» » Австралийский духовой музыкальный инструмент диджериду. Диджериду (Didgeridoo) - древний ритуальный духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов

Австралийский духовой музыкальный инструмент диджериду. Диджериду (Didgeridoo) - древний ритуальный духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов

Диджериду (англ. didjeridoo или англ. didgeridoo, оригинальное название «yidaki») — музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.

Устройство и звукоизвлечение

Изготавливается из стволов эвкалиптовых деревьев, которые изнутри выедаются термитами. Похожие на идаки инструменты так же делают из бамбука, тростника и пластика (современный вариант). Но тембр звучания у таких инструментов отличается от "голоса" австралийских "собратьев". Для игры на диджериду, используется прием так называемого "кругового дыхания", за счет которого можно производить вдох, не прерывая звучания. В формировании звука активно участвуют губы, язык, гортань, челюсть, диафрагма и голос исполнителя. Этим объясняется индивидуальность звучания диджериду в каждом отдельном случае.
Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и, отчасти орган.
Несмотря на то, что это однотональный инструмент, добавляя к основному тону голос, за счет интерференции звука можно получать различные варианты мелодического звучания: от рокота, до имитации голосов зверей и птиц. Активно используя язык, губы, пространство ротовой полости и варьируя силу выдоха, можно значительно изменять тембральную окраску звука. Музыкальные жанры исполняемой на идаки музыки можно грубо разделить на две разновидности: медитативно-трансовый жанр и ритмический action. Первый говорит сам за себя. Второй интересен тем, что он, по сути, является практикой ритмического дыхания, т.к. форсированный вдох должен быть органично встроен в "тело" непрерывного ритмического рисунка. Т.е. в итоге получается некая разновидность дыхательной техники наподобие некоторых известных дыхательных методик.
Таким образом, совокупную идеологию диджериду можно выразить следующей комбинацией слов: "дыхание+звук+ритм".

История

Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур. Игра на нём сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс.
С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai).

Использование

Этот инструмент, обладая очень специфичным и низким по тону звучанием, традиционно используется аборигенами Австралии для проведения ритуала Корабори (corroboree).
Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент-музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 1980-х годах. В 1992 году Aphex Twin использовал звучание диджериду в танцевальной композиции «Didgeridoo», которая стала хитом британских танцполов.


Австралийская народная музыка - это музыка австралийских аборигенов и аборигенов островов Торресова пролива, это понятие объединяет множество разнообразных стилей традиционной музыки коренных австралийцев, а также целый ряд современных музыкальных стилей в интерпретации и исполнении коренных австралийских музыкантов. Музыка является неотъемлемой частью социальных, культурных и церемониальных обрядов этих народов на протяжении всей их почти тысячелетней истории. В разных регионах Австралии различаются манера исполнения и музыкальные инструменты, однако есть общие элементы музыкальной традиции. Эти элементы присущи традиционной музыке как австралийских аборигенов, так и аборигенов островов Торресова пролива, почему музыку последних и включают в общее понятие. В дополнение к этим местным традициям и музыкальному наследию, начиная с европейской колонизации Австралии 18го века, коренные австралийские музыканты начали перенимать и интерпретировать многие западные музыкальные стили, часто в сочетании с традиционными инструментами и манерой исполнения. Кроме того, некоренные (в том числе и западные) исполнители начали использовать элементы австралийской этнической музыки в сочетании с другими стилями.
К традиционным музыкальным инструментам относятся: диджериду, хлопушки.
Диджериду - музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Археологические исследования наскальной живописи в Северной территории позволяют предположить, что жители региона Какаду играли на инструменте 15000 лет назад. Он представляет собой длинную трубку без отверстий для пальцев. Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами, однако в настоящее время используют также ПВХ. Мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Традиционно на диджериду играют только мужчины, и, как правило, игра на диджериду сопровождает церемониальное пение (например, ритуалы corroboree) и способствует вхождению в транс. Гораздо реже диджериду используется как сольный инструмент. Диджериду теснейшим образом вплетён в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и отчасти орган. Хотя инструмент не получил широкого распространения по всей стране и обычно использовался в северных регионах, сегодня диджериду считается национальным музыкальным инструментом коренных австралийцев и известен по всему миру. Известные музыканты, играющие на диджериду: Djalu Gurruwiwi, Mark Atkins, William Barton, David Hudson, Joe Geia, Charlie McMahon.
Хлопушки (Clapstick) , или трещотки, - традиционный музыкальный ударный инструмент аборигенов Австралии. Хлопушки во многом схожи с клаве, являясь своего рода видом барабанных палочек. Однако, в отличие от барабанных палочек, которые обычно используются для ударов в барабан, хлопушки предназначены для ударов одной палочки о другую. Хлопушки представляют собой две деревянные палочки одной длины и традиционно сопровождают игру на диджериду для поддержания ритма. На языке австралийских аборигенов полуострова Арнем-Ленд хлопушки называются bimli. Существует также множество названий инструмента на других языках австралийских аборигенов, которые, как правило, при дословном переводе означают «палочки» или «музыкальные палочки».
Современная музыка коренных австралийцев продолжает ранние традиции в слиянии с современными стилями музыки, такими как рок-музыка и кантри. Продолжают использоваться и традиционные музыкальные элементы в контексте новых стилей. Например, музыкант Geoffrey Gurrumul Yunupingu получил мирового признания как исполнитель песен на английском языке и языке народа йолну. Музыка кантри стала особенно популярна среди австралийских аборигенов. Первыми из коренных австралийцев играть кантри начали Dougie Young и Jimmy Little, а одним из самых успешных кантри-исполнителей стал Troy Cassar-Daley. Музыканты Kev Carmody и Archie Roach объединяли элементы кантри и этнической музыки для выражения актуальных проблем коренных австралийцев. В рок-музыке музыканты также смешивают элементы двух стилей музыки, в частности, совмещают типичные для рок-музыки (гитара, бас-гитара, барабанная установка) и традиционные музыкальные инструменты (диджериду и хлопушки). Яркими представителями являются группы Yothu Yindi, Us Mob и No Fixed Address. Одной из наиболее успешных рок-групп стала the Warumpi Band. Также велико количество коренных австралийцев, исполняющих хип-хоп музыку. Наиболее известна группа NoKTuRNL. Среди современных музыкантов островов Торресова пролива выделяются Seaman Dan и Christine Anu (поп-музыка).
Австралийская народная музыка делится на традиционные формы: банггул ; вэнгга ; кун-боррк . Эти формы мы рассмотрим ниже.

Существует такой музыкальный инструмент как Диджериду, считается что он один из древнейших и родом из Австралии, где использовался аборигенами для ритуальных целей. Нужен ли он современному человеку вопрос спорный. Сами племена использовали его для вхождение в состояние транса, где они общались с духами и созерцали разные видения посланные им. Инструмент имеет только одну ноту (так называемый «дрон», или гудение), то есть сыграть на нем «владимирский централ» или «журавли над лагерем» не получится, разнообразие звуков можно получить артикуляцией, передувами и другими спец техниками игры на духовых. Инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган. Одним из любопытных моментов при игре на данном инструменте является так называемое «непрерывное дыхание», которое помимо шаманского трансового состояния дает хороший упражняющий эффект для легких. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. Мой вариант расписан в виде такой психоделической ящирицы.
Так выглядит инструмент в чехле и без.

Та часть, в которую направляется дыхание.

Обратная сторона.
Как видится инструмент «из глаз»:

Подробнее рисунок:

Размер длина 119 см, диаметр 6 см, материал бамбук, моя нота C#. Качество хорошее, покрыт лаком, считается что звук у бамбука интереснее и глубже чем у дерева.


Отличный инструмент для занятий и развлечений, можно использоваться для декора. Звук можно записать, но в связи с неизвестностью вашей аккустики, скорее всего на реальный звук будет не похоже. А в связи с «изменением состояния сознания» при игре, не похоже тем более.
Брать однозначно тем, кто интересуется этникой или эмбиентным звучанием, так же будет полезен тем кто практикует трансовые состояния, медитацию, йогическую пранаяму или холотропное дыхание.

Планирую купить +13 Добавить в избранное Обзор понравился +26 +53

Диджериду (англ. didjeridoo или англ. didgeridoo, оригинальное название «yidaki») - музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.
Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.
При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Игра на диджериду сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс. Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и, отчасти орган.
С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai). Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент-музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 80-х.

Существует большое количество названий для инструмента среди аборигенов северной Австралии, ни одно из которых не напоминает слово `диджериду`. Некоторые энтузиасты и учёные решили оставить местные названия для традиционных инструментов, и эта практика была одобрена общественными организациями аборигенов. Однако в повседневных разговорах двуязычные аборигены часто используют слово `диджериду`, заменяя этим словом название инструмента в их традициях.
Слово `Диджериду` считается ономатопеическим словом западного изобретения. Ранние появления слова включают появление в 1919 году в газете Smith`s Weekly, где упоминается, как `адский диджерри`, который `продуцирует лишь один звук - (голосовое) диджерри, диджерри, диджерри, и так до бесконечности`. Также слово появилось в 1919 году в Austalian National Dictionary, газете The Bulletin в 1924 году и в работах Герберта Бейсдоу в 1926 году.
Альтернативное объяснение происхождения слова, что `диджериду` - это искажение фразы на ирландском языке (Gaeilge) dúdaire dubh or dúidire dúth, противоречиво. Dúdaire/dúidire - существительное, которое может означать, в зависимости от контекста, `трубач`, `хуммер`, `крунер, `длинношеий человек`, `подслушивающий` или `цепной курильщик`, в то время как dubh означает `чёрный` и dúth означает `местный` или `коренной`.
Yiḏaki (иногда произносимый, как yirdaki) одно из самых используемых названий, хотя - строго говоря - слово используется для специфического типа инструмента, сделанного и используемого людьми Йолнгу (англ. Yolngu people), проживающими в Арнем-Ленд. Однако после того, как в начале 2011 году умер человек из клана Мэнгалили, чьё имя звучало похоже на yiḏaki, люди Йолнгу стали использовать синоним mandapul для обозначения инструмента, из уважения к умершему.
Существует большое количество других имён для диджериду.

Существует такой музыкальный инструмент как Диджериду, считается что он один из древнейших и родом из Австралии, где использовался аборигенами для ритуальных целей. Нужен ли он современному человеку вопрос спорный. Сами племена использовали его для вхождение в состояние транса, где они общались с духами и созерцали разные видения посланные им. Инструмент имеет только одну ноту (так называемый «дрон», или гудение), то есть сыграть на нем «владимирский централ» или «журавли над лагерем» не получится, разнообразие звуков можно получить артикуляцией, передувами и другими спец техниками игры на духовых. Инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган. Одним из любопытных моментов при игре на данном инструменте является так называемое «непрерывное дыхание», которое помимо шаманского трансового состояния дает хороший упражняющий эффект для легких. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. Мой вариант расписан в виде такой психоделической ящирицы.
Так выглядит инструмент в чехле и без.

Та часть, в которую направляется дыхание.

Обратная сторона.
Как видится инструмент «из глаз»:

Подробнее рисунок:

Размер длина 119 см, диаметр 6 см, материал бамбук, моя нота C#. Качество хорошее, покрыт лаком, считается что звук у бамбука интереснее и глубже чем у дерева.


Отличный инструмент для занятий и развлечений, можно использоваться для декора. Звук можно записать, но в связи с неизвестностью вашей аккустики, скорее всего на реальный звук будет не похоже. А в связи с «изменением состояния сознания» при игре, не похоже тем более.
Брать однозначно тем, кто интересуется этникой или эмбиентным звучанием, так же будет полезен тем кто практикует трансовые состояния, медитацию, йогическую пранаяму или холотропное дыхание.

Планирую купить +13 Добавить в избранное Обзор понравился +26 +53