» » Что мы узнали из прочитанного о диком. Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского

Что мы узнали из прочитанного о диком. Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В название пьесы вынесено слово гроза — природное явление, часто внушающее страх людям. С самого начала пьесы гроза становится предвестником какого-то несчастья, которое должно случиться в спокойном городе Калинове. Первый раз гроза гремит в первом действии после слов полусумасшедшей барыни, напророчившей Катерине трагическую судьбу. В четвертом действии горожане снова слышат раскаты грома. Слышит его и Катерина, которая после свиданий с Борисом не может заглушить в себе муки совести. Гроза приближается, начинается дождь.

В раскатах грома Катерине чудится Божий гнев. Она боится предстать перед Богом с грехом на душе. В этом же действии пьесы Катерина признаётся во всём мужу. Грозу герои воспринимают по-разному. Для Катерины это символ возмездия за грехи и символ душевных страданий. Для Дикого это Божья кара. Для Кулигина гроза — природное явление, от которого можно защититься громоотводом. Гроза олицетворяет бурю в душе Катерины. На страхе держится порядок в городе Калинове.

[свернуть]

КОМПОЗИЦИЯ

Пьеса состоит из пяти действий и начинается сценой, в которой Кулигин, Кудряш, Дикой и Борис встречаются на берегу Волги. Это своего рода экспозиция, из которой читатель узнаёт о месте и времени действия, понимает будущий конфликт произведения. События разворачиваются в провинциальном городке на Волге в мещанской среде, а завязка действия заключена в том, что Борис влюблён в замужнюю женщину. Кульминационный момент пьесы — сцена признания Катерины мужу. Она подкреплена не только эмоциональным накалом, связанным с переживаниями главной героини, но и разразившейся грозой, образ которой символизирует страдания Катерины. Кульминация событий необычна тем, что она происходит не в самом конце пьесы, кульминацию и развязку отделяет целое действие.

Развязка пьесы — смерть главной героини, которая в силу своего гордого нрава и искренности натуры не нашла другого выхода из конфликтной ситуации, в которой оказалась. Действие пьесы заканчивается там же, где и начиналось, — на берегу Волги. Таким образом Островский использует приём кольцевой композиции. Тем не менее автор отходит от классических канонов построения драматического произведения.

Островский вводит романтические описания природы, противопоставляя их жестоким нравам города Калинова. С помощью этого он «раздвигает» рамки произведения, подчёркивая социально-бытовой характер пьесы. Островский нарушает классическое правило трёх единств, характерное для драмы. Действие пьесы охватывает несколько дней, а события происходят и на улицах города Калинова, и в беседке в саду, и в доме Кабанихи, и на берегу Волги. В пьесе две любовные линии: Катерина — Борис (главная) и Варвара – Кудряш (второстепенная).

Эти линии отражают различное восприятие, казалось бы, похожей ситуации. Если Варвара легко притворяется, приспосабливается, обманывает и скрывает свои похождения, а потом вообще сбегает из дома, то Катерина не может вынести мук совести, а смерть становится для неё избавлением от невыносимых страданий. Кроме этого, в пьесе присутствует множество второстепенных героев, которые помогают автору ярче и полнее передать жестокие нравы купеческого «темного царства».

[свернуть]

КОНФЛИКТ

Основной конфликт пьесы намечается в самом её начале. Он связан с жестокими нравами города Калинова и образом главной героини, которая не может существовать в обстановке косности, безжалостности и мракобесия. Это конфликт души, которая не терпит неволи и грубости, и окружающего общества, в котором главная героиня вынуждена жить. Катерина не способна приспособиться к образу жизни семьи Кабановых, где, чтобы выжить, надо лгать, притворяться, льстить, скрывать свои чувства и мысли.

На первый взгляд, кажется, что только Кабаниха противостоит Катерине, отравляет ей жизнь, придирается и упрекает во всём. И действительно, Кабаниха — глава семьи. В доме все её слушаются. Она руководит не только делами, но и личной жизнью домашних. Кабаниха, как и Катерина, обладает сильным характером и волей. Она не может не вызывать уважения. Ведь эта женщина защищает тот жизненный уклад, который считает самым лучшим, но который через некоторое время будет безвозвратно утерян. Не будь Кабанихи, Катерине жилось бы гораздо при вольнее, ведь её муж не жесток и безвреден.

Конфликт также назревает и в душе главной героини, которую мучают угрызения совести. Внутри неё не могут ужиться любовь к Борису и чувство долга по отношению к мужу. Этот конфликт приобретает разрушительный характер и становится для Катерины роковым. Однако конфликт пьесы носит не частный, а общественный характер. Кабаниха олицетворяет всё купеческое сословие вместе с Диким, сумасшедшей барыней и другими приверженцами провинциального уклада жизни. В пьесе поднимается проблема внутренне свободного и искреннего человека, столкнувшегося с косной средой купечества тех времён.

Это столкновение личности с образом жизни целой социальной группы. Отражением общественного конфликта являются и споры Дикого с Кулигиным. С одной стороны, предстаёт недалёкий, но богатый и влиятельный купец-самодур, а с другой — умный, талантливый, но бедный мещанин. И никакие доводы Кулигина не могут воздействовать на Дикого. «Гроза» — это не классическая трагедия, а социально-бытовая драма. Не приспособившись, чувствительный и добрый человек не сможет выжить в мире, где властвуют такие люди, как Дикой и Кабаниха.

[свернуть]

КАТЕРИНА

Катерина — жена Тихона, невестка Кабанихи, главная героиня произведения. Она противопоставлена другим персонажам пьесы. Катерина молода и привлекательна. Искренне старается приспособиться к тому образу жизни, который выпал на её долю. Она старается уважать свекровь, которая без конца её попрекает. Её речь полна достоинства, девушка хорошо воспитана. Катерина обладает поэтичной душой, которая тяготится обыденной жизнью и стремится к свободе. Её знаменитый монолог «Отчего люди не летают так, как птицы?» раскрывает внутренний мир главной героини. Она стремится к гармонии в душе, к спокойствию и свободе.

Характер Катерины формировался в атмосфере мира и покоя отчего дома, где не было грубости и ругани. Катерина набожна, она искренно верит в Бога, любит ходить в церковь, потому что чувствует в этом потребность, а не потому, что так принято. Катерине чужды притворство и лесть. В церкви душа Катерины находила успокоение и красоту. Она любила слушать жития святых, молиться, беседовать со странницами.

В своей вере Катерина необычайно искренна. Катерине противопоставлена Варвара Кабанова, ещё один женский образ в пьесе. Положение Варвары схоже с положением Катерины. Они примерно одинаковые по возрасту и социальному положению. Обе живут в доме Кабановой под её строгим надзором, в атмосфере постоянных запретов, придирок и жесткого контроля. Только Варвара, в отличие от Катерины, прекрасно сумела приспособиться к окружающим условиям. Чтобы видеться с Кудряшом, Варвара стащила у матери ключ от калитки и позвала Катерину ночевать в беседке, чтобы не вызывать подозрений.

Любовная интрижка с Кудряшом лишена глубокого чувства. Для Варвары это лишь способ провести время и не зачахнуть от скуки в доме матери. Обманув мужа, Катерина испытывает муки совести в первую очередь перед самой собой. Её душа не может жить во лжи. Она боится не Божьей кары, как Дикой или Кабаниха, она сама не может жить с грехом на душе. Самоубийство, которое также считается грехом, страшит Катерину меньше, чем вынужденное возвращение в дом свекрови. Невозможность жить с нечистой совестью в атмосфере лжи и жестокости вынуждает героиню броситься в Волгу.

[свернуть]

КАБАНИХА

Кабаниха — Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, которая держит в страхе всю свою семью. У неё сильный и властный характер. Кабаниха сварлива, груба, жестока, эгоистична. При этом она постоянно прикрывается благочестием и верой в Бога. Кабаниха следует старым патриархальным традициям, регулируя жизнь своих уже взрослых детей. Она считает, что муж должен поучать и наставлять жену, даже имеет право бить её, а жена должна причитать и плакать, выказывая любовь к мужу. Кулигин говорит о ней: «Ханжа … Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Даже сын только и мечтает как бы уехать из дома и вырваться из-под власти матери. Жизнь невестки Кабаниха делает особенно невыносимой. Страх — вот на чём должна быть основана семейная жизнь.

Кабаниха поучает сына, как тот должен обращаться с женой: «Как зачем бояться! Как зачем бояться! .. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» По мнению Кабанихи, её взрослые дети не способны «своей волей жить», а она, наставляя их, оказывает им благодеяние. Показательна сцена отъезда Тихона, когда мать даёт ему наставления.

Её не интересует предстоящая деловая поездка сына, зато она хочет продемонстрировать собственную значимость в доме. Кабаниха велит Тихону поучать жену: «Скажи, чтоб не грубила свекрови … Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня! .. Чтоб в окна глаз не пялила! .. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!» Тихон безропотно повторяет слова матери, не понимая, почему он должен поучать жену и в чём та виновата. Кажется, что Кабаниха не упускает ни одной возможности по казать, кто же в доме хозяин. Она словно боится, что скоро её время кончится.

Ведь молодые – дочь и сын — открыто или тайно пытаются жить по-своему. Век Кабаних и Диких проходит. В финале произведения Кабаниха слышит уже неприкрытый протест сына, когда он обвиняет мать в смерти жены. Она угрожает Тихону, который уже её не слышит. Кабаниха — это символ русского патриархального купечества, исповедующего традиционные духовные ценности, но дошедшего в этом до грубости и жестокости.

[свернуть]

ТИХОН И БОРИС

Тихон Иваныч Кабанов — сын Кабанихи. Находится в полном подчинении у собственной матери, которая всячески его унижает. Тихон не смеет открыто сказать поперёк ни одного слова, хотя внутренне не согласен с матерью и устал от её диктата. На людях же он сама покорность и угодливость. По своему характеру он добр, мягок и покладист. Не хочет быть грубым с женой. Ему необходимо, чтобы жена его любила, а не боялась (хотя мать заставляет третировать жену). Он не хочет быть жестоким и безжалостным, не хочет бить жену, что считается нормальным в купеческих семьях.

Когда мать велит Тихону наставлять жену, как та должна вести себя в его отсутствии, он не понимает, в чём Катерина виновата, и даже пытается защищать её. Узнав о неверности жены, Тихон был вынужден, по приказу матери, её наказать, о чём потом сам жалел, и поэтому испытывал муки совести. Тихон слаб по характеру. Он не может противостоять волевой и властолюбивой матери. Однако в финале пьесы даже у Тихона вырывается протест. Он смеет обвинить Кабаниху при всех в смерти жены, не боясь последствий. Борис — племянник купца Дикого.

Он вырос в Москве, видимо в любящей семье, получил хорошее образование. Борис — единственный из героев, кто одет в европейское платье. Он говорит правильно и красиво. Из произведения мы узнаём, почему Борис оказался в зависимом положении от своего дяди. Отсутствие средств к самостоятельному существованию заставляет героя терпеть грубость и унижения, хотя они и причиняют ему страдания.

Борис выбирает выжидательную позицию, не пытаясь как-то изменить данную ситуацию. Для него оказывается легче дожидаться возможного наследства, снося несправедливость и самоуправство дяди. На первый взгляд, Борис и Тихон противопоставлены друг другу. Главная героиня влюбляется в Бориса. Ей кажется, что он не похож на других обитателей города Калинова. Однако у Бориса и Тихона много общего. Они слабы характером, безвольны и не способны защитить Катерину.

Показательна сцена прощания Катерины и Бориса перед его отъездом в Сибирь. Он оставляет Катерину в этом городе, прекрасно зная, во что превратится её жизнь. При этом он говорит, что она замужем, а он свободен. Борис оказывается не способен спасти Катерину.

[свернуть]

«ТЁМНОЕ ЦАРСТВО»

Город Калинов, где разворачивается действие пьесы «Гроза», расположен в живописном месте — на берегу Волги. В начале пьесы Кулигин восторгается видом на реку, который открывается с высокого берега. Калинов — провинциальный городок, в котором жизнь идёт потихоньку, неторопливо. Везде царят спокойствие и скука. Однако тишина провинциального города скрывает жестокие и грубые мещанские нравы. Правят городом богатые самодуры, а бедные бесправны и незаметны.

Сам Кулигин, талантливый и умный человек, признаёт, что единственный способ выжить в этом городе — это притворяться и скрывать под маской покорности свои мысли. Он с горечью говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!» В Калинове царят жадность и обман. Честному человеку здесь не пробиться. А те, у кого есть деньги, делают с бедными людьми всё, что пожелают. Даже в деловых отношениях купцы не гнушаются обманом. «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти». Дикой — купец, «хозяин» города Калинова. Он богат, занимает видное положение. К его мнению прислушиваются, его боятся.

Дикой чувствует свою власть, что выражается в ощущении безнаказанности (он не стесняется ругать племянника на глазах всего города, в то время как Кабаниха прячет истинное лицо под маской благочестия). Шапкин почтительно и не без боязни говорит о Диком: «…Савел Прокофьич… Ни за что человека оборвет». А Кудряш добавляет: «Пронзительный мужик!» Дикой беспощаден не только к посторонним, но и особенно к родным.

Борис, племянник Дикого, вынужден терпеть его издевательства, чтобы получить законно причитающееся ему наследство: «Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит всё-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость». Дикой и сам, кажется, не понимает, почему он так грубо и жестоко обращается с людьми. Ни за что он обругал мужика, пришедшего за заработанными деньгами: «Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце».

Кулигин восклицает, что внешне город Калинов и его жители вполне положительны. Однако в семьях царят жестокость, самоуправство, насилие и пьянство: «Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят … И что, сударь, за этими замками разврату тёмного да пьянства! И всё шито да крыто … » Дикой вместе с Кабанихой олицетворяют старый, патриархальный уклад жизни, характерный для купеческого сословия России XIX века. Они ещё сильны и обладают властью над теми, кто слабее и беднее, но и они чувствуют, что их время на исходе.

Пробивается другая жизнь молодая, ещё робкая и незаметная. Новое поколение жителей Калинова по-разному пытается противостоять власти Дикого и Кабанихи. Кулигин, хоть и боится Дикого и старается быть незаметным, всё же излагает ему свои прогрессивные предложения вроде устройства городских часов или громоотвода. Варвара и Кудряш совсем не боятся ни Кабаниху, ни Дикого. Они пытаются жить по-своему и вырываются из-под власти старших. Тихон находит выход в пьянстве, как только оказывается вне дома. Для Катерины же таким выходом становится самоубийство.

[свернуть]

ЯЗЫК ПЬЕСЫ

«Гроза» во многом стала новаторским произведением для своего времени. Это можно сказать и о художественных средствах, использованных автором. Каждого героя характеризует свой собственный стиль, язык, ремарки. Это язык русского народа, преимущественно купечества, живой и неприукрашенный. Дикой невежественен, его речь изобилует просторечиями (заморочило, подсунь) и бранными словами (дурак, разбойник, червяк, nроклятый).

Кабаниха, ханжа и лицемерка, использует в речи религиозные слова (Господи, грешить, грех), поучает домашних, употребляя пословицы (чужая душа nотёмки, дальние nроводы — лишние слёзы) и просторечную лексику (поюлить, нюни распустил). Борис, человек образованный, говорит правильно, у него поставленная речь. Тихон постоянно поминает маменьку, преклоняясь перед её волей. Катерина эмоциональна, в её речи много восклицательных предложений (Ах! Загубил, загубил, загубил!) и поэтичных слов (детки, ангел, василёк на ветру).

Кулигин, просвещённый человек, учёный, употребляет научные термины (громовые отводы, электричество), одновременно эмоционален, цитирует как Державина, так и произведения народного творчества. Островский пользуется таким приёмом, как говорящие имена и фамилии. Прозрачно значение фамилии Дикой, которая указывает на необузданный нрав купца-самодура. Купчиху Кабанову не зря прозвали Кабанихой.

Это прозвище указывает на жестокость и свирепость его обладательницы. Оно звучит неприятно и отталкивающе. Имя Тихон созвучно со словом тихий, что подчёркивает характер этого персонажа. Он и говорит тихо, и так же бунтует против матери, когда оказывается вне дома. Его сестру зовут Варвара, что в переводе с греческого языка означает чужая, имя говорит о необузданности и непокорности её натуры. И действительно, в итоге Варвара уходит из дома.

При этом нельзя забывать, что они оба Кабановы, т. е. и для них характерны черты, свойственные всей семье. Фамилия Кулигин созвучна с фамилией известного изобретателя Кулибина и с названием птицы кулик. Кулигин, как птица, робок и тих. Имя главной героини особенно точно её характеризует. Катерина по-гречески означает чистая. Она единственная искренняя и чистая душа в городе Калинове.

[свернуть]

«ГРОЗА» В РУССКОЙ КРИТИКЕ

Пьеса «Гроза» стала произведением, вызвавшим ожесточённые споры критиков XIX века. Известнейшие публицисты того времени высказывали критические замечания по поводу драмы Островского: Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы», А. А. Григорьев в статье «После Грозы» Островского» и многие другие. Наиболее известна статья Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», написанная в 1860 году.

В начале статьи Добролюбов рассуждает о неоднозначном восприятии другими критиками творчества Островского. Сам же автор отмечает, что драматург «обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные её стороны». Пьеса «Гроза» — лучшее доказательство этих слов. Центральной темой статьи становится образ Катерины, которая, по мнению Добролюбова, и является «лучом света» в царстве самодурства и невежества. Характер Катерины — это нечто новое в веренице положительных женских образов русской литературы.

Это «решительный, цельный русский характер». Именно самой жестокой купеческой средой, изображённой Островским, обусловлено возникновение такого сильного женского характера. Самодурство «дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточённее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели».

Вместе с этим Дикой и Кабаниха уже не так уверены в себе, они лишились твёрдости В действиях, утратили часть своей силы и уже не вызывают всеобщего страха. Поэтому те герои, жизнь которых ещё не стала невыносимой, терпят и не хотят бороться. Катерина же лишена всякой надежды на лучшее.

Однако, ощутив свободу, душа героини «рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Именно так Добролюбов объясняет финал пьесы, когда героиня кончает жизнь самоубийством. Критик отмечает цельность и естественность натуры Катерины.

В её характере нет «внешнего, чужого, а всё выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нём и затем срастается с ним органически». Катерина чуткая и поэтичная, у неё, «как личности непосредственной, живой, всё делается по влечению натуры, без отчётливого сознания … ». Добролюбов сочувствует Катерине особенно тогда, когда сравнивает её жизнь до замужества и существование в семье Кабанихи. Здесь «всё мрачно, страшно вокруг неё, всё веет холодом и какой-то неотразимой угрозой … ». Смерть становится для Катерины освобождением. Силу её характера критик видит в том, что героиня смогла решиться на этот страшный шаг. Борис не может спасти Катерину. Он слаб, героиня полюбила его «на безлюдье». Борис похож на Тихона, только он «образованный».

Такие герои зависимы от «тёмного царства». Добролюбов отмечает, что в пьесе «Гроза» присутствует «высота, до которой доходит наша народная жизнь в своём развитии, но до которой в литературе нашей умели подниматься весьма немногие, и никто не умел на ней так хорошо держаться, как Островский». Мастерство драматурга состояло в том, что он сумел «создать такое лицо, которое служит представителем великой народной идеи».

[свернуть]

Действие первое

Изображаемые события происходят летом в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В общественном саду встречаются часовщик-самоучка Кулигин, конторщик Ваня
Кудряш и мещанин Шапкин. Кулигин, человек с поэтической душой и тонким чувством прекрасного, сидит на скамье, восхищается красотой Волги.

Герои видят, как вдалеке купец Савёл Прокофьевич Дикой ругает племянника Бориса. «Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нём и ездит». Шапкин говорит, что некому унять Дикого. На это Кудряш отвечает, что не боится ни грозного купца, ни его ругани.

Появляются Дикой и Борис Григорьевич, молодой образованный человек. Дикой бранит Бориса, обвиняя его в безделье и праздности. Затем Дикой уходит.

Остальные герои интересуются у Бориса, почему он терпит такое обращение. Оказывается, Борис зависит от Дикого материально. Дело в том, что по завещанию бабушки Бориса и его сестры Дикой обязан выплатить им наследство, если те будут с ним почтительны. Борис рассказывает о своей жизни.

Семья Бориса жила в Москве. Родители хорошо воспитали сына и дочь, ничего для них не жалели. Борис получил образование в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Но родители неожиданно скончались от холеры, и дети остались сиротами. Теперь, не имея средств к существованию, Борис вынужден жить у Дикого и во всём его слушаться, надеясь, что тот когда-нибудь выполнит своё обещание и отдаст его часть наследства.

Дикой хотел, чтобы сестра Бориса жила у него, но родственники матери её не отпустили. Кулигин и Борис остаются одни. Борис жалуется, что не привык к такой жизни: он одинок, ему всё здесь чужое, он не знает здешних обычаев, не понимает образа жизни.

Борис в отчаянии восклицает: «Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Кулигин отвечает, что Борис никогда не сможет свыкнуться с грубыми мещанскими нравами местного общества. В городе царят «жестокие нравы», даже дела купцы ведут между собой нечестно, стремясь обмануть друг друга не столько ради выгоды, сколько из злобы.

Кулигин, оказывается, пишет стихи, но боится вынести их на суд публики: «Съедят, живого проглотят.

В частной жизни людей дела обстоят не лучше. Заходит речь о семействе Кабановых, где старая купчиха держит и дела, и всех домашних в своих руках, при этом прикидывается набожной и милосердной.

Оставшись один, Борис сожалеет о загубленной молодости, о том, что влюбился в замужнюю женщину, которая приходит вместе с супругом и свекровью. Борис уходит.
Появляется Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова, прозванная Кабанихой. С ней сын Тихон Иванович, невестка Катерина и дочь Варвара.

Кабаниха упрекает Тихона вне послушании, тот оправдывается. Она учит сына, как надо обходиться с женой, жалуется, что жена Тихону теперь стала милее матери и прежней любви она от него не видит.

Тихон открыто не может возразить Кабанихе, но на самом деле тяготится её нравоучениями. Кабанова уходит. Тихон упрекает жену, учит, как нужно отвечать матери, чтобы та была довольна. Но Катерина не умеет притворяться. Варвара защищает её. Тихон уходит. Девушки остаются. Сестра Тихона жалеет Катерину. Катерина мечтает вырваться
из этой жизни, стать свободной, точно птица. С тоской она вспоминает свою жизнь до замужества.

В отчем доме Катерину не неволили, она жила так, как хотела, в мире и покое. Вставала она рано, ходила на ключ, поливала цветы. Потом шла с матерью в церковь. Героиня вспоминает: «до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду… ».

В доме у них всегда были богомолки и странницы, которые рассказывали, где были и что видели. Тогда Катерина была счастлива. На слова Варвары о том, что и в доме Кабанихи живут так же, Катерина отвечает, что тут «всё как будто из-под неволи».

Катерина вдруг говорит, что скоро умрёт. Её одолевают недобрые предчувствия: « … что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж и не знаю». Катерина говорит, что на душе у неё грех — ведь она другого любит и поэтому страдает. Варвара же не понимает, зачем так себя изводить: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! .. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Когда уедет муж, у Катерины будет возможность без помех встретиться с возлюбленным. Но героиня боится, что после встречи с ним она уже не сможет вернуться домой. Варвара спокойно отвечает, что потом видно будет.

Проходящая мимо барыня, полусумасшедшая старуха лет семидесяти, грозит Катерине и Варваре, приговаривая, что красота и молодость ведут к погибели; при этом она показывает в сторону Волги. Эти слова ещё больше пугают Катерину. Её одолевают недобрые предчувствия о своей трагической судьбе.

Варвара передразнивает барыню, называя её старой дурой: «Вздор всё. Очень нужно слушать, что она городит. Она всем так пророчит. Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут!

Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает». Варваре непонятны страхи Катерины. Вдруг Катерина слышит раскаты грома. Она пугается Божьего гнева и того, что может предстать перед Богом с грехом на душе: «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, — вот что страшно».

Катерина торопится домой, не собираясь дожидаться Тихона. Варвара говорит, что ей нельзя показаться дома без мужа. Наконец Тихон приходит, и все торопятся домой.

Действие второе

Действие открывается диалогом странницы Феклуши и Глаши, служанки в доме Кабановых. Глаша собирает вещи хозяина в дорогу. Феклуша рассказывает девушке небывалые истории о заморских странах. Причём сама она в этих странах не бывала, но много слышала. Её рассказы напоминают небылицы. Глаша удивляется услышанному и восклицает: «Во ещё какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем».

Варвара и Катерина собирают Тихона в поездку. Варвара называет имя возлюбленного Катерины. Это Борис. Варвара предупреждает Катерину об осторожности и необходимости притворяться и скрывать свои чувства. Но притворство чуждо Катерине. Она говорит, что будет любить мужа. Её опять одолевают мрачные предчувствия.

Катерина говорит о своём характере, что способна терпеть до определённого момента, но если её сильно обидят, то может и уйти из дома, что не удержат её никакими силами. Она вспоминает, как в детстве уплыла на лодке, обидевшись на родных, Варвара предлагает Катерине ночевать в беседке, иначе её одну мать не отпустит.

И добавляет, что Тихон только и мечтает уехать, чтобы хоть ненадолго вырваться из-под власти Кабанихи. Марфа Игнатьевна приказывает Тихону дать перед отъездом наставления жене.

Она диктует наставления, а сын повторяет. Он велит Катерине не грубить матери, не перечить, почитать её как собственную мать.

Наедине Тихон просит у жены прощения. Катерина умоляет мужа не уезжать или взять её с собой. Она предчувствует беду и хочет, чтобы Тихон потребовал с неё какую-нибудь клятву. Но он не понимает состояния Катерины. Ему хочется только одного — поскорее уехать из родительского дома и оказаться на воле.

Тихон уезжает. Кабаниха упрекает Катерину в том, что та не любит мужа и не причитает после его отъезда, как должна делать хорошая жена.

Оставшись одна, Катерина думает о смерти и сожалеет, что у неё нет детей. Она собирается заняться до приезда мужа домашними делами, чтобы отвлечься от грустных мыслей.

Варвара достала ключ от калитки в саду и отдала его Катерине. Той кажется, что ключ жжёт ей руки. Катерина в раздумьях: выбросить ключ или спрятать. Наконец она решает оставить ключ и увидеться с Борисом.

Действие третье

Кабаниха и странница Феклуша сидят на скамейке. Феклуша хвалит город Калинов, говоря, что здесь спокойно и хорошо, нет суеты, всё «благочинно».

Появляется Дикой. Он говорит, что величайшее для него удовольствие — обругать кого-нибудь. Кабаниха и Дикой уходят в дом.

Появляется Борис. Он ищет дядю, а думает, как бы увидеть Катерину. Вслед за Борисом появляется Кулигин. Он говорит, что в городе за маской благополучия и покоя скрываются грубость и пьянство. Они замечают целующихся Варвару и Кудряша. Борис подходит к ним. Варвара приглашает его к калитке в свой сад.

Ночью у калитки встречаются Кудряш и Борис. Борис признаётся ему, что полюбил замужнюю женщину. Кудряш говорит, что если женщина замужем, то надо её бросить, иначе она погибнет, людская молва её уничтожит. Потом он догадывается, что возлюбленная Бориса — Катерина Кабанова. Кудряш говорит Борису, что, видимо, это она его на свидание пригласила. Борис счастлив.

Появляется Варвара. Она уводит Кудряша, наказав Борису ждать здесь. Борис взволнован. Приходит Катерина. Борис признаётся Катерине в любви. Она очень взволнованна. Сначала гонит Бориса, потом выясняется, что и она его любит. Борис счастлив, что муж Катерины уехал надолго и можно будет без помех с ней встречаться. Катерину же не покидают мысли о смерти. Она мучается, так как считает себя грешницей.

Появляются Кудряш и Варвара. Они радуются тому, как всё удачно устроилось с калиткой и свиданиями. Влюблённые прощаются.

Действие четвёртое

Горожане гуляют по берегу с видом на Волгу. Собирается гроза. Появляются Дикой и Кулигин. Кулигин просит купца установить на улице часы, чтобы каждый гуляющий видел, который час. Кроме этого, часы будут служить украшением города. Кулигин обратился к Дикому как к человеку влиятельному, который, возможно, захочет сделать что-нибудь на благо горожан. В ответ Дикой только бранит изобретателя.

Кулигин предлагает установить громоотводы и пытается объяснить купцу, что это такое. Дикой не понимает, о чём идёт речь, и говорит о грозе как о каре небесной. Разговор между ним и изобретателем так ни к чему и не привёл.

Встречаются Варвара и Борис. Варвара сообщает, что Тихон вернулся раньше времени. Катерина сама не своя, плачет, боится посмотреть мужу в глаза. Кабаниха что-то подозревает. Борис испуган. Он боится, что Катерина обо всём расскажет мужу, просит Варвару поговорить с Катериной.

Приближается гроза. Начинается дождик. По бульвару гуляют Катерина, Кабаниха, Варвара и Тихон. Катерина очень боится грозы. Увидев Бориса, она совсем пугается. Кулигин успокаивает её, пытаясь объяснить, что гроза не напасть, а «благодать» для природы. Борис уходит со словами: «Здесь страшнее!»

Люди в толпе говорят, что гроза убьёт кого-нибудь. Катерина в панике. Она утверждает, что гроза убьёт её. Появляется сумасшедшая барыня. Её слова о красоте и грехе становятся последней каплей для Катерины: ей кажется, что она умирает, ей видится геенна огненная … Катерина падает на колени перед мужем и признаётся, что десять
ночей гуляла с Борисом. Тихон пытается успокоить жену, он не хочет скандала на людях.

Варвара всё отрицает. Раздаётся раскат грома. Катерина падает в обморок. Кабаниха злорадствует.

Действие пятое

Встречаются Тихон и Кулигин. Когда Кабанов ездил в Москву, он, вместо того чтобы вести дела, все десять дней пил. Кулигин уже слышал, что случилось в семействе Кабановых. Тихон говорит, что ему жаль жену, и побил он её совсем немного, как маменька приказала. Кабаниха же говорила, что Катерину надо живьём в землю закопать.

Но Тихон не жесток с женой, он переживает за неё. Катерина же «плачет да тает как воск». Кулигин говорит, что Тихону пора перестать делать, как прикажет матушка. Кабанов отвечает, что не может, да и не хочет жить своим умом: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью: пусть
маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».

Кабаниха и Варвару довела, что та сбежала с Кудряшом, и никто не знает, где она. Дикой собирается отправить Бориса работать на три года к знакомому купцу, подальше из Калинова. Появляется Глаша. Она говорит, что Катерина ушла куда-то. Тихон беспокоится, считает, что надо её немедленно найти. Он боится, как бы Катерина что-нибудь с собой не сделала.

Катерина одна. Она думает о Борисе, переживает, что опозорила его. Героиня не думает о себе. Она мечтает о смерти как об избавлении от невыносимых страданий, мучается от того, что душу свою погубила. Катерина мечтает хотя бы ещё раз увидеть Бориса.

Появляется Борис. Катерина бросается к нему. Герой говорит, что уезжает очень далеко. Катерина жалуется ему на свекровь и мужа. В доме Кабановых ей стало совсем невыносимо. Борис же волнуется, как бы их не застали вместе. Катерина рада, что смогла ещё раз увидеть любимого. Она наказывает ему по дороге подавать всем нищим, чтобы те
молились за неё.

Борис очень торопится уезжать. Вдруг у него появляются опасения, не задумала ли Катерина сделать с собой что-то плохое. Но она успокаивает его. Борис мучается из-за страданий Катерины и своих собственных, но сделать ничего не может. «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Эх, кабы сила!»

У Бориса даже возникают мысли о смерти Катерины, чтобы та больше не страдала: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!» Герои прощаются. Борис, рыдая, уходит.

Катерина одна. Она не знает, что ей делать и куда идти. «Да, что домой, что в могилу! что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка … как хорошо! Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче!»

Катерина не хочет жить, люди ей противны. Она мечтает о смерти. Убежать не может, потому что воротят домой. И тогда Катерина решает броситься в Волгу. Появляются Кабаниха, Тихон и Кулигин. Они на берегу реки. Тихон боится за жену. Кабаниха его попрекает. Никто не видел Катерину.

Кулигин вытащил мёртвую Катерину из воды и принёс её тело: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судьёй, который милосерднее вас!» Тихон бросается к жене и упрекает мать в том, что она виновата в смерти Катерины: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы … »

Кажется, что он уже не боится Кабанихи. Герой в отчаянии восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

5 / 5. 7

Урок 30. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Цели урока:

Обучающая:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского;
  • рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;
  • выяснить, в чем суть основного конфликта;
  • познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
  • воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

Развивающая: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Оборудование: Мультимедийный экран (презентации биографии Островского и истории создания «Грозы»), таблица, схема жанров.

Ход урока

Эпиграф

Зачем лгут, что Островский «устарел»?
Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик )

I. Мотивация.

–Темой нашего урока будет конфликт между старшим и молодым поколениями, который озвучил известнейший драматург 19 века Александр Николаевич Островский в своем произведении «Гроза». Проблема стара как мир, но тем не менее она актуальна и до сих пор для нас.

Основная цель нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского, а также начать работу над чтением и анализом его произведения «Гроза». В конце урока вы должны будете письменно, а затем устно ответить на следующий вопрос:

II. Изучение нового материала.

1) Сообщение учителя об основных этапах жизни и творчества Александра Николаевича Островского.

Рассказ учителя + презентация биографии Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане. На Слайде вы видите усадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А.Н. Островского.

На слайде Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

Учеба

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию . Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета , однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд , где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей . В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И. Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).

Общественная деятельность

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок . Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов .

Создание народного театра

В 1882 году А.Н. Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: « У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров , а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Особенности стиля Островского (запись в тетерадь):
- говорящие фамилии;
- необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- специфические авторские ремарки;
- роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
- своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- фольклорные моменты;
- параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- значимость первой реплики героя;
- «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- своеобразие речевой характеристики героев.

– Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях. К тому же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра – драма, к которому и относится произведение «Гроза».

Поэтому для начала давайте все же разберем особенности драмы, чтобы понять особенности «Грозы».

Драма – это трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.

У каждого на столе лежит раздаточный материал, давайте обратимся к схеме, в которой анализируется драма (Схема роды и виды литературы). Прочитать особенности драмы.

Так в чем же состоит сложность в восприятии драматического произведения?

Для драмы характерна зрелищность и актерская игра. Также текст разбит на действия и явления, о событиях мы узнаем из реплик героев, авторская речь в пьесе отсутствует. Вот в чем будет заключаться сложность при чтении «Грозы» .

II. Творческая история «Грозы» (подготовленный ученик)

– Фактически каждое произведение имеет свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы», давайте сейчас прослушаем историю создания данного произведения.

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

“С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...

Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.

И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

– В итоге можно сказать, что именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красоты этих мест он и описывает в «Грозе». А как вам история про Клыкову? Здесь Островский уже выступает как ясновидящий.

III. Чтение и анализ действий «Грозы». Ролевое чтение 1 действия пьесы.

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления)

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

– Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?

– Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5–6 явления)

В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.

– Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину. В чём заключается конфликт в пьесе?

– Что значит в устах кабанихи слово «порядок»?

IV. Подведение итогов

– Наш урок подходит к завершению, но на следующем уроке мы продолжим работать по «Грозе», разбирать конфликт, о котором мы только начали говорить сегодня.

В заключении давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа? (обратить внимание на эпиграф ) В чём он был продолжателем традиций русского театра?

Оценивание учащихся.

V. Домашнее задание.

Задание по группам:

1 группа – смысл названия пьесы;

2 группа – охарактеризовать действующих лиц;

3 группа – подобрать примеры для речевой характеристики героев (Кулигин, Дикой, Кабаниха, Феклуша, Тихон, Борис)


Островский Александр Николаевич - Контрольные вопросы к драме А. Н. Островского «Гроза»

Контрольные вопросы с выборочными ответами к драме А. Н. Островского «Гроза»


kontrolnye-voprosy-k-drame-a.-n.-ostrovskogo-grozaконтрольные вопросы с выборочными ответами к драме а. н. островского «гроза»
Где и когда происходит действие драмы «Гроза»? Какие явления русской жизни в ней отражены?

Назовите главных действующих лиц пьесы. Кто кому противопоставлен? Речь идет о борьбе поколений «отцов» и «детей» или о противопоставлении психологии, взглядов, убеждений?

Главные действующие лица пьесы противопоставлены в какой-то степени как люди разных поколений, «отцы» (Дикой, Кабаниха) и «дети» (Катерина, Варвара, Борис, Тихон). Но главное в другом: противопоставляется отношение к жизни, психология охранителей старины, боящихся всего нового, что угрожает их власти, и стремление к свободе личности, освобождению от гнета традиций и семейного гнета, от деспотизма во всех его проявлениях более молодых людей. Но Кулигин, например, не очень молод, а всей душой на стороне Катерины, Тихон,— жертва деспотизма, но и его опора, Борис бесхарактерен и не может отважиться на решительные поступки, Варвара свободолюбива, но не способна бороться честно, в открытую, все у нее «шито-крыто». Вот почему Катерина одинока в «темном царстве» деспотизма и лжи.

Что общего в отношении Дикого и Кабанихи к жизни и людям? В чем различия и чем они вызваны?

И Дикой, и Кабаниха воплощают «темное царство» бессердечия, жестокости консерватизма, деспотизма, произвола. Но Дикой, как мужчина, действует открыто, нагло; он, деспот, скряга, чувствует себя хозяином положения, никого не боится. Кабаниха (даже она!) видит неравноправное положение женщины в обществе. Отсюда ее ханжество и семейный произвол: с чужими она бывает даже елейно-ласковой, «нищих оделяет», а семью, особенно безответного сына (Тихон — тихий), «заела совсем». Она хранительница домостроевских традиций и больше всего боится любого непослушания, любой новизны.

Что мы узнаем о Катерине во время ее первого появления на сцене?

Как складываются отношения в семье Кабановых? Почему Катерина никогда не сможет стать своей в этой семье? Считаете ли вы ее столкновение с Кабанихой неизбежным? Почему?

Какое место в драме занимают Варвара, Тихон и Борис? Виноваты ли они все или кто-либо из них в трагедии Катерины? Почему вы так думаете?

В чем проявились сила характера Катерины, ее свободолюбие? Почему она не смогла ни оправдать, ни скрыть свою любовь к Борису?

В Катерине мы видим и силу, и слабость русского женского национального характера. Сила ее — в честности, цельности натуры, верности своему «Я». Слабость — в религиозных предрассудках, чрезмерной доверчивости, горячности.

Как вы думаете, почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы с ним?

Считаете вы самоубийство Катерины протестом или слабостью? Разделяете ли точку зрения Добролюбова?

Раскройте смысл названия драмы «Гроза». Какова роль картин природы в ней? Что сближает «Грозу» с традициями фольклора?


Домашнее задание

1. После появления комедии «Свои люди - сочтемся!» в литературном мире за Островским утвердилась слава «Колумба Замоскворечья» или «Пржевальского внутренней Азию». Почему?

2. Ответить на вопросы:

Почему комедия из жизни купечества приобретает общечеловеческое звучание?

Отражает ли название комедии сущность ее основного конфликта?

Какие нравственные проблемы подняты в комедии?

Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии симпатии?

Почему пьеса «Свои люди - сочтемся!» имела шумный успех?

4. Индивидуальное задание: Творческая история «Грозы». Смысл названия.

Урок 37. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие

Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

Оборудование: тексты пьесы, репродукция картины И. И. Левитана «Вечер. Золотой плес», аудиозапись явлений пьесы, иллюстрации.
Ход урока

Слушаем ответы на вопросы домашнего задания.
II. План урока

1. Творческая история драмы «Гроза».

2. Тема, идея, конфликт пьесы.

3. Композиция пьесы, жанр.
III. Беседа по первому восприятию пьесы и слово учителя

Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно за помнилось, почему?

О чем это произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский?

Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.
^ IV. Сообщение ученика «Творческая история драмы «Гроза». (см. дополнительный материал)

Какие события, наблюдения, переживания автора отразились в содержании пьесы?
^ V. Лекция учителя и беседа о жанре и композиции пьесы

1. Лекция

Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее тема? Идея?

В чем заключается конфликт?

Попытаемся понять, как отвечают на эти вопросы литературоведы.

«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт - Катерины и Бориса с окружающей их средой - объединяет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем:

а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;

в) рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.;

д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.
2. Беседа

Какова композиция пьесы?

(Экспозиция - картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. I, явл. 1-4).

Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).

Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса - и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец д. IV. Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (д. V, явл. 4).

Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7).

Каково жанровое своеобразие пьесы «Гроза»?

(По всем признакам жанра, пьеса Гроза - трагедия, так как конфликт между героями приводит трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин.

^ Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчеркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий.)
Домашнее задание

1. Пересказ лекции.

2. Учебник. Пересказ «Творческая история «Грозы».

3. Опережающее задание. Учить наизусть на выбор отрывки:

Д I, явл. 3 Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, …Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копеечку».

Д. I, явл. 7. Катерина: «Какая я была резвая!... Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю». (Без слов Варвары).

Д. III, явл. 3. Кулигин: «Вот какой, сударь, у нас городишко... Да вот пара!»

5. Индивидуальное задание: Сообщение «Город Калинов и его обитатели, острая сатира на купечество».
^ Дополнительный материал к уроку

Творческая история пьесы «Гроза» 1

«По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело».

«В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове - точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

«Год 1859 скрыт от биографа Островского плотной пеленой. В тот год он не вел дневника и, кажется, совсем не писал писем... Но кое-что восстановить все-таки можно. «Гроза» начата и пишется, как видно по пометкам в первом действии черновой рукописи, 19 июля, 24 июля, 28 июля, 29 июля- в разгар лета 1859 года. В Щелыково Островский еще регулярно не ездит и, по некоторым данным, проводит жаркое лето под Москвой - в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актеры Малого театра и их литературные друзья.

Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, веселая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер. Косицкая «сводила с ума» не одного Островского, когда начинала петь задорные или лирические народные песни.

Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов. В ее «холопской речи» (так пренебрежительно охарактеризовала манеру говорить Косицкой графиня Ростопчина) Островский почувствовал свежий источник для своего творчества.

Встреча с Островским окрылила Косицкую. Грандиозный успех первой постановки пьесы «Не в свои сани не садись», выбранной Косицкой для бенефиса, открыл широкую дорогу драматургии Островского на сцену.

Из двадцати шести оригинальных пьес Островского, поставленных в Москве за период с 1853 года по год смерти Косицкой (1868), то есть за пятнадцать лет, она участвовала в девяти.

Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины.

В октябре 1859 года на квартире Л. П. Косицкой Островский прочел пьесу актерам Малого театра. Актеры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Островский заранее отдал Косицкой. На Варвару прочили Бороздину, на Дикого - Садовского, Тихона должен был сыграть Сергей Васильев, Кабаниху - Рыкалова.

Но прежде чем репетировать, надо провести пьесу через цензуру. Островский сам поехал в Петербург. Нордстрем прочел драму так, как если бы перед ним лежало не художественное сочинение, а шифрованная прокламация. И заподозрил, что в Кабанихе выведен... покойный государь Николай Павлович. Островский долго разубеждал испуганного цензора, говорил, что никак не может поступиться ролью Кабанихи...

Пьесу получили из цензуры за неделю до премьеры. Впрочем, в те времена сыграть пьесу с пяти репетиций никому не казалось диковинкой.

Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актеры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859».

«Ученый мир России довольно быстро подтвердил высокие достоинства пьесы: 25 сентября 1860 года правление Российской академии наук присудило пьесе «Гроза» Большую Уваровскую премию (эту премию учредил граф А. С. Уваров, основатель Московского археологического общества, для награждения самых выдающихся исторических и драматических произведений)».

Урок 38. Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV

Цель урока: проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей.
Ход урока

^ I. Проверка домашнего задания
II. Беседа

Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Тихон, Катерина, Кулигин и другие.

Где и когда разворачиваются события?
^ IV. Слово учителя

С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского - драматурга. Первое действие проходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плес». Вот что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы: сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.

Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.
^ IV. Работа с текстом пьесы

О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?
Задание.

Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

(Дикой - дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.)

На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает силу - это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость - вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

Какова же жизненная позиция Кулигина?

(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

(Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?

О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

(По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)

О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1?

Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

Как речь Феклуши отражает ее характер?

(Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».)

Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности ее речи.

Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

(Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые по рядки. Автор показывает, насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

(Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т. к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...»).)

Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о правах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.
Задание.

Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову

(Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.)

А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?

Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?

На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

(Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то...». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.)

Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

(Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа - потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»).

Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

(Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову‚ за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»)

Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

Д. IV явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

(Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.)

Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

(Во время разговора дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.)

Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

(Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.)
Задание.

Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?

Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие?

Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?

Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?

В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?