» » Возникновение рыцарства. Духовно-рыцарские ордена Рыцарские ордена кратко

Возникновение рыцарства. Духовно-рыцарские ордена Рыцарские ордена кратко

10 января 1430 года был учрежден рыцарский орден Золотого руна. Некоторые древние ордена, появившиеся еще в Средние века, сохранились до сих пор. Как и прежде, ими награждаются в основном крупнейшие государственные деятели и военачальники. Мы расскажем о пяти старейших рыцарских орденах, которые существуют и в настоящее время.

Орден Золотого руна

Орден Золотого руна, или «Знак Гидеона» , — рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Это династический орден, одна из самых древних и почетных наград Европы. Среди награжденных орденом были такие императоры как Наполеон, Александр I, Николай II и другие.

Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Хуан Карлос I, а австрийской — старший сын Отто фон Габсбурга — Карл Габсбург-Лотринген.

Орден Слона

Орден Слона — высшая национальная награда Дании. Древняя легенда повествует, что во время одного из крестовых походов датские рыцари одержали победу над сарацинами, сражавшимися на боевых слонах. В память о встрече с этим исполинским животным и в честь одержанной победы в 1190 году в Дании был учрежден орден Слона.

На международном языке эмблем слон символизирует мудрость, справедливость, великодушие и другие благородные качества. Слон, в частности, присутствует на эмблеме Республиканской партии США.

Датский орден Слона имеет самый оригинальный знак из всех наград мира. Все другие орденские знаки являются плоскими, чтобы одной своей стороной они могли плотно прилегать к одежде. Знак ордена Слона представляет собой миниатюрную объемную скульптурку: слон, покрытый белой эмалью и украшенный бриллиантами, несет на спине боевую башенку, которая, в свою очередь, является основанием кольца. Перед башенкой сидит черный погонщик.

Кавалерами ордена Слона были Петр I, князь Александр Меньшиков, Шарль де Голль, Уинстон Черчилль, Бенито Муссолини и другие.

Орден Подвязки

Благороднейший орден Подвязки — высший рыцарский орден Великобритании, который является одним из старейших орденов в мире.

Орден учрежден королем Эдуардом III 23 апреля 1348 года во славу Бога, Пресвятой Девы и св. мученика Георгия, покровителя Англии, с целью «соединить некоторое число достойных лиц для совершения добрых дел и оживления военного духа».

Существует ряд легенд о происхождении ордена, известнейшая связана с графиней Солсбери. Во время танца с королем она уронила подвязку и окружающие засмеялись, король же поднял подвязку и повязал ее на собственную ногу со словами: «Honi soit qui mal y pense» (в переводе с французского: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом»), ставшими девизом ордена.

В России рыцарями ордена Подвязки становились Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. В числе современных рыцарей ордена числились бывшие премьер-министры Великобритании Эдвард Хит, Маргарет Тэтчер и Джон Мейджор.

Орден чертополоха

Древнейший и благороднейший орден Чертополоха — рыцарский орден, связанный с Шотландией. Его изначальная дата основания точно неизвестна, но король Шотландии Яков VII учредил современный орден в 1687 году. Орден состоит из суверена и шестнадцати рыцарей и леди, а также некоторое количество экстрарыцарей (членов британской королевской семьи и иностранных монархов).

Основная эмблема ордена — чертополох, национальный символ Шотландии. Девиз ордена Nemo me impune lacessit (лат. «Никто не тронет меня безнаказанно»); этот же девиз стоит на королевском гербе и на некоторых фунтовых монетах.

В настоящее время сувереном ордена является Елизавета II, королева Великобритании.

Орден Башни и Меча

Военный орден Башни и Меча, Доблести, Верности и Заслуг — португальский рыцарский орден, основанный в 1459 году королем Афонсу V.

Орден вышел из употребления и был восстановлен только в 1808 году принцем регентом Жуаном (будущий король Португалии Жуан VI) в честь благополучного прибытия португальской королевской семьи в Бразилию, после того как Наполеон вторгся в Португалию. Орденом могли быть награждены и португальцы, и иностранцы-католики, орден вручался за военные и гражданские заслуги. В 1832 году португальский король Педру IV реформировал орден, после чего он стал называться Древнейший Наиблагороднейший Орден Башни и Меча, Доблести, Верности и Заслуг.

Среди кавалеров Ордена — Александр III, испанский диктатор Франко, королева Великобритании Елизавета II.

Они основывали государства и диктовали свою волю европейским монархам. История рыцарских орденов началась в Средние века и не закончена до сих пор.

Орден тамплиеров

Дата основания Ордена: 1119 год.
Интересные факты: Тамплиеры, храмовники - самый известный рыцарский орден, истории и загадкам которого посвящено множество книг и фильмов. Тема «проклятия Жака де Моле» до сих пор активно обсуждается любителями конспирологии.

После изгнания из Палестины, храмовники переключились на финансовую деятельность и стали самым богатым орденом в истории. Они придумали чеки, вели доходную ростовщическую деятельность, были главными кредиторами и экономистами Европы.

В пятницу, 13-го октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.
Тамплиеров обвинили в ереси - в отречении от Иисуса Христа, в том, что они плевали на распятие, целовали друг друга непристойным образом и практиковали мужеложство. В «доказательство» последнего пункта до сих пор принято упоминать про одну из эмблем храмовников - два бедных рыцаря сидят на одной лошади, что служило символом нестяжательства рыцарей ордена.

Тевтонский орден

Дата основания ордена: 1190 год.
Интересные факты: Девиз тевтонцев - «Помогать-Защищать-Исцелять». Изначально орден этим и занимался - помощью больным и защитой немецких рыцарей, однако в начале XIII века началась военная история ордена, связана она была с попыткой экспансии Прибалтики и русских земель. Закончились эти попытки, как мы знаем, неудачно. «Черным днем» тевтонцев стала Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы Польши и Великого княжества Литовского нанесли Ордену сокрушительное поражение.
Лишенный былых военных амбиций, Тевтонский орден был восстановлен в 1809 году. Сегодня он занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира современных тевтонцев находится в Вене.

Орден Дракона

Дата основания ордена: 1408 год.
Интересные факты: Официально орден Дракона был основан королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом, однако в сербской фольклорной традиции его основателем считается легендарный герой Милош Обилич.
Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображениями золотого дракона с червленым крестом, свернувшегося в кольцо. В родовых гербах дворян, состоявших в ордене, изображение дракона обычно обрамляло гербовый щит.
В орден Дракона входил отец легендарного Влада Цепеша, Влад II Дракул, получивший свое прозвище как раз из-за членства в ордене - dracul по-румынски значит «дракон».

Орден Калатравы

Дата основания ордена: 1158 год.
Интересные факты: Первый католический орден, основанный в Испании, был создан для обороны крепости Калатрава. В XIII веке он стал самой влиятельной военной силой в Испании, способной выставить в поле от 1200 до 2000 рыцарей. В период наибольшего расцвета, при Хироне и его сыне, орден контролировал 56 командорств и 16 приоратов. На орден работало до 200 000 крестьян, его чистый годовой доход оценивался в 50 000 дукатов. Однако полной независимости орден не имел. Звание гроссмейстеров, начиная со времен Фердинанда и Изабеллы, всегда носили испанские короли.

Госпитальеры

Дата основания ордена: около 1099 года.
Интересные факты: Странноприимный орден, Госпитальеры, Мальтийские рыцари, или иоанниты - древнейший духовный рыцарский орден, получивший свое неофициальное название в честь госпиталя и церкви Святого Иоанна Крестителя. В отличие от других орденов, госпитальеры принимали в свои ряды женщин-послушниц, а все мужчины, вступавшие в орден, должны были иметь дворянский титул.

Орден был международным, а его члены по языковому принципу были разделены в Средние века на семь лангов. Интересно, что славянские языки относились к германскому лангу. 72-м Великим магистром ордена был Российский император Павел Первый.

Несмотря на обет нестяжания, госпитальеры были одним из самых богатых рыцарских орденов. Французская армия во время захвата Наполеоном Мальты нанесла ущерб ордену почти на три десятка миллионов лир.

Орден Святого Гроба Господня

Дата основания ордена: 1099 год.
Интересные факты: Этот могущественный орден был создан во времена Первого Крестового похода и появления Иерусалимского королевства. Его король стоял во главе ордена. Миссией ордена была защита Гроба Господня и других святых мест Палестины.

Долгое время Великими магистрами ордена были Папы римские. Только в 1949 году титул был передан членам Курии Ватикана.
Орден существует и сегодня. Его членами по всему миру являются представители королевских семей, влиятельные бизнесмены, политическая и научная элита. Согласно отчету 2010 года численность ордена превысила 28000 членов. Штаб-квартира его находится в Риме. На благотворительные проекты ордена в период с 2000 по 2007 годы было потрачено более 50 миллионов долларов.

Орден Алькантара

Дата основания ордена: 1156 год.
Интересные факты: Орден изначально был создан как товарищество для защиты от мавров пограничной крепости Сан-Хулиан-де-Пераль в Испании. В 1177 году товарищество было возведено в рыцарский орден; он обязался вести вечную войну с маврами и защищать христианскую веру.
Король Альфонсо IX в 1218 году подарил ордену город Алькантару, где он под новым названием и обосновался. До занятия Испании французами в 1808 году орден владел 37 графствами с 53 городами и деревнями. История ордена был полна перипетий. Он богател и беднел, его несколько раз упраздняли и снова восстанавливали.

Орден Христа

Дата основания ордена: 1318 год.
Интересные факты: Орден Христа был правопреемником тамплиеров на территории Португалии. Орден также называют Томарским - по названию замка Томар, ставшем резиденцией Магистра. Самым известным томарцем был Васко да Гама. На парусах его кораблей изображен красный крест, являвшийся эмблемой ордена Христа.
Томарцы были одной из главных опор королевской власти в Португалии, и орден был секуляризирован, что, конечно, не устроило Ватикан, который стал вручать собственный Верховный орден Христа. В 1789 году орден был окончательно секуляризирован. В 1834 году произошла национализация его имущества.

Орден меченосцев

Дата основания ордена: 1202 год.
Интересные факты: Официальное название ордена - «Братство воинов Христа». Прозвание «меченосцы» рыцари ордена получили из-за изображенных на их плащах мечей под лапчатым тамплиерским крестом. Их главной целью был захват Восточной Прибалтики. По договоренности 1207 года 2/3 захваченных земель отходили в собственность ордена.
Планам восточной экспансии меченосцев помешали русские князья. В 1234 году в сражении на Омовже рыцари потерпели сокрушительное поражение от новгородского князя Ярослава Всеволодовича, после чего Литва вместе с русскими князьями начала походы на земли ордена. В 1237 году, после неудачного Крестового похода на Литву, меченосцы присоединились к Тевтонскому ордену и стали Ливонским орденом. Он был разгромлен русскими войсками в Ливонской войне в 1561 году.

Орден Святого Лазаря

Дата основания ордена : 1098 год.
Интересные факты : Орден Святого Лазаря примечателен тем, что изначально все его члены, включая Великого магистра, были прокаженными. Свое название орден получил по месту основания - от названия больниц Святого Лазаря, располагавшейся неподалеку от стен Иерусалима.
Именно от названия этого ордена происходит название «лазарет». Рыцарей ордена также называли «лазариты». Их символом стал зеленый крест на черной сутане или плаще.
Сперва орден не был военным и занимался исключительно благотворительной деятельностью, помогая прокаженным, однако с октября 1187 года лазариты стали участвовать в боевых действиях. Они шли в бой без шлемов, их лица, обезображенные проказой, наводили ужас на врагов. Проказа в те годы считалась неизлечимой и лазаритов называли «живыми мертвецами».
В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял почти весь свой личный состав, а после изгнания крестоносцев из Палестины обосновался во Франции, где и в наши дни занимается благотворительностью.

Используя дополнительную литературу и Интернет, узнайте, какие из рыцар­ских орденов сохранились до нашего времени.

Ответ

История рыцарских орденов началась в Средние века и не закончена до сих пор.

Тевтонский орден.

Девиз тевтонцев — «Помогать-Защищать-Исцелять». На заре своего образования представители ордена этим и занимались, а потом были славные и бесславные военные походы… Штаб-квартира современных тевтонцев находится в Вене. Сегодня орден занимается благотворительностью и лечением больных.

Орден Дракона.

По официальным данным этот орден был основан королём Венгрии Сигизмундом I. В орден Дракона входил отец легендарного Влада Цепеша (Влад Дракул), получивший свое знаменитое прозвище как раз из-за членства в ордене (dracul по-румынски значит «дракон»). В настоящее время орден больше напоминает сообщество титулованных и богатых людей.

Госпитальеры.

Мальтийские рыцари, или иоанниты — древнейший духовный рыцарский орден, получивший свое неофициальное название в честь церкви Святого Иоанна Крестителя. Орден был большим по составу и носил международный характер. Российский император Павел Первый входил в этот орден и был 72-м Великим магистром.

Духовно-рыцарские или, как их иногда называют, военно-монашеские ордена появились сразу же после начала Крестовых походов. Их появление столь же необычно и загадочно, как и сами Крестовые походы. Если же учесть ту огромную роль, которую они сыграли в борьбе за Святую Землю, а также их последующую сколь славную, столь же и трагическую судьбу, то можно с уверенностью сказать, что мы сейчас затрагиваем одну из самых интересных и таинственных тем в истории средневековой Европы .

Если в эпоху Средневековья рыцарство и в самом деле воспринимали как путь к Спасению, то, наверное, ни в одном другом рыцарском учреждении эта идея не была выражена столь ярко, как в этом. Членом духовно-рыцарского ордена становился рыцарь, который приносил три монашеских обета: нестяжания, послушания и целомудрия. Вступая в орден, рыцари часто делали в него богатые вклады. Им запрещалось иметь жен, и еще они должны были подчиняться строгой воинской дисциплине. Все это вместе и в самом деле превращало жизнь членов орденского братства в настоящий, суровый подвиг.

Впрочем, помимо духовно-рыцарских орденов в истории рыцарства существовали и другие образования орденского типа. Вообще рыцарские ордена можно разделить на три категории:

1. духовно-рыцарские ордена, действовавшие по большей части во время Крестовых походов главнейшие из них - орден тамплиеров, орден иоаннитов-госпитальеров, Тевтонский орден и др.;

2. почетные рыцарские ордена, носившие вполне светский характер и имевшие целью награждение личных заслуг, а не особенную какую-либо деятельность орден Подвязки, орден Золотого Руна и другие;

3. вымышленные и легендарные рыцарские ордена, известные только в литературе, например, орден короля Артура, известный под именем братства рыцарей Круглого Стола .

История почетных светских орденов составляет важную часть рыцарской культуры. Их расцвет приходится на XIV-XV вв., когда в Европе стал набирать темп процесс всеобщей секуляризации. Если духовно-рыцарские ордена находились в подчинении у папы Римского, то почетные ордена имели главой обычно короля или герцога и служили орудием укрепления их личной власти в противовес власти папы. Светские ордена - очень интересная тема, напрямую касающаяся истории рыцарства, но ее рассмотрение лежит уже за рамками «Апологии».

После первого Крестового похода, когда крестоносцам удалось отвоевали Антиохию и Иерусалим, возникла потребность в постоянной защите новых латинских государств, образованных на Востоке, от арабов и турок. Этой цели - защите Святой Земли - посвятили себя два рыцарских ордена: орден тамплиеров и орден госпитальеров. Ниже приводится краткая история этих двух орденов, а также история Тевтонского ордена - как третьего наиболее могущественного и известного рыцарского ордена, история которого затрагивает, в частности, и историю Древней Руси.

Орден тамплиеров. Основан в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет орден начинает военные действия в Палестине против мусульман. Штаб-квартира ордена находится в Иерусалиме, близ бывшего храма Соломона. Отсюда происходит название ордена - тамплиеры, или храмовники (le temple, фр. - храм). В 1129 г. орден получает признание на церковном соборе в г. Труа. Папа Гонорий II утверждает устав ордена. Начинается активная боевая деятельность ордена, как в Палестине, так и на других театрах военных действий, например, в Испании с 1143 г.. Орден получает помощь из самых разных стран Европы, имеет многочисленные отделения в Европе, владеет землями, ведет финансовые операции. В 1307 г. по приказу французского короля Филиппа IV Красивого во Франции в одну ночь арестовывают всех рыцарей-тамплиеров. После суда над тамплиерами в 1312 г. орден ликвидируется указом папы Климента V. В 1314 г. в Париже сжигают на костре последнего великого магистра ордена Жака де Моле .

Орден иоаннитов-госпитальеров. Братство иоаннитов основывается еще до Первого Крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме отсюда и название ордена. Целью братства являлась помощь бедным и больным пилигримам. Имеет широкую сеть приютов и больниц, как на Востоке, так и в Европе. После Первого Крестового похода берет на себя также функции военной защиты латинских государств от «неверных». Штаб-квартира располагается в Иерусалиме. После потери Иерусалима и вытеснения крестоносцев из Палестины госпитальеры основывают штаб- квартиру на о. Родос с 1311 г.

В 1522 турки осаждают и захватывают о. Родос. Госпитальеры покидают о. Родос. В 1530 г. император Священной Римской империи Карл V предоставляет госпитальерам о. Мальту возле Сицилии. Орден получает новое название - Мальтийский орден. Госпитальеры строят мощный флот и активно участвуют в военно-морских операциях против турок в Средиземноморье.

В 1792 г. во Франции в ходе революции конфискуется имущество ордена. В 1798 г. французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом захватывают Мальту и изгоняют оттуда госпитальеров. Мальтийский орден под покровительство берет Павел I, который учреждает Мальтийский крест - высшей наградой Российской Империи. После смерти Павла I в 1801 г. орден лишается покровительства в России, а с 1834 г. обретает постоянную резиденцию в Риме. В настоящее время члены ордена занимаются оказанием медицинской и иной помощи больным и раненным .

Тевтонский орден. Вырос из братства при германском госпитале. Датой основания ордена считается 1199 г. В 1225 г. Тевтонский орден приглашают в Пруссию, куда и переносится его штаб-квартира. С 1229 орден начинает завоевание Пруссии, и с тех пор эта задача становятся главной в его деятельности.

Прием рыцарей ведется в основном только с немецких земель. В 1237 г. происходит объединение Тевтонского ордена с орденом Меченосцев, после чего начинает также завоевание Ливонии. В 1242 г. орден терпит поражение на Чудском озере от Александра Невского. В 1245 г. орден получает разрешение на ведение «непрерывного» Крестового похода в Пруссии. В 1309 г. орден переносит свою штаб-квартиру в Пруссию в г. Мариенбург. В 1410 г. войска Тевтонского ордена терпят поражение в битве при Грюнвальде от соединенных сил поляков, литовцев, чехов и русских. В 1466 г. при заключении Торуньского мира Тевтонский орден признает себя вассалом Польского королевства.

Таким образом, в XI - XIII вв. католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и «гроба господня», который, по преданию, находился в Иерусалиме . Истинная же цель походов заключалась в захвате земель и грабеже восточных стран, о богатстве которых много тогда говорилось в Европе.

В результате военных походов в армиях крестоносцев с благословения папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации - духовно-рыцарские ордена. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи. С этого времени он беспрекословно повиновался главе ордена - гроссмейстеру, или великому магистру. Ордена подчинялись непосредственно папе, а не правителям, на землях которых располагались их владения.

Захватив огромные территории на Востоке, ордена развернули на «святой земле» широкую деятельность. Рыцари закрепощали крестьян, как местных, так и пришедших с ними из Европы. Грабя города и села, занимаясь ростовщичеством, эксплуатируя местное население, ордена скапливали огромные богатства. На награбленное золото покупались большие имения в Европе. Постепенно ордена превращались в богатейшие корпорации. Вскоре самым богатым орденом стал орден тамплиеров.

Отправляясь в крестовый поход, крупные феодалы и рыцари нередко закладывали под ссуду свои земли и другое имущество в европейских конторах ордена. Боясь ограбления в пути, они брали лишь расписку, с тем, чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим. Так тамплиеры становились не только ростовщиками, но и организаторами банковского дела. И оно принесло им огромные богатства: ведь многие крестоносцы погибали в пути, не успев добраться до Иерусалима...

Аспекты о детальной истории создания духовно-рыцарских орденов и их роли в истории средневековой Европы более подробно будет освещено и рассмотрено во второй главе нашего дипломного проекта.

Духовно-рыцарские (или, как их иногда называют, военно-монашеские) ордена появились сразу же после начала Крестовых походов. Их появление столь же необычно и загадочно, как и сами Крестовые походы. Если же учесть ту огромную роль, которую они сыграли в борьбе за Святую Землю, а также их последующую сколь славную, столь же и трагическую судьбу, то можно с уверенностью сказать, что мы сейчас затрагиваем одну из самых интересных и таинственных страниц истории рыцарства.

Если в эпоху Средневековья рыцарство и в самом деле воспринимали как путь к Спасению, то, наверное, ни в одном другом рыцарском учреждении эта идея не была выражена столь ярко, как в этом. Членом духовно-рыцарского ордена становился рыцарь, который приносил три монашеских обета: нестяжания, послушания и целомудрия. Вступая в орден, рыцари часто делали в него богатые вклады. Им запрещалось иметь жен, и еще они должны были подчиняться строгой воинской дисциплине. Все это вместе и в самом деле превращало жизнь членов орденского братства в настоящий, суровый подвиг.

Впрочем, помимо духовно-рыцарских орденов в истории рыцарства существовали и другие образования орденского типа. Вообще рыцарские ордена можно разделить на три категории:

Ÿ духовно-рыцарские ордена, действовавшие по большей части во время Крестовых походов (главнейшие из них – орден тамплиеров, орден иоаннитов-госпитальеров, Тевтонский орден и др.);

Ÿ почетные рыцарские ордена, носившие вполне светский характер и имевшие целью награждение личных заслуг, а не особенную какую-либо деятельность (орден Подвязки, орден Золотого Руна и др);

Ÿ вымышленные и легендарные рыцарские ордена, известные только в литературе (например, орден короля Артура, известный под именем братства рыцарей Круглого Стола).

История почетных светских орденов составляет важную часть рыцарской культуры. Их расцвет приходится на XIV-XV вв., когда в Европе стал набирать темп процесс всеобщей секуляризации. Если духовно-рыцарские ордена находились в подчинении у папы Римского, то почетные ордена имели главой обычно короля или герцога и служили орудием укрепления их личной власти в противовес власти папы. Светские ордена – очень интересная тема, напрямую касающаяся истории рыцарства, но ее рассмотрение лежит уже за рамками «Апологии».

Немного из истории духовно-рыцарских орденов

После первого Крестового похода, когда крестоносцам удалось отвоевали Антиохию и Иерусалим , возникла потребность в постоянной защите новых латинских государств, образованных на Востоке, от арабов и турок. Этой цели – защите Святой Земли – посвятили себя два рыцарских ордена: орден тамплиеров и орден госпитальеров. Ниже приводится краткая история этих двух орденов, а также история Тевтонского ордена – как третьего наиболее могущественного и известного рыцарского ордена, история которого затрагивает, в частности, и историю Древней Руси.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТРЕХ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ

Ÿ Орден тамплиеров . Основан в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет орден начинает военные действия в Палестине против мусульман. Штаб-квартира ордена находится в Иерусалиме, близ бывшего храма Соломона. Отсюда происходит название ордена – тамплиеры, или храмовники (le temple , фр. – храм). В 1129 г. орден получает признание на церковном соборе в г. Труа. Папа Гонорий II утверждает устав ордена. Начинается активная боевая деятельность ордена как в Палестине, так и на других театрах военных действий, например, в Испании (с 1143 г.). Орден получает помощь из самых разных стран Европы, имеет многочисленные отделения в Европе, владеет землями, ведет финансовые операции. В 1307 г. по приказу французского короля Филиппа IV Красивого во Франции в одну ночь арестовывают всех рыцарей-тамплиеров. После суда над тамплиерами в 1312 г. орден ликвидируется указом папы Климента V. В 1314 г. в Париже сжигают на костре последнего великого магистра ордена Жака де Моле.

Ÿ Орден иоаннитов-госпитальеров . Братство иоаннитов основывается еще до Первого Крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме (отсюда и название ордена). Целью братства являлась помощь бедным и больным пилигримам. Имеет широкую сеть приютов и больниц как на Востоке, так и в Европе. После Первого Крестового похода берет на себя также функции военной защиты латинских государств от «неверных». Штаб-квартира располагается в Иерусалиме. После потери Иерусалима и вытеснения крестоносцев из Палестины госпитальеры основывают штаб-квартиру на о. Родос (с 1311 г.). В 1522 турки осаждают и захватывают о. Родос. Госпитальеры покидают о. Родос. В 1530 г. император Священной Римской империи Карл V предоставляет госпительерам о. Мальту возле Сицилии. Орден получает новое название – Мальтийский орден. Госпитальеры строят мощный флот и активно участвуют в военно-морских операциях против турок в Средиземноморье. В 1792 г. во Франции в ходе революции конфискуется имущество ордена. В 1798 г. французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом захватывают Мальту и изгоняют оттуда госпитальеров. Мальтийский орден под покровительство берет Павел I, который учреждает Мальтийский крест – высшей наградой Российской Империи. После смерти Павла I в 1801 г. орден лишается покровительства в России, а с 1834 г. обретает постоянную резиденцию в Риме. В настоящее время члены ордена занимаются оказанием медицинской и иной помощи больным и раненным.

Ÿ Тевтонский орден . Вырос из братства при германском госпитале. Датой основания ордена считается 1199 г. В 1225 г. Тевтонский орден приглашают в Пруссию, куда и переносится его штаб-квартира. С 1229 орден начинает завоевание Пруссии, и с тех пор эта задача становятся главной в его деятельности. Прием рыцарей ведется в основном только с немецких земель. В 1237 г. происходит объединение Тевтонского ордена с орденом Меченосцев, после чего начинает также завоевание Ливонии. В 1242 г. орден терпит поражение на Чудском озере от Александра Невского. В 1245 г. орден получает разрешение на ведение «непрерывного» Крестового похода в Пруссии. В 1309 г. орден переносит свою штаб-квартиру в Пруссию, в г. Мариенбург. В 1410 г. войска Тевтонского ордена терпят поражение в битве при Грюнвальде от соединенных сил поляков, литовцев, чехов и русских. В 1466 г. при заключении Торуньского мира Тевтонский орден признает себя вассалом Польского королевства. В 1525 г. гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский переходит в лютеранство, а на территориях ордена образуется светское государство Пруссия.

Помимо перечисленных выше орденов, наиболее известных современному читателю, в Европе возникали также другие, менее известные военно-монашеские ордена. Вот один пример. Мало кто знает, что помимо ордена Меченосцев, основанного в 1202 г. в Ливонии при поддержке епископа Альберта, в это же время существовал еще и Добринский орден, основанный в 1228 г. в Пруссии по инициативе епископа Прусского Христиана и польского князя Конрада Мазовецкого. Впоследствии, в 1230-е гг. Добринский орден, как и орден Меченосцев вошел в состав Тевтонского ордена. И таких примеров можно привести множество. В одной только Испании в XII в. было учреждено шесть военно-монашеских орденов – орден Калатравы (1158), орден Сантьяго (1170), орден Монтегаудио (ок. 1173), ордена Авиш и Алькантара (ок. 1176) и орден Сан-Хорге-де-Альфама (ок. 1200). Кто о них знает или слышал среди моих читателей хоть что-нибудь?

Однако среди всего этого множества орденов только два ордена имели интернациональный статус – орден тамплиеров и орден госпитальеров. Остальные были чисто национальными орденами – например, Тевтонский орден был чисто немецким. Именно поэтому история этих двух орденов особенно интересна. Хотя ими история духовно-рыцарских орденов, разумеется, не ограничивается – это целая и весьма обширная страница в истории Средневековья.

Почему и как возникли духовно-рыцарские ордена

Возникновение духовно-рыцарских орденов считают одной из загадок Средневековой истории. Вот, что пишет на этот счет британский историк Алан Фори:

Дошедшие до нас источники не объясняют причин трансформации монашеских и благотворительных организаций в военно-монашеские ордена. Очевидно, пример был предоставлен тамплиерами, но непонятно, почему ему следовали. В некоторых случаях прослеживаются действия конкретных лиц: так, милитаризация общества св. Фомы Акрского может быть отнесена к инициативе епископа Винчестерского Питера де Роша, приехавшего на Восток в то время, когда обитель черного духовенства находилась в состоянии упадка. Но могли быть и другие причины. В частности, среди членов этих организаций (кроме св. Фомы Акрского) наверняка были люди, способные держать в руках оружие, и вполне возможно, что к ним обращались за военной помощью в связи с постоянным недостатком военной силы у поселенцев на Святой Земле.

Однако эта загадочность имеет ту же природу, что и все Крестоносное движение в целом. Если понять идею и сам дух Крестовых походов, равно как и всего рыцарства в целом, то возникновение духовно-рыцарских орденов становится вполне понятным и объяснимым явлением. Ордена стали наивысшим воплощением идеи рыцарского благочестия – соединения религиозности и христианского благочестия с воинской доблестью и стремлением к мирской славе. Для основной массы рыцарства участие в Крестовых походах были сравнительно редким явлением. Для членов духовно-рыцарских орденов это участие было постоянным и непрерывным действием, составлявшее всю суть и смысл их деятельности.

Надо сказать, что идея духовно-рыцарского ордена не сразу получила признание. У нее имелись свои противники, которые обычно выступали и против идеи самих Крестовых походов в целом. Да и в самом ордене не все были уверены в легитимности, т. е. законности деятельности ордена. Об остроте полемики судить по книге св. Бернара Клервоского, который изложил свои аргументы защиту духовно-рыцарских орденов в сочинении «De laude novae militae». Несмотря на все возражения и сомнения, в церковных кругах орден быстро заручился поддержкой, что нашло отражение на церковном соборе в Труа, где орден получил легитимный статус. Папа Гонорий II лично утвердил устав ордена, после чего этот устав стал образцом для всех прочих западноевропейских орденов.

Духовно-рыцарские ордена являлись авангардом и самой надежной опорой Крестоносного движения. Следует отметить, что в целом рыцарское войско было не очень дисциплинированным. Часты были случаи неподчинения, нарушения воинской дисциплины – в том числе и на поле боя. Для членов ордена это было недопустимым явлением. Алан Фори в другом месте продолжает:

Несмотря на то что рыцарей-монахов было сравнительно немного, за свою храбрость они пользовались уважением даже противников (особенно на Востоке). Братья представляли собой силу более дисциплинированную и организованную, чем многие светские воинские части. Тамплиеры следовали строгим правилам поведения в военном лагере и на марше, и, конечно, братья всех орденов были связаны обетом послушания, нарушение которого грозило суровой карой. На­казанием за дезертирство в бою было исключение из орденов, а в ордене тамплиеров за атаку без разрешения провинившихся отстраняли от жизни ордена на определенный срок. Конечно, угроза наказания не могла исключить все случаи неповиновения, но многие исследователи крестоносного движения разделяют точку зрения великого магистра ордена тамплиеров Жака Бернара де Моле (), который счи­тал, что тамплиеры, благодаря обету послушания, превосходят остальные войска. Некоторые ученые видят преимущество рыцарских орденов на Востоке еще и в том, что они, постоянно там находясь, обладали большим опытом местной войны, в отличие от прибывавших с Запада крестоносцев.

На Востоке, тамплиеров и госпитальеров, конечно, уважали за храбрость, но вместе с тем люто их ненавидели. Если арабам удавалось захватить в плен крестоносцев, они готовы были их еще отпустить в обмен на выкуп или других пленных арабов. Но если им в руки попадались тамплиеры или госпитальеры, их всех немилосердно придавали смертной казни.

Уничтожение ордена тамплиеров

Из двух главнейших орденов Европы наиболее длительную историю имеет орден госпитальеров. Орден же госпитальеров был ликвидирован по инициативе французского короля Филиппа IV Красивого и с благословения папы Климента V в начале XIII века. Вот что об этой истории пишет Алан Фори:

В октябре 1307 года (тогда штаб-квартира ордена находилась на Кипре) тамплиеры во Франции были неожиданно арестованы по приказу короля Филип­па IV. Их обвинили в том, что во время вступительных церемоний кандидатов заставляли отрекаться от Христа, плевать на крест и непристойно себя вести; помимо этого им вменялись в вину содомия и идолопоклонство. Папа Климент V сначала протестовал против дей­ствий Филиппа, но после того, как магистр тамплиеров Жак де Моле и другие тамплиеры признали справедливость наиболее тяжких обвинений, он приказал всем западноевропейским правителям арестовывать членов ордена и конфисковывать их имущество. И только в Арагонском королевстве исполнители папского приказа столкнулись с трудностями: тамошние тамплиеры укрылись в своих замках и ока­зали сопротивление (нескольким замкам удалось продержаться больше года).

В начале 1308 года расследование дел ордена приостановилось из-за трений между папой и королем Филиппом, но к 1311 году в дело вступила инквизиция. В результате во Франции и в некоторых областях Италии большинство тамплиеров признали обвинения справедливыми, парижский парламент признал их вину доказанной, и рыцари, обвиненные в ереси, вместе со своим великим магистром Жаком де Моле были осуждены на смерть и сожжены на костре. Однако на Кипре, в Арагонском королевстве, Кастилии и Португалии у тамплиеров никаких признаний вырвать не удалось, а в Англии только три тамплиера признались в том, в чем их обвиняли. Окончательно судьба ордена решилась на Вьеннском соборе, созванном в конце 1311 года. Прибывшим собор тамплиерам, желавшим выступить в защиту своего ордена, слова не дали, несмотря на то что многие прелаты хотели их выслушать. 22 марта 1312 года, через два дня после прибытия на собор короля Филиппа, Климент объявил об упразднении ордена.

Суд над тамплиерами и тяжкие обвинения, выдвинутые в их адрес, нанесли тяжелый урон Крестоносному движению. После этого Крестовые походы уже явно пошли на спад, хотя и до этого прежнего горения освобождать Святую Землю от мусульман в Европе уже не наблюдалось. Суд над тамплиерами был важен потому, что именно они были первыми в истории рыцарями-монахами. На устав ордена тамплиеров равнялись все прочие духовно-рыцарские ордена. В виду этого этот орден можно было бы назвать Орденом №1. Ликвидация ордена тамплиеров в значительной степени поколебала веру в саму идею Крестовых походов и той миссии, которую осуществляла на Востоке объединенная христианская Европа. Ослабление этой веры стала одной из причин усиления процессов секуляризации на Западе.

Что же случилось? Неужели тамплиеры в самом деле отступили от Христа и тем самым в глазах всего Христианского мира стали преступниками и предателями того дела, которое возглавляли? Алан Фори продолжает:

С самого времени суда над тамплиерами не прекращались споры о том, насколько обоснованными были выдвинутые против них обвинения и почему Филипп IV решил уничтожить орден. Трудно поверить, что тамплиеры действительно были виновны во всех тех преступле­ниях, в которых их обвиняли. Ведь даже во Франции, где тамплиеров схватили совершенно неожиданно, не было обнаружено никаких вещественных доказательств - ни идолов, ни текстов тайных уставов. Более того, признания обвиняемых не вызывают доверия - они непоследовательны, неубедительны, никто из рыцарей даже не пытался объяснить или оправдать те действия, в которых их обвиняли. Похоже, что тамплиеры признавались в том, в чем виновны не были, то есть возводили на себя напраслину. Некоторые из них потом отказались от своих слов и от раскаяния, но это уже никому не помогло, и их все равно сожгли как впавших в ересь вторично. Если бы орден действительно впал в ересь, да еще задолго до ареста его членов, вряд ли бы это осталось незамеченным. Надо также иметь в виду, что обвинения, выдвигавшиеся против тамплиеров, не отличались оригинальностью - ранее в том же обвиняли сторонников различных ересей и мусульман. К тому же признания были вырваны у тамплиеров под жестокими пытками, которыми в совершенстве владела средневековая инквизиция.

Что же, возможно и так. Во всяком случае, исследователи в большинстве случаев склоняются к мысли, что орден тамплиеров был разгромлен совершенно напрасно. Действия же Филиппа IV они объясняют просто его желанием завладеть имуществом и финансовыми средствами ордена. Кроме того, орден подчинялся напрямую папе Римскому, а французском королю такая мощная военизированная папская организация на его территории была явно нежелательной. Однако не все так было просто. Тот же Алан Фори замечает, что обвинение ордена в ереси было не самым лучшим и удобным для французского короля путем решения указанных проблем. Ведь суд над орденом принадлежал бы в этом случае папе. Скорее всего, Филипп IV в самом деле поверил слухам, ходившим об ордене, и потому решился на столь радикальный шаг, как арест всех рыцарей-тамплиеров в одну ночь.

Рассуждая о тамплиерах, не следует забывать, что многие из них был выходцами из аристократических семей Прованса и Лангедока – южных областей Франции. И именно это послужило причиной их большой симпатии к катарами, обосновавшихся в Лангедоке и Тулузском графстве. Когда французской король Филипп II Август начал Первую Альбигойскую войну с благословения папы Иннокентия III, орден тамплиеров официально занял нейтральную позицию в этом конфликте. На призывы Иннокентия III присоединиться к французским войскам тамплиеры заявили, что не считают это вторжение в Тулузское графство «настоящим» Крестовым походом и потому не намерены в нем участвовать. Неофициально же командорства ордена, расположенные в Лангедоке, давали прибежища катарам и даже защищали их от крестоносцев. Более того, в 1213 г. тамплиеры с оружием в руках участвовали в битве при Мюре, выступая на стороне катар.

Катары видели в тамплиерах своих защитников и единственный способ своего спасения. Неудивительно поэтому, что они в массовом порядке стали вступать в ряды ордена. Более того, родовитые катары стали занимать руководящие посты в южнофранцузских орденских общинах и даже входить в состав высшего правления ордена. Именно здесь надо искать, по-видимому, причины труднообъяснимого обряда отречения от Христа, когда новопосвященный должен был плюнуть на крест. Это было связано с учением катаров, которые, отрицая Божественную сущность Христа и признавая его всего лишь боговдохновенным пророком, считали крест не объектом для поклонения, а просто орудием казни. Они также отрицали также поклонение иконам, считая это идолопоклонством.

По-видимому, к началу XIII века ересь пустила в ордене уже очень глубокие корни. И французский король увидел в тамплиерах тех же самых противников, с которыми воевал его предок – Филипп II Август. Тем более, что тамплиеры обладали несравненно большим могуществом, чем граф Тулузский – в их руках были сосредоточены огромные финансовые средства. Орден активно занимался финансовыми и банковскими операциями на всей территории Европы и части Востока. В этих условиях тамплиеры могли представлять собой уже общеевропейскую угрозу, против которой и выступил французский король. Однако, по-видимому, не все тамплиеры были вовлечены в ересь. В отступничестве от Христа сознались в основном французские рыцари во главе со своим магистром Жаком де Мале. Тамплиеры же в других странах – на Кипре, в Арагонском королевстве, Кастилии, Португалии и даже в Англии (за исключением трех тамплиеров), – ни в чем таком сознаваться не желали. Следовательно, орден еще можно было как-нибудь сохранить. Но инквизиция не стала разбираться в деталях – орден был ликвидирован, а Жак де Моле сожжен в 1314 г. на костре.

Дальнейшая история духовно-рыцарских орденов

Несмотря на ликвидацию ордена тамплиеров, другие духовно-рыцарские ордена продолжают свою активную военную деятельность. В то самое время, когда во Франции шел суд над тамплиерами, госпитальеры, вытесненные из Палестины, переносят свою штаб-квартиру на о. Родос (1311 г.). С этого времени начинается двухсотлетний период их активных боевых действий в защиту острова. С потерей Родоса (1522 г.) штаб-квартира ордена переносится на о. Мальту, после чего орден получает название Мальтийского. Все это время, вплоть до XVIII века орден госпитальеров продолжает оставаться могущественной и весьма активной военной организацией. Более того, он является главным военным форпостом в борьбе христианских государств с Османской империей. В рядах госпитальеров служат опытные, закаленные в боях воины. Орден располагает мощным военным флотом, который ведет активные боевые операции против турок на всем Средиземноморье.

Эта живучесть ордена не может не вызывать удивления у историка. В то время как Тевтонский орден и испанские духовно-рыцарские ордена в XVI веке претерпевают коренные преобразования, госпитальеры не только формально сохраняют свой устав, но и на деле продолжают традиции Крестоносного движения. У меня нет возможности описывать всю историю Мальтийского ордена, хотя она очень интересна и многогранна. Я коснусь только той истории, которая связывает Мальтийский орден с историей России и именем Императора Павла I. Вот как описывает последние годы активной деятельности Мальтийского ордена в Средиземноморье британский историк Энтони Латрел:

Век просвещения и появление масонства оказали влияние и на Мальтийский орден. Эти новые веяния усилили недовольство рыцарей старым режимом. Магистры все чаще ссорились с епископами, папскими инквизиторами и представителями мальтийского населения и клира. Прекрасно управляемые поместья и леса трех французских провинций поставляли половину иностранных доходов ордена, что обеспечивало французам первые места в администрации. По мере того как военные функции ордена сводились к нулю, а доходы таяли, орден пытался принимать отчаянные меры – союзы с американцами , русскими или англичанами, основание эфиопской компании, создание польского приорства, покупку поместий в Канаде, приобретение Корсики; в 1651 году орден купил три острова в Карибском море, но уже в 1665 году должен был их продать.

В 1775 году на Мальте вспыхнуло восстание под руко­водством местного мальтийского духовенства, которое было поддер­жано сельским населением, доведенным до нищеты дурным управле­нием. Великий магистр Роган () прилагал все усилия для того, чтобы поднять угасший воинский дух в ордене, усовершенствовать администрацию и суд, увеличить доходы. В 1776 году он в последний раз созвал высшее законо­дательное учреждение ор­дена - генеральный капи­тул, которым в 1779 году был издан кодекс законов Мальтийского ордена. Но старания Рогана пропали даром. В 1792 году Нацио­нальная ассамблея Фран­ции конфисковала фран­цузское имущество ордена, а 12 июня 1798 года Маль­та без боя сдалась Напо­леону. Из бывших тогда на острове трехсот трид­цати братьев двести были французами, и многие из них были готовы к сопро­тивлению, но госпиталье­ры-испанцы отказались сражаться, твердого воен­ного руководства не было, а магистр побоялся пред­принять какие-либо реши­тельные меры, опасаясь на­родных беспорядков.

Пос­ле сдачи острова рыцари обвинили магистра Ферди­нанда фон Гомпеша в из­мене и сместили его с дол­жности. 16 декабря того же года великим магистром был избран российский им­ператор Павел, и резиден­ция ордена (конвент) была перенесена в Санкт-Петер­бург, после чего в Кронш­тадте начали снаряжать флот для возвращения Мальты. Однако после смерти Павла Александр I отказался от звания великого магистра, а потом и вовсе упразднил орден на российской земле. Постепенно орден стал терять свои земли и в других странах, и в 1834 г. капитул ордена был перенесен в Рим. С тех пор судьба Мальтийского ордена тесно связана с историей папского престола.

С потерей о. Мальты госпитальерами завершается фактически и история Крестоносного движения. Крестовые походы уходят в прошлое вместе со Старым Режимом – европейской системой королевского правления, – на разрушение которого и была направлена Великая французская революция. Символично то, что госпитальеров с Мальты изгоняет не кто-нибудь, а именно Наполеон Бонапарт – будущий французский император, который правил, опираясь уже не на дворянство и духовенство, а на совершенно новые национальные структуры, созданные в ходе Французской революции (бюрократию , буржуазию , военных и пр.).

Энтони Латрел в приведенном отрывке кратко упоминает о масонстве в связи с историей Мальтийского ордена. Это позволяет нам перейти к следующей главе, где будет поставлен следующий вопрос: что такое масонство и каким образом оно связано с рыцарством? И другой, частный вопрос: не являлись ли конкретно Мальтийские рыцари – масонами, и не был ли сам Павел I – масоном?

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 219-220

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 230-231

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 249

Катары-альбигойцы – участники еретического движения в южной Франции XII-XIII вв. Катары подозревались в учении о дуализме (мир есть арена борьбы двух равных начал – добра и зла, бога света и бога тьмы), отвержении догматов о Святой Троице, Воскресении Христовом, Таинств причащения и брака. Это учение было вариантом ереси манихейства, которое проникло во Францию с Востока. Одним из центров катаров во Франции стал г. Альби, откуда происходит название секты. К началу XIII века ересь захватило практически весь юг Франции – от простых ремесленников и крестьян до высшей аристократии. Так, например, граф Раймон IV Тулузский открыто покровительствовал еретикам. Катарская ересь была полностью искоренена во Франции в ходе Альбигойских войн ().

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 404-406