» » Схема простого предложения в русском. Как составить схему предложения? русский язык

Схема простого предложения в русском. Как составить схему предложения? русский язык

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения
  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Как определить количество частей в сложном предложении
  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения
  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений
  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Круглые скобки для обозначения придаточных предложений
  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Синтаксический разбор простого предложения

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:


Схема простого предложения

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
  • простые – Даниил плавал ;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

Простое предложение с однородными членами

Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.


В кружках отражены роли однородных членов предложения

С вводными словами или обращением

На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.


Вводные слова в предложении

К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.


Обращение в предложении

С деепричастным либо причастным оборотами

Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.


Причастный оборот на схеме

Как создать схему предложений с прямой речью

На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

  • выделяются границы предложения;
  • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
  • ставятся знаки препинания.

Прямая речь в предложении

Как составить схему сложного предложения

Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.


Сложносочиненное предложение на схеме
Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.


Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

[…],

↓что?

(что …)

↓какой?

(который …).

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

[…],

↓когда? ↓зачем?

(когда …), (чтобы …).

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

[…],

↓чему? ↓чему? ↓чему?

(что …), (что …), (что …).

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

С тех пор как в лингвистике утвердилась идея различения языка и речи, встал вопрос: что в этом плане представляет собой предложение, является ли оно только единицей речи или также и единицей языка? В славянском языкознании большинством синтаксистов предложение рассматривается как еди­ница и языка и речи. Эту мысль хорошо выразил В. Матезиус: "Предложение не принадлежит целиком речи, а связано в своей обычной форме с граммати­ческой системой языка, к которой оно относится".

В предложении есть и производимые и воспроиз­водимые говорящим элементы. Воспроизводятся как элементы структуры предложения, а не произвольно образуются говорящим формы конститутивных чле­нов предложения, составляющих его предикатив­ный минимум, который необходим для того, что­бы предложение было грамматически оформленной предикативной единицей, и более широкий номи­нативный минимум, который необходим для семантической организации предложения, без которо­го оно не может существовать как сообщение - но­минативная единица.

В определенных речевых ситуациях предложение может ре­ально не содержать всех конститутивных членов, наличие которых предполагается его формальной и смысловой организацией, а быть неполным и содержать только такие члены, которые требуются коммуникативным заданием предложения: - Откуда дровиш­ки? - Из лесу, вестимо (Н.); - А долго он с вами жил? - спро­сил я опять. - Да с год (Л.). Но существование неполных предложений не опровергает факта наличия в речевом предложении воспроизводимых элементов, так как, во-первых, неполные пред­ложения существуют только в таких условиях, при которых их содержание восполняется контекстом или ситуацией речи, а во-вторых, и в неполных предложениях их наличные члены имеют такую форму, какую они имели бы в составе полных, так что фор­мы наличных членов сигнализируют и о словесно не выраженных (имплицитных) компонентах предложения, воспроизводя, хотя и неполно, тот или иной образец предложения. Так, предложениеВсем оружие на стол!, не содержащее главного члена, своим на­личным составом сигнализирует о том, что оно построено по об­разцу инфинитивного предложения (ср.: Всем положить оружие на стол), а предложение Все оружие на стол!, - по образцу спрягаемо-глагольного (ср.: Все положите оружие на стол).

Так, правила русского синтаксиса (и именно от­носящиеся к системе организации предложения, а не других синтаксических единиц) требуют употре­бить при спрягаемой форме личного (не безличного) глагола форму именительного падежа существитель­ного: Он дежурит, а при инфинитиве - форму да­тельного падежа: Ему дежурить; при утверждении наличия предмета - форму именительного падежа: Есть бумага; Были трудности, а при отрицании - форму родительного падежа: Нет бумаги; Не было трудностей.

Задача учения о структурной схеме предложе­ния - определить применительно к предложениям разных типов минимум компонентов, при" котором предложение вне зависимости от контекста способно к выполнению своих функций. Таким образом,структурная схема предложения может быть опреде­лена как отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения.

Новый тип описания формальной организации предложения, основанный на понятии структурной схемы предложения, в русской науке появился в конце 60-х годов. Он был реализован применительно ко всем конструкциям русского предложения в "Грамматике-70" и в "Русской грамматике" (1980, 1982), обсуж­дался во многих статьях и книгах по синтаксису русского языка и общей теории синтаксиса. Введе­ние понятия структурной схемы предложения отвечало общему стремлению к формализации и модели­рованию лингвистических объектов, которое свойственно разным направлениям и областям современ­ного языкознания и в котором отражаются запросы века, а также целям практического применения опи­сательного синтаксиса.

Вместе с тем сразу же выяснилось, что новый тип описания формальной организации предложения отнюдь не самоочевиден. Вокруг понятия структур­ной схемы предложения возникла полемика. Вы­явились два понимания структурного минимума предложения.

Понимание структурного минимума предложе­ния, выдвинутое Н.Ю. Шведовой, обращено к формальной организации предложения как предикативной единицы. Поэтому оно предпола­гает отвлечение от всего того, что для него не суще­ственно. На этом основании в структурную схему не входят компоненты предложения, появившиеся в нем как реализация связи, организованной по типу "слово + форма слова", т.е. все присловные распро­странители, реализующие синтаксические потенции слов, формы которых образуют предложение и яв­ляются компонентами схемы. В том числе не входят в схему и обязательные предсказуемые присловные распространители, без которых предложение не мо­жет быть минимальным сообщением, независимым от контекста. В соответствии с этим пониманием в структурную схему вводятся лишь те компоненты предложения, которые образуют его предикатив­ный минимум.

На этом уровне абстракции оказывается несуще­ственным, что так понимаемый структурный мини­мум далеко не при всяком лексическом наполнении образует реальное предложение, способное быть на­званием события или коммуникативной единицей. Так, в предложениях Грачи прилетели и Они очути­лись здесь с позиции данного понимания одна и та же структурная схема: "форма именительного падежа су­ществительного + согласуемая с ним спрягаемая форма глагола" (N 1 V f). Между тем во втором случае заполне­ние только этих синтаксических позиций не дает реального предложения ("Они очутились").

Уровень абстракции, задаваемый этим понимани­ем структурного минимума предложения, соответ­ствует тому, который был принят традиционным учением о главных членах предложения, поэтому составление списка структурных схем в таком их понимании может опереться на это учение (с таких позиций описана вся система русского предложения в "Грамматике-70" и в "Русской грамматике-80", где даны закрытые списки структурных схем).

Иное понимание структурного минимума пред­ложения обращено не только к формальной органи­зации предложения как предикативной единицы, но и к смысловой его организации как номина­тивной единицы, учитывает одновременно и соб­ственно грамматическую и смысловую его достаточность. В этом случае структурная схема предложе­ния включает большее количество компонентов. Так, с позиций этого подхода схеме N 1 V f соответ­ствует лишь предложение Грачи прилетели, для предложения Они очутились здесь она должна быть дополнена адвербиальным по семантике ком­понентом локального значения, который в соот­ветствии с принятой символикой можно обозначить Adv lo c /N 2 ... loc , где N 2 ... loc представляет любую падеж­ную (предложно-падежную) форму существительного с наречным локальным значением (т.е. значением места). Морфологические свойства этого компонента (собственно наречие или предложно-падежная форма) для структурной схемы предложения несущественны; ср.: Они очу­тились дома (у дома, в доме, за домом).

Второе понимание структурного минимума пред­ложения представлено большим количеством работ отечественных и зарубежных ученых. В них рас­сматриваются общие принципы выделения струк­турных схем, вся же система русского предложения в виде закрытого списка структурных схем не опи­сывается.

Каждый из исследователей реализует централь­ную идею направления по-своему. Но во всех реали­зациях этого направления проявляется общая его идея: обращенность к смыслу предложения как номинативной единицы, признание относительной за­конченности, цельности информативного содержания главным и обязательным свойством предложения. Структурный минимум предложения здесь пони­мается как предел семантической автономности, пригодности к выполнению номинативной функ­ции, т.е. к выражению определенного вида "положения дел", события, ситуации.

При таком подходе к установлению структурного минимума предложения уже нельзя опираться на традиционное учение о главных членах предложе­ния. Так, "дополнения, с этой точки зрения, долж­ны быть отнесены к числу главных (т.е. необходи­мых) членов предложения"; различия между под­лежащим и дополнениями при этом подходе несущественны.

Два описанных выше понимания структурной схемы предложения, опирающиеся на разное пред­ставление о структурном минимуме предложения, при всем различии между ними дополняют друг друга, представляя собой разные уровни абстракции: большую при ориентации на предикативный мини­мум и меньшую при ориентации на номинативный минимум. Это позволяет говорить о двух типах структурных схем предложений - минимальных и расширенных. Расширенные схемы представля­ют собой минимальные схемы + не входящие в них конститутивные, т.е. существенные для семанти­ческой структуры предложения, компоненты. Таким образом, между минимальными и расширенными схемами предложений существуют отношения вклю­чения. Так, минимальная схема N 1 V f входит в со­став расширенных схем, построенных на ее основе, например, в схемуN 1 V f Adv loc /N 2 ... loc , которую реализует предложение Они очутились здесь, или в схему N 1 V f N 2 ...obj, по которой построены предложе­ния Я помню чудное мгновенье (П.); Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей (П.).

Поясним эту формулу. Прилагательные в приведенных приме­рах факультативны, не входят в номинативный минимум, поэтому не являются компонентами схемы.

Индекс 2... obj означает, что существительное, которое он сопровождает, может стоять в форме любого косвенного падежа со значением ближайшего объекта действия. Какую именно падеж­ную форму он получит, зависит от сочетательных свойств глагола и для строя предложения несущественно; ср.: Он мешал нам; Он работал над статьёй; Мы верили в победу.

Специфика предложения как синтаксической единицы состоит в том, что оно выражает актуали­зированное информативное содержание: дает назва­ние какой-то ситуации, одновременно оценивая ее реальность ~ ирреальность и ее расположенность во времени относительно акта речи. В соответствии с этим минимальная схема предложения должна включать такое сочетание форм слов (или одну фор­му слова), которое необходимо и достаточно для то­го, чтобы при определенном лексическом наполне­нии выразить это "предложенческое" значение, а именно передать информативное содержание, соотне­ся его с действительностью (ситуацией речи) в плане категорий реальности ~ ирреальности и времени.

В минимальные схемы предложений входят фор­мы слов трех классов.

1. Прежде всего это показатели предикативности. В современном языке они представлены тремя фор­мами: спрягаемыми формами глагола (V f); спря­гаемыми формами связки (Cop f) - служебного слова быть, выражающими грамматическое значение ре­альности ~ ирреальности и времени, а также согла­совательные категории числа и рода (лица); инфи­нитивом глагола или связки (Inf), передающим спе­цифическое модальное значение. Спрягаемые формы и инфинитив глагола являются компонентами ми­нимальной схемы предложения. Те из них, которые стоят вне согласовательных категорий, т.е. у кото­рых в составе структурной схемы число и род (лицо) невариативны, могут одни составлять минимальные схемы предложений, так как вследствие своей зна­менательности, кроме предикативных значений, не­сут и определенное информативное содержание.

Эта возможность реализуется формами 3-го лица единственного числа в предложениях типа Светает (V s 3 / n); формами 3-го лица множественного числа в предложениях типа Караул! Грабят! (V pl 3); инфи­нитивом в предложениях типа Встать! (Inf).

Формы же связки не могут составить минималь­ной схемы предложения, так как представляют со­бой лишь средства актуализации, действующие только при соединении с определенными формами знаменательных слов, несущими в себе то информа­тивное содержание, которое с помощью средств ак­туализации соотносится с действительностью. По­этому формы связки не являются самостоятельными компонентами структурной схемы предложения. Они образуют комплексный компонент схемы, в ко­торый как второй элемент входит одна из именных форм, сочетающихся со связкой; она выражает но­минативное содержание комплексного компонента структурной схемы предложения. Не могут составить минимального предложения и спрягаемые фор­мы глаголов, у которых число и род (лицо) в составе структурной схемы вариативны, так как их оформ­ление по этим категориям определяется формами тех слов, с которыми они согласуются.

2. В минимальные схемы предложений, вклю­чающие связку, входят определенные формы имен и наречия, которые в сочетании со связкой образуют единый синтаксический комплекс. В современном языке это формы именительного и творительного падежей существительных (N 1 /N 5), а также беспред­ложные или предложные формы любого косвенного падежа, способные сочетаться со связкой (N2... pr); формы именительного или творительного падежа прилагательных и страдательных причастий, а так­же краткие их формы и компаративы (Adj 1/5 /f); на­речия, способные сочетаться со связкой (Adv pr); ин­финитив.

Носитель предикативности (спрягаемая форма глагола или инфинитив) и комплекс, образованный передающей предикативные значения связкой с присвязочной именной формой, составляют предикатив­ный центр предложения, его грамматическое ядро.

В минимальные схемы предложений, которые включают формы глагола или связки, вариативные в плане согласовательных категорий, входят компо­ненты, определяющие форму показателей предика­тивности по числу, роду (лицу). В современном язы­ке это форма именительного падежа существитель­ного и ее субституты, в частности сочетания количе­ственных слов в разных формах с формой родитель­ного падежа существительного: Пришло (пришли) несколько посетителей (с десяток посетителей, около десятка посетителей), а также инфинитив. С этими компонентами согласуются, отражательно реагируя на их форму, спрягаемая форма глагола или связки, а также способные согласовываться именные формы, сочетающиеся со связкой; ср.: Ему нравилась работа. - Ему нравилось работать; Рабо­та была интересна. - Работать было интересно.

Минимальные схемы предложений представляют собой результат высокой абстракции: они включают только такие компоненты, наличие которых не определяется присловными связями, полностью освобождены от учета сочетаемости слов и фиксиру­ют только специфические факты синтаксической ор­ганизации предложения. Список минимальных схем демонстрирует формальный аппарат предложения, поэтому этот список имеет большую ценность для типологической формально-синтаксической характе­ристики языка.

Минимальные схемы предложений могут быть однокомпонентными и двухкомпонентными. Однокомпонентные схемы равны предикативному центру предложения и образуются такими его формами, ко­торые не вариативны по согласовательным катего­риям: формами единственного числа 3-го лица (V S 3 /n> Cop S 3 / n), множественного числа 3-го лица (V p l 3 , Сор р l 3) и инфинитива глагола или связки (Inf). Двухкомпонентные схемы, кроме предикативного центра предложения, включают еще компонент (форму именительного падежа существительного или инфинитив), который определяет форму предика­тивного центра по согласовательным категориям.

Минимальные схемы предложений объединяются в три блока, различающиеся как по количеству компонентов (однокомпонентные и двухкомпонентные), так и по форме одного из компонентов (номинативные и инфинитивные двухкомпонентные схемы). Вместе с тем по характеру предикативного центра предложения различаются структурные схемы глагольные (А) и связочные (Б). В классе "А" (глагольном) предикативный центр предложения - элементарный, это форма глагола (спрягаемая форма или инфинитив), которая одновременно выражает и его вещественное содержание и грамматические ха­рактеристики; в классе "Б" (связочном) предикатив­ный центр предложения - комплексный, он состоит из связки (в спрягаемой форме или в инфинитиве), выражающей только его грамматические характери­стики, и знаменательного элемента - сочетающейся со связкой формы имени, наречия или инфинитива, которая выражает вещественное содержание (табл. 9, 10, 11).

Таблица 9

I блок (двухкомпонентный номинативный)

Объяснение структурной схемы

Существительное в именительном падеже + личная форма глагола

Грачи прилетели; Зеленеют деревья; Все дела делаются людьми.

N 1 Cop f Adj f/t/5

Существительное в именительном падеже + глагол-связка в личной форме + прилагательное (причастие) в именительном или творительном падеже

Ночь была тиха (тихая, тихой); Через час был объявлен привал; Маши­ны готовы к испыта­ниям; Он ранен.

Существительное в именительном падеже + глагол-связка в личной форме + существительное в именительном или творительном падеже

Он был студент (сту­дентом);

Орёл - хищ­ник; Это наше общежи­тие.

N 1 Cop f N 2. ..pr / Adv pr

Существительное в именительном падеже + глагол-связка в личной форме + существительное в косвенных падежах с предлогом или наречие

Этот дом будет без лифта; Мы были в отчаянии; Чай – с сахаром; Приход Ивана Ивановича был кстати; Все были начеку; У него глаза навыкате.

Таблица 10

II блок (двухкомпонентный инфинитивный)

Структурная схема предложения

Объяснение структурной схемы

Инфинитив + личная форма глагола

Не мешало б нам встречаться чаще (Св.);Отмалчиваться не следует; Курить воспрещалось; Быть космонавтом (смелым) хочется каждому мальчишке; Друзьям разрешалось быть вместе.

InfCop f Adj f/t/5

Инфинитив + глагол-связка в личной форме + прилагательное (причастие) в именительном или творительном падеже

Промолчать было разум­но (разумнее, самое раз­умное, самым разум­ным); Уговаривать его было излишне (излишнее, излишним); Нужно уехать; Правильнее бы­ло бы признать свою ошибку;

Быть сдержанным было трудно.

Инфинитив + глагол-связка в личной форме + существительное в именительном или творительном падеже

Дозвониться - проблема (было проблемой); Глав­ной его целью было (главная его цель была) уви­деть всё своими глазами; Строить – это радость; Любить иных – тяжелый крест (Паст.); Оказывается, быть взрослой – не всегда преимущество (Наг.); Превосходная должность – быть на земле человеком (М.Горький).

InfCop f N 2. ..pr / Adv pr

Инфинитив + глагол-связка в личной форме + существительное в косвенных падежах с предлогом или наречие

Промолчать было не в его правилах; Купить ма­шину нам не по средст­вам; Молчать некста­ти; Идти дальше было невмоготу;

Быть великодушным бы­ло ему не по силам.

Инфинитив + глагол-связка в личной форме + инфинитив

Отказаться было обидеть; Быть студентом - это постоянно учиться мыс­лить; Быть актёром - прежде всего быть та­лантливым человеком.

Таблица 11

III блок (однокомпонентный)

Структурная схема предложения

Объяснение структурной схемы

V s 3/n

Глагол в форме 3-го лица единственного числа, или среднего рода единственного числа

Скрипело, свистало и выло в лесу (Заб.);Смеркается; Ему нездоровится; Дохнуло свежестью; Крышу охватило пламенем; Пароход покачивало; У него накипело на сердце; Об этом уже писалось.

V pl 3

Глагол в форме 3-го лица множественного числа.

За столом зашумели; Его обидели; Здесь о молодых специалистах заботят­ся, им доверяют; Во вре­мя еды не разговаривают.

Cop s3/n Adj fsn

Глагол-связка в форме 3 лица единственного числа среднего рода + краткое прилагательное в форме единственного числа и среднего рода.

Было темно; Морозно; Ночью будет холодно; Душно без счастья и во­ли (Н.)

Cop s3/n N 2...pr /Adv pr

Глагол-связка в форме 3 лица единственного числа среднего рода + существительное (с предлогом) в косвенном падеже или наречие.

Было уже заполночь; Завтра будет без осад­ков; Нам не до сна; Ей было невдомек; Пусть будет по-твоему; Ему не к спеху.

Cop pl3 Adj fpl

Глагол-связка в форме 3 лица множественного числа + краткое прилагательное в форме множ. числа.

Ему были рады; Им довольны; Отказом были обижены.

Cop pl N 2...pr / Ad v pr

Глагол-связка в форме 3 лица множественного числа + существительное (с предлогом) в косвенном падеже или наречие.

Дома были в слезах; От него были в восторге; С ним были запросто.

Cop f N 1

Глагол-связка в личной форме + существительное в именительном падеже.

Шёпот. Робкое дыхание. Трели соловья (Фет); Тишина; Была зима.

Инфинитив

Сломать ему свои рога (П.); Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.); Только детские книги читать. Только детские думы лелеять (Манд.) Быть рекам чистыми; Быть мальчишке по­этом; Быть по-вашему; Всем быть в спортивной форме.

Однокомпонентные предложения, построенные по структурной схеме Inf, могут быть или глаголь­ными, или связочными, поскольку их единственный компонент (предикативный центр) может быть элементарным или комплексным. В первом случае это инфинитив глагола (т.е. знаменательного слова), несущий в себе одновременно и вещественное содержание предикативного центра и его граммати­ческое значение; во втором - это инфинитив связ­ки, выражающий лишь грамматическое значение, а потому сочетающийся, образуя комплексный компо­нент, с формой имени, несущей в себе вещественное содержание. Ср.: Завтра мне уезжать ; Быть этой песне популярной .

Особое положение в плане различения глаголь­ных и связочных структурных схем занимают предложения двухкомпонентного инфинитивного блока. Позиция инфинитива в них может быть заполнена или инфинитивом глагола - знаменательного слова (V in f), или комплексным компонентом - "инфи­нитив связки + присвязочный элемент" (Cop inf N 5 , Cop inf N 2 ...pr/Adv pr , Cop inf Adj f /5): Быть учителем трудно; Быть без шапки было непривычно; Быть вместе удавалось редко; Быть весёлым (веселее) ему случалось нечасто.

Комплексный компонент структурной схемы предложения, возглавляемый инфинитивом быть, в этих предложениях не является носителем предика­тивности: эту функцию здесь выполняют спрягаемая форма глагола в схеме InfV f и спрягаемые формы связки во всех других схемах; комплексный же компонент, возглавляемый инфинитивом быть, играет роль определителя формы предикативного центра по согласовательным категориям, т.е. роль компонента, аналогичного форме именительного па­дежа существительного (подлежащего) в двухкомпонентных схемах номинативного блока. В связи со сказанным и в соответствии с традицией противопо­ставлять глагольность и связочность только в пози­ции предикативного центра предложения, построен­ные по схеме InfV f с комплексным компонентом в позиции инфинитива, рассматриваются как глаголь­ные, а предложения с комплексным компонентом в позиции инфинитива, построенные по другим схемам двухкомпонентного инфинитивного блока, - как связочные.

При инфинитиве связки возможны не все формы имен, соче­тающиеся со связкой в спрягаемой форме: инфинитив связки не допускает при себе форм именительного падежа существительных и прилагательных.

Следует сказать, что в схеме InfCopInf могут замещаться комплексными компонентами обе позиции: Теперь быть счастливым было быть здоровым. Позиция первого комплексного компонента - это позиция инфинитива, являющегося определителем формы предикативного центра по согласовательным категориям, аналогичная позиции формы именительного падежа существительного (подлежащего), а позиция второго комплексного компонента - позиция в составе предикативного центра предложения, возглавляемого спрягаемой формой связки. Сделаем необходимые пояснения к списку схем. Запись струк­турных схем предложения с помощью символов отражает суще­ственные черты морфологического облика их компонентов. При обозначении формы компонента допускаются обобщения, основан­ные на отвлечении от некоторых несущественных для анализа на данном уровне абстракции фактов. Так, Adj обозначает не только собственно прилагательное, но и причастие, для которого возмож­на такая функция (т.е. страдательное); N2... pr обозначает любую надежную (беспредложную или предложную) форму существитель­ного (кроме форм именительного и творительного падежей), спо­собную образовать комплексный предикативный центр со связкой.

Предполагается также, что символы обозначают и возможные субституты тех форм, которые этими символами выражаются, и возможные их видоизменения. Так V f в схеме N 1 V f не только спрягаемая форма глагола, но и глагольное междометие (Нагай­ка -щёлк) или инфинитив, транспозитивно выступающий здесь как экспрессивный эквивалент V f (Дети плакать), а N 1 не только форма именительного падежа существительного, но и заменяющее его количественное сочетание (На лугу паслось около сотни ко­ров) или форма родительного падежа в количественном значении (Наехало гостей!; Ныли!).

Особого объяснения требует употребление символа Adj в однокомпонентной схеме Cop s 3/ n Adj fsn (Было жарко). Формы типажарко в таком употреблении рассматривают как наречия или вы­деляют в особую часть речи (категория состояния или предика­тив). Но системное рассмотрение синтаксических функций всех классов форм слов в языке ведет к тому, чтобы объединить их с краткими формами прилагательных. Краткие формы прилагатель­ных, как и спрягаемые формы глаголов, выступают всегда в функции предикативного центра предложения; при этом, подобно спрягаемым формам глаголов, они или согласуются со вторым компонентом схемы предложения (в двухкомпонентных схемах), или принимают форму единственного числа среднего рода (в однокомпонентных схемах), что, наряду с отсутствием второго компо­нента, является знаком однокомпонентности минимальной схемы предложения.

Соответственно в схеме InfCop Adj f / t /5 (Отказаться было трудно) Adj f - согласуемая краткая форма прилагательного: на­личие у нее формы среднего рода - реакция на неохарактеризованность первого компонента (Inf) по числу и роду. На тех же основаниях как согласуемые рассматриваются формы глагола (V f ) и связки (Cop f) во всех схемах II блока. Таким образом, схемы IIблока квалифицируются как двухкомпонентные с формами согла­сования: именно такую интерпретацию подсказывает рассмотрение системных отношений этих схем в сравнении со схемами I блока.

Отсутствие символа Сор в схеме Inf (Ему дежурить; Не разговаривать!; Его не узнать) отражает то, что модальное значение инфинитивных предложений создается непосредственно самой конструкцией, сопровождая употребление инфинитива в качестве предикативного центра предложения. Это модальное значение модифицируется в зависимости от многих условий, но всегда сохра­няет связь со сферой ирреальности. Употребление связки в инфи­нитивных предложениях возможно далеко не всегда, оно не допус­кается многими модификациями их модальных значений. Функ­ция связки в инфинитивных предложениях существенно отличается от ее функции в предложениях, построенных на основе дру­гих структурных схем: отсутствие связки в инфинитивных пред­ложениях не выражает значения реальности и настоящего време­ни и не является ее нулевой формой.

Порядок символов в схемах отражает наиболее распространен­ное расположение компонентов в составе общеинформативных, стилистически и экспрессивно нейтральных высказываний, но не входит в число конститутивных признаков схемы: порядок компо­нентов незначим для формальной организации предложения и относится к сфере его коммуникативной организации.

Список минимальных схем предложений включает только схемы нефразеологизированные, т.е. такие об­разцы, которые 1) не регламентируют лексических свойств наполняющих схему слов; 2) предполагают четкие синтаксические связи компонентов схемы.

Между тем в языке существуют и фразеологизированные схемы , которые регулируют не только формы компонентов, но и лексическое заполнение открываемых ими позиций и по которым строятся предложения с нечеткими синтаксическими связями между компонентами. Значения предложений, стро­ящихся по фразеологизированным схемам, опреде­ляются значением фразеологизма, они уникальны и, как правило, экспрессивны. Например, экспрессив­ную форму согласия с мнением собеседника пе­редают предложения, образованные двукратным употреблением словоформы, разделенным частицей так: - Ну, хорошо,- говорит мастер, - ведьма так ведьма (М. Б.); - Дальше так дальше, - беспечным голосом сказал Ларька (В. Ш.); Ехать так ехать; Оставаться так оставаться.

Особое место среди фразеологизированных схем занимают соотносительные по утвердительности ~ отрицательности образцы предложений типа Есть (было, будет, было бы) что делать и Нечего (было, будет, было бы) делать; Есть (было, будет, было бы) с кем посоветоваться и Не с кем (было, будет, было бы) посоветоваться; Есть (было, будет, было бы) куда спешить иНекуда (было, будет, было бы) спешить. Обладая признаками фразеологизированных схем, они выделяются тем, что не принадлежат к сфере экспрессивной речи, а представляют собой обычные для говорящих по-русски экспрессивно и стилистически нейтральные способы выражения на­личия или отсутствия обобщенно мыслимой ситуа­ции.

Синтаксический разбор простого предложения

Схема разбора простого предложения

1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.

2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусо­тавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).

5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.

7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание . При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.

Образец разбора простого предложения

Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло - подлежащее, выражено существительным; существует - простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше - согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное существует (как долго?) тысячи лет - обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.

Куда мне деться в этом январе? (О. Мандельштам)

Предложение вопросительное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложнённое.

Главный член: деться - простое глагольное сказуемое, выражено инфинитивом.

Второстепенные члены: деться (куда?) куда - обстоятельство места, выражено местоименным наречием; деться (кому?) мне - косвенное дополнение, выражено местоимением; деться (когда?) в янва­ре - обстоятельство времени, выражено существительным с предлогом; в январе (каком?) этом - согласованное определение, выражено местоимением.

В камере, тоже освещенной электрическим светом, несмотря на утренний час, письмоводитель Иван Павлович с очевидным удоволь­ствием буравил и прошивал шёлковым шнуром бумаги... (М. Алда-нов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством уступки, выраженным оборотом с предлогомнесмотря на, однородными сказуемыми.

Главные члены: Иван Павлович - подлежащее, выражено су­ществительным; буравил и прошивал - однородные простые глаголь­ные сказуемые, выражены глаголами.

Второстепенные члены: Иван Павлович (какой?) письмоводитель - приложение, выражено существительным; буравил и прошивал (где?) в камере - обстоятельство места, выражено существи­ельным с предлогом; в камере (какой?) освещенной электрическим светом - обособленное согласованное определение, выражено причастным оборотом; буравил и прошивал (несмотря на что?) несмотря на утренний час - обособленное обстоятельство уступки, выражено оборотом с предлогом несмотря на; буравил и прошивал (каким образом?) с удовольствием - обстоятельство образа действия, выражено существительным с предлогом;с удовольствием (каким?) очевид­ным - согласованное определение, выражено прилагательным; буравил и прошивал (что?) бумаги - прямое дополнение, выражено существи­тельным; буравил и прошивал (чем?) шнуром - косвенное дополнение, выражено существительным; шнуром (каким?) шёлковым - со­гласованное определение, выражено прилагательным. Тоже - союз, членом предложения не является.

2.Соотношение понятий Предложение и Высказывание Эта проблема стала актуальной в связи с изучением функциональной стороны языка, т.е. не только изучение языковых фактов, но использование их говорящим. Различные лингвистические школы по-разному относятся к этой проблеме, но все они сходятся в одном: на рассмотрении предложения не с точки зрения его синтаксических признаков, а с точки зрения коммуникативного использования предложения (в целях общения). Существуют различные подходы: - Высказывание шире предложения, так как в высказывании может не реализоваться структурная схема. *Вам с сахаром или без? - Без. Однако в основе любого высказывания все-таки лежит соотнесённость с каким-либо предложением. - Предложение равно высказыванию. Эта точка зрения отражена в научных грамматиках. - Высказывание - это уровень языка выше предложения (Ир.Ил. Ковтунова) Что же такое высказывание? Предложение - это единица языка. Высказывание - это единица речи, поскольку оно связано с функционированием языка. Таким образом, высказывание - это отрезок речи, имеющий коммуникативную направленность, смысловую целостность, являющийся реализацией языковой системы (структурной схемы), отражающий норму языка.

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение - совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Что включает в себя схема предложения

Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.

Что же должно быть указано при составлении схемы?

  1. Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
  2. Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
  3. Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.

Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.

Чем осложняется предложение

Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.

  1. Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой "о", заключенной в круг.
  2. Обособленные определения (причастные обороты): "Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам". В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова "растения". Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласованные, одиночные и распространенные. А также приложения.
  3. (уточняющие члены предложения, деепричастные обороты, одиночные деепричастия): "Сделав работу по дому, Маша села читать любимую книгу". В данном предложении имеет место деепричастный оборот, который необходимо внести в схему. [|ДО|, - =]. Приведем пример и с уточняющим оборотом. "В деревенском доме, в прохладном погребе, хранились вкусные бабушкины соления". Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми и обозначается на схеме. [Х,|УО|, = -].
  4. Эти синтаксические элементы выделяются запятыми, их также необходимо вносить в схему. Приведем примеры. "Сергей, принеси мне глоток воды". Обращение "Сергей" отображаем так: [О, =]. Также и с вводными словами: "Они, конечно, не послушались родителей". Отражаем вводное слово "конечно" так: [-,ВВ.СЛ, =].

Простое предложение

Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".

Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример - простое с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.

Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать - да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.

[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.

Сложносочиненное предложение

Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем - определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:

Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".

Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая - "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").

Сложноподчиненное предложение

Имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:

  1. Существует разделение на главную часть и придаточные, причем последние могут находиться в любом месте и даже разрывать главную.
  2. Союз входит в состав простого предложения (вносится в скобку).
  3. Связь между частями может быть различной, поэтому помимо горизонтальной схемы иногда составляется вертикальная.

Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".

Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое именно такое. Заключаем его в квадратные скобки. Второе же предложение - придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).

Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".

В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение - причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].

Прямая речь в конце предложения

Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы - они равноправны.

В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.

Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».

Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».

Прямая речь в середине предложения

Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:

Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.

[А: [«П.Р.!»] - а].

Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.

Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.

Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].

Прямая речь в начале предложения

Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:

«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.

«[П.Р.]», - [а].

Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение - запятая не нужна:

«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].

«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].

Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.

Со схемами предложений учащиеся встречаются на первых страницах «Азбуки» (слово, предложение).

Затем эти схемы навсегда исчезают из обихода. Мне кажется, что схемы предложений -- это не только находка для учителя в работе над построением предложений, развитием связной речи, но и один их способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках русского языка.

Изучив литературу по этому вопросу (а ее оказалось не так уж много), я составила картотеку упражнений с использованием схем предложений для каждого класса начальной школы (система 1-4).

1. Составление схемы прочитанного предложения.

У Тани кот.

После составления схемы учениками (у каждого есть индивидуальный набор карточек для составления схем) следует анализ. (Сколько слов в предложении, сколько больших слов и маленьких (предлогов), заглавная буква в словах, знаки препинания в конце предложения.)

2. Выбор схемы для предложения.

У Оли куклы.

3. Игра «Собери предложение».

Детям дается набор карточек со словами и карточка со схемой предложения. Они должны «собрать» предложение, накладывая на схему карточки со словами. Преднамеренно дается большее число слов, чем это нужно. Это делается для того, чтобы дети занимались этой работой осмысленно.

4. Составление предложений по данной схеме.

5. Поиск в тексте предложения, соответствующего данной схеме.

Во II классе изучается основа предложения, поэтому вид схемы меняется. Теперь в схеме прямоугольник, который является подлежащим, закрашивается в красный цвет, а прямоугольник, который является сказуемым, -- в синий. На доске схемы составляются на наборном полотне или там же чертятся цветными мелками. Дети составляют такие же схемы на парте из своего набора карточек. Этот этап является подготовительным к составлению более сложных схем в III-IV классах.

Можно использовать все виды упражнений со схемами, которые предлагались для I класса, лишь немного изменив сами схемы. Это составление схемы предложения (после нахождения его основы); выбор схемы, соответствующей предложению; составление предложений по схеме устно и по типу игры «Собери предложение»; поиск в тексте предложений, соответствующих схемам.

Если учащиеся испытывают затруднения в составлении предложений по данным схемам, то нужно им показать, что сначала они находят подлежащее, т.е. думают, о ком или о чем будет предложение, затем подбирают к подлежащему сказуемое, т.е. узнают, что будет делать кто-то или что-то, и в конце уже добавляют столько слов, объясняющих подлежащее и сказуемое, сколько требуется по схеме.

Подбираем подлежащее (солнышко).

Подбираем сказуемое (солнышко -- что сделало? -- улыбнулось).

Распространяем предложение. (Ласковое солнышко улыбнулось нам.)

Во II классе можно уже ввести такой вид упражнения, как составление предложения по схеме, которая дана в контексте. Это упражнение хорошо использовать при изучении текста, потому что при его выполнении детям приходится решать две задачи: во-первых, составленное предложение должно соответствовать схеме, во-вторых, оно должно вписываться в контекст, т.е. учащиеся должны установить связь между этим предложением и другими в заданном контексте.

Наша дача была у леса.

Мой товарищ поймал два леща. Я поймал жирную щуку.

Вставляется предложение Утром мы пошли на речку.

Схемы, используемые в III классе, оформляются в виде подвижной таблицы, разделенной по горизонтали на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Главные члены размещаются в средней, центральной частях таблицы. В верхней ее части располагаются те второстепенные члены, которые, поясняя подлежащее или сказуемое, находятся в предложении перед ними. Нижняя часть таблицы отведена для второстепенных членов, занимающих положение после подлежащего или сказуемого. Если в разбираемом предложении имеется прямой порядок слов, т.е. подлежащее предшествует сказуемому, то состав подлежащего размещается в левой части таблицы, а состав сказуемого -- в правой. При наличии обратного порядка левую часть таблицы занимает состав сказуемого, а правую -- состав подлежащего. Например:

Белокрылые чайки низко кружились над синим морем.

Из травы глядят беленькие глазки земляники.

К видам упражнений со схемами, аналогичным тем, которые предлагались выше для I и II классов, можно добавить еще один вид упражнений -- распространение предложения по указанной схеме, например:

Подлежащее -- ветер. Сказуемое -- дует. Составляется предложение:

Тёплый ветер дует в лицо.

Такими схемами удобно пользоваться при изучении не только темы «Предложение», но и словосочетаний. В III классе перед тем как начертить схему предложения учащиеся сначала проводят синтаксический анализ предложения. Назовем ее условно словесная схема. Вот как она выглядит при анализе предложения

Крупная морковь выросла в огороде.

На словесной схеме хорошо видны два словосочетания (они соединены вертикальными стрелками). Можно сразу определить, какое слово является главным (в словосочетании) и какой вопрос задан от него к зависимому слову. Детям можно задать вопрос: «А слова, соединенные горизонтальной стрелкой, являются словосочетанием? Почему?» Таким образом, эта схема облегчает поиск словосочетаний в предложении и учит третьеклассников уже сейчас устанавливать связи между главными и второстепенными членами предложения, что поможет им при изучении темы «Второстепенные члены предложения» в III классе.

В IV классе изучаются однородные члены предложения, что, в свою очередь, тоже влияет на вид схем предложения. Если в одном предложении однородные подлежащие, то после составления словесной схемы чертится обычная схема, в которой несколько красных прямоугольников (в зависимости от того, сколько однородных подлежащих). Например:

Коля, Миша и Женя пошли в лес за ягодой.

Запятая и союз между однородными членами предложения проставляются на схеме, так как этот материал изучается. Предлоги можно показывать на схеме, если учащиеся еще допускают ошибки в правописании предлогов со словами. Объяснив детям, что предлог со словом является одним членом предложения, можно не выделять его на схеме.

Вот пример предложения с однородными сказуемыми.

Я лежу на траве, вдыхаю запах леса.

Предложение с однородными второстепенными членами предложения:

Юные натуралисты побывали на лугу, в лесу, на речке.

Если такая работа проводится систематически, то составление схем не вызывает у детей трудностей. Напротив, такой вид работы вносит оживление, поскольку, прочитав предложение, дети уже начинают делать предположения о том, какой будет схема. Нужно дать им возможность начертить «свои» схемы. А после анализа определить, кто же был прав.

Все виды упражнений со схемами, которые были предложены для других классов, имеют место для использования в IV классе

Можно использовать упражнение такого вида, как составление предложения по одной схеме, а затем распространение его до другой схемы

Например, задание: составьте предложение по схеме 1, дополните его однородными членами так, чтобы оно соответствовало схеме 2

Были составлены следующие предложения.

1. Красивые хризантемы цвели на клумбе

2. Красивые хризантемы и гладиолусы цвели на клумбе

Хочется отметить, что работа со схемами на уроках русского языка оказывает большое влияние на развитие младших школьников, пробуждает у них интерес к урокам русского языка и особенно к такой теме, как «Предложение», которая является одной из сложных тем, изучаемых в курсе начальной школы.

Методика использования схем смотрите в плане-конспекте урока (Приложение 2).