому допетровская русская архитектура была Никитину близкой, родной и понятной, что впоследствии помогло ему блестяще решать проблемы преемственности историчности города при перепланировке древнерусских городов. В работах московского периода Никитин следовал господствовавшему тогда барокко. В это же время Никитин преподавал в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского . В числе его учеников — Матвей Казаков , долго работавший затем под руководством Никитина в Твери. В 1760—63 Никитин — главный архитектор Москвы.

Франческо Растрелли, Матвей Казаков


В 1763 году Никитин направлен руководить восстановлением Твери после катастрофического пожара, почти уничтожившего город. Он сразу создал регулярный ген-план города, ставший образцом для многих перепланировок русских городов в екатерининское время. На центральной Московской дороге Никитин расположил 4 площади разной конфигурации. На главной 8-угольной Фонтанной площади он возвёл ансамбль Дворянского дома, магистрата, школы и соляного «магазина», далее устроил полукруглую центральную площадь , из которой в сторону кремля расходятся лучи классической трёхлучевой системы, и построил на ней почтовый и питейный дома. Следующая площадь была Торговой , последняя, полукруглая, расположена у кремля. Остальная система улиц создана прямоугольной, с сохранением композиционного значения существовавших храмов. В центре кремля Никтин восстановил и радикально перестроил архиерейский дом (1764-67). Одновременно с планировкой города Никитин разработал образцовые проекты домов. Стилистически постройки Никитина тверского периода принадлежат раннему классицизму, сохраняющему отдельные черты барокко.


Тверь, Казённая палата (сейчас городская администрация Твери)
по проекту Никитина на восьмиугольной Фонтанной площади (сейсас площадь Ленина).


Блестящий опыт реконструкции Твери — первый в истории русского градостроения — поставил Никитина в число ведущих русских архитекторов того времени и стал образцом для других городов. В частности, чертежи Никитина были скопированы А. В. Квасовым и посланы в качестве руководства в Казань (в связи с чем впоследствии историки архитектуры ошибочно приписывали Квасову план Твери).


План центральной части Твери (фрагмент).


В 1776 Никитин был приглашён наместником Калуги . Специально для Никитина была введена должность советника наместника по архитектуре с огромным окладом и возмещением расходов; усилиями Никитина и Кречетникова была обеспечена очень высокая организация строительных работ, позволившая чрезвычайно быстро осуществить все замыслы. В 1778 году Никитин составил регулярный план города и приступил к его осуществлению.


План Никитина тонко учитывает специфику рельефа местности, прорезанной спускающимися к Оке оврагами. Улицы кварталов между ними расходятся веером, образуя на пересечениях множество разнообразных ракурсов. Общая композиция Калуги решена в форме трапеции, основанием которой служит Ока. В вершинах Никитин расположил 2-е круглые площади, поставив на первой из них, в центре средневековой части города у развилки дороги из Москвы, сложное в плане здание (1782—1785).



Дорегулярная структура города была упорядочена и рекомпонована, сохранив семиотическую значимость исторических храмов. Общественные здания ставились на пересечениях магистралей; в центре у Оки на месте крепостных стен Никитин построил каре Присутственных мест (1780-85) с проездными арками, повторившими возведённые им триумфальные ворота со стороны Москвы.

15.10.2008 14:47:06

100 лет со дня рождения Н. В. Никитина, выдающегося российского ученого,инженера, изобретателя (1907–1973)

Когда звучит имя НиколаяВасильевича Никитина, у одних возникает образ Останкинской башни, которая вмомент ее постройки была самой высокой в мире (533,3 м.); у других - образвыдающегося ученого, изобретателя, инженера, который в каждое проектируемое имсооружение вносил новшества, делающие их уникальными; у третьих - образ скромного,но глубокого принципиального человека, твердо и последовательно отстаивающегосвое мнение и идеи.

Рис. 1. Н. В.Никитин

Николай Васильевич родился вТобольске, в семье государственного служащего. Когда мальчику не было еще исеми лет, мать научила его бегло читать и считать до ста. В девять лет мамаотвела Николая в Тобольскую гимназию. Однако проучился он там немногим большегода. Началась гражданская война, а с ней скитания, голод, борьба за выживание.Судьба занесла семью Никитиных в Новониколаевск (ныне Новосибирск).

В тринадцать лет, Николай,сделал свое первое «изобретение». Хозяйка дома, где жила их семья, торговала набазаре крахмалом, патокой и т. п. В заброшенном сарае, стоящем во дворе дома,Николай сложил печь с вмурованным в нее котлом и целой системой патрубок,которые предназначались для варки патоки. Эта печь и станок для растираниякартошки и были первыми «изобретениями» Николая.

После окончания гражданскойвойны Николай учится в средней школе, которую успешно оканчивает и получаетпутевку в Томский политехнический институт. В институте он учится наархитектурном отделении строительного факультета.

На втором курсе студент Никитинрешил посетить лекцию, которую читал известный профессор Н. И. Молотилов. НиколайИванович вел новый в то время курс «Технология железобетона». Молотилов отличалсяблестящим знанием предмета и проявлял большой интерес к новому материалу. Лекциион читал, по отзывам современников, блестяще, и они производило большоевпечатление на студентов. «Часто свои лекции он заканчивал словами: "Мынаучимся воздвигать из бетона красивые дворцы, выдающиеся памятники нашемувремени, и XX векназовут веком железобетона"». Первая же курсовая работа студента Никитинабыла посвящена теме, которой он посвятил свою жизнь, - «Раскрытие конструктивныхвозможностей железобетона».

Строители Кузнецкогометаллургического комбината, в связи с большими объемами строительных работ,попросили профессора Молотилова разработать комплексную методику расчетанаиболее употребительных конструкций из железобетона. Для работы над заданием профессорподобрал группу наиболее способных студентов. Неожиданно для Николая, Молотиловпредложил возглавить группу ему. Так Николай Никитин стал руководителемстуденческой исследовательской бригады.

Бригада работала в профессорскойквартире. Никитин работал самозабвенно, приходил ежедневно и часто покидал дом нераньше полуночи. Он без конца чертил, считал и дорабатывался до того, что немог заснуть, и тогда смотрел в окно, мысленно рисуя линии между звездами. Так длясебя он открывал «искусство, которое вписывает линии в небо», - так говорили обархитектуре древние римляне. И может быть, уже в то время его захватывалавысота, где воображаемые линии приобретают материальное воплощение.

Когда работа подходила к концу,Н. И. Молотилов предложил Никитину новое задание - выполнить расчет рамныхконструкций на боковое смещение. Это были первые для него расчеты высотныхжелезобетонных конструкций.

В 1930 году, после окончанияинститута, Никитин был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Егопервым проектом в должности стало 4-этажное длинное здание. Никитин предложилоригинальный сборный каркас, в котором деревянные перекрытия опирались на железобетонныеколонны сечением 12?12 см.

Он не только разработал проект,но и организовал изготовление железобетонных изделий. На старом, кирпичномзаводе, под его руководством были восстановлены несколько помещений, где и былоорганизовано производство. Так молодой архитектор Н. Никитин стал одним изпионеров сборного железобетонного строительства в нашей стране.

О взгляде молодого архитектора настроительство говорит такой факт. Из Москвы прибыл проект нового новосибирскоговокзала. Проект был выполнен в «лучших» советских традициях: помпезность, тяжеловесныеконструкции, много лепнины и т. д. Никитин был назначен руководитьархитектурным надзором. Ознакомившись с проектом, он и местные архитекторы ипроектировщики приняли смелое решение проект переработать, так сказать,осовременить. Была снята вся тяжеловесность, добавлены высокие арки с большимипролетами из железобетона, и здание стало выглядеть выше, стройнее и светлее.По окончании строительства на приемку вокзала прибыла высокая комиссия изМосквы и ахнула. «Кто смел изменить проект?.. Самовольничать?!» Лишь с большимтрудом, с помощью местного начальства, удалось убедить комиссию принять объект.

Эта вокзальная эпопея показаласмелость Николая Васильевича, твердость в отстаивании своих убеждений в самыхнеблагоприятных обстоятельствах и сделало знаменитым в своем регионе.

В 1932 году, в проектноймастерской Кузбасстроя, Никитин знакомится с одним из самых замечательных людейсвоего времени архитектором Ю. В. Кондратюком. Кондратюк в ту пору был увлеченпроектом мощной ветроэлектростанции для Крыма. Был объявлен конкурс на лучшийпроект. Ю. Кондратюк предложил Никитину совместную работу. Николай Васильевич срадостью согласился. Основой сооружения стал железобетонный ствол высотой 150 м, который нес дваагрегата с ветроколесами диаметром по 80 м. Ствол мог поворачиваться по направлениюветра. Станция напоминала двухмоторный самолет, летящий вверх. Проект занял наконкурсе 1-е место. Николай Васильевич вспоминал: «Мне пришлось самому делатьвсе строительные чертежи, рассчитывать, копировать. Очень трудно даваласьдинамика. Кондратюк считал, и совершенно справедливо, что необходиморассмотреть динамическое действие ветровой нагрузки <...> но помочь мне врасчетах не мог, так как в теории колебаний не разумел». В феврале 1934 годатехнический проект был закончен. Увы, ветроэлектростанция так и не былапостроена, но, главное, Николай Васильевич «заболел» высотными сооружениями.

В 1941 году началась Великаяотечественная война. Николая Васильевича не взяли в армию из-за травмированнойв юности ноги, свои «сражения» он проводил в проектной мастерской. С 1945 годаНикитин работает в Промстройпроекте. Главным образом он занимался сборными железобетоннымиконструкциями покрытия промышленных объектов. В 1949–1950гг. Николай Васильевич разрабатывал монолитные железобетонные шедовые оболочкидля предприятий текстильной промышленности, за что был удостоен государственнойпремии. Первыми сборными железобетонными конструкциями, получившими широкоераспространение, были разработанные Никитиным односкатные и двухскатные балкипролетом до 18 мс обычной ненапряженной арматурой. В дальнейшем им были предложены преднапряженныесборные железобетонные фермы и балки нескольких разновидностей, получившиеширокое применение в массовом промышленном строительстве.

В 1956 году был объявлен конкурсна проект здания постоянной строительной выставки в Москве. Победителемконкурса стал коллектив, в котором работал Н. В. Никитин. В этом проекте использовалисьнапряженные железобетонные конструкции. Для перекрытия пространства спроизвольным планом Н. В. Никитиным были предложены и разработаныпространственные системы, состоящие из арок, ферм или балок, сходящихся в однойточке - полюсе, приподнятом по отношению к опорному контуру. Опоры элементовконструкции соединяются оттяжками с распорным кольцом, оторванным от опорногоконтура и имеющим другое очертание (рис. 2).Каждый радиальный элемент системы несет две функции: работает как балка на двухопорах с пролетом, равным радиусу системы в данном месте; работает на сжатиекак элемент шатра при восприятии нагрузки, приложенной в полюсе. Эта нагрузкаравна сумме реакций радиальных элементов как балок.

Рис. 2. Схемаполюсной конструкции. 1 - арки; 2 - стойки; 3 - оттяжки; 4 - ветвьрасположенного кольца; 5 - подвески; 6 - дополнительные стержни, обеспечивающиенеизменяемость при горизонтальных нагрузках

По существу, Н. В. Никитинразработал статику нового класса пространственных конструкций из арок,сходящихся в одном полюсе и объединенных общим распорным кольцом.

В 1963 году, по заданию ГосстрояСССР, Н. В. Никитиным было разработано проектное предложение нового павильонадля строительной выставки. Круглое в плане здание диаметром 150 м перекрыто складчатымкуполом. Купол состоит из 36 одинаковых арок со складчатым поперечным сечением.Верхние и нижние части этих арок - одинаковые прямолинейные складчатыеэлементы. Особенностью купола является оторванное от контура распорное кольцо.Кольцо располагается внутри перекрываемого пространства. Оно связано с опорамиарок оттяжками.

Но все же главным увлечениемНиколая Васильевича было высотное строительство. Еще в далеком 1937 году,участвуя в проектировании Дворца советов, он проводил серьезные исследования пореакции сооружения на температурные воздействия, формулирует требования кжесткости каркаса, несущего каменное заполнение.

Никитина привлекают кпроектированию здания Московского государственного университета. Здание должнобыть высотным и большой протяженности. Грунты были слабые, как говорят встроительстве, ползучие и реактивные. В мировой практике такие здания сооружалисьлибо на скальном грунте, либо на свайном основании различной конфигурации.Николаю Васильевичу пришла в голову мысль - сделать фундаменты как быплавающими в грунте. Ведь по закону Архимеда на тело, погруженное в жидкость,действует выталкивающая сила, равная весу жидкости вытесненной этим телом.Итак, фундамент должен представлять собой как бы связанные между собой бетонныекоробки, армированные плоскими и пространственными металлическими каркасами.Такой фундамент позволит выравнивать осадки сооружения. Но одновременно возникдругой вопрос: что делать с возникающими температурами деформациями? Ведь длиназдания 220 м.Колебания температуры в фундаменте происходят так медленно, что изменение егообъема проходит без особого ущерба. Другое дело температурные деформациинаружной части здания, когда возникающие при этом напряжения разрывают самыежесткие узлы крепления. Больше всего страдает от деформации нижняя половина«высотки», так как на нее приходится основной вес здания. Николай Васильевичнаходит удивительно смелое решение - перенести давление с нижних этажей наверхние. Для этой цели он предложил установить колонны большой свободнойвысоты, а промежуточные перекрытия нижнего яруса подвесить к колоннам так,чтобы подвесные перекрытия не мешали колоннам свободно деформироваться. Приэтом он разработал новый тип колонн крестового сечения.

Экспертиза отметила, чтоизобретение Никитина обеспечивает возможность каждому лучу «креста» колонныпринимать на себя максимальную нагрузку перекрытия сооружения и возможность получатьпростые и удобные в монтаже жесткие узлы каркаса. Благодаря такомуконструктивному решению диафрагмы жесткости здания МГУ оказались в центральнойзоне сооружения, а уже оттуда распределялись по всему каркасу.

Участвует Николай Васильевич и впроектировании высотного здания Дворца культуры и науки в Варшаве. Импредложена принципиально новая схема каркаса в виде пространственно-связевойсистемы (пространственного ядра жесткости) здания с металлическими колоннамикаркаса.

В 1957 году Н. В. Никитин сталглавным конструктором Моспроекта и членом-корреспондентом Академиистроительства и архитектуры СССР. Под его руководством создавались широко известныепроекты: центральный стадион им. В. И. Ленина, первое высотное здание вТашкенте, мемориал В. И. Ленина в Ульяновске и др. Во всех смыслах этого словавершиной творчества Никитина стало самое высокое в мире в то время сооружение -Останкинская телевизионная башня (рис. 3).

Остановимся на некоторых, уже ставшихисторией, моментах создания проекта башни, которые многое говорят о характере итворчестве Николая Васильевича.

В Госстрое идет совещание, накотором обсуждается проект 500-метровой телебашни. На громадном подрамнике виситэскиз стальной башни похожей на мачту линии электропередачи, грозно выброшеныпо бокам длинные консоли. Увлекшись решением избыточной прочностью инадежностью, авторы этого проекта, так утяжелили конструкцию, что от вида железногоГолиафа становится не по себе. Обсуждение проходит остро и бурно. Авторыпроекта люди напористые и шумные.

Николай Васильевич, а, что выскажите? - обратился к Никитину руководитель совещания.

Башня должна быть сделана избетона, монолитная, предварительно напряженная. Я думаю, что такая башняукрасит Москву.

В воздухе повисло тяжелое молчание.Через несколько минут кто-то задал вопрос:

Как, бетонная башня высотой 500 метров?

Да, - отвечает Никитин, - иниже не годится.

А вы возьметесь за проект? -спрашивает председательствующий.

Я должен подумать.

Думайте, но не больше недели.

Ответ Никитина изумилприсутствующих.

Через неделю я буду занят. Такчто либо через три дня, либо позже.

Срок был принят без возражений.Все эти три дня, а точнее трое суток, Николай Васильевич находился в состоянии озарения.В голове складывалось в единую картину все, что ранее проявлялось отдельнымифрагментами.

Ключевая идея - натянуть внутриствола башни стальные канаты и стянуть ими бетон ствола, то есть создатьоригинальную систему предварительного напряжения бетона.

Сложнейшую задачу - каккомпенсировать температурные деформации на границе фундамента и наземной частибашни - Никитин решает гениально просто - сделать «ноги» башни достаточногибкими и прочными в радиальном направлении, чтобы за счет их изгиба моглиреализовываться температурные деформации конической части башни с небольшиминапряжениями. В эти же трое суток Никитин работает с архитектором А. И.Баталовым над архитектурой бетона.

Принципиально новая конструкциябашни через трое суток была одобрена, но еще долгие 10 лет идет напряженнаяборьба за выживание проекта. За эти годы пришлось отстаивать конструкцию намногочисленных совещаниях, с чем-то соглашаться, что-то дорабатывать и т. д.

В окончательном варианте навысоте 337 мжелезобетонную часть завершала ажурная стальная антенна. Башня была высотой 533,3 м, а в 1999 году она подросладо 540 м.За это время железобетонная часть башни была дополнена смотровым залом,рестораном «Седьмое небо» и др.

Все эти годы проходилаожесточенная борьба между сторонниками и противниками проекта Никитина. Конецэтой дискуссии положило совещание от 27 мая 1963 года в МГК, где была вынесена резолюция:«Прекратить всякие дискуссии о башне. Развернуть строительство полным ходом».Уже 4 ноября 1967 года государственная комиссия подписала акт о приемке первойочереди Останкинского общесоюзного телецентра.

В 1970 году главный конструктортелебашни доктор технических наук Н. В. Никитин и возглавляемый им авторскийколлектив были удостоены Ленинской премии. Соратниками Никитина были: главныйинженер проекта Б. А. Злобин, заместитель главного архитектора Москвы Д. И.Бурдин, главный инженер Государственного проектного института М. А. Шкуд,директор проектного института «Промстальконструкция» Л. Н. Щипакин.

Николай Васильевич многозанимался вопросами, связанными с использованием статической гипотезыпрочности. Неустанно он доказывал необходимость учитывать статистическийхарактер прочности материалов при проектировании строительных конструкций какоснову для нового метода расчета - по предельным состояниям.

Одной из последних для НиколаяВасильевича стала совместная работа со скульптором Е. В. Вучетичем -величественный монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане (рис. 4).

Какова же главная чертатворчества Н. В. Никитина? Прежде всего это то, что конструкторская работа быладля него искусством. Он всегда стремился найти и находил новые решения. Егоконструкторский талант сочетался с увлеченностью и необычайной смелостью. Залогомего смелости было феноменальное понимание работы конструкции, ее возможностей.Интуитивно находя рациональную форму конструкции, он проверял ее расчетами. Иеще, Никитин обладал глубоким чувством формы и всегда подчеркивал связь междуконструкцией и архитектурой.

Николай Васильевич умер весной1973 года. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На его могилескромная мраморная стела с короткой надписью: «Инженер Н. В. Никитин». Имявыдающегося строителя Н. В. Никитина стоит в одном ряду с именами таких гигантовстроительной науки и техники России, как Н. А. Белелюбский, В. Г. Шухов, А. Ф.Лолейт.

Литература:

1. Дыховичный Ю. А. Н. В. Никитин - инженер, ученый, исследователь // Бетони железобетон. - 1973. - № 10.

2. Истомин С. Самые знаменитые изобретатели России. - М.: Вече, 2000.


    Была ли полезна информация? да отчасти нет

    Трудно сказать, была ли Вавилонская башня первым опытом строительства высотных сооружений в истории человечества. Очевидно одно — это был самый известный случай неудачной попытки такого рода. Хотя, конечно, инженер треста «Стальконструкция» Николай Никитин, принимаясь за свою, без преувеличения, грандиозную работу, вряд ли думал о столь далеких временах. Скорее всего, ему не давал покоя относительно недавний проект его коллеги — Густава Эйфеля, чья ажурная металлическая башня совершенно изменила облик Парижа. Правда, у Эйфеля в Москве уже был свой подражатель — Владимир Григорьевич Шухов, чья башня на Шаболовке до поры до времени исправно выполняла роль антенны. Она не была ни выше, ни изящнее, ни красивее, чем Эйфелева. А подобные сравнения неизбежно возникали у всякого, кто видел ее впервые. Никитин же был убежден, что стальные кружевные конструкции остались в прошлом. Вот почему, когда встал вопрос о строительстве в Москве нового телевизионного комплекса с башней высотой не менее пятисот метров, Никитин выдвинул в высшей степени смелое предложение — построить башню из бетона. Многим тогда это показалось безумием. Теоретические расчеты показывали, что у столь грандиозного сооружения практически нет шансов устоять под напором сильного ветра. Более того, утверждалось: чтобы сделать башню мало-мальски устойчивой, ее нужно поставить на фундамент глубиной не менее 40 метров. (Эту цифру называли канадские инженеры, которые тоже собирались построить у себя нечто подобное.) Никитин пошел другим путем.

    Николай Васильевич Никитин , профессор, доктор технических наук, заслуженный строитель РСФСР. Родился в 1907 году в Тобольске. После окончания школы поступил на строительный факультет Томского технологического института, где впервые познакомился с курсом лекций по технологии железобетона. В 1932 году разработал оригинальный проект Крымской ветроэлектростанции. До реального сооружения ВЭС дело не дошло, но Никитину была присуждена первая премия.

    Во время Великой Отечественной войны Николай Васильевич работал над проектами восстановления эвакуированных на восток страны заводов и фабрик. После войны получил звание лауреата Сталинской премии за разработку проекта монолитных конструкций для промышленных зданий. Позже Никитин участвовал в создании комплекса Московского государственного университета на Ленинских горах, Дворца науки и культуры в Варшаве, мемориала В.И.Ленина в Ульяновске, монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде.

    В 1967 году в Москве по проекту Никитина была поставлена телевизионная башня, почти вдвое превышающая высоту Эйфелевой башни в Париже. В 1970 году авторскому коллективу под руководством Никитина за проект Останкинской башни была присуждена Ленинская премия в области строительства.

    Откуда, кстати, возникло это число — 500 метров? Оставим в стороне утверждения, что советское правительство хотело воздвигнуть самое высокое сооружение на планете, хотя мотивы соперничества в деле строительства высотных зданий будут, видимо, существовать всегда. Цифра 500 возникла в теоретических расчетах инженеров. Именно при такой высоте антенны телевизионный сигнал мог охватить как саму Москву, так и практически всю Московскую область. При меньшей же высоте радиус охвата сигнала оказывался не больше 120—150 километров, что было недопустимо. К примеру, Шуховская башня высотой 140 метров передавала сигнал лишь на 60 километров. Так что приходилось плясать именно от цифры 500.

    Никитин предложил свою в высшей степени нестандартную и в то же время удивительно простую конструкцию. Полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров должен был стягиваться 149 вертикальными стальными тросами диаметром 38 миллиметров, размещенными вдоль внутренней поверхности ствола. Суммарное напряжение составляло 10,8 тысячи тонн. Подобная система должна была придать башне невиданную прочность и устойчивость в экстремальных условиях, а также препятствовать образованию трещин в бетоне. Завершалась эта конструкция 120-метровым стальным шпилем. Таким образом, искомые 500 метров были получены. Причем без предполагаемого раньше глубокого фундамента. При такой необычной системе в основание башни весом больше 30 000 тонн достаточно было положить относительно небольшую бетонную шайбу. В подтверждение своей правоты сам Никитин говорил: «Человек при его росте в пропорции имеет куда более слабую опору на ступни, но он при этом еще и ходит!»

    Судя по всему, у пресловутой Вавилонской башни не было главного архитектора, а потому названа она была по месту расположения. У московской башни автор был, но тем не менее и она тоже получила свое имя по месту строительства. Хотя вполне могла называться и по-другому — Черемушкинской. Дело в том, что первоначально весь телевизионный комплекс планировалось построить именно там. Но дальше этого дело не пошло — выяснилось, что башня, скорее всего, будет мешать пролетающим самолетам, чьи воздушные коридоры проходили как раз через этот район. Поэтому в марте 59-го стройка переехала в Останкино. Так знаменитая башня стала останкинской, хотя справедливее было бы называть ее башней Никитина.

    В июле 1960 года началось строительство. За работу взялось СУ-60 треста «Строитель». Однако через год все работы были заморожены. У чиновников из Министерства строительства РСФСР возникли серьезные сомнения насчет прочности конструкции. От Никитина требовали увеличить глубину фундамента до 30 — 35 метров, против чего инженер категорически возражал. По его расчетам, для сооружения основания вполне хватало глубины в 4,5 метра и диаметра около десяти. Никитину все же удалось отстоять свое мнение, хотя на это ушло почти два года. В марте 63-го был утвержден окончательный проект, по которому высоту башни увеличили… до 520 метров.

    С 64-го работа закипела вовсю, и уже через четыре года башня начала регулярные трансляции четырех телевизионных и трех радиопрограмм. Акт комиссии о приемке первой очереди был подписан 5 ноября 1967 года, а в декабре 68-го была завершена вторая очередь строительства.

    На высоте 337 метров была оборудована смотровая площадка. Скоростные лифты за 57 секунд поднимали на нее посетителей. Здесь же был открыт знаменитый вращающийся ресторан «Седьмое небо». Полный оборот он совершал за 40 минут. Времени как раз хватало, чтобы пообедать и осмотреть всю панораму Москвы с высоты птичьего полета. В общем, столица СССР стала обладателем самого высокого свободно стоящего сооружения в мире. Правда, ненадолго. В 1975 году в Торонто была возведена аналогичная по конструкции башня. Канадские архитекторы поставили себе задачу превзойти московский шедевр. Что и сделали. Башня Cи Эн поднялась на 555 метров.

    Вавилонская башня не была достроена из-за того, что столь амбициозная идея не понравилась Богу. Более поздние источники утверждают, что Всевышний не просто прекратил строительство, но и разрушил уже построенное. Причиной этого могло быть землетрясение, ураган или молния. Кстати, последние регулярно ударяют в Останкинскую башню — по нескольку сот раз в году. Правда, башня обладает столь сильным полем, что отталкивает от себя электрический разряд. И тогда молнии уходят параллельно стволу и бьют в землю рядом с башней. Самой башне они не страшны, ведь ее создатели задали ей фантастические пределы прочности: она в состоянии выдержать восьмибалльное по шкале Рихтера землетрясение, ураганный ветер силой до 44 метров в секунду, а также отклонение вершины в радиусе до 14 метров. Единственное, чего инженеры не могли предвидеть, а вернее, предотвратить, — это элементарную человеческую халатность. Скорее всего, именно она и стала причиной пожара, случившегося в воскресенье 27 августа 2000 года около 15 часов на высоте 320 — 350 метров.

    Вначале на башне показались клубы густого дыма. Затем один за другим стали отключаться телевизионные каналы — НТВ, «Культура», ТВ-6, ОРТ, ТВЦ, СТС. Пожарные в спешном порядке начали выводить посетителей из ресторана.

    В 17.30 в экстренном выпуске программы «Вести» зрители, наконец, узнают, что происходит на башне.
    В 18.00 канал РТР также прекратил вещание.
    К 20.00 становится очевидно, что огонь, несмотря на все усилия пожарных, погасить не удается. Пламя, раздуваемое словно в гигантской печной трубе, опускается все ниже. На место прибыло более 40 пожарных машин. Пожару присвоена 5-я категория сложности.
    В 21.00 уже горят ресторан и смотровая площадка. Пожарные пешком на трехсотметровую высоту заносят огнетушители.
    В 22.00 из башни начинают вырываться языки пламени. Огонь опускается до отметки 280 метров.
    В 24.00 предпринимается очередная попытка остановить огонь. На высоте 200 метров перерубаются кабели, а все пространство заполняется огнеупорными материалами. Безрезультатно: огонь медленно ползет вниз. Все это время продолжают падать скоростные лифты.
    К 4 часам утра 28 августа пожарные работают уже на высоте 150 метров.
    К 6 часам утра огонь разгорается с новой силой, доходя уже практически до земли — до конического основания высотой 63 метра. Пожарные начинают использовать воду.
    К 12 часам дня пламя удается остановить, а затем и потеснить вверх.
    К 14 часам тушение идет на высоте 300 метров.
    В 17 часов пожарные заявили, что пожар на башне полностью потушен. В результате катастрофы погибли три человека — пожарный Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и сантехник башни Александр Шепицын. Все они находились в лифте, обрушившемся с двухсотметровой высоты.

    По официальной версии «причиной возгорания Останкинской башни стало значительное превышение нагрузки на фидеры — кабели, передающие сигнал высокой мощности от аппаратуры к антенне». Начальник управления государственной противопожарной службы ГУВД Москвы Леонид Коротчик заявил на пресс-конференции 30 августа, что башня была «рассчитана на значительно меньшую нагрузку, чем та, которой она подвергалась в последние годы». Кроме того, электроэнергию не отключали более трех часов, что значительно затрудняло работу пожарных. Все так, но, по правде говоря, башня просто не была оборудована современными системами пожаротушения, а потому подобная катастрофа была едва ли не закономерной. В мае 2000 года на башне в последний раз побывали пожарные инспекторы. Они обнаружили 38 недостатков, которые было предписано устранить в срочном порядке. До момента пожара удалось исправить только 16 из них. Хотя все эти полумеры вряд ли могли помочь. Необходимы были коренные изменения, которые будут учтены в процессе реконструкции Останкинской башни. В свое время экскурсоводы с гордостью рассказывали посетителям, что это уникальное сооружение прочно стоит на земле благодаря стальным тросам, стягивающим бетонные кольца. В результате пожара из 149 таких тросов осталось всего 19. И что же? Башня продолжает стоять. Правда, как долго это будет продолжаться, никто не знает.

    Существуют диаметрально противоположные взгляды на то, насколько сильно во время пожара пострадала Останкинская башня, и на то, что теперь с ней следует делать. Причем во взглядах расходятся именно те люди, которые в шестидесятые годы ее строили. Бывший главный специалист группы строителей железобетонного ствола, начальник проектного отдела ОАО «Спецжелезобетонстрой» Давид Рабунский утверждает, что «сама башня, железобетонный ствол может стоять самостоятельно, без канатов, так как они предназначались в основном для долговечности». А вот бывший начальник отдела новых строительных конструкций Главстроя СССР Юрий Афанасьев утверждает: «Если бетон уже начал трескаться — ведь постоянная амплитуда колебания шпиля 3 метра, то главное, что должно сейчас волновать специалистов, — как аккуратно разобрать башню, не допустив ее падения. Дело в том, что при температуре свыше 400 градусов связь металла с бетоном теряется, это приводит к образованию тех самых трещин, из-за которых бетон уже не работает как цельная конструкция. Свою разрушительную лепту начинает вносить и коррозия арматуры.

    Так кто же прав? Трудно сказать, но пожарные говорили, что в некоторых местах температура горения достигала 1500 градусов. Так что худшие опасения вполне могут оправдаться.

    Археологи утверждают, что Вавилонская башня действительно существовала. В начале XX века ученые раскопали близ Вавилона необычное строение, названное ими Вавилонским зиккуратом. Измерения показали, что сооружение это, скорее всего, имело высоту 90 метров и погибло в свое время от буквально неимоверного огня. Внутри и снаружи были обнаружены следы воздействия огромной температуры. Что конкретно послужило причиной той далекой катастрофы, физики объяснить так и не смогли. В результате огненного шквала высота Вавилонского зиккурата уменьшилась по меньшей мере вдвое. С Останкинской башней этого не произошло. Более того, парадокс заключается в том, что после пожара она даже может стать… еще выше. Как сообщил на заседании коллегии Госстроя РФ главный инженер Государственного института телерадиовещания Александр Демьянов, «при восстановлении Останкинской башни предполагается нарастить стальные конструкции с 540 до 562 метров». То есть увеличить высоту еще на 22 метра! По расчетам, на все работы должно уйти не меньше года. Удастся ли осуществить сей смелый проект — покажет время. Совершенно очевидно, что люди по-прежнему хотят быть выше всего и вся. Другой вопрос, для чего им это нужно?

    Дмитрий Воздвиженский

    В погоне за высотой

    Точная дата появления высоток долго была предметом обсуждений и споров специалистов. Чаще всего высказывалось мнение, что началом процесса гонки за высоту справедливее всего было бы считать 1885 год, когда в Чикаго было построено едва ли не первое «высотное» здание Хоум Иншуренс Билдинг (55 метров). Другие считали, что эта погоня началась не раньше, чем в Нью-Йорке появился Вулворт Билдинг (241 м), построенный в 1913 году. Ну а самой, пожалуй, распространенной точкой зрения в этом споре можно считать явление миру знаменитого Эмпайр Стейт Билдинг (380 м), ставшего в 1931 году высочайшим зданием.

    Развитие процесса строительства и усовершенствования высоток имело определенные закономерности, обусловленные прежде всего техническими нововведениями. (Некоторые интересные подробности из истории этого процесса вы можете найти в статье «Закон его стихии» в этом же номере журнала. — Прим. ред.) Первый серьезный прорыв был совершен в 1854 году, когда появился пассажирский лифт. Именно тогда инженер Элиша Грейвз Отис запатентовал свое изобретение. Впервые лифт вступил в действие в Нью-Йорке в 1857-м. С тех пор в практику строительства вошли дома, превышающие уровень в пять этажей. Сама же строительная техника тем временем в развитии запаздывала. Первое поколение высоток было вполне обычными зданиями, правда, повыше надстроенными. Архитекторы того времени адаптировали уже имевшуюся строительную технику для возведения добавочных этажей, стены же нижних при этом существенно утолщались. Таким образом здания старого образца принимали всю дополнительную нагрузку на внешние несущие стены. Но в 1899 году появился Парк Роу Офис, построенный на основе металлической арматуры.

    Стальные конструкции имели скелет-основу, принимающую основную нагрузку на сердцевину здания. А внешняя, относительно хрупкая оболочка была сделана из легких материалов — стекла и алюминия. Именно эта технология и позволила архитекторам в дальнейшем возводить здания высотой от 400 до 500 м.

    Впрочем, сталь так и не была до конца вытеснена бетоном. Петронас Тауэр (600 м), построенное в Куала-Лумпуре, не только самое высокое здание на планете, это еще и самые высокие конструкции, сделанные из высококлассного бетона. Последующие новые здания, видимо, также будут сочетать в себе сталь и бетон.

    Энди Миллер — куратор Департамента архитектуры Чикагского института искусств, в своем проекте Лондон Миллениум Тауэр для фирмы «Фостер и партнеры» изложил свою точку зрения на подобную гибридную структуру высотных зданий: нижний ярус, принимающий на себя наибольшую нагрузку, должен быть бетонным, средний, также очень нагруженный ярус, будет состоять из стальной арматуры в бетонном кожухе, а верхний — из легкой высокопрочной стали. Здания могут становиться все выше и выше именно благодаря такого рода сложной конструктивной технике.

    Архитекторы, построившие Петронас Тауэр в Куала-Лумпуре, убеждены в том, что предела в достижении высоты практически нет. Так что есть все основания надеяться, что с наступлением нового тысячелетия все намеченные ранее проекты будут завершены, и к тому же появится множество новых, гораздо более масштабных. Ведь общеизвестно извечное стремление человека достичь небес. Хотя помимо подобных устремлений в деле строительства небоскребов существуют и чисто экономические проблемы. Подобно тому, как экономика то процветает, то приходит в упадок, «скачет» и процесс строительства высоток. Экономический бум 80-х стал безусловным катализатором процесса строительства в городах мира многоэтажных зданий, но спад начала 90-х приостановил множество грандиозных проектов, особенно на Западе. А вот в Азии этот процесс пошел по нарастающей. Хотя до того момента в течение большей части прошлого века пальму высотного первенства оспаривали Чикаго и Нью-Йорк. Так продолжалось вплоть до 1998 года, когда появилась Петронас Тауэр, и титул «высочайшего», минуя Тихий океан, переместился в Малайзию. Основное средоточие высотного строительства находилось тогда именно в Азии. Но тяжелые последствия финансово-экономического кризиса, охватившего Азиатский регион в конце 98-го, привели к существенному приостановлению высотного строительства. Так, работы по возведению Шанхайского международного финансового центра были заморожены. И пальму первенства опять подхватили Соединенные Штаты, где был начат проект по возведению Саус Дарборн (610 м). Для Америки это стало хорошим шансом вернуть себе славу колыбели небоскребов.

    Так или иначе, процесс постройки высотных зданий набирает обороты с каждым годом. Амбиции архитекторов буквально безграничны. «Мы видим на горизонте выведение «новой породы» супербашен, — сказал Энди Миллер, директор Британского архитектурного объединения «Фостер и партнеры». — И если уж мы взялись за строительство зданий, превышающих 600 метров, мы явно входим в новое измерение с особыми технологиями и особым дизайном. И в этом надо отдавать себе отчет. Но пока высота большинства существующих высоток колеблется на отметке от 400 до 500 метров». Превышение этих высот ведет за собой вполне обоснованные проблемы. А именно: как уменьшить амплитуду колебаний, вызванных ветром, где найти такое огромное количество людей, готовых не только ежедневно подниматься на суперскоростных лифтах, но и жить на немыслимой высоте, а главная проблема — как найти деловых людей, готовых арендовать все это почти поднебесное пространство.

    Такая большая проблема колебаний высотных зданий, вызванных ветром, неизбежно встает перед архитекторами при проектировании высоток. Дело в том, что в небоскребах нового поколения имеются особые вентиляционные туннели. Во время сильного ветра верхушка здания может отклоняться от оси на расстояние до 3 метров, а эти туннели, принимая на себя силу ветра, весьма существенно увеличивают амплитуду этих колебаний. Известны случаи, когда при сильных порывах ветра из унитазов жителей высоток выплескивалась вода… Но, по мнению архитекторов, все эти проблемы решаемы.

    Существует ли предел тому, на какой высоте люди хотят жить и работать? Сейчас еще сложно представить себе тех, кто купит квартиры на высоте 1000 метров. Но тем не менее это исполнимо. Люди всегда будут строить небоскребы, независимо от того, служат ли они каким-то личностным устремлениям или решают насущные жилищные проблемы. Весь вопрос в том, как сделать все высотные проекты коммерчески жизнеспособными. Хотя это дорогостоящее и весьма длительное по временным затратам дело уже теперь не является убыточным. Скорее наоборот…