» » Безопасность как коренная потребность. Безопасность как одна из основных потребностей человека Безопасность как коренная потребность

Безопасность как коренная потребность. Безопасность как одна из основных потребностей человека Безопасность как коренная потребность

В 1.2 . Какое место в Вашей жизни занимает проблема безопасности?

О .______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потребности человека в настоящее время хорошо изучены и классифицированы. Ученым-исследователем А.Маслоу (США) была составлена структура потребностей человека в виде «треугольника потребностей» (рис.1.1), показывающего убывание потребностей по категориям .

потребностейпотребностей

ДУХОВНЫЕ ? потребность в образовании,...

... в реализации своих возмож-

? ностей и способностей, их

активном использовании, ......

... в уважении со стороны

СОЦИАЛЬНЫЕ ? других, в признании равным,

а иногда - первым ……….

... общаться с другими,

? дружить, разделять

их и свои интересы ….

... жизни, здоровья,

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ? собственности, …....

(ЖИЗНЕННО- в еде, одежде,

НЕОБХОДИМЫЕ) ? жилье, воде, особи

другого пола,

Рисунок 1.1- Иерархия потребностей человека и их классификация

В1.3. + О. Заполните "треугольник потребностей" (рис.1.1), используя: “потребность в самовыражении”, “потребность в самоутверждении”, “потребность быть принятым”, “потребность в безопасности”, “физиологические потребности”.

Потребности человека нельзя рассматривать как простую сумму потребностей, значимость которых уменьшается по мере движения к вершине «треугольника потребностей» - ущемленность духовных потребностей может сказаться на самочувствии человека из-за дискомфортности ощущений.

Итак, жизненно-необходимые потребности - это объективно присущие и генетически обусловленные желания, для удовлетворения которых необходимо пребывание человека в определенных состояниях и необходимо осуществление конкретных действий, что связано с:

Ø использованием необходимого количества вещества и предметов;

Ø обеспечением себя энергией (в том числе за счет этих веществ и предметов), необходимой для жизнедеятельности и развития;

Ø своевременной защитой от опасностей.

БЖД - составная часть потребности в безопасности, необходимая для деятельности и развития человека. Составляющие БЖД:

Ø БЖД в условиях производственной деятельности человека;

Ø БЖД в повседневных условиях быта;

Ø БЖД в ЧС и экстремальных условиях.

1.1.8 Система “Человек-машина-среда”

Совершенно очевидно, что БЖД человека определяется его взаимодействием с окружающей средой. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию, созданной под эгидой ООН, окружающая (человека) среда - это то, где мы все живем .

Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Деятельностью занимаются все – дети, взрослые, старики. Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.

Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из трех элементов: «человек - машина – среда», имеющих прямые и обратные связи. Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира. Система «человек – машина – среда» («Ч-М-С») является двухцелевой. Одна цель состоит в достижении определенного положительного эффекта, вторая – в исключении нежелательных последствий.

Опыт свидетельствуют, что любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер. В то же время уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска. Эта концепция основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности.

Безопасность – это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.

Безопасность – это цель, БЖД – принципы, методы и средства, средства достижения безопасности. Таким образом, БЖД – научная дисциплина изучающая опасности и защиту от них.

Рассматривая человека в неразрывной связи и в непрерывном обменном взаимодействии с окружающей средой, выделим объектом изучения БЖД систему «Ч-М-С», а предметом изучения - опасности и их воздействие на человека в процессе функционирования и развития системы «Ч-М-С».

С позиций БЖД главным в системе «Ч-М-С» является безопасность человека. Выполним декомпозицию системы «Ч-М-С», используя функционально-структурный подход и представляя "человека" тремя составляющими частями: Ч1 - человек, выполняющий определенные целенаправленные действия (управление технологическим оборудованием, уборка квартиры, приготовление завтрака и др.), Ч2 - человек, рассматриваемый с точки зрения непосредственного влияния на среду (тепло- и влаговыделение, потребление кислорода и др.), Ч3 - человек с точки зрения своего психо-физиологического состояния под влиянием внешних воздействий (усталость, неприятные ощущения при жаркой погоде и др.). На рис.1.2 приведена обобщенная структурная схема системы «Ч-М-С» . При анализе конкретной системы «Ч-М-С» необходимо «наполнять» реальным содержанием элементы этой системы и связи между ними.

Система «Ч-М-С» применяется для анализа условий жизнедеятельности человека и для разработки защитных мер, обеспечивающих безопасность человека. Возможны следующие условия жизнедеятельности:

Ø комфортные - условия, когда все элементы системы «Ч-М-С» обеспечивают объективное состояние и субъективное чувство удовлетворения человека при безопасной жизнедеятельности;

Ø некомфортные - условия, когда состояние хотя бы одного из элементов системы «Ч-М-С» существенно отклоняется от нормы;

Ø невыносимые - условия, созданные элементами системы «Ч-М-С», в которых человек не может существовать.

Между комфортными и некомфортными условиями жизнедеятельности существует психологическая граница и человек может приспособиться к некомфортным условиям. Между некомфортными и невыносимыми условиями жизнедеятельности существует физиологическая граница, определяемая физиологическими ограничениями для человека, поэтому в невыносимых условиях человек без отрицательных последствий для себя не может существовать вообще или же может, но весьма ограниченное время.

Внешняя среда

‘’Человек‘’


целенаправленные воздействия: 11 –“человека” на “машину”; 12 –”человека” на “предмет труда”; 13 –“машины” на “предмет труда”; 14 – “машины” на ”среду”.

Рисунок 1.2- Система «Ч-М-С»:

В1.4. Приведите пример конкретной системы "Ч-М-С”.

О. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При исследовании системы «Ч-М-С» важно правильно определить границы этой системы. Если система «Ч-М-С» слишком ограничена , то можно "потерять" существенные источники отрицательных воздействий на человека, а если слишком обширна – анализ значительно усложняется.

Систему "Ч-М-С" можно рассматривать с позиций выполнения системой своих функций, например, производительности, безотказности и других (подробнее о системе «Ч-М-С» см. ).

Теория безопасности – система представлений и идей, предназначенная для изучения полного спектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой и выявления исчерпывающей системы мер безопасности. Объекты исследования - человек и окружающая его среда (природная, социальная, техногенная). Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.

Безопасность – состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Безопасность - коренная потребность человека. Источниками активности человека являются его потребности (материальные, социальные и духовные).

Опасность - явление, способное нанести вред жизненно важным интересам человека.

Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.

Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации и, предвидя опасности, старается избежать их, но и преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин. Преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности. Уровень безопасности характеризуется продолжительностью жизни, так как исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды, и значительная часть людей до биологического предела не доживает. Говоря о продолжительности жизни, нужно иметь в виду три показателя:

1) биологическую продолжительность жизни, определённую природой человеку как виду;

2) индивидуальную продолжительность жизни, относящуюся к конкретной личности (с её особенностями);

3) среднюю продолжительность жизни в данном сообществе.

Конечной целью жизнедеятельности является безопасность, но и жизнедеятельность, в свою очередь, является источником опасностей. Причины опасностей:

1) собственные действия при защите (убегая от преступника и не рассчитав свои силы, человек может получить травму, даже инфаркт)

2) нерациональное повседневное поведение (вредные привычки и т.д.)

Субъект безопасности - индивид, семья, группа, профессиональный коллектив, население региона, народ, нация, человечество, биосфера (с человечеством как своим компонентом в космической среде).

Культура безопасности - уровень развития ч-ка, коллектива и общ-ва, способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.



Этапы решения конкретных задач безопасности:

1) идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности;

2) разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей;

3) разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

Культура безопасности включает в себя:

1) «безопасное» (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

2) защита населения государством (Минобороны, МЧС, МВД, Минздрав и т.п.);

3) современный комплекс проблем безопасности (мировоззренческие модули разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях);

4) защита учреждений и предприятий в ЧС;

5) обеспечение безопасности профессиональной жизнедеятельности для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

Зоны чрезвычайной экологической ситуации (ЗЧЭС) – участки территории, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генетических фондов растений и животных.

Зоны экологического бедствия (ЗЭБ) – участки территории, на которых произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшее за собой ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Наиболее экологически опасны техногенные аварии и катастрофы, которые сопровождаются выбросом вредных химических и радиоактивных материалов в окружающую среду (Чернобыль, Челябинск-65).

Экологическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего на данной территории населения и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы. Система экологической безопасности - совокупность законодательных, технических, управленческих, медицинских и биологических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития. ЭБ достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, управление и пр.), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий на человека и природу при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.



Принципы безопасности:

1) принцип системности (любое явление, действие, всякий объект рассматривается как элемент системы)

2) принцип деструкции (система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов)

3) принцип снижения опасности (использование решений, которые направлены на повышение безопасности, но не обеспечивают достижения желаемого или требуемого по нормам уровня)

4) принцип ликвидации опасности (устранение опасных и вредных факторов, что достигается изменением технологии, заменой опасных веществ безопасными, применением более безопасного оборудования, совершенствованием научной организации труда и другими средствам).

Методы обеспечения безопасности:

Предотвращение нападения (разрыв дистанции, уклоны, маскировка, заключение пакта о ненападении);

Повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);

Создание системы защиты;

Создание системы ликвидации последствий деструктивных воздействий;

Уничтожение (изоляция) источников угроз.

Физиологическая потребность в пище,

питье, кислороде и т.д.

Рис. 1.1. Базовые потребности человека (по Ж. Годфруа, 1992)

Следует заметить, что после удовлетворения физиологических потребностей удовлетворение потребностей более высокого уровня возможно только после обе­спечения безопасности. Более того, многие высшие потребности человека отчасти и вызваны стремлением к повышению уровня своей безопасности. В сообществе человек чувствует себя безопаснее.

Потребность в уважении и признании служит основанием для того, чтобы ин­тересы сообщества стали личными интересами, что в конечном итоге тоже служит повышению безопасности большинства членов сообщества. Механизмом преобра­зования интересов сообщества в личные интересы (через потребность в уважении) служит мнение окружающих, традиции и обычаи, мораль и законы.

Следующей потребностью является развитие, а оно дает в руки человека всё более эффективные средства и методы обеспечения безопасности. Наконец, эсте­тические потребности, духовное развитие личности позволяют формировать в со­знании высшие общественные ценности, в том числе ценность человеческой жизни. Таким образом, все потребности более высокого уровня вырастают и невозможны без удовлетворения потребности в безопасности. Одновременно они и служат ей. Все сферы разумной жизнедеятельности человека в конечном итоге имеют целью обеспечение развития и повышение уровня безопасности человека.

Ни одна социальная, техническая или природная система не может выжить и развиваться без наличия в них элементов и систем безопасности.

Система безопасности включает в себя элементы организации защиты человека, средства защиты, культуру безопасного поведения, знания закономерностей среды и опасных факторов, умение человека предвидеть, выявлять и правильно оценивать эти факторы и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих элементов можно говорить о создании (проектировании) действенной системы комплексной безопасности.

Можно выделить обеспечение индивидуальной безопасности личности, ко­торое включает профилактику попадания данной личности в опасные ситуации, формирование средств индивидуальной защиты и навыков безопасного поведения. И более масштабное - обеспечение коллективной безопасности, предполагаю­щее создание защищенного пространства, средств и условий для спокойной и мак­симально комфортной жизнедеятельности множества людей. Как индивидуальная, так и коллективная безопасность могут быть обеспечены только при безопасности национальной (государства), т.е. его территориальной целостности, независимо­сти, соблюдении конституционных прав и свобод личности.

Обеспечение безопасности в системе образования зависит не только от оснащен­ности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от профессионализма персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образователь­ных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с ад­министрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников об­разовательного учреждения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность - одна из общих для всех людей потребностей. Она представляет собой состояние, обусловленное неудовлетворенностью личности окружающими условиями, необходимыми для ее безопасной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Исследования показывают, что данная потребность является изначальной и свойственна как человеку, так и всем живым организмам. Но в отличие от них, у человека она не ограничивается только инстинктом самосохранения, а связана с желанием обеспечить безопасность своих близких, сограждан, общества и цивилизации в целом.

Безопасность человека лежит в основе построения отношений в обществе, государстве и в иерархии других направлений безопасности, таких как военная, экономическая, общественная, информационная, национальная; является ключевой, главенствующей, так как все эти «безопасности», в конечном счете, должны обеспечивать безопасность конкретного человека.

Исходя из вышеуказанного и изучая практику изнутри, как и опыт многих катастроф, стихийных бедствий в России и других странах, приходишь к выводу: главенствующая безопасность - безопасность человека, может поддерживаться на достаточном уровне только через соответствующую, правильно выстроенную социальную организацию, где приоритеты безопасности поддерживаются всеми направлениями цивилизованного социума.

При этом обеспечение безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Важным является также и то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, передаваемых из поколения в поколение.

Когда мы говорим о безопасности человека, то имеем в виду не только угрозы, которые напрямую ведут к его гибели, но и которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации «скелета» или системы обеспечения безопасности человека. Такие системы выстраивались столетиями, усложняясь вместе с социальной организацией человека, в которой последние века основную роль начинает играть государство со всеми своими многочисленными инструментами и исполнителями, роль которых в человеческом обществе имеет огромное значение.

Государство активно включилось в строительство системы безопасности человека, на первых порах это была его основная задача. Считается, что сплочение людей перед лицом различных угроз и опасностей и стало главной предпосылкой появления государств. Усложнялась система обеспечения безопасности по мере создания государством своих институтов и техносферы. Так были построены армия, военная промышленность, фортификация территорий и т.д. А затем началась борьба с болезнями и голодом, нищетой и несправедливостью. Формировалась и структура промышленной безопасности. В этой работе создавались стимулы для развития экономики государств, и на определенном этапе развития (особенно это проявилось в XVIII-ХХ веках) политэкономические идеи взяли верх над идеей обеспечения безопасности человека.

Значение безопасности в современном мире. Наша Земля - организм, живущий по своим законам. Люди должны знать их и учитывать, чтобы по возможности избежать многих опасностей. А опасности для человека, связанные, с неожиданными проявлениями сил природы, авариями и катастрофами, событиями, происходящими в обществе – это наша действительность. И если человек не готов, не знает, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы, техногенных бедствий, проявлений криминального характера, может возникнуть чрезвычайная ситуация, реально угрожающая жизни людей.

Российские спасатели возложили на себя ответственность за обеспечение безопасности граждан, попавших в экстремальные условия, однако в чрезвычайных ситуациях нужны знания и умение каждого человека чётко и осмысленно действовать. Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне» определили основные принципы обучения населения правилам поведения и способам защиты от ЧС, приёмам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты. Сегодня владение этими знаниями не право, а обязанность каждого гражданина России . Правительство РФ утвердило Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны. Таким образом, подготовка приобрела государственный масштаб и поэтому обучение населения должно проводиться на всех предприятиях, во всех учреждениях и организациях.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы профессионального образования за подготовку будущих специалистов всех без исключения отраслей, по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, выработку у них привычек безопасного и здорового образа жизни. Такая подготовка в образовательных учреждениях организуется по целому комплексу направлений. Среди них следует выделить подготовку в системе непрерывного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» в системе профессионального образования. Важную роль играют и внеурочные мероприятия, связанные с вопросами безопасности жизнедеятельности.

Оценивая значение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современных условиях и повседневной жизни, можно утверждать, что она должна иметь в большей мере практическую направленность по созданию целостной системы безопасности. Изучение этого предмета не должно ограничиваться био -, гео -, физико-химическими процессами и явлениями, рассматриваемыми в ходе изучения других учебных предметов, а так же теоретическим изучением алгоритма действий при возникновении ЧС. Значение этой дисциплины именно в практических знаниях и навыках обеспечения личной безопасности и оказания помощи пострадавшим.

Важным звеном обучения учащихся умению защищать свою жизнь и здоровье, оказывать помощь себе и пострадавшим является проведение практических тренировок и учений. Главное условие в этой работе не формальная, а тактически грамотная организация этих учений. Замысел и порядок их проведения должен быть максимально приближен к реальным условиям. При этом необходимо проводить разбор учений, с выявлением характерных недостатков, как в организации спасательных работ, так и в действиях самих спасающихся.

Практическая направленность обучения Безопасности жизнедеятельности способствует формированию у учащихся навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, в повседневной жизни, выработке умения защищать не только свою, а и жизнь, и здоровье окружающих людей.

Аксиомы опасности и безопасности жизнедеятельности.

Человек (как личность и как общество) является объектом опасности.

Обобщённость понятия человек приводит к «взаимовложенной» структуре объектов опасности: личность, группа, сообщество, коллектив, население (населённого пункта, региона), народ (страны), мировое сообщество (человечество).

Окружающая среда , взаимодействие с которойслужит для человека источником опасности, включает в себя природную, социальную и техногенную составляющие.

Наряду с понятием опасность используется понятие угроза . Принято считать:

Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.

Понятие безопасность в лингвистическом словаре определено как отсутствие опасности, точнее - «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо». Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно. В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться. Поэтому адекватна следующая формулировка:

Безопасность – это отсутствие различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Безопасность обеспечивается субъектом безопасности с помощью мер безопасности. Показателем (количественной мерой) безопасности служитуровень безопасности.

В следующих параграфах данной темы рассматриваются характеристики и взаимосвязи базовых понятий, закономерности их изменения во времени.

Краткий итог. Ознакомление с основами общей теории безопасности предназначено для понимания и целостного ви дения современного комплекса проблем безопасности.

2.2. Безопасность индивида и общества

Мотивация активности человека, как показали исследования психологов, имеет сложную структуру. В этой структуре влияние инстинктивной составляющей, присущей всем живым организмам, в целом незначительно. Преобладает разумная составляющая, опирающаяся на интересы личности и общества, как осознанную нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности.

Французский философ-просветитель К.А.Гельвеций (XVIII век) утверждал: «Всякий, в сущности, всегда повинуется интересу… Личный интерес есть единственная и всеобщая мера человеческих поступков». Интересы личности формируются под влиянием её социального положения, образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии конкретной группы общества. Из этого следует, что они не только разнообразны, но и переменчивы, зависят от условий существования личности. Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов, о чём упоминалось выше, справедливо лишь для современных условий. Например, в эпоху дикости не существовало современного понятия о вожделенном благосостоянии.



Однако, как установил основоположник теории мотивации А.Маслоу («Мотивация и личность» - 1954 г.), в основе разнообразных и переменчивых интересов людей лежит неизменная для всех и всегда матрица базовых потребностей человека, внутренних побудителей активности. Иногда упоминаются три основных типа потребностей: материальные, социальные и духовные. Но общепринятой считается классификация Маслоу, представленная на схеме (Рис. 2.1), где потребности размещены в иерархическом порядке.

В основание пирамиды Природой заложены потребности естественные (физиологические - в терминологии Маслоу), свойственные всем живым организмам: в питании, в сне, в продолжении рода и т.п. (на схеме - в основании пирамиды).

Далее идут потребности, свойственные только homo sapiens (человеку разумному – лат.), и первой из них является потребность в безопасности. Понятие безопасность применимо только к человеку, поскольку оно относится к будущему удовлетворению естественных потребностей, а представление о будущем посильно только разуму . «Ничто не важно для человека, если оно не направлено в будущее» (испанский философ XX века Ортега-и-Гассет). На схеме ломаная стрелка (слева вниз) – подчёркивает предназначение потребности в безопасности.

Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).

Уместно, правда, отметить важное замечание «мастера психологии» Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз. Как если бы на получившем пробоину и тонущем Титанике пассажиры были озабочены комфортом и пожарной безопасностью в каютах.

Уместно отметить замечание «мастера психологии» Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз. Как если бы на получившем пробоину и тонущем Титанике пассажиры были озабочены комфортом и пожарной безопасностью в каютах.

Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.

С объединением людей появляется новая категория – безопасность сообщества (см. схему рис. 2.1). Между личностью и сообществом, в котором для совокупности личностей безопаснее, возникает конфликт (жирная стрелка на схеме между безопасностью личности и безопасностью сообщества). В критических ситуациях члены сообщества для его выживания (т.е. для выживания большинства его членов) бывают вынуждены жертвовать своими интересами, включая жизненно важные. Этот конфликт имеет фундаментальный характер, он испокон веков находится в центре внимания религий, философии, искусства, морали и нравственности. Это конфликт добра , под которым подразумеваются интересы большинства членов сообщества, и зла , которым принято считать интересы личности, противоречащие интересам сообщества. Он является источником личных трагедий. Непонимание диалектики этого конфликта часто приводит к одностороннему истолкованию выдающихся исторических событий. Из них очевидны военные ситуации, когда выживание народов определяется способностью людей жертвовать своей жизнью ради победы над врагами. Однако спустя какое-то время эти жертвы начинают некоторым казаться непонятными, а то и выдуманными: что двигало Зоей Космодемьянской, Александром Матросовым или Олегом Кошевым? Вообще, мол – всё это расписанные журналистами пропагандистские легенды!

Возможность разрешения конфликта добра и зла в пользу сообщества (хотя первыми для личности всегда являются её интересы: «своя рубашка ближе к телу») оказалась предусмотренной Природой с помощью заложенной ею в человека потребности в уважении . С помощью этой потребности интересы сообщества преобразуются в первые личные интересы (на схеме стрелка между потребностью в уважении и жирной стрелкой конфликта).

Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации . Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении (на схеме рис. 2.1 вторая ломаная стрелка слева вниз), а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.

Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В дополнение к структуре взаимодействия базовых потребностей человека полезно отметить их связи с такими явлениями, как конкуренция и развитие. На схеме эти связи обозначены пунктирными стрелками. Конкуренция возникает на индивидуальном уровне – в соревновании личностей за уважение в сообществе, за место в его иерархии. На уровне сообществ конкуренция определяет жизнеспособность данного сообщества. Именно конкуренция стимулирует развитие сообщества в целях обеспечения и повышения уровня его безопасности. Развитие является инструментом обеспечения безопасности, оно вторично. А осуществляется развитие творчеством, самореализацией членов сообщества и условиями, которые создаёт сообщество для самореализации. Там, где больше свободы - для полезной самореализации – там выше уровень развития и безопасности сообщества.

Краткий итог. Базовые потребности человека, определяющие мотивацию его действий и заложенные Природой, исходят из коренной потребности в безопасности и служат наибольшему её удовлетворению. Безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.