» » Крутицкое патриаршее подворье. Крутицкое подворье: островок старины в современной столице - Ольга Торбина В окрестностях подворья

Крутицкое патриаршее подворье. Крутицкое подворье: островок старины в современной столице - Ольга Торбина В окрестностях подворья

По легенде, возникновение мужского монастыря в княжеском селе Крутицы на левом берегу Москвы-реки предсказал князю Даниилу Московскому местный отшельник. Пророчество сбылось в 1272 году, когда закончилось строительство деревянного храма Святых апостолов Петра и Павла и монастыря при нем. Село Крутицы, а затем и местный монастырь получили свое название из-за прибрежных холмов, тянувшихся от Яузы до урочища Симоново и делавших берег реки столь крутым. Крутицкий монастырь еще при князе Данииле Александровиче вошел в Сарайскую епархию и стал по княжеской воле подворьем Сарайских епископов. Их главная резиденция находилась в Сарае, столице Золотой Орды, а сама Сарайская епархия была учреждена в 1261 году митрополитом Киевским Кириллом III. Епископы, помимо окормления русских пленных и обращения татар по дозволению хана в православие, выполняли серьезную дипломатическую миссию, были связующим звеном между Русью и Ордой.

В Крутицах епископы останавливались во время визитов ко Всероссийским митрополитам и великим московским князьям, пока не переехали в подворье насовсем. Это случилось во второй половине XIV века. На волне перемен Сарайскую епархию переименовали в Сарскую и Подонскую, а бывшие Сарайские владыки стали Сарскими. С того момента, по решению Московского Собора, Сарские и Подонские епископы становятся ближайшими помощниками Всероссийских митрополитов. Собор 1581 года постановил епископу Сарскому и Подонскому Геласию быть митрополитом. Вступив в новые полномочия, в 1591 году митрополит Геласий принял участие в разбирательстве дела об убийстве царевича Димитрия; именно Геласий отпевал престолонаследника.

После смерти юного сына Ивана Грозного смута росла и проникала в самое сердце Москвы. В это время, в начале ХVII века, Крутицкому подворью пришлось сыграть роль кафедрального собора России.

В 1611–1612 годах мимо Крутиц, удачно расположенных вблизи как сухопутной, так и водной магистралей, в сторону занятого поляками Кремля двигались народные ополчения. В каменном Успенском соборе подворья, а не в главном Успенском соборе Московского Кремля воины клялись крестным целованием, что спасут Русь или сложат головы. Не прошла мимо Крутицкого подворья и история раскольников-старообрядцев. На то, чтобы смирить известных расколоучителей, среди которых были протопоп Аввакум и диакон Феодор, много усилий положил митрополит Павел II (1664–1676), также известный как основатель богатой библиотеки подворья.

Упразднение патриаршества

Переломным в истории подворья становится момент, когда в России упраздняется патриаршество и под контролем Екатерины II проводится секуляризация. Так, в XVIII веке Сарские и Подонские архиереи утратили сан митрополитов, а сам титул «Сарский и Подонский» упразднился. Крутицкого епископа перевели в Казань, а бывшая Крутицкая епархия перешла в ведение Синодальной конторы. Часть сооружений подворья отошло военному ведомству, а имущество Крутицкой кафедры – Московской епархии.

Общий упадок с тех пор лишь усугублялся. Все подворье пострадало от разрушительного пожара 1812 года, особенно сильно выгорела Воскресенская церковь. Главнокомандующий Москвы А. П. Тормасов распорядился разобрать храм и подготовить пространство для создания жилых помещений, но за церковь вступился московский архиепископ Августин. Он ходатайствовал перед князем А.Н. Голицыным о сохранении храма, а Голицын доложил императору Александру I. Церковь спасли. Серьезное восстановление подворья должно было начаться позже, по желанию императора Александра II. Однако привести в порядок подворье не удавалось еще очень долго.

Печальной участи, постигшей православные храмы в советское время, Крутицам миновать не удалось. Богослужения прекращаются примерно в 1924 году, подворье подвергается грабежам, святыни — поруганию. Почти сразу после Великой Отечественной войны комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР пытается составить проект реставрации Крутицкого дворца, но не справляется с этой задачей. В 1964 году главный собор подворья передают Обществу охраны памятников, в 1968-м — филателистическому отделу издательства «Главкнига», а в 1980-х Общество охраны памятников (ВООПИиК) пытается разместить там экспериментальные научно-реставрационные мастерские. Следующим арендатором подворья, по решению Мосгорсовета народных депутатов, в 1982 году становится Государственный исторический музей, который использует храм под склад экспонатов. Все это время, помимо сменяющих друг друга арендаторов, на территории Крутицкого подворья хозяйствует военное ведомство, использующее бывшие монастырские стены как гарнизонную гауптвахту.

Серьезная реставрация началась лишь в начале 1990-х, после постепенного возвращения подворья Русской православной церкви. Богослужения возобновились в 1992 году. Сегодня подворье, кроме непосредственной религиозной деятельности, ведет издательскую деятельность и патронирует Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ.

В летописи Крутицкого подворья не встретить описания жизни прихода, нет и ярких сказаний о чудесах и подвижничестве. История Крутиц о другом, она рассказывает о непостоянной роли Церкви в жизни меняющегося государства.

Облик Крутицкого подворья

Первый Успенский храм был возведен в Крутицах в XIII веке. Сегодня нет достоверных свидетельств о том, как подворье выглядело до середины XVII века — того момента, когда его решили перестроить. В 1700 году был закончен новый Успенский собор в два этажа, выполненный из красного кирпича. В нижнем ярусе расположился теплый храм Свв. апостолов Петра и Павла, а в верхнем — летний с главным Успенским престолом. Позже, в 1895 году, был устроен придел Сергия Радонежского. Собор венчают пять куполов, символизирующих образ Господа в окружении четырех евангелистов. Справа от входа в нижний храм к зданию прилегает шатровая колокольня.

Примерно в это же время бывший Успенский храм перестроили и переосвятили в честь Воскресения Словущего (по В.И. Далю, «словущий» — «прославленный, знаменитый, славный»; «Воскресение Словущего» означает Воскресение Христово). Он стал усыпальницей епископов подворья.

Также во второй половине XVII века были достроены крытые переходы, которые ведут от покоев митрополита к Успенскому собору, рядом соорудили Крутицкий теремок. Зодчий О. Старцев, работавший над теремом, украсил это небольшое здание, расположенное прямо над Святыми воротами, необыкновенными многоцветными поливными изразцами с изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя, некоторых святых. А в 1719 году Крутицкий ансамбль решено дополнить набережными палатами.

При пожаре 1812 года достаточно сильно пострадали все три храма. Реставрация велась в середине XIX века по проекту архитектора Е. Д. Тюрина. К работе подключался известный архитектор К.А. Тон, создавший так называемый русско-византийский стиль храмового зодчества. Несмотря на затраченные усилия, до 90-х годов прошлого столетия восстановить памятники полностью не удавалось. В ходе реставраций частично раскрыта сохранившаяся живопись XIX века, прочие росписи выполнены заново.

October 8th, 2014

Крутицкое подворье было основано в XIII веке как резиденция епископов Сарайской и Подонской епархии. В годы татаро-монгольского нашествия в столице Золотой Орды, городе Сарай-Бату, была учреждена православная епархия, вероятно, хан с уважением относился к чужой вере и не препятствовал церковному окормлению уведённых в полон русских людей. Подворье на крутом берегу Москвы-реки (Крутицах) стало тогда временным пристанищем епископов.





1943-1944 гг.: https://pastvu.com/p/20089

Первый храм Петра и Павла в Крутицком подворье был построен ещё в 1272 году по велению князя Даниила Московского. Княжеское село Крутицы стояло на очень важных для Москвы древних путях, ведущих в Коломну и Рязань. Позднее, когда могущество татаро-монголов стало ослабевать, Крутицы стали постоянной резиденцией епископа Сарского и Подонского. Первым иерархом, получившим титул епископа Крутицкого, стал Преосвященный Вассиан. В XVI веке с учреждением патриаршества на Руси епископ Сарский и Подонский Геласий был удостоен сана митрополита, после смерти он обрёл последний приют на Крутицком подворье в крипте под нынешней Воскресенской церковью.

В 1612 году через Крутицы проходили ополченцы Минина и Пожарского, в Успенском Соборе они клялись освободить Москву от иноземных захватчиков или положить свои головы. Тогда подворье было настолько разграблено польскими оккупантами, что князь Пожарский написал о его "последнем оскудении и разорении".

Но тот же XVII век стал веком возрождения и расцвета Крутицкого подворья, ставшего одним из центров духовного просвещения России. Митрополит Павел II основал в Крутицах библиотеку, здесь монахи трудились над переводом книг Священного Писания с греческого на русский язык, позднее сюда перевели духовную семинарию Вяземского монастыря.

При владыке Павле в Крутицах появился один из первых в Москве декоративных садов с фонтанами и диковинными растениями. В 1665–1689 годах был возведён новый Успенский собор, а древний Успенский храм перестроен в большую крестовую палату. В 1693–1694 годах сооружены Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор. По преданию, из окон этого теремка Крутицкие архиереи благословляли собравшийся на площади народ, любовались видом Москвы, а также раздавали милостыню нищим. В 1719 году ансамбль дополнился набережными палатами. Помимо священников в штате подворья числились ключари, певчие, псаломщики, пономарь, исполатчики, посошники, орлейщики, кафедрщики, сторожа.

С упразднением патриаршества исчезло и право Сарских и Подонских архиереев именоваться митрополитами. В 1764 году здания Крутицкого подворья, за исключением Успенского собора, были переданы военному ведомству. Десятилетиями здесь квартировали различные воинские подразделения. А Крутицкому Успенскому собору положено было быть приходской церковью при оставлении из соборных служителей лишь одного священника.

Во время наполеоновского нашествия храмы были разорены и осквернены, уничтожен иконостас, пострадали фрески на стенах. Впрочем, и после изгнания неприятеля и окончания Отечественной войны над архитектурным ансамблем висел дамоклов меч. В 1816 году по приказу московского главнокомандующего Толмасова началось переоборудование Воскресенской церкви под казармы и конюшни, и только вмешательство императора остановило разборку храма.

Реставрационные работы проводились в Крутицах в 1833–1868 годах при участии известных архитекторов Евграфа Тюрина и Константина Тона, но подворье так и не вернуло былого величия. После Великой Октябрьской социалистической революции и вовсе начались гонения на священников, службы в Успенском соборе прекращены, церковная утварь разграблена. Успенский собор был перестроен под общежитие Московского военного округа. В 1936-1938 годах храм Воскресения перестроили под жилой дом, а на месте кладбища устроили футбольную площадку.

Только в 1947 году начались работы по реставрации Крутицкого архитектурного ансамбля, которые возглавил Петр Дмитриевич Барановский. В 1960-1980-е годы здания подворья занимали различные организации: Общество охраны памятников, филателистический отдел Главкниги, экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны памятников (ВООПИиК), филиал Государственного Исторического музея. Храм Петра и Павла некоторое время использовался как клуб. Но, помимо учреждений культуры, на территории по-прежнему размещалась Московская гарнизонная гауптвахта. В 1953 году в ней содержался арестованный Лаврентий Берия.

С 1991 года постройки Крутицкого подворья стали возвращать Русской Православной Церкви. Запущенная территория благоустраивалась, только с бывшего кладбища вывезли почти сто самосвалов строительного мусора. Возрождение духовной жизни древнего подворья началось с апреля 1992 года, когда в Воскресенском храме было совершено первое после перерыва в несколько столетий богослужение. Когда храм открылся для верующих, у него ещё не было крыши, а подняться на второй этаж можно было только на строительном лифте.

В Успенском соборе художники-реставраторы открывали старинную настенную живопись, скрытую под слоем побелки и краски. Купола покрыли медью, старые кресты заменили на новые, позолоченные. Резной иконостас храма, покрытый сусальным золотом, был выполнен артелью вятских мастеров. Художники заново расписали алтарь и арку, в антикварном магазине были приобретены иконы. Шатровое крыльцо и кровля крутицких переходов также нуждались в ремонте. В набережных палатах открылись трапезная и приходская библиотека. На территории поставили новые фонари и скамейки, а вот булыжная мостовая XIX века была сохранена.

Ещё в 1991 году Крутицкое подворье было передано в распоряжение Всецерковного Православного молодежного движения, позднее преобразованного в Синодальный Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви. Указом патриарха Алексия в ведение Отдела были переданы храмы подворья и его гражданские постройки.

С многовековой историей Крутицкого подворья можно ознакомиться на сайте:
http://www.krutitsy.ru/

Добраться сюда можно пешком от метро "Пролетарская". Во дворах крутицкого Вала и 2-го Крутицкого переулка сохранилась дореволюционная деревянная и кирпичная застройка.


Крутицкий Вал. 1965 год: https://pastvu.com/p/54720


1-й Крутицкий переулок. 1955-1965 гг.: https://pastvu.com/p/66740

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах (1665–1689 гг.) с нижним храмом Петра и Павла, построен Осипом Старцевым. В 1895 году к собору добавлен придел святого Сергия Радонежского. Успенский собор из красного кирпича достигает высоты 29 метров, его венчает традиционное пятиглавие, символизирующее образ Господа нашего Иисуса Христа в окружении четырех евангелистов. Это самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах, к храму примыкает шатровая колокольня "о шести пролетах". Интересная особенность храма в том, что луковичные главки также выложены из кирпича.


1882 год: https://pastvu.com/p/20068


1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/71564


1965-1968 гг.: https://pastvu.com/p/19525

По кирпичам с маркировкой видно, какие постройки были реконструированы


А это на память от служивых из внутренних войск, дембелей 1992 года

Крутицкий теремок и Воскресенские переходы (1693–1694 гг.), соединяющие палаты и собор, облицованы с внешней стороны многоцветными поливными изразцами. При сооружении теремка использовано примерно 1500–2000 изразцов, изготовителем которых предположительно был мастер Степан Иванов. Святые ворота украшены фресками с изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя и некоторых святых. Строительные работы велись под наблюдением выдающегося русского зодчего XVII века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалева.


Крутицкий терем. 1884 год: https://pastvu.com/p/24574

Храм Воскресения Словущего на Крутицах (Крестовая палата), построен в 1650-е годы на фундаменте начала XVI века. Нынешнее здание Воскресенской церкви состоит из подвала с захоронениями Крутицких митрополитов, подклета и верхнего яруса. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году.


Храм Воскресения, перестроенный под жилой дом. 1985 год: https://pastvu.com/p/154869

Митрополичьи палаты (1655-1670 гг.) представляют собой двухэтажное кирпичное здание со стенами толщиной 115-120 сантиметров, к южному фасаду здания примыкает изящное крыльцо 1727 года. На первом этаже, очевидно, располагались хозяйственные и иные служебные помещения, на втором - парадные и жилые. Здание отреставрировано П.Д.Барановским.

Набережные палаты (1719 г.) долгое время использовались как воинские казармы и место содержания арестантов. В одном из зданий Крутицкого подворья в 1834 году находился в заключении философ Александр Герцен, арестованный за вольнодумные социалистические идеи.


Набережные палаты. 1982 год: https://pastvu.com/p/147439

Корпус митрополичьих приказов (Приказные палаты) второй половины XVII века с братскими и певческими кельями. Позднее здание занято под воинские казармы, с 1922 года называвшиеся Алёшинскими. В советское время палаты занимала гарнизонная гауптвахта, выведенная отсюда в 1996 году. Сейчас здесь находятся административные помещения Синодального Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Множество замечательных памятников культуры и достопримечательностей можно встретить в Москве. Прогуливаясь по ее центру, стоит познакомиться со многими объектами культурного наследия и увидеть большое количество интересных вещей. Их история обычно тесно связана с историей самого города, поэтому особенно интересно узнавать ее. Множество маршрутов проложено в столице, чтобы осмотреть важные достопримечательности. Одна из них - это Крутицкое подворье в Москве. В статье пойдет речь о том, что же это за объект, будет рассказано о его истории и некоторых интересных фактах, связанных с ним.

Крутицкое подворье в Москве - общие сведения

Для начала стоит разобраться, что же собой представляет Крутицкое подворье. Во-первых, нужно отметить, что это особый памятник архитектуры. Во-вторых, это исторический памятник. Он был заложен еще в XIII веке. Изначально он выполнял функции монастыря, а затем стал резиденцией, где проживали епископы. Одно время он даже являлся одним из филиалов Государственного исторического музея. Располагается подворье в историческом центре Москвы, в Таганском районе. Здесь можно часто увидеть посетителей, поскольку Крутицкое подворье в Москве включает в себя несколько объектов, которые всегда интересуют людей, как местных жителей, так и туристов.

Многие интересуются и происхождением названия этого места. Считается, что слово «крутицы» означает возвышенность, а это место как раз находится на высоком берегу чуть ниже устья Яузы. Теперь стало понятно, что собой представляет Крутицкое подворье в Москве. Как добраться сюда? Такой вопрос интересует многих. Он обязательно будет рассмотрен несколько позже. Это место известно своей красотой, здесь можно не только познакомиться с достопримечательностями, но и просто прогуляться и насладиться необыкновенно красивыми видами.

Какие объекты включает подворье

Таким образом, мы немного познакомились с этим местом и рассмотрели общие сведения о нем. Теперь стоит немного рассказать о том, что же можно увидеть, посещая Крутицкое подворье в Москве. Здесь располагается сразу несколько объектов, каждый из которых представляет отдельный интерес. Все эти объекты являются памятниками культуры и хранят собственную историю. Итак, подворье включает:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах (построен в 1700 году).
  • Крутицкий теремок и Воскресенские переходы (созданы в XVII веке).
  • Митрополичьи палаты (построены в конце XVII века).
  • Храм Воскресения Словущего на Крутицах (возведен в XVII веке).
  • Корпус митрополичьих приказов и другие объекты.

Теперь стало понятно, что же включает в себя подворье, а также чем оно известно. Почти все строения, находящиеся здесь, относятся к XVII веку. Посмотреть их и узнать их историю будет очень познавательно для каждого человека, пришедшего сюда. Теперь стоит подробнее рассказать о некоторых объектах, которые представляют наибольший интерес.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах

Итак, стоит подробнее рассмотреть этот замечательный собор. По некоторым данным, собор существовал еще в середине XV века, однако тогда он носил другое название. В начале XVI века храм был перестроен и получил уже современное название. В этот собор стал практически центральным в то время как кремлевские соборы были захвачены поляками.

В 1655 году было принято решение о реконструкции здания собора и его строительстве в камне. К концу XVII века строительство было завершено, и произошло освящение собора. Постройка очень интересна своей архитектурой.

Однако после революции произошли значительные изменения, и в 1920 году собор закрыли. Здесь было решено создать жилые помещения, в результате вся живопись, которая находилась на стенах храма, к сожалению, была закрашена. С 60-х годов XX века храм использовался в качестве производственного помещения, а затем перешел к Историческому музею и некоторое время был его филиалом.

С 1993 года здесь снова проводились богослужения. Сейчас ведется реставрация некоторых частей храма.

Крутицкий терем

Теперь стоит поговорить о еще одном важном объекте, находящемся в Крутицком подворье. Это целая часть всего комплекса, которая состоит из таких элементов, как святые врата, а также терем, который располагается непосредственно над воротами.

Сегодня два известных режиссера - Павел Лунгин и Андрей Эшпай- снимают фильмы о жизни Ивана Грозного, а в Московском Кремле проходит выставка "Вера и власть" об эпохе Ивана Грозного.

А. Эшпай работает над 16-серийным телефильмом о "грозном" царе. Съемки идут на Крутицком подворье. Оно чудом уцелело в модернизированной Москве. Красная кирпичная кладка свидетельствует о ХVII веке. К территории подворья примыкает бывшее здание тюрьмы, где гримируются артисты, занятые в фильме. Артистов гримируют по несколько часов, особенно царя: "время было бородатое".

Погода меняется ежечасно: то надвигается туча, то выглядывает солнце. "Только что был световой режим", - озабоченно говорит Андрей Эшпай. Мы идем в теплый вагончик, где Андрей Андреевич рассказывает о своем проекте.

Почему для фильма выбран образ Ивана Грозного из всей истории России? Почему информация о царствовании Ивана Грозного востребована в наше время и сейчас вы и Павел Лунгин снимаете фильм об Иване Грозном?

Фильм Павла Семеновича Лунгина о взаимоотношениях митрополита Филиппа, которого играет замечательный артист Олег Янковский, и царя Ивана Грозного.Что важнее: христианские заповеди или интересы власти? Это определенный отрезок жизни, причем яростный. Филипп пошел на христианский подвиг, с надеждой остановив Грозного в период опричнины.

- А на чем базируется ваша концепция?

Иван Васильевич прожил 54 года. Это сильная одаренная натура. С другой стороны, это человек - легенда, он - наполовину вымышленная фигура. Мы снимаем для канала "Россия" 16 серий. Иван Грозный - фигура чрезвычайно противоречивая, важная для истории России. Он был сложен для общения с окружающими. Русское Средневековье, которое мало было показано у нас в кино, - сложнейший этап, который и должен быть отражен в кино. Средневековье - максимальное проявление всех свойств человека - от самых благородных до самых дьявольских. Все, что есть в человеке, в средние века было выявлено максимально. Иван Грозный хотел распространения православия по всей Европе, чтобы оно стало доминирующей религией. Это было его очередным безумством, так как это было невозможно. Реализация идеи обернулась человеческими жертвами.

- Ваша версия: почему Иван впал в безумие?

Умерла царица Анастасия, первая его жена, ушел из жизни митрополит Макарий, который был канонизирован. Иван остается один. От этого стал еще больше погружаться в религию.

- Почему раньше к этой теме не обращались?

Никто не предлагал. Реализация темы Средневековья, безусловно, требует затрат. Российский кинематограф только-только начал зарождаться. Работая над фильмом, вольно или невольно держишь в уме современную жизнь. Остается проблема объединения страны, борьба с сепаратизмом. Такая деталь, как глашатай, который объявлял приказы на улице при царе, связана с нашим временем: глашатай - современный диктор. Для меня сегодняшнее мое занятие - изучение времени. С точки зрения жестокости времени ХХ век был более жестоким, чем XVI. Просто в XVI веке все было на виду, хотя такого количества оружия, как в ХХ веке, не было. И второй момент: долгое время в Советском Союзе поколения были воспитаны на том, что история начинается с 1917 года. Чтобы двигаться вперед, надо погрузиться в прошлое, разобраться, что было там.

- Как, на ваш взгляд, религиозность Ивана Грозного сочеталась с тиранством?

Когда он остался один, то еще больше стал погружаться в религию. Тогда были иные параметры отношений, было совсем другое понимание мира и отношений к миру, к боли, к смерти.

- Как вы относитесь к разговорам о канонизации Ивана Грозного?

Есть такие разговоры. Они меня не очень интересуют, это вопрос внутрицерковный. Я глубоко в эту материю не погружался. Но в то же время человек с другими качествами не смог бы объединить Русь: надо было обладать чрезвычайной личностью, чтобы объединить сильных людей, держать вместе бояр.

- Сколько актеров играют Ивана Грозного?

Грозного-мальчика, цесаревича, играет сын Макаревича - Иван, в нем есть сходство, неистовость, эмоциальность. Саша Дементьев - актер удивительной внутренней пластики, в нем есть обаяние, с другой стороны, жесткость и большой возрастной диапазон. Он играет зрелого царя Ивана Грозного.

- Почему в фильме играют малоизвестные актеры?

Да, снимаются актеры немедийные. Я исходил из того, чтобы эта работа заново открыла то время и новые лица. Мне важно не просто актерское пополнение - хотелось создать такую эстетику фильма, чтобы открылись новые лица. Эта попытка соединить пышность костюмов с психологизмом актеров.

- Трудно было найти в Москве натуру?

XVI век - здания из красного кирпича. Такие найти трудно. Крутицкое подворье - островок культуры того времени. Снимали еще под Москвой, в Алабино.

- Какие у вас отношения с фильмом об Иване Грозном Сергея Эйзенштейна, снятым в сороковые годы?

Мой Грозный должен быть гораздо сильнее раскрыт изнутри...

И, пользуясь случаем, еще один вопрос: вы возглавляете жюри фестиваля Белорусского национального фильма? Чем вас радует или огорчает этот фестиваль?

Это фестиваль чисто внутренний, белорусский. Фестиваль проходит в Бресте. Он очень интересный и содержательный. Мы дали главный приз Галине Адамович за потрясающий фильм. Национальное белорусское кино постепенно становится на ноги.

Актриса Мария Шашлова , исполнительница главной роли Анастасии, рассказывает:

Я работаю в студии театрального искусства под руководством С. Женовача. В кино снимаюсь впервые. Очень долгими были пробы. Тогда много говорили о роли. Историки расходятся в отношении образа Анастасии. Кто-то приписывает ей большое влияние, но ясно одно: жизнь царя очень изменилась после ее смерти.

Актер Александр Демидов , исполняющий роль Ивана Грозного, дополняет:

Мой герой - глубоко мечущийся человек, на него влияла несомненно та обстановка, которая сложилась в его детстве, - предательства, убийства. Так что просто назвать его зверем никак нельзя. Если бы у Ивана Васильевича был выбор, он ни за что не стал бы царем... Ему постоянно приходилось решать проблемы - на Русь наступали враги. Грозный побил ливонцев, взял Казань, объединил страну. Главный вывод, который я сделал во время съемок, - России и сегодня нужно заглянуть внутрь себя.

"Фотографировать категорически запрещено," - так и написано на "Доске информации". Речь идет о территории Крутицкого подворья не только внутри помещений, но и снаружи. Конечно, все фотографируют. Многие подходят к священнослужителям и просят дать им "благословение" на фотографирование, и я не вижу проблемы, если условием для разрешения фотосъемки является соблюдение определенных правил, как, например, не фотографировать во время службы, не фотографировать прихожан или настоятелей, не фотографировать предметы интерьера и т.д., в том же духе. Но все эти условия можно было бы написать на "Доске информации", не принуждая туристов к обязательному общению со священнослужителями. Конечно, в чужой монастырь (в прямом и переносном смысле) со своим уставом ходить не следует, но, на мой взгляд, просить, чтобы для тебя сделали исключение, ставит человека в неудобное положение, причем, не только просящего. Кроме того, чувствовать вину за нарушение запрета обречены все те, кому не подходит православное благословление. Я имею ввиду, прежде всего, людей других вероисповеданий, но также тех, у кого, может быть, мало времени на поиски священника, или тех, кто предполагает, что им будет отказано в благословлении из-за неправильного дресс-кода. Возможно, я уделю внимание этой теме отдельно. Так или иначе, я нажала на кнопку без благословения, а также без наводки, настройки и зума, потому что без благословления фотографировать было как-то неудобно, а не сфотографировать этот объект культурного наследия просто невозможно.

Крутицкий теремок - пожалуй, одна из ярчайших достопримечательностей Москвы. Теремок - это помещение над парадными (Святыми) воротами, откуда митрополиты благословляли народ и раздавали милостыню. Фасад терема облицован более полуторастами плоскими и рельефными поливными изразцами, составляющими панно с декоративным узором: нежнейшими полевыми цветами и травами, фантастическими животными и скульптурным изображеним виноградной лозы.


Но сначала несколько слов о подворье.
Крутицкое подворье было основано во время татаро-монгольского завоевания в XIII веке. Бывший в неплохих отношениях с Золотой Ордой, князь Александр Невский, ходатайствовал перед правителями Орды об учреждении православной епархии в столице Сарае, и в 1261 г. такая епархия была учреждена. Сын Александра Невского, князь Даниил Московский, пожаловал Сарайским (Сарским) епископам землю недалеко от Москвы, чтобы те останавливались там по пути в Москву, а также, вероятно, с целью укрепления подходов к Москве от татарских набегов, потому что местом для подворья был выбран естественный барьер - крутой берег Москвы-реки, отсюда и название. По одной версии, монастырь уже существовал, основанный Даниилом Московским, по другой - его основал греческий летописец Варлаам, приехавший сюда вслед за Сарскими епископами из Византии. Так или иначе, но подворье разрослось, его обнесли высокой каменной стеной с 4-мя угловыми башнями, от разгромов спасали охранные грамоты хана, и влияние монастыря постепенно усилилось.

В XV веке, когда Орда потеряла могущество, резиденцию епископов перенесли в Крутицы, и титул стал называться "епископ Крутицкий, Сарский и Подонский". В XVII веке Крутицкие епископы были возведены в сан митрополитов. Интересно, что во время Русско-польской войны в Смутное время, Крутицкий Успенский собор играл роль главного собора страны, и ополченцы Минина и Пожарского клялись в нем крестным целованием освободить Москву от захватчиков.

Время расцвета подворья - XVII век. К концу XVII - началу XVIII века было создано большинство дошедших до нас зданий (Успенский кафедральный собор с колокольней и нижней церковью св. Петра и Павла, ворота и терем, стена-переход, сушильная палата и приказная палаты, митрополичьи палаты (XIV - XVIII вв), набережные палаты, стены и башни). Архитектурный ансамбль создавался в едином стиле. Заслуга принадлежит зодчим Осипу Старцеву и Иллариону Ковалеву.

Владения расширялись, доходы увеличивались и Бог благоволил, пока не наступила эпоха реформаторов. Вначале Петр I упразднил патриаршество, что понизило митрополитов в ранге до епископов, потом Екатерина II перевела Крутицкую кафедру во владение Синодальной конторы, и скоро вовсе упразднила епархию. Успенский собор превратился в приходскую церковь, а все другие помещения были переданы Военному ведомству. Казну и имущество Крутицкого монастыря перевезли в Чудов монастырь. После 1798 г. история подворья как церковного учреждения прерывается вплоть до 1991 г., когда церкви была передана часть зданий. Что с ними происходило и как они выглядели в разное время - скажу и покажу позже. В настоящее время на территории подворья располагается Отдел по делам молодежи РПЦ.

Слева направо: митрополичьи палаты, парадные ворота с теремом, колокольня и Успенский собор. Здания капитально рестарированы в 1950-1984 гг. выдающимся советским архитектором-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским.

Толщина стен первого этажа митрополичьих палат доходит до 120 см., на втором этаже - до 115 см.

Справа - фруктовый сад, в этом году было много абрикосов.

Но вернемся к Крутицкому терему и полюбуемся на изразцы.

В архивах сохранились бумаги любопытного судебного разбирательства, возбужденного стряпчим митрополита Сидором Бухваловым против строителей терема отца и сына Старцевых. Митрополит заподозрил, что работники получили больше деньги за изразцы, чем им следовало бы выделить, потому что количество сделанных изразцов было завышено. Ответчики оправдывались тем, что для заполнения облицовочного рисунка им пришлось откалывать куски от целых изразцов.

Детали.

Мой объектив не расчитан на большое увеличение, но мне так нравятся эти улитки и лебеди, что пусть будет так.

Кто же мастер? По общепринятой версии - белорусский изразетчик Степан Полубес (Иванов), работающий в Москве и окрестностях и создавший множество замечательных изразцовых орнаментов в период между 1670 и 1790 годами. Но ключевое слово здесь - версия.

В 1913-1914 гг. Крутицкий Терем был впервые отреставрирован. Древние изразцы промыли, испорченные заменили на новые. Роспись XVII века была подновлена.

Воскресенская церковь - самое древнее частично сохранившееся строение подворья (сохранился белокаменный подвал XV в., подклет и придел св. Николая - XVI в.). С другой стороны, это самая перестроенная церковь, потому что после передачи подворья Военному ведомству, ее начали разбирать. Успели разобрать главу и своды, после чего решили снова восстановить. В проекте восстановления церкви и преобразования архитектурного ансамбля подворья в XIX в. принимали участие архитекторы Е. Д. Тюрин и К. А. Тон. Но церковь оставалась без целевого использования (ее использовали как склад). В 1936-1938 гг. ее перестроили в жилой корпус. Реставрирована Барановским.

Сушильная палата. Рядом - Крутицкий казенный приказ/Приказные палаты (не сфотографировала). Обе палаты до 1798 г. принадлежали церкви и позже были преобразоваты в казармы (по названию места - Крутицкие; в 1922 г. были переименованы в Алешкинские). При Николае I здесь размещался жандармский корпус графа Бенкендорфа, казармы выполняли в т.ч. функцию тюрьмы. В 1834 - 1835 г. в казармах сидел Александр Герцен: "В монашеских кельях, построенных за триста лет и ушедших в землю, устроили несколько светских келий для политических арестантов. В моей комнате стояла кровать без тюфяка, маленький столик, на нём кружка с водой, возле стул, в большом медном шандале горела тонкая сальная свеча. Сырость и холод проникали до костей".

Военные ведомства сменяли друг друга (Московский внутренний гарнизонный батальон, батальон 12-го гренадерского Астраханского полка, 6-я школа прапорщиков, воинская часть Московской пролетарской дивизии; в советское время, до 1995 г. - гауптвахта Московского гарнизона). Потом здесь был филиал Государственного Исторического музея. Сейчас - помещения церкви.

Здание повреждено пожаром в 2009 году.

Успенский собор - двухэтажный, неоднократно перестраивавшийся, и к концу XIX века ставший малоузнаваемым. В советское время здесь было общежитие. В 1965 г. здание было передано обществу охраны памятников. Отреставрировано Барановским. Интересная деталь, не только вся церковь выложена из красного кирпича, но и главы собора тоже.

Галерея, церковь Успения и шатровая колокольня. Галерея ведет к парадным воротам. Над столбами галереи также вделаны изразцы.

Двор.

Х.В. Фабер дю Фор. "Москва, 8 октября 1812 г.", литография, 1830-е гг. Крутицы справа.


http://www.archnadzor.ru/2011/10/19/krutitsy/

К началу XX века ансамбль подворья дошел в разрушенном состоянии. Пожалуй, самым сохранным был Терем. Требовалась грандиозная реставрация.

"Крутицкий дворец мы застали в плачевном состоянии - теремок завалился, переходы чудом не падали - крен был большой. Петр Дмитриевич [Барановский] сам подкосы ставил. Самое неотложное было - выпрямить их, укрепить фундаменты..." (из статьи Н. Коршуновой, "Реставратор"). Фотография 1943- 1944 г.


http://oldmos.ru/photo/view/20089

1900-1910 г.


http://oldmos.ru/photo/view/24605

1896 г.

http://oldmos.ru/photo/view/41980

Успенская церковь в 1882 г. Обратите внимание на форму глав и отсутстие крыльца.



www.v-andreev.livejournal/329617.html

Митрополичьи палаты до реставрации, кадр во время съемок фильма "Война и мир", 1964-1965 г.

http://oldmos.ru/photo/view/83388

Митрополичьи палаты после реставрации 1950-1957 г.


http://oldmos.ru/photo/view/53919

Двор гауптвахты, 2000 г. Фотография постановочная, это кадр из фильма "Брат-2", но колючая проволока ограждения гауптвахты оставалась еще долго.

Рядом, на Арбатецкой улице, деревянные однооэтажные дома бывшего квартирно-эксплутационного управления Московского военного округа - также памятники архитектуры. В прошлом году один из домов сгорел. Честно говоря, я запуталась, какие казармы Алешкинские, а какие Крутицкие, видимо все здания, переданные военному ведомству, автоматически унаследовали название Алешкинские после Крутицких. На сайте истории Таганского района написано, что Крутицкие казармы - это ул. Арбатецкая, дома 2/28, с1 и с 4.


http://drug-off.livejournal.com/100247.html

Как видно, в том, в том как выглядит Крутицкое подворье сейчас, колоссальная заслуга Петра Дмитриевича Барановского. Ему установлена памятная доска на территории подворья. Написано "Великому реставратору".

Петр Дмитриевич Барановский на Крутицких переходах, 1950- 1957 г.