» » Творческий проект проектирование как сфера профессиональной деятельности. Урок на тему: Проектирование в профессиональной деятельности

Творческий проект проектирование как сфера профессиональной деятельности. Урок на тему: Проектирование в профессиональной деятельности

раздела программы

«Творческий проект»

Тема урока:

7 класс

Дата проведения: 9.12.2014.

Тип урока: урок комбинированный.

Цели урока:

Ход урока:

    (3-5 мин.)

а). Приветствие.

(3 мин.)

    Теоретическая часть (10 мин.)

Вопросы:

    Что такое творческий проект?

Ответы:

    исследование проекта;

    изготовление проекта;

    конкурс проектов;

    защита проекта.

    Практическая часть: ( 40 мин)

Задание 1.

Банк идей проектов

Область деятельности

Перечень возможных проектов

Школа

Дом

Досуг

Техническое творчество

Задание 2

Выбор темы проекта

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Итого:

Задание 3.

    Почему выбрана эта тема?

    Какую проблему она решает?

5. Физкультминутка: (3 мин.)

10 мин.)

(5 мин.)

Объявление итогов.

8. Подведение итогов: (5 мин.)

    Дать домашнее задание.:

Памятка «О культуре труда»

7 класс

Конструирование и моделирование

Тестовые задания

Отметьте знаком «+» все правильные ответы (один или несколько)

    К швейным изделиям плечевой группы относятся:

а). юбка-брюки;

б). сарафан;

в). платье;

г). комбинезон;

д). жилет.

Ответ: б, в, г, д

    При снятии в половинном размере записывают мерки:

а). Сш;

б). Оп;

в). Ст;

г). Сб;

д). Ди.

Ответ: а, в, г.

    Установите соответствие между названием мерки и ее условным обозначением. Напишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву из правого столбца.

Условные обозначения мерок

Название мерок

а) Длина спины до талии

б) Обхват плеча

в) Высота сидения

г) Полуобхват груди

д) Полуобхват талии

е) Полуобхват бедер

ж) Ширина спины

Ответ: 1-г; 2-в; 3-е; 4-б; 5-а; 6- д; 7- ж.

    Для построения чертежа платья необходимо снять мерки:

а). Ди;

б). Вс;

в). Ст;

г). Сб;

д). Сг.

Ответ: а, в, г, д

    Снятие мерки Сг выполняется:

а). горизонтально по линии бедер с учетом выступа живота;

б). спереди - выше грудных желез;

в). спереди - горизонтально, по наиболее выступающим точкам грудных желез;

г). от линии талии до 7-го шейного позвонка.

Ответ: в

. Методическая разработка урока

раздела программы

«Творческий проект»

Тема урока: «Проектирование, как сфера профессиональной деятельности»

7 класс

Дата проведения: 9.12.2010.

Тип урока: урок комбинированный.

Цели урока:

    Образовательная: актуализировать знания учащихся по проектированию, определить потребности каждого учащегося и сформулировать задачу проекта.

    Развивающая: формировать навыки и умения работы с первоисточниками и текстом.

    Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Оборудование, материалы, инструменты, дидактические средства:

    для учителя: информационный стенд «Уголок проектов», плакаты, стенд ПТБ, образцы ранее выполненных проектов.

    Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка.

Ход урока:

    Организационно-подготовительная часть: (3-5 мин.)

а). Приветствие.

б). Проверка посещаемости и готовности к уроку.

    Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели урока)

(3 мин.)

В 5-6 классах вы работали над проектами и сегодня вы видите оформленную выставку, на которой представлены все творческие проекты, выполненные учащимися.

    Теоретическая часть (10 мин.)

Повторение пройденного материала.

Вопросы:

    Что такое творческий проект?

    Какова основная цель любого проекта?

    Из каких частей состоит творческий проект?

    Что содержит техническая документация проекта?

    От чего зависит качество выполнения проекта?

    Перечислите основные этапы проекта.

Ответы:

1. Творческий проект - это учебно-познавательная, исследовательская, творческая, самостоятельно выполненная работа учащегося, связанная с решением какой-либо проблемы.

2. Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды.

3. Творческий проект по технологии состоит из двух частей: 1-я часть - это теоретическая документация на изготовление проекта, 2-я - сам проект, то есть реально изготовленное изделие.

4. Техническая документация проекта содержит чертежи изделия, эскизы, техническую карту на изготовление проекта, описание технологии конструирования и изготовления проекта, расчет себестоимости проекта и его оценки.

5. Качество выполнения проекта зависит от полученных знаний, а также от умений и навыков, приобретенных на уроках технологии.

6. Основные этапы работы над проектом:

    выбор и обоснование темы проекта;

    исследование проекта;

    поиск альтернативных вариантов проекта;

    планирование технологического процесса проекта;

    изготовление проекта;

    конкурс проектов;

    защита проекта.

    Практическая часть: ( 40 мин)

Задание 1.

Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от дефицита и некачественного товара к новому, более совершенному.

Оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас не устраивает, например, в оформлении класса, квартиры или школы. Подумайте о возможности изготовления каких-либо необходимых изделий для отдыха или игр на улице, которые можно изготовить своими руками, и запишите их в банк идей.

Банк идей проектов

Область деятельности

Перечень возможных проектов

Школа

Дом

Досуг

Техническое творчество

Декоративно-прикладное искусство

Посмотрите внимательно на таблицу «Банк идей проектов», подумайте и определите наиболее интересные для себя 1-3 темы проектов изделий, которые вы сможете спроектировать самостоятельно и изготовить. Запишите выбранные темы:

Тема 1.................................................................................................................................

Тема 2.................................................................................................................................

Тема 3.................................................................................................................................

Задание 2

Используя таблицу, где представлены основные требования и выбор темы проекта и учитывая свои возможности, проанализируйте эти данные и отметьте по каждой теме свои результаты «да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов)

Определитесь с темой проекта.

Выбор темы проекта

Учет основных требований и выбор объекта

Тема 1

Тема 2

Тема 3

1. Объект должен быть вам хорошо знаком, понятен и интересен.

2. Объект должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом.

3. Создание полезной и красивой вещи.

4. Необходимо понимание, что объект по силам, должны учитываться возможности школьного кабинета «Технология» и наличие определенных умений и навыков в данной области деятельности.

5. Готовность приобрести за свой счет необходимый материал для изготовления проекта.

6. Количество времени, необходимое для изготовления проекта.

Итого:

Если возникнут определенные трудности с выбором темы, то обратитесь к учителю за помощью. Если вы определились с темой проекта самостоятельно, то запишите ее.

Задание 3.

Когда тема ясна, необходимо обосновать свой выбор, ответив на вопросы:

    Почему выбрана эта тема?

    Какую проблему она решает?

    Для кого предназначен ваш проект?

    Какова основная цель данного проекта?

Сформулируйте свое обоснование и запишите его, выполнив аккуратно технический рисунок или эскиз проекта.

Тема проекта:..........................................................................................................

Обоснование проекта:.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Цель проекта:..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... …......................................

Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной практической работы.

Целевые обходы рабочих мест учащихся с целью контроля:

    Аккуратность выполнения задания;

    Умение работать (отстаивать свое решение, аргументировать его).

    Контроль правильности выполнения приемов работы4

    Контроль соблюдения правил безопасной работы;

    Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

    Контроль объема и качества выполненной работы.

5. Физкультминутка: (3 мин.)

    Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. На «раз» - поднять руки вверх, сделать левой ногой шаг назад, прогнуться; на «два» - вернуться в исходное положение, на «три» - поднять руки вверх, сделать правой ногой шаг назад, прогнуться; на «четыре» - вернуться в исходное положение.

Упражнение выполнять 5-6 раз.

    Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки на поясе. Выполнить повороты туловища вправо и влево. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

6. Заключительный инструктаж. ( 10 мин.)

Подведение итогов выполнения учебных задач урока

7. Самостоятельная работа учащихся у доски: (5 мин.)

Сообщение о достижении цели урока.

Объявление итогов.

8. Подведение итогов: (5 мин.)

    Отметить работу учащихся на уроке (выделить наиболее активных) и объявить оценки.

    Дать домашнее задание.:

Выполнение эскизов. Подбор материалов для выполнения творческого проекта.

Стр 172-187 , Технология: учебник для учащихся 7 клапсса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д. Симоненко - М.:Вентана-Граф, 2010

    Заключительное слово учителя:

Красив человек труда. Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем - счастьем творчества.

На уроках технологии вы учитесь трудится, приобретаете новые различные технологические приемы, пробуете себя в творческих проектах, то есть соприкоснулись с технологией творчества.

Будьте уверены, что все полученные знания и умения вам пригодятся в дальнейшей жизни.

Главное же, не забывайте о культуре труда.

Памятка «О культуре труда»

Старательно учись, будь активным и внимательным на уроке.

Держи свои книги и тетради в порядке, в определенном месте.

Садись за выполнение уроков всегда в одно и то же время.

Сначала займись тем, что для тебя труднее.

Делай в работе перерыв через каждые 40-45 минут.

Береги книгу, не загибай уголки ее страниц, пользуйся закладками.

Не вырывай страницы из книг, не делай в ней записи и рисунки.

В читальном зале веди себя тихо, не мешай другим своими разговорами.

Разумно планируй и используй время, будь точным и исполнительным, учись правильно организовывать свой труд.

Уважай труд, добивайся того, чтобы результаты его были обильны.

Сочетай физический труд с умственным занятием.

Выполняй требования учителей и родителей.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок технологии выполнила: учитель трудового обучения, Наталья Никитина, email: [email protected]

В современных социокультурных условиях, когда стремительно меняются реалии окружающей действительности, школа ищет пути от информативной деятельности по вооружению учащихся знаниями к адаптивному образованию. По словам А.Г. Асмолова, образование должно помочь человеку жить в мире неопределенности. Конкуренция на рынке труда предусматривает иметь высокоуровневую готовность к неожиданным изменениям.

Поэтому на первое место выдвигается не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в быстроменяющейся социально-экономической обстановке, с помощью сложившегося творческого, проектно-конструктивного и духовно-личностного опыта.

Исходя из этого, школе необходимо ориентировать систему современного школьного образования на решение следующих задач:

  • внедрить в учебный процесс эффективные образовательные технологии с целью повышения качества образования;
  • формировать систему практико-ориентированного обучения для развития учащихся;
  • создать условия для формирования ключевых образовательных компетентностей.

Технологическое образование является интегрирующей школьной дисциплиной. И оно, наряду с другими образовательными предметами, может создать условия для усвоения способов приобретения знаний из различных источников информации и формирования умений использовать полученные знания в практической деятельности.

Из собственного опыта могу утверждать, что реализации поставленных задач можно добиться, если значительная доля учебного времени (30-50%) будет выделена на практическую ориентацию знаний и самостоятельный поиск учащимися, как самих знаний, так и способов их практического применения.

В работе по повышению качества технологического образования считаю необходимым делать акцент на активные методы обучения. Их можно понимать, как способ взаимодействия учителя и учащихся, направленный на формирование ключевых компетентностей, то есть готовности учащихся использовать знания по технологии, а так же способы деятельности для решения теоретических и практических задач, что позволит учащимся реализовать себя в сложном противоречивом обществе.

В практике технологического образования одним из главенствующих методов активизации обучения считаю проектную деятельность.

По моему мнению, проектное обучение активизирует истинное учение школьников, потому что оно:

  • развивает личностные особенности;
  • позволяет учиться на собственном опыте и на опыте других;
  • приносит удовлетворение ученикам от результатов своего труда;
  • стимулирует развитие способностей учащихся и мотивации на приобретение знаний;
  • дает возможность применить собственное знание в практической деятельности;
  • создает условия для самообразования и самореализации;
  • способствует раскрепощению учащихся и стимулирует интеллектуальную активность.

Учитывая то, что обществу необходимы не исполнители, а новаторы, то изучение технологии в старших классах направлено на развитие творческой активности, потенциальных способностей учащихся посредством организации проектной деятельности, на формирование качеств предприимчивой, легкоадаптированной к современной действительности личности.

Считаю, что организация учебной деятельности на уроке с использованием проектной деятельности обеспечивает возможность такого развития учащихся, которое позволит им реализовать во всем многообразии свои личные и социальные цели в современных сложных жизненных условиях. Предлагаю для анализа урок-защита творческих проектов в 10 классе по технологии.

Тема: «Проектирование сферы профессиональной деятельности».

Цели урока:

  • интеграция знаний по технологии, экономике и информационным технологиям;
  • формирование умений при выполнении творческих проектов;
  • развитие познавательного интереса к предмету через применение программного продукта в предметной области.
  • подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

обучающие:

  • систематизировать теоретические знания по теме «Проектирование сферы профессиональной деятельности»;
  • закрепить навыки использования современных информационных технологий;
  • стимулировать учащихся к поиску вариантов решения выявленных проблем;
  • планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;
  • использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;

развивающие:

  • развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «Технология»;
  • развивать творческое мышление, способность аргументировать свою точку зрения, отстаивая её;
  • развивать качества личности, способности профессиональной адаптации к изменяющимся условиям в обществе;
  • развивать умение анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассниц;
  • совершенствовать умения коммуникативного общения.

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения и уважение к иной точке зрения;
  • воспитывать инициативность и интерес к творческой деятельности.

Для работы над проектом формируются группы по 3- 4 человека, которым дается предварительное задание:

  • организуйте «свое собственное дело»;
  • докажите актульность обсуждаемой проблемы;
  • придумайте название своего предприятия;
  • определите его цели и задачи;
  • найдите аргументированные пути решения поставленных задач;
  • спроектируйте предполагаемый результат.
  • подведите итоги.

Требования к оформлению проекта.

  • Работа оформляется в PowerPoint.
  • Стиль оформления свободный.
  • Количество слайдов: 6-7.

Предлагаю учащимся выработать общие критерии оценки выполненных работ и критерии защиты проекта.

Критерии оценки выполненных проектов:

  • аргументированность выбора темы;
  • обоснование потребности и практической направленности проекта;
  • аргументированность предлагаемых путей решений;
  • оригинальность воплощения идеи;
  • качество оформления и его соответствие тематике проекта.

Критерии защиты проекта.

  • высокое качество выступления (связный рассказ, свободная и правильная речь, логика изложения).
  • демонстрация слайдов должна соответствовать устному выступлению.
  • точные ответы на вопросы, аргументация своего мнения.
  • участие в дискуссии с другими группами.
  • участие всех членов группы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока и ее обоснование.

Начинаю урок со слов: «Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам в гости пришли представители администраций школ района. Они будут не только гостями, но и активными участниками процесса оценивания ваших творческих проектов».

Изучение темы «Проектирование сферы профессиональной деятельности» мы завершаем творческим проектом. Темы проектов выбрана не случайно, потому что выполнение этой работы позволит создать условия для формирования и развития таких качеств, которые облегчат вам процесс адаптации к социальным реалиям. Главный труд ученика - это учеба, и хотелось бы, чтобы интеграция знаний по экономике, технологии и информационным технологиям, были востребованы вами в практической деятельности.

Человек сегодня не может чувствовать себя социально защищенным, владея какой-либо одной профессией, она может оказаться невостребованной. Конкуренция на рынке труда обязывает выпускника быть мобильным и готовым к неожиданным переменам. Уверена, что данный урок научит вас находить аргументированные пути решения возникающих проблем.

На этом занятии вам предстоит итоговая защита проекта. Защита проекта - это, прежде всего, демонстрация результатов вашей творческой самостоятельной работы. В ходе защиты вы учитесь аргументировать свой выбор, предлагать пути решения поставленных задач, излагать полученную информацию, доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

3. Защита творческих проектов.

Защита проводится в определенном порядке:

  • Выступление - презентация проекта
  • Диспут
  • Итоговое обсуждение
  • Подведение итогов

Выступление - презентация проекта.

Каждой группе на выступление отводится 5 минут. Члены группы, работавшие над проектом, представляют презентацию с использованием информационных технологий:

  • Проект по созданию кондитерского цеха «ФАНТАЗИЯ»;
  • Проект по созданию салона красоты «Версаль»;
  • Проект по созданию мастерской пошива детской одежды

«Юная модница»

План защиты творческих проектов:

1.Название проекта.

2.Презентация проекта. Выступление с демонстрацией слайдов.

  • Название предприятия. Обоснование выбора проблемы.
  • Постановка целей и задач.
  • Пути решения поставленных задач.
  • Предполагаемый результат.
  • Авторы проекта (представить всех сотрудников вашего предприятия).
  • Объяснение использования информационных технологий:

а)Какие программы были использованы в работе? (Paint, Microsoft Word, Adobe Photoshop, Microsoft PowerPoint и др.)

б)Какие возможности PowerPoint вы использовали в разработке проекта? (Отметить наиболее интересные разделы проекта.)

Презентация проектов.

После презентации дается время на обсуждение, в котором принимают участие учащиеся и гости, присутствующие на уроке.

Форма обсуждения:

  • перечислить наиболее сильные стороны представленной презентации;
  • перечислить моменты, требующих доработки;
  • внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);
  • сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление на основе оценочной таблицы.

Критерии оценки защиты проекта:

Оценивание проводится в 10-ти балльной системе.

Участие всех учащихся в диспуте обязательно. Оно с одной стороны, научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны в любом выступлении, поддерживая своих одноклассников, а с другой - научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления проекта.

После обсуждения предлагаю заполнить каждый оценочный лист двумя группами: учащимися и учителями, затем помощник учителя выполняет подсчет среднего балла за каждый проект.

Итоговое обсуждение

  • Выставление оценки за каждый проект. После обсуждения всех презентаций проводится рейтинговое сравнение презентаций и выбирается лидер, набравший самое большое количество баллов.
  • Рефлексия - выдаются вопросы для обсуждения в группах. Затем предлагаются индивидуальные выступления.

Вопросы для обсуждения в группах:

  • Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях?
  • Помогла ли работа над проектом в вашем профессиональнос самоопределении? Каким образом?
  • Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему?
  • Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
  • Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее (себе, одноклассникам, учителям)?
  • Выступления гостей (учителей-предметников, администрации).
  • Постановка задач на будущее (дальнейшее развитие и самосовершенствование).

4. Подведение итогов

В заключении предлагаю подвести итоги нашей работы.

Мы просмотрели три проекта. Все участники показали высокий уровень знаний по технологии, экономике и информационных технологий. Во всех работах, представленных на уроке, ребята показали хорошее и отличное знание информационных технологий и умение применять их при выполнении заданий практического содержания. Но самое важное, что в работе над проектом вы задумались о своем профессиональном самоопределении, получили возможность смоделировать образ своего предполагаемого профессионального будущего. Надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке облегчат вам адаптацию к быстро изменяющейся социально-экономической обстановке в обществе.

Хочется отметить, что никто из учеников не отнесся к работе равнодушно. Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.

Представленный урок сочетает в себе современные образовательные технологии, направленные на повышение качества технологического образования, формирует систему практико-ориентированного обучения, создает условия для формирования ключевых образовательных компетентностей.

Исходя из этого, можно утверждать, что применение метода проектов на уроках технологии развивает социальный аспект личности учащихся за счет включения их в различные виды деятельности, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает жизненную необходимость в овладении основами наук и приобретение навыков проектирования своего будущего.

Презентации к проектам прилагаются в архиве.

Проект по созданию кондитерского цеха «ФАНТАЗИЯ».

Резюме:

Вид услу г- выпечка

Форма собственности -частная

Количество сотрудников -6, 2 человека со специальным образованием

Вид продукции - кондитерские изделия

Цель:

Создать кондитерский цех

Задачи:

  • Изыскать финансовые средства
  • Изучить рынок кондитерских изделий
  • Обосновать проект экономически
  • Организовать производство
  • Организовать реализацию продукции

Проект по созданию салона красоты «Версаль»

Резюме:

В настоящее время общество предъявляет не только к внутреннему содержанию, но и к его внешнему облику. Именно поэтому мы создаем косметический салон в помощь человеку в создании собственного образа.

Цели:

  • создать салон красоты
  • предоставить сферу косметических услуг

Задачи:

  • изучить общественное мнение
  • дать экономическое обоснование предприятию
  • разработать аргументированные пути решения
  • организовать деятельность салона
  • создать имидж салона
  • максимально разнообразить услуги салона
  • получение прибыли

Проект по созданию мастерской пошива детской одежды «Юная модница»

Цель:

Создание источника дополнительного дохода семейного бюджета

Задачи:

  • Экономическое обоснование
  • Создание предприятия
  • Выпуск продукции
  • Реализация товаров
  • Получение прибыли

Скачать бесплатно презентацию RAR 5,39 Мб

Урок технологии в 10 классе. Проектирование профессиональной деятельности

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Анализ профессиональной деятельности специалиста является первым этапом работы инженера-педагога над проектом обучения.

Как известно, создание всякого проекта, в том числе и дидактического, начинается с анализа исходных данных.

В результате такого анализа создается полное представление о той информации, которая должна лечь в основу проекта, а также вырисовывается образ конечного продукта, создаваемого в ходе проектирования, устанавливаются условия, необходимые для решения задач обучения. Все это определяет важность рассматриваемого этапа, от которого в дальнейшем зависит результат проектирования. Этот этап дидактического проектирования включает анализ профессиональной деятельности, исходя из чего носит название этапа аналитической деятельности.

Рассматриваемая деятельность имеет структуру, присущую любой деятельности и для ее описания используют комплексное применение наук - психологии, педагогики. Комплексная структура деятельности в данном случае будет включать организационные и психологические элементы.

Субъект деятельности - группа, которая целенаправленно действует для удовлетворения своих потребностей.

Цель является системообразующим фактором деятельности и может быть выражена в форме ее результата и продукта.

Результат деятельности - психологическое приращение опыта личности, которое он приобретает при достижении цели.

Продукт деятельности - материальное представление того, что получается при осуществлении деятельности.

Предмет деятельности - это то, что имеет субъект в начале деятельности, и то, что в конечном итоге преобразуется в продукт.

Процесс деятельности - это совокупность целенаправленных действий преподавателя по применению предмета деятельности в соответствии с заданной целью.

Способ деятельности характеризуется подготовленностью субъекта к той или иной работе и может быть раскрыт через средства осуществления деятельности.

Средства - это или опыт субъекта, который может быть выражен через совокупность профессионально-методических задач, или все вспомогательные объекты, при помощи которых осуществляется деятельность.

Условия деятельности - это среда средств, при помощи которых осуществляются действия.

Иными словами, субъект, имея определенную цель, которая определяется мотивом, воздействуя на предмет и осуществляя определенные действия при помощи средств деятельности в определенных условиях, получает продукт и результат.

Для описания любой деятельности, в том числе и аналитической, достаточно раскрыть каждый из приведенных элементов.

Еще по теме 37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности:

  1. 6.3. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологического отряда и его подразделений.
  2. Основные подходы к изучению менеджера образования как субъекта профессиональной деятельности и развития в современной психологии
  3. Психологические особенности профессионального развития менеджера в сфере образования
  4. 10.2. Задачи и виды деятельности специалистов по психологии труда
  5. Билет 40.Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.
  6. 37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности
  7. Оценка качества менеджмента путем проведения внутренних аудитов интегрированной системы менеджмента
  8. Оценка медицинской организации на соответствие модели делового совершенства (Премия Правительства РФ в области качества)

Большинство из нас выбирают помогающую профессию, потому что мы являемся социально активными или для нас очень важно чувство связи с другими людьми. Чаще всего при выборе этой профессии человеком движут не столько финансовые соображения, сколько идеологические.

То, как люди попадают в профессию, зачастую определяет процесс становления в профессии, его начало, то, как человек будет адаптироваться в профессии, кризисно это будет проходить, либо плавно. Однако в профессиональном становлении каждый человек проходит определенные этапы. Давайте вспомним их.

Этапы профессионального развития

Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы - обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному - сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или к профессиональной деструкции.

Профессиональное становление - это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:

1) Формирование профессиональных намерений. Развитие в период «выбора профессии», проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной подготовки к «жизни», к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.

Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта деятельности. Формируется реалистическое представление о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.

2) Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала - в разных случаях приходится на возраст 15 - 18 или 16 - 23 лет. Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта. К адептам можно отнести обучающихся (учащихся) разных уровней и типов профессионального образования.

Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.

  • 3) Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:
    • - стадия адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адаптация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.
    • - стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.
  • 4) Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:
    • - стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.
    • - стадия авторитета, как и стадия мастерства,суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.
    • - стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

Профессиональное развитие - это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.