» » Хазары. Какие народы могут быть потомками хазар Черные хазары

Хазары. Какие народы могут быть потомками хазар Черные хазары

Древняя и средневековая история человечества хранит много загадок. Даже при современном уровне технологий в изучении большинства вопросов еще присутствуют белые пятна.

Кем были хазары? Это одна из таких задач без точного ответа. Мы знаем о них немного, но даже если собрать все существующие упоминания об этом народе, то появляется еще больше вопросов.

Давайте познакомимся ближе с этим интересным народом.

Кто такие хазары

Это племя - хазары - впервые упоминается в китайских источниках как часть населения великой империи гуннов. Исследователи приводят несколько гипотез относительно происхождения этнонима и прародины хазар.

Давайте в первую очередь разберемся с названием. Корень «коз» во многих языках Средней Азии означает ряд слов, связанных с кочевничеством. Эта версия видится наиболее правдоподобной, потому что остальные выглядят следующим образом. На фарси «хазар» означает «тысяча», римляне кесарем называли императора, а турки под этим словом понимают угнетение.

Прародину стараются определить по самым ранним записям, в которых упоминаются хазары. Где жили их предки, кто были ближайшие соседи? Однозначных ответов нет до сих пор.

Существует три равнозначных теории. Первая считает их предками уйгуров, вторая - гуннское племя акациров, а третья склоняется к версии, что хазары - потомки племенного союза огуров и савиров.

Так это или нет, ответить сложно. Ясно только одно. Происхождение хазар и начало их экспансии на запад связано с землёй, которую они называли Барсилией.

Упоминание в письменных источниках

Если проанализировать информацию из записок современников, тоже получается путаница.

С одной стороны, в существующих источниках сказано, что был мощной империей. С другой - те отрывочные сведения, который содержатся в записках путешественников, не могут совершенно ничего проиллюстрировать.

Наиболее полным источником, который отражает положение дел в стране, считается переписка кагана с испанским сановником Хасдаем ибн Шапрутом. Они общались в письменной форме на тему иудаизма. Испанец был дипломатом, которого заинтересовала еврейская империя, существовавшая, по словам купцов, возле Каспийского моря.

В трех письмах содержится легенда о том, откуда пошли древние хазары - краткая информация о городах, политическом, социальном и экономическом положении дел.
Остальные источники, такие как русские летописи, арабские, персидские и прочие упоминания, в основном описывают только причины, ход и результаты локальных военных конфликтов на границах.

География Хазарии

Каган Иосиф в своем письме рассказывает, откуда произошли хазары, где жили эти племена, чем занимались. Давайте детальнее изучим его описание.

Итак, империя распространялась в период наибольшего расцвета от Южного Буга до Аральского моря и от Кавказских гор до Волги в районе широты города Мурома.

На этой территории жили многочисленные племена. В лесных и лесостепных районах распространен был оседлый способ ведения хозяйства, в степных - кочевой. Кроме этого, возле Каспийского моря было очень много виноградников.

Наиболее крупные города, которые упоминает каган в своем письме, были следующие. Столица - Итиль, находилась в низовье Волги. Саркел (русичи называли его Белой Вежей) располагался на Дону, а Семендер и Беленджер - на побережье Каспийского моря.

Взлет каганата начинается после гибели Тюркской империи, в середине седьмого века нашей эры. К этому времени предки хазар жили в районе современного Дербента, в равнинном Дагестане. Отсюда и происходит экспансия на север, запад и юг.

После захвата Крыма хазары осели на этой территории. Она отождествлялась с этим этнонимом очень долго. Даже в шестнадцатом веке генуэзцы упоминали полуостров как «Газарию».

Таким образом, хазары - это объединение тюркских племен, которые смогли создать самое долговечное государство кочевников за всю историю.

Верования в каганате

Ввиду того что империя находилась на перекрестке торговых путей, культур и религий, она стала подобием средневекового Вавилона.

Поскольку основным населением каганата были тюркские народы, большинство поклонялось Тенгри-хану. Эта вера до сих пор сохранилась в Средней Азии.

Знать каганата приняла иудаизм, поэтому до сих пор считается, что хазары - это евреи. Однако это не совсем верно, ведь эту религию исповедовала лишь очень небольшая прослойка населения.

Также в государстве были представлены христиане и мусульмане. Вследствие неудачных походов против арабских халифов в последние десятилетия существования каганата ислам получает большую свободу в империи.

Но почему упорно считают, что хазары - это евреи? Наиболее вероятной причиной является легенда, описанная Иосифом в письме. Он рассказывает Хасдаю, что при выборе государственной религии были приглашены православный и и раввин. Последнему удалось всех переспорить и убедить кагана со свитой в своей правоте.

Войны с соседями

Походы на хазар наиболее полно описаны в русских летописях и арабских военных записях. Халифат воевал за влияние на Кавказе, а славяне, с одной стороны, противостояли южным работорговцам, грабившим деревни, с другой - укрепляли свои восточные рубежи.

Первым князем, который воевал с Хазарским каганатом, был Он смог отбить некоторые земли и заставил их платить дань себе, а не хазарам.

Более интересна информация о сына Ольги и Игоря. Он, будучи умелым воином и мудрым полководцем, воспользовался слабостью империи и нанес ей сокрушительный удар.

Собранные им войска спустились по Волге и взяли Итиль. Далее были захвачены Саркел на Дону и Семендер на каспийском побережье. Эта внезапная и мощная экспансия разрушила некогда могущественную империю.

После этого Святослав начал закрепляться на этой территории. Была построена Вежа на месте Саркела, обложены данью вятичи - племя, граничившее с одной стороны с Русью, с другой - с Хазарией.

Интересным фактом является тот, что при всех кажущихся распрях и войнах в Киеве долгое время стоял отряд хазарских наемников. В «Повести временных лет» упоминается урочище Козары в столице Руси. Оно находилось возле впадения Почайны в реку Днепр.

Куда пропал целый народ

Завоевания, конечно, сказываются на численности населения, но примечательно то, что после разгрома славянами основных городов каганата информация об этом народе пропадает. Они больше не упоминаются ни единым словом, ни в одной летописи.

Наиболее правдоподобным решением данного вопроса исследователи считают следующее. Будучи тюркоязычным этносом, хазары смогли ассимилироваться с соседями на территории Прикаспия.

Сегодня ученые считают, что основная масса растворилась в этом регионе, часть осталась в Крыму, а большинство знатных хазар переселилось в Центральную Европу. Там они смогли объединиться с еврейскими общинами, проживающими на территории современных Польши, Венгрии, Западной Украины.

Таким образом, некоторые семьи, имеющие еврейские корни и предков в этих землях, могут в какой-то мере называть себя «потомки хазар».

Следы в археологии

Археологи однозначно говорят, что хазары - это салтово-маяцкая культура. Ее в 1927 году выделил Готье. С этого времени ведутся активные раскопки и исследования.
Название культура получила в результате схожести находок на двух памятниках.

Первый - это городище в Верхнем Салтове Харьковской области, а второй - Маяцкое городище в Воронежской области.

В принципе, находки соотносят с этносом алан, проживавшим на этой территории с восьмого по десятый века. Однако корни этого народа находятся на Северном Кавказе, поэтому он связывается непосредственно с Хазарским каганатом.

Исследователи делят находки по двум типам захоронений. Лесной вариант - аланский, а степной - булгарский, к которому относят и хазар.

Возможные потомки

Потомки хазар - это еще одно белое пятно в исследовании народа. Сложность заключается в том, что проследить преемственность практически невозможно.

Салтово-маяцкая культура как таковая точно отражает быт алан и булгар. Хазары там числятся условно, так как именно их памятников очень мало. Фактически они случайны. Письменные же источники «замолкают» после похода Святослава. Поэтому приходится полагаться на совместные гипотезы археологов, лингвистов и этнографов.

На сегодняшний день наиболее вероятные потомки хазар - кумыки. Это тюркоязычный Сюда же относятся частично караимы, крымчаки и иудаизированные горные племена Кавказа.

Сухой остаток

Таким образом, в данной статье мы рассказали о судьбе такого интересного народа, как хазары. Это не просто очередной этнос, а, по сути, таинственное белое пятно в средневековой истории прикаспийских земель.

Они упоминаются во многих источниках руссов, армян, арабов, византийцев. Каган ведет переписку с Кордовским халифатом. Все понимают мощь и силу этой империи…
И вдруг - молниеносный поход князя Святослава и гибель этого государства.

Оказывается, целая империя может в течение краткого периода не просто исчезнуть, а кануть в Лету, оставив потомкам лишь догадки.

В VII - X веках государство кочевых тюрков-хазар занимало обширные территории современных постсоветских республик от Средней Азии и Северного Кавказа на востоке до современных Украины и Крыма на юго-западе. Хазарский каганат, как и большинство других огромных империй, напоминал собой колосса на глиняных ногах. На его территории проживал пестрый конгломерат различных народов: савиры, булгары, гунны, тюркюты, угры, хазары, славяне, арабы, евреи и многие другие, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии. На определенной стадии развития государственности (мы не можем уверенно сказать когда точно - возможно в 740 г., а, возможно, позже, в конце VIII - начале IX в. или, по другим предположениям, ок. 860 г.), правящая верхушка Хазарии объявляет иудаизм государственной религией каганата. Тем не менее, на территории каганата исповедовались и другие веры: ислам, христианство и шаманизм.

Развал хазарского государства и развитие научного интереса к нему в XIX веке

В 965-968 годах сильнейшее поражение Хазарии наносит киевский князь Святослав. После этого государство хазар, они сами и даже их имя практически полностью исчезают с политической карты средневековой Европы. Захватывающий сюжет об исчезновении огромной могущественной империи, разрушении ее городов и поселений и почти полном растворении хазар среди народов соседних государств, стали предметами горячих споров и дискуссий, начиная, наверное, с еврейского писателя и поэта XII века Иегуды Галеви и заканчивая востоковедами, богословами, историками, националистами и идеологическими лидерами нового и новейшего времени.

По утверждению Х. Френа (1823) история средневековой Руси была настолько тесно связана с хазарами, что последние стали важным объектом изучения в дореволюционной России . Классическим примером растущего интереса к хазарской теме в России в начале XIX века является известная поэма Александра Пушкина, в которой вещий Олег собирается «отмстить неразумным хозарам». Эта фраза позднее станет известной каждому советскому школьнику. Помимо «Песни о Вещем Олеге» поэт обратится к хазарской теме еще раз - в поэме «Руслан и Людмила», одним из героев которой является соперник витязя Руслана, «полный страстной думы, младой хазарский хан Ратмир».

Среди российских историков в то время существовало две основных тенденции трактовки истории хазар. Консервативные историки (Татищев, Карамзин, Нечволодов) рассматривали освобождение от уплаты дани хазарам и успешный поход князя Святослава как решающие события в процессе становления древнерусского государства и русского народа. Эти исследователи говорили о хазарском иге, о противоборстве леса и степи, и представляли хазар опасными врагами Киевской Руси. Либеральные историки, наоборот, писали о позитивной стороне отношений Хазарии с Русью, об их симбиозе.

Хазария в науке и политике ХХ века

В 80-ые годы XX века, на волне интереса к беллетристической книге «Хазарский словарь» - довольно талантливому экскурсу в средневековую хазарскую тематику, написанному известнейшим сербским писателем Милорадом Павичем , внимание широкой публики к хазарам и хазарской истории стало еще сильнее.

Теории о потомках хазар

Парадоксально, но факт: чисто научная проблема - история средневекового Хазарского государства - стала серьезной темой в политических играх европейских националистов XX-ХХI веков. Одни из них пытались (и пытаются) применить историю хазар для легитимизации своих политических требований, другие объявляют себя «единственными» и «реальными» потомками хазар, третьи стараются переписать средневековую историю русского, украинского и еврейского народов, используя «хазарский миф».

Особенно часто предметом различного рода псевдо-исторических спекуляций становится о вопрос о том, куда же собственно пропали исчезнувшие в Х-XI веках хазары и кто, соответственно, является наследниками их культуры и государственности. Этот вопрос породил огромное множество абсолютно псевдо-академических и, порой, совершенно абсурдных теорий, маскирующихся под исторические исследования. К примеру, на основании фонетического сходства между словами казак/козак и хазар/хозар о своем происхождении от хазар заявляли идеологи украинского казачества XVIII века. Так, в 1710 году казацкий атаман Иосиф Кириленко написал в письме гетману о том, что московские цари никогда не являлись природными правителями «казацкого народа» начиная еще со времен правления «казацких каганов». [С-BLOCK]

Еврей Артур Кестлер считал хазар «тринадцатым коленом Израиля », от которого произошло все ашкеназское (т.е. европейское) еврейство. Лев Гумилев полагал, что потомками хазар являются славяне - бродники и донские казаки. Романтический караимский националист Авраам Фиркович создал караимскую версию обращения хазар в иудаизм, тем самым стремясь показать превосходство караимов над евреями-рабанитами. Другой караим, Серая Шапшал, пошел еще дальше и стал утверждать, что караимы являются прямыми - и единственными - потомками хазар. Впрочем, караимы - далеко не единственная этническая группа, заявлявшая о своем хазарском происхождении. Вторым наиболее значимым претендентом на хазарское наследие являются, пожалуй, современные крымские евреи-крымчаки. Как и караимы, они отказываются от своего еврейского происхождения и заявляют о том, что они - потомки хазар.

Однако и среди европейских евреев также были претенденты на «хазарское наследство»! В 20-ые-30-ые гг. XX в. польско-еврейские историки, наряду с караимскими, начинают изучать историю хазар, в особенности историю основания еврейских поселений на территории Польши . Некоторые из них (прежде всего, М. Гумплович и И. Шиппер) сделали вывод о том, что хазары сыграли важную роль в формировании европейского еврейства и, более того, что хазарские прозелиты-иудеи могли составлять значительную долю средневекового еврейства Польши и Восточной Европы. [С-BLOCK]

В последнее время большой шум наделала книга «Когда и как вы стали евреями» профессора Тель-авивского университета, историка Шломо Занда. Израильский ученый утверждает, что такой нации, как евреи, попросту не существует, а утверждения евреев об их происхождении с Ближнего Востока - всего лишь миф для оправдания существования государства Израиль. Европейские же евреи, по словам - это потомки тюрков-хазар.

Некоторые исследователи и националисты писали о хазарском происхождении горских евреев Кавказа, славянских иудаистов-субботников и казахов.

Так кто же в действительности является потомками хазар?

На наш взгляд, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как отметил М. И. Артамонов, «поиски потомков хазар остаются безуспешными» в основном из-за того, что хазары были ассимилированы кочевниками-половцами (куманами) в XI-XIII веках. Таким образом, вряд ли какой-либо современный народ может реально претендовать на происхождение от хазар. Беспримерное разнообразие своекорыстного использования хазарской истории, проводившееся в разное время представителями различных политических течений и этнических групп, помноженное на запутанный клубок тюрко-еврейских историко-религиозных мотивов, делает хазарскую тему уникальным образцом идеологического искажения средневековой истории.

Принесет ли ХХI век новые образцы использования истории хазар в политических и идеологических целях? Не вызывает сомнения, что изменения в высших идеологических сферах могут также повлиять и на трактовку хазарского мифа, и кто знает, может быть уже в ближайшем будущем исследователи с некоторым изумлением обнаружат пред собой новых «наследников» пушкинских неразумных хазар.

В VII – X веках государство кочевых тюрков-хазар занимало обширные территории современных постсоветских республик от Средней Азии и Северного Кавказа на востоке до современных Украины и Крыма на юго-западе. Хазарский каганат, как и большинство других огромных империй, напоминал собой колосса на глиняных ногах. На его территории проживал пестрый конгломерат различных народов: савиры, булгары, гунны, тюркюты, угры, хазары, славяне, арабы, евреи и многие другие, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии. На определенной стадии развития государственности (мы не можем уверенно сказать когда точно – возможно в 740 г., а, возможно, позже, в конце VIII – начале IX в. или, по другим предположениям, ок. 860 г.), правящая верхушка Хазарии объявляет иудаизм государственной религией каганата. Тем не менее, на территории каганата исповедовались и другие веры: ислам, христианство и шаманизм.

Развал хазарского государства и развитие научного интереса к нему в XIX веке

В 965-968 годах сильнейшее поражение Хазарии наносит киевский князь Святослав. После этого государство хазар, они сами и даже их имя практически полностью исчезают с политической карты средневековой Европы. Захватывающий сюжет об исчезновении огромной могущественной империи, разрушении ее городов и поселений и почти полном растворении хазар среди народов соседних государств, стали предметами горячих споров и дискуссий, начиная, наверное, с еврейского писателя и поэта XII века Иегуды Галеви и заканчивая востоковедами, богословами, историками, националистами и идеологическими лидерами нового и новейшего времени.

По утверждению Х. Френа (1823) история средневековой Руси была настолько тесно связана с хазарами, что последние стали важным объектом изучения в дореволюционной России. Классическим примером растущего интереса к хазарской теме в России в начале XIX века является известная поэма Александра Пушкина, в которой вещий Олег собирается “отмстить неразумным хозарам”. Эта фраза позднее станет известной каждому советскому школьнику. Помимо “Песни о Вещем Олеге” поэт обратится к хазарской теме еще раз – в поэме “Руслан и Людмила”, одним из героев которой является соперник витязя Руслана, “полный страстной думы, младой хазарский хан Ратмир”.

Среди российских историков в то время существовало две основных тенденции трактовки истории хазар. Консервативные историки (Татищев, Карамзин, Нечволодов) рассматривали освобождение от уплаты дани хазарам и успешный поход князя Святослава как решающие события в процессе становления древнерусского государства и русского народа. Эти исследователи говорили о хазарском иге, о противоборстве леса и степи, и представляли хазар опасными врагами Киевской Руси. Либеральные историки, наоборот, писали о позитивной стороне отношений Хазарии с Русью, об их симбиозе.

В 80-ые годы XX века, на волне интереса к беллетристической книге “Хазарский словарь” – довольно талантливому экскурсу в средневековую хазарскую тематику, написанному известнейшим сербским писателем Милорадом Павичем, внимание широкой публики к хазарам и хазарской истории стало еще сильнее.

Теории о потомках хазар

Парадоксально, но факт: чисто научная проблема – история средневекового Хазарского государства – стала серьезной темой в политических играх европейских националистов XX-ХХI веков. Одни из них пытались (и пытаются) применить историю хазар для легитимизации своих политических требований, другие объявляют себя “единственными” и “реальными” потомками хазар, третьи стараются переписать средневековую историю русского, украинского и еврейского народов, используя “хазарский миф”.

Особенно часто предметом различного рода псевдо-исторических спекуляций становится о вопрос о том, куда же собственно пропали исчезнувшие в Х-XI веках хазары и кто, соответственно, является наследниками их культуры и государственности. Этот вопрос породил огромное множество абсолютно псевдо-академических и, порой, совершенно абсурдных теорий, маскирующихся под исторические исследования. К примеру, на основании фонетического сходства между словами казак/козак и хазар/хозар о своем происхождении от хазар заявляли идеологи украинского казачества XVIII века. Так, в 1710 году казацкий атаман Иосиф Кириленко написал в письме гетману о том, что московские цари никогда не являлись природными правителями “казацкого народа” начиная еще со времен правления “казацких каганов”.

Еврей Артур Кестлер считал хазар “тринадцатым коленом Израиля”, от которого произошло все ашкеназское (т.е. европейское) еврейство. Лев Гумилев полагал, что потомками хазар являются славяне – бродники и донские казаки. Романтический караимский националист Авраам Фиркович создал караимскую версию обращения хазар в иудаизм, тем самым стремясь показать превосходство караимов над евреями-рабанитами. Другой караим, Серая Шапшал, пошел еще дальше и стал утверждать, что караимы являются прямыми – и единственными – потомками хазар. Впрочем, караимы – далеко не единственная этническая группа, заявлявшая о своем хазарском происхождении. Вторым наиболее значимым претендентом на хазарское наследие являются, пожалуй, современные крымские евреи-крымчаки. Как и караимы, они отказываются от своего еврейского происхождения и заявляют о том, что они – потомки хазар.

Однако и среди европейских евреев также были претенденты на «хазарское наследство»! В 20-ые-30-ые гг. XX в. польско-еврейские историки, наряду с караимскими, начинают изучать историю хазар, в особенности историю основания еврейских поселений на территории Польши. Некоторые из них (прежде всего, М. Гумплович и И. Шиппер) сделали вывод о том, что хазары сыграли важную роль в формировании европейского еврейства и, более того, что хазарские прозелиты-иудеи могли составлять значительную долю средневекового еврейства Польши и Восточной Европы.

В последнее время большой шум наделала книга "Когда и как вы стали евреями" профессора Тель-авивского университета, историка Шломо Занда. Израильский ученый утверждает, что такой нации, как евреи, попросту не существует, а утверждения евреев об их происхождении с Ближнего Востока – всего лишь миф для оправдания существования государства Израиль. Европейские же евреи, по словам – это потомки тюрков-хазар.

Некоторые исследователи и националисты писали о хазарском происхождении горских евреев Кавказа, славянских иудаистов-субботников и казахов.

Так кто же в действительности является потомками хазар?

На наш взгляд, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как отметил М.И. Артамонов, “поиски потомков хазар остаются безуспешными” в основном из-за того, что хазары были ассимилированы кочевниками-половцами (куманами) в XI-XIII веках. Таким образом, вряд ли какой-либо современный народ может реально претендовать на происхождение от хазар. Беспримерное разнообразие своекорыстного использования хазарской истории, проводившееся в разное время представителями различных политических течений и этнических групп, помноженное на запутанный клубок тюрко-еврейских историко-религиозных мотивов, делает хазарскую тему уникальным образцом идеологического искажения средневековой истории.

Принесет ли ХХI век новые образцы использования истории хазар в политических и идеологических целях? Не вызывает сомнения, что изменения в высших идеологических сферах могут также повлиять и на трактовку хазарского мифа, и кто знает, может быть уже в ближайшем будущем исследователи с некоторым изумлением обнаружат пред собой новых “наследников” пушкинских неразумных хазар.

— народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Происхождение их с точностью неизвестно. Константин Багрянородный считает их тюрками и переводит хазарское название города Саркела — белая гостиница. Байер и Лерберг тоже принимают их за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый — белый город, второй — желтый город. Автор статьи, помещенной в "Beytr ä ge zur Kenntniss Russlands" (I, 410), признает их за венгров; Френ относит их к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир — грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки — армянами и т. д.

Существует интересное письмо еврея Хисдаи (см. ст. Евреи), казнодара одного арабского государя в Испании, к хозарскому кагану и ответ кагана: каган считает X. потомками Форгомы, от которого ведут свое происхождение грузины и армяне. Подлинность этого письма, впрочем, сомнительна. Достоверные сведения о хазарах начинаются не раньше II-го века по Р. Х., когда они занимали земли к северу от Кавказских гор. Тогда у них начинается борьба с Арменией, большей частью победоносная, и тянется до IV в.

С нашествием гуннов хазары скрываются из глаз истории до VI в. В это время они занимают большое пространство: на востоке граничат с кочевыми племенами тюркского племени, на севере — с финнами, на западе — с болгарами; на юге владения их доходят до Аракса. Освободившись от гуннов, хазары начинают усиливаться и угрожать соседним народам: в VI в. царь персидский Кабад устроил на севере Ширвана большой вал, а сын его Хозрой построил стену для ограждения от X. В VII в. хазары заняли территорию болгар, воспользовавшись раздорами среди них после смерти царя Кровата. С этого века начинаются сношения X. с Византией.

Xазарские племена представляли большую опасность для последней: Византии приходилось давать им подарки и даже родниться с ними, против чего ополчается Константин Багрянородный, советуя бороться с хазарами при помощи других варваров — аланов и гузов. Императору Гераклию удалось привлечь на свою сторону хазар в борьбе его с Персами. Нестор называет хазаров уграми белыми. У хазарских племён на Таврическом полуострове, в бывших владениях болгар, нашел убежище Юстиниан II, женившийся на сестре хазарского кагана. В 638 г. халиф Омар завоевал Персию и разгромил соседние земли.

Попытка Х. противодействовать завоевательному движению арабов кончилась неудачно: столица их Селиндер была взята; только поражение арабов на берегах реки Боланджира спасло страну хазар от полного опустошения. В VIII в. Х. вели 80-летнюю войну с халифатом, но должны были (хотя и позже встречаются их нападения на земли халифата) просить у арабов в 737 г. мира, который и был дан им под условием принятия ислама. Неудачные войны на юге вознаграждались до некоторой степени успехами на севере: около 894 г. хазары в союзе с гузами разгромили печенегов и венгров, живших на севере от Таврического полуострова; еще раньше они подчинили себе приднепровских славян и брали с них "по беле от дыма".

Таким образом в IX в. их владения простирались от северной части Кавказа до земель северян и радимичей, т. е. до берегов рек Десны, Сейма, Сулы и Сожа. В Χ в. их владения еще расширились, но близка уже была гибель. Русское государство крепло и собирало воедино разрозненные славянские племена. Уже Олег столкнулся с Хазарским каганатом, подчинив себе некоторых хазарских данников. В 966 (или 969) г. Святослав Игоревич двинулся в Хозарию и в решительной битве одержал полную победу. Хазария пала.

Остаток народа хозарского некоторое время еще держался между Каспийским морем и Кавказскими горами, но затем смешался с соседями. В русских летописях последнее указание на хозар сохранилось под 1079 г., но имя хозарянин встречается в XIV и даже XV в. при перечислении разных слуг московских князей. Хазары, подобно болгарам, были народ полуоседлый.

Зимою, по описанию Ибн-Даста, они жили в городах, а с наступлением весны переселялись в степи. Главным городом их после разгрома Селиндера был Итиль, стоявший близ того места, где теперь Астрахань. Население Хозарии было разноплеменное и разноверное. Сам глава государства — каган — принял в XVIII в., по словам Фоцлана и Массуди, иудейство вместе с своим наместником и "порфирородными" — боярами; остальная масса населения исповедовала частью иудейство, частью ислам, частью христианство; были и язычники.

Существует предание (см. "Acta Sanctorum", II, 12—15), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что X. просили у императора Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. Очень оригинальный характер носили у хазар правление и суд. Арабские писатели Х-го в. рассказывают, что хотя главная власть принадлежала кагану, но управлял не он, а его наместник пех (бег?); каган, по всей вероятности, имел только религиозное значение. Когда новый наместник являлся к кагану, последний накидывал ему на шею шелковую петлю и спрашивал полузадохшегося "пеха", сколько лет он думает править. Если он к назначенному им сроку не умирал, то его умерщвляли.

Каган жил совершенно замкнуто в своем дворце, с 25 женами и 60 наложницами, окруженный двором из "порфирородных" и значительной стражей. Народу он показывался раз в 4 месяца. Доступ к нему был открыт "пеху" и некоторым другим сановникам. После смерти кагана старались скрыть место его погребения. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Начальствовал над ним "пех". Для суда у хазар было 9 (по Ибн-Фоцлану) или 7 (по Гаукалу и Массуди) мужей: двое судили по иудейскому закону, двое — по магометанскому, двое — по Евангелию, один назначен был для славян, русов и др. язычников.

Торговля в Хазарском каганате была транзитная: они получали товары из Руси и Болгарии и отправляли их по Каспийскому морю; дорогие товары шли к ним из Греции, с южных берегов Каспийского моря и Кавказа. Складочным местом для товаров был Хазеран — одна из частей Итиля. Государственные доходы составлялись из проезжей пошлины, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурою. Монеты собственной у хазар не было.

Глава 2. Рождение государства хазар

Гунны. Примерно в середине IV века на народы Восточной Европы обрушилось нашествие гуннов. Гунны — союз племён, образовавшийся во 2-4 веках в Приуралье из тюркоязычных хунну, перекочевавших во 2 веке из Центральной Азии и местных угров и сарматов. В 4 веке союз племён гуннов вторгся в Восточную Европу, покорив народы, гунны создали огромную империю от Волги до Рейна. Центр империи гуннов был в Паннонии (ныне Венгрия), отсюда гунны совершали свои набеги на Запад Римской Империи в 4-5 веке.

В 370 году гунны заняли прикаспийские и донские степи, покорили аланов, кочевавших на Северном Кавказе — «многих перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе », разгромили остготов — государство Германиха, что послужило причиной Великого переселения народов. В 395 году гунны прошли через Кавказ и опустошили Сирию и Каппадокию.

Проследовав далее на запад, гунны опустошили Приазовье и Причерноморье, и ворвались в Центральную Европу. Покорив остготов в низовьях Днепра, и остготов в низовьях Днестра, гунны заставили их отступить во Фракию, на Балканы.
Покорённые племена гунны облагали данью и принуждали участвовать в военных походах.

Только через несколько десятилетий гунны смогли остановиться и образовать в Паннонии государство . Повелителем союза племён гуннов в 445 году стал Аттила. Он держал в своей власти не только гуннов Паннонии, но и племена, жившие в Причерноморье, которые служили военным резервом для его войск, ходивших военными походами в Западную Европу.


При полководце и правителе Аттиле (434 — 453 г.г.) союз гуннов, состоящий из болгар, остготов, герулов, гепидов, скифов, сарматов, и других племён и народов , достиг наибольшей мощи и захватил обширные территории. Гунны, как и скифы, применяли дальнобойный лук, достигавший 1.5 метра в длину, и по свидетельствам римлян, был самым эффективным оружием античности. Скифский или гуннский лук считался у римлян очень ценной военной добычей. В 451 году гунны вторглись в Галлию и на Каталунских полях были разбиты римлянами и их союзниками — вестготами и франками. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. В 469 г. Атилла был убит и его голова доставлена в Константинополь.

Древнеримский историк Аммиан Марцеллин, служивший в армии восточно-римской Империи, и хорошо знавший события, происходившие на восточных окраинах империи, обстоятельно и с некоторым отвращением описывает поразившую всех европейцев внешность гуннов: они коренастые, безбородые, «безобразные, похожие на скопцов», «приросшие к коням». Они настолько сроднились с лошадью, уходу за которой уделяют большое внимание, что «считают позором ходить пешком». Они воюют только на конях, используя в качестве оружия меч, лук со стрелами и аркан. Они постоянно «кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы». «Придя на изобильное травою место, они располагают в виде круга свои кибитки… истребив весь корм для скота, они снова везут, так сказать, свои города, расположенные на повозках… Они сокрушают всё, что попадается на пути».

После смерти Аттилы в 454 г. огромная гуннская империя распалась. Племена и народы, кочевавшие в восточноевропейских степях, освободились, и стали развиваться самостоятельно - имена народов появились на страницах византийских и закавказских исторических хроник. Акациры, барсилы, сарагуры, уроги, савиры, авары, утигуры, кутригуры, болгары, хазары - вот далеко не полный перечень этих постоянно враждующих и воюющих между собой народов. Все эти народы активно участвовали, как союзники или наёмники в частых византийско-персидских столкновениях и войнах, а при всяком удобном случае грабили и разоряли близкие к их кочевьям пограничные провинции Византийской и Персидской империи.

Часть перечисленных этнических названий народов, как видим, совпадает с именами сыновей Тогармы, данными в письме Иосифа, - барсилы, савиры, авары, болгары, хазары. Все эти племена, несомненно, были тюркоязычны. Арабские авторы Истахри и Ибн-Хаукаль писали, что язык болгар подобен языку хазар . Тюркологи давно установили, что язык болгар относится к группе западных тюркских языков, следовательно, и хазарский язык являлся западно-тюркским языком.

Один из отрывков «Истории», написанной сирийским автором Иоанном Эфесским во второй половине VI века, сохранился благодаря позднейшим пересказам Михаила Сирийского и Бар-Габрая. В нём рассказывается, что в царствование византийского императора Маврикия (582 — 602 г.г.) из Скифии вышли три брата со своими родами. Один из них, Булгар, прошёл к границам Римской империи, два других заняли страну алан, называемую Берсилия . «Когда над той страной стал господствовать чужой народ, они были названы хазарами по имени того старшего брата, которого имя было Хазарик».

Связь хазар со страной Берсилией подтверждается и сведениями византийских хроник Феофана Исповедника и Никифора. Феофан Исповедник отмечал: «Хазары - великий народ, вышедший из Берсилии».

Берсилия находилась на современной территории Дагестана : араб ал-Балазури писал, что ал-Баршалия (Берсилия) расположена к северу от Дербента . В легенде о трех братьях названы имена двух из них - Булгар и Хазар. Имя третьего можно, видимо, связать с названием страны, занятой хазарами. Барсилы, или басилы, неоднократно упоминаются в «Истории Армении» у Моисея Хоренского и у Моисея Каганкатваци в «Истории агван». Один раз они объединены с хазарами. «Хазары и басилы, соединившись, прошли через ворота Чора и подвергли Армению грабежу и разорению ».

Хазария в VI-VII веках.

Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья . Надо сказать, что этническое имя «хазары» при описаниях событий, связанных с народами, обитавшими в этих степях, встречается на страницах историко-этнографических сочинений восточных и византийских авторов значительно реже, чем их этническое имя «савиры». Византийские же писатели первой половины VI века почти не упоминают хазар. В качестве реальной военной силы они рассматривают только савиров.

У византийского историка Прокопия Кесарийского мы находим некоторые данные о жизни и воинских достоинствах савиров VI века: «Савиры являются гуннским племенем, живут около Кавказских гор. Племя это очень многочисленное, разделённое, как полагается, на много самостоятельных колен. Их начальники издревле вели дружбу одни с римским императором, другие - с персидским царем». Прокопий Кесарийский с изумлением констатирует, что «эти варвары » придумали легкий закрытый таран для осады оборонительных стен города, ранее неизвестный даже византийским инженерам, и рассказывает об их укреплении, сооруженном на холме и обведённом по периметру холма стеной. Византийский поэт и ритор Агафий описывает временный лагерь савиров, окруженный частоколом.

Трудно сказать с уверенностью, о ком идёт речь: о савирах или обо всех тюркских племенах, кочевавших в древней Берсилии, находившихся под главенством савиров. По мнению М. И. Артамонова, существовало даже какое-то военно-политическое объединение савиров, которое было самым крупным кочевническим союзом восточноевропейских степей в VI века. Воспоминания о нём сохранились вплоть до Х века. Арабский историк и географ ал-Масуди в «Золотых лугах» называет хазар тюркскими савирами (значит, были и не тюркские савиры).

Более или менее связные сообщения о хазарах появляются в письменных источниках, повествующих о событиях начала VI века. По данным позднейших арабских сочинений (Балазури ал-Я’куби), в царствование иранского шаха Кавада I из династии Сасанидов (правил 488 - 496 г.г. и 499 - 531 г.г.) хазары захватили Грузию, Албанию и Армению. С большим трудом освободил эти земли иранский шах Кавад I, и построил для защиты от подобных сокрушительных нашествий между Ширваном и Дарьяльским ущельем стену из сырцовых кирпичей с множеством замков вдоль неё. Я’куби добавляет, что персидский шах завоевал после этого ещё Дербент, Табарсаран, Беленджер, то есть он вторгся в земли хазар. Однако, хазары «савиры» быстро отвоевали у персов все захваченные территории.

О войнах, которые вёл иранский шах Кавад I с северными народами, писали и византийцы (Захарий Ритор, Иоанн Малала, Феофан Исповедник). Только византийцы иногда называют их всех гуннами или гуннами-савирами . Феофан Исповедник рассказывает об участии савиров в войнах между Ираном и Византией, при этом доверчивые «варвары» слушали ложные доносы и нередко беспощадно уничтожали друг друга.

Особого внимания заслуживает отрывок, в котором приветствуется о том, что в 527 г. савирами правила вдова князя Болаха Боарикс. Она заключила союз с Византией, но два вождя других гуннских племён решили присоединиться к персидскому войску Кавад I. Княгиня Боарикс захватила обоих вождей-перебежчиков в плен, одного убила сама, а другого отправила в Константинополь, где его и казнили. Рассказ этот типичен, такими историями пестрит хроника Феофана: предательство, убийство, ложные наветы сбивали савиров с толку и заставляли враждовать друг с другом. Интересно и то, что савирами могла править женщина. Очевидно, как во многих других кочевнических обществах, женщины пользовались у савиров достаточно большой свободой и самостоятельностью. Княгиня Боарикс, по-видимому, была главой всего гунно-савирского союза, и она не потерпела измены племенных вождей.

Во время правления сына иранского шаха Кавада I Хосров Ануширван продолжилось военное противостояние, и набеги савиров и хазар на пограничные провинции Персии на Кавказе, в частности на Армению и Албанию. В «Истории агван» Моисей Каганкатваци пишет, что в первую половину царствования персидского царя Хосрова «страна наша подпала под власть хазар, церковь и писания были преданы огню». С большим трудом персы справились с нашествием войск Боарикс и приступили к сооружению знаменитой Дербентской стены и крепости (Дагестан) . После окончания этой грандиозной постройки потеряли значение все прежние оборонительные линии, в том числе и выстроенная несколько десятилетий назад глинобитная стена Кавада I. Стены Дербента были сложены из камня и облицованы каменными тесаными блоками. Они одним концом вдавались в море, образуя искусственную гавань, загражденную с моря массивной цепью гор, другим - упирались в крепость, стоящую на горе. Между стенами располагались кварталы города. Таким образом, узкий проход между берегом Каспийского моря и Кавказскими горами был перегорожен не одной стеной, а укрепленным с двух сторон городом Дербент.

По словам Масуди, Сасаниды возвели Дербентские стены и крепости для защиты от набегов хазар, аланов, турок, савиров и иных племён. Постройкой Дербента персы закрепили собственное господство над богатейшей своей провинцией - Албанией. Долгое время Дербент оставался непреодолимой преградой, надёжно защищавшей провинцию персов от набегов и разорения.

Хазары (савиры) живут и ныне в Иране

Часть кочевников, занявших албанские земли ещё до постройки Дербентской крепости, персидский шах Хосров Ануширван взял в плен и поселил в районе Кабалы , остальных изгнал назад - в Дагестан.

В большинстве византийских и арабских источников называют основными поселенцами савиров , хотя среди пленников упоминаются и хазары, и болгары .

В связи с массовым переселение савиров в Персию их главенствующее положение в гунно-савирском военном союзе в родных Прикаспийских степях пошатнулось.

Судя по тому, что с конца VI века савиры почти не упоминаются в событиях, а их место в исторических сочинениях занимают хазары, ставшие во главе племенного гунно-савирского союза, обитавшего на землях нынешнего Дагестана.

Однако, хазары недолго были самостоятельными. В Восточной Европе, в Предкавказье, появилась новая политическая сила, с которой считались и Иран, и Византийская империя.

Вторая половина VI века ознаменовалась созданием на Азиатском континенте великой державы тюрков - каганата, возглавленного одним из самых сильных тюркских родов - Ашина. Злейшим врагом молодой державы было государство эфталитов. Борьба с ним заняла целое десятилетие (555-567 г.г.), в течение которого каганат окреп экономически и политически, завязал союзнические и торговые отношения с западными и юго-западными соседями, в том числе с Византией и Ираном.

После победы над эфталитами тюркский каганат потребовал у Ирана дань (откуп), за защиту от эфталитов, но шах Хосров отказался, и тогда тюркский каган Синджибу (Истеми) двинулся на Иран . Менандр Византиец писал, что тюрки подошли к иранским границам в Джурджане, т. е. в Прикаспийских предгорьях Кавказа, и наткнулись на мощные укрепления Дербента . Преодолеть Дербентские укрепления и пройти на иранские земли тюрки не смогли и заключили мир с Ираном. В степях предгорного Кавказа тюрки впервые столкнулись с хазарами.

Арабский учёный Табари в своей «Истории пророков и царей » писал, что после победы над эфталитами тюркский каган Синджибу (Истеми) покорил б-н-дж-р (болгар), беленджер и хазар и только после этого осадил Дербент. Отступив от Дербента, тюрки подчинили алан и утигур. Властителем этих вновь приобретенных западных территорий стал сын тюркского кагана Истеми - Турксанф. В 576 г. Турксанф начал войну с Византией с целью захвата её закавказских владений. Феофилакт Симокатта рассказывает об успехах тюрков и, заканчивая это сообщение, пишет: «В ту минуту, когда победа уже, по-видимому, улыбалась кагану, среди тюрок разразилась гражданская война».

Мы не будем останавливаться на этом событии в истории Тюркского каганата. Напомним только, что междоусобица длилась до 593 г. , о тюрках в Европе не было слышно 15 лет. В начале VII века войска тюркского кагана вернулись в Прикаспийские предгорья Кавказа, а вернее в Черноморско-Каспийское междуречье, и вновь включили в орбиту своих действий всех родственных им тюрко-язычных кочевников, в том числе и хазар.

Взоры тюркского кагана снова были устремлены на Иран и его закавказские провинции. Византийский император Ираклий в 626 году заключил союз с тюрками и вовлек тюркского кагана в войну с Ираном. Феофан пишет, что император вступил в союз с «восточными тюрками, которых называют хазарами », а Моисей Каганкатваци, как бы подтверждая эту фразу Феофана, свидетельствует, что главной силой тюркской армии являлись хазары.

Первое же столкновение тюрков-хазар с персами принесло хазарам победу и богатейшую добычу, поэтому каган объявил всеобщую мобилизацию в своей обширной империи и сам встал во главе огромного войска, состоящего из разных этнических групп. Вот как записал этот факт Моисей Каганкатваци: «Он уведомил о том всех тех, кто находился под властью его, - племена и народы, жители полей и гор, живущие в городе или на открытом воздухе, бреющие головы, носящие косы, чтобы по мановению его все были готовы и вооружены».

Войска тюрков-хазар, под руководством кагана, обрушились на Дербент, затем вторглись в Албанию и направились в Иберию - к Тбилиси . Моисей Каганкатваци описывает воинов тюрков-хазар, как безобразное нашествие на Закавказье «гнусной, широколицей, без ресничной толпы» мужчин, «с распущенными, как у женщин, волосами». Жители Тбилиси смогли выдержать этот натиск. Длительная осада Тбилиси войсками Ираклия и кагана в 627 г. ничего не дала - зимой хазары отступили, так как им нечем было кормить огромные табуны лошадей, которых они пригнали с собой. Жители Тбилиси, увидев уходящие полчища тюрков, вынесли на стену города тыкву - «аршин в ширину и аршин в длину, вместо ресниц - несколько обрезанных ветвей, место бороды оставили безобразно голым, на месте носа - ноздри шириной в локоть, редкие волосы на усах… и кричали: вот ваш государь, возвратитесь, поклонитесь ему». Каган тюрков-хазар не забыл этой насмешки грузин. На следующий год он захватил Тбилиси и, когда к нему привели двух городских правителей, приказал их ослепить, за то, что они сделали его портрет слепым, желая оскорбить.

После взятия Тбилиси сам каган ушёл из Закавказья на родину, поручив вести дальнейшие военные действия своему сыну. В 630 г. началось покорение Армении, но оно было неожиданно прервано из-за новой вспыхнувшей в каганате междоусобицы. На этот раз междоусобная война кончилась полным крахом тюркской державы . На её развалинах стали возникать новые государственные образования, складывавшиеся ещё в недрах каганата.

Одно из государств создали болгарские племена. Болгары занимали приазовские степи и Таманский полуостров . Их вождь и правитель Кубрат в 635 г., после освобождения из-под власти Тюркского каганата, возглавил самостоятельное объединение - Великую Болгарию. Он заключил союз с Византией, и Византийский император Ираклий пожаловал Кубрату один из высших византийских титулов — патрикий (др.-греч. πατρίκιος), подкрепленный богатыми дарами. Византийцам всегда было важно иметь в Причерноморье сильных союзников, так как без них власть над далекими от Константинополя крымскими провинциями становилась формальной. Кубрат принадлежал к роду Дуло (Дулу), который в Тюркском каганате боролся за власть с правящим родом Ашина.

Столицей Великой Болгарии стала разграбленная ещё в IV веке гуннами . После разорения жизнь в этом городе на протяжении двух веков едва тлела. Уцелевшие после погрома жители ютились кое-где в старых жилищах римского времени. В VII веке начала вновь застраиваться, на старых развалинах вырастали новые дома, выстроенные из камня разрушенных зданий, прокладывались новые дороги. Улицы мостили обломками античных сосудов (амфор и пифосов), костями животных, щебёнкой. В строительных приёмах появился новый принцип кладки стен из двух щитов, сложенных на глиняном растворе рваного камня, а иногда и всухую, и насыпанного между щитами мелкого щебня.

Примерно в 40-х годах VII века умер правитель болгарских племён Приазовья Кубрат. После его смерти распалось и созданное им объединение приазовских болгар. Самыми крупными ордами были две: одна возглавлялась ханом Аспарухом, другая - его братом Батбаем. Очевидно, какое-то время они мирно сосуществовали, кочуя по обширным приазовским просторам: на лето отходили в глубь степей, весной подходили вплотную к берегу моря, где занимались рыбной ловлей и выпасом стад на весенних приморских пастбищах. Советские археологи, прошедшими по дорогам древних болгарских кочевий на реках и вдоль берега Азовского моря, обнаружили большое количество обломков различной керамики VII-VIII вв., на местах сезонных кочевья болгар Приазовья и Прикаспия.

Одновременно со становлением Великой Болгарии в прикаспийских степях началось становление Хазарского государства . Остатки некогда могущественного тюркского рода Ашина, бежавшего на запад, осели у хазар и основали там новую правящую династию. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли каганом, а государство - каганатом. Этим они поставили новый каганат во враждебные отношения и с тюрками, и с болгарами, у которых власть принадлежала, представителям мятежного рода Дуло.

Хазары и болгары родственно близкие этнические группы, в конфедерацию хазарских родов входили и многочисленные болгарские роды. Ослабление Великой Болгарии привело хазарских правителей к мысли о присоединении к своему объединению и приазовских болгар, а также о захвате их великолепных пастбищ и начинающих отстраиваться черноморских портов. Захват Приазовья казался хазарам настолько важным, что царь Иосиф считал этот политический акт началом образования Хазарского государства.

Болгары под предводительством энергичного и талантливого хана Аспаруха оказали хазарам сопротивление, но Батбай не поддержал брата, и Аспарух вместе со своей ордой отправился на Дунай, став там основателем нового государства - Дунайской Болгарии.

Батбай остался в Приазовье и подчинился Хазарскому кагану. Размеры Хазарии сразу увеличились вдвое. Появились не только новые кочёвки, но выросло и количество населения в каганате. Причём этническая и языковая близость этого населения с племенами хазарской коалиции привела к быстрому слиянию их в единый, достаточно монолитный союз.

Возникла федерация равных народов, возглавленная хазарским (тюркским) родом Ашина и номинально управляемая каганом, происходящим всегда из рода Ашина. Входившие в союз племена и народы пользовались относительной свободой. Правитель савиров Алп-Илитвер, судя по данным Моисея Каганкатваци, самостоятельно от хазар ходил в походы и заключал сепаратные мирные договоры. Алп-Илитвер женился на дочери албанского князя, а в 682 г. принял христианство.

Распространение власти хазар на Приазовье неизбежно привело к установлению тесных связей между хазарами и Византийской империей. Ободрённые своей легкой победой над болгарами, увлечённые погоней за ними почти до Дуная, хазары ринулись на запад, и захватили не только приазовские степи, но и Северное Причерноморье, а также часть степного Крыма : «Хазары, великий народ…, овладели всей землей вплоть до Понтийского моря», - сокрушается Феофан Исповедник. В результате географического сближения хазар и Византии хазарский каганат оказался в конце VII - начале VIII веке в центре политических интриг Византийской империи.

В 695 году в далекую провинцию империи - Херсон (Херсонес Таврический) был сослан свергнутый император Юстиниан II. Ссыльный император не оставил надежду вновь обрести трон, однако его активность сильно не нравилась жителям Херсонеса, которые донесли о ней в Константинополь. Юстиниан II, не дожидаясь реакции на этот донос, бежал в , находившуюся в то время уже под протекторатом хазар.

В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии.

Хазарский каган Ибузир Гляван (в греческой транскрипции) обещал помощь свергнутому императору Юстиниану II, и даже выдал замуж за него свою дочь, которую крестили и нарекли именем Феодора. Затем новый зять Юстиниан был поселен в Фанагории под личным присмотром правителя Боспора Болгация и представителя кагана Папация. Византийцы, узнав об этих событиях, начали уговаривать кагана убить Юстиниана, обещая за это значительный выкуп. Опытный интриган и политик, Юстиниан, предупреждённый женой Феодорой о надвигавшейся опасности, бежал в Дунайскую Болгарию и с помощью хана Тарвела захватил в 705 году Константинополь и царский трон. Юстиниан вывез из Хазарии свою жену Феодору и маленького сына, которого нарек Тиверием и объявил своим соправителем.

В 710 г. Юстиниан организовал поход на враждебный ему Херсон (Херсонес). К этому времени херсонеситы, опасаясь мести императора, отдались под покровительство Хазарского кагана, который немедленно прислал в город своего тудуна (правителя). Тудун обязан был следить за местным управлением и за поступлением налогов в казну Хазарского кагана.

Юстиниан воевал с хазарами не только за Херсонес, но за весь Крым и Боспор Киммерийский. Вскоре войска Юстиниана заняли Херсонес, его войска разграбили и сожгли город, жители обращены в рабство, а правитель тудун взят в плен и его собирались отправить в Константинополь. Херсонес быстро отстроился, а население его подняло восстание против Юстиниана, которое возглавил ссыльный - богатый и знатный армянин Вардан . Херсонеситы объявили его императором Варданом-Филиппом.

За короткое время весь Крым был охвачен восстанием против Юстиниана. Хазары, к которым обратился Вардан, помогли ему , несмотря на то, что Юстиниан пытался восстановить отношения с Хазарским каганом, возвратив ему взятого в плен в Херсонесе хазарского тудуна. Тудун, к несчастью, умер в дороге, и хазары в отместку уничтожили всю греческую свиту (300 человек), и разорвали отношения с Юстинианом. Хазары двинули свои военные силы к Херсону. Армия Юстиниана также перешла на сторону вновь провозглашенного императора Вардана-Филиппа. В 711 г. Вардан-Филипп захватил власть, казнил Юстиниана , а его воины зарезали сына Юстиниана Тиверия, и переправился в Константинополь.

Хазары, игравшие в этой длительной и сложной борьбе за власть не последнюю роль, приобрели надежного союзника для отпора надвигающейся уже через Закавказье в прикаспийские степи новой силе - арабам. Поскольку Византия была и сама кровно заинтересована в этом союзе против арабов, и для укрепления этого союза она пошла на всевозможные уступки хазарам. В частности, все крымские противоречия разрешились по обоюдному согласию - Херсон, отошел к Византии , а весь Восточный Крым и степи западной части остались за Хазарией.

Итак, к началу VIII века федеративный союз племён, возглавляемый хазарами, занимал уже степи и предгорья современного Дагестана и Прикубанья, приазовские степи, частично степи Северного Причерноморья и большую часть восточного Крыма с входившими в неё приморскими городами, начавшими к этому времени интенсивно отстраиваться после длившегося несколько столетий запустения.