» » Жрецы в древнем египте как самое влиятельное сословие. Древний Египет: жрецы, их знания и роль в жизни государства

Жрецы в древнем египте как самое влиятельное сословие. Древний Египет: жрецы, их знания и роль в жизни государства

Жрецы - посредники в общении между людьми и богами. Жречество было развито в древнем мире (Древний Египет и т.п.).

Считается, что жрец служил помощником царю, фараону. Помогал принимать ему разные решения, заглядывал в будущее, для плодородия земли, вызова дождя. Жрец считался правой рукой правителя, он знал больше, чем фараон.

На самом деле жрецы были истинными правителями, а не помощниками. Они стояли у власти, но находились в тени. Фараон или царь - никто иной как мальчик, которому повезло родиться с таким званием, в богатстве, с огромным влиянием. Они не обучались грамоте - а зачем, если есть жрецы, которые всё сделают. А жрецы в свою очередь, имея влияние на правителей, говорили и делали всё так, как было нужно им самим - от них зависело, например, пойдет ли Южный Египет против Северного или нет. А , что скорее всего жрецы Южного Египта и Северного общались между собой и принимали решение вместе. То есть действовали они сообща в своих интересах.

Знаниям жрецов поражаются нынешние учёные. Недавно археологи нашли около миллиона идентичных камней на которых, как потом оказалось были изображены сложнейшие операции, в основном по пересадке органов . Как такое может быть, если наша современная медицина дошла до такого уровня только в 20-м веке?

В летописи древний автор описывает вот такое событие: Однажды к дворцу фараона пришла толпа озлобленных и голодных бедняков, и одна - убить фараона. Тогда вышел верховный жрец и сказал: «Если вы не покинете это место, то бог солнца Ра навсегда покинет вас и никогда не пронесётся по небу на своей колеснице». Толпа не поверила жрецу, люди не сложили своё оружие, а продолжили надвигаться на дворец фараона. В полдень этого дня солнце покинуло горизонт и жрец сказал: «Вас ожидает вечный мрак, холод и голод - злые духи тут же одолеют ваши хилые тела, вы все погибните и не обретёте никогда благодатной земли». Тогда люди пали на колени и начали молиться и . И через какое-то время солнце снова появилось над головами.

Сначала исследователи считали, что это всего лишь выдумка древнего автора, но сейчас они считают иначе. Дело в том, что в хрониках древних Фив они обнаружили упоминание о солнечном затмении , которое произошло примерно в это же время. Но откуда жрецы знали, когда именно это произойдёт?

Происхождение жрецов

В древних текстах, в том числе и в Библии есть упоминание о том, что когда-то на землю спускались представители иных цивилизаций и совокуплялись с земными девушками и у них будущие жрецы, которым все знания передали по генетике от отцов."Посланцы Бога, в дыму и грохоте спускались прямо с неба" - так повествуется об этом в пророчестве Иезекииля. Учёные так же этого не отрицают. Недавно они нашли в одной из гробниц мумию неизвестного существа - у него вытянутый череп, что по словам учёных позволяет этому существу улавливать разные частоты. Наш череп - как некий передатчик: если череп плоский, то этот человек больше склонен к животным инстинктам, происхождение берёт в нем начало. Если же череп вытянутый, то человек предрасположен к духовному развитию. А у того существа череп был особенно велик, что и говорит о его возможностях общения с духами и прочих способностях. Так же пальцы у него были похожи на лапки насекомых. Есть предположение, что это один из жрецов. Так же давно не секрет, что на древних плитах пирамид изображены рисунки, напоминающие летающие корабли, ракеты, самолёты.

Жрецы существуют до сих пор и миссия у них не изменилась.

История Древнего мира - история языческой культуры, в рамках которой в обществе выделилась такая часть населения, как жрецы. Избранные в качестве посредника между людьми и богами, жрецы с течением времени превращались в привилегированное сословие. А роль жрецов начала сводиться к обману и стяжательству, к манипулированию сознанием людей. Если вас попросят: "Объясни значение слова жрец", - что вы ответите?

Кто такие жрецы?

Если обратиться к толковому словарю, то жрецы - это служители культа, занимавшиеся отправлением религиозных обрядов, например жертвоприношениями, молитвами, заговорами. История жречества насчитывает много тысячелетий. Это явление зародилось еще в эпоху первобытного общества в период неолита. Значение слова "жрец" связано с его однокоренным словом "жертва", и это не случайно. Ведь ни один древний языческий обряд не совершался без принесения жертвы: от цветов до человека. И собственно смысл слова "жрец" означает не что иное, как "приносящий жертву".

Жрецы в первобытном обществе

Родовые отношения в первобытном обществе регулировались общим собранием всей мужской части общины, племени. На собрании избирались вожди, старейшины и жрецы. Первоначально жрецы не имели никаких дополнительных преимуществ. Они, как и прочие соплеменники, трудились для коллектива. Власть жрецов определялась уважением к нему соплеменников, доверием, его заслугами и авторитетом. Первобытные жрецы - это "аккумуляторы" опыта, навыков и умений племени, а также особенностей мировоззрения и веры соплеменников. Они передавали накопленную информацию от поколения к поколению.

Жречество Древнего Египта

Жрецы в Древнем Египте играли важную роль в духовно-нравственной жизни общества. Жречество как важная составляющая жизни египтян была узаконена государством. Жрецы были официальными представителями фараонов - детей бога Солнца Амон-Ра и исполняли культовые обряды в святилищах, куда более не было доступа никому, кроме них и фараона. Во всех храмах одновременно фараон совершать таинства не мог, потому его заменяли поставленные им для этого жрецы.

Существовали в Древнем Египте и жрицы, которых почитали как служанок бога. Они обычно служили в храмах богинь, которые почитались как праматери всего сущего - Хатхор и Нейт. Чаще всего женщины состояли жрицами в храмах богинь, но случались и исключения из правил: жриц можно было обнаружить и в храме Мина, Птаха, Амона, Гора. Зачастую жрицами становились дочери жрецов или желающие стать ими египтянки.

Жрицы вели затворническую непорочную жизнь. При этом выглядели очень внушительно: они носили дорогие одежды и драгоценности, парики и головные уборы, отличавшие их от обычных египтянок, пусть даже и знатных. Они владели певческими, танцевальными способностями, умели играть на музыкальных инструментах. Очень часто изображения жриц с систрами в руках встречаются на древнеегипетских фресках.

Античные жрецы и их роль в жизни общества

Жрецы в Древней Греции играли не менее важную роль, чем в культуре Древнего Египта. Первоначально обряды мог отправлять любой грек, так как все его окружающее обожествлялось. Греки общались напрямую с живыми духами природы.

История такого явления, как жречество, связана с изменением в верованиях древних греков - с того времени, когда они стали воспринимать своих богов как антропоморфных созданий, создавать для них специальные храмы и украшать их скульптурными изображениями, выполняющими роль идолов. В этих храмах требовались служители, которыми и стали жрецы. Сначала храмы считались лишь "домом" для бога, а не местом для молитвы обычных людей. Место для жертвоприношений и молитв населения располагалось на площадях, где были установлены жертвенники. В храмах богов посредниками между людьми и богом были жрецы-мужчины, а в храмах богинь - женщины.

Функция жрецов в храме Аполлона в Дельфах сводилась не только к принесению жертв и отправлению религиозных обрядов, но и к трактовке пророчеств, которые Пифии вещали со своего золотого трона-треноги, установленного над расщелиной. По сути, и сами Пифии являлись жрицами бога солнечного света. Находились они под длительным наркотическим воздействием от испарений расщелины (по древнему мифу исходящих от разлагающегося змея Пифона, убитого Аполлоном и замурованного в скале), испарений священного источника и воды, которой они утоляли жажду и совершали омовения, и лавра, на подстилке из которого спали и листья которого жевали вместо еды в течение трех дней до обряда. Сидя под золотым коническим колпаком, под которым концентрировались пары и который усиливал и искажал звучание голоса жриц, они говорили малосвязные тексты, которые интерпретировали - "переводили" рядом стоящие жрецы бога Солнца. Постепенно "прорицаниями" Пифий стали пользоваться власть имущие и известные военачальники с политическими целями.

Жрецы этого храма, в ведении которого было и огромное количество золота, приносимого в дар Аполлону посетителями и хранящегося в специальных зданиях-дарохранилищах по дороге к храму, были еще и божьими казначеями. Они постепенно приобрели особый вес, как и жрецы храма Асклепия.

Брахманизм как проявление жречества в Древней Индии

В культуре Древней Индии особое место занимала варна брахманов - жрецов бога Брахмы, рожденных из его уст. Потому считалось, что они владели особым даром совершения молитв - посреднического обращения к богу от людей. Чтобы стать брахманом, недостаточно родиться внутри варны. Было необходимо долго учиться. Жизнь брахмана проходила три основных этапа: учение, служение, отшельничество.

На первом этапе мальчики с 7 лет отправляются в дом брахмана, где не только учатся, но и живут, а за обучение и проживание выполняют необходимую домашнюю работу в доме учителя. Кроме того, ученик брахмана осваивал и "кодекс" общения с брахманом-учителем. Когда ученику исполнялось 18 лет и обучение заканчивалось, его родители дарили Учителю корову в знак благодарности.

Среди брахманов бывают и женщины. В отличие от мужчин-брахманов, которым запрещено выполнять обычную работу, женщины-брахманки могут делать несложную домашнюю работу и работать в поле. Именно брахманы являлись собирателями древнейших знаний индийских племен. Именно из этих знаний и была образована священная книга индийцев - "Веды", а точнее ее древнейшая часть "Ригведа".

Не важно, к какой именно культуре принадлежали те или иные жрецы. Все они осуществляли посредничество между людьми и богами и имели доступ к людям, обладающим властью и к богатствам. Имея такую власть, они умело манипулировали людьми как в личных целях, так и в целях политических.

7 915

Жрецы Египта были главными хранителями священных тайн, традиций и культуры Древнего Египта, они владели древними, тайными, могущественными знаниями в области астрономии, физики, химии, математики, медицины. Жрецы возглавляли принадлежавшее им школы в Мемфисе, Саисе, Фивах и Гелиополисе. Владея тайными знаниями, они посвящали в них только своих учеников. Простому народу эти знания были недоступны. Учеба для получения жреческого сана была трудной, обучение начиналось, когда будущему жрецу не было четырех лет, а заканчивалось к двадцати годам. Жрецы высших санов удостаивались титула Ур – «высокий, возвышенный», Самый известный жрец Маа – Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

Особую роль играли жрецы Ур Хеку – «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы и могли передать её предметам – «освятить», а также помочь больным в исцелении. Жрецы Кхер Хеб выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки и почитались как хранители «слов силы» – священных слов, обладающих особыми возможностями.

Жрецы выбирали благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила, В составлении прогнозов использовались данные храмовых библиотек, где хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями. Древние египтяне были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли, Поэтому целители Древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Жрецы владели ритуальной заупокойной магией и обслуживали некрополи и гробницы. Древние египтяне верили, что после смерти физического тела человека – Кат, остается жить его имя – Рен, душа – Ба (вечная жизнь) и энергетический двойник человека – Ка (астральный план). Ка -уходит, как и Солнце, в страну мрака на запад – Дуат (загробный мир), где и пребывают души всех умерших. Считалось, что жрецы могли влиять на посмертное существование Ка тайными мистическими заклинаниями и ритуальной магией. Они умели мумифицировать тела умерших, клали возле них специальные фигурки – «ушебта», изображающие человека, которые оберегали Ка в загробном мире.

Жрецами использовались тайные мистические психотехники заклинаний и колдовство. Существовала культура амулетов, снадобий, магических изображений и заговоров, предохраняющих от различных заболеваний. Лечение выполнялось с учетом астрономических факторов – расположения звезд, созвездий, Солнца, Луны и планет. Древнеегипетские жрецы владели искусством предсказания, магического управления погодой и астрономическими явлениями.

Первыми жрецами Египта были атланты, которые могли общаться с Духовным Космическим Разумом – Богом и именно они построили пирамиды Хефрена, Хеопса и Миккерина, в которые заложили знания древних атлантов. Жрецы использовали пирамиды для мистерий, которые тайно проводятся и сейчас. Жрецы Атлантиды жили до 500 лет, они знали, что Бог един и передали египтянам знания о путешествиях души в потустороннем мире, изложив их в египетской «Книге мертвых».

Пирамиды Гизы, построенные жрецами-атлантами, выполняют роль стражей Земли, они как антенны, принимают и передают энергии Космоса.

Пирамиды выполняют замысел Бога. Они дают возможность человеку задуматься о смысле жизни, почувствовав величие и загадочность необыкновенных сооружений. Они содержат в себе зашифрованные знания, которые будут открываться людям по мере их духовного роста. Внутри пирамиды Хеопса находится капсула, в которой содержатся документы, подтверждающие, что пирамиды строились по чертежам жрецов – атлантов, и когда эти знания откроются людям, начнётся новый этап развития цивилизации на Земле.

Египетские пирамиды хранят в себе множество тайн и загадок, они служат важнейшим источником информации о событиях, происходивших в далеком прошлом. Большая пирамида Хеопса ориентирована так, чтобы в дни весеннего (20-21 марта) и осеннего (22 -23 сентября) равноденствий солнце точно в полдень показывалось на вершине пирамиды, как бы венчая собой огромный Храм. В Великой пирамиде египетскими жрецами проводились мистерии Осириса и Исиды.

Посвящение учеников происходило в подземных помещениях, которые располагались под пирамидой. После того как адепт усваивал определенный объем знаний, его подвергали испытаниям в подземных лабиринтах. Затем избранный жрецами ученик попадал в тайное святилище, где он под страхом смерти клялся никогда не делить свои знания с непосвящёнными. Только после этого жрецы открывали ему главные тайны, первой из которых был догмат о едином Боге. Кроме того, жрецы учили вновь посвященного предсказывать по звездам будущее и вступать в контакт с космическими силами.

Друнвало Мельхиседек, учёный, эколог, эзотерик, в книге «Тайная Египетская мистерия» пишет; «Древние Египетские мистерии учат, что божественные энергии исходят на вершину Великой пирамиды, которая уподобляется перевёрнутому дереву с кроной внизу и корнями наверху. Из этого перевёрнутого дерева божественная мудрость распространяется вниз по наклонным сторонам и растекается по миру. Треугольная форма пирамиды подобна позе человеческого тела, которую оно принимает во время традиционных медитаций. Большая пирамида по замыслу жрецов уподоблялась Вселенной, её верхушка – человеку, тянущемуся к Богу. Через мистические коридоры и камеры Великой пирамиды проходили инициированные, они входили как люди, а выходили как Боги». Некоторые исследователи египетских пирамид полагают, что жрецы использовали, свое умение предсказывать будущее ради блага не только своих современников, но и будущих потомков. И для того чтобы донести до нас важную информацию, они использовали именно пирамиды. В качестве доказательства подобной теории ученые приводят результаты сопоставления размеров, пропорций и расположения секретных внутренних комнат в пирамидах, факт ориентировки пирамид относительно сторон света, закономерность в совпадении их численных обозначений с известными датами в истории развития человечества.

Исходя из этого исследователи сделали вывод об истинном назначении пирамид, которое, по их мнению, заключается в стремлении предупредить человечество о грядущих катаклизмах и связано с пророческими предсказаниями египетских жрецов, а также с посланиями, зашифрованными не только в письменах, но и в самих пропорциях пирамид и их ориентировке по сторонам света. Поддерживая связь с Космосом, египетские жрецы сумели вычислить грядущие события за многие тысячелетия до их свершения.

Что же оставили нам в наследство египетские жрецы – атланты? Египтологу Бэзилу Девидсону удалось расшифровать текст коптской рукописи, в которой древние строители Большой пирамиды передавали полученную от жрецов информацию о достижениях наук, положении звезд и событиях, произошедших в Египте. Сведения, содержащиеся в рукописи, совпадают с информацией, полученной в результате сопоставления пропорций пирамид.

Джон Тейлор, основоположник науки пирамидологии, в 1859 году «осознал, что архитектором Великой пирамиды был не египтянин, а израильтянин, действовавший согласно Божественному велению. Возможно, это был сам Ной. Тот, кто построил Ковчег, был самым компетентным из людей для руководства постройкой Великой пирамиды». В 1864 году известный астроном Чарльз Пиацци Смит выдвинул идею, согласно которой Великая пирамида хранит секреты понимания библейских пророчеств от начала времен и до второго пришествия Христа.

В 1993 году бельгийский ученый Роберт Бьювел сделал ошеломляющее открытие. Он заметил, что расположение трех пирамид Гизы соответствует положению трех основных звезд в поясе Ориона, которые находятся над линией горизонта только тогда, когда они пересекают меридиан Гизы. Компьютерный анализ, проведенный Бьювелом, показал, что размещение монументов Гизы соответствует карте неба, как она выглядела около 10450 года до н. э. Это позволило ученым сделать вывод о том, что именно тогда и были возведены пирамиды. Знаменитый прорицатель Эдгар Кэйси утверждал, что Сфинкс был сооружён приблизительно в то же время, что и пирамида Хеопса. «Сфинкс обращен лицом точно на ту точку в небе, говорил он, где около 10450 года до нашей эры сияли на строго определенном месте над линией горизонта три звезды из пояса Ориона. Сфинкс – ярко выраженный «дополнительный маркер», указывающий на данную точку». Эдгар Кейси писал: «Важнейшая для современного человечества информация должна быть найдена в основании левой передней лапы Сфинкса, но не в подземных тоннелях под ним. Информация заложена в краеугольном камне основания этой лапы. Тоннели под Сфинксом, пока не известные вам, тоже несут в своих конфигурациях информационную нагрузку. Однако капсула с посланием потомкам находится под левой передней лапой…».

Тоннели под Сфинксом действительно были найдены. Используя сейсмическое оборудование, исследователи обнаружили под передними лапами Сфинкса камеру, из которой выходил тоннель, в одном из колодцев на глубине 32 метров был найден вход в тоннель. Там стоял саркофаг из черного гранита. Однако о «капсуле с посланием потомкам» так ничего пока и неизвестно. Множество неразгаданных тайн и загадок оставили человечеству жрецы-атланты, зашифровав их в древнейших сооружениях – пирамидах.

Человечество повторяет путь адепта, ищущего посвящения в тайны египетских мистерий. При этом путь для адепта и человечества один и тот же, он зашифрован в архитектуре Великой пирамиды. Различие лишь в одном, путь, который адепт проходит в пространстве Пирамиды, человечество проходит во Времени.

Так, немного мыслей вслух, – потому что у общественности сформировался некий стереотип того, что обычно делает современный языческий жрец или “волхв” или тот же рядовой язычник – он воздевает руки кверху и, как правило, громко взывает к богам при этом.

Печально, что разного рода наши современники – жрецы и волхвы (неосознанно?) стремятся к тому, чтобы строить свои ритуалы в соответствии с данным стереотипом, я сейчас посмотрел достаточное кол-во актуальных видеозаписей родноверия, чтобы это утверждать – да, они практически все время, пока длится обряд, так или иначе взывают к Миру Горнему, вздымая вверх то посох, то чашу-братину, то просто (но неизменно с пафосом) обе руки.

Поймите меня правильно, мы и сами писали об этом – молитвенном жесте “адорации” (https://vk.com/wall-119055965_2865), но плохо, когда данный способ взаимодействия со сверхъестественным (взмывать руки кверху с молитвой-просьбой) становится абсолютным шаблоном.
Имхо, это потому, что современный человек смотрит на религию слишком по современному слишком “по взрослому”: мы еще можем попросить “Высшие Силы” о чем-либо для себя, но почувствовать себя самого – проводником этой Высшей Силы – мы уже не в состоянии. Ибо не верим. Мы просим и просим, все ждем чего-то, но, может быть, мы уже давно получили ЭТО и просто не замечаем?

Чтобы исправить данный (и не очень полезный, что да, то да) перекос в мозгах, нам стоит стараться больше давать, нежели чем просить. Если мы верим в то, что есть смысл обратиться к Высшим Силам с какой-либо просьбой, – мы вполне можем поверить и в то, что Силы могут использовать нас в качестве орудия для ответа.
У бога нет других рук, кроме твоих.

Применительно конкеретно к практике языческого жречества, это, конечно же, ритуальное БИТЬЕ.
Из развернутой цитаты внизу понятно, что “битье” может производиться на самых разных уровнях (обратите внимание про коан и апорию ближе к концу текста как разновидности вербального удара):

“Битье – ритуальное магическое действие, имеющее преимущественно продуцирующую функцию. Провоцирует рождаемость (появление детей, приплод скота), плодородие (вызывание дождя, обеспечение урожая), рост, здоровье и благополучие. Орудия битья – палка, розги или ветки вербы, березы, орешника, кизила, крапива, метла, бадняк, пояс, хлебная лопата, мотовило, ожерелье и т.д. Ритуал совершался на пороге, в воротах, на брачной постели, на лугу, около храма и в других местах.

Во время свадебного ритуала горшки и другую посуду били о двери дома, где готовились к свадьбе. У лужицких сербов при входе молодой в дом жениха было принято бросать в дверь глиняный горшок и лишь затем новобрачных вводили в дом. Дверь дома как и дом в целом в народных верованиях осмыслялся в анатомическом коде, уподобляясь рту или женскому детородному органу. В мифах многих народов дом осмыслялся и космически: дом=космос. В “Ригведе” творение мира связывается с представлением об открывании дверей: “И откройте нам небесные услады, откройте потоки, словно двери – о знатоки времен” (VIII.5.21), при этом собственно творение мира в “Ригведе” связано с ударом ваджры Индры в изначальный холм. Индра пронзил “гору”, заключавшую в себе зачатки всей жизни. Индра – бог грома и молнии; корень этого слова обозначал силу и плодородие (ср. слав. jedrъ, “ядрёный”,”обладающий силой особого свойства”, родственно Indra. – В.Н.Топоров)

В представлениях славян Бог соперничает со всей нечистой силой в делах мирских и борется с ней различными способами, в том числе и ударом молнии (грома). Битье могло сопровождать благопожелание и в этом случае было равнозначно обсыпанию зерном, напр., в брачном или в похоронном ритуале. В первый день Пасхи икону Богородицы ставили в лен и сыпали ей “в глаза” горсть овса (прямая связь культа Богородицы с мотивом рождения, плодоношения и изобилия). В земледельческих обрядах битье могло сопровождаться ритуальной бранью, при том, что брань могла восприниматься и как оскорбление-удар (“матерщина оскорбляет мать-сыру землю, Богородицу и родную мать человека”) и как связанное с язычеством ритуальное благопожелание.

Буддийский учитель мог нанести ученику неожиданный удар палкой. Это было, конечно, наказание – за неправильный ответ или поступок – однако здесь важен элемент неожиданности, что принципиально отличает этот удар от ударов, практикуемых в европейских учебных заведениях. В дзэн-буддийской традиции существует коан – одна из двух важнейших практик, помогающая достичь “пробуждения” (сатори). Это также удар, но удар на вербальном уровне.

В европейской традиции один из аналогов коана – греческая апория (απορία – “безвыходность, затруднительное положение; непроходимое место; сомнение, недоумение”). Апория в древнегреческой философии означала кажущееся непреодолимым логическое противоречие. Наиболее известны апории, восходящие к Зенону; в апории “Ахилл” в противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти некоторый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т.д.

И коан, и апория напоминают загадки, и одновременно свидетельствуют о ритуальных корнях этого фольклорного жанра.

Все, что имеет отношение к фигурам речи, тропам (греч. τρόπος – букв. “поворот; оборот речи”) может быть названо вербальным “ударом”. Слово парадокс в греческом языке – “неожиданное, необычайное, странное”.

На Троицу кое-где соблюдался обычай хлестания могил ветками березы, что называлось парыцъ старых, будить покойника. На Рождество, Пасху и некоторые другие праздники производилось ритуальное бужение людей. В Моравской Валахии в пасхальный понедельник утром парни будили девушек ударами березовых или вербовых веток; в Игнатов день матери будили детей легкими ударами фруктовых веток. На Новый год девушки секут украденную борону, чтобы к ним приехали сваты (борона имела брачную, фаллическую и эротическую символику – наличие у нее зубьев в сочетании с ячейками)…

статья “РОЗГА” на “экс-дежавю” (впрочем, основа данного текста – СД.ЭС “битье”)

Древний Египет

Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт - ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма - религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур - «высокий, возвышенный».

Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа - «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе - Ур-т Ра.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер - «служители храма». Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.

Жрец Уаб - что переводится как «чистоплотный» отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер - «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного "Мекх Нетер".

В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх - «обращаться к Богу», а размышления о духовном называли Уаа - «советоваться с сердцем».

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет - «носители жезлов» и Ахаи-т - «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах.Отдельным классом мирских служителей храма были Сау - «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа - «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа - Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец «не пытался узнать того, что ещё не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.

В древнем Египте была особенно популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но "астрология" того времени была не "прорицательская", а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н.э.

Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут - «распорядители часов». А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут - «толкователи часов». Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила. В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы - Ур-т Хекау) - «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам - «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась - Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

В Древнем Египте, колдовство было запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, - и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны.

Колдовство наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность «нейтрализовать» действия чёрных магов брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Ни один Сену - жрец-врач - не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление - это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.