» » Все о речевых навыках у детей. Методика развития связной речи у детей

Все о речевых навыках у детей. Методика развития связной речи у детей

МБОУ “Большеменгерская СОШ” Атнинского муниципального района РТ

Доклад

на тему: « РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Учитель начальных классов: Лотфуллина Ландыш Фарисовна

«Речь – это канал развития интеллекта…

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче

И полнее будут усваиваться знания»

Н.И.Жинкин

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возрастной и школьный период. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий.развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами.Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

Вторе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными средствами и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь развиваясь, нуждается не только в языковом нои в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Это также является условием речевого развития учащихся.

Первое требование –содержательность речи. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Следующее требование – это точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего пишущего не просто передать факты, наблюдения, Чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи – это доступность тем людям, кому она обращена.

Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы слушающего. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

Чрезвычайно важно также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность. И ясность речи предполагают также ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.

Исходя из этого, можно сформулировать общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся

Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточно лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

Вести специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками русского языка, чтения, изучаемым на них материалом

Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

1.Каждый учитель современной школы уже с первых дней обучения ребенка стремиться научить его хорошо и правильно выражать свои мысли, ярко говорить и писать.

Я начала осуществление этой цели с дневника наблюдения,в котором отмечала проблемы, возникающие в речи учащихся.

Из своих наблюдений я выделила наиболее серьезные, это такие:

Нарушение звукопроизношения

Трудности в выражении своих мыслей

Непонимание вопроса и не соответствие ответа на него

Бедность словарного запаса

Отсюда и возникла необходимость в более углубленном изучении темы по развитию речи. Так как развитие речи это долгий процесс. Свою работу построила по принципу от простого к сложному, последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей.

Определила несколько направлений:

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слуховой памяти

Обогащение и активизация словаря

Развитие связной речи

Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он,конечно, не сможет четко представлять себе само слово.

И поэтому первоначальной задачей я определила: развитие речевого аппарата, для устранения нарушений в звукопроизношений.

В каждый урок обучения грамоте я включила речевые разминки, которые состоят из нескольких этапов, включающие разные упражнения:

Дыхательные

Артикуляционные

Дифферинцированные упражнения

Дикционнные

При выполнении дыхательных упражнений ставлю следующие задачи:

Выработать умение делать вход

Развивать умение правильно выдыхать

Научить руководить своим дыханием

Задачей второго этапа речевой разминки состоит в том, я чтобы разогреть мышцы языка, губ, щек, обеспечить им наибольшую подвижность при говорении.

Для этого включила упражнения для развития артикуляции, например «лопаточка», чашечка», футбол»

Третий этап речевой разминки основывается на чтении гласных букв или сочетаний, слогов и слов.

Вся работа с ними посвящается автоматизации одного из звуков,имеющих акустико=артикуляционное сходство и одному виду развития голоса идыхания.

В зависимости от задания,гласные или слоги читаются с различной силой голоса, с различным акцентированием и темпом.

Слова подбираются с учетом наличия букв, обозначающих оппозиционные звуки. Где предполагается

-чтение слов, сходныхпо звучанию иначертанию, но различных по значению

-чтение слов образованных способом наращивания

=чтение однокоренных слов с разными и одинаковыми приставками

Для обеспечения произнесения и запоминания использую разные шуточные рифмы,чистоговорки.

Четвертый этап речевой разминки, определял следующие задачи:

-дать образец четкого произношения в разном темпе

-научить управлять своим языком

Используются скороговорки, так они обычно содержат максимальное количество трудных мест для произношения, но благодаря многократному повторению, можно добиться чистоты выговора.

Кроме того необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными.После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются.Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

2.Дальнейшее наблюдение за речью детей, выявили трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух групп слов. Они успевали запомнить только первое и последнее услышанное слово, не могли запомнить все элементы предложения, поэтому отвечали невпопад, терялись во время беседы с несколькими собеседниками, говорящими в быстром темпе. Не могли вспомнить названия предметов, действий, дат, прилагательных. Нередко заменяли их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам.

Все эти проблемы говорили о нарушении слуховой памяти у детей.Основным в преодолении этой проблемы является не тоько фонематический слух, но и

Зрительная память

Прогнозирование и планирование воспринимаемой речи с опорой на зрительное висприятие предметов

Восстановление представлений о качествах предмета или действия

Соотношение предмета с категорией, к которой он относится, удержание в памяти разной степени сложности чисел.

Для расширения объема слухоречевой памяти я использую упражнения с предметными картинками.

Для тренировки слуховой пямятислова воспринимаются на слух, а затем воспроизводитьяся в том же порядке, или вводится изменение на повторе. А дети должны вспомнить услышанное и указать на изменени.

Особое значение имеют упражнения на составление кратких предложений, по схеме(кто? Что делает?Где?куда?) в последовательности от простого к сложному. Цель их ограничить многоречивость, приучить к контролю, планированию высказывания по простой сюжетной картинке, после чего идет переход к составлению несложных текстов по серии картинок.

3.Работа над словарем – это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.

Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

Словарная работа спланирована так,чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари,составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.

По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

Объяснить значение слов

По описанию определить, что это за слово

Объединить по несколько слов и составить предложения

Составить рассказ на тему.

Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программунапример, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах.Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

4.Одним из важных видов словарной работы на уроках является, активизация словаря.

Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы раз в процессе рассказа.

В.А.Добролюбов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрыть смысл слова, правильно понимать его значение.Понимание слова зависит от многих причин, прежде всегоот степени нужности этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремиться познать смысл слова, чтобы понять прочитанное, узнать как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи.

И начала я эту работу с первых дней обучения, так как обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся н только количественно, но и качественно.Свою работу построила таким образом.

Сначала изучила и проанализировала тексты и иллюстрации, подобрала упражнения по уточнению и обогащению словаря, которые знакомят детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами,Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать.Подобрала разные стихотворения, дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся.

Систематическая работа по развитию речи на всех уроках дает положительные результаты.

-речь детей стала четкой, понятной,

-дети связно выражают свои мысли

-умеют внимательно иосознанно слушать, корректировать свое высказывание и других.

-словарный запас стал более активным

-меньше допускается ошибок на замену, пропуск и искажение слов

Ученики постоянно участвуют в конкурсах стихов к любому празднику и занимают только призовые места.

Знакомство с новым словом.

1.Отгадывание ребуса(загадки)

Назвать новое словарное слово? /улица/

2.Дать характеристику используя схему:

/в слове 3 слога, первый слог ударный, безударная гласная и)

4.Что такое улица?

5.Подбрать к нему однокоренные слова

/улочка, уличный,переулок, проулок/

6.Какая может быть улица?

Составить и записать несколько словосочетаний.

/широкая улица, чистая улица, оживленная улица/

7.Составить предложение с одним из словосочетаний.

8.Когда так говорят:

Будет и на нашей улице праздник.

Зеленя улица.

Закрепление изученных словарных слов.

Работа с блоком «Животные»

За-ц, к-рова, м-дведь, л-сица, с-бака

1.Объяснить правописание изученных слов.

/можно проверить с помощью сигнальных карточек/

2.К какому из этих слов можно сказать плутовка, птичница. Почему ?

Про кого говорят : верный друг человека? Почему?

Название кого из них образуется от того, что он любит е c ть?

Объясните слово заяц, корова.

/Это дикое животное, живет в лесу. У него длинные уши, быстрые ноги. Ест траву и кору деревьев. Его враги волк и лиса.

Это домашнее животное. Живет с человеком. Дает молоко, из которого делают сметану, творог, масло. Питается травой./

3.Составьте с этими словами предложение, используя их ласковое звучание.

/Собачка Жучка лежит у крыльца. Под кустом сидит маленький зайчонок. На прогулку вышла медведица с маленьким медвежонком./

Можно выполнить задание:

Дополнить предложения, используя эти слова.

/Быстроногий … спасается от лисы.

Косолапый …. хозяин леса.

Рыжая ….посетила наш курятник/

4.Придумать небольшой рассказ на тему «В деревне»

Какие слова вы будете использовать? Корова, собака Почему?

Упражнения для увеличения объема слухоречевой памяти.

1.Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести вслух в том же порядке (дом, дерево, солнце, ветер)

Мама, брат, дядя, сестра, жена

Май, лето, среда, весна,сентябрь

- Какую группу слов было легче запомнить?Почему?

2.Послушайте пары слов:

Курица-яйцо, молоко-корова, замок-ключ, зима-снег, кофе-чай, мама-дочь.

А теперь я называю первое слово пары, а вы называете второе.

Запомнить и воспроизвести ряды из трех слов

сирень-ваза-цветы

Окно-крыша-дом

Дети-мама-папа

Стул-стол-кресло

Молоко-трава-корова

Рельсы – шпалы-поезд

3.Послушйте текст внимательно.

Мама попросила сын сходить в магазин и сделать покупки:

В булочной -хлеб, пирожное, печенье

В мясном -котлеты, сосиски, колбасу

В овощном -огурцы, помидоры, капусту

Что нужно было купить в каждом отделе?

Приемы работы над предложением

1.Сократить предложение.

Учитель произносит предложение -дети осмысливают его. Предложение повторяется -учащиеся запоминают. После предложение сокращается до минимального количества слов.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает книгу.

Оля читает.

Что изменилось, когда предложение сокращалось?

2.Переставь слова

Учитель произносит предложение и предлагает изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как изменяется.

/Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

3. Упражнение: «Послушай, запомни, ответь: Все ли верно?»

Выпал снег, Алеша вышел позагорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Мужику взял пилу и пошел в лес рубить дерево.

Данное упражнение нацелено на внимание к тексту, сознательно освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание.

4. Дополни предложение.

Предлагается увеличить его, последовательно прибавляя по одному, два слова.

Сережа учит.

Сережа учит уроки.

Брат Сережа учит уроки.

Упражнение формирует умение быстро схватывать смысл, запомнить, построить высказывание.

5. Закончи предложение

Девочка шла…

Мальчик покрасил..

Летом мы решили…

Усложненный вариант:

Дети встретили старушку, которая…

Я хочу, чтобы…

Там было так темно, что…

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, уметь понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

6. Задай вопрос и ответь.

Учитель просит детей поставить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.

Воробей поселился в скворечне.

(Кто поселился в скворечне?

Что сделал воробей? Где поселился воробей?)

7. Исправь ошибки.

На березах сидят снегири.

Они занесены снегом.

8. Составь рассказ по его началу

Утром Лена пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птичку. Ее заплеснуло волной…

Лексические упражнения.

Назови одним словом.

Белочка,птичка,червячок.-….(животные)

Дерево, трава, цветок-..(растения)

Подбери слова с противоположным значением.

Большой-…(маленький)

Ночной-…(дневной)

Как вы понимаете выражение?

Кружится, вертится, как белка в колесе.

Так лисята учатся ловить добычу (охотиться)

Найти в тексте однокоренные слова.

К слову зверята подберите слова и выражения с близким значением..

(лесные обитатели, лесные жители, зверьки)

Подготовительные задания.

1. Прочитай стихотворение. Сделай к нему словесный рисунок.

На солнцепеке на опушке,

Лисичка выставила ушки.

Что ж не бойся спать косой

Бок о бок с этой лисой.

-Что означают слова- на солнцепеке, лисичка, косой?

-Составьте предложения с каждым значением.

-Прочитайте предложения,изменяя слово лиса по смыслу.

(По лесу бежит лиса. У ….красивый мех.Мы приближаемся к …..Хотим рассмотреть… получше. Но за … трудно наблюдать. Хитрая плутовка быстро скрылась из виду. Недаром о … сложено так много сказок.

-Какими словами можно заменить в тексте слово лиса, чтобы не было повторений ?

-Найдите слово в тексте, которое использует автор, заменяя им слово лиса?

(хитрая плутовка)

Почему так называют?

Надежда Петровичева

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ

Возраст 2 – 3 года в отечественной психологии называют ранним возрастом. Важнейшими психическими новообразованиями данного возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. В этот период происходит интенсивное формирование активной речи в процессе совместных действий с взрослыми.

Что нужно делать для развития речи малыша?

Правило 1. Разговаривайте, разговаривайте и разговаривайте с ребёнком! Делайте это всегда и везде : во время кормления, умывания, прогулки… Комментируйте все свои действия, знакомьте с предметами в доме, на улице, рассказывайте, зачем они нужны, какого они цвета, формы и т . д. Обязательно знакомьте малыша со звукоподражательными словами : они развивают артикуляционный аппарат. Постоянно пополняйте пассивный и активный словарный запас ребёнка. Вместе с речью у малыша развивается воображение и память. В нашей группе, с 2 до 3 лет, незаменимыми помощниками в развитии речи стали «Карточки Глена Домана на DVD» . Поочерёдно показывая малышу то слово, то картинку или короткий видеофильм, мы знакомим его с предметами окружающего мира. Все слова на дисках яркие, эмоционально озвучены и увлекают самого непоседливого малыша.

Правило 2. Разговаривая с ребёнком, всегда смотрите на него. Для эмоционального развития очень важен контакт «глаза в глаза» . Вспомните слова классика : «Глаза – это зеркало души» .

Малыш в свою очередь, очень внимательно смотрит на Ваше лицо. Он видит Вашу артикуляцию. Это помогает ему выходить в чистоговорение. Разнообразьте общение с ребёнком артикуляционной гимнастикой. Существует много весёлых упражнений для губ, щёк, языка, нижней челюсти, нёба. Вот несколько простых упражнений :

Упражнение «Киска – лакомка» . «Киска любит лакать молочко – вот так!» «Оближите» тарелочку, как это делают кошки.

Упражнение «Зайчик – барабанщик» . Приоткройте рот и побарабаньте язычком по верхним зубам (будто барабанщик) .

Упражнение «Вкусное варенье» . Улыбнитесь, откройте рот, широким языком оближите губы.

Упражнение «Шарик» . Надуйте щёки, сдуйте щёки.

Обязательно проводите подобную гимнастику в игровой форме , идите от простого к сложному, повторяйте каждое упражнение 5 – 7 раз.

Правило 3. Очень благотворно на развитие речи влияют тактильные игры в стихах : ладушки, гуси-гуси, сорока-ворона и т. п. Все эти прибаутки, считалочки, пестушки тренируют моторику рук. А она в свою очередь положительно влияет на развитие речи. Тренировать мелкую моторику можно с помощью игр с различными по фактуре, форме и величине предметами.

Правило 4.


Развивайте мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы задействуем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Правило 5. Сопровождайте своё общение с ребёнком жестикуляцией. Вы дадите крохе возможность общаться с Вами задолго до того, как он научится говорить. Это ускорит развитие речи малыша и в целом благотворно скажется на развитие интеллекта. Такая обратная связь наладит между Вами и ребёнком эмоциональный контакт, ещё больше сблизит Вас. Практикой доказано, что дети, «разговаривающие» в раннем возрасте жестами, вырастают оптимистами. Если ребёнок не может сказать, что ему нужно, он может это показать, а, следовательно, донести до нас необходимую информацию без слёз и истерик .


Правило 6. День за днём расширяйте пассивный словарный запас малыша. Для этого отлично подойдёт чтение книг, слушайте вместе с ребёнком весёлые детские песенки и подпевайте им. Чем больше времени Вы уделяете расширению пассивного словарного запаса, тем быстрее он перейдёт в активный.

Правило 7. Станьте для малыша образцом для подражания с первых дней его жизни. Разговаривайте грамотно, красиво, эмоционально. Слова произносите чётко, с разной интонацией. Это формирует у ребёнка слух , способность различать любые интонационные оттенки. Откажитесь от жаргона и «ругательных» слов. Не «сюсюкайте» и не упрощайте фразы – ребёнок должен слышать правильную и грамотную речь.

Правило 8. Самое основное – никогда не сравнивайте детей друг с другом ! У каждого ребёнка свой темп развития.

Правило 9. Обязательно ярко и эмоционально хвалите ребёнка за любую попытку произнести новое слово, слог.

Все эти нехитрые советы совместно с Вашей любовью и терпением помогут развить речь и обогатить словарный запас Вашего малыша.

Публикации по теме:

Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста «Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 30» г. Сыктывкар.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-й младшей группы Реализация личностно – ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к педагогам. Одной из задач ФГОС.

Консультация «Формирование навыков чтения у детей с отклонением в развитии» Предупреждение нарушения чтения - одна из важнейших задач коррекционной школы. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием.

Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ Система работы по формированию навыков социализации у детей дошкольного.

Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические основы,.

Все маленькие дети имеют трудности в той или иной степени при развитии своих речевых навыков. Это могут быть проблемы правильного произношения звуков, проговаривания всех нужных звуков в слове, а не только их части, грамматические ошибки в согласовании слов между собой, смысловые ошибки и т.д. И неважно родной это язык или иностранный. Чем старше становятся дети, тем меньше остается этих проблем в родной речи, но при освоении иностранного языка с похожими проблемами сталкиваются и взрослые.

Родители могут помочь маленькому ребенку в решении этих проблем. И так как суть проблем одинакова как для родной, так и для иностранной речи, то пути решения также одинаковы.

Пути развития речевых навыков:

  1. нужно слышать речь, чтобы различать звуки и слова, учиться понимать речь
  2. нужно видеть, как говорят на этом языке, чтобы понимать, как двигаются лицевые мышцы и язык для создания определенных звуков
  3. нужно развивать мелкую моторику (выполнение мелких и точных движений кистям рук и ног), что способствует развитию речевых центров в головном мозге
  4. нужно развивать лицевые мышцы и мышцы языка, чтобы уметь их контролировать и управлять ими для воспроизведения определенных звуков
  5. нужно тренироваться говорить

1. Восприятие речи на слух

При освоении любого языка нужно много и часто слышать речь на данном языке. В самом начале изучения любой язык для нас это бесконечный поток хаотичных звуков. Чем больше мы слышим эту речь, тем разборчивее она для нас становится. Мы начинаем различать звуки и их оттенки, начинаем улавливать похожие сочетания звуков и постепенно можем даже повторять эти звуки. Так происходит со взрослым при изучении иностранного языка, но процесс восприятия родной речи у наших малышей строится таким же образом, только дети справляются с этой задачей намного быстрее.

Чтобы им помочь, нужно создать для них соответствующие условия. Если ребенок еще не говорит, то говорите с ним как можно чаще на своем родном языке. Проговаривайте то, что делаете, проговаривайте свои планы и мысли вслух. Не знаете, о чем поговорить? Не любите говорить сами с собой? Рассказывайте ребенку стихи, детские считалки, пойте песни. Ставьте аудиозаписи сказок и песен. Но помните, что и тишина в Вашем доме тоже нужна, чтобы Вы и ребенок отдыхали, чтобы у ребенка было время переварить все услышанное, а также чтобы речь не превратилась для него просто в шумовые эффекты на заднем плане.

Как говорить?

Обязательно:

  • говорить часто, хотя бы небольшие фразы, стишки и т.д.
  • говорить без негативных эмоций и раздражения
  • не повышать голос на ребенка

Желательно:

  • говорить медленнее и четче, чем говорите с другими. Так ребенок быстрее начнет различать звуки, слова и понимать Вас.
  • говорить правильно, т.е. не сюсюкать, не превращать все слова в уменьшительно-ласкательные, не заменять обычные слова упрощенными детскими версиями («машина» — «биби») и т.д. Это поможет ему заговорить быстрее правильно и избежать для Вас необходимости в дальнейшем переучивать его. Но если у Вас порыв души посюсюкать или по-другому вообще не получается, то не отказывайте себе и своим родственникам в этом удовольствии. Ребенку полезнее слушать такую речь «от души», чем быть в полной тишине.
  • говорить от первого лица, когда говорите про себя («Я пошла», а не «Мама пошла») и от второго лица, когда обращаетесь к ребенку («Ты будешь?» а не «Вася будет?»). Это поможет ребенку быстрее разобраться в местоимениях, и он начнет быстрее грамматически правильно говорить о себе. Например, в семьях, где с ребенком все время только мама, которая о себе и ребенке говорит только в третьем лице, мальчики очень часто начинают говорить о себе в женском роде. Поэтому лучше не путать ребенка с самого начала.
  • почаще говорить с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо. Это необходимо ему, чтобы понять, как у Вас получается с помощью мышц лица и языка издавать такие звуки.

Пока ребенок не заговорит на родном языке предложениями из 3 слов, не торопитесь говорить с ним на иностранных языках (см.статью ). Ставьте ему слушать сказки и песенки на этих языках, можете рассказывать ему стишки на этих языках, но пока в бытовой речи используйте только родную речь, чтобы не навредить ей.

2. Визуальный контакт

Чтобы понять, как произнести звук, недостаточно просто его услышать, необходимо еще и видеть, как человек это делает. Необходимо видеть мимику, как двигаются лицевые мышцы и язык.

Не важно, осваиваете Вы родную речь или иностранную, старайтесь при разговоре ловить визуальный контакт с ребенком. Особенно, если Вы видите, что он следит за Вашими губами, старайтесь говорить четче, повторяйте уже сказанное.

Если это иностранный язык, то периодически используйте видео, где говорят на этом языке люди (сказки, детские фильмы и видеоуроки). Но не забывайте говорить сами на этом языке, старайтесь делать это правильно. Маленькие дети лучше всего осваивают те навыки, которые они видят у своих близких. Им интереснее повторять за мамой, чем за тетей из телевизора.

Очень хорошо, если у ребенка есть возможность увидеть, как на изучаемом языке говорят носители этого языка. Это возможно в путешествиях или в специальных клубах.

3. Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — это выполнение мелких и точных движений кистями рук и ног. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Детям постарше нужно давать пересыпать разные сыпучие субстанции, например, разделять смешанные гречку и фасоль. Затем нужно переходить к более сложным заданиям, где нужно что-то собрать, смастерить, склеить, нарисовать. Любая работа по дому развивает мелкую моторику: мытье посуды, полов, глажка белья. Необязательно заставлять ребенка выполнять реальные обязанности, можно просто привлекать его к процессу, когда Вы что-то делаете. Например, моете посуду — дайте ребенку чистую пластиковую посуду и тазик с водой, пусть повторяет Ваши движения.

Очень полезны творческие занятия: лепка, рисование, составление аппликаций и поделок. Уделяйте этому много внимания. Казалось бы эти совершенно не связанные вещи с изучением иностранных языков, помогут Вашему ребенку заговорить на другом языке. А ведь можно рисовать и лепить прямо во время занятий иностранными языками.

4. Развитие артикуляционного аппарата

Лучший способ развивать артикуляционный аппарат, т.е. лицевые мышцы и языковые мышцы, это кривляться с ребенком перед зеркалом. Это весело и очень продуктивно. Надувайте щеки, показывайте язык, цокайте как лошадки, корчите рожицы, издавайте любые странные звуки, эмоционально произносите все гласные и согласные. Ребенок будет веселиться, Вы тоже. И никто из Вас не заметит, что Вы занимаетесь! А эти занятия очень эффективны. «Занимайтесь» регулярно. Например, перед сном и по утрам, когда чистите зубы.

Если Ваш ребенок маленький, то очень полезно повторять за ним любую его мимику. Будьте его зеркалом. Это полезно для него. И это своего рода общение с ним на его языке.

Эти упражнения полезны и после того, как Ваш ребенок заговорит на родном языке. Они пригодятся для изучения иностранных языков. Кривляйтесь с ребенком перед зеркалом до того возраста, пока ему это интересно.

5. Тренировка речи

Стимулируйте своего ребенка говорить. Разговаривайте с ним, задавайте ему вопросы, учите вместе веселые стихи и песенки (см. статью ). Не нужно заставлять ребенка говорить, он должен хотеть говорить сам. Вы можете играть в игры, где ему будет интересно говорить. Говорить должно быть весело и смешно, тогда ребенок будет тренироваться с удовольствием.

Это касается и иностранных языков. Чем больше практики устной речи, тем быстрее Вы увидите эффект. Это как занятия спортом, больше тренировок, лучше результаты.

Итак, создайте для ребенка среду, которая будет стимулировать развитие его речи. Он должен слышать речь, видеть, как говорят на этом языке, развивать мелкую моторику, развивать лицевые мышцы и постоянно тренироваться говорить. Эти занятия помогут ему освоить как родную, так и иностранную речь.

Ораторское искусство было в почёте во все времена, так как речь имеет огромное значение в становлении и существовании личности. Владеющий своей речью и голосом человек более уверен в себе, более артистичен и обладает большим количеством инструментов воздействия и влияния. Тот, кто владеет своими коммуникативными способностями, способен вести людей за собой. Успешный человек должен быть хорошим оратором.

Помните: формируя речевой портрет ребёнка, Вы формируете своё будущее!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Адаптация ребёнка в социуме

Посредством развития речевых умений и навыков.

«Риторика для дошколят»

Воспитатель

Чефранова О.Н.

Проблема

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Речь- является убедительным показателем духовной культуры личности. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Актуальность избранной темы определяется социальной потребностью общества в риторически грамотных людях и практической необходимостью пополнения методического обеспечения процесса обучения риторике, позволяющего эффективно развивать коммуникативно-риторические умения, учитывая при этом психофизические особенности детей.

Дошкольный и младший школьный возраст наиболее сенситивен к обучению в области развития речи вообще, и к риторике общения в частности. В связи с этим, курс детской дошкольной риторики будет способствовать обеспечению более высокого ораторского, общекультурного и, наконец, интеллектуального развития ребёнка на следующих этапах обучения.

Курс обучения риторики направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей- о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети познают, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований обсуждений, что обеспечивает формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира.

При разработке методического материала были учтены определенные психолого-возрастные требования, ориентированные на детей 4-6 лет. Теоретико-содержательные и методические аспекты определены необходимостью дать детям первоначальные знания основ риторики и умения использовать различные виды общения и риторические действия.

Изучив литературу по обучению детей риторике, мы разработали цикл игр –

занятий по обучению риторике, с включением, отобранных словесно-дидактических игр, отобрали словесно-дидактические игры и упражнения для развития риторических умений, адаптировали их для детей своей группы,

систематизировали в соответствии с поставленными задачами; составили

перспективное планирование по развитию риторических умений для детей среднего и старшего дошкольного возраста с примерным содержанием, также составили картотеку чистоговорок, скороговорок, физминуток для развития качеств речи, для развития поведенческого характера разработали цикл этюдов на развитие различных эмоций.

Цель:

Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков.

Задачи:

  1. Выявление и развитие речевых способностей детей.
  2. Формирование начальных представлений об основных понятиях риторики повседневного и делового общения.
  3. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи-диалогической и монологической форм).
  4. Воспитание потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия
  5. Ожидаемые результаты

Сформированность у дошкольников культуры речи и определённого кругозора.

Заинтересованность ребёнка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.

Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой и коллективной деятельности.

- «Искусное ораторство» (выступление ребенка на публике, ребенок- экскурсовод, ребенок- гид).


ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ.

по четырем блокам:

1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей).

2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.

3. Развитие вербального и невербального средств общения.

4. Культура слушания.

Все подобранные нами игры-занятия и речевой материал, включенные в

каждый из этих блоков, предлагаются детям постепенно, многие игры основываются на содержании предыдущих, т. е. присутствует вариативность и усложнение одного и того же вида игры. Реализация содержания блоков происходит во взаимосвязи одного блока с другим в соответствии с перспективным планированием.

1 БЛОК

Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных

способностей).

Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций

детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности.

Развитие коммуникативных умений:

Формирование качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость,

доброжелательность);

Формирование умения слушать и слышать собеседника;

Овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность

высказываний);

Овладение приемами стабилизации поведения.

Развитие у дошкольников коммуникативных способностей мы организуем поэтапно.

1. Мотивация общения. «Я ХОЧУ!» ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. На этом этапе мы организуем работу таким образом, чтобы у детей вызвать желание вступать в контакт с окружающими людьми.

Для этого широко используются театрализованная деятельность и

инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.

Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое

учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию.

2. Знакомство с коммуникативными навыками. «Я ЗНАЮ!» КАК ОБЩАТЬСЯ СДРУГИМИ. Здесь организуется работа по обучению нормам и правилам, которые следует знать при общении с окружающими.

Для этого мы используем работу в парах, где дети могут защищать свою

точку зрения, она помогает взаимопониманию, развивает самостоятельность в высказываниях. Также использовали в работе по формированию коммуникативных навыков предлагаем различные игры и упражнения, которые показывают, что умение находить взаимопонимание в любой ситуации, развивают ассоциативную память. Очень часто на данном этапе включаем разыгрывание этюдов (основной метод на занятиях по обучению риторике), которые обеспечивают развитие выразительных движений, помогают познанию принятых в обществе правил и соответственно на них реагировать. В свою очередь, выразительные движения, учат детей сочетать

движения и речь, что помогает раскрепощению дошкольников.

3. Уровень овладения коммуникативными навыками. «Я УМЕЮ!»

ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. Здесь происходит развитие умения организовывать общение: оно включает умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации.

Чтобы более успешно развивать данные умения, в своей работе мы

используем метод наглядности (сюжетные картинки, опорные схемы,

пиктограммы, фотографии, картины художников), которые способствуют обогащению эмоциональной сферы, помогают установлению последовательности изложения сюжета или предмета. Также включаем различные речевые разминки, где развивается техника речи, дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом.

Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать, различать индивидуальные особенности других детей и людей. Также овладение коммуникативными навыками происходит и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.

2. БЛОК

Речевой этикет.

Развитие речевого этикета в себя включает:

Овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);

Формирование в речи знаков доброжелательности;

Формирование осознания тональности общения;

Осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде

фразеологизмов.

Например:

а) знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте

познакомимся;

б) прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;

в) поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить;

г) благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна;

д) извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.

Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов:

Чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведенческие ситуации героев;

Использование особых ритуалов (приветствие и прощание), которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;

Участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;

Свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому

общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;

Этюды благоприятно влияют на произношение фраз, несущих различную эмоциональную окраску,

Выбор уровня громкости, понимание, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;

Видео – аудиоматериалы, помогающие определить установление

последовательности сюжета и поведение героев.

3. БЛОК.

Вербальное и невербальное общение

Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в

себя:

Осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;

Умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;

Снижение импульсивных эмоциональных реакций.

Например:

1) этюды на выражение различных эмоций;

2) мимика и пантомимика;

3) выразительные движения;

4) тренинги мышечного расслабления.

Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.

Большая роль отводится специальным приемам в данном блоке:

5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;

6) артикуляционная гимнастика, совершенствует речь, отрабатывает навыки четкого произношения.

4.БЛОК

Культура слушания

Под культурой слушания предполагается:

Умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым);

Замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;

Радоваться успехам товарищей;

Терпеливо выслушивать говорящего;

Справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются

элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей:

Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры);

Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

Этюды;

Импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;

Наблюдения, прогулки, экскурсии;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

Анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого

общения в разных позициях;

Свободное и тематическое рисование, помогающее передать характер, чувства

образа;

Лепка, конструирование предполагающие тактильное прочувствование образа;

Чтение художественных произведений;

Беседы, сочинение историй;

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и

невербальной);

Пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, в сочетании с речью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённой нами работы по овладению конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптации дошкольников в социуме посредством развития речевых умений и навыков, получены следующие результаты.

Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний. Одним из наиболее ярких показателей эффективности предмета риторики является объём слов, заключённых в высказывания и малая степень допуска ошибок. Речь становится более грамотной и убедительной. Практически у всех детей преодолён страх публичного выступления, они более активны и раскованы, уверенны в себе и легче идут на контакт. Специфика заданий риторического характера располагает к отсутствию страха у детей перед оппонентом или просто собеседником, что, естественно, накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Занятия не совсем обычны, это позволяет детям окунуться в атмосферу открытости, доверия и, следовательно, раскрепощённости.

Красочность и живость предмета увлекает детей в мир, где можно побыть, кем угодно без страха. Дети учатся свободно излагать свои мысли, они учатся говорить - а какой ещё предмет может позволить им это делать? А риторика заставляет говорить всех.

Мы считаем, что предмет риторика должен вводиться в образовательные

учреждения разного уровня. Каждый культурный человек должен уметь говорить хорошо и уметь говорить правильно, поэтому предмет риторика обязан вводиться в дошкольную программу и, особенно в программу общеобразовательных школ, ведь потенциал страны составляют все слои населения без исключения. Подводя итоги, скажем, что элементы риторики можно и нужно вводить в программу дошкольного обучения, чтобы вызвать у детей размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, чтобы способствовать духовному развитию подрастающего поколения.

Наше будущее и будущее наших детей зависит только от нас, а в первую очередь - от педагогов.

Главным условием для реализации программы является сам педагог – воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.
Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности
Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для обучающихся.

Качество речи педагога:

Правильность (соответствие речи языковым нормам),

Точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе),

Логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли),

Чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),

Выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания),

Богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации),

Уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детский сад общеразвивающего вида № 24 «Берёзка»

(АОУ детский сад № 24 «Берёзка»)

Статья: «Развитие художественно-речевых способностей детей 5-6 лет»

Составила:

Маштанова Л.Г.

г. Долгопрудный, 2015 г.

Развитие художественно-речевых способностей у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет у детей активно формируются способности к художественному творчеству, а также речевые умения – умения дифференцировать звуковой состав речи; умение согласовывать слова в предложении; умение устанавливать (осознавать) значение слов. Художественно-речевая деятельность дошкольников – речь с точки зрения художественного подхода, выступающая или в виде целостного акта деятельности, имеющую специфическую мотивацию, реализуемую художественными видами, или в виде речевых действий, включенных в художественную деятельность.

Со слов Г. И. Малаховой, художественно-речевая деятельность дошкольников выступает в различных модификациях в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения:

– помогает активному восприятию информации взрослого и ответов дошкольников, содействует приобретению содержательной основы познавательных процессов и форм речевого выражения;

– формирует речь дошкольника, обогащает ее средствами художественной выразительности; обогащает саму личность ребенка;

– является выражением результатов собственных познавательных приобретений дошкольников: наполняемости их знаний, широты, глубины, особого их характера, мобильности знаний, умений, качеств личности;

– выражает отношение дошкольников к воспитанию и обучению, их внутренние побуждения, интересы, склонности, их настроения при совершении учебно-воспитательных действий, удовлетворения от познавательной художественно-речевой деятельности;

– выступает выразительно в становлении межсубъектных отношений дошкольников и взрослых, как выражение позиции дошкольника, его стремление воздействовать на взрослого, сверстников, доказать, убедить их в обоснованности своих речевых суждений посредством художественной деятельности;

– является основой общения дошкольника со сверстниками и взрослыми во всех его проявлениях: в обмене опытом, в обмене взглядами, суждениями, настроениями, в чем выражается, как правило, и воздействие на других; именно «в общении через художественно-речевую деятельность выражается позиция дошкольника» .

Художественно-речевые умения дошкольников представляют собой готовность к восприятию и продуцированию художественного (литературного) текста как вида искусства и включают в себя речевую ассоциативность, речевую эмоциональность, речевую образность, речевую рефлексию и языковую игру. Ведущим принципом технологии художественно-речевых умений детей является принцип природосообразности, интегративности, осуществляющийся на уровне:

– личности ребенка в совокупности всех сторон ее развития, воздействия на исполнительский и речевой аспекты в процессе художественно-речевой и исполнительской деятельности;

– выделения отдельных аспектов языка и овладения ими с учетом их взаимодействия в художественно-речевой и исполнительской деятельности дошкольников;

– рассмотрения литературного текста как единицы воспитания; совместного усвоения видов речевой деятельности (слушания, говорения); способов исполнительской деятельности детей при театрализации литературных произведений.

Движущей силой развития художественно-речевых умений дошкольников является стремление к подражанию, наличие богатой фантазии. Это, с одной стороны, определяется наивностью и непосредственностью детского творчества, а с другой стороны, его яркой образностью, оригинальностью видения мира, благодаря чему оно подчас поражает своей глубиной и искренностью. Художественно-речевая деятельность дошкольников всегда связана с положительными эмоциями, а потому она приносит им радость и удовлетворение.

Со слов Л. И. Божович, психологической основой творческой деятельности является воображение – «психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления» . К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения – опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

Развитие речевых, исполнительских, художественных умений дошкольника возможно также средствами театрализации. Театрализованная деятельность дошкольников – достаточно новое педагогическое понятие. В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр, пальчиковый театр и др.).

Театрализация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, исполнительских навыков, художественно-речевых умений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; умело поставленные вопросы заставляют дошкольников думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализации литературных произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, развивать художественный вкус, формировать исполнительские навыки, умения работать как самостоятельно, так и в коллективе; способствуют развитию коммуникативных умений, взаимовыручке, смекалке, инициативе и познавательной активности.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы, являются важнейшими источниками развития исполнительской деятельности, художественных умений, а также речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Особую значимость развитие художественно-речевых и исполнительских умений приобретает в старшем дошкольном возрасте. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания; формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на самооценку со стороны взрослых. Старшие дошкольники могут осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. К старшему дошкольному возрасту отношение ребенка к себе существенно меняется: дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка; в целом, все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения старшего дошкольника к другим людям, себе, своей деятельности. Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъект; формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний; происходит дальнейшее развитие компонента самосознания, что дает широкие возможности для воспитания.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Дети старшего дошкольного возраста способны развивать свои исполнительские умения. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.

Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказываться об их содержании, персонажах, изобразительно-выразительных средствах. Ребенок старшего дошкольного возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него проявляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость.

В старшем дошкольном возрасте появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: один ребенок любит читать стихи, другой – рассказывать сказки, третий – инсценировать литературные произведения. Развиваются и творческие способности и умения детей: дошкольники сами придумывают загадки, стихотворения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными сказками. У детей вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К этому возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики, однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного или противоположного значения, а также многозначными словами. У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Старший дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи.

Литература

1. Божович, Л. И. Психология формирования личности /

Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.

2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.

3. Малахова, Г. И. Художественно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста / Г. И. Малахова // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. – № 5. – С. 68