» » Эдуард Шендерович. Про битвы и сражения

Эдуард Шендерович. Про битвы и сражения

Эдуард Шендерович. Про битвы и сражения. - М.: Самокат, 2013.


Аннотация:
Настоящая детская поэзия от Эдуарда Шендеровича: яркие, веселые и запоминающиеся стихи для мальчиков (и девочек тоже) всех возрастов.

Трибуны ликуют
и справа, и слева.

И тут же король
и его королева

к себе подзывают
одетого в латы

усатого рыцаря
в шлеме помятом.

И хором с принцессой
ему говорят:

«Послушайте, рыцарь,
Вы бравый солдат!

Отваги и силы
пример из примеров!

Отныне и вечно
Вы будете сэром!!!»

А он его “Бах-Трах”, а тот его “Трах-Бах”. А эти двое шпагами в воздухе “Вжик-перевжик”. А эти-то сначала “Чах-щах!”, а вдогонку “Чих-щих!” И если спросите, что со мной случилось, отвечу – замечательная книга стихов Эдуарда Шендеровича “Про битвы и сражения”.
В небольшой по объему книге (толстый переплет и замечательные иллюстрации) встретились несколько забияк: рыцари, пираты, мушкетеры, гладиаторы, самураи и ковбои. Не обошлось без рубки, фехтования, стрельбы. Пролилась кровь. Но никто не умер.

Издательство детской литературы “Самокат” – тот уникальный случай, когда я могу не задумываясь брать любую их книгу, точно зная – будет хорошая, даже великолепная. Сборник стихотворений о бузотерах и милитаристах не оказался исключением. Супер-стихи идут в комплекте с супер-иллюстрациями, и так и хочется продолжить их еще одним измерением – разыграть сценкой и тем самым выпустить в жизнь. Пока я тешусь тем, что читаю их сыну с интонацией, пытаясь говорить за таких разных персонажей и озвучивать клинки: рычать за пирата, кричать за попугая, шелестеть самурайским мечом или гранмерсирничать за мушкетеров (лебезить и сюсюкать за их дам сердца тоже приходится). Такие уж замечательные эти стихи – образные, яркие, динамичные. Живые, пляшущие, и не такие уж простые, как могут показаться на первый восхищенный взгляд. А, ладно, читайте сами:
“Маленький римский мальчик кричит “Я тоже хочу туда!”
Взрослая римская мама говорит ему: “Ерунда!
Гладиаторы умирают, чтобы развлечь народ!
А ты будешь легионером! И никто тебя не убьет!
И мальчик твердит: “Конечно! Рим будет вечным вечно!
Мама, клянусь Венерой! Я стану легионером!”

“И так не выходит и сяк не идет,
Они даже пробуют наоборот -
сначала “чах-щах!” – а вдогонку “чих-щих!!”
Бросают мечи и дерутся без них!

Ногами лягаются! Бьют кулаками!
За шеи хватают друг друга руками!
И тянут! И душат!
Но не умирают вечно грозные самураи!

Вот ночь наступила и звезды зажглись,
Солдаты по семьям давно разошлись,
А два самурая, как два муравья,
В смертельных объятьях все так же стоят.

Один богмол, а другой стрекоза – насекомо вылупили глаза.
А с неба их светом ласкает луна – вершина горы в этом свете видна,
Летучие мыши проносятся стаей и птицы ночные, как тени летают.

И если вы будете на востоке,
Около Фудзи, или около Токио,
В поле, где нет никогда ни души,
В свете луны и в полночной тиши,

Там у ручья, чей изгиб как змея -
Два самурая все так же стоят.
Бьются друг с другом и не умирают –
Вечные воины самураи!”

“А джек говорит:
“Билл, ведь ты меня не убил!”
И Билл отвечает:
“Джек, я ж все-таки человек!
Ведь если за каждым гнаться,
то с кем мне потом стреляться?!”

Так что, давайте будем вот такими человеками и вечно живыми воинами самураями. И пиратами. И попугаями. И рыцарями. И, само собой – принцессами. И даже можно время от времени вломить. Ну так, чтобы шлем помять. А то кому ж в следующий раз забрало ломать?

У моего трехлетнего сына в игрушках 4 меча, 4 пистолета, 2 автомата и 3 лука (стрелы, правда, только две). Со всем этим добром он, порой, не расстается даже в кровати. Понимаете, что эта книга просто необходима в нашем арсенале?

Эдуард Шендерович – человек многочисленных и разнообразных талантов: поэт, философ, филолог, предприниматель. И ко всему этому – успешный инвестор, основатель и управляющий директор управляющей компании Kite Ventures. Вполне возможно, что именно совмещение различных и с виду противоречивых способностей позволяет ему инвестировать в нужные проекты, в нужное время и нужными суммами. На своей лекции для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Эдуард Шендерович рассказывал азы непростого искусства инвестирования.

«Где взять инвестиции?», - с этого вопроса Эдуард Шендерович начал свою лекцию. Для ответа на вопрос он обратился к примеру собственной компании: «Осенью мы запустили венчурный фонд Kite Ventures и на данный момент уже инвестировали в два проекта, мобильный сервис и игровой. И еще два проекта находятся сейчас на стадии рассмотрения. У нас средних размеров венчурный фонд, поэтому по мне можно увидеть, чем занимается средний венчурный капиталист. Меня привлекает возможность инвестировать в проекты от 1 миллиона и выше. В то же время с фонда в 30 миллионов я не могу инвестировать больше, чем в 10-12 проектов. Тут надо заметить, что любой фонд строиться так, что есть конкретное количество денег в самом фонде, часть которых расходуется на управление. Из размеров фонда выстраиваeтся и инвестиционная стратегия. Затраты на управлениe, в целом, всегда пытаются сократить, чтобы максимизировать доступный инвестиционный капитал».

Любой инвестиционный фонд выбирает проекты для вложения среди множества заявок. В своей лекции управляющий директор Kite Ventures коснулся схемы этого процесса и критериев оценки проектов.

«Чтобы описать процесс определения проектов для вложения инвестиций часто используется метафора: ракета Дрейпера. Имеется в виду Тим Дрейпер, значимый венчурный капиталист, основатель фонда DFJ. К примеру, вначале приходит в фонд 30000 заявок. Встречаются с владельцами только 800 из них. Затем ведутся дальнейшие переговоры – со 100-150 проектами. А финансируются лишь 10-12 из всего объема рассмотренных проектов. Причем в дальнейшем лишь один из проинвестированных проектов принесет значительный доход. Безусловно, это идеальная картина. В России ситуация несколько различается от описанной. Здесь не так много проектов и сложно найти даже 1000 для рассмотрения. К примеру, с 1 ноября до 1 декабря я встретился с представителями лишь 20-ти компаний. Конечно, уменьшение числа проектов зависит и от кризиса. Кстати, здесь радует, что уменьшение количества проектов сопровождается увеличением их качества.

При принятии решений об инвестировании мы рассматриваем проекты по трем критериям.

1. Люди
2. Продукт
3. Рынок

На мой взгляд, главным критерием среди перечисленных является рынок. Компания может приносить деньги только в том случае, если она действует на рынке, где эти деньги есть. Либо может получать деньги из других рынков. Поэтому в любом случае надо ясно представлять, каким образом продукт будет делать деньги на определенном рынке. Для иллюстрации расскажу о двух схожих продуктах: ЖЖ и MySpace. Когда мы основали SUP, деятельности компании началaсь с покупки части ЖЖ у компании Six Apart. Это было хорошее начало с той точки зрения, что мы громко заявили о себе. Возможно, было много различных ошибок в начальный период работы. Но главным было то, что блоги очень сложно монетизируются. Не только ЖЖ и не только в России, а в целом по рынку. Есть конечно и исключения, но скорее только в определенных вертикальных сегментах. ЖЖ изначально задумывался создателем как некоммерческий проект – это был маленький кустарный бизнес, не рассчитанный на рынок, созданный для друзей. И когда он стал неинтересен – проект был продан. В отличие от ЖЖ, MySpace изначально задумывался как коммерческий проект продукт, целью которого являлось получение денег. Сейчас он значительно разросся и является достаточно прибыльным бизнесом. Очевидно, что идеи у ЖЖ и MySpace были схожими, но различался подход к рынку. Это и определило дальнейшее развитие этих проектов».

В инвестировании важен не только вопрос «в кого инвестировать», но и вопрос «когда инвестировать». Поэтому отдельно Эдуард Шендерович рассказал об этапах для инвестирования.

«Есть различные стадии инвестирования компаний и тут, как говорил Чарли Чаплин, перефразируя Шекспира, «важны входы и выходы». Когда инвестировать? Есть классический график развития компаний, на котором выделяются этапы запуска проекта – когда ничего неизвестно, роста, стабильного существования и стагнации/падения. Большинство инвесторов входят на этапе начала роста и выходят по его окончанию. Выход крайне важен при инвестировании. Сейчас, когда выход на IPO для компаний практически закрыт, практически единственным способом выйти является продажа компании. Продажа происходит тогда, когда инвестор видит, что рост компании замедлился и прибыльнее вкладываться в другие проекты».

Ответив на вопрос «куда» и «когда», инвестор отвечает на вопрос «сколько».

«Не менее важный вопрос: сколько инвестировать? Самый популярный способ для определения этого – договорной, когда обе заинтересованные компании совместно оценивают проект. При этом обычные финансовые методы тут не применимы. Поэтому в Силиконовой долине был изобретен специальный метод – венчурный. Оценка по нему проводится следующим образом.

1. Приблизительно прогнозируется стоимость компании на выходе, то есть после истечения периода инвестирования.

2. Определяется некий «процент риска» x (в долях от единицы), который показывает вероятность того, что проект может «не выстрелить».

3. Реальная стоимость компании рассчитывается как отношение прогнозируемой стоимости к сумме (1 + x) в степени n, где n – число лет в периоде инвестирования. Конечно, этот метод не точен и субъективен, но он позволяет иметь хоть какую-то оценку».

В ходе проведения лекции Эдуард Шендерович ответил на ряд вопросов.

- Что вы думаете о монетизации проекта «Одноклассники»?
- С ними сложилась интересная ситуация. Сначала это был сервис, сделанный по подобию Classmates. Затем они начали использовать другую схему и технологию, разработанную одной латышской компанией. Когда они поняли, что у них много трафика, они начали пытаться монетизировать его. И сейчас делают это, надо признать, достаточно успешно. На прошлом КИБе Альберт (Попков) говорил, что за 2008 должны зарабoтать 25 миллионов. Не могу судить, насколько верна эта цифра, но то, что они зарабатывают немало хотя бы на тех платных сервисах, которыми увешана каждая учетная запись, несомненно.

- Идеальный инвестор – это пессимист или оптимист?
- Конечно, инвестор должен быть оптимистом. Иначе он не будет вкладывать деньги в те проекты, которые только начинают развиваться.

- Какова, по вашему мнению, основная ошибка стартаперов при попытке получить инвестиции?
- Мне кажется, главная ошибка тут – прийти слишком рано. Ведь у стартапера будет только один шанс.

Скриншот выпуска проекта «Русские норм»

Эдуард Шендерович, выступивший сооснователем компании SUP, которая купила «Живой журнал», в начале 2010-х годов инвестировал в стартап Delivery Hero, стоимость которого достигает $7 млрд. А проект Шендеровича Knotable оценили в $500 млн. Предприниматель в интервью проекту «Русские норм» рассказал о своих проектах в Соединенных Штатах и сотрудничестве с российскими инвесторами и олигархами.

После ухода из SUP Шендерович в 2008 году создал венчурный фонд Kite Ventures. Тогда он познакомился с предпринимателем Лукашем Гадовским, который тогда создавал компаниюTeam Europe (должна была заниматься клонированием других компаний). В этот момент на рынке работали компании по доставке еды. Поэтому Гадовский запустил в Германии отдельный бизнес, который назывался Lieferheld и создал Delivery Hero.

Чтобы привлечь деньги на проект, Шендерович пришел к российскому инвестору Леониду Богуславскому, с которым его познакомил Йован Марьянович. Тогда Богуславский продал часть своего пакета поисковика и мог расширять свою деятельность. «И мы с ним стали смотреть на разные компании и инвестировали», - сообщил Шендерович.

Эдуард Шендерович

предприниматель

«Мы инвестировали в тогда еще две разные компании - немецкую компанию Lieferheld и Delivery Hero как международную компанию. Мы инвестировали в обе компании, поэтому они слились и получилась компания больше. И после этого мы начали действительно заниматься покупками других рынков».

Сейчас Delivery Hero работает на 47 рынках. А после размещения компании на бирже в 2017 году стоимость проекта оценивают в $7 млрд. «Она сейчас крупнейшая интернет-компания в Европе. Если не брать в расчет „Яндекс», - заявил Шендерович. В Delivery Hero также инвестировал Гавриил Юшваев, имя которого появилось в СМИ после конфликта со стрельбой между его телохранителями и сотрудниками охраны авторитетного бизнесмена Дмитрия Павлова 17 ноября.

Шендерович рассказал, что Юшваев инвестировал в сервис по заказу такси Lyft, разработчика программного обеспечения Domo, а также в медицинские компании. Сооснователь SUP рассказал, что он научился у Юшваева быстрее принимать решения. Шендерович рассказал, что он достаточно тесно сотрудничал с группой Invest AG, у которой находятся деньги основателей Evraz Александра Фролова и Александра Абрамова. По его словам, ему удается объяснить получение средств даже если российских инвесторов называют олигархами или силовыми предпринимателями.

Эдуард Шендерович

предприниматель

«Если и возникают вопросы, то можно объяснить, предоставить какие-то бумаги. Мне кажется, что эта история с гонением русских в Америке крайне гипертрофированная».

В 2013 году Шендерович вместе с приятелем создал компанию Knotel, которую предприниматель называет Airbnb для офисной недвижимости. В рамках проекта был создан маркетплейс, который соединяет владельцев недвижимости и бизнес, которым требуются помещения. Площадка позволяет арендовать помещения на год, полтора или два года. По словам Шендеровича, для компании со штатом в 20-50 человек аренда недвижимости через Knotel оказывается на 25-30% дешевле, чем аренда собственного офиса. Сейчас инвесторы оценивают проект в $500 млн, а в будущем, по планам предпринимателя, стоимость проекта вырастет до $5 млрд.

Родители Эдуарда Шендеровича уехали из СССР в США в 1990-м году, однако через шесть лет Шендерович вернулся в Россию. А в 2006 году он вошел в число основателей компании SUP, которая купила «Живой журнал». В 2010-х годах он инвестировал в интернет-стартап Delivery Hero, который стоит $7 млрд. А сервис по сдаче офисов в аренду Knotable инвесторы оценивают в $500 млн. Сейчас Шендерович планирует создать компанию стоимостью $5 млрд.

В июне стало известно, что сеть блинных «Теремок» свои заведения в Нью-Йорке, которые работали в городе с 2016 года. По словам предпринимателя, в США у него возникли проблемы с регуляторами и он , что его не хотят видеть в США. По мнению Гончарова, бренду не стоит выходить на американский рынок, если бизнес будет хоть немного связан с Россией.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram : @incnews

Отечественная детская литература богата стихами для детей. Детские стихи издаются разными издательствами. Но это, как правило, произведения уже известных, давно существующих в литературе поэтов. Их стиль, их приемы, их темы любимы и узнаваемы. Может быть, слишком знакомы. А иногда, как говорила одна из героинь сериала про доктора Хауса, «так хочется карри»!

И вот вам «карри»: появляется «новенький», пока еще не очень известный Эдуард Шендерович со своей книгой «Про битвы и сражения».

А он его
Бах-трах!
А тот его
Трах-бах!

Эти «трах-бах» и «тан-тара-тан» барабанным боем возвещают о новом событии в детской литературе.

Мамы-папы должны встрепенуться.

Стих Шендеровича - упругий, лаконичный, насыщенный звуковой и ритмической игрой. Рифмы - интересные, неожиданные. Строка короткая, рубящая. Динамика невероятная: каждые две строчки (а то и каждую строчку) - новое действие. То есть это стих, по всем параметрам удовлетворяющий «заповедям детских поэтов», которые в свое время изложил Корней Чуковский в своем классическом труде «От двух до пяти».

Но дело не только в этом. «Про битвы и сражения» - не просто качественные стихи. Это историческая приключенческая литература в стихах. Не сказка и не поэма, а нечто сродни рыцарским балладам, только на «новом языке». Будто вы оказались в волшебном музее, среди застывших фигур: рыцари, гладиаторы, самураи, мушкетеры застыли в разгар какой-нибудь жаркой битвы давно минувших времен, но вдруг по воле поэта резко, мгновенно оживают - и битва продолжается у вас на глазах. Однако это не панорама массового сражения. Здесь нет убийств и рек крови. Если кто-то из персонажей и гибнет, то «за сценой». А в центре внимания - поединок двух равных противников, происходящий по всем законам военного искусства, атмосфера опасного, рискованного праздника. Вот почему так хочется назвать эти стихи «балладами».

Персонажи каждого сюжета принадлежат разным эпохам и действуют - двигаются и говорят (это самое удивительное!) - в соответствии с духом своего времени. От «баллады» к «балладе» меняются не только костюмы, меняется ритм и стилистика речи, пластика персонажей и код поведения.

«Простите, месье,
разрешите, месье,

я дырку проткну
в вашем нижнем белье!» -

это мушкетеры.

И рыцарь пред ним
встает на колено,

клянется, что
верно
и само-
забвенно -

прослужит
четыреста
рыцарских лет,

что более преданных
рыцарей нет,

что он
победит
и врага,
и дракона!

И песню
Принцессе

споет

у балкона!

Это понятно, про кого.

«...я отомщу тебе
мигом за это -

мы будем стреляться
из писто-
летов!

Мы будем
Стреляться, Билл!»

Это ковбои.

Для каждого поединка существует свой звукоподражательный набор, передающий его характер и атмосферу. Все эти «абра-кадабра, кураж-абордаж», «вжик-перевжик», «чах-щах - чих-щих» настолько выразительны, что способны вызвать слуховые галлюцинации. А пластика персонажей передана так, что движения при желании можно имитировать. То есть эти стихи еще и сценичны.

Гладиаторы уже
друг против друга -

словно дикие звери,
ходят по кругу.

Смотрят
друг другу в глаза

и будто
рычат...

На титульном листе книги есть авторское посвящение: «Финику, Васе и всем мальчикам, которые еще не выросли». Финик и Вася - пятилетние сыновья Эдуарда Шендеровича, которые, по его рассказам, с удовольствием читают эти стихи по памяти. И в издательстве «Самокат», выпустившем книжку, гордятся, что наконец-то издали настоящую «мальчишескую книжку».

Но вряд ли можно говорить о существовании какой-то особой «литературы для мальчиков».

Вот «девчачьи» книжки, безусловно, есть. Среди них встречаются как хорошие, так и плохие. Но мальчиков, как правило, не цепляют ни те, ни другие: им просто не с кем тут отождествляться. Но есть ведь и просто хорошие книжки для всех - и для девочек, и для мальчиков. «Трех мушкетеров» в свое время читали и те, и другие. И «Остров сокровищ», и «Всадника без головы».

«Про битвы и сражения» - книжка и для мальчиков. Это не значит, что девочкам стихи Шендеровича будут не интересны. Тем более что «женская линия» прочерчена здесь изящно и с юмором: Например, в новелле «Как сражаются рыцари» принцесса,

…раскрасневшись

как тысяча
роз,

целует
рыцаря

А во время гладиаторского сражения императрица время от времени говорит императору:

«Милый мой император!

А не пойти ли нам
в театр?»

Очень женская позиция по отношению к публичному кровавому развлечению мужчин.

Отметим, что иллюстрации к книге делала художница (а не художник) Соня Уткина. Это она нарисовала все эти «трах-шарабах», рыцарей и ковбоев - со вкусом и знанием дела, так что получился настоящий исторический театр.

Книга «Про битвы и сражения» вполне может стать для детей «введением в историю» - так точно и сочно описаны в ней персонажи «минувших времен», их костюмы, обычаи - и, главное, их мироощущение. Так что можно рекомендовать ее детям лет семи-восьми, у которых уже пробуждается интерес к историческим событиям и, что немаловажно, накоплен достаточный опыт восприятия поэзии.
Читать книгу лучше вместе вслух. Например, по очереди, по ролям. Но нужно непременно дать этим стихам прозвучать. Иначе не обнаружить всех их достоинств.

Марина Аромштам

Эдуард Шендерович, основатель венчурной компании Kite Ventures, написал в блоге KNote заметку о том, почему управленческие совещания — полный отстой и как жить без них.

Эдуард Шендерович (Kite Ventures)

Эдуард Шендерович, основатель венчурной компании Kite Ventures, написал в KNote заметку о том, почему управленческие совещания — полный отстой и как жить без них.

За пять лет, что мы строили Kite Ventures, было несколько вещей, в которых мы потерпели поражение.

Например, мы стартовали, намереваясь создать крупного игрока в сфере венчурного капитала, но так и не построили фонд. Мы создали инвестиционную компанию, а не более традиционную структуру, в которой есть управляющие партнеры и вкладчики. У нас больше десятка инвестиционных партнеров, которые присоединяются к конкретным сделкам Kite и не платят комиссии за управление инвестированным капиталом. У нас есть только соглашение о разделе прибыли. Поскольку у нас нет этих управленческих комиссий, у нас нет ни дорогого офиса, ни частных самолетов (мы летаем эконом-классом), ни множества ассистентов и консультантов. Я не жалуюсь и не хвастаюсь — просто обозначаю факты. Мы инвестировали более $250 млн в очень успешные европейские компании (в том числе Delivery Hero, Auctionata, Tradeshift, Fyber и Made.com), а также в нью-йоркские (Plated и Merchantry), создали себе хорошую репутацию, собрали солидную базу инвесторов и растем весьма неплохо с помощью и поддержкой наших инвестиционных партнеров и предпринимателей, которых мы профинансировали (некоторые из них уже стали нашими инвесторами). Мы ожидаем, что следующие пять лет будут более продуктивными и результативными, чем предыдущие.

И хотя это успешный итог, мы не выполнили цели, которые первоначально ставили.

Никаких совещаний

Еще одним провалом оказалась наша неспособность выстроить культуру еженедельных совещаний. Я пробовал сделать это по-разному. Когда мы начали рассылать приглашения на встречу с пометкой в календаре, это работало неделю или две. Но совещание не приносило результатов, и все участники быстро принялись придумывать причины не ходить в следующий раз. Ведь что мы делаем на этих совещаниях? Докладываем? Слушаем доклады? В Kite маленькая команда, так что все коммуникации происходят в реальном времени. Люди мотивированы и стремятся достичь как можно большего. В конце концов мы поняли, что нам не нужны еженедельные совещания, и вряд ли они у нас появятся в будущем.

Но лишь недавно я понял, что неудавшаяся попытка построить «правильный» фонд и отказ от еженедельных совещаний — лишь две стороны одной и той же монеты. Я долго сожалел, что у нас нет ни того, ни другого структурного решения, но оказалось, что без них попросту эффективнее.

Более эффективная компания

Мы действительно доверяем и инвесторам, и предпринимателям, с которыми работаем: и те, и другие помогают нам принимать более правильные решения, а в конечном итоге создавать более прозрачную и успешную инвестиционную компанию.

Не проводя еженедельных совещаний и давая нашей маленькой команде сосредоточиться на тех ключевых задачах, что они сейчас решают, мы также строим более эффективную и продуктивную организацию. Это хорошо выражено в моей любимой цитате Питера Друкера:

В экономике знаний каждый — доброволец, а мы обучены управлять призывниками.

Именно этому посвящены управленческие совещания: управлению призывниками. Вы приходите на совещание, потому что обязаны. Вы пришли туда, чтобы управлять, или чтобы вами управляли. Но именно этого мы не хотим делать.

Нет никаких преимуществ в том, чтобы относиться к сотрудникам как к призывникам. Друкер также говорил: «Менеджмент — это значит делать вещи правильно; лидерство — это значит делать правильные вещи». Для нас правильные вещи — не менеджмент и отчетность, но труд и результаты.

Хорошие коммуникации

Поскольку в нашей компании нет limited partners (вкладчиков), мы, соответственно, не проводим и традиционные встречи с LP и общаемся с нашими инвестиционными партнерами в более открытой манере и чаще в реальном времени. Мы воспринимаем всех вокруг нас - предпринимателей, сотрудников и инвесторов - как часть одной команды. Мы все стремимся построить отличные компании и добиться, чтобы перспективные люди развивались на работе.

Конечно, терпеть поражение — это не здорово, но иногда поражение в деталях приводит к успеху в каких-то больших вещах.