» » Случай в Черном море: "Беззаветный" идет на таран! Навал на американский корабль.

Случай в Черном море: "Беззаветный" идет на таран! Навал на американский корабль.

Ровно 30 лет назад, 12 февраля 1988 года, в Чёрном море два советских сторожевых корабля СКР «Беззаветный» (проект 1135) и СКР-6 (проект 35) провели беспрецедентную операцию по вытеснению двух новейших боевых кораблей 6-го флота ВМС США - крейсера «Йорктаун» (тип «Тикондерога») и эсминца УРО «Кэрон» (тип «Спрюенс»), нагло и умышленно нарушившим государственную границу СССР.

Операция, проходившая в районе между Ялтой и Форосом, беспрецедентна по целому ряду позиций. СКР «Беззаветный» в три раза меньше по водоизмещению, чем новейший в ту пору крейсер «Йорктаун», а СКР-6 (его водоизмещение немногим более 1000 тонн) в шесть раз меньше эсминца УРО «Кэрон». Огромному техническому и военному превосходству американских кораблей были противопоставлены смелость, решительность, мужество советских моряков, грамотно выстроенная умелая тактика действий. В результате они одержали победу, и американские корабли, получив повреждения, вынуждены были выйти из тервод СССР, а затем и вовсе покинуть Чёрное море.

Общее руководство операцией по вытеснению осуществлял начальник штаба ЧФ вице-адмирал Валентин Егорович Селиванов. До этой должности он семь лет прослужил на Средиземноморской эскадре, сначала, как начальник штаба, а затем, как командир эскадры. Одна из главных задач эскадры - противостояние кораблям 6-го флота ВМС США в Средиземном море, поэтому адмирал Селиванов отлично знал и ТТД, и возможности американских кораблей, их историю и даже командиров.

Думаю, не только моряки, а даже простой обыватель представляет, как сложно и опасно выполнить навал корабля на противника в данном конкретном случае. Громадный крейсер, вооружённый до зубов, водоизмещением 9200 тонн видит, как его догоняет сторожевик водоизмещением 3000 тонн. У американских моряков - эйфория и улыбки, идёт активная фото- и видеосессия в преддверии красивого «шоу». А рядом против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует крошечный остроносый сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Что было бы с нашим СКР-6, положи эсминец резко руль лево на борт, когда сторожевик готовился к удару и шёл параллельным курсом?! Он мог просто перевернуться.

Предварительно спланированная операция началась, только когда американские корабли действительно вошли в наши территориальные воды и не отреагировали на неоднократные предупреждения о необходимости выйти из наших территориальных вод.

На СКРе следует команда: всем надеть спасательные жилеты. И вот «Беззаветный» наезжает на крейсер «Йорктаун». Скрежет металла. СКР «Беззаветный», вывалив из клюза трёхтонный якорь, наносит удар по крейсеру.

Через минуту после навала Михеев докладывает Селиванову: «Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет «Гарпун». Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул».

Что делают американцы? Улыбки и эйфорию словно корова языком слизала. На крейсере сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных термокостюмах поливают пусковую установку с ракетами «Гарпун» из шлангов. Но очень скоро они стали затаскивать шланги внутрь корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР «Гарпун» и противолодочных ракет «Асрок».

Тут уже не до улыбок. Взорвись крейсер - не поздоровилось бы и нашему кораблю.

Вскоре Михеев доложил и за действия «СКР-6»: «Прошёл вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью».

Селиванов даёт команду Михееву: «Выполнить повторный навал».

Валентин Селиванов:
«Через некоторое время получаю доклад от Михеева: «Эсминец «Кэрон» отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется». «Кэрон» идёт на столкновение. Селиванов приказывает Михееву: «Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть «Кэрон» его таранит».

Далее американцы начали на сходящихся курсах зажимать СКР «Беззаветный» в клещи. Михеев приказал зарядить реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца. Американцы это видели. Игра нервов продолжилась. Решительность советских моряков подействовала - американские корабли отвернули.

Но борьба продолжалась. На крейсере стали готовить к вылету пару вертолётов. Михеев доложил на КП флота, что американцы готовят вертолётами какую-то пакость. Михеев передал американцам, что будет с вертолётами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало. Лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над американцами на высоте 50-70 метров прошла пара наших вертолётов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия - вид внушительный. Они сделали несколько кругов над американскими кораблями, демонстративно зависая несколько в стороне от них. Американцы сдались: свои вертолёты заглушили и закатили в ангар.

На следующий день «Йорктаун» и «Кэрон», не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Чёрного моря. Под контролем уже новой корабельной группы наших кораблей. Ещё через сутки побитые корабли 6-го флота ВМС США покинули Чёрное море.

Хочется, чтобы об этом уроке истории 30-летней давности американцы, вновь зачастившие в Чёрное море, помнили.

Сказ о том, как много лет назад кораблики одной державы бодались с корабликами другой державы =)
А если серьезно, то в следующем году будет 30 лет с того дня, когда корабли КЧФ СССР вытолкали из территориальных вод Союза корабли ВМС США. Вы скажите, что об этом писано-переписано и будете правы. Однако хотел бы и новую нотку внести в историю этого заметного события - 12 февраля 1988 года.

Рисунок с http://artyushenkooleg.ru

2. 13 марта 1986 года американские крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон” провокационно зашли на 6 миль в наши территориальные воды на Черном море в районе южного побережья Крыма. При этом на кораблях работали все радиотехнические средства ведения разведки. Долгие проволочки в военных кругах не позволили дать отпор "разведчикам"



USS Yorktown и USS Caron. Фото с www.navsource.org и www.gettyimages.com

3.Вернутся они с такими же намерениями в 12 февраля 1988 года

Карикатура в газете "ПРАВДА

5. День "Ч" настал. USS Yorktown и USS Caron пройдя проливы Дарданеллы и Босфор, вошли в Черное море. Об этом заходе заранее знало командование ВМФ, поэтому главком ВМФ Чернавин В.Н. отдал командующему Черноморским флотом адмиралу Хронопуло М.Н. приказ действовать в соответствии с ранее полученной директивой.

6. Вести сопровождение кораблей американского флота приказали сторожевым кораблям "Беззаветный" (пр.1135) и "СКР-6" (пр.35).


Фото с информационного ресурса www.kcrf.ru

7. Не во всех ресурсах упоминают, что в операции вытеснения кораблей американского флота из территориальных вод СССР участвовали и другая пара кораблей: СКР "Измаил" (пр. 1124П; на фото корабль аналоничного проекта ) и разведывательный корабль "Ямал" (пр.596П)


Фото www.pogranichnik.ru и www.niskgd.ru

8. Начиная с 9:45 советские корабли регулярно передавали сигналы о нарушении территориальных вод СССР. Американцы либо не реагировали, либо отвечали, что ничего не нарушают и действуют согласно международным правилам. По приказу адмирала Хронопуло американским эсминцам было передано предупреждении о вытеснении из тервод вплоть до навала.

9. Для выполнения навала идеально подходил поисково-спасательный (разведывательный) "Ямал", обладавший толстой обшивкой и ледовым форштевнем. Но скорость его полного хода была не более 15 узлов - он просто не смог бы догнать эсминцы США, не говоря уже о навале. Около 11 часов утра СКР "Беззаветный" и СКР-6 получили приказы о вытеснении эсминцев, превышавших размеры советских кораблей в 2 раза, навалом на борт. Американцы курс менять не собирались
СКР-6 догнав USS Caron, уклонившийся от от первой попытки навала путем усокорения, со второго захода навалился эсминцу на левый борт.

9.1

9.2 Американские матросы воспринимали это как реалистичное шоу или шутку моряков ВМФ СССР, беззаботно фотографируя. Ну, до тех пор пока не случилось "хрясь, трах, бах.." =) (

Фото с http://www.svvmiu.ru

9.2 Советский маленький "сторожевик" снес большому эсминцу шлюпку и шлюп-балку, отделавшись слегка помятым бортом и погнутыми леерами. Видео прилагается)

10. В это же время СКР "Беззаветный" догоняет USS Yorktown и в 11:02 наваливается на левый борт крейсера.



10.1 Навал "Беззаветного" повреждает леера и пусковую установку "Гарпун"

Фото с http://www.kchf.ru

11. Веселые кинооператоры и фотографы быстро впадают в панику "What"s going on??!?!"

1988 soviet ramming USS Yorktown CG 48 in black sea

12. В 11:40 сторожевикам "Беззаветный" и СКР-6 было приказано отойди от кораблей США и передать требование покинуть воды СССР. При необходимости быть готовыми к повторному навалу, однако это не потребовалось. Крейсера легли на обратный курс. Так закончилась история навала в Черном море, но не закончилась история кораблей, участвовавших непосредственно в навале.

Схема навала из статьи КП "Империя наносит последний удар"

13. СКР "Беззаветный" летом 1997 года был расформирован и передан ВМСУ с последующим переименованием в "Днiпропетровськ" (U134). В конце этого же года был поставлен в ремонт на Севастопольском морском заводе.

14. Так и не вступив в в состав действующих кораблей военно-морских сил Украины, в 2003 году сторожевой корабль передали "Укрспецмашу" как "техническое имущество" и после приказа о демилитаризации (2004 г.) в 2005 году корабль разобрали. 26 марта 2005 года опустошенный корабль утащили на буксире в сторону Турции.

15. Не дойдя до Турции затонул (или затопили), о чем свидетельствуют сканы с факса турков.
Есть еще и романтическая версия о том, "Он шел на буксире, с заглушенными котлами, обесточенный.... Мертвый.......
И вдруг у мертвого корабля САМИ открылись кингстоны.... И он начал уходить. Молча. С дифферентом на нос... И только когда мостик почти скрылся под водой, над Черным морем раздался гудок. При заглушенных котлах.... Он прощался...... Он не хотел быть распиленным. Боевой корабль сам выбрал себе смерть, как и подобает офицеру.
Некоторые говорят, что его затопили специально, ради страховки..... Я в это не верю.
Вечная тебе память, СКР "Беззаветный"! И я хочу, чтобы в возрожденном Черноморском флоте какой-нибудь корабль носил имя: "Память Беззаветного"........." Автор пользователь Миклухо-Махлай, www.sevpolitforum.info

17. Что же до USS Yorktown..он еще не продан, не распилен, не разделан. Даже заходил в Североморск в 1992 году вместе с USS O"BANNON


Фото с немецкой википедии

18. 03 декабря 2004 года USS Yorktown был и поставлен в базу технического обслуживания кораблей резерва (NISMF) ВМС США в Филадельфии. Как база NISMF выглядела в 2011 году, можно у коллеги samsebeskazal


Фото samsebeskazal , 2011 год

19. Под данным описи военно-морского имущества в Филадельфии за 2016 год, USS Yorktown до сих пор находится на этой базе в отстое. При желании любой корабль с этой базы можно выкупить и создать.. что пожелаете. Например, музей.

19. Сторожевой корабль "СКР-6" 19.04.1990 г. был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 01.08.1990 г. расформирован и позже разделан на металл в Севастополе.
Эсминец USS Caron был в октябре 2001 года. Затонул 04 декабря 2002 года неподалеку от военно-морской базы "Roosevelt Roads Naval Station" (Пуэрто-Рико) в ходе подрывных испытаний корпуса корабля.

19.1 Корабль должен был выдержать подрывы корпуса, но второй "залп" привел к затоплению эсминца


Фото с

История одного подвига. 1988 г.

25 лет назад два корабля Черноморского флота СССР совершили подвиг, о котором до сих пор помнят в военно-морском мире. В советских территориальных водах, исчерпав методы воздействия и не имея возможности применить оружие, черноморцы пошли на беспрецедентный шаг - морской двойной таран.

Международная обстановка в те годы была накалена до предела. Бывший заведующий международным отделом ЦК КПСС Валентин Фалин свидетельствует: «Были провокации в Черном море, участились нарушения воздушного пространства. Американцы готовятся, принимают новую доктрину, которая предусматривает удар неядерными средствами по советским базам, по портам Советского Союза».

В 1986 году американский крейсер УРО «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», пройдя через проливы Босфор и Дарданеллы решительно направились к берегам Крыма. Зайдя со стороны Феодосии, американские корабли беспрепятственно проследовали вдоль южного берега Крыма и удалились в сторону пролива Босфор. В тот раз проверка бдительности и готовности Черноморского флота завершилась без конфликтов.
В 1988 году старые знакомые повторно зашли в Черное море, но в этот раз контркурсом - уже со стороны Севастополя. Американский дуэт кораблей двигался по циферблату Чёрного моря в направлении обратном - как бы по часовой стрелке, вжимаясь в наши территориальные воды настолько демонстративно, что всякие сомнения в благих намерениях заокеанских визитёров отпадали.

Когда мы подходил с кормы — мама дорогая! — наш ходовой мостик на уровне их палубы. Такая махина!!!. И американцы с надстроек нас фотографируют и снимают на видеокамеры, и еще большие пальцы показывают, типа: «хорошо плывешь, туземец». Как хоть какую-то угрозу, они нас в расчет не принимали. Очень было огорчительно. Когда ударили первый раз — несильно, вскользь; они просто замерли кто где стоял. Ощущение такое, что глазам своим не поверили- что все это происходит на самом деле. А когда мы отскочили, приосанились, «дали» второй раз уже серьезно и нос нашего корабля полез на палубу крейсера, у них начал заваливаться ударный ракетный комплекс «Гарпун» (он на корме находится, у самого транца).

Мы еще поднажали и куски пусковой установкой просто полетели за борт и к нам на палубу. Вот тут я впервые (и с чувством глубокого морального удовлетворения) увидел испуганные американские физиономии. Мы почти в упор видели их квадратные глаза. И через секунду — как рванут с места, стали разбегаться, прятаться в надстройку. Вот это уже было совсем правильно.

А у нас корабль дрожит, как припадочный, в носу — хруст разрываемого металла, короткие замыкания. Наш якорь вывалился им на ют, елозит по палубе, все крушит. Звезда с нашей правой скулы оторвалась, тоже прыгает по палубе крейсера. У нас на правом шкафуте валяется крышка от контейнера «Гарпуна», у обоих кораблей летят леерные стойки, и всю эту картину разрушения оживляют разбегающиеся американцы! Красота!

Расцепляемся с американцем и он «Вулкан-Фаланкс» (такой 6-ти ствольный агрегат со скорострельностью 80 снарядов в секунду) опускает вниз и наводит нам на ходовой мостик. А этой машинкой наш корабль за минуту напополам перепилить можно. У меня мысль: вот он — конец моей блестящей карьеры… Все, что от меня останется можно будет собрать в ботиночную коробку. Мы тут же накололи «осы», они выпрыгнули из погребов, и четыре ракеты уставились на крейсер. В корме две АК-726 (спаренные 76-мм артустановки) выполнили наведение. Ну и минер наш на виду у изумленной американской публики (он стоял на верхней палубе у торпедных аппаратов, и все его действия американцы прекрасно видели) начал быстро ворочать торпедные аппараты, наводя их для залпа в упор в борт «Йорка». Тут уже «Вулканом» не побалуешься. Пока они нас угробят (считаем — секунд за 30-40), в ответ всяко четыре ракеты, две-три торпеды и десятка два 76-мм снарядов получат. Вряд ли мы этого монстра утопили бы, но из строя бы вывели навсегда.

Хотели таранить в третий раз, а у нас уже дырка в полморды, все отделения ГАК 14 затоплены, корабль ход теряет. Отстали. Американец удрал из наших территориальных вод с похвальной резвостью. Повез куски нашей обшивки на свою историческую родину. А нам на память оставил обломки своего ударного комплекса. Вот такой натуральный обмен получился.

С боцманом пошли вниз, а там картина из сериала «Звездные войны». Корабль как консервным ножом вскрыт. Через дыры в скулах наблюдаем море под ногами. Одного борта от клюзов до надстройки практически нет, нос в сторону свернут, гидроакустическая станция пробита, вода поступает в носовые отсеки. У нас же толщина борта 8 мм, а на крейсере дюймовая броня.

А тут еще узнаем, что наш собрат по слежению — СКР-6, пока мы с «Йорктауном» разбирались (чего это он без стука в чужую хату заходит), в свою очередь умудрился протаранить эсминец УРО «Кэрон». Как он исхитрился это сделать — не знаю. У него и ход ниже, и сам он раз в пять меньше эсминца, и оружие у него доисторическое (ракет вообще нет), и сам он уже старенький, как ботик Петра Первого. Ну, значит, не одни мы такие камикадзе.

Возвращаемся в базу «на честном слове и на одном крыле». На причале уже стоит группа встречающих — в основном из особого отдела. Как только пришвартовались, на борт поднимаются компетентные товарищи, у нас изымают всю документацию объективного контроля, командира сажают в УАЗик, увозят в штаб флота, а затем — на Качинский аэродром, и военным бортом — в Москву. Никто не знает — герои мы или преступники, или кто вообще… СКР стоит у минной стенки, из начальства никто не заходит, корабль как прокаженный. Ждем, чем все это кончится, готовимся и дырки для орденов вертеть, и сухари сушить. Что с командиром — не знаем, увидим ли мы его, или он сразу по этапу пойдет.

Возвращается командир из Москвы. Заходит на корабль, выбегаю встречать. Он подмигивает, отворачивает борт шинели, а у него там — Орден Красной Звезды! Ну и все! Поступила команда нас любить. И каждое утро — делегации, прием пионеров на борту СКР «Безудержный», ветераны. С утра выходишь на построение, на подъем флага, а на стенке уже стучат пионерские барабаны, прибыла очередная команда в пионеры вступать. Командир настолько утомился выступать перед восхищенной публикой, что попросил меня написать ему короткую дежурную речь, которую он поначалу зачитывал, а потом практически выучил наизусть. Ну и экипаж после этого случая служил так, что просто песня… Ни одного замечания, кораблем гордились страшно, офицеров слушали, как папу с мамой. А двух побитых лейтенантов мы списали, им уже жизни в экипаже не было…»

После столкновения с «Йорктауном» СКР «Беззаветный» длительное время (до 1997 года) находился в ремонте.
14 июля 1997 года экипаж корабля был расформирован.
1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины.
Новое название — фрегат «Днепропетровск» (U134 «Дніпропетровськ»).
8 сентября 1997 года исключен из состава ВМФ РФ.
В октябре 2002 года фрегат «Дніпропетровськ» был выведен из состава боевых кораблей ВМС Украины.

В декабре 2003 корабль переведен в категорию «техническое имущество» и предприятие «Укрспецмаш» приступило к его реализации.

В марте 2005 года гордый боевой СКР «Беззаветный» был продан украинскими военными на металлолом в Турцию. Он шел на буксире, с заглушенными котлами, обесточенный…. Мертвый….
И вдруг у мертвого корабля САМИ открылись кингстоны…. И он начал уходить. Молча. С дифферентом на нос. И только когда мостик почти скрылся под водой, над Черным морем раздался гудок. При заглушенных котлах…. Он прощался… Он не хотел быть распиленным. Боевой корабль сам выбрал себе смерть, как и подобает офицеру. (по свидетельствам очевидцев, источник форум Sevastopol.info)