» » Как правильно поставить запятые в предложении правила. Правила постановки запятых в сложном предложении

Как правильно поставить запятые в предложении правила. Правила постановки запятых в сложном предложении

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые". Урок по программе"Русский язык" з класс. (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев) М: Баласс 2011. На основе ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

По программе «Русский язык» 3 класс (Е.В Бунеева, Р.Н. Бунеев), М:Баласс 2011

На основе ФГОС НОО.

Тема : " Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".

Тип урока . Урок развития умений.

Цели урока:

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Развивать умение анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.

Познавательные:

Развивать умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами, устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых в предложениях, а также правильно оформлять их пунктуационно.

Коммуникативные:

Развивать умения устной монологической речи, письменного связного высказывания с использованием изученных конструкций - сложных предложений и предложений (частей) с однородными членами.

План урока.

1.Оргмомент.

2.Минутка чистописания.

3.Словарная работа.

4.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

5.Формулирование темы урока.

7.Итог урока.

8.Домашнее задание, выставление оценок за урок.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке нам предстоит совместная работа. Поэтому помните, что мы все одноклассники, а значит, должны внимательно слушать друг друга, уважительно относится к работе других, помогать друг другу.

Начнём наш урок с минутки чистописания. Запишите в своих тетрадях, отступив 2 строчки от домашнего задания , « число», «Классная работа»

(На доске ) Двадцать третье апреля.

Классная работа .

Учителем записан образец написания букв и буквосочетаний)

"П п " - 1 строчка;

"пр,сл" - 1 строчка.

(Учитель просматривает в тетрадях как дети справились с этим заданием)

2. Словарная работа.

На экране записаны 2 группы слов с пропуском букв. Детям предлагается самостоятельно составить из данных слов предложение, вставить пропущенные буквы:

из слов 1 строки - простое предложение с однородными членами;

из слов 2 строки - сложное предложение.

Слайд №1.

М…г..зине,кил..гра…а,мы,купили,в,два,...пельсинов,л…мон, …дин, и.

Распускаются, лист...я, цв...ты, дер...вьях, м...л...дые, в...сной, по...вляются, на.

Двум ученикам предлагается на доске записать составленные предложения, объяснить постановку знаков препинания, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

Варианты работы детей:

В магазине мы купили два килограмма апельсинов и один лимон.

Весной на деревьях появляются молодые листья, распускаются цветы.

3.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания .

Учитель:

Ребята, мы сейчас с вами вспомним то, что уже знаем о предложениях, по опорным словам составьте предложения, у вас получится сообщение о простых и сложных предложениях.

По цели высказывания

Восклицательными и невосклицательными

Второстепенные члены предложения

Однородные члены предложения

Запятая разделяет

Запятая не ставится

Части сложного предложения

(По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными, побудительными)

(По интонации предложения могут быть восклицательными и невосклицательными)

(Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения)

(Члены предложения, которые не являются главными,называются второстепенными членами предложения)

(Члены предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному члену предложения, называются однородными)

(Запятая разделяет однородные члены предложения)

(Запятая не ставиться между однородными членами предложения, если их соединяет союз и).

(Части сложного предложения разделяются запятой)

В чём особенность сложного предложения, которое вы писали дома в упр. №451? (В одной из частей этого предложения есть однородные члены предложения).Прочитайте его. Сколько запятых нужно поставить в нём? (Мальчик очень любит животных, каждое лето он ездит на дачу, там подбирает каких-нибудь птенцов, кормит их).

Физкультминутка.

Учитель:

Встаньте, давайте выполним упражнения.

Сейчас весна, легкий ветерок дует, качает ветви деревьев, шелестит молодыми листочками.

(Руки подняты вверх, выполняется движение кистями рук, имитирующими шелест листьев, дуновение ветра).

Порой его порывы становятся всё сильнее и сильнее, кружит, кружит весенний ветер. (Круги руками по часовой стрелки и обратно).

Всё живое тянется к солнцу.(Наклоны головы вверх-вниз, движение рук вверх-вниз) .

Мы видим, как расцветают цветы. Давайте рассмотрим их.(Выполняются приседания).

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Учитель:

Из данных простых предложений составьте сложные, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы предложений.

Красное солнце спустилось к земле.

Повеяло вечерней прохладой.

Вдруг послышался шум.

Это на озеро прилетели лебеди.

Они бесшумно сели на воду.

Стали скользить по озёрной глади.

Вариант работы учащихся.

Красное солнце спустилось к земле, повеяло вечерней прохладой. Вдруг послышался шум, это на озеро прилетели лебеди. Они бесшумно сели на воду, стали скользить по озёрной глади.

Учитель:

Ребята, назовите грамматическую основу в каждом предложении. Назовите простое предложение с однородными членами. Найдите сложные предложения. Как вы это определили?

(Сложное предложение имеет две грамматические основы (предложение №1,2),а простое - одну, в простом предложении есть однородные члены (предложение №2)).

Сверим свой вывод с выводом в учебнике, прочтём алгоритм постановки запятой внутри предложения.(стр. 179).

Тренировка в постановке запятых.

Слайд № 2.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

В начале лета зацвела акация в воздухе витал нежный аромат. Я увидел суетливую пчёлку. Она кружилась над цветами перелетала с одного на другой. Насекомое словно что-то искало. Вот пчёлка исчезла в цветке и долго не показывалась. Потом всё-таки вылетела. Да не одна. Из цветка появилась вторая пчела. Видимо, это давние подруги. Они встретились решили поболтать.

7.Итог урока.

Ребята, скажите, как различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение? (Дети рассказывают, как пользоваться алгоритмом).

8. Домашнее задание.

Дети записывают задание на дом (на доске учителем сделана запись: стр. 179 ,выучить алгоритм,составить текст (не менее 5 предложений), используя конструкции сложных предложений и простых предложений с однородными членами предложения).

Оценивание работы учащихся на уроке .

Учитель:

(Дети поднимают карточку, цвет которой соответствует определённой оценке: красный «5»,зелёный «4», жёлтый «3», чёрный «многое не получилось».По желанию учащиеся поясняют, почему поставили себе такую оценку, комментируют оценки одноклассников: «Я считаю, я сегодня работал/а на уроке на «5»,я дал/а полный правильный ответ на вопрос, выполнил задание у доски без ошибок и недочётов…»)

Учитель:

Урок окончен.

(Конец урока).


Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

Инструкция

Прежде всего, стоит отметить, что сложными называются , состоящие из нескольких частей, которые интонационно и по смыслу образуют единое целое. Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.

Самым главным правилом для всех типов сложных предложений является то, что все простые предложения в составе сложного разделяются. Для того, чтобы правильно в таком предложении, нужно верно выделить все грамматические основы.

Например: "Взошла луна, и ее мягкий свет озарил лес".

В данном предложении мы имеем две грамматические основы «взошла луна» и «свет озарил», поэтому между ними была поставлена .

Кроме этого, ставится перед подчинительными и союзными словами, такими как: что, который, какой, когда, где, откуда и другие.

Например: "Он вернется, когда пройдет лето".

В данном случае, увидев слово «когда», можно смело ставить . Но, даже если забыть про него, выделив две грамматические основы «он вернется» и «пройдет лето», запятую все равно ставить придется.

Запятую нужно ставить, если вы увидите в сложном предложении союзы: и, а, но, однако, же, зато, или, либо, ни...ни, то...то, тоже, также. Но в этом случае существуют некоторые трудности, так как данные союзы могут употребляться и в простых предложениях и запятой не отделяются.

Например: "Взошла луна и своим мягким светом озарила лес".

Данное предложение является простым, союз «и» здесь запятой не обособляется.

Стоит помнить, что всегда причастный и деепричастный обороты.

Например: "На камине стоит фарфор, но они, не обращая на него внимания, продолжали пить чай".

В этом предложении четко выделен запятыми «не обращая на него внимание».

"Кошка, лежавшая на диване, долго смотрела , не замечая Лизу, которая вытирала пыль".

Это предложение, пожалуй, является смесью нескольких правил. Здесь есть причастный оборот «лежавшая на диване», деепричастный оборот «не замечая Лизу», а также слово «которая», и все они отделяются запятыми.

В современном обществе, к сожалению, очень много людей, которые не только пишут с ошибками, но и безграмотно разговаривают. Нужно понять, что грамотным быть не только важно, но и нужно. Ведь в целом человека составляет не только его внешний вид, но и его речь.

Правильно ставить в предложении должен уметь каждый образованный человек. Кроме того, от правильной расстановки знаков препинания в предложении нередко зависит его смысл.

Вам понадобится

  • 1. Ручка и бумага
  • 2. Пособие по русскому языку

Инструкция

Выясните, есть ли в однородные члены. Запятая между ними ставится, если они не соединены союзом. Также она ставится между ними, если они соединены противительными союзами "а", "но", "да", " " и др. Ставится между однородными членами также, если они соединены повторяющимися союзами "и …, и", "да …, да", "ни …, ни", "или …, или" и др.

В сложносочиненном предложении ставьте , если его части связаны соединительными, противительными, разделительными, присоединительными, пояснительными союзами. В сложноподчиненном предложении ставьте запятую, чтобы отделить придаточное от главного. Придаточное предложение отделяется от главного одной запятой или же с обеих сторон.

Ставьте запятую также в сравнительных оборотах с союзами "как", "что" и т.п. Обратите внимание, что такие обороты выделяются запятыми, только если обозначают уподобление и никаких других оттенков более.

Обратите внимание, что также ставятся при вводных и , выражающих отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Например, различные чувства говорящего (к счастью, к сожалению и т.д.), большую или меньшую степень уверенности (конечно, безусловно и т.д.), порядок изложения, связь мыслей (во-первых, таким образом и т.д.).

Обратите внимание

Но разговор пойдет о выделяющих знаках препинания. Где поставить запятую, а где ее ставить не нужно? Для чего служат запятые и что нужно знать, чтобы расставлять их правильно, Вы узнаете, просмотрев данный видеоролик.

Полезный совет

Например, нередко пробелы оказываются перед точкой или запятой, после открывающей кавычки или перед закрывающей. Часто знаки препинания неправильно расставлены или используются там, где не положено. Ещё одно важное правило касается простановки знаков препинания перед закрывающими кавычками: не ставится точка, запятая, точка с запятой и двоеточие. Эти символы правильно ставить после закрывающей кавычки.

Источники:

  • «Пособие по русскому языку», Розенталь Д.Э., 2004.
  • запятые ставятся
  • Давайте дружить с запятыми!
  • Ты просто использовал меня!

Совет 3: Как ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), нужно определить его тип. Для этого необходимо обозначить границы главного и придаточных предложений. В большинстве случаев части СПП отделяются друг от друга запятой.

Основные виды СПП

Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и грамматически. Придаточные предложения соединены с главным подчинительными союзами: что, как, где, зачем, когда и др.

В зависимости от количества придаточных предложений СПП делятся на две основные группы: СПП с одним придаточным и СПП с двумя и более придаточными.

Если придаточных несколько, то они могут присоединяться непосредственно к главному . Бывают как однородными (имеют равнозначное значение, при произношении отделяются интонацией перечисления) или неоднородными. Другой вариант – цепная связь, когда первое придаточное зависит от главного, второе придаточное – от первого и т.д.

Правила расстановки знаков препинания в предложении основываются на том, к какой группе оно относится. Именно с определения главного и придаточных, а также типа связи между ними стоит начинать постановку знаков.

Если придаточное одно

Придаточное предложение отделяется от главного запятой: «Я ценю, когда мне доверяют». Если оно стоит внутри главного, то нужны две запятые – перед придаточным и после него. Например: «В , в которой мы ехали, играла музыка».

Запятая не ставится, если придаточное неполное, то есть состоит только из союза (союзного слова). К примеру: «Меня спросили, кто меня . И я рассказал кто».

Если придаточное начинается с составного союза, то либо перед ним, либо между его частями. Всё зависит от интонации: «Я здесь, потому что тебя!» или «Я здесь потому, что люблю тебя».

Когда придаточных несколько

Если придаточные однородные, то каждая часть такого сложноподчиненного предложения отделяется от других запятой. Пример: «Я вижу, как ты хочешь мне понравиться, как искренне на меня».

Если же однородные придаточные разделены союзом и, то запятая между ними не ставится: «Я хочу, чтобы мы были вместе и чтобы не ссорились». Запятая будет нужна, если придаточные предложения разделены повторяющимися союзами: «Я люблю и когда светит солнце, и когда ». Обратите внимание, что знак ставится только перед вторым союзом и.

Если придаточные неоднородные, запятые между частями СПП нужны в любом случае. Пример: «Когда мы встретились, я сказал ей, что она хорошо выглядит». При цепной связи в СПП части предложения также всегда отделяются друг от друга знаком: «Я , что приготовлю торт, который всем понравится».

Если подчинительные союзы оказываются рядом, запятая между ними ставится: «Мой друг уточнил, что, если я не приду, он обидится». Знак не нужен, если далее в предложении есть вторая часть союза – «то» или «так». Например: «Мы договорились, что если она не вернется в течение часа, то я пойду ее искать».

Могут встречаться предложения и с комбинированной связью. Если сомневаетесь, как поставить знаки препинания, нарисуйте схему предложения. Обозначьте все связи между его частями. Четкая и знание основных правил помогут не запутаться.

Видео по теме

Запятая - самый простой и прозаический, но в то же время и самый коварный знак. Ее постановка подразумевает понимание того, как строится и структурируется речь, какие смыслы появляются и исчезают, если неправильно поставить запятую. Конечно, в небольшой статье невозможно описать, в каких случаях ставится запятая и перечислить абсолютно все, остановимся лишь на самых распространенных и простых.

Перечисление и однородные члены

Правильная постановка запятых в простом предложении начинается со знания правила о том, что однородные члены предложения должны быть разделены запятой:

Я люблю, обожаю, боготворю кошек.

Я люблю кошек, собак, лошадей.

Трудности возникают, если между однородными членами предложения стоит союз «и». Правило здесь простое: если союз одиночный, запятая не нужна:

Я люблю собак, кошек и лошадей.

Если же союзов больше, чем один, то запятая ставится перед вторым союзом и далее:

Я люблю и собак, и кошек, и лошадей.

Иначе ставится запятая перед союзом «а». Правило диктует постановку знака в любом случае и касается также и союза «но», и союза «да» в значении «но»:

Моя соседка любит не собак, а кошек.

Кошки любят осторожных людей, но сторонятся шумных и злых.

Определение при личном местоимении

Трудности с тем, где нужна запятая, возникают и тогда, когда речь идет об определении. Однако и здесь все просто.

Если одиночное определение относится к личному местоимению, оно отделяется запятой:

Довольная, она вошла в комнату и показала покупку.

Я видел тогда эту собаку. Она, радостная, виляла хвостом, дрожала и все время прыгала на хозяина.

Обособленное определение

Если вы заучиваете правила о том, в каких случаях ставится запятая, то третьим пунктом должно быть обособленное определение.

Под обособленным определением подразумевается прежде всего Он отделяется запятыми в том случае, когда следует за тем словом, к которому относится:

Мальчик, начитавшийся книг о путешествиях, никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Кошка, еле дождавшаяся угощения, теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Начитавшийся книг о путешествиях мальчик никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Еле дождавшаяся угощения кошка теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Обособленные обстоятельства

Запятыми и в простом, и в сложном предложении отделяется одиночное деепричастие и деепричастный оборот:

Помурлыкав, кошка улеглась на моих коленях.

Собака, порычав, все-таки успокоилась и дала нам поговорить.

Сделав ряд замечаний по поводу нового проекта, шеф удалился.

Вводные слова

Вводные слова - это такие слова, которыми показывается достоверность информации, ее источник или отношение к этой информации говорящего.

Это такие слова, которые потенциально могут быть развернуты в предложение:

Этот художник, разумеется, завоевал сердца всех своих современников.

Наташа, кажется, не собирается заботиться о своем отце.

Леонид, видимо, не подозревает, зачем около него в последнее время появилось столько людей.

Обращения

Если в предложении присутствует обращение, и это не местоимение, значит, оно должно быть отделено запятыми с двух сторон.

Здравствуйте, дорогой Лев!

До свидания, Лидия Борисовна.

Знаешь, Маша, что я тебе хочу сказать?

Линда, ко мне!

К сожалению, незнание того, в каких случаях ставится запятая при обращении, часто приводит к неграмотному оформлению деловых писем. Среди этих ошибок - и пропуск запятой при обращении, и постановка лишней запятой при местоимении:

Добрый день Павел Евгеньевич! (Нужно: Добрый день, Павел Евгеньевич! )

Светлана Борисовна мы также подготовили для Вас наши новые образцы. (Нужно: Светлана Борисовна, мы также подготовили для Вас наши новые образцы.)

Как, Вы, полагаете, этот договор целесообразно заключать? (Нужно: Как Вы полагаете, этот договор целесообразно заключать?)

Запятая в сложном предложении

В общем-то все правила относительно того, в каких случаях ставится запятая в сложном предложении, сводятся, по сути, к одному: все части любого сложного предложения должны быть отделены друг от друга знаком препинания.

Весна пришла, засветило солнце, засуетились воробьи, забегали торжествующе дети.

Ему купили новый компьютер, так как старый уже не мог работать из-за маленького объема памяти и несовместимости с новыми программами.

А что же еще делать, если не веселиться, когда кроме этого ничего не остается?

Во главе процессии шел какой-то рыженький мальчуган, он, наверное, и был самым главным.

Запятая в сложном предложении ставится во всех случаях, кроме объединяющего слова, и если на стыке частей предложения не нужен другой знак, прежде всего - двоеточие.

Исключение: объединяющее слово

Если части сложносочиненного предложения объединяются неким одним словом (например, то запятая между этими частями предложения не ставится:

и птицы прилетели, наша компания как-то оживилась.

Ср.: Пришла весна, птицы прилетели, и наша компания как-то оживилась.

Это слово может быть не только в самом начале предложения:

Мы пойдем на эту встречу только в крайнем случае, только если все условия будут оговорены и текст договора будет согласован.

Запятая или двоеточие?

Вместо запятой должно стоять двоеточие, если смысл первой части раскрывается во второй:

Это было чудесное время: мы рисовали то, что хотели.

Теперь он приступил к самому главному: он мастерил подарок для мамы.

Собака больше не хотела гулять: хозяева настолько запугали ее дрессировкой, что проще было отсидеться под столом.

Предложения со словом «как»

Многие ошибки, касающиеся того, в каких случаях ставится запятая, возникают из-за непонимания разницы между двумя значениями слова «как».

Первое значение этого слова - сравнительное. В этом случае в предложении отделяется запятыми:

Осиновый лист, как бабочка, поднимался все выше и выше .

Второе значение - указание на тождество. В таких случаях оборот с «как» не выделяется запятыми:

Бабочка как насекомое мало интересует людей, привыкших видеть в животных источник тепла и общения.

Поэтому предложение: «Я как твоя мама не позволю тебе портить себе жизнь » может быть пунктуационно оформлено двояко. Если говорящий - действительно мама слушающего, значит, слово «как» употреблено в качестве слова, указывающего на тождество («я» и «мама» - это одно и то же), поэтому запятые не нужны.

Если же говорящий сравнивает себя с мамой слушающего («я» и «мама» - это не одно и то же, «я» сравнивается» с «мамой»), значит, запятые нужны:

Я, как твоя мама, не позволю тебе портить себе жизнь .

В том случае, если «как» входит в состав сказуемого, запятая также не ставится:

Озеро как зеркало. (Ср.: Озеро, как зеркало, сверкало и отражало облака).

Музыка как жизнь. (Музыка, как жизнь, длится не вечно.)

Формальные приметы необходимости запятой: доверять или нет?

Обратить внимание на то, в каких случаях ставится запятая, помогут особые приметы предложений. Однако не стоит им слишком доверять.

Так, например, это прежде всего касается того, ставится ли запятая перед «чтобы». Правило, казалось бы, однозначное: «Перед «чтобы» всегда ставится запятая». Однако к любому правилу не нужно относиться слишком буквально. Например, предложение с «чтобы» может быть таким:

Он захотел поговорить с ней, чтобы узнать правду и чтобы рассказать о том, как прожил жизнь.

Как видим, правило здесь работает, однако второе «чтобы» не предполагает запятой. Тем не менее эта ошибка довольно распространенная:

Мы ходили в магазин, чтобы просто изучить цены и, чтобы посмотреть, что вообще можно купить к обеду в этом городе.

Правильно: Мы ходили в магазин, чтобы просто изучить цены и чтобы посмотреть, что вообще можно купить к обеду в этом городе.

То же касается слова «как». Выше уже говорилось, что, во-первых, у слова есть два значения, а во-вторых, оно может входить в состав разных членов предложения, поэтому доверять расхожей формулировке «Перед «как» всегда запятая» не стоит.

Третий распространенный случай формальной приметы необходимости запятой - слово «да». Однако и к нему следует относиться с большой осторожностью. У слова «да» есть несколько значений, в том числе - «и»:

Взял он кисти да и пошел рисовать.

Слетелись галки да вороны, а синичек как не было, так и нет.

К таким формальным приметам следует, скорее, относиться как к потенциально «опасным» местам. Слова типа «чтобы», «что бы», «как», «да» могут сигнализировать о том, что в этом предложении может быть запятая. Эти «сигналы» помогут не пропустить запятые в предложениях, правило же, касающееся самих этих знаков, ни в коме случае нельзя упускать из вида.

При этом при расстановке запятых нужно, скорее, ориентироваться, не на «правила», а на смысл постановки знака. Запятая в общем и целом предназначена для отделения однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также фрагментов, не вписывающихся в структуру предложения, являющихся для него чужеродными (обращения, вводные слова и т. д.). Правила же лишь конкретизируют каждый случай. Это касается даже формулы «нужна запятая перед “чтобы”». Правило это на самом деле конкретизирует общий принцип пунктуационного оформления А вообще, конечно, при письме нужно думать!

Я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)


Всегда ставим запятую перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос , относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию . Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью .


Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны .

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения , между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано : и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…) .

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
Пауло Коэльо «Алхимик»

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):


Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного , то выделяется запятыми с обеих сторон.

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы : благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.


Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части : первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.


Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний : сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова, но и одиночные причастия и прилагательные.

Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты


Запятой выделяются деепричастия

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся .

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.


Запятой выделяются сравнительные обороты