» » Две главные заповеди. Основные евангельские заповеди

Две главные заповеди. Основные евангельские заповеди

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги , и в пятой главе .

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. ()

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии - секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

  1. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Новый Завет

Главная заповедь Иисуса Христа - любовь к Богу и ближнему

Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь, в Царстве Божием. Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а другие, чтобы найти против Него обвинение.

Так вот, однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?"

Иисус Христос ответил ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ".

Это значит: все, чему учит Закон Божий, о чем говорили пророки, все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть: все заповеди закона и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви. Так, например, если мы любим ближнего, то мы его и не можем обидеть, обмануть, тем более убить, или ему позавидовать, и, вообще, не можем пожелать чего-либо худого ему, а, наоборот, жалеем его, заботимся о нем и готовы жертвовать для него всем. Потому Иисус Христос и сказал: "Другой большей заповеди, чем эти две, нет " (Марк. 12 , 31).

Законник сказал Ему: "хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что любить Бога от всей души и любить ближнего, как самого себя, есть больше и выше всех всесожжений и жертв Богу".

Иисус же Христос, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: "недалеко ты от Царствия Божия".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 23 , 35-40; от Марка, гл. 12 , 28-34; от Луки, гл. 10 , 25-28.

Десять заповедей Божиих

И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря (книга Исход, гл.20):

1. Я, ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ; ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ.

Грехи против этой заповеди: безбожие, суеверие, гадание, обращение к «бабкам» и экстрасенсам.

2. НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ КУМИРА И НИКАКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОГО, ЧТО НА НЕБЕ ВВЕРХУ, И ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, И ЧТО В ВОДЕ НИЖЕ ЗЕМЛИ; НЕ ПОКЛАНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ.

Кроме грубого идолопоклонства, есть и более тонкое: страсть к приобретению денег и различного имущества, объядение, гордость. «Любостяжание есть идолослужение » (послание апостола Павла к Колоссянам, гл.3, ст.5).

3. не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Напрасно – значит, без нужды, в разговорах пустых и суетных.

4. помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему.

В Церкви Христианской празднуется не суббота, а день воскресный. Кроме этого, надо соблюдать и другие праздники и посты (они отмечены в церковном календаре).

5. почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

6. не убивай.

К этому греху относятся также аборты, нанесение ударов, ненависть к ближнему: «Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца » (1е Соборное послание апостола Иоанна Богослова, гл.3, ст.15). Есть убийство духовное – когда кто совращает ближнего в неверие и грехи. «Отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям своим, суть чадоубийцы, убийцы собственных детей » (свт. Иоанн Златоуст).

7. не прелюбодействуй.

Грехи против этой заповеди: блуд (плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве), прелюбодеяние (супружеская измена) и другие грехи. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют » (1-е послание апостола Павла к Коринфянам, гл.6, ст.9). «Плотское вожделение у людей целомудренных путем силы воли держится в рабстве и послабляется только в целях деторождения» (свт. Григорий Палама).

8. не кради.

9. не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Не только греховные дела, но и худые желания и помышления делают душу нечистой пред Богом и его недостойной.

Господь Иисус Христос повелевал для получения жизни вечной сохранять эти заповеди (Евангелие от Матфея гл.19, ст.17), учил понимать и исполнять их совершеннее, нежели до Него их понимали (Евангелие от Матфея гл.5).

Суть этих заповедей Он изложил так:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и большая заповедь. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Евангелие от Матфея, гл.22, ст.37-39).

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

(отрывок из Нагорной проповеди — Евангелие от Матфея, гл.5) с комментариями из «Катехизиса» святителя Филарета (Дроздова)

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста свои, учил их, говоря:


1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Быть нищим духом значит понимать, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати. Это добродетель смирения.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Под словом плач понимается здесь печаль о грехах, которую Бог облегчает благодатным утешением.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кротость – тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Это те, которые как пищи и питья алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Дела милости телесные: голодного накормить, дать одежду нуждающемуся, посетить находящегося в больнице или в тюрьме, принять странника в дом свой, участвовать в погребении. Дела милости духовные: обратить грешника на путь спасения, подать ближнему полезный совет, молиться за него Богу, утешить печального, от сердца прощать обиды. Кто так поступает, тот получит помилование от вечного за грехи осуждения на Страшном Суде Божием.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Сердце становится чистым, когда человек старается отвергать греховные мысли, пожелания и чувства и принуждает себя к непрестанной молитве (например: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Здесь Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собою, но требует еще более, — именно того, чтобы мы примиряли несогласия и других. «Будут наречены сынами Божиими», так как и дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Под правдою здесь понимается жизнь по заповедям Божиим; значит, блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрые дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять оскорбления, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную православную веру.

«Хотя Христос различно описывает награды, но всех вводит в царство. И когда Он говорит, что плачущие утешатся, и милостивые будут помилованы, и чистые сердцем узрят Бога, и миротворцы назовутся сынами Божиими, — всем этим Он означает не что иное, как царство небесное» (свт.Иоанн Златоуст).

Другие заповеди Божии (из Евангелия от Матфея):

Всякий, гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 21).

Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28).

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Просите, и дано будет вам; ищете и найдете; стучите и отворят вам (Мф. 7,7) – заповедь о молитве .

Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13-14).

Это Закон Божий, который был открыт и передан людям через Иисуса Христа, Сына Божьего, Мессию.

Последний Закон Божий.

Почему так говорят?

Потому, что другого Завета Господь не даст до конца света.

Внутренний Закон, закон совести, ибо он опирается на внутренние мотивы нашей внешней деятельности.

Тогда, что такое в целом Закон Христа?

Это новый, последний, внутренний закон Божий, самый совершенный и единственный закон спасения.

В чем различие внешнего Закона, данного через Моисея, и внутреннего закона, данного через Иисуса Христа?

Закон Моисея дан как подготовительный Закон для одного малого пасомого народа, а Закон Иисуса Христа дан всем народам земли, которые связаны между собой в единую духовную семью Божию бесценной Кровью Самого Христа.

5.1. Две величайшие заповеди Нового Завета

Какие две величайшие заповеди Христа есть в Новом Завете?

Первая заповедь Нового Завета:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» ()

И вторая заповедь, подобная первой:

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ().

Кроме того, Он сказал: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» (). спрашивает каждого из нас: «Любишь ли ты Меня?», как Он спрашивал апостола Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня» (). И апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» ().

Что тогда можно сказать о нашей любви к другим людям?

Точно так же, как мы любим Бога через Иисуса Христа, так же мы любим и людей через Иисуса Христа.

Служит ли наша любовь к Иисусу Христу основанием нашей любви к Богу и к людям?

Разумеется, так, ибо если мы любим Христа, воплотившего в Себе любовь, то мы любим и всех, кого Он любит и за кого Он умер. Таким образом, обе заповеди Нового Завета обязывают нас любить Иисуса Христа, возлюбленного Посредника между Богом и людьми. Без любви к Нему наша любовь к Богу и к людям не будет полной и истинной.

Что еще говорится в Новом Завете о любви?

Поистине, много. Например, наше знание о Боге зависит от нашей любви к Богу, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что есть любовь» (). Или еще: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (), а где нет страха, там воцаряется мир.

Что является видимым выражением нашей любви к Богу?

Молитва и исполнение воли Божией.

В чем на практике выражается наша любовь к ближнему?

В благотворительности, то есть делах милосердия, поступках и мыслях, словах и молитвах о ближних во имя Господа нашего Иисуса Христа и Его ради.

5.2. О молитве

Что такое христианская молитва?

Это способ нашего соприкосновения с Богом, через которое мы выражаем свою веру, надежду и любовь.

Какие бывают молитвы?

Внутренняя молитва

Наружная молитва

Личная молитва

Соборная молитва

Как можно молиться непрерывно?

Молиться непрерывно можно умною молитвой, то есть внутренней. Можно про себя воссылать к Богу свои неслышные молитвы даже в пути или во время работы, благодаря Его, восхваляя Его или взывая к Его помощи.

Почему мы не говорим «Отче мой»?

А есть ли еще причина, по которой мы можем называть Бога своим Отцом?

В этом обращении кроется великий смысл братской любви. Христос желает, чтобы мы любили друг друга, как братья. Кроме того, только те которые признают единого отца, могут считаться братьями.

Почему мы не называем Бога «Творец наш»?

Почему мы говорим: как на небе?

Потому, что на небесах Ангелы и Святые всем сердцем своим, полным радости, покоряются воле Божией. Божья воля есть их воля, и это делает их счастливыми. Вот почему мы молим об этом и для нас на земле.

Четвертое молитвенное прошение

Каково четвертое прошение в молитве Господней?

Хлеб наш насущный дай нам на сей день.

Во-первых, этим прошением мы высказываем свою уверенность, что без Божьего всемогущества и милосердия мы не сможем прожить и дня. Во-вторых, понимая, что мы можем во всякий день умереть, мы просим спасти нас от безумных желаний копить богатство для жизни в необозримом будущем, в то время как наши ближние могут умирать от голода, не имея даже хлеба, чтобы существовать. Другими словами, мы молим Господа дать нам ровно столько, сколько нам нужно, ни больше и ни меньше.

О каком хлебе здесь идет речь?

Здесь имеется в виду как материальная, так и духовная пища, которую мы не можем получить без Божией благодати и милосердия. Материальный хлеб растет на земле, а духовный приходит с неба. Первый нужен для тела, а второй – для души. О материальном хлебе сказал, что (), а о духовном хлебе Он говорил: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (). Итак, хлеб, нужный нам для существования, есть сам Христос, а другой хлеб – лишь дополнение к тому хлебу.

Пятое молитвенное прошение

Каково пятое прошение в молитве Господней?

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

Какое желание выражаем мы этим прошением?

Мы просим Бога помочь нам сдержаться и простить ближним прегрешения их, сделанные против нас, как и Он мог бы простить нам наши грехи. Сказано было Его устами: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ().

Шестое молитвенное прошение

Каково шестое прошение в молитве Господней?

И не введи нас в искушение.

Какое желание выражаем мы этим прошением?

Мы молим Бога помнить о наших человеческих слабостях и не насылать на нас тяжкие беды ради нашего утверждения в вере и не позволить диаволу искушать нас в несчастиях.

В чем различие между Божьим испытанием и диавольским искушением?

Различие поистине огромное. Когда Господь попускает нам разные страдания, Он поступает так с намерением укрепить наши добродетели, подобно тому, как в огне закаляют сталь. Диавол же, наоборот, искушает нас каким-либо грехом или позором с намерением сделать нас еще хуже, слабее, дурнее, чтобы, в конце концов, полностью отвести от Бога и совсем погубить.

Седьмое молитвенное прошение

Каково седьмое прошение в молитве Господней?

Но избавь нас от лукавого.

Какое желание выражаем мы этим прошением?

Мы молим Бога освободить нас от дурных дел и от нехороших людей. Мы как бы молимся: «Сохрани нас, от дурных дел и защити от самого опасного врага».

Кто самый опасный враг?

Сатана. Все греховные мысли и дурные поступки, от них происходящие, исходят от сатаны Вот почему этим прошением мы молим Господа, Который есть свет и любовь, избавить нас от врага, который сам по себе есть тьма и ненависть.

Славословие

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

ПОСТИТЕСЬ. Пост держите пред Богом, а не пред людьми. «Явись постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ().

ЗАБОТЬТЕСЬ О ДУШЕ. Необходимо заботиться и о теле, и о душе, причем по-разному. Душа отличается от тела, и ей нужна иная пища, другие одежды и другой свет, ибо, как сказал Иисус: «не хлебом одним будет жить человек» ().

БЕРЕГИТЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ ДУШИ. Целостностью души определяется сила и мир душевный, а поделенная душа означает слабость и погибель, ибо всякий «дом, разделившийся... в себе, не устоит» (). Господь говорит также: «никто не может служить двум господам... не можете служить Богу и маммоне» ().

УПРАВЛЯЙТЕ МЫСЛЯМИ И ЧУВСТВАМИ. Добрые мысли суть семя для добрых дел. Господь Всевидящий знает все наши мысли и предостерегает, что дурные мысли оскверняют человека, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства» (). Поэтому необходимо постоянно следить за своими мыслями и совершенствовать свою душу.

НЕ ДАВАЙТЕ ВОЛИ ЯЗЫКУ. Помните, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ().

ИЗБЕГАЙТЕ ЛИЦЕМЕРИЯ И ПРИТВОРСТВА. Вспомните слова Иисуса ученикам, а значит, и нам: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» ().

ВЕРУЙТЕ, КАК ДЕТИ. Станьте искренними, доверчивыми и скромными, как дети, ибо, «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ().

БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ И СТОЙКИ. Выдержав все тяготы в исполнении заповедей Божьих, вы наверняка спасете душу, ибо «претерпевший до конца спасется» ().

ОБУЗДЫВАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНОСТЬ в еде, питии и других потребностях. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ().

БЕЗУСЛОВНО ВЕРЬТЕ во всемогущество и милосердие Иисуса Христа. Не бойтесь, но веруйте. Запомните, что надежда и любовь без твердой веры – что дом без фундамента.

БЛАГОДАРИТЕ БОГА за все. Даже если Господь подал вам малую толику, но вы благодарны и за это, Он преумножит дары Свои, как умножил пять хлебов.

СЛАВОСЛОВЬТЕ ГОСПОДА. Не ищите славы у людей, но восславьте Бога. Чем больше вы отдаете, тем больше получите. Говорите вслед за Пресвятой Богородицей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» ().

5.5.2. Совершенствование отношений с людьми

ТВОРИТЕ МИЛОСТЫНЮ ТАЙНО. «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры... чтобы прославляли их люди, …пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ().

ПОДАВАЙТЕ БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЯ. «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (). Подавайте все во имя Христа и братства ради.

ЛЮБИТЕ ВРАГОВ. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (). Другого пути к единению с Христом и установлению мира и братства – нет.

ТВОРИТЕ ДОБРО ЛЮДЯМ. Как? Точно так же, как вы хотели бы, чтобы люди поступали с вами, ибо в этом закон и пророки (). Эта заповедь идет после двух великих заповедей Христа.

ПРОЩАЙТЕ БРАТУ ВО ХРИСТЕ. «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь – прости ему» ().

БУДЬТЕ СКРОМНЫ. Христос был рожден в хлеву. Почему же тогда мы боремся за высшие почести и первые места? «Садись на последнее место... ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» ().

СОЧУВСТВУЙТЕ ГРЕШНИКУ. Это способ помочь им исправиться. Высмеивание и осуждение не принесут ему пользы. Христос считал таких людей больными. Он посещал их (как, например, Закхея), ел с ними, сердечно беседовал с ними. Поэтому Ему удавалось вернуть им духовное здоровье и человеческое достоинство.

ПРИМИРИТЕСЬ С ВРАГОМ. Перед тем, как отправиться в церковь или в суд, христианин должен попробовать примириться со своим недругом.

ОТВАЖНО ИСПОВЕДУЙТЕ ХРИСТА ПРЕД ЛЮДЬМИ. «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей» ().

БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕ-ХРИСТА. В последние времена безбожники и враги Христа провозгласят себя или другого опасного лжеца «Христом». Предвидя это, Господь напоминал: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я... не ходите вслед их» ().

ВОЗДАВАЙТЕ ПО ЗАСЛУГАМ. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (). Это значит: отдайте мирским властям то, что принадлежит миру, а Богу – дары духовные. Как на монетах выбит профиль кесаря, так и на душе человеческой есть лик Божий.

БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ. «От всякого, кому дано много, много и потребуется» () либо в здоровье, либо в богатстве, либо в знании, либо в почестях. Если вам дано мало, то от вас мало и потребуется. Божия правда определенна и совершенна. Не умно восставать против таких законов.

БУДЬТЕ ГОТОВЫ СЛУЖИТЬ. Прислуживание облагорожено от Христа и через Христа, поэтому добровольные слуги во имя Божие – это новая элита. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (). "Если Я ваш «Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример» ().

БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ЖЕРТВЕ, причем не только материальными вещами, но и жизнью своей ради Христа, Который пожертвовал Собой ради нашего вечного спасения. «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих» (). Вы можете иметь множество друзей, но самым близким другом должен быть только .

НАДЕЙТЕСЬ, не теряйте христианского оптимизма в жизненных испытаниях. Во всех бедах, несчастьях, страданиях, даже в муках или на пороге смерти христианин полон надежды, ибо помнит слова Христа:

«Велика награда ваша на небесах» ();

«Не бойтесь убивающих тело , ибо душу они не смогут убить» ();

«Я победил мир» ();

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ().

Многие слышали про заповеди Иисуса Христа, заповеди блаженства. Многие знают, что их всего девять. Но какие они? Чему они учат? Чем заповеди блаженства отличается от , который даны были ? Подробнее об этом Вы сможете узнать из статьи!

Заповеди Иисуса Христа

Девять заповедей блаженства

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?

Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).

О чем говорится в заповедях блаженства?

В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Блажени – счастливы. Нищий духом – унижающие себя. Яко – потому что.

В ней говорится о том, что нищии духом , т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

Тии – те.

В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии , т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.

Третья заповедь Божия:

Кротцыи – кроткие, смиренные.

Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Четвертая заповедь блаженства:

Алчущий – хотящие есть. Жаждущий – хотящие пить. Правда – оправдание, добро.

В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды , т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.

Пятая заповедь блаженства:

В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

Шестая заповедь блаженства :

Узрят – увидят.

Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.