» » Понятие общества в социологии. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия Совокупность людей объединенных исторически

Понятие общества в социологии. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия Совокупность людей объединенных исторически

Общество .

При понимании общества существуют различные представления: от только совокупности индивидов до независимой от индивидов надиндивидуальной надстройки, сообщества. Однако общество есть не только совокупность людей или их материальных и духовных отношений, а есть результат жизнедеятельности людей, включающий историческое единство многих аспектов. (К. Маркс определил, что общество, есть продукт взаимодействия людей).

Общество есть продукт взаимодействия людей, объединенных общими конкретно-историческими условиями и создающих материальные и духовные ценности, исторически развивающаяся цельная совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи, и отношений между ними, осуществляемых в целях удовлетворения потребностей, складывающаяся в процессе жизнедеятельности людей, характеризующаяся наличием социальных ценностей и норм и меняющаяся в ходе исторического развития.
Таким образом, общество представляет собой универсальный способ и саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся и самообновляющуюся систему организации социального взаимодействия людей, обеспечивающую удовлетворение их основных потребностей.
Общество возникло объективно и имеет свои всеобщие, частные (для определенного отрезка времени) и специфические (для конкретного социального организма) законы развития, которые объективны, но существенны в силу сознательной деятельности людей.
Основой появления и развития общества является труд .

Общество создается в силу материального производства, но оно не является единственным фактором развития общества: для развития общества существен комплекс факторов, основными из которых являются система производственных отношений , соответственная способу производства материальных благ (базис), окружающая природа, народонаселение (численность, плотность, образование…), культура и социальные, политические и духовные процессы и институты в обществе (надстройка).

Природа является естественным фактором развития человечества, следовательно, обществ. (Например, в древних Китае и Индии не было частной собственности на землю, так как земледелие нуждалось в грандиозных оросительных системах; в частности, поэтому К. Маркс говорил об азиатском способе производства.) Можно сказать, что общество возникло на определенном этапе эволюции природы, оно - часть природы и вместе с тем качественно от нее отличается тем, что есть сложное структурированное целое, имеющее экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Отношение человека в природе проявляется, по крайней мере, в четырех формах: производительная, климатическая, моральная (в первую очередь, к животным) и эстетическая.

Основными характеристиками общества являются системность, универсальность, саморегуляция и самообновление. При этом очень важна степень открытости социальных систем - стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, напротив, стремление самозамыкаться, отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество).

В условиях капитализма возникает гражданское общество .

Отдельное, исторически сложившееся, конкретное общество, которое представляет собою (относительно) самостоятельную единицу исторического развития, подчиненное одной публичной власти, принято называть социоисторическим организмом. (Термин «социальный организм» одним из первых стал использовать основоположник позитивизма О. Конт.) Под обществом можно понимать также систему социоисторических организмов. В этом смысле общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, «капиталистическое общество»).
В широком смысле слово «общество» употребляют для обозначения человеческого общества в целом, иногда используется термин «цивилизация». В узком понимании, слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей (напр., «научное сообщество»).

Изучением общества занимается особая группа научных дисциплин, которые называют общественными науками.

ОБЩЕСТВО (лат. societas – социум, социальность, социальное) – в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле... Новая философская энциклопедия

  • общество - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • общество - общество ср. 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. Толковый словарь Ефремовой
  • общество - сущ., с., употр. очень часто (нет) чего? общества, чему? обществу, (вижу) что? общество, чем? обществом, о чём? об обществе; мн. что? общества, (нет) чего? обществ, чему? обществам, (вижу) что? общества, чем? обществами, о чём? об обществах... Толковый словарь Дмитриева
  • общество - Заимств. из ст.-сл. яз., в котором оно является калькой греч. koinōnia «объединение», суф. производного от koinos «общий». Этимологический словарь Шанского
  • Общество - (Социум) Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Общество существует, функционирует и развивается лишь при условии социального взаимодействия между его членами... Словарь социолингвистических терминов
  • общество - -а, ср. 1. Совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Человеческое общество. История общества. Развитие общества. Наука об обществе. Малый академический словарь
  • общество - ОБЩЕСТВО -а; ср. 1. Совокупность людей, объединённых общими для них конкретно-историческими условиями жизни. Человеческое о. История общества. Развитие общества. Наука об обществе. Толковый словарь Кузнецова
  • общество - о́бщество народн. о́бчество, кашинск. (См.), укр. обчество́, ст.-слав. обьштьство κοινότης (Супр.) Заимств. из цслав., образовано от о́бщий, как греч. κοινωνία "сообщество" – от κοινός "общий". Согласно Шахматову (Лит. яз. 76), сюда же относится о́птом. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • ОБЩЕСТВО - 1) граждане страны, ее население, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан... Экономический словарь терминов
  • общество - См. общать Толковый словарь Даля
  • Общество - I. Абсолютное государство старого порядка и современная ему политическая доктрина, столь враждебные друг другу, сходились в признании государства единственной рациональной формой человеческого общения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • общество - Древнерусское – обчество (от обчий). В русских литературных памятниках слово «общество» встречается с конца XI в., однако возникло оно значительно раньше. Этимологический словарь Семёнова
  • Общество - В широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп... Большая советская энциклопедия
  • Общество - См. Община Энциклопедия иудаизма
  • общество - В обществе - среди людей, на людях. Бывать в обществе. Привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. А. Пушкин. Фразеологический словарь Волковой
  • общество - О́бщ/е/ств/о. Морфемно-орфографический словарь
  • общество - Среда; круг знакомых. Аристократическое, благовоспитанное (устар.), благоприличное (устар.), благородное, блестящее, большое, буйное, великосветское, веселое, воспитанное, высшее, грязное (разг. Словарь эпитетов русского языка
  • Общество - Это не сумма индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых они находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного производства собственной материальной жизни. Словарь по культурологии
  • общество - Заимствование из старославянского, где былооб разовано как калька с греческого koinonia – "общность" от koinos – "общий". Этимологический словарь Крылова
  • общество - ’ОБЩЕСТВО, общества, обществ (общества, обществ ·неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. «... Толковый словарь Ушакова
  • общество - общество, общества, общества, обществ, обществу, обществам, общество, общества, обществом, обществами, обществе, обществах Грамматический словарь Зализняка
  • ОБЩЕСТВО - ОБЩЕСТВО - понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма... Новейший философский словарь
  • общество - Община, сообщество, артель, ассоциация, банда, беседа, братство, братия, ватага, группа, землячество, каста, клика, коалиция, конгломерат, корпорация, кружок, кучка, лагерь, лига, мир, партия, плеяда, секта, совет, собрание, союз, сфера, товарищество... Словарь синонимов Абрамова
  • общество - 1. совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности; 2. круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов;... Большой бухгалтерский словарь
  • ОБЩЕСТВО - ОБЩЕСТВО - англ. society; нем. Gesellschaft. 1. Сложившаяся в процессе истор. развития относительно устойчивая система соц. связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности... Социологический словарь
  • ОБЩЕСТВО - ОБЩЕСТВО - в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля). Большой энциклопедический словарь
  • общество - ТОВАРИЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (общество) - предприятие, уставный фонд которого разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Финансовый словарь терминов
  • общество - см.: отрыжка общества; сливки общества Толковый словарь русского арго
  • Общество имеет качественно определенные этапы развития и особые социальные закономерности. Общество обособилось от природы и не может быть сведено к ней. В отличие от природы, где господствуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют наделенные сознанием и волей люди, которые ставят перед собой определенные цели и добиваются их реализации. Общество выступает как многообразие форм жизнедеятельности людей. Все это говорит о качественном своеобразии общества по сравнению с природными системами.

    Вместе с тем постоянная связь общества с природой и их взаимодействие является предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества.

    Главное принципиальное отличие человеческого общества от стада животных состоит в осуществлении в нем производства средств жизни.

    Животные лишь приспосабливаются к условиям окружающей среды, а люди преобразуют ее, производят предметы и продукты, необходимые для жизнедеятельности. Совместная жизнедеятельность объединяет людей в общество. Стало быть, общественная жизнь – процесс совместной деятельности.

    Лежащие в основе обществасвязи, взаимодействия, отношения позволяют рассматривать общество как систему. Впервые системно-структурный анализ общества осуществил К.Маркс.

    В своем труде «Капитал» он детально исследовал экономическую основу капиталистического общества и ее влияние на все стороны общественной жизни. На этой основе он создал достаточно обоснованную концепцию развития общества как результата сложного взаимовлияния человеческих действий и структурных условий. По мысли К.Маркса, общество – этопродукт взаимодействия людей , сумма тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Или, иными словами, оно – продукт воспроизводства людьми своей жизни .

    Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений.

    Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

    Совместная жизнь людей – сложное системное образование. Общество относится к числу само развивающихся, динамичных систем, “которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять её состояния”. Общество – продукт совместной деятельности людей способных собственными усилиями создать необходимые условия существования.

    Общество - совокупность людей: - объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей; характеризующаяся устойчивостью, целостностью, саморазвитием и наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение. Необходимо различать термины «общность» и «общество». Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых не на основе общности, а совместных интересов и договоре.

    История человеческого общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. История его возникновения не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью природы человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формируя у него социальных побудительных мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор (применительно к сообществам). Выживали те сообщества, которые подчинялись определенным социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи. Это социально значимое закреплялось естественным отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада в человеческое общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда. Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общий способ деятельности.



    Таким образом, общество, в широком смысле, обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Понятие «природа» в этом значении понимается как все сущее – все объективно существующее, т.е. весь мир во всем его многообразии.

    Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, в движении классовых и др. социальных противоречий.

    В узком смысле под обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы (капиталистическое общество.), определённый социальный организм, принадлежащий к такому типу ("японский феодализм"), или определённая форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству у Гегеля).

    Объяснение природы общественной связи (и соответственно общественной природы человека) на протяжении истории социально-философской мысли оставалось центральной проблемой всех теорий общества; то или иное её решение определяет во многом и трактовку отдельных типов общественной деятельности, в том числе индивидуальных действий.

    В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении, наряду с общими, особенным и специфическим законам.

    Общество является объектом изучения различных наук, в том числе вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. Философия акцентирует свое внимание на решении таких задач, как понимание направленности, цели, смысла, движущих сил исторического процесса. Философия, выясняя смысл понятия «общество», занимается определением специфики типа связей индивидов в единое целое. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

    Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы.

    Становление знаний об обществе представлено различными школами и направлениями. Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы - «социального организма». Но они расходятся в понимании основ этого организма, т.е. того, что объединяет людей в единое целое - общество. Могут быть выделены следующие основные подходы к объяснению общества: натурализм; идеализм; материализм; конвенционализм; психологизм.

    1. Натурализм (от лат. natura - природа) рассматривает «общество» как естественное продолжение закономерностей природы. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение - торговля, головной мозг - правительство).

    В натуралистическом подходе могут быть выделены следующие его варианты:

    а) космизм. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений.

    б) географический детерминизм (от лат. Determinare - определять, быть причиной чего-то). Данная философская позиция утверждает, что тип общества и развитие истории определяется особенностью географической и природно-климатической среды.

    в) социобиологизм (Э. Уилксон, К. Лоренс. Б. Скиннер и др.) Данные теоретики объясняют тип общества спецификой человека как природного биологического существа, его генетическими и расовыми особенностями.

    г) натуралистический социологизм (Бергсон, Зиммель, Шпенглер). В основе жизни людей в обществе лежит биология, потребность жизни. Социальность - это форма организации жизни, найденная самой природой.

    2. Идеализм исходит из признания первичности духовной, идеальной стороны общественного развития (логос, Бог, идея, сознание) как основы объединения людей в единый «социальный организм», их социального поведения и действий. Варианты идеализма:

    а) идеократизм - источник развития общества независим от отдельных людей и находится в неком Абсолютном Духе, идее (Гегель). Абсолютный Дух творит историю, определяя все действия людей. Люди подобны куклам в театре марионеток. Они связаны многочисленными нитями с Духом-творцом, направляющим и определяющим их деяния;

    б)теократизм. Сущность связи в обществе усматривается, прежде всего, в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.

    3. Материалистические тенденции в обществоведении проявляются в поиске материальных оснований исторического процесса (географические условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее полно и последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме , теоретическая основа которого – материалистическое понимание истории.

    Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и т. д. Однако определяющим является общественное бытие людей, т. е. своеобразная «социальная материя», которая предстает как «реальный процесс» жизни людей. Материалистическое понимание истории делает упор на объективность процессов, происходящих в обществе на принципах детерминизма, согласно которому из определенной формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим». (К. Маркс) Общество можно изучать как «естественно-исторический процесс», подобно тому, как естествознание изучает природу и ее законы. Общественные законы, в отличие от законов природы, возникают позже, реализуются только в сознательной деятельности людей, более сложны по механизму проявления и в высокой степени вероятностны («законы-тенденции»).

    Технологический детерминизм делает акцент делается на технике или на определенной технологии как основании создания единого общества. Его представители - Ростоу, Арон, Белл.

    4.Конвенционализм (фр. convention - договор, соглашение). По- другому эту теорию называют атомистической теорией общества. Согласно этой теории, нет единого основания, объединяющего людей в общество. Хотя в «естественном» состоянии «человек человеку - волк», люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование. Люди - это атомы, которые просто договорились друг с другом и чтобы сосуществовать образовали государство и право. Таким образом, общество - это конгломерат индивидов, связанных условными договорными связями (Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций и др.).

    5.Психологизм характеризуется стремлением объяснить единство общества и социальных отношений на основе психологических факторов. психологические теории:

    Интеракционизм (например, Дж. Мид). Представители этой теории объявляют, что общества нет, а есть только непосредственное психологическое взаимодействие людей между собой (inter - action), считают появление государства и общества фикциями.

    Теория Э. Фромма выводит содержание общества и его тип из фундаментальных психологических потребностей, составляющих понятие, «природа человека». Пять основных врожденных психических потребностей составляют человеческую природу: первая - потребность в единении с другими людьми. Из этой невыносимости одиночества вытекает, по Фромму, само существование общества. Вторая - потребность преодоления стремления к пассивности. Это обуславливает либо творческую, либо разрушительную деятельность в обществе. Третья - потребность в укорененности, безопасности. Из этой потребности Фромм выводит патриотизм, национализм. Четвертая - потребность переживания самотождественности. Эта потребность реализуется через самоотождествление индивида через принадлежность к клану, группе, конфессии. Наконец, пятая - потребность духовно и эмоционально ориентироваться в мире. Эта потребность удовлетворяется нравственностью, религией, наукой, философией и т.п. Итак, по Фромму, общество возникает из действий людей, побуждаемых врожденными потребностями.

    Важными проблемами социальной философии являются: деятельность человека, соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития.

    Стартовой позицией для размышления об обществе является классическая античная философия в лице Платона и Аристотеля . Именно в их философии отчетливо выразился подход к проблемам общества, определивший на многие века контуры познания этой области бытия.

    Прежде всего, в учении об обществе Платон и Аристотель выделяют вопросы возникновения общества из потребностей совместного общежития, разделения труда, рабства, сословий, вопросы воспитания людей, размышления об основах экономики и обмена и закономерностей их развития и т.д.

    Вместе с тем в этом многообразии затронутых тем есть узловые пункты, вокруг которых группируются все общественные проблемы. Этих пунктов два: этика и учение о государстве, причем, именно государству уделяется основное внимание.

    Платона и Аристотеля проясняют понятия "общество" через понятие "государство". При этом роль государства проявлялась по-разному. Во-первых, государство было той отправной точкой, с позиций которой и в связи с которой рассматривались все проявления общественной жизни, как материальной, так и духовной. Во-вторых, государство было своеобразным качественным пределом, исключавшим из поля зрения исследователя некоторые общественные явления и реалии потому, что связь их с государством не просматривалась. То есть весь образ социального видения древних мыслителей касается не столько государства, сколько общества. Государство и общество для них – синонимы.

    Такое рассмотрение общества сквозь призму государственно-политических институтов оказалось чрезвычайно живучим, вплоть до ХVI-ХVII вв., когда фактически была сделана первая попытка своеобразного “расчленения” общества и политических структур на основе причинно-следственных связей между ними, связей целого и части.

    В этом отношении наиболее показательна концепция английского мыслителя ХVII в. Т. Гоббса , в которой проявился не отказ от признания определяющей роли государства. Принципиальная новизна позиции Гоббса состояла в том, что он показал: не в самом государстве как таковом, а в других областях общественной жизни коренятся истоки государства.

    Отталкиваясь от идей “естественного состояния”, Ж.Ж. Руссо сделал акцент на выяснении происхождения, сущности, путях преодоления социального неравенства в обществе, вскрыл противоречия частной собственности и эксплуатации человека человеком. Из этих социально-экономических реалий выводил он свое учение об общественном договоре, суверенитете народа и т.п.

    Особое значение в становлении концепции об обществе сыграл А. Смит – классик английской политэкономии, но в такой же мере и социальной философии. Он дает и глубокий анализ человеческого труда, раскрывая с материалистических позиций основы экономической жизни общества, то есть объективных факторов общественного развития.

    Итак, в процессе становления социальной философии изменялось понимание общества как предметной области философии. Эти изменения шли по трем направлениям:

    – расширение изучения различных сторон общественной жизни;

    – своеобразный сдвиг социально-философского интереса с политических и духовных структур общества к его социально-экономическим, базовым основам;

    – более глубокое постижение сущности общества как целостного организма, выявление его основных причинно-следственных связей и отношений.

    В этом процессе существенную роль сыграло и историческое сознание. Уже древние историки (Геродот, Фукидид ) пытались осмыслить историю общества, обнаружить какие-то связи между временами, историческими событиями, хотя эти события больше связывались с явлениями природы, космоса, чем общества.

    Важнейшей ступенью в понимании общества, его сути и истории сыграли взгляды религиозных философов средневековой эпохи Августина и Ф. Аквинского . Главной движущей силой истории общества они считали божественное провидение, а весь исторический путь человечества и общества понимали как путь Бога и к Богу. Христианская концепция, будучи обращена к истории общества, придавала истории человечества, обществу временное измерение. Само земное существование Иисуса Христа стало своего рода точкой отсчета исторического, общественного времени, а жизнь общества обрела смысл во времени, перспективу, пусть своеобразную, но перспективу. Позже она станет объектом и восхищения и критики.

    Существенно изменили представления об обществе четыре великих философа ХIХ в: Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер.

    Г. Гегелем была бы осмыслена и разработана: структура общества в целом, труд, собственность, мораль, семья, гражданское общество, народ, система управления, формы государственного устройства, монархия, тончайшее взаимодействие общественного и индивидуального сознания, всемирно-исторический процесс (его объективность, основные этапы, основные регионы мировой истории), наконец, реальный человеческий индивид в бесконечном множестве и сложности его связей с обществом, с мировой историей. При всем признании роли политических институтов в жизни общества, он отрывается от политико-центризма и разрабатывает объективную теорию общества, бытия человека в нем, доведя концепцию человека до концепции свободы человека и путей ее реализации.

    Принципиально другой подход к анализу общества осуществлен в марксистской концепции . Материалистическая по своей сути, она окончательно порывает с политико-центристскими тенденциями. Общество в ней представляется как специфическое сложное образование, основу которого составляет общественное производство. Законы общества определены как объективные, а само развитие общества – как естественноисторический процесс.

    Одна из особенностей социально-философского наследия Маркса заключается в его тесной связи с политико-экономическим анализом общества. Более того, его социально-философская концепция имеет адресную цель: рассмотрение и обоснование процессов становления коммунистического общества. Именно в таком концептуально-прикладном ключе рассматриваются им вопросы законов общественного развития, классов, прогресса, революции и т.п.

    Важный вклад в учение об обществе, его предметное определение внес О. Конт . Он понимал общество как сложный целостный организм, со своей качественной определенностью, но принципиально отличающийся от составляющих его индивидов. Конт раскрывает естественные законы развития общества. Рассматривая эволюцию общества, он выделяет три важнейшие стадии интеллектуальной эволюции, считая ее определяющей в функционировании общества: теологическую, метафизическую, позитивную.

    Г. Спенсер проводит аналогию общества с биологическим организмом. Исходя из биологического подхода, он анализирует роль составных частей общества, социальных институтов, показывая их взаимосвязь и назначение, раскрывая движение общества как движение от простого к сложному, как закономерность.

    В ХХ в. взгляды на общество развиваются, с одной стороны, в русле идей исторического материализма, с другой – в таких идеях, которые явно выходят за рамки чисто социально-философского анализа. Они представлены мыслителями такого ранга как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Парсонс, О. Шпенглер, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, Н. Бердяев, З. Фрейд и др. В этих концепциях основные проблемы общества явно смещены с объективных факторов и движущих сил его развития на субъект общественного развития, на человека и его субъективное бытие.

    Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человечества как вида живого в соотношении с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре. Ему присущи все основные, типические для природы, признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в основных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т. п. Человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.

    Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. Благодаря сознанию и деятельности человек в обществе социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении, и потреблении материальных и духовных благ. Человек как личность осмысливает и преобразует окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, активно-творчески, удовлетворяет потребности и интересы, осуществляет предвидение.