» » Федеративное государство страны. Федеративные государства на современной карте мира

Федеративное государство страны. Федеративные государства на современной карте мира

Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государство (от позднелатинского foederatio - "союз, объединение") - это форма государственного или национально-территориального устройства, при котором входящие в состав государства члены федерации - земли, штаты, кантоны, провинции, республики, эмираты и др. имеют собственные предметы ведения, в том числе законодательную компетенцию, а также законодательные, исполнительные и судебные органы. Составные части федерации называются субъектами федерации и имеют свое административно-территориальное устройство, свои конституции (штаты в США, земли в ФРГ, республики в Российской федерации) или основные законы, не называющиеся конституциями (например, уставы областей, краев и автономий в Российской федерации). Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов Федерации, их полномочия и др. На всей территории Федерации действуют федеральная конституция и федеральные законы, а также общефедеральные подзаконные акты, федеральные органы государственной власти, федеральные суды. В отличие от автономных образований субъекты Федерации свои конституции принимают сами.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них образовались на основе объединения ранее самостоятельных государств, ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г. вследствие объединения штатов, Танзания в результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1971 г.). Таким же образом был образован и СССР 31 декабря 1922 г. Элементы объединительного процесса имели место в Малайзии. Многие федерации были, однако, созданы при принятии конституций или специальными законами (Индия, Пакистан и др.), другие -- сочетали те или иные способы (Россия).

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других форм государственного устройства:

· существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне;

· наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств;

· функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где федеральная конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;

· высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту, правительству, парламенту, судам;

· субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации;

· используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам;

· наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов:

Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение предметов ведения.

Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.

Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.

В современной юридической теории принято выделять несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).

Территориальная федерация.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов не соответствует числу национальных групп. "В США нет компактно проживающих национальностей, но существуют 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее славянское меньшинство -- сербы), но созданы 16 земель (субъектов федерации)". По территориальному принципу были построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др.). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.

Национальная федерация.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения проживающего населения по национальности. Тезис о создании федераций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии. Федерация в странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальных противоречий и установления их сотрудничества. Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:

1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В подобных федерациях основополагающий принцип - "право наций на самоопределение". То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

Помимо прочего на современной политической карте мира можно встретить и так называемые смешанные федерации. Они представляют собой особый вид федераций - национально-территориальные федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Подобный принцип организации государства, несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями и разнородным населением.

Симметричная федерация

В идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента -- бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами, другие -- нет, и т.д. На данный момент только в Австрии, Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точки зрения правового положения ее составных частей, близка к идеалу симметричной федерации.

Асимметричная федерация

Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения)-- Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США). В Индии есть шесть "союзных территорий", статус которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австралии, некоторых других государствах.

Как уже было замечено и статус самих субъектов может быть неодинаковым. "В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями". В Малайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах главы государства. В России, как отмечалось, в составе федерации есть только субъекты. Хотя Конституция говорит, что все они равноправны, по той же Конституции их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального значения, автономная область и автономные округа) такими правами не обладают.

Нетрадиционные федерации

Наряду с вышеозначенными федерациями существуют также договорные, учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или конституционные федерации создаются "сверху", путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956 г.).

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1) Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2) В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3) Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

4) В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5) При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих pамках конституции и текущего законодательства, когда четко pазгpаничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных госyдаpственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется ввиду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и дp. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США, Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:

· примирение единства и разнообразия;

· защита от тирании центральное правительство;

· создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти;

· создание условий для повышения эффективности производства через региональную конкуренцию и выступление в качестве формы или пути к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах.

Главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

Таким образом, в федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.

Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким(Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития(Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

Федерация, как уже упоминалось выше, - это такая форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее субъектами, обладающими определенной политико-правовой самостоятельностью.

2.1 Современные федерации и их субъекты

В состав современных федераций входит различное число субъектов:

США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации. Современные федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально - территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия).

Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма.

При определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства.

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и национально - территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно - территориальные образования (края, области, города федерального значения).

И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.

Федерация - это объединение государственно-правовое. Она закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации. Как правило, в таких государствах существует двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересы субъектов федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т. д.), другая (нижняя палата) - является органом общефедерального представительства. В этом одно из принципиальных отличий федеративного государства от унитарного.

Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. Ему предоставляется право принятия собственной конституции, которая должна соответствовать союзной конституции. Он обладает правом издания законодательных актов, действующих только на территории этого субъекта и соответствующих федеральному законодательству (принцип приоритета федерального законодательства). Субъект федерации имеет свою собственную правовую и судебную системы. Однако, принципы организации и пределы юрисдикции судебных и иных органов определяются конституцией федерации.

Субъекты федерации имеют представительство и участвуют в работе высших органов государственной власти, прежде всего в парламенте. В двухпалатном парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации, хотя бывают и исключения. Так, в Австралии в состав верхней палаты (сената) входят 76 человек - по 12 от каждого из шести штатов и по два от двух территорий, которые избираются по системе пропорционального представительства. В сенате США, палате, выражающей интересы штатов, 100 человек - по два от каждого из 50 штатов независимо от численности населения штата. В Совете кантонов Швейцарии заседают 46 депутатов - по два депутата от 22 кантонов и по одному от полукантонов. Часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

|
федеративное государство, что такое федеративное государство
Федера́ция (лат. foederātiō - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Для федерации характерно наличие территориальных образований - субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму правления являются: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Федеративная Республика Германия.

Составные части федерации - это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий её субъектов.

  • 1 Основные признаки федеративного государства
  • 2 Виды федераций
  • 3 «Мягкая федерация»
  • 4 Современные федеративные государства
  • 5 Федеративные государства, существовавшие в прошлом
    • 5.1 Европа
    • 5.2 Азия
    • 5.3 Африка
    • 5.4 Америка
  • 6 Вымышленные федерации
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Смотреть. также

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно - многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • Симметричные
  • Aсимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных - по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации образуются путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

степень централизации:

  • централизованные (Аргентина, Германия, Россия)
  • децентрализованные (Швейцария)

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковым станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине). Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР Союз Суверенных Государств, но после августовского путча проект был свёрнут.

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира
  1. Российская Федерация
  2. Австрийская Республика
  3. Федеративная Республика Германия
  4. Швейцарская Конфедерация
  5. Босния и Герцеговина
  6. Королевство Бельгия
  1. Российская Федерация
  2. Исламская Республика Пакистан
  3. Малайзия
  4. Объединённые Арабские Эмираты
  5. Республика Индия
  6. Республика Ирак
  7. Федеративная Демократическая Республика Непал
  8. Республика Союз Мьянма
  1. Судан
  2. Союз Коморы
  3. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
  4. Федеративная Республика Нигерия
  5. Южный Судан
  6. Сомали
  1. Аргентинская Республика
  2. Боливарианская Республика Венесуэла
  3. Канада
  4. Мексиканские Соединённые Штаты
  5. Соединённые Штаты Америки
  6. Федеративная Республика Бразилия
  7. Федерация Сент-Китс и Невис

Австралия и Океания

  1. Австралийский Союз
  2. Федеративные Штаты Микронезии

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Европа

  1. Федеративная Республика Испания (1873-1874)
  2. Союз Советских Социалистических Республик (1922-1991)
  3. Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945-1992), Союзная Республика Югославия (1992-2003), Государственный Союз Сербии и Черногории (2003-2006)
  4. Чехословацкая Социалистическая Республика (1968-1990), позднее - Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990-1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
  5. Германская империя

Азия

  1. Федеративные Малайские Штаты (1896-1946)
  2. Малайский Союз (1946-1948)
  3. Малайская Федерация (1948-1963)
  4. Соединённые Штаты Индонезии (1949-1950)
  5. Федерация Южной Аравии (1962-1967)
  6. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)

Африка

  1. Французская Западная Африка (1904-1958)
  2. Французская Экваториальная Африка (1910-1960)
  3. Соединённое Королевство Ливия (1951-1963)
  4. Федерация Родезии и Ньясаленда (1953-1963)
  5. Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958-1971)
  6. Малийская Федерация (1959-1960)
  7. Федеративная Республика Камерун (1961-1972)
  8. Уганда (1962-1967)
  9. Демократическая Республика Конго (1960-1971)
  10. Объединённая Республика Танзания

Америка

  1. Империя Инков (1197-1572)
  2. Соединённые Провинции Центральной Америки (1823-1838)
  3. Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865)
  4. Новая Гранада (1855-1886)
  5. Вест-Индская Федерация (1958-1962)

Вымышленные федерации

Вымышленные федерации довольно часто встречаются в вымышленных фантастических вселенных. Яркие примеры вымышленных федераций:

  1. Объединённая федерация планет (Звёздный путь)
  2. Земной Альянс и Минбарская федерация (Вавилон 5)
  3. Земной Альянс (серия игр Galactic Civilisations)
  4. Старая Республика и Новая Республика (Звёздные войны)
  5. Британская Федерация (Вспомнить все)

См. также

  • Национально-территориальная автономия
  • Федерализм

Примечания

Смотреть. также

  • Унитарное государство
  • Конфедерация

федеративное государство, федеративное государство википедия, федеративное государство это, что такое федеративное государство

Федеративное государство Информацию О

  • 5. Гарантии конституционных прав и способы их осуществления
  • Тема 4. Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах
  • 2. Экономические отношения
  • 3. Социальные отношения
  • 4. Духовно-культурные отношения
  • 5. Политические отношения
  • Тема 5. Политические партии, партийные системы, неполитические общественные объединения в зарубежных странах
  • 2. Институционализация политических партий, их конституционно-правовой статус
  • 3. Классификация политических партий
  • 3. Партийные системы
  • Тема 6. Формы непосредственной демократии. Выборы, референдум, плебисцит. Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах
  • 2. Принципы избирательного права
  • 3. Избирательный процесс
  • 4. Избирательные системы
  • 5. Референдум и плебисцит
  • Тема 7. Формы правления в зарубежных странах
  • Тема 8. Формы государственно-территориального устройства
  • 2. Унитарное государство
  • 3. Федеративное государство
  • 1. Законодательная власть в системе разделения властей (понятие парламента и парламентаризма, трансформация парламентаризма в XX – XXI вв.).
  • 2. Структура парламента
  • 3. Роспуск парламентов (палат)
  • 4. Внутренняя организация работы парламента и его палат
  • 5. Полномочия парламента
  • 6. Законодательный процесс
  • 7. Специальные парламентские процедуры
  • 8. Статус парламентария
  • Тема 10. Исполнительная власть: глава государства и правительство
  • 2. Глава государства
  • 3. Правительство
  • 1. Судебная власть в системе разделения властей.
  • 2. Конституционные основы судебной системы в зарубежных странах
  • 3. Конституционные принципы правосудия
  • 4. Конституционный статус судей
  • 5. Органы судейского самоуправления
  • 6. Органы, содействующие судебной власти
  • 1. Понятие местного управления и самоуправления.
  • 2. Системы органов местного самоуправления и управления
  • 3. Компетенция органов местного управления и самоуправления
  • 4. Отношения органов местного управления и самоуправления с центральной властью
  • Основы конституционного права сша
  • 2. Основы конституционно-правового статуса личности в сша
  • 3. Конституционно-правовое регулирование общественных объединений
  • 4. Федеральные государственные органы сша
  • 1. Конституция Франции 1958 года (подготовка и принятие, структура, основные черты, особенности, конституционный контроль).
  • 2. Основы конституционно-правового статуса личности
  • 3. Политические партии и партийная система во Франции
  • 4. Основные принципы построения механизма государственной власти во Франции
  • 5. Парламент
  • 6. Президент Франции
  • 7. Правительство Франции
  • Основы конституционного права Великобритании
  • 2. Основы правового статуса личности
  • 3. Политические партии и другие общественные объединения Великобритании
  • 5. Особенности принципа разделения властей в Великобритании
  • 6. Парламент Великобритании
  • 7. Глава государства
  • 8. Правительство Великобритании
  • Тема 16. Основы конституционного права Германии
  • Раздел X-а содержит регламентацию мер на случай состояния обороны.
  • 2. Основы конституционного статуса личности
  • 3. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий
  • 4. Федеральная законодательная власть
  • 1. Характеристика Конституции кнр (порядок разработки, принятия, структура, основы конституционного строя).
  • 2. Конституционные основы правового статуса граждан кнр
  • 3. Правовой статус политических партий и других общественных объединений кнр
  • 4. Избирательное право и избирательная система кнр
  • 5. Высшие органы государственной власти
  • Тема 18. Основы конституционного права Японии
  • 2. Конституционно-правовой статус личности
  • 3. Политические партии и партийная система Японии
  • 4. Организации предпринимателей. Социально-профессиональные объединения
  • 5. Избирательное право. Референдум. Выборы. Местная инициатива. Отзыв
  • 6. Государственные органы
  • Основы конституционного права Индии
  • 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
  • 3. Конституционные основы общественного строя Индии
  • 4. Высший законодательный орган Индии
  • 5. Президент Республики
  • 6. Совет Министров Индии
  • Тема 20. Основы конституционного права Испании
  • 1. Общая характеристика Конституции Испании
  • 2. Основы политической системы
  • 3. Особенности экономической системы и социальных основ Испании
  • 4.Конституционный статус личности
  • 5.Король Испании
  • 6.Законодательная власть
  • 7.Правительство Испании
  • 8. Судебная власть в Испании
  • Тема 21. Основы Конституционного права Италии
  • 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
  • 3. Политические партии и партийная система Италии
  • 4. Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии
  • 5. Законодательная власть
  • 6. Президент Республики
  • 7. Правительство Италии
  • 8. Судебная власть
  • Тема 22 Характеристика конституции Монголии
  • Государственное устройство.
  • Правовая система. Общая характеристика.
  • Гражданское и смежные с ним отрасли права.
  • Тема 23 Чехословакия
  • Основные положения
  • Конституционные законы 1950–1956 годов
  • 3. Федеративное государство

    Второй основной формой государственно-территориального устройства является федеративное государство.

    Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государств, государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

    Эта форма государственно-территориального устройства обладает следующими характерными признаками:

    · территория федеративного государства не представляет собой в политико-административных отношениях единого целого. Она состоит: из территорий субъектов федерации; в ряде федераций также из территорий не имеющих статуса субъектов (в Индии наряду с 26 штатами – субъектами федерации имеются 7 союзных территорий, не являющимися субъектами);

    · государства и государственные образования, составляющие федерацию не обладают государственным суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой как в сфере внутренних, так и в сфере внешних отношений (лишь Конституция Швейцарии (ст.3) устанавливает, что «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу»);

    · за исключением Конституции Эфиопии 1994 года все остальные конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права сецессии, то есть права на выход из федерации;

    · субъекты федерации, как правило, наделяются учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции. Наделение субъектов федерации учредительной властью закрепляется в федеративных конституциях, устанавливающих наряду с этим принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных субъектах федерации конституции были приняты до вступления в федерацию. Таковы, например, конституции штата Массачусетс 1780 года, штата Нью-Гэмпшир 1783 года принятые за несколько лет до Конституции США. В то же время субъекты федерации в Канаде, Венесуэле своих конституций не имеют. В Индии из 26 только один штат обладает конституцией;

    · субъекты федерации наделяются в пределах, установленной для них компетенции правом издания законов. Эти акты действуют только на территории субъектов федерации и должны соответствовать федеральному законодательству. Принцип приоритета федерального законодательства является всеобщим для всех федераций. Соответствующие нормы установлены в федеральных конституциях. Например, ст.31 Конституции Германии постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»;

    · субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституции федерации и ее субъектов определяют порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации;

    · формальным признаком федерации является наличие двойного гражданства. То есть каждый гражданина субъекта федерации является одновременно гражданином федерации. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. В то же время конституции Малазийской федерации, Индии признают только федеральное гражданство. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства большинство государствоведов считают неким символом, поскольку этот институт на практике, как правило, никаких последствий не порождает;

    · признаком федеративного устройства государства является бикамерализм, то есть двухпалатная структура федерального парламента. Исключение из этого правила – однопалатные парламенты Венесуэлы и Танзании. Если нижняя палата парламента является органов общефедерального представительства и избирается по территориальным избирательным округам, то верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Существует два принципа представительства субъектов федерации в верхней палате:

    · равное представительство;

    · неравное представительство.

    При равном представительстве каждый субъект независимо от численности населения посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов.

    Так, в Сенате Конгресса США – по два сенатора от каждого штата.

    Принцип равного представительства приводит на практике к преобладающему влиянию в верхней палате малонаселенных субъектов федерации. Согласно неравному представительству федеральные конституции устанавливают представительство субъекта федерации в зависимости от численности населения в нем. Конституция Германии установила, что земли с населением менее 2 млн. человек имеют в Бундесрате – 3 голоса, землям, имеющим более 2 млн. населения предоставляется 4 голоса, свыше 6 млн. – 5 голосов. В Индии норма представительства штатов в совете штатов колеблется от 1 до 34. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (Сенаты Австралии, Мексики) и назначаемые (Бундесрат Германии, Сенат Канады);

    · отличительной чертой федерации является и то, что ее субъекты обычно имеют свои государственные символы: герб, флаг, гимн, столицу;

    · для всех федераций характерно, что для изменения ее состава и границ ее субъектов необходима воля как федерации, так и ее субъектов.

    Виды федеративных государств

    Большинство федераций в мире основано на чисто территориальном принципе (это Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США).

    В ряде федераций ее субъекты образованы с учетом национального состава населения, т.е. этнического, религиозного, языкового факторов.

    Так, в Канаде 9 провинций англоязычные и одна – Квебек франкоязычная. По языковому фактору сформированы 3 субъекта федерации в Бельгии.

    Отдельные федерации (Индия, Малайзия) построены как по территориальному, так и по национально-территориальному принципам.

    Современные федерации с определенной долей условности подразделяются на договорные и конституционные. К первым можно отнести ОАЭ, Танзанию, сформировавшиеся из независимых суверенных государств. Субъекты таких федераций обладают более высоким конституционным статусом, чем субъекты конституционных федераций, например, штаты в Мексике.

    В Конституционных федерациях (Индия, Канада) субъекты обычно не имеют конституций, при изменении границ мнение субъектов федерации хотя и учитывается, но имеет консультативный характер.

    Федеративные государства в зависимости от их структуры подразделяются на: симметричные и ассиметричные .

    Симметричные федерации состоят только из однопорядковых субъектов федерации (Австрия, Германия, Швейцария).

    Ассиметричные федерации состоят либо из разнопорядковых субъектов (Босния и Герцеговина), либо наряду с субъектами федерации имеют в своем составе – не субъекты: союзные территории в Индии, свободно присоединившиеся государства в США (Пуэрто-Рико).

    При федеративной форме государственно-территориального государства наиболее сложной проблемой является юридическое и фактическое разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

    Прежде всего, это относится к принципам определения объема предметной компетенции федерации и ее субъектов, их представительных органов.

    Установление принципов разграничения компетенции имеет громадное значение в силу того, что от этого зависит конституционный статус субъекта федерации, а также характер отношений между федерацией и ее субъектами.

    В конституционном законодательстве зарубежных федераций вопросы компетенции закрепляются несколькими способами. И в зависимости от способов конституционного регулирования вопросов компетенции все федеративные государства можно разделить на несколько групп.

    Бразилия, Танзания, Австралия, США, конституции которых закрепляют вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации. Все остальные вопросы, так называемая остаточная компетенция, составляют компетенцию субъектов федерации. Ряд федераций, например, США дополняют эту схему так называемым принципом «подразумеваемых полномочий», означающим, что все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции федерации. В таких федерациях лишь в процессе применения конституции постепенно сложилась сфера совместной компетенции, нашедшая правовое основание в толковании конституции органами конституционного контроля.

    В Аргентине, Канаде и других федерациях конституции устанавливают две сферы компетенции: 1) федерации; 2) ее субъектов. Конституции одних федераций (Канада) не названные в них полномочия относят к полномочиям федерации, другие федерации (ФРГ) относят их к ведению субъектов федерации.

    Такие федерации как Индия и Малайзия в своих конституциях устанавливают трехзвенную систему разграничения полномочий.

    Первую группу составляют вопросы, относящиеся к компетенции федерации.

    Вторая группа – это вопросы совместной компетенции федерации и ее субъектов.

    Третья группа – перечень предметов ведения субъектов федерации.

    Причем, в случае издания главой государства акта о введении на территории субъекта федерации чрезвычайного положения, эти полномочия переходят к федерации, парламент которой вправе принимать законы по любым вопросам, отнесенным к компетенции субъекта.

    Четвертый способ разграничения предметов ведения именуется «Австрийской моделью». Он предусматривает несколько вариантов их распределения.

    Первый содержит перечень предметов ведения законодательной и исполнительной деятельности, по которым является исключительной компетенцией федерации.

    Второй заключается в том, что законодательствование по таким вопросам как гражданство, жилищное обеспечение и др. относится к ведению федерации, а исполнительная деятельность к ведению субъектов федерации.

    Третий вариант состоит в установлении федерацией общих принципов в таких сферах как трудовое право, земельные отношения, а субъекты федерации издают конкретизирующие законы и осуществляют исполнительную деятельность.

    Четвертый вариант «австрийской модели» - это установление исключительной компетенции субъектов федерации.

    В рассмотренной модели разграничения предметов ведения перечисленные варианты задействованы в комплексе.

    Федеральный контроль и федеральное принуждение

    Федеральные конституции и федеральные законы, обладающие верховенством над актами субъектов федерации побуждают федеральную власть осуществлять федеральный контроль за соблюдением федеральной конституции и федеральных законов субъектами федерации. Он осуществляется конституционными и иными судами, парламентом и исполнительной властью.

    В то же время в большинстве федераций существуют также и чрезвычайные способы федерального контроля , которые именуются федеральным принуждением.

    К ним относятся:

    а) введение чрезвычайного положения на территории субъектов федерации;

    б) президентское правление в субъектах;

    в) федеральное управление;

    г) институт федеральной интервенции;

    д) приостановление собственного управления субъекта федерации;

    е) резервирование законов субъекта федерации на усмотрение главы государства;

    ж) федеральное законодательное замещение.

    Конституции некоторых федераций, например, Австрии, не предусматривают возможности и меры федерального принуждения, но и в этих федерациях глава государства с согласия парламента федерации может распускать законодательный орган субъекта федерации.

    Законодательная власть: парламент в зарубежных странах

    Государство, как система политической власти, организующая и подчиняющая себе большие группы людей и территории, испытывала различные формы устройства.

    Территориальная протяженность государства, национальности и народности, проживающие в нем, многообразие их культур и традиций, а также стремление власти учитывать интересы различных групп населения – все это привело к возникновению федерации.

    Федерация – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру. При этом каждое из входящих в ее состав государственных образований одновременно имеет некоторую политическую независимость от центра и подчиняется единым федеральным нормам.

    Противоположным федерации понятием является унитарное государство . Под ним подразумевают такое государство, которое разделено на административно-территориальные части, не имеющие политической и юридической самостоятельности.

    Федерацию не нужно путать с . Она, в отличие от первой, объединяет целые независимые государства.

    Признаки федерации

    Большинству федеративных государств свойственны следующие признаки:

      Два вида верховной власти: федеральная (центральная) и региональная (местная).

      Правовая независимость федеративных единиц. При обязательном подчинении общей Конституции субъекты федерации могут создавать собственные законодательные базы (местные конституции, уставы), иметь свою региональную символику власти: герб, гимн, флаг, — столицу и т.д. Однако государственным суверенитетом они не обладают.

      Территориальное деление на части: области, округа, штаты, республики, эмираты и т.д.

      Закрепление представительской функции за федеральной властью. Она ведет внешнеполитическую деятельность, представляет страну на мировой арене.

      Субъекты федерации не могут участвовать в международных отношениях, находясь в составе федерации.

    Виды федерации

    Классификация федераций разнообразна и имеет несколько ответвлений. Так, в зависимости от конституционно-правового статуса субъектов, федерация может быть:

    1. симметричная;
    2. ассиметричная.

    В первом случае субъекты федерации равны по статусу, во втором – нет. Например, Соединенные Штаты Америки наделены одинаковыми правами, а регионы Российской Федерации, в состав которой включены как субъекты, не имеющие национального статуса, так и национальные республики и автономные округа, обладают разной степенью политических прав и свобод.

    В соответствии с принципами территориального образования федерации делятся на:

    • территориальные (субъекты федерации объединяются по географическому признаку);
    • национальные (объединение по национальному признаку);
    • смешанные (комбинирование признаков).

    По способу формирования среди федераций различают:

    • договорные (возникшие посредством заключения договора между государствами);
    • конституционные (в большинстве случаев преобразованные из унитарных государств на основе конституции).

    По степени централизации федерации бывают:

    • централизованные (предусматривающие подчинение субъектов федерации центральной власти);
    • децентрализованные (в них центр отдает субъектам значительный объем власти).

    Современные федерации

    В настоящее время довольно большое число государств сформированы по федеративному принципу, среди них:

    • Федеративная Республика Германия;
    • Королевство Бельгия;
    • Исламская Республика;
    • Малайзия;
    • Объединённые Арабские Эмираты;
    • Республика Индия;
    • Судан;
    • Республика Эфиопия;
    • Канада;
    • Мексиканские Соединённые Штаты;
    • Австралийский Союз и др.