» » Русские травники, лечебники, аптекарский огород и монастырские больницы. Русские рукописные лечебники и травники xvii-xx вв

Русские травники, лечебники, аптекарский огород и монастырские больницы. Русские рукописные лечебники и травники xvii-xx вв

Первые медицинские энциклопедии на Руси — травники и лечебники.
Аптека «с немцем» и Аптекарский огород.


Медицинская книга на Руси

Древнейшими памятниками медицинской письменности являются лечебники и травники. Описания врачеваний можно найти в изборниках («Изборник великого князя Святослава Ярославича»), евангелиях («Остромирово евангелие», «Архангельское евангелие») и житиях («Повесть о Петре и Февронии»).

Из этих старинных летописей и книг, которых, к слову, до нашего времени дошло всего 200 экземпляров, можно узнать, что набольшей популярностью пользовались лекарства из полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цветов липы, листьев берёзы, коры ясеня, можжевеловых ягод.

Позже в Московском государстве появились прототипы аптек — «зелейные лавки», в которых торговали различными травами и приготовленными на их основе лекарствами. При Иване Грозном в Москве открываются аптеки с «немцем», т. е. иностранцем. Приблизительно в это же время врачом Строгановских солеварен в XV веке был составлен «Лечебник Строгановских лекарств о врачевании от всяких болезней и о всяких зелейных спусках».

В XVII веке в русской медицинской литературе появились так называемые «Вертограды» (сады), составители которых рассказывали не только о приёмах изготовления лекарств и некоторых химических операцих, но и о поведении врача с пациентами: «Пришедшему лекарю к больному человеку сести подле него прилично, не торопясь, и разговаривать бы речи к развеселению болезненного человека». Обычно «Вертоград» начинался вопросом: «Грех ли прибегать к хитростям врачебным?» Тут же давался ответ: медицинское искусство нужно «как земледелие»

РЕЦЕПТЫ "ПРОХЛАДНОГО ВЕРТОГРАДА"

Эти несколько советов взяты из рукописи XVII века под названием "Книга глаголемая Прохладный Вертоград. Лечебник патриаршего келейника Филагрия". Адаптация книги для современного читателя выполнена сотрудницей Российской государственной библиотеки Т. Исаченко.

От кашля:

"Сок солодки по невеликой крошке или по кусочку с сахаром леденцом подержать во рту, чтобы растаял, и глотать - оздоравливает легкие и от кашлю избавляет".

"Семя зензивера (алтея) толчено и приято в вине - кашель тушит и легостно откашление творит".

"Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет".

"Трава фиалки с корнем толчена и варена в воде и ту воду детям давать пить - вредительный кашель у них уймется".

"Тмин толчен и смешан с винными ягодами, варить в вине и пить - старый кашель уймет".

От головной боли:

"Сок мяты огородной смешан с уксусом поровну - помазать лоб и виски, тогда болесть главная престанет".

"Цвет ромашки варен в воде и горячий прикладываем к больной главе - болесть главная тушится".

"Семя горчичное и имбирь мелко толчем и смешаем с медом и тем рот полощем или долго во рту держим - вычистит мозг от мокрости, от которой глава больна бывает".

"Семя аниса сыплем на жар угольный и тот дух ноздрями обоняем - то пристоит тем, у которых глава болит".

Аптекарский огород

В России с давних времен любят травы, доверяют их целительному действию. У восточных славян письменность появилась только в X веке, но уже в одном из ранних памятников древнерусской культуры "Изборник Великого князя Святослава Ярославовича", датированном 1073 годом, приводится описание лекарственных растений. Первый русский лечебник "Мази" был составлен внучкой Владимира Мономаха - Евпраксией. В 1581 году при Иване IV появилась первая Аптекарская изба, которая обслуживала только царский двор. В 1620 году был создан специальный Аптекарский приказ, ведающий сбором лекарственных растений. В 1654 году в Москве открылась первая медицинская школа, которая готовила врачей и аптекарей.

В XVIII веке в Москве возникли аптекарские огороды - сады, где разводили лекарственные растения: у стен Кремля (Красные набережные сады), за Мясницкими воротами, в Немецкой слободе.
В садах также сажали яблони, вишни, малину — их плоды использовались лекарями.
Были еще и «верховые сады», разбитые на крышах Кремля, где выращивали в ящиках шалфей, руту, мяту и другие ароматические травы.

Готовили лекарства на "поварнях", где уже использовали технологию получения дистиллированной воды ("пропущение вод") по немецкой книге Иеронима Брауншвейгского (Страсбург, 1537 год).

Петр I приказал создать аптекарские огороды во всех крупных городах, при военных госпиталях. В Петербурге для такого огорода был выделен Аптекарский остров, ставший впоследствии Ботаническим институтом РАН.
Петр I лично выписывал травы из Москвы в Петербург и просил, чтобы дорожки обсаживались ромашкой и мятой, «кои пахнут».

Были также устроены крупные плантации лекарственных растений в Астрахани и в городке Лубны под Полтавой.

В 1754 году медицинская канцелярия прекратила ввоз лекарственных растений из-за границы.
В первую русскую фармакопею, изданную на латинском языке в 1798 году, вошло около 300 лекарственных растений, из которых более половины произрастают только в Сибири. Активное участие в ее создании принял известный русский естествоиспытатель И. И. Лепехин.


Аптекарский огород

По легенде, еще при основании сада сам Петр посадил здесь три хвойных дерева: ель, пихту и лиственницу «для научения граждан в их различии».

В 1798 году открывается Медико-хирургическая академия, ставшая центром по изучению лекарственных растений. Планомерно создавались плантации лекарственных растений, опытные станции, фармацевтические предприятия по производству фитосредств, научно-исследовательские учреждения. В частности, в 1931 году под Москвой основан Всесоюзный институт лекарственных и ароматических растений.


Схема Сада 1807 года


Вид на пальмовую оранжерею

В 1850-х годах была предпринята серьезная реконструкция сада с целью сделать его более привлекательным для горожан. У прежде сугубо научного заведения возникла новая функция: сад превратился в любимое москвичами место отдыха. Часть его была «отделана в английском вкусе», появилось много цветов, и «для удобства посетителя наставлены по разным местам скамейки и диваны». И. Е. Репин, бывавший в саду, записал как-то в дневнике:
"В университетском саду много милого мужичья да бабья, несмотря на высокую входную плату."


Живописный старинный пруд

Еще в XVIII веке в аптекарском огороде был устроен пруд по технологии так называемого «глиняного замка» — дно его было выстлано несколькими слоями серой гжельской глины. Первоначально пруд имел прямоугольную форму; а в середине XIX века, в соответствии с модой на пейзажные сады «в английском вкусе», ему придали свободные очертания, сохранившиеся до наших дней

XX век — Советский период


Вход в Ботанический Сад


Летняя экспозиция суккулентов, возле субтропической оранжереи.

Монастырские больницы и «народные врачеватели».

В XI в. стала развиваться монастырская медицина, появились монастырские больницы. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Ефрем поставил больницы в Переяславе. Позднее они появились в Новгороде, Смоленске и других городах.

Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках — «Киево-Печерском патерике» (XII в.). Он содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Это «пречудный лечец» Антоний и его ученик «преподобный Агапит», исцеливший внука Ярослава Мудрого, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Сохранилось предание о том, что князь Владимир вызвал к себе Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако Агапит не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. После выздоровления князь пожелал щедро наградить искусного врача и передал ему богатые дары. Агапит раздал княжеские подарки неимущим людям.

Исторические параллели: При княжеских и боярских дворах на Руси издавна служили светские лекари («лечцы»), как русские, так и иноземные. Летописи XI—XII вв. сохранили упоминания о лечце-армянине («Ормянине»), который был «хитр зело во врачевании». К этому врачу, умевшему определять болезни по внешнему виду и пульсу, обращались князья Всеволод и Владимир Мономах. При дворе черниговского князя в XII в. служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец).

«Киево-печерский патерик» содержит сообщение о медицинских диспутах («стязаниях о врачевськой хытрости») между Агапитом и «Ормянином», с одной стороны, и Петром Сириянином, с другой.

Упоминают хроники Киево-Печерской лавры и о «преподобном Алимпии». Он излечивал мазью прокаженных после того, как их не могли вылечить «волхвы и неверные люди». Больных и сирых, в том числе и душевнобольных, с XI века было принято отправлять в монастыри. Во многих монастырских больницах практиковали искусные во врачевании монахи. «Киево-Печерский патерик» содержит перечень требований к ним: лечцы должны были, ухаживая за больными, выполнять самую черную работу; быть терпимыми в обращении с ними; не заботиться о личном обогащении. Некоторые монахи-лечцы были впоследствии канонизированы православной церковью.

При монастырях часто содержались больничные палаты. Берестяные грамоты начала XIV в. сообщают о существовании монастырских больниц в древнем Новгороде. В первой половине XVI в. была основана больница при Соловецком монастыре. Здесь была специальная больничная библиотека. Монахи занимались не только практической медициной, перепиской и хранением рукописей, но и переводом греческих и латинских книг медицинского содержания. При этом дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. В начале XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре, на территории которого располагались больничные палаты, его основатель монах Кирилл Белозерский (1337— 1427) перевел с греческого небольшой рукописный трактат «Галиново на Иппократа» — комментарии Галена на сочи-нение одного из врачей школы Гиппократа «О природе человека». В дальнейшем это сочинение часто включалось в состав многочисленных травников и лечебников и приобрело широкую популярность.

До середины XVI в. на Руси существовали только монастырские больницы. Первая попытка возложить на государство часть заботы о здоровье людей связана с заседанием большого церковного собора 1551 г., получившего название Стоглавого, или Стоглава, поскольку решения его были сформулированы в сборнике, содержащем 100 глав. На этом соборе было принято решение о привлечении к работе в богадельнях для больных и немощных не только лиц духовного звания, но и гражданского населения. В царствование Ивана Грозного впервые было высказано намерение открыть государственные больницы и богадельни. Исторические хроники сообщают также о владетельных людях, которые заботились о больных, видя в этом христианский долг. Так, советник царя, начальник Челобитного приказа А.Адашев «питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных и собственными руками отмывал их».

О «народных врачевателей» говорится также в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, составленном при Ярославе Мудром. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Старинные, средневековые и современные книги по травам (травники) – это книги, включающие перечень лекарственных растений, их описание и применение.

С самых давних времен люди использовали растения для лечения различных заболеваний. Изучением свойств растений всегда занимались врачи, астрологи и маги. Поэтому в книгах-травниках описываются лечебные, астрологические и магические свойства растений.

До наших дней сохранилась информация о древних, средневековых и более поздних книгах-травниках и их авторах. Современные травники во многом опираются на древние и средневековые источники по травам.

Ниже мы приведем самые известные старинные книги-травники.

Старинные книги-травники и их авторы

Шень-Нун (3216 г. до н.э.) – китайский император, собрал все имеющиеся в то время сведения о лечебных растениях и составил книгу «Бен-Цао» («Книга о травах»). В этой книге он обобщил опыт применения лекарственных растений в Китае. Эта книга считается первоисточником восточных сочинений по медицине.

«Папирус Эберса» (около 1570 г. до н.э.) – древнеегипетский травник. Содержит описание многих растений и их лечебное применение при разных заболеваниях.

Диоклей (IV в. до н. э.) – труды о лечебных растениях.

Кратеус (I в. до н. э.) – труды о лечебных растениях.

Авл Корнелий Цельс (конец I века до н. э. – начало I века н. э.) – написал 8 томов о медицине, в которых обобщил все знания о медицине своего времени. Описал лекарственные растения и способы их применения при лечении заболеваний.

Педаний Диоскорид (1 век н.э.) – древнеримский врач греческого происхождения. Занимался изучением лекарственных растений. Написал сочинение из 5 томов «Materia medica» («О лекарственных средствах»). Он описал около 800 лекарственных растений и как они действуют.

Кай Плиний Старший (23 — 79 гг. н. э.). В своем труде «Естественная история», состоящем из 37 книг, он собрал более 2000 работ разных авторов. Описал растения и дал рекомендации об их лекарственном применении.

Ларг Скрибоний (первая половина 1 века н.э.) – древнеримский врач, занимающийся астрологией. Написал лечебник (сборник рецептов трав), составленный по зодиакальному принципу. Известен удачным гороскопом, сделанным императору Тиберию.

Клавдий Гален (129 — 201 н.э.) – древнеримский врач и фармацевт. Переработал сочинения предшественников и создал новое учение об активных веществах в лекарственных растениях. Предложил извлекать активные вещества из растений путем приготовления настоев, отваров, настоек и экстрактов. Рекомендовал смешивать разные вещества, чтобы усилить их действие. Написал около 200 трудов по медицине, из них – два травника, которые переводились на многие языки. Его идеи и сейчас не потеряли своего практического значения. До сих пор отвары, настои, настойки и экстракты называют галеновыми препаратами.

Апулей (1У век н. э.) – составил самый известный в то время древнеримский (латинский) травник.

Гиппократ (460 — 377 гг. до н.э.) – известный древнегреческий врач. В своей врачебной деятельности использовал препараты из лекарственных растений. Первое собрание сочинений по медицине, которые приписывались Гиппократу, появились в III веке до нашей эры. Предположительно, это собрание работ разных авторов – последователей Гиппократа. По этим работам можно судить о медицинских знаниях того времени. Считается, что Гиппократ описал 236 видов лечебных растений. Ему приписывается известное высказывание, что болезни происходят от недостатка или избытка в организме того или иного элемента.

Средневековые книги-травники и их авторы

Известная поэма «Одо из Мена» (Х век) – о лечебных свойствах более 100 видов растений.

Авиценна (Ибн Сина) (980 — 1037 гг.) – ученый, философ и врач, выдающийся представитель арабской медицинской школы. Написал «Канон врачебной науки» в пяти томах, который в средние века был настольной книгой для врачей. И сейчас «Канон врачебной науки» имеет огромную ценность. В своем труде Авиценна описал около 900 видов лекарственных растений.

Хнльдегард фон Бинген (XII в.) – сочинение «Физика».

Альберт Великий (XIII в.) – сочинение «Естественная история».

Томас де Кантипрато (ХУ в.) – написал «Книгу природы».

Парацельс (1493 — 1541) – выдающийся врач. Создал учение, согласно которому каждая трава по окраске и внешнему виду имеет указание о своем лечебном назначении. Например, желтый цвет растений говорит об их эффективности при лечении заболеваний печени и желчного пузыря, а форма листьев, внешне похожих на внутренние органы человека, указывает на их способность лечить болезни этих органов. Это учение было очень популярным, хотя, как выяснилось позже, оно не соответствует действительности.

Леонарт Фукс (1501 — 1566) – профессор медицины. В 1542 году вышел его труд по лекарственным растениям.

Петрус Андреас Маттиолус (1500 — 1577) – врач. Опубликовал травник в 1554 году.

Якоб Теодор Табернемонтанус (1520-1590) – издал травник в 1613 году.

Ли Ши Чжень (1522 — 1596) – ученый-фармаколог. Опубликовал 52 тома «Бэн-цао-ган-му» («Основы фармакогнозии»), в которых дал характеристику 900 видам целебных растений. Указал способы и время сбора лечебных трав, методы приготовления и дозы употребления.

Николас Кальперер (1616 — 1654) – английский медик-астролог, знаток траволечения. Разработал принципы астрологического траволечения. Систематизировал травы по знакам Зодиака и планетам. Его системой пользуются до сих пор. При лечении назначал травы, относящиеся к планетам-антагонистам планет, ответственных за данное заболевание. Например, назначал травы Солнца при болезнях Сатурна и Марса.

Седир «Магические растения» 1655 г. (русский перевод 1909 г.)

Себастьян Кнайпп (1821 — 1897) – в своих трудах переработал уже известные знания по травам и добавил собственный опыт. Лечил настоями и соками трав.

Первые переводы древних травников Диоскорида, Галена и Апулея на европейские языки (итальянский, французский, английский, немецкий) появились в IX и X веках. Средневековые европейские травники впервые появились в 15-16 веках. Информация в них была в основном заимствована из более древних античных или арабских источников.

В средние века кроме известных «травников» издавалось множество малоизвестных «лечебников», содержащих сведения о лекарственных растениях и их использовании. Множество новых травников были копиями известных средневековых книг.

Русские старинные книги-травники

«Изборник Святослава» (1073 г.) – древнерусский источник, включающий в себя описание лекарственных растений и рекомендации по их применению.

Травники «Аристотелевы врата» – 15 век. Включали в себя перечень лекарственных растений и способы их применения.

Н. Любчанин (? — 1548 гг.) – перевел на русский язык немецкий травник 1534 г. Пропагандировал астрологию.

«Вертограды» (ХУ — XVII вв.) – распространенные старорусские лечебники-травники, включающие описания растений и лекарственных препаратов из них. Являлись переводами европейских травников.

«Лечебник Строгановских лекарств» – травник, перевод с греческого языка (перевел врач Кайбышев, служивший на солеварне у Строгановых).

Н.Сахаров (1841 г.) – «Сказания русского народа». Сочинение включает раздел об употреблении трав.

Н. М. Амбодик-Максимович (18 — 19 вв.) – опубликовал многотомный труд «Врачебное веществословие», в котором описал и зарисовал многие лекарственные растения.

А. П. Нелюбин (18 — 19 вв.) – профессор Медико-хирургической академии, издал «Фармакографию» в 2 томах.

Современные книги по травам

Современных книг по травам достаточно много. Приведем некоторые из них:

В. Орехов «Зеленая аптека»

П.М. Куренков «Русский народный лечебник»

Минеджян Г.З. «Сборник по народной медицине и нетрадиционным методам лечения»

Землинский С.Е. «Лекарственные растения СССР»

Махлаюк В.П. «Лекарственные растения в народной медицине»

Самылина И., Ермакова В. и др. «Фармакогнозия: атлас»

Соколов С.Я, Замотаев И.П. «Справочник по лекарственным растениям»

Турова А.Д. «Лекарственные растения СССР и их применение»

Вера в магическую силу камней уходит в глубь тысячелетий.
В Древней Индии лучшие изумруды считались мужчинами, в Китае нефрит рассматривали как самое совершенное воплощение мужского начала в природе. В древнем Вавилоне драгоценные камни для людей были живыми, они жили и болели. Были камни-мужчины (большие и блестящие) и камни-женщины (не столь красивые). Вавилоняне считали, что звезды могут превращаться в животных, металлы и камни. Одним из звездных камней они считали лазурит.

Финикийцы перенесли эту веру в Древнюю Грецию и Древний Рим.
На камнях гравировали символические изображения, усиливающие их магические свойства: на аметисте - медведя, на берилле - лягушку, на халцедоне - всадника с копьем, на сапфире - барана и т. д.

В "Изборнике Святослава" каждому месяцу приписан камень, причем эти самоцветы упоминаются в том же порядке, что и в древнееврейсом Пятикнижии, написанном на полтора тысячелетия раньше.
В 11 веке по-латыни была написана в стихах "Книга о камнях", в которой описаны места добычи около 70 минералов, а также рассказано об их лечебной и магической силе.

Свойства камней


Каждому камню в древние времена приписывалось определенное свойство: алмазу - чистота и невинность, сапфиру - постоянство, красному рубину - страсть, розовому рубину - нежная любовь, изумруду - надежда, топазу - ревность, бирюзе - каприз, аметисту - преданность, опалу - непостоянство, сардониксу - супружеское счастье, агату - здоровье, хризопразу - успех, гиацинту - покровительство, аквамарину - неудачи.

Тысячелетиями камень был также и незаменимым лекарством, которые применяли при разных серьезных недугах, порошки из камней прописывали лекари, и их можно было купить в аптеках.

В середине 18 века немецкие аптекари прописывали сложные рецепты с растертыми в пророшок кристаллами самоцветов - изумруда, сапфира, рубина, топаза, лазурита.

В Краковском музее хранится рецепт, который был написан Николаем Коперником - свидетельство того, что он верил в целебную силу драгоценных камней. В своих рецептах он использовал порошки жемчуга, изумруда, сапфира, серебра, золота и т. д.

Однако драгоценные камни, естественно, были очень дороги. Только очень богатые люди могли позволить их растирать в порошок, поэтому немецкие лечебники 16 века рекомендуют, например, вместо сапфира взять побольше граната. Примерно так, как сейчас в лечебниках пишут о травах.

Вера в целительную силу камней, в их магические свойства передавалась из поколения в поколение.

Описания магических и целебный свойств самоцветов приводятся почти во всех книгах по алхимии, в книгах писателей минувшего времени и наших дней.

Определение ценности камня

Во Франции Альфонс Луи Констан, живший в XIX веке, написал трактат " Камни вещь живая", где изложил представления античных и средневековых авторов о драгоценных камнях, их ценности, разновидности, мистических и лечебных свойствах. По ценности он расположил камни следующим образом:

К драгоценным камням первого ранга относятся: алмаз, сапфир, рубин, хризоберилл, александрит, изумруд, шпинель, эвклаз.

К драгоценным камням второго ранга относятся: топаз, аквамарин, берилл, красный турмалин, демантоид, фенакит, кровяной аметист, альмандин, гиацинт, опал, циркон.

К полудрагоценным камням он отнес: гранат, эпидот, диоптаз, бирюзу, зеленые и пестрые турмалины, чистой воды горный хрусталь, раухтопаз, светлый аметист, халцедон, лунный камень, солнечный камень, лабрадор.

К цветным камням относятся: лазурит, кровавик, нефрит, амазонит, лабрадор, глазковые шпаты, малахит, авантюрин, разновидности шпата и яшмы, везувиан, дымчатый и розовый кварц, гагат, янтарь, коралл, перламутр.

Ценность жемчуга может быть различной.

Классификация драгоценных камней по цвету

В этом же трактате приводится классификация драгоценных камней по цвету на основе встречающихся оттенков:

Бесцветные камни - прозрачные: алмаз, горный хрусталь, топаз; непрозрачные: халцедон, молочный опал.

Прозрачные синевато-зеленые самоцветы: аквамарин, топаз, эвклаз, турмалин; непрозрачные: амазонит, яшма.

Прозрачные синие и голубые самоцветы: сапфир, аквамарин, турмалин, топаз; непрозрачные: лазурит, бирюза.

Прозрачные лиловые и розоватые самоцветы: рубин, шпинель, турмалин, альмандин.

Прозрачные темно-красные и бурые камни: гранат, гиацинт, турмалин, янтарь.

Прозрачные желтые и золотистые самоцветы: берилл, топаз, турмалин, циркон, дымчатый кварц, янтарь;

Непрозрачные: сердолик, авантюрин, полуопал.

Непрозначные черные камни: гагат, агат, черный турмалин (шерл), кровавик.

Прозрачные пестрые камни: турмалин; непрозрачные: яшма, гелиотроп, агаты,ониксы, глазковые шпаты.

Прозрачные и полупрозрачные переливающиеся камни: лунный камень, волосатик, лабрадор, благородный опал, жемчуг.

Подлинный старорусский травник

История медицины знает огромное количество травников (отсюда слова «травить», «отравить», «отрава»), лечебников и «зелейников» («зелье» – трава, травный настой, яд и пр. изготовленный из трав). Многие из них полны чисто сказочными свойствами и описаниями несуществующих растений. Некоторые из них вполне приложимы к «практике» и в наши дни. однако же, именно за подобные книги или переписанные в тетради описания, вплоть до Петровских времен, людей хватали как колдунов, пытая, подвешивали на дыбу, жгли факелами, вызнавая, что за «колдовские» корешки значатся в «волховских» тетрадках, безжалостно сжигали в срубах.

Названия многих трав не являются ныне общепризнанными и «официальными». Однако многие травы вполне узнаваемы.

Так «Адамова голова», в действительности более известна как мандрагора, или, иначе, скополия. «Вороний глаз» – ныне так и называется: это вполне обычная небольшое растение наших сосново-еловых лесов. «Гага» – березовая чага, нарост на коре. И – так далее.

В Травнике есть – Девясил, Дягиль, Зверобой, Золототысячник, Иван-да-Марья, Крапива, Любисток, Мать-и-Мачеха, Молодило, Осот, папоротник (имеется в виду, видимо: «орляк») Петров Крест, Попутник (подорожник), Прострел (подснежник), Ромашка, Чистотель, Щавель и другие, здесь не упомянутые.

Травы пользовали зачастую более полноценно, нежели ныне – в свежих водяных вытяжках, «кашицах» из тут же нарубленного растения, в порошках, в парениях (например в бане), в курениях. Не забывались ни корни, ни листья, ни цветы, не плоды.

Распространенные ныне спиртовые настойки в старину были замещены более щадящими, забытыми ныне жировыми вытяжками, например, отварами в молоке или растопленном сале (см. напр. трава «архангел»), разведениями в том же молоке или сметане.

Многие растения, особенно свежесорванные, носили при себе, что давало постоянный чрезкожный контакт и, несмотря на примитивность применения, вполне могло способстовать излечению некоторых недомоганий. Практиковались также растения вмазанные в комочек пчелиного воска, также носимого на себе, что так же было не лишено смысла – через воск вещества довольно легко проникали к коже и «целили».

Если сравнивать различные травники, в частности чудесные «колдовские» и обычные «лечебные», то можно заметить отдельные забавные моменты того, как вещи обыкновенные становятся волшебными.

Так, некоторые травы «превращались» в «магические», видимо, по причине простого непонимания прочитанной в травнике фразы. Например, когда врач писал (см. напр.»хмея»), что трава помогает «от сабли» – он имел в виду обычное лечение рубленой раны.

Но, когда тетрадь с рецептами брал в руки человек неграмотный, ему казалось, что речь идет об магической защите «от сабли» с помощью названной травы. А далее, переписывая рецепт или давая его кому-то другому, он «рекомендовал» такую траву уже не как «лечебную», а как…волшебную, магическую! Так рожались легенды, множились загадки и чудеса, являлась невиданная магия.

Так, мандрагора, содержит сильнодействующие алкалоиды (в частности «скополамин»), способные и отравить и исцелить довольно быстро. Именно поэтому ее, как и другие подобные же травы, считали травой «волшебной». Ее применяли в частности: отпаивать «околдованных» (например, женщин, бьющихся в истерике и пр.).

Еще одной «магической» травой полагали – папоротник. Добывать его советовали ее в день Иоанна Предтечи, копать, предварительно положив на земле с четырех сторон серебро, обычно – крупные серебряные рубли, а, для «надежности» добычи и охраны от нечистой силы – побольше.

Полагалось копать «не оглядываясь», чтобы не побила («порушила») сторожащая траву «нечистая сила», и потому, любой случайный прохожий в лесу мог показаться трясущемуся от страха колдуну – такой «нечистой силой». Страшась погибнуть колдун убегал, бросая начатое.

Забавно, но, возможно, как раз такое, случайно оставленное «вспугнутым» колдуном «серебро» и наводило прочих поселян, в том числе и других колдунов на шальную мысль, что с помощью папоротника можно… «искать клады»!

Так, словно в детской игре «испорченный телефон», возникало еще одно очередное «кольцо мнений», среди уже существующих тысяч таких же «колец» – зацикливающихся «сам на себя» народных слухов.

В любом «Травнике» несмотря на довольно бесхитростные описания, они, порой достаточно точны, на что желательно обратить внимание тем, кто хочет воспользоваться рецептами далекой старины. При этом надо иметь в виду, что далеко не всегда то название, что применяется ныне имеется в виду для травы в старом описании.

Под одним названием порой кроются совершенно разные травы. Поэтому к самому описанию растения надо отнестись крайне внимательно, ибо ошибка может дорого стоить.

Так, часто встречающееся выражение «трава ростом со стрелу» означает, буквально – длину «со стрелу», то есть около метра, ростом «в колено» – пол-метра, в «локоть», в «пядь», в «нож», в «иглу» – все это размеры, сравниваемые с предметами.

Выражение «листочки как денешки», означают – круглые листья (как «денежки», монетки).

Слова, типа «цветом красна» могут оказаться двояки по смыслу – или красновато все растение, и красноваты его цветы.

Смысл многих слов менялся из эпохи в эпоху. Слово «худой» означало отнюдь не нечто «тощее», а – плохое. Слово «добрый» – не нечто ласковое, а – хорошее.

Впрочем, поскольку некоторые термины ныне уже основательно подзабыты, а то и просто не применяются, приведем несколько встречающихся в этом и в других «Травниках» слов:

«Будылье» – стеблевая часть.

«Былина» – длинный стебель

«Вороной» – темный

«Гривна» – денежная единица в Древней Руси. В упоминаниях травников, где траву ритуально (магически) рвут «через гривну» имеется в виду, видимо, первоначальный ее смысл, «гривна» – шейное ожерелье из серебра или золота («грива» – шея).

«Грыжа» – от слова «грызть», «грызение»: то есть постоянно ощущаемая острая «боль».

«Ефимок» – монета.

«Желва», «желвак» – глубокое подкожное нагноение, проступающее через кожу, как выпуклость.

«Кила» – опухоль, часто аллергического происхождения, возникающая очень быстро и потому приписываемая в старину колдовству.

«Порча» – в отличие от «грыжи», есть заболевание без постоянно напоминающего «грызения», т. е. боли. Ныне «порчей», в целях рекламного привлечения к практикующим деятелям «нетрадиционной» медицыны нарочито называют исключительно некие вредоносное «колдовские» последствия, которые обычный врач, «традиционными» способами «снять» якобы не может.

«Пядь» – мера длины, отрезок между растянутыми большим и указательным пальцами средней человеческой руки.

«Отрасли» – побочные от стебля отростки, веточки.

«Рамень» – темнохвойный, обычно, еловый лес.

«Скорбь» – какая-либо болезнь.

«Червленый» – красный.

«Черная болезнь» – падучая: эпилепсия.

Следует иметь в виду, что приводимый нами «Травник» избран, собственно, только лишь из-за его краткости. В планах наших, кроме всего прочего, было, так же привести систематизированные краткие отрывки, например, из на редкость любопытного произведения вполне официальной медицины давних лет, известного под типичным для старинных времен пышным и многообещающим названием «Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Ея Императорского Величества, Екатерины II, профессором Н. Амбодиком, в 1784 году» (СПб.: 1784).

Книга эта, в отличие от «народных» травников содержит сведения достаточно апробированные и проверенные на десятках больных, в то время как приводимый ниже «Травник» содержит рецепты, подчас труднопроверяемые, иногда непонятные, а иной раз просто, чисто «сказочные».

Приведенный ниже текст не адаптирован, цитируется по сборнику «Домострой» (М.: Советская Россия, 1990). Примечания в скобках, по тексту наши – А.А.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Шафранная мантия. (THE SAFRON ROBE) автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

Глава 13 Подлинный смысл религии Первое занятие в родном монастыре - Лекарство от всех болезней - Визит к Настоятелю - Встреча с молодым послушником - В чем смысл религии? - Китайская анатомическая схема - Разговор с Наставником о Боге, молитве и обращении в иную веру

Из книги Ведьма и секс автора Круковер Владимир Исаевич

Чародейский травник Народ издавна наделял деревья и травы необыкновенными, могущественными свойствами. Травы использовались, как в лекарственных так и в магических целях. В основном сбор трав приходился на праздник Купалы. Ниже приводится краткий список трав из

Из книги Рок возомнивших себя богами автора Сидоров Георгий Алексеевич

Глава 25. Где скрыт подлинный холокост Выше мы упоминали, что Иосиф Виссарионович Сталин никогда не был антисемитом. Но у читателя может возникнуть вопрос: как же так, Сталин всю жизнь боролся с различными формами проявления сионизма, но антисемитом так и не стал? Мало

Из книги Калиостро и египетское масонство автора Кузьмишин Е. Л.

Подлинный Калиостро: его послание французскому парламенту Когда я пишу эти строки, передо мной лежит небольшая брошюра форматом 11 на 17 см. Ей почти 144 года. На ней проставлена дата – 1786 год, и пускай место издания не указано, нам известно, что это был Париж.Ее приобрели

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

Из книги Психология энергичных людей автора Лис Эленика

Травник в миниатюре …как не хватает мне долгих бесед наших о литературе и философии тихими уютными вечерами на кухне, когда на столе догорала одинокая свеча, бросая отблески на бокалы с холодным вином, в воздухе витали ароматы мяты, крапивы, листьев черной смородины и

Из книги Универсальный ключ к осознанию Себя. Адхьятмаджнянача Йогешвар автора Сиддхарамешвар Махарадж

62. Подлинный Бог вне качеств Подлинный Бог это Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Сознание в теле – это Бог. Та осознанность, которая защищает тело от разных несчастных случаев – от змеи, от лошади и т. д., – это Бог. Мы должны узнать, кем являемся. То, что в этом

Из книги Величайшие загадки аномальных явлений автора Непомнящий Николай Николаевич

ПОХОЖЕ, ФИЛЬМ О ВСКРЫТИИ ПРИШЕЛЬЦЕВ ПОДЛИННЫЙ! В 1995-1996 годах в ряде стран и у нас в России демонстрировался по телевидению сенсационный киноматериал о вскрытии тела человекоподобного существа из НЛО, якобы разбившегося в 1947 году в штате Нью–Мексико. Видеофильм

Гороскопы камней и минералов
Рубин

Стихия - Огонь. Рубин - это один из четырех наиболее дорогих ювелирных камней. Очень твердый. Цвет рубина красный, ярко-красный, темно-красный или фиолетово-красный. Назван рубин от латинского ruber - красный. Известен с древности, используется для вставок в ювелирные изделия, украшения.

Благодаря своему горячему, пылающему цвету рубин всегда считался камнем оживляющим, укрепляющим сердце и изгоняющим тоску. Рубин - это корунд, связанный со Львом. Это камень власти, и поэтому его можно носить людям, достигшим определенного положения, людям, связанным с кармой других людей. Остальным рубин носить нельзя. Либо надевать его только в исключительных случаях. Рубин - камень блеска, тщеславия, творческой отдачи. Он забирает у человека слишком много сил и может вызвать перерасход энергии, слишком большое желание блистать и быть заметным. Рубин - чистая сила Солнца во Льве. Надо отметить, что людям, страдающим болезнями крови, ношение рубина тоже не показано. Его также нельзя носить людям с повышенным артериальным давлением - у них может случиться кровоизлияние в мозг. Люди с пониженным давлением могут носить рубин, особенно огненные знаки: Лев, Стрелец, Овен. Это их камень, он дает власть и блеск. Рубин также и магический камень, дает власть над низшим астралом, над низшими стихиями. Но он годится только тому магу, который уже получил несколько ступеней посвящения. Ученик, который стремится к совершенству в этом искусстве, ношение рубина противопоказано. Рубин хорош для огненных знаков. Козерогам его носить можно, но они к нему долго привыкают.

Приобретать рубин лучше в 17 лунный день, носить на указательном пальце, граненый. Сильнее он летом и весной. Рубин рекомендуется при параличе, заболеваниях анемии, воспалениях, переломах и болях в суставах и костных тканях, астме, слабости сердечной деятельности, ревмокардите, воспалении околосердечной сумки, воспалении среднего уха, при хронических депрессиях, бессоннице, артритах, болезнях позвоночника, хроническом воспалении миндалин, ревматизме. Рубин снижает кровяное давление и способствует излечению псориаза. Помогает при истощениях нервной системы, снимает ночные страхи, помогает при эпилепсии. Оказывает тонизирующее действие. Красный яхонт-рубин в Средней Азии считали исцеляющим эпилепсию и чуму, если съесть его малую толику. По армянским поверьям, положенный в рот рубин утолит жажду, а носимый в кольце - предохранит от последствий удара (видимо, современного инсульта). Вьетнамская медицина относит красный рубин к полезным при лечении заболеваний сердца и приносящим радость. Европейские книги о камнях превозносили реальные и вымышленные свойства рубина. Лапидарий короля Кастилии Альфонсо X называет его удаляющим печали и дающим радость. Кто его носит - не будет испытывать огорчений, а если камень истолочь в порошок и смешать с сердечным лекарством, то он будет очень эффективным для лечения воспалений и разрушения сгустков крови. Видимо, к лекарству рубин добавляли для усиления его действия.

Индийская медицинская литература XIII века видела в рубине ценное средство от скопления газов и желчности. В трактате о камнях XIV века, приписываемом Джону Мандевилю (англичанин, писавший, однако, по-французски), говорится, что счастливый обладатель сверкающего рубина будет жить в мире и согласии со всеми людьми, что он не лишится ни земель, пи почестей и будет сохранен от всех опасностей. Камень обережет его дом, сад и виноградники от повреждений бурями. Но для этого следовало камень в оправе носить на левой стороне тела. В русском Лечебнике XVI века о рубине сказано: яхонт красный кто носит, страшных лихих снов не увидит, укрепит свое сердце и в людях честен будет. По типу светового излучения Литотерапия считает его благоприятным для работы мозга и сердца, благотворно действующим на слабовольных людей, пробуждающим храбрость, ответственность, стремление к лидерству и избавляющим от комплекса неполноценности.

Индийская астрология называет рубин камнем власти, силы и бурной энергии, связанной с кармой людей целеустремленных и ярких. Этот сгусток энергии укрепляет силы, прогоняет тоску и защищает от злых чар. Главное мистическое свойство рубина - рождать влечение к великому. На руке благородного, нравственного человека он ведет его к победам и великим подвигам, а простым людям дает счастье и любовь, и. изменяя свой цвет, предупреждает их об опасности. Он защищает от злых духов, чар, укрепляет сердце, возвращает утраченные силы, гонит тоску, дает женщинам плодовитость.

Эзотерика камня, эзотерический магазин, эзотерика и самопознание, магазин эзотерики, эзотерические практики, маятник эзотерика, практическая эзотерика, эзотерический магазин, эзотерический интернет магазин, эзотерические амулеты, духовная эзотерика, книги по эзотерике камня бесплатно скачать, эзотерика астрология, эзотерика нумерология. Отельные статьи сайта по камням и минералам можно рассматривать как эзотерические и как онлайн школа эзотерики камня. Эзотерика камня, эзотерика астрология, эзотерика нумерология.

Главная страница веб-сайта
Зодиаки, гороскопы камней
Лечение - литотерапия
Магические свойства камня
Бесплатно скачать книги

В 2009-2020 г. у харьковского украинского научного автора К.305 вышли следующие издания:
УДК 531.0 ББК 22.311 K.305 часть 1 "Функции Бесселя и цилиндрические функции в элементарном изложении с программами вычислений", 2009 г., г. Харьков
УДК 531.0 ББК 22.311 K.305 "Специальные функции математической физики", часть 3 "Моделирование аномальных и экстраординарных природных и техногенных процессов", 2009 г., г. Харьков
"Всё о камнях и минералах. Магические и лечебные свойства камней", 2009 г., г. Харьков
Приложение 1 к УДК 549:291,33 ББК 86.41:26.31 К.305 "Контактная и неконтактная литотерапия", 2009-2020 год, г. Харьков (с авторским видеорядом 2010 г. для компьютера)
Приложение 2 к УДК 549:291,33 ББК 86.41:26.31 К.305 "Магнитотерапия и лечение магнитами", 2009-2020 год, г. Харьков (с авторским видеорядом 2010 г. для компьютера)
ISBN 966-7343-29-5 К.305 , 1994-1999, г. Харьков. Восстановленное в 2010 г. автором К.305 издание автора К.305 "Рекуррентные отношения для решений дифференциальных уравнений второго порядка" (защита авторских прав дипломной работы ММФ 1994 г. автора К.305 , официально выполненное лично автором в 2010 г. - изъятие незаконно внедренного в 1999 г. несанкционированного постороннего нелегитимного "левого" кода ББК)
Другие научные и популяризаторские материалы харьковского научного автора К.305 (Украина) за период 2009-2020 г. и др. можно заказывать в Харьковской универсальной научной библиотеке по адресу: ул. Кооперативная, 13, Харьков, UA-61003, Украина. Автор постоянно живет и работает в городе Харькове (Украина).

Кафтанова Ю. В.
К.305 Все о камнях и минералах. Магические и лечебные свойства камней. Научно-популярное издание. - Х.: ЧП Издательство "Новое слово", 2009. - 264 с. ISBN 978-966-2046-92-2
Регистрация автора К.305 в информационной системе ORCID 0000-0003-4306-1738
Рассчитано не только на специалистов-минералогов, но и на широкий круг подготовленных читателей.
2008-2020. Юлия Кафтанова, а/я 10911, Харьков, UA-61003, Украина, моб. тел. +38 050 0463643


Контактная и неконтактная литотерапия (приложение)

Иллюстрированное приложение к базовому изданию. Карманный формат, можно скачать и распечатать для личного пользования, 340 фото, 160 цв. страниц.
Описываются основные типы массажеров и тренажеров, техника массажа нефритовыми массажерами, друзами, шарами, яйцами и кристаллами, в том числе авторская. История рефлексотерапии и контактной литотерапии. Рефлексотерапия. Точечный массаж кристаллами. Массаж друзами с эффектом ипликатора Кузнецова. Интимный массаж и его особенности. Лечение водой, магнитами, магнитотерапия - типичные ошибки и заблуждения. Комплексы лечебных упражнений , в том числе для реабилитации и профилактики. 340 фотографий со схемами работы.
Можно , .pdf 25.9 Мб или
Цветные фото RGB, .pdf 29.8 Мб или

Ю.В. Кафтанова . Все о камнях и минералах
Магические и лечебные свойства камней (базовое издание)

В книге, написанной в т.ч. по материалам моего веб-сайта о камнях и минералах, популярно описаны исторические взгляды на магические свойства более популярных 100 камней. Зодиаки. Гороскопы. Кратко о литорерапии. Методы облагораживания камней, в т.ч. опасные. Удобный карманный формат, 264 ч/б страниц.
Заключительная часть расчитана на специалистов - минералогов, геологов, физиков, прикладных математиков. Очень доступным языком с иллюстрациями описывается современная математическая модель роста кристаллов традиционных и скрытокристаллических форм (кристаллография), приводятся наглядные иллюстрации и определения, излагается современная физика процесса.
Предлагаю , pdf, 16.9 Мб или архивом

Ю.В. Кафтанова . Все о камнях и минералах
Магнитотерапия и лечение магнитами (приложение)

Иллюстрированное приложение к базовому изданию. Карманный формат, можно скачать и распечатать для личного пользования, 320 фото, 160 цв. страниц.
Излагаются упражнения и приемы массажа лечебными магнитами и обзорно физика магнитного поля. Рассказывается, за счет чего лечат магниты, что такое экстрасенсорные воздействия и магнитное поле - "сам себе экстрасенс". Упражнения с Шарами Здоровья. Магнитные тренажеры и массажеры. Кратко об использовании магнитов в инженерном творчестве, об их рассверливании и о патентовании. Наиболее типичные ошибки и заблуждения архивом , 241 Мб

Выставка-продажа изделий мастеров Украины!!