» » Теория томаса мальтуса кратко. Томас Мальтус: теория народонаселения

Теория томаса мальтуса кратко. Томас Мальтус: теория народонаселения

Выдающимся представителем классической политической экономии в Англии был Томас Мальтус (1766-1834). Он родился в дворянской семье, но как младший сын не мог рассчитывать на наследство и поэтому ему была уготована духовная карьера. После окончания колледжа при Кембриджском университете работал сельским священником, а с 1793 года после получения богословского степени одновременно и преподавателем этого колледжа. Там проявился его интерес к философии и политэкономии

Творчество этого незаурядного исследователя относится к первой четверти XIX в., но результаты Его научных изысканий имеют ценность и для современной экономической науки.

Первая работа Мальтуса - "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" (1798), где он изложил некоторые свои взгляды на закономерности и взаимозависимости экономического и демографического процессов - была опубликованная им анонимно. Она вызвала бурную, в основном негативную реакцию, подвергалась нападкам со стороны многих ученых, политиков, общественных деятелей. В частности, современник Мальтуса писатель Томас Карлейль. прочитав ее, назвал экономику "мрачной наукой". Для улучшения своего труда Мальтус в 1799-1802 годах совершил поездку по странам Европы, а через некоторое время (в 1803 году) подготовил второе, исправленное издание своей книги, на этот раз под своим именем. За его жизнь было совершено еще несколько переизданий этой пращей, которая из небольшого памфлета превратилась в немалый трактат, а его автора превратила в одиозную личность.

Кроме "Опыта", который сделал его автора известным и даже знаменитым, Т. Мальтус написал еще несколько значительных трудов, среди которых нужно выделить "Исследование о природе и рост земельной ренты" (1815), "Теоретические основы политики ограничения ввоза иностранного хлеба" (1815), "Понятие политической экономии" (1827). Однако главной работой ученого стали "Принципы политической экономии, рассмотренные в плане их применения" (1820). Современники считали Мальтуса выдающимся экономистом за его исследования многих основополагающих проблем экономической теории. Однако в истории экономической мысли он вошел прежде всего как автор теории народонаселения.

Работа "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" была посвящена критике утопических теорий социалиста Годвина и одного из идеологов французской буржуазной революции Кондорсе, в которых доказывалась возможность построения общества идеальной ровности при условии государственного вмешательства в сферу распределения общественных доходов.

Мальтус рассматривает общественное развитие во взаимодействии и взаимозависимости экономических и природных факторов. К природным факторам он относит и народонаселения, влияние которого на стабильность общественного развития и рассматривается в его работе. Теория народонаселения опровергала представление о возможности усовершенствования общества с помощью социального законодательства и регулирующего вмешательства государства, а также создала предпосылки для разработки ряда экономических и социальных доктрин основатели классической экономической теории (Петти, Смит) в росте трудоспособного населении видели предпосылку богатства страны. Мальтус не отрицает, что многочисленное население - одно из условий богатства, но при этом видит и обратную сторону роста численности населения.

Он исходил из следующих основных положений:

1) общество находится в равновесном состоянии, когда производит достаточное количество продовольствия для потребления соответствующей численности населения;

2) в случае нарушения этого равновесия в обществе возникают силы, возвращающие его к равновесному состоянию;

3) цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения;

4) существует закон народонаселения, по которому и население, и продовольствие при отсутствии препятствий неограниченно растут, но скорость роста населения выше, чем скорость роста продуктов питания.

в Частности, при благоприятных обстоятельствах населения будет расти в геометрической прогрессии (1, 2,4,8,16, 32,64 и т.д.), а производство продовольствия - в арифметической (1,2,3,4, 5,6, 7,8 и т.д.). Из этого следует, что если население удваивается каждые 20-25 лет, то производство продуктов питания за этот же период возрастает всего на 20-25%. В результате через два столетия количество населения будет співвідноситись к средствам существования как 256 к 9, через три столетия - как 4096 к С.

Именно в перенаселении английский пастор усматривал основную причину роста разврата, болезней, нищеты, голода и безработицы и других бед общества. "из-За перенаселения, - писал Мальтус, - бедность может стать жалким и горькой судьбой всего человечества". Поэтому эта книга является анализом того, как достичь желаемого равновесия между населением и производством достаточного количества продуктов питания.

Мальтус соглашался со Смитом, что рост богатства может происходить неограниченно, однако подчеркивал, что тормозом этого процесса может стать более быстрый рост населения. Он не возражал против роста населения, но предлагал "установить между населением и продовольствием такое отношение, которое бы не вызвало борьбы между ними". То есть он доказывает, что прирост населения саморегулируется прежде всего ограниченностью средств существования. Как только количество этих средств растет, увеличивается и население, если этому возрастанию не будут препятствовать чрезвычайные обстоятельства. Необычайными он считает моральные преграды, пороки и несчастья, которые не имеют объективно-экономической природы, но которые, в свою очередь, могут быть следствием чрезмерного роста населения. Речь идет о достижении состояния экономического равновесия общества.

Именно методы и способы достижения экономического равновесия и определили суть его закона народонаселения. В его основу были положены две составляющие:

Биологическая способность человека к продолжению рода, которую считал естественным инстинктом;

Действие закон убывающей плодородия земли.

Мальтус отмечал, что природная страсть к быстрому размножению наталкивалась на действие закона убывающей плодородия земли и, как следствие, к ограниченности ресурсов для производства предметов потребления. Этим объясняется бедность и страдания народа. Поэтому для сохранения равновесия необходимо, чтобы размножение постоянно задерживалось. В примитивных обществах это достигалось через болезни, голод и войны, а в рыночном обществе - через регулирование заработной платы и "моральное сдерживание" рождаемости. Регулирование заработной платы происходит автоматически в том смысле, что чрезмерный рост населения снижает заработную плату и тем самым ограничивает рост населения в следующем поколении. Наоборот, рост заработной платы приводит к росту населения и тем самым - к росту бедности следующего поколения. В частности, богатый урожай повлечет следующий голод: "изобилие, поощряя браки, порождает избыток в населении, потребности которого уже не могут довольствоваться урожаем обычного года."

Мальтус считал, что человек, который не способен прокормить семью, должна отложить свой брак, а если такая готовность не наступит никогда - вообще отказаться от него. Он часто повторял, что попытки побороть нищету с помощью государственных субсидий или частной благотворительности, могут только помешать каждому самому заботиться о себе. Никто из способных к труду не масс "права на пропитание, если он не может прокормить себя собственным трудом". При этом бедный человек не может посягать на собственность богатых, ведь частная собственность необходима для роста производства потребительских товаров и тем самым для улучшения положения бедных.

Британский ученый осуждал разделение общества на очень богатых и очень бедных, однако понимал, что и социальное равенство людей невозможна. Поэтому основой роста населения без бедности считал роста производства и "среднего класса", который должен стать основой общества. "Не чрезмерные роскоши небольшого количества людей, а умеренные роскоши всех классов общества, - подчеркивал Мальтус, - составляют богатство и благосостояние народа". Вместе с тем, по мнению Мальтуса, в обществе должна быть умеренная социальное неравенство. "Если отнять у человека надежду на повышение и опасность снижения, то не было бы тех усердия и рвения, которые заставляют каждого человека улучшать свое положение и которые являются главным двигателем общественного благосостояния", - резонно отмечал ученый.

Подытоживая, отметим, что идеи Мальтуса в принципе справедливы и актуальны. Научное предвидение британца впоследствии подтвердились, хотя, к счастью, его мрачные прогнозы не оправдались. Это объясняется игнорированием Мальтусом научно-технического прогресса, который оказался способным значительно повысить производительность труда, в частности в сельском хозяйстве.

Такая система взглядов на народонаселение получила в экономической науке название мальтузіанства. Современных сторонников теории народонаселения Мальтуса называют неомальтузіанцями.

Теория народонаселения породила справедливые обвинения в пессимизме, но для Мальтуса она стала основой обстоятельного исследования различных взаимосвязанных экономических проблем.

Важное значение в экономической системе Т. Мальтуса занимала теория заработной платы, которая вытекала из его закона народонаселения. Зарплату он определял минимальной стоимостью средств Существования рабочего. Но ученый отмечал, что этот минимум в разных странах существенно отличается. В Англии основу питания рабочих составляет пшеница, а я Ирландии - картофель, - приводит пример Мальтус. - Поскольку рыночная цена пшеницы выше рыночной цены картофеля, то и заработная плата английского рабочего выше, чем ирландского, результатом чего является "ирландские лачуги и лохмотья".

Мальтус особенно отличает не номинальную, а реальную заработную плату, которую он определял цене продовольствия. Поэтому считал, что бедность не удастся преодолеть денежной помощью, поскольку нехватка определенного товара приведет к повышенной цены на него. Когда чувствуется недостаток в продовольствии, сравнительно с населением, то совершенно все равно, какую денежную помощь будут получать низшие классы - "два шиллинга или пять".

Мальтус Выступал против закона о помощи бедным, поскольку это приводит к уравниловке в доходах: "Равенство не создает достаточно сильного мотива к труду и не способствует победе над природными ленью... Неизбежна бедность, к которой очень быстро должно привести любая система равенства..." - не без оснований утверждал англичанин. Из этого следует, что лишь минимальный уровень заработной платы обеспечит оптимальную пропорцию между ростом населения и увеличением производства предметов потребления. В этом и заключается суть закона заработной платы Т. Мальтуса, Поэтому заработная плата в обществе не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

Наиболее плодотворным в теоретической наследии английского пастора была теория издержек производства. С дуалистической трактовки стоимости Смита Мальтус отвергает тезис великого шотландца о том, что стоимость создается лишь трудом, а пристает к другой тезисы своего учителя - величина стоимости товара определяется издержками его производства. Именно на этом утверждении и построена теория издержек производства Мальтуса, которую впоследствии положительно восприняли большинство западных экономистов. Среди ее сторонников был и выдающийся британский экономист XX века. Дж. М. Кейнс.

Достаточно противоречивым, исходя из теории издержек производства, стало трактовки Мальтусом прибыли, который он определял как избыток стоимости над потерями производства, который возникает не в производстве, как утверждали Смит и Рикардо, а в обороте-при реализации товаров по ценам, превышающим издержки производства. Такой своеобразный и весьма сомнительный подход привел Мальтуса к необходимости формулировать собственную теорию реализации. ведь необходимо было объяснять проблему полной реализации произведенного продукта, которая не возможна при такой трактовке прибыли.

Ученый рассуждал, что наемные рабочие вследствие низкой заработной платы не в состоянии закупить все произведенные товары, поэтому к их реализации должны иметь отношение другие группы населения. Большое количество продукции потребляют сами капиталисты, но размеры непроизводительного потребления ограничены стремлением капиталиста к накоплению, расширение производства. Проблему реализации избытке, по мнению Мальтуса, решает росте непроизводительного потребления так называемых "третьих лиц", к которым он относит потребителей, не участвующих в производстве товаров, но получают доходы, например, землевладельцев и их прислужников, торговцев, офицеров, попов и тому подобное. Самое непродуктивное потребление невиробляючими классами в обществе, по его мнению, является основой обеспечения спроса и стабильности экономического развития.

Только при таком условии будет выкуплен весь продукт, в котором воплощен прибыль. Эта сомнительная и плохо обоснована тезис неожиданно привела Мальтуса до гениального утверждения, оцененного значительно позже Кейнсом. Он утверждал, опять же отрицая Смита, что существует еще одна граница роста капитала (первой чертой, напомним, рассматривался перенаселения страны) - недостаточный спрос на товары. "Капитализировать доход тогда, когда нет достаточного спроса на продукты, - - писал Мальтус, - так же нелепо, как нелепо поощрять браки и размножение населения, когда нет спроса на рабочие руки и фонда для прокорма нового населения".

Этим утверждением Мальтус подверг сомнению казалось бы неоспоримое тезис своих предшественников и современников, создателей классической политической экономии, что источником роста богатства является бережливость, а производство всегда должно превышать потребление. В целом соглашаясь с этими выводами, он отмечал, что чрезмерная бережливость подрывает стимулы к производству: "Если бы каждый довольствовался простой пищей, самым скромным одеждой и жильем, то, очевидно, и не существовало бы никаких других видов пищи, одежды и жилья...".

В современной экономической литературе Мальтуса называют ученым, который на века раньше Кейнса открыл закон эффективного спроса, опираясь на определение ограниченности ресурсов в обществе. "Если бы Мальтус, а не Рикардо, был основоположником политической экономии XIX века,- писал сам Кейнс,- насколько мудрее и богаче был бы сейчас мир".

Выдающимся стал также вклад Мальтуса в формировании закон убывающей отдачи ресурсов, который относится к триаде фундаментальных экономических законов, куда еще относят закон спроса и предложения и закон убывающей полезности. Его суть заключается в том, что каждый дополнительный прирост одного из производственных ресурсов - капитала, труда или земли - при неизменном количестве других с определенного момента приводит к уменьшению прироста произведенного продукта.

Действие этого закона он ярко проиллюстрировал, анализируя плодородие почв, в частности в работе "Исследование о природе и рост ренты". Этот анализ дал основания сформулировать закон падения плодородия почв. Суть его заключается в том, что основой производства продуктов потребления является наличие земельных ресурсов, плодородие земли и производительность труда в сельском хозяйстве. Поскольку существует ограниченность земельных участков с достаточным уровнем плодородия почвы, то под давлением растущего народонаселения до обращения включаются земли с низким уровнем отдачи. Расходы же капиталов на возделывание таких земель в менее продуктивные, а последовательные дополнительные затраты капитала ведут к уменьшению их отдачи, то есть происходит относительное снижение их производительности. Следовательно, производительность труда в сельском хозяйстве имеет не только физическую, как следствие заложенного в земле потенциала, а также и экономическую границу, что приводит к росту цен на сельскохозяйственную продукцию.

В результате образуется разница в доходах на землях неодинаковой плодородия, которая стала основой земельной ренты. Особое внимание Мальтус уделяет анализу дифференциальная ренты, которая, по мнению ученого, возникает в связи с переходом к обработке худших земель, который является следствием роста народонаселения. Исследуя природу ренты, ученый понимает, что она возникает также в результате экономической деятельности, то есть дополнительных вложений капиталов с целью искусственного улучшения качества почв (речь идет о дифференциальную ренту ). Однако эффективность использования капиталов в земледелии также имеет свой предел, поскольку согласно закону убывающей отдачи ресурсов, всякое последующее вложение капитала дает меньшую отдачу, чем предыдущее, прирост плодородия почв относительно прироста инвестиций снижается.

Закон убывающей отдачи показывает, что возрастающая отдача ресурсов, то есть увеличение их полезного эффекта, возможна только при условии их качественного улучшения и роста эффективности применения. Впрочем, этот вывод сделали последователи Мальтуса уже значительно позже.

Введение

Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».

Применительно к человеческому обществу Мальтус утверждал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии (т.е. как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256), тогда как средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии (т.е. как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…). Через два столетия, утверждал он, народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9; через три – как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым.

Мальтус ничем не обосновывал этого выдвинутого им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом. Правда, у него приводится один факт, который, однако, не только не подтверждает его измышлений, но изобличает его недобросовестность как ученого. Он говорит об удвоении населения в Северной Америке за 25 лет и считает этот факт доказательством того, что население растет в геометрической прогрессии. На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения. Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс – это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества, что бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях.

«Главная и непрерывная причина бедности, – писал Мальтус, – мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание; – поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения».

Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения – она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.

Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус, как ревностный апологет господствующих классов, открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» – воздержание неимущих от браков. Б болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.

Томас Роберт Мальтус – представитель классической школы европейской экономической науки XVIII–XIX вв. Основные работы, которые содержат наиболее примечательные его результаты – это изданное в 1798 году «An Essay on the Principle of Population, as it Affects the Future Improvement of Society with Remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and Other Writers» («Опыт о законе народонаселения…» в русском переводе) и работа 1820 года «The Principles of Political Economy» («Начала политической экономии»). Наиболее важный вклад, внесенный Т.Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой предпринята попытка связать между собой экономические и демографические факторы. Следует заметить, что в мальтусовой постановке этого вопроса указанная взаимосвязь оказывается двусторонней: как экономические процессы влияют на изменение численности населения, так и демографические факторы оказывает воздействие на развитие экономики. Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее , но именно работы Мальтуса заложили основу для дальнейшего развития демографического направления в экономической науке.


1. Основные положения теории народонаселения Мальтуса

Теория народонаселения, выдвинутая Мальтусом, изложена им в работе «Опыт о законе народонаселения…» , вышедшей впервые в 1798 году и вторично изданной автором с существенными изменениями в 1803 году.

Изначальной целью своего исследования Мальтус ставит «улучшение жизни человечества». Надлежит заметить, что в изложении своих идей Мальтус широко использует не только экономические, но и социологические, натурфилософские, этические и даже религиозные понятия и концепции.

Изложение своей теории Т.Р. Мальтус начинает с того, что постулирует некий всеобщий «биологический закон», которому подчиняются все живые существа – «великий и тесно связанный с человеческой природой закон, действовавший неизменно со времени происхождения сообществ».

Этот закон «состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Далее, ссылаясь на результаты доктора Франклина, Мальтус указывает на ограничение рассматриваемого процесса размножения, отмечая следующее: «единственной границей воспроизводительной способности растений и животных является лишь то обстоятельство, что, размножаясь, они взаимно лишают себя средств к существованию».

Однако, если у животных инстинкт размножения не сдерживается ничем, кроме указанного обстоятельства, то человек обладает разумом, который в свою очередь играет роль ограничения, накладываемого человеческой природой на действие приведённого выше биологического закона. Побуждаемый тем же инстинктом размножения, что и другие существа, человек удерживается голосом разума, внушающим ему опасение, что он будет не в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей себя и своих детей.

В основу своей теории Мальтус положил результаты исследований динамики изменения численности населения Северо-Американских территорий, в то время ещё колоний Соединённого Королевства и других государств Старого Света, во второй половине XVIII-го века. Он заметил, что количество жителей наблюдаемых территорий удваивается через каждые 25 лет. Из этого он делает следующий вывод: «Если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые двадцать пять лет и возрастает по геометрической прогрессии». Позднее критики теории Мальтуса указывали на ошибочность этого вывода; они подчёркивали, что основной причиной увеличения населения колоний Северной Америки были миграционные процессы, а не биологическое размножение.

Вторым основанием теории Мальтуса стал закон убывающего плодородия почв. Суть этого закона заключается в том, что производительность сельскохозяйственных земель убывает со временем, и для того, чтобы расширять производство продуктов питания, следует осваивать новые земли, площадь которых хотя и велика, но всё-таки конечна. Он пишет: «Человек стеснен ограниченным пространством; когда мало-помалу… будет занята и возделана вся плодородная земля, увеличение количества пищи может быть достигнуто не иначе, как только путем улучшения занятых ранее земель. Эти улучшения, по самым свойствам почвы, не только не могут сопровождаться постоянно возрастающими успехами, но, наоборот, последние будут постепенно уменьшаться, в то время как население, если оно находит средства существования, возрастает безгранично, и это возрастание становится, в свою очередь, деятельной причиной нового возрастания». В итоге Мальтус делает вывод о том, что «средства существования в самых благоприятных условиях для труда ни в коем случае не смогут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии».

Таким образом, Мальтус приходит к выводу о том, что жизнь человечества при сохранении наблюдаемых тенденций со временем может лишь ухудшаться. Действительно, производство средств существования расширяется медленнее, чем растет численность населения. Рано или поздно потребности населения превзойдут доступный уровень необходимых для его существования ресурсов, и начнется голод. В результате такой неуправляемой эволюции человечества по Мальтусу создаются «лишние» люди, каждому из которых уготована тяжёлая участь: «На великом пиршестве природы для него нет прибора. Природа приказывает ему удалиться, и если он не может прибегнуть к состраданию кого-либо из окружающих, она сама принимает меры к тому, чтобы ее приказание было приведено в исполнение».

Однако в действительности, как отмечает Мальтус, рост населения происходит не беспрепятственно. Он сам замечает, что тезис об удвоении населения каждые двадцать пять лет в действительности не имеет места. Нетрудно посчитать, что в противном случае за 1000 лет население уваличилось бы в 240 раз, то есть если бы в 1001 году нашей эры на Земле проживало бы два человека, то в 2001 году – уже более 2*1012, или два триллиона человек, что примерно в триста раз превышает фактическое сегодняшнее значение (примерно шесть миллиардов). Такое размножение, по Мальтусу, возможно лишь при некоторых специфических условиях, а в реальной жизни человек сталкивается с различными «преградами», которые можно классифицировать следующим образом:

1. Нравственное обуздание: «Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния».

2. Пороки: «Распущенность, противоестественные связи, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестественной связи».

3. Несчастья: «вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод».

Тем не менее, численность населения всё же растёт довольно быстрыми темпами, так что проблема голода в судьбе человечества рано или поздно станет решающей. Из своих рассуждений Т.Р. Мальтус делает следующие выводы: «Если при настоящем положении всех исследуемых нами обществ естественное возрастание населения постоянно и неуклонно сдерживалось каким-либо препятствием; если ни лучшая форма правления, ни проекты выселений, ни благотворительные учреждения, ни высшая производительность или совершеннейшее приложение труда, – ничто не в силах предупредить неизменного действия этих препятствий, тем или иным образом удерживающих население в определенных границах, то из этого следует, что порядок этот есть закон природы и что ему необходимо подчиняться; единственное обстоятельство, предоставленное в этом случае нашему выбору, заключается в определении препятствия, наименее вредного для добродетели и счастья. Если возрастание народонаселения неизбежно должно быть сдержано каким-либо препятствием, то пусть лучше таковым окажется благоразумная предусмотрительность относительно затруднений, порождаемых содержанием семьи, чем действие нищеты и страданий». В качестве одного из решений указанной проблемы Мальтус предлагал посильное «воздержание» от деторождения.

Таким образом, для достижения баланса между темпами роста населения и обеспеченностью его необходимыми ресурсами, по Мальтусу, требуется принятие политических решений, направленных на ограничение рождаемости среди отдельных категорий населения. Впоследствии эти выводы Мальтуса подверглись суровой критике с самых различных точек зрения.

Т.Р. Мальтус занимался также исследованиями в области теории ценности. Он отверг трудовую теорию стоимости в редакции Д. Рикардо ; претензии Мальтуса к ней заключались в следующем: эта теория не в состоянии объяснить, каким образом капиталы с разной структурой, т.е. с разной долей вложения в труд, приносят одинаковую норму прибыли. Почему, например, владелец мельницы получает примерно такой же доход, что и страхователь морских грузовых перевозок или держатель королевских купонных облигаций? Кроме того, если заработная плата рабочего является лишь частью стоимости, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом представляет собой неэквивалентный обмен, то есть очевидное нарушение законов рыночной экономики.

МАЛЬТУС

МАЛЬТУС

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт ( . 1766 – . 1834) – англ, священник, экономист и демограф. В своем труде «Опыт о законе народонаселения» (1798; рус. пер. т. 1-2, 1868) сформулировал народонаселения, базирующийся, по его мнению, на законах природы, согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в прогрессии арифметической. С «абсолютным перенаселением» рекомендовал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Его последователи в указывают на то, что «сводит счеты» с человечеством за чрезмерное его размножение происходящим загрязнением и разрушением окружающей среды, катастрофическим подчас воздействием на обратной связи между природой и человеком.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МА́ЛЬТУС

(Malthus), Томас Роберт (17 февр. 1766 – 23 дек. 1834) – англ. экономист, идеолог землевладельч. аристократии и наиболее реакц. слоев буржуазии, священник англиканской церкви. Род. в семье помещика. С 1805 до конца жизни – проф. истории и политич. экономии колледжа в Хейлибери близ Хартфорда.

Осн. работа М. "Опыт о законе народонаселения..." ("An essay on the principle of population, as it affects the future improvement of society", 1798, первое издание – анонимное), выдержавшая при жизни М. шесть изданий, явилась ответом Годвину, к-рый выступал против частной собственности и требовал проведения политич. реформ. Книга М. появилась в период, когда в связи с пром. переворотом и дальнейшим обезземеливанием крестьянства усилилась безработица. М. объяснял ее как реакц. идеолог буржуазии, стремившийся оправдать бурж. строй и доказать, что бедствий народа заключается не в социальных отношениях, а в вечных, чисто биологич. законах природы. Согласно выдвинутому М. "естественному закону", население якобы возрастает в геометрич. прогрессии, а средства существования – в арифметической, в результате чего неизбежно наступает " перенаселение". Причины бедствий трудящихся М. видел в "легкомысленных привычках" рабочего класса, якобы "неразумно" размножающегося. Голод, болезни, войны М. цинично провозглашал "позитивными факторами", оказывающими благотворное влияние на , поскольку они сокращают население. Пытаясь "обосновать" о том, что возможности производства продовольствия ограничены, М. ссылался на т.н. закон убывающей производительности последоват. затрат, или, применительно к земледелию, "закон убывающего плодородия почвы". М. выступал против правительств. помощи беднякам, к-рая, по его мнению, может лишь обострить проблему "перенаселения". Учение М. оказало значит. влияние на принятие в Англии в 1834 пресловутой поправки к закону о бедных, резко ухудшившей их положение.

Теория М. была с одобрением встречена идеологами буржуазии и в то же подверглась резкой критике со стороны прогрессивных мыслителей различных стран. В России 19 в. с критикой мальтузианства выступали: В. А. Милютин (см. "Мальтус и его противники", в кн.: Избр. произв., 1946), Чернышевский (см. "Замечания на последние четыре главы первой книги Милля. Разъяснение смысла мальтусовой теории", в кн.: Избр. эконом. произв., т. 3, ч. 1, 1948), Писарев (см. "Очерки из истории труда", в кн.: Избр. филос. и общественно-политич. статьи, 1949, с. 184), Менделеев (см. Соч., т. 20, 1950, с. 562–77), К. Тимирязев (см. "Точно человечеству грозит близкая гибель", в кн.: Избр. соч., т. 2, 1948, с. 283–317) и др.

Антинауч. реакц. теории М. был разоблачен Марксом, к-рый показал, что абстрактного закона населения не существует, что каждому обществ. строю свойственны особые, имеющие историч. характер, законы населения. Маркс указывал на эпигонский характер теории М. (см. "Теории прибавочной стоимости", ч. 2, 1957, с. 113). Он с презрением говорил о "глубокой низости ", о "плагиаторстве" М. и считал, что " английского рабочего класса к Мальтусу... вполне оправдана; верным инстинктом почувствовал, что против него выступает здесь не ч е л о в е к н а у к и, а купленный его врагами адвокат господствующих классов, их бесстыдный сикофант" (там же, с. 110, 113).

Соч.: An investigation of the cause of the present high price of provisions, L., 1800; Observations on the effects of the corn laws, L., 1814; Principles of political economy considered with a view to their practical application, L., 1820; Definitions in political economy, L., 1827; A summary view of the principle of population, L., 1830.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, M., 1955; его же, Теория прибавочной стоимости, ч. 2, М., 1957; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; Ленин В. И., Рабочий и неомальтузианство, Соч., 4 изд., т. 19; Водовозов Н. В., Р. М., его и научная , СПБ, 1895; Бибиков П. Α., Жизнь и труды М. (предисловие к кн.: Мальтус , Опыт о законе народонаселения..., т. 1, СПБ, 1868); Попов А. Я., Совр. – человеконенавистнич. империалистов, [М. ], 1953; Рикардо Д., Статьи по аграрному вопросу и критические замечания к книге М., Соч., т. 3, М., 1955; Кастро Ж. де, География голода, пер. с англ., М., 1954; Озер Д., Должны ли люди голодать?, М., 1959; Bonar J., Malthus and his work, , L., ; Vogt W., Road to survival, Ν. Υ., 1948; Stassart J., Malthus et la population, , 1957; Würgler H., Malthus als Kritiker der Klassik, Winterthur, 1957 (Diss.).

Л. Баграмов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МАЛЬТУС

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766, Рокери, Сэррей - 29 декабря 1834, Бат, Сомерсетшир) - английский экономист, теоретик народонаселения. Окончил Колледж Иисуса в Кембридже (1788), приходский священник, с 1805 профессор истории и политической экономии в Колледже Ост-Индской торговой компании в Хэртфорде, Хэйлсбери. Современники отмечали широту интересов Мальтуса в разных областях научных исследований, но особо подчеркивался его вклад в “политическую философию” (в которую включались его исследования народонаселения, ренты, прибыли; его разработки терминологии и нормативов политической экономии; его изучение “влияния реформации и революций” на , мораль и религию, определяющие “характер нации” и т. д.). Научное и философское Мальтуса складывалось на основе самобытных английских традиций духовного рационализма 17-18 вв. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Мандевиль и др.), получивших массовое распространение в образованных общественных кругах. Сам Мальтус отмечал, что идеи великих философов утвердились в обществе благодаря широкому распространению книгопечатания, политических памфлетов, хроники парламентских и др. политических дискуссий, особенно усилившихся в последние десятилетия 18 в. в связи с общественно-политическими переменами в Северной Америке и во Франции. Социальные утопии, идеи политического и общественного переустройства человеческого общества в будущем, акцентирование внимания на проблемах “прав человека”, “достижения всеобщего благоденствия”, научного и общественного прогресса - вся основная литература по этим темам была добросовестно и критично проанализирована им. Свои оценки современных ему социальных и политических проблем Мальтус соотносил с трудами Д. Юма, А. Смита (особенно в области разработки учения физиократов), Э. Бёрка (идеи, идеалы и раннего этапа Французской революции). Полностью в духе установок 18 в. Мальтус считал, что все поддающиеся систематизации общественные явления основаны на природных естественных законах.

Для обоснования “закона народонаселения” (в дальнейшем буквально слившимся с его личностью как в критических, так и апологетических трудах о нем) Мальтус использовал статистические данные и выводы своих предшественников в этой области исследований: . Уоллеса (картина упадка процветающего утопического общества под воздействием популяционных перемен), сэра Дж. Стюарта, Дж. Таунсенда и др. Однако суть, направленность и первой анонимной публикации Мальтуса (“Эссе о законе народонаселения, как он воздействует на будущее усовершенствование общества. С замечаниями соображениям м-ра Годвина, м-е Кондорсе и других писателей”, Лондон, 1798. Предисловие датировано 7 июня 1789) глубже и серьезнее, чем это обозначено в заглавии. Мальтус выдвинул два постулата: 1) пища (шире: средства жизнеобеспечения) необходима человеку; 2) взаимное тяготение полов друг к другу - неизбежно и не ослабевает на протяжении всего существования человечества (в последнем, на неопределенных основаниях сомневался Годвин). Рост средств жизнеобеспечения (продукции аграрного производства) происходит медленнее (первоначально Мальтус соотносил рост средств жизнеобеспечения и увеличение объема популяции так, чтопервое возрастает в арифметической прогрессии, тогда как второе - в геометрической; позднее он отошел от этого жесткого утверждения), чем расширенное воспроизводство населения. До начала регулярных переписей народонаселения в западном мире в 19 в. это не представлялось самоочевидным. Многие правительства продолжали поощрять рост народонаселения. Утописты же думали, что гиперпопуляции станет актуальной лишь через тысячелетия. Мальтус связал с этими динамическими диспропорциями неизбежность существования нищеты, ее усиливающееся разлагающее давление на жизнь и культуру народных масс (рост благосостояния государства вовсе не был прямо пропорционален повышению благосостояния каждого его жителя). Лишь ликвидация относительной перенаселенности (этот Мальтус не использовал, но суть явления уловил и описал) в каждом государстве, в каждом географическом ареале, могла бы прервать воспроизводство нищеты. Он впервые исследовал на теоретическом, методологическом и практическом уровнях о формах (разрушительные, т. е. действия стихийных природных процессов и эпидемий; предупредительные, т. е. этнокультурные мероприятия по ограничению рождаемости) и средствах (сознательное воздержание) оптимизации рождаемости. Работы Мальтуса позволяют говорить о нем как о предшественнике таких научных дисциплин, как этнология, география человека, популяционная , социология. Соответствующие новые данные включались Мальтусом в расширенные переиздания своего основного труда в 1803, 1806, 1807, 1817, 1826: “Эссе о законе народонаселения; или разбор его прежнего и нынешнего воздействия на человеческое ; с исследованием наших соображений о будущем устранении или смягчении зол, которые ему сопутствуют”.

В области политической экономии Мальтус также проявил себя оригинальным мыслителем, указывая, что эта “наука обнаруживает большую близость к наукам о морали и политике, чем к математике”. Его “Принципы политической экономии” (1820) подвергся разрушительной критике современниками (Д. Рикардо), но в 20 в. он по достоинству оценен Дж. М. Кейнсом, который включил Мальтуса в самых выдающихся интеллектуальных представителей английского народа. Высоко ценили труды Мальтуса Дж. Милль и Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, А. Уоллес и др. Плагиатором, эпигоном, “попом”, продажным служителем высших классов, человеконенавистником ославлен Мальтус в марксистской литературе. “Абстрактный закон населения существует только для растений и животных, пока в эту область исторически не вторгся человек” (Маркс К. Капитал, т. 1. - Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 64 и др.).

Соч.: Maibmyc Т. Опыт о законе народонаселения. - В кн.: Антология экологической классики. М., 1993. с. 3-134; The Works of Thomas Robert Malthus, ed. by E. A. Wrigley, D. Souden. L., 1986, ν. 1-8.

Лит.: РикардоД. Примечания к книге г-на Мальтуса “Начала политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического приложения”. - В кн.: РикардоД. Соч.. т. 3. M., 1955, с. 95-291; Туган-Барановский M. Очерки из новейшей истории политической экономии (Смит , Мальтус, Рикардо и т.д.). СПб., 1903, с. 62-75; Winch D. Malthus. Oxf..N. Y„ 1987.

Π. Μ. Кожин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "МАЛЬТУС" в других словарях:

    Мальтус, Томас Роберт Томас Роберт Мальтус Thomas Robert Malthus английский ученый Дата р … Википедия

    - (Malthus) Томас Роберт (17.02.1766, Рукери, близ Гилфорда, 23.12.1834, близ Бата) английский экономист, идеолог обуржуазившейся земельной аристократии, один из основателей вульгарной политэкономии, священник англиканской церкви; был профессором… … Энциклопедия социологии

    МАЛЬТУС - (Malthus) Томас Роберт (1766 1834), англ. экономист, священник, основоположник антинауч. концепции мальтузианства, получившей широкое распространение в реакц. бурж. социологии и демографии. Окончил Кембриджский ун т (1788). Получил богословскую… … Демографический энциклопедический словарь

    Мальтус - ■ «Подлый Мальтус!» … Лексикон прописных истин

    - (Malthus) Томас Роберт (1766 1834) английский экономист, священник англиканской церкви. Изучал теологию, историю, литературу, древние и новые языки в Джезус колледже Кембриджского университета (1784 1788). Магистр (1791), помощник священника в… … Новейший философский словарь

    Томас Роберт Мальтус Thomas Robert Malthus английский ученый Дата рождения: 13 февраля 1766(… Википедия

    - (Томас Роберт Malthus, 1766 1834) известный английский экономист; окончил курс в Кембридже, некоторое время был приходским священником. В 1797 г. написал первое сочинение, оставшееся неизданным: The crisis политический памфлет, направленный… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

(17660213 )

Краткая биография

Положения теории

Минусы теории с современной точки зрения:

  • Мальтус использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов).
  • Мальтус не принимает во вниманиние естественные биологические механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие к Демографическому переходу .
  • Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала , ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

Последователи и развитие

Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.

Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение численности населения ведет к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, так говорят о современных малоразвитых странах: «Рождаемость в них высокая, как в аграрных странах, а смертность низкая, как в индустриальных из-за медицинской помощи более развитых стран». Считают, что прежде, чем помогать им, надо решить проблему контроля рождаемости.

В целом, теория Мальтуса продемонстрировала свою высокую объясняющую способность применительно к доиндустриальным обществам, хотя никто не ставит под сомнения того факта, что для эффективного использования её для объяснения динамики современных общества (даже в странах Третьего мира), она нуждается в самых серьёзных модификациях; впрочем, с другой стороны, теория Мальтуса продемонстрировала самую высокую способность адаптироваться к подобным модификациям и встраиваться в них.

Идеи Мальтуса были частично использованы Карлом Хаусхофером в его работах по геополитике и теории "жизненного пространства"

Переводы работ Мальтуса на русский язык

  • Опыт о законе народонаселения или изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческаго рода, с приложением нескольких исследований о надежде на отстранение или смягчение причиняемого им зла. Спб.: типография И.И.Глазунова, 1868.
  • Опыт о законе народонаселения . Петрозаводск: Петроком, 1993 (Шедевры мировой экономической мысли. Т. 4).

Библиогафия

  • Роза Люксембург Мальтус - глава из книги "Накопление капитала"

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мальтус, Томас Роберт" в других словарях:

    МАЛЬТУС ТОМАС РОБЕРТ - МАЛЬТУС, ТОМАС РОБЕРТ (Malthus, Thomas Robert) (1766 1834) английский экономист. Родился в Рукери близ Доркинга в Суррее 15 или 17 февраля 1766. Получил начальное образование дома, под наблюдением отца, друга Дэвида Юма и почитателя Ж.Ж. Руссо,… … Юридическая энциклопедия

    - (1766 1834 гг.) английский экономист, объяснивший, почему неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду, в своей работе Опыт о законе народонаселения (1798 г.). Он утверждал, что население имеет тенденцию расти в геометрической… … Исторический словарь

    - (Malthus) (1766 1834) английский экономист, основоположник мальтузианства. Иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Мальтус Томас Роберт - (Malthus, Thomas Robert) (1766 1834), англ, экономист и демограф. В 1798 г. опубликовал Опыт о законе народонаселения, в к ром выдвинул тезис о том, что общий уровень жизни не может быть поднят выше прожиточного минимума, поскольку население… … Всемирная история

    - (Malthus) (1766 1834), английский экономист, основоположник мальтузианства. Иностранный почетный член Петербургской АН (1826). * * * МАЛЬТУС Томас Роберт МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (1766 1834), английский экономист, основоположник… … Энциклопедический словарь

Томас Роберт Мальтус родился 13 февраля (по другим источникам 14 февраля) 1766 года в Рукери, загородном доме в графстве Суррей, Великобритания.

Томас был шестым из семи детей (помимо него в семье росли Сиденхэм, Генриетта Сара, Элиза Мария, Энн Кэтрин Люси, Мэри Кэтрин Шарлотта). Самая младшая сестра Томаса - Мэри Энн Кэтрин, родилась в 1771 году. Впоследствии он станет матерью Луизы Брэй, которая напишет неопубликованные мемуары о жизни Томаса Мальтуса.

Мать большого семейства Генриетта была привязана к своим сыновьям и дочерям. Она отличалась снисходительным характером и была любима своими детьми.

Отец Дэниел по воспоминаниям Луизы Брэй был своеобразным человеком с эксцентрическими взглядами. В своих мемуарах Брэй писала: «У него был достаточно развитый ум и удивительные манеры. Однако он также был холоден и замкнут в кругу своей семьи. Особое внимание он уделял старшей дочери и младшему сыну, в которых, возможно, видел талантливые способности».

Дэниел был знаком и находился в переписке с Жан-Жаком Руссо. Когда Томасу исполнилось три недели, Дэниел лично встретился с женевским философом. Это случилось после того, как Руссо и Дэвиду Юму в связи с политической обстановкой во Франции в конце 18-го века пришлось скрыться в Британии.

Образование Томаса Мальтуса

В детстве Томас получал домашнее образование, которым занимался его собственный отец. Впоследствии, когда мальчику исполнилось 10 лет, его передали на обучение преподавателю Ричарду Грэйвсу, потерявшего доверие своей семьи из-за женитьбы на девушке низшего класса.

Став старше, Томас был принят в Уоррингтонскую Академию в графстве Ланкашир.

Однако в 1783 году учебное заведение закрыли, и Томасу пришлось перевестись в Кэмбриджский колледж Иисуса. Там Мальтус изучал духовенство, а также математику и философию. Томас достаточно серьезно относился к своей учебе, проявляя высокий интерес к предметам. Также молодой человек отличался острым умом и старалася хорошо выглядеть. Иногда Томс выделялся среди сверстников, припудривая парик розовой пудрой, а не белой.

У Томаса с рождения был небольшой дефект – «заячья губа», и как следствие – проблемы с речью. По словам коллегии учителей колледжа, это уменьшало шансы Мальтуса продвинуться в карьере духовенства. Однако Томас игнорировал слова руководства и, благодаря своим успехам в учебе, смог обрести святой орден и некоторое время преподавал в Окувуде.

Мальтус вернулся в колледж Иисуса в 1793 году как стипендиат. По биографическим источником мало что известно о жизни Томаса Мальтуса между 1788 и 1798 годами. Это время было насыщено политическими волнениями и беспорядками. В 1793 году Людовик XVI был гильотинирован, и Франция объявила войну Англии.

«Очерк о законе народонаселения» Томаса Мальтуса

Его ранние работы были посвящены политическим и экономическим вопросам его времени. В 18-ом веке существовала утопия о том, что общество постоянно растет и совершенствуется. В противовес этому Томас Мальтус выдвинул собственную гипотезу об опасностях чрезмерного роста населения, отчего ученого не понимали и считали пессимистом.

Пожалуй, главная работа Томаса Мальтуса была посвящена вопросу популяции. Он путешествовал по странам и собирал статистические данные о количестве рождений и смертей, о возрасте вступления в брак и зачатия детей, а также экономических факторах, способствующих долгожительству.

Томас Мальтус установил связь между доступными благами и ростом популяцией. По его мнению население планеты увеличивается в соответствии с геометрической, а экономические блага и средства существования – с арифметической прогрессией.

Однако повлиять на численность населения возможно. Мальтус считал, что такими факторами могут стать поздние браки, эмиграция, нравственные воздержания, а также войны, эпидемии, болезни, голод и т.п.

Знаменитые ученые Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес оценили работу Томаса Мальтуса. Они признали большую заслугу Мальтуса в формировании их собственных идей о теории эволюции, в частности, естественного отбора.

Но не все приняли очерк Томаса Мальтуса положительно. Многие осуждали его в жестокости, называя пророком гибели человечества и врагом рабочего класса.

Теория Томаса Мальтуса находит широкое обсуждение и сегодня. По общепринятому мнению, гипотеза ученого интересна, но не лишена недостатков.

Личная жизнь и последующая карьера

В апреле 1804 года Мальтус в возрасте 38 лет женился на своей кузине Гэрриет Экерсэлл. У супругов родилось трое детей.

Томас Мальтус занял руководящий пост кафедры современной истории и политэкономии в колледже Вест-Индии.

Он продолжал публиковать свои собственные работы, например, «Принципы политической экономии», «Политика ограничения ввоза зерна».

Мальтус был принят в Королевское общество в 1818 году, а также стал членом Французской Академии и Лондонского статистического общества.

Смерть Томаса Мальтуса

Томас Мальтус внезапно заболел и скончался 29 декабря 1834 года после рождественского визита к своим родителям. Он был похоронен на кладбище аббатства города Бат.

Его младший сын умер в возрасте 17 лет, а двое остальных, Генри и Эмили, поздно обзавелись семьей и не имели детей.