» » Биография Анатолия Мариенгофа​. Анатолий Мариенгоф - Это вам, потомки! Анатолий мариенгоф биография

Биография Анатолия Мариенгофа​. Анатолий Мариенгоф - Это вам, потомки! Анатолий мариенгоф биография

Мне нравится стихами чванствовать…
А. Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в семье служащего. В молодости его родители были актерами, играли в провинции, и хотя потом оставили сцену, страсть к , увлеченность литературой царили в доме и передались сыну, который в детстве перечитал русскую классику и многое из западной. Сначала он посещал частный пансион, в 1908 году был переведен в престижный Нижегородский дворянский институт Император Александра II. Стихи начал писать лет с двенадцати. Больше других поэтов любил тогда Блока.
В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа с двумя детьми (у Анатолия была младшая сестра) переехал в Пензу. Анатолий продолжил учебу в 3-й частной гимназии С.А. Пономарева. Здесь в 1914 году он издает журнал «Мираж», «более чем наполовину заполняя его собственными стихами, рассказами, статейками…» .
Неординарным событием для молодого Мариенгоф явилось путешествие летом 1914-го по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он побывал в Финляндии, Швеции и Дании и получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание внезапно прервалось, – началась мировая война.
В 1916 году гимназия закончена. Анатолий Мариенгоф поступает на юридический факультет Московского университета и сразу же идет на военную службу. Но на передовую, куда он стремится, попасть не удается – он определен в 14-ю Инженерно-строительную дружину Западного фронта.
В дни Октябрьской революции Мариенгоф возвращается в Пензу и с головой уходит в литературу: создает поэтический кружок, включивший соученика по гимназии поэта И. Старцева и художника В. Усенко, в 1918 году печатает первую книжку стихов – «Витрина сердца».
Летом белые чехословаки входят в город, и случайная пуля убивает отца. Поэт уезжает в Москву. Поступает литературным секретарем в издательство ВЦИК. Вскоре происходит его встреча с , имевшая существенное значение в судьбах обоих. Потом знакомится с и . Так оформляется группа , заявившая о себе «Декларацией» , опубликованной в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж). Для имажинистов, в том числе Мариенгофа, настает период чрезвычайной активности. В 1919 году созданы: «Ассоциация вольнодумцев» (Мариенгоф вместе с Есениным написал текст устава и вошел в правление), книжный магазин «Московской трудовой артели художников слова», кафе «Стойло Пегаса», кооперативное издательство .
Стихи Мариенгофа печатаются во многих выпускаемых издательством сборниках, в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-1924). В 1919-1922 годы в издательстве выходит семь его небольших стихотворных сборников. Поэт приобретает известность. Критики спорят о его творчестве, оценки даются взаимоисключающие.
Тесная дружба связывает Мариенгофа с Есениным. Их биографии словно бы переплетаются. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919-го побывали в Петрограде, весной 1920-го в Харькове, летом на Кавказе. Публикуют в печати письма друг другу, чем вызывают негодование критиков.
Расхождение между друзьями, наступившее в конце 1923 года, послужило после смерти Есенина поводом для несправедливых упреков в адрес Мариенгофа, который якобы оказывал на Есенина отрицательное влияние. Однако близкие друзья обоих свидетельствуют об обратном.
В конце 1923 года Анатолий Мариенгоф женился на артистке Камерного театра А.Б. Никритиной. Трижды, в 1924, 1925 и 1927 годах, побывал за границей во Франции, Германии и Австрии, выступал там со своими стихами. Впечатления от первых двух поездок нашли отражение в сборнике «Стихи и поэмы» (1926). За ними последовали три книжки стихов для детей – «Такса Клякса» (1927), «Мяч-проказник» (1928) и «Бобка-физкультурник» (1930).
К середине 20-х годов издательство «Имажинисты» закрылось, и печататься Мариенгофу становится все труднее – для советских официальных издательств он представляет «некоторые неудобства».
В 1928 году Никритина перешла в Большой драматический театр, и семья перебирается в Ленинград. К этому времени в творчестве Мариенгофа происходят значительные изменения. Стихи отходят на второй план. «Со смертию Есенина и переездом в Ленинград, - пишет он в «Автобиографии», - закончилась первая половина моей литературной жизни, в достаточной мере бурная. С 30-х годов я почти целиком ухожу в драматургию. Моя биография это мои пьесы» . Мариенгоф написал более десяти больших пьес и множество скетчей.
В 1924-1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом Пролеткино, а вскоре, главным образом в соавторстве с друзьями, начал писать киносценарии. Всего их создано около десяти. Одним из ведущих жанров в творчестве Мариенгофа становится теперь проза. Большую известность получил «Роман без вранья» (1927). В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники», публикация которого принесла Мариенгофу массу неприятностей и за который он был подвергнут травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимо» .
В 1953 году Мариенгоф приступает к автобиографической книге «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги». Ее сокращенный вариант – «Роман с друзьями» - был опубликован только посмертно, в 1964 году.
Потребность в поэтическом слове Мариенгоф снова ощутил в начале Великой Отечественной войны. В июне 1941-го он приходит на Ленинградское радио и ежедневно пишет баллады (очерки в стихах), тут же звучащие в выпусках «Радиохроники». Вскоре, вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой были эвакуированы в Киров, где прожили около трех лет. Здесь в 1947 году выходят две его книги – «Пять баллад» и «Поэмы войны». Сборники эти оказались последними прижизненными публикациями поэта.
24 июня 1962 года, в свой день рождения, Анатолий Мариенгоф умер.

Даже грязными, как торговок
Подолы
Люди, люблю вас.
Что нам, мучительно-нездоровым
Теперь -
Чистота глаз
Савонаролы,
Изжога
Благочестия
И лести,
Давида псалмы,
Когда от Бога
Отрезаны мы,
Как купоны от серии.
1917

Пятнышко, как от раздавленной клюквы.
Тише. Не хлопайте дверью. Человек…
Простенькие четыре буквы:
- умер.
1918

Приду. Протяну ладони.
Скажу:
- Люби. Возьми. Твой. Единый…
У тебя глаза, как на иконе
У Магдалины,
А сердце холодное, книжное
И лживое, как шут…
Скорей, скорее: «нет, не люби!» - кинь,
Как булыжник.
Аминь.
1918

На каторгу пусть приведет нас дружба
Закованная в цепи песни
О день серебряный
Наполнив века жбан
За край переплесни.

Меня всосут водопроводов рты
Колодезы рязанских сел - тебя
Когда откроются ворота
Наших книг
Певуче петли ритмов проскрипят.

И будет два пути для поколений:
Как табуны пройдут покорно строфы
По золотым следам Мариенгофа
И там, где оседлав, как жеребенка месяц
Со свистом проскакал Есенин.
Март 1920

***

Эй! Берегитесь, - во все концы
С пожарища алые головни…
Кони! Кони! Колокольчики, бубенцы,
По ухабам, ухабам, ухабам дровни.

Кто там кучер? Не надо кучера!
Какая узда и какие вожжи!..
Только вольность волью сердцА навьючила,
Только рытвинами и бездорожьем.

Удаль? - Удаль. - Да еще забубенная,
Да еще соколиная, не воронья!
Бубенцы, колокольчики, бубенчите ж, червонные!
Эй вы, дьяволы!.. Кони! Кони!
1919

Анатолий Мариенгоф родился в Нижнем Новгороде 24 июня (6 июля) 1897 года в семье служащего. В молодости его родители были актерами, играли в провинции, и хотя потом оставили сцену, страсть к театру, увлеченность литературой царили в доме и передались сыну, который в детстве перечитал русскую классику и многое из западной.

Сначала он посещал частный пансион, в 1908 году был переведен в престижный Нижегородский дворянский институт Император Александра II. Отец не одобрял этот выбор, и через некоторое время А.Мариенгоф поступает в обычную гимназию. Отец оказал определяющее влияние на жизнь, мировоззрение и творчество сына. Чрезвычайная антирелигиозность Анатолия Мариенгофа, судя по всему, также была воспитана отцом. Будущий поэт с детства много читал и начал рано сочинять стихи. «Гимн Гетере» - одно из своих первых произведений - он написал в 12 лет.

В 1913 году , когда Анатолию Мариенгофу было 16 лет, его мать умерла. Отец перевез детей (у Анатолия была младшая сестра) в Пензу, устроился на работу в акционерное общество «Граммофон». Там Мариенгоф продолжил учебу в 3-й частной гимназии С. А. Пономарёва, где в 1914 году на деньги отца издавал журнал «Мираж», «более чем наполовину заполняя его собственными стихами, рассказами, статейками…» Здание Пономарёвской гимназии в Пензе сохранилось до наших дней; в 2015 году на нём была торжественно открыта мемориальная доска Мариенгофу.

Неординарным событием для молодого Мариенгофа явилось путешествие летом 1914 года по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он побывал в Финляндии, Швеции и Дании и даже получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание прервалось после того, как началась Первая мировая война.

В 1916 году Мариенгоф окончил гимназию и уехал в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. Не проучившись там и полгода, он был призван на фронт, где в составе инженерно-строительной дружины занимался устройством дорог и мостов.

На фронте он продолжал писать стихи. В том же году появляется первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».

В 1917 году, пока он ехал в отпуск, произошла революция. Возвратившись в Пензу и полностью посвящает себя литературе, а в 1918 году выходит первый сборник его поэзии под названием «Витрина сердца». Здесь Мариенгоф создаёт поэтический кружок, включивший соученика по гимназии поэта Ивана Старцева и художника Виталия Усенко.

Летом в город вошёл Чехословацкий корпус. От случайной пули погиб отец и Мариенгофа больше ничто не держит в Пензе, юноша навсегда отправляется в Москву.

Анатолий остановился у своего двоюродного брата Бориса и совершенно случайно показал свои стихи Бухарину, бывшему на тот момент главным редактором «Правды». Тому стихи не понравились, но талант в молодом человеке он разглядел и устроил его литературным секретарём издательства ВЦИК, которым руководил по совместительству.

Вскоре в издательстве ВЦИК происходит его встреча с Сергеем Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих. Потом знакомится с В. Шершеневичем и Рюриком Ивневым. Так оформляется группа имажинистов, заявившая о себе «Декларацией», опубликованной в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж).

Тесная дружба связывает Мариенгофа с Есениным. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919 года побывали в Петрограде, весной 1920 года - в Харькове, летом - в Ростове-на-Дону, на Кавказе. Публикуют в печати письма друг другу, чем вызывают негодование критиков. Есенин посвятил Мариенгофу стихи «Я последний поэт деревни», поэму «Сорокоуст», драму «Пугачёв», стихотворение «Прощание с Мариенгофом». В этот пероид Мариенгоф приобретает известность.

31 декабря 1922 года Мариенгоф женился на артистке Камерного театра А. Б. Никритиной. Рождается сын Кирилл.

В 1924-1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом Пролеткино, вскоре также начал писать киносценарии. Всего их было создано около десяти. В 1928 году вместе с Никритиной, получившей работу в БДТ, Мариенгоф переехал в Ленинград, где прожил до конца жизни.

В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники» (в СССР издан только в 1988 г., см. ниже раздел «Издания»). Публикация «Циников», равно как и следующего романа «Бритый человек», вышедшего в том же издательстве в 1930 году , принесла Мариенгофу массу неприятностей, писатель был подвергнут в СССР травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешённого в СССР, недопустимо».

В вышедшем в 1932 году VI томе «Литературной энциклопедии» его творчество характеризуется как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции». Характерно, что романы «Циники» и «Бритый человек» в статье не упомянуты.

Сын Кирилл покончил жизнь самоубийством (повесился) в марте 1940 года . Причины до настоящего времени не установлены.

Примерно в это же время на театральных площадках Москвы идёт спектакль «Шут Балакирев» по одноимённой пьесе Мариенгофа.

В июне 1941 года приходит на Ленинградское радио и читает баллады (очерки в стихах), тут же звучавшие в выпусках «Радиохроники». Вскоре, вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой были эвакуированы в Киров, где прожили около трёх лет.

В послевоенное время против А. Б. Мариенгофа и М. Э. Козакова была развёрнута травля за их пьесы «Золотой обруч», «Преступление на улице Марата» и «Остров Великих Надежд».

В 1948 году написал пьесу в духе борьбы с космополитизмом «Суд жизни», но она не была принята к постановке.

В 1953-1956 годах написал ещё одну автобиографическую книгу «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», где рассказал о детстве и юности, дополнил портрет Есенина. После смерти Мариенгофа была опубликована её сокращённая и приглаженная цензурой версия (под названием «Роман с друзьями»), а в полном виде книга вышла только в 1988 году (см. ниже раздел «Издания»).

Скончался 24 июня 1962 года (в день своего рождения по старому стилю) в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Иосиф Бродский написал о Мариенгофе, что тот был первым, кто применил «киноглаз» в русской литературе. Булат Окуджава посвящал ему многие свои стихотворения. Увлечение Бродского Мариенгофом упоминается также Александром Генисом в воспоминаниях о Сергее Довлатове: «Мариенгоф, автор книги „Циники“, которую Бродский со свойственной ему отчаянностью назвал лучшим русским романом».

Произведения

  • Витрина сердца - «Див», 1918
  • Кондитерская солнц - М., Имажинисты, 1919
  • Магдалина - М., Имажинисты, 1920
  • Буян-Остров. Имажинизм - М., Имажинисты, 1920
  • Руки галстуком - М., Имажинисты,1920
  • Стихами чванствую - М., Имажинисты, 1920
  • Тучелёт (книга поэм) - М., Имажинисты, 1921, тираж 1000 экз.
  • - М., Имажинисты, 1921
  • Разочарование - М., Имажинисты, 1922
  • Заговор дураков - М., Имажинисты, 1922
  • Двуногие - М., изд. автора,1925
  • Новый Мариенгоф (1922-26) - М., Современная Россия, 1926
  • Воспоминания о Сергее Есенине - М., Огонёк,1926
  • Роман без вранья - Л., Прибой, 1927, 1928, 1929
  • Такса-клякса - Л., Радуга, 1927
  • Циники - Берлин, 1928
  • Мяч проказник - Л., Радуга, 1928
  • Бритый человек - Берлин, Петрополис, 1930
  • Бобка-физкультурник - М., ГИЗ, 1930
  • Екатерина - 1936
  • Шут Балакирев - Л.-М., Искусство, 1940
  • Поэмы войны - Киров, 1942
  • Пять баллад - Киров, 1942
  • Ленинградские подруги - М., 1943
  • Мистер Б - М., 1943
  • Наша девушка - М., 1943
  • Совершенная виктория - М., 1943
  • Егоровна - М., 1945
  • Суд жизни - 1948
  • Рождение поэта - Л.-М., Искусство, 1951
  • Мама - М., 1953
  • Странный характер (сборник пьес) - М., Искусство, 1955
  • Маленькие комедии - Л.-М., Искусство, 1957
  • Не пищать! - Л.-М., Искусство, 1959 (в соавторстве с М. Козаковым; по произведениям А. С. Макаренко)
  • Рождение поэта. Шут Балакирев. Пьесы - Л., Советский писатель, 1959

Посмертные издания

  • Роман с друзьями - журнал «Октябрь», №№ 10-11, 1965
  • Стихи. - 1969 (День Поэзии)
  • Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. Роман без вранья. Циники - 1988; 1990
  • Циники - журнал «Глаз. Дайджест новой русской литературы» № 1, 1991
  • Это вам, потомки! Записки сорокалетнего мужчины. Екатерина. - СПб.: Петро-РИФ, 1994
  • Бессмертная трилогия - 1998
  • Стихотворения и поэмы. - СПб.: Академический проспект, 2002. - ISBN S-7331-0138-S (Библиотека поэта)

Издания

  • Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…: Романы / Сост., подгот. текста, послесл. Б. Аверина. - Л.: Худож. лит., 1988. - 480 с. Тираж 200 000 экз. ISBN 5-280-00901-6.
  • Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. - Спб.: Академический проект, 2001. - 350 с. (Новая библиотека поэта. Малая серия). ISBN 5-7331-0138-5.
  • Мариенгоф А. Б. Собрание сочинений в 3-х томах. / Сост., подгот. текста, комментарии О. Демидов. Т. 1: Стихи; Драмы; Произведения для детей; Очерки; Статьи; Коллективное: манифесты и письма; Письма; Комментарии / Вступ. ст. З. Прилепина. Т. 2: Кн. 1: Проза; Мемуары; Комментарии / Вступ. ст. Т. Хуттуненa. Кн. 2: Мемуары; Комментарии. Т. 3: Пьесы; Послесловие А. Колобродова; Комментарии / Вступ. ст. В. Сухова. - М.: Книжный клуб Книговек, 2013. ISBN 978-5-4224-0737-8.
  • Мариенгоф А. Б. Циники: роман «Циники», стихотворения / Сост., подгот. текста и вступ. статья О. Демидов - М.: Книжный клуб Книговек, 2016 - 368 с. (Поэты в стихах и прозе)
  • На экране

    Сценарии

  • 1928 - Дом на Трубной («Параша») (в соавторстве с Беллой Зорич, Вадимом Шершеневичем, Виктором Шкловским, Николаем Эрдманом)
  • 1928 - Проданный аппетит («Филантроп») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
  • 1929 - Веселая канарейка («Железный ящик») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
  • 1929 - Живой труп («Законный брак») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
  • 1929 - Посторонняя женщина («Сплетня», «Баба», «Ревность») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
  • 1936 - О странностях любви (в соавторстве с Борисом Гусманом)
  • Экранизации

  • Циники (фильм) (1991)
  • Киновоплощения

  • Андрей Зайков - «Золотая голова на плахе», 2004
  • Дмитрий Щербина - «Есенин», 2005
  • Ключевые слова: Анатолий Мариенгоф,Анатолий Борисович Мариенгоф,биография,подробная биография,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,русская литература,20 век,мариенгоф,жизнь и творчество

    В 12 лет он написал «Гимн Гетере», в 24 года спал под одним одеялом с Сергеем Есениным. Редактор газеты «Правда» называл его стихи замечательной ерундой, а Иосиф Бродский считал «Циников» «одним из самых новаторских произведений в русской литературе ХХ века».

    Анатолий Мариенгоф родился в Нижнем Новгороде в 1897 году. Его родители играли в театре, увлекались литературой и музыкой. Даже когда их актерская карьера завершилась, они следили за театральной жизнью города. Будущий поэт с детства много читал и начал рано сочинять стихи. «Гимн Гетере» - одно из своих первых произведений - он написал в 12 лет.

    Когда Анатолию Мариенгофу было 16 лет, его мать умерла. Отец перевез детей в Пензу, устроился на работу в акционерное общество «Граммофон» и отдал сына в частную гимназию. На деньги отца Мариенгоф выпускал журнал «Мираж», большую часть которого занимали его статьи, рассказы и стихотворения.

    Летом 1914 года юноша отправился в морское путешествие по Балтике и даже получил свидетельство матроса. Он посетил Швецию, Данию и Финляндию. Однако началась Первая мировая война и ему пришлось вернуться в Пензу.

    Спустя два года Анатолий Мариенгоф окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета . С новой волной мобилизации его призвали на фронт. Часть, в которой он служил, прокладывала дороги и строила мосты. Свои литературные эксперименты поэт продолжал и на фронте. С приходом революции Мариенгофа демобилизовали. Весь следующий год он занимался литературой, публиковал сборники своих произведений и выпустил книгу «Витрина сердца».

    В 1918 году вспыхнуло восстание Чехословацкого корпуса. На улицах Пензы шли бои, отец Анатолия Мариенгофа был убит случайной пулей. После этого трагического случая поэт переехал в Москву. Вскоре он познакомился с Николаем Бухариным (в те годы - редактором «Правды») и показал ему свои стихи. Бухарин назвал их «замечательной ерундой», однако устроил поэта на работу ответственным литературным секретарем в издательство ВЦИК.

    В издательстве состоялось одно из самых важных событий в жизни Анатолия Мариенгофа - знакомство с Сергеем Есениным . По воспоминаниям современников, они стали практически неразлучны, вдвоем путешествовали по стране - ездили в Петроград, Харьков, на Кавказ - и публиковали в печати письма друг к другу. Осенью 1919 года они сняли одну комнату на двоих. Анатолий Мариенгоф вспоминал об этом времени: «Мы жили вместе и писали за одним столом. Паровое отопление тогда не работало. Мы спали под одним одеялом, чтобы согреться. Года четыре кряду нас никто не видел порознь. У нас были одни деньги: его - мои, мои - его. Проще говоря, и те и другие - наши. Стихи мы выпускали под одной обложкой и посвящали их друг другу» .

    Вскоре Мариенгоф познакомился с Рюриком Ивневым и Вадимом Шершеневичем. Вместе с Сергеем Есениным они основали поэтическое объединение имажинистов. Вскоре к ним присоединились Иван Грузинов, Александр Кусиков, Матвей Ройзман и другие поэты. В 1919 году объединение опубликовало свою «Декларацию», которая начиналась словами: «Скончался младенец, горластый парень десяти лет от роду (родился 1909 - умер 1919). Издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью - смерть. Академизм футуристических догматов, как вата, затыкает уши всему молодому. От футуризма тускнеет жизнь…» Имажинисты проводили уличные акции, чтобы привлечь к себе внимание: ночами «переименовывали» в честь себя московские улицы, расписывали Страстной монастырь стихами, на памятник Пушкину вешали табличку «Я с имажинистами».

    Вадим Шершеневич

    Имажинистам принадлежали несколько издательств. В начале 1920-х годов все поэты объединения активно выпускали там свои книги. Критики тех лет писали: «…Издания имажинистов поглотили бумажную выработку по крайней мере одной бумагоделательной фабрики за год». Вскоре издательства стали закрываться, Анатолию Мариенгофу было все труднее печататься.

    В 1923 году он женился на артистке Камерного театра Анне Никритиной. В 1924–1925 годах поэт работал на киностудии «Пролеткино», где писал сценарии к фильмам (среди них «Дом на Трубной», «Веселая канарейка»).

    В 1925 году в номере ленинградской гостиницы «Англетер» скончался Сергей Есенин. Смерть друга потрясла Мариенгофа: «Я плакал в последний раз, когда умер отец. Это было более семи лет тому назад. И вот снова вспухшие красные веки. И снова негодую на жизнь» . В день похорон Есенина он посвятил ему стихотворение:

    Не раз судьбу пытали мы вопросом:
    Тебе ли,
    Мне,
    На плачущих руках,
    Прославленный любимый прах
    Нести придется до погоста.
    И вдаль отодвигая сроки,
    Казалось:
    В увяданье, на покой
    Когда-нибудь мы с сердцем легким
    Уйдем с тобой.

    Из стихотворения «Не раз судьбу пытали мы вопросом»

    После гибели Есенина Мариенгофа стали косвенно обвинять в его самоубийстве - не только устно, но и в прессе. Причиной этих нападок стала творческая конкуренция между поэтами. В 1927 году Анатолий Мариенгоф выпустил «Роман без вранья» с воспоминаниями о друге. В нем предстал незнакомый публике Есенин: расчетливый, хитроватый и тщеславный. Ни читатели, ни критики не приняли эту книгу, произведение прозвали «вранье без романа». Следующую книгу Мариенгофа - «Циники», - которую Иосиф Бродский позже назовет «одним из самых новаторских произведений в русской литературе ХХ века», запретили к печати. Но рукопись переправили за границу, и в 1928 году «Циников» выпустили в берлинском издательстве «Петрополис».

    В 1928 году Анатолий Мариенгоф и его жена Анна Никритина переехали в Ленинград. Он оставил поэзию и стал писать пьесы, миниатюры, эстрадные скетчи.

    «К тридцати годам стихами я объелся. Для того чтобы работать над прозой, необходимо было обуржуазиться. И я женился на актрисе. К удивлению, это не помогло. Тогда я завел сына. Когда меня снова потянет на стихи, придется обзавестись велосипедом или любовницей. Поэзия - не занятие для порядочного человека».

    Анатолий Мариенгоф

    В 30-е годы Мариенгофа практически не печатали. Составители VI тома «Литературной энциклопедии СССР» (1932) охарактеризовали его творчество как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции».

    После войны Анатолий Мариенгоф написал пьесу «Рождение поэта», посвященную Михаилу Лермонтову , а также несколько произведений в соавторстве с Михаилом Козаковым: «Преступление на улице Марата», «Золотой обруч» и «Остров великих надежд». Однако пьесы цензура не пропускала: спектакль «Преступление на улице Марата» в Театре имени Комиссаржевской был снят с репертуара. «Остров великих надежд» (1951) был разгромлен критиками, а пьесу «Суд жизни» даже не приняли к постановке. Сын его соавтора, актер Михаил Козаков, вспоминал об этом времени: «В послевоенные годы Мариенгоф был не только не в чести, но на него многие смотрели как на человека прошлого, ненужного, давно прошедшего… О «Циниках» не слышал даже я… Пьеса в стихах «Шут Балакирев» нигде не шла. Стихи поэта-имажиниста, о котором Ленин сказал: «Больной мальчик», не то что не печатались - не упоминались. Как он жил, как они жили? Не понимаю» .

    В 1950-х Мариенгоф стал работать над мемуарами. Автобиография «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» с цензурными правками была опубликована в 1962 году, а в авторской версии - лишь через 26 лет. Книга воспоминаний «Бессмертная трилогия» вышла только в 1998 году.

    «Как-то Лев Николаевич сказал: «Возьмешься иногда за перо, напишешь вроде того что: «Рано утром Иван Никитич встал с постели и позвал к себе сына…» - и вдруг совестно сделается и бросишь перо. Зачем врать, старик? Ведь этого не было и никакого Ивана Никитича ты не знаешь». Мне думается, что состояние это самое общеписательское, если, разумеется, писатель не форменная дубина. Именно поэтому я перешел от романов к мемуарам, к дневникам».

    Анатолий Мариенгоф

    Анатолий Мариенгоф умер в 1962 году в Ленинграде. Поэта похоронили на Богословском кладбище.

    Михаил Козаков «О ДЯДЕ ТОЛЕ МАРИЕНГОФЕ»

    Он не был мне дядей в буквальном смысле этого слова, не был родственником. Но он был как родственник, как любимый родственник. И он, и его жена - актриса Анна Борисовна Никритина, тетя Нюша.

    Сколько я помню себя с того довоенного ленинградского детства, столько и с тех пор я помню дядю Толю и тетю Нюшу. Помню их дом, квартиру с мебелью красного дерева, с бюстом А. С. Пушкина, с картинами, эскизами их друга Тышлера, с двумя борзыми собаками (они были лишь до войны), с фотографиями Сергуна, С. А. Есенина (он и дядя Толя в цилиндрах), с деревянным креслом на кухне - стилизация а-ля рюсс начала века… Смутно помню их сына Кирилла, он дружил с моим старшим братом Вовкой… Уже после войны я узнал, что Кирка - красавец, чемпион Ленинграда по теннису среди юношей, талантливый поэт - покончил с собой в 17 лет… Когда Вовка услышал эту страшную новость, он вскочил с кресла, где читал какую-то книгу (скорее всего, своего любимого Толстого), и в сердцах воскликнул: «Ну и дурак!…» Пройдет всего пять лет, и Вовка погибнет на войне в возрасте 21 года - в марте 1945-го под Штеттином… Самоубийство Кирки Мариенгофа всегда будет незримо витать в нашем доме на канале Грибоедова и, конечно, в доме Мариенгофов - Никритиных на Бородинке, где они жили после войны.

    Повесился друг Сергун. Повесился сын Кирилл…

    Страшная рифма в судьбе поэта-имажиниста Анатолия Мариенгофа:

    До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Означает встречу впереди…

    Означает ли? Вот в чем вопрос. Самый главный вопрос, вопрос вопросов… Очень хочется верить, что все-таки означает… И обещает всем нам встречи. Этим и жив человек при жизни, человек, которому было дано любить кого-то как себя, больше, чем себя…

    Мой отец Михаил Эммануилович Козаков и Анатолий Борисович Мариенгоф были соавторами нескольких пьес: «Преступление на улице Марата», «Золотой обруч», «Остров великих надежд». Пьесы - времянки. Спектакль по лучшей - «Преступление», шедший после войны в Театре им. Комиссаржевской с треском и Постановлением закрыли в 1946 году. «Золотым обручем» в Москве в режиссуре Майорова открылся Театр на Спартаковской (впоследствии Драматический театр на Малой Бронной). Этот, прошедший около трехсот раз, подкормил после войны семьи Мариенгофов - Козаковых. На «Остров великих надежд» в Питере в режиссуре Г. А. Товстоногова в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола Мариенгоф и отец возлагали действительно большие надежды. В пьесе и спектакле действовали Ленин, Сталин, Черчилль, Рузвельт… Спектакль вышел в 1951 году. Папа и дядя Толя решили «лизнуть». Положение их в литературе и в жизни было отчаянное. Не печатали, не переиздавали, не платили…

    Но, как будет сказано впоследствии у Александра Галича: «Ох не шейте вы, евреи, ливреи…» Хотели лизнуть одно место, и оказались в этом самом месте. Спектакль был разгромлен в «Правде» и попал в Постановление о драматургии… Лизать тоже надо уметь. Ни отцу, ни дяде Толе этого было не дано. Ленинградский БДТ, где тогда, еще до Товстоногова, играла тетя Нюша, находился на гастролях в Одессе. Я, школьник, закончивший 9 класс и мечтавший об актерской карьере, играл в массовках этого театра. Идя на спектакль, я на заборе прочитал статью в «Правде» и, прибежав в театр, взволнованно рассказал об этом Никритиной. Она побледнела. После спектакля мы сидели с тетей Нюшей и дядей Толей в снимаемой ими квартирке. Тетя Нюша строго сказала: «Миня, ты собираешься стать актером. Запомни навсегда: перед спектаклем никогда не приноси новостей актеру, не читай газет, не читай даже писем…» Мариенгоф меня защищал. А чего это ему стоило в тот злополучный день - Бог ведает.

    Прозвище дяди Толи - «Длинный». Он и в самом деле был длинный и худой. Папа маленький и округлый. Пат и Паташон. После войны у них были темные выходные костюмы из материала в полоску. Когда папа умер, он лежал в гробу в этом своем лучшем костюме, а дядя Толя, приехавший с тетей Нюшей из Питера в Москву проститься с другом, тоже был в своем лучшем. Потом он сказал: «Это только я так мог, оказаться в том же…»

    У дяди Толи было много друзей: Таиров, Качалов, Эйхенбаум, Тышлер, Берковский, Шостакович, Образцов…

    В те послевоенные годы Мариенгоф был не только не в чести, но на него многие смотрели как на человека прошлого, ненужного, давно прошедшего…

    «Роман без вранья» называли враньем без романа. О «Циниках» не слышал даже я… Пьеса в стихах «Шут Балакирев» нигде не шла. Стихи поэта-имажиниста, о котором Ленин сказал: «Больной мальчик», не то что не печатались - не упоминались. Как он жил, как они жили? Не понимаю. И еще умудрялись смеяться, шутить, радоваться жизни, иногда выпивать, ухаживать, слушать музыку, рассуждать о Чехове, Толстом, Дос Пасосе, ходить в кино, любить театр, искусство и друг друга…

    Лучшей пары, чем Мариенгоф - Никритина я никогда не видел, не знал и, наверное, не увижу и не узнаю. Уже после смерти Анатолия Борисовича тетя Нюша мне сказала: "Миня, а знаешь, как бы нам с Толечкой не было плохо днем, вечером мы выпивали по рюмашке, забирались в свою семейную постель и говорили друг другу: "Мы вместе, и это счастье… ".

    Мариенгоф, когда Товстоногов перевел Никритину на пенсию (она еще вполне могла играть, но не стала товстоноговской актрисой нового БДТ), писал для нее «маленькие пьески»: «Кукушка», «Мама» и др. Никритина с молодой тогда Ниной Ольхиной и молодым Игорем Горбачевым их играли на эстраде. В конце 50-х и я играл с тетей Нюшей «Кукушку» в Москве на разных концертных площадках, став популярным актером после фильма Ромма «Убийство на улице Данте», возил ее с собой по городам и весям нашей необъятной…

    Каждый раз приезжая в Питер, я, разумеется, бывал в доме покойного Мариенгофа.

    И вот уже в 70-х Анна Борисовна открыла бюро красного дерева и дала мне заветное. К тому времени уже было опубликовано кое-что из мемуаров Мариенгофа в журнале «Октябрь», отрывки из «Романа с друзьями». Но оставались заветные, написанные от руки тетради А. Б, и вышедший за границей роман «Циники».

    Мы с женой едва уговорили уже престарелую Никритину дать нам возможность перепечатать тетради. Страх, это проклятое рабское наследие, еще давал о себе знать. Уговорили и перепечатали. Я давал это читать в Москве друзьям.

    Мне кажется, что в жанре мемуаристики XX века Мариенгоф - из лучших в России. Он дал непривычный тон. Стиль. Интонацию. В этом он опередил свое напыщенное и фальшивое время. И много выиграл. Теперь он с нами. И после нас, мой любимый дядя Толя.

    Гражданство:

    Российская империя
    СССР

    Род деятельности:

    поэт, прозаик, драматург, мемуарист

    Направление: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru

    Анато́лий Бори́сович Мариенго́ф (24 июня (6 июля) , Нижний Новгород - 24 июня , Ленинград) - русский поэт-имажинист, драматург, автор мемуаров.

    Биография

    Мариенгоф и Есенин. 1919, лето. Москва.

    Анатолий Мариенгоф родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Предки по отцовской линии - выходцы из Лифляндской губернии .

    В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа с двумя детьми (у Анатолия была младшая сестра) переехал в Пензу.

    После окончания гимназии в 1916 году мобилизован на фронт. Появляется первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».

    В дни Октябрьской революции Мариенгоф возвращается на Бор и с головой уходит в литературу: создает поэтический кружок, включивший соученика по гимназии поэта Ивана Старцева и художника Виталия Усенко, в 1918 году печатает первую книжку стихов - «Витрина сердца».

    Творчество

    После революции Мариенгоф знакомится с Есениным . Есенин сводит его с другими молодыми поэтами, возникает новое направление в поэзии - имажинизм . Вместе они участвовали в выпуске четырёх номеров журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и ряда сборников «Имажинисты».

    Адреса в Москве

    • 1918-1919 - улица Петровка, 19, в квартире зятя аптекаря Г.И.Габриловича;
    • 1919-1920(начало марта) - Богословский пер., 3, кв. 11, ныне Петровский пер., 5, в квартире Короткова Карпа Егоровича;
    • 1920(начало марта)-1920(июнь) - Георгиевский (ныне Вспольный) пер., 15, кв. 5, в квартире Быстрова Семена Федоровича;
    • 1920(ноябрь)-1928 - Богословский пер., 3, кв. 48, ныне Петровский пер., 5;

    Адреса в Ленинграде

    • 1928-1930 - Улица Марата, 47;
    • 1931-1941 - улица Салтыкова-Щедрина , 24, кв. 37;
    • 1944-1962 - Бородинская улица, 13;

    Произведения

    • Витрина сердца (1918)
    • Кондитерская солнц (1919)
    • Буян-Остров. Имажинизм (1920)
    • Руки галстуком (1920)
    • Стихами чванствую (1920)
    • А. Мариенгоф «Тучелёт (книга поэм)», издательство «Имажинисты», Москва, 1921. Тираж 1000 экз.
    • Разочарование (1922)
    • Заговор дураков (1922)
    • Двуногие (1925)
    • Новый Мариенгоф (1922-26)
    • О Сергее Есенине. Воспоминания (1926)
    • Роман без вранья (1927)
    • Такса-клякса (1927)
    • Мяч проказник (1928)
    • Бритый человек (1930)
    • Бобка-физкультурник (1930)
    • Екатерина (1936)
    • Поэмы войны (1942)
    • Пять баллад (1942)
    • Странный характер (1954) (сборник пьес)
    • Маленькие комедии (1957)
    • Рождение поэта. Шут Балакирев. Пьесы (1959)
    • Роман с друзьями. «Октябрь». № 10-11 (1965)
    • Стихи. "День Поэзии". (1969)
    • Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. Роман без вранья. Циники. (1988; 1990)
    • Циники. «Глаз. Дайджесть новой русской литературы». № 1 (1991)
    • Это вам, потомки! Записки сорокалетнего мужчины. Екатерина (1994)
    • Бессмертная трилогия (1998)
    • Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта (2002)

    Издания

    • Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…: Романы / Сост., подгот. текста, послесл. Б. Аверина. - Л.: Худож. лит., 1988. - 480 с. Тираж 200 000 экз. ISBN 5-280-00901-6 .
    • Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. - Спб.: Академический проект, 2001. - 350 с. (Новая библиотека поэта. Малая серия). ISBN 5-7331-0138-5 .

    Сценарии

    • - Дом на Трубной («Параша») (в соавторстве с Беллой Зорич , Вадимом Шершеневичем , Виктором Шкловским , Николаем Эрдманом)
    • - Проданный аппетит («Филантроп») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
    • - Веселая канарейка («Железный ящик») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
    • - Живой труп («Законный брак») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
    • - Посторонняя женщина («Сплетня», «Баба», «Ревность») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
    • - О странностях любви (в соавторстве с Борисом Гусманом)

    Экранизации

    Литература

    • Аверин Б. Проза Мариенгофа // Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…. - Л.: Худож. лит., 1988. - С. 473-479.
    • Аверин Б. Проза Мариенгофа. - Л.: Худож. лит., 1991. ISBN 5-208-02411-2 .
    • Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. - Ч. 2: М-Я. - М.: Просвещение, 1998. ISBN 5-09-006995-6 (2), ISBN 5-09-006994-8 (общ.)
    • Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2007. ISBN 978-5-86793-568-9 .

    Примечания

    Ссылки

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Писатели по алфавиту
    • Родившиеся 6 июля
    • Родившиеся в 1897 году
    • Родившиеся в Нижнем Новгороде
    • Умершие 24 июня
    • Умершие в 1962 году
    • Умершие в Санкт-Петербурге
    • Участники Первой мировой войны
    • Имажинизм
    • Русские поэты
    • Поэты России
    • Драматурги России
    • Мемуаристы России
    • Похороненные на Богословском кладбище
    • Авторы воспоминаний о Сергее Есенине

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Мариенгоф, Анатолий Борисович" в других словарях:

      - (1897 1962), русский писатель. Примыкал к литературной группе имажинистов. В поэзии (сборники «Витрина сердца», 1918, «Стихами чванствую», 1921, «Разочарование», 1922, «Стихи и поэмы 1922 26»), отмеченной экспериментированием, темы города,… … Энциклопедический словарь

      - (1897 1962) русский писатель. Примыкал к литературной группе имажинистов (см. Имажинизм). В поэзии (сборники Витрина сердца, 1918, Стихами чванствую, 1921, Разочарование, 1922, Стихи и поэмы 1922 26), отмеченной экспериментированием, темы… … Большой Энциклопедический словарь

      - (24.06.1897, Нижний Новгород 24.06.1962, Ленинград), русский писатель, поэт и драматург, теоретик имажинизма, друг С. А. Есенина. В кино с 1926 года. С середины 1930 х гг. его перестали печатать, а пьесы были сняты с репертуара. Пытался писать в… … Энциклопедия кино