» » Обломов и штольц сравнительная характеристика. Презентация на тему «Обломов и штольц «Штольц и Обломов

Обломов и штольц сравнительная характеристика. Презентация на тему «Обломов и штольц «Штольц и Обломов


























1 из 25

Презентация на тему: Штольц и Обломов

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Основные вопросы: - Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова? - Как вообще можно помочь человеку достигнуть гармонии с жизнью, научиться не прятать, а открывать миру все свое интеллектуальное и духовное богатство? Что нужно предпринять, чтобы помочь человеку преодолеть апатию и вновь вернуться к полноценной жизни? - Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? К какому итогу он пришел? - Почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату.

№ слайда 4

Описание слайда:

Прав ли был автор, считая, что именно такой человек, как Штольц, способен спасти Обломова? - Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? - Какими чертами автор наделил Андрея Штольца? Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова? Сопоставьте авторскую характеристику образа жизни Обломова и Штольца. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? 2. Что сближает Обломова и Штольца?

№ слайда 5

Описание слайда:

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» (1, V). «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормаль ным состоянием» (1,1). «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет... Он беспрестанно в движении...» (2, II) «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская...» (2,1) «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца. Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой» (2, II).

№ слайда 6

Описание слайда:

«Он все сбирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья» (1, V). «А сам все шел да шел упрямо по избранной дороге. Не видали, чтоб он задумывался над чем-нибудь болезненно и мучительно; по-видимому, его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места» (2, II). 1. Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие - лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в"тзоем воображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». 2. Обломов и Штольц - ровесники, принадлежат одному социальному слою.

№ слайда 7

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношения с родителями -Сопоставьте характер взаимоотношений Обломова и Штольца с их родителями. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, IX , 1, IX, 2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с Андреем. 2. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих матерях, не в силах сдержать слезы. Их матери - образец нежности, заботливости - дорожили сы новьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

№ слайда 8

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к учению -Сопоставьте информацию об отношении к учению Обломова и Штольца. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, VI ;2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал, как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать. 2. И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

№ слайда 9

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к службе и к обществу. -Сопоставьте информацию об отношении Обломова и Штольца к службе и роли в обществе. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, V ; 2, II) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1.Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от них. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе. 2. Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.

№ слайда 10

Описание слайда:

Обломов и Штольц: понимание любви - Сопоставьте характер переживаний влюбленных Обломова и Штольца -В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (2, X; ,XI; 3, VI ; 4,IV ; 4, VII). 1.Для Обломова любовь- потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь - труд ума и души. 2.И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

№ слайда 11

Описание слайда:

Вывод. Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения. Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспита нию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает их глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности,способность глубоко и искренно любить. Очевидно, что Штольц - это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

№ слайда 12

Описание слайда:

Может быть, Обломов боялся довериться Штольцу? - Какие отношения связывали Обломова и Штольца? Выпишите слова, фразы текста, которыми автор характеризует взаимоотношения Обломова и Штольца. (I,III; 2, II) Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения - глубокая душевная привязан ность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

№ слайда 13

Описание слайда:

Может быть, Штольц ошибся в выборе средства для спасения друга? - Верное ли средство избрал Штольц для реализации своего замысла? Штольц, казалось бы, рассчитал все правильно. Любовь - чувство, вызывающее самые сильные потрясения. Если в душе человека еще остались живые чувства, любовь не позволит им дремать. Штольц был уверен, что Ольга очарует Обломова. - Оправдались ли ожидания Штольца? Обломов и Ольга: пробуждение любви

Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел.
Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. С. Пушкин в своем романе в стихах “Евгений Онегин” очень метко написал: “Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. Действительно, характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц - это своеобразное “противоядие” Обломову. Гончаров писал: “Их связывало детство и школа- две сильные пружины”. Поэтому, заглянув в детство героев, можно понять, почему сформировались столь разные характеры двух друзей, живших по соседству.
Узнать о детстве Ильи Ильича помогает глава “Сон Обломова”, которая, по словам А. В. Дружинина, была первым шагом к выяснению причин “обломовщины”. Из сна Обломова становится ясно, что маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, поэтому он вырос добрым и отзывчивым. Стоит Илье Ильичу лишь задремать, ему снится один и тот же сон: нежный голос матери, ее ласковые руки, объятия близких и друзей… Каждый раз во сне Обломов возвращался в то время, когда он был абсолютно счастлив и любим всеми. Герой романа словно бежал из реальной жизни в свои детские воспоминания. Илюшу постоянно оберегали от всяческих опасностей, реальных и воображаемых. За барчонка все делал слуга Захар и еще “триста Захаров”. Такая опека и забота почти совсем заглушили в Обломове всякое желание что-либо делать самому.
Все называют Илью Ильича мечтателем. Да разве могли бесконечные нянины сказки о Милитрисе Кирбитьевне, о богатырях, о колдунах и жар-птицах не посеять в душе ребенка надежду на лучшее, на то, что все проблемы решатся сами собой? Эти же сказки породили у Обломова страх перед жизнью, от которой Илья Ильич тщетно пытался спрятаться в своей квартирке на Гороховой улице, а потом на - Выборгской стороне.
Полная противоположность Обломова - Андрей Штольц. Мы видим на протяжении всего романа сравнение Штольца и Обломова, а также их противопоставление друг другу. Они различаются буквально во всем: внешне, по происхождению (Обломов - дворянин, а Штольц - нет), по воспитанию и образованию, которое они получили. Причина этих различий кроется, прежде всего, в воспитании.
В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца.
Мать Андрея, русская дворянка, напротив, “учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни...”. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.“немецким бюргером”, и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу. Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где “вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго”.
Отец Штольца, конечно, по-своему любил Андрея, но не считал возможным проявлять свои чувства. Пронзительна до слез сцена прощания Андрея с отцом. Иван Богданович даже в минуту прощания не нашел добрых слов для сына. Глотая слезы обиды, Андрей отправляется в путь, сопровождаемый причитаниями прислуги: “Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя”. И кажется, что именно в этот момент Андрей Штольц, несмотря на все старания матери, не оставил в душе места “пустым мечтаньям”. В самостоятельную взрослую жизнь он взял с собой только то, что, как ему кажется, необходимо: расчетливость, практичность, целеустремленность. Все остальное осталось в далеком детстве вместе с образом матери.
Различия в характерах героев объясняют различие в стремлениях и убеждениях. Об этом можно узнать из рассказа Ильи Ильича о своем идеале жизни. Больше всего Обломов жаждет покоя, беспечности и умиротворенности. Но Илья Ильич считал покой не результатом кипучей деятельности, не наградой за нее, а постоянным, единственно возможным и правильным состоянием человека. Споря со Штольцем, Обломов убеждал его в том, что “цель всей… беготни -… это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая”. Следовательно, зачем трудиться, делать что-либо, если все равно придешь к тому, что Обломов хотел иметь всегда?
А для Штольца главное - труд. Но для Андрея труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл “обломовщиной”. Труд для него - это “образ, содержание, стихия и цель жизни”.
Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: “взмахнул волшебной палочкой” - и “все готово”), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца. Со временем Андрей просто перестал даже мыслить о существовании без деятельности.
Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, “как рыба в воде”. Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки его. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, как бы закрываясь от него учтивым поведением.
А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста (“Чего там искать? Интересов ума, сердца?”) и суетлива (“В десять мест в один день!?”). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.
Из характеров, воспитания и убеждений складывается образ жизни, который ведут главные герои романа. Он наложил некоторый отпечаток и на внешность героев. Обломов - человек с чертами лица удивительно мягкими - был значительно толще Штольца и “обрюзг не по летам”, а Андрей Иванович был “весь составлен из костей, мускулов и нервов”, худощав, как и подобает человеку, ведущему активный образ жизни.
Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он “ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть”. На такую жизнь Штольц и хотел сподвигнуть Обломова, у которого, несмотря на массу свободного времени, ничего не делалось. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как “лежанье у Ильи Ильича… было нормальным состоянием”. Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.
Отношение героев к любви выразилось в романе через чувства к Ольге Ильинской.
Обломов хотел видеть в Ольге любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь, добрую и нежную, как его мать. Девушка сначала была влюблена в Илью Ильича, ей нравились его трогательная наивность, “голубиная нежность” и доброе сердце. Да и сам Обломов был влюблен в Ольгу. Но, как обычно, надеясь на то, что все произойдет само собой, он не предпринимал никаких действий для того, чтобы Ольга стала его^женой. Его “гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний… от других” сыграла в этой ситуации роковую роль: Ольга предпочла неопределенности, ожиданию и бездействию Обломова твердый и надежный брак со Штольцем.
Штольц, знавший Ильинскую чуть ли не с раннего детства, испытывал к ней любовь-дружбу. В ней не было огненных страстей, “жгучих радостей” или разочарований. Даже ревность к неизвестному сопернику не вызвала в душе Штольца бурю эмоций. А когда он узнал о том, что этот соперник - Обломов, так ему и вовсе стало “покойно и весело”. Штольц видел в Ольге верную подругу и соратницу в труде и поэтому пытался воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум.
И Ольга полюбила Андрея не вдруг. Описание ее характера сразу наводит на мысль, что Ольга Ильинская не может не стать Ольгой Сергеевной Штольц.
Любовь между Ольгой и Андреем родилась и стала расти без “бурных взлетов и падений”. После свадьбы она не исчезла, а продолжала жить, правда, без развития, плавно и размеренно (“все было у них гармония и тишина”).
Из сравнения двух героев видно, что Обломов и Штольц - совершенно разные герои. Что же послужило основой столь крепкой и верной дружбы между ними? Мне кажется, что это не только детство и школа, как писал Гончаров. Штольц и Обломов взаимодополняют друг друга.
Гончаров хотел отразить в Илье Ильиче типичные черты патриархального дворянства, а Штольцу отводилась роль человека, способного сломить “обломовщину”. Но, прочитав роман, я не смогла представить героев столь однозначными. Личность Ильи Ильича вызывает противоречивые чувства: сожаление о его беспомощности и симпатию, потому что Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера, многие из которых близки каждому из нас.
Современная жизнь требует “штольцев”, и они, безусловно, появляются. Но Россия никогда не будет состоять только из таких характеров. Русских людей всегда отличали широта натуры, способность к сочувствию, живая и трепетная душа. Очень хочется, чтобы практические качества Штольца и “чистая, как хрусталь”, душа Обломова соединились в современном человеке.

«Кто разбудит Обломова?».

Обломов и Штольц.

Цели урока:

обучающая – обеспечить усвоение знаний о роли образа Штольца в романе «Обломов» и совершенствование навыков сравнительной характеристики героев;

развивающая – продолжить работу над овладением учащимися операциями синтеза и анализа, формированием умения обобщать и делать выводы, навыков самоанализа;

воспитательная – содействовать формированию мировоззренческих представлений об особенностях менталитета русской нации, способствовать воспитанию социальной ответственности

Средства обучения: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», видеоматериалы – фрагменты из кинофильма «Несколько дней из жизни Обломова», презентация.

Основные этапы урока:

I . Организация начала урока.

II . Актуализация читательского восприятия.

III . Анализ текста.

IV .Подведение итогов

V . Рефлексия.

VI . Домашнее задание.

    Организация начала урока

Задача: познакомить учащихся с темой и целью урока

Читая первую часть романа «Обломов», мы с вами размышляли над необычностью главного героя, задаваясь вопросом «Отчего он такой». «Кто разбудит Обломова?» - такой вопрос ставит перед нами Гончаров во 2 части романа с появлением на его страницах нового героя – Андрея Штольца. И наша с вами читательская задача – понять, как его появление помогает нам глубже проникнуть в суть характера Обломова. Итак, цель сегодняшнего урока – определить роль образа Штольца в романе «Обломов», сравнить двух героев произведения.

Запись темы урока в тетрадь.

    Актуализация читательского восприятия

Задача: организовать деятельность учащихся по применению навыков сравнительной характеристики героев, способствовать формированию умения обобщать и делать выводы

Андрей Иванович Штольц появляется в романе как персонаж, которого давно ждет главный герой. Сцена этой встречи замечательно воспроизведена в фильме, снятом по мотивам романа, – «Несколько дней из жизни Обломова». Давайте вместе посмотрим этот фрагмент. Обратите внимание, как ведет себя главный герой при встрече.

Просмотр фрагмента кинофильма «Несколько дней из жизни Обломова»– эпизод первого появления Андрея Штольца.

    Что в поведении Обломова, в его реакции на приезд друга сразу выделяет Штольца среди всех персонажей, с которыми мы встретились в 1 части романа?

    Почему именно Штольцу навстречу поднимается Илья Ильич Обломов?

Очевидно, что Штольц выведен в романе как противоположность Обломову. Даже самый неопытный читатель сразу заметит, насколько разными изображает Гончаров своих героев. Являются ли они антиподами? Или в них есть нечто общее? Давайте определим гончаровскую точку зрения на этот вопрос.

Задание: Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

(Время на выполнение задания – 5-7 минут).

Параметры сравнения

Обломов

Штольц

Образ жизни

Отношения в семье, к родителям

Взгляды на образование

Восприятие любви

Обломов

Штольц

Образ жизни

Лень, апатия ко всему

Деятельность, обладает кипучей энергией

Отношение к семье, родителям

Привязанность, светлые воспоминания

Отношение к образованию

Учился неохотно

Учится с удовольствием на «отлично»

Поведение в обществе и на службе

Общество надоело, со службы ушёл

Общителен с людьми, состоит в компании, торгующей товаром с заграницей

Восприятие любви

Способность на глубокие искренние чувства

Предполагаемый ответ-вывод учащегося: образы этих героев в романе противопоставлены по всем параметрам. Но нельзя сказать, что противопоставление это абсолютно строгое. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущений. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве, привязанность к матери.

    Как Гончаров объясняет взаимную привязанность этих героев? Найдите ответ в тексте романа (2 часть, конец 2 главы).

    Как называется художественный прием, который использует Гончаров в обрисовке образов Обломова и Штольца?

    Для чего писатель прибегает к использованию приема антитезы? Как это помогает читателю в восприятии героев романа?

    Анализ текста.

Задача: организовать деятельность учащихся по рассмотрению нового материала, способствовать овладению учащимися операциями синтеза и анализа, формированию умения обобщать и делать выводы

1. Выявление роли образа Штольца в сюжетно-композиционной организации романа

Итак, в романе появляется энергичный, сильный, целеустремленный герой, который поднимает сонного, апатичного лежебоку Обломова с дивана. Именно этим заканчивается 1 часть романа – то, чего ждал читатель с его первых страниц, наконец, свершилось. Этот важный момент подчеркнут существенными изменениями в изображении времени и пространства вокруг главного героя во второй и последующих частях романа.

    Как меняется изображение времени и пространства в романе с появлением Штольца?

    • Сравните промежуток времени, описанный в 1 части романа, с тем, сколько длятся события 2, 3 4 частей романа (по 3 и 4 частям отвечают учащиеся, прочитавшие роман до конца).

      Какие пространственные границы, очерченные писателем в 1 части романа вокруг главного героя, преодолевает Обломов после появления Штольца?

      К чему приводит нарушение привычных для Обломова границ?

Изменения в изображении пространства и времени связаны с особой композиционной ролью эпизода приезда Штольца к Обломову на Гороховую: Гончаров завершает экспозицию романа и начинает развитие основного действия, причем Штольцу в нем отведена особая роль. Роль эту очень тонко почувствовал режиссер фильма, эпизод из которого мы только что с вами смотрели, Н. Михалков. (В поисках ответов на следующие вопросы учитель опирается на тех учащихся, которые прочитали роман до конца)

    Как вы думаете, почему фильм назван иначе, чем роман: не «Обломов», а «Несколько дней из жизни Обломова»?

    Какую особенность сюжета и композиции романа подчеркивает такое название фильма?

    Как образ Штольца связан с развитием действия романа?

    Сделайте первый вывод о сюжетно-композиционной роли образа Штольца в романе.

После заслушивания ответа учащегося и соответствующей коррекции его учителем вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Предполагаемый вариант ответа: Все сюжетные события романа сосредоточены вокруг Ильи Ильича Обломова, главного героя романа. Описывая его, писатель не ставит своей целью изображение каждодневного, последовательно перетекающего изо дня в день существования героя, как нам могло показаться при чтении 1 части романа. Повествование «выхватывает» из общего потока времени важные моменты – дни в жизни Обломова, каждый из них так или иначе связан с появлением на страницах романа Штольца, вмешательство которого в жизнь Обломова приводит его к столкновению с обществом.

2. Анализ эпизода

Вмешательство Штольца в жизнь Обломова приводит к столкновению героя с обществом. Как проявляет себя Обломов в этом столкновении? В романе есть эпизод, вполне дающий ответ на этот вопрос. Он описан в 4 главе 2 части. В фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» этот эпизод воспроизведен достаточно полно, кроме того, он дает образец мастерской игры актеров, исполняющих главные роли, О.Табакова и Ю.Богатырева. Давайте посмотрим этот эпизод.

Перед просмотром эпизода перед учащимися ставится задача (задание написано на доске):

    Выделите ключевые фразы в рассуждениях Обломова, раскрывающие суть отношения героя к современной ему действительности.

    Проследите, всегда ли Штольц находит, что возразить своему другу. Как он уходит от прямого ответа на рассуждения Обломова?

После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы. Ориентировочные варианты ответов:

По 1 заданию

    • «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»

      «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

      «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»

      «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»

      «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»

По 2 заданию

    • Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.

  • Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

    Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?

    В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?

    В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?

    Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?

    В чем все-таки причина угасания Обломова?

    Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем.

Предполагаемый вариант ответа-вывода: Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

3. Интерпретация художественного смысла

Принимая во внимание все вышесказанное, мы понимаем, что Штольц создан Гончаровым как антипод не только Обломову, но и всему «легиону» вынужденных влачить свое бесцельное существование, не нашедших своего места в жизни людей. В определенном смысле Штольц – это представитель нового поколения, способного пробудить Россию от спячки, противостоять «обломовщине». Однако не все в этом образе является однозначным.

В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «…меня упрекали, отчего немца, а не русского поставил я в противоположность Обломову?.. Покойный Ф. Тютчев однажды ласково…упрекая меня, спросил «Зачем я взял Штольца!» Я повинился в ошибке, сказав, что сделал это случайно: под руку, мол, подвернулся! Между тем, кажется, помимо моей воли – тут ошибки собственно не было…» И действительно, почему именно немец появляется в романе Гончарова?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Во-первых, Гончаров отразил реальную ситуацию в России середины 19 века, где «западный элемент» чаще всего был представлен именно немцами, составившими особую этнокультурную группу под названием «русских немцев».

Во-вторых, большую роль в том, что Гончаров сделал своего героя немцем, сыграл личный опыт писателя, чья жизнь прошла в Поволжье и Петербурге – двух регионах традиционного поселения русских немцев. В какой-то степени русские немцы оказались даже причастны к воспитанию Гончарова. В одной из своих автобиографий он писал: «Первоначальное образование в науках и языках, французском и немецком, получил в небольшом пансионе, который содержал в имении княгини Хованской, за Волгой, сельский священник, весьма умный и ученый человек, женатый на иностранке». В другой автобиографии поясняется, что, во-первых, иностранка была немкой, принявшей православие, а во-вторых, именно она преподавала будущему писателю первые уроки немецкого и французского языков. Очевидно, уже в этот период, на Волге, писатель увидел образцы немецкого воспитания, основанного на привитии привычки к упорному и энергичному труду, а также к нравственной самостоятельности личности. Сильные стороны этого воспитания не могли не броситься в глаза и не служить постоянным фоном для размышлений писателя об «обломовщине». Это воспитание названо Гончаровым в романе «трудовым, практическим воспитанием». Рассказ о том, как формировался характер Штольца, Гончаров помещает в начало 2 части – после того, как у читателя уже сложилось достаточно полное представление о формировании характера главного героя.

    Как вы думаете, почему именно такую последовательность повествования выбирает писатель?

Гончаров предлагает читателю 2 типа воспитания, побуждая сравнивать их между собой.

    Какой из них ближе нам, современным читателям?

    Что в воспитании Обломова и Штольца кажется нам сильными и слабыми сторонами?

    Почему о детстве Обломова читатель узнает через сновидение героя, а рассказ о детстве Штольца ведется от лица повествователя? (при затруднении учащихся с ответом на этот вопрос к нему можно вернуться позднее – в ходе разговора о мечтательности одного и «боязни воображения» другого героя).

Если вести речь о непосредственных личных впечатлениях Гончарова от русских немцев, то следует упомянуть, что их было достаточно много на всем последующем жизненном пути писателя: в университете, на службе, в кругосветном плавании, даже среди родственников (по линии жены брата писателя Н.А. Гончарова). Он наблюдал немцев в период летнего отдыха, в течение нескольких лет, в Прибалтийском крае и непосредственно в Германии, где бывал неоднократно. Из всего этого выработались представления писателя о немецком характере. И именно на этом фоне яснее и четче выступает особенность русского национального характера, воплощенного Гончаровым в образе Обломова.

Задание: Сравните приведенные в таблице цитаты, характеризующие Штольца и Обломова. Какую доминантную черту выделяет Гончаров в характерах героев?

Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»

Сравнение Обломова и Штольца в романе однозначно как сравнение «работника» и, условно говоря, «лентяя». Если Штольц является, по словам Гончарова, «образцом энергии, знания, труда, вообще всякой силы», то Обломов воплощает «лень и апатию во всей ее широте и закоренелости как стихийную русскую черту».

    Как вы думаете, какую цель преследовал Гончаров, сознательно идя на такое невыгодное для нас, русских, противопоставление?

    Справедливы ли были обвинения современных писателю критиков в отсутствии патриотизма?

    Как вы думаете, почему сам Гончаров и многие критики считали, что образ Штольца не удался писателю?

    А.П. Чехов писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе осень хорошо и собой довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.

    Можно ли назвать Штольца идеальным героем? Почему?

    Какой смысл скрывается за выведенной в романе антитезой «Обломов – Штольц»?

За выведенной в романе антитезой «Обломов – Штольц» скрываются серьезные размышления писателя о судьбе России. Гончаров рад приветствовать все те внутренние силы, которые способствуют продвижению России к общеевропейской жизни, и наоборот, осуждает «застой, сон, неподвижность». Гончаров хочет, чтобы богатырь Илья выздоровел, встал, наконец, с лежанки, отряхнулся ото сна. Для того-то он и ставит страшный диагноз болезни, для того-то и выводит полуиностранца в качестве образца: «досадно, но справедливо». И хотя в этом «образце» недостает сердечности, непосредственности, пластичности и много чего еще для того, чтобы быть идеальным, русскому сердцу тяжко пережить такое сравнение. Но, может быть, именно этого и добивался Гончаров – досады, вызывающей решительное действие?

    Подведение итогов.


Задача: способствовать формированию мировоззренческих понятий

    Какова роль Штольца в романе «Обломов»?

    Чем интересен образ Штольца нам, читателям России 21 века?

    Согласны ли вы с утверждением, что роман Гончарова до сих пор не потерял своей остроты? Докажите свою точку зрения.

    Как вы понимаете суть вопроса, заявленного темой сегодняшнего урока: «Кто разбудит Обломова»?

    Как бы вы ответили на него?

    Рефлексия.

Задача: содействовать формированию навыков самоанализа

    понимание материала урока,

    интерес к материалу урока,

    свое настроение после урока.

    Домашнее залание.

Чтение 3 части романа. Подготовка к самостоятельной работе с текстом

Идейно-композиционная роль Штольца в романе «Обломов»

Сравнительная характеристика: Обломов и Штольц

Завязка - «ТЕПЕРЬ или НИКОГДА»- в какой момент жизни мы можем произнести такие слова? (,)- Кто первым их произносит в романе И.А. Гончарова «Обломов»? (Штольц ---- («Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз»)

Автор во 2 части романа неслучайно вводит нового героя нового героя – Андрея Штольца. Итак, запишите тему урока (…), цель урока – определить роль образа Штольца в романе «Обломов» и сравнить героев.

Андрей Иванович Штольц появляется в романе как персонаж, которого давно ждет главный герой. Сцена этой встречи замечательно воспроизведена в фильме Н.Михалкова, снятом по мотивам романа – «Несколько дней из жизни Обломова». Давайте вместе посмотрим этот фрагмент. Обратите внимание, как ведет себя главный герой при встрече.

Ваше впечатление --- что в поведении Обломова, в его реакции на приезд друга сразу выделяет Штольца среди всех персонажей, с которыми мы встретились в 1 части романа? (…)

Очевидно, что Штольц выведен в романе как противоположность Обломову. Даже самый неопытный читатель сразу заметит, насколько разными изображает Гончаров своих героев. Являются ли они антиподами? Или в них есть нечто общее? Давайте определим гончаровскую точку зрения на этот вопрос.

Обратимся к антропонимике--- ФИО героев Мы уже говорили о символике имен у И. А. Гончарова.

Вспомним (по памяти или подсмотрим в тетради)

Илья - Древнееврейское «божья помощь» исчезнувшего.

Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции.

Обломов - обломок---Остаток чего-либо прежде существовавшего.

На доске: АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТОЛЬЦ ----

Штольц (от немецкого stolz - "гордый")

Андрей - -русское (русский по матери и немец по отцу) в переводе с греческого означающее "мужественный, храбрый"---Штольц носит имя одного из самых почитаемых святых на Руси - св. апостола Андрея Первозванного, один из его двенадцати учеников.

Иванович - русская форма древнееврейского имени Иоанн - милость Божия (сопоставьте с именем Обломова)

Прокомментируйте ФИО героев, сделайте вывод. Значение ФИО начинает противопоставление двух героев: кроткого и мягкого Ильи - упорному и несгибаемому Андрею .

Проверим домашнее задание: выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем. Слушаем ответы и заполняем вместе таблицу .

Возраст

Портрет

Родители

Воспитание

Отношение к учебе

Дальнейшее образование

Образ жизни

Ведение хозяйства

Жизненные стремления

Взгляды на общество

Отношение к Ольге

Взаимоотношения

Самооценка

У ДОСКИ по 1му называем и записываем черты характера:

Особенности характера

Инфантильность, бездеятелен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, НО : умен, мечтателен, не лишен тонких душевных переживаний, поэтичен

Деятелен, умен, ТРУДОЛЮБИВ, прагматичен, уелеустремлен, резок, предприимчив, волевой, практичен, аккуратен, любит комфорт, высокие духовные устремления, душевная тонкость, восприимчивость к красоте НО : рассудок преобладает над чувством ---- рационалист ---чем-то он напоминает машину, робота, суховатый

    Вывод: Как называется художественный прием, который использует Гончаров в обрисовке образов Обломова и Штольца? (антитеза) Таким образом, образы этих героев в романе противопоставлены почти по всем параметрам. Но нельзя сказать, что противопоставление это абсолютно строгое. Можно отметить несколько СХОДНЫХ черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве, привязанность к матери, ум и способность анализировать свои поступки.

    Для чего писатель прибегает к использованию приема антитезы ? Как это помогает читателю в восприятии героев романа? (как его появление помогает нам глубже проникнуть в суть характера Обломова. раскрыть полнее образ главного героя?). Сравните промежуток времени, описанный в 1 части романа, с тем, сколько длятся события 2 части?

    МОЖНО НАЗВАТЬ -/+? Оба героя являются личностями , внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущений. ЕСТЬ Т.З = Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.

    ВЫВОД---- Как образ Штольца связан с развитием действия романа? Запись : Штольцу отведена особая идейная роль: он открывает нам нового Обломова и показывает другую сторону «обломовщины». Причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

    Принимая во внимание все вышесказанное, мы понимаем, что Штольц создан Гончаровым как антипод не только Обломову, но и всему «легиону» вынужденных влачить свое бесцельное существование, не нашедших своего места в жизни людей. В определенном смысле Штольц – это представитель нового поколения, способного пробудить Россию от спячки, противостоять «обломовщине».

    Какой из них ближе вам, современным читателям?

    Как вы думаете, почему сам Гончаров и многие критики считали, что образ Штольца не удался писателю?

1889год - А.П. Чехов писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе осень хорошо и собой довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова (ОБЛОМОВ выглядит колоритнее, живее,а Штольц ---искусственным механизмов) Подведение итогов.

    Какой смысл скрывается за выведенной в романе антитезой «Обломов – Штольц»?

    Какова роль Штольца в романе «Обломов»?

    Можно ли назвать Штольца идеальным героем? Почему?

    Чем интересен образ Штольца нам, читателям России 21 века?

Выставление оценок,

Дом.зад. Ольга Ильинская в жизни Обломова (портрет, черты характера, жизненные цели, изменения в Обломове)

Цель: “труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”. Восприятие: жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” - сказал Штольц». Принципы: иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”. Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много. Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным - его или уважают и ценят или боятся и ненавидят. Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.