» » С чем связывают появление цивилизации. Становление первых цивилизаций

С чем связывают появление цивилизации. Становление первых цивилизаций

Что такое цивилизация? Цивилизация – это материальная и духовная форма развития и существования общества. В историко-философском значении это понятие означает совокупность материальных и духовных достижений человечества в рамках определенного исторического периода.

Также цивилизацию можно воспринимать как само общество, которое было объединено исторической эпохой, событиями, которые в ней происходили. Таким образом, цивилизация – это целостная система, которая состоит из комплекса политических, экономических, духовных и социальных подсистем.

Возникновение цивилизации

Предпосылки возникновения первых цивилизаций проявлялись еще во времена первобытного общества. Именно тогда возникли первые зачатки духовной и материальной культуры.

Моментом зарождения первой цивилизации принято считать период, когда первобытный человек перестал быть варваром, и начал постепенно адаптироваться к социальной жизни. Первой ступенькой цивилизации стал коллективный образ жизни человека.

Находясь в составе племени, человек добросовестно исполнял свои социальные функции: поддерживал огонь, охотился в лесу, заботился о детях. Первые цивилизации носят название космогенные. Они охватывали Древний мир и эпоху средневековья.

Общество, которое жило в этих цивилизациях, было полностью зависимым от природных условий, отсюда и название «космогенные цивилизации» (зависимость от среды).

Этапы развития цивилизаций

На смену космогенным цивилизациям пришла техногенная (индустриальная) цивилизация. Основой этой цивилизации стало использование машин в качестве главных орудий труда, а также приобщение науки непосредственно к производственному процессу.

Для техногенной цивилизации характерным был наемный труд, что в сотни разы увеличило уровень производства. В сфере социальных отношений сохранилось неравенство, которое провоцировало восстания и революции.

В эпоху индустриальной цивилизации произошел огромный скачек в культурном и духовном развитии людей. Впервые общество научилось регулировать и реформировать общественные и экономические отношения.

В 70-х годах 20 века произошло зарождение нового типа цивилизации – постиндустриального (информационного). Это было обусловлено тем, что техногенная цивилизация полностью исчерпала свои способности и возможности дальнейшего общественного развития.

Наступление новой цивилизации сопровождалось глобальными кризисными проблемами человечества: угроза экологической безопасности, войн, исчерпания природных ресурсов.

Основой постиндустриальной цивилизации является информационное пространство и насыщенность технологических процессов. Наиболее масштабным достижением информационной цивилизации является возникновение интернет – пространства.

Познакомился в неолите, было самородное золото. Потом люди открыли такие металлы, как медь, олово, серебро, свинец, а впоследствии железо. Вначале научились обрабатывать медь - мягкий металл, который плавится при довольно низкой температуре.

Семь тысячелетий назад люди стали активно использовать медь для изготовления топоров, ножей, других орудий. Постепенно медь вытесняла камень. Это привело к тому, что на смену каменному веку пришел век медный. Медным веком называют период 4-3 тысячелетий до н. э.

Наряду с медью люди обрабатывали драгоценные металлы - золото и серебро. Так появились кузнечное и ювелирное ремесла.

С развитием хозяйственной жизни возникла необходимость обмена продуктами труда между земледельцами , скотоводами, ремесленниками, что привело к росту торговли. Позже появились первые деньги. В качестве древнейших денег могли выступать ракушки, шкуры животных, быки, меры зерна. Но наиболее удобными в качестве денег оказались слитки или кусочки металлов - меди, серебра, золота.

2. Изобретение плуга.

Люди усовершенствовали обработку земли. Они изобрели деревянный плуг, напоминавший большую мотыгу. Человеку было трудно тащить плуг, так как он был слишком тяжелым. В плуг стали впрягать волов. С помощью плуга вспахивали неподатливые, твердые почвы . Посевные земли значительно расширились. В результате и урожаи возросли. Люди могли делать большие запасы зерна.

С помощью плуга обычно вели распашку вдвоем. Один человек направлял волов, другой налегал на плуг, чтобы борозда получалась необходимой глубины. Теперь не все общинники должны были участвовать в обработке земли. Высвобождались люди для других видов деятельности - строительства, ремесла , добычи соли, металлов.

3. Строительство мегалитических сооружений.

На юге Англии есть удивительное сооружение. Поставленные вертикально грубо обработанные каменные глыбы образуют полукруг. На них лежат остатки каменных плит. Это сооружение окружено земляными валами. Когда всходит солнце, оно оказывается между двумя центральными глыбами-столбами, как бы обрамляющими восход дневного светила. Сооружение это называется Стонхендж. Такие сооружения носят название мегалитических. Вы помните, что слово "лит" означает "камень". "Мега" по-гречески значит "огромный", "сверхбольшой". Огромные древнейшие мегалитические сооружения встречаются не только в Англии, но и в других частях Европы, Азии, Северной Африки.

Возможно, мегалитические сооружения были древнейшими храмами, а также служили первыми обсерваториями, позволявшими наблюдать за движением Солнца, Луны, звезд, планет и составлять календарь .

4. Древнейшие города.

Недалеко от юго-восточного побережья Средиземного моря археологи раскопали огромный холм. Они нашли остатки одного из древнейших городов мира - Иерихона.

Еще десять тысяч лет назад здесь появился поселок земледельцев. Жители этой деревни упорно трудились, получали хорошие урожаи ячменя и пшеницы, обменивали их на изделия ремесленников у соседних племен. У жителей поселка накапливались богатства. Это позволило им заняться перестройкой своего поселения, которое постепенно превратилось в город.

Жители Иерихона возводили дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Кирпичи эти были не прямоугольными, к которым мы привыкли, а имели овальную форму: снизу были плоскими, сверху закругленными. со следами пальцев. Иерихонские кирпичи были похожи на современный батон. Вокруг Иерихона жители возвели мощные стены с башнями. В городе существовала канализация. Дождевая вола собиралась в специально построенные хранилища. Жители Иерихона обменивали зерно, а также добывавшуюся здесь соль на ракушки с берегов Красного моря, бирюзу с Синайского полуострова и другие вещи.

В Иерихоне археологи нашли древние захоронения: лица умерших были покрыты глиняными масками с нарисованными волосами и головными уборами и вставленными в глазные впадины раковинами. О религиозных верованиях жителей свидетельствует древнейший храм.

Другим древнейшим городом, раскопанным археологами, был Чатал-Гуюк в Малой Азии. Его жители занимались земледелием. В этом городе не было улиц. Дома строились вплотную друг к другу. Они не имели дверей. Проникнуть в помещения можно было только через отверстия в крыше, куда поднимались по приставной лестнице. Когда к городу подступали враги, лестницы убирались. Глухие, без окон наружные стены домов превращались в мощные укрепления.

Жители города поклонялись богине-матери и ее спутнику - молодому богу. Священным животным этого бога был бык. Особой властью пользовались жрецы. Они осуществляли религиозные церемонии и управляли городом.

5. Возникновение древнейших цивилизаций.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремесел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Появились люди, управлявшие другими людьми.

Примерно в середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.

Цивилизация - это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью.

Слово "цивилизация" происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный". Цивилизация противоположна неорганизованному, дикому состоянию жизни, грубому поведению человека, не считающегося с другими.

Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями. Историю Древнего мира можно представить как сосуществование и смену различных цивилизаций.

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. Сюда, в плодородные долины Нила, Евфрата. Тигра, Инда и Хуанхэ, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой. Их взаимодействия обусловили определенное единство Древнего мира при существовании разных цивилизаций и культур.

6. От бронзового века к железному.

Древнейшие цивилизации возникли в медном веке. В дальнейшем люди изобрели бронзу - сплав меди и адова. Бронза была прочнее и тверже меди. Из нее стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Бронзовый век, начавшийся в конце 4 тысячелетия до н. э., продолжался примерно до середины 1 тысячелетия до н. э.

С первой половины 1 тысячелетия до н. э. бронзу начало вытеснять железо. Люди высоко оценили возможности вновь открытого металла. Наступил железный век. Освоение железа дало толчок техническому развитию древних цивилизаций.


В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Онлайн библиотека , планы конспектов уроков по истории , скачать задания по истории для 5 класса , лекции уроков, бесплатные учебники

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Цивилизация - одна из стадий развития человеческого общества, наряду с варварством и дикостью. Это локализованная во времени и пространстве целостная система, характеризующаяся своей экономической, политической, социальной и духовной структурой

В буквальном переводе с латинского языка "цивилизация" означает государственный, гражданский. Это определенная стадия развития общества, для которой характерна его упорядоченность, выделение социума из природы и возникновение противоречий между искусственными и естественными факторами развития. Преобладают социальные факторы жизнедеятельности, искусственные производительные силы, прогрессирует рационализация мышления.

Не всегда можно дать ответ как из хаоса рождается цивилизация. Первобытнообщинный строй был у всех племен, но не все из них доросли до цивилизации. Британский историк и культуролог, один из разработчиков цивилизационной теории Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975 г.г.) полагал, что те сообщества, которые находились в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним ничего не меняя. И напротив, если сообщества испытывали постоянные или внезапные изменения окружающей среды, они вынуждены были изменять модель своего сообщества, добиваясь его соответствия окружающим обстоятельствам. Эпоха древних цивилизаций насчитывает не одну тысячу лет и охватывает период становления городов и государств по всему миру.

Первоначальный этап становления цивилизации связан с переходом людей от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, переходу к оседлому образу жизни . Признаком цивилизованности является формирование и развитие городской культуры , архитектуры, монументальной скульптуры. Эти признаки мы находим у ацтеков, майя, египтян и других древних народов. На втором этапе появляются гончарные и иные мастерские, выделяются ремесла, возникает письменность. В дальнейшем письменность динамично развивается. Историки выделяют прогрессивные цивилизации (быстро формирующие народы) и отсталые, развивающиеся неравномерно, что заметно в индустриальной и постиндустриальной культуре. Цивилизации делятся по ступеням развития и бывают аграрные и индустриальные, а так же по географическому расположению и характерным чертам экономики. Так гласит официальная наука.

Древнейшая цивилизация Гёбекли-Тепе

Однако, не все так гладко. На сегодняшний день древнейшей можно считать цивилизацию, следы которой обнаружены в 1994 году на Армянском нагорье, цивилизацию Гёбекли-Тепе. По датировке археологов, первые строительные работы умельцев-строителей и каменотесов здесь начались в 12 тысячелетии до нашей эры - еще не было цивилизации Египта и не построены пирамиды, не существовала цивилизация майя, оставалось 6 тысяч лет до возведения Стоунхэнджа... А здесь первобытные люди эпохи неолита, которые по бытующему представлению должны были бродить по лесам и горам в поисках дичи и кореньев вооруженные каменными орудиями труда , возводили монолитный храмовый комплекс и украшали его каменной резьбой удивительной сложности и красоты. Здесь по камню храма разбросаны искусные изображения зверей - львов, скорпионов, птиц, кабанов, лис, в том числе трехмерные. Для такой обработки строительного камня требовались сложные, отнюдь не простейшие и каменные, инструменты.

Люди Гёбекли-Тепе впервые в истории человечества прекратили бесконечные скитания и стали строить храм. По подсчетам ученых, для этого потребовалось собрать в этом месте не менее 500 - 600 человек. Такое количество строителей не прокормить охотой. И вот здесь-то на историческую арену выходит сельское хозяйство. Именно в такой последовательности - вначале собрание в одном месте большого количества людей и стройка, а потом земледелие и скотоводство. Вначале храм, потом дом, потом деревня, потом город. Эти люди не были первобытными в нашем представлении. У них были ремесла, культура (и письменность), искусство - это была цивилизация!

С 1995 года и по сей день на раскопках комплекса проводит работы германский археолог Клаус Шмидт, приват-доцент Немецкого археологического института в Берлине. Открыты 4 постройки из 20. Пока много неясного и удивительного. Местные жители умели обрабатывать металлы, причем подобные сплавы неизвестны современной науке. По какой-то причине поселенцы покинули это место в 8 тысячелетии до нашей эры. Причем, они не просто ушли, они засыпали песком свой комплекс, чем способствовали его сохранению. Зачем? Почему? Одно бесспорно - они пошли на восток до Месопотамии и на запад до Средиземного моря (Черного тогда не было). И понесли с собой ремесла, сельское хозяйство и культуру в эти плодородные места. Месопотамия и Египет возникли не на пустом месте, их породила древнейшая цивилизация Гёбекли-Тепе.

А потом уже были города- государства - Ур, Урук, Киш, образовавшиеся в Месопотамии примерно 5000 лет назад, в долине рек Тигр и Евфрат. Примерно в это же время возникла цивилизация Древнего Египта. На рубеже III - II веков до нашей эры появилась Индийская, а во II веке до нашей эры - Китайская цивилизация. Одновременно на Балканах вырастала Крито-Микенская цивилизация, предшественница древнегреческих государств. Развитие цивилизаций в доколумбовой Америке началось на рубеже нашей эры.

Зарождение цивилизаций

Все первые цивилизации были речного типа и появлялись в долинах крупных рек , зонах благодатного тропического и субтропического климата. Это и стало причиной необходимости собраться вместе - нужны были крупные ирригационные сооружения. Нужно было организоваться для совместных работ, выделить управленцев. Подобным образом происходило возникновение цивилизаций приморского типа - они тоже нуждались в организации для мореплавания и налаживания отношений с соседними племенами.

Человек пытался противостоять природе, но борьба эта шла с переменным успехом. Печально известна древняя цивилизация Атлантиды, погибшая, как говорит историк, от погружения континента в океан и Минойская цивилизация, погибшая при извержении вулкана Санторин... Эпоха цивилизаций, насчитывающая тысячи лет, знает немало примеров гибели цветущих культур. Причины могут быть самыми разными, а некоторые до сих пор неизвестны и ставят исследователей в тупик. По одной из версий, гибель цивилизации майя объясняется длительной засухой, следствием которой был голод и эпидемии. Возможно, землетрясение и изменение климата привело к печальному концу цивилизацию ольмеков в Центральной Америке. Неизвестная эпидемия унесла таинственную африканскую цивилизацию Нок.

Завоевание другими цивилизациями и ассимиляция привели к исчезновению Древнего Египта и цивилизации этрусков, цивилизации Чиму, существовавшей в доколумбовой Америке. Междуусобицы, смута, перенаселенность были причиной гибели цивилизации Уари, существовавшей в Андах полторы тысячи лет назад. Внутренние проблемы ослабляли государство, приводили к активизации внешнего врага и, в конечном итоге, к завоеванию, как, например, Эгейской цивилизации.

Сложные судьбы цивилизаций

Однако, исчезновение одной цивилизации часто становится началом другой, вторичной. Гибель цивилизации не означает гибель народа. Происходит миграция и создание новой структуры общества. Так, гибель Греческой цивилизации стала основой возникновения Римской, а затем и Европейской. Цивилизационное развитие включает следующие этапы: зарождение (становление), развитие, расцвет и угасание. Не все цивилизации проходят эти этапы полностью. Цикл некоторых прерывается по разным причинам - природные катастрофы, столкновение с другими культурами. О начальном этапе мы говорили выше, с чего и как начинается зарождение цивилизации. Теперь обратимся к следующим фазам. На этапе развития цивилизации складывается определенный социальный порядок, формируется модель поведения индивида, соответствующие социальные структуры. Развитие цивилизации предполагает укрепление и распространение влияния на соседние регионы, расширение территорий, совершенствуется система управления, развивается экономика и культура, создается новая идеология или религиозные культы.

Расцвет цивилизации предусматривает окончательно сложившиеся общественные институты, переход от развития к охране завоеванных позиций, а следовательно, к застою. Общество при этом не осознает, что движение вперед приостановилось, считая это высшей точкой развития. Все это приводит к внутренней напряженности и внешним столкновениям, кризисным явлениям. Угасание цивилизации ведет к обострению экономической, социальной и политической ситуации, духовному разлому. С ослаблением институтов власти, конфликты нарастают. Гибель цивилизации становится неизбежной - от внутренних или внешних причин.

Даже рухнув, цивилизации древнего мира оставили после себя обширное наследие - технические приспособления, научные открытия и культурное развитие, которые легли в копилку человеческого опыта. До сих пор мы пользуемся системой счета времени, заложенной еще в Древнем Вавилоне - час состоит из 60 минут, минута - из 60 секунд. В математике применяем теорему Пифагора и Фалеса, в физике - закон Архимеда - все это дала Древняя Греция, в астрономии - Юлианский календарь , он родом из Древнего Рима. И еще много чего досталось нам от великих предков. Это наше общее богатство. Там, в глубинах древних цивилизаций, лежат истоки современного мира, наше с вами начало.

Друзья! Мы потратили много сил на создание проекта. При копировании материала, пожалуйста, ставьте ссылку на оригинал!

Период первобытности в отдельных районах земли закончился на рубеже IV--111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизацией. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилизации.

К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распространения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлантического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации расширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.

Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исторического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю отдельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая цивилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели -- древневосточную цивилизацию и античную цивилизацию.

Древневосточная -- первая цивилизация. Древнейшей ее формой стали государства в долинах великих рек -- Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монархов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объединенное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она охватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преобладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль играл труд рабов.

Антропологи и археолога в основном согласны, что наша цивилизация впервые возникла на Ближнем Востоке 7 или 8 тысяч лет тому назад и затем распространилась по всей Азии, Африке и, наконец, в Европу и обе Америки. Такой была и остается ортодоксальная точка зрения, и, несмотря на то, что подробности этого возникновения продолжают уточняться и обсуждаться, это кажется наст олько у твердившимся фактом, насколько возможно в ист ории.

А что, если это предположение все-таки ошибочно?

И хотя кажется абсурдным предполагать обратное, могла ведь наука упустить что-то? В то время как никто не спорит, что можно найти следы возникновения современной цивилизации на Ближнем Востоке, доказывает ли сам по себе этот факт, что это был единственный случай на нашей планете? Другими словами, могла ли цивилизация пройти этот путь раньше, не оставив о себе никаких записей, или подобное мнение явно находится за рамками возможного?

Наука, в худшем своем проявлении, является жесгкой системой, не желающей рассматривать что-либо вне сферы влияния устоявшихся общепринятых взглядов, что приводит к застою в познании и гасит искру научного поиска. В своем лучшем проявлении, когда она готова признать, что в мире существует много нового, наука может быть путеводной звездой прогресса.

Что, если бы наука была согласна, именно в этот раз, преодолеть религиозные преграды и решиться рассмотреть возможность того, что цивилизация является повторяющимся феноменом, а не единовременным явлением? Что, если, как предполагают работы Платона и многочисленные мифы о потопе, наша цивилизация является не первой, достигшей вершин ставы и могущества, а лишь самой последней, сделавшей это? Мы живем в мире чудес и тайн, который ждет от нас того, чтобы мы взглянули на вещи по-новому. Не окажется ли легенда об Атлантиде постедним приглашением сделать это?

Таким образом, следующим этапом поиска Атлантиды является выяснение, существует ли, по крайней мере, гипотетическая возможность того, что человечество могло создать развитую цивилизацию в далеком, доисторическом прошлом. Для того чтобы сделать это, прежде всего необходимо понять, как вообще возникает цивилизация, а для этого мы должны добавить к миру археологии, антропологии и океанографии совершенно не похожую на них науку. Настало время обратиться к науке о человеческой природе, которую мы называем социологией, чтобы посмотреть, была ли человеческая способность создавать сообщества присуща первобытным людям, или нам удалось обрести ее за тысячи лет эволюции. В сущности, мы должны сделать не что иное, как исследовать вопрос, почему мы вообще стали цивилизованными.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Фактически процесс, во время которого Homo sapiens перешел от кочевой жизни лесных охотников к оседлому существованию и созданию сообществ, остается невыясненным. Мы точно не знаем, когда или как все это началось, но в какой-то момент в далеком прошлом люди заметили, что семена, упавшие на землю, имеют тенденцию давать побеги и расти. Сначала это казалось очень странным, но из-за того, что люди продолжали вести борьбу за пропитание, чтобы кормить свои семьи, до сознания некоторых из них дошло, что, определив, из каких семян получаются съедобные растения, имело смысл их выращивать и, в итоге, получать пользу. В первое время это могло быть лишь способом пополнения их скудного рациона питания, особенно в тех районах, где было мало дичи, но скоро фрукты, овощи и зерно, собранные людьми, стали основными продуктами питания, а мясо лишь время от времени дополняло рацион. В конце концов, когда люди поняли, что самим выращивать продукты питания намного практичнее (если не всегда легче), чем собирать их или охотиться, Homo sapiens перестал кочевать и, занявшись сельским хозяйством - основой цивилизации, - появился на свет.

Такое резкое изменение образа жизни повлекло за собой возникновение и других вещей. Примерно в это же время люди открыли, что съедобные растения могут быть выращены всего лишь из семян. Кроме того, они поняли, что некоторых из наиболее послушных животных лесов и саванн можно ловить, вмесго того чтобы сразу убивать, и оставлять в живых, пока не понадобится пища. Позднее, когда люди убедились, что эти животные могут давать потомство и увеличивать запасы мяса, еще одним занятием бывших охотников стало животноводство, которое предлагало альтернативу тому, чтобы все дни напролет охотип,ся на неуловимую, быстро передвигающуюся дичь или добывать ягоды и коренья. Теперь у них всегда под рукой было мясо, а также овощи и фрукты.

Между двумя этими открытиями - что растения появляются из семян, а некоторых животных можно одомашнивать - люди приобрели способность обеспечивать потребности в питании по своему усмотрению, положив конец кочевому существованию. Это не г арантировало легкой жизни - занятие сельским хозяйством является тяжелым трудом - но улучшило короткую и полную жестокости жизнь охотников/собирателей .

Новые способы добычи пищи не только сделали оседлого человека из кочующего охотника, но и оказали глубокое влияние на все общество. Теперь, когда люди имели возможность обеспечивать свои нужды, не занимаясь охотой, необходимость перемещения в новые месга для охоты пропала, позволяя людям проживать более гиги менее постоянно на одной территории. И хотя некоторые решили остаться охотниками, добывая пропитание с помощью ловкости и сноровки, большинство предпочло осесгь и обеспечивать себе пропитание, обрабатывая почву или з аним ая сь жив отно в о д ств о м.

Но даже для тех, кто продолжил заниматься охотой, ситуация изменилась. Они вскоре поняли, что для того, чтобы выжить, им нужны фермеры и пастухи, точно так же как и тем были нужны охотники. Когда охота была неудачной, охотники могли обратиться к фермерам, чтобы покрыть свои потери, в то время как фермеры могли зависеть от охотников или пастухов, чтобы иметь пропитание в периоды засухи. Охотники могли разнообразить свой рацион, выменивая за шкуры хлеб у фермеров; а фермеры, в свою очередь, могли приобретать мясо и молоко у пастухов. Таким образом, в то время сложилась стихийная интеграция трех специальностей, в каждой из которых люди находили способы удовлетворять нужды других, улучшая тем самым собственные условия существования.

ПОЯВЛЕНИЕ РЕМЕСЛЕННИКА

Конечно, это еще не конец прогресса, так как существует огромная разница между появлением нескольких примитивных сельскохозяйственных сообществ и вполне развитой цивилизации. Для цивилизации необходимо наличие разных уровней развития и социальной неоднородности, и это было восполнено тем, что в антропологии известно как ремесленник.

Когда фермеры, пастухи и охотники (вкупе с рыбаками в большинстве районов) интегрировали свои возможности, стало понятно, что кто-то должен выполнять и другие необходимые функции. Фермерам были нужны хранилища для урожая, пастухам - заборы, чтобы их стада не разбегались, рыбакам требовались лодки и сети, а охотникам - более качественное и эффективное оружие. Всем были нужны дома и, что важнее всего, средства обмена товарами. И если в первое время они могли обеспечивать себя всем этим самостоятельно, то позднее поняли, что потребности не соответствуют их способностям, и требуются другие специалисты для предоставления определенных услуг, которыми они больше были не состоянии себя обеспечивать.

Так появились строители, ремесленники, кузнецы, каменщики и, наконец, купцы, которые поддерживали работу социально- экономического механизма не только с помощью обеспечения охотников, фермеров и пастухов необходимыми инструментами, но и обеспечивая доступность их товаров для каждого (разумеется, за определенную стоимость). В дальнейшем, когда фермеры, охотники, рыбаки и пастухи осознали, что, создавая сообщества, они могли лучше защищать себя и свой товар от завистливых соседей, а также создавать более благоприятные условия для ведения торговли, стали появляться деревни. Этим деревням, естественно, потребовалась охрана от внешних врагов, а также некая форма центрального руководства и управления всем этим, поэтому вскоре появились профессиональные военные и правящий класс. Вскоре деревни стали перерастать в города, города объединялись, и возникали национальные государства, и в итоге начала расцветать цивилизация.

Важным здесь является то, что мы увидели, как одно изменение естественно и неуклонно влечет за собой следующее, которое, в свою очередь, приводит к дальнейшему нововведению, требующему дополнительной специализации. Например, рыбаку нужна лодка, но у него нет ни соответствующих умений и навыков, ни материалов, чтобы самому ее построить, поэтому он обращается за помощью к местному строителю лодок. Строителю лодок, в свою очередь, требуются инструменты и материалы, поэтому он обращается к кузнецу, чтобы сделать инструмент, и поручает деревенскому дровосеку (еще один ремесленник) срубить и обтесать деревья, чтобы у него было сырье для строительства его лодки. Кузнецу, конечно, тоже требуется сырье для изготовления инструментов, нужных строителю лодок (а также дровосеку, чтобы валить деревья). Поэтому он идет к рудокопам, чтобы добыть из земли руду, которая обеспечит его основными металлами, нужными для создания инструментов (и даже тогда кузнецу потребуется кто-то для изобретения соответствующих инструментов, чтобы он понял, что должен делать). Таким образом, все взаимодействовало и переплеталось в единый и неотвратимый процесс, который мы позднее назвали цивилизацией.

Я не подразумеваю, что этот процесс был скорым. На самом деле, превращение лесного охотника/собирателя в фермера длилось много столетий, с последующим появлением продавцов услуг, что заняло еще больше времени (и только тогда, когда появилась необходимость действовать). 11о большей части этот прогресс оказался неизбежным и самостоятельным; после того как было сделано первое простое открытие, что семена, посаженные и давшие ростки, будут предоставлять вполне надежный источник питания, стало неизбежным разделения труда и появление цивилизации.

ВОПРОС «ПОЧЕМУ?»

Конечно, все это объясняет, что произошло, но не объясняет, почему Homo sapiens потребовалось более 9 тысяч лет, чтобы заметить, что съедобные растения получаются из семян - процесс абсолютно очевидный даже самому случайному наблюдателю - и начать процесс формирования цивилизации, неизбежно следующий за этим. Мог ли на самом деле процесс основного наблюдения и направления человечества по пути цивилизации продлиться так долго?

Возможно, для этого действительно потребовалось так много времени - по причинам, о которых мы можем только догадываться, - но тогда возникает вопрос, почему человечество вообще оказалось способным на такие вещи. Слоны, например, не достигли подобных результатов в создании городов-государств, несмотря на миллионы лет эволюции. Дельфины, пожалуй, самые умные животные на планете после людей, аналогичным образом не проявили признаков прогресса в сторону даже более совершенных уровней общения или создания социальной структуры. Почему тогда люди должны быть единственным животным, способным отказаться от своего традиционного, естественного образа жизни - в качестве охот- ника-собирателя - чтобы жить в домах из глиняного кирпича и обрабатывать землю по 18 часов в день?

И все же это именно то, что сделало человечество, демонстрируя, что из всех животных на планете мы являемся единственными, захотевшими и сумевшими глобально изменить свою жизнь - если, фактически, не саму свою сущность - за сравнительно короткий промежуток времени. Но была ли эта способность изменить нашу основную сущность лишь следствием увеличенного объема мозга, данного нам вместе с чувствами и самосознанием - а еще способами и стимулом - или чем-то другим? Другими словами, что побудило древних людей искоренить свою сграсть к перемене мест и осесть на густо населенных землях, и, что еще более важно, почему потребовалось так много времени, чтобы им подойти к этому?

Рассмотрим вопрос с точки зрения логики. Наука сообщает нам, что современный человек возник около 100 тысяч лет тому назад. Она также говорит, что но объему черепа и наличию процесса мышления древний человек не отличался от современного Homo sapiens (фактически он и был современным Homo sapiens). Из этого следует, что самые первые современные люди не должны были быть умнее или, ести уж на то пошло, глупее, чем мы. В связи с этим, нет неопровержимых доводов, что древние люди не должны были иметь такую же способность к абстрактному и творческому мышлению, как их современные собратья, и такую же способность к изобретению счетов, колеса, огня или компьютера, какую они имеют сейчас. В сущности, если согласиться с предположением, что древний Homo sapiens имел такие же функции мозга, как его собратья, по какой причине мы тогда думаем, что он не мог или не стал использовать эти навыки мышления для того, чтобы выйти из джунглей намного раньше, чем это в итоге сделал? Даже если он в начале руководствовался только силой своего собственного дедуктивного мышления и навыками наблюдения, разве это меньше того, с чего начали наши далекие предки, когда они приступили к организации сообществ 7 тысяч лет тому назад? Не могло ли нас ослепить своего рода интеллектуальное самомнение, из-за которого мы отказываемся признавать, что наши далекие предки были такими же умными, какими мы считаем себя?

Конечно, эго не доказывает, что цивилизации возникли в далеком прошлом спонтанно, но это говорит о том, что не существует какой-либо логической причины, почему они не могли или, главное, почему они не должны были это сделать. В конце концов, способность заметить, что растения появляются из семян, должна была возникнуть так же давно - если не раньше - как более абстрактное обнаружение огня, в чем же тогда проблема? С другой точки зрения, что могло препятствовать Homo sapiens превзойти его первоначальную историческую роль охотника/собирателя, которую он исполнял до сравнительно недавнего времени?

Проблема, к тому же, осложняется не только вопросом, почему потребовалось так много времени, чтобы возникла цивилизация, но и почему она самостоятельно появилась у разных, рассредоточенных по миру культур. Традиционный взгляд на то, что цивилизация первоначально возникла в Месопотамии и стала распространяться дальше, больше не считается бесспорным, особенно посте того, как современные открытия доказали, что цивилизация является глобальным, а не региональным явлением. Несмотря на то, что цивилизация могла впервые развиться в Месопотамии (насколько нам известно), нет доказательств того, что она послужила причиной возникновения более поздних цивилизаций в Китае, Египте или Америках. На самом деле происходит совершенно противоположное: появляются доказательства того, что города-государства возникали самостоятельно в различных местах и в разное время, независимо друг от друга, и развивались независимо от какого-либо влияния.

Итак, что же постужило началом всей этой «цивилизованности» примерно 7 тысяч лет тому назад? Что все-таки случилось за 5 тысяч лет до н. э., что побудило человека стать цивилизованным после почти 100 веков явного безразличия и примитивного невежества?

КОСМИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА

Одно из выдвинутых кем-то объяснений предполагает, что причина, по которой этот процесс занял так много времени, заключалась в том, что человечество было не способно само подтолкнуть себя к началу действий, и поэтому требовалось некое внешнее воздействие, чтобы запустить механизм изменений. Кроме того, было высказано мнение, что этот недостающий компонент - «искра», которая требовалась примитивному человеку для начала процесса цивилизации - был предоставлен инопланетянами, посетившими когда-то в далеком прошлом нашу планету. Эта точка зрения впервые обрела популярность в бестселлере Эриха фон Деникена «Колесницы богов», вышедшем в 1968 году, и с тех пор постоянно присутствует во многих произведениях, посвященных Атлантиде.

Теория в основном крутится вокруг предположения, что пришельцы из космоса либо генетически усовершенствовали развитых приматов сотни тысяч лет тому назад, чтобы создать современного человека, либо они просто ускорили естественную эволюцию человека, познакомив его с высокоразвитой технологией, тем самым, дав резкий старт появлению цивилизации. Однако, если это возможно - или, как сказали бы некоторые, правдоподобно - что в прошлом человечество посещали космические пришельцы, это объяснение вряд ли покажется заслуживающим доверия и не требующим доказательств и, фактически, может создать больше проблем, чем решить. Допустим, что развитые неземные культуры были готовы - и получили одобрение других космических наций - к подобному существенному вмешательству в человеческую эволюцию. Тогда возникает вопрос, как они смогли заставить простых лесных обитателей принять участие в процессе становления цивилизации, если те были недостаточно умны, чтобы самим догадаться, как создать цивилизацию. Это кажется таким же неправдоподобным, как заставить шимпанзе учиться играть на гитаре.

Принимая во внимание то, что древнейшего Homo sapiens каким-то образом побудили стать «цивилизованными», мы сталкиваемся со второй проблемой. В связи с тем, что многие земные цивилизации возникли самостоятельно, не вступая в контакт друг с другом (по крайней мере, до тех пор, пока не достигли определенного уровня развития), мы должны были бы задаться вопросом, почему эта космические пришельцы решили несколько раз повторить один и тот же процесс с разными народами, вместо того чтобы создать одну цивилизацию, в которую влились бы все остальные «примитивные» народы и культуры. Это, но меньшей мере, было бы намного проще и быстрее - познакомить всех живущих на Земле с цивилизацией и получить дополнительное преимущество в виде возможности избежать многих трудностей (таких как битва за ресурсы, землю, власть и гак далее), характерных для конкурирующих обществ в замкнутом пространстве. Неужели высокоразвитые космические пришельцы не могли найти.тучшего способа, или, возможно, они получали удовольствие от многочисленных неизбежных войн и конфликтов, явившихся результатом их «экспериментов»?

Теория о генетическом усовершенствовании человека имеет свои проблемы. Одной из самых серьезных является ее конфликт с теорией эволюции. Прогрессивное развитие приматов довольно четко можно увидеть в палеонтологической летописи, логически превращая любые отрывистые сведения о «высших приматах» в легко различимую структуру; однако никакого особого скачка в их развитии пока замечено не было. Насколько известно науке, за сотни тысяч лет Homo sapiens естественным путем выделился из древнейших развитых приматов, поэтому гипотеза о генетической манипуляции является спорной и полностью бесполезной для того, чтобы понять, как люди впервые овладели идеей о цивилизации.

В связи с этим, до тех пор, пока не появится доказательство участия внешних воздействий, мы будем исходить из предположения, что человеческие существа сами, без посторонней помощи способны «дать старт» цивилизации, и, кроме того, эта способность действительно им присуща. И вопрос состоит не в том, как эта врожденная способность проявилась, а скорее в том, когда это произошло. Здесь опять вступает в действие история об Атлантиде.