» » Образ учителя в художественных произведениях. Образ учителя в художественной литературе Художественные произведения про учителей

Образ учителя в художественных произведениях. Образ учителя в художественной литературе Художественные произведения про учителей

Введение

Те, у которых мы учимся,

правильно называются нашими учителями,

но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

И. Гете

Учитель … Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет…

Платон считал профессию учителя государственной должностью, которая значительнее самых высоких должностей в государстве.

Мой реферат посвящен образу учителя в литературе.

Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Мне было интересно выяснить, какие изменения связаны с этим образом в русской литературе.

Поэтому целью данной работы является исследование изменений образа учителя в современной литературе.

Для достижения поставленной цели определены задачи :

Изучить литературу по теме;

Подобрать художественные произведения русской литературы, в которых присутствует образ учителя;

Проанализировать характер изменения образа учителя в литературе.

Предметом исследования являются художественные произведения русских писателей:рассказА.П. Чехова «Человек в футляре», повесть Б. Васильева «Завтра была война», рассказ К. Паустовского «Вода из реки Лимпопо», рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», повесть Альберта Лиханова «Благие намерения», повесть Василя Быкова «Обелиск», рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Образ учителя в литературе. Три типа педагогов.

На протяжении всей истории литературы тема «Учитель – ученик» была в центре внимания писателей. Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы, рисуется пестрая школьная жизнь. Образ учителя является одним из вечных образов мировой и отечественной культуры.

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мёртвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Это строчки из стихотворения А. С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…» .

О своём любимом наставнике, профессоре Александре Петровиче Куницыне Пушкин писал:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал в нас пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

А вот как говорил Николай Алексеевич Некрасов о Виссарионе Григорьевиче Белинском, которого считал своим учителем:

Белинский был особенно любим...

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Образ учителя встречается во многих произведениях русской классики, которые мы изучали на уроках литературы. Например, в повести Льва Николаевича Толстого «Детство» один из персонажей – Карл Иванович - учитель главного героя Николеньки и его брата. Он был очень справедливый, помогал отлично усваивать материал. Но Карл Иванович не просто преподавал свой предмет. Он любил своих воспитанников, относился к ним с нежностью, стал своим человеком в доме, дети стали для него родными.

Но был и другой тип учителей, они из тех, кого А. С. Грибоедов назвал «числом поболе, ценою подешевле»: Цифиркин, Кутейкин и Вральман из комедии Дениса Иванович Фонвизина «Недоросль», француз Бопре из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди образов педагогов, представленных в художественной литературе можно выделить три типа: «консерватор», «чиновник», «прогрессист».

Глава 1. Учитель-консерватор

Учитель-консерватор: существующие нормы для него - догма, нечто святое. Он настораживался перед любым, даже незначительным, отступлением от установленных правил. Требования начальства исполнял ревностно, искренне, всецело подчиняясь им. Он беспрекословно следовал данным гимназии предписаниям и от детей требовал такого же отношения к наставлениям взрослых. Его внешний облик и характерные особенности поведения: тщательно вычищенный вицмундир, спокойствие, самообладание, беспристрастие.

Яркий образ учителя-консерватора изображен в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» , даже внешний облик которого говорит о его закрытости: «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы его от внешних влияний». Главной особенностью Беликова является отрешенность, даже отчужденность от жизни: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него в сущности те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Эти же строки свидетельствуют его «застревании» в прошлом, нарушенном восприятии времени. Страх «как бы чего не вышло» угнетает, препятствует развитию, а смыслом жизни для чеховского героя обладают только «циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь» . При таких условиях не только самоосуществление невозможно, невозможна сама жизнь.

Глава 2. Учитель-чиновник

Другой широко распространенный тип – чиновник. Это учитель, который соблюдал все свои обязанности, но с большой долей формализма. Казенно-рутинное отношение к делу отрицательно сказывалось на его педагогическом авторитете.

Именно таким учителем-чиновником является завуч Валентина Андроновна в повести Б. Васильева «Завтра была война», чья «массивная фигура источала строгость и целеустремленную готовность следовать самым новейшим распоряжениям и циркулярам». Ученики, дав ей звучное прозвище «Валендра», «не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции». Валентина Андроновна четко разграничивала время «до» прихода нового директора – прошлое и настоящее – «при новом директоре», который «похерил» все распоряжения гороно, чем вызвал ее недовольство. Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила. Заветной мечтой Валентины Андроновны было не просто властвование «над умами и душами строптивого 9 «Б», а общественное благо, поэтому она терпеливо ждала, пока ее школа находится в руках «авантюриста». Но та дистанция, которую «Валендра» установила с классом, постепенно выросла в пропасть, «дисциплину отрицания, тишину полного отстранения, и она с болью поняла это. Класс решительно обрывал все контакты со своей классной руководительницей, обрывал, не скандаля, не бунтуя, обрывал спокойно и холодно. Она стала чужой, чужой настолько, что ее даже перестали не любить».

Глава 3. Учитель-прогрессист.

Третий, любимый тип учителя – прогрессист, как нередко называли его учащиеся. Его характерные черты - уважение к традициям в сочетании с признанием новых веяний времени, понимание и объяснение сущности нового, любовь к преподаваемому предмету. В допустимых пределах такой педагог игнорировал устаревшие нормы школьной жизни. Таким педагогам свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы.

Подлинным учителем-прогрессистом, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 Б класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин из повести «Завтра была война» Б. Васильева. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались. Николай Григорьевич Ромахин «носил широченные галифе, мягкие шевровые сапоги "шимми" и суконную гимнастерку с огромными накладными карманами, был по-кавалерийски шумлив, любил громко хохотать и чихать на всю школу». Он считал, что «жить надо не распоряжениями, а идеями», поэтому «за демократизм и простоту, может, за шумную человеческую откровенность, а может, и за все разом любила директора школа». Но это были любовь и уважение к человеку, который своими поступками доказывал бесценность человеческой жизни. В принципе можно сказать, что инициатором всех возрастных изменений героев невольно стал новый директор школы. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Учитель Черпунов, герой рассказа К. Паустовского «Вода из реки Лимпопо» обучая детей, не объяснял им значения предметов и не наполнял готовыми смыслами сознание учеников, его главной задачей было пробуждение эмоций, «рождающих смысл». Примером может служить его способ преподнесения материала: «он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу он вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него - третье, а в третье - четвертое. Потом он говорил: - Запомните: это Азия, в Азии - Аравия, в Аравии-город Аден, а в Адене сидит англичанин».

Вспоминая свое детство, писатель рассказывает о том, как старый учитель географии Черпунов демонстрировал залитые сургучом бутылки с желтоватой водой, на которых были надписи: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря» и так далее - из Волги, Рейна, Темзы, из озера Мичиган и из Мертвого моря. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира.- Смотрите, - он взбалтывал бутылку, - сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта». Рассказ К. Г. Паустовского имеет неожиданный конец. «Когда я был уже в старшем классе, преподаватель психологии, говоря нам о плодотворной силе воображения, неожиданно спросил:- Вы помните Черпунова с его водой из разных рек и морей? - Ну, как же! - ответили мы. - Великолепно помним.- Так вот, могу вам сообщить, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Вы спросите, зачем Черпунов вас обманывал? Он справедливо полагал, что таким путем дает толчок развитию вашего воображения. Черпунов очень ценил его. Несколько раз он упоминал при мне, что человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией»

Глава 4. Уроки человечности.

Для настоящего учителя бездушие и жестокость противоестественны. Ведь учитель формирует души людей, учит доброте и неравнодушию к окружающим. Настоящим учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести Валентина Распутина «Уроки французского».

В трудные послевоенные годы она пыталась спасти от голода гордого и талантливого мальчика. Лидия Михайловна приглашала его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Убедившись, что подросток не примет открытую помощь, учительница пошла на эту маленькую хитрость. Потом он вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш» Но, к сожалению, этот добрый поступок был рассмотрен не как бескорыстная помощь, а как «… преступление». В приливе педагогической ярости директор школы не может за азартной игрой увидеть настоящие уроки милосердия, уроки веры в добро.

Честь и совесть никогда не позволят быть равнодушными к чужой беде. Понять чужую боль, быть рядом, сочувствием и соучастием помочь другому в тяжелую минуту – этому учит нас героиня повести Альберта Лиханова «Благие намерения» . Главная героиня Надежда Георгиевна привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе».

С этого порыва юной благородной души начинается их встреча – воспитателя и воспитанников. «Детям автомобильных катастроф, смертей и даже землетрясений, а чаще всего человеческих ошибок и взрослой слабости, это были особенные дети, - понимает юная учительница. – Лишённые родительской ласки, они даже не знали, что она бывает. Человек может и не подозревать о счастье, если он его не испытал. А если испытал?»

Всё значение последнего вопроса Надя поймёт много позже, убедившись на примере нескольких детских драм «Не голод, не война. Не трудно, в общем, жить. И что? Дети без родителей – вот они, у меня за плечом». «Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет, - мысленно соглашается Надя. – Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители, если даже их нет».

Надя выступает с простой и на первый взгляд, очевидно, гуманной инициативой: предложить желающим жителям городка забирать к себе бездомных детей из интерната на выходные дни. « … Я верю, что сострадание – в человеческой природе… Без него трудно оставаться человеком», - говорит она. Эта Надина уверенность даёт ей право надеяться на успех эксперимента.

И верно: десятки людей откликаются всей душой на её призыв, «На полтора дня отдать детей! Казалось, какое благо! – заметит Надежда Георгиевна несколько недель спустя после начала её почина. – Но полтора дня – это очень много. Там, за пределом моего взгляда, рождалась надежда. И рождалась любовь».

Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда Георгиевна отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение.

Глава 5. Подвиг учителя

Нравственный облик педагога наиболее полно раскрыт в героической повести «Обелиск» белорусского писателя Василя Быкова . Автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза, повешенном немцами в ходе оккупации Белоруссии. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. В. Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А. И. Мороз, человек с большой буквы. Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск. Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников "отличников учебы и послушных зубрил", прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми.

И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». В годы, описанные В. П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что учителям приходилось нелегко, но они самоотверженно трудились, обучая юное поколение, жители деревни относились к ним с благоговением. Основными причинами такой популярности учителя представляются его вежливость, уважение к жителям, гуманность, активность, доброта, интеллигентность, коммуникабельность и искренность.

Глава 6. Исследование «Учитель глазами современного школьника»

Образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем. Каждое изменение реальности отражается в литературе.

Как известно, в различный исторический период времени ученики вкладывали свое особое содержание в понятие «образ учителя». Поэтому мне интересно было узнать, каково представление современного школьника об учителе. Для этого было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника».

Подобное исследование уже проводилось М.М.Рубинштейном (Моисей Матвеевич Рубинштейн - русский, советский психолог, педагог и философ. Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета в Иркутске) в конце 1925 года. Он проводил анкетное исследование среди учащихся московских школ, и его интересовало, «что ученики думают об учителе, как они оценивают те свойства, которые входят в структуру учителя». Он предлагал детям три вопроса:

1. Какой учитель хороший и почему?

2. Какой учитель плохой и почему?

3. Какую профессию Вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

В исследовании М.М.Рубинштейна участвовало 1071 человек.

Мое исследование проводилось среди учащихся разных возрастов МБОУ «СШ № 46» в феврале 2013 года, в котором участвовало … человек (7А, 8А, 11Б).

Кроме основной задачи моего исследования – получение представления современного школьника об учителе, мне интересно было сравнить полученные результаты с результатами М.М.Рубинштейна, и посмотреть, изменилось ли это представление с течением времени (со времени исследования М.М.Рубинштейна прошло 88 лет).

Показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Типы ценностей

Обучающиеся

7 класса

Обучающиеся

8 класса

Обучающиеся

11 класса

Доброта

Справедливость

Требовательность

Готовность помочь

Эмоциональность

Увлеченность предметом

Профессионализм

1. Требовательность, справедливость учителя наиболее актуальны для учащихся 11 класса.

2. Такие качества учителя, как: доброта, сердечность, готовность помочь актуальны для обучающихся всех возрастных категорий.

3. Учащиеся считают, что учитель должен быть живой, эмоциональный человек, обладающий душой.

4. Старшеклассники выделили как важное качество учителя его профессионализм, эрудицию, увлеченность предметом.

В ходе исследования мы пришли к пониманию того, что в юношеском возрасте отношение к учителям становится более сложным. В образе учителя на первый план выходят его индивидуальные качества – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга и профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания.

Учитель, как и 88 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, справедливым.

3аключение

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание.

Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Слово учителя пропитывает все сферы нашей жизни – и политику, и экономику, и культуру, и личную жизнь человека. Нравственные устои, которые лежат в основе всей государственности, зависят прежде всего от учителя. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

Учитель должен быть:

У мным

Ч еловечным

И нтеллектуальным

Т алантливым

Е диномышленником

Л юбящим своё дело

Ь

Библиография

    Библиотека юношества. Школьная пора. Повести, Москва, «Молодая гвардия», 1981

    Быков, В.В. Обелиск: повесть / В.В. Быков; М.: Мол. Гвардия, 1985.

    Васильев, Б. Л. Завтра была война: роман, повести / Б. Л. Васильев. – М. : Вагриус, 2007.

    В.Распутин. Повести и рассказы. М., 1996.

    Интернет-ресурсы

http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&

http://www.xenoid.ru/soch/rasputin/uroki_francuzskogo_5.php

    Лиханов, А. А. Благие намерения: повести / А. А. Лиханов. – М. : Мол. гвардия, 1981.

    Печерикина Л.Н. Учитель глазами современного школьника. – М., 2004.

    Рубинштейн М.М. Проблема учителя / М.М. Рубинштейн. – М.: Академия, 2004.

    Чехов, А. П. Человек в футляре; Учитель словесности: рассказы / А. П. Чехов // Чехов А. П. Рассказы. Повести. Пьесы. – М. : Олимп; АСТ, 2001.

    Школьные истории, веселые и грустные: рассказы / сост. З. Короза. – М. : Дет. лит., 1989.

Победитель конкурса "Я и образованиЯ" - 2014 в номинации "Эссе"

«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Идем же, Учитель!»

Ю. Яковлев «Учитель»


Каждый человек в жизни так или иначе встречает учителя на своем пути. И все индивиды прекрасно понимают значение этого слова. Ведь учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета. Каждого из нас эти люди поддерживали на протяжении школьных лет. Они помогали ученикам поверить в свои силы и реализовать свои способности. Но так ли было и так ли происходит сейчас? В этом нам помогут разобраться книги.

На страницах произведений русской литературы образ учителя-наставника постоянно менялся. Среди всей палитры разных персонажей есть и негативные, и позитивные герои. Итак, давайте отправимся в путешествие по 18 веку. На страницах Д. И. Фонвизина и А. С. Пушкина нас встречают первые учителя. Какими они были?

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» читатель сталкивается с образами трех учителей: Кутейкина, Цыфиркина и немца Вральмана. Так отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстает перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком: «Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучаю».

Учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин, который «убоялся бездны премудрости», – это недоучившийся семинарист. Но, если Цыфиркин – человек простой по натуре, которому сочувствует сам автор, то Кутейкин очень хитер, не равнодушен и жаден к деньгам.

В сатирическом свете представлен Вральман, бывший кучер Стародума, который преподает историю. По мнению необразованной Простаковой, он лучше других учителей, так как она мало что понимает из его слов, а это внушает ей доверие и уважение, но главное – немец не перетруждает Митрофанушку.

Но так или иначе все учителя не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана, а лишь потакают его лени и невежеству. Наставники обманывают госпожу Простакову. Разве достойны такие «педагоги» звания настоящего учителя?

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова», «…он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, один из главных героев, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что образование не ценилась в дворянских кругах в 18 веке, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание.

Время неутолимо бежит вперед, и наука приобретает роль важного критерия оценки человеческих знаний. Географические открытия, опыты и эксперименты становятся не безразличны индивиду, и каждая личность хочет внести свой вклад и оставить свой след в истории на пути эволюционного развития цивилизации. Перенесемся в 19 век и обратимся к произведениям русских писателей-реалистов Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

В повести Л. Н. Толстого «Детство» автор знакомит читателей с учителем Николеньки Иртеньева – Карлом Иванычем. Автор акцентирует внимание на доброте немца в повседневной жизни, и на требовательности педагога на занятиях в классной комнате: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Как бы хорошо немец не относился к детям, он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехе час». Данный персонаж одинок, поэтому в воспитании и обучении он видит смысл своей жизни и отдает детям все свое внимание и доброту.

Отношение Николеньки Иртеньева к Карлу Иванычу, отраженное в повести, показывает, что детство мальчика вовсе не было беззаботным и бессмысленным. Он постоянно учился анализировать, думать и отвечать за свои поступки. Стремление к истине и красоте помогло мальчику реализовать себя в дальнейшей жизни. И во многом это заслуга принадлежит его мудрому наставнику. По словам самого Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Именно таким предстает в повести «Детство» Карл Иваныч.

Но у Чехова мы видим другой образ учителя. Так сатирические персонажи Беликов, Никитин и Рыжицкий противоположны толстовскому Карлу Иванычу. Эти действующие лица не вызывают у нас симпатии, так как они погрязли в пошлости. Эти люди живут в футляре и не способны от него избавиться. Ни один из этих персонажей не достоин звания настоящего учителя, человека, способного вырастить поколение людей, готовых изменить историю своей Родины ради прогрессивного будущего.

Теперь окунемся в литературные произведения 20 века, в которых была затронута тема школы и учителя, и проследим какие изменения претерпевает образ педагога в творчестве В. Г. Распутина и Г. М. Садовникова.

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» одно из лучших произведений писателя о школьных годах, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности. Работа Распутина остается актуальной по сей день. Рассказ «Уроки французского» не оставляет ни одного человека равнодушным к этой животрепещущей истории, произошедшей между учительницей и ее подопечным. В настоящее время возникает множество бурных споров и вопросов по поводу этого произведения. Права ли Лидия Михайловна? Педагогичен ли поступок молодой учительницы? Поступок или Проступок?

Классная руководительница, умная, отзывчивая и чуткая женщина, стала для мальчика не только наставницей, но и преданным другом. Девушка смогла пробудить в ученике интерес к изучению французского языка, таким образом выполнив задачу, как настоящий педагог. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны школьного руководства, ведь чтобы спасти своего ученика от голода, Лидия Михайловна отважилась играть с ним на деньги.

«Урок», вынесенный Распутиным на всеобщее обсуждение заключается в том, что на пути к добру человек часто оступается, делает ошибки и дорого платит за них, но в истинной доброте и добром отношении к окружающим заключается смысл человеческого бытия. Добро является ценнейшей драгоценностью, способной указать человеку дорогу к счастливому и светлому будущему. Оценивая действия преподавателя, необходимо выявить причину, побудившую учительницу сделать такой шаг. Если вглядеться глубже, можно понять, что под поступком Лидии Михайловны скрывается материнское стремление помочь мальчику.

Жертву учительницы Володя никогда не сможет забыть. Он сохранит в своем сердце на всю жизнь благодарность Лидии Михайловне за самые лучшие уроки, не просто французского языка, а уроки нравственности и доброты.

Другой наставник, Нестор Петрович – главный герой произведения Г. М. Садовникова «Иду к людям» («Большая перемена») – лучший выпускник исторического факультета и подающий большие надежды молодой учёный работает всего лишь педагогом в вечерней школе. Пытаясь завоевать авторитет своих подопечных, он знакомится с условиями жизни и работой учеников. Несмотря на то, что многие из них старше самого учителя, Нестор Петрович становится для них мудрым наставником и путеводителем. Воспитанники помогают герою лучше понять самого себя. В лице Нестора Петровича они приобретают настоящего друга. Педагогический опыт, который получил главный герой, общаясь со своими великовозрастными учениками, в итоге помог ему познать счастье человеческого общения и преподавания.

Так учителя в 20 веке приобретают новую роль в становлении человека будущего. Нравственность и толерантность остаются главными отличительными особенностями учителей и сегодня.

В жизни каждого индивида все начинается с учителя. И в роли наставника могут выступать совершенно разные люди. Так родители учат своих детей становиться на ноги, в школе учителя расширяют кругозор своих воспитанников, а наши друзья могут стать нашими помощниками в прохождении пути социализации. Именно поэтому для меня учитель одна из сложных и важных человеческих профессий. Как человек своим трудом способен преобразовать природу, так и труд учителя ценен тем, что формирует природу самого индивида. Литература же помогает читателям глубже понять и осознать этот вопрос. По этой причине писатели во все времена поднимали тему воспитания и обучения личности.

Порой учителя наделены большой властью, так как именно в их руках находится судьба нашей страны, поэтому от того, какие знания они передадут человечеству, зависит и наше будущее. По словам Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому мудрому наставнику никогда не поздно обратиться к трудам великих писателей, чтобы применить их в своей практике, и стать учителем с большой буквы!

С педагогами мы проводим внушительный отрезок юности. Они встречают нас маленькими, а выпроваживают из школы почти взрослыми. Книги про учителей посвящены людям этой ответственной, но часто такой неблагодарной профессии. Многие из нас начинают ценить школьных наставников только спустя годы. А тем временем, среди учителей есть истинные виртуозы своего дела, педагоги по велению души и с огромным талантом преподносить знания неокрепшим умам. Они разные: воспитатели, друзья, тираны, злейшие враги, сочувствующие собеседники, чудаковатые, излишне впечатлительные, гениальные. Книги про учителей расскажут истории об этих близких, но не всегда понятных нам людях.


Прототипом главного героя книги Галины Севериной был её супруг — учитель физики Московской школы №127, в 1941 году ушедший добровольцем на фронт и погибший под Ржевом. «Легенда об учителе» стала для неё и миллионов читателей своеобразной данью памяти этому великому человеку.


История восьми вроде бы несвязанных друг с другом людей, которые под руководством проницательной, доброй и упорной учительницы итальянского, не только открывают для себя этот язык, но и учатся следовать своим мечтам, быть искренними со своими близкими и обретают новых друзей.


Повествование в романе самой младшей из сестёр Бронте ведётся от лица главной героини — гувернантки Агнес. Ей приходится жить среди заносчивой и чопорной английской аристократии, смотрящей свысока на бедную, но благородную девушку. Но время всё расставляет по своим местам.


Удивительный мир шекспировских страстей, возвышенных идеалов и прекрасных образов… Всё это удалось создать талантливой учительнице английского языка в элитной советской школе. Однако как долго сможет просуществовать этот великолепный, но оторванный от реальности мир?


Лёгкая и светлая книга о молодой шотландской учительнице – любимице учеников, взявшей на воспитание шестерых осиротевших детей, далеко не все из которых легко поддаются воспитанию. Произведение является частью цикла книг об Энн Ширли.


История молодой японской учительницы, сумевшей преодолеть множество навязанных обществом стереотипов. Даже в самых нелюдимых и странных своих учениках она смогла рассмотреть неповторимую, удивительную, но одинокую личность, отчаянно нуждающуюся в заботе и любви.


Молодая неопытная учительница литературы, получая абсолютно неуправляемый класс неблагополучных подростков, вынуждена пересмотреть привычные взгляды на преподавание и сама учится смотреть на мир глазами своих воспитанников. Эта полная тонкого психологизма книга посвящена, в первую очередь, любви… Любви к искусству, своему делу и детям.


Неоднозначная книга, вызвавшая массу самых разных, часто противоположных оценок. В центре повествования – слабовольный, несколько бесхарактерный, но, в целом, нравственный учитель географии, стремящийся тянуться к чему-то светлому, несмотря на окружающую его серость и безысходность.


В центре повествования этой спокойной и романтической книги – девушка, воспитывавшаяся в сиротском приюте, а позже и сама возглавившая его. Благодаря искренности и глубочайшей нравственности ей удаётся не только помочь своим маленьким воспитанникам, но и устроить собственную жизнь.

«Хроника жизни Рудольфа Штайнера», Е. Козловская
. Философ, учёный, социальный реформатор, великий учитель… Все эти слова относятся к одному из удивительнейших людей ХХ века – Р. Штайнеру, создавшему уникальную Вальдорфскую педагогическую систему, принципиально отличающуюся от традиционной педагогики.


Судьба молодой учительницы в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на многочисленные трудности, боль и голод, Маша смогла сохранить жизнелюбие, упорство, стремление к высокому, обнаруживая вдохновение на страницах классической литературы.


Эта светлая и чистая повесть рассказывает нам о молодом и неопытном учителе географии, который с помощью искренности, любви и нежелания ютиться в косных и узких рамках школьного формализма, сумел пробудить в своих подопечных стремление к добру и справедливости.


Остроумная и полная тонкого психологизма книга о советской школе восьмидесятых годов. Молодой журналист в силу обстоятельств становится школьным учителем русского языка и литературы, сталкиваясь с непривычными для себя сложностями и ситуациями.
Трогательные воспоминания уже взрослого человека о своей учительнице французского языка – удивительной женщине, готовой нарушить установленные правила ради помощи больному ребёнку и оказавшейся лишней в негибкой системе школьного официоза и напыщенности.

«Повесть об учителе Сухомлинском», Б. Тартаковский
Биографическая книга, раскрывающая перед читателем образ этого великого советского педагога. Элементы авторской системы В. А. Сухомлинского, основанной на принципах гуманизма и эстетики, и по сей день используются в ежедневной педагогической практике.


Автобиографическое произведение выпускника уникальной московской физико-математической школы №2, ставшей настоящей творческой лабораторией, созданной абсолютно неординарным педагогическим коллективом. Объяснение в любви в 23 частях.


Одна из величайших европейских педагогов ХХ в. глазами её близкой подруги и соратницы. В этой блестящей книге воспоминаний живым и образным языком рассказана история создания уникальной системы воспитания, строящейся на принципах веры в ребёнка и его творческий потенциал.


Почти в каждом классе есть угрюмый и нелюдимый ребёнок, с которым не хотят общаться одноклассники и на которого махнули рукой учителя. Мало кто может и хочет увидеть в нём одинокого и ранимого малыша, крайне нуждающегося в понимании и любви. Но героиня этой книги из тех, кто может протянуть руку маленькому «монстру».


Повествование ведётся от имени неопытного, но самоуверенного учителя истории, работающего в вечерней школе для рабочих, которые далеко не всегда воспринимают всерьёз молодого преподавателя. Однако многочисленные трудности не пугают Нестора Петровича, ему удаётся не только придти к взаимопониманию со своим классом, но и вырасти духовно самому.


Эта честная и искренняя книга великолепно описывает переживания молодого педагога, попавшего в абсолютно неуправляемый класс. Постепенно завоёвываемый авторитет, маленькие, сначала неуверенные шаги навстречу, первые детские открытия – обо всём этом с безграничной любовью и юмором рассказывает читателю итальянский учитель Джованни Моска.

Мингазов Рамиль

Каков образ учителя в литературе: меняется ли он в понимании детей XX и XXI столетий? Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Вот круг вопросов, рассматриваемый в исследовательской работе. Образ учителя в художественной литературе прослеживается через произведения: Ч.Айтматов "Первый учитель" (Дюйшен Таштанбеков), В.Быков "Обелиск" (Алесь Мороз), В.Распутин "Уроки французского" (Лидия Михайловна), И.Евсеенко"Вторая учительница" (Ольга Сергеевна). Опираясь на характеристики героев, ученик пытается определить их темперамент. Для определения темперамента учителей Атнинского района было проведено анкетирование, в котором приняло участие 104 респондента.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VIII Республиканские юношеские научно-исследовательские чтения имени Каюма Насыйри

Научно-исследовательская работа

Учитель в художественной литературе

и в современной жизни.

Выполнил : ученик 8А класса

Большеатнинской средней

Общеобразовательной школы

Атнинского района РТ

Мингазов Рамиль Радикович.

Руководитель :

Учитель русского языка и литературы Мингазова Г.М.

Атня-2010

Почему выбрана эта тема. 2010 год объявлен в России годом Учителя. Какие изменения принесет он в систему образования? Будет ли сполна оценен труд педагога? Каков образ учителя в литературе: меняется ли он в понимании детей XX и XXI столетий? Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Вот круг вопросов, на которые мне хочется найти ответа. Они и побудили меня к этой исследовательской работе.

Цель: 1) проследить динамику образа учителя в художественной литературе;

2) при помощи анкетирования определить темперамент не только современных учителей, но и героев художественных произведений.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. подобрать художественные произведения, в которых присутствует образ учителя;
  2. определить степень влияния исторической действительности на художественный образ;
  3. выяснить, люди какого темперамента выбирают профессию учителя.

План работы.

  1. Подобрать литературу для анализа.
  2. Проанализировать художественную литературу по вопросу.
  3. Провести анкетирование среди учителей района.
  4. Проанализировать анкеты.
  5. Сделать вывод.
  1. Введение.
  2. Анализ художественной литературы: Ч.Айтматов «Первый учитель», В.Быков «Обелиск», В.Распутин «Уроки французского», И.Евсеенко «Вторая учительница».
  3. Анализ анкетирования.
  4. Выводы.

1. Введение.

Учитель… самое обычное название профессии человека. Но вот когда произносишь это слово, то не просто название профессии встает перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Учитель не просто дает знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Все начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, ученого, сделавшего открытие, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти свое призвание, научил любить труд, воспитал мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия, как никакая другая, - одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

2. Анализ художественной литературы.

Учитель из аула Куркереу Дюйшен Таштанбеков. Живую легенду о таком человеке создал Чингиз Айтматов в повести «Первый учитель» . Нам, современной молодежи, трудно даже представить условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену, понять его титанический труд. Куркереу – аул небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Возможно, дехкане Куркереу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. «В ней вся сила», - говорят аульчане. Учитель страстно берется за дело: чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай.

Как и каждый учитель, Дюйшен видит способности детей, заботится об их будущем («Ручеек ты мой светлый, - сказал он, ласково гладя меня. – И способности у тебя хорошие… Эх, если бы я мог послать тебя в большой город! Каким бы ты человеком стала!), верит в них («Ты тоже вырастишь, будешь хорошим человеком. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда кажется, что ты будешь ученым человеком. Я в это верю, вот посмотришь, у тебя на роду так написано… И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная…»).

«Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир…» Но подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аульских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь, самый прямолинейный противник просвещения Сатымкуль: «Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали». Это значит, Дюйшен научил отсталый аул думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. В повести создан образ несгибаемого человека, становящегося примером для молодежи.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиск» е Василя Быкова . В своем произведении автор рассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны.

В начале повести мы знакомимся с корреспондентом, который при встрече со своим товарищем узнает о смерти учителя села Сельцо Павла Миклашевича. На похоронах он знакомится с Тимофеем Титовичем Ткачуком. От него он услышал имя Алеся Ивановича Мороза. Возвращаясь в город, корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. «Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь черная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя – Мороз А.И., которое было не очень умело выведено над остальными белой масляной краской». И Ткачук рассказывает корреспонденту об А.И.Морозе, его жизни и подвиге.

Родом Мороз был с Могилевщины, уже пять лет работал учителем после окончания педтехникума. Как-то раз на Мороза была подана жалоба, что он не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программы наркомата и говорит ученикам, что не надо ходить в костёл, пусть туда ходят бабушки. Эта жалоба стала причиной поездки в Сельцо и знакомства Ткачука с Морозом. А на жалобу Алесь Иванович ответил следующее: «С программами в школе действительно не всё в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие, особенно католики, плохо справляются с белорусской грамматикой, их начальные знания не соответствуют нашим программам. Но вовсе не это главное. Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они – люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане…» Мороз хотел сделать из детей не отличников учебы, а прежде всего – людей. Заступается учитель и за Павла Миклашевича, которому плохо живется с отцом и мачехой.

Началась война. Сельцо заняли немцы. Но Алесь Иванович продолжал работать в школе. При встрече с Ткачуком он говорит: «Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не за тем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется». Вскоре учитель раздобыл приемник. Все, что услышит, передает другим. Первое время шло все хорошо. Но один из полицаев, в селах его звали Каин, все-таки что-то заподозрил. В школе устроили допрос, перетрясли ученические сумки, но ничего не нашли. Учителю устроили допрос, но все обошлось. Тогда ребята что-то задумали Они всегда были откровенны с учителем, а тут затаились даже от него. Они как-то намекнули ему, что неплохо бы пристукнуть Каина. Но учитель строго запретил. В ходе операции, которую совершили ребята, Каин остался жив. Через несколько дней всех ребят взяли. Но партизаны, к которым пробрался Мороз, ничем не могли помочь. Немцы требовали учителя, иначе всех детей повесят. Мороз отправляется к немцам.

В.Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И это подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, учитель с большой буквы.

Герой произведения Валентин а Распутин а «Уроки французского» - одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учение, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжелое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчик страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятерки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. «Подозреваю, что она нарочно для меня придумала, будто пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других».

Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все «честные» способы помочь своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет «наш герой» получать помощь. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на «преступление» с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. «Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя. – Лидия Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстраненно смотрела в окно. – Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». Лидия Михайловна точно знает, что мальчик обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не «преступление» это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, учительница не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь. А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет… Тут виновата я…

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они».

События в повести Ивана Евсеенко «Вторая учительница» происходят в 1953 году в далеком селе. Ольга Сергеевна, новая учительница, оказалась пожилой женщиной, лет 45, полноватой и медлительной. Эта полнота и медлительность не портили её, а наоборот лишь оттеняли какую-то особую, не деревенскую красоту. Ей очень шли и круглые, в тоненькой почти невидимой оправе очки и необычная, редко встречаемая у деревенских женщин прическа. Темные волосы были гладко зачесаны назад и уложены в тугой пучок. Но больше всего Колю поразило то, что у нее на груди виднелся маленький нательный крестик, который она носила на серебряной цепочке.

На первом уроке она не стала спрашивать, а просто познакомилась с детьми. Это удивило всех, потому что прежняя учительница Анна Павловна была деревенской и знала их. Но когда каждый ученик рассказал о себе, «…вдруг обнаружили, как будто заново познакомились друг с дружкой и даже как будто побывали друг у дружки в гостях». А откровенный разговор - рассказ учительницы о себе, сложной судьбе – сблизил детей и учительницу. Они почувствовали простой человеческий интерес к себе. Автор вспоминает, что больше всего их поразило то, что с самого первого урока Ольга Сергеевна начала называть их на «вы». Они этим страшно загордились, заважничали, подтянулись в учебе, стали более внимательными.

Образованный человек всегда уверен в себе, особенно учитель. Когда директор школы, по прозвищу Дециметр, приходил на уроки, дети его просто боялись и от страха путались в ответах, «…забывали на уроках математики таблицу умножения, а на уроках русского языка самые простые, казалось, навсегда уже заученные правила». Потому что побаивалась Дециметра и прежняя учительница Анна Павловна. Она путалась, краснела, роняла мел. А Ольга Сергеевна вела урок так же уверенно и спокойно, как и в отсутствие директора; «…вызывала и отличников и бывших двоечников, кого надо журила, кому надо объясняла задание по несколько раз, ничуть не боясь задержать его возле доски больше положенного». Ольга Сергеевна не побоялась сообщить ученикам и о смерти Ивана Бунина, чьё творчество было запрещено в советскую эпоху, и смело начала читать детям его книгу, даже призналась о личном знакомстве с ним. Не боится она в день Пасхи поздравить детей с праздником, а на Радоницу идет на кладбище помогать Ивану Дмитриевичу и бабке Акулине.

«…Ольга Сергеевна уезжала, расставалась с нами навсегда. И остановить её, наверное, было невозможно… Я не выдержал её молчания и безучастия и громко, почти навзрыд заплакал…» Имен в это момент Коля понял, как глубоко любил и уважал он свою учительницу. Ведь всё дорогое мы оцениваем после потери.

Как видно, образ второй учительницы является воплощением лучших черт, как человека, так и учителя. Не зря её запомнил мальчик и так тепло отзывался в этой повести уже будучи писателем.

Вывод: Из проанализированных выше произведений видно, что образ педагога в художественной литературе 50-80х годов характеризуется положительно, отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

3. Анализ анкетирования.

Как часто, общаясь с людьми, нам приходится поражаться разнице между нами. Восприятие, скорость принятия решения или даже просто быстрота движений бывают абсолютно разными. Иногда такая разница умиляет, иногда раздражает, и вот мы уже в сердцах говорим, что мы абсолютно разные по темпераменту.

Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели анкетирование среди учителей. (Приложение 1 ). В анкетировании приняло участие 104 респондента. (Приложение 2 ) Не секрет, что большинство учителей в школах - женщины. Они и составили 83% опрошенных. Для того, чтобы определить темперамент педагогов, обратились к характеристике темпераментов (Приложение 3 ).

Как видно из Приложения 2, холерический тип темперамента имеют 41 человек, флегматический - 45, сангвинический - 13, меланхолический - 5. Хочется оговориться, что в чистом виде темпераменты встречаются очень редко, обычно в каждом человеке они присутствуют в различных пропорциях. Не стоит также отождествлять характер и темперамент. Последний всего лишь характеризует тип нервной системы, ее свойства, связан со строением тела и даже обменом веществ.

Опираясь на Приложение 3, мне захотелось попытаться определить темперамент учителей в тех художественных произведениях, которые мною были проанализированы выше. Вот что из этого вышло.

Учитель

Характеристика

Тип темперамента

Ч.Айтматов «Первый учитель»

Дюйшен

Дюйшен хотел ответить что-то резкое, но сдержал себя

Школа для меня не в тягость , Караке. Если бы я мог лучше учить ребят, я бы ни о чем больше не мечтал.

Он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение .

Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным, что называется, по наитию . Но я больше чем убеждена, что его чистосердечный энтузиазм , с которым он взялся за дело, не пропал даром.

Я и сейчас не могу найти слов, чтобы хоть сколько-нибудь выразить, как я была тронута благородством Дюйшена . …Я смотрела так, будто бы впервые увидела, сколько светлой красоты в его лице, сколько нежности и добра в его глазах , будто бы никогда прежде не знала я, как сильны и ловки его руки в работе, как чиста его ясная улыбка, согревающая сердце .

Преобладает сангвиничес-кий характер

В.Быков «Обелиск»

Алесь Иванович Мороз

И тут, как это часто бывает, не обходится без своих энтузиаст ов. Мороз был именно одним из тех, кто сделал для людей многое, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи. А неудач и разных конфликтов у него хватало.

Мороз вообще был мастер путать постулаты.

Не только школьники, но и крестьяне со всей округи стали смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника. Что у кого было трудного или хлопотного, со всем шли к нему в школу. Настоящий консультационный пункт открыл по различным вопросам.

Мороз своим умом обошел нас.

Слова Алеся Ивановича вселяли надежду.

В.Распутин «Уроки французского»

Лидия Михайловна

…Не было видно в её лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было как-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?

Мне и теперь часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию . Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком.

Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня – одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка , а не учительница, мне даже хотелось порой на нее прикрикнуть.

Преобладает холерический темперамент

И.Евсеенко «Вторая учительница».

Ольга Сергеевна

По моим понятиям, она была женщиной довольно уже пожилой, лет сорока пяти, а то, может, даже и пятидесяти, чуть полноватой и медлительной .

Мне очень нравилось это её «здравствуй», строгое и четкое .

Вдруг окинула весь наш класс каким-то успокаивающим, ласковым взглядом .

Уроки она проводила спокойно и тихо , ни разу ни на кого не накричала, не поставила в угол и не выгнала из класса.

Но Ольга Сергеевна ничуть не менялась, не придумывала никаких новшеств согласно указаниям Дециметра. По крайней мере, мы этого не чувствовали.

Ольга Сергеевна ничуть, кажется, не удивилась моему появлению, но ничего и не сказала, молча и отрешенно смотрела куда-то.

Преобладает флегматичес-кий темперамент

4. Выводы.

1. Как видно из произведений, взаимоотношения учителя и ученика построены на взаимоуважении, доверии, понимании. Ученик интересует учителя как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления.

2. Любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

3. Учитель делает всё, чтобы вырастить достойных людей, формирует в детях такие ценные качества, как человечность, честность, сострадание.

4. Анкетирование показало, что среди современных учителей (как и в художественной литературе) встречаются люди с различным типом темперамента. Темперамент не влияет ни на выбор профессии, ни на специальность.

Я думаю, что личный пример учителя важен и сегодня, даже очень. Согласен с мнением Л.Н.Толстого, который говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель». Именно такими совершенными учителями были и герои проанализированных мною произведений.

Использованная литература.

1. Айтматов Ч. Первый учитель. – М.: Детская литература, 1962.

2. Быков В. Обелиск. – М.: Детская литература, 1986.

3. Евсеенко И. Вторая учительница. – Роман-газета, №8 2008 г.

4. Распутин В. Уроки французского. – М.: Детская литература, 1987.

5.Кравцова А. Статьи по психологии. Как определить тип темперамента. - Психомедиа: информационный канал-дайджест.

Приложение 1.

Анкета. Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением.

Вы:

1.Отличаетесь усидчивостью.

2.Вспыльчивы и импульсивны.

3.Чаще всего нетерпеливы.

4.Инициативны и решительны.

5.Упорны, даже упрямы.

6.Быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.

7.Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.

8.Любите рисковать.

9.Легко прощаете обиды.

10.Ваша речь быстрая и пылкая.

11.Часто страдаете от своей неуравновешенности.

12.Не терпите недостатков.

13.Вас привлекает все новое.

14.Ваше настроение часто меняется.

15.Вы жизнерадостный и веселый человек.

16.Энергия бьет ключом, вы всегда собранны.

17.Часто бросаете начатое на полдороге.

18.Не всегда адекватно оцениваете свои силы.

19.Ваши интересы и увлечения часто меняются.

20.К изменившимся планам и новым обстоятельствам привыкаете легко.

21.Вам не трудно отвлекаться от своих дел, вы быстро разбираетесь с чужой проблемой.

22.Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для вас.

23.Вы отзывчивы, любите общение.

24.Ваша речь внятная и громкая.

25.Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у вас отличное самообладание.

26.Легко засыпаете и быстро просыпаетесь.

27.Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.

28.Вы рассеяны, невнимательны.

29.Вы сдержанный и хладнокровный человек.

30.В своих словах и делах вы отличаетесь последовательностью.

31.Вы осторожны и рассудительны.

32.Выдержанны, умеете выжидать.

33.Неразговорчивы, не любите пусто-порожней болтовни.

34.Ваша речь размеренна, спокойна.

35.Вы грамотно распределяете свои силы, никогда не выкладываетесь полностью.

36.У вас существует четкий режим дня, вы планируете свои рабочие дела.

37.Спокойно воспринимает критику, равнодушны к порицанию.

38.Вам трудно с ходу переключиться на другую деятельность.

39.С другими людьми у вас ровные, хорошие отношения.

40.Аккуратны, педантичны в мелочах.

41.Вам сложно приспособиться к новой обстановке и изменившимся планам.

42.Вы не любите много двигаться, медлительны.

43.Вы застенчивый человек.

44.Новая обстановка вызывает у вас замешательство.

45.Вы неуверенны в себе, своих силах.

46.Одиночество не тяготит вас.

47.Неудачи и неприятности надолго выбивают вас из колеи.

48.В сложные жизненные периоды вы замыкаетесь в себе.

49.Вы не слишком выносливы, быстро устаете.

50.Ваша речь тихая, иногда невнятная.

51.Вы автоматически перенимаете черты характера собеседника и его манеру говорить.

53.Вы перфекционист, у вас завышенные требования к себе и окружающему миру.

54.Вам свойственна некоторая мнительность и подозрительность.

55.Вас легко обидеть.

56.Вам приятно, когда окружающие сопереживают вам.

А теперь давайте разберемся с результатами теста. В тесте 4 группы вопросов, в каждой группе 14 утверждений. Первые 14 (с первого по четырнадцатое утверждение) описывают холерический темперамент. Вторая группа, с 15-го по 28-ое утверждение описывает сангвиника. Третья группа, с 29 по 42 – флегматический тип темперамента. И последняя группа, с 43 по 56 утверждение описывает меланхолический темперамент.

Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражены.

Приложение 2.

Пол

Количество респондентов

Предмет, который ведет учитель

Тип темперамента

Женский

Татарский язык и литература

холерический - 14 флегматический- 8

сангвиник-4 меланхолический -1

Мужской

Татарский язык и литература

флегматический - 1

Женский

Русский язык и литература

флегматический- 6 холерический - 4

меланхолический -2

сангвинический - 1

Женский

Английский язык

флегматический- 6

холерический – 5

меланхолический -1

сангвиник - 1

Мужской

Английский язык

флегматический- 1

холерический - 1

Женский

Учитель начальных классов

флегматический – 8

сангвинический – 2

холерический - 1

Женский

Математика

меланхолический -1

флегматический- 2

холерический – 2

сангвинический - 1

Женский

Физика

флегматический- 1

Мужской

Физика

холерический - 2

Женский

Химия

флегматический – 1

холерический – 1

сангвинический - 1

Женский

Биология

флегматический – 3

холерический - 1

Мужской

Учитель физкультуры

холерический - 1

Женский

Учитель истории и обществоз.

холерический – 1

флегматический - 4

Мужской

Учитель истории и обществоз.

холерический – 6

флегматический - 3

Женский

Педагог-организатор

холерический – 1

флегматический - 1

Женский

Учитель географии

сангвинический - 1

Мужской

Учитель географии

холерический - 1

Женский

Учитель информатики

сангвинический - 2

Было опрошено 104 педагога (34% всех педагогов Атнинского района)

Приложение 3. Характеристика темпераментов.

Сангвинический темперамент. Люди этого типа легко приспосабливаются к новой обстановке, живо откликаются на то, что привлекает их внимание. Они хорошо контролируют свои эмоции и охотно берутся за новые дела. Подвержены частой смене настроения, но характерным для них является состояние бодрости. У сангвиников плавная походка, движения легкие и быстрые, хорошая осанка и выразительные жесты. Мимика и жестикуляция богатая и естественная, а речь громкая и отчетливая. Минусы: Часто делают необдуманные решения.

Холерический темперамент. Люди этого типа легко возбудимы и неуравновешенны, переключить их внимание трудно. Очень подвижны, чувства сильны и проявляются ярко. Это работоспособные и инициативные люди, которые подчас выдвигают фантастические идеи, азартно преодолевают трудности. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит к резкому спаду деятельности. Речь торопливая, часто сбивчивая, яркая и выразительная мимика. Таким людям сложно усидеть на одном месте, поэтому часто вскакивают или меняют позы, много и резко жестикулируют. В их неровной походке что-то вызывающее. Минусы: неуравновешенность, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности, истощение сил.

Меланхолический темперамент. Люди этого типа пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы и мало реагируют на внешние воздействия. Чаще всего погружены в себя, предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. У людей этого типа темперамента сдержанная, хотя и быстрая походка. Они погружены в свои мысли, поэтому могут задумываться и замедлять шаг. Жесты у них скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в обществе незнакомых людей. Речь медлительная, часто с запинками, ее скорость неравномерна. Тонко чувствующие меланхолики очень восприимчивы и наблюдательны. При поддержке и размеренном ритме работы способны творить чудеса. Минусы: болезненно переживают любую сложную психологическую ситуацию.

Флегматический темперамент. Люди этого типа настойчивы и упорны, ровно и спокойно идут по жизненному пути. Это надежные люди, которых трудно вывести из себя. Скупы на эмоции, обстоятельны до занудства и надежны как никто. Это надежные и исполнительные работники, которых нет необходимости контролировать. Флегматики движутся тяжело и обстоятельно, походка у них часто ленивая, неторопливая. Сидя, они могут подолгу сохранять одну и ту же позу. Жестикуляция и мимика скупая, прочитать что-то по их лицу невозможно. Речь неторопливая, они неразговорчивы, не любят праздной болтовни. Минусы: слабо реагируют на внешние раздражители, медленно перестраиваются, сходятся с людьми, ненаходчивы.

В школах идёт подготовка к празднованию Дня Учителя.

Об учителях написано огромное количество книг. Возможно, пригодятся небольшие списки книг по темам.

«УЧИТЕЛЬ НА СТРАНИЦАХ КНИГ»

Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и

многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы.

В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстаёт перед нами образ

УЧИТЕЛЯ, ШКОЛЫ, УЧЕНИКА, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы, рисуется пёстрая школьная жизнь.

ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ – ПЕРВЫЕ УРОКИ.

  • Айтматов Ч. Первый учитель.
  • Воронкова Л. Подружки идут в школу.
  • Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы.
  • Коваль Ю. Полынные сказки. Нулевой класс. Нюрка.
  • Лиханов А. Крёсна. Крутые горы.
  • Меттер И. Первый урок (в сб. «Учитель, перед именем твоим…» - М., 1985).
  • Платонов А. Ещё мама.
  • Раскин А. Как папа учился в школе.
  • Соломко Н. Белая лошадь – горе не моё.
  • Толстой Л.Н. Детство. Филиппок.
  • Ян В. Никита и Микитка и др.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

  • Астафьев В. Фотография, на которой меня нет.
  • Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.
  • Драгунский В. Главные реки. Что любит Мишка. «Тиха украинская ночь». Пожар во флигеле или подвиг во льдах. Фантомас и др.
  • Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла.
  • Нагибин Ю. Зимний дуб.
  • Платонов А. Песчаная учительница.
  • Распутин В. Уроки французского.
  • Сотник Ю. Эликсир Купрума Эса и др.

КАК УЧИЛИСЬ В ДРЕВНОСТИ.

  • Колпакова О. Как учились на Руси.
  • Кончаловская Н. Наша древняя столица (глава "Как в Москве учились, чем в Москве лечились").
  • Лурье С. Письмо греческого мальчика.
  • Матье М. День египетского мальчика.
  • Ян М. Никита и Микитка.

ШКОЛА - ОСНОВА ВСЕХ ИСКУССТВ И НАУК.

  • Бруштейн А. Дорога уходит в даль.
  • Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы. Гимназисты.
  • Гессен А. Жизнь поэта (главы "Лицейская республика" и "Лицейский Парнас").
  • Маршак С. В начале жизни.
  • Помяловский Н. Очерки бурсы.
  • Толстой Л.Н. Детство. Отрочество.
  • Чарская Л. Записки гимназистки. Записки институтки.
  • Чуковский К. Серебряный герб.
  • Эйдельман Н. "Прекрасен наш союз".

ЧАС УЧЕНИЧЕСТВА: УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ.

  • Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.
  • Драгунский В. Главные реки. "Тиха украинская ночь...". Фантомас.
  • Железников В. Жизнь и приключения Чудака. Чучело.
  • Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
  • Коршунов М. Сентябрь + сентябрь. Трагический иероглиф.
  • Кузнецова А. Земной поклон.
  • Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  • Соломко Н. Белая лошадь - горе не моё. Если бы я был учителем.
  • Сотник Ю. Эликсир Купрума Эса.

ВЕСЁЛЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ.

  • Бородицкая М. Прогульщик и прогульщица.
  • Гиваргизов А. Хитрый Зубов. Записки выдающегося двоечника.
  • Голявкин А. Тетрадки под дождём.
  • Давыдычев Л. Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника.
  • Дружинина М. Лекарство от контрольной. Что такое пер-пен-ди-ку-ляр, или Весёлые школьные истории. Мой весёлый выходной.
  • Заходер Б. На задней парте.
  • Лукашина М. Стойка на руках на уроках ботаники.
  • Пивоварова И. Рассказы Люси синицыной. Превращение фарфоровой свинки. Тройка с минусом, или Происшествие в 5 "А".
  • Поляков В. Олух царя небесного (рассказы "Неведомая страна", "Лев львович и зайцы").
  • Рик Т. Чудеса в 5 а: русский язык в играх.
  • Силин С. "Прекратите грызть перила!"
  • Сочинская М. Школьная жизнь.
  • Школьные "приколы": Сборник рассказов и стихов.