» » Почему в ссср религию уничтожали, а сейчас развивают? Как большевики боролись с голодом, но уничтожали церковь Почему большевики боролись с религией.

Почему в ссср религию уничтожали, а сейчас развивают? Как большевики боролись с голодом, но уничтожали церковь Почему большевики боролись с религией.

19 марта 1922 года В.И. Ленин пишет секретное письмо «членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви». В истории Церкви ХХ века найдется мало документов, имевших столь кровавые последствия для верующих. Ленинский текст был сигналом для открытого наступления на верующих и превращению их в одного из главных врагов советской власти.

С этого момента большевики стали открыто выносить из храмов священные сосуды, демонстративно вывозить награбленные ценности на грузовиках, преследовать и расстреливать христиан, осмелившихся защищать свои святыни. Непосредственными жертвами кампании стали известные московские священники, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), расстрелянный по ложным обвинениям, и Патриарх Тихон.

Арест святителя Тихона был связан с его воззванием к верующим от 28 февраля 1922 года с призывом защищать священные сосуды от поругания. В 1923 году Владимир Маяковский чеканными фразами сформулировал тот образ врага, который большевики старались сделать из Церкви:

Тихон патриарх,
прикрывши пузо рясой,
звонил в колокола по сытым городам,
ростовщиком над золотыми трясся:
«Пускай, мол, мрут,
а злата -
не отдам!»
Чесала языком их патриаршья милость,
и под его христолюбивый звон
на Волге дох народ,
и кровь рекою лилась -
из помутившихся
на паперть и амвон.

Гениальный поэт вместе с большевиками напрасно клеветал на святителя Тихона. Маяковский в эпиграфе к стихотворению обрывает на полуслове цитату святителя и немного ее искажает: «Мы не можем дозволить изъятие из храмов». У читателя может сложиться впечатление, что Патриарх действительно не хотел отдавать ни копейки денег на помощь несчастным. Но на самом деле все было совсем наоборот.

23 февраля 1922 года выходит «Распоряжение секретаря ЦК РКП В.М. Молотова губкомам РКП об активизации кампаний по изъятию церковных ценностей», в котором говорится о том, что для советской власти была недопустимой добровольная сдача ценностей верующими и духовенством: «Кампания по изъятию ценностей из церквей ведется слишком слабо и вяло. Часть духовенства пошла на некоторые уступки, Но если в движение не будут вовлечены значительные рабочие и крестьянские массы, это духовенство может выйти политическим победителем». Молотов откровенно заявляет, что власть сделает все, чтобы Церковь не смогла добровольно помочь голодающим и была ограблена.

Против этой политики власти и выступил Святейший Патриарх Тихон. В своем Воззвании он рассказал о том, что Церковь помогала голодающим: она обратилась к главам христианских Церквей, разрешила изымать ценности, не имеющие богослужебного употребления, организовала Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим. Единственное, на что Патриарх не мог согласиться - это на изъятие священных сосудов: «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство».

Советской власти не нужна была Церковь, помогающая умирающим от голода, ей нужен был образ врага, ей нужно было уничтожить Церковь, о чем Ленин прямо говорил в своем письме о событиях в Шуе. Поводом для его написания стал протест верующих 15 марта 1922 года, которые не допустили изъятия ценностей из собора. Красноармейцы стали стрелять из пулемета. 4 человека были убиты, 15 ранены. В этот момент глава советского государства и пишет секретное письмо членам политбюро, суть которого можно сформулировать двумя словами: «Раздавить гадину».

Ленин использует массовый голод для последнего наступления на Церковь: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».

Ленин и Троцкий полагали, что изъятие ценностей даст около трехсот миллионов золотых рублей, которые большевики совсем не собирались использовать для помощи голодающим (профессор О.Ю. Васильева в своей работе «Красные конкистадоры» пишет, что к лету 1922 года большевики передали на нужды голодных лишь 2 млн золотых рублей). Большевики несколько ошиблись в своих расчетах, но зато практически открыто уничтожали святыни и продавали их за границу по бросовым ценам. Продавцов не сильно интересовала художественная ценность изделий, которые сбывали, в буквальном смысле, слова «на вес».

В своем письме Ленин откровенно говорит о том, что задачи изъятия ценностей - экономическая (обеспечить себя деньгами, чтобы укрепить власть и вести международную политику по признанию РСФСР на конференции в Генуе) и политическая: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

Большевики почти выиграли сражение с «черносотенным духовенством», к которому они относили всех пастырей, которые защищали святыни от поругания. Чтобы читатель мог себе представить ценность евхаристических сосудов, приведем только один пример из замечательной статьи протоиерея Георгия Крылова: «Один старик-священник рассказывал, как на коленках оползал всю территорию вокруг церкви - собирал Св. Дары, которые кощунник, украв дарохранительницу, специально разбросал и потоптал». Это уже наше время, в 20-е годы прошлого столетия все было жестче и страшнее.

По прошествии почти ста лет после письма Ленина очень сложно говорить о том, что было бы, если бы план большевиков полностью сработал. Были бы расстреляны все духовные лидеры Церкви? В 1923 году готовился процесс над арестованным Патриархом Тихоном, которому мог быть вынесен смертный приговор. Святителя спасло только активное вмешательство представителей других христианских Церквей и международный резонанс. Возможно, Церковь действительно прекратила бы свое существование на несколько десятилетий, но и то, что удалось сделать советской власти, едва не уничтожило Православие в России. В 1922 году при активном участии Льва Троцкого и на сцену выходят печально известные вожди обновленчества, которые после ареста Патриарха Тихона пытаются захватить власть в Церкви и фактически становятся виновными в расстреле митрополита Петроградского Вениамина. Впрочем, о роли обновленцев в деле «борьбы с голодом» мы поговорим отдельно.

1917 года большевики начали проводить ожесточенную антирелигиозную политику. Русской Православной Церкви была объявлена война не на жизнь, а на смерть. Уже в первые два месяца их нахождения у власти был принят целый ряд антицерковных декретов. Об антирелигиозной политике большевиков в целом, о том, как она изменялась на разных этапах существования советского государства, мы беседуем с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андреем Александровичем Кострюковым.

– Андрей Александрович, с чего вообще начиналась антицерковная политика большевиков?

– Ее зарождение и оформление в некую доктрину относится еще к XIX веку. Среди социалистов не было согласия по поводу того, что делать с религией, когда они придут к власти. Было, например, мнение, озвученное Вильгельмом Либкнехтом, что религия отомрет сама собой как пережиток и борьба с ней не нужна. Иначе смотрели на религию последователи Ульянова-Ленина, считавшие, что с ней необходимо бороться. Разделение марксистов на «меньшевиков» и «большевиков» на II съезде РСДРП в 1903 году произошло среди прочего и на этой почве. Если меньшевики во главе с Ю. Мартовым считали, что в партии могут быть и верующие люди, то для ленинцев это было категорически недопустимо. Конечно, если бы к власти в 1917 году пришли умеренные социалистические фракции, вполне возможно, что гонения на Церковь не были бы столь масштабными.

Что касается Ленина, то его отношение к религии изначально было жестким. Борьба с ней была необходимым условием построения коммунистического общества. В своих статьях, написанных задолго до 1917 года, Ленин настаивал, что коммунист обязан бороться с религией, что это азбука марксизма и материализма. Новое общество без борьбы с религией просто не мыслилось.

В 1918 году большевики запретили все другие партии, остались только коммунисты. Все мы прекрасно знаем: сделать в Советском Союзе внушительную карьеру, не будучи членом коммунистической партии, было просто невозможно. Редчайшие исключения могли быть разве что в сфере науки и искусства. А дальше схема простая: на словах декларируется, что верующим предоставлена свобода, на деле вся руководящая вертикаль не только атеистическая, но и явно враждебная вере в Бога. И любой самый мелкий начальник обязан отчитываться, насколько успешно ведется антирелигиозная агитация. В случае, если жестокость приводила к массовому недовольству, становилась известна за границей, всегда можно было заявить, что это всего лишь «перегибы на местах».

В.И. Ленин: «Всякая идея о всяком боженьке… есть невыносимейшая мерзость и самая гнусная зараза»

– Но у большевиков тоже была фракция «богоискателей», в которую входили такие видные коммунисты, как Луначарский и Богданов.

– Да, такие идеи в коммунистическом лагере существовали, вытравить их было не так просто. Однако Ленин крайне негативно высказывался по этому поводу. Хорошо известны его слова из письма Максиму Горькому о том, что «всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыносимейшая мерзость и самая гнусная зараза». «Богоискателей» терпели до какого-то времени, но в целом такое вольнодумство не допускалось. В 1919 году Ленин прямо высказывался за изгнание из партии тех членов, которые участвуют в религиозных обрядах . Тот же Луначарский со своими идеями был необходим для придания новой власти некоего человеческого облика, для привлечения интеллигенции, однако и этот деятель в скором времени уже участвовал в общественных диспутах, выступая против Церкви.

– А с чего конкретно началась антицерковная политика большевиков? С каких декретов или действий?

– Сложно сказать, сколько антицерковных декретов было всего, поскольку декреты издавались и Советом народных комиссаров, и отдельными Наркоматами, причем не все из них опубликованы в сборниках советских законов. Что-то публиковалось в периодической печати. Кроме того, некоторые декреты и постановления не были напрямую направлены против Церкви, но по ней тоже били. Среди подобных законов можно назвать декрет II съезда Советов о земле от 27 октября 1917 года. Согласно его положениям, конфискации подлежали не только помещичьи, но и церковные земли.

Другой декрет, от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке», тоже не был напрямую антицерковным, но фактически он был именно таким: теперь у Церкви, в соответствии с этим законом, отнимались права регистрации актов гражданского состояния и передавались государственным органам.

А затем подобные законы, прямо или косвенно уничтожавшие Церковь, пошли один за другим. В декабре 1917 года было принято постановление Наркомата просвещения о передаче всех духовных учебных заведений в его ведение. Все учебные заведения теперь не подчинялись Церкви, и это фактически убило духовные школы, которые стали закрываться уже с 1918 года. Конфискация имущества лишила Церковь и помещений семинарий и духовных училищ. Попытки Церкви договориться, например, о преобразовании Петроградской духовной академии в богословский факультет местного университета были неудачны. Что оставалось? Открывать нелегальные духовные учебные заведения. А за это уже можно было получить срок, что неоднократно и случалось.

В январе 1918 года было упразднено военное духовенство. В одном из документов довелось встретить такую характеристику военных пастырей: «святые вороны-дармоеды». Но свято место пусто не бывает: на место военных священников пришли комиссары.

В то же время вышло распоряжение наркома общественного призрения Александры Коллонтай о конфискации помещений Александро-Невской лавры, что встретило массовое сопротивление верующих. Тогда появился один из первых наших новомучеников – священномученик Петр Скипетров, убитый красногвардейцем.

Наконец, самый известный антицерковный декрет – «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 2 февраля 1918 года.

– Каково было его содержание?

– В соответствии с этим декретом, преподавание и обучение религии разрешалось теперь только в частном порядке. Церковь как организация была лишена прав юридического лица и прав собственности, для государства она не значила теперь ничего, становилась фактически нелегальным органом. Приходские общины должны были теперь регистрировать свои приходы, просить у государства конфискованные здания храмов.

– Но была же, наверное, Церковь юридическим лицом? Или не была?

– Легальность в последующие годы как раз и была приманкой государства для церковных деятелей с целью заставить их следовать своей политике. Соглашавшиеся на компромисс откалывались от Церкви, что государству было только на руку: о необходимости раскола Церкви выступал среди прочих печально известный глава ЧК Дзержинский. Отчасти именно легализацией купили и обновленцев, и григориан. В 1927 году путем компромисса был вынужден пойти и заместитель Патриаршего местоблюстителя . Цель большевиков была в том, чтобы добиться от Церкви не только лояльности, что уже было достигнуто при Патриархе Тихоне, а именно согласия следовать за государством и выполнять его распоряжения, в том числе и внутрицерковные. Известная «Декларация» 1927 года была видимым шагом в этом направлении, на самом же деле проблема была не столько в «Декларации», сколько в новой политике, в том числе и кадровой. При этом легальности Московская Патриархия так и не получила: единственным шагом навстречу со стороны государства стала лишь справка, разрешающая работу временного патриаршего Синода.

– А когда были получены права юридического лица, так что можно было, например, держать на балансе имущество и т.д.?

– Русская Церковь получила права юридического лица только в 1991 году в соответствии с законом «О свободе совести и религиозных организаций».

– До этого у Церкви были какие-то свои административные помещения?

– Административные помещения, конечно, были. На местах епархиальные управления действовали обычно при храмах. В Москве было двухэтажное здание Московской Патриархии в Бауманском переулке между станциями метро «Бауманская» и «Красносельская», где жил и трудился митрополит Сергий. К сожалению, здание было снесено, хотя могло бы стать помещением для замечательного музея. Но сама по себе Русская Православная Церковь в советские годы права юридического лица не имела.

– Упомянутые вами декреты касаются дезорганизации Церкви. А с какого времени началось ее физическое уничтожение?

– Первый канонизированный мученик, пострадавший от новой власти, – протоиерей Иоанн Кочуров – был расстрелян в Царском Селе уже 31 октября 1917 года. Волны гонений шли по нарастающей. Сначала – «красный террор», где священника могли убить для устрашения населения либо в качестве заложника. Советская пропаганда прямо ставила духовенство в один ряд с классовыми врагами – буржуазией, дворянами, офицерами, «кулаками». А на местах рассуждали так: раз священник относится к стану классовых врагов, то почему он еще жив? И пастырей нередко ликвидировали по решению местных советов только за социальное происхождение.

В годы «красного террора» и гражданской войны погибли за веру около 10 000 человек

Было огромное количество случаев, когда красноармейцы или «красные партизаны» (часто попросту бандиты – сейчас уже и разобрать невозможно, поскольку в СССР их тоже героизировали), занимая село или входя в монастырь, попросту расстреливали и священников, и монахов, даже не разбираясь в их политических предпочтениях.

Бывали случаи, когда священников защищала паства. Яркий пример – , духовный сын преподобного Амвросия Оптинского. Он много сделал для крестьян: построил школу, приют для девочек-сирот. Да и святость его была очевидна – отец Иоанн Кронштадтский советовал обращаться к отцу Георгию. И попытки арестовать этого пастыря проваливались: народ вставал на его защиту стеной. Хотя от ареста в конце 1920-х годов праведника это не уберегло, все же он умер своей смертью. А вот любимый петроградской паствой протоиерей Философ Орнатский, арестованный в 1918 году, мученической смерти не избежал. Толпы народа, пришедшие к зданию ЧК, так и не смогли добиться его освобождения.

В целом в годы гражданской войны погибших за веру было около 10 000 человек.

– Простите, эти страшные данные за какие годы?

– Это годы «красного террора» и гражданской войны, примерно до 1921-го.

– Затем ситуация улучшилась?

– Можно сказать лишь о небольшом затишье перед 1922 годом. А затем голод начала 1920-х годов, унесший жизни 5 миллионов человек, и изъятие церковных ценностей. В народе говорили, что страшный голод является наказанием за осквернение властями мощей в 1919 году. Были и рациональные объяснения: грабительская продразверстка, вследствие которой крестьяне начинали меньше сеять («Зачем, если все равно отдавать?»); массовое изъятие лошадей – и не на чем стало пахать. Наконец, погодные условия. Ужасы этого голода описаны в книге А. Неверова «Ташкент – город хлебный». В начале 1920-х годов правда еще прорывалась, представить, что подобная книга была бы издана при Сталине, просто невозможно. Там показана постоянная смерть, которую мальчик видит в своей деревне. Потом он едет в Ташкент за хлебом и по дороге тоже видит смерть: умирают дети, взрослые. Его постоянно высаживают из поездов, но он добирается до Ташкента, а потом возвращается домой к умершей семье. Недаром эту книгу высоко оценивал Франц Кафка.

При этом грабить Церковь необходимости не было: в годы страшного голода коммунистическое государство находило средства для помощи своим боевикам по всему миру. И что еще печально, церковные ценности голодающим не помогли. Собрать золото и серебро, переплавить, продать за границу – все это дело небыстрое. В основном же церковное серебро пошло на чеканку монет.

В разгул обновленчества подчас священников арестовывали только за факт поминовения Патриарха Тихона

И зачастую неважно было, сопротивляется священник изъятию ценностей или нет. Преподобномученик Макарий (Телегин) сказал правду, назвав членов комиссии грабителями. И был убит. А священномученик митрополит Вениамин Петроградский не препятствовал изъятию ценностей, но был расстрелян и он.

Но изъятие ценностей – полбеды. В 1922 году ГПУ создает обновленческий раскол. Священника ставили перед выбором: становиться раскольником или подвергнуться репрессиям. Известны случаи, когда арестовывали только за факт поминовения . В некоторых регионах в раскол вовлекли практически все духовенство. К сожалению, история обновленчества подается у нас слишком схематично, а сами раскольники – как не представляющими большой опасности. На самом деле это было не так: и сторонников скандальных реформ было немало, и белых священников, желавших управлять Церковью. А в довершение ко всему поддержка раскола государством. Только представим: Патриарх в заключении, митрополит Петроградский Вениамин расстрелян, Патриарший местоблюститель митрополит Агафангел изолирован в Ярославле, по всей стране верное Патриарху духовенство арестовывается. И если бы не компромисс, на который пошел святитель Тихон в 1923 году, судьба Поместной Русской Церкви могла бы быть еще более печальной.

(Окончание следует.)

1. Когда и где появились первые коммунисты? Как называлась их организация?

Первой международной коммунистической организацией был основанный в 1847 году К. Марксом и Ф. Энгельсом "Союз коммунистов". Своими главными целями "Союз коммунистов" провозглашал "свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности". Более конкретное выражение главные цели и задачи международного коммунистического движения получили в знаменитом "Манифесте коммунистической партии" (1848 г.).

Члены "Союза коммунистов" приняли активное участие в германской революции 1848-1849 г.г., проявив себя наиболее последовательными борцами за единство и демократизацию страны. Главной печатной трибуной коммунистов в это время становится издаваемая К. Марксом и Ф. Энгельсом "Новая рейнская газета". После поражения революции и инспирированного прусским правительством процесса против СК, союз прекратил существование, объявив 17 ноября 1852 года о своём роспуске.

"Союз коммунистов" стал первой формой международного объединения пролетариата, предшественником I Интернационала.

2. Когда была создана коммунистическая партия в России?

Предшественниками российской социал-демократии В. И. Ленин считал дворянских революционеров--декабристов, выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостничество, демократические преобразования в России; революционеров-демократов и революционных народников 70-х - начала 80 гг. XIX века, видевших спасение России в крестьянской революции.

Становление рабочего движения в России было связано с появлением в 70-е и 80-е гг. первых рабочих союзов: Южнороссийского союза рабочих (1875 г.), Северного союза русских рабочих (1878 г.). В 80- годы возникают первые социал-демократические кружки и группы: группа "Освобождение труда", основанная Г.В. Плехановым в Женеве, Партия русских социал-демократов (1883 г.), Товарищество санкт-петербургских мастеровых (1885 г.).

Бурный промышленный подъем, интенсивное развитие капитализма в России подготовили переход освободительного движения от этапа кружковщины к этапу создания единой пролетарской партии. Первый съезд такой партии (Российской социал-демократической рабочей партии) был созван в марте 1898 года в Минске. Съезд, хотя и провозгласил создание РСДРП, не смог выполнить задачи фактического объединения раздробленных групп. Эту задачу выполнил II съезд партии, состоявшийся в 1903 году.

II съезд РСДРП знаменовал собой, с одной стороны, оформление рабочего движения в политическую партию, а с другой стороны, стал началом размежевания двух течений в российской социал-демократии: революционного (большевизм) и соглашательского (меньшевизм). Окончательным актом организационного разъединения меньшевизма и большевизма стала 6 Всероссийская (Пражская) конференция РСДРП (1912 г.), в ходе которой лидеры меньшевиков-ликвидаторов были исключены из партии. Название «Коммунистическая партия» связано с размежеванием международной социал-демократии. Европейские социал-демократические партии (за исключением их левых крыльев) поддержали свои правительства в империалистической мировой войне, тем самым встали на путь соглашательства с буржуазией.

В 1917 г. большевики приняли решение о переименовании своей партии в Коммунистическую. В 1919 г. на VII съезде партии РСДРП(б) была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков).

3. В чем была суть разногласий между большевиками и меньшевиками?

Понятия "меньшевики" и "большевики" возникли на II съезде РСДРП в ходе выборов в руководящие органы партии, когда сторонники В.И. Ленина получили большинство в ЦК и редакции газеты "Искра". Основным противником Ленина на съезде был Ю.О. Мартов, настаивавший на более либеральном подходе к членству в партии и считавший, что для вступления в партию достаточно разделять ее программные цели. Ленин же считал, что член партии обязан постоянно работать в одной из ее организаций.

Впоследствии разногласия между большевиками и меньшевиками перешли в стадию глубокого идейно-политического раскола. Фактически в России существовали две социал-демократические партии.

Меньшевизм воспринимал марксизм догматически, не понимая ни его диалектики, ни особых российских условий. Образцом для подражания меньшевики считали западноевропейскую социал-демократию. Они отвергали революционный потенциал российского крестьянства и отводили буржуазии ведущую роль в будущей революции. Меньшевизм отрицал справедливость крестьянского тезиса о конфискации помещичьих земель и выступал за муниципализацию земли, не отвечающую настроениям сельской бедноты.

По разному большевики и меньшевики выстраивали свою парламентскую тактику. Большевики видели в Государственной Думе лишь инструмент организации рабочих масс вне стен парламента. Меньшевики же питали конституционные иллюзии, выступали за блок с либеральной интеллигенцией, часть меньшевистских лидеров настаивала на ликвидации нелегальной работы и создании законопослушной парламентской партии.

В годы первой мировой войны меньшевики заняли союзную с правящим режимом позицию "оборонцев" и "защитников отечества". Большевики же требовали прекращения мировой бойни, жертвами которой становились трудящиеся разных стран.

Постепенно меньшевизм все более утрачивал историческую инициативу, доверие рабочих и право на власть. К октябрю 1917 меньшевизм как течение в рабочем движении фактически перестал существовать: на выборах в Учредительное собрание меньшевики в Петрограде и Москве получили всего по 3% голосов (большевики в Петрограде - 45%, в Москве - 56%). В годы Гражданской войны значительная часть меньшевиков встала на позицию борьбы с советской властью. Часть же, напротив, влилась в ряды РКП(б). Полный идейно-политический и организационный крах меньшевизма стал свершившимся фактом.

4. За что боролись большевики царской России?

Конечной целью своей борьбы большевики считали переход к социалистическим отношениям, к обществу, в котором средства производства поставлены на службу трудящимся, где нет эксплуатации человека человеком. Отстаивая будущность этого лозунга, большевики боролись за демократизацию российской политической системы, за социально-экономические права рабочих и крестьян.

РСДРП(б) выдвигала требования ликвидации самодержавия, установления демократической республики, созыва Учредительного Собрания для выработки Конституции. Партия боролась за всеобщее избирательное право; свободу слова, союзов, стачек, передвижения; равенство граждан перед законом; свободу вероисповедания; национальное равноправие.

Большевики добивались введения 8-часового рабочего дня, запрета на ночной и детский труд, независимости фабричной инспекции; выступали против выдачи зарплаты натурой, за медицинское страхование рабочих. Большевики поддерживали требования деревенских масс, заключающиеся в необходимости конфискации всех помещичьих, удельных, кабинетных и монастырских земель в пользу крестьян.

С началом первой мировой войны 1914-1918 г.г. большевики возглавляют борьбу за немедленное прекращение войны и заключение демократического мира без аннексий и контрибуций.

С осени 1917 года важнейшим лозунгом РСДРП(б) становиться лозунг передачи всей власти Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Все те требования и программные положения, с которыми большевики на протяжении многих лет шли к трудящимся массам, были выполнены ими в первые дни Советской власти и нашли свое отражение в ее документах: Декретах о мире и земле, Декларации прав народов России, первой Советской Конституции.

5.Почему после прихода к власти большевиков в России разразилась гражданская война?

Советское правительство, избранное II Съездом Советов, сделало все возможное, чтобы избежать гражданской войны. Все первые декреты и шаги нового правительства были направлены на развертывание именно мирного строительства. Ярким подтверждением тому являются: беспрецедентная компания по ликвидации безграмотности, открытие в 1918 г. 33 (!) научных институтов, организация ряда геологических экспедиций, начало строительства сети электростанций, программа "Памятники республики". Власть, готовящаяся к войне, не начинает столь масштабных мероприятий.

Факты говорят о том, что белогвардейские выступления стали возможны лишь после начала иностранной интервенции. Весной 1918 года РСФСР оказалась в огненном кольце: войска Антанты высадились в Мурманске, японцы заняли Владивосток, французы - Одессу, турки вошли в Закавказье, в мае начался мятеж чехословацкого корпуса. И только после этих иностранных акций Гражданская война превратилась в общероссийский пожар - савинковцы подняли мятеж в Ярославле, левые эсеры - в Москве, далее были Колчак, Деникин, Юденич, Врангель.

Вожди белых армий, движимые ненавистью к трудящимся, установившим свою власть и собственность, пошли на откровенное предательство народных интересов. Облачившись в одежды "патриотов России", они распродавали ее оптом и в розницу. Соглашения о территориальных уступках странам Антанты в случае успеха Белого движения - не миф, а реальность антисоветской политики. Эти факты белые генералы не считали необходимым скрывать даже в своих мемуарах.

Гражданская война обернулась для России почти четырехлетним кошмаром убийств, голода, эпидемий, почти полной разрухи. Свою долю ответственности за ужасы и беззакония тех лет несут, конечно же, и коммунисты. Классовая борьба, в ее кровавых проявлениях, почти не знает жалости к человеку. Но вина тех, кто развязал эту антинародную бойню, несопоставима с виной тех, кто эту бойню прекратил.

6. Почему большевики выступали за поражение собственного правительства в первой мировой войне?

На самом деле лозунг большевиков был иным. Они выступали за поражение правительств всех участвующих в войне стран и перерастание войны империалистической в гражданскую.

Первая мировая война не была войной справедливой, национально-освободительной. Это была всемирная бойня, развязанная ведущими капиталистическими державами - Германией и Австро-Венгрией, с одной стороны, Великобританией, Францией, Россией - с другой. Цели обеих коалиций были очевидны для всех: дальнейший передел ресурсов и колоний, сфер влияния и приложения капиталов. Ценой достижения этих задач становились тысячи человеческих жизней - простых рабочих и крестьян всех воюющих стран. Кроме того, Россия оказалась втянутой в мировую бойню, не будучи в ней хоть сколь-нибудь заинтересована. Она не имела твердых гарантий удовлетворения своих территориальных притязаний, а страны Антанты сделали все, для того чтобы основные материальные и людские потери несли Россия, Германия и Австро-Венгрия. В то время, как на западном направлении месяцами могла идти позиционная война без особых потерь, российская армия, принимая на себя основной удар, все больше увязала в кровопролитных сражениях.

В.И. Ленин отмечал: "Война принесла человечеству невиданные лишения и страдания, всеобщий голод и разорение, привела всё человечество "... на край пропасти, гибели всей культуры, одичания...". В ходе войны было убито и умерло от ран свыше 9,5 млн. человек. Убыль российского населения в результате голода и других бедствий, вызванных войной, составила около 5 млн. человек. Вместе с тем война обеспечила баснословные прибыли капиталистам. Доходы одних только американских монополий составили в 1914-1918 г.г. более 3 млрд. долларов.

Большевики и другие интернационалисты Европы хорошо понимали грабительскую сущность мировой войны. Они считали преступлением агитировать трудящихся разных стран за взаимное истребление. Именно они приложили все силы для того, чтобы эта война была остановлена.

7. Почему большевиками был начат "красный террор"?

Исторически объективным и доказанным является тот факт, что террор "красный" был ответом на террор "белый". С первых же дней своего рождения Советская власть пыталась не допустить дальнейшей эскалации насилия, сделала немало примирительных шагов. Красноречивыми свидетельствами тому стали первые акты нового правительства: отмена смертной казни, освобождение без наказания руководителей первых антисоветских мятежей - Корнилова, Краснова, Каледина; отказ от репрессий по отношению к членам Временного правительства и депутатам Учредительного собрания; амнистия в ознаменование первой годовщины Октябрьской революции.

Советское государство поставило вопрос о массовом революционном насилии после того, как 30 августа 1918 года в Петрограде был убит руководитель городской ВЧК М. Урицкий, и в этот же день было совершено покушение на В.И. Ленина. Террористические акты координировались из-за границы, и это признавал в своих мемуарах даже английский посол Локкарт. В ответ на это Совет Народных Комиссаров принял 5 сентября декрет, вошедший в историю как постановление о красном терроре. Декрет ставил задачу изоляции "классовых врагов" в концентрационных лагерях и вводил расстрел как главную меру по отношению к участникам белогвардейских организаций. Самой крупной акцией "красного террора" стала казнь в Петрограде 512 представителей высшей буржуазной элиты - бывших царских сановников. Несмотря на продолжавшуюся гражданскую войну, террор был фактически прекращен к осени 1918 года.

"Красный террор" ставил своей задачей очистить тыл от пособников белогвардейщины и марионеток западного капитала, внутренних коллаборационистов, "пятой колонны" на советской территории. Он был жестоким, суровым, но необходимым велением времени.

8.Почему большевики пошли на заключение позорного для России Брестского мира?

К 1918 году Россия подошла в состоянии крайней экономической разрухи. Старая армия развалилась, а новой создано не было. Фронт фактически потерял управление. Нарастал процесс суверенизации окраин. Крайнее недовольство в связи с войной испытывали широкие солдатские и крестьянские массы. Народ искренне не понимал, за чьи интересы он воюет. Людей заставляли гибнуть, выполняя "союзнический долг" перед странами Антанты, имевшими в войне совершенно четкие корыстные цели.

Прекрасно осознавая этот факт, II Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял 26 октября 1917 года декрет с предложением всем воюющим странам начать немедленные переговоры о мире. Поскольку Антанта это предложение проигнорировала, Советской России пришлось вести сепаратные переговоры с Германией. Переговоры сопровождались многочисленными трудностями, демаршами со стороны немцев, противодействием мирному процессу со стороны "левокоммунистической" и эсеровской оппозиции в России. В конце концов, советское правительство, благодаря настоянию В.И. Ленина, приняло условия кайзеровской Германии.

По этим условиям от России отторгались значительные территории (Польша, Литва, часть Белоруссии и Латвии) - всего около 1 млн. км 2 . Россия обязана была уплатить Германии в различных формах контрибуцию в размере 6 млрд. марок.

В. И. Ленин считал заключение мира тяжелым, но тактически верным шагом. Необходимо было дать стране передышку: сохранить завоевания Октябрьской революции, упрочить Советскую власть, создать Красную Армию. Брестский договор сохранил главное: независимость страны, обеспечил ее выход из империалистической войны.

Ленин провидчески указал на временность заключенного в Брест-Литовске мира. Ноябрьская революция 1918 в Германии свергла власть императора Вильгельма II. Советское правительство признало Брестский договор аннулированным.

9. Почему большевики установили диктатуру одной партии?

Начнем с того, что любая власть есть диктатура - диктатура того класса, в руках которого находятся национальные богатства страны. В капиталистическом обществе власть является диктатурой буржуазии, в социалистическом - диктатурой пролетариата, диктатурой трудящихся масс. Буржуазная диктатура, в какой бы форме она не осуществлялась (либеральная республика, монархия, фашистская тирания), является властью меньшинства над большинством, властью хозяев над наемными работниками. Диктатура трудящихся есть, напротив, господство большинства над меньшинством, есть власть тех, кто своими руками и умом создает материальные и духовные богатства страны.

После победы Октябрьской революции в стране была установлена диктатура пролетариата в форме Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Тот факт, что большинство в этих Советах завоевали коммунисты, говорит о том, что именно их программа и практические действия пользовались наибольшей поддержкой трудового народа. При этом большевики вовсе не стремились к установлению однопартийной системы. В 1917-1918 г.г. в состав правительства входили члены партии левых эсеров. В аппарате ВСНХ, ВЧК, в советах разных уровней вплоть до начала 20-ых годов были представители меньшевиков. В годы Гражданской войны большевиков поддерживали эсеры-максималисты, анархисты. Однако не получив сколь-нибудь значимого мандата доверия от трудящихся, эти партии встали на путь вооруженной борьбы с Советской властью, развязали террор против активистов РКП(б). Так, левые эсеры, ставя своей целью срыв Брестского мира, убили германского посла Мирбаха и подняли в Москве вооруженный мятеж. Правые эсеры на VII съезде в мае 1918 года провозгласили своей официальной линией подготовку к восстанию против Советской власти. Руками анархистов в 1920 году был убит руководитель Московского горкома РКП(б) Загорский. Таким образом, однопартийная система в нашей стране сложилась не благодаря большевикам, а благодаря безответственным и преступным действиям их оппонентов.

10.Почему большевики разрушали храмы, преследовали граждан по религиозному признаку?

Вопрос о взаимоотношениях Православной церкви и большевистского руководства в первые годы Советской власти является одним из самых сложных вопросов нашей истории. Обострение этих взаимоотношений началось еще в конце 1917 года и приняло наибольший размах в годы Гражданской войны. Мы понимаем выросшие из противостояния тех лет непростые чувства верующих и готовы к широкому диалогу с православной общественностью. Но объективный диалог сегодня возможен лишь на основе объективного взгляда на историю.

Общая в первые месяцы уверенность в недолговечности режима большевиков толкнула церковь на открытое выступление против Советской власти. В декабре 1917 г. Собор РПЦ принял документ, согласно которому православная церковь объявлялась первенствующей в государстве, главой государства и министром просвещения могли быть только лица православной веры, преподавание Закона Божьего в школах для детей православных родителей было обязательным. Очевидно, что этот документ шел в разрез со светским характером нового общества. 19 января 1918 г. патриарх Тихон предал советскую власть анафеме, и большая часть духовенства стала сотрудничать с белыми. В 1921 году, во время страшного голода в Поволжье, значительное число священников отказалось от сдачи церковных ценностей в фонд помощи умирающим. Собранный духовенством в эмиграции Карловацкий собор, обратился к Генуэзской конференции с призывом объявить крестовый поход против Советского государства.

Правительство реагировало на подобные факты жестко. Был принят "Декрет об отделении церкви от государства", часть священнослужителей подверглась репрессиям, ценности изымались принудительно. Многие храмы были закрыты, разрушены или переоборудованы. Впоследствии патриарх Тихон понял ошибочность антисоветской позиции церковной иерархии и принял единственно верное решение - не допустить политизации религии в период тяжелейшего социального катаклизма. В июне 1923 года он обратился с посланием, в котором говорилось: "Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило... Я понял всю неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны ее соотечественных и иностранных врагов".

Такая позиция отражала здравый подход священника к вопросам взаимоотношения церкви и государства, носящего светский характер. КПРФ полагает, что и сегодня принцип взаимного уважения и невмешательства мог бы лечь в основу государственно-церковных отношений.

11. Правда ли, что коммунизм и нацизм (фашизм) схожи?

"Коммунизм и нацизм - две разновидности одного тоталитарного типа общества. Они схожи в своей идеологической сущности и методах" - услышать такую нелепицу сегодня - не редкость.

На самом же деле нет ничего более противоположного, чем коммунистический и нацистский взгляды на человека, общество и историю. Идеологический фундамент нацизма - социальный дарвинизм, проповедующий разделение человечества на "сверхлюдей" и париев, на "высших" и "расово неполноценных". Участь одних - господство, участь других - вечное рабство и унизительный труд. Коммунизм же, напротив, указывает на биологическое равенство людей, универсальность человека. Люди не рождаются способными либо ограниченными, подлыми или порядочными, таковыми они становятся в силу социальных условий. Задача фашизма - увековечение неравенства, задача коммунизма - достижение такого общественного устройства, при котором классовые антагонизмы остаются в прошлом, а на смену конкурентной борьбе между людьми приходит ассоциация свободных индивидуумов.

Полярно противоположны взгляды коммунистов и фашистов на историю человечества. С точки зрения научного коммунизма, история - подчиненный объективным закономерностям и творимый народными массами естественный процесс. Для нациста, история есть совокупность индивидуальных воль, где побеждает сильнейший. В основе коммунизма - рационализм, научный подход к осмыслению действительности. В фашистской концепции науку подменяет ницшеанство, иррационализм.

Коммунизм выступает за обобществление, национализацию экономики, ликвидацию несоответствия между общественным характером производства и частным характером присвоения. Идеал фашизма - государство-корпорация, обслуживающее, прежде всего, интересы крупных собственников. Коммунисты исходят из принципа пролетарской солидарности, мира и дружбы между народами. Фашисты провозглашают право отдельных наций на мировое господство с подчинением и уничтожением других народов.

Коммунизм и нацизм - антиподы. Коммунистические партии Европы стали центром Сопротивления коричневой чуме в годы Второй мировой войны, а Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме фашизма в Европе и Азии. Такова правда истории.

12.Почему большевики грабили деревню, проводили политику продразверстки?

Бытующее сегодня утверждение о том, что чрезвычайные продовольственные меры и продразверстка порождены большевиками - неверно в корне. Еще в 1915 году царское правительство установило твердые цены на хлеб, ввело запрет на спекуляцию и стало проводить изъятие у крестьян продовольственных излишек. С декабря 1916 года была объявлена продразверстка. В 1917 году эта политика провалилась из-за слабости аппарата, саботажа и коррупции чиновников. Временное правительство, также как и царское, пыталось решить проблему путем чрезвычайных мер и также потерпело поражение. Спасти страну от голода сумели лишь большевики.

Для того, чтобы правильно осмыслить использование властями столь непопулярных мер, необходимо отчетливо представлять себе положение, в котором оказалась Россия к 1918 году. Пятый год страна находилась в условиях войны с Германией. Реальной становилась угроза новой войны - гражданской. Промышленность практически полностью была милитаризована - фронту требовались винтовки, снаряды, шинели и т.д. По понятным причинам был нарушен нормальный товарообмен между городом и деревней. И без того малорентабельные, крестьянские хозяйства и вовсе перестали давать хлеб для армии и рабочих. Процветали спекуляции, "черный рынок" и "мешочничество". За 1916 год цена на ржаной хлеб выросла на 170%, между февралем и октябрем 1917-ого - на 258%, а между Октябрьской революцией и маем 1918 года - на 181%. Голодная смерть солдат и горожан становилась реальностью.

Ни о каком свободном хлебном рынке здесь речи идти не могло. Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. в стране была введена продовольственная диктатура. Крестьянам устанавливались нормы душевого потребления: 12 пудов зерна, 1 пуд крупы на год и т.д. Сверх этого весь хлеб считался излишками и подлежал изъятию. Эти меры дали значительные результаты. Если в 1917/18 году было заготовлено только 30 млн. пудов хлеба, то в 1918/19 году - 110 млн. пудов, а в 1919/20 году - 260 млн. пудов. Практически все городское население и часть сельских кустарей оказались обеспечены продовольственными пайками.

Необходимо отметить, что крестьянство, получившее от большевиков землю и освобождение от долгов перед государством и помещиками, не пошло на серьезный конфликт с Советской властью. Позднее, когда необходимость в чрезвычайных мерах отпала, продразверстка была заменена более мягкой системой налогообложения.

13. В чем заключалась сущность новой экономической политики (НЭП) в 20-е годы прошлого века?

После окончания Гражданской войны перед государством встала задача мирного строительства. Вынужденная политика "продовольственной диктатуры" перестала быть терпимой для большей части крестьянства, разоренного войнами и истощенного неурожаем. Запрет на товарный оборот сельскохозяйственной продукции привел к сокращению крестьянами посевных площадей. Начались стихийные волнения и восстания, угрожавшие сохранению советской власти. Голод и всеобщая усталость охватили рабочий класс. В 1920 году продукция тяжелой промышленности составляла лишь около 15% довоенной.

В этих условиях было объявлено о начале новой экономической политики. Сущность ее заключалась в ограниченном внедрении рыночных механизмов управления народным хозяйством при сохранении государственного контроля над "командными высотами": крупной промышленностью, внешней торговлей, политическими и социальными завоеваниями рабочих. В соответствии с такой установкой в течении 20-ых годов был реализован целый комплекс экономических мероприятий. В марте 1921 года продразверстка была заменена натуральным налогом, размеры которого были почти в 2 раза меньше. Была произведена денационализация ряда малых предприятий. Под контролем государства создавались коммерческие и кооперативные банки. Право на существование получили концессии с участием иностранного капитала. Прекратилось бесплатное распределение пайков.

НЭП позволил решить целый ряд проблем, связанных с удовлетворением требований крестьянства, насыщением внутреннего рынка товарами и др.. Вместе с тем он принес немало трудностей. Возникла и укрепилась новая советская буржуазия (нэпманы), появилась безработица, возобновилось использование наемного труда. НЭП не решил, да и не мог решить задач по индустриализации России, созданию оборонного потенциала, кооперации сельского хозяйства. К решению этих задач страна подошла лишь в конце 20-ых годов.

14. Как относится КПРФ к личности И.В. Сталина?

Мы считаем, что имя Сталина неотделимо от истории Советского Союза. Под руководством этого человека наша страна совершила гигантский скачок в своем развитии, за 10 лет прошла путь, на который капиталистическим странам потребовались века.

В СССР была установлена власть трудящегося большинства, осуществлен переход к плановому ведению народного хозяйства на основе общественной собственности. Советские люди покончили с безработицей, добились ранее немыслимых социальных завоеваний, осуществили культурную революцию. И кратчайшие сроки была проведена индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. С именем Сталина неразрывно связаны Победа нашего народа в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление экономической мощи Советской державы. Сталин оставил богатейшее философское наследие.

Мы вовсе не пытаемся мифологизировать тот этап в развитии СССР, который был пройден под руководством Сталина. Были допущены и ошибки, и просчеты, и нарушения законности. Однако ошибки эти были болезнью роста. Впервые в истории человечества коммунисты попытались построить общество, в котором нет эксплуатации человека человеком, унизительного деления на "верхи и низы". Рецептов построения такого общества никто не оставлял, проторенной дороги не существовало.

Жесточайшее сопротивление внешних и внутренних противников социализма потребовало централизации и огосударствления многих сфер общественной жизни. Победа в Великой Отечественной войне, успешное восстановление народного хозяйства доказали историческую оправданность такого пути развития. Впоследствии этот путь был неправомерно возведен в абсолют. Но в этом вины И.В. Сталина уже не было.

15. Как вы оцениваете политику массовых репрессий против советских граждан в 30-50 годы?

Термином "репрессии" обычно определяют преследования и казни советских граждан по политическим мотивам. Основанием для репрессий служила знаменитая 58-ая статья УК РСФСР, предусматривавшая наказания за "контрреволюционные преступления". В либеральной литературе считается, что репрессии были массовыми, незаконными и необоснованными. Попробуем разобраться со справедливостью этих утверждений.

По вопросу о массовости репрессий в последнее время было сочинено немало небылиц. Порядок чисел якобы "уничтоженных в советских лагерях" подчас ошеломляет. 7 миллионов, 20 миллионов, 100 миллионов... Если же обратиться к архивным данным, то можно увидеть, что картина была иной. В феврале 1954 г. Н.С.Хрущеву была дана справка за подписью Генерального прокурора, министра внутренних дел и министра юстиции СССР, согласно которой с 1921 г. по 1954 г. за контрреволюционные преступления было осуждено 3 777 380 человек. Из них к высшей мере наказания были приговорены 642 980 человек (по данным антисоветского общества "Мемориал" - 799 455 чел.). Как видим, не о каких миллионах расстрелянных речи быть не может.

Законными ли были репрессии 30-50-ых? В большинстве случаев - да. Они соответствовали букве и духу законов того времени. Без понимания того, что всякий закон диктуется своим временем и характером социального строя, осмыслить и правильно понять такой феномен как репрессии невозможно. То, что считалось законным тогда, кажется незаконным сегодня. Яркий тому пример - наличие в советском уголовном законодательстве норм ответственности за спекуляцию, торговое посредничество, валютные махинации, мужеложство. В современной России все обстоит иначе, слово "спекулянт" заменено словом "коммерсант", последний считается уважаемым и добропорядочным гражданином. А ведь не нужно забывать о том, что по 58-ой статье проходили и обвиняемые в шпионаже, диверсиях на промышленных и сельскохозяйственных объектах, терроризме, власовцы и полицаи.

Репрессии стали отражением драматического становления первого в мире социалистического государства. Маховик карательных органов затронул немало честных и преданных стране людей. Многие из них погибли. Но многие были реабилитированы еще в сталинские годы. Достаточно вспомнить легендарного маршала Рокоссовского, выдающихся ученых Королева и Туполева.

Мы не стремимся оправдать допущенных в те годы ошибок. Но мы отказываемся считать всех репрессированных в сталинское время "безвинными жертвами тоталитарного строя".

16. В чем заключалась суть проводимой в 30-е годы политики индустриализации и коллективизации?

Прошедший в декабре 1925 года XIV съезд ВКП(б) принял решение о взятии курса на ускоренную индустриализацию страны. Выступавший на съезде И.В. Сталин так мотивировал принятое партией решение: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет; мы должны пробежать это расстояние за 10-15 лет, иначе нас сомнут".

Форсированная индустриализация преследовала две задачи. Во-первых, создать мощное, технически оснащенное государство, которое могло дать гарантии от порабощения советского народа иностранными державами. Во-вторых, существенно повысить материальный и культурный уровень жизни граждан. Индустриализация требовала высвобождения огромного количества рабочих рук. Взять их можно было только у крестьянства, т.к. СССР был на 84% аграрной страной. Суть проведенной в интересах социализма коллективизации состояла в создании на селе крупнотоварных предприятий - колхозов, основанных на совместной обработке земли, обобществлении орудий производства, натуральном распределении продуктов по результатам труда.

Индустриализация и коллективизация позволили Советскому Союзу в кратчайшие сроки добиться небывалых результатов. Только за годы первой пятилетки (1927-1931) промышленный потенциал СССР вырос вдвое. К концу 30-ых годов вступили в строй 6 тысяч новых предприятий. Коренным образом изменилась культура труда миллионов людей. К началу сороковых годов уровень грамотности народа составил свыше 80%. Сотни тысяч молодых людей, выходцев из рабочей и крестьянской среды, прошли через вузы, техникумы, рабфаки. Становление колхозной системы на селе привело резкому повышению производительности труда. Только за годы второй пятилетки колхозы получили более 500 тысяч тракторов, около 124 тысяч комбайнов. За считанные годы профессию механизаторов получили около 5 млн. крестьян. У людей появилось свободное время, а значит, возможность учиться, отдыхать.

Индустриализация и коллективизация СССР потребовали огромного напряжения советских граждан. Властям пришлось столкнуться с вредительством и саботажем. Крупные ошибки были допущены не в меру ретивыми партийными работниками. Но стратегически этот курс оказался совершенно правильным.

Союз Советских Социалистических Республик был создан большевиками в 1924 году, на месте Российской Империи. В 1917 году Русская Православная церковь (РПЦ) была глубоко интегрирована в самодержавное государство и имела официальный статус. Это был главный фактор, который больше всего волновал большевиков и их отношения к религии. Они должны были полностью взять под свой контроль русскую церковь. Таким образом, стал первым государством, одна из идеологических целей которой, ликвидации религии и ее замена на всеобщий атеизм. Коммунистический режим конфисковал церковное имущество, высмеивал религию, преследовал верующих и активно распространял атеизм в школах и учебных заведениях.

Конфискация ценностей гробницы Александра Невского.

Восстановленная фотография «Красногвардейцы переоборудуют церковь под клуб». Центральный Государственный архив кино-фото-фоно-документов СССР. А. Варфоломеев/РИА Новости

Суд над священником.

Церковную утварь разбивали.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год.

2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

Советская агитка:

РЕЛИГИЯ охотно одевается в узорные одежды ИСКУССТВА. ХРАМ это особого типа ТЕАТР: АЛТАРЬ - СЦЕНА, ИКОНОСТАС — ДЕКОРАЦИЯ, ДУХОВЕНСТВО - АКТЕРЫ, БОГОСЛУЖЕНИЕ - музыкальная ПЬЕСА.

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

Конфискованные митры, 1921 г.

В марте 1922 г. Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Арестованные священники, Одесса, 1920 год.

Атеизм был нормой в школах, учебных заведениях и филиалах коммунистических организаций (например, комсомол и пионерия), очень жество боролись с религией и в средствах массовой информации. В 1920-х и 1930-х годов, были даже специализирующиеся на антирелигиозной деятельности организации, например — Лига воинствующих безбожников.

С Воскресением Христовым боролись рейдами и танцами в храмах, а верующие устраивали «горячие точки» и исповедовались в письмах. Если религия - опиум, то Пасха - его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник.

На борьбу с церковью в СССР не скупились.

Из переоборудованных помещений храмов делали клубы для молодежи, организовывали производства или использовали, как склады для промтоваров.

Верующего, могли выгнать с работы или исключить из колхоза. Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя. Крестились украдкой, быть православным стало очень опасно.

В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали. К этому дню, по словам исследователей, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозников старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы и шумные веселья.

Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми советскими. «Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел попов), которые должны были отвлекать народ от православия, иметь понятную ему форму и идейное содержание, - рассказывает историк Виктор Еленский. - Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи». Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х - уж слишком издевательскую омерзительную пародию представляли они собой.

В конце 40-х в семьях предпраздничные пасхальные приготовления все еще держали в тайне. «Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, то его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители - местную интеллигенцию, - приводит он пример из свидетельств участников тех событий.

Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию.

Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество.

«Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова: «Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость - идти в церковь на святую Пасху!».

Неожиданный всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан не преследовали. «Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад - «братья и сестры!».

А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», - отмечает Виктор Еленский. Агрессивное высмеивание и сжигания чучел прекратили, как слишком жестокие, верующим выделили помещения для тихого проведения любимого праздника.

На атеистическую пропаганду в СССР выделяли сумасшедшие деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах. В свойственной СССР манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем. Особенно наседали на Западную Украину.

Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок - транслировали редкие телеконцерты (Мелодии и ритмы зарубежной эстрады). «Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь музицирующий оркестр, или розыгрывали похабные спектакли и сценки, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», - рассказывает уроженец Виннитчины Николай Лосенко.

А в родном селе сына священника Анатолия Погодина ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно - звук приглушался. «Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще - ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных.

Ближе к 90-м борьба с религией сбавила темп и напор. Адекватные «контролеры» никого не карали. «Учителя вели беседы про «поповский мрак» чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, - рассказывает Погодин. - Хотя и сами надзирающие и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали этим».

О кровавых репрессиях против духовенства говорят уже очень давно. Особой популярностью в среде попов пользуются рассказы о взорванных храмах. Мол, абсолютное зло, проклятые большевики посягнули на «самое святое».

Однако как дела обстояли на самом деле? Нужно помнить, что с петровских времен церковь была чем-то вроде чиновнического министерства, т. е. работала в интересах государства.

Попы считались особым сословием, им полагалась большая пенсия и приличная по тем временам зарплата. «Духовность» обеспечивали российские законы вроде:

Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное - ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное - ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 191. Отступление от веры - лишения прав на время отступления от веры.

Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере - расторжение брака, ссылка в Сибирь.

Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание - ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении - ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 196. Вероотступничество - запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.

В общем, доходное было дело, и спорить даже ни с кем не нужно было. Если кто-то сомневался в «истинности» православия, то применялись репрессии. И так было почти весь период от крещения Руси до революции 1917 года.

Что же ужасное случались в 1918 году для церкви? Был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Полный текст:

1. Провозглашение светского характера советского государства - церковь отделяется от государства.

2. Запрет любого ограничения свободы совести, или установления каких бы то ни было преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

5. Запрет религиозных обрядов и церемоний при совершении государственных или иных публично-правовых общественных действий.

6. Акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.

7. Школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви - запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом.

8. Запрет принудительных взысканий, сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, а также запрет мер принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами.

9. Запрет права собственности у церковных и религиозных обществ. Недопущение для них прав юридического лица.

10. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ объявлены народным достоянием.

Последствия должны быть очевидны для всех. До декрета попам не приходилось задумываться о том, что за торговую точку нужно платить, что церковным работникам (певчие, сторожа) нужно платить. Все покрывало государство.

У попов были и бонусы. Ведь они не только получали большую зарплату, но собирали деньги с населения, а также иногда в регионе мог проживать меценат, который отдавал церкви значительную долю дохода.

Всего этого они в одночасье были лишены. Примечательно здесь то, что попы долгое время жаловались СНК (совет народных комиссаров) на свое ужасное положение. В частности, обещали служить советской власти в том случае, если декрет об отделении отменят. Но это не работало.

В итоге попы разделились. Одни ушли к белым, другие стали поддерживать власть, третьи же просто отказались от «служения богу». И больше всего было тех, кто покончил с отправлением культа.

На что же жили оставшиеся рясоносцы? Во-первых, это накопления в прошлом, во-вторых, отделение церкви от государства проходило не так гладко, как может показаться на первый взгляд, тут было очень много проблем.

В отдельных района Советской России, даже в том случае, если они не были заняты белогвардейцами, очень часто попы сохраняли старое положение, т. е. и выступали в школах, и собирали с населения деньги. Причем собирали особенно активно, ибо государство больше их не обеспечивало.

Бывали и курьезы, когда члены Российской коммунистической партии (большевиков) в отдаленных регионах страны сами публично отправляли культ, всячески поддерживали духовенство и вместо того, чтобы строить школы и больницы, делились частью дохода с церковью. О подобном писал Емельян Ярославский в статье «Дань предрассудкам».

А поповская верхушка утверждала, что принятие декрета:

«злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения».

Т. е. равноправие с прочими культами – это гонения.

В общем, положение такое: если есть поп и 20 верующих, то они получают здание в безвозмездную аренду. Но они должны сами содержать всех работников, а также платить за ремонт этого здания. Чем воспользовались представители различных культов.

Где же брали деньги оставшиеся попы? Тут все очень просто: в отдельных местах было в любом случае достаточно верующих, чтобы содержать незначительную часть духовенства. Допустим, если даже 1% городского населения будет регулярно посещать несколько храмов, то там уже будут доходы.

Поэтому попы отказались от очень дорогих храмов, и перешли к средним. Но обязательное условие – наличие значительной части прихожан. За эти места сражались, а когда некоторые деятели победить не могли, то они просто раскалывали. Именно так появились всякие «живые» и обновленческие церкви.

Все зависело от положения попа. Верхушка заняла самые доходные места, а остальным попам пришлось туго, ибо отсутствовал источник дохода. Поэтому они в основном покинули церкви добровольно.

Незадолго до революции в стране было около 55 тыс. действующих храмов. Они были повсюду, в том числе в сельской местности, где денег-то особо не водилось никогда, и где попы работали именно по той причине, что платило государство.

Без всяческой поддержки никакого смысла находиться в этих храмах (особенно сельских) просто не было. Так что храмы забросили. Иногда их переделывали под склады, но чаще всего просто не трогали.

Со временем храмы становились аварийными и их в итоге сносили. В чем же здесь преступление? Храм принадлежал правительству, его могли в любой момент передать церкви, но церковь не забирала, поскольку храм не приносил доход, что является главным мотивом деятельность религиозных организаций.

Несмотря ни на что, многие храмы сохранились, даже были посещаемыми. Там «служили» именно главы церкви, и имели приличный источник доходов, т. к. помимо всего прочего еще облагали «данью» остальных попов в стране, которые были им обязаны своим местом. Это было реальное влияние РПЦ. И если в Российской империи было 55 тыс. храмов, то в 80-е годы прошлого века их осталось около 7 тысяч.