» » В каких произведениях маяковский осуждает. Сатирические произведения В

В каких произведениях маяковский осуждает. Сатирические произведения В

Как меняется внутреннее состояние лирического героя по мере развития сюжета приведенного фрагмента?

В начале фрагмента лирический герой относится с неким подозрением к солнцу, он «сконфужен», поэтому дерзит собеседнику. Однако по мере разговора герой сбрасывает серьезность и завязывает с солнцем непринужденную, дружественную беседу, перейдя на «ты». Герой более не испытывает страха перед собеседником, а наоборот, чувствует душевное спокойствие и даже позволяет себе по-доброму хлопнуть его по плечу. Солнце убеждает героя в том, что значение труда огромно, и как оно поддерживает жизнь всего живого, так и герой должен своими стихами нести пользу народу. С этими словами настроение героя меняется на воодушевленное и решительное, о чем свидетельствуют последние строки.

В каких произведениях русской литературы раскрывается мысль о значимости искусства и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В.

Маяковского?

Мысль о значимости искусства раскрывается в таких стихотворениях, как «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова и «Одним толчком согнать ладью живую…» А.А. Фета.

Как и в стихотворении Маяковского, у Некрасова поэтический труд ассоциируется с несением пользы народу. Если солнце Маяковского призывает поэта оживить, воспеть «у мира в сером хламе» и убеждает его «светить всегда, светить везде, до последних донца», несмотря ни на какие преграды, то гражданин Некрасова уверяет поэта в том, что нельзя сидеть на месте, а нужно нести пользу своим творчеством: «И не иди во стан безвредных, / Когда полезным можешь быть!».

В стихотворении Фета тоже идет речь о значимости искусства. Так, поэт считает, что искусство – это умение превращать печальное в веселое и делить с людьми их чувства. Он пишет: «Тоскливый сон прервать единым звуком, …/Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, /Чужое вмиг почувствовать своим». Так же и Маяковский в стихотворении упоминает несколько раз о свете, который поэт своим творчеством несет в массы, освещая самые темные закоулки человеческих душ.

Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В. Маяковского «Нате»?

В данном стихотворении раскрывается внутренняя противоречивость поэта. С одной стороны, поэт – чувствительный, ранимый человек, отрывший людям «столько стихов шкатулок», человек, «на бабочку…сердца» которого взбираются «грязные, в калошах и без калош». Но с другой стороны, это грубый «гунн», который ничем не обязан обществу и не станет «кривляться» перед непонимающей его публикой, а просто «плюнет» им в лицо. Таким образом, противоречивость образа поэта состоит в сочетании в нем грубости и ранимости.

В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем эти произведения близки стихотворению В.В. Маяковского?

Тема взаимоотношений поэта и толпы раскрывается в таких стихотворениях, как «Пророк» М.Ю. Лермонтова и «Мне ни к чему одические рати…» А.А. Ахматовой.

Лирический герой Лермонтова – поэт-изгнанник. Как и у Маяковского, он непонятый толпой, отчужденный человек, слова которого не находят отклика в душах людей: «Провозглашать я стал любви /И правды чистые ученья/ В меня все ближние меня/ Бросали бешено каменья…».

Анна Ахматова в своем стихотворении говорит о том, что, несмотря на тяжелый процесс написания стихотворений, она их пишет «на радость» читателей и ей. Так же и Маяковский творит для людей, раскрывает перед читателями «бабочку поэтиного сердца» и множество «стихов шкатулок».

В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов.

В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов. Главенствует в ней, конечно, проблема бюрократизма. Маяковский осуждает оторванных от забот и нужд народа чиновников, которые пошли на службу только чтобы отсиживаться в уютных кабинетах. Также поэт высмеивает низменные потребности человека, который мечтает не о чем-то великом, а о новых «галифищах» и платье. Поэт требует, чтобы государственные люди занимались развитием страны, служили на ее благо, а не предавались обывательским мечтам о материальном благе. Именно эти злободневные и «вечные» вопросы поднимает Маяковский.

В каких произведениях русских писателей звучат сатирические мотивы и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского?

Сатирические мотивы звучат в таких стихотворениях, как «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова и «Нате!» В.В. Маяковского.

Читая стихотворение Некрасова, можно разглядеть насмешку поэта над «владельцем роскошных палат», который умрет в окружении любимой семьи, на самом деле ждущей его смерти с нетерпеньем: «Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением)».Как и Маяковский, Некрасов в своем стихотворении осуждает представителя власти: некрасовский чиновник гонит в шею пришедших к нему крестьян, а чиновник Маяковского вместо занятия проблемами народа размышляет о том, какие галифища купит с прибавкой.

В стихотворении «Нате!» Маяковский обличает низменные потребности людей, сатирически изображая их: «Вот вы мужчина, у вас в усах капуста/ где-то недокушанных, недоеденных щей; / вот вы, женщина, на вас белила густо, / вы смотрите устрицей из раковин вещей». Как и в стихотворении «О дряни», здесь поэт высмеивает людей, озабоченных не духовными проблемами, а материальными.

Сатира занимает особое место в творчестве Маяковского. Первые сатирические произведения были напечатаны еще до революции на страницах журнала «Новый Сатирикон». Это были пародийные «гимны» — «Гимн здоровью», «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику» и др.

После революции и в годы гражданской войны Маяковский работал в «Окнах РОСТА», где создал жанр подписи — едкой, хлесткой, язвительной — под шаржами и сатирическими кар­тинками. Позже Маяковский пишет целый цикл сатирических стихотворений: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада».

В них он изображает разные типы советских мещан, приспособ­ленцев, бюрократов, подлиз. Социальный порок концентрируется в одном герое, образ которого, как правило, гипертрофирован, гротесковый. В «Маяковской галерее» сатирические портреты создаются по принципу «социальной маски». Это и портреты политических деятелей капиталистического мира («Муссолини», «Керзон», «Вандервельде»), и образы, воплощающие типичные пороки советского общества («Халтурщик», «Столп», «Подли­за», «Сплетник», «Ханжа» и др.).

Маяковский использует все средства сатиры — от иронической насмешки и язвительного сарказма до соединяющего реальное с фантастическим гротеска. В стихотворении «О дряни» поэт издева­ется над запросами новых советских мещан, которые не простира­ются дальше желания иметь «тихоокеанские галифища» и «фигу­рять» в платье «с серпами и молотами» «на балу в Реввоенсовете». Он раскрывает «нутро» советских обывателей, которые, воспри­няв антураж, поверхностные приметы принадлежности новому времени и социалистическому строю, в сущности остались обыкновенными буржуазными мещанами и приспособленцами.

Новый, рожденный советской властью порок показан в стихо­творении «Прозаседавшиеся». Заседания по всякому поводу («На­счет покупки склянки чернил»), придающие значимость вчераш­нему рабу, а сегодня чиновнику, высмеиваются зло и едко, а сами «заседатели» предстают в гротескном виде: и вижу,

Сидят людей половины,

О, дьявольщина!

Где же половина другая?

Ситуация доведена до абсурда, чтобы показать нелепость само­го явления. Наиболее ярко сатирический талант Маяковского вы­разился в пьесах «Клоп» и «Баня». В комедии «Клоп» поэт воспро­извел сатирически многие приметы периода нэпа. Бывший рабо­чий, а ныне перерожденец Петя Присыпкин заменил свое «не­благозвучное» имя по западному образцу, став Пьером Скрипкиным. Маяковский высмеивает мещанские, пошлые по сути пре­тензии героя. Вершиной его мечтаний становится женитьба на дочке нэпманши Эльзевире Ренессанс, чтобы «у тихой речки отдохнуть». Этот «новый» герой — «не мелкота какая-то», по его собственным словам, он большим интересуется: «Мне зеркальный шкаф пода­вай!» В пьесе герой постоянно саморазоблачается. Его претензии быть героем нового времени терпят крах.

Второе действие пьесы, когда через 50 лет, т.е. в 1979 г., раз­мораживают Присыпкина, — это метафора. Жители будущего держат Присыпкина в изолированной клетке как вредный экс­понат зоосада. Он — «страшный человекообразный симулянт» — «обывателиус вульгарис», сродни «клопу обыкновенному». Та­кая условность позволила Маяковскому выразить оптимистиче­скую уверенность в том, что в будущем такие «клопы» отомрут.

Пьеса «Баня» направлена против бюрократизма, давящего всякую живую мысль. Главначпупс (главный начальник по управ­лению согласованием) Победоносиков — тупое существо, во­зомнившее себя Наполеоном, способным распоряжаться судь­бами других. Не видя возможности расправиться с бюрократиз­мом в то время, Маяковский прибегает к условно-фантастическому перенесению в будущее. Фосфорическая женщина — по­сланница этого будущего — отказывается брать в него Победо­носикова и его «верного оруженосца» Оптимистенко.

Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творческого пу-ти. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикон», а в автобиографии «Я сам» поддатой «1928», т. е. за два года до смерти, написал: «Пишу по-эму «Плохо» в противовес поэме 1927 года «Хо-рошо». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный па-фос менялись.

В ранней поэзии В. Маяковского сатира про-диктована прежде всего пафосом антибуржу-азности, носящим к тому же романтический характер. В поэзии В. Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии кон-фликт творческой личности, авторского «я» — бунт (недаром часто стихи раннего В. Маяков-ского сравнивают с лермонтовскими), жела-ние дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их.

Для футуризма — направления в поэзии, к которому принадлежал молодой автор, — такая тематика была типичной. Чуждая обы-вательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее (стихотворение «Нате!») как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

Вот вы, женщина, — на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Уже в ранней поэзии В. Маяковский исполь-зует весь арсенал художественных средств традиционных для русской поэзии и сатириче-ской литературы. Так, ирония введена в назва-ния целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — это злая сатира. Его герои — судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это дру-гим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и скучным. В качестве места дей-ствия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворения — те самые сы-тые, которые обретают значение символа бур-жуазности. В стихотворении использован при-ем, который в литературоведении носит назва-ние синекдоха: вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:

Желудок в панаме!

Тебя ль заразят

Величием смерти для новой эры?!

Желудку ничем болеть нельзя,

Кроме аппендицита и холеры!

Своеобразным поворотным моментом в са-тирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй.

Здесь еще и ранний романтический поэт, и В. Маяковский, поставивший свое творче-ство на службу новой власти. Эти отношения — поэт и новая власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несо-мненно — бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. В автобио-графии он писал: «Принимать или не прини-мать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя рево-люция».

Сатирическая направленность поэзии В. Ма-яковского меняется. Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на дол-гие годы стала важной для поэта. В первые го-ды после революции поэт писал стихи, которые составляли «Окна РОСТА», т. е. Российского телеграфного агентства, выпускающего агита-ционные плакаты на злобу дня. В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник — к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое со-здавалось как единое целое в традиции народ-ных картинок — лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В «Окнах РОСТА» В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия. Так, некоторые надписи создавались на мотивы из-вестных песен, например, «Во Францию два гренадера» или известной по шаляпинскому исполнению «Блохи». Почти всегда их персона-жи — белые генералы, несознательные рабо-чие и крестьяне, буржуи — непременно в ци-линдре и с толстым животом.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому мно-гие его стихи сатирически показывают ее по-роки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся». В последнем дана гротескная картина бесконечных засе-даний новых чиновников. В «Прозаседавших-ся» возникает гротескная картина. В том, что сидят «людей половины», не только реализа-ция метафоры — люди разрываются попо-лам, чтобы все успеть, — но и оценка таких заседаний.

В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как про-должает тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щед-риным. Так, в стихотворениях Маяковского «О дряни» и «Прозаседавшиеся» поэт широко использует целый спектр комических при-емов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше «тихооке-анских галифищ» и стремления «фигурять» в новом платье «на балу в Реввоенсовете». Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают суть порока гипер-бола, сарказм и гротеск.

Для примера проведем параллель между «Прозаседавшимися» и «Ревизором». И то и другое являются законченными литератур-ными произведениями, обладающими завяз-кой, кульминацией и развязкой. Начало обоих произведений гиперболично: безнадежные попытки чиновников попасть на несколько за-седаний сразу, где обсуждается «покупка склянки чернил», а в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ре-визора. Кульминация представляет собой гротеск. В «Прозаседавшихся»: И вижу:

Сидят людей половины,

О, дьявольщина!

Где же половина другая?

В нескольких строках Маяковский довел си-туацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в гоголевском «Ревизоре», но по своей абсурдности она не уступает «Прозасе-давшимся» и характеризуется, например, таки-ми ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в «таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».

В развитии «Ревизора» Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка «Проза-седавшихся» иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, не-истребимость бюрократизма.

Если говорить о стихотворении Маяковско-го «О дряни», то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет «тихоокеанские галифища», и саркастическое выражение «мур-ло мещанина», и сравнение «зады, крепкие как умывальники». Поэт без стеснения упо-требляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который «страшнее Врангеля».

Это стихотворение можно соотнести с па-фосом творчества Салтыкова-Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и ги-пербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в «Диком помещике», «Повести о том, как один мужик двух генера-лов прокормил», «Истории одного города». В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. По-добный прием использовал и Маяковский в пьесе «Клоп», в которой Пьер Скрипкин пе-реносится в будущее.

В. В. Маяковский следовал традициям Гого-ля и Салтыкова-Щедрина не только в исполь-зовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического, мещанского бытия и обы-вательской пошлости.

Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с по-зиции воинствующей революционности, а с по-зиций здравого смысла. Одно из таких стихо-творений — «Стихотворение о Мясницкой, о ба-бе и о всероссийском масштабе».

Здесь революционное стремление к гло-бальной переделке мира вступает в прямое противоречие с обыденными интересами ря-дового человека. Бабе, которой «грязью обда-ло рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских мас-штабов. В этом стихотворении можно увидеть перекличку с полными здравого смысла реча-ми профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти новых властей всем и всему давать имена героев. Так, в сти-хотворении «Ужасающая фамильярность» по-являются придуманные поэтом, но вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан».

В 1926 году В. Маяковский написал стихо-творение «Строго воспрещается»:

Погода такая, что маю впору.

Май — ерунда.

Настоящее лето.

Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.

Руку само подымает перо, и сердце вскипает песенным даром.

В рай готов расписать перрон Краснодара.

Тут бы запеть соловью-трелеру.

Настроение — китайская чайница!

И вдруг на стене:

— Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается! —

И сразу сердце за удила.

Соловьев камнями с ветки.

А хочется спросить:

— Ну, как дела?

Как здоровьице?

Как детки? —

Прошел я, глаза к земле низя, только подхихикнул, ища покровительства,

И хочется задать вопрос, а нельзя —еще обидится правительство!

В стихотворении происходит столкновение естественных человеческих чувств, настрое-ний с казенщиной, с канцелярской систе-мой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинает-ся весенней картиной, которая должна рож-дать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение. В. Мая-ковский находит удивительное сравнение: «Настроение — китайская чайница!». Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного, и такие настроения перечер-кивает строгий канцеляризм. Поэт с порази-тельной психологической точностью переда-ет ощущение человека, который становится предметом строгого запрета — он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихики-вает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В. Ма-яковского тоническим стихом, и надо отме-тить, что в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово — «чайница» — рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казен-ной лексики. Использует здесь поэт и харак-терный для него прием — неологизмы: тре-неру, низя — деепричастие от несуществую-щего «низить». Они активно работают на раскрытие художественного замысла. Лири-ческий герой этого произведения — не ора-тор, не борец, а просто человек с его естест-венным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.

Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу литературу как «агитатор, горлан, гла-варь». Он в самом деле шагнул к нам «через ли-рические томики, как живой с живыми говоря». Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш — все эти слова ассоцииру-ются с творчеством поэта. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в уз-кий и тесный мир наших представлений.

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на станицы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее станицах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.

15. Что лежит в основе противостояния героя и толпы в «Облаке в штанах»?

В основу данной поэмы положен конфликт между героем и толпой. Лирический герой – единственный, кто замечает упадок общества и протестует против этого. Он отчаян и полон обиды, потому что люди ценят не то, что нужно. Так, например, улицы, полные крика и шума, - это образ жизни толпы, забывших о красоте мира, о ценности искусства, добра. Это бездуховное общество, у которого на первом месте стоят материальные ценности, о чем свидетельствует выкрик «идем жрать!». Но герой не хочет примыкать к этой толпе, поэтому в его душе происходит борьба с нею.

16. В каких произведениях русской поэзии отображен конфликт поэта и толпы и в чем эти произведения можно сопоставить с «Облаком в штанах» В.В.

Маяковского?

Конфликт поэта и толпы отображен в таких стихотворениях, как «Нате!» В.В. Маяковского и «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова.

В стихотворении «Нате!» лирический герой жестко, на справедливо обличает людей в бездушии и безволии, в низменности их потребностей. Он не боится осмеять их и отделиться от бездуховной толпы. Он заявляет: «А если сегодня мне, грубому гунну, /кривляться перед вами не захочется - /и вот /я захочу и радостно плюну, плюну в лицо вам / я – бесценных слов транжир и мот». Так же и лирический герой «Облака в штанах» предпочитает быть один, чем с теми, кого он осуждает, а также не боится бороться с безнравственным миром, и в этом и заключается сила обоих героев.

В стихотворении Некрасова также звучит тема поэта и толпы. Как и у Маяковского, который осуждает воспевание мелких и пошлых тем любви и воспевания природы. Некрасовский герой, подобно герою Маяковского, считает, что поэт должен нести в массы, в первую очередь, пользу своим творчеством: «С твоим талантом стыдно спать. / Еще стыдней в годину горя / Красу долин, небес и моря / И ласку милой воспевать».