» » Политико правовая сфера. Политическая и правовая сферы общества

Политико правовая сфера. Политическая и правовая сферы общества

Политико-правовая сфера жизни общества - это подсистема, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством. Отношение граждан к правовым нормам и законам, совершенство законодательства выступают необходимой основой упорядочения политической жизни общества, исключения политического властного волюнтаризма и вседозволенности, злоупотреблений служебно-должностным положением, а также анархии и беспорядка со стороны граждан. Жизнедеятельность субъектов общества может быть связана с завоеванием власти, использованием властных функций или их утратой, с законотворчеством и исполнением законов. Основными субъектами данной сферы жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи. Субъектами политики и права выступают также различные общественные организации, союзы и движения, целью которых является участие в политико-правовой жизни, в завоевании или удержании власти.

Политико-правовая жизнь осуществляется в определенных организационных рамках - в политической организации общества как совокупности политических институтов - государства, политических партий, движений, союзов, а также в праве как институте общества. Важной характеристикой политической жизни является ее системность. В политическую систему жизни общества входят: политическая и правовая организация общества, политические и правовые отношения субъектов, функционирование политического и правового сознания, режим осуществления власти в стране.

Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

Общение, поведение и деятельность субъектов как система политико-правовых отношений общества;

Совокупность функционирующих политических и правовых институтов, прежде всего институтов государства;

Функционирование политико-правового сознания субъектов;

Осуществление режима власти.

Функции политической системы общества раз­нообразны:

    властная функция;

    регулятивно-правовая;

    коммуникативная (консессуальная);

    идеологическая;

    организаторско-управленческая;

    имущественно-распределительная;

    согласования интересов основных субъектов политико-правового процесса;

    правотворческая;

    стабилизационная;

    обеспечения безопасности общества, личности и государства;

    контролирующе-принуждающая и др.

Основанием классификации политических сис­тем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Можно выделить четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни­кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи­ческую.

К институциональной подсистеме относятся по­литические организации (институты), среди кото­рых особое место занимает государство. Из негосу­дарственных организаций большую роль в политиче­ской жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политиче­ские институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся орга­низации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздей­ствие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, духовной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе­ративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой специальных политических задач, не уча­ствуют в борьбе за государственную власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы. Поэтому по­добные организации участвуют в полити­ческой жизни общества, отстаивают свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике. К третьей группе относятся организации, ситуативно включающиеся в политическую жизнь общества. Они возника­ют и функционируют для реализации личных инте­ресов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно полити­ческих институтов. Сами же они не являются актив­ными субъектами политико-правовой жизни.

Коммуникативная подсистема политической системы общества представляет совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между этническими общностями, классами, социальными группами и слоями, инди­видами по поводу их участия в осуществлении государственной вла­сти, выработке и проведении политики. Политиче­ские отношения являются результатом многочислен­ных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политического поведения, общения и деятельности. Вступать в отношения побуждают субъектов их соб­ственные политические интересы и потребности. Вы­деляют первичные и вторичные (производные) поли­тические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группа­ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государ­ствами, политическими партиями, другими политическими институ­тами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе оп­ределенных правил (норм). Политические и правовые нормы и правила, определяющие и регулирующие полити­ческую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. На­иболее важную роль играют в ней правовые нормы (нормы конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность политических партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и про­граммными нормами. В ряде стран, наряду с документально зафиксированными политическими и правовыми нормами большое значение имеют обычаи и традиции, нравственные нормы. Поэтому, еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, прав­де, справедливости, демократии, свободе. Передовые современные общества прибли­зились к осознанию необходимости возврата в поли­тику таких нравственных ориентиров, как честь, со­весть, благородство, достоинство.

Культурно-идеологическая подсистема полити­ческой системы представляет совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, принципов, чувств и убеждений участников политической жизни. Политическое сознание субъ­ектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом и обыденном. Главным элементом теоретического уровня выступает политическая идеология. В обыденно-практическом сознании важное место занимает политическая психология. К формам проявления политической идеологии отно­сятся идеи, концепции, учения, политические программы, лозунги; а к политической психологии - чувства, эмоции, на­строения, предрассудки, традиции, верования. Особое состояние политического сознания, политической идеологии и политической психологии, специфика их проявления в действительной политической жизни субъектов образуют политическую культуру общества. Она охватывает духовную, организационно-управленческую и практически-деятельностную стороны политической жизни, а также содержание и стиль (правила) поведения и общения политических субъектов.

Функционирование политической системы общества тесно связано с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Носите­лем суверенитета и единственным источником вла­сти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдумы), а также через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приго­вору суда), избирается Президент, депутаты Государ­ственной Думы, члены высших законодательных ор­ганов и главы высших органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации, органы местного само­управления, главы городских и районных адми­нистраций. В Конституции нашего государства за­креплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реаль­ное формирование демократического режима в Рос­сии только началось.

Среди различных регуляторов общественных от­ношений (экономика, мораль, наука, искусство и др.) особое место занимает право. Наиболее распространенным является определение права как системы общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных госу­дарством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным подходом, ко­торый характеризует право как явление духовной жизни и подчеркивает зависимость права от государст­венной воли, в науке существуют и дру­гие точки зрения. Право понимается также явлением общества, социальным институтом общества и имеет типовую структуру, которая характерна для других явлений общества. В этом смысле право включает в себя: правовое сознание субъектов, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений.

В отличие от других общественных явлений право характеризуется следующими признака­ми:

1) общеобязательность - нормы права регулиру­ют поведение всех членов общества или определен­ных категорий неперсонифицированных субъектов, требования права обязательны для исполнения все­ми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность - нормы права ус­танавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности физических и юридических субъектов;

3) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принуди­тельно – со стороны государства (в необходимых случаях);

4) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Функции права в обществе многообразны. Во-пер­вых, право, являясь регулятором об­щественных отношений, закрепляет основы сущест­вующего строя. Во-вторых, обязывая совершать ак­тивные положительные действия, право способству­ет развитию общественных отношений. В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования. В-четвертых, в прак­тической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием при­менения мер государственного принуждения к нару­шителям правопорядка. В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чув­ства справедливости, законности, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной ме­рой свободы человека в обществе, устанавливая гра­ницы социальной активности субъектов по отношению друг к дру­гу. Каждый участник общественных отношений мо­жет достигать своих целей, используя различные ва­рианты. В этом проявляется его отно­сительная независимость, свобода выбора и реше­ния. Право же, отражая согласованные интересы все­го общества, ограничивает и упорядочивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного по­ведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий. Право регулирует также отношения общества с природой.

Политико-правовая сфера жизни общества - это подсистема, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством. Отношение граждан к правовым нормам и законам, совершенство законодательства выступают необходимой основой упорядочения политической жизни общества, исключения политического властного волюнтаризма и вседозволенности, злоупотреблений служебно-должностным положением, а также анархии и беспорядка со стороны граждан. Жизнедеятельность субъектов общества может быть связана с завоеванием власти, использованием властных функций или их утратой, с законотворчеством и исполнением законов. Основными субъектами данной сферы жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи. Субъектами политики и права выступают также различные общественные организации, союзы и движения, целью которых является участие в политико-правовой жизни, в завоевании или удержании власти.

Политико-правовая жизнь осуществляется в определенных организационных рамках - в политической организации общества как совокупности политических институтов - государства, политических партий, движений, союзов, а также в праве как институте общества. Важной характеристикой политической жизни является ее системность. В политическую систему жизни общества входят: политическая и правовая организация общества, политические и правовые отношения субъектов, функционирование политического и правового сознания, режим осуществления власти в стране.

Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

Общение, поведение и деятельность субъектов как система политико-правовых отношений общества;

Совокупность функционирующих политических и правовых институтов, прежде всего институтов государства;

Функционирование политико-правового сознания субъектов;

Осуществление режима власти.

Функции политической системы общества раз­нообразны:

Властная функция;

Регулятивно-правовая;


Коммуникативная (консессуальная);

Идеологическая;

Организаторско-управленческая;

Имущественно-распределительная;

Согласования интересов основных субъектов политико-правового процесса;

Правотворческая;

Стабилизационная;

Обеспечения безопасности общества, личности и государства;

Контролирующе-принуждающая и др.

Основанием классификации политических сис­тем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Можно выделить четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни­кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи­ческую.

К институциональной подсистеме относятся по­литические организации (институты), среди кото­рых особое место занимает государство. Из негосу­дарственных организаций большую роль в политиче­ской жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политиче­ские институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся орга­низации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздей­ствие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, духовной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе­ративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой специальных политических задач, не уча­ствуют в борьбе за государственную власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы. Поэтому по­добные организации участвуют в полити­ческой жизни общества, отстаивают свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике. К третьей группе относятся организации, ситуативно включающиеся в политическую жизнь общества. Они возника­ют и функционируют для реализации личных инте­ресов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно полити­ческих институтов. Сами же они не являются актив­ными субъектами политико-правовой жизни.

Коммуникативная подсистема политической системы общества представляет совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между этническими общностями, классами, социальными группами и слоями, инди­видами по поводу их участия в осуществлении государственной вла­сти, выработке и проведении политики. Политиче­ские отношения являются результатом многочислен­ных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политического поведения, общения и деятельности. Вступать в отношения побуждают субъектов их соб­ственные политические интересы и потребности. Вы­деляют первичные и вторичные (производные) поли­тические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группа­ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государ­ствами, политическими партиями, другими политическими институ­тами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе оп­ределенных правил (норм). Политические и правовые нормы и правила, определяющие и регулирующие полити­ческую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. На­иболее важную роль играют в ней правовые нормы (нормы конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность политических партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и про­граммными нормами. В ряде стран, наряду с документально зафиксированными политическими и правовыми нормами большое значение имеют обычаи и традиции, нравственные нормы. Поэтому, еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, прав­де, справедливости, демократии, свободе. Передовые современные общества прибли­зились к осознанию необходимости возврата в поли­тику таких нравственных ориентиров, как честь, со­весть, благородство, достоинство.

Культурно-идеологическая подсистема полити­ческой системы представляет совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, принципов, чувств и убеждений участников политической жизни. Политическое сознание субъ­ектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом и обыденном. Главным элементом теоретического уровня выступает политическая идеология. В обыденно-практическом сознании важное место занимает политическая психология. К формам проявления политической идеологии отно­сятся идеи, концепции, учения, политические программы, лозунги; а к политической психологии - чувства, эмоции, на­строения, предрассудки, традиции, верования. Особое состояние политического сознания, политической идеологии и политической психологии, специфика их проявления в действительной политической жизни субъектов образуют политическую культуру общества. Она охватывает духовную, организационно-управленческую и практически-деятельностную стороны политической жизни, а также содержание и стиль (правила) поведения и общения политических субъектов.

Функционирование политической системы общества тесно связано с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Носите­лем суверенитета и единственным источником вла­сти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдумы), а также через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приго­вору суда), избирается Президент, депутаты Государ­ственной Думы, члены высших законодательных ор­ганов и главы высших органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации, органы местного само­управления, главы городских и районных адми­нистраций. В Конституции нашего государства за­креплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реаль­ное формирование демократического режима в Рос­сии только началось.

Среди различных регуляторов общественных от­ношений (экономика, мораль, наука, искусство и др.) особое место занимает право. Наиболее распространенным является определение права как системы общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных госу­дарством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным подходом, ко­торый характеризует право как явление духовной жизни и подчеркивает зависимость права от государст­венной воли, в науке существуют и дру­гие точки зрения. Право понимается также явлением общества, социальным институтом общества и имеет типовую структуру, которая характерна для других явлений общества. В этом смысле право включает в себя: правовое сознание субъектов, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений.

В отличие от других общественных явлений право характеризуется следующими признака­ми:

1) общеобязательность - нормы права регулиру­ют поведение всех членов общества или определен­ных категорий неперсонифицированных субъектов, требования права обязательны для исполнения все­ми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность - нормы права ус­танавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности физических и юридических субъектов;

3) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принуди­тельно – со стороны государства (в необходимых случаях);

4) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Функции права в обществе многообразны. Во-пер­вых, право, являясь регулятором об­щественных отношений, закрепляет основы сущест­вующего строя. Во-вторых, обязывая совершать ак­тивные положительные действия, право способству­ет развитию общественных отношений. В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования. В-четвертых, в прак­тической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием при­менения мер государственного принуждения к нару­шителям правопорядка. В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чув­ства справедливости, законности, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной ме­рой свободы человека в обществе, устанавливая гра­ницы социальной активности субъектов по отношению друг к дру­гу. Каждый участник общественных отношений мо­жет достигать своих целей, используя различные ва­рианты. В этом проявляется его отно­сительная независимость, свобода выбора и реше­ния. Право же, отражая согласованные интересы все­го общества, ограничивает и упорядочивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного по­ведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий. Право регулирует также отношения общества с природой.

Структура способа производства

1.Производительные силы:

· Люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками;

· Средства производства (предметы труда – те объекты, на которые направлен труд людей, и средства труда – орудия труда, транспорт, здания и сооружения и т.д.).

2.Производственные отношения:

· Отношения собственности на средства производства;

· Отношения обмена деятельностью;

· Отношения по поводу распределения продуктов труда;

· Отношения по поводу потребления продуктов труда.

Значение материального производства:

· Оно создает материальную базу жизни общества;

· Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

· Непосредственно влияет на социальную структуру общества;

· Влияет на политические процессы;

· Влияет на духовную сферу жизни общества.

Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, законотворческой деятельностью и исполнением законов.

Виды власти в обществе:

· Экономическая;

· Политическая;

· Правовая;

· Военная;

· Духовная;

· Семейная;

· Информационная.

Структура политико-правовой сферы жизни общества:

· Политическая организация общества;

· Политическое и правовое сознание субъектов;

· Политические и правовые отношения;

· Политико-правовая культура;

· Политико-правовая деятельность.

Основные функции государства:

· Представительская;

· Регулятивная;

· Охранительная;

· Внешнеполитическая:

· Интеграционная.

Классификация государств

1.По функциональной характеристике:

· Полицейское (военное);

· Религиозное;

· Правовое;

· Социальное.

2.По форме правления:

· Монархия;

· Теократия;

· Республика.

3.По административно-территориальному построению:

· Унитарное;

· Федеративное;

· Конфедеративное.

4.По политическому режиму:

· Демократическое.

5.По политической стабильности:

· Стабильное;

· Нестабильное.

Признаки права:

· Общеобязательность;

· Формальная определенность;

· Исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов общества и принудительно со стороны государства;

· Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Право выполняет функцию:

· Закрепления основ существующего строя;

· Способствует развитию позитивных общественных отношений;

· Создание предпосылок для целенаправленного и целесообразного функционирования деятельности государства;



· Критерия правомерного и неправомерного поведения людей;

· Воспитания у людей правового сознания.

Основные критерии политико-правовой сферы жизни общества:

· Согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права;

· Наличие и соблюдение политических и правовых свобод;

· Демократизм;

· Верховенство закона и др.

Подробное решение Параграф Обобщения-3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Вишневский М.И. 2009

1. Дайте развернутую характеристику политической системе общества.

Политическая система общества – это совокупность политических институтов и организаций, соответствующих идей и взглядов, политических отношений, политико-правовых норм.

Политические организации и институты – это государство в целом, представленное законодательной, исполнительной и судебной властью, а также политические партии, общественные объединения политической направленности, ведущие идеологическую работу средства массовой информации.

Люди, участвующие в политической жизни общества, играющие в ней различные роли, руководствуются определенными идеями, ценностными установками и воззрениями. Политические взгляды и идеи людей выражают их основополагающие интересы, классов, социальных групп, связанные с получением и использованием власти. Политико-правовые нормы регулируют политическую жизнь общества, фиксируют полномочия властных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан. Эту роль выполняют прежде всего Конституция и законы страны.

Политические отношения складываются по поводу завоевания, перераспределения и использования политической власти в обществе. Это – отношения между политическими институтами и людьми, занимающими определенное политическое положение.

Политические отношения между людьми могут характеризоваться либо сотрудничеством и взаимопомощью, либо соперничеством или даже враждебностью (например, ожесточенная борьба политических партий за власть).

2. В чем заключается взаимосвязь понятий «власть», «государство» и «политика».

Итак, в данном ответе я использую понятия "власть", "государство" (государственная), "политика" (политическая) и покажу их соотношение.

Надеюсь, вам это поможет если не ответить на вопрос, то хотя бы сформировать представление, о чем идет речь.

Если говорить о понятии "власть", то она бывает государственная и политическая.

Эти виды власти различаются по субъектам, которые наделены властными полномочиями.

В первом случае субъекты -органы государственной власти субъектов страны (субъектов 83 -области, края и т.п.), а также федеральные государственные органы.

Во втором случае субъекты -это политические объединения, партии и органы местного самоуправления.

Эти виды власти имеют разные методы воздействия на общество: субъекты государственной власти используют принуждение как метод, а субъекты политической власти непосредственно не могут его применять.

Объем полномочий у этих видов власти тоже разный.

Общее: цель - управлять общественными делами, публичный характер власти.

3. Выделите основные этапы обретения суверенитета Республикой Беларусь.

Процесс становления белорусской государственности можно разделить на три этапа.

Первый этап начинается с момента придания Верховным Советом БССР статуса конституционного закона Декларации «О государственном суверенитете БССР» 25 августа 1991 года. Далее 19 сентября 1991 года были приняты постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь и законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государственном гербе Республики Беларусь». Денонсация 8 декабря 1991 года в Вискулях договора 1922 года об образовании СССР и подписание договора о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), а также ратификация этих документов 10 декабря 1991 года, стали логическим завершением первого этапа становления белорусской государственности. Первыми странами, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. В течение 1992 года произошло полное международное признание Республики Беларусь.

Второй этап становления белорусской государственности связан с принятием Конституции 15 марта 1994 года и избранием в том же году Президента Республики Беларусь.

Третий период начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года. В этот период 14 мая 1995 года проводятся парламентские выборы и одновременно референдум по вопросам придания русскому языку равного статуса с белорусским, установления нового Государственного флага и Государственного герба, экономической интеграции с Россией и расширения полномочий Президента. Для этого времени также характерно укрепление отношений с Российской Федерацией. Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка была устранена граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а 2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, согласно которому оба государства сохраняли свой суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои конституции и атрибуты государственной власти (герб, флаг, гимн). По договору, оба государства являлись полноправными субъектами международного права, сохраняли членство в ООН и других международных организациях. Завершением третьего этапа было проведение референдума 24 ноября 1996 года, в результате которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 15 марта 1994 года.

На современном этапе происходит укрепление белорусской государственности, а также дальнейшее развитие интеграции с Россией. Так, 2 апреля 1997 года был создан Союз Беларуси и России, а 25 декабря 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, одновременно с которой было также подписаны Соглашения о равных правах граждан и равных условиях субъектов хозяйствования. 8 декабря 1999 года Беларусь и Россия подписали Договор о создании Союзного государства. Кроме укрепления связей с Россией, в Беларуси в этот период прошли парламентские (в 2000, 2004,2008 годах) и президентские (2001, 2006) выборы, референдум по вопросу изменения ч. 1 ст. 81 Конституции в 2004 году, а также Всебелорусские народные собрания (1996, 2001,2006).

Таким образом, обретение независимости и создание суверенного государства Республика Беларусь в начале 90-х годов XX века ознаменовало тот факт, что Беларусь впервые стала суверенным государством, приобрела самостоятельность на международной арене, а белорусский народ получил политическое самоопределение. Как записано в ст. 3 Конституции Республики Беларусь «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».

4. На основании современной политической карты мира раскройте вопрос о формах государственного устройства.

Существует несколько форм государственного устройства: 1. Унитарное; 2. Федеративное; 3. Конфедерация.

1. Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

2. Федеративное государство. Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

3. Конфедеративное государство. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: - конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

5. На основании исторического развития одной из европейских стран проследите смену форм правления в государстве.

Российская федерация.

1. монархия;

2. сословно-представительная монархия;

3. снова монархия;

4. Советская Республика;

5. Смешанная Республика.

6. Сравните современные политические системы общества. Ответ оформите в таблицу.

7. Подумайте, что в современном мире способствует образованию политических партий? Сделайте сообщение об одной из политических партий.

Политические партии в современном мире образуются по целому ряду причин:

Жажда власти, стремление к лидерству в государственных масштабах;

Острое чувство несправедливости, желание бороться с нарушениями и недостатками, желание построить новую жизнь;

Чувство патриотизма, потому что не каждый может спокойно взирать со стороны, как Родину втаптывают в грязь;

Собственные амбиции, желание остаться в истории и памяти потомков;

Нереализованные где-то в другой сфере организаторские способности и др.

Сообщение «Республиканская партия труда и справедливости»

Республиканская партия труда и справедливости, (РПТС) - белорусская политическая партия, созданная летом 1993 года. Её учредителями и активными создателями были Нетылькин А. Н., Антонович И. И., Гостюхин В. Н.

Председателем с 2006 года является военный лётчик в запасе, уроженец Украины Василий Заднепряный. Руководящий орган - Политсовет. Одним из основателей партии был известный композитор Игорь Лученок. Членом партии является академик Евгений Бабосов. Дата регистрации - 18 августа 1993 года. Дата перерегистрации - 18 июня 1999 г. Политическая цель - создание общества экономического благополучия и социальной справедливости. РПТС поддерживает политику Александра Лукашенко.

Партия Справедливая Россия поддерживает многолетние дружеские отношения с Республиканской партией труда и справедливости.

Лидер Республиканской партии труда и справедливости Василий Заднепряный в президентских выборах участвовать не может, так как не является уроженцем Беларуси. С 2010-го лидер партии также является сопредседателем Форума Социалистических партий СНГ.

По заявлению Василия Заднепряного (2012 год) партия на третьем месте по численности в стране, в ней 6,5 тысячи человек.

Одной из главных целей и задач РПТС является всемерное содействие процессам строительства Союзного государства России и Белоруссии, а также формированию Евразийского союза.

В Минске 21 сентября 2013 года состоялась конференция политических партий Белоруссии, России, Украины и Казахстана. Участники мероприятия подписали меморандум о создании союза левых партий Таможенного союза. Россию представляла партия «Справедливая Россия», Белоруссию - Республиканская партия труда и справедливости, Казахстан - партия «Бирлик», Украину - Социалистическая партия Украины.

РПТС выступает за признание Белоруссией независимости Южной Осетии и Абхазии.

Партия поздравила Николаса Мадуро с победой на выборах президента Венесуэлы.

В конце 2012 года в Витебске прошла благотворительная акция Республиканской партии труда и справедливости «Подарок Деда Мороза».

Политисполком Республиканской партии труда и справедливости единогласно признал итоги референдума 16 марта в Крыму и полностью поддержал, и приветствовал волеизъявление жителей Севастополя.

В январе 2007 года, во время избирательной кампании в местные советы, РПТС проявила некоторую активность. 12 членов РПТС из 40 выдвинутых были избраны депутатами.

23 марта 2014 года в Республике Беларусь прошли выборы в местные Советы депутатов 27 созыва. Было избрано 18809 депутатов местных советов. Из 50 кандидатов, зарегистрированных от партии, депутатами Местных Советов всех уровней стали 36 человек.

Два члена партии избрались в состав Минского городского совета депутатов 27-го созыва, по итогам выборов, состоявшихся 23 марта 2014 года. (всего в совете 57 депутатов).

8. Какие молодежные организации действуют в Республике Беларусь? Почему наше государство много внимания уделяет молодежной политике?

В Республике Беларуси на сегодняшний день действует несколько молодёжных организаций. Наиболее массовыми из них являются: пионеры, комсомол, БРСМ.

БРСМ (Белорусский республиканский союз молодёжи) - молодёжная общественная организация в Беларуси. Является самым крупным молодёжным объединением страны.

В Республике Беларусь уделяют большое внимание молодёжной политике, т.к. бедующее за молодёжью.

9. Напишите эссе на одну из предложенных тем: Человек – «винтик» или творец истории? Идеальный правитель у Конфуция и Платона. Идеально ли «идеальное» государство Платона?

Эссе на тему «Человек – «винтик» или творец истории»

Человек может быть и «винтиком», и творцом истории. Всё зависит от конкретного человека. Делают историю отдельные сильные, целеустремлённые личности. Они манипулируют остальными людьми, используют их, как винтики. Таких личностей, которые творили историю и остались в памяти можно перечислить огромное множество: Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Владимир - Красное солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина II. Из Библии: Давид, Соломон. Все перечисленные правители обладали ораторским искусством, были сильными и с харизмой личностями, умело управляли сознанием людей, а именно тех людей, которые являлись «винтиками».

Но в нашей обыденной жизни мы сами того не подозревая, находимся под влиянием людей-творцов. Если не было бы летописца Нестора, то мы не знали бы истории древней Руси. Мы восхищаемся стихами Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Цветаевой, Пастернака, Анны Ахматовой. Слушаем красивую музыку Чайковского, Шопена, Моцарта и т.д. Любуемся полотнами великих художников. Все они формируют наше сознание.

Учёные-творцы. Они тоже двигают историю и влияют на развитие человека.

Политическая сфера. Эта подсистема общества связана с властными отношениями, государством и государственным устройством, с реализацией организационно-управленческой функции социальной системы.

Политическая сфера представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.

Власть – это форма социальных отношений, связанная со способностью одних социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других с помощью государственно-правовых средств и в соответствии со своими потребностями и интересами.

Основными элементами политической системы являются государство, политические партии, общественные организации и движения.

Государство – это основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью – правом устанавливать и регламентировать нормы общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использующий легитимные формы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Легитимность насилия как специфического свойства государства обеспечивается различными внутренними основаниями: традициями, популярностью лидера (харизмой), рационально-добровольным признанием гражданами юридических норм.

Государство возникает объективно, в процессе усложнения общественной жизни как потребность в регуляции отношений между социальными группами и отдельными подсистемами общества. В социальной философии существует несколько концепций происхождения государства:

– христианско-теологическая, обоснованная в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Трактует необходимость государства как результат слабости человека, его потребности в соборности, стремления к высшим образцам;

– договорная, разработана в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо. Теория общественного договора основана на понимании государственности через индивидуально-рациональное начало в человеке. Согласно этой теории любой народ проходит в своем развитии две стадии: естественную, догосударственную, и гражданскую, государственную. На первом этапе жизнь регулируется нормами естественного права, на втором – юридической законностью и моральными нормами. Гарантом прав, чести и достоинства, собственности и свободы граждан выступает государство, которому люди передают часть своих прав сознательно, на основе коллективного соглашения – общественного договора;

– классовая, представлена в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Объясняет возникновение государства в результате разделения труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, возникновения классов. Государство, как и вся политическая организация общества, представляет собой надстройку над экономическим базисом. В этой связи формулируются законы об определяющей роли базиса по отношению к надстройке и об относительной самостоятельности самой надстройки.

Политическая система предполагает особый вид деятельности, поэтому в каждом обществе складывается своя политическая элита, т.е. правящая группа, которая имеет доступ к инструментам власти. Элита консолидируется в особые организации – клубы, кабинеты, партии.

Политическая партия – это общность людей, организационно и идеологически связанных, выражающих интересы определенных социальных групп и преследующих цель реализации этих интересов путем участия в государственной власти.

Актуальной в современной философии является проблема взаимодействия государства и гражданского общества. Степень развитости гражданского общества и характер его отношений с государством существенно определяют вектор развития социальной системы, формы политического участия отдельных людей, перспективы демократии, свободы, творчества. Исследование этого комплекса проблем инициировано представителями неомарксизма.

Гражданское общество – это целостная совокупность добровольных объединений граждан, самостоятельно регулирующих некоторые виды деятельности и социальные связи. Институты гражданского общества регламентируют свою деятельность независимо от государственных институтов, но государство, со своей стороны, призвано обеспечить эту свободу необходимыми правовыми гарантиями.

Таким образом, политическая сфера представляет собой особый вид деятельности и поэтому формирует определенный тип общественного сознания.

Конкретные проблемы и аспекты политической сферы жизнедеятельности общества рассматриваются в содержании учебной дисциплины «Политология».

Задания

1. Определите с объяснением критериев выбора, к какой социальной группе Вы относите себя, своих родственников и знакомых?

2. Какие причины производственных конфликтов Вы считаете наиболее существенными в настоящее время?

3. Проведите сравнительный анализ понятий «социальная система», «культура», «цивилизация».