» » Виды и типы памяти. Индивидуальные особенности памяти

Виды и типы памяти. Индивидуальные особенности памяти

Память есть одна из форм отражения реального мира. При этом в отличии от восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше, что уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках. Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества.

Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности.

Память-это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Эта способность составляет функцию памяти.

Память - важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов.

Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей.

Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Процессы памяти не представляют собой чего-либо изолированного от всей личности человека, от всей его психической жизни в целом, от его деятельности. Они в существенном мире определяются особенностями его жизни и деятельности, общественно-историческими условиями. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память - это сознательная, осмысленная память.

Запоминание - это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

С точки зрения физиологии это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. Запоминание - необходимое условие получения индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий.

Произвольное запоминание - это продукт специальных мнемических действий. Человек ставит перед собой цель - запомнить, т.е. затрачивает волевые усилия.

До школы ребёнок в основном занят игрой, интересующей его. В это время ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно. Замечено, что стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на него большее впечатление, вызвали сильные чувства, дети запоминают, а то, что их оставило равнодушными, они легко забывают. Без особых усилий запоминается тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду с яркостью содержания имеет значение настроенность человека, т.е. его интересы, желания, эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность. Это условие успеха у школьников. В исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова показано: то, что испытуемые запоминали непроизвольно в процессе активной интеллектуальной деятельности в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но в обычных условиях выполнения мнемической задачи. Таким образом, умственная работа - условие прочного запоминания.

Запоминание определяет полноту и прочность восприятия материала, длительность его сохранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.

Наиболее простой формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов закрепившихся ранее в памяти. Более сложным является воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются нами.

У детей, поступающих в школу, произвольное запоминание развито слабо. Учебная деятельность требует от ученика волевых усилий. Чтобы запомнить, удержать в памяти учебный материал, независимо от того, интересует он его или нет. Продуктивность зависит от условий, которые создаются учителем и способов, которыми ребёнок пользуется для запоминания. Чем меньше дети, тем большую роль играет чувственное восприятие. Поэтому для запоминания используется наглядный материал (где это возможно).

При этом макеты, пособия, картины следует использовать не только при запоминании, но и при воспроизведении.

Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитием ребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более времени и больше повторений, чем дети старшего возраста, а последние больше чем взрослые.

Наиболее существенные перемены происходят по мере развития ребёнка, в качественных особенностях его памяти.

Приступая к учению в школе, дети уже умеют запоминать произвольно. Так первоклассник часто не помнит то, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминают то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно).

Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания.

Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника.

Как показывают исследования, к третьему-четвёртому классам непроизвольное запоминание становится более продуктивным.

Продуктивность произвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.

В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют:

  • - осмысленное (логическое),
  • - механическое запоминание.

Основой первого является понимание, основой второго механическое повторение. При осмысленном - возникают обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения; при механическом - отдельные единичные связи, отражающие несущественные стороны. Исследования Смирнова, Зинченко и других показывают, что механическое заучивание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно. Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов для запечатления материала ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться.

Объём запоминаемого материала увеличивается, если он включен в игровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либо действия. Психологи говорят: "Память ребёнка - это интерес". Для детей младшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального фона обучения, этот фон должен быть предложен обучающим.

В тоже время известны такие факторы: дети легко запоминают непонятное (объективно-бессмысленное), учебный материал нередко заучивается буквально. А.А. Смирнов считает, что основная причина лёгкого запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Оно привлекает к себе повышенное внимание, будет любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его - запоминать даже невольно, незаметно, несмотря на полную непонятность того, что запоминается." Объективно - бессмысленный материал заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразием сочетания звуков, чётко выраженным ритмом, который сам по себе облегчает заучивание.

Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания.

Факторы, влияющие на запоминание. Можно выделить несколько факторов влияющих на запоминание. Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленной и значимой для субъекта является информация, тем лучше она запоминается. Поскольку не существует двух индивидуумов деятельность которых была бы во всём тождественна, имеет свои особенности. Это означает, что один и тот же запоминаемый элемент для каждого человека имеет свой смысл и значение. Важную роль играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память материала.

Сохранение - одна из традиционно выделяемых составляющих целостного акта памяти. Под сохранением понимается способность удерживать материал в течении более или менее длительного времени, вплоть до момента его актуализации при вспоминании.

Сохранение тесно связано с забыванием. По сути дела, это две стороны единого процесса (например, при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот). Поэтому факты, закономерности и гипотезы, привлекаемые для характеристики забывания, с полным правом могут быть отнесены и к сохранению.

Возможны две точки зрения на сохранение. Первая рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения следа впечатлений. Вторая трактует сохранения более широко - как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением многообразные операции по переработки материала: его классификацию, систематизацию, обобщение и тому подобное.

Забывание - процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности.

Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается более медленно, чем, например, последовательности цифр или бессмысленности слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведёт к более длительному его сохранению. Материал, связанный потребностями, с целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Забывание не сводится только к количественному уменьшению объёма заученного материла, наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; в связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем всё более обобщённый, схематичный характер.

Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приёмы используют. На протяжении всего младшего школьного возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они ещё затрудняются поставить перед собой определённую, конкретную задач: запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами и так далее. Часто ученик забывает то, что он долго и, казалось бы, хорошо заучил, так как:

  • 1. Ученики стремятся запоминать без предварительного осмысления материала.
  • 2. Не владеют рациональными приёмами заучивания.

Воспроизведение - один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения.

В отличие от узнавания, воспроизведение осуществляется в отсутствие объектов, вызвавших, когда то соответствующие следы в памяти. Различается воспроизведение:

  • - произвольное
  • - непроизвольное

В первом случае происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определённых следов памяти. При непроизвольном - прошлые впечатления вспоминаются без определённой задачи на актуализацию.

Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер.

Особенно чёткой избирательностью характеризуется произвольное воспроизведение. В зависимости от задачи человек не только определят то, что нужно воспринимать, но и стремиться воспроизвести требуемое более полно или, наоборот, выборочно, в прежней или иной последовательности.

В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что он требует умение ставить цель, активизировать мышление к этому учащиеся к этому приходят постепенно.

Воспроизведение младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть.

Рубинштейн обнаружил, что ученик не может сразу после восприятия слов, событий полностью воспроизвести заученный материал.

Воспринятое им содержание должно как бы отлежаться некоторое время в памяти. Его воспроизведение в начале очень бедное и не полное, постепенно улучшается, количество припоминаемых деталей возрастает. Такое явление получило название реминисценция. При заучивании точных математических правил, законов или грамматических определений реминисценция обычно не возникает.

Не встречается это явление и у детей умственно отсталых. Но чаще бывает оно у детей с высоким умственным развитием. Реминисценция - это пауза между запечатлением материала его воспроизведением, время освоения, внутренней обработки субъектом воспринятого материала.

Наиболее лёгкой воспроизведения является процесс узнавания. Здесь происходит смыкание произвольного воспроизведения в памяти.

С возрастом при воспроизведении учебного материала усиливают (увеличивают) его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связанно.

Прочность памяти, то есть длительность сохранения воспринятого, полнота, осмысленность его воспроизведения в различных условиях у детей значительно более слабы, чем у взрослых. Умением отбирать нужный материал, его внимательно воспроизводить, группировать дети не обладают. Но не совершенство детской памяти обнаруживается и в том, что развитие детской памяти не идёт прямолинейно.

К особенностям памяти относятся различия в скорости протекания её процессов: запоминания, узнавания, воспроизведения, забывания и сохранения. Память тесно связана с различными познавательными процессами, прежде всего с вниманием. Часто плохое запоминание является прямым результатом невнимательности ребёнка, и, наоборот, концентрация внимания способствует значительному улучшению запоминания. Ещё в большей степени память зависит от развития мышления. В реальной жизни память и мышление так тесно переплетены, что порой бывает трудно их разделить. Вместе с тем, если память младшего школьника развита не достаточно, то она отличается теми особенностями, которые существуют для более младшего возраста, например, неточностью: изменения которые ребёнок вносит в материал, имеют случайный характер, зависящий от образного и эмоционального воздействия текста.

Развитие памяти очень связано с диалогом. Исследования показали, что младшие школьники значительно лучше запоминают материал в ситуациях общения. Для этих детей важен этап работы со взрослыми. Взрослый не только осуществляет контролирующую функцию, но и стимулирует ребёнка проговаривать запоминаемое вслух. Такое проговаривание заставляет его более чётко формулировать сои мысли: включать в работу речедвигательную память. Сформированные речедвигательные умения позволяют легче перейти к самостоятельной работе и самоконтролю. При обучении в школе чаще всего опираются на работу произвольной памяти. Память всегда индивидуальна.

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти -- зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Есть уникальные случаи такой памяти, описанные в литературе. Один из них нам представил А.Р. Лурия 1 . Он подробно изучил и описал память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно и надолго запоминать зрительную информацию. Объем его памяти так и не удалось экспериментально установить. «Ему, -- писал А.Р. Лурия, -- было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2--3 секунды» 2 . Это время, вероятно, и есть то, которое данному человеку требовалось для осуществления указанного перевода и необходимого отдыха. У обычных людей это время и прилагаемые для этого усилия гораздо больше.

Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого данного материала в поле зрения. Он был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени, даже через несколько лет (некоторые опыты с ним были повторены через 15--16 лет после того, как он впервые увидел материал и больше к нему в течение этого времени не возвращался; тем не менее он вспомнил его).


Эйдетическая память, особенно сильно развитая у Ш., не такое уж редкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у художников и, по-видимому, является одним из задатков к развитию соответствующих способностей. Сферой профессионального применения такой памяти могут стать музыка, те виды деятельности, в которых особые требования предъявляются к зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. «Не подлежит сомнению, -- писал С.Л.Рубинштейн, -- что в запоминании более или менее значительную роль играют моменты». Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного. Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо писал по этому поводу, что наше более или менее постоянное представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, питается ею, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе. Продолжим эту мысль: вероятно, и каждодневные изменения нашего поведения связаны с тем, что в какой-то момент времени мы что-то помним и что-то забываем о себе. Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.

По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная -- невозможность запоминания на будущее; ре-тардированная амнезия -- вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий -- прогрессивная -- проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Основатель психоанализа З.Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не работает.

Примерами мотивированного забывания, по З.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Много интересных фактов, касающихся памяти человека, было установлено в исследованиях, авторы которых руководствовались гештальттеорией памяти. Один из них был открыт Б.В.Зейгарник и получил название эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Объясняется данное явление так. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания (такую потребность научный руководитель эксперимента Зейгарник К.Левин называл квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Проведя соответствующие эксперименты, Б.В.Зейгарник отметила еще один интересный факт: «Преобладание незавершенных заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый называет задания при опросе. В первую очередь испытуемые перечисляют незавершенные задания». Из этого замечания можно сделать следующий вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

В памяти людей есть значительные индивидуальные различия. Они проявляются в различиях производительности процессов памяти; в преобладании памяти той или иной модальности; в различиях в уровне развития разных типов памяти.

Общими характеристиками производительности процессов памяти является объем материала, который может запомнить человек за определенный промежуток времени, скорость и точность запоминания материала, продолжительность сохранения материала в памяти и готовность к его воспроизведения.

Кроме индивидуальных различий, память разных людей может различаться по уровню развития различных типов памяти: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической. Преобладание определенного типа памяти у человека зависит от особенностей деятельностей, с которыми связан его жизненный путь. Наиболее распространенными типами памяти является образный, словесно-логическое и промежуточный.

Человеку с образным типом памяти проще запоминать и воспроизводить образный материал.

Людям со словесно-логическим типом памяти просто запомнить словесный, абстрактный материал: логические схемы, формулы. Такие люди без труда могут воссоздать структуру сложно организованного материала.

Если у человека не превышает определенный тип оперирования материалом, то она представляет промежуточного типа памяти.

6 люди, которые имеют феноменальную память, признаки которой - необыкновенно большой объем информации, продолжительность хранения следов и чрезвычайно сильная образность.

индивидуальные особенности памяти:

Скорость запоминания определяется количеством повторений (или времени), что нужны человеку для запоминания нового материала;

Точность запоминания определяют соответствием воспроизводимого том, что запоминали, и количеством допущенных ошибок;

Прочность запоминания оказывается в продолжительности сохранения заученного материала (или в медлительности его забывания)

Готовность к воспроизводству проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимые ей сведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Скорость образования временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что приводит точность и прочность запоминания.

Индивидуальные различия памяти оказываются также о том, какой материал лучше запоминается, - образный, словесный или равной степени продуктивно ту и другую.

В этом контексте в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный или промежуточный типы памяти. Эти типы обусловлены частично соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом - условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности.

Развитие памяти. Доказано, что развитие памяти зависит от того, как обеспечено управление этим процессом. Педагоги должны создавать условия, ускоряют обучение, позволяют лучше усвоить и сохранить в памяти знания. Личность только тогда будет иметь весомые успехи, когда будет достаточно настойчиво прилагать усилия к запоминанию необходимого больше, в общем и в деталях. Память ухудшается от неполного ее использования.

Развитие памяти в первую очередь зависит от заинтересованного включения личности в производительную деятельность, в частности учебную, направленную на самостоятельное познание мира или достижения новых результатов деятельности. Что весомее мотивы сопровождают деятельность субъекта, то успешные результаты запоминания. При этом запоминание является результативным независимо от того, была поставлена цель запомнить.

Развитие памяти неразрывно связан с воспитанием самой личности. Заинтересованность, активное отношение к деятельности способствуют непроизвольному запоминанию.

Важным для запоминания является первое впечатление, его качество и глубина. Легко и надежно запоминается новый материал, связанный с предыдущим опытом, когда он его чем-то дополняет и обогащает, расширяет возможности деятельности человека. Эффект запоминания значительно усиливается, если информация является для субъекта необходимым, связанная с целью его деятельности, представляет определенный интерес.

Развития памяти способствуют постоянные тренировки. Регулярная и напряженная работа памяти становится привычкой, создает условия для формирования продуктивной памяти.

Необходимым условием эффективного запоминания в соблюдении определенных правил. Запоминать надо в хорошем настроении и на «свежую голову», когда еще не наступила усталость. Во время запоминания не надо чередовать материал, близкий по форме и содержанию. Нужно обрабатывать информацию для запоминания, сравнивая разные сведения, опираясь на ассоциации (смысловые и структурные), выделяя опорные сигналы ("узелки на память"). Нужно творчески применять мнемотехнические приемы, искусственно наделяя информативный материал смысловыми связями, содержанием, значением, привлекая разные виды памяти.

Главный смысл мнемотехнических приемов в том, что материал запоминания глубже анализируют, структурируют и более осмысливают.

Способом улучшить память человека является формирование умения запоминать и воспроизводить. Память развивается тренировкой и настойчивым трудом, направленным на запоминание, длительное сохранение, полное и точное воспроизведение.

Контрольные вопросы:

В чем проявляется сущность памяти?

Раскройте сущность ассоциативной теории памяти.

Раскройте пути развития памяти.

Что является физиологическим основой памяти?

Охарактеризуйте запоминания как процесс памяти.

В чем проявляются процессы хранения и забывание?

Каким образом происходит процесс воспроизводства?

Какие разновидности памяти вы знаете? Охарактеризуйте их.

В чем проявляется образная память?

В чем проявляется двигательная память?

В чем проявляется эмоциональная память?

В чем проявляется словесная память?

В чем различия мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

В чем проявляются индивидуальные различия памяти?

Литература:

Бузан Т. Скоростная память / Пер. с англ. - М.: Эйдос, 1996..

Варий М.И. Общая психология: Учеб. пособие / Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: земля, 2005.

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - М.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. Гарибян С.А. Школа памяти (суперактивация памяти через возрождение эмоций). - М.: Цицеро, 1992.

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М.: Наука, 1980.

Иванов-Муромский К.А. Мозги и память. - К.: Наук, думка, 1987.

Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы / Пер. с англ. - М.: Мир, 1978.

Максименко С Д, Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - М.: Форум, 2002.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и ВЛ.Романова. - 3-е изд. - М.: ЧеРо,

Хофман И. Активная память: Эксперимент и теория человеческой памяти / Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1986.

В жизни наблюдаются значительные индивидуальные различия в области памяти. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и как он предпочитает запомнить. Одни наиболее хорошо запоминают картины, лица, предметы, цвета и звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы. Это представители словесно-логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал. Это представители гармонического типа памяти.

Существование наглядно-образного типа памяти связано с относительным преобладанием первой сигнальной системы, словесно-логического типа – с преобладанием второй сигнальной системы, а гармонического типа – с равновесием обеих сигнальных систем. Различают типы памяти в зависимости от участия основных анализаторов в процессе запоминания: зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы.

Наконец, можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Об этом говорит быстрота запоминания, прочность сохранения информации, точность её воспроизведения, и так называемая готовность памяти. Под готовностью памяти понимают способность извлекать из запасов памяти то, что необходимо в нужный момент, то есть быстрое оживление нужных связей под влиянием сигналов второй сигнальной системы.

Существует множество информации о различиях в памяти между мужчинами и женщинами. Установление межполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого материала и условий запоминания. Так, например, показано, что заучивание материала в присутствии ребенка противоположного пола приводит к лучшему результату, чем в присутствии ребенка своего пола.

Обнаружить какие-либо закономерности в проявлении половых различий в памяти весьма затруднительно, так как данные относятся к лицам различного возраста и к различному характеру запоминаемого материала

Выявлено, что в возрасте 18-26 лет уровень развития памя­ти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин. Анализ гендерных различий в памяти с учетом характера запоминаемого материала показывает, что действительная картина выглядит гораздо сложнее. Количественные различия функций памяти между полами не так отчетливы, как качественные. Так, если для запоминания давать в одних случаях описание каких-либо технических процес­сов, а в других - описание мехов зверей, то окажется, что информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Дело, следовательно, в направленности интересов лиц мужского и женского пола.

Преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов - женщины, однако при запоминании слов эти различия не значительны. Отмечено, что различия выявляются только в том случае, если на заучивание даются пары слов, а не отдельные слова. Это может быть связано с лучшей у лиц женского пола вербальной памятью и лучшим развитием у них вербальной сферы.

По данным разных исследований, лица мужского пола лучше запоминают слоги. Правда, существенных различий между мужчинами и женщинами выявлено не было. Однако при воспроизведении через длительный срок явное пре­имущество имели женщины.

Образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у студентов того же возраста. Женщины лучше запоминают имена людей, увиденных ими на фотографиях.

Тема 1.3 Психофизиология внимания

1. Внимание и его свойства

2. Физиологические основы внимания

3. Виды внимания

4. Этапы развития внимания

5. Взаимосвязь механизмов произвольного и непроизвольного внимания.

Внимание и его свойства

Для осуществления адекватного поведения и деятельности необходимо помимо программы поведения обеспечить реализацию спланированных действий в условиях реального времени и реальной среды обитания. Для этого требуется наличие в структурах мозга систем регуляции и контроля поведения. Деятельность этих систем обеспечивает операции прогноза поведения и его коррекции. Коррекция поведения является одной из функций систем регуляции поведения. Возможна коррекция поведения, связанного как с удовлетворением биологических потребностей, так и вторичных потребностей разного уровня. В первом случае регулируется поведение, связанное с жизнедеятельностью организма. Во втором случае подключается активная, часто осознанная мыслительная деятельность. К системам регуляции поведения можно отнести внимание, эмоции и сознание.

При ограниченном времени работнику нередко приходится решать задачи восприятия, переработки информации и принятия решения практически одновременно. Это обеспечивается высокой концентрацией психической активности на задаче. Функцией, ответственной за такую концентрацию, является внимание. Основной функцией внимания является отбор соответствующих потребностям личности воздействий внешней среды и игнорирование несущественных или конкурентных воздействий.

Внимание, как никакая другая функция, зависит от условий деятельности. По мере развития техники требования к этой функции возрастают. Внимание функционирует на двух уровнях: на уровне, где может изменяться сенсорная чувствительность и на уровне принятия решения. Внимание можно определить также как умственное действие контроля, обслуживающее деятельность других психических функции.

Проблема внимания стала центральной при изучении психологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления. Внимание интенсивно исследуется в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая процесс обучения и профессиональной деятельности. Внимание играет важную роль в механизмах регуляции уровня бодрствования, функционировании модулирующих систем мозга, а также в обеспечении сознательной деятельности человека.

Долгое время проблема внимания игнорировалась исследователями, это было связано с влиянием идей бихевиоризма, предметом которого является освобожденное от психики поведение, понимаемое как совокупность реакций организма на стимулы, подчиняющихся законам случая. Другая причина незначительного интереса к проблеме внимания – влияние гештальтпсихологии. В качестве главной характеристики психологических процессов гештальтпсихология рассматривает структуру (гештальт), отражающую целостность объекта и имеющую преимущество над её элементами.

Интерес к проблеме внимания возродился в середине 60-х годов XX века. Он был связан с появлением новых направлений в науке: когнитивной психологии и психофизиологии. В настоящее время внимание – одно из самых популярных понятий в психофизиологии. Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, принятия решения. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.

Рисунок 10. - Свойства внимания.

Сегодня внимание определяют как «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)» (Психология: Словарь. М., 1990.С.54.).

Во многом представление о процессах внимания и их функционировании интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом. Он дал следующую характеристику внимания. Внимание – «это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких объектов. Суть этого процесса – фокусирование, концентрирование сознания. Внимание приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно заняться другими. Состояние внимания противоположно рассеянному, затемненному состоянию».

Внимание характеризуется следующими свойствами.

Избирательность (селективность) внимания отражает его направленность на любой аспект стимула: его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности внимания подобно изменению фокуса прожектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от физических характеристик стимула. В связи с этим внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием различных факторов фокус внимания может расширяться или сужаться.

В определенный момент времени внимание сосредоточено лишь на ограниченном числе объектов. Селекция внимания осуществляется по принципу значимости объекта или ситуации для субъекта. Внимание концентрируется на объекте тем чаще, чем выше его субъективная значимость. В свою очередь, значимость обусловлена мотивационной силой и информационной насыщенностью объекта. Сосредоточение внимания на объекте прямо пропорционально его мотивационной силе и обратно пропорционально к информационному содержанию. В состоянии стресса фокус внимания обычно суживается, а также проявляется тенденция фокусировать внимание на наиболее выраженных признаках. В этом случае именно они и становятся значимыми.

Большое практическое значение имеет вопрос, на какое количество критериев объекта может быть распределено внимание в том или ином процессе труда. Емкость внимания зависит от его избирательности в трудовой деятельности. Избирательность характеризуется способностью распределять ограниченный объем внимания до необходимости к доступным каналам информации (органам чувств) за оптимальное время.

Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться на главной деятельности, отвлекаясь от всего, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Объем внимания характеризует ресурсы внимания человека и измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7-9 стимулов или элементов. Уровень эффективности выполнения второго задания используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основным заданием.

Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух и более заданий.

Устойчивость внимания определяется по длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания, например оператора при обнаружении им редких или слабых сигналов на экране локатора.

Переключение внимания – это способность к переходу от одного вида деятельности к другому.

Интенсивность внимания характеризуется затратами нервной энергии на выполнение данного типа деятельности.

Многообразие видов и процессов памяти человека таковы, что практически невозможно найти даже двух людей с совершенно одинаковой памятью. У каждого человека память по-своему оригинальна, несмотря на то что существуют общие законы, виды и процессы памяти, одинаковые для всех или большинства людей. Память людей может различаться по многим качественным и количественным характеристикам. Качественные признаки индивидуальных различий, связанных с памятью, могут быть следующими:

  • 1) преобладание у человека того или иного вида памяти;
  • 2) доминирование определенного процесса памяти (его более высокая продуктивность, чем продуктивность других процессов памяти);
  • 3) набор характерных для данного человека мнемотехнических средств, к использованию которых он чаще всего обращается;
  • 4) своеобразие употребления человеком разных мнемотехнических средств;
  • 5) зависимость памяти от индивидуальных особенностей данного человека.

По первому признаку люди отличаются друг от друга тем, какие виды памяти являются у них более или менее продуктивными, быстрыми и точными. Индивидуальные различия по второму из указанных признаков могут проявляться в продуктивности, скорости или точности соответствующих процессов памяти. У каждого человека имеется, кроме того, свой индивидуально своеобразный, зачастую уникальный набор мнемотехнических средств, которыми он предпочитает пользоваться для поддержания на должном уровне и совершенствования своей памяти. Что касается пятого, последнего, преимущественно качественного признака, то по нему индивидуальные особенности памяти могут проявляться в том, что у разных людей их память может оказаться по-разному связанной с другими психическими процессами и свойствами личности. Так, у одних людей - тех, чья психика в целом находится на сравнительно низком уровне развития, память может функционировать относительно независимо от остальных познавательных процессов. У других людей, чей общий уровень психического развития является достаточно высоким, память может быть тесным образом связанной с другими психическими процессами, например с мышлением и речью. У одних людей их эмоциональные состояния могут мало влиять на память, а у других такое влияние может оказаться достаточно заметным. Особенности воли, темперамента, характера, способностей разных людей также могут по-разному проявляться в индивидуальном своеобразии их памяти.

К количественным признакам, характеризующим индивидуальные различия людей по памяти, можно отнести скорость мнемических процессов, прочность запоминания или длительность сохранения запомненного материала, а также точность его припоминания и объем памяти. Одни люди быстрее, чем другие, запоминают или припоминают материал. Это может зависеть от значимости для них соответствующего материала, а также от их темперамента или характера. На скорость запоминания могут повлиять способности людей: более способные индивиды смогут быстрее отыскать эффективные приемы запоминания сложного материала, чем менее способные индивиды. По прочности или длительности сохранения запомненного материала люди делятся на тех, кто хранит однажды запомненное в течение длительного срока, и на тех, кто сравнительно быстро его забывает. Забывание в свою очередь может происходить по разным причинам, и эти причины у разных людей также могут существенно отличаться.

Имеются большие индивидуальные различия по точности припоминания или воспроизведения человеком запомненного материала. Одни люди предпочитают воспроизводить его буквально, с максимальной степенью близости к оригиналу; другие склонны фантазировать и привносить в припоминаемый ими материал многое от себя - такое, чего в нем изначально не было.

Что касается индивидуальных различий по объему памяти, то они могут проявляться в следующем. Во-первых, у разных людей может отличаться объем кратковременной памяти, который, как известно, варьируется в широких пределах, от 5 до 9 единиц. Во-вторых, могут наблюдаться индивидуальные различия по объему оперативной памяти, т.е. по количеству информации, которое люди могут удерживать в своей памяти, решая какую-либо конкретную задачу. В-третьих, условно можно говорить и об индивидуальных различиях в объеме долговременной памяти, если иметь в виду общее количество разнообразных сведений, которые разные люди хранят в своей долговременной памяти . К примеру, эрудиты, участвующие в телевизионных шоу или конкурсах типа «Что? Где? Когда?», «Как стать миллионером?» или в других, связанных с соревнованиями в знаниях, безусловно, хранят в своей памяти гораздо больше разнообразной информации, чем многие другие люди. В связи с этим можно утверждать, что объем их долговременной памяти по фактическому содержанию хранящейся в ней информации является более значительным, чем объем аналогичной памяти у других людей.

Индивидуальные различия по памяти, о которых выше шла речь, могут иметь типичный, характерный для многих людей, широко распространенный и уникальный, индивидуально своеобразный, редко встречающийся среди людей характер. К примеру, можно выделить ряд признаков, по которым между людьми существуют типичные индивидуальные различия, относящиеся вместе с тем ко многим людям. Соответствующие признаки являются следующими.

  • 1. Преобладание у человека того или иного вида памяти. Поскольку, как мы уже знаем, различных видов памяти у людей достаточно много, то можно ожидать, что по каждому виду, особенно если существует противоположный ему вид памяти, можно выявить индивидуальные различия. К примеру, у многих людей преобладает зрительная память, однако встречается немало таких, у кого доминирует слуховая или двигательная память.
  • 2. Особенности функционирования различных процессов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания или забывания. В данном случае можно обнаружить немало признаков, относящихся к каждому из названных выше процессов памяти, и по всем этим признакам могут существовать заметные индивидуальные различия между людьми. Например, одни люди хорошо запоминают материал, другие дольше сохраняют его в памяти, третьи точнее и легче воспроизводят.
  • 3. Использование мнемотехнических средств. Их в настоящее время создано огромное количество. Кроме того, каждый человек подбирает и употребляет известные мнемотехнические средства по-своему. Многие люди тем не менее пользуются типичными мнемотехниче- скими приемами, и в связи с этим их можно разделить на группы. Например, есть группа людей, предпочитающих визуальные мнемотехнические средства; группа людей, отдающих предпочтение слуховой мнемонике; люди, которым легче запоминать и припоминать информацию с помощью разнообразных движений, и т.д.
  • 4. Недостатки или отклонения (нарушения) в работе памяти. В отличие от названных выше признаков эти недостатки представляются более типичными. Например, всех людей, у которых обнаруживаются связанные с заболеваниями недостатки в работе памяти, можно разделить на группы людей, страдающих разными видами амнезий: ретроградной, антероградной или ретардантной.

Обсудим подробнее возможные проявления индивидуальных различий памяти людей по всем указанным выше признакам.

В соответствии с тем, какие сенсорные области преобладают в процессах памяти человека, выделяют следующие индивидуально своеобразные типы памяти людей (по ним соответственно существуют индивидуальные различия): зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, рациональную. Один человек, для того чтобы наилучшим образом запомнить материал, должен прежде всего его воспринять зрительно, увидеть или прочесть, так как при запоминании и воспроизведении материала ему легче опираться на зрительные образы. У другого человека преобладает слуховое восприятие и соответственно акустические образы доминируют в процессах запоминания, воспроизведения или узнавания материала. Такому человеку лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть то, что ему предстоит запомнить, сохранить и затем воспроизвести. Третий человек хорошо запоминает и воспроизводит разнообразные движения, предпочитая сопровождать именно ими запоминаемый или припоминаемый материал. Такому человеку лучше записать запоминаемый материал, совершая при этом движения руками, или проговорить его про себя, включая в работу движения голосового аппарата, сопроводить запоминание какими-либо иными ассоциированными с запоминаемым материалом движениями, чем пытаться запомнить его другими способами.

Следует, однако, признать, что «чистых» видов зрительной, слуховой, двигательной или другой памяти с точки зрения использования в них только одного органа чувств в природе не существует. Практически во всех случаях запоминания, сохранения или припоминания материала мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной и других видов памяти, при которых одни из них преобладают над другими. Такими типичными сочетаниями видов памяти являются зрительно-слуховая, зрительно-двигательная или двигательно-слуховая память. Кроме того, у некоторых людей все три вида памяти работают примерно одинаково и взаимно дополняют друг друга таким образом, что любые сочетания разных видов памяти в целом ее улучшают. Однако у большинства людей, как было установлено в специальных исследованиях, преобладающей является все же зрительная память. Поэтому допустимо говорить о таких типичных для людей сочетаниях видов памяти, в состав которых входит зрительная память.

Встречаются люди и с особенно развитой зрительной памятью, которая получила название эйдетической памяти (от греческого слова «эйдос» - образ). Один из таких случаев представил и описал А.Р. Лу- рия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». Он подробно изучил и представил здесь память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно, точно и надолго запоминать сложную и большую по объему зрительную информацию. Объем зрительной памяти, механизм быстрого перевода материала из нее в долговременную память и предельный срок хранения в долговременной памяти однажды воспринятой образной информации у Ш. так и не удалось установить. «Ему, - писал А.Р. Лурия, - было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды». Это время, вероятно, и было тем минимальным временем, которое данному человеку требовалось для осуществления перевода информации из иконической через кратковременную в долговременную память и последующего отдыха, необходимого для полного и точного воспроизведения соответствующей информации. У обычных людей это время является намного большим, чем у Ш.

В дальнейшем было обнаружено, что механизм работы памяти Ш. основан на эйдетическом зрении, которое у него оказалось особенно развитым. Всего лишь после однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном - образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого материала в поле зрения. Он был способен восстанавливать в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени после первого его восприятия, иногда даже через несколько лет. Некоторые опыты с Ш. были повторены через 15-16 лет после того, как он впервые увидел запоминаемый материал и больше к нему в течение данного времени не возвращался. Тем не менее он оказался в состоянии вспомнить и такой материал.

Кроме того, память Ш. отличалась ярко выраженными синестезиями. Их значение для запоминания объективно состояло в том, что синестизические компоненты создавали как бы фон для каждого запоминания, неся в себе дополнительную избыточную информацию и обеспечивая точность запоминания. Если почему-либо Ш. неточно воспроизводил какое-либо слово, то синестезические ощущения, не совпадавшие с исходным словом, давали ему почувствовать, что в его воспроизведении что-то не так, и заставляли его исправлять допущенную ошибку.

Каждое слово вызывало у Ш. наглядный образ, и отличия Ш. от обычных людей заключались в том, что соответствующие образы были у него несравненно более яркими и стойкими, чем у большинства других людей, и к ним неизменно присоединялись те синестезические компоненты (ощущения цветовых пятен, «брызг», «линий» и т.п.), которые отражали звуковую структуру слова и голос произносившего. Когда Ш. прочитывал длинный ряд слов, каждое из этих слов вызывало у него наглядный образ. Однако слов было много, и Ш. приходилось «расставлять» соответствующие образы в длинный ряд. Чаще всего он «расставлял» возникающие у него образы вдоль воображаемой дороги, представляя себя идущим по ней. Иногда это была улица его родного города, двор его дома, ярко запечатлевшийся в его памяти с детских лет. Иногда это была одна из московских улиц, где он прожил большую часть своей жизни.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которыми он чаще всего пользуется и которые связаны с его профессиональной деятельностью. Она, несомненно, оказывает большое влияние на память человека. Например, у ученых отмечается хорошо развитая логическая и смысловая память, но нередко встречается сравнительно слабо развитая образная и механическая память. У актеров и художников, наоборот, обычно хорошо развита образная память и менее развита логическая. У математиков часто наблюдается прекрасно развитая память на числа, у инженеров - память на формы технических деталей, устройство машин и механизмов и т.д.

Индивидуальные различия, касающиеся процессов памяти, могут проявляться в следующем. Одни люди лучше запоминают материал, другие дольше сохраняют его в памяти, третьи легче и точнее его воспроизводят. Индивидуальные различия также могут относиться к узнаванию или забыванию. В узнавании эти различия могут проявляться в том, что одни люди быстрее и легче, чем другие, узнают то, с чем они раньше встречались. Одни смогут быстрее забывать выученную ими информацию, чем другие. Однако если иметь в виду, что процессы памяти человека не являются независимыми друг от друга (сохранение связано с запоминанием, запоминание - с забыванием, припоминание - с запоминанием и забыванием одновременно и т.д.), то индивидуальные различия по ним могут иметь комплексный характер. Это означает, что хорошее функционирование одних процессов памяти у человека может сочетаться с плохим функционированием других процессов памяти, и наоборот.

Использование мнемотехнических средств также может породить разнообразные индивидуальные различия, которые, в частности, касаются следующих моментов:

  • - использования в процессах памяти определенных мнемотехнических средств;
  • - особенностей и разнообразия применяемых мнемотехнических средств;
  • - частоты обращения человека к употреблению тех или иных конкретных мнемотехнических средств.
  • Говоря в данном случае об индивидуальных различиях в объемах оперативной и долговременной памяти, мы имеем в виду не их предельные возможности у разных людей,а реальное количество информации, которое в них хранится.