» » Каковы правила употребления деепричастных оборотов? Тренировочные задания при подготовке к огэ и егэ по русскому языку Проводя химические эксперименты.

Каковы правила употребления деепричастных оборотов? Тренировочные задания при подготовке к огэ и егэ по русскому языку Проводя химические эксперименты.

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:

1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа . Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа . В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.

Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу .

    Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

    Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).

    В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .

    Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):

    Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях , то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно ).

    Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях , то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

    Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.


    Чтобы сделать такие предложения корректными, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

    При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.

В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).

    Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

    Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

    Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

    Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

    После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

    Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

    Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

    Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

    Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Улыбнувшись, она протянула мне руку.

    При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

    Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

    Ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума.

Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов »

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Ответы:

1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

3. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.

7. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.

10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.

12. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.

13. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.

14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».

2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.

3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.

4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.

5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.

7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.

8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.

9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.

10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.

11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.

12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.

Роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола - например, время.

    несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а () и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после. совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши.

Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом - вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшими и обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие, только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В нынешнее время употребляются в форме - вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.


Синтаксическая роль

    Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается. Реже примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным. Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола.

На письме деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами) выделяется запятыми, отдельное деепричастие - не всегда.

Деепричастия и деепричастные обороты, как и причастные обороты, – характерная примета письменной речи, прежде всего – официально-делового и научного стиля. В устной речи они встречаются редко. Более того, не рекомендуется использовать деепричастия в устной речи вообще!

Но поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует обращать внимание на комплекс факторов.

1. Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов приводит запись в жалобной книге чиновника Ярмонкина: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа . Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа . В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу .

Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (Пушкин).

В данном случае действие деепричастияразделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .

Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие:

Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2 . Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастиявозвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (ср.: Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (ср.: Когда я возвращался домой, мне было грустно ).

Допускается, хотя и не приветствуется (!), использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (ср.: Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (ср.: Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа:

Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.

Чтобы сделать такие предложения корректным, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:


При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство.

Ср.: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:

Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).

Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении!

Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги ().

6. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

7. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

Улыбнувшись, она протянула мне руку.

При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое – глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей – есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

Приведём ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие – глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума. А это бессмыслица!

Желаю удачи!

Контрольная работа № 3 по русскому языку.

7 класс.

1 задание.

Продолжите предложение с деепричастным оборотом, чтобы оно было верно: Закаляя свой характер,
1. учитывай отношения с окружающим миром.
2. вы вырастаете готовыми к труду.
3. меняются принципы, мысли, желания.
4. мне помогали мои родители.

2 задание.

Из каждой строчки исключите лишь те буквы, которые повторяются; запишите правильно получившиеся слова.

КНАЕУЮБАИКВЮ

НЖЭЭКЕЖФГОДИКУФЯИ

НЙЕДУЗВИГЙАЯЗСЬУ

ДМНЕМУСАТЛОДЛЯАВ

СНЮЕВЗСИЮРАППЯ

3 задание.

Выберите правильно построенные предложения.
1. Заметив со всех сторон лодки и людей, стадо диких коз бросилось врассыпную. 2. Заметив со всех сторон лодки и людей, стадо диких коз объял ужас. 3. Собираясь в поход, ребята тщательно продумали все детали путешествия. 4. Собираясь в поход, на рассвете был назначен сбор. 5. Набирая скорость, в окне мелькали телеграфные столбы. 6. Набирая скорость, поезд быстро приближался к горному перевалу.

4 задание.

А)Задание называется «НАЙДИ ПАРУ».

…, по волосам не плачут

Спотыкаясь,…

…, не умоешься

…не евши, спать

Что имеем, не храним, …

Не зная броду, …

…, не всегда брани дорогу

Снявши голову, …

…, не суйся в воду

…потерявши, плачем.

Пирога ждать,…

Не замочив рук, …

Б) В отрывке из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» сбежали деепричастия. Верните беглецов на место и расставьте знаки препинания .

Но невеста молодая

До зари в лесу __________

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пес _______

Прибежал и смолк ________;

В ворота вошла она,

На подворье тишина.

Пёс бежит за ней __________

А царевна ________________

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо…

5 задание.

Раскройте скобки. Найдите «третий лишний».

А) (не)почувствовал, (не)просмотрел, (не)думая

Б) (не)понимая, (не)понимавший, (не)поняв

В) (не)годуя, (не)сделав, (не)стерпев

Г) (не)навидел, (не)принимал, (не)доумевал

Д) (не)написавший, (не)слушающий), (не) прочитав.

6 задание.

Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями, расставьте знаки препинания.

Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронила голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет , пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

7 задание.

Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов:

1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)

7. Распечатать (деепричастие сов. в.)

2. Сверкать (деепричастие несов. в.)

8. Оторваться (деепричастие сов. в.)

3. Спешить (деепричастие несов. в.)

9. Остановить (деепричастие сов. в.)

4. Купить (деепричастие сов. в.)

10. Стучать (деепричастие несов. в.)

5. Прыгать (деепричастие несов. в.)

11. Играть (деепричастие несов. в.)

6. Увидеть (деепричастие сов. в.)

12. Шествовать (деепричастие несов. в.)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?

(НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.

Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.

Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

Призвание поэта - творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

ОТ ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? ПОЧЕМУ вы так малодушны?

НАКОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК ЖЕ великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.

Мне стало стыдно за свои слова, а ТАКЖЕ ЗА ТО, что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.

Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся В ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК БЫ погружены предметы и фигуры людей.

Призвание поэта - творить для вечности, ПОЭТОМУ он «сам свой высший суд», ПОСКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

Ответ: ПОЭТОМУ ПОСКОЛЬКУ ИЛИ ПОСКОЛЬКУ ПОЭТОМУ.

Ответ: поэтомупоскольку|посколькупоэтому

Правило: Задание 14. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Татьяна Стаценко

Местоимение «что» может иметь падежную форму с предлогом «от чего», как в нашем случае, местоимение с предлогом пишется раздельно, как и любая другая часть речи. Местоимение заменяет собой существительное, то есть указывает на предмет.

От местоимения «от чего» образовано местоименное наречие «отчего», которое бывает вопросительным или относительным. Вопросительное местоименное наречие «отчего» используется в прямом вопросе и вполне может быть заменено на наречие «почему». Местоименное наречие пишется слитно.

При подлежащем, выраженном сочетанием сущ. (мест.) в им.п. + сущ. (мест). в тв.п. (Адвокат со своим подопечным проводили за обсуждением дела по несколько часов в день).

Распространенными грамматическими ошибками являются случаи нарушения структуры глагольных и именных словосочетаний со связью

управления.

Причиной таких ошибок является механический перенос синтаксических свойств по сочетаемости на близкие по значению слова.

Говорить о том – указывать на то (ошибочно: указывать о том).

Анализировать это – рассуждать об этом (ошибочно:

анализировать об этом).

Часто даже однокоренные слова имеют разное управление:

плата за проезд (В.п.), но оплата проезда (Р.п.);

вера в победу (В.п.), но уверенность в победе (П.п.);

заслужить награду (В.п.), но заслуживать награды (Р.п.);

обрадоваться известию (Д.п.), но обрадован известием (Тв.п.).

Различия в управлении могут быть вызваны использованием слова в разных конструкциях и в разных значениях:

Гарантия («ручательство») чего? гарантия, что, гарантия в том,

что… (гарантия успеха), гарантия («документ, прилагаемый к изделию»)

на… (гарантия на два года).

При построении высказываний следует избегать скопления одинаковых падежных форм, так как, помимо неблагозвучия, оно создает дополнительные трудности в восприятии текста. Для официально-деловой письменности характерны цепочки форм родительного падежа: Исходя из необходимости разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности сторон подряда... Превышая по

количеству компонентов оптимальную длину (4-5 слов), такие цепочки затрудняют восприятие текста.

Для письменной речи характерно широкое употребление причастных и деепричастных оборотов. При употреблении деепричастных оборотов в

деловых письменных текстах часто нарушается основное требование:

деепричастие и глагол, к которому оно относится, обозначают действия одного лица. Нарушение этого правила приводит к алогизму и абсурдности высказывания. Поэтому ошибочно употреблять деепричастный оборот:

- в безличных предложениях, кроме инфинитивных конструкций

(Соглашаясь с Вами, у меня нет возражений. Решая этот вопрос, нами было

установлено...);

В неопределенно-личных предложениях (Выходя из такси,

потерпевшему не дали сдачи) и др.

- в предложениях с пассивными конструкциями (Убежав из дома,

мальчик был найден полицейскими).

Деепричастный оборот обычно стоит перед сказуемым, если обозначает предшествующее действие, причину или условие другого действия (Подъехав к дому, он достал ключи ). Если деепричастный оборот обозначает последующее действие или образ действия, то он обычно ставится после сказуемого (Он вел допрос, внимательно вглядываясь в лицо задержанного ). Деепричастный оборот может заменять в предложении синонимичное придаточное предложение с обстоятельственным значением.

Его преимущество в большей сжатости конструкции. Однако придаточное предложение более выразительно, так как используемые союзы могут передавать различные оттенки значений.

При употреблении причастных оборотов важно не забывать о том,

что причастный оборот может находиться до или после определяемого слова,

но не должен включать в себя определяемое слово (неправильно: собранные улики в ходе следствия ; правильно: улики, собранные в ходе следствия или

собранные в ходе следствия улики).

Нарушением синтаксической нормы является отрыв причастного оборота от определяемого слова и пропуск зависимых от причастия слов.

Следствием такого отрыва является рассогласование причастия с определяемым словом в форме падежа, реже - числа (Лица, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию, и пострадавшей при этом, отправлены в больницу ).

В зависимости от значения возможно разное согласование причастий

(часть вещественных доказательств, направленная на экспертизу и часть вещественных доказательств, направленных на экспертизу). В первом случае подчеркивается количество описываемого предмета, во втором – характеризуется предмет, о части которого идет речь.

Чтобы избежать ошибок, связанных с логической несочетаемостью

однородных членов предложения, следует помнить:

в качестве однородных членов предложения не должны выступать слова, обозначающие родовые и видовые понятия, например: Магазину требуются продавцы бытовой техники и телевизоров . В данном случае нарушение нормы вызвано тем, что в качестве однородных членов использованы родовое понятие ""бытовая техника" и видовое "телевизоры";

однородными членами предложения не могут быть слова,

выражающие так называемые скрещивающиеся понятия, т.е. слова, значение которых в чем-то совпадает. Недопустимы конструкции: Руководство отметило и премировало лучших сотрудников ценными подарками. Значение слов отметить и премировать во многом совпадает;

недопустимо употреблять в качестве однородных членов слова,

обозначающие разноплановые понятия, например: Выдача готовой продукции производится по счету и по предъявлении квитанции .

В структуре сложного предложения очень часто встречаются ошибки,

связанные со смешением двух форм передачи чужой речи – прямой и косвенной. При этом высказывание приобретает разговорный характер

(Президент сказал, что я сделаю все возможное).

При использовании сложных предложений точно определить те или иные смысловые отношения между их частями помогают союзы и союзные слова.

Именно поэтому использование их должно быть корректным.

Особенно это относится к составным союзам и к союзам, использующимся с указательными словами: не только...., но и; как.... так и...; если..., то;

такой же.... как; несмотря на то, что; в силу того, что; о том, что;

благодаря тому, что; ввиду того, что; перед тем, как; так же, как и др.

Контрольные вопросы

1. Что такое синтаксическая норма?

2. Какие трудности возникают при согласовании слов в предложении?

3. Чем вызваны трудности в управлении? Приведите примеры.

4. Что такое порядок слов? Каковы особенности порядка слов в русском языке?

5. В чем особенности употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?

6. Что является причиной ошибок в построении сложных предложений?

Упражнения

1. Составьте словосочетания со словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства).

Беспокоиться – тревожиться, коснуться – затронуть, объяснить – описать, одеть – надеть, преисполненный – проникнутый, указывать – доказывать, отчитаться – отвечать – подвести итог, уделять внимание – обращать внимание, неосведомленность – незнакомство, цена стоимость – оплатить – платить, осудить – приговорить, оправдываться – отвечать,

ручаться -гарантировать, начать - приступить, примириться - смириться,

преимущество - превосходство, обосновать – основать, сходный – идентичный, опираться – базироваться, предупреждать - предостерегать.

2. Составьте словосочетания, используя вспомогательные вопросы.

Абстрагироваться от чего…, акцентировать что на чём…,

альтернатива чему…, анонс о чём…, апеллировать к кому – чему…,

аргументировать что чем…, гарантия чего…, выучиться на кого, доверять что и в чём, жертвовать что и чем, заплатить за что и что, оплата чего и за что, оплатить что, отзыв о чём и на что, преемник кого и кому, претендовать на что…, притязать на что…,указание на что и о чём, указать что и на что,

уполномочить на что и к чему…

3. Вставьте пропущенные буквы.

Согласно кредитн… договор…, в соответстви… со ст. 865 ГКРФ,

заведующий кафедр…, апеллировать факт…, вопреки решени… суда,

оплатить пользование Интернет…, жду ваш… вопрос…, управляющий компани… , не мог вспомнить эт… случ… , контрольн… работ… студент ещё не выполнил.

4. Раскройте скобки, поставьте слова в нужном падеже.

Согласно (наша договоренность) товары должны прибыть в магазин не позднее следующего месяца. Прошу оплатить командировочные расходы согласно (договор). Соответственно (принятые обстоятельства) отправляем в Ваш адрес образцы нашей продукции. Согласно (прилагаемый список)

наградить работников завода денежной премией в размере 0,5 оклада.

Просим сообщить дополнительные сведения относительно (изменение в финансировании) нашего предприятия. Поступать (вопреки правило),

отложить принятие решения вплоть до (выяснение обстоятельств дела), (по ознакомление с приговором) расписаться, написать отчет (по окончание работы),мероприятия в целях усиления (безопасность жителей),

корректировать план в сторону (уменьшение работ), приступить к

выполнению обязанностей (по истечение срок производственной практики),

невыполнение соглашения со стороны (фирма-заказчик), навести справки по

(прибытие на место).

5. Перепишите предложения, вставляя вместо точек предлоги

благодаря, ввиду, вследствие с учетом их лексического значения.

- … ожидаемых заморозков принять меры предосторожности и провести профилактику оборудования.

- … ремонта железнодорожного полотна пассажирский поезд пришел с опозданием.

- … мужеству и самообладанию водителя авария была предотвращена.

- … затопления части набережной ремонтные работы приостановить.

- … большого наплыва посетителей время работы выставки увеличено с 10 до 19 часов.

- … повышения цен на товары и услуги будут согласовываться с членами комиссии.

- … активной деятельности экологических служб города выброс экологически вредных веществ в атмосферу предприятиями города сократился на 0,3%.

6 . Найдите ошибки, связанные с управлением. Исправьте их.

В случае утраты переданных на хранения ценностей у банка возникает обязанность перед клиентом по возмещению соответствующих убытков. На пресс-конференции ЦДЖ перед общественностью о проделанной работе отчитался министр юстиции. К ним применяются меры воздействия судебным порядком. Подобные вопросы требуют согласований суда. Мы собираем ваши вопросы и просим ответить на них официальные лица. Я

стараюсь оставаться таков, каков я есть. Тактика была несвойственной для него. Она приехала с Новосибирска.

7. Найдите случаи нанизывания падежей, стечения падежных форм.

Проведите правку.

Производство по гражданскому делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Покровские ворота» к Заломнову А. Н. о

взыскании арендной платы, пени и судебных расходов, прекратить.

Обвиняемому пришлось предоставить ряд доказательств его непричастности к компрометирующему видеоматериалу. Среди многих направлений по оказанию правовой помощи предпринимателям и гражданам в работе нашей юридической консультации большой объём занимают имущественные споры. Преступник смог прийти с явкой с повинной. В удовлетворении исковых требований Денисовой Е. Ю. к Коммерческому банку

«Судостроительный банк» (общество с ограниченной ответственностью) (г.

Москва) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда - отказать.

8. Допишите недостающие буквы в окончаниях сказуемых.

1. Много народу учил…сь мастерству красноречия, изучая выступления Ф. Плевако и А. Кони. 2. Несколько виновных был… наказаны,

остальным сделано предупреждение. 3. Большинство был… признанными экспертами. 4. Ряд новых законопроектов отклонен… Думой на этой неделе. 5. Большинство был… признанными экспертами. 6. Часть заявлений министра, опубликованных во вчерашнем номере, четко показыва… позицию правительства. 7. На это предложение РАО ЕЭС ответил… отказом. 8. ЦИК отклонил… несколько тысяч подписей. 9. Microsoft выпустил… новую программу. 10. ЦСКА разгромил… «Черноморец» со счётом 5:2. 11.

Инкогнито явил…сь неожиданно. 12. За месяц израсходован… тысяча рублей. 13.Последние двое студентов успешно сдал… экзамен. 14. 45 минут прошл… не замеченными. 15. 45 минут, о которых мы просили, прошл… . 16. До окончания срока заключения остал…сь полтора года. 17. Всеобщим

9. У кажите нарушения грамматических форм в предложениях с

однородными членами.

1. После осмотра места происшествия выяснилось, что в подвале находилось два трупа, орудия убийства, вещи некой гражданки Н., а также устойчивый запах газа. 2.За три дня преступники совершили три налета на собирателей сокровищ, в том числе на дом священнослужителя отца Вениамина. 3. Это была мощная, хоть и моральная поддержка. 4. Одно ранение было смертельным, два – огнестрельные. 5. Муж часто выпивал и гонял её с ребенком. 6. Однако это никак не отразилось на всенародной любви к ней и прессе. 7. Таким образом, пособие может быть эффективно использовано при подготовке не только к устному, но и ко всем формам проведения экзаменов. 8. Полиция обрушила на молодёжь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 9. На дороге образовалась пробка. Стояли автобусы, троллейбусы, наземный транспорт. 10. Семья, по всем меркам, благополучная. Кроме неработающей мамы, для мальчика наняли няню, с которой он гулял в течение 4-5 часов в день. 11. Они

встретились по прошествии одного или двух лет.

10. Найдите примеры неправильного употребления в речи

деепричастных и причастных оборотов. Проведите правку предложений.

1. Совершив кражу вещей, Лозов привлекается к уголовной

ответственности. 2. Приняв меры к задержанию преступников, следователю удалось задержать их. 3 Якубов неоднократно задерживался работниками полиции, появляясь в общественных местах в нетрезвом состоянии.4.

Пытаясь выгородить сообщников, его показания были противоречивы. 5.

Свидетель Москвин З.И. показал, что, находясь на работе ему позвонили неизвестные люди. 6. Возвращаясь домой, мне стало стыдно за содеянное. 7.

Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и которая хотела передать заводы под опеку казне, распалась. 8. Это ощущаем и мы, депутаты городской Думы, на приёмах граждан слышащие от них ссылки на опубликованные материалы. 9. Взыскать с коммерческого банка сумму,

уплаченной при обращении в суд госпошлины. 10. Достигнутые договоренности на состоявшейся встрече руководителей двух стран стали главной новостью дня. 11. В результате небрежного хранения тары свалившийся металлический сосуд со стеллажа причинил телесные повреждения пострадавшим.

11. Исправьте, если необходимо, ошибки в следующих предложениях.

1. Согласно п. 1.1 кредитному договору Сбербанк России в лице Саратовского отделения №8622 Сбербанка России ОАО предоставил заемщику кредит сроком 24 месяца. 2. В соответствие со ст. 865 ГКРФ банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя. 3. Прошу уволить вас по собственному желанию. 4. Искаров ударил по лицу соседа. 5. Выплатит премию в размере 0,5 оклада за качественный ремонт следующих товарищей. 6. Осмотр места происшествия был произведен 15 мая т.г., где было совершено убийство с участием понятых. 7. Шум шагов заглушал вой ветра.

8. Предъявленное обвинение нашло в суде подтверждение. 9. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 10. На этих лошадях скрылись преступники, следы от которых ведут в Ингушскую республику.

12. Исправьте, если необходимо, ошибки в следующих предложениях .

1. Статья 108, часть 1 УК РФ требует наличия тяжких телесных повреждений, относясь к категории тяжких. 2. Изучая материалы дела, мне даже в голову не приходило лично поговорить с братом подозреваемого. 3.

Лицо, которое совершившее преступление, должно быть привлечено к

уголовной ответственности. 4. Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день был найден убитым. 5. Затем Петрикин назначается начальником отдела продаж, работая в этой должности полтора года. 6.

Подъезжая к дому, он быстро достал ключи и открыл дверь. 7. Лица,

привлекающиеся в качестве свидетелей, обязаны давать правдивые показания. 8. Нетрезвый организм Тушина, свалившись с лесов на Барсукова,

придавив ему собой ногу. 9. На допросе Аскин показал, что он с оставшимися членами компании направились пешком на Васильевский остров. 10. Часть депутатов городской думы перешла на работу в областное правительство. 11. Потерпевшему было нанесено семь огнестрельных ранений, повлекшие потерю крови, приводящую к смерти. 12. Карпов с Васильевым трижды нарушил правила дорожного движения за последний месяц. 13. Он систематически избивал жену, нанося удары кулаками, ногами и другими предметами домашнего обихода. 14. Гребнев организовал и постоянно следил за сетью сбыта контрабанды. 15. При осмотре трупа следов ранения, кроме свидетельства о смерти жены, обнаружено не было.

13. Определите характер ошибки в структуре сложных предложений.

Отметьте цифрами (1) перегруженность придаточными предложениями,

(2) смешение прямой и косвенной речи, (3) структура составного союза, (4)

объединение в однородный ряд различных синтаксических элементов предложения. Проведите стилистическую правку.

1. Даже его противники отдают отчет тому, что он талантлив.(__) 2. В

чём ошибки, чтобы бюллетени не были действительны?(__) 3.Ударил тарелкой по голове, да так, что та разлетелась.(__) 4. Во-первых, утверждает полковник, первого января его машина так и не была объявлена в розыск.

Во-вторых, после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял.(__) 5. Он не только не расстроился, сколько обрадовался. (__) 6. Но в то же время мы понимаем, что религиозные институты могут помочь нашему обществу выйти из духовного кризиса, который остается

Сугубо официальный характер придают речи конструкции с отглагольными существительными. Их появление в профессио­нальной речи юристов вызвано тем, что в языке права распро­странены названия процессуальных действий, таких, как выем­ка, дознание, расследование и подобные, которые ведут к обра­зованию цепочек родительного падежа: об исчислении срока погашения судимости ; случается нанизывание творительного па­дежа: Занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим медицинского образования (так была оформлена ст. 221 УК РСФСР). Подобное явление в документах и научных текстах неизбежно. В публичной же речи такие построения нежела­тельны, так как они делают фразы громоздкими, сухими, а речь - трудной для восприятия. Вспомним рассказ К. Г. Пау­стовского «Поэзия прозы», в котором, приводя услышанную фразу «По линии выработки продукции наше метизовое пред­приятие ориентируется на завышение качественных показате­лей и нормативов», писатель называет подобную речь вывихну­той .

Отглагольные существительные являются причиной речевых и стилистических ошибок, одна из них - искусственное обра­зование отглагольных существительных и прилагательных, ко­торых нет в литературном языке: Ответчик систематическим биением, сквернословием, тунеядничаньем сделал невозможным совместное проживание с истицей; сочетанная травма. Или: Са­могон уничтожен путем вылития, а аппарат - путем разбития и зарытия в землю . Почему не написать: Самогон был вылит, ап­парат разбит и зарыт в землю ?

Нередко в результате использования отглагольных существи­тельных искусственно создаются расщепленные сказуемые: Ус- ков причинил ему укус пальцев правой руки (надо: укусил). Давы­дов учинил соседу соление растворимого кофе, насыпание перца в торт (надо: насыпал соль).

Умение правильно использовать в речи параллельные синтак­сические конструкции способствует точному выражению мысли.

Лингвистические термины

Инфинитивные предложения - предложения, в которых глав­ный член выражен неопределенной формой глагола.

Отглагольные существительные - имена существительные, образованные от глаголов: приезжать - приезд, возвратить - возврат, судить - судья, суд.

Вопросы для самопроверки

Назовите параллельные синтаксические конструкции. По­чему они называются параллельными? 2. Какие из них харак­терны для книжных стилей? 3. Какие качества придают речи причастные, деепричастные обороты, отглагольные существи­тельные? 4. Каковы функции причастных оборотов в юридиче­ской речи? 5. Как должны оформляться анкетные данные обви­няемых и подсудимых? 6. Назовите клишированные причаст­ные и деепричастные обороты. 7. Чем вызываются ошибки в употреблении причастных оборотов? 8. Что обозначают деепри­частные обороты? Когда они неуместны в речи? 9. Какие ошибки отмечаются в использовании деепричастных оборотов?


47. Где употребляются конструкции с отглагольными существи­тельными?

Примерный план практического занятия

Теоретическая часть

Понятие параллельных синтаксических конструкций. Их функции в языке права.

Использование причастных оборотов в языке закона. Ошибки в их употреблении.

Уместность и неуместность деепричастных оборотов в речи.

Трудности в употреблении конструкций с отглагольными существительными.

Практическая часть

Задание 1. Прочитайте несколько статей УПК, С К, ГК, НК, ГПК, УИК РФ, проследите регулярность использования в них причастных и деепричастных оборотов, конструкций с отгла­гольными существительными, с придаточными предложения­ми. Объясните, почему в Особенной части УК РФ не употреб­ляются деепричастные обороты.

Задание 2. Прочитайте несколько постановлений, определе­ний, уведомлений, обвинительных заключений, приговоров, приведенных в приложениях, и проследите, какие параллель­ные синтаксические конструкции являются клишированными и необходимыми в тексте этих документов.

Задание 3. Отметьте ошибки в использовании параллельных синтаксических конструкций, установите их причины, ис­правьте их. Обратите внимание на точность словоупотребле­ния; исправьте, если надо, ошибки. При правке текста учтите значение принуждения в глаголе пришлось (см. упр. 2).

Упражнение 1

48. Выговор с последним предупреждением воспринят истцом не был, будучи до него недоведенным. 2. Чайкина, схватив лопату, стоя­щую во дворе, нанесла Елизарьеву удар по голове. 3. Прошу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших соверше­нию преступления. 4. Возвращаясь домой, мой подзащитный увидел в подъезде человека, показавшего ему пьяным. 5. Находясь в местах ли­шения свободы, моему подзащитному исполнилось 18 лет. 6. Кирпич, брошенный Дзюбой, стукнул Жилина по голове, совершив тем самым дерзкое хулиганство. 7. Фетисов, будучи пенсионером, проводил утро на балконе и имел возможность для наблюдения фактов совершения хищения продуктов в магазине напротив. 8. Пришедший раньше всех Литвин спрятался в встроенный шкаф, откуда неожиданно воздейст­

вовал на потерпевших. 9. Пытавшего прекратить скандал Чан-Лян- Ши Чайкина укусила за палец. 10. Хищение совершено путем вы­давливания стекла, влезания в окно, открывания шкафа, собирания вещей в узел и вылезания обратно. 11. Потерпевший хотел достать деньги, но не обнаружил находившего в кармане кошелька. 12. При­чиненные ранения Кострову и Тараеву являются тяжкими и опасны­ми для жизни. 13. Лица, привлекающие в качестве свидетелей, обяза­ны давать правдивые показания. 14. Со стороны администрации СМУ-3 не осуществлялось должного контроля за работой бригады Ро- гальского и Восняцкого, интересуясь лишь объемом выполненных ра­бот. 15. Учитывая тяжесть совершенных ими преступлений, действия их квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 164 УК РФ как хищение, со­вершенное неоднократно. 16. Адвокату, придя в камеру к подследст­венному, не удалось с ним поговорить. 17. Выслушав подсудимого, потерпевшего, свидетелей, мне думается, что обвинение нашло свое подтверждение. 18. Говоря о личности Чиркова, мне трудно найти что-либо положительное.

Упражнение 2

1. Имея большой опыт самолетовождения, курс им был взят пра­вильно. 2. И вот, возвращаясь домой, что-то помешало ему. 3. Рассмат­ривая настоящее уголовное дело, Василовский совершил тяжкое пре­ступление. 4. Лица, находящие за рулем в нетрезвом состоянии, при­влекаются к ответственности. 5. На следствии Петров дал показания о сообщниках, участвующих в совершении преступления. 6. Включенных лиц необходимо вызвать для дачи показаний. 7. Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступле­ния. 8. Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить. 9. Материалы дела рассматривались экспертами, не завер­шившись никаким определенным выводом. 10. Мы, взрывники, Ефре­мов и Боровков, придя на смену, были вызваны прорабом Козловым.

Лицо, которое совершившее преступление, привлекается к уголов­ной ответственности. 12. Посещение Испуговым выставки сопровож­далось не столько осмотром экспозиции, сколько приставанием, тол­канием, мешанием. 13. Читая дело, у меня не возникло никаких сомне­ний в невиновности моего подзащитного. 14. Двигаясь задним ходом, был совершен наезд на «Запорожец». 15. Кого бы не охватило чувство ненависти к преступникам, осмелившихся убить или ограбить?

49. Юридическая оценка совершенного преступления совершенно пра­вильна, п. «г» ч. 2 ст. 159 УК РФ, это завладение личными деньгами потерпевших путем мошенничества и причинив им значительный ущерб.

Упражнение 3

12. Деньги в сумме 32 560 рублей изъяты работниками милиции, со­вершив тем самым преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 159 УК РФ.

13. Вариант Носкова признать недействительным, как ухудшающий.

14. Опьяненный Кривякин перестал контролировать свои действия.

15. Подсудимые похитили материальных ценностей на 470 рублей, учи­тывая 9 котлет, съеденных подсудимым Чаровым в буфете. 5. Срыв шапки осуществлен подсудимым с помощью тихого подкрадывания, незаметного протягивания руки, резкого снятия и быстрого бега. 6. Он вошел в драку с Бориным и совершил преступление, не проявляя сдержанности. 7. Разбитие вазы Дулевского завода стоимостью 24 ООО рублей о голову потерпевшего взыскать с подсудимого. 8. Он покончил жизнь путем погружения в воду без обратного выгружения. 9. Неповторяемость хищений на производстве может быть гарантиро­вана лишь усилением воспитуемости кадров, охраняемости материа­лов, укомплектованности руководства и контрольного аппарата, пер­сональной ответственности и отчетности, а также ликвидации текуче­сти материально ответственных лиц. 10. Корнев ударил потерпевшего лежащим на столе ножом. 11. Рассмотрев материалы дела, следствием установлено... 12. Проехав поворот, до железнодорожного переезда ос­тавалось метров 300-400. 13. Мухин имеющимся ломом у него в руках выломал замок. 14. Потерпевший, получив проникающее ножевое ра­нение, помещен в больницу. 15. Слушается дело Шаркана Игоря Из- ральевича, 1960 года рождения, уроженца г. Рязань, работающий водо- каналтрест. 16. Произведенная экспертиза обнаружила, что Подосено- ва, работая продавцом в магазине № 7, торговала скоропортящими продуктами, еще 12 дней назад полученными с базы.

Упражнение 4

1. Подойдя к ней, она говорит, что у меня в кассе были двое муж­чин. 2. 20 января 2000 года в восемь часов вечера Семин, проходя вме­сте с Курочкиным по ул. Бограда, видел играющих на этой улице ре­бят в хоккей. 3. О случившемся Генкин ничего не знал вследствие не- доведения до него обстоятельств дела со стороны Щеголевой.

Пребывая на базе в нетрезвом состоянии, Кочневу было сделано за­мечание со стороны заведующей складом Юткиной, на которое он не реагировал. 5. Находясь наедине с Дудиной, Головач представилась возможность обо всем договориться с ней. 6. Потом Уткин выбежал во двор, где его задержали, спрятавшись за дерево. 7. Избиение потерпев­шего видели Милецкий и Васькин, которые, вмешаясь, предотвратили драку. 8. Истомин и Пташкин были задержаны на проходной мясо­комбината, не доведя свой преступный умысел до конца по причинам, от них не зависящим. 9. Давая показания, свидетельница Мордюкова была спрошена судом... 10. Нарушив правила дорожного движения, пострадало три человека. 11. Происхождение получения синяков у по­терпевшей, на мой взгляд, не доказано. 12. Ткаченко, совершив кражу, был задержан работниками милиции. 13. Сбритие усов после соверше­ния преступления убеждает в его стремлении уйти от уголовной ответ­ственности. 14. Гр-ка Убийвовк, возлежавшая на газоне парка, осуще­ствляла примятие цветов. 15. Исследуя причины данного преступле­ния, раскрывается ее жизнь шаг за шагом. 16. Этот период в жизни моего подзащитного является критическим, кризисным, имея в виду его противоречивость. 17. При передаче денег от продажи платков Ма­шина и Крайнова были задержаны, деньги изъяты работниками мили­ции, совершив тем самым преступление.

Упражнение 5

1. Выехав на правую сторону и заехав на тротуар, Кормушкин сбил стоящих на тротуаре пешеходов Китаева и Гребенникова. 2. Жариков, находясь в кинотеатре в нетрезвом состоянии, был задержан и достав­лен в отделение милиции. 3. Мы помирились путем улажения ссоры. 4. Потерпевший слышал надоедающий звенящий звук, раздражающий его, мешающий сосредоточиться. 5. Давая подписку об ответственно­сти за дачу ложных показаний, Лидников все же утаил правду.

Подъезжая к дому, я остановил машину и обратил внимание на двух мужчин, стоящих на противоположной стороне и смотревших в мою сторону. 7. В характеристике, полученной из школы, приобщенной к делу, зачитанной здесь, в судебном заседании, мой подзащитный ха­рактеризуется положительно. 8. Избив потерпевшую, ему было стыдно за свои действия. 9. Обнаруженные ссадины на лице возникли от воз­действия твердого тупого предмета. 10. В результате обследования, проведенного органами, ответственными за выполнение норм, преду­смотренных инструкциями о правилах противопожарной безопасно­сти, обнаружены нарушения, допущенные рядом руководителей пред­приятий района. 11. Среди предъявленных вещей мне для опознания я опознаю платье без рукавов, сшив его сама. 12. Нетрезвый организм Тушина, свалившись с лесов на Барсукова, придавив собой ему ногу.

50. Рассматривая в открытом судебном заседании дело Рукосуевой Елены Марковны, 1959 года рождения, уроженки с. Овсянка Красно­ярского края, русская, незамужняя, из рабочих, ранее не судимой, не работает, предана суду по ч. 1 ст. 213 УК РФ, суд установил... 14. Он показывает, что, будучи в нетрезвом состоянии, употребив значитель­ное количество спиртного, после встречи с отцом, выйдя на улицу, он, встретя молодых людей, которые сидели в позднее время в беседке.

Задание 4. В ст. 113 УК РФ причастные обороты соединены подчинительной связью. Схематично их можно изобразить таким

О Ои О

образом: g; в ч. 1 ст. 85 НК РФ они выстроены так: О и gили О. Прочитайте эти статьи, найдите в них причастные обороты, проверьте, от каких слов они зависят. Объясните, почему труд­но воспринимается содержание ст. 85.

Задание 5. Прочитайте отрывок из обвинительного заключе­ния. Выделите в нем параллельные синтаксические конструк­ции. Если найдете ошибки в употреблении причастных и дее­причастных оборотов, исправьте их.

Будучи привлеченным и допрошенным в качестве обвиняемого Свиридов В. В. виновным себя признал полностью и показал, что 18 декабря 2001 г. в 17 часов, будучи в нетрезвом состоянии, в районе остановки «Нефтебаза» он остановил такси и попросил подвезти его к дому по ул. Игарской. По приезде на ул. Игарскую он вышел из такси и пошел к своей бывшей жене, проживающей в доме № 13. Угрожал ли он ножом водителю такси, он не помнит. Но помнит, что в такси доставал нож. Побыв некоторое время у жены, он поехал к себе в об­щежитие. Подъезжая к автовокзалу, он попросил остановить такси и зашел на автовокзал, чтобы продать свой складной нож. Но находив­шийся там работник милиции отобрал у него нож, после чего он уехав к себе домой и лег спать.

Задание 6. Прочитав отрывок из обвинительной речи, пере­дайте его содержание, используя при этом причастные и дее­причастные обороты. Отметьте неблагозвучие, возникающее при употреблении причастий и деепричастий (они выделены).

Предварительное и судебное следствие много внимания уделило выяснению личности и образа жизни братьев Баскаковых. Что приве­ло их к преступлению? Бывает, что в какой-то семье случится беда. На помощь такой семье всегда приходит коллектив, товарищи по работе, товарищи по месту жительства. И если мать одинока и ей трудно, то с помощью людей она воспитывает хороших детей. Такого очень хоро­шего сына воспитала настоящая труженица - мать убитого Еруцкого.

Но в семье Баскаковых все было иначе. После ранней смерти отца их мать не захотела, да и не могла дать детям хорошего воспитания. На глазах у детей она вела пьяную, разгульную жизнь, нечистым спо­собом добывала деньги. В школе дети учились плохо, с трудом окон­чили пятый класс. И хотя расстались они со школой несколько лет на­зад, там о них вспоминают горьким и недобрым словом. Баскаковы проявили себя как хулиганы, портившие школьное имущество, оби­жавшие и избивавшие учеников младших классов, нарушавшие посто­янно школьную дисциплину. Чувствуя, что не могут воздействовать на Баскаковых, учителя шли домой, в семью, и пытались воздействовать на мать. Но безуспешно.

Недоучившись, вернее, ничему не научившись, братья Баскаковы бросают школу. Некоторое время поболтавшись без дела, они устраи­ваются, но не для того, чтобы познать великую цель жизни. Ни в од­ном коллективе долго они не задерживались. Приходили на новое ме­сто, уходили. Относясь к работе безразлично, не зная, что такое кол­лектив, Баскаковы переняли от матери ее взгляды и интересы и стали пьянствовать. И порой Юзеф Баскаков, напившись, поднимал руку на мать (М. Ф. Хаткевич).

Задание 7. Проследите, как введены деепричастные обороты в текст статей УПК РФ, какие функции выполняют (обознача­ют причину, условие, время действия) и чем осложнены (при­частным оборотом, однородными членами предложения или придаточным предложением); какую функцию выполняют эти добавочные структуры.

Судья, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности (ст. 34).

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу об­стоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознава­тель, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона (ст. 158).

Задание 8. В теме «Официально-деловой стиль» (с. 37-42) выделите предложения с параллельными синтаксическими кон­струкциями. Определите функции этих конструкций в тексте. Проследите, какие из них встречаются наиболее часто. Обрати­те внимание на то, что все деепричастные обороты соотносятся с подлежащим. Подобное задание выполните после прочтения отрывка из воспоминаний А. Ф. Кони о Ф. М. Достоевском (с. 139).

Задание 9. На основе наблюдений сделайте вывод, какие качества речи нарушает неумелое использование параллель­ных синтаксических конструкций. Сообщите об этом на заня­тии.

Задание 10. Проведите консультацию для следователей и су­дей по данной теме; покажите, насколько важно умение поль­зоваться параллельными синтаксическими конструкциями для грамотного, точного выражения мысли. Подумайте, какие во­просы могут вам задать, и приготовьтесь отвечать на них.

Задание 11. Обратите внимание на правильное использова­ние причастных и деепричастных оборотов в обвинительномзаключении по делу Поночовного, в обвинительном акте по делу Лаптенка, в приговоре по делу Герасимова. Определите их функции. Вьщелите ошибки, связанные с неточным употребле­нием деепричастных оборотов. Исправьте ошибки.