» » Служил ли в фсб горемыкин виктор петрович. Минобороны России

Служил ли в фсб горемыкин виктор петрович. Минобороны России

КАК СТУДЕНТУ ПРОЙТИ СТАЖИРОВКУ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ?
В нашем городе много воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, где после завершения учёбы можно было бы трудоустроиться. Можно ли на первом этапе студенту гражданского высшего учебного заведения хотя бы пройти там стажировку?

В соответствии с Положением о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утверждённым постановлением Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования», Министерство обороны РФ планирует и организует проведение учебных сборов (стажировок), предусмотренных программой военной подготовки.
Пройти стажировку в Вооружённых Силах Российской Федерации вправе обучающиеся на факультетах военного обучения (военных кафедрах) в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, которые в последующем будут направлены на службу в Министерство обороны РФ.
Других вариантов прохождения стажировки не предусмотрено.

НА РАБОТУ… К РОДНОМУ ДЯДЕ
Мой дядя является начальником отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ. Я хотела бы устроиться к нему на работу на должность ведущего инженера. Но знакомые говорят, что делать этого нельзя по антикоррупционным мотивам, поскольку в этой ситуации возникнет конфликт интересов. Так ли это на самом деле?

В соответствии с частью 1 пункта 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сёстрами, а также братьями, сёстрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В вашем случае ситуация рассматривается как конфликт интересов в силу того, что ваш дядя может повлиять (прямо или косвенно) на начисление заработной платы работникам, так как он обладает организационно-распорядительными функциями, утверждает табель учёта рабочего времени. В данном случае личная заинтересованность влияет на достоверность данных об отработанных работником рабочих днях.

Уважаемые читатели! Если у вас есть вопросы, вы можете направить обращение, заполнив форму запроса в электронной приёмной на сайте Минобороны России (mil.ru).

На снимке: начальник Главного управления кадров
Министерства обороны Российской Федерации
генерал-полковник Виктор ГОРЕМЫКИН

Министру обороны РФ

Емелин Александр Иванович

Адрес для почты: 410000 г. Саратов Главпочтамт

до востребования

Р А П О Р Т

Докладываю Вам, что на мой подробный рапорт на Ваше имя от 20 января 2011г. о нарушениях законодательства РФ в отношении меня со стороны командиров в/частей 40919 Похно и 13991 Коваленко при увольнении меня с военной службы и их вышестоящих покровителях , направленный Вами начальнику ГУК МО РФ для принятия решений на основе законодательства РФ по существу поднятых в нем вопросам по увольнению меня, подполковника Емелина Александра Ивановича, с военной службы, я получил. от начальника ГУК МО РФ Горемыкина за №173/1/47п от 12 марта 2011г решение следующего содержания: “Александр Иванович!Ваше обращение к Министру обороны Российской Федерации от 20 января 2011г. по поручению рассмотрено в Главном управлении кадров Минобороны России. Сообщаю, что нарушения порядка при увольнении Вас с военной службы не допущено.

Начальник Главного управления кадровВ. Горемыкин

Горемыкин В., уверенный в безнаказанности за неисполнение требованийзаконодательства РФ при принятии им решений, в том числе за неисполнение Ваших приказов, за прямое игнорирование Ваших распоряжений(указаний, поручений), за принятые решения с нарушением законодательства РФ и за бюрократическую отписку без принятия решений по существу поставленных в рапорте вопросам, ОТКАЗАЛСЯ исполнить требования законов России, Указов Президента России, приказов министра обороны России и принять меры по реализации моих законных прав, нарушенных командирами в/части 13991 Коваленко и в/части 40191 Похно, при увольнении меня, подполковника Емелина Александра Ивановича, с военной службы, и НЕ ИСПОЛНИЛВАШИ приказания:

- защитить мои и моей семьи законные права, которые гарантировало нам законодательство РФ при увольнении меня с военной службы,

- принять меры к побуждению начальника управления кадров космических войск и командира в/части 13991 на издание письменного приказа об увольнении подполковника Емелина А.И. с военной службы на основании представления “О воинской обязанности и военной службе”,подписанное командирами в/части 40919 и в/части 07378, которое было оформлено в соответствие с рапортом подполковника Емелина А.И. 28 мая 1999г. за №188 из в/части 40919 .

- ПРЕДСТАВИТЬ мне для ознакомления настоящий, подлинный приказ об увольнении с военной службы подполковника Емелина А.И., изданный перед приказом командира в/части 40919 №140 от 30 июля 1999г. об исключении подполковника Емелина А.И. из списков личного состава в/части.

Не признавая законодательство РФ при исполнении должностных и служебных обязанностей начальника ГУК МО РФ, не исполняя приказы министра обороны РФ и его распоряжения(поручения), Горемыкин тем самым совершил воинское преступление - преступление против военной службы.

Начальник Главного управления кадровминистерства обороны РФ В. Горемыкин - это юридически не компетентный руководитель кадрового органа МинОбороны РФ в вопросах увольнения офицерского состава с военной службы, не понимающий смысл требований законодательства РФ к командирам войсковых частей (в/часть) при подготовке представления на увольнение офицера с военной службы и последующего увольнения офицера с военной службы. Уровень его правовых знаний и знание им правоприменительной практики законодательства РФ командирамив/частей не соответствуют занимаемой им должности и не позволяют ему принимать решения на основе законодательства РФ. : об этом свидетельствуютпринятые им решения. Согласно его правовых знаний:

- издание приказа об исключении офицера из списков личного состава в/части можно производить без полного расчета по всем видам довольствия и даже только на основании телефонного звонкабез получения в/частью письменного извещенияили выписки из приказа об увольнении офицерас военной службы,

-командир в/части имеет право не исполнять решение суда,

- командир в/части имеет право не исполнять приказы министра обороны РФ, Указы Президента РФ(Верховного Главнокомандующего РФ),

- командир в/части имеет право безнаказанно нарушать права офицера,

- решение военного прокурора, выявившего нарушение прав офицера со стороны командира в/части, не является для начальника ГУК МО РФ руководством к действию по пресечению этих нарушении,

Горемыкин не знает

порядок увольнения офицера с военной службы.

Краткий ликбез законодательства РФ для начальника ГУК МО РФ:

Порядок увольнения с военной службы офицеров включает:

1) подача по команде рапорта на увольнение по конкретной статье ФЗ.

Фактически: Я, подполковник Емелин Александр Иванович, 21 мая 1999г . подал рапорт на досрочное увольнение с военной службы по подпункту "а" пункта 3 статьи 51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, руководствуясь:

а) подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” : “Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы: в связи с существенным и(или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта”;

б) подпунктом “в” пункта 8 Указа Президента РФ №4 от 04.01.1999г . :“ военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы: в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы вотношении военнослужащего (подпункт "а" п.3 ст. 51 ФЗ) - при существенном и (или) систематическом нарушении в отношении него условий контракта о прохождении военнойслужбы”;

в) статьёй 64 Приложения 1 “Инструкция о порядке применения в СА И ВМФ Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР” (П риказ Министра Обороны СССР № 100 от 06 апреля 1985г.) - “Положительно аттестуемые лица офицерского состава, имеющие несколько оснований для увольнения, представляются к увольнению по тому из этих оснований, по которому предоставляются наибольшие права и льготы после увольнения”;

г) решением военного суда Норильского гарнизона от 20 мая 1999года, утвердившего мировое соглашение, что в отношении подполковника Емелина А.И. были допущены существенные и систематические нарушения условий контракта со стороны МО РФ. Мировое соглашение исполняется судебных решений.

2) подготовка документов в войсковой части в соответствие с поданным рапортом

3) оформление представления на увольнение в соответствие с рапортом

4) отправка представления на увольнение вышестоящему командиру(начальнику)

Фактически: 28 мая 1999г. за №188 из в/части 40919 в адрес вышестоящего командования были отправлены документы на досрочное увольнение меня с военной службы по п/п “а” п.3 ст.51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”:

- Мой рапорт от 21 мая1999г. на досрочное увольнение с военной службы по п/п“а” п.3 ст.51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении меня условий контракта со стороны МО РФ,

- Представление на досрочное увольнение подполковника Емелина А.И. с военной службы по п/п “а” п.3 ст.51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” – 3экз

- Выписка из протокола аттестационной комиссии в/части 40919 №18 от 27 мая 1999г.

Подписанное командирами в/частей 40919 и 07378 представление о досрочномувольнении подполковника Емелина А.И. с военной службы по п/п “а” п.3 ст.51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” было направлено командиру в/части 13991.

5) Издание соответствующим командиром(начальником)приказа об увольнение с военной службы в соответствие с представлением.

Фактически Командир в/части 13991 генерал-майор Коваленко Г. принял решение издать приказ об увольнении с военной службы подполковника Емелина А.И.только послепоступления в в/часть 13991 решения военного суда об утверждении мирового соглашения между подполковником Емелиным А.И. и представителями командования в/ частей 09703, 07378 и 40919.. Вследствие этого, в отделе кадров в/части 13991 подготовка документов на увольнение с военной службы подполковника Емелина А.И. была приостановлена до 16 июля 1999г . – дня поступления в отдел кадров в/части 13991решения военного суда. Вступившее в законную силу мировое соглашение, судебный акт, обязательно для исполнения государственным органом – Министерством обороны РФ – и должно было быть исполнено в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Командир в/части 13991 после 16 июля 1999г. НЕ издавал никакой приказ об увольнении подполковника Емелина А.И. с военной службы

6) Представление приказа(письменного извещения) об увольнении офицера с военной службы в войсковую часть

Фактически:30 июля 1999г. около 09ч 30мин(моск. времени) из в/части 13991 по телефонной связи в в/часть 40919 сообщили, что подполковник Емелин А.И. уволен с военной службы по п/п “б” п.1 ст.51 ФЗ на основании рапорта офицера. ХОТЯ рапорт на увольнение я, подполковник Емелин А.И., подал на основаниип/п “а” п.3 ст.51 ФЗ.Командира в/части 13991 не испугало то, что он совершил уголовно-наказуемые деяния согласно уголовного кодекса РФ: Неисполнение судебного акта (ст.315 УК РФ), служебный подлог(ст.292 УК РФ), превышение должностных полномочий(ст. 286 УК РФ) Злоупотребление должностными полномочиями(Ст. 285 УК РФ.)

7) осуществление полного расчета с офицером по всем видам довольствия на день исключения из списков личного состава части.

Фактически: Расчетпо всем видам довольствия со мной производился в день исключения из списков личного состава части.

8) Издание приказа об исключении из списков личного состава части на основании письменного извещения или выписки из приказа об увольнении и после полного расчета с офицером по всем видам довольствия на день исключения из списков личного состава части.

Фактически: В войсковую часть письменное извещение или выписка из приказа об увольнении с военной службы подполковника Емелина А.И. не поступали ни до 30 июля 1999г., ни после 30 июля 1999г.

К омандир в/части 40919 подполковник Похно через 4 часа после телефонного звонка из в/части 13991 издал приказ №140 и исключил меня из списков личного состава части с 30 июля 1999г. До издания приказа об исключении меня из списков личного состава части со мной не был произведен полный расчет по денежному и продовольственному довольствиям, вещевому имуществу, не было компенсировано 192 часа служебного времени, не был предоставлен для ознакомления приказ об увольнении меня с военной службы.

Это подтверждают:

- абзац 2 - “Выплатить единовременное денежное пособие по увольнению … денежную компенсацию за вещевое имущество в сумме 1871 руб. 10 коп. ”

- абзац 3 - “выплатить единовременное денежное вознаграждение за 1999 год … и денежную премию за III квартал 1999г. ”

- абзац7 - “основание: выписка из приказа командира в/ч 13991 №018 от 14.07.99г. (Исх №719/ОК от 26.07.99г.)”

2) письма из в/части 40919 в мой адрес: “ Командование войсковой части 40919 убедительно просит Вас прибыть в часть для получения задолженности по продовольственному пайку в виде продуктов или по вашему желанию Вам будет выплачена денежная компенсация всумме1871 р.10 коп.

С уважением. Командир войсковой части 40919 п/п-к ПохноЗаместитель командира в/ч 40919 Микешин ”и от 16 декабря 1999г. №414“ Повторно направляем Вам уведомление о том, что необходимо прибыть в часть сдать числящееся за Вами вещевое имуществ, получить продовольственный паек или денежную компенсацию, так как в связи с годовой ревизией по окончанию 1999 года в 2000-м году это будет сделать сложнее.Командир войсковой части 40919подполковникПохно

9) В случае внесения изменений в приказ об увольнении офицера с военной службы, командир в/части, исключивший офицера из списков личного состава части, обязан вносить соответствующие изменения в приказ об исключении офицераиз списков личного состава части

Используя свое должностное положение и служебные полномочия, этот “оборотень в погонах” защищает командиров в/части 13991 Коваленко и в/части 40919 Похно и их покровителей:

ВрИО командира в/части 46184Лысенко А.,

Заместитель начальника управления кадров РВСН Панасюк С.,

ВрИО начальника управления кадров РВСНЛысенко А.,

Начальник управления воспитательной работы РВСН Хоменко И.,

Начальник отдела кадров космических войск Панасюк С.,

Начальник управления кадров космических войск Радченко А..,

Начальник отдела кадров космических войск Щербань С,

Начальник управления кадров космических войск Паленый Г.

Для Горемыкина “честь мундира”, а особенно генералитета, выше закона!

Вот она коррупция в виде круговой поруки в кадровом органе Министерства обороны РФ – командиры в/части 13991 Коваленко и в/части 40919 Похно совершили нарушения законодательства РФ в отношении меня, подполковника Емелина А.И., при увольнении с военной службы. Вместо пресечения нарушений со стороны этих командиров в/частей, указанные выше вышестоящие должностные Минобороны РФ, используя свое служебное положение и должностные полномочия, вот уже более 11 лет способствуют сокрытию преступлений командиров в/части 13991 и в/части 40919. Начальник ГУК МО РФ Горемыкин возглавляет коррупцию в виде круговой поруки в кадровом органе Министерства обороны РФ.

13 января 20011г. на заседании Совета по противодействию коррупции при Президенте России Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев дал в ысшим должностным лицам России, руководителям федеральных государственных органов поручение:

- “По каждому случаю выявленного нарушения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции применяйте к государственному служащему предусмотренные законом меры, вплоть до увольнения со службы”.

Товарищ Министр обороны Российской Федерации!

Защитите меня и мою семью от беззакония и произвола со стороны вышеназванных должностныхлиц кадрового органа МинОбороны РФ.

Рассмотрите вопрос об увольнении с военной службы вышеназванных должностных лицах кадрового органа МО РФ, не желающих исполнять законодательство РФ, в том числе приказы министра обороны РФ, и за сокрытие преступлений, совершенных командирами в/частей 13991 и 40919 и более 11 лет издевающихся надо мной и моей семьей.

Защитите мои и моей семьи права, которые гарантировало нам законодательство РФ при увольнении меня с военной службы.

Прошу Вас принять меры по обеспечению исполнения требований законодательства РФ в отношении меня при увольнении меня с военной службы со стороны должностных лиц министерства обороны РФ: принять меры по побуждению начальника ГУК МО РФ, начальника управления кадров космических войск и командира в/части 13991 на издание письменного приказа об увольнении подполковника Емелина А.И. с военной службы на основании представления на досрочное увольнение подполковника Емелина А.И с военной службы именно по п/п “а” п.3 ст.51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, которое было оформлено в соответствие с рапортом подполковника Емелина А.И. от 21 мая 1999г., поданным в соответствии с требованием законодательства РФ, и отправленное28 мая 1999г. за №188 из в/части 40919, и ПРЕДСТАВИТЬ мне для ознакомления настоящий, подлинный приказ об увольнении с военной службы подполковника Емелина А.И., а не “липовый”, подложный.

ПРОШУВАСПРИНЯТЬМЕНЯЛИЧНО

подполковник(пр. ГК ВМФ №0273 от 13.07.1996г .), в настоящее время БОМЖ, заключивший 22 июня 1994 года контракт о прохождении военной службы(прохожу военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с сентября 1980 г. по настоящее время и одновременно нахожусь на пенсии, хотя министерство обороны России до настоящего времени не рассчиталось со мной по денежному и продовольственному довольствиям, по вещевому имуществу, не компенсировало мне 192 часа служебного времени. Меня лишали права исчисления пенсии, назначенной после незаконного увольнения, с учетом районного коэффициента (0,8-прослужил в районах Крайнего Севера более 15 лет), а также права на увеличение ее размера с 01.07.2002г. в связи с повышением денежного довольствия военнослужащих . Имею 49 официально зарегистрированных поощрений от командования, удостоверение “Ветеран военной службы”.21 мая 1999 года подал рапорт на досрочное увольнение с военной службы на основании подпункта “а” пункта 3 статьи 51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и на основании решения военного суда Норильского гарнизона от 20 мая 1999 года, но приказ об увольнении меня с военной службы до настоящего времени не издан) .

А.И. Емелин

До конца этого года многие офицеры Вооруженных сил поменяют свои служебные адреса. Их перевод в другие части, штабы и учреждения впервые массово идет по новым правилам. Они перечислены в специальной инструкции, утвержденной главой военного ведомства Анатолием Сердюковым.

Обо всех нюансах офицерской ротации в округах и на флотах в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал начальник Главного управления кадров минобороны генерал-лейтенант Виктор Горемыкин.

Российская газета: Виктор Петрович, офицеров всегда переводили с места на место. Зачем понадобилось издавать еще и специальную инструкцию об их ротации?

Виктор Горемыкин: Как вы правильно заметили, перемещение офицеров на различные должности, в том числе их территориальный перевод, практиковался и раньше.

Существует он и сейчас. Прежде всего это связано со служебной необходимостью.

Одна из форм такого перемещения - так называемая плановая замена. Прежде она использовалась только в отношении офицеров, которые служили по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в регионах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях за пределами Российской Федерации. Порядок их замены определяло специальное руководство.

Вместе с тем под плановую замену не попадали другие категории офицеров.

В результате одни из них могли постоянно перемещаться, а другие всю службу проходили в одной местности и даже в одной воинской части.

Чтобы изменить ситуацию, два года назад в министерстве обороны разработали Инструкцию по организации и проведению перевода офицеров Вооруженных сил.

Этот документ существенно расширил круг должностных лиц, подлежащих замене в другие регионы.

РГ: И кто попадает под такую практику?

Горемыкин: В инструкции перечислены условия и виды перевода. Например, он может быть профессионально-должностным. Это когда идет назначение офицера на должность, в том числе в воинскую часть другого вида и рода Вооруженных сил, округа или флота, без перевода его в иную местность.

Второй вид - территориальный. Он сопровождается обязательной сменой места службы. В этом случае офицера можно назначить на должность по той же либо однопрофильной специальности. Еще один вариант - назначение по новой специальности, которую человек достаточно хорошо освоил. Как и в первом случае, новое место службы офицеру могут предложить в другом виде или роде войск, а также в ином оперативно-стратегическом командовании.

Наконец, существует смешанный или комбинированный перевод. Он предусматривает назначение офицера на должность по другой специальности с его заменой в другую местность. Такому перемещению обязательно предшествует профессиональная переподготовка или повышение квалификации.

Новоселье по приказу

РГ: Инструкцию министр обороны утвердил еще два года назад. Тогда ажиотажа в войсках она не вызвала. Почему же сейчас командиры столь бурно реагируют на возможный перевод?

Горемыкин: Не знаю, откуда у вас такие данные. После выхода инструкции к новым местам службы уехали несколько тысяч военнослужащих. Мы постоянно анализируем письменные и устные обращения офицеров в Главное управление кадров. Никакого всплеска негатива по поводу замены в этом году я не заметил.

Скажу больше. Офицеры начали понимать, что их перевод является не просто территориальным или профессионально-должностным перемещением по службе. Почти всегда он связан с повышением профессионализма военнослужащих, обновлением военных кадров, подготовкой резерва командиров и начальников высокого уровня. Ведь в армии сегодня особенно востребованы люди, знающие различные театры военных действий, способные в сложной обстановке управлять войсками.

В результате таких перемещений растет компетентность офицеров, создаются условия для их служебного роста.

РГ: В свое время министр обороны приказал каждые три года менять местами военкомов. Призывное начальство "тасовали", чтобы бороться со взятками при солдатском наборе. Ну а ротные с комбатами чем провинились?

Горемыкин: Воспринимать перевод как некое наказание абсолютно неправильно. Во-первых, на территории Российской Федерации есть районы, где жестко определены сроки прохождения военной службы. Если офицер прослужил там необходимое время и изъявил желание перевестись на новое место, его необходимо заменять. А еще направить на освободившуюся должность офицера из другого региона или военного округа.

Во-вторых, офицерам основных командно-штабных должностей принципиально важно иметь опыт организации боевых действий в разных регионах, с резко отличающимся рельефом местности, растительностью и климатическими условиями. Они должны уметь правильно применять там военную технику.

А кто такой упомянутый вами комбат? В недалеком будущем командир бригады. В чуть более отдаленной перспективе - командующий армией. И если он с лейтенанта до подполковника прослужил в одной бригаде, о каком опыте и каких перспективах его службы может идти речь?

РГ: Есть ли жестко установленные сроки пребывания офицеров на должностях и в округах? Например, лейтенант к моменту перевода в другой регион и на иную должность должен командовать взводом не меньше пяти лет?

Горемыкин: Когда мы говорим о плановой замене офицеров из "неблагоприятных" районов, то минимальные сроки четко оговорены для каждой местности, вне независимости от срока пребывания военнослужащего в должности. Применительно к переводу "по инструкции" ситуация иная. До перемещения офицер должен прослужить в занимаемой должности не менее трех лет.

РГ: Слышал, что ротацию младших офицеров разрешено проводить только в пределах военного округа. Скажем, лейтенанта с приморского острова Русский могут перемещать только в пределах Дальнего Востока. А начальников повыше, например, комбрига, заменяют уже в другое оперативно-стратегическое командование или переводят в вышестоящий штаб. Где же справедливость?

Горемыкин: Действительно, для офицеров от командира взвода до командира батальона приоритетным считается профессионально-должностной перевод внутри военного округа или флота. Но это вовсе не значит, что такие военнослужащие не могут быть перемещены в другие округа.

Младшие офицеры военных баз за пределами России, соединений и частей из районов с установленными сроками службы по истечении определенного времени могут быть переведены в другие округа. Такая замена может быть вызвана и служебной необходимостью при наличии на новом месте вакантных должностей.

В этом году центральная аттестационная комиссия минобороны впервые рассмотрит вопрос о территориальном переводе командиров батальонов, дивизионов и эскадрилий. На основании выводов комиссии часть из них направят для прохождения службы в другие военные округа или в военно-учебные заведения. А наиболее подготовленных будут назначать в управления округов, флотов, родов войск.

Надо иметь в виду, что в округе некоторые специальные бригады имеются в единственном числе. Перевод их командира на равную должность возможен только в другое оперативно-стратегическое командование.

РГ: В инструкции сказано, что перемещение по службе может быть с понижением. В каких случаях используется такая практика? Требуется ли при этом согласие офицера?

Горемыкин: Назначение офицера на низшую должность возможно только с его согласия. Но могут быть исключения. Например, когда человек меняет место службы на основании дисциплинарного взыскания. Но это отдельные и достаточно редкие случаи. К "штатной" практике перевода офицеров они, в общем-то, отношения не имеют.

Как правило, кадровый военнослужащий переезжает в другой гарнизон на равную или высшую должность. Низшую ему могут предложить в форс-мажорных условиях. Скажем, если офицер по семейным обстоятельствам просит заменить его в конкретный регион. А подходящих его "статусу" вакантных мест в воинских частях там нет.

РГ: Представим ситуацию: капитана отправляют в другой гарнизон. А там для офицерской семьи ни кола, ни двора. Может ли человек в этом случае отказаться от назначения?

Горемыкин: Офицер в любом случае обязан выполнить приказ командира. Вместе с тем, по Закону "О статусе военнослужащих", офицерам и членам их семей государство гарантирует предоставление жилья по месту службы либо в близлежащих населенных пунктах.

Поэтому при составлении планов перевода обязательно учитывается количество членов семьи офицера и возможность обеспечения их служебным жильем.

РГ: Есть ли "неприкасаемые" для ротации кадры? По каким признакам отбираются такие люди?

Горемыкин: Если вы имеете в виду военнослужащих, которые, исходя из их должностей или персоналий, не могут быть переведены в другие места, то таких в Вооруженных силах нет.

Однако нельзя заменять офицеров в местах, где установлены сроки прохождения службы, в год окончания контракта и за три года до достижения ими предельного возраста пребывания в Вооруженных силах.

РГ: В инструкции в основном идет речь о войсковых офицерах. На полковников и генералов из "высоких" штабов" такая практика распространяется?

Горемыкин: В инструкции нет каких-то ограничений для перевода - ни по офицерским должностям, ни по званиям. Вы, наверное, знаете, что недавно президент России назначил бывшего командующего Черноморским флотом вице-адмирала Владимира Королева командующим Северным флотом. Это один из примеров кадровой ротации высшего офицерского звена Вооруженных сил.

Между прочим, перевод генералов и полковников в министерстве обороны начали еще до утверждения инструкции. Полученную тогда практику использовали для разработки общих для всех офицеров правил перемещения.

РГ: Если человек категорически отказывается от переезда, его уволят?

Горемыкин: Перевод идет по приказу командира части. Офицер обязан его выполнить. Откажется - будет привлечен к дисциплинарной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности. Правда, при наличии серьезных оснований офицера могут уволить с военной службы. Например, по невыполнению условий контракта, по собственному желанию или по семейным обстоятельствам. В двух последних случаях сделать это можно только с согласия военнослужащего.

Аттестат офицерской зрелости

РГ: Об аттестации в МВД говорят и пишут каждый день. Но мало кто знает, что через такое же "кадровое сито" проходят и армейские офицеры. Аттестуют всех - от взводного до главкома и замминистра обороны? Или это выборочный процесс?

Горемыкин: Есть такой документ - Положение о порядке прохождения военной службы. Там сказано, что всех кадровых военнослужащих аттестуют не менее чем за четыре месяца до истечения срока контракта, но не реже чем через каждые пять лет службы.

Министр обороны принял решение - до окончательного выхода Вооруженных сил на новый облик аттестации проводить ежегодно. Закон это позволяет. Аттестация дает возможность качественно подбирать и переназначать офицеров, переводить их к новым местам службы и принимать решения об их служебном росте.

РГ: Результаты таких аттестаций держат под секретом?

Горемыкин: Вовсе нет. Могу привести данные по прошлому году. Всего было аттестовано 210,4 тысячи офицеров. 31 тысячу признали достойными назначения на высшие воинские должности. 139 тысяч офицеров соответствуют занимаемым должностям. 7,6 тысячи рекомендовали поставить на низшие должности. По 32,8 тысячи офицеров принято решение об увольнении. В их число попали те, кто достиг предельного возраста пребывания на военной службе, офицеры со слабым здоровьем и все желающие добровольно расстаться с армией.

Хочу подчеркнуть, что аттестация в Вооруженных силах - это непрерывный процесс, в который вовлечены все без исключения офицеры.

РГ: Кто и по каким критериям оценивает военнослужащих? Как результаты аттестации влияют на служебную карьеру офицеров?

Горемыкин: Механизм аттестации выглядит следующим образом. Не позднее чем за две недели до аттестации непосредственный начальник составляет на военнослужащего письменный отзыв. Там дается оценка уровню профессиональной подготовки офицера и называется область деятельности, в которой он достиг наиболее высоких результатов. Обязательно говорится о наличии боевого опыта, дисциплинированности и способности офицера качественно выполнять поставленные задачи. Среди других критериев - умение руководить, обучать и воспитывать подчиненных. Ставится оценка и подразделению, воинской части или соединению, которым командует офицер. Называются моральные и психологические качества человека, состояние его здоровья и физической подготовки.

После этого отзыв рассматривают на заседании аттестационной комиссии и командир воинской части утверждает аттестационный лист. В заключении аттестационной комиссии сказано, соответствует или нет военнослужащий занимаемой должности, а также формулируется мнение о его дальнейшем служебном предназначении.

Эти выводы командир части и кадровый орган учитывают, когда решается вопрос о включении военнослужащего в кадровый резерв для выдвижения на вышестоящую должность, а также при его назначении на новую должность и направлении на учебу.

РГ: Слышал, что центральная аттестационная комиссия минобороны во главе с Анатолием Сердюковым в прошлом году выставила "неуд" каждому пятому генералу. Если это верно, какая судьба им уготована?

Горемыкин: Одна из задач любой аттестации - всесторонняя и объективная оценка служебной деятельности военнослужащих, определение соответствия офицера занимаемой должности. Но в то же время аттестация помогает избавить Вооруженные силы от людей, которые потеряли интерес к службе, недобросовестно исполняют свои обязанности. Те, кто не захотел устранить недостатки, не горел желанием служить, на основе аттестационных выводов были уволены из армии. Но их количество незначительное.

РГ: Дают ли военачальникам шанс на своеобразную реабилитацию?

Горемыкин: Когда в заключении аттестационной комиссии написано: "Занимаемой должности не соответствует" и полагается целесообразным убрать человека с военной службы, то он подлежит увольнению. Если же в аттестационном листе фигурируют только незначительные упущения, то офицер может поправить свои дела до очередной аттестации. Ее требования для всех категорий кадровых военнослужащих - будь то лейтенант или генерал - одинаковые.

РГ: Результаты такой оценки как-то сказываются на кошельке офицеров? Например, их могут лишить премии?

Горемыкин: Аттестация проводится для всесторонней и объективной оценки офицера, определения его соответствия занимаемой должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а не для "вычисления" размера денежного довольствия военнослужащего.

Но так как кошелек офицера в том числе зависит от оклада по занимаемой должности, то результаты аттестации в определенном смысле могут влиять на размер офицерского жалованья. Если военнослужащий будет аттестован и назначен на высшую должность, он станет получать больше. А когда его понизят, соответственно уменьшится его денежное довольствие.

Решение о выплате, лишении или уменьшении размера премии командиры и начальники принимают по результатам служебной деятельности военнослужащих. Итоги аттестации при этом в расчет не берутся.

Лейтенант до востребования

РГ: Расскажите о судьбе лейтенантов, которым после выпуска не досталось офицерской должности. Им в конце концов нашли места службы?

Горемыкин: Прежде всего хочу сказать, что это был вынужденный шаг. В прошлом году сразу после выпуска из вузов минобороны перед нами стояла задача переназначить всех лейтенантов. После значительного сокращения офицерских должностей выполнить ее было очень непросто. Практически до конца 2010 года мы изыскивали вакантные офицерские "клетки".

Тем не менее часть выпускников с их согласия пришлось временно назначить на старшинские и сержантские должности. При этом за лейтенантами сохранили офицерское денежное довольствие. А чтобы они не потеряли свои знания и навыки, таких военнослужащих привлекли к занятиям в системе командирской подготовки офицеров.

Могу сказать однозначно: всем лейтенантам-выпускникам, которые мотивированы на продолжение службы, со временем будут найдены должности, соответствующие их званию и уровню образования.

РГ: Таких офицеров в армии много?

Горемыкин: В настоящее время на сержантских должностях проходят службу около 1,6 тысячи выпускников военных вузов 2010 года.

Такое их назначение носит временный характер. Лейтенантов, которые имеют положительные характеристики по службе, мы рассматриваем как главных кандидатов на вакантные офицерские должности. Их перемещение идет в приоритетном порядке. С начала текущего года уже решилась судьба более 800 выпускников 2010 года.

РГ: Будут ли трудности с распределением выпускников нынешнего года?

Горемыкин: Этим летом проводятся очередные выпуски из высших военно-учебных заведений минобороны. В октябре завершат учебу курсанты вузов Военно-воздушных сил - летный состав. Всего на комплектование Вооруженных сил будет направлено немногим более 14 тысяч лейтенантов.

Подавляющее большинство распределим по офицерским должностям. Но кое-кого зачислим в распоряжение для последующего назначения в течение 2 - 3 месяцев на офицерские должности. Или с их согласия временно поставим на должности сержантского состава.

Кроме того, в военно-учебных заведениях организован отбор офицеров, которые после соответствующей переподготовки смогут продолжить службу по дефицитным в армии специальностям.

Наконец, и в прошедшем, и в текущем году проводится работа по дополнительному размещению выпускников, чьи специальности оказались невостребованными в Вооруженных силах. Им предлагают офицерскую службу в других, как принято говорить, силовых министерствах и ведомствах.

Хочу напомнить, что служба по контракту, в том числе в качестве офицера, основана на принципе добровольности. И если раньше мы всячески удерживали от отчисления по собственному желанию курсантов военно-учебных заведений, старались уберечь молодых офицеров от досрочного увольнения из армии, то в условиях формирования нового облика Вооруженных сил такая необходимость отпала.

Курсанты, которые ошиблись в выборе профессии, беспрепятственно уходят из вузов. Аналогичная ситуация с офицерами.

РГ: И что, многие уволились?

Горемыкин: В 2009-м сразу после окончания учебы сняли погоны более 500 офицеров-выпускников.

Мы понимаем, что трудности с должностным распределением будут и в 2012, и в 2013 году. Дело в том, что объемы набора курсантов еще три-четыре года назад были ориентированы на гораздо больший по численности офицерский корпус.

РГ: Когда может возобновиться набор в военные училища? Двери перед школьниками распахнут все ваши вузы?

Горемыкин: Набор курсантов в высшие военно-учебные заведения минобороны, в общем-то, не прекращался. Другой вопрос, что за последние годы существенно изменились потребности в армейских и флотских офицерских кадрах. Сокращена общая численность таких должностей, отдельные из них переведены в разряд гражданских, кое-какие "клетки" в штатно-должностном расписании отданы под сержантов и старшин контрактной службы.

Соответственно, значительно снизилась и потребность в подготовке офицеров, сократился набор курсантов. Некоторые вузы минобороны прекратили обучение по специальностям, под которые в Вооруженных силах больше нет офицерских должностей.

Надо иметь в виду, что потребность в офицерах определяется еще при кадровом планировании. Тогда же на несколько лет вперед подсчитывается их возможный некомплект. В результате мы точно знаем, сколько и по каким специальностям нужно готовить офицеров. Такой анализ и расчет необходимы, чтобы все лейтенанты по выпуску заняли свои места в строю. В стране не должно быть ни перепроизводства офицеров - на что уходят значительные государственные средства, ни их дефицита - это может привести к снижению боеспособности войск.

РГ: Что же показали ваши расчеты?

Горемыкин: Они еще два года назад подсказали, что нужно существенно сократить набор курсантов, а в 2010 и 2011 годах вообще отказаться от приема в вузы минобороны. Что и было сделано. За единственным исключением - в нынешнем году двери перед абитуриентами открыл филиал Военно-медицинской академии, наш Военный институт физической культуры.

Понимаю, что такая "запретительная" практика не прибавила настроения мечтающим о погонах ребятам. Но она поможет минобороны решить проблему с распределением избыточного количества лейтенантов в 2014 - 2016 годах.

РГ: Почему же вы тогда говорите, что прием в армейские вузы никогда не прекращался?

Горемыкин: Потому что военно-учебные заведения проводили и проводят наборы курсантов для их последующей офицерской службы в других силовых министерствах и ведомствах. Кроме того, в некоторых вузах минобороны организована подготовка сержантов-контрактников. Их учеба идет по программам среднего профессионального образования.

По решению президента страны студенты вузов теперь могут проходить военную службу без отрыва от учебы. Как организована подготовка резервистов, кто за нее отвечает, какую роль здесь играет министерство обороны? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" ответил начальник Главного управления кадров минобороны генерал-полковник Виктор Горемыкин.

Виктор Петрович, есть, скажем так, полноценные Вооруженные силы. Почему для страны важно заниматься еще и военной подготовкой студентов?

Виктор Горемыкин: Это одно из важнейших условий поддержания обороноспособности страны. Ведь мы говорим о создании отлаженной системы подготовки и накопления профессионального и хорошо обученного мобилизационного людского ресурса. Иными словами, речь идет о кадровом запасе Вооруженных сил.

Основным элементом этой системы как раз и является подготовка на военных кафедрах студентов гражданских образовательных организаций высшего образования.

Хочу напомнить, что современный облик сети таких кафедр был сформирован еще в 2008 году. Он включил в себя 68 структурных подразделений военной подготовки при ведущих гражданских вузах России. Но военное обучение там осуществлялась только по программам подготовки офицеров запаса. Новым импульсом в развитии этой системы стало Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г., в котором глава государства предложил изменить подходы к военной подготовке в образовательных организациях высшего образования, не отказываясь при этом от отсрочек по призыву для студентов. В соответствии с поручением президента от 22 января 2014 года, отданным в Национальном исследовательском ядерном университете "МИФИ", создана новая система военной подготовки граждан по программам обучения сержантов и солдат запаса.

И что это даст стране?

Виктор Горемыкин: Основной замысел новой системы военной подготовки студентов обеспечить накопление в запасе военно-обученного ресурса, а также предоставить молодым людям, получающим высшее образование в вузах страны, право самостоятельно выбирать один из способов исполнения конституционного долга по защите Отечества. Фактически с "нуля" разработана необходимая нормативно-правовая база. 21 июля 2014 года принят Федеральный закон № 246-ФЗ, определяющий порядок обучения граждан по программам подготовки солдат, сержантов запаса на военных кафедрах вузов. Внесены необходимые изменения в нормативные акты президента РФ и правительства Российской Федерации. Следует отметить, что инициатива президента Российской Федерации о совершенствовании системы военной подготовки студентов нашла в обществе широкую поддержку, и, как показала практика, новый порядок военной подготовки многим из молодых людей показался интересным и привлекательным.

Не всегда целесообразно создавать новые военные кафедры. Можно более эффективно использовать ресурс уже имеющихся

В чем это выразилось?

Виктор Горемыкин: В 2014 году тысячи студентов в 65 вузах страны приступили к освоению программ военной подготовки по военно-учетным специальностям сержантов, старшин и солдат, матросов. Сегодня их обучается уже более 22 тыс. чел.

В 2016 году министерство обороны приступило к проведению первых учебных полевых сборов с 11,6 тыс. студентов, завершающих обучение в рамках новой системы военной подготовки.
Первыми гражданами, уже прошедшими такие сборы, стали 104 студента Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ". И что показательно, 11 из них изъявили желание связать свою дальнейшую судьбу с профессиональной военной службой. А это ни много ни мало каждый десятый студент.

А как в других регионах?

Виктор Горемыкин: Минобороны активно работает по расширению географии военной подготовки в вузах многих регионов страны. Новые военные кафедры создаются на основе детального анализа и определения необходимой потребности Вооруженных сил в специалистах того или иного профиля.

В 2015 году открыта военная кафедра при Всероссийском государственном университете юстиции (РПА Минюста России), где для Вооруженных сил будут готовить специалистов Военной полиции.

Обеспечение мобилизационной потребности в интересах Черноморского флота возложено на созданные в 2016 году военные кафедры при Крымском федеральном университете (г. Симферополь) и Севастопольском государственном университете.
Распоряжением правительства РФ от 9 июня 2016 года № 1157-Р созданы новые военные кафедры при Сибирском федеральном университете (в филиале г. Абакан) и Тувинском государственном университете (г. Кызыл). До конца 2016 года будет сформирована кафедра в Северо-Кавказском федеральном университете (г. Ставрополь). В 2017 году мы эту работу продолжим.

В перспективе есть над чем еще поработать - надо скорректировать некоторые положения нормативной правовой базы в этой сфере. На мой взгляд, не всегда целесообразно создавать новые военные кафедры. Можно более эффективно использовать ресурс уже имеющихся. В порядке эксперимента уже осуществляется военная подготовка студентов Саратовской государственной юридической академии на базе военной кафедры при Саратовском государственном техническом университете имени Ю. А. Гагарина. В некоторых регионах можно организовать военную подготовку студентов на базе имеющихся там военно-учебных заведений минобороны. Сейчас, опять же в порядке эксперимента, идет военная подготовка студентов Санкт-Петербургского государственного экономического университета на базе Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева.

Сейчас идет подготовка студентов Санкт-Петербургского экономического университета в Военной академии

Требуют совершенствования вопросы, связанные со сроком и порядком приведения студентов к военной присяге, а также их с медицинским освидетельствованием. Для этого необходимо внести изменения в два федеральных закона: "О воинской обязанности и военной службе" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В минобороны соответствующий законопроект подготовлен и в ближайшее время будет представлен в правительство Российской Федерации.
Отдельно следует отметить, что в свое время в Федеральный закон "Об обороне" были внесены изменения, в соответствии с которыми с правительства Российской Федерации были сняты полномочия по реорганизации структур военной подготовки при вузах. При этом полномочия по их созданию сохранились.

То есть необходимо и здесь доработать нормативную правовую базу?

Виктор Горемыкин: Совершенно верно. В результате полномочиями по реорганизации структур военной подготовки при вузах без учета позиции заказчика подготовки, то есть Минобороны России, и без учета позиции учредителя вуза стали обладать сами вузы. Чтобы избежать односторонних, произвольных, не имеющих под собой объективных оснований решений по реорганизации структур военной подготовки в вузах, в том числе их ликвидации, минобороны разработало соответствующий правовой механизм. Он прописан в проекте постановления правительства Российской Федерации - этот документ размещен для общественного обсуждения на едином портале проектов нормативных и правовых актов.

Данный правовой механизм предусматривает, что решение о реорганизации структур военной подготовки будет приниматься минобороны в соответствии с потребностями военной организации страны в военно-обученном мобилизационном ресурсе при обязательном согласовании с минобрнауки и учредителями вузов. А если говорить в целом, то, на наш взгляд, использование потенциала гражданской высшей школы для подготовки хорошо обученного мобилизационного ресурса доказало свою эффективность. Поэтому такую важную и очень необходимую работу в этом направлении мы будем продолжать.

Визитная карточка

Фото: Пресс-служба Министерства обороны

Горемыкин Виктор Петрович родился 4 февраля 1959 г. в селе Кормовое Серебряно - Прудского района Московской области.

В 1980 г. окончил Челябинское высшее танковое командное училище, в 1994 г. - Академию Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, в 2001 г. - Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. С 2000 г. проходит военную службу в Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации.

С апреля 2009 г. - начальник Главного управления кадров минобороны Российской Федерации. Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени, Мужества, Дружбы, Александра Невского. Заслуженный военный специалист Российской Федерации.